Ориентация на здоровый образ жизни как основа воспитательного процесса. Ориентация на здоровый образ жизни как основа воспитательного процесса


Литература

  • Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самоопределение. – М., 1984;

  • Маленкова Л.И. Я – человек! Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. – М., 1996;

  • Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2002;

  • Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга учителя. – М., 1999;

  • Щуркова Н.Е. «Философия жизни» в школе. – М., 1994.

  1. Духовное развитие личности в воспитательном процессе современной школы

Литература

  • Ардаширова Э.Т. Этическая категория «катарсис» в педагогике – М.,1994;

  • Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. – М.: Фонд духовно-нравственного образования, 1996;

  • Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой – М.: Новая школа, 1998;

  • Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств. – Педагогика.– 1998. -№8. – С.56-61;

  • Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. - Псков

  • Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя - М.: Пед. общество России, 1999;

  • Поляков С.Д. О новом воспитании. – М.,1990;

  • Сумская И.Н., Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте. – Педагогика. – 1998. - №7. – С.14-19

  • Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Сухомлинский В.А. Избр. Пед. Соч.: В 3-х т. – М.,1979. – Т.1. – С.267-538;

  • Сухомлинский В.А. Письма к сыну – М.: Просвещение, 1979;

  • Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры – М., Педагогический поиск, 1997;

  • Щуркова Н.Е. Формирование духовной культуры школьника. – Петрозаводск, 1992

  • Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Пед. общество России, 1998;

11. Ориентация на здоровый образ жизни как основа воспитательного процесса Литература

  • Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. – М., 1989. – 219;

  • Здоровье: Программа для средних образовательных учреждений // Вестник образования. – 2001. – №12;

  • Здоровье и образование: Проблемы педагогической валеологии. – СПб, 1995. – 76 с.;

  • Кореневская Е.И. Гигиенические условия обучения // Воспитание школьников – М., 1971. – С. 57-69;

  • Куинджи Н.Н. Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.;

  • Куинджи Н.Н. Кого воспитывает и обучает школа: мальчиков, девочек или? // Биология в школе. – М., 1998. - №2. – С. 17-21;

  • Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1979;

  • Сухомлинский В.А. Письма к сыну – М.: Просвещение, 1979;

  • Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Пед. общество России, 1998

12. Патриотическое воспитание школьников

Литература

  • М.В. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало XX века). – Педагогика. – 1998. - №7. – С. 82-87

  • Гликман И.З. Воспитание и образование. – Педагогика. – 1999. - №2. – С. 110-115

  • Сорока-Росинский В.Н. О национальном воспитании

  • Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб пособие. – Минск, изд. В.М. Скакун, 1998;

  • Сухомлинский В.А. Родина в сердце – М.: Молодая гвардия, 1978;

  • Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Сухомлинский В.А. Избр. Пед. Соч.: В 3-х т. – М.,1979. – Т.1. – С.267-538;

  • Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / Избр. пед. соч. в 2 томах - Т.2, С. 425-488;

  1. Диалогизация образовательного процесса: сущность проблемы и пути ее решения

studfiles.net

Ориентация на здоровый образ жизни как основа воспитательного процесса.

Ориентация на здоровый образ жизни как основа воспитательного процесса

Введение.

Актуальность темы: Сегодня человеку казаться, что здоровье также постоянно, как электро -, водоснабжение, что оно будет всегда, т.к. забота о нем переложена современностью на плечи государства, медицинской отрасли, которые должны поставлять здоровье, как продукты, товары, услуги. Человек стал потребителем, а не производителем своего здоровья.

Несмотря на все расширяющуюся сферу медицинского обслуживания, ее широкомасштабные мероприятия – стремление к всеобщей диспансеризации, к массовым формам физической культуры, увеличению числа медперсонала, клиник, больниц, наконец, курортов, домов отдыха и т.п. – количество людей, имеющих отклонения в здоровье, не уменьшается. И загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний человека играют в этом далеко не последнюю роль. Однако общеизвестно, что главной и самой серьезной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование сегодняшних достижений в науках о человеке, о его резервах, психофизиологических, физических, физических возможностях.

Обратимся к результатам конкретных исследований здоровья человека, факторов, влияющих на его состояние, и убедимся, что здоровье человека зависит от:

- состояние медицины – на 10% ;

- влияние экологических факторов – на 20-25% ;

- генетических факторов на – 20% ;

-условий и образа жизни на – 50% .

В период сегодняшних социально-экономических реформ революции резко возросло значение гигиены – науки о здоровье, о средствах и методах его сохранения, укрепления и предотвращения отрицательного влияния на него факторов окружающей среды.

Под здоровым образом жизни понимаются используемые формы повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам,

усиливают адаптивные возможности организма человека, способствуют

восстановлению, поддержанию и развитию его резервных уровней, а также выполнению профессиональных функций.

Проблемами формирования ЗОЖ, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, школьников и студентов посвящены многочисленные научные статьи, учебно-методические пособия и монографии: Н.П.Абаскаловой,А.И.Агаджаняна,О.А.Александрова,Р.И.Алешиной,М.Н.Алиева, М.М.Безруких, В.И.Белова, В.Д.Сонькина и другие.

Объект исследования: процесс взаимодействия семьи и школы в формировании ЗОЖ.

Предмет исследования: содержание и особенности формирования ЗОЖ в условиях семьи и школы.

Цель исследования: определить и обосновать потребность в ЗОЖ и его формировании средствами физической культуры.

www.prodlenka.org

Ориентация на здоровый образ жизни как основа воспитательного процесса., Педагогика

Пример готовой курсовой работы по предмету: Педагогика

Содержание

Введение 3

Глава

1. Теоретические аспекты формирования ориентации на здоровый образ жизни у школьников 6

1.1 Сущность и содержание понятия «здоровый образ жизни» 6

1.2 Обоснование воспитательных проблем в формировании ориентации на здоровый образ жизни у обучающихся 12

Выводы по первой главе 16

Глава

2. Исследование ориентации обучающихся на здоровый образ жизни во внеурочной деятельности 18

2.1 Диагностика уровня знаний о здоровом образе жизни 18

2.2 Формирование ориентации о здоровом образе жизни во внеурочной деятельности посредством метода проектов 29

Выводы по второй главе 34

Заключение 36

Список литературы 38

Приложение 41

Выдержка из текста

Актуальность. Одним важных направлений воспитательного процесса в школе является физическое развитие и воспитание здорового образа жизни, способствующее осознанию значения собственного здоровья и готовности к его сохранению и укреплению. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — одна из приоритетных задач ФГОС. Согласно ФГОС, формирование ориентации на здоровый образ жизни должно происходить целенаправленно и непрерывно, обеспечивая осовение знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т. д.

[2]

Деятельность педагогов на всех этапах современного образования направлена на значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью. Но при этом ввоспитательном процессе создается недостаточно условий для ориентации школьников на здоровый образ жизни.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)[Электронный ресурс].

--Режим доступа: www.federalniy-zakon.ru -- Заглавие с экрана. -- (Дата обращения: 15.11.2016).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -- М.: Просвещение, 2011. -- 48c.

3. СанПиН 2.4.2. 2821 —

1. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"&

  • — М.: Эксмо, 2014. — 33с.

4. Баль Л.В. Здоровьесберегающая педагогика / Л.В. Баль, С.В. Барканова.-- М.: Владос, 2003. -- 190 с.

5. Васильева Г. И. Отношение учащихся, родителей и педагогов к своему здоровью и здоровому образу жизни (по материалам мониторингового исследования) / Г. И. Васильева, В.И. Морозов, Е.Л. Лашевская// МатериалыВсероссийской научно-практической конференции. -- Екатеринбург, 2012. -- С. 39−46.

6. Виленский М. Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. -- 2012. -- № 6. -- С. 8- 18.

7. Гладышева О. С. Системная модель здоровьесберегающей школы / О. С. Гладышева // Директор школы. -- 2012. -- № 6. -- С. 98- 104.

8. Глущенко О. Н. Здоровьесберегающий подход к организации обучения / О. Н. Глущенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -- 2012. -- № 2. -- С. 52.

9. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2013 года).

-- М., 2013. -- 96 с.

10. Игнатова В.В. Ориентирование на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления / В.В. Игнатова, О.А. Шушерина. -- Красноярск: СибГТУ, 2006. -- 180 с.

11. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника / Н. Б. Коростелев. -- Изд. 2-е доп. -- М.: Просвещение, 2013. -- 170 с.

12. Кузнецова Л. В., Сохранение здоровья учащихся в образовательном пространстве учащихся: теория и практика // Л. В. Кузнецова, Н.А. Кузнецова. -- Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2013. -- 215 с.

13. Лисицын Ю.П. Санология — наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. -- М.: Академия, 2001. -- 231 с.

14. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын. -- 3-е изд. -- М.: Просвещение, 2013. -- 512 с.

15. Лукьяненко В. П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе: монография / В. П. Лукьяненко. -- М.: Эксмо, 2012. -- 168 с.

16. Нелидов А. Л. Основы педагогики здоровья: Учебно-методическое пособие / А. Л. Нелидов, И. А. Ганичева. -- Арзамас: АГПИ, 2013. -- 135с.

17. Носов А. Г. Становление здорового образа жизни как педагогическая проблема / А. Г. Носов // Фундаментальные исследования. -- 2012. -- № 11 (часть 4).

-- С. 883- 886.

18. Осипова, М. П. Работа с родителями / М. П. Осипова. -- Минск: Экоперспектива, 2012. -- 479 с.

19. Смирнов, Н. К. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения / Н. К. Смирнов // Практика административной работы в школе. -- 2014. -- № 3. -- С.47- 49.

20. Тимошко‚ Н. Е. Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы / Н. Е. Тимошко // Всероссийские научные студенческие Далевские чтения с международным участием. -- М.: Изд-во МГГУ, 2012. — С.22- 27.

21. Чичельницкая С. М. Руководство по управлению здоровьесберегающими процессами в образовательных учреждениях: тематический сборник; выпуски 1−5 / С. М. Чичельницкая, А. А. Михеева. -- М.: Школьная книга, 2012.

referatbooks.ru

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном ориентировании школьников при обучении ОБЖ

ФГОС общего образования определены требования к результатам обучения на не только на предметном и метапредметном уровнях, но и на личностном. Педагог не может успешно работать с учащимися, если он не ориентируется в их ценностях, не учитывает меняющихся представлений, взглядов подрастающего поколения.

Психологические основы теории ценностей, проблемы формирования сознания личности в деятельности заложены выдающими учеными, такими как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн. Особое место в теории ценностей занимает вопрос о ценностных ориентациях личности, их сущности, условиях и механизмах формирования и развития.

Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое для данного человека от незначимого. Ценностные ориентации рассматриваются как «…интегративное образование, характеризующее целостную личность, её направленность; они выражают ценностное отношение к явлениям жизни, которое означает, что объективные ценности осознаются и переживаются личностью как потребности, мотивирующие настоящее поведение и программирующие будущее» [4, с.37].

Б. Г. Ананьев считает, что ценностные ориентации личности в ее общей структуре выполняют роль «стратегической» линии поведения. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности [1].

Содержательное наполнение ценностных ориентаций традиционно представляется как единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов. Ценностные ориентации являются характеристикой личности, сформированной в психологическом и социальном плане. Процесс их развития длителен и многоступенчат. Для школьника он организуется, прежде всего, целенаправленным воспитательным воздействием школы [2, 4, 7].

Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности и постепенно находящее правильное мотивационное выражение. В старшем школьном возрасте стабилизируются основные психологические характеристики личности. При этом многообразие общественных явлений приобретает систематизированный, обобщенный характер и отражается в сознании старшеклассника в виде понятий и ценностей. Именно в этот период ценностные ориентации оказывают существенное влияние на формирование социально ценных отношений старшеклассников, на выбор ими социально значимой деятельности после школы, на формирование их нравственной активности [2, 3, 4, 7].

Отечественный педагог-исследователь Б. З. Вульфов отмечает, что для современного этапа нашей общественной жизни «характерны следующие тенденции: размывание и девальвация ранее существовавших нравственных ценностей; переоценка ценностей; плюрализм ценностных позиций. В этих условиях общественное сознание индивидов характеризуется как кризисное, так как в нем совмещаются и одновременно одобряются или отрицаются противоположные по своему значению ценности» [3, с. 26].

К числу современных проблем, влияющих на ценностные ориентиры школьников, исследователи относят: противоречивость духовных ценностных норм, индивидуализм, молодёжные субкультуры, алкоголь и другие наркотики. При этом отмечается, что большую роль в формировании личности, становлении системы ее ценностей в молодые годы играют семья и школа [8].

В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования ценностных ориентаций детей и подростков на здоровый образ жизни. В решении этой проблемы ведущую роль призван сыграть школьный курс основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) [5, 6].

Отмечается, что в воспитании у школьников ценностного отношения к здоровью на уроках и во внеклассной работе по ОБЖ необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения: «уроки здоровья», беседы, дискуссии, игры, работу над исследовательскими проектами, Дни здоровья и т. д. Практика показывает, что более эффективными являются такие формы работы, в которых учитель ОБЖ и ученики становятся активными участниками совместной творческой деятельности. Такое взаимодействие позволяет рассмотреть проблему здоровья с различных точек зрения, высказать собственное мнение и сопоставить его с мнением других, помогая сформировать у каждого из участников четкое представление по обсуждаемому вопросу и способствуя более глубокому осознанию ценности того или иного аспекта.

Важно, что и сам образовательный процесс должен содействовать сохранению и укреплению здоровья. Поэтому в теории и практике современной педагогики актуальным является вопрос о здоровьесьберегающих педагогических технологиях [6].

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Они предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [3].

Обязательными составляющими этой системы являются:

-        использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся при проектировании и реализации педагогической деятельности;

-        учет особенностей возрастного развития школьников и разработка соответствующей стратегии педагогической технологии;

-        создание благоприятного эмоционально-психологического климата в образовательном процессе;

-        использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья [3, 5].

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

-        аксиологический компонент, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволит осуществить намеченные цели;

-        гносеологический компонент, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих возможностей;

-        здоровьесберегающий компонент, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма;

-        эмоционально-волевой компонент, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых;

-        экологический компонент, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами;

-        физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на предупреждение гиподинамии.

Именно в школе должны решаться задачи формирования у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью. И самая трудная, важная задача педагога — создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей [3].

Формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс познания. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.

С нашей точки зрения, указанные подходы необходимо реализовывать в учебном процессе по основам безопасности жизнедеятельности. В практике преподавания ОБЖ используются как традиционные, так и более креативные методы и технологии обучения (сюжетно-ролевые игры, спектакли, тренинги, конкурсы и т. д.), способствующие повышению эффективности учебного процесса.

Важную роль в формировании у школьников индивидуальной системы ценностей играют представления педагога о правилах и способах воспитательной деятельности, формах и приемах работы с детьми. Определяемая ими система ценностей будет составлять для детей основу их индивидуально-личностной культуры [5, 8].

Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у школьников имеет особую значимость в трансляции от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом. В содержание уроков необходимо включать такие элементы, как обсуждение выполненного домашнего задания, создание проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, активные паузы с проведением физкультминуток, домашнее задание, направленное на общение ребенка с родителями. На занятиях необходимо давать возможность высказаться всем желающим учащимся и поощрять любую активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование ценностных ориентаций школьников является одним из ведущих компонентов стратегии развития современного образования. Чтобы обеспечить готовность школьников к долголетней активной жизни, в процессе обучения ОБЖ необходимо не только целенаправленно обучать их знаниям, умениям и навыкам, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни, но и формировать у учащихся соответствующие ценностные ориентации.

 

Литература:

 

1.      Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст]. — СПб: Питер, 2001. — 288с.

2.      Асташова, Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] /Педагогика. — 2002. — № 8. — С.8–13.

3.      Вульфов, Б. З. Интересы и потребности современных детей и подростков. Методическое пособие для педагогов и психологов [Текст] /Б. З. Вульфов, Е. В. Синягин, Н. Ю. Синягина, Е. В. Селезнева /Под общей редакцией Н. Ю. Синягиной. — СПб.: КАРО, 2007. — 265с.

4.      Костецкая, Г. А. Педагогические условия развития ценностных ориентаций учащихся в системе школьного экологического образования [Текст]: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 17.03.1999 /Костецкая Галина Анатольевна. — СПб., 1999. — 172с.

5.      Костецкая Г. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьника: ценностно-ориентационный аспект проблемы [Текст] /Детство и социокультурная прогностика: Материалы XVI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика». — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. — С. 177–182.

6.      Костецкая Г. А. Формирование ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности [Текст] /Профилактическая и клиническая медицина — 2011. — № 3 (40). — С.467.

7.      Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст]. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.

8.      Vasilev S., Vasileva T. Kostetskaya G. Ecological Education as an Important Factor in Solving Ethnic, Social and Economic Problems faced by Modern Society [Электр.] /Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 10, Part 4 /2012. — Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2012. — http://www.scientific-publications.net/download/educational-alternatives-2012–4.pdf. — P.196–208.

moluch.ru

Ориентация на здоровый образ жизни как основа воспитательного процесса.

Гипотеза: если выявить влияние физической культуры на формирование ЗОЖ, то можно будет дать практические рекомендации по повышению мотивации к ведению ЗОЖ.

Задачи:

Определить основные элементы ЗОЖ

Показать роль семьи и школы в формировании ЗОЖ, сохранении и укреплении здоровья,

Определить влияние физической культуры на оздоровление организма

Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности.

Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд

требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие ученые ( Л.М. Толстой, И.П. Павлов и др.) стремились сочетать умственные занятия с физическими упражнениями, а некоторые активно занимались и занимаются спортом.

Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться.

Наконец, правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

В чем же состоит сущность физического воспитания? Для осмысления этого понятия попытаемся сравнить его с другим, близким по значению термином – физическое развитие. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с осуществлением физического развития оно призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмыслением их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.

Важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья.

www.prodlenka.org

Ориентация на здоровый образ жизни как основа воспитательного процесса.

Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли.

Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности.

Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Вместе с тем большое значение имеют знания о психофизиологических механизмах воздействия физкультуры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья и развитие физических задатков и способностей.

Видное место в физическом воспитании занимает формирование у школьников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью.

Сюда включается поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиенических правил в школе.

Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стремления к занятиям различными видами физкультуры и спорта.

Все эти содержательные компоненты физического воспитания находят свою конкретизацию в санитарно-гигиеническом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы с учащимися во внеурочное время. Содержание и вся работа по физическому воспитанию в школе должна направляться в конечном итоге на «гармоничное развитие форм и функций организма человека.., всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия… людей, воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности.., содействие развитию интеллекта»[1]

[1]Новиков А.Д., Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. М.,1967.Т.1.С.46.

Физическая культура в семье.

Каждый знает, как много значит семья в жизни человека. И, сколь бы ни были велики успехи на производстве, в общественной деятельности, счастье не будет полным, если а семье нет покоя, жизнерадостной атмосферы , атмосферы доверия, уважения, любви, взаимопонимания.

www.prodlenka.org

Ориентация на здоровый образ жизни как основа воспитательного процесса.

Даже в тех случаях, когда в здоровье, физическом развитии вашего ребенка в силу тех или иных причин возникнут какие-либо отклонения, правильный режим дня, закаливание, физические упражнения, массаж помогут вам устранить их, свести на нет отрицательные последствия.

Малыш становится взрослее. Если в первые годы жизни малыша сумели приучить его к правильному режиму, закалили его, если он здоров и жизнерадостен, задача родителей облегчается. Но и в том случае, если что-то было упущено, не отчаивайтесь. Все еще можно поправить. Только нельзя откладывать дела в долгий ящик. Каждый упущенный день – урон и здоровью и воспитанию.

В период дошкольного детства как бы закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития, начинают складываться привычки и черты характера. Этот период особенно благоприятен для приобретения и закрепления необходимых навыков. Естественно, развитие ребенка находится в большой зависимости от условий среды, организации всей его жизни, воспитания, в частности физического. Также особенно благоприятный для приобретения и закрепления навыков, повышается и роль физического воспитания, которое содействует не только укреплению здоровья, физических сил, развитию логического мышления и привычки к самостоятельным действиям, но и воспитанию положительных моральных качеств.

Одним из основных педагогических требований является индивидуальный подход к каждому ребенку. Большое значение имеет умение подбирать физические упражнения и игры с учетом состояния здоровья и развития ребенка. Надо принимать во внимание уровень развития двигательного аппарата и таких качеств, как ловкость и быстрота движений.

Ребенок идет в школу. Начинается новая, ответственная пора его жизни. Недостаточность движений – вот злейший враг школьника! От нее страдают мышцы, кости (искривляется позвоночник!), страдают нервная система и внутренние органы. И если не объявить недостатку движений решительный бой, общее развитие ребенка затормозится, состояние здоровья ухудшится, возникнут предпосылки для появления различных заболеваний. Он и учиться будет хуже, сколько бы ни старался. Не уповайте на школу только! Она дает детям многое, однако и роль родителей огромна.

Двух уроков физкультуры в неделю ребенку мало, чтобы утолить эту потребность. Поэтому не уставайте следить за выполнением домашних заданий по физкультуре, за тем, чтобы школьник больше бывал на воздухе, больше двигался. [2]

Необходимо специально организовывать двигательный режим для ребенка. Некоторые родители могут возразить:«Зачем? Ведь он и на месте практически не сидит!» Дело в том, что присущие ребенку так называемые спонтанные движения компенсируют только 18-22 процентов нормы двигательной активности.

www.prodlenka.org


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность