Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни. Кружок по здоровому образу жизни для подростков


Программа кружка "За здоровый образ жизни"

Здоровье – это еще не все,

но без здоровья,

все - ничто

Артур Шопенгауэр

Пояснительная записка

Обстановка общего кризиса социально – экономических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма, пандемия СПИДа – все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ.

По выражению академика Амосова, «что бы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

Вспоминается невеселая шутка: « Если бы людей судили за преступление против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру». Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет – навыков – эти основы не заложены с детства.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили « В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: « Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни».

Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Программа кружка « За здоровый образ жизни» имеет интеллектуально – познавательную направленность.

Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

  • Обучить школьников принципам и практике здорового образа жизни, воспитать у них потребность грамотно заботиться о своем здоровье;

  • Привлечь учеников к активной деятельности по профилактике правонарушений, по искоренению вредных привычек в подростковой среде, к волонтерскому движению

  • Педагог учитывает психологические, физические и возрастные особенности детей.

Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркивается высокими статистическими показателями.

Среди появившихся младенцев здоровы только около 30%. К моменту поступления в школу здоровыми остаются около 15% детей. Оканчивают школу здоровыми менее 5% подростков. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается почти в 4 раза!

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие, – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей – задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖ ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, то есть с 2 –3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с

конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя.

Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст – это период интенсивного усвоения

самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дети приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязчивым и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготавливают наркотики, как их применяют, их внешний вид и т.д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ.

Программа разработана для учащихся 8 класса, так как именно в программе по биологии 8 класса происходит подробное знакомство с анатомо – физиологическими особенностями человеческого организма, а так же вводится курс экологии человека « Культура здоровья». В возрасте 13 – 15 лет дети находятся под большой угрозой употребления алкоголя и других наркотических веществ, они нуждаются в более подробной информации о них. Они нуждаются в более сильных побудительных стимулах, чтобы избежать их злоупотребление. Этот возраст считается критическим для учащихся, им нужна более серьезная информация, навыки

повышения самооценки. Ученикам следует прививать сознание принадлежности к социуму, не прибегая к вызывающему поведению.

В этом возрасте молодые люди стремятся быть независимыми. Их обучение протекает наиболее успешно в обстановке, которая позволяет им мыслить критически и принимать решения,

основанные на формирующихся нравственных ценностях и убеждениях, на знаниях анатомо – физиологических особенностей организма. Именно в этом возрасте дети часто остаются без присмотра, считают себя взрослыми, контактируют друг с другом, при этом возрастает опасность привития вредных привычек.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в волонтерскую деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи программы:

Обучающие:

  1. Формирование целостной картины мира и осознание своего места в нем.

  2. Формирование научного понимания сущности здорового образа жизни.

  3. Формирование экологического мировоззрения.

  4. Формирование знаний, умений, навыков, позволяющих использовать здоровый образ жизни.

Воспитательные:

1. Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.

4. Воспитание личности, умеющей жить в разных условиях и передавать свой опыт другим.

5. Воспитание общечеловеческих качеств – сочувствие, ответственность, доброта, любовь к природе.

  1. Эстетическое воспитание через творческие задания.

Развивающие:

  1. Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.

  2. Развитие личностного мышления на основании полученных знаний и применение их в конкретных условиях.

  3. Совершенствовать логику мышления.

Возраст детей – участников программы – учащиеся 8 класса

Срок реализации программы – программа краткосрочная, рассчитана на 1 год

Основная форма работы – групповая

Учебная нагрузка – 1 час в неделю – 34 часа в год

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

альтернативные решения в отношении наркотиков и предвидеть последствия своих решений.

  • Объяснить, почему так важно помогать людям, живущим рядом, в том числе и сверстникам.

  • Проводить устные журналы, презентации для учащихся начальной школы.

  • Проводить анкетирование, тестирование, соц. опросы.

Методическое обеспечение

Раздел

(наименование)

Используемые формы организации процесса

Методическое оснащение

Формы подведения итогов

Введение

Беседа, знакомство с программой кружка

Выставка книг о здоровье

Собеседование

Составляющие здорового образа жизни

Беседа, проведение мониторинга

Анкеты « Ценность здоровья и ЗОЖ в представлениях учащихся»

Обработка материала, определение ценности ЗОЖ

Алкоголь и организм

Беседа, тестирование членов кружка, презентации

Научная литература, тесты, компьютер

Анализ тестирования, конкурс презентаций

Наркотики и организм

Беседа, работа в группах

Научная литература, раздаточный материал

Принятие альтернативных решений и предвидение результатов этих решений

Курение и организм

Беседа, дискуссия, опрос учащихся, работа в группах, постановка опыта

Научная литература, анкеты, раздаточный материал, модель легкого курильщика

Анализ анкетирования,

обсуждение принятых решений, обсуждение результатов опыта, обсуждение выводов по рекламе и антирекламе, конкурс листовок

СПИД, причины и профилактика

Беседа. Дискуссия, тестирование, презентации

Научная литература, тесты, компьютер

Анализ тестирования, выработка рекомендаций, конкурс презентаций

История развития взаимоотношений человека с природой

Беседа

Научная литература, фильм

Собеседование

Влияние климатических факторов на здоровье

Беседа

Научная литература

Собеседование

Рациональное питание

Беседа, конкурс пословиц и загадок

Научная литература, презентация

Составление меню на неделю

Инфекционные заболевания

Беседа

Научная литература, фильм

Разработка правил личной гигиены

Итоговое занятие

экскурсия

Экспонаты с патологически измененными органами

Эссе «мои впечатления о посещении музея»

Оборудование

1.Телевизор.

2.Дивиди плеер.

3.Касеты

4.Диски.

5.Компьютер.

7.Научная литература.

8.Дидактический материал

Содержание программы.

Введение. Знакомство с планом работы кружка « За здоровый образ жизни».

Раздел 1.

Занятия 1 – 5.Составляющие ЗОЖ. Общее понимание здоровья. Резервы организма. Нравственный аспект здоровья.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье человека – это огромное богатство. Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называется здоровым образом жизни (ЗОЖ). Основными элементами ЗОЖ являются:

  • двигательная активность

  • рациональное питание

  • отказ от вредных привычек

  • умение управлять своим здоровьем.

Теоретическая часть: беседа

Практическая часть: проведение мониторинга «Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся», обработка результатов.

Раздел 2.

Занятия 6 – 10.

Алкоголь и организм. История виноделия. Воздействие алкоголя на организм. Стадии алкоголизма. Миф или реальность.

Виноделие зародилось в Египте, когда люди обнаружили, что виноградный сок быстро скисает, но раз перебродив и став вином, долго сохраняется, не портясь. У египтян были проблемы с сильным загрязнением питьевой воды. Позднее, в Римской католической церкви на всей территории Европы вино стало использоваться при совершении таинства святого причастия. Постепенно употребление алкогольных напитков перешло в злоупотребление. В настоящее время алкоголь – это наркотическая проблема № 1. Алкоголь – это непосредственная причина заболеваний печени, нарушения функций головного мозга, язвы желудка, панкреатита и других болезней внутренних органов. Стадии опьянения; 1-приподнятое настроение, 2 – сумасбродное поведение, 3 – замешательство, 4 – потеря самоконтроля, 5 – бессознательное. Стадии алкоголизма; 1 – знакомство с алкоголем, 2 – регулярное употребление, 3 – навязчивая идея, 4 – химическая зависимость. Миф или реальность, факторы риска.

Теоретическая часть: беседа

Практическая часть: тестирование, с последующим обсуждением, составление презентаций.

Раздел 3.

Занятия 11 - 17

Наркотики, с которых начинается злоупотребление. Влияние наркотиков на организм. Признаки злоупотребления. Решения, которые я принимаю. Как помочь другим. Наркотики и закон.

Наиболее употребляемыми являются кокаин и амфитамины. Они стимулируют центральную нервную систему, вызывают возбуждение, быструю неясную речь, учащенное дыхание, дрожь, потливость, учащение пульса, повышение давления, бессонницу, смерть. Признаки злоупотребления; спиртом, пивом, вином, вдыхание клея, героином, лекарствами, травой, амфитаминами, барбитуратами и т.д. Подростки ищут способы принятия решений и разрешения проблем, которыми можно было бы пользоваться в разных ситуациях. Изучение законов (об употреблении наркотиков, об управлении автомобилем в нетрезвом состоянии и т.д.).

Теоретическая часть: беседа

Практическая часть: работа в группах с карточками примерных ситуаций, учащиеся учатся принимать альтернативные решения в отношении наркотиков и предвидеть последствия своих решений.

Раздел 4.

Занятия 18 – 25.

«Курить – здоровью вредить». Последствия и побочные явления курения. Портрет курильщика. В борьбе за чистый воздух. Реклама и антиреклама.

В каждой сигарете содержится около 15 различных известных канцерогенных веществ. Курильщик с нормой «пачка в день» за год вбирает в свои легкие литр смолы. Каждая выкуренная сигарета укорачивает жизнь курильщика на 8 минут. В результате курения может возникнуть как физическая, так и психическая зависимость от никотина. 90% курящих утверждают, что хотели бы бросить курить.

В сигаретах содержится смола, она налипает на легкие. Приводит к появлению пятен на зубах и пальцах. Возникает эмфизема легких и хронические бронхиты. Появляется кашель - курильщика. Сигаретный дым вреден как для курильщика, так и для некурящих (пассивных курильщиков). Портрет курильщика составляется в результате опроса большого количества курящих подростков по разработанным вопросам. Не всегда реклама сообщает достоверные факты, когда убеждает купить тот или иной товар, необходимо научиться распознавать приемы, особенно при продаже табачных изделий. Выставляют курение в качестве символа взросления, связывают курение с вином и пивом, демонстрируют, что люди курящие сигареты, экстравагантные и интересные, и т.д.

Теоретическая часть: беседа, дискуссия

Практическая часть: 1 составление портрета курильщика (опрос учащихся). 2 выбор решения (работа с карточками). 3 демонстрация опыта с помощью самодельного прибора, имитирующего влияния курения на поверхность легких. 4 реклама и антиреклама (сочинение листовок « За здоровый образ жизни»).

Раздел 5.

Занятия 26 - 28

СПИД. Признаки и пути передачи. Влияние ВИЧ на организм.

СПИД – заболевание, которое человек может приобрести, то есть, надо, что–то сделать, что бы заразиться. Вирус ослабляет иммунную систему, которая защищает организм от инфекции и болезней. Организм не может противостоять сопутствующим инфекциям. Признаки; увеличение лимфатических сосудов, кашель, усталость, частые поносы, потоотделение, потеря аппетита, веса, непрекращающиеся инфекционные заболевания, саркома Капоши.

Пути передачи: контакт с кровью, контакт с выделениями половых органов, через плаценту матери к плоду, во время родов, при вскармливании грудью.

Теоретическая часть: беседа, дискуссия

Практическая часть: предварительный тест, презентация

Раздел 6.

Занятие 29

Из истории развития взаимоотношений человека с природой.

Человечество – это часть природы. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за ее счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете. Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Это наука, которая помогает найти пути выхода из возникающего кризиса, изучая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, люди все глубже понимают, как нужно изменить и организовать свои собственные отношения с природой средой. Эти возможности во многом зависят от социального устройства общества, то есть от связей внутри человеческого коллектива.

Теоретическая часть: беседа, просмотр фильма

Раздел 7.

Занятие 30

Влияние климатических факторов на здоровье. Влияние температуры, давления, влажности.

Биометеорология – это наука, которая изучает влияние погоды и климата на самочувствие и здоровье человека. Впервые влияние климата на здоровье человека описал в своих работах «отец медицины» Гиппократ: « организмы ведут себя различно в отношении времени года… и болезни протекают различно – хорошо или плохо – в разные времена года, в разных странах и условиях жизни…»

Теоретическая часть: беседа

Раздел 8.

Занятия 31 -32

Рациональное питание. Культура питания. Теория аппетита. Составление меню.

Основные правила рационального питания – это полноценная, сбалансированная пища, принимаемая с соблюдением режима питания. Основные питательные вещества, содержащиеся в пище, являются строительным материалом и источником энергии.

Согласно теории аппетита (И.П.Павлов), пища, съеденная с аппетитом, переваривается и усваивается организмом быстрее и приносит большую пользу. Правила питания и вред переедания.

Теоретическая часть: беседа, конкурс пословиц и загадок

Практическая часть: составление меню на неделю

Раздел 9.

Занятие 33

Инфекционные заболевания. Причины и профилактика.

Заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами (бактериями, вирусами, грибками) – называются инфекцоинными. Пути передачи: грязные руки, воздушно – капельный, при контакте, через воду и продукты питания, от животных и т.д. Профилактика: соблюдения правил личной гигиены, закаливание, профилактические прививки.

Теоретическая часть: беседа, просмотр фильма.

Раздел 10

Занятие 34

Итоговое занятие в анатомическом музее медицинской академии.

Экскурсия.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Кружок « За здоровый образ жизни»

Руководитель - Гусева В.Б.

Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе

Дата

теоретические

практические

1.Составляющие ЗОЖ

1

1

2.Резервы организма.

1

1

3.Физический аспект здоровья.

1.

1

4.Функциональные пробы.

1

1

5.Нравственный аспект здоровья.

1

1

6.История виноделия.

1

1

7.Воздействие алкоголя на организм человека.

1

1

8.Подвержены ли вы риску алкоголизма.

1

1

9.Стадии алкоголизма.

1

1

10.Миф или реальность, факторы риска.

1

1

11.Миф и реальность

1

1

12.Влияние наркотиков на здоровье человека.

1

1

13.Признаки злоупотребления наркотиками.

1

1

14.Решения, которые я принимаю.

1

1

15.Стресс и физическая активность.

1

1

16.Как помочь другим людям.

1

1

17.Наркотики и закон.

1

1

18.Курить – здоровью вредить.

1

1

19. Анатомо – физиологические последствия курения.

1

1

20.Побочные явления курения.

1

1

21.Портрет курильщика.

1

1

22.Принятие решения и роль среды.

1

1

23.Здоровье и выбор образа жизни.

1

1.

24. «Да здравствует чистый воздух»

1

1

25.Реклама курению и реклама здоровью.

1

1

26.Что вы знаете о СПИДе?

1

1

27.Влияние ВИЧ на организм.

1

1

28.Симптомы и пути передачи.

1

1

29.Из истории развития взаимоотношений человека с природой.

1

1

30.Влияние климатических факторов на здоровье.

1

1

31-32.Рациональное питание и культура здоровья.

2

1

1

33.Инфекционные заболевания, причины и профилактика.

1

1

34.Посещение анатомического музея мед.академии.

1

1

Участие в НОУ.

34

21

13

Литература.

1. Балабанова В.В., Максимцева Т.А., Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни, Волгоград Издательство « Учитель», 2001г. 2. Биолгия – учебно–методическая и научно – популярная газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания, издательский дом « Первое сентября», стр. 12 – 13, №6 – 2006г.

3. Журнал « Русский дом», стр. 50 – 51, № 12 – 2002г.

4. Касаткина В.Н.. Щеплягина Л.А, Здоровье. Учебно – методическое пособие для учителей 1-11 классов, Москва 2005г.

5. Комиссаров Б.Г. Подросток и наркомания. Ростов – на Дону, Феникс 2001г., стр.211-212.

6. « Культурная инициатива» Региональная программа пропаганды здорового образа жизни. Алкоголь и другие наркотические вещества. Курение. СПИД (учебная программа для школ) Н.Новгород, 1994 г.

7. Клуб Юнеско « Оптималист Подмосковья». Как избежать беды 2, методические материалы по антинаркотическому воспитанию школьников, М., 2007г.

8. Лалаянц И., Милованова Л., Медицина. « Знание» 1990г. Спид: катастрофа 20 века.

9. Науменко Ю., Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений, Москва Издательство « Глобус», 2009г.

10. Смирнов Н.К.. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования, Москва Издательство « Аркти», 2008г.

11. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. М. 2004г.

12. Сайт w.w.w. Acetrussia. Ru. Лекции профилактики (первая лекция).

13. Тверская С.С., Утешинский Д.Д., Здоровье человека. Учебное пособие для дифференцированного обучения 9-11 классы, Москва 2002г.

Приложение

Таблица 1.Оценка исследования курения подростков (%)

Уровни оценок

Девочки мальчики

(курящие)

Девочки мальчики

(некурящие)

Нет ответа

9 7

16 9

Узнают родители

4 1

5 4

Появление привычки

1 2

3 5

Появление зависимости

68 70

62 61

Появление смертельной зависимости

8 20

4 15

Таблица 2. Перечень обстоятельств, затрудняющих с точки зрения подростков, прекращение курения сверстников (%).

Тип обстоятельств

Девочки мальчики

( курящие)

Девочки мальчики

( неурящие)

Нет ответа

26 20

30 38

слабоволие

11 8

23 15

Личные проблемы

6 6

7 4

Влияние окружающей среды

34 47

20 30

Зависимость от курения

23 19

20 13

Таблица 3.Мотивы начала курения сверстников, по мнению подростков (%.)

Вид мотива

Мальчики девочки

(курящие)

Мальчики девочки

( некурящие)

Слабость воли

9 10

10 5

Личные проблемы

9 14

3 12

Пдражание курящим родителям

23 30

22 30

Любопытство

20 15

22 5

Желание приобрести друзей, выделиться среди сверстников

35 22

20 22

Доказать свою взрослость и независимость

4 8

8 27

Приложение. Портрет курильщика юноша).

1.Начал курить до 17 –ти летнего возраста.

2.Курят члены семьи, даже мать.

3.Курят друзья.

4.Курит, чтобы повысить свой авторитет среди сверстников.

4.В день выкуривает от 1 до 2 пачек.

5. « Прокуривает обеденные деньги».

6. Успеваемость ниже среднего.

7. Подросток не работает.

8.Учиться в техникуме и Вузе не собирается.

( девушка)

1.Начала курить в 15 – 22 года (12 – 18).

2.Так как ослаб контроль со стороны родителей.

3. А так же курит ее знакомый юноша.

4. В день выкуривает меньше пачки.

5. Курит чаще не на свои. 6. Успеваемость средняя и ниже.

www.metod-kopilka.ru

Программа кружка "Здоровый образ жизни"

Муниципальное образование – Ряжский муниципальный район

Муниципальное образовательное учреждение

«РЯЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2»

Программа работы кружка

«Здоровый образ жизни»

Учитель: Киселева Наталья Николаевна

Ряжск 2014 год

Программа «Я выбираю здоровье»

( 1 час в неделю, 34 часа)

1.Форма реализации программы - кружок «Здоровый образ жизни»

2. Возраст кружковцев – 12- 15 лет.

Проблемы здоровья населения России. Здоровья подрастающего поколения являются причиной для беспокойства общества.

Свою долю ответственности за сохранение здоровья ребенка имеет система образования, в частности школа.

Поэтому, целью этого курса является формирование у обучаемых позитивного настроя к здоровому образу жизни, к самопознанию самого себя.

Задачи программы:

- организация деятельности учащихся по сохранению и укреплению своего здоровья;

- формирование культуры здоровья;

- воспитание стремления к здоровому образу жизни;

-профилактика вредных привычек.

1. Введение (1ч)

Валеология – наука о сохранении здоровья.

2.Питание и здоровье (5ч)

Питание – основа жизни. Основные группы пищевых продуктов. Геномодифицированные продукты. Основные правила рационального питания. Болезни питания: анорексия, ожирение.

3.Дыхание (3ч)

Метод Бутейко. Болезни дыхания и их профилактика.

4. «Вредные привычки» (8ч)

Курение – зависимость или болезнь. Алкоголь и его последствия. Подростковая наркомания. Болезни пола и их передача. СПИД – болезнь или порок.

5.Гигиенические правила (4ч)

Гигиена полости рта. Уход за кожей, волосами. Косметические средства.

Гигиена одежды и обуви

6. Основы личной безопасности и предупреждение травматизма (2ч)

Бытовой и уличный травматизм.

7. Культура потребления медицинских услуг (4ч)

Выбор медицинских услуг. Обращение с лекарственными препаратами. Потребление лекарственных препаратов. Злоупотребление медикаментами.

Первая помощь при передозировке лекарственных средств. Домашняя аптечка.

8. Физическая активность. Гигиена труда и отдыха (3ч)

Биологические ритмы организма. Оптимальные условия труда. Дозирование физической нагрузки.

9. Самопознание (4ч) Практикум.

Отработка практических навыков.

Тематическое планирование курса «Я выбираю здоровье»

Тема

№ занятия

Тематика занятий

Количест-

во часов

1. Введение

1

1. Валеология – наука о здоровье.

1

2. Питание и здоровье.

2

3

4

5

6

1. Зачем мы едим.

2. Геномодифицированные продукты. Индекс «Е».

3. Рациональное питание.

(выступление агитбригады).

4. Ученическая лаборатория

«Здоровое питание»

5. Болезни неправильного питания.

5

3.Дыхание.

7

8

9

1. Метод дыхания по Бутейко.

2. Тест «Дыхательные пробы»

3. Болезни органов дыхания и их предупреждение.

3

4. «Вредные привычки».

10

11

12

13

14

15

16

17

1. Проект «День некурения»

2. Акция «Кто с нами» (Отказ от вредных привычек).

3. Дискуссия «Мой выбор – пить или не пить».

4. Дебаты «Черные буквы»

5. СПИД – болезнь или порок.

6. Лекция «Болезни, передающиеся половым путем».

7. Гиподинамия – болезнь цивилизации.

8. Дискуссия «Что для меня телевидение»

8

5. Гигиеничес-

кие правила.

18

19

20

1. Диспут «Орбит или зубная щетка».

2. Конференция «Гигиена кожи»

3. Закалка и труд все перетрут.

4. Гигиена зрения.

4

6. Основы личной безопасности.

21

22

1. Ролевая игра «Бытовой и уличный травматизм».

2. Первая помощь при травмах.

2

7. Культура

потребления медицинских услуг.

23

24

25

26

1. Роль врача в общественной жизни.

2. Исследование «Что я знаю о медицинских препаратах.

3. Дискуссия «Таблетка – панацея или опасность».

4. Подбор лекарств и перевязочных средств для домашней аптечки.

4

8. Физическая активность.

Гигиена труда и отдыха.

27

28

29

30

31

1. Биологические ритмы организма.

2. Гигиена труда и отдыха. Мой режим дня.

3. Диспут «Полезно или нет заниматься спортом».

4. Тест «Устаете ли вы в школе»

1. Антропометрия.

4

4

9.

Самопознание.

Практикум.

32

33

34

2. Определение физического состояния человека.

3. Выявление нарушения осанки.

4. Определение темперамента.

3

infourok.ru

Программа кружка Здоровый образ жизни

Программа занятий в 1 классе

Здоровый образ жизни

hello_html_567b722d.gifРуководитель: Стрельцова О. П.

Программа занятий «Здоровый образ жизни» составлена в соответствии с требованиями ФГОС и ПРОГРАММАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1 классе. Занятия «Здоровый образ жизни» являются составной частью одного из направлений программы внеурочной деятельности - спортивно-оздоровительного.

Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.

Сократ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного со­циального, физического и психического благополучия.

Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач нашего государства. Но, несмотря на достиг­нутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут – это показывают нам диагностические данные, медицинские показатели.

Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.

Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправлен­ное физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, за­нятия бегом, туристические походы, обучение плаванию), закаливание, ра­циональное питание школьников.

Проблема воспитания здорового школьника - проблема общегосудар­ственная, комплексная, и наша задача выделить из нее конкретные вопро­сы, решение которых посильно учителю.

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в процессе обучения ученик получает то или иное заболевание. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из ряда педагогических и обрела социальное значение. Понимая, что тема сохранения здоровья сегодня актуальна, можно определить приоритетными целями:

  • создание условий для комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья;

  • формирование у обучающихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья;

  • воспитание осознанного отношения учащихся к своему физическому и психическому здоровью.

На школу возложены обязательства по охране здоровья детей. Именно школа с семьей воспитывает у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • формировать у обучающихся потребности в соблюдении режима дня, правил личной гигиены, необходимости закаливания своего организма, способствующих развитию здоровья;

  • расширять знания гигиены здорового питания, профилактики вредных привычек.

В соответствии с этим планируем следующую деятельность в направлении воспитания физически и психически здоровой личности:

  • проведение классных часов, бесед, спортивных праздников, викторин, игр на темы формирования здорового образа жизни.

14.10.

7

Разучиваем физминутки

разучивание физминуток для глаз

21.10.

8

Игры с мячом

разучивание игр с мячом

28.10.

9

Экскурсия в природу

увидеть изменения в природе; значение свежего воздуха для организма человека

11.11.

10

О правилах поведения на дорогах

беседа о правилах поведения на дорогах

18.11.

11

Игры с мячом

разучивание игр с мячом

25.11.

12

Вредные привычки

беседа о том, что нужно быть аккуратными, чистоплотными, внимательно и бережно относиться к своему здоровью

02.12.

13

Закаливание

беседа о том, как уберечься от гриппа

09.12.

14

Час - практикум

составление правил «правильное питание»

16.12.

15

Тренируем память

беседа и практикум; способы тренировки памяти

23.12.

16

Если возник пожар

последовательность действий при возникновении пожара

27.12.

17

Прогулка в Снежный городок

Игры на свежем воздухе

13.01.2012

18

Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит.

Профилактика простудных заболеваний

беседа о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья людей

20.01.

19

Зимушка - зима

подвижные игры на сежем воздухе

27.01.

20

Опасные предметы дома

заочная экскурсия по дому; представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

03.02.

21

Телевизор в жизни человека

диспут; как организовать безопасное взаимодействие с телевизором; влияние передач на познавательную сферу ребенка и отрицательное воздействие на психо-эмоциональное состояние человека

10.02.

22

Здоровый сон

беседа о гигиене сна

2402.

23

Откуда берутся грязнули?

игра-путешествие о чистоте тела, о порядке, аккуратности, чистоте вокруг нас

02.03.

24

Стоматологи – друзья зубов!

заочное путешествие в стоматологическую поликлинику; методы ухода за зубами

09.03.

25

Чтобы глаза видели

составление правил ухода за глазами; разучивание гимнастики для глаз

16.03.

26

Ядовитые грибы и ягоды

беседа-практикум о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; различать грибы по картинкам

23.03.

27

Осторожно, улица!

беседа о неприятностях, связанных с контактами с незнакомыми людьми; о правильном поведении в ситуации насильственного поведения

06.04.

28

Школа светофорных наук

игра-эстафета о правилах дорожного движения

13.04.

29

Травма.

беседа о том, можно ли уберечься от травм; соблюдение правил личной безопасности и безопасности окружающих

20.04.

30

Умеешь ли ты обращаться с животными?

беседа о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учиться понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться

27.04.

31

В путь дорогу собирайся. За здоровьем отправляйся!

подвижные игры, комплексы физических упражнений

04.05.

32

Путешествие на остров «Здоровый Образ Жизни»

изготовление газеты на тему «Здоровый Образ Жизни»

11.05.

33

Подвижные игры-эстафеты на свежем воздухе

соревнование, подвижные игры, изготовление газеты «Здоровый Образ Жизни»

18.05.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: расширение, углубление знаний по предмету «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология», «Литературное чтение».

Дети будут иметь представление:

  • о гигиене

  • о предметах личной гигиены

  • о здоровом образе жизни

  • о профилактике здоровья

  • о человеческом организме

  • о закаливании

  • об инфекционных заболеваниях

  • о правильном питании

  • о пунктуальности

  • об опасностях в быту, в природе, на дороге

Дети будут знать:

  • режим дня школьника

  • правила личной гигиены

  • разные методы закаливания

  • предметы для личной гигиены

  • для чего нужна зарядка

  • для чего необходим режим питания

  • как следить за своим здоровьем

  • правила дорожного движения

  • меры предосторожности при различных опасностях

Универсальные учебные действия

Дети будут уметь:

  • соблюдать режим дня, режим питания

  • соблюдать чистоту и порядок

  • пользоваться предметами личной гигиены

  • делать зарядку

  • ухаживать за зубами, волосами, кожей

  • ухаживать за одеждой и обувь.

Личностные результаты

  • воспитание привычки соблюдать элементарные правила личной гигиены, режима дня школьника и режима питания;

  • потребность в активном образе жизни;

  • воспитание чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Материально-техническое обеспечение

Классная доска

Компьютер

Экранно-звуковые пособия

Д

Д

Мультимедийные образовательные ресурсы

Д

Оборудование класса

Ученические столы с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

К

Д

infourok.ru

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «ЗДРАВУШКА»1

(для учащихся среднего школьного возраста)

Автор: Е.Ф. Пильник, методист отдела сельскохозяйственной экологии УО «Республиканский экологический центр детей и юношества»

Пояснительная записка

Формирование культуры здорового образа жизни — одна из стратегических целей обучения и воспитания современных школьников и молодёжи. Культура здорового образа жизни человека — это его психологическая (система мотивов, валеологических ценностных ориентации), теоретическая (система валеологических знаний) и практическая (система валеологических умений) готовность заботиться о состоянии своего здоровья. Образ жизни человека является определяющим фактором в состоянии его здоровья. Только из здорового ребёнка может вырасти здоровый взрослый.

Цель реализации программы объединения: формирование у учащихся культуры здорового образа жизни.

Задачи:

• осознание учащимися здоровья как ведущей жизненной ценности;

• развитие у воспитанников устойчивого интереса и положительной мотивации к здоровому образу жизни;

• формирование у учащихся системы валеологических знаний, умений и навыков;

• формирование навыков личной гигиены;

• профилактика и преодоление вредных привычек у детей;

• развитие эмоционально-чувственной сферы воспитанников;

• развитие у учащихся потребности самосовершенствования своих физических, психических, духовных и творческих способностей.

Программа ориентирована на учащихся среднего школьного возраста. При необходимости она легко может быть адаптирована для работы с детьми младшего школьного возраста, а также старшего школьного возраста.

Программа кружка «Здравушка» рассчитана на один год обучения. Периодичность занятий — два раза в неделю.

Занятия могут проводиться в группах детей, согласно их возрастным особенностям, по 4 часа в неделю (общее количество часов в год — 144).

Основные формы и методы реализации программы: рассказ, беседа, подготовка рефератов, самостоятельная, лабораторная, практическая работа, игровые методы, диспут, конференция, демонстрации видеофильмов, опытов, экспериментов, экскурсии, прогулки на природе.

^ Учебно-тематический план

Содержание занятий

Раздел 1. Организационный раздел

1.1. Организация работы в кружке. Кружок как форма работы с детьми. Знакомство с планом работы кружка. Организация работы членов кружка. Выбор актива кружка. Основные формы и методы работы. Знакомство с учебным учреждением. Экскурсия по учебному учреждению.

^ 1.2. Здоровье человека. Значение здорового образа жизни для человека. Понятие здоровья. Здоровье и его составляющие: физическое, психическое и духовное здоровье. Пути их гармоничного существования. Понятия «здоровый образ жизни», «вредные привычки». Их влияние на качество жизни. Валеология как наука о здоровье человека. Источники здоровья.

^ Игра «Завершите фразу».

Демонстрация видеофильма «Урок во имя жизни».

Практическая работа: определение общей выносливости и физической работоспособности организма; получение экспериментальных данных на начало учебного года.

^ Раздел 2 . Валеологический потенциал природы

2.1. Природа — источник духовного развития и восстановления сил человека. Понятие природы. Компоненты природы. Функции природы в жизни человека. Валеологическая ценность общения человека с природой: прогулки и экскурсии в лес, в парк, работы в саду и на огороде.

Практическая работа: работа в саду, уход за растениями сада.

^ 2.2. Эстетическая ценность природы. Понятие прекрасного. Критерии и показатели «прекрасного». «Прекрасное» в природе. Разнообразие форм, цвета и оттенков в природе. Гармония компонентов природы.

Прогулка в парк «Палитра осенней природы».

Самостоятельная работа: наблюдение за красотой осенней листвы, приметами осени; накопление позитивных впечатлений.

^ 2.3. Природа в произведениях композиторов. Природа как источник вдохновения, творчества композиторов. Музыка как средство духовного развития человека. Сила музыки: её позитивное и негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека.

^ Практическая работа: прослушивание музыки с последующим художественным отображением в рассказах и рисунках своей фантазии на тему музыкального произведения.

^ 2.4. Природа в произведениях художников, писателей, поэтов. Природа в стихах, прозе, живописи, художественных фотографиях. Их влияние на психическое здоровье человека. Стихи о природе.

Демонстрация фотографий, слайдов, репродукций с пейзажами, видеофильма «Удивительный мир живой природы».

Раздел 3. Лечебная сила минералов

^ 3.1. Удивительные свойства минералов. Минералы. Их многообразие. Лечебные и таинственные свойства минералов. Минералолечение. Грязелечение. Лечение глиной. Лечение металлами. Легенды и предания о минералах и металлах.

Экскурсия в музей землеведения, на географический факультет БГУ «Знакомство с минералами».

^ 3.2. Поваренная соль в жизни человека. Значение поваренной соли для человека. Виды поваренной соли. Значение йодированной соли для здоровья белорусов. Влияние пересоленной пищи на состояние здоровья человека. История появления соли в пищевом рационе человека.

Раздел 4. Целебные факторы природы

4.1. Солнце. Солнце как источник жизни на Земле. Значение солнечного света для состояния здоровья человека. Способы и правила принятия солнечных ванн, загара. Искусственный загар. Влияние загара на состояние здоровья человека. Профилактика и оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе и солнечных ожогах. Озоновые дыры. Радиация.

^ Демонстрация видеофильма «Экологические проблемы Беларуси».

4.2. Воздух. Воздух как компонент природы. Состав атмосферного воздуха. Чистый воздух — залог здоровья человека. Факторы загрязнения атмосферного воздуха. Загрязнение воздушной среды как фактор ухудшения состояния здоровья человека. Способы и условия чистоты воздуха. Охрана чистоты воздуха — охрана здоровья.

Лишайники как природные индикаторы чистоты воздуха. Состояние атмосферного воздуха территории и окрестностей.

Правильная осанка как фундамент здоровья. Правильная осанка как критерий и фактор здоровья человека. Костно-мышечная система — каркас организма. Упражнения на развитие костно-мышечной системы. Значение физкультуры.

Первая помощь при переломах, вывихах, растяжениях.

Практические работы: гигиеническая оценка осанки; упражнения для развития правильной осанки; учимся правильно сидеть, ходить, лежать, поднимать тяжести; определение общей выносливости и физической работоспособности организма; получение экспериментальных данных на конец учебного года.

^ 11.5. Влияние моды на здоровье. Понятие моды. Требования моды и требования гигиены к одежде, аксессуарам, обуви, внешнему виду человека. Основные гигиенические требования к внешнему виду школьника.

Диспут «Красота — страшная сила». Интерактивная игра «Чьё это?». Игра «Логическая цепочка».

^ 11.6. Гиподинамия как проблема современного общества. Необходимость подвижного образа жизни для сохранения здоровья. Систематизация основных понятий, ведущих идей раздела.

Спортивно-познавательная программа «Если хочешь быть здоров».

Раздел 12. Органы чувств человека и восприятие окружающего мира

^ 12.1. Эмоциональное восприятие природы как фактор влияния на здоровье человека. Эмоциональное благополучие человека как составляющая часть его здоровья. Наблюдение за красотой весенней природы, приметами пробуждающейся природы. Восприятие окружающего мира с помощью различных органов чувств. Накопление положительных эмоций.

Прогулка в природу «Весенняя палитра природы».

^ 12.2. Органы чувств человека. Зрение. Значение органов чувств, их функционирование. Гигиена органов чувств, их защита, тренировка.

Зрение. Значение зрения для человека. Гигиена органов зрения. Нарушение зрения и его причины. Факторы, снижающие зрение. Дальтонизм. Близорукость. Дальнозоркость. Цвет и психоэмоциональное состояние человека. Цветотерапия.

^ Практическая работа: определение освещённости помещения. Упражнения для тренировки зрения.

Игра «Живая картина».

12.3. Вкус. Карта вкусовых рецепторов на языке. Гигиена полости рта. Выбор зубной щетки и уход за ней. Уход за зубами. Пищевые продукты и состояние ротовой полости человека. Влияние жевательной резинки на состояние зубов и пищеварительной системы человека.

^ Практические работы: определи по вкусу; определение и объяснение выбора здоровых продуктов питания и напитков из предложенного набора. Обсуждение различных точек зрения.

12.4. Слух. Значение и гигиена органов слуха. Факторы, ухудшающие слух. Нарушение слуха. Звуки и психоэмоциональное состояние человека. Звукотерапия.

Игра «Испорченный телефон».

12.5. Обоняние. Значение запахов в жизни человека. Гигиена органов обоняния. Запахи и психоэмоциональное состояние человека. Ароматерапия.

Практическая работа: определи по запаху.

12.6. Осязание. Тактильная система. Значение тактильных ощущений в жизни человека. Кожная чувствительность и другие функции кожи. Профилактика и первая помощь при повреждениях кожи (обморожение, различные ожоги, кровотечения). Кожа — экран здоровья. Гигиена кожи.

Практическая работа: узнай по прикосновению.

^ 12.7. Ощущение окружающего мира органами чувств. Органы чувств человека. Их значение. Взаимосвязь состояния здоровья человека и функционирования его органов чувств. Систематизация основных понятий, ведущих идей раздела.

Практическая работа: догадайся, что это? (определение чего-либо ограниченным количеством сенсорных систем).

Раздел 13. Итоги работы

^ 13.1. Итоги исследований членов кружка за учебный год.

Систематизация ведущих идей занятий кружка.

Практическая работа: экологическая оценка учреждения образования.

^ 13.2. Рефлексия хода и результатов работы членов кружка. Здоровье человека и его образ жизни. Факторы укрепления и ослабления здоровья человека.

1 Программа получила гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь».

Приводится по кн.: Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля: для рук. об-ний по интересам (кружков) учрждений внешк. воспитания и обучения, общеобразоват. учреждений / Л.А. Банько [и др.]; под ред. С.С. Кашлева. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009.

biologrefs.ru

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Школа Здоровья» (для учащихся среднего школьного возраста)

Калугина М.В. учитель математики, руководитель кружка МБОУ Сыропятская СОШ» Кормиловского района, Омской области.

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Школа Здоровья»

(для учащихся среднего школьного возраста)

Составлена на основе программы автора: Е.Ф. Пильник, методиста отдела сельскохозяйственной экологии УО «Республиканский экологический центр детей и юношества»

Пояснительная записка

Формирование культуры здорового образа жизни — одна из стратегических целей обучения и воспитания современных школьников и молодёжи. Культура здорового образа жизни человека — это его психологическая (система мотивов, валеологических ценностных ориентации), теоретическая (система валеологических знаний) и практическая (система валеологических умений) готовность заботиться о состоянии своего здоровья. Образ жизни человека является определяющим фактором в состоянии его здоровья. Только из здорового ребёнка может вырасти здоровый взрослый.

Цель реализации программы объединения: формирование у учащихся культуры здорового образа жизни.

Задачи:

• осознание учащимися здоровья как ведущей жизненной ценности;

• развитие у воспитанников устойчивого интереса и положительной мотивации к здоровому образу жизни;

• формирование у учащихся системы валеологических знаний, умений и навыков;

• формирование навыков личной гигиены;

• профилактика и преодоление вредных привычек у детей;

• развитие эмоционально-чувственной сферы воспитанников;

• развитие у учащихся потребности самосовершенствования своих физических, психических, духовных и творческих способностей.

Программа ориентирована на учащихся среднего школьного возраста. При необходимости она легко может быть адаптирована для работы с детьми младшего школьного возраста, а также старшего школьного возраста.

Программа кружка «Школа здоровья» рассчитана на один год обучения. Периодичность занятий — два раза в неделю (общее количество часов в год — 68).

Основные формы и методы реализации программы: беседа, подготовка рефератов, буклетов, презентаций, мероприятий, статей в школьную газету, самостоятельная, лабораторная, практическая работа, игровые методы, демонстрации видеофильмов, опытов, экспериментов, экскурсии, прогулки на природе, участие в НПК.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Содержание занятий

Дата

Теоретических

Практических

Раздел 1. Организационный раздел - 4 часа

1

Организация работы в кружке.

Кружок как форма работы с детьми. Знакомство с планом работы кружка. Организация работы членов кружка. Выбор актива кружка. Основные формы и методы работы.

2

Определение мотивов участия обучающихся в деятельности (подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)

3

Здоровье человека. Значение здорового образа жизни для человека.

Понятие здоровья. Здоровье и его составляющие: физическое, психическое и духовное здоровье. Пути их гармоничного существования. Понятия «здоровый образ жизни», «вредные привычки». Их влияние на качество жизни. Валеология как наука о здоровье человека. Источники здоровья.

Игра «Завершите фразу».

Демонстрация видеофильма «Территория безопасности». (http://fskn.gov.ru/pages/main/young_people/4080/index.shtml)

4

Определение общей выносливости и физической работоспособности организма; получение экспериментальных данных на начало учебного года.

Раздел 2. Анкетирование, как метод исследования – 12 часов

5

Анкетирование, как метод исследования

Диаграммы. Виды диаграмм. Знакомство с программой Microsoft Office Excel.

Что такое анкета? Этапы проведения анкетирования. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/urovni-issledovaniy.html

6

Подготовка исследования. Разработка анкет.

7

Сбор первичной информации.

8

Подготовка и обработка собранной информации.

9

Анализ информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

10

Диаграммы. Виды диаграмм. http://www.grandars.ru/student/statistika/diagrammy.html

11

Знакомство с программой Microsoft Office Excel.

12

Построение диаграмм.

13

Построение диаграмм.

14

Создание презентаций.

Знакомство с программой Microsoft Office PowerPoint.

Знакомство с программой Microsoft Office PowerPoint. http://infourok.ru/

Создание презентации, на основе данных анкетирования.

15

Сбор информации для подведения итогов по конкурсу «Самый здоровый класс»

16

Анализ и оформление данных по конкурсу «Самый здоровый класс»

17

Беседа: «Современные аспекты профилактики табачной и алкогольной зависимости среди молодежи».

18

Беседа: «Жизнь без вредных привычек»

19

Сказка беседа с элементами практикума. http://topreferat.znate.ru/docs/index-56049.html

20

Что такое эссе и как его написать. http://pnu.edu.ru/ru/recruitment/graduates/essay/

21

Написание эссе в школьную газету «Жизнь без вредных привычек»

22

Подбор материала для выступления на акции «Мир против наркотиков».

23

Подготовка к акции «Мир против наркотиков»

24

Подготовка материала «Дня здоровья». (КВН 5-6 класс, игра по станциям 5-11 класс по президентским играм.)

Раздел 4. Целебные факторы природы -15 часов

25

Солнце.

Солнце как источник жизни на Земле. Значение солнечного света для состояния здоровья человека. Способы и правила принятия солнечных ванн, загара. Искусственный загар. Влияние загара на состояние здоровья человека.

26

Профилактика и оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе и солнечных ожогах. Озоновые дыры. Радиация. http://www.medical-enc.ru/1/anatomia.shtml

27

Воздух.

Воздух как компонент природы. Состав атмосферного воздуха. Чистый воздух — залог здоровья человека. Факторы загрязнения атмосферного воздуха. Загрязнение воздушной среды как фактор ухудшения состояния здоровья человека. Способы и условия чистоты воздуха. Охрана чистоты воздуха — охрана здоровья.

28

Лишайники как природные индикаторы чистоты воздуха. Состояние атмосферного воздуха территории и окрестностей.

29

Вода. Снег. Лед.

Вода как компонент природы. Вода и здоровье. Виды загрязнений воды, их опасность. Проблема кислотных дождей, их опасность для человека. Опасность для здоровья человека употребления сырой воды.

30

Закаливающий эффект воды. Моржевание. Правила закаливания. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Проблема пресных питьевых вод. Экономия воды в быту.

31

Демонстрация видеофильма «Великая тайна воды». Игры «Можно — нельзя», «Самооценка».

32

Подготовка материала для изготовления снежной фигуры.

33

Подготовка материала для игры «Зимние забавы».

34

Подготовка материала для игры «Зимние забавы».

35

Лес как источник здоровья.

Лес как компонент природы. Лес как экосистема. Видовое разнообразие растений и животных леса. Лес — богатство человечества. Значение леса для человека и для природы. Необходимость защиты и охраны лесных богатств.

36

Прогулка в лес. Знакомство с лесными культурами.

37

ПРОГРАММА "PARUS" И "ЕВРОАЗИАТСКИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ УЧЕТЫ"(ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ) http://www.ecosystema.ru/voop/parus/index.htm

38

ПРОГРАММА "PARUS" И "ЕВРОАЗИАТСКИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ УЧЕТЫ"(ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ) http://www.ecosystema.ru/voop/parus/index.htm

39

ПРОГРАММА "PARUS" И "ЕВРОАЗИАТСКИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ УЧЕТЫ"(ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ) http://www.ecosystema.ru/voop/parus/index.htm

Раздел 5. Пищевые продукты, их валеологическая ценность – 4 часа

40

Питательные вещества, пищевые продукты.

Основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Обязательные питательные вещества: органические кислоты, витамины, макроэлементы, микроэлементы и вода. Их значение. Пищевые продукты. Животные и растительные продукты как источники питательных веществ и энергии. Качество пищевых продуктов. Содержание в пищевых продуктах нитратов, фосфатов, гербицидов, радионуклидов и т. п.

41

Профилактика и первая помощь при пищевых отравлениях. Демонстрация видеофильма «Экологическое сельское хозяйство». http://www.ecology.md/section.php?section=ecoset&id=10176

42

Значение продуктов питания для здоровья человека.

Продукты питания как фактор здоровья человека. Качество продуктов питания. Умение читать информацию на упаковке товара. Химические добавки в продуктах и их обозначение цифровыми кодами. Проблема утилизации упаковки.

Суточный пищевой рацион человека: завтрак, обед и ужин. Периодичность питания человека в течение дня. Понятие диеты. Функции и правила соблюдения диеты в укреплении здоровья человека. Правила составления различного меню.

Пищевая аллергия и её признаки. Продукты, вызывающие аллергию.

43

Определение степени полезности или вредности распространённых продуктов питания

Раздел 6. Растения в пищевом рационе человека -18 часов

44

Овощи и фрукты в питании человека.

Значение растительной пищи для здоровья человека. История окультуривания некоторых растений. Центры происхождения культурных растений.

45

Деление растений на группы по их использованию.

Дидактическая игра «Раздели на группы».

46

Плодово-ягодные растения в рационе питания человека.

Яблоня, груша, арония. Вишня, черешня, слива, алыча — полезные лакомства.

Путешествие в ягодный сад. Смородина чёрная, красная, белая, крыжовник, земляника в рационе питания человека. Биологические особенности ягод. Содержание полезных веществ в плодах и других частях ягодных растений. Значение ягодных растений для здоровья человека. Сорта плодово-ягодных растений.

47

Лабораторная работа: определение содержания витамина С в яблоках.

Игра «Давайте познакомимся!».

48

Дикорастущие и малораспространённые плодово-ягодные растения.

Жимолость синяя съедобная, голубика высокорослая, клюква крупноплодная, шиповник — новые и редкие гости в наших садах. Биологические особенности. Значение для человека.

49

Игровое занятие «Лесовичок приглашает».

50

Правила заготовки плодово-ягодных растений.

Назначение, виды и способы заготовки и переработки плодов и ягод с учётом сохранения ценных питательных веществ. Технология сбора и переработки отдельных плодов и ягод.

51

Конкурс знаний учащихся «Плодово-ягодный коктейль».

52

Овощные культуры.

Многообразие овощных культур и деление на группы по разным критериям: по значению для человека, по признаку использования той или иной части растения, по способам использования, по биологическим особенностям и др.

Клубнеплоды. Представители: картофель, топинамбур. Биологические особенности. Значение для человека.

53

Лабораторные работы: определение содержания крахмала в клубнях картофеля; изучение основных признаков белокочанной капусты.

54

Корнеплоды. Представители: редька, репа, морковь, петрушка, свекла, редис, сельдерей, пастернак и др. Биологические особенности. Значение для человека.

Плодовые овощные культуры. Огурец, кабачок, патиссон, тыква, томат, перец, баклажан, физалис и др. Их значение для здоровья человека.

Капустные овощные растения: капуста белокочанная, краснокочанная, цветная капуста, кольраби, брокколи, пекинская (салатная) и другие. Значение для человека.

Фитонцидные свойства овощей на примере лука, чеснока.

Зеленные культуры. Их многообразие: шпинат, листовой салат, листовая петрушка, сельдерей, пастернак, любисток, спаржа, кориандр, щавель, ревень, лебеда садовая, горчица листовая, укроп и др. Значение для питания человека.

Пряно-ароматические овощные растения: анис, базилик, любисток, иссоп, змееголовник, кресс-салат, майоран, эстрагон, хрен, катран, кориандр, мелисса, мята, шалфей, чабер, тмин, тимьян, розмарин, рута, нигелла, фенхель и др. Значение для питания человека.

55

Практические работы: изучение внешнего строения и свойств корнеплодов и плодовых овощных растений с использованием натуральных экспонатов, таблиц, муляжей; определение зеленных культур по запаху и вкусу.

Дегустация некоторых видов корнеплодов. Дегустация капусты и блюд из неё. Конкурс «Кулинарные знатоки».

Дидактическая игра «Раздели на группы». Обучающая игра «Овощное лото».

56

Злаковые хлебные и крупяные культуры.

Значение злаковых культур. Их многообразие. Знакомство с истерией возникновения хлеба и развитием хлебной промышленности. Необходимость бережного отношения к хлебобулочным изделиям. Многообразие и пищевая ценность изделий из круп.

Беседа «Хлеб — всему голова».

57

Конкурс знаний «Как растёт хлеб?»

58

Дикорастущие съедобные растения.

Многообразие дикорастущих съедобных растений: одуванчик, цикорий, пастушья сумка и другие. Их пищевая ценность. Правила сбора дикорастущих съедобных растений: время, место, технология.

59

Лабораторная работа: знакомство с внешним видом и полезными свойствами дикорастущих съедобных растений.

60

Рациональное питание и здоровье человека.

Правила рационального питания. Значение продуктов питания растительного происхождения для здоровья человека.

61

Практическая работа: составление суточного рациона питания школьника.

Раздел 7. Животные и продукты животноводства в пищевом рационе человека – 4 часа

62

Мясная продукция в питании человека.

Мясо как компонент рациона питания человека. Разнообразие видов мяса в рационе питания человека. Пищевая ценность мяса.

63

Зависимость употребления человеком мяса различных животных от культурных, религиозных и национальных традиций. Зависимость питательной ценности мяса от способа приготовления.

64

Молочная продукция.

Молоко как компонент рациона питания человека. Виды молока. Их пищевая и питательная ценность. Разнообразие молочной продукции в рационе питания человека. Диетические виды молочной продукции: козье молоко, кумыс, йогурт и т. д. Значение молочных и молочнокислых продуктов для здоровья человека.

65

Практическая работа: дегустация отдельных молочных и молочнокислых продуктов с обсуждением их питательной ценности.

Раздел 8. Исследовательская работа – 4 часа

66

Подготовка к исследовательской работе

http://axi-us.ru/clauses/kategoriya-novykh-rabot-statey-2-/gumanitarnye-nauki/nauchno-issledovatelskaya-rabota-i-ee-sostavnye-ch/

67

Выбор темы и составление плана работы

68

Выбор темы и составление плана работы

Прогноз результативности

К концу обучения дети должны узнать:

• значение здорового образа жизни для качества жизни человека;

• факторы риска и факторы, укрепляющие здоровье;

• основные гигиенические требования к условиям учёбы, труда, быта, отдыха;

• влияние действия алкоголя и наркотических веществ на организм человека; меры профилактики СПИДа;

• причины основных заболеваний и их профилактику;

• основные правила рационального питания;

• влияние физических нагрузок на организм человека;

• способы сохранения и укрепления иммунной системы человека;

• основы строения, функции, гигиену органов чувств и восприятия;

• правила поведения в природе;

• понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «иммунитет», «медицина», «гигиена», «валеология», «фитотерапия»;

• наиболее распространённые лекарственные растения и их свойства;

• правила сбора, сушки и хранения растительного сырья;

• ядовитые грибы и растения.

Кроме того, дети научатся:

• выбирать и отдавать предпочтение здоровой пище, одежде, обуви, аксессуарам;

• соблюдать режим дня;

• проводить самоанализ и самооценку своего физического и психического здоровья;

• предотвращать и оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях, вывихах и переломах, пищевых отравлениях, отравлениях угарным газом;

• придерживаться правил поведения в природе;

• правильно заготавливать лекарственное сырьё;

• приготавливать целебные настои и отвары согласно рецепту;

• подготавливать сообщение, реферат, доклад;

• оценивать экологическое состояние помещения, учебного заведения, прилегающей территории;

• применять на практике полученные знания и навыки;

• пропагандировать здоровый образ жизни, экологические и природоохранные знания.

Рекомендуемая литература

Для педагога

1. Агеева, ИД. Веселая биология на уроках и праздниках: метод. пособие / И.Д. Агеева. — М. : Сфера, 2005./ http://el-meridian.ru/author/8187//

2. Агеева, ИД. Веселые загадки-складки и загадки-обманки для всех школьных праздников / И.Д. Агеева. — М. : ТЦ Сфера, 2002.

3. Ксенофонтова, В.В. Анатомия и физиология человека: учеб.-метод. пособие по биологии / В.В. Ксенофонтова, В.В. Евстафьев, О.Г. Машанова. — М. : Московский лицей, 1997.

4. Шапиро, Д.Н. Дикорастущие плоды и ягоды / Д.Н. Шапиро, Н.И. Манциводо, В.А. Михайловская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Минск : Ураджай, 1988.

5. Кемп, П. Введение в биологию / П. Кемп, К. Арме; пер. с англ. — М. : Мир, 1988.

6. Коган М.С.Игровая кладовая/М.С. Коган;-Сибирское университетское издательство, 2008.

7. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. — М. ; СПб., 2001.

8. Маглыш, С.С. Экологическое воспитание на уроках биологии в 7 классе: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред, образования, с рус. яз. обучения / С.С. Маглыш, Т.Н. Солтан. — Минск: ТетраСистемс, 2006.

9. Мансурова, СЕ. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс / СЕ. Мансурова, О.А. Шклярова. — М. : СПб. : Виктория плюс, 2006.

10. Баранов, В.Д. Мир культурных растений. Справочник / В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. — М. : Мысль, 1994.

11. Мурох, В.И. Наш зеленый исцеляющий друг / В.И. Мурох, Л.И. Стекольников. — Минск : Ураджай, 1987.

12. Наумов, К.И. Как появились плодово-ягодные культуры / К.И. Наумов. — Минск : Ураджай, 1987.

13. Игнатьева, И.П. Плодовые и овощные культуры СССР: альбом / И.П. Игнатьева, А.Н. Постников, Н.В. Борисов. — М.: Агропромиздат, 1990.

14. Потапова, Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5—10 лет: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.М. Потапова. — Ярославль : Академия развития; Академия Холдинг.

15. Сотников, В.Ф. Кладовая здоровья: альбом / В.Ф. Сотников. — М. : Лесная промышленность, 1985.

16.Черняк, Л.В. Экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии: метод, рекомендации / Л.В. Черняк, В.А. Бахарев, С.С. Маглыш. — Минск : ТетраСистемс.

Для учащихся

1. Иванова, Т.Н. Лесная кладовая / Т.Н. Иванова, Л.Ф. Путинцева. — Тула : Приок. кн. изд-во, 1993.

2. Трайтак, Д-И. Книга для чтения по биологии. Растения / Д.И. Трайтак. — М. : Просвещение, 1996.

3. Князева, М.Л. Ключ к самосозиданию / М.Л. Князева. — М. : Мол. гвардия, 1990.

4. Кощеев, А.К. Лесные ягоды: справочник / А.К. Кощеев, Ю.И. Смирняков. — М. : Экология.

5. Красиков, СП. Предания о металлах и минералах / СП. Красиков. — Минск : Юнацтва, 1994.

6. Кудян, А.Н. Хозяйке о продуктах питания / А.Н. Кудян. — Минск : Ураджай, 1978.

7. Микулович, Л.С. Тайны хлеба / Л.С. Микулович, Е.В. Дубовик. — Минск : Ураджай, 1993.

8. Мурох, В.И. Целебные напитки / В.И.Мурох, Л.И. Сокольников. — 2-е изд. — Минск : Полымя, 1986. — 158 с.

9. Ольгин, О. От абрикоса до яблока / О. Ольгин. — М. : Текст, 1994.

10- Пекелис, ВД. Как найти себя: энциклопедия в двух книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше / В.Д. Пекелис. — Минск : Юнацтва, 1989.

11. Приходько, С.Н. Цветы в квартире. — 2-е изд., доп. / С.Н. Приходько, М.В. Михайлова. — К. : Урожай, 1992.

infourok.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность