Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности. Курс внеурочной деятельности о здоровом образе жизни во 2 классе


Внеурочная деятельность: "Здоровый образ жизни".

Внеурочное занятие на тему «Здоровый образ жизни» 4 класс

Учитель начальных классов Богза О.М. МБОУ СОШ № 52 г. Липецк

Цель:

  • формировать у ребёнка ценности физического, психического и нравственного здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

  • учить детей быть здоровыми душой и телом,

  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

1. Организационный момент;

2. Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.

Тест «Твое здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Результаты.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки, иначе…

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем с кем попало.

Правила здорового образа жизни:

1. Правильное питание;

2. Сон;

3. Активная деятельность и активный отдых;

4. Вредные привычки.

Остановимся на каждом пункте отдельно.

1. Правильное питание—основа здорового образа.

Снижается заболеваемость учащихся, улучшается психологическое состояние детей, поднимается настроение,  а самое главное — повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.

После большой перемены в мусорной корзине лежат пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем?

В любом случае, важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.

Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она.

Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.

Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.

История кока колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле.

Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой Колы, и коррозия исчезнет.

Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

О составе кока колы. Активный ингредиент кока колы - фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.

Для перевозки концентрата кока колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов.

Дистрибьюторы кока колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.

Все еще хотите бутылочку Колы?

Единственный безвредный компонент газировок - вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка, чтобы лимонад, производимый в любой точке земного шара, соответствовал строгому стандарту.

Теперь поговорим о беде многих взрослых и детей, это чипсы и сухарики.

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».

Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.

Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых гидрогенизированных жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..

Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д. Сейчас я буду называть полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат.

Салат, укроп, петрушка.

Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе.

Сельдерей.

Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что корни этого растения – идеальное средство для снижения артериального давления.

Топинамбур.

В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа втрое больше, чем в картофельных.

Особенно полезно это растение для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями.

Морковь

Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.

Капуста

Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном.

Свекла

А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.

Баклажаны

Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови.

Яблоки

Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.

Груши

Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.

Вишня, черешня

Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии.

Малина

Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни.

Черная смородина

Богата общеукрепляющим витамином С.

2. Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.

Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.

Пословицы:

1. От хорошего сна … Молодеешь

2. Сон – лучшее … Лекарство

3. Выспишься - … Помолодеешь

4. Выспался – будто вновь… Родился

3. Активная деятельность и активный отдых.

Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.

4. Вредные привычки.

КУРЕНИЕ

Из истории

Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегах Америки Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту пучки дымящейся травы.

Во Францию табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово «никотин».

Наказания

В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере;

В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади;

В Турции курильщиков сажали на кол;

В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…»

В нашем гуманном обществе нет таких наказаний, но может быть эти картинки заставят вас задуматься стоит ли начинать (ученики показывают подготовиленные презентации)

АЛКОГОЛИЗМ, хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.

НАРКОМАНИЯ

Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна.

В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз.

Сам термин "наркомания" связан с понятием "наркотик" (от греч. narkotikos- усыпляющий).

Группу наркотиков в узком смысле слова составляют так называемые опиаты – вещества, которые добывают из мака: морфин, кодеин, героин, метадон.

Говоря о наркомании, мы имеем ввиду вещества, формирующие психическую зависимость от их потребления. Таким образом, в настоящее время термин "наркотическое вещество" (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.

Согласно международному принятому определению, наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество (или вещество из определённой группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синонимом термина наркомания является понятие "зависимость".

А теперь проверим, как активно вы изучили тему нашего мероприятия.

Вопросы викторины:

  1. Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты? (Можно отравиться ботулином)

  2. При сжигании в городе мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества. (Доиксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО)

  3. Несколько приемов удаления нитратов из овощей. (Вымачивание, отваривание, маринование)

  4. Табачный дым содержит много химических соединений, веществ и элементов. Назовите их примерное количество. (4 000)

  5. Среди них в табачном дыму содержится аммиак, ацетон, пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество, вызывающее привыкание к курению. (Никотин)

  6. Сколько процентов вредных веществ получает пассивный курильщик? (50%)

  7. Водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать. Почему? (Чтобы избавиться от хлора, который улетучивается через 2 часа)

  8. Назовите вещество, которое полностью нейтрализует действие нитратов. (Витамин С)

  9. Из повседневных продуктов питания, какие самые опасные для здоровья? (Соль и сахар)

  10. Назовите принципы закаливания – три П. (Постоянно, последовательно, постепенно)

  11. Какая поговорка учит нас правильному режиму питаниия? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу)

  12. Сколько часов в сутки должен спать человек? (ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов)

  13. Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плавание, гимнастика, легкая атлетика)

Желаю вам:

  • Никогда не болеть;

  • Правильно питаться;

  • Быть бодрыми;

  • Вершить добрые дела.

В общем, вести здоровый образ жизни!

infourok.ru

Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности

Рубцова Галина Ивановна

(учитель начальных классов МБОУ «Лицей №21»)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 1. Название.

Слайд 2. Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье детей в наше время резко ухудшилось. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования.

Данная задача многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения.

Главная цель всей работы по здоровьесбережению – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.

Здоровьесбережение – система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Слайд 3. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков в сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.

Формирование навыков здорового образа жизни должно происходить и на уроках, и на внеклассных мероприятиях.

Слайд 4. Сегодня я хочу остановиться на особенностях формирования здорового образа жизни в рамках внеурочной деятельности, которая является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нём всегда должна быть разумная цель и определенные стремления. Поэтому внеурочная деятельность должна быть некой алтернативой для ребенка, не перегружать его дополнительными умственными нагрузками, а способствовать улучшению усвоения основного учебного процесса, учитывать интересы учащихся и развивать индивидуальные способности.

Внеурочная деятельность – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому именно начальная школа должна формировать культуру здоровья. Эта работа требует нетрадиционных подходов.

Слайд 5. Одним из блоков воспитательной работы является спортивно-оздоровительное направление. Оно включает в себя различные формы внеурочной деятельности:

  • организация и проведение спортивных соревнований;

  • проведение экскурсий, походов;

  • проведение внеклассных мероприятий;

  • проведение классных часов на темы здоровьесбережения;

  • исследовательская и проектная деятельность;

  • программа внеурочной деятельности «Планета здоровья»

  • работа с родителями.

Слайд 6.

  1. Проведение спортивных конкурсов,  соревнований. В течение года обучающиеся и их родители участвуют в спортивных соревнованиях, таких как «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Олимпийские игры». Несколько раз в год обязательно организуется общешкольный «День здоровья».

Слайд 7. В спортивно-массовых мероприятиях и  соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Чередование этих мероприятий с учебными занятиями  обеспечивает высокий уровень двигательной активности, способствует снижению  утомления учащихся и повышению эффективности учебной работы.  Эти мероприятия повышают работоспособность, улучшают самочувствие, регулируют процесс развития детей и делают его гармоничным.

Слайд 8., Слайд 9, Слайд 10

  1. Организация и проведение экскурсий,  походов, целевых прогулок. Одним из самых важных направлений в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны. Это и экскурсии в природу, в музей, на выставки, в библиотеку, в театры. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на состояние его физического и психического здоровья.

Слайд 11.

  1. Проведение классных часов на темы  здоровьесбережения. Систематически проводятся  классные часы и беседы, в рамках которых обсуждаются следующие темы: «Как вырасти здоровым?», «Правила гигиены», «Спорт – моя жизнь!», «Что полезно для здоровья?», «Курить – здоровью вредить» и другие.

Слайд 12, 13

  1. Организация и проведение внеклассных  мероприятий. Каждый год  обязательно проводятся праздники, такие как «В гостях у доктора Айболита», «Здравствуй, друг наш Мойдодыр!», «Путешествие в город Будьте здоровы». При подготовке к данным мероприятиям ребята знакомятся с правилами личной гигиены, на материале художественных, фольклорных и музыкальных произведений прививаются навыки здорового образа жизни.

Слайд 14

  1. Организация проектной и исследовательской деятельности. В течение года в рамках занятий внеурочной деятельности ребята под руководством учителя работают над проектами и проводят исследования по разным темам. Например, работа над темой «Народная мудрость о здоровье» позволяет учащимся узнать, что пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости, основа, фундамент воспитания, формирования основ здорового образа жизни; результатом проекта становится «Копилка народной мудрости» - сборник пословиц и поговорок о здоровье, проиллюстрированный детьми; кроме этого, ребята обязательно пишут сочинения «Как я понял данную пословицу о здоровье».

Слайд 15, 16

  1. Проведение занятий по программе внеурочной деятельности «Планета здоровья». Работа с детьми в рамках этой программы строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, творческий подход при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям учащихся, наполнены игровыми моментами. Играя, дети легко и с интересом овладевают навыками управления своим здоровьем, учатся понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические задания, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения. В рамках занятий проходит и создание проектов. Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.

Слайд 17

  1. Организуется работа с родителями, целью которой является формирование основ здорового образа жизни в каждой семье. Проводятся индивидуальные и групповые беседы с родителями, направленные на формирование знаний о необходимости положительной эмоциональной атмосферы в семье, о влиянии и преодолении вредных привычек, о необходимости соблюдения строго определенного режима дня. На данные беседы обязательно приглашаются разные специалисты: педагог-психолог, врач-терапевт, невролог, аллерголог.

Слайд 18. Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности. Наибольшей эффективности по формированию здорового образа жизни  можно достичь лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, основной задачей педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. Учитель должен помочь каждому учащемуся стать нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

Слайд 19. В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Жаном Жаком Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

infourok.ru

Организация внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы по формированию

культуры здорового образа жизни.

« Здоровье – это не отсутствие болезни,

а физическая, социальная, психическая

гармония человека .»

И. Т. Фролов

Задача сохранения и укрепления здоровья детей в стенах школы всегда была и остается одной из главных. Перед педагогами стоит непростая задача–наряду с обеспечением сохранения самоценности, неповторимости периода младшего школьного возраста, способствовать формированию у детей бережного, осознанного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, а так же приобретению детьми элементарных навыков здорового образа жизни.

Однако любая деятельность по формированию ценностных установок на здоровый образ жизни будет не эффективна, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и образовательном учреждении.

Исходя из этого, целью внеурочной работы по формированию ценности здорового образа жизни является формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса.

Задачами внеурочной деятельности в этом направлении являются:

- создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;

- использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- формирование благоприятного морально-психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах;

- увеличение двигательной активности обучающихся;

- достижение тесного сотрудничества педагогического коллектива, обучающихся и их родителей в формировании ценности здорового образа жизни;

- повышение педагогической грамотности родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разработана в связи с введением ФГОС НОО второго поколения. В рамках этой программы реализация внеурочной деятельности в этом направлении – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание элементарных законов здорового образа жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма, наркомании, вплоть до попыток суицида.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы начальной школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Целью организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, развитие здоровой, творческой личности. В данном случае особо обращается внимание на слово «здоровой». Кроме этого, обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить их быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

- сформировать у обучающихся необходимые знания, умения, навыки по здоровому и безопасному образу жизни;

- формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

На первом родительском собрании классный руководитель знакомит родителей с проектом раздела «внеурочная деятельность» учебного плана школы и предлагает им подумать, какие из перечисленных курсов они хотели бы выбрать для своих детей.

Затем составляется сводная таблица занятости обучающихся внеурочной деятельностью, в которой учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям. Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности и индивидуальности.

Система внеурочной работы нашей начальной школы выстроена согласно требованиям ФГОС НОО второго поколения в соответствии с основными направлениями:

  1. Гражданско – патриотическое.

  2. Общекультурное.

  3. Общеинтеллектуальное.

  4. Художественно – эстетическое.

  5. Спортивно – оздоровительное.

Каждое из этих направлений в той или иной мере формирует у обучающихся культуру здорового образа жизни. Общей целью всех направлений является воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни. Общие задачи: всестороннее гармоничное развитие личности, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

На внеурочных занятиях гражданско – патриотического направления «Я – гражданин» обучающиеся говорят о том, что здоровые, сильные граждане, без вредных привычек, могут принести Родине больше пользы; узнают о героях, патриотах своей Родины. У детей формируется представление о необходимости здоровой спортивной физической формы у человека для защиты своей страны.

Содержание курса общекультурного направления «Азбука безопасности» включает в себя темы о безопасном поведении на улице и дороге, дома, в школе, в общественных местах. Обучающиеся изучают правила безопасного поведения при пожаре, на воде, на льду в зимнее время и т. п. Дети учатся, как нужно себя правильно вести, чтобы не навредить своему здоровью и здоровью окружающих. У них формируется представление о таких понятиях, как «опасность» и «безопасность» для человека и его жизни.

Реализация общеинтеллектуального направления на занятиях кружка «Я – исследователь» включает в себя выполнение таких проектов, которые предполагают исследования состояния здоровья. Это такие проекты, как «Мое здоровье», «Сколько весит портфель ученика», «Польза разных витаминов» и т. п. Здесь же проводятся различные тесты по здоровьесбережению.

В рамках художественно – эстетического направления в школе проводится кружок «Музыкальная шкатулка». На его занятиях учитель знакомит обучающихся с различными музыкальными произведениями, приобщая младших школьников к прекрасному, показывая красоту и ценность человеческой жизни.

Спортивно – оздоровительное направление внеурочной деятельности реализуется на занятиях кружка «Здоровейка», название которого говорит само за себя. Здесь в 100 % объеме идет реализация программы по формированию культуры здорового образа жизни.

Наша школа имеет уникальную возможность в укреплении здоровья своих учеников, т.к. имеет школьный бассейн. Обучающиеся начальных классов с удовольствием посещают его по расписанию 1 раз в неделю.

Еще хочется сказать, что в школе созданы условия для работы различных дополнительных спортивных кружков и секций (тхэквандо, каратэ, гандбол, волейбол, ушу), кружков из ЦРТДЮ: бисероплетения, шахматы, театральный, юный журналист, бального танца. Кружок бального танца помогает реализовать сразу два направления внеурочной деятельности: художественно – эстетическое и спортивно – оздоровительное.

Итак, школа может и должна внушить ребёнку необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию и стать смыслом и целью для личности.

infourok.ru

Конспект занятия внеурочной деятельности по предмету Здоровый образ жизни на тему "Как следует правильно питаться". (2 класс)

Подготовила: Игнатова А.А.

Внеурочная деятельность 2 класс «ЗОЖ»

Тема: «Как следует правильно питаться»

Цели: 1.Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку.

2 Обучение выбору полезных продуктов для здорового, рационального питания.

3. Развитие артистических, коммуникативных способностей.

4. Воспитание привычки следить за своим здоровьем.

5. Закрепление знаний о законах здорового питания.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  2. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  3. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  2. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  2. Слушать и понимать речь других.

  3. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оборудование:

  • Компьютер, экран, мультимедийный проектор

  • Плакаты – корзины, тарелки, разные продукты

  • Раздаточный материал: конверты с заданиями

  • аудио- записи

Ход урока

1.Орг.момент

2.Определение темы занятия

Рано утром просыпайся,

Себе, людям улыбайся,

Ты зарядкой занимайся,

Обливайся, вытирайся,

Всегда правильно питайся,

Аккуратно одевайся,

В школу смело отправляйся!

- Вот с такого напутствия мне бы хотелось начать наше сегодняшнее занятие. А наше путешествие в страну «Неболейка!» продолжается. Отгадайте загадки и узнаете, о чем сегодня пойдёт речь на нашем занятии:

1.В чай кладу его порой, 

Чай становится такой

вкусный, ароматный,

витамином С богатый. (Лимон)

2. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. ( Хлеб)

3. Белая водица Всем нам пригодится.Из водицы белойВсе, что хочешь, делай:Сливки, простоквашу,Масло в кашу нашу,Творожок на пирожок,Кушай, Ванюшка, дружок!(Молоко)

4. За кудрявый хохолокЛису из норки поволок.На ощупь — очень гладкая,На вкус — как сахар сладкая. (Морковь)

5. Никого не огорчает,А всех плакать заставляет. (Лук)

6. Королевич из садовВсех порадовать готов.Есть с румяненьким бочкомИ с весёлым червячком.Кругленькое с ямочкойНаливное...(яблочко)

7. Летом – в огороде,Свежие, зеленые,А зимою – в бочке,Крепкие, соленые.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь? (Ответы детей.)

Сократу принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переваривать.

- Что значит разнообразие?

Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, яйца, мясо, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

(Слайды с отгадками)

лимон

хлеб

молоко

морковь

лук

яблоко

Огурец

Слайд с цитатой. «Мы едим для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть».

(черный слайд)

3. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»

Ребята, сегодня к нам в гости должен прийти Карлсон. (Стук в дверь). Наверно это он!

Почтальон: Здравствуйте, я принес письмо от Карлсона. (Почтальон удаляется)

- Ничего не понимаю. Давайте разберемся.

«Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, ноет живот, в глазах звёздочки, всё тело вялое.

Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, пепси-кола, 25 конфет и 2 баночки варенья. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здоров. Ваш Карлсон.»

-Ох беда! Ребята, верно ли Карлсон составил меню?

Сейчас мы пойдем в магазин и выберем продукты для него. Выбрать нужно только самые полезные продукты. 1 и 3 ряд будут покупатели. 2 ряд – контролеры.

Проверка корзин.

-Мы отобрали самые полезные продукты. А теперь давайте разложим остальные продукты на 2 тарелки: на желтую – полезные продукты, используемые достаточно часто, на красную – продукты, присутствующие на столе редко.

Стук в дверь. Входит почтальон.

Работает 1,3 ряд. Дети по очереди выходят, выбирают продукт и кладут его в корзинку.

Работает 2 ряд.

4. Это интересно!

Краткая характеристика Витаминов

Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребёнка регулярно. Основные виды витаминов: водорастворимые  (С, В1, В2, В3) и жирорастворимые (А, Д, Е).

1. Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке. (Слайд)

2. Витамин С прячется в чесноке, капусте, луке, во всех овощах, фруктах, ягодах. (Слайд)

3. Витамин Д сохранит нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д. (Слайд)

Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик  Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-10 лет надо съедать в день 500-600 г  фруктов. Если в вашем организме много витаминов, он легко победит любую болезнь, а у вас будет хорошее настроение и отличное здоровье.

Слайды с картинками витаминов и продуктов с ними.

(черный слайд)

5. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки»

Я буду называть овощи. Если едим подземные части продуктов – корешки, то нужно присесть. Если едим наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

свёкла картофель репа морковь фасоль помидор огурец тыква редиска горох

6. Продолжение работы

Работа с картинками.

Ребята, какой полезный завтрак вы бы посоветовали Карлсону? (Каша)

Поднимите руки те, кто любит есть кашу. А есть среди нас те, кто считает, что не вся каша вкусная?

- А вы знаете, что кашу можно сделать вкусной! Как это возможно? Есть такая поговорка «Кашу маслом не испортишь», как вы ее понимаете? А что еще можно добавлять в кашу, кроме масла? (ягоды, фрукты)

- А какие правила перед едой нужно соблюдать? (Мыть руки перед едой, не разговаривать во время еды, не пеедать, есть небольшими кусочками, овощи и фрукты нужно мыть перед едой).

- Сейчас мы и проверим, как вы выполняете эти правила питания. Расставьте картинки правильно.

На доске картинки:

1)Карлсон срывает яблоки с яблони. 2) Малыш складывает яблоки в корзину. 3) Малыш моет яблоки. 4) Малыш угощает Карлсона. 5) Карлсон ест.

7. Формулирование правил здорового питания.

А)Разговор с Карлсоном.

- Давайте свяжемся с Карлсоном и спросим, как он себя чувствует.

У: -Алло! Карлсон, здравствуй! Как твое самочувствие?

К:- Ой, плохо! Умираю! Ой, тяжело! Все таки каша вредная оказалась!

У:- Что случилось?

К:- Что случилось? Что случилось? Просто каша уж очень вкусная получилась. А оказалась вредной!

У:- Это еще почему?

К:- Откуда я знаю! Первую тарелку я ел рисовую кашу с изюмом. Вторую тарелку, овсяную кашу с бананом. Третью – гречку с молоком, четвёртую – манную с клубникой и сливками, а пятую – пшенную с тыквой. Так было вкусно!! Только не пойму, какая из них вредной оказалась?

У:- Да ты что, Карлсон! Разве так можно? Ты переел!

К:- Переел? А это как? Что же теперь делать?

Ребята, давайте поможем Карлсону! В чем его ошибка? (Он слишком много съел) Что же ему теперь делать, наверно нужно заняться зарядкой? (Нет! Сейчас лучше отдохнуть)

Аудиозапись «Телефонный разговор»

Б) Работа по парам

В)Подведение итогов.

Откройте ваши конверты: С соседом по парте выберите советы, которые мог бы дать вам доктор. Вычеркните вредные советы.

1. Прежде, чем сесть за стол, я подумаю, что съесть.

2. После сытного обеда сразу необходимо попрыгать и побегать.

3. Воздерживайтесь от жирной пищи.

4. Остерегайтесь очень острого и солёного.

5. Конфеты – лучшее средство утоления голода.

6. Овощи и фрукты – полезные продукты.

7. Руки всегда нужно мыть после еды, а перед едой не обязательно

8. Главное – не переедайте.

9. Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.

10. После приёма пищи уберите за собой, поблагодарите за вкусную еду.

Проверим себя.

С такими советами я уверена, наш Карлсон скоро поправится, да и мы не заболеем.

Задания даны на карточках в конвертах.

Правила появились на доске (слайд)

Резерв.

Ребята, давайте нарисуем для Карлсона полезные продукты и подарим рисунки ему на память.

infourok.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность