НОВОСТИ |
Валеология как наука о здоровье (стр. 1 из 6). Валеология это наука изучающая здоровый образ жизниВалеология как наука о здоровьеСодержание. 1. Основные понятия валеологии; 2. Предпосылки возникновения валеологии; 3. Место валеологии в системе наук; 4. Классификация валеологии; 5. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни. 1. Основные понятия валеологии. Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, – а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина – и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье! Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo – «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Ее основополагающие позиции можно свести к следующим определениям: Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности. Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней. Объект валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни. Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни. Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии – изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья. Основные задачи валеологии: 1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека. 2. Формирование установки на здоровый образ жизни. 3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни. Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины – болезнь и больной, а у гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфуция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стратегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!». Хотя валеология и имеет свою сферу деятельности, следует отметить, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, так что интересы валеологии порой довольно тесно взаимопереплетаются с интересами, например, гигиены, санологии, профилактики заболеваний. Основные понятия, определяющие закономерности здорового бытия человека, следующие: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни. Разумеется, при рассмотрении этих понятий будет затронут и целый ряд других, характеризующих основные. Жизнь – высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ – непременным условием жизни, способности к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т.д. По определению Ф. Энгельса, «жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Гомеостаз, или гомеостазис, – свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды. Именно этот показатель – способность к гомеостазу – зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья. Для сохранности биохимических и функциональных констант организма необходимо поддержание постоянной температуры всего организма, его частей и систем и даже органов, содержания глюкозы, рН и других физико-химических свойств крови, стабильности клеточного состава и т.д. Константы организма достаточно жестки, однако есть и относительно подвижные константы с широкими приспособительными значениями. Жесткие константы являются необходимым условием сохранения жизни, а подвижные обеспечивают поддержание первых, жестких констант. Однако условия, в которых существует организм, постоянно меняются, что непременно ведет к изменениям показателей гомеостаза. Эта особенность получила название «закона отклонения гомеостаза как условия развития» и утверждает необходимость постоянных тренирующих нагрузок как обязательный путь к совершенствованию механизмов гомеостаза и к обеспечению здоровья. Вот почему следует стремиться к расширению пределов этих показателей гомеостаза, которые могут быть компенсированы без нарушающих нормальную деятельность организма последствий, что должно означать переход на новый, более высокий уровень здоровья. Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы. Приспособительный характер жизни – одна из ее существенных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности. Цель же и смысл этих изменений в организме – в обеспечении сохранения и поддержания жизни особи и вида, их развитие. Адаптация позволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удерживать существенные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивающих стабильность системы. По мнению академика П.К. Анохина, каждый организм представляет собой динамические сочетания устойчивости и изменчивости, в которых приспособительные реакции защищают его наследственно закрепленные жизненно важные константы. Полезный эффект адаптации заключается также в возрастании способности организма противостоять разрушающему влиянию факторов внешней среды, его резистентностью. Последняя базируется на механизмах, закрепленных в эволюции, и обусловливает адаптивную норму реакции индивида или вида в целом. Понятно, что резистентность – очень важный показатель организма. Различают три вида адаптивных изменений – срочные, кумулятивные и эволюционные. Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими в ответ на непрерывно меняющиеся условия среды. Характерными свойствами срочной адаптации считаются: mirznanii.com Валеология — наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становленияСтатья посвящена обоснованию значения Валеологии как учения об индивидуальном здоровье человека, для более активного использования её возможностей в образовательной, научно-исследовательской и практической оздоровительной деятельности, направленной на укрепление здоровья человека, что должно служить решению задач оздоровления населения Российской Федерации, и может способствовать не только обеспечению благополучия каждого человека, но и устойчивому прогрессивному развитию нашей страны в будущем. Ключевые слова: валеология, валеологическое образование, валеологическое сопровождение образовательного процесса; здоровье человека, здоровый образ жизни; формирование, укрепление и сохранение здоровья; общественное здоровье, демографические показатели, рождаемость и смертность населения, «Русский крест».
Валеология как идея нового направления научно-исследовательской и практической деятельности, была сформулирована и обоснована выдающимся отечественным учёным, профессором И. И. Брехманом в 1980–82 годах, в качестве учения о здоровье здоровых людей — о методах формирования, укрепления и сохранения здоровья человека [10; 11; 12]. Воспитанник научной школы Военно-медицинской академии, военно-морской врач, фармаколог, полковник медицинской службы, доктор медицинских наук, профессор И. И. Брехман впервые обратил внимание на то, что здоровье человека, как самостоятельный предмет изучения, — оказалось вне поля деятельности медицины и системы здравоохранения. Последние, на самом деле, больше заняты борьбой с болезнями и их последствиями, решением задач по снижению заболеваемости населения, чем изысканием возможностей укрепления здоровья человека. Перу Израиля Исаевича (Ицковича) Брехмана принадлежат и первые монографии по валеологии, и первые сборники научных трудов по теории и практике формирования и укрепления здоровья человека, подготовленные при его непосредственном участии [13–16; 22;23]. Эти работы были встречены с большим интересом представителями различных направлений научно-практической деятельности, в частности, медиками -клиницистами, гигиенистами, организаторами здравоохранения, а также социологами, физиологами, психологами, педагогами, курортологами, диетологами, специалистами по физической культуре и спорту. Отмечая большое значение возникновения валеологии в качестве нового и перспективного междисциплинарного научного направления, академик В. П. Казначеев назвал это новое направление прорывом российского интеллекта в науках о человеке [26;27]. Становление и развитие учения об индивидуальном здоровье человека с самого начала было отмечено высокой активностью большого числа энергичных энтузиастов — учёных и практиков, выдвигавших в новом направлении оригинальные идеи и предлагавших разнообразные пути их реализации. С начала 90-х годов был подготовлен целый ряд обстоятельных монографий и учебных пособий по валеологии [3;13;14;17–18;21;24–28;32;38–41;44]. При этом, наряду с исследованием медико-биологических основ учения о здоровье, стали особенно интенсивно разрабатываться психолого-педагогические аспекты решения проблем формирования и укрепления здоровья человека — как посредством воспитания приверженности ценностям здоровья и принципам здорового образа жизни, так и путём оздоровления самой системы обучения учащейся молодёжи в образовательных учреждениях. У истоков становления учения о здоровье стояли такие известные учёные, как Н. М. Амосов, Б. Г. Ананьев, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко, А. И. Субетто, Ф. Г. Углов и ряд других исследователей. Значительный вклад в развитие валеологической науки и практики внесли такие видные деятели образования, общественного здравоохранения, гигиены, медицины и физического воспитания, как Р. И. Айзман, В. А. Ананьев, Г. Л. Апанасенко, Р. М. Баевский, Э. Н. Вайнер, В. Ю. Волков, П. П. Горбенко, Д. Н. Давиденко, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, Б. Ф. Кваша, В. В. Колбанов, Г. А. Кураев, Е. А. Овчаров, В. П. Соломин, Л. Г. Татарникова, С. Б. Тихвинский, З. И. Тюмасева, и многие другие. Уже в начале 90-х годов в различных регионах страны стали систематически проводиться научно-практические валеологические конференции, с опубликованием оригинальных и содержательных сборников работ их участников. С этого же времени начали подготавливаться кандидатские и докторские диссертации по различным аспектам валеологии, которые успешно проходили процедуру защиты. Эти работы оформлялись по смежным с валеологией научным направлениям, поскольку валеологии ещё не был предоставлен статус самостоятельного научного направления. В 1996 году по инициативе профессора Г. А. Кураева и при участии руководимых им сотрудников Южного федерального университета, в Ростове-на-Дону был основан, и до настоящего времени продолжает выпускаться, единственный в Российской Федерации специализированный научно-практический журнал «Валеология». В начале 90-х годов были образованы кафедры и лаборатории валеологии в высших учебных заведениях Российской Федерации, а также и в вузах суверенных государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. На базе кафедры валеологии Липецкого государственного педагогического университета был организован Межвузовский научно-методический центр валеологии, который возглавил профессор Э. Н. Вайнер — автор известного фундаментального вузовского учебника «Валеология», выдержавшего за период с 2001 года до 2011 года уже 9 изданий. С 1996 года валеология была официально утверждена как учебная дисциплина и включена в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Были утверждены специальности «Врач-валеолог» и «Педагог-валеолог», и целый ряд вузов вскоре получили лицензию на подготовку специалиста — валеолога. Таким самым, открывались хорошие перспективы для плодотворной работы по реализации новых возможностей на пути укрепления здоровья населения и, прежде всего, — для решения задач по оздоровлению молодого поколения. Однако отношение к валеологии в обществе, — заинтересованное и поддерживающее её в самом начале, — сменилось к концу 90-х годов на критическое, отрицательное отношение к ней, что было принято связывать с наплывом недостаточно обоснованных рекомендаций различного рода «целителей», выдававших себя за профессионалов — валеологов и практиковавших свои особенные, собственные «методы исцеления». Несомненно, могли сыграть свою негативную роль и некоторые методические недоработки, в частности, — недостаточная разработанность вопросов теории и методики полового воспитания учащейся молодёжи, что в дальнейшем потребовало внесения определённых изменений в практику учебно-воспитательной работы по данному направлению. Но это никак не могло послужить основанием для отказа от такой работы в принципе и, тем более, — при явно возрастающей актуальности данной проблемы [29]. Возникшая в обществе и поддержанная средствами массовой информации волна недоверия к валеологии побудила Министерство здравоохранения и Министерство образования изменить отношение к этой учебной дисциплине: специализация по данному предмету вскоре была закрыта, а учебная дисциплина «Валеология» через некоторое время стала уже именоваться как «Здоровый образ жизни», «Основы ЗОЖ», «Культура здоровья» [8;19;28;30,31;37]. Само понятие «Валеология» с 2000-го года стало постепенно исключаться из профессионального учебно-методического и научно-методического оборота, из теории и практики образовательной, научно-исследовательской и оздоровительной деятельности. Одновременно были внесены изменения в наименование соответствующих учебных дисциплин и отдельных курсов, так же как в их программы и содержание. Были отменены и специализации: «Врач — валеолог» и «Педагог — валеолог». Такие понятия как «Валеология», «Валеологическое образование», «Валеологическая подготовка», «Валеологическое сопровождение образовательного процесса», и т. п. — были постепенно упразднены. Соответствующие изменения были внесены также и в Государственные образовательные стандарты различных уровней образования. Конечно, такое необоснованно негативное отношение к валеологии, как к учению об индивилуальном здоровье человека, не один раз вызывало серьёзные возражения авторитетных учёных, но, к сожалению, это уже не в состоянии было изменить сложившейся к началу 2000-х годов ситуации, отличавшейся вытеснением валеологии из теории и практики оздоровительной деятельности — как по линии образования и воспитания молодого поколения, так и по линии здравоохранения, гигиены и профилактической медицины, хотя это и происходило на фоне постоянно декларируемой государственной заинтересованности в решении проблем укрепления здоровья населения [30;31;37;42]. При этом не может не вызывать удивления то, как быстро, легко и просто были закрыты возможности дальнейшего развития зарождавшегося учения о здоровье человека, вместе с ограничением перспектив использования его результатов в интересах оздоровления общества. Приходится удивляться и тому, что всё это происходило в стране, незадолго до этого пережившей демографическую трагедию «Русского креста» (в период с 1987 года по 1994 год), когда за 7–8 лет показатели рождаемости и смертности населения практически поменялись местами, а с 1995 года, на протяжении 10 последующих лет, коэффициент смертности населения оставался в полтора раза более высоким, чем коэффициент рождаемости. И это обусловливало ежегодное сокращение численности населения России до 750–850 тысяч человек в год. Именно значительное преобладание смертности населения над рождаемостью и обусловливало большие ежегодные потери численности населения Российской Федерации. Становится очевидным, что в обстановке формирующейся депопуляции, создававшей в перспективе реальную угрозу национальной безопасности России, отказываться от разработки и применения теории и практики созидания и сбережения здоровья населения страны, — было совершенно нецелесообразно. Ценой значительных материальных затрат, в результате проведения необходимых социальных реформ, к 2012 году удалось постепенно поднять показатель рождаемости до уровня стабильно высокого показателя смертности населения, чтобы затем, преодолев его, получить, впервые за много лет, хотя и незначительный, но всё же реальный — естественный, прирост численности населения России в 2013 году — (на 15 тысяч человек за год) и даже ещё несколько больший результат (прирост на 37 тысяч человек) — за 2014-й год. Однако при этом обращала на себя внимание недопустимая стабильность высокого показателя смертности населения, при явно недостаточной средней продолжительности жизни человека в нашей стране. Только решив эти проблемы, можно было рассчитывать на стабилизацию положительной динамики демографических показателей современной России и на обеспечение благополучного, прогрессивного социального развития страны в будущем. Зная причины и условия возникновения отмеченных негативных явлений (а это, в основном, нездоровый образ жизни, социальные стрессы и плохая экология), — самым доступным и наиболее эффективным путём подхода к решению демографических проблем в наших реальных условиях представляется именно обучение здоровью и здоровому образу жизни, т. е. возвращение к обучению основам валеологии, начиная с раннего детского возраста, как это рекомендовал основатель учения о здоровье, профессор И. И. Брехман. Но, как было уже указано выше, валеология изначально не была утверждена в качестве самостоятельного научного направления. Как это ни покажется странным, но валеология не утверждена официально в данном статусе и до настоящего времени — валеология как наука. И это также не может не вызывать возражений, поскольку имеется у валеологии и свой конкретныйпредмет исследования, и свой объект изучения, она располагает также свойственными ей методами исследования и имеет вполне конкретный социальный заказ — назревшую необходимость выработки и распространения научно обоснованных рекомендаций — как по укреплению здоровья каждого человека в отдельности, так и по оздоровлению населения страны в целом. Именно эти позиции выделяют валеологию среди других направлений научно-практической деятельности, занимающихся исследованием путей и возможностей укрепления здоровья населения. В Таблице 1 приводится опубликованное нами ранее сопоставление валеологии с наиболее близкими к ней направлениями научно-практической деятельности (медициной и гигиеной) по некоторым основным, характеризующим их признакам [9]. Таблица 1 Сопоставление наук о здоровье человека по основным их признакам
Исходя из вышеизложенного, в настоящих условиях валеология должна рассматриваться и развиваться как наука, — безусловно, достойная общественного признания и вполне заслуживающая внедрения в практику, широкого применения её результатов [16;20]. Валеология должна развиваться не только как социально востребованное и перспективное научное направление, но также и как социально значимая учебная дисциплина, направленная на оздоровление населения через систему образования, на формирование культуры здоровья, направленная на воспитание у человека осознанной, настоящей приверженности идеалам здоровья и ценностям здорового образа жизни. Особенно большое значение имеет обучение валеологии студентов педагогических университетов, — этих наиболее широко образованных молодых специалистов, подготавливаемых для профессионального воспитания, обучения и развития учащейся молодёжи, — детей и подростков. Валеологическое образование необходимо для формирования у детей, подростков и молодёжи определённого уровня знаний норм морали и нравственности, для осознания ими основных жизненных ценностей человека, среди которых одной из наиболее важных ценностей является здоровье. Освоение студентами педагогического университета основ учения о здоровье и изучение практических методов укрепления здоровья, так же как и осознание ими значения здорового образа жизни для обеспечения здоровья, и понимание пагубного влияния на организм и личность человека различных проявлений девиантного поведения (алкоголизации, табакокурения, токсикомании, наркомании), и реальное следование нормам и правилам здорового образа жизни, с соблюдением гигиенических рекомендаций и принципов профилактической медицины — всё это направлено на формирование в будущем здорового населения страны [42;44]. Значительное преобладание смертности населения над рождаемостью, особенно выраженное в период с 1994 года по 2005 год, служило причиной больших ежегодных потерь численности населения России в этот период времени. При этом в структуре смертности населения обращали на себя внимание недопустимо высокий уровень преждевременной смертности и высокий уровень младенческой смертности, которые в 3–4 раза превышали аналогичные показатели развитых стран Запада и Востока. Такой интегральный показатель благополучия общества, как средняя продолжительность предстоящей жизни человека, в нашей стране составляет уже 70 лет, причём средняя продолжительность жизни женщин составляет 75 лет, а мужчин — 65 лет, что на 11–13 лет меньше, чем соответствующие показатели, характерные для более развитых, социально благополучных стран [36;37]. Наблюдавшееся на протяжении более 15 лет (1991–2007гг.) значительное снижение численности населения современной России и ухудшение показателей его здоровья, потребовали пересмотра приоритетов государственной социальной политики, чтобы она в большей мере была бы направлена на укрепление здоровья детей, подростков и молодёжи (будущих родителей), на эффективную социальную поддержку молодых семей, на укрепление института семьи, на поощрение деторождения, материнства и детства. В этой связи, потребовалась также достойная социальная поддержка работников учреждений образования, здравоохранения, науки, культуры, специалистов по физической культуре и спорту, занимающихся формированием здорового образа жизни молодёжи и способствующих оздоровлению всего населения страны.В этом направлении повышается значение валеологически ориентированной педагогики во всех учреждениях образования и воспитания, с включением в организацию учебного процесса инновационных здоровье сберегающих образовательных технологий. Хорошо известно, что основные причины смертности населения (сердечно-сосудистые заболевания, онкологическая патология, несчастные случаи, травмы и отравления), — тесно связаны с нездоровым образом жизни [34–37]. Отсюда, введение правил и норм здорового образа жизни в сознание каждого человека — через средства массовой информации, образование, культуру, науку и искусство и при поддержке социально ориентированной государственной политики, — всё это нам также представляется делом первостепенной важности. Именно поэтому так необходимо заниматься формированием культуры здоровья, и одним из наиболее эффективных путей в данном направлении является изучение основ валеологии, обучение здоровью, воспитание твёрдой приверженности здоровому образу жизни. Педагог, по своему профессиональному предназначению и по своей социальной роли, — призван решать задачи формирования здоровой личности учащегося, чтобы воспитательными методами создавать у каждого ребёнка, подростка, юноши, девушки — положительные ценностные ориентиры, закладывать в сознание учащихся созидательный творческий потенциал, достойные нравственные качества и прочные моральные принципы. При этом, реализуя большие воспитательные возможности педагогического процесса, немаловажно формировать у подростка прочные установки на высокую ценность здоровья (как своего здоровья, так и здоровья окружающих), на неизмеримую ценность самой человеческой жизни. Нужно настраивать учащихся на осознанную мотивацию приверженности здоровому образу жизни и разумному самоограничению в развлечениях и удовольствиях, наряду с поощрением расширения круга интересов подростка и его стремления к саморазвитию. Необходимо поощрение настойчивости и целеустремлённости в разностороннем своём развитии и в овладении полезными знаниями и навыками. В процессе обучения и воспитания учащихся в дошкольном образовательном учреждении и, особенно, в школе — очень важно прививать ребёнку, подростку интерес к обучению, к чтению, к овладению новыми знаниями и умениями, отдавая при этом предпочтение развитию разнообразных полезных интересов и увлечений, формированию созидательной активности, разумной целеустремлённости и воспитанию трудолюбия, жизнелюбия, дружелюбия и альтруизма. Нужно всячески противостоять распространению среди подростков и молодёжи эгоизма и конфликтности, агрессивности и жестокости, садизма и вандализма, что обычно сочетается с безволием, бездеятельностью и склонностью к гедонизму, открывая дорогу к алкоголизму, токсикомании, наркомании и асоциальному стилю жизни. Одним из путей воздействия на негативные проявления в молодёжной среде может служить организация молодёжных волонтёрских клубов при педагогических вузах — для воспитательной работы с трудными подростками, имеющими склонность к девиантному поведению. В этом направлении проводится подготовка студентов со специализацией «педагог-превентолог» на факультете Безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Эти молодые специалисты подготавливаются для воспитательной работы с молодёжными контингентами повышенного риска, склонными к наркомании и асоциальному поведению, а также — к проведению антинаркотической профилактической работы в школах и в других образовательных учреждениях. Валеологическая подготовленность студентов педагогического университета должна быть достаточно основательной, систематизированной и разносторонней, чтобы с должной эффективностью отвечать реальным потребностям дошкольной, школьной и вузовской педагогики, чтобы адекватно реагировать на социальные требования современной жизни, на негативные девиации молодёжной субкультуры и чтобы этим отклонениям активно противодействовать. Целью образования, как справедливо утверждал в одной из своих работ активный подвижник валеологии, профессор Э. Н. Вайнер, является формирование Гражданина — патриота, созидателя, защитника и семьянина, наделённого честью и достоинством, моралью и нравственностью. И всеми этими качествами подрастающего человека должна наделять школа (независимо от её уровня — начальная, средняя, высшая), отбирая в свои учебные планы и программы обучения, прежде всего, те предметы, которые способствуют формированию этих качеств [19]. Исходя из поставленной цели, задачами валеологического образования учащихся является формирование: - мотивации быть здоровым; - иммунитета (устойчивости) к негативным влияниям окружающей социальной среды; - широкого кругозора и стройного научного мировоззрения, характеризующегося осмысленной оценкой реальных жизненных ценностей и приоритетов, с осознанием своего места в жизни, своих возможностей, задач и перспектив; - стремления к своему развитию, побуждение интереса к познанию, к максимальной реализации своих способностей; - активной жизненной позиции, нацеленной на саморазвитие и самореализацию личности; - прочных морально-нравственных основ личности; - широкого круга интересов, увлечений, устремлений; - интереса к занятиям физической культурой и спортом; - таких социально востребованных качеств личности, как активность, альтруизм, коллективизм, коммуникабельность, честность, ответственность, чуткость, отзывчивость и неравнодушное отношение к окружающему; - патриотизма, гражданственности, интеллигентности. Необходима разработка современной концепции образования, построенной на принципах гуманизации и развивающего обучения, которые помогли бы каждому человеку максимально полно реализовать свой личностный потенциал и могли бы способствовать превращению нашей страны в социально здоровое и преуспевающее государство [19, 20]. В решении этой ответственной социальной задачи валеологическое образование студентов педагогических университетов имеет, несомненно, основополагающее значение. Так, например, исходя из подобных принципиальных позиций, в Республике Казахстан признали необходимость включения валеологии в классификатор специальностей высшего профессионального образования и в планы учебных заведений всех уровней образования [1]. И это, без сомнения, правильное решение, которое нужно приветствовать и рекомендовать к применению так же и в нашей стране, учитывая то, что о целесообразности такого подхода неоднократно указывалось в рекомендациях научных конференций и конгрессов валеологов, проведенных за последние годы.
Литература:
1. Абишева З. С., Искакова У. Б., Айхожаева М. Т. и др. Валеологическое образование в Казахском национальном медицинском университете // Валеология: научно-практический журнал. — 2014, № 4. — С. 23–25. 2. Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. — 214 с. 3. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб.: Петрополис, 1992. — 138 с. 4. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология: Учебник для студентов вузов — Киев: Здоровье; — Ростов — на Дону: Феникс; 2000. — 248 с. 5. Апанасенко Г. Л. Валеология: теоретико-методологические основы // Здоровье человека — 7: Материалы VII Международного научного конгресса валеологов. /Под ред. проф. В. В. Колбанова. — СПб.: Изд-во СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2014. — С. 13–18. 6. Апанасенко Г. Л. Социальная эволюция и здоровье человека // Там же, — с. 195–200. 7. Бахтин Ю. К. Факторы, оказывающие влияние на здоровье человека, и их значение // Там же, — с. 18–24. 8. Бахтин Ю. К. Корчагина Г. А., Михайлов Л. А. и др. Валеологическая составляющая образовательного процесса, её роль и значение в педагогическом университете // Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии: Материалы Международного семинара. Выпуск 13. / Под общей редакцией проф. А. Н. Маюрова. — Н.Новгород — Севастополь: Международная Академия трезвости, 2004. — С. 118–122. 9. Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Соломин В. П., и др. Валеология в системе наук о здоровье человека.// Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции: «Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии» — СПб.: Санкт — Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1997. — С. 19. 10. Брехман И. И. Валеология. Начало пути. // Советская Россия. — 1980, 29 мая. — № 122 (7273). — С. 4. 11. Брехман И. И. Человек и биологически активные вещества. 2-е изд., перераб. М.: Наука, 1980. — С. 20. 12. Брехман И. И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека. // Вопросы философии, 1982, № 2. — С.48–53. 13. Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987. — 125 с. 14. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е издание, переработанное и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с. 15. Брехман И. И. Валеология в настоящем и будущем. // Тезисы докладов Первого национального конгресса по профилактической медицине. — СПб.: Медицинское информационное агентство,- 1994. Том 1, с. 22–23. 16. Брехман И. И. Проблемы обучения человека здоровью. Владивосток, 1995. — 136 с. 17. Вайнер Э. Н. Общая валеология: Учебник. — Липецк: Липецкое изд-во, 1998. — 183 с. 18. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. — М.: Флинта: Наука, 2011 (9-е издание, переработанное). — 448 с. 19. Вайнер Э. Н. «Культура здоровья» как правопреемница специальности «Валеология» в профессиональном педагогическом образовании. // Материалы 3-его Международного конгресса валеологов. /Под ред. проф.В. В. Колбанова. — СПб.: Санкт — Петербургская Академия последипломного педагогического образования, 2002. — С. 36–37. 20. Вайнер Э. Н. Жизнь и здоровье детей как приоритет образования. // 6-е Пикалёвские чтения: Гуманизация и гуманитаризация образования. / Материалы межвузовской научно-практической конференции. — СПб.– Пикалёво, 2004, Часть 2-я, С. 3–6. 21. Вайнер Э. Н., Волынская Е. В. Валеология: Учебный практикум. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 312 с. 22. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И. И. Брехмана — СПб.: Наука, 1993. — 269 с. 23. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И. И. Брехмана — Владивосток: Дальнаука, 1995. Выпуск 2. — 240 с. 24. Голицына И. И., КарасёваТ. В. Основы валеологии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей ФППК. Издание 2-е, исправленное и дополненное. — Шуя: ШГПУ, 1997. — 140 с. 25. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеолгию: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с. 26. Казначеев В. П. Основы общей валеологии: Учебное пособие. — М.; Институт практической психологии, 1997. — 48 с. 27. Казначеев В. П. Проблемы человековедения. /Научная редакция и послесловие А. И. Субетто. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997, С. 180–200. 28. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины, определения. — СПб.: ДЕАН, 1998. — 232 с. 29. Колбанов В. В. Как решается проблема полового воспитания детей в Санкт-Петербурге? // Здоровье человека — 4: Материалы IV Международного конгресса валеологов / Под редакцией проф. В. В. Колбанова. — СПб.: Санкт — Петербургская Академия последипломного педагогического образования /СПбАППО/, 2005. — С. 173–175. 30. Колбанов В. В. Парадоксы валеологии и пути их преодоления. //Здоровье человека — 5: Материалы V Международного научного конгресса валеологов. /Под редакцией проф. В. В. Колбанова.–СПб.: СПбАППО, 2007, с. 3–9. 31. Колбанов В. В. Учение о здоровье и валеология: от замыслов до реалий // Здоровье человека — 7: Материалы VII Международного научного конгресса валеологов. / Под ред. проф. В. В. Колбанова. — СПб.: Изд-во Первого СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2014. — С. 3–7. 32. Колбанов В. В. Валеологический практикум: Учебное пособие. 3-е издание, исправленное и дополненное. — СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2011. — 224 с. 33. Комаров Г. Зловещие клещи. // Медицинская газета, 1997, 14 мая, № 36. — С. 3. 34. Лисицын Ю. П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. — Казань: 1998. — 698 с. 35. Лисицын Ю. П. Здравоохранение в ХХ веке. — М.: Медицина, 2002. — 216 с. 36. Лисицын Ю. П. Образ жизни как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости: Проблемная статья //Медицинская газета, 2010, 19 марта, № 19. — С. 12. 37. Насонкин О. С. К вопросу о валеологическом образовании в России // Здоровье человека — 6: Материалы VI Международного научного конгресса валеологов. / Под ред. проф. В. В. Колбанова. — СПб.: Изд-во СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2011. — С. 68–71. 38. Овчаров Е. А. Здоровье населения Российской Федерации: анализ и оценка. Учебное пособие для студентов педагогических вузов, 2-е издание. — Нижневартовск: Издательство Нижневартовского педагогического института, 1997. — 237 с. 39. Петленко В. П. Валеология человека. Здоровье — любовь — красота. В пяти томах. — СПб.: Изд-во «Петроградский и К», 1996–1997гг.: // Т. 1. Валеология и мудрость здоровья. 1996. — 304 с. 40. Петленко В. П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. — СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. — 120 с. 41. Попов С. В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). — СПб.: Союз, 1997. — 256 с. 42. Соломин В. П., Корчагина Г. А., Бахтин Ю. К., Михайлов Л. А., Сопко Г. И. Значение валеологии как учебной дисциплины в педагогическом университете. // Оздоровление средствами образования: Материалы всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения 2–4 февраля 2005 г. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. — С. 31–33. 43. Тюмасева З. И. Невалеологические проблемы валеологии. // Народное образование, 2002, № 7. — С. 73–79. 44. Тюмасева З. И., Кваша Б. Ф. Валеология и образование. — СПб.: Изд-во МАНЭБ, 2002. — 380 с. moluch.ru Валеология - наука о здоровье?
duhovnik.com Почему валеология вызывает много споровstyllzhizni.ruВалеология – наука о здоровье и о здоровом человеке. Этим она в корне отличается от медицины в целом, где в центре внимания стоят болезни и больные. Отсюда и неоднозначное отношение к данной области знаний. Специалисты в области валеологии изучают возможности предупреждения болезни, предлагают практические методики по сохранению здоровья и его резервов, разрабатывают индивидуальные программы по здоровому образу жизни в реальных условиях экологии, хронического стресса и т.д. В 2001 году предмет «валеология» был исключен из базового учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования. Давление общества, в основном православной церкви, сыграло ключевую роль в принятии такого решения. Оппоненты валеологии обещали, что с отменой изучения антиобщественной «псевдонауки» дети перестанут быть эгоистами, решится проблема детской распущенности, ранних сексуальных отношений, повысится уровень здоровья населения. Прошло десять лет. Ситуация только ухудшилась. По оценкам педагогов в каждом классе 70-80 % детей имеют проблемы со здоровьем в начальной школе, а к завершению школьного образования — здоровых детей остается не более 10 %. Напрашивается вполне закономерный вопрос: о каком светлом будущем можно говорить? Или даже мечтать? Разрабатываются новые стандарты образования, много говорят о здоровьесберегающих технологиях. К сожалению, в реалиях современного образования в большинстве случаев все остается только на словах и в отчетах. Валеология изучается сегодня только на факультативных занятиях в немногих учебных заведениях. Здоровье и детей и взрослых находится под угрозой. Хотя «валеология» – путь к здоровой нации. Почему? Давайте поговорим об этом в данной статье. И проанализируем доводы противников валеологии, чтобы понять, кому выгодно ее забвение. Валеология – это наука! Обвинение валеологии в ненаучности, необоснованности снимается с помощью определения ее понятия, предмета изучения, методов изучения. Итак, валеология (от лат. valeo — «быть здоровым») — наука о здоровье. Споры о научности – ненаучности валеологии связаны с ее интегральностью, молодостью. И с тем, что предмет изучения валеологии – здоровый человек. А где вы видели здорового человека? Но, исходя из понимания науки как области знаний, основанной на фактах, особом виде познавательной деятельности, то, безусловно, валеология – наука. Чему учат в школе? Валеологию подразделяют на медицинскую – здоровье и здоровый человек, и педагогическую — образовательная и воспитательная работа. В девяностые годы двадцатого столетия в школу пытались внедрить педагогическую валеологию, при этом не подготовив педагогические кадры, не разработав целостный учебно -методический материал. В результате, в курсе валеологии стали изучаться понятия «медитация», «инь и ян», «эзотерика», нетрадиционная медицина, стали популяризироваться некоторые сектантские учения, учения Порфирия Иванова и т.д. Поэтому обоснованная критика академической наукой и Русской православной церковью по поводу методов преподавания перекинулась волною на всю валеологию в целом. И вместе с водой выплеснули ребенка. Вместо того, чтобы работать над решением конкретных проблем: кадровой, методической, содержательной – валеологию просто вывели за рамки базового учебного плана. Новая модель поведения Современный курс валеологии охватывает не только области гигиены, анатомии, физиологии, общей биологии, генетики, эмбриологии, гистологии, психологии, сексологии, но и помогает сформировать мировоззренческие представления. Здоровье человека воспринимается как ценность, которую необходимо беречь, а не обращать на него внимания, когда случаются сбои организма в виде болезни. Оппоненты валеологии утверждают, что данный предмет, затрагивая самые разнообразные понятия из разных областей естествознания, общебиологические и гигиенические знания — опережает подачу материала на 2–8 лет. Особенный протест вызывали программы полового воспитания. «Вместо здоровых и образованных детей мы получим идеальных потребителей контрацептивов». Но, учитывая, развитие информационных технологий, «сексуальную революцию» в средствах массовой информации — изучать в 14 лет анатомию человека уже поздно. Перекладывать всю ответственность за сексуальное воспитание детей на семью – опасно. Не всем российским детям повезло с семьей. Дети найдут интересующую информацию в интернете, узнают от уличных друзей. Только какого качества будет эта информация – большой вопрос. Поэтому лучше специалистов, желательно с медицинским образованием, сформировать объективные представления, нужные знания у подрастающего поколения в сфере физиологии, сексологии – вряд ли кто сможет. Конечно, нужно профессионально и ответственно выстраивать целостный подход к преподаванию валеологии для формирования новой модели поведения детей — здорового образа жизни. Рассматривать здоровье человека не только через призму человеческого тела, организма, а не забывать о душе. Внутренний мир человека значительно влияет на на состояние здоровья. Душевное здоровье и физическое взаимосвязаны. Вопрос школьных перегрузок из-за введения валеологии, так же как и опасения снижения интеллектуального уровня детей – не обоснованны. Разве могут быть занятия, обучающие как сохранить свое здоровье, как ухаживать за собой, правильно чистить зубы и т.д. — лишними? Это элементарные жизненнонеобходимые навыки, которыми должен владеть каждый. Они не менее важны, чем овладение таблицей умножения. Здоровье – основа для успешного получения образования. Нездоровый ребенок априори не может быть готов к любым учебным и физическим нагрузкам. Валеология изучает резервы здоровья – дает возможность детям узнать, как ими пользоваться, как вести активный образ жизни. Формирование новой модели поведения подрастающего поколения заключается в том, что дети с малых лет учатся понимать свой организм, свои потребности, берегут свое здоровье сознательно укрепляя свою иммунную систему различными упражнениями. Всегда проще заниматься профилактикой своего здоровья, нежели лечиться, исправляя последствия халатного отношения к самому себе. Противники валеологии утверждали, что ее преподавание в широких кругах выгодно фармацевтическим фирмам (контрацептивы дети побегут покупать в бешеных количествах!). Но посудите сами, очень небольшую долю в фармацевтическом бизнесе занимают доходы от продажи средств контрацепции (на мой взгляд, опаснее, когда ими не пользуются, чем пользуются) по сравнению, например с лекарствами против ОРЗ и гриппа. А изучая валеологию, дети меньше болеют, потому что знают как укрепить свой иммунитет, знакомы с методами закаливания и т.д. Ситуация, когда в России не будут закрываться на карантин образовательные учреждения в связи с эпидемией гриппа – вот это крайне невыгодно фармацевтическим кампаниям. Поэтому валеология до сих пор находится за кадром российского образования. И ее изучение – индивидуальный выбор каждого. Рекомендуем к прочтениюstyllzhizni.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |