НОВОСТИ |
Выступление на родительском собрании "«Формирование ЗОЖ у подростков». Тренинг здоровый образ жизни для подростковВыступление на родительском собрании "«Формирование ЗОЖ у подростков»Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная организацияспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Родительское собрание: «Формирование ЗОЖ у подростков» Составила и провела: Е.С. Касьянов 2015г. Цели: Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблемам вредных привычек, пополнить знания родителей о причинах и признаках употребления подростками наркотических веществ; Показать родителям наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков. Педагог: Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни: поддержание физического здоровья, отсутствие вредных привычек, правильное питание, альтруистическое отношение к людям, радостное ощущение своего существования в этом мире. Результатом здорового образа жизни подростков является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”. Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий: создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу, тесная искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение — великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их, повышенное внимание к состоянию здоровья детей. Ничто так не влияет на микроклимат в коллективе и формирование стремления к здоровому образу жизни как коллективное участие детей в общешкольных мероприятиях, подготовка к праздникам, поездки, которые обладают большими возможностями и преимуществами по сравнению с учебной работой. Каждый год с ребятами мы ходим в оздоровительные походы, участвуем в конкурсах агитбригад, плакатов по теме: Здоровый образ жизни. Занимаем призовые места в спортивных соревнованиях. Каждое утро ребята делают зарядку, умываются холодной водой. Режимом нашей школы предусмотрены более длительные перемены между уроками, ежедневные прогулки на свежем воздухе с подвижными играми. Ходим на экскурсии в лес, собираем шиповник, чтобы работники кухни смогли приготовить оздоровительный напиток, так необходимый детям в зимний период. Здоровый ребёнок-это познавательная активность, залог счастливой и благополучной жизни в гармонии с миром в будущем. Да, настало время, когда каждый должен не только думать о своем здоровье, но и действовать, так как к здоровому образу жизни, счастью, долголетию дорогу ты выбираешь сам! Дорога жизни бывает трудна. Хотелось бы, чтобы на вашем жизненном пути и на пути ваших детей никогда не встречались губительные дорожные знаки: “СПИД”, “Алкоголь”, “Наркотики”, “Никотин” и др. Подрастают наши дети. Из маленьких и беспомощных они превращаются в подростков. Растут дети, серьезнее становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Главной ценностью является здоровье, и наша, и ваша задача, помочь им сохранить этот дар природы. Подростковый возраст – это возраст самоутверждения и основной задачей педагога, работающего с подростком, становится – помочь понять, какие ценности главные в жизни. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице. Задачей школы и родителей является – объяснить подростку, что красота (а ведь каждый из них хочет быть красивым и любимым) – это красота физическая, духовная, это здоровье. К нашему большому сожалению, медицинские обследования детей, ежегодно проводимые в школе, выявляют все больше и больше заболеваний у подростков. Наши дети, еще только начинающие жить, зачастую уже имеют целый “букет” достаточно серьезных хронических заболеваний. По исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% - здравоохранение. Как классным руководителям нам приходится уделять здоровью детей больше времени. Из опыта работы скажу, что привлечение учащихся этого возраста к занятиям физической культурой и спортом, организация туристических походов на природу – действенная мера. Тем более, что это еще и дополнительная порция общения (а подростки люди общительные), это и формирование коллектива единомышленников. Знаете, как раскрываются дети в походах. Здесь и общение “глаза в глаза”, чего так не хватает часто нашим детям, общение на-равных с учителем и своими одноклассниками, заряд положительных эмоций, и здоровье. Фотовыставка « Мы в походе» Правильное питание – это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым. Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания – основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать не просто. Нужно заботиться о том, чтобы в рационе ребенка правильно сочетались различные продукты и химические вещества. Нужно учитывать и продолжительность приемов пищи, и продолжительность интервалов между этими приемами. Разумный режим питания обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму подходит четырехразовое полноценное питание. Перекусы в школе на переменах, булочками без чая, приносят скорее вред, чем пользу желудку. В ваших силах обеспечить ребят знаниями о правильном режиме питания. Особенно хочу обратиться к родителям девочек. В подростковом возрасте недовольство собой и своей внешностью, может подвигнуть их на применение различного рода диет, которые не всегда полезны для растущего организма, а часто приносят ему непоправимый вред. Сегодня я хотела бы предложить вам еще раз задуматься и о привычках, здоровых и нездоровых. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков. Возможно, мы не найдем с вами сегодня уникального рецепта, но попытаемся. Привычка – вторая натура. Мы часто слышим эти слова. Привычки – это автоматические действия, которые проявляются у человека независимо от их желаний. Полезные привычки помогают почувствовать себя собранными, готовыми к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. Но есть и вредные привычки и в наших с вами силах сделать так, чтобы у наших детей их было как можно меньше. Как я уже сказала, переходный возраст – возраст самоутверждения. Как просто почувствовать себя взрослым, затянувшись сигаретой или попивая пивко, сидя на лавочке в компании сверстников. Наши дети считают, что таким образом они станут старше, с ними будут считаться. Что же можем сделать мы с вами, именно вместе, а не по отдельности. В школе проблему вредных привычек решают педагоги, психологи, с вредными привычками борются родители. Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, алкоголизма и наркотиков, они уже знают, к чему ведут эти невинные шалости. Сложно одними увещеваниями учителю бороться с рекламными плакатами на улицах и в магазинах, с нечистоплотными продавцами, продающими детям эту продукцию. И, тем не менее, раз за разом на классных часах, в индивидуальных беседах, мы повторяем детям прописные истины. Очень хочется в вас, родителях, найти поддержку, чтобы мы с вами шли в одном направлении и прививали нашим детям тягу к здоровому образу жизни. И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Это проблема, о которой каждый из нас не хочет думать, считая, что уж нас точно она обойдет стороной. Но Сенека был прав, говоря: “Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание. Чтобы противостоять злу, надо быть сильнее его”. И проблема эта – наркомания. Мы живем в сложное время, и главное уберечь наших детей от этого зла. К сожалению, возрастает подростковая преступность, чаще мы слышим о наркомании, токсикомании среди подростков (ведь именно они обладают неустойчивой психикой, именно их легче вовлечь в эту авантюру, надавив на “слабо?”). В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют одурманивающие вещества, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу. Итак, наркотики сегодня – реальность, а с ними: Наркотик – средство, которое постоянно увеличивает потребность в его использовании. Это прием ядов, которые становятся частью обменных процессов в организме, и вызывает привыкание. Привязанность к наркотикам ведет к деградации личности подростка, резко снижается работоспособность, память, внимание. Наркотики – это постоянные траты денег, а подросток может либо взять их у родителей либо украсть, отсюда возрастание подростковой преступности. Специалисты выделяют факторы, способствующие привлечению подростка к наркотикам и родители должны их знать и иметь в виду: Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей; Отдельные подростки стараются таким образом привлечь к себе внимание коллектива сверстников любой ценой, из-за того, что привыкли к повышенному вниманию со стороны родителей. Нередко, используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенным внимания взрослых. По данным соцопросов 12% подростков в возрасте до 16 лет хотя бы аз в жизни пробовали наркотики, 1% употребляет их постоянно. А ведь это – наши дети. Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам: - резкая смена друзей - резкое ухудшение поведения - изменение пищевых привычек - случаи забывчивости - резкие перемены настроения - полная утрата прежних интересов - частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах. Однако быть внимательным, это не значит пристально следить за каждым шагом ребенка и подозревать его во всем плохом. Это значит – любить и поддерживать его. Известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: “Тверже пола под ногами, когда я была малышкой. Тверже скалы, когда нужна поддержка и много тверже скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову”. И в заключение своего выступления я сформулирую основные принципы поддержки подростка: - терпение - внимание - тактичность и деликатность - точные используемые слова, как важного инструмента в отношениях - умение поставить себя на место ребенка - гибкая система контроля, не довлеющая, над сознанием ребенка и поддерживающая его - ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде вредных привычек. Нельзя забывать о том, что семья для подростка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношения к самому себе и к окружающим его людям. 10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА: 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Признавайте свои ошибки, просите прощения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других. 3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности. 4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет. 5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. 6.Не унижай! 7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь – и не делаешь. 8. Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и хамство. 9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотела бы, чтобы другие сделали твоему. 10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой. infourok.ru Игра для подростков по формированию ЗОЖ "Формула здоровья"Положение об открытом районном мероприятии для трудовых отрядов старшеклассников Железнодорожного района г. Хабаровска игре «Формула здоровья» I. Общие положения. В соответствии с планом работы, штаб ТОС Железнодорожного района «Новые горизонты» проводит открытое районное мероприятие игру «Формула здоровья». Цель: привлечение внимания подростков к соблюдению здорового образа жизни, факторам, отрицательно влияющим на здоровье человека. Задачи:
III. Место и время проведения мероприятия. Дата проведения: 23 июня 2015 г. Время проведения: 13.00 час. Регистрация участников с 12.30 час. После регистрации проводится жеребьевка Место проведения: стадион и территория МБОУ СОШ№47, по адресу: Матвеевское шоссе, 23. Проезд: маршрутные такси- № 60, 80, автобус № 35, 18, 58, троллейбус №1, остановка «Авиагородок». IV. Участники мероприятия В мероприятии принимают участие ТОС Железнодорожного района города Хабаровска (команда 5 человек от отряда). От районов: Центральный, Кировский, Краснофлотский, Индустриальный, в мероприятии принимают участие сборные команды в количестве 5 человек от каждого района. Члены отряда «Адреналин» МБОУ СОШ№41 являются координаторами на станциях мероприятия. V. Программа и условия проведения. Для участия в игре командам необходимо: 1. Иметь спортивную форму и обувь, головной убор. 2. Подготовить домашние задания: «Физкульт привет!» (девиз, эмблема команды), плакат на тему ЗОЖ. 3. При себе иметь ручки, карандаши по количеству участников команды. 4. Руководителям необходимо обеспечить команду питьевой водой. После проведения приветствия командам раздаются маршрутные листы, затем отряды отправляются по станциям (на одной станции соревнуются 2 отряда). Время прохождения станций 5 минут. Количество станций -10. За каждый правильный ответ, за победу на станциях, участники команд получают жетоны. Жетоны сдаются на каждой станции лицу, ответственному за станцию, для подсчета баллов. Количество баллов записывается в маршрутный лист. VI. Подведение итогов игры. Команда, набравшая большее количество баллов, объявляется победителем. Победители и призеры (1, 2, 3 е место) награждаются грамотами. Руководитель штаба ТОС Железнодорожного района, Е.Ю.Ермакова методист Приложение 1 Оценочный лист Приложение 2 Маршрутный лист команды 1 станции Название станции Ответственный за станцию Роспись Количество баллов 1 Футбольный профи 2 Даёшь ЗОЖ 3 Молодёжь за ЗОЖ 4 Олимпийский марафонец 5 Охота за пластиком 6 Здоровый рацион 7 Кузнечик 8 Глаз-алмаз 9 Крокодил 10 Капитанская дуэль Маршрутный лист команды 2 станции Ответственный за станцию Роспись Количество баллов 2 Даёшь ЗОЖ 3 Молодёжь за ЗОЖ 4 Олимпийский марафонец 5 Охота за пластиком 6 Здоровый рацион 7 Кузнечик 8 Глаз-алмаз 9 Крокодил 10 Капитанская дуэль 1 Футбольный профи Маршрутный лист команды 3 станции Ответственный за станцию Роспись Количество баллов 3 Молодёжь за ЗОЖ 4 Олимпийский марафонец infourok.ru Профилактическая программа социальной реабилитации по формированию основ здорового образа жизни у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом«Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения» Проект «Инновационные технологии социальной реабилитацииуличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом» Профилактическая программа социальной реабилитации по формированию основ здорового образа жизни у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом «ПОДРОСТОК И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» Цель программы: - сформировать мотивационно-ценностные устремления к здоровому образу жизни у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом Задачи программы:- сформировать представление о «здоровом образе жизни»; - познакомить с понятием «групповое давление»; - сформировать основы навыков сопротивления групповому давлению. Занятие 1.Что такое «здоровый образ жизни»? Цели занятия: формирование у подростков понятия о «Здоровом образе жизни»; развитие потребности поддерживать свое здоровье. Материал для занятия: тетрадь и ручка у каждого подростка. Ход занятия I. Вводная часть Воспитатель предлагает игру-активатор: «Да и нет не говори». Участники по очереди отвечают на вопросы ведущего о своем самочувствии, при этом запрещается говорить слова «да» и «нет». Вопросы: -Ты хорошо себя чувствуешь? -У тебя часто болит голова? Ты хорошо видишь? У тебя бывает тошнота? и т.д. П. Основная часть а) Работа в тетрадях. В течение 10 минут подросткам предлагается написать в тетрадях окончание фраз: «Здоровый человек тот...» и «Здоровый образ жизни это...». Затем проводится обсуждение ответов. Основные мнения и выводы записываются на доске: Здоровый человек тот, кто не болеет и ведет здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это, прежде всего, отсутствие вредных привычек (переедание, малоподвижный образ жизни, курение, употребление алкоголя, неумение управлять собой). Здоровый образ жизни - это умение поддерживать свое здоровье (спорт, закаливание, умение правильно отдыхать). Здоровый образ жизни - умение приспособить организм к физической среде, в которой он живет, умение противостоять давлению других. III. Обобщение. а) Обобщающая беседа: Зачем человеку нужно здоровье? Как сохранить здоровье? Кто должен заботиться о нашем здоровье? Нужно ли человеку знать, как устроен его организм? Воспитатель предлагает подросткам дома приготовить небольшое устное сообщение на тему: «Что я знаю о своем организме?» Занятие 2. Не навреди себе Цели занятия: - систематизировать и расширить знания детей о строении организма человека и вредных привычек для здоровья; - развивать ценностное отношение к своему здоровью. Материал для занятия: плакат с изображением человека и его основных органов. Ход занятия I. Актуализация опорных знаний. а) Игра «Выступающие и слушатели». Воспитатель предлагает подросткам по желанию зачитать сделать устные сообщения на тему: «Что я знаю о своем организме». II.Основная часть а) Дискуссия на тему «Здоровье и вредные привычки» Подростки высказываются о том, как и на какие органы человека может влиять курение, алкоголь, наркотики. Во время дискуссии используется плакат с изображением человека и его органов. Названия таких органов, как головной мозг, сердце, легкие, желудок, печень, почки, записываются на доске (или заранее написаны на карточках, которые расставляют к плакату), а затем обсуждается их значение для человека. В зависимости от возраста подростков и их знания курса анатомии, воспитатель сообщает им сведения в доступной для их возраста форме. Воспитатель зачитывает определения понятий, подростки выбирают карточку с правильным названием. 1. Головной мозг - центр, получающий информацию о работе органов и регулирующий их деятельность. Курение ухудшает память, препятствует анализу информации. 2. Легкие - воздушный насос, с помощью которого засасывается воздух, содержащий кислород, необходимый для жизни всех органов. Табачный дым воздействует на поверхность бронхов и легких, вызывает их заболевание (воспаление) и откладывается на их поверхности, в результате нарушается их работа. Всем известен, например, «кашель курильщика» (кашель по утрам). Самым неприятным изменением является развитие рака легких, когда происходят необратимые нарушения работы легких, ведущие к гибели человека. 3. Сердце, как насос, гонит по сосудам кровь с питательными веществами и кислородом ко всем органам. Продукты табачного дыма мешают доставке кислорода, суживают сосуды, подстегивают работу сердца. Алкоголь вызывает нарушение ритмичной работы сердца и может серьезно нарушить его незаменимую деятельность. 4. Желудок - орган, где происходит сжигание необходимых для человека продуктов. Употребление табака и наркотических веществ снижает аппетит, нарушает процессы пищеварения, питательные вещества хуже всасываются. Наиболее серьезные нарушения происходят в растущем организме подростка. 5. Печень - заслонка от шлаков, образующихся в результате обработки в организме человека продуктов питания. Кроме этого, печень перерабатывает продукты питания в вещества, необходимые организму. Алкоголь нарушает работу печени, вызывая различные заболевания. Из них самое страшное -цирроз печени, когда печень почти не функционирует и происходит отравление организма, нередко кончающееся смертью. 6. Почки - фильтр, благодаря которому кровь очищается от вредных веществ. Алкоголь мешает этой функции. В крови накапливаются вредные вещества, которые нарушают нормальную работу других органов, отравляют организм. III. Закрепление. Занятие 3. Влияние группы Цели занятия: - познакомить подростков с понятием группового давления; - отработать навыки сопротивления групповому давлению; - развитие способностей преодолевать барьер сопротивления. Материал для проведения занятия: тетради, карточки с описанием ситуаций группового давления. Ход занятияI. Вводная часть а) Игра «Разожми кулак». Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Ведущий обращает особое внимание подростков на несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость. Затем идет обсуждение. Какие приемы использовались? Были ли в вашей жизни случаи, когда вас пытались заставить делать то, что вы не хотите? II. Основная часть а) Рассказ воспитателя «Сила воли». Воспитатель рассказывает, что групповое давление - это попытка заставить другого человека делать что-то, не объясняя истинных причин и против его воли. Затем он записывает на доске виды группового давления: лесть, шантаж, уговоры, угрозы, насмешки, подкуп, особое внимание, «делай, как мы». б) Игра-тренинг Группа делится на подгруппы, и каждая получает задание на карточке для разыгрывания ситуации. Примеры ситуаций: 1. После игры в футбол старшие ребята предлагают младшему пойти с ними и «отметить» победу, предлагают спиртное, подбадривая его. 2. Ребята предлагают сверстнику стоять и караулить, пока они будут грабить торговую палатку. Если он не соглашается, то они говорят, что расскажут, что это он украл один. 3. Старшие требуют денег у младших, угрожая, что изобьют их, если они не исполнят требование. 4. Девочке предлагают курить и в случае отказа ее больше не позовут в свою компанию. Обсуждение. Какие виды давления использовались в этих случаях? Можно ли справиться с групповым давлением? Кто испытывал на себе групповое давление? Грубое давление можно назвать заботой? Пользуется ли уважением человек, на которого группа оказывает давление? Можно ли групповое давление сравнить со «стадным чувством»? Воспитатель предлагает подросткам последить в течение времени до следующего занятия за ситуациями группового давления. III. Закрепление. Занятие 4. Курящая кукла Цели занятия: - развитие ценностного отношения к своему здоровью на основе знакомства воспитанников с вредным воздействием курения; - формирование потребности противостоять вредным привычкам. Материал для занятия: плакаты, макет «курящая кукла». Ход занятия I. Вводная часть а) Повторение. Воспитатель вывешивает плакат с изображением организма человека и просит подростков назвать органы, на которые курение оказывает немедленное влияние. Ответы дополняются информацией о том, что табачный дым сужает сосуды, глаза начинают слезиться, а волосы приобретают неприятный запах. П. Основная часть а) Игра «Курящая кукла». Воспитатель показывает на плакате легкие и предлагает опыт «курящая кукла». Для этого небольшой кусочек белой ваты помещается в утолщение прозрачной трубки. На одном конце трубки закреплена резиновая груша, на другом прикреплен мундштук с сигаретой. Этот конец пропущен через голову куклы так, что производит эффект курения. Сигарета зажигается и «выкуривается» при помощи мундштука. Затем вата достается, и ученики могут видеть, как она пожелтела. Затем воспитатель объясняет, что сигарета была одна и с фильтром, а курильщик выкуривает за день пачку. Легкие у курильщика не желтые, а черные и покрыты изнутри табачными смолами. При выкуривании 20 г табака образуется более 1 г табачного дегтя. Дополнительная информация для подростков: Влияние курения на спортивный успех. Если Вы курите и играете в футбол, то у Вас больше шанс промахнуться по мячу. Если Вы баскетболист и курите, у Вас больше шанс не попасть в корзину. Если Вы играете в волейбол, то у Вас больше шанс плохо ударить по мячу. Уже в школьном возрасте у курящих чаще возникает кашель, одышка, плохое самочувствие. Снижается чувствительность к восприятию запахов. Курение способствует неприятному запаху изо рта, пожелтению зубов, деготь (часть табачного дыма) осаждается в легкие и нарушает их работу. б) Классификация картинок и обсуждение прав курящих и некурящих. Задание: «Выбери картинки, которые тебе нравятся. Объясни, почему?» Картинки: накуренное помещение; помещение с открытой форточкой; курящий взрослый у телевизора и ребенок; взрослые у телевизора и ребенок. в)Беседа. Вопросы к воспитанникам: Нравится ли вам, когда в помещении, где вы находитесь накурено? Можно ли предъявлять требования к курящим, чтобы они не курили в присутствии некурящих? Как вы считаете, с каких лет можно разрешать курить детям? Почему? Кто имеет больше прав - курящие или некурящие люди? Имеет ли право женщина требовать, чтобы в ее присутствии не курили? Для женщины курение более опасно, чем для мужчин? Занятие 5.Как важно собственное мнение Цели занятия: формировать умение ориентироваться в разных ситуациях и осуществлять выбор целей с учетом обстоятельств. Материал для занятия: карточки с описанием ситуаций. Ход занятия I. Вводная часть а) Игра-активатор «Слушай и выполняй». Воспитатель предлагает варианты движений, а подростки выполняют только те, которые сказаны после слова «пожалуйста». б) Вводная беседа: «Я принимаю решение» Воспитатель обращает внимание подростков на то, что ребята даже в игре постоянно принимали решение или делали выбор. Человеку постоянно приходится выбирать и принимать решения. Выбор решения начинается с вопроса - Что будет потом? Затем оцениваются варианты и их последствия, и только потом принимается решение. П. Основная часть а)Упражнения в принятии решений. Предлагаются описания различных ситуаций, которые требуют принятия решения: Ситуация 1: Тебе предлагают друзья - одноклассники вместо уроков пойти поиграть на игровых автоматах. Пойдешь ли ты в школу или нет? Ситуация 2: По телевизору идет интересный фильм, а мама поручила тебе сходить за хлебом, если ты пойдешь, то не успеешь посмотреть фильм. Ситуация 3: Тебе предлагают попробовать закурить сигарету, хотя ты не куришь. Попробовать или нет? Ситуация 4: Отец оставил на столе открытую пачку сигарет, а ты решил попробовать закурить. Стоит ли это делать? б) Анализ принятия решения. Затем обсуждается процесс принятия решений, который состоит из нескольких этапов: Первый этап - ответ на вопросы: А что будет потом? Что я буду иметь положительного и отрицательного? Кто отвечает за мой выбор? Второй этап - оценка последствий разных вариантов выбора. Третий этап - принятие решения. Занятие 6. «Реклама - человек - здоровье» Цели занятия: познакомить подростков с влиянием рекламы на принятие решений человека; учить их выделению приемов рекламы и умению противостоять ложным потребностям; развитие самоконтроля. Материал для занятия: видеоклипы с образцами рекламы образцы рекламных проспектов, рекламирующих товары, алкоголь и табак. Ход занятия I.Вводная часть а) Упражнение на формирование ценностного отношения к своему здоровью. Просмотр рекламных видеоклипов и проспектов (без чтения текста). Подросткам предлагается придумать текст к рекламе. II.Основная часть а) Вводная беседа: «Реклама и человек». Вопросы к подросткам: Для чего нужна реклама? Где чаще всего размещается реклама? Какие психологические особенности человека учитываются при создании рекламы? Вывод: реклама нужна, чтобы помочь покупателю найти ориентиры в море продукции и выбрать лучшую. Производителю реклама нужна, чтобы продать свой товар и опередить конкурентов. -Как вы думаете, всякая ли реклама хороша и все ли в рекламе, правда? Не преувеличены ли порой достоинства того или иного товара? Может ли реклама нанести вред? (если реклама касается тех продуктов, которые человек употребляет регулярно: еда, питье, алкоголь, сигареты, лекарства, тогда интересы производителя могут пойти во вред покупателю). Воспитатель предлагает для примера рассмотреть рекламу табачных изделий. Он рассказывает, что реклама курения создается представителями табачной промышленности, которые в первую очередь заинтересованы в том, чтобы продать как можно больше своей продукции. У представителей рекламы и врачей, которые борются за здоровье человека, разные задачи. Если победят интересы табачной промышленности, то мы не услышим ни слова правды о курении и будем видеть на экранах и на страницах журналов преуспевающих людей, которые не могут обойтись без сигареты. Если ничто не противостоит рекламе, то человек оказывается в её власти. Он перестает понимать, что его желания и потребности приведены в действие тайными механизмами. III. Закрепление. а) Упражнение в развитии способности ориентироваться в различных ситуациях. Создание антирекламы (на примере рекламы табака). Воспитатель записывает на доске примеры того, что мы всегда видим на рекламе, а подростки предлагают к этим примерам свои варианты антирекламы.
б) Упражнение в развитии самоконтроля. Необходимо помнить, что реклама нужна нам, чтобы правильно выбрать товар, а производитель желает выгодно продать свою продукцию. Важно научиться выделять приемы, которые специально использованы в создании рекламы, чтобы управлять потребностями человека и формировать ложные потребности. Особенно внимательно нужно относиться к рекламе продуктов питания, лекарств, табачных изделий и алкоголя (в том числе и пива). Занятие 7. Суд над сигаретой Цель занятия: развивать потребность к здоровому образу жизни; способности осуществлять выбор целей с учетом внешних и внутренних условий. Материал для занятия: доска и мел. Ход занятия I. Вводная часть а) Задание по распределению ролей. Подросткам предлагается сценарий игры в суд, обсуждаются и выбираются действующие лица: защитник, прокурор, судья, сигарета. Остальные участники выполняют роли свидетелей и заседателей. П. Основная часть а) Игра-драматизация. Прокурор зачитывает обвинение: - Сегодня у меня трудная задача - открыто выступить против табакокурения. Шествие табака по миру пытались остановить в разные времена. За курение табака казнили, подвергали телесным наказаниям, но все было напрасно. В последние годы в курение вовлечены женщины и дети. Однако я берусь выступить против курения. Мода на курение во всем цивилизованном мире прошла. Миллионы американцев, англичан, шведов бросили курить. Пора начинать борьбу с курением и в России. -Я обвиняю сигарету в том, что: 1. Она убивает людей, которые из-за курения заболевают раком, сердечными заболеваниями. Особенно коварно она расправляется с теми, кто начинает курить рано (раньше 15 лет). 2. Сигарета вредит даже не родившимся детям - если беременные курят, то роды протекают очень сложно, и ребенок развивается ненормально. 3. Сигарета - противница спорта, потому что лишает возможности добиваться хороших результатов. 4. Сигарета уничтожает существенную часть семейного бюджета. 5. Сигарета уничтожает женскую красоту, делая волосы тусклыми, а кожу увядшей. -Я предлагаю приговорить сигарету к изгнанию из нашего класса (школы). Выступление свидетелей: «Я пробовал курить»; «Я курю»; «Любовь и сигарета»; «Что думает юноша о своей любимой и о сигаретах». Защитник отвечает на обвинение: Сигарета невинно оклеветана. Сигарету любят миллионы людей. Только проснувшись, многие, сразу же начинают курить. Девушки курят, чтобы не полнеть. Начинающему курильщику бывает сложно - может с непривычки закружиться голова, но бросать курить гораздо сложнее. Ребенок с сигаретой чувствует себя взрослым. Пожалейте курильщиков - цены на табак постоянно растут, а сигарета не виновата. Далее могут выступать свидетели, как за курение, так и против. Важно, чтобы прокурор сумел опровергнуть все доводы «За» курение. Судья зачитывает решение: ввиду того, что: Сигарета ухудшает здоровье. Приносит вред здоровью некурящих. Сигарета приносит моральный и материальный ущерб семье. Сигарета ведет людей к преждевременной смерти. Приговариваем сигарету к изгнанию из общества! III. Заключение. а) Упражнение в принятии решений. Использованная литература: Худенко Е.Д.,ГАлеева Н.Л.,Слободняк Н.М., Марунова Л.А., Пологаева Н.В., Романовская К.В. Программы профилактической и коррекционной работы с подростками. – М, 2009 – 172 с. mognovse.ru Тренинг "Да - здоровому образу жизни" - Семья и школа - В помощь учителю - Учительские университетыЗадачи: 1. Дать представление о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни» в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах. 2. Способствовать формированию потребности здорового образа жизни. Ход тренинга: Здравствуйте, ребята! Когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся. Мы говорим вам «здравствуйте», а это значит, что мы всем вам желаем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Здоровье для человека – одна из главных ценностей. Давайте поприветствуем друг друга на разных языках. Какие слова-приветствия вы знаете? (дети называют слова). Учитель читает стихотворение: Здоровье – это ценность и богатство, Здоровьем людям надо дорожить! Есть правильно и спортом заниматься, И закаляться, и с зарядкою дружить. Чтобы любая хворь не подступила, Чтоб билось ровно сердце, как мотор, Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться, Улыбкой победить любой укор. Здоровый образ жизни – это сила! Ведь без здоровья в жизни никуда. Давайте вместе будем сильны и красивы Тогда года нам будут не беда! - Я предлагаю вам немного поиграть. И первая игра называется - «Ассоциации». (Задания по группам). - Ребята, вы должны записать по одной ассоциации на одном листочке на слово, которое я произнесу (всего листочков 5). Слово: Здоровье. (Время для подбора ассоциаций – 2 минуты, во время выполнения задания играет музыка). Каждая группа зачитывает свои слова-ассоциации, которые записываются на лист бумаги. - И так, здоровье для вас – это… (перечислить слова-ассоциации, записанные на листе бумаги). Итак, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности. «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование). Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех аспектов. Эта информация поможет вам выполнить следующее задание. У вас есть листочки со словами – ассоциациями. Нужно будет прикрепить их, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на стене изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье). И сначала рассмотрим физическое здоровье. Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста. Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов. А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье? Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом. Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях. Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье. Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации. Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ. И приступаем к следующему упражнению - «Паровоз здоровья». Упражнение со словами-ассоциациями. Нужно прикрепить ассоциации к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на стене изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон - социальное здоровье, 2 вагон - психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье). Время на выполнение задания – 1 минута. Озвучиваются выводы по упражнению. Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. А самое главное вы узнали, что наше здоровье зависит только от нас. И поэтому девиз нашего занятия «Мое здоровье – в моих руках». Давайте произнесем девиз все вместе. Теперь поиграем в игру «Верю - не верю» (если согласны поднимаете две руки, если нет – хлопните по коленям 2 раза) 1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да) 2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет) 3. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да) 4. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет) 5. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет) 6. Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да) 7. Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет) - Наше занятие подходит к концу. Что нового узнали для себя? - Мне хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни, и вы будете вести здоровый образ жизни. Итоговый круг «Интересное - полезное». Вы старательно поработали. А теперь скажите, что вам понравилось на нашем занятии, что вы узнали нового, какие полезные советы получили? Заключительные слова педагога: Встаньте, пожалуйста. Взявшись за руки, произнесем слова: Всем здоровья мы желаем, Никого не обижаем. Хватит места на земле Людям всем, животным, мне. Чтоб земля наша цвела, Мы желаем всем добра! - Спасибо всем за участие! collegy.ucoz.ru
many.kabobo.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |