7.История мировоззрений о здоровье и здоровом образе жизни. История развития представлений о здоровом образе жизни


7.История мировоззрений о здоровье и здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума[1].

Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизни

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций[2], для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности[3].

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья[4].

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях[3]:

социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;

инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

8.Роль поведенческих факторов в формировании здорового образа жизни

По данным ВОЗ, из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются особенности профессиональной, общественной и социально-культурной деятельности человека. В качестве основных особенностей при этом выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Главное в образе жизни человека - то, как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и формы жизнедеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения. Образ жизни, обусловленный в значительной степени социально-экономическими условиями, зависит от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма.

Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

Т.о., ЗОЖ можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья.

В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода.

Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды

ЗОЖ и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения.

Другой подход - качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. ЗОЖ в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования ЗОЖ выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым.

Таким образом, при выполнении общих рекомендаций по формированию здорового образа жизни, человек должен проявлять и творческий подход к своему здоровью.

Можно выделить следующие основные направления в деятельности по формированию ЗОЖ:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

studfiles.net

1.1 История развития представлений о ЗОЖ. Формирование здорового образа жизни у обучающихся на уроках физической культуры в начальной школе

Похожие главы из других работ:

Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста

1.1 История развития ритмической гимнастики

Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру...

Игра как одна из важных форм обучения младших школьников

1.2 История развития игры

Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия...

Игрушка как социокультурное явление

1. История развития игрушки

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Игрушка - это феномен (предмет) культуры...

Индивидуальные особенности обучения школьников

1. История представлений об индивидуальном подходе к ученикам

Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям...

Использование лепки на уроках изобразительного искусства

1.1 История развития скульптуры

Скульптура - один из древнейших видов человеческой деятельности. Она идет от тех первобытных времен, когда наши предки выдалбливали сосуды для воды и с наивной непосредственностью, может быть, концом кремня, на черепках...

Методика изучения раздела "Графика" в 8 классе

1.1 История развития графики

К основным характеристикам многообразия мира, в котором мы существуем, относятся форма и размер окружающих нас предметов. Попытки отобразить эти признаки предпринимались с незапамятных времен...

Направления и тенденции развития образования в России и за рубежом

1.1 История развития образования за рубежом

Образование является одной из важнейших сфер современного общества. В зависимости от того, как функционирует система образования можно оценить культурное состояние общества. В современном мире образование стало доступнее...

Преподавание раздела "Графика" в 8 классе

,1.1 История развития графики

К основным характеристикам многообразия мира, в котором мы существуем, относятся форма и размер окружающих нас предметов. Попытки отобразить эти признаки предпринимались с незапамятных времен...

Проблема формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет в современной педагогике

Глава 1. История становления и развитие проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет

...

Развитие двигательной активности при помощи футбола

1.2 История развития футбола

Футбол - самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История "ножного мяча" насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока (Египет, Китай)...

Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста в детском саду

3. Требования к уровню развития количественных представлений детей в среднем дошкольном возрасте. Пути, средства и методы и формы педагогической работы с детьми данного возраста по формированию у них количественных представлений

количественный представление дошкольный число Задачи по развитию количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста отражены в программе «Пралеска» в блоке «Я и мир вокруг меня» раздел «Мир науки» - «Математика» в подразделе...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

2.2 Дидактические упражнения для развития пространственных представлений

Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача...

Система проблемных уроков по теме "Основной капитал предприятия" при изучении дисциплины "Экономика предприятия"

1.1. История развития и становления

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А...

Специфика дополнительного образования в коррекционной школе 8 вида

1.2 История развития специального образования

Специальные коррекционные школы для детей с отклонениями в развитии, являются одним из звеньев общей системы образования, и определяет социальное и правовое положение лиц с отсталостью в развитии в обществе. Сейчас закон говорит о том...

Функциональная линия в стандартах школьного образования

§2. История развития стандартов

История стандарта непродолжительна, это достаточно новый передовой педагогический инструмент - стандартам всего 25 лет. Первым был американский стандарт по математике. Он был создан по инициативе учителей в Ассоциации учителей математики США...

ped.bobrodobro.ru

История мировоззрений о здоровье и здоровом образе жизни.

Читайте также:
  1. III. История и психология естественного символа
  2. А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.
  3. Адвокатура: понятие, история развития и
  4. Анализ и классификация факторов, влияющих на здоровье человека.
  5. Бытовой уровень. Что такое счастье и смысл жизни.
  6. В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ВЕС
  7. В здоровом теле здоровый Дух
  8. В тот момент я осознала, насколько гениальна и разрушительна его теория жизни. Теория жизни Свободного Ублюдка.
  9. В48. Организация Объединенных Наций: история создания, принципы, цели и структура.
  10. Влияние климатических факторов на здоровье человека

ЗОЖ — это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Восточная медицина (3000-300лет до н.э.) – болезнь – это грех. Врач не тот, кто лечит, а тот, кто не допускает возникновения заболевания. Позднее Бернард Шоу – «Здоровое тело – продукт здорового рассудка».

Древнеиндийское философское учение ЙОГА (10век до н.э.) направлено на изучение причин здоровья. Йога учит человека быть здоровым физически и духовно, учит дисциплине ума и тела. «+» относился к этой системе академик Павлов. Древнейшим памятником и источником изучения причин здоровья может служить мед.наука древней Индии АЮРВЕДА (перевод – научное знание).Учит воспринимать самое благоприятное в жизни и избегать неблагоприятных явлений. Ключ к управлению телом лежит в нашем сознании.

В странах Древнего Востока, затем и античного Средиземноморья (3000 до н.э. – 5век) существовал культ здоровья. Рассматривает человеческий организм как единое целое, не разделяя его на отдельные системы. Мировоззрение Древней китайской медицины составляло учение о двух противоположных началах: ян (всё горячее, яркое, энергия со знаком «+») и инь (всё негативное, холодное, темное, энергию со знаком «-»). Эти две силы существуют в единстве и в борьбе друг с другом.

Ученый-энциклопедист Средней Азии Абу Али Ибн Сина (980-1037) считал, что нужно изучать здоровье здорового человека, а основным методом врачебного познания считал наблюдения и опыт. Говорил, что психический фактор влияет на здоровье.

Представители Салернской медицинской школы (Европа) в 11 веке рекомендовали желающим избавиться от лишнего веса «принимать ванны» из раскаленного песка. Конец 19 века – врачи Петербургской медико-хир. академии были успешно защищена первые докторские диссертации, посвященные влиянию пара на организм человека.

Первые теории патологии медицины: 1.Гуморальная теория Гиппократа (460-377 до н.э.) – болезнь есть неправильное смешение 4-х жидкостей организма. Здоровье – гармония жидкостей. 2.Солидарная теория патологии Асклепиада (128-56 до н.э.) – при засорении, сокращении, расширении пор (канальцев) организма нарушается свободное движение атомов, что приводит к болезни. 3.Хим. теория патологии Парацельса – процессы, происходящие в организме – химические. Все болезни происходят от расстройства хим. процессов.

Новый период в развитии патологии – 18 век – пат. анатомия. Начало положил итал. Врач Морганьи – органная тория заболеваний. Касавье Биша (1771-1802) – тканевая теория патологии. Рокитанский (1804-1878) – основная причина болезненных явлений считал нарушение в составе и соотношении жидкостей, соков человеческого организма.- гуморальное направление. Сеченов – материалистическое учение о высшей нервной деятельности. Главное положение – целостность организма и его единство со средой (единство биологического и социального).

 

| следующая лекция ==>
Общественное здоровье и здравоохранение как наука. Понятие о социальных болезнях | Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

refac.ru

Процесс формирования здорового образа жизни личности в истории педагогики Текст научной статьи по специальности «История образования и педагогики. Персоналия»

Т.А. Янбухтин

Процесс формирования здорового образа жизни личности в истории педагогики

В статье рассмотрены взгляды отдельных известных отечественных и зарубежных философов, мыслителей, педагогов, медиков на важность ценностей здорового образа жизни для человека как личности и как члена общества. Особое внимание уделено состоянию проблемы в современном российском обществе, связанной с социальными особенностями реализации человеческих способностей в спортивно-оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, личность, история педагогики, физическое воспитание, «спорт для всех».

В основу нашего исследования положены научные работы, рассматривающие содержание и значение физической культуры как вида культуры общества и личности (В.К. Бальсевич, Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, Н.А. Пономарёв, Ю.В. Салов, С.С. Филиппов).

На основе изучения научно-педагогической литературы мы сделали вывод, что практически во все времена, во всех государственных образованиях проблемы культуры духа и тела в той или иной мере вызывали активный интерес.

В эпоху древних цивилизаций: в спартанской, афинской и римской (рабовладельческих) системах обучения и воспитания, этим вопросам (в особенности военного и физического воспитания) уделялось повышенное внимание. Живший в этот период (У-1У вв. до н.э.) великий древнегреческий врач и прогрессивный мыслитель Гиппократ в своих трудах неоднократно подчеркивал огромную значимость здорового образа жизни в укреплении здоровья эллинов. Он особо подчеркивал значение образа жизни и роли внешней среды в этиологии заболеваний. В сочинении «О воздухе, водах и местностях» Гиппократ утверждал, что большинство болезней зависит от действий, поступков, мыслей человека, условий его жизни и природных факторов. Именно конкретная окружающая обстановка, труд, индивидуальные наклонности личности определяют заболевание [2].

Свою систему взглядов на здоровый образ жизни изложил в первой книге «Канона» незаурядная творческая личность Ибн Сина. Новые

История образования и педагогической мысли

подходы и идеи в исследовании проблемы здорового образа жизни появились после Ибн Сины лишь в период позднего, или классического, средневековья, когда в «обстановке всеобщей революции» естествознание вступило в полосу возрождения. Особую важность имели исследования философов-материалистов Ф. Бэкона, Б. Спинозы [4].

В ХУП-ХУШ вв. появляются специальные работы по изучению важнейших условий жизнедеятельности и их влияния на здоровье человека. Например, итальянский врач Б. Рамаццини в труде «О болезнях ремесленников» разработал теорию о первостепенном значении характера и условий труда и их влиянии на здоровье, что было положено в основу разграничения индивидуального, группового и общественного уровней здоровья.

В феодально-крепостнической России о необходимости исследований здоровья высказывались такие мыслители, как М.В. Ломоносов и А. Н. Радищев. Их идеи и рекомендации по сохранению здоровья относились, прежде всего, к крепостному крестьянству. Однако такой подход к исследованию проблем здоровья широких масс людей в строго научном смысле был все же редким. В основном ученые-медики исследовали преимущественно здоровье представителей господствующих классов, существенно отличавшихся от остальных своим образом жизни.

В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоц-ци, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко и многих других мыслителей, а также в практической деятельности прогрессивных педагогов и воспитателей эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование.

В книге «Афоризмы житейской мудрости» немецкий философ

А. Шопенгауэр писал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья» [3].

В 50-60-х гг. XIX в., согласно наблюдению врачей, у школьников был установлен высокий процент близорукости, нарушений осанки (главным образом сколиоза), неврастении и анемии, которые получили название «школьных болезней». В то время анализ причин «школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации

обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относились: недостаточная освещенность классов, плохой воздух в школьных помещениях, неправильная конструкция школьных столов, а также перегрузка учебными занятиями.

К.Д. Ушинский, например, предлагал искать средства формирования здорового образа жизни в самой природе человека. Он справедливо утверждал, что недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, необходимо знать основные законы человеческой природы, чтобы уметь применять их на благо здоровью [8].

Из исследований последующего периода известны работы Е.Н. Медынского, В.А. Зеленко, Д.Ю. Элькиной. Особый вклад в этом направлении мы отмечаем Павла Францевича Лесгафта, основоположника научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России. Он рассматривал физическое воспитание в качестве важнейшего средства всестороннего развития человека и считал, что оно тесным образом связано с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием. Он полагал, что в физическом и духовном развитии ребенка не следует придавать решающее значение наследственности, а только среде, воздействию на ребенка окружающих людей -воспитанию, и подчеркивал социальную значимость формирования здорового образа жизни.

Идея совершенствования личности в педагогических трудах П.Ф. Лес-гафта обоснована в комплексной программе, созданной им на основе изучения и анализа европейских традиций образования, педагогических идей и опыта известных отечественных ученых, которая включает: 1) выявление уровня развития личностных качеств человека; 2) разработку позитивных методик нравственного, умственного, физического образования; 3) определение допустимой нагрузки на организм человека в разные возрастные периоды и оптимальных условий для занятий физическими упражнениями; 4) создание оптимального физического и нравственного образовательного пространства в учебных заведениях; 5) ориентацию населения на здоровый образ жизни; 6) целевой отбор содержания образования в области педагогической подготовки специалистов для работы с детьми. Главной направленностью физического образования он считал «здоровье», «умение владеть своими действиями и мыслями», «развитие двигательных умений, физических качеств» [5].

В 60-70-е гг. XX в. уже многие известные ученые-теоретики подчеркивали, что физическое воспитание, воздействуя на биологическую сферу организма человека, одновременно влияет и на процесс формирования его личности: на ее умственное, эстетическое, нравственное

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

и другие виды воспитания; развитие научного мировоззрения; высокую внутреннюю и внешнюю культуру и т.п. (Г. Д. Харабуга, Г.Г. Шахвердов, Г.Г. Наталов, Н.И. Пономарев и др.).

По данным ЮНЕСКО (1978), в нашей стране была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения.

На рубеже ХХ и ХХ1 вв. эта проблема рассматривалась на различных уровнях. В 1995 г. состоялись специальное заседание Совета Безопасности РФ с повесткой дня «Здоровье детей и подростков как фактор национальной безопасности» и комиссия Государственного Комитета по народному образованию РФ, которые признали необходимость разработки программы «Здоровье детей России». В 1997 г. были проведены парламентские слушания в Государственной Думе РФ «Здоровье нации как фактор государственной безопасности России», а в 1997-1998 гг. прошел Всероссийский форум, рассматривающий проблемы формирования политики в области общественного здоровья «Образование в области здоровья и укрепления здоровья среди детей, подростков и молодежи в России». В 1999 г. в Москве состоялась первая Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни и профилактики наркозависимости подростков и молодежи». Госсовет РФ в 2002 г. акцентировал внимание на необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди всех социальных групп российского общества [6].

По мнению философа И.М. Быховской, физическая культура может стать элементом образа жизни людей, неотъемлемой частью жизненного пространства лишь тогда, когда человеческое тело осознается обществом, группой, индивидом как некоторая ценность или самоценность, как объект социально и индивидуально значимого характера [1].

Сегодня мы отмечаем, что здоровый образ жизни (ЗОЖ) как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физической культуре личности, и это подтверждают исследования В.Г. Агеевец, В. А. Астахова, Г.П. Богданова, Н.Г. Валентиновой, Н.Н. Визитей, Г.В. Дивиной, А.Г. Кирищук, О.А. Мильштейна,

В.П. Моченова, Б.И. Новикова и др.)

Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни вообще и здорового образа жизни - в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15-20 лет во многих странах «спортом для всех».

Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов. Развитием спорта в различных территориальных единицах занимаются муниципальные органы, а на местах - коммуны и общины, которые расходуют на эти цели часть общих бюджетов, вырабатывают и осуществляют совместно со спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику. В Европе, в большинстве случаев, финансирование физической культуры и спорта осуществляют местные органы власти (в Германии - 98%, Великобритании - 95%, Швейцарии - 92%, Швеции - 90% и т.д.). Правительственные субсидии из центральных органов составляют лишь незначительную часть. Финансирование из местных бюджетов дает западноевропейцам возможность более оперативно и адресно расходовать денежные средства, что позволяет особо тщательно продумать муниципальную спортивную политику.

Отмечая, что в мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта, мы особо подчеркиваем необходимость проведения эффективной отечественной государственной и муниципальной спортивной политики в рамках направления «спорт для всех».

В соответствии с Европейской Хартией спорта, понятие «спорт для всех» означает различные виды и формы физической активности, которые осуществляются эпизодически или регулярно с целью укрепления здоровья, организации отдыха, развлечений, общения, самосовершенствования, участия в соревнованиях на основе собственных потребностей и интересов граждан.

В целях создания благоприятных условий для реализации принципов здорового образа жизни, укрепления здоровья молодого российского поколения, широкого вовлечения молодежи в оздоровительный процесс, пропаганду здорового образа жизни, включающего в себя отказ от вредных привычек, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, активный отдых в рамках национального проекта были приняты «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации», в которой отмечается, что «сложившаяся в настоящее время тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлена социальными причинами, в числе которых недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта»; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ, в котором физическая культура и спорт рассматриваются как одно из

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, а также воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на муниципальную власть возложена ответственность за повышение качества жизни городского сообщества, важным слагаемым которого является доступность спортивно-оздоровительных услуг, развитие спортивной и рекреационной инфраструктуры.

Проанализировав исторические аспекты становления и развития физкультурно-оздоровительной деятельности в образовании со времен Античности и до начала ХХ1 в., мы пришли к выводу, что представления человека о здоровье изменялись на всех этапах становления и развития человечества, но интерес с ней и ее значение не изчезали, а лишь укреплялись.

Неслучайно наука или концепция о здоровом образе жизни называется «валеология» (la vale - стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»). Термин «валеология» был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. ХХ в. И.И. Брехманом. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья. Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучить человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие навыков к активному труду, рациональному отдыху, закаливанию, занятиям физкультурой и др.

Библиографический список

1. Быховская И.М. Человек телесный в социокультурном пространстве и времени. М., 1997.

2. Гипократ. Избранные книги. М., 1994.

3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007.

4. Исхаков В. И. Этюды о здоровье: Ибн Сина и его античные предшественники. Ташкент, 1987.

5. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. СПб., 1912.

6. Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». М., 2002.

7. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1974.

cyberleninka.ru

Формирование представлений о здоровом образе жизни на уроках "Истории Отечества"

Формирование представлений о здоровом образе жизни на уроках «Истории Отечества»

 

Локтева Ольга Леонидовна, учитель ГБС(К) ОУ №17

 

Одной из важнейших составляющих жизни человека всегда было и остаётся его здоровье. Важным элементом внутренней культуры человека является понимание того, что забота о собственном здоровье, его сохранение и приумножение должна быть предметом постоянного внимания самого человека (в том числе школьника, студента), а затем уже органов здравоохранения. Человек, который не думает о своем здоровье, не может состояться как индивид, как личность, как профессионал, не может реализовать свое предназначение.                                                            Общеобразовательная школа находится еще только на подходе к становлению курса «Основы здорового образа жизни», который не имея самостоятельного статуса, реализуется в содержании отдельных учебных дисциплин, таких как: ОБЖ, биология, валеология, физическая культура. Однако тема профилактики здорового образа жизни и формирования у обучающихся знаний и представлений об отдельных составляющих здоровья присутствует и раскрывается и на других уроках, в частности, на таком, на первый взгляд далёком от темы здоровья предмете, как «История».      Здоровье на Руси всегда являлось первой и важнейшей мерой ценности любого человека. С пожелания здоровья - «Здравствуйте», «Здравие желаю!», «Будьте здоровы» всегда начиналось и заканчивалось обращение людей друг к другу (в отличии, например, от приветствия «Добрый день!» у западноевропейских народов). Здоровый образ жизни сегодня - это не только феномен общественного сознания, но и верный признак внутренней культуры человека, проникнутого заботой о собственном здоровье.                                                                                                                         Однако, в результате порождённых социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется всё меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа. Поэтому в своей работе приоритетной и главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни. Для решения этой задачи при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:     -формировать у обучающихся осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре;                                                                                                                                                                                                               -использовать на уроках и во внеурочное время наиболее рациональные формы и методы, способствующие становлению физически, психически и  эмоционально здоровой личности;                                                                                                                                                                -формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной  безопасности;                                                                                                                                                                                                                                                   - систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни.                                                         Кроме использования на уроках истории различных здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, динамические паузы, элементы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз влияние на отношение обучающихся к своему здоровью имеет и содержание учебного предмета «История Отечества». Данная учебная дисциплина преподаётся в коррекционных школах (VIIIвида) три года: с 7 по 9 класс.                                     Первая (вступительная) часть посвящена общим вопросам: что такое история, что она изучает, какие использует методы изучения. Здесь необходимо отметить, что важной частью истории является изучение народного фольклора: пословиц, поговорок, сказок. Обучающимся следует напомнить, что одной из тем русского народного творчества было здоровье человека. Для этого можно привести конкретные примеры. Пословицы: здоровье дороже богатства; не рад больной и золотой кровати;тот здоровья не знает, кто болен не бывает;самого себя лечить, только портить;здоровому все здорово. Поговорки: болен –  лечись, а здоров – берегись; будь не красен, да здоров; горьким лечат, а сладким калечат; здоров будешь - все добудешь.    Следующий большой раздел касается жизни наших предков – восточных славян. Из текста учебника дети узнают, что славяне были сильными, красивыми, выносливыми, трудоспособными людьми. Эту тему следует развить. Почему же у славян было крепкое здоровье? Они, говоря современным языком, соблюдали режим дня. Вставали «с петухами», ложились спать «когда солнышко садилось», в период «полуденного пекла» делали перерыв в работе. Употребляли в пищу продукты, богатые полезными веществами, которые выращивали в поле, на огороде, собирали в лесу и ловили в реках: рожь, пшеницу, грибы, ягоды, орехи, мёд диких пчёл, рыбу, овощи (свёкла, морковь, лук, горох), фрукты (яблоки, груши, сливы). Обязательно каждый день ели горячую пищу (супы, каши), пили чистую воду. О пользе употребления этих продуктов также есть упоминания в творчестве: хрен да редька, лук да капуста – лихого не попустят; лук – от семи недуг. Обязательному упоминанию подлежат также полезные привычки наших предков: долгое нахождение на свежем воздухе, умывание «ключевой водой», походы в баню. Эти привычки, переросшие в национальные традиции, сохранялись на всём протяжении существования государства «Древняя Русь». Именно любовь к чистоте, соблюдение правил гигиены уберегли славян от страшных бедствий, постигших Западную Европу: эпидемий чумы и холеры. Правила повседневной жизни людей настолько отличались, что одна из дочерей Ярослава Мудрого, выйдя замуж за французского короля, в ужасе писала своему отцу: «Куда ты прислал меня? Улицы здесь грязны, храмы уродливы, а нравы дики! А что за пища! Вместо каш, пирогов, блинов – кислое вино и мясо с кровью. Вместо бани, которую мы посещали каждую неделю –  обтирания водой. Король моется не чаще одного раза в год!».                                                     Следующим этапом изучения истории нашей страны, где поднимается тема здорового образа жизни, является эпоха преобразований Петра I. Здесь в сравнении идут различные факторы, как положительно, так и отрицательно влияющие на здоровье. Например, употребление по утрам кофе, прогулки (в том числе и водные), высокая двигательная активность, вошедшие в моду при новом российском императоре, можно отнести к факторам, благоприятно влияющим на здоровье, а чрезмерное употребление алкоголя, появление табака, отдельные элементы одежды (корсеты у женщин и тонкие рейтузы у мужчин) наносили здоровью ощутимый вред. В качестве дополнительного творческого задания можно составить с обучающимися списки вредных и полезных привычек того времени, сравнить, кто из императоров России придерживался более здорового образа жизни, а кто действовал наоборот.                                                                                                                                                                                             Отдельной темой следует выделить отношение конкретной исторической личности к своему здоровью. Например, яркий человек и выдающийся полководец А.В. Суворов. В детстве был слабым, болезненным ничем не примечательным ребёнком, но у него была цель – стать военным. Долго и упорно шёл будущий генераллисимус к своей мечте: занимался спортом, много гулял, занимался верховой ездой и фехтованием, закалялся. Итог – известен всем. Этот полководец не проиграл ни одного сражения в своей жизни, один из немногих в мире получил высшее воинское звание и золотыми буквами вписал своё имя в мировую военную историю. Другой пример. Русский император Пётр II. С 13 лет употреблял спиртные напитки, ел много жареной и копчёной пищи, каждый день устраивал балы и другие увеселительные мероприятия. В 14 лет скончался от обилия приобретённых болезней, в том числе и от того, что перегруженная печень не могла больше перерабатывать алкоголь.                                             После падения самодержавия и смены императорской власти на советскую, появились и новые особенности жизни людей. Многие квартиры стали коммунальными, в них завелись клопы и блохи, отсутствовала горячая вода,  бани стали общественными и работали по определённому графику. Первые годы советской власти – это период расцвета многих болезней, которые неизбежно появлялись в городских кварталах.                                                                                                                                                                                                                                   Более поздняя эпоха Страны Советов – это уже другая история. В стране происходило активное развитие медицины, проводились парады физкультурников, работало большое количество бесплатных спортивных секций, любой гражданин страны мог пойти на массаж или съездить в санаторий. Употребление алкоголя и курение вызывало общественное осуждение и всячески наказывалось. Неслучайно одной из причин победы нашего народа в Великой отечественной войне называют крепкое здоровье того поколения людей.                                                                                                                                                                                                                                    Период истории современной России это – с одной стороны, высокий уровень развития медицины, активная пропаганда здорового образа жизни, повышение цен на алкоголь и табачные изделия, а с другой стремительное ухудшение здоровья нации вследствие злоупотребления вредными привычками и безответственного отношения к собственному здоровью.                                                                                                                     Таким образом, мы убедились, что изучая историю нашей страны, можно проследить, как менялось отношение людей к здоровью, какие вредные и полезные привычки были и есть в нашей стране, какие позитивные и негативные примеры может найти лично для себя каждый. И какой выбрать для себя путь: здорового, активного человека или вечно хворающего, ленивого жителя.

ext.spb.ru

Формирование представлений о здоровом образе жизни на уроках "Истории Отечества"

Формирование представлений о здоровом образе жизни на уроках «Истории Отечества»

 

Локтева Ольга Леонидовна, учитель ГБС(К) ОУ №17

 

Одной из важнейших составляющих жизни человека всегда было и остаётся его здоровье. Важным элементом внутренней культуры человека является понимание того, что забота о собственном здоровье, его сохранение и приумножение должна быть предметом постоянного внимания самого человека (в том числе школьника, студента), а затем уже органов здравоохранения. Человек, который не думает о своем здоровье, не может состояться как индивид, как личность, как профессионал, не может реализовать свое предназначение.                                                            Общеобразовательная школа находится еще только на подходе к становлению курса «Основы здорового образа жизни», который не имея самостоятельного статуса, реализуется в содержании отдельных учебных дисциплин, таких как: ОБЖ, биология, валеология, физическая культура. Однако тема профилактики здорового образа жизни и формирования у обучающихся знаний и представлений об отдельных составляющих здоровья присутствует и раскрывается и на других уроках, в частности, на таком, на первый взгляд далёком от темы здоровья предмете, как «История».      Здоровье на Руси всегда являлось первой и важнейшей мерой ценности любого человека. С пожелания здоровья - «Здравствуйте», «Здравие желаю!», «Будьте здоровы» всегда начиналось и заканчивалось обращение людей друг к другу (в отличии, например, от приветствия «Добрый день!» у западноевропейских народов). Здоровый образ жизни сегодня - это не только феномен общественного сознания, но и верный признак внутренней культуры человека, проникнутого заботой о собственном здоровье.                                                                                                                         Однако, в результате порождённых социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется всё меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа. Поэтому в своей работе приоритетной и главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни. Для решения этой задачи при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:     -формировать у обучающихся осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре;                                                                                                                                                                                                               -использовать на уроках и во внеурочное время наиболее рациональные формы и методы, способствующие становлению физически, психически и  эмоционально здоровой личности;                                                                                                                                                                -формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной  безопасности;                                                                                                                                                                                                                                                   - систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни.                                                         Кроме использования на уроках истории различных здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, динамические паузы, элементы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз влияние на отношение обучающихся к своему здоровью имеет и содержание учебного предмета «История Отечества». Данная учебная дисциплина преподаётся в коррекционных школах (VIIIвида) три года: с 7 по 9 класс.                                     Первая (вступительная) часть посвящена общим вопросам: что такое история, что она изучает, какие использует методы изучения. Здесь необходимо отметить, что важной частью истории является изучение народного фольклора: пословиц, поговорок, сказок. Обучающимся следует напомнить, что одной из тем русского народного творчества было здоровье человека. Для этого можно привести конкретные примеры. Пословицы: здоровье дороже богатства; не рад больной и золотой кровати;тот здоровья не знает, кто болен не бывает;самого себя лечить, только портить;здоровому все здорово. Поговорки: болен –  лечись, а здоров – берегись; будь не красен, да здоров; горьким лечат, а сладким калечат; здоров будешь - все добудешь.    Следующий большой раздел касается жизни наших предков – восточных славян. Из текста учебника дети узнают, что славяне были сильными, красивыми, выносливыми, трудоспособными людьми. Эту тему следует развить. Почему же у славян было крепкое здоровье? Они, говоря современным языком, соблюдали режим дня. Вставали «с петухами», ложились спать «когда солнышко садилось», в период «полуденного пекла» делали перерыв в работе. Употребляли в пищу продукты, богатые полезными веществами, которые выращивали в поле, на огороде, собирали в лесу и ловили в реках: рожь, пшеницу, грибы, ягоды, орехи, мёд диких пчёл, рыбу, овощи (свёкла, морковь, лук, горох), фрукты (яблоки, груши, сливы). Обязательно каждый день ели горячую пищу (супы, каши), пили чистую воду. О пользе употребления этих продуктов также есть упоминания в творчестве: хрен да редька, лук да капуста – лихого не попустят; лук – от семи недуг. Обязательному упоминанию подлежат также полезные привычки наших предков: долгое нахождение на свежем воздухе, умывание «ключевой водой», походы в баню. Эти привычки, переросшие в национальные традиции, сохранялись на всём протяжении существования государства «Древняя Русь». Именно любовь к чистоте, соблюдение правил гигиены уберегли славян от страшных бедствий, постигших Западную Европу: эпидемий чумы и холеры. Правила повседневной жизни людей настолько отличались, что одна из дочерей Ярослава Мудрого, выйдя замуж за французского короля, в ужасе писала своему отцу: «Куда ты прислал меня? Улицы здесь грязны, храмы уродливы, а нравы дики! А что за пища! Вместо каш, пирогов, блинов – кислое вино и мясо с кровью. Вместо бани, которую мы посещали каждую неделю –  обтирания водой. Король моется не чаще одного раза в год!».                                                     Следующим этапом изучения истории нашей страны, где поднимается тема здорового образа жизни, является эпоха преобразований Петра I. Здесь в сравнении идут различные факторы, как положительно, так и отрицательно влияющие на здоровье. Например, употребление по утрам кофе, прогулки (в том числе и водные), высокая двигательная активность, вошедшие в моду при новом российском императоре, можно отнести к факторам, благоприятно влияющим на здоровье, а чрезмерное употребление алкоголя, появление табака, отдельные элементы одежды (корсеты у женщин и тонкие рейтузы у мужчин) наносили здоровью ощутимый вред. В качестве дополнительного творческого задания можно составить с обучающимися списки вредных и полезных привычек того времени, сравнить, кто из императоров России придерживался более здорового образа жизни, а кто действовал наоборот.                                                                                                                                                                                             Отдельной темой следует выделить отношение конкретной исторической личности к своему здоровью. Например, яркий человек и выдающийся полководец А.В. Суворов. В детстве был слабым, болезненным ничем не примечательным ребёнком, но у него была цель – стать военным. Долго и упорно шёл будущий генераллисимус к своей мечте: занимался спортом, много гулял, занимался верховой ездой и фехтованием, закалялся. Итог – известен всем. Этот полководец не проиграл ни одного сражения в своей жизни, один из немногих в мире получил высшее воинское звание и золотыми буквами вписал своё имя в мировую военную историю. Другой пример. Русский император Пётр II. С 13 лет употреблял спиртные напитки, ел много жареной и копчёной пищи, каждый день устраивал балы и другие увеселительные мероприятия. В 14 лет скончался от обилия приобретённых болезней, в том числе и от того, что перегруженная печень не могла больше перерабатывать алкоголь.                                             После падения самодержавия и смены императорской власти на советскую, появились и новые особенности жизни людей. Многие квартиры стали коммунальными, в них завелись клопы и блохи, отсутствовала горячая вода,  бани стали общественными и работали по определённому графику. Первые годы советской власти – это период расцвета многих болезней, которые неизбежно появлялись в городских кварталах.                                                                                                                                                                                                                                   Более поздняя эпоха Страны Советов – это уже другая история. В стране происходило активное развитие медицины, проводились парады физкультурников, работало большое количество бесплатных спортивных секций, любой гражданин страны мог пойти на массаж или съездить в санаторий. Употребление алкоголя и курение вызывало общественное осуждение и всячески наказывалось. Неслучайно одной из причин победы нашего народа в Великой отечественной войне называют крепкое здоровье того поколения людей.                                                                                                                                                                                                                                    Период истории современной России это – с одной стороны, высокий уровень развития медицины, активная пропаганда здорового образа жизни, повышение цен на алкоголь и табачные изделия, а с другой стремительное ухудшение здоровья нации вследствие злоупотребления вредными привычками и безответственного отношения к собственному здоровью.                                                                                                                     Таким образом, мы убедились, что изучая историю нашей страны, можно проследить, как менялось отношение людей к здоровью, какие вредные и полезные привычки были и есть в нашей стране, какие позитивные и негативные примеры может найти лично для себя каждый. И какой выбрать для себя путь: здорового, активного человека или вечно хворающего, ленивого жителя.

ext.spb.ru

Методы формирования представлений о здоровом образе жизни

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 9Следующая ⇒

Для формирования представлений школьников о здоровом образе жизни используют наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката.

Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствует развитию у школьников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.

Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков здорового образа жизни.

Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствует формированию правильной самооценки школьников и закреплению правильных представлений о здоровом образе жизни.

Расширяет арсенал средств воздействия при формировании представлений о здоровом образе жизни наглядная агитация в виде плакатов по тематике здорового образа жизни, изготовленных в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.

Рассказы и беседы следует направить на сообщение школьникам необходимых сведений о здоровье и здоровый образ жизни, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.

При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны носить не только репродуктивный характер, значительную их часть нужно направить на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем.

Объяснения проводят с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями здорового образа жизни и здоровьем, так как школьники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.

Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору школьниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагогу совместно с детьми необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных решений.

Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья, проникать в различные материалы и изменять их теплопроводность. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.

Созданию позитивного отношения школьников к здоровому образу жизни способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с школьниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т. д.).

Для закрепления представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «Приход Тимоши».

Представленное методическое содержание педагогической технологии раскрывает целенаправленное использование различных форм, средств и методов формирования представлений о ЗОЖ, а также создание необходимых условий для формирования этих представлений.

Педагогическая технология формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего школьного возраста предполагает:

· системную разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями, формирование здоровьесберегающего пространства, работу с детьми;

· применение разнообразных форм и методов работы;

· использование разных видов деятельности детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;

· последовательное формирование у ребенка представлений о здоровом образе жизни;

· открывает возможности для мониторинга представлений детей о здоровом образе жизни на любом этапе работы.

Таким образом, система работы со школьниками по формированию представлений о здоровом образе жизни предполагает использование различных форм, средств и методов. Все эти формы организации работы способствуют формированию у ребёнка знаний о здоровом образе жизни, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

В педагогической работе педагог для формирования знаний младших школьников о ЗОЖ использует любые методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценировка ситуаций, просмотр диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о здоровом образе жизни формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. У педагогов очень популярны так называемые «Уроки здоровья», которые проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. Например, «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровья» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Выводы по главе 1

 

В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.

В формировании знаний о здоровом образе жизни у младшего школьника учитель может использовать различные активные группы форм и методов , используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.

ГЛАВА 2

Читайте также:

lektsia.com


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность