Выступление на родительском собрании "«Формирование ЗОЖ у подростков». Тренинг здоровый образ жизни для подростков


Выступление на родительском собрании "«Формирование ЗОЖ у подростков»

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная организацияспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края

Родительское собрание: «Формирование ЗОЖ у подростков»

Составила и провела: Е.С. Касьянов

2015г.

Цели:

Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблемам вредных привычек, пополнить знания родителей о причинах и признаках употребления подростками наркотических веществ;

Показать родителям наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков.

Убедить родителей в необходимости активного обсуждения и решения в семье проблемы вредных привычек (курения ребёнка, наркомании и алкоголизма)

Педагог: Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.

Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:

поддержание физического здоровья,

отсутствие вредных привычек,

правильное питание,

альтруистическое отношение к людям,

радостное ощущение своего существования в этом мире.

Результатом здорового образа жизни подростков является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”.

Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:

создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу,

тесная искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение — великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их,

повышенное внимание к состоянию здоровья детей.

Ничто так не влияет на микроклимат в коллективе и формирование стремления к здоровому образу жизни как коллективное участие детей в общешкольных мероприятиях, подготовка к праздникам, поездки, которые обладают большими возможностями и преимуществами по сравнению с учебной работой. Каждый год с ребятами мы ходим в оздоровительные походы, участвуем в конкурсах агитбригад, плакатов по теме: Здоровый образ жизни. Занимаем призовые места в спортивных соревнованиях. Каждое утро ребята делают зарядку, умываются холодной водой. Режимом нашей школы предусмотрены более длительные перемены между уроками, ежедневные прогулки на свежем воздухе с подвижными играми. Ходим на экскурсии в лес, собираем шиповник, чтобы работники кухни смогли приготовить оздоровительный напиток, так необходимый детям в зимний период. Здоровый ребёнок-это познавательная активность, залог счастливой и благополучной жизни в гармонии с миром в будущем.

Да, настало время, когда каждый должен не только думать о своем здоровье, но и действовать, так как к здоровому образу жизни, счастью, долголетию дорогу ты выбираешь сам! Дорога жизни бывает трудна. Хотелось бы, чтобы на вашем жизненном пути и на пути ваших детей никогда не встречались губительные дорожные знаки: “СПИД”, “Алкоголь”, “Наркотики”, “Никотин” и др.

Подрастают наши дети. Из маленьких и беспомощных они превращаются в подростков. Растут дети, серьезнее становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Главной ценностью является здоровье, и наша, и ваша задача, помочь им сохранить этот дар природы.

Подростковый возраст – это возраст самоутверждения и основной задачей педагога, работающего с подростком, становится – помочь понять, какие ценности главные в жизни. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице.

Задачей школы и родителей является – объяснить подростку, что красота (а ведь каждый из них хочет быть красивым и любимым) – это красота физическая, духовная, это здоровье. К нашему большому сожалению, медицинские обследования детей, ежегодно проводимые в школе, выявляют все больше и больше заболеваний у подростков. Наши дети, еще только начинающие жить, зачастую уже имеют целый “букет” достаточно серьезных хронических заболеваний.

По исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% - здравоохранение.

Как классным руководителям нам приходится уделять здоровью детей больше времени. Из опыта работы скажу, что привлечение учащихся этого возраста к занятиям физической культурой и спортом, организация туристических походов на природу – действенная мера. Тем более, что это еще и дополнительная порция общения (а подростки люди общительные), это и формирование коллектива единомышленников. Знаете, как раскрываются дети в походах. Здесь и общение “глаза в глаза”, чего так не хватает часто нашим детям, общение на-равных с учителем и своими одноклассниками, заряд положительных эмоций, и здоровье. Фотовыставка « Мы в походе»

Правильное питание – это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым. Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания – основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать не просто. Нужно заботиться о том, чтобы в рационе ребенка правильно сочетались различные продукты и химические вещества. Нужно учитывать и продолжительность приемов пищи, и продолжительность интервалов между этими приемами. Разумный режим питания обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму подходит четырехразовое полноценное питание. Перекусы в школе на переменах, булочками без чая, приносят скорее вред, чем пользу желудку. В ваших силах обеспечить ребят знаниями о правильном режиме питания. Особенно хочу обратиться к родителям девочек. В подростковом возрасте недовольство собой и своей внешностью, может подвигнуть их на применение различного рода диет, которые не всегда полезны для растущего организма, а часто приносят ему непоправимый вред.

Сегодня я хотела бы предложить вам еще раз задуматься и о привычках, здоровых и нездоровых. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков. Возможно, мы не найдем с вами сегодня уникального рецепта, но попытаемся.

Привычка – вторая натура. Мы часто слышим эти слова. Привычки – это автоматические действия, которые проявляются у человека независимо от их желаний. Полезные привычки помогают почувствовать себя собранными, готовыми к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. Но есть и вредные привычки и в наших с вами силах сделать так, чтобы у наших детей их было как можно меньше.

Как я уже сказала, переходный возраст – возраст самоутверждения. Как просто почувствовать себя взрослым, затянувшись сигаретой или попивая пивко, сидя на лавочке в компании сверстников. Наши дети считают, что таким образом они станут старше, с ними будут считаться.

Что же можем сделать мы с вами, именно вместе, а не по отдельности. В школе проблему вредных привычек решают педагоги, психологи, с вредными привычками борются родители.

Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, алкоголизма и наркотиков, они уже знают, к чему ведут эти невинные шалости. Сложно одними увещеваниями учителю бороться с рекламными плакатами на улицах и в магазинах, с нечистоплотными продавцами, продающими детям эту продукцию. И, тем не менее, раз за разом на классных часах, в индивидуальных беседах, мы повторяем детям прописные истины. Очень хочется в вас, родителях, найти поддержку, чтобы мы с вами шли в одном направлении и прививали нашим детям тягу к здоровому образу жизни.

И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Это проблема, о которой каждый из нас не хочет думать, считая, что уж нас точно она обойдет стороной. Но Сенека был прав, говоря: “Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание. Чтобы противостоять злу, надо быть сильнее его”. И проблема эта – наркомания. Мы живем в сложное время, и главное уберечь наших детей от этого зла. К сожалению, возрастает подростковая преступность, чаще мы слышим о наркомании, токсикомании среди подростков (ведь именно они обладают неустойчивой психикой, именно их легче вовлечь в эту авантюру, надавив на “слабо?”).

В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют одурманивающие вещества, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу.

Итак, наркотики сегодня – реальность, а с ними:

Наркотик – средство, которое постоянно увеличивает потребность в его использовании. Это прием ядов, которые становятся частью обменных процессов в организме, и вызывает привыкание.

Привязанность к наркотикам ведет к деградации личности подростка, резко снижается работоспособность, память, внимание.

Наркотики – это постоянные траты денег, а подросток может либо взять их у родителей либо украсть, отсюда возрастание подростковой преступности.

Специалисты выделяют факторы, способствующие привлечению подростка к наркотикам и родители должны их знать и иметь в виду:

Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей;

Отдельные подростки стараются таким образом привлечь к себе внимание коллектива сверстников любой ценой, из-за того, что привыкли к повышенному вниманию со стороны родителей.

Нередко, используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.

По данным соцопросов 12% подростков в возрасте до 16 лет хотя бы аз в жизни пробовали наркотики, 1% употребляет их постоянно. А ведь это – наши дети.

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:

- резкая смена друзей

- резкое ухудшение поведения

- изменение пищевых привычек

- случаи забывчивости

- резкие перемены настроения

- полная утрата прежних интересов

- частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

Однако быть внимательным, это не значит пристально следить за каждым шагом ребенка и подозревать его во всем плохом. Это значит – любить и поддерживать его. Известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: “Тверже пола под ногами, когда я была малышкой. Тверже скалы, когда нужна поддержка и много тверже скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову”.

И в заключение своего выступления я сформулирую основные принципы поддержки подростка:

- терпение

- внимание

- тактичность и деликатность

- точные используемые слова, как важного инструмента в отношениях

- умение поставить себя на место ребенка

- гибкая система контроля, не довлеющая, над сознанием ребенка и поддерживающая его

- ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде вредных привычек.

Нельзя забывать о том, что семья для подростка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношения к самому себе и к окружающим его людям.

10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Признавайте свои ошибки, просите прощения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.

3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше.

6.Не унижай!

7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь – и не делаешь.

8. Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и хамство.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотела бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

infourok.ru

Игра для подростков по формированию ЗОЖ "Формула здоровья"

Положение

об открытом районном мероприятии

для трудовых отрядов старшеклассников

Железнодорожного района г. Хабаровска

игре «Формула здоровья»

I. Общие положения.

В соответствии с планом работы, штаб ТОС Железнодорожного района «Новые горизонты» проводит открытое районное мероприятие игру «Формула здоровья».

II. Цели и задачи.

Цель: привлечение внимания подростков к соблюдению здорового образа жизни, факторам, отрицательно влияющим на здоровье человека.

Задачи:

  • сплочение участников ТОС;

  • воспитание мотивации на ЗОЖ у подростков;

  • формирование активной жизненной позиции.

III. Место и время проведения мероприятия.

Дата проведения: 23 июня 2015 г. Время проведения: 13.00 час.

Регистрация участников с 12.30 час. После регистрации проводится жеребьевка

Место проведения: стадион и территория МБОУ СОШ№47, по адресу: Матвеевское шоссе, 23. Проезд: маршрутные такси- № 60, 80, автобус № 35, 18, 58, троллейбус №1, остановка «Авиагородок».

IV. Участники мероприятия

В мероприятии принимают участие ТОС Железнодорожного района города Хабаровска (команда 5 человек от отряда). От районов: Центральный, Кировский, Краснофлотский, Индустриальный, в мероприятии принимают участие сборные команды в количестве 5 человек от каждого района.

Члены отряда «Адреналин» МБОУ СОШ№41 являются координаторами на станциях мероприятия.

V. Программа и условия проведения.

Для участия в игре командам необходимо:

1. Иметь спортивную форму и обувь, головной убор.

2. Подготовить домашние задания: «Физкульт привет!» (девиз, эмблема команды), плакат на тему ЗОЖ.

3. При себе иметь ручки, карандаши по количеству участников команды.

4. Руководителям необходимо обеспечить команду питьевой водой.

После проведения приветствия командам раздаются маршрутные листы, затем отряды отправляются по станциям (на одной станции соревнуются 2 отряда). Время прохождения станций 5 минут. Количество станций -10.

За каждый правильный ответ, за победу на станциях, участники команд получают жетоны. Жетоны сдаются на каждой станции лицу, ответственному за станцию, для подсчета баллов. Количество баллов записывается в маршрутный лист.

VI. Подведение итогов игры.

Команда, набравшая большее количество баллов, объявляется победителем. Победители и призеры (1, 2, 3 е место) награждаются грамотами.

Руководитель штаба ТОС Железнодорожного района, Е.Ю.Ермакова

методист

Приложение 1

Оценочный лист

Приложение 2

Маршрутный лист команды 1

станции

Название

станции

Ответственный за станцию

Роспись

Количество баллов

1

Футбольный профи

2

Даёшь ЗОЖ

3

Молодёжь за ЗОЖ

4

Олимпийский марафонец

5

Охота за пластиком

6

Здоровый рацион

7

Кузнечик

8

Глаз-алмаз

9

Крокодил

10

Капитанская дуэль

Маршрутный лист команды 2

станции

Ответственный за станцию

Роспись

Количество баллов

2

Даёшь ЗОЖ

3

Молодёжь за ЗОЖ

4

Олимпийский марафонец

5

Охота за пластиком

6

Здоровый рацион

7

Кузнечик

8

Глаз-алмаз

9

Крокодил

10

Капитанская дуэль

1

Футбольный профи

Маршрутный лист команды 3

станции

Ответственный за станцию

Роспись

Количество баллов

3

Молодёжь за ЗОЖ

4

Олимпийский марафонец

infourok.ru

Профилактическая программа социальной реабилитации по формированию основ здорового образа жизни у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом

Областное государственное учреждение социального обслуживания

«Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения»

Проект

«Инновационные технологии социальной реабилитации

уличных детей и подростков,

находящихся в конфликте с законом»

Профилактическая программа

социальной реабилитации

по формированию

основ здорового образа жизни

у уличных детей и подростков,

находящихся в конфликте с законом

«ПОДРОСТОК И

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Цель программы:

- сформировать мотивационно-ценностные устремления к здоровому образу жизни у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом

Задачи программы:

- сформировать представление о «здоровом об­разе жизни»;

- познакомить с понятием «групповое давление»;

- сформировать основы навыков сопротивления групповому давлению.

Занятие 1.

Что такое «здоровый образ жизни»? Цели занятия: формирование у подростков понятия о «Здоровом образе жизни»; развитие потребности поддерживать свое здоровье.

Материал для занятия: тетрадь и ручка у каждого подростка. Ход занятия I. Вводная часть

Воспитатель предлагает игру-активатор: «Да и нет не говори». Участники по очереди отвечают на вопросы ведущего о своем самочувствии, при этом запрещается говорить слова «да» и «нет».

Вопросы:

-Ты хорошо себя чувствуешь?

-У тебя часто болит голова?

Ты хорошо видишь?

У тебя бывает тошнота? и т.д.

П. Основная часть

а) Работа в тетрадях.

В течение 10 минут подросткам предлагает­ся написать в тетрадях окончание фраз: «Здоровый человек тот...» и «Здоровый образ жизни это...». За­тем проводится обсуждение ответов. Основные мне­ния и выводы записываются на доске:

Здоровый человек тот, кто не болеет и ведет здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни - это, прежде всего, от­сутствие вредных привычек (переедание, малопод­вижный образ жизни, курение, употребление алкого­ля, неумение управлять собой).

Здоровый образ жизни - это умение поддер­живать свое здоровье (спорт, закаливание, умение правильно отдыхать).

Здоровый образ жизни - умение приспособить организм к физической среде, в которой он живет, умение противостоять давлению других.

III. Обобщение.

а) Обобщающая беседа:

Зачем человеку нужно здоровье?

Как сохранить здоровье?

Кто должен заботиться о нашем здоровье?

Нужно ли человеку знать, как устроен его ор­ганизм?

Воспитатель предлагает подросткам дома приготовить небольшое устное сообщение на тему: «Что я знаю о своем организме?» Занятие 2.

Не навреди себе Цели занятия:

- систематизировать и расширить знания детей о строении организма человека и вредных при­вычек для здоровья;

- развивать ценностное отношение к своему здоровью.

Материал для занятия: плакат с изображением человека и его основных органов. Ход занятия I. Актуализация опорных знаний.

а) Игра «Выступающие и слушатели».

Воспитатель предлагает подросткам по желанию за­читать сделать устные сообщения на тему: «Что я знаю о своем организме».

II.Основная часть

а) Дискуссия на тему «Здоровье и вредные при­вычки»

Подростки высказываются о том, как и на какие органы человека может влиять курение, алкоголь, наркотики. Во время дискуссии используется плакат с изображением человека и его органов. Названия таких органов, как головной мозг, сердце, легкие, же­лудок, печень, почки, записываются на доске (или заранее написаны на карточках, которые рас­ставляют к плакату), а затем обсуждается их значе­ние для человека. В зависимости от возраста подро­стков и их знания курса анатомии, воспитатель со­общает им сведения в доступной для их возраста форме. Воспитатель зачитывает определения понятий, подростки выбирают карточку с правильным названи­ем.

1. Головной мозг - центр, получающий информацию о работе органов и регулирующий их дея­тельность. Курение ухудшает память, препятствует анализу информации.

2. Легкие - воздушный насос, с помощью кото­рого засасывается воздух, содержащий кислород, не­обходимый для жизни всех органов. Табачный дым воздействует на поверхность бронхов и легких, вы­зывает их заболевание (воспаление) и откладывается на их поверхности, в результате нарушается их рабо­та. Всем известен, например, «кашель курильщика» (кашель по утрам). Самым неприятным изменением является развитие рака легких, когда происходят не­обратимые нарушения работы легких, ведущие к ги­бели человека.

3. Сердце, как насос, гонит по сосудам кровь с питательными веществами и кислородом ко всем ор­ганам. Продукты табачного дыма мешают доставке кислорода, суживают сосуды, подстегивают работу сердца. Алкоголь вызывает нарушение ритмичной работы сердца и может серьезно нарушить его незаменимую деятельность.

4. Желудок - орган, где происходит сжигание необходимых для человека продуктов. Употребление табака и наркотических веществ снижает аппетит, нарушает процессы пищеварения, питательные веще­ства хуже всасываются. Наиболее серьезные наруше­ния происходят в растущем организме подростка.

5. Печень - заслонка от шлаков, образующихся в результате обработки в организме человека продуктов питания. Кроме этого, печень перерабатывает продукты питания в вещества, необходимые орга­низму. Алкоголь нарушает работу печени, вызывая различные заболевания. Из них самое страшное -цирроз печени, когда печень почти не функциониру­ет и происходит отравление организма, нередко кон­чающееся смертью.

6. Почки - фильтр, благодаря которому кровь очищается от вредных веществ.

Алкоголь мешает этой функции. В крови накапливаются вредные ве­щества, которые нарушают нормальную работу дру­гих органов, отравляют организм.

III. Закрепление.

Занятие 3.

Влияние группы Цели занятия:

- познакомить подростков с понятием группового давления;

- отработать навыки сопротив­ления групповому давлению;

- развитие способностей преодолевать барьер сопротивления.

Материал для проведения занятия: тетради, карточки с описанием си­туаций группового давления. Ход занятия

I. Вводная часть

а) Игра «Разожми кулак».

Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Ведущий обращает особое внима­ние подростков на несиловые методы, которые применя­лись: уговоры, просьба, хитрость. Затем идет обсуждение.

Какие приемы использовались?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вас пы­тались заставить делать то, что вы не хотите?

II. Основная часть

а) Рассказ воспитателя «Сила воли».

Воспитатель рассказывает, что групповое дав­ление - это попытка заставить другого человека де­лать что-то, не объясняя истинных причин и против его воли. Затем он записывает на доске виды группо­вого давления: лесть, шантаж, уговоры, угрозы, на­смешки, подкуп, особое внимание, «делай, как мы».

б) Игра-тренинг

Группа делится на подгруппы, и каждая получает за­дание на карточке для разыгрывания ситуации.

Примеры ситуаций:

1. После игры в футбол старшие ребята предла­гают младшему пойти с ними и «отметить» победу, предлагают спиртное, подбадривая его.

2. Ребята предлагают сверстнику стоять и ка­раулить, пока они будут грабить торговую палатку. Если он не соглашается, то они говорят, что расска­жут, что это он украл один.

3. Старшие требуют денег у младших, угрожая, что изобьют их, если они не исполнят требование.

4. Девочке предлагают курить и в случае отказа ее больше не позовут в свою компанию.

Обсуждение.

Какие виды давления использовались в этих случаях?

Можно ли справиться с групповым давлением?

Кто испытывал на себе групповое давление?

Грубое давление можно назвать заботой?

Пользуется ли уважением человек, на которо­го группа оказывает давление?

Можно ли групповое давление сравнить со «стадным чувством»?

Воспитатель предлагает подросткам последить в те­чение времени до следующего занятия за ситуациями группового давления.

III. Закрепление. Занятие 4.

Курящая кукла Цели занятия:

- развитие ценностного отношения к сво­ему здоровью на основе знакомства воспитанников с вредным воздействием курения;

- формирование по­требности противостоять вредным привычкам. Материал для занятия: плакаты, макет «курящая кукла».

Ход занятия

I. Вводная часть

а) Повторение.

Воспитатель вывешивает плакат с изображением организма человека и просит подростков назвать орга­ны, на которые курение оказывает немедленное влия­ние. Ответы дополняются информацией о том, что та­бачный дым сужает сосуды, глаза начинают слезиться, а волосы приобретают неприятный запах.

П. Основная часть

а) Игра «Курящая кукла».

Воспитатель показывает на плакате легкие и предлагает опыт «курящая кукла». Для этого не­большой кусочек белой ваты помещается в утолще­ние прозрачной трубки. На одном конце трубки за­креплена резиновая груша, на другом прикреплен мундштук с сигаретой. Этот конец пропущен через голову куклы так, что производит эффект курения. Сигарета зажигается и «выкуривается» при помощи мундштука. Затем вата достается, и ученики могут видеть, как она пожелтела.

Затем воспитатель объясняет, что сигарета была одна и с фильтром, а курильщик выкуривает за день пачку. Легкие у курильщика не желтые, а черные и покрыты изнутри табачными смолами. При выкурива­нии 20 г табака образуется более 1 г табачного дегтя.

Дополнительная информация для подростков:

Влияние курения на спортивный успех. Если Вы курите и играете в футбол, то у Вас больше шанс промахнуться по мячу.

Если Вы баскетболист и ку­рите, у Вас больше шанс не попасть в корзину.

Если Вы играете в волейбол, то у Вас больше шанс плохо ударить по мячу.

Уже в школьном возрасте у курящих чаще возникает кашель, одышка, плохое самочувствие. Сни­жается чувствительность к восприятию запахов. Ку­рение способствует неприятному запаху изо рта, по­желтению зубов, деготь (часть табачного дыма) оса­ждается в легкие и нарушает их работу.

б) Классификация картинок и обсуждение прав курящих и некурящих. Задание: «Выбери картинки, которые тебе нравятся. Объясни, почему?»

Картинки:

накуренное помещение;

помещение с открытой форточкой;

курящий взрослый у телевизо­ра и ребенок;

взрослые у телевизора и ребенок.

в)Беседа. Вопросы к воспитанникам:

Нравится ли вам, когда в помещении, где вы находитесь накурено?

Можно ли предъявлять требования к курящим, чтобы они не курили в присутствии некурящих?

Как вы считаете, с каких лет можно разрешать курить детям? Почему?

Кто имеет больше прав - курящие или неку­рящие люди?

Имеет ли право женщина требовать, чтобы в ее присутствии не курили?

Для женщины курение более опасно, чем для мужчин?

Занятие 5.

Как важно собственное мнение Цели занятия:

формировать умение ориентироваться в разных ситуациях и осуществлять выбор целей с уче­том обстоятельств.

Материал для занятия: карточки с описанием ситуаций. Ход занятия

I. Вводная часть

а) Игра-активатор «Слушай и выполняй».

Воспитатель предлагает варианты движений, а подростки выполняют только те, которые сказаны после слова «пожалуйста».

б) Вводная беседа: «Я принимаю решение»

Воспитатель обращает внимание подростков на то, что ребята даже в игре постоянно принимали реше­ние или делали выбор. Человеку постоянно прихо­дится выбирать и принимать решения. Выбор реше­ния начинается с вопроса - Что будет потом? Затем оцениваются варианты и их последствия, и только потом принимается решение.

П. Основная часть

а)Упражнения в принятии решений.

Предлагаются описания различных ситуаций, которые требуют принятия решения:

Ситуация 1: Тебе предлагают друзья - одно­классники вместо уроков пойти поиграть на игровых автоматах. Пойдешь ли ты в школу или нет?

Ситуация 2: По телевизору идет интересный фильм, а мама поручила тебе сходить за хлебом, если ты пойдешь, то не успеешь посмотреть фильм.

Ситуация 3: Тебе предлагают попробовать за­курить сигарету, хотя ты не куришь.

Попробовать или нет?

Ситуация 4: Отец оставил на столе открытую пачку сигарет, а ты решил попробовать закурить. Стоит ли это делать?

б) Анализ принятия решения.

Затем обсуждается процесс принятия решений, который состоит из нескольких этапов:

Первый этап - ответ на вопросы: А что будет потом? Что я буду иметь положительного и отрицательного? Кто отвечает за мой выбор?

Второй этап - оценка последствий разных вари­антов выбора.

Третий этап - принятие решения.

Занятие 6.

«Реклама - человек - здоровье» Цели занятия:

познакомить подростков с влиянием рек­ламы на принятие решений человека;

учить их выделению приемов рекламы и умению противосто­ять ложным потребностям; развитие самоконтроля.

Материал для занятия: видеоклипы с образцами рекламы образцы рекламных проспектов, рекламирующих то­вары, алкоголь и табак. Ход занятия

I.Вводная часть

а) Упражнение на формирование ценностного отношения к своему здоровью. Просмотр рекламных видеоклипов и проспектов (без чтения текста). Подросткам предлагается придумать текст к рекламе.

II.Основная часть

а) Вводная беседа: «Реклама и человек». Вопросы к подросткам:

Для чего нужна реклама?

Где чаще всего размещается реклама?

Какие психологические особенности человека учитываются при создании рекламы?

Вывод: реклама нужна, чтобы помочь покупа­телю найти ориентиры в море продукции и выбрать лучшую. Производителю реклама нужна, чтобы про­дать свой товар и опередить конкурентов.

-Как вы думаете, всякая ли реклама хороша и все ли в рекламе, правда?

Не преувеличены ли порой достоинства того или иного товара?

Может ли реклама нанести вред? (если рекла­ма касается тех продуктов, которые человек употреб­ляет регулярно: еда, питье, алкоголь, сигареты, ле­карства, тогда интересы производителя могут пойти во вред покупателю).

Воспитатель предлагает для примера рассмот­реть рекламу табачных изделий. Он рассказывает, что реклама курения создается представителями та­бачной промышленности, которые в первую очередь заинтересованы в том, чтобы продать как можно больше своей продукции. У представителей рекламы и врачей, которые борются за здоровье человека, разные задачи. Если победят интересы табачной про­мышленности, то мы не услышим ни слова правды о курении и будем видеть на экранах и на страницах журналов преуспевающих людей, которые не могут обойтись без сигареты.

Если ничто не противостоит рекламе, то чело­век оказывается в её власти. Он перестает понимать, что его желания и потребности приведены в действие тайными механизмами.

III. Закрепление.

а) Упражнение в развитии способности ориентироваться в различных ситуациях.

Создание антирекламы (на примере рекламы табака).

Воспитатель записывает на доске примеры того, что мы всегда видим на рекламе, а подростки предла­гают к этим примерам свои варианты антирекламы.

РЕКЛАМА АНТИРЕКЛАМА
Красивые пачки модных сигарет Окурки сигарет и смятые пачки
Красивые молодые и пре­успевающие люди Больные, несчастные куря­щие люди
Человек на рекламе закури­вает сигарету удовольствием Человек на рекламе кашляет от дыма
Курение не мешает окру­жающим Курение мешает окружаю­щим и детям

б) Упражнение в развитии самоконтроля.

Необходимо помнить, что реклама нужна нам, чтобы правильно выбрать товар, а производи­тель желает выгодно продать свою продукцию.

Важно научиться выделять приемы, которые специально использованы в создании рекламы, чтобы управлять потребностями человека и формировать ложные потребности.

Особенно внимательно нужно относиться к рекламе продуктов питания, лекарств, табачных из­делий и алкоголя (в том числе и пива). Занятие 7.

Суд над сигаретой Цель занятия: развивать потребность к здоровому обра­зу жизни; способности осуществлять выбор целей с учетом внешних и внутренних условий.

Материал для занятия: доска и мел. Ход занятия

I. Вводная часть

а) Задание по распределению ролей.

Подросткам предлагается сценарий игры в суд, обсуждаются и выбираются действующие лица: защитник, прокурор, судья, сигарета. Остальные уча­стники выполняют роли свидетелей и заседателей.

П. Основная часть

а) Игра-драматизация.

Прокурор зачитывает обвинение:

- Сегодня у меня трудная задача - открыто вы­ступить против табакокурения.

Шествие табака по миру пытались остановить в разные времена. За курение табака казнили, подвер­гали телесным наказаниям, но все было напрасно. В последние годы в курение вовлечены женщины и де­ти. Однако я берусь выступить против курения. Мода на курение во всем цивилизованном мире прошла. Миллионы американцев, англичан, шведов бросили курить. Пора начинать борьбу с курением и в России.

-Я обвиняю сигарету в том, что:

1. Она убивает людей, которые из-за курения заболевают раком, сердечными заболеваниями. Осо­бенно коварно она расправляется с теми, кто начина­ет курить рано (раньше 15 лет).

2. Сигарета вредит даже не родившимся детям - если беременные курят, то роды протекают очень сложно, и ребенок развивается ненормально.

3. Сигарета - противница спорта, потому что лишает возможности добиваться хороших результатов.

4. Сигарета уничтожает существенную часть семейного бюджета.

5. Сигарета уничтожает женскую красоту, делая волосы тусклыми, а кожу увядшей.

-Я предлагаю приговорить сигарету к изгнанию из нашего класса (школы).

Выступление свидетелей:

«Я пробовал ку­рить»;

«Я курю»;

«Любовь и сигарета»;

«Что думает юноша о своей любимой и о сигаретах».

Защитник отвечает на обвинение:

Сигарета невинно оклеветана. Сигарету любят миллионы людей. Только проснувшись, многие, сразу же начи­нают курить. Девушки курят, чтобы не полнеть.

Начинающему курильщику бывает сложно - может с непривычки закружиться голова, но бросать курить гораздо сложнее.

Ребенок с сигаретой чувствует себя взрослым.

Пожалейте курильщиков - цены на табак по­стоянно растут, а сигарета не виновата.

Далее могут выступать свидетели, как за куре­ние, так и против. Важно, чтобы прокурор сумел оп­ровергнуть все доводы «За» курение.

Судья зачитывает решение: ввиду того, что:

Сигарета ухудшает здоровье.

Приносит вред здоровью некурящих.

Сигарета приносит моральный и материаль­ный ущерб семье.

Сигарета ведет людей к преждевременной смерти.

Приговариваем сигарету к изгнанию из общества!

III. Заключение.

а) Упражнение в принятии решений.

Использованная литература:

Худенко Е.Д.,ГАлеева Н.Л.,Слободняк Н.М., Марунова Л.А., Пологаева Н.В., Романовская К.В. Программы профилактической и коррекционной работы с подростками. – М, 2009 – 172 с.

mognovse.ru

Тренинг "Да - здоровому образу жизни" - Семья и школа - В помощь учителю - Учительские университеты

Тема: Тренинг «Да - здоровому образу жизни» Цель: пропаганда здорового образа жизни среди подростков, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Задачи: 1. Дать представление о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни» в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах. 2. Способствовать формированию потребности здорового образа жизни.

Ход тренинга:

Здравствуйте, ребята! Когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся. Мы говорим вам «здравствуйте», а это значит, что мы всем вам желаем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Здоровье для человека – одна из главных ценностей. Давайте поприветствуем друг друга на разных языках. Какие слова-приветствия вы знаете? (дети называют слова). Учитель читает стихотворение: Здоровье – это ценность и богатство, Здоровьем людям надо дорожить! Есть правильно и спортом заниматься, И закаляться, и с зарядкою дружить. Чтобы любая хворь не подступила, Чтоб билось ровно сердце, как мотор, Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться, Улыбкой победить любой укор. Здоровый образ жизни – это сила! Ведь без здоровья в жизни никуда. Давайте вместе будем сильны и красивы Тогда года нам будут не беда!

- Я предлагаю вам немного поиграть.

И первая игра называется - «Ассоциации». (Задания по группам).

- Ребята, вы должны записать по одной ассоциации на одном листочке на слово, которое я произнесу (всего листочков 5).

Слово: Здоровье.

(Время для подбора ассоциаций – 2 минуты, во время выполнения задания играет музыка). Каждая группа зачитывает свои слова-ассоциации, которые записываются на лист бумаги.

- И так, здоровье для вас – это… (перечислить слова-ассоциации, записанные на листе бумаги). Итак, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности. «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование).

Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех аспектов. Эта информация поможет вам выполнить следующее задание.

У вас есть листочки со словами – ассоциациями. Нужно будет прикрепить их, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на стене изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье).

И сначала рассмотрим физическое здоровье.

Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста. Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.

А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?

Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом. Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях. Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.

Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.

Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации. Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ. И приступаем к следующему упражнению - «Паровоз здоровья».

Упражнение со словами-ассоциациями. Нужно прикрепить ассоциации к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на стене изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон - социальное здоровье, 2 вагон - психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье). Время на выполнение задания – 1 минута. Озвучиваются выводы по упражнению.

Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. А самое главное вы узнали, что наше здоровье зависит только от нас. И поэтому девиз нашего занятия «Мое здоровье – в моих руках». Давайте произнесем девиз все вместе.

Теперь поиграем в игру «Верю - не верю» (если согласны поднимаете две руки, если нет – хлопните по коленям 2 раза)

1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да) 2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет) 3. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да) 4. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет) 5. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет) 6. Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да) 7. Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет) - Наше занятие подходит к концу. Что нового узнали для себя? - Мне хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни, и вы будете вести здоровый образ жизни.

Итоговый круг «Интересное - полезное». Вы старательно поработали. А теперь скажите, что вам понравилось на нашем занятии, что вы узнали нового, какие полезные советы получили? Заключительные слова педагога: Встаньте, пожалуйста. Взявшись за руки, произнесем слова: Всем здоровья мы желаем, Никого не обижаем. Хватит места на земле Людям всем, животным, мне. Чтоб земля наша цвела, Мы желаем всем добра! - Спасибо всем за участие!

collegy.ucoz.ru

Цикл тренинговых занятий, направленных на формирование зож и профилактику аддиктивного поведения

Цикл тренинговых занятий, направленных на формирование ЗОЖ и профилактику аддиктивного поведенияСоставители: Заянчковская Ольга Ивановна

Шулейко Наталья Ярославовна,

педагоги-психологи

СШ № 8, г. Лида, Гродненской обл.

Цели: - сформировать потребность в здоровом образе жизни, ознакомить с вредом алкоголя, никотина;

- предоставить информацию о природе привычки, о положительных и отрицательных сторонах данного явления, а также научиться, самостоятельно противостоять своим привычкам с наименьшими психическими потерями для себя и окружающих;

- помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости от алкоголя, никотина;

- помочь подросткам выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Предполагаемые результаты:

участники тренинга осознают для себя природу возникновения привычек вообще и каждой в частности;

будут готовы принимать себя и других такими, какие они есть;

смогут определиться для себя, как избавиться от негативных привычек, которые им не нравятся.План занятий:

1. «Знакомство с привычками»

2. «Курение: за и против»

3. «Скажи алкоголю «нет».

4. «Я хозяин своей жизни»

Занятие 1. «Знакомство с привычками»

Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, знакомство с участниками группы, формулирование понятия «привычка».

Материал: бумага, цветные карандаши, фломастеры, булавочки по количеству участников для крепления визиток, набор кубиков, конструктор, мячик.

Ход занятия: Участникам предлагается занять места на стульях, которые стоят по кругу.

Информирование.

Название наших занятий «Моя любимая вредная привычка». Именно любимая. Ведь привычки есть у каждого, и избавиться от них порой очень трудно. На наших занятиях мы попробуем посмотреть на наши привычки с незнакомого для нас ракурса и принять или отказаться от них, с наименьшими потерями для здоровья. А сейчас мы предлагаем вам упражнение, которое поможет начать работу нашей группы.Упражнение «Знакомство»

Участникам предлагается изготовить для себя визитки, которые бы отвечали на вопрос: «Как меня зовут? или как я хочу, чтобы меня звали», а также одним словом указывали на самую «милую» свою привычку. Например: Танюша-жадина, Светик-плакса, Мишутка-Опаздалкин и т.д.

По завершении работы все участники крепят свои визитки так, чтобы всем участникам было удобно видеть, и рассказывают несколько слов о себе и своей привычке.Мы познакомились друг с другом и с привычками, которые живут в нас. И продолжая нашу работу, хочется сказать, что любая группа начиная своё совместное дело, вырабатывает определённые правила поведения и вашему вниманию предлагается несколько правил поведения в группе, которые можно изменить или дополнить:

  1. Правило «Я» (разговор ведётся только от своего лица).
  2. Правило «Дисциплина» (посещение занятий без опозданий, участие во всех упражнениях, предлагаемых ведущим).
  3. Правило «СТОП» (при нежелании высказывать свои сокровенные чувства можно помолчать).
  4. Правило «Один говорящий» (одновременно может говорить только один человек).
  5. Правило «Уважение».
  6. Правило «Конфиденциальность» (любая информация личного характера об участниках должна остаться в группе и не обсуждаться за её пределами).

Мы теперь группа со своими правилами. И для того чтобы продолжить нашу работу предлагаем вам тест.

Тест «Легко ли вам отказаться от привычки?»

Предлагаем вам семь вопросов, отвечать на них нужно «ДА» или «НЕТ». Если вы не уверены в объективности ответа, дайте тот, который ближе к истине. Долго над ответами не задумывайтесь.
  1. Быстро ли вас можно переубедить в чём-либо?
  2. когда вы занимаетесь своей основной работой, интересуетесь ли работой товарищей?
  3. Трудно ли было вам во время учёбы в школе или в институте переключиться с одного экзамена на другой?
  4. Склонны ли вы довести да конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?
  5. Трудно ли отказаться от привычки, которая вам не по душе?
  6. Легко ли вы переходите от одного дела к другому?
  7. Расстраивают ли вас даже незначительные нарушения ваших планов?
Обработка. Поставьте себе один балл за каждый ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 6. подсчитайте сумму баллов.

Интерпретация.

1-2 балла. Вы, скорее всего, легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Не знакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у вас чувства раздражения. У вас широкий круг интересов, однако, возможно, что, ваши знания несколько поверхностны. Вы не всегда настойчивы в достижении цели и иногда, может быть, вам трудно довести дело до конца. Монотонной деятельности предпочитаете творческую и, скорее всего, имеете к ней способности.

3-5 баллов. В случае необходимости вы сумеете отстоять свою точку зрения, но можете и признать свою неправоту. В ваших силах отказаться от вредных привычек и подходить к любому делу целеустремлённо и творчески.

6-7 баллов. Вероятно, вы – человек, не склонный менять свои привычки взгляды. Вы – надёжный, целеустремлённый работник, как правило, упорны в достижении цели. Вместе с тем ваша настойчивость в ряде случаев переходит в упрямство, и окружающие, возможно, считают вас «чересчур принципиальным», так как вы не любите уступать даже в мелочах. Вам следует быть более гибким в общении с людьми и чаще задумываться над тем, что вы не всегда правы.

Данный тест показал насколько легко нам избавиться от нежелательной привычки. Это материал к размышлению. А теперь давайте рассмотрим, что такое привычка в целом.

Информирование. Привычка есть у каждого из нас и от них трудно избавиться. Привычки могут быть полезными и вредными, положительными и отрицательными, нейтральными, неприятными, пагубными, надоедливыми, просто раздражающими.

Привычки формируются при постоянно повторяющемся удовлетворении тех или иных желаний. Каждая имеет свои последствия. Некоторые удивляются, почему даже трагические результаты не помогают людям менять привычки. Причин много. Основные три.

Во-первых, сиюминутное удовольствие для большинства людей гораздо важнее вероятных отдалённых последствий.

Вторая причина сводится к тому, что человек лишь иногда получает удовлетворение от своих действий. Поэтому он продолжает совершать их, надеясь, всякий раз достичь удовольствия. Примером может служить человек, привыкший хрустеть суставами пальцев. Иногда это причиняет ему боль. В другой раз он испытывает удовольствие. Проблема в том, что всякий раз, когда человек делает это и получает удовольствие, он тем самым закрепляет свою привычку, и избавиться от неё становится с каждым разом труднее.

И третья причина в том, что человеку всегда свойственно из двух бед выбирать меньшую. Тот, кто привык всегда опаздывать, ненавидит спешку, заставляющую его нервничать, напрягаться. Он скорее готов перенести гнев человека, с которым ему надлежит встретиться, чем испытать неудобство спешки.

По мнению доктора психологических наук В.Г. Асеева, привычки обычно формируются в какой-то значимой для человека ситуации, из которой он не может выйти обычными способами. Скажем, вас, безбилетного, впервые в жизни поймал контролёр. Вы оправдываетесь, на вас смотрят другие пассажиры, вам, неловко, и вы нервно начинаете потирать вспотевшие ладони. Вполне вероятно, что после этого вы будете потирать ладони всю оставшуюся жизнь в любой ситуации, требующей от вас хоть малейшего напряжения.

Другой вариант приобретения привычек – подражание. Особенно этому подвержены дети. Они могут скопировать какие-то жесты человека, который является для него авторитетом, который им интересен. Нередко из-за стремления стать «своим» в незнакомой компании дети (да и некоторые взрослые) с лёгкостью перенимают чужой диалект, сленг, манеру двигаться и т.п. главное – не быть «белой вороной». Хотя иногда эти старания напрасны, некоторые привычки при всём желании не прилипнут к вам, потому что настолько противоречат типологическому складу вашего характера, что специально их выработать практически невозможно.

И наша задача принимать свои привычки и привычки окружающих такими какие они есть. А при желании попробовать сделать свои привычки менее заметными.

Упражнение «Страна привычек»
Участникам предлагается закрыть глаза. Ведущий предлагает представить Волшебную страну привычек, так как будто они видят её с высоты птичьего полёта:

«Там, внизу, мы могли увидеть горы... Какие они? А вот мы пролетаем над дремучими лесами... Мы видим огромные луга и поля с необычными растениями... Мы видим реки, озёра и болота... И вот перед нами город, город, где живут привычки со всего мира... мы спускаемся ниже, и видим уже дома, улицы и самих жителей... Какие они? Мы приземляемся. И давайте попробуем при помощи кубиков, конструктора и других вещей создать то, что только, что мы представили».

Ведущий предлагает участникам вспомнить, какой они представляли страну и, используя предлагаемые материалы всем вместе построить Волшебную страну привычек. Участники на ковре строят вместе.

Обсуждение мы создали свою страну, и каждый вложил в общую работу свою частичку души. Возможно, кто-то захочет отметить, что представлял страну не такой, какой увидели её другие (здесь важно сделать акцент на том, что все образы разные, разные и все здесь присутствующие).Упражнение «Дом привычек»

Участникам предлагается нарисовать дом из Волшебной страны привычек. Здесь участники могут использовать любую технику и изображать дом для одной или нескольких привычек. Главное показать в рисунке особенности данной привычки.

Обсуждение.Ритуал завершения занятия.

Участники группы по кругу передают мяч с пожеланиями соседу: «Я желаю тебе и твоей привычке...»Занятие 2. «Курение: за и против»

Цель: обосновать все негативные стороны курения.Упражнение «Курение: за и против»

Инструкция: «Студенты одной группы перечисляют и обосновывают все «за» курения. Студенты второй группы доказывают вред курения. После написания и обсуждения капитаны вступают в спор. Их поддерживают команды, приводя веские аргументы для защиты своей позиции».Упражнение в трех группах

1 группа выполняет упражнение «Составление кроссворда «Курение и здоровье»

Инструкция: «Для того, чтобы составить кроссворд, необходимо определить перечень понятий, наименований, слов, относящихся к теме курения и здоровья».

2 группа выполняет упражнение «Составление карты города Некурящих»

Инструкция: «Исходя из прочитанного, продуманного, прочувствованного, дайте «психологические»наименования улицам, площадям, различным объектам города-фантома, подарив ему и название. Не забудьте составить и легенду к карте».

3 группа выполняет упражнение «Создание проекта «Школа без табака» в области образования»

Инструкция: «Составьте положения, которые будут способствовать отказу от курения в школах города».

Упражнение «Коллаж»

Ритуал прощания.Занятие 3. « Скажи алкоголю «нет»Цели: сформировать потребность в здоровом образе жизни, ознакомить с вредом алкоголя, помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости от алкоголя, помочь подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа. План проведения:

Упражнение “Имя”

Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже представился до него, последним называет свое имя.

В детстве я хотел быть...

Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.

Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.

Социометрия

Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: "Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз" (варианты: "Те у кого день рождения летом", "Те, в чьем имени 5 букв" и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.

Цель упражнения: позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу.

Самый-самый мой плакат

Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов: 1. Имя, 2. Возраст, 3. Вес, 4. Рост, 5. Мой любимый цвет.

Нарисовать: а) чем я люблю заниматься, б) некоторые мои друзья, в) так я выгляжу, когда я счастлив (автопортрет), г)моя семья, д) если бы у меня было одно желание, я бы загадал, чтобы... е) вот мое любимое место.

Эти плакаты прикрепляются на грудь, и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течении 15 минут.

Цель упражнения: знакомство, создание доверительной атмосферы.

Снежный ком

Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий долженназвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

Пример:

1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.

Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки  

Побег из тюрьмы

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: "Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны "рассказать" преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый "сообщник" спасает одного "преступника")". После окончания игры "преступники" рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Чувства

Участникам предлагается: вспомнить ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящемся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а другой внимательно слушает, затем роли меняются. После этого участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали.

Возможный вариант:

Чувства говорящего

раздражение

возмущение

жалость

обида

презрение

недоверие

вина

ответственность и т.д.

чувства слушающего

сочувствие

интерес

возмущение

отвращение

понимание

сожаление

уважение и т.д.ель упражнения: анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.

Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь? (мозговой штурм)

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: "Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему:

- снимать барьеры в общении

- удовлетворять свое любопытство

- снимать напряжение и тревожность

- стимулировать активность

- следовать принятой традиции

- приобретать новый опыт".

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсужденя целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. К примеру, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещения дискотеки, разговора с другом и т.п.

Табу

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Тосты

Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке.

Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

- Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

- Что внутри вас помогало вам отказаться?

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Портрет алкоголика

Участникам раздается бумага и карандаши. Ведущий объявляет задание: "Нарисуйте "портрет алкоголика". Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете об алкоголиках". После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями.

По завершении обсуждения можно провести своеобразный конкурс на то, кто «быстрее распрощается со своим алкоголиком». Для этого в центр круга ставится мусорная корзина. Участники с одинакового расстояния должны попасть скомканным рисунком в эту корзину. При этом, если участник не попал – он берет свой комок и отходит на исходную позицию.

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости от алкоголя. Упражнение «Прощание»Занятие 4. «Я хозяин своей жизни»Цель: изучение личного окружения, ситуаций, которые оказывают на человека определенное влияние, поиск внутренних ресурсов, повышение уровня ответственности за свою жизнь.

Принцип занятия: «Я на 100% отвечаю за свою жизнь»

Упражнение «Я - высказывания»

Дополните следующие предложения: «Я чувствую…, я делаю…., я думаю…, я испытываю….» Поразмышляйте: «Что происходит со мной сейчас?». Спросите себя: «А чего я хочу на самом деле?».Упражнение «Список удовольствий»

Запишите не менее 30 удовольствий в столбик. Это могут быть любой предмет, действие, которые приносят вам удовольствие.(Например: игра в волейбол, сауна, сидеть на теплом песке пляжа, съесть шоколадку и т.д.) Затем спросите себя: «Все ли удовольствия полезны для здоровья?» «Сколько раз за последнюю неделю я получал(а) это удовольствие?» «Каких удовольствий было больше «полезных» или «вредных»?».Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее»

Нарисуйте 3 больших круга на листе бумаги, отметив любым удобным для вас символом или знаком каждый из них соответственно: этот круг прошлое, этот – настоящее, этот – будущее. Вспомните и напишите или нарисуйте в каждом круге 5 – 7 событий, которые имели, имеют или могут иметь для вас наиболее важное значение, влиян6ие в жизни. Поразмышляйте, какие перемены принесли, принесут в вашу жизнь эти события.

Выберите 5 самых значимых событий из вышеперечисленных вами и отметьте отношение к этим событиям в вашей жизни других людей. Используйте таблицу:

Событие Кто помогал больше всего? Что помогало больше всего? Кто мешал больше всего? Что мешало больше всего? Кого порадовало больше всего? Кого огорчило больше всего?
1
2
3
4
5

Упражнение «Мечта»

Запишите список своих желаний и поразмышляйте о планах их успешного достижения. Представьте себя обладающим тем, чего вы хотите в жизни, радостным и счастливым. Помните правило: «Ваше желание должно касаться только вас и приносить радость вам и другим людям». Подведение итогов тренинга, рефлексия.

- Что дали мне занятия?

- Что я узнал нового?

- С какими мыслями, чувствами я покидаю тренинговую группу?Ритуал прощания.

many.kabobo.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность