Статья на тему "Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы". Формирование навыков здорового образа жизни у школьников


Статья на тему "Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы"

И.С. Софронова,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Коряжмы

Формирование навыков здорового образа жизни

у учащихся начальной школы

С 1 сентября 2011 года наше школа, как и все образовательные учреждения России перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). «Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по различным направлениям развития личности, одно из которых – спортивно-оздоровительное.

В своём классе мы реализуем это направление через внедрение воспитательной программы «Школа здоровья».

В результате анализа медицинских карт учащихся было установлено, что из 28 учащихся у 12 человек (42%) было выявлено нарушение зрения, у 4 человек ( 14% )- нарушение осанки, у 10 человек ( 35% ) – наличие хронических заболеваний и только 9 человек ( 32 % ) признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экологической обстановки, обострением проблем рационального питания, перегруженностью детей.

Детям было предложено закончить фразу: «Здоровый образ жизни – это…..». Анализ работ показал, что дети испытывают потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни, потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья, готовность к этим действиям.

Программа «Школа здоровья» ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Предполагаемыми результатами реализации программы являются:

  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

  • сокращение количества уроков пропущенных по болезни;

  • активизация интереса учащихся к занятиям физической культурой;

  • высокий уровень сплочённости детского коллектива;

  • активное участие родителей в делах класса;

  • способность выпускника начальной школы соблюдать правила здорового образа жизни.

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи программы:

1-й год (1 класс)- знакомство с основными понятиями и представлениями.

  • сформировать смысловое представление об основных понятиях здоровьесбережения;

  • создать элементарное представление об основных понятиях здорового образа жизни;

  • создать условия для формирования полезных привычек

  • добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения;

  • привлечь родителей и актив класса к реализации данной программы.

2-й год (2 класс)- этап углублённого изучения.

  • обеспечить условия для формирования ценности и культуры здоровья;

  • уточнить представления об элементарных правилах здоровьесбережения;

  • добиваться сознательного выполнения правил здоровьесбережения;

  • активизировать деятельность родителей и учащихся по реализации данной программы.

3-й год(3 класс)- этап закрепления знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

  • добиваться автоматизма выполнения правил здоровьесбережения;

  • обеспечить использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств;

  • создать условия для воспитания потребности в здоровом образе жизни.

Участники программы: учащиеся, классный руководитель, родители, педагоги, работающие в классе, школьный фельдшер, стоматолог.

Формы работы.

Реализация поставленных целей и задач происходит через проведение внеклассных мероприятий, часов общения, экскурсий, в проведении которых используются разнообразные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

  • Проведение творческих конкурсов ( стихов, рисунков, поделок, фотоколлажей, сказок).

  • Часы общения «Твоё здоровье». Тематика занятий разработана для 1,2, 3 класса. Например, в 1 классе «Советы Доктора Воды», «В гости к королеве Зубной щётке», во 2 классе – «Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно!», «Кем я хочу быть». В 3 классе – «Телевизор и компьютер. Друзья или враги?»

  • «Клуб интересных встреч» предполагает встречи с врачом – стоматологом «Береги зубы!», инспектором ГИБДД «Внимание, дети!», психологом «Умей сдерживать себя» и другие полезные встречи со специалистами.

  • Работа кружкового объединения «Уроки здоровья». Основное содержание занятий разработано для 1,2,3 классов и носит практический характер. Например, «Осанка – стройная спина», освоение комплекса упражнений, физкультминуток». «Умеем ли мы вежливо общаться», разучивание сценок, ситуаций из жизни.

  • Создание творческих проектов (проектная деятельность). В современной школе широко применяется проектный метод. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. Проекты «Я и мое имя», «Моя семья», современное издание Азбука и многое другое.

  • Организация экскурсий: «По безопасному маршруту», «Здесь работает моя мама» и другие.

  • Проведение праздников здоровья: «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты!»

  • Дни здоровья: походы, поездки на природу совместно с родителями.

  • Родительские собрания и консультативные встречи с родителями. Главная задача - сформировать здоровый досуг семьи.

Тематика родительских собраний разнообразна по классам:

1 год (1 класс). Здоровье ребёнка - основа успешности в обучении (проблемная лекция).

2 год (2 класс). Путь к здоровью (собрание - калейдоскоп).

3 год (3 класс) Половое воспитание детей младшего школьного возраста.

Реализация данной воспитательной программы сопровождается проведением диагностик, отслеживающим здоровье детей, уровень сформированности навыков здорового образа жизни.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы, одним из положений которого является выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Внедрение воспитательной программы «Школа здоровья» способствует выполнению этого социального заказа.

Список литературы.

  1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.- М.: Вако, 2004.

  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания.- М.: Вако, 2005.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.- М.: Вако, 2004.

  4. Кучма В.Р. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни./ Вестник образования.-2004.-№ 18.

  5. Матейчик З. Родители и дети. М., «Просвещение», 1992.

  6. Насонова Е.Б. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное поведение школьника. Киев, 1990.

  7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья.- М.: Вако, 2004.

  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии.- М.: Вако, 2004.

infourok.ru

Статья «Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности и воспитательных технологий

ЗАЧЕТНЫЙ ПРОЕКТ

слушателя курсов повышения квалификации

педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ,

по дополнительной профессиональной образовательной программе

«Реализация требований ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

25января - 16марта 2017 г. (36 часов)

по теме: «Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности»

Выполнила:

Смолякова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

МКОУ «Добринская СОШ»

Научный руководитель:

доцент каф. ФК ОБЖ и ВТ, к.п.н.

Неделина С.В.

г. Воронеж 2017

контактные данные исполнителя

Фамилия Имя Отчество (полностью): Смолякова Светлана Владимировна

Должность, место работы (полное название): учитель начальных классов МКОУ «Добринская СОШ»

Квалификационная категория: первая

Стаж работы в должности 23 года общий педагогический стаж 23 года

Адрес ОО, телефон, адрес сайта ОО, e-mail ОО

Воронежская область, Лискинский район, село Добрино, улица Придорожная,7

8(47391) 92-2-67, [email protected],

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1352.9bNS_j-DWM6zSzF0Vyspc5sjTRh_TNPJ4WCqhekmO5M0p8JaclXfpzLENu5SqmWU2Vag0AkNZgfw-GM7QrxpZ1nggmBGNzxJK-CYmXsfIsx2DIZO-pVx5QUhLcI34zUO.e9be8cd9ceb22a935eef63fc97802631cdd5562a&

Личный телефон и e-mail (обязательно)8-920-457-78-65

[email protected]

«Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности»

Смолякова Светлана Владимировна

Стр.

Вступление

3

  1. Использование игры как инструмента оптимизации двигательной активности младших школьников.

4

  1. Правильное питание ребенка – основа здорового образа жизни.

7

  1. Работа по профилактике заболеваний и вредных привычек.

8

  1. Работа с родителями по профилактике ЗОЖ в семье.

9

Заключение

10

Литература

14

Приложение 1.

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячки»

15

Введение

Важнейшей задачей современного образования является разработка эффективных мер, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.

В эпоху компьютерных и информационных технологий идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей РФ. Здоровье зависит от ряда различных факторов – это экологические проблемы, социальное окружение, биологическая наследственность, а также усилия школы и семьи. Президентская инициатива «Наша новая школа», Концепция демографической политики РФ на период до 2020 года ставят задачу формирования здорового образа жизни у детей.

По требованиям ФГОС нового поколения в образовательных учреждениях должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Для достижения этой задачи необходимо создать условия, научить способам сохранения собственного здоровья, формировать поведение с ориентацией на здоровый образ жизни. Формирование здорового образа жизни невозможно без активного участия в этом процессе педагогов, персонала образовательного учреждения, а также непосредственного участия родителей. Успех работы по привитию здорового образа жизни заключается в слаженности работы трех факторов: ребенок – семья – педагог. Поэтому роль и значение семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.

infourok.ru

"Формирование навыков здорового образа жизни у школьников" | Пчёлка

В Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования поставлены задачи воспитания у учащихся ценностного и бережного отношения к собственному здоровью, сохранения его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни. Овладения технологиями оздоровительных систем.

В стране в последнее десятилетие наблюдается устойчивое ухудшение состояния здоровья учащихся. У учащихся не сформировано ценностное отношение к собственному здоровью, большинство из них имеет низкий уровень знаний по проблеме здоровьесбережения, не владеет элементарными умениями и навыками по сохранению собственного здоровья.

В настоящее время в России активно происходит процесс модернизации системы образования, ориентиро­ванный на вхождение в мировое образовательное про­странство. В связи с этим в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса происходят существенные изменения.

Важнейшей составляющей педагогического процес­са становится гуманистическое, личностно ориентированное взаимодействие учителя с учеником.

  • активно происходит интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро — и макросоциума;

  • увеличивается роль науки в создании педагогиче­ских технологий;

  • традиционные способы информации (устная и письменная речь, теле­фонная и радиосвязь) дополняют компьютерные средства обучения,

ис­пользование телекоммуникационных сетей глобального масштаба;

В Концепции модернизации российского образования сегодня отмечается, что «школа должна стать важнейшим фактором гу­манизации общественно-экономических отношений, формирования новых жиз­ненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно об­разованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоя­тельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильно­стью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответст­венности за судьбу родины».

Главной задачей российской образовательной политики сегодня является обеспечение современного качества образования на основе сохране­ния его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным по­требностям личности, общества и государства.

Сегодня молодое поколение нашей страны переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние уста­ревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Пере­ход на новые позиции воспитания еще не состоялся, но отказ от старых тради­ционных способов уже произведен.

Проблемы сегодняшней школы настолько важны и многообразны, что по­рой кажутся неразрешимыми. И одна из них — как сохранить целостность учеб­но-воспитательного процесса, воспитать Человека. Миссия школы: «через развитие потенциальных возможностей учащихся способствовать становлению устойчивой, деятельной, творческой личности, несущей ответственность за себя, за свою семью, своё государство».

Цель профессиональной деятельности: cоздание условий для компетентностного развития образовательного процесса через развитие коммуникативной компетентности.

Поэтому считаю важным развитие коммуникативной компетентности, осуществлённое в ходе реализации Программы развития, позволит выйти на новый, современный уровень развития личности обучающихся:

    1. осознание ценности физического здоровья личности в обществе и воспитание стереотипа здорового образа жизни;

    2. развитие коммуникативного опыта через овладение информационной компетентностью посредством глубокого изучения информационных технологий.

На основе анализа целью моей педагогической деятельности является привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом, раскрытие творческих сил, не проявившихся возможностей.

Поэтому ставлю перед собой главные задачи:

  • укрепить здоровье и разностороннее физическое развитие;

  • обучить и совершенствовать важным двигательным умениям и навыкам;

  • воспитать моральные и волевые качества, навыки правильного поведения, интереса, потребности и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

  • ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ.

Для формирования ключевых компетенций, изменения роли обучающегося в учебном процессе из пассивного слушателя в активного участника учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеурочной деятельности использую следующие современные технологии:

  • информационно-коммуникационные, формирующие ключевые компетентности, придающие обучению естественный характер, делающие школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого;

  • технология компетентностно — ориентированного обучения (метод проектного обучения, исследование и т.д.) помогает в поиске своего места в социуме, в правильном выборе будущей профессии;

  • здоровьесберегающие — традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, я, также как и каждый профессионально подготовленный педагог, не могу бесстрастно относиться к неблагополучному и ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников.

Поэтому, на сегодняшний день стали необходимы и востребованы здоровьесберегающие образовательные технологии. Здоровьесбережение выступает в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Участие в педагогическом проекте « Быть здоровым с детства!», проведение открытого урока по теме: «Здоров будешь, всё добудешь!».

  • медиатехнологии – интенсификация учебного процесса, развитие способности обучающихся к восприятию и использованию информации. Работа с презентациями, в группах, парах, поиск информации в интернете. На уроках обучающиеся умеют воспринимать, оценивать и использовать информацию. Создана серия презентаций по разделам предмета.

Современный школьник знаком с компьютером далеко до начала обучения. Переступая порог школы, дети приносят с собой электронные игры, обмениваются друг с другом. Не умея читать, многие первоклассники легко ориентируются в компьютерном пространстве, создают минипрезентации. Не воспользоваться этими навыками просто грешно. Тем более, что во многих школах информатика как предмет введена уже в начальной школе. Применение учебных электронных изданий по физической культуре, ресурсов сети Интернет, разработка презентаций к урокам физической культуры, лекций-презентаций, тестовых заданий, программ для самообучения учащихся и самоконтроля, осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК – один из самых результативных на сегодняшний день способов заинтересовать школьников творческой деятельностью.

На уроках физической культуры применяю презентации, созданные самостоятельно и отправленные публикации в материалах фестиваля педагогических идей «Открытый урок» «Забытые старые русские игры». Сборник игр по развитию коммуникативной компетентности «Моя педагогическая находка».

Игра — всем известно, что через игру можно активизировать процесс непроизвольного запоминания, повышение интереса к спортивной деятельности, углублению познания через эмоции. Еще К.Д.Ушинский говорил, что в игре «формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля… не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу».

В начальных классах использую сюжетно-игровые уроки. «Путешествие в страну баскетболию», «Путешествие по временам года». Эти уроки повышают интерес учеников к занятиям, позволяют детям понять и освоить требуемые двигательные действия, способствуют развитию воображения, интуиции, творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, содействуют гармоничному развитию личности ребенка. Различные игры являются главной формой деятельности детей и основным средством развития их физических и психических качеств. Упражнения, предусмотренные учебной программой для освоения элементов легкой атлетики (прыжки в высоту, в длину, прыжки из круга в круг и пр.). Можно имитировать, как срывание яблок в саду, доставание в прыжке веток деревьев или летящего воздушного шарика и т.д. Метание малого мяча с места и с разбега в горизонтальную и вертикальную цель. Можно имитировать метание гранаты во вражеский дот, бросать снежки, штурмуя снежную крепость и т.д. Разработанные мной сюжетные игры, я применяю на уроках с 3 — 4 класса во вводной части, и частично в основных частях урока. Иногда весь урок состоит из сюжетной игры. Игры и спортивно- массовые мероприятия являются одним из самых любимых занятий детей. Так как они развивают силу, выносливость, сообразительность, смекалку, ловкость, вырабатывают волю к победе.

В учебном процессе немаловажную роль играют и средства обучения. Широко использую мелкий спортивный инвентарь. Это скакалки, мячи, гимнастические палки. Когда ученики имеют под рукой необходимый минимум мелкого инвентаря, это делает урок мобильным, увлекательным и занимательным. На практике убедилась, что применение скакалки на уроках физической культуры позволяет значительно повысить уровень развития быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, координации движений. Использую скакалку при проведении общеразвивающих упражнений, в комплексах круговой тренировки, подвижных играх и эстафетах. Скакалка помогает увеличить объем двигательной активности учащихся с одновременным повышением интенсивности занятий. Формирование координационных способностей невозможно без развития силы, быстроты, выносливости, гибкости.

В своей работе я стараюсь использовать нетрадиционные формы обучения.

Это сюжетно — игровые уроки, уроки круговой тренировки, урок с использованием карточек, комбинированные уроки, в которых сочетаются элементы легкой атлетики, баскетбола и гимнастики, использую музыкальное сопровождение. Систематическое применение образовательных технологий, правильная разработка содержания образования и планомерное использование средств обучения дает неплохие результаты в образовательном процессе и повышает уровень физической подготовленности учащихся и уровень заинтересованности к учебному предмету по физической культуре.

Особенностью работы в старших классах является разделение классов на группы юношей и девушек. Поскольку я работаю с девушками, хотелось остановиться на этом подробнее. Все 10-е классы по уровню физической подготовленности разные. Работая в 5,7, 10 классах не зависимо от уровня подготовленности, стремлюсь повысить интерес к предмету. Коммуникативные компетенции помогают более подготовленным детям проводить разминку, анализировать деятельность сверстников и свои успехи. Коммуникативные компетенции сделали детей внимательнее друг к другу, повысили интерес к успехам школы на различных соревнованиях. Для девушек я рекомендую упражнение, способствующие поддержанию красивой, правильной осанки – это упражнение ритмической, художественной гимнастики, танцевальные упражнения. На уроках основное внимание уделяю самостоятельной работе: в парах, в группах. При оценке успеваемости отдаю предпочтение качественным критериям: степени владения программным материалам, включающим теоретические и методические знания, уровень технико–тактического мастерства, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Девушек поощряю за систематичность и регулярность занятий, умения самостоятельно заниматься, вести здоровый образ жизни. В старших классах провожу нестандартные уроки: уроки — викторины, уроки – турниры, уроки – игры, урок – олимпиада.

Одним из важных требований к уроку является установление межпредметных связей. Межпредметные связи обогащают урок, делают его более полноценным. На своих уроках стараюсь дать как можно большему числу учащихся не только умственную нагрузку (уроки с элементами русского языка, физики, биологии, истории), но и вспомогательную, обслуживающую (подготовка технических средств, плакатов, схем, инвентаря и оборудования). Использование межпредметных связей на уроках физической культуры меняет характер объяснения учителем нового материала, помогает учащимся глубже понять его, осознанно использовать полученные знания.

Происходит формирование адекватного отношения к явлениям реальной действительности, осознанное отношение к своему здоровью (снижение количества заболеваемости среди учащихся, рост числа участников образовательного процесса занимающихся спортом), проявление гражданской позиции по отношению к природе и окружающей среде, повышается коммуникативная компетенция, дающая каждому уверенность в своих силах, уверенность в правильности выбора образа жизни.

Результатами своей работы считаю высокие показатели в городских соревнованиях. Результаты абсолютной и качественной успеваемости за три года обучения повышаются. Урочную форму работы дополняют спортивные мероприятия проводимые в школе и городе. Школьные соревнования проводятся по утвержденному плану внутри школьных соревнований, который составляется учителями физической культуры на МО и утверждается директором школы.

Особое внимание уделяю группе детей с ослабленным здоровьем.

Начиная работу в учебном году, я знакомлюсь с картами здоровья классов и результатами медицинского осмотра. Эту работу провожу совместно с фельдшером школы. Это позволяет правильно определить физические возможности детей, исходя из состояния их здоровья. С каждым годом мы вынуждены констатировать факты ухудшения состояния здоровья детей.

Это проблема не только отдельной школы — мы принимаем в школу детей первоклассников с целым букетом диагнозов. Поэтому я считаю необходимым обязательное контрольное тестирование в начале и в конце учебного года.

На основе анализа планирую и включаю в уроки упражнения, направленные на развитие быстроты, прыгучести и выносливости. В начале каждого раздела программы знакомлю детей с техникой безопасности, самоконтроле, страховке и самостраховке, провожу презентацию по видам спорта.

Я считаю, что очень важно дать ребёнку шанс почувствовать себя сильным, физически полноценным человеком. Спортивная работа – это и подготовка к участию в городских соревнованиях школьников.

Для меня как педагога важно постоянно повышать свой методический и профессиональный уровень. Постоянно изучаю методические разработки, способствующие моему саморазвитию, обращаюсь к философским мыслям педагогов-новаторов, пополняю свою методическую копилку.

Подводя итог своей деятельности.

Хочется сказать, что мне предстоит долгая и тщательная работа поиска новых путей достижения цели в обучении, воспитании и развитии учащихся. Для меня главной задачей является то, чтобы мои занятия были предельно эффективными по содержанию, для этого использую творческий подход к каждому уроку и внеклассному мероприятию. Воспитывая и развивая у детей интерес к физической культуре, желание заниматься спортом. Как говорил Н. Амосов: «Здоровье человека можно поднять с самого низкого уровня. Чтобы быть здоровым — нужны собственные усилия — постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

beestudy.ru

Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников.

Опубликовано 12.05.2012 - 21:30 - Грищенко Татьяна Викторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ТРОПАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Тема: «Формирование  навыков  здорового  образа  жизни  у  младших  школьников».

                                   

Из опыта работы учителя начальных классов

                                                      Грищенко Татьяны Викторовны

2012

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

         Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время- важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве формируется здоровье взрослого человека. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.

Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди- огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река- это образ жизни и наша задача- научить каждого ребёнка безопасному плаванию  по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью?Прежде всего- семья и родители, затем – школа и учитель.

Как учитель начальных классов несколько лет занимаюсь проблемами сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

 С чего я начала?   Была составлена программа «Азбука здоровья». В системной последовательности приобщение к проблеме здоровья выглядело так:

   * признание ответственности за неблагополучие состояния здоровья  учащихся;

   * овладение необходимыми здоровьесберегающими образовательными  технологиями;

   * изучение научно-методической литературы по данной проблеме;

   * реализация полученной подготовки на практике в тесном взаимодействии   с   учащимися и их родителями.

Главная цель программы – формирование ответственности у самого ребёнка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.

Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье. Поэтому работу стараюсь, вести по системе, которая включает  занятия по программе «Азбука здоровья»

ЗДОРОВЬЕ – ВСЕМУ ГОЛОВА

               Здоровье-это ведь не пилюля, которую можно проглотить  

               с тем, чтобы потом ни о чём больше не беспокоиться.    

               Пусть  для моих тяжёлых на подъём современников это          

               прозвучит  чересчур строго, но здоровье- это та

               вершина, которую  каждый должен преодолевать сам.

                                                                                           В. Шененберг

Здоровье –это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Во время стартовой беседы я предлагаю учащимся подумать над тем, что такое здоровье и как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми? Дети продумывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.

Предлагаю учащимся начать путешествие в Страну Здоровья, которое продолжается в течение четырёх лет.

Эффективность  процесса воспитания во многом зависит от использования  форм и методов, развивающих познавательную активность. Занятия  наполняю игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Введение игры в занятия позволяет сохранить специфику младшего  школьного возраста.

Один из сложных и в то же время важный метод, активизирующий практическую и познавательную активность – эксперимент. Начиная опыт, в течение некоторого времени ведём наблюдение, а затем анализируем полученные результаты. Такая работа увлекает ребят. Так. например, на занятии по теме «Тайны здоровья ног» -проверяли каждый у себя есть ли плоскостопие, по теме «Секреты хорошего зрения» определяли наименьшее расстояние зрения.

С основными правилами укрепления здоровья – постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность –ученики знакомятся уже на первых занятиях по темам «Если хочешь быть здоров- закаляйся», «Твои успехи в укреплении здоровья» и др.

 Неоднократно, на занятиях «Движение –это жизнь», «Здоровье- твоих рук»,

«Отдыхать нужно уметь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья. Так как вследствие неравномерности детского развития разным ученикам требуется разное время для осознания любого из вопросов, то возможность повторения позволяет досконально разобраться  по многим вопросам.

  Уточнить и расширить знания и представления о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека, воспитать разумный взгляд на состояние своего организма, привить навыки систематического самоконтроля, показать красоту физического, нравственного, психического совершенства, развивать осознанное стремление к его достижению – таковы цели  моих занятий с учащимися.

   Наиболее результативными  были такие активные методы воспитания, как работы в парах, группах, практическая деятельность, обсуждение ситуаций ,проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, дискуссий.

Работая в группах, учащиеся готовят сообщения, плакаты, ситуации для обсуждения, игры. Так, при проведении игры «Предметы» учащиеся из лежащих на столе предметов выбирают один и рассказывают, для чего нужен предмет, как он облегчает труд человека, представляет ли опасность, где нужно его хранить, как безопасно обращаться с ним, можно ли им пользоваться без разрешения родителей.

Более прочному формированию умений и навыков здорового образа жизни способствует ведение учащимися «Дневника здоровья».

Содержание каждой темы предполагает выполнение разнообразных видов работ: составление и запись различных правил, упражнений для глаз, рисование, сбор интересных сведений и т.д.

 Проконтролировать степень усвоения тех или иных знаний, умений и навыков мне помогает анкетирование и тестирование, которое провожу среди учащихся и их родителей.

 Уже к  3-4 классам  у учащихся вкладывают в понятие здорового образа жизни нечто большее, чем просто отсутствие недомогания или каких-либо жалоб на здоровье.

 Основными компонентами здорового образа жизни учащиеся в этом возрасте указывают отказ от курения, необходимость занятий физкультурой и спортом, правильную организацию питания.

ЗАБОТА О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ

                                Если человек сам следит за своим здоровьем,  

                                то трудно найти врача, который знал бы лучше

                                полезное для его здоровья, чем он сам.

                                                                                               Сократ

Каждый из нас тысячами нитей связан с другими людьми. Чьи-то взгляды, улыбки или насмешки, добрые и грубые слова – это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье.

Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», мы оказываем существенное влияние на становление физического и психического здоровья. На занятиях стараюсь  расширить представления учащихся о стрессах, научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях.

 На занятии «Всё о конфликтах и стрессах»  ребята научились правильно давать самооценку своим поступкам и действиям, отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от того поведения, которое вредит здоровью человека. На примере сказок и сказочных героев разбираем ситуации, соотносим действия и поступки героев и свои собственные.

На занятиях широко использую  материал из рубрики «Интересно знать»,которые предполагают совместную работу детей и родителей. Родители помогают детям найти пословицы, высказывания, объясняют смысл каких-то выражений, составляют перечень лекарств, которые должны быть в домашней аптечке и др.

В «Дневник здоровья» учащиеся записывают свои показания пульса при различных видах деятельности, показания частоты дыхания, заполняют различные таблицы об организации своего питания, рисуют рисунки, плакаты, записывают свой режим дня.

На практических занятиях мы с учащимися разучивали физические упражнения для деятельности сердца, упражнения для снятия стресса, упражнения по измерению ловкости, быстроты, гибкости и выносливости.

            Медицинский работник школы помогает организовать занятия по оказанию первой помощи при кровотечениях, порезах, ранениях, при обмороке и др.

             Проведённая работа позволяет помочь детям задуматься о ценностях и охраны своего здоровья .

СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

               ( ДВИЖЕНИЕ- ОСНОВА ЖИЗНИ)

                      Ничто так не истощает и не разрушает человека, как

                          продолжительное физическое бездействие.

                                                                                    Аристотель

Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура-  просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.

При дефиците движений здоровье человека ухудшается .У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. Поэтому, главное, что я стараюсь привить детям-  потребность в движении.

Объясняю учащимся, что во время физической нагрузки наши мышцы работают напряженней, поэтому им нужно больше кислорода. Сердце, которое работает бесперебойно, вынуждено перекачивать кровь сильнее и быстрее, чтобы доставить больше кислорода мышцам. Убеждаю учащихся, что если они будут ежедневно заниматься утренней зарядкой, их сердце станет сильнее.

Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих учеников?

Утренняя гимнастика дома.

Утренняя зарядка перед началом уроков.

Гимнастика способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, а также имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.

Более результативны комплексы гимнастики, составленные с учётом интересов детей: ритмическая гимнастика, дыхательная, игры-соревнования.

Гимнастика до занятий компенсирует 10% суточного объёма двигательной активности детей, способствует хорошей организации начала учебного дня, и в этом заключается её         большое организующее значение.

Физкультпаузы

Использование этой формы оздоровительной работы диктуется практической необходимостью дать детям кратковременный отдых во время занятий, связанных с большим умственным напряжением и однообразным  положением тела. Хороши экспромты, их разновидности многочисленны и разнообразны. Например, «Оркестр»: дети имитируют игру на своём мнимом  музыкальном инструменте. В целях профилактики улучшения зрения использую упражнения для глаз. Для развития мелкой моторики использую гимнастику для рук, коррекционные минутки с мелкими предметами (горох, фасоль, орехи)

Материал для физкультминуток помогают разнообразить сами дети, поэтому он постоянно обновляется и по содержанию и по способу подачи.

Динамические  перемены

Перемена - значит отдых! Значит можно делать всё, что любишь, то, от чего легко и радостно. Мячи, скакалки, игры –всё идёт в ход.

Цель и смыл динамической перемены –создать условия для возможно более содержательной и эмоционально привлекательной деятельности по интересам, направлять и разнообразить её не подавляя инициативы детей.

Динамические перемены провожу в  игровой форме, под музыку. Моим ученикам они очень нравятся.

Уроки физкультуры

Какой другой урок приносит детям столько радости, как физкультура? На каком ещё уроке так бурно и естественно проявляется скрытая в каждом ребёнке энергия?  Какой учебный предмет разовьёт заложенные в нас природой гибкость, ловкость, силу, чувство ритма и другие физические способности, необходимые не только для двигательной деятельности, но и для разностороннего развития!.

Физкультура- настоящая школа здоровья. Поэтому стараюсь на уроках давать место заданиям, которые можно выполнять по-разному: скакать со скакалкой, кто как умеет, передвигаться кто как умеет, стараясь не повторять движение, которое делают другие дети, придумывать новые варианты знакомых игр. Полюбились моим ученикам игровые и сюжетные уроки физкультуры «Цирк», уроки-импровизации, внеклассные мероприятия по физкультуре ( Дни здоровья, конкурсы, викторины, выставки рисунков «Я выбираю здоровье» и т.д.)

Обращаю особое внимание на содержание и организацию уроков физкультуры, нацеленных не на сдачу нормативов, а на формирование культуры физического здоровья, привития интереса к занятиям физкультурой , создание условий для занятий физкультурой во внеурочное время.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

                                             Ваша пища должна быть лекарством,

                                              а ваше лекарство  должно быть пищей.

                                                                                          Гиппократ

Современные исследования  показали, что потребление пищи, богатой жирами и рафинированным сахаром, значительно увеличивает риск возникновения  сердечно- сосудистых заболеваний, сахарного диабета, кариеса, ожирения. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные позиции еды и редкое питание . Частота приёма пищи – немаловажный фактор профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.

Поэтому  один из важных компонентов в системе физического развития школьников –организация правильного и рационального питания.

Основная цель в данном направлении – уточнить и расширить знания и представления учащихся о питании человека, полученные ими на занятиях; сформировать представления об основах рационального питания, обеспечивающего сохранность здоровья; оказать детям помощь в правильном выборе здоровой пищи, предупреждать пищевые отравления и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Вот уже несколько лет я веду курс «Разговор о правильном питании», разработанный специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования. Это увлекательный курс, который хорошо воспринимается детьми. Это видно по их реакции, ответам, даже по рисункам. При изучении тем «Где скрываются жиры», «Сахар- вкусно и полезно?» проводились исследования. Для того, чтобы детям было интересно, на занятиях появлялись разные персонажи

( Сковородкин, Доктор Витаминкин, Айболит и др.). Эти персонажи задавали вопросы, давали советы, задания, присылали письма, оценивали знания детей.

На практических занятиях ученики обучаются правилам этикета, простейшим приёмам приготовления пищи, украшения блюд, учатся сервировать стол. Раскрывая тему этикета, я ввожу ребят в сложнейший мир многообразных человеческих отношений, во внутренний мир самого ребёнка, обогащая их социально-нравственный опыт, готовлю к жизни в обществе.

 При изучении данного курса привлекаю родителей. Например, продумать домашний рацион  на неделю вперёд. Известно, что правильный рацион питания тесно связан со здоровым образом жизни.

 В процессе изучения курса «Разговор о правильном питании» ученики получили знания:

* о значении питания для роста и развития организма, для здоровья;

* о составных элементах пищи: белках, жирах, углеводах;

*о том, что пища должна быть разнообразной;

* о питательных и целебных свойствах наиболее распространенных продуктов;

* о пользе свежих овощей и фруктов ля здорового питания как источников витаминов и минеральных веществ;

* о последствиях приёма загрязненных нитратами и радионуклидами продуктов;

* о правильном распределении рациона между приёмами пищи;

* о вреде переедания и недоедания;

* о традициях русской кухни и особенностях других национальных кухонь.

Дети научились:

различать полезную и не очень полезную пищу, выбирать для питания полезную пищу;

ограничивать себя в употреблении неполезных для здоровья продуктов, жирной пищи, сладостей, солений, пищи богатой холестерином и т.д.;

разнообразить свой рацион;

предотвращать отравления некачественной пищей и оказывать первую помощь при отравлениях;

проводить профилактику желудочно-кишечных заболеваний;

выполнять гигиенические правила приёма пищи;

поддерживать режим питания;

выполнять правила культурного и безопасного поведения за столом;

безопасно обращаться со столовыми приборами при приготовлении пищи.

Как показала практика, этот курс способствует воспитанию и формированию у детей основ культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Начинать воспитание негативного отношения к вредным привычкам, я считаю, необходимо с раннего возраста.

Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям.

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является залогом успешной работы. Обсудив  проблему «вредных привычек» на одном из родительских собраний, я обозначила мероприятия, через которые буду вести работу по профилактике вредных привычек.

В темы занятий были включены следующие вопросы: внешний вид курильщика, сколько живёт курильщик, почему не курят спортсмены. Провела  встречу  со своим сыном, который является мастером спорта по самбо и джиу-джитсу. Он провёл беседы «Дружи  со  спортом», «Можно  ли  самому  «творить свое  здоровье»». Провел  мастер-класс по  борьбе  самбо.                             Ребята задавали множество вопросов.

А затем проявили свою инициативу предложив провести антирекламу табака и алкоголя.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ

                                    Чтобы воспитать хорошего человека, надо  

                                    ежедневно в течение многих лет давать

                                     ребёнку  уроки здоровья, мудрости, любви

                                     и  труда.

                                                     Древневосточная мудрость

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост-  здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Одно из важнейших условий здорового образа жизни- создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.

Второе условие- тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.

Третье условие- повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.

Поэтому всю работу по формированию  у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.

Вместе с детьми и родителями мы проводим спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я –спортивная семья», «Весёлые старты».

Организован лекторий для родителей по теме «Здоровый образ жизни» (где проводятся встречи с врачами, психологами, педагогами, спортсменами).

Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку спортивные игры и состязания.

Весёлая атмосфера на праздниках способствует пробуждению у них интереса к общения со своими детьми.

Родители моих учеников- хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни. О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении спортивных праздников, игр, туристических походов на природу.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Дети, имеющие в младшем школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого - педагогической помощи имеют ряд проблем.

С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуацию успеха, вовлекаю в коллективную деятельность.

Родителям советую вовлекать детей в значимые семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.

Что же влияет на психическое здоровье детей в семье?

чрезмерная загруженность родителей;

дисгармония семейных отношений;

особенности психотравмирующих событий, происходящих в семье.

Чтобы дети выросли психически здоровыми, отношения с ребёнком должны основываться на умении любить, поддерживать, прощать.

 Поддерживать –значит верить в ребёнка.

Прощать –значит выражать свой осуждение по поводу поступка, но при этом не отказывать в любви.

Работу в данном направлении веду в тесном контакте с педагогом- психологом, который умело подсказывает, что необходимо делать, чтобы дети росли психически здоровыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая по программе» Азбука здоровья», мои ученики осознали :

необходимость быть здоровым;

здоровье –категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;

каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;

каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его, избрав здоровый образ жизни.

Правильная организация внеклассной и внешкольной оздоровительной работы  даёт свои положительные результаты.

По итогам комплексной оценки состояния здоровья учащихся на основании медицинского обследования отмечается улучшения состояния здоровья детей, не отмечается в классе нарушения осанки, снизилось количество инфекционных и вирусных заболеваний среди детей.

Установлено снижение пропусков учебных занятий по болезни.

У группы учащихся, занимавшихся с педагогом-психологом, наметилось улучшение в установлении межличностных отношений со сверстниками.

Все учащиеся класса посещают кружок «БОС- Здоровье» (дыхательная гимнастика).

Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физкультпаузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика и др.) улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям удовлетворить свои потребности в движении, снять  эмоциональное напряжение.

Спортивно-оздоровительные праздники «Папа, мама , я- здоровая семья»,  «Весёлые старты» , Дни Здоровья («Зимний разгуляй») –все эти мероприятия повысили роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни и способствовали укреплению здоровья.

Таким образом, работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя- воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.

nsportal.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность