НОВОСТИ |
Условия и образ жизни. Здоровый образ жизни как условие активной жизнедеятельности человекаЗдоровый образ жизни — необходимое условие безопасности жизнедеятельностиВ работе показано, что для сохранения и укрепления здоровья, для безопасной жизнедеятельности важно включать в свой образ жизни максимальное количество компонентов. Применяя факторы здоровья и безопасного поведения, необходимо привести их в оптимальное соответствие, т.к. каждый из этих факторов учитывает роль и место всех остальных в жизни данного человека. Для сохранения здоровья взаимодействие человека с окружающей средой должно соответствовать определенным требованиям. Система жизни, в достаточной степени удовлетворяющая этим требованиям, получила название здорового образа жизни [1,2]. Здоровый образ жизни – необходимое условие безопасной жизнедеятельности человека. Только при разумном подходе к своему поведению и привычкам возможно физическое, духовное и социальное благополучие [3,4]. В настоящее время усложняются социальные взаимоотношения между людьми. Возрастает темп жизни, сокращаются сроки «износа» зданий, техники, «устаревают» некоторые профессии, убыстряется развитие науки, культуры. Все это предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его здоровью [5,6]. В связи с этим увеличивается значение социально-психологических, так называемых психогенных факторов, порождающих, прежде всего, невротические расстройства и патологию вегетативной нервной системы, особенно в тех случаях, когда человек оказывается в экстремальной или чрезвычайной ситуациях [7,8]. Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком новые проблемы, которые необходимо решать, и эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними [9,10]. Эта способность человека объясняется его психологической уравновешенностью, которая зависит от возможностей его организма приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, получило название «стресс». Канадский ученый Ганс Селье определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов. Действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Стресс – это важное, полезное и необходимое свойство организма, обеспечивающее приспособление к разнообразным условиям внешней среды и, следовательно, жизнеспособность. Однако при длительном действии вызвавшего стресс фактора наступают истощение жизненных сил организма, резкое снижение сопротивляемости, поломка ряда систем, что и приводит к болезням [11]. Природа предложила человеку надежный путь снятия стрессовых проявлений – движение. Неблагоприятные условия среды, эмоциональные реакции, связанные с острыми жизненными ситуациями, всегда требовали действия. Интенсивные мышечные нагрузки позволяют утилизировать, как бы «пережигать» гормоны стресса, очищая наше тело. Кроме того, движение стимулирует выработку в центральной нервной системе особых веществ – эндорфинов (их также называют «гормонами радости»), которые повышая эмоциональный и жизненный тонусы, увеличивают сопротивляемость организма, расширяют пределы его адаптивности. Поэтому можно сказать, что движение не только главный способ борьбы со стрессом, но и его профилактики, поскольку оно повышает устойчивость организма к действию стрессогенных факторов [12,13]. Важный фактор здорового образа жизни и эффективный способ укрепления здоровья - закаливание. Он практически не имеет противопоказаний и может быть рекомендован как физически крепким лицам, так и больным. Необходим только подбор оптимальной для каждого человека дозы закаливающего воздействия и режима закаливания. Кратковременное воздействие на организм холодной воды вызывает в нем мощную активизацию защитных сил. В ответ на него кожа розовеет благодаря работе капилляров, берущих на себя функции сердца, легких и почек одновременно. Прохладная вода снимает утомление и придает бодрость; теплая вода успокаивает и снижает возбуждение. После водных процедур полезно сделать массаж, активизирующий кровообращение в периферической кровеносной системе. Массаж – это лечебное и профилактическое средство. Он оказывает рефлекторное влияние на функцию внутренних органов, в результате чего ликвидируются застойные явления за счет ускорения кровотока и лимфотока (микроциркуляции), нормализуются обменные процессы, ускоряется регенерация тканей. Массаж в сочетании с лечебной гимнастикой увеличивает подвижность в суставах. Более сильного воздействия на кожу и соответственно закаливающего эффекта можно добиться с помощью бани с сухим и влажным паром. Банный жар как бы вытапливает, выжигает из организма все те шлаки, которые возникают в нем в результате распада белков и которые не до конца удаляются обычным способом. Вместе с потом из организма удаляются адреналин и норадреналин, дающие нервозность и раздражительность. Молочная кислота, накапливающаяся в мышцах и дающая чувство утомления, также хорошо удаляется в процессе воздействия на тело высокой температуры. Поэтому после бани человек чувствует себя расслабленным, умиротворенным и отдохнувшим. Именно поэтому баня прекрасно лечит депрессию и прогоняет душевную тоску. Существенное влияние на здоровье не только отдельного человека, но и всего населения в целом оказывает правильно организованное питание. Питание является нормальным, если пища отвечает в полной мере запросам организма, обеспечивает постоянство массы тела и способствует нормальной работе всех органов и систем организма. Каждому человеку следует стремиться правильно организовать режим своего питания. При этом рацион питания должен отвечать возрастным особенностям, а качественный состав пищи – в полной мере соответствовать химическому составу биологически активных веществ (ферментов) организма. Пища должна быть безвредной для организма, т.е. экологически чистой, не содержать болезнетворных микроорганизмов и токсических веществ, восполнять потребность организма в энергии, содержать все вещества, необходимые для роста и развития организма, быть разнообразной. Питание должно быть сбалансировано по содержанию различных пищевых веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды [14,15]. Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека [16]. Среди законов, принципов и правил экологии можно отметить те, которые непосредственно имеют отношение к здоровью человека, например:
В настоящее время во многих странах вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания) стали не только медицинской, но и серьезной социальной проблемой. Вредные привычки уносят 70% здоровья человека, являются основной причиной летальных исходов и снижения продолжительности жизни. Состояние человека, вызванное употреблением наркотиков и спиртных напитков, опасно такими серьезными последствиями, как травма, ДТП, утопление, обморожение, ограбление, заражение вензаболеваниями и т. д. Злоупотребляя алкоголем и наркотиками человек лишается важнейшего средства самозащиты — способности контролировать и реально оценивать происходящее. Курение табака – одна из самых распространенных вредных привычек, приводящая к серьезным нарушениям здоровья. Продолжительность жизни курильщиков на 7-15 лет меньше, чем некурящих. Курение уменьшает физическую силу, замедляет реакцию, ухудшает память, заметно снижает половую потенцию. У курильщиков чаще, чем у некурящих, рождается неполноценное потомство. Все это и позволяет говорить: «Курить – здоровью вредить» [3,12,17]. Согласно этому высказыванию, рациональная организация жизнедеятельности есть система жизни данного конкретного человека, которая с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах социального, профессионального, семейного и культурного бытия. Поэтому особенно важно организовать жизнедеятельность таким образом, чтобы она учитывала, с одной стороны, необходимость включения в нее всех компонентов здорового образа жизни, а с другой — личность данного человека во всем многообразии его гено- и фенотипических особенностей, социально-экономического, семейно-бытового и профессионального бытия [1,3,18]. Учет профессиональных факторов при формировании рациональной жизнедеятельности предполагает, что выполнение человеком своих профессиональных функций часто сопряжено:
Задачами рациональной организации жизнедеятельности в отношении профессионального статуса человека должны быть:
Учет социальных факторов предполагает, что данный человек является членом общества, принадлежит к определенной социальной группе и имеет ряд определенных социальных притязаний. Поэтому задачей рациональной организации его жизнедеятельности должно быть сохранение высокого уровня жизнеспособности человека в соответствии с его социальным статусом и уровнем объективно обоснованных социальных притязаний [18,20]. Особой заботы заслуживают школьники и студенты из неполных семей, т.к. ученые-педиатры, изучающие состояние их здоровья, заключают, что дети, имеющие одного родителя, значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. В таких семьях мать вынуждена, прежде всего, заниматься материальным обеспечением в ущерб вопросам воспитания и укрепления здоровья. В России неполные семьи являются одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки. Их права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов [21,22,23]. При характеристике здорового образа жизни было отмечено, что он включает в себя такие компоненты, как: психофизиологическая регуляция, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, тренировка иммунитета и закаливание, массаж, соблюдение принципов и правил экологии, отказ от вредных привычек, рациональная организация жизнедеятельности. Жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы, и создание комфортной искусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Опасности для человека вызывают его собственная жизнедеятельность, разрушение духовно-нравственных основ человеческого общества в условиях искусственного комфорта. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся условиях приводит к тяжелым последствиям. Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности — предупреждение и упреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является непременным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с положительными свойствами и результатами опасные и вредные факторы. При этом новому положительному результату, как правило, сопутствует новая потенциальная опасность или группа опасностей [5,9,18,24]. Решение проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для его высшей работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Исходя из этого, для сохранения и укрепления здоровья и для безопасной жизнедеятельности, необходимо включать в свой образ жизни все эти компоненты, причем необходимо привести их в оптимальное соответствие, предполагающее, что каждый из этих факторов учитывает роль и место всех остальных в жизни данного человека. novainfo.ru
uristinfo.net Условия и образ жизниВ последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения. Это не в последнюю очередь обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: искусство продлить жизнь – это искусство не укорачивать ее. Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Подтверждается это, в частности, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни. В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора – генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности. Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций. В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В установлении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т. д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т. д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей. Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни: 1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса. 2. В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал. 3. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей. 4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье. Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками: – индивидуально-типологическими наследственными факторами; – объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами; – конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность; – личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни. Достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т. п.). Попытки выделить доминирующий фактор и положить его в основу достижения здоровья предпринимаются давно. Так, Гиппократ в явлении «здорового образа жизни» специфическим элементом считал физическое здоровье человека (хотя и называл неправильное питание «матерью всех болезней»), Демокрит же в здоровом образе жизни приоритетным считал духовное начало. Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых «панацей» не в состоянии охватить все многообразие взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье. Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы. Указанные каналы обеспечения здоровой жизнедеятельности человека отличаются двумя важными особенностями: 1. Любое средство действует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо отдельную систему. Так, структурный аспект требует в своей реализации участия генетического аппарата всех клеток организма, ферментных систем, пищеварительной системы, дыхательного аппарата, терморегуляции и т. д. Такое же положение складывается и относительно двух остальных каналов обеспечения бытия человека. 2. Любое средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три канала. Так, пища несет в себе и структурный, и энергетический, и информационный потенциал; движение оказывается условием активизации пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные перестройки. Таким образом, уклад жизни человека должен учитывать сложность организации организма человека и многообразие его взаимоотношений с окружающей его средой, а сам человек должен определяться следующими характеристиками: – физическим состоянием, определяемым гомеостатическими показателями; – физическим развитием как процессом и результатом изменения в становлении естественных морфологических и функциональных свойств и параметрических характеристик организма в течение жизни; – физической подготовленностью как интегративным сложным компонентом физического совершенства человека; – психомоторикой как процессом, объединяющим, взаимосвязывающим психику с ее выражением – мышечным движением; – психическим состоянием – сложным и многообразным, относительно стойким явлением, повышающим или понижающим жизнедеятельность в сложившейся ситуации; – психологическими свойствами личности человека, его обликом как дееспособного члена общества, сознающего свою роль и ответственность в нем; – социальным образованием реальности как продукта общественного развития и как субъекта труда, общения и познания, детерминированного конкретно-историческими условиями жизни общества; – духовностью как «одним из самых главных заблуждений человечества – это отрыв от материального» (по Н. Рериху). Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: – оптимальный двигательный режим; – тренировку иммунитета и закаливание; – рациональное питание; – психофизиологическую регуляцию; – психосексуальную и половую культуру; – рациональный режим жизни; – отсутствие вредных привычек; – валеологическое самообразование. В последующих главах учебника будет дан анализ основных из указанных факторов. Здесь же необходимо остановиться на последнем из них – валеологическом самообразовании. Это обусловлено тем, что обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Показательно в этом отношении мнение Л. Н. Толстого, уделявшего много внимания здоровью: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни». Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого, человек, должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета – эта проблема и является важнейшей задачей валеологического образования и самообразования. Следующим этапом валеологического образования должно стать формирование определенной организации самосознания человека, ориентированного на понимание роли и места различных средств, методов и форм здорового образа жизни и на умение применить их в своей жизнедеятельности. При этом важно, что в каждом случае валеологическое образование становится элементом валеологической культуры именно данного человека, и здесь неприемлемы подходы массовой медицины, для которых свойственны всеобщие, единые нормы и рекомендации. С этих позиций под валеологической культурой следует понимать осознание человеком ценности здоровья в ряду жизненных приоритетов и определяющее его бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих людей. Формирование здорового образа жизни осуществляется через информацию, получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений, самочувствия и динамики объективных морфофункциональных показателей, их соотношения с имеющимися у него валеологическими знаниями. Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Вот почему, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного, так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, – постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консультациями (так как в этот период он постоянно испытывает дефицит знаний в различных аспектах обеспечения здорового образа жизни), указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т. п. Для формирования и осуществления здорового образа жизни может быть применима информационная система, плодотворно использующая и реализующая соответствующие системы физической культуры, медицины, кибернетики, физиологии, психологии, педагогики и т. д. и учитывающая основные особенности контингента и целей, условий и факторов, влияющих на валеологическую деятельность, организуемую и обеспечиваемую социальными и производственно-техническими, научно-информационными и коммуникационными инфраструктурами и т. п. Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения – важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду следующих биосоциальных критериев: 1. Оценку морфофункциональных показателей здоровья: – уровень физического развития; – уровень физической подготовленности. 2. Оценка состояния иммунитета: – количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода; – при наличии хронического заболевания – динамику его течения. 3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни: – эффективность профессиональной деятельности; – активность исполнения семейно-бытовых обязанностей; – широту и степень проявления социальных и личностных интересов. 4. Оценка уровня валеологических показателей: – степень сформированности установки на здоровый образ жизни; – уровень валеологических знаний; – уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья; – умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни. Суммируя данные об эффективности перехода к здоровому образу жизни, можно считать, что он: – положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат – уменьшает затраты на лечение; – способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной; – обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей; – является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех; – обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток; – позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха; – обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм. Следует отметить особую важность валеологического образования детей, которое является предпосылкой здорового начала будущих семей, способных родить, вырастить и воспитать последующие поколения людей с более совершенным генофондом и с устойчивой системой здоровых потребностей. Эффективность же валеологического образования детей, как показывает педагогическая практика, оказывается более высокой в связи с тем, что их нервная система более пластична, а существующие у них жизненные установки еще недостаточно прочны. Естественно, что это создает благоприятные возможности для воспитания у детей положительной мотивации на здоровье и ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. valeologija.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |