Активный образ жизни - путь к здоровью и совершенству. Здоровый образ жизни в первую очередь определяется активностью


Образ жизни - главный фактор здоровья

Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software http://www.foxitsoftware.comFor evaluation only.

по Общественному здоровью и здравоохранению

Раздел 6

Образ жизни - гла вный фактор здоровья

001.Среди факторов, определяющих здоровье населения, наибольшее влияние оказывает: а) организация медицинской помощи

б) окружающая среда

в) биологические факторы г) образ жизни

002.Составными компонентами образа жизни являются такие виды деятельности, как: а) социо-культурная

б) медицинская в) трудовая

г) бытовая

003.Процесс формирования здорового образа жизни включает: а) информирование населения о факторах риска

б) формирование убежденности в необходимости сохранении здоровья в) воспитание навыков здорового образа жизни

г) снижение показателя летальности

004.Медицинская активность - это деятельность, направленная на: а) увеличение рождаемости

б) снижение летальности

в) сохранение своего здоровья г) борьбу с абортами

д) сохранение здоровья окружающих 005.Медицинская активность может быть со знаком:

а) плюс ("+")

б) минус ("-")

006.Основными направлениями формирования здорового образа жизни являются: а) создание и активизация позитивных для здоровья факторов

б) уменьшение факторов риска для здоровья

007.Обязательным условием формирования здорового образа жизни является: а) рациональное индивидуальное поведение

б) осуществление общегосударственных мероприятий по созданию здоровых условий жизни

в) формирование установок на здоровье в обществе

008.Здоровый образ жизни в первую очередь определяется активностью: а) социо-культурной

б) медицинской в) трудовой

г) бытовой

009.Медицинская активность включает в себя:

а) своевременность обращения к врачу при заболевании б) повышение квалификации врачей

в) своевременность обращения к врачу для профилактического осмотра г) уровень медицинской грамотности населения

д) уровень профессиональной грамотности медицинских работников 010.Ведущими факторами риска возникновения и неблагоприятного течения сердечно- сосудистых заболеваний являются:

а) злоупотребление алкоголем б) низкая физическая активность в) пассивное курение

г) активное курение д) дефицит массы тела

е) избыточная масса тела

011.Ведущими факторами риска возникновения и неблагоприятного течения онкологических заболеваний являются:

а) злоупотребление алкоголем б) низкая физическая активность в) пассивное курение

г) активное курение д) дефицит массы тела

е) избыточная масса тела

012.Ведущими факторами риска возникновения и неблагоприятного течения болезней органов дыхания являются:

а) злоупотребление алкоголем б) низкая физическая активность в) пассивное курение

г) активное курение д) дефицит массы тела

е) избыточная масса тела

013.Ведущими факторами риска возникновения и неблагоприятного течения желудочно-кишечных заболеваний являются:

а) злоупотребление алкоголем б) низкая физическая активность в) пассивное курение

г) активное курение д) дефицит массы тела

е) избыточная масса тела

014.Ведущими факторами риска травматизма являются: а) злоупотребление алкоголем

б) низкая физическая активность в) пассивное курение

г) активное курение д) дефицит массы тела

е) избыточная масса тела

015.К факторам, влияющим на здоровье населения, относятся: а) микросоциальный климат

б) физическая активность

в) сбалансированное питание г) пассивное курение

д) активное курение

е) потребление алкоголя

016.К факторам, снижающим потенциал здоровья детей, относятся: а) психологический комфорт в семье

б) проведение закаливания в) аборты в анамнезе матери г) пассивное курение

д) активное курение

е) своевременность обращения к врачу женской консультации беременной женщины ж) рациональное питание

017.К факторам, снижающим потенциал здоровья женщин, относятся: а) психологический комфорт в семье

б) проведение закаливания в) аборты в анамнезе матери г) пассивное курение

д) активное курение

е) своевременность обращения к врачу женской консультации ж) рациональное питание

018.К факторам, снижающим потенциал здоровья взрослого населения, относятся:

а) психологический дискомфорт в семье и на работе б) проведение закаливания

в) аборты в анамнезе матери г) пассивное курение

д) активное курение

е) своевременность обращения к врачу женской консультации ж) рациональное питание

019.К факторам, повышающим потенциал здоровья детей, относятся: а) психологический комфорт в семье

б) проведение закаливания в) аборты в анамнезе матери г) пассивное курение

д) активное курение

е) своевременность обращения к врачу поликлиники ж) рациональное питание

020.К факторам, повышающим потенциал здоровья женщин, относятся: а) психологический комфорт в семье

б) проведение закаливания в) аборты в анамнезе матери г) пассивное курение

д) активное курение

е) своевременность обращения к врачу поликлиники ж) рациональное питание

021.К факторам, повышающим потенциал здоровья взрослого населения относятся: а) психологический комфорт в семье

б) проведение закаливания в) аборты в анамнезе матери г) пассивное курение

д) активное курение

е) своевременность обращения к врачу поликлиники ж) рациональное питание

022.Избыточная масса тела является фактором риска развития заболеваний: а) сердечно-сосудистых

б) желудочно-кишечных в) эндокринных

г) травм, отравлений д) гинекологических

023.Курение является фактором риска развития заболеваний: а) сердечно-сосудистых

б) онкологических

в) легочной патологии г) травм, отравлений д) гинекологических

024.Злоупотребление алкоголем является фактором риска развития заболеваний: а) сердечно-сосудистых

б) травм, отравлений в) легочных

г) желудочно-кишечных

025.Снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний способствует: а) сокращение курения

б) рациональное, сбалансированное питание в) ограничение алкогольных напитков

г) регулирование артериального давления д) поддержание нормальной массы тела

026.Несвоевременное обращение к врачу с лечебной целью способствует увеличению:

а) хронической патологии

б) рождение детей с низкой массой тела в) перинатальной смертности

г) доли ДЧБ

027.Несвоевременное обращение к врачу беременной женщины с профилактической целью способствует увеличению:

а) рождения детей, не имеющих патологии б) рождение детей с низкой массой тела

в) перинатальной смертности

г) невынашивания беременности

studfiles.net

Тема III. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья (2 часа)

Основные понятия: здоровье, здоровье физическое и психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, дееспособность, трудоспособность, самооцен­ка.

Здоровье – определяется, согласно представлениям ВОЗ, как состояние полного социального, психического и физического благополучия, а не только отсутствие болезни или физического недостатка. Применительно к физическому здоровью – это по­тенциальные возможности организма, обусловленные геноти­пом и фенотипом, способность к мобилизации функциональных резервов и напряжению регуляторных механизмов в ответ на различные на­грузки.

Отношение к здоровью как целостному состоянию организма делает реальной проблему его прогнозирования. Прогнозирова­ние состояния здоровья означает достаточно раннее выявление ухудшений общего состояния или работоспособности с таким временем упреждения, которое было бы достаточным для про­ведения соответствующих профилактических или защитных ме­роприятий.

Чтобы дать количественную оценку состоянию здоровья, на­до оценить отдельные его элементы и выявить степень взаимо­связи между ними. Чем выше функциональное состояние каж­дого элемента системы, чем слаженнее они взаимодей­ствуют, тем выше уровень здоровья.

Есть люди, которые, имея то или иное заболевание или де­фект развития, в то же время отличаются высокой работоспособностью, социальной активностью, являются долгожителями.

По-видимому, это происходит потому, что другие системы организма у них достаточно развиты, в ходе онтогенеза реализованы на­следственные потенциальные возможности, позво­ляющие компенсировать имеющиеся дефекты или заболевание

Всякий действующий на организм внешний фактор вызывает определенные (позитивные или негативные) изменения в элементах живой системы. Если воздействие внешнего фактора остается в границах физиологических норм (или в пре­делах адаптации организма), то оно не только не снижает уровень здоровья (а уж тем более не развивает болезнь), но и форми­рует новый (более высокий) уровень здоровья в конкретных условиях среды.

Как для теоретической, так и для практической медицины чрезвычайно важно определить понятие «практическое здоровье» или «норма», отклонение от границ которых можно считать бо­лезнью, патологией. Некоторые авторы считают, что «норму» невозможно точно определить, поскольку каждый человек пред­ставляет собой «отклонение от нормы» или же потому, что «все люди – инвалиды разного рода, и все их благополучие держится на огромной сети больниц и госпиталей». Другие исследователи слишком широко определяют понятие «нормы», что не вызыва­ет возражения с философской и биологической точек зрения, но затрудняет использование определения в практической медици­не. Поэтому-то и в практической, и в теоретической медицине приходится исходить из среднестатистического представления о норме. Но такой подход предполагает определенную степень субъективизма, а установленная таким путем норма не может быть постоянной в течение длительного времени, она должна углубляться и уточняться в связи с новейшими достижениями медицинской и биологической науки. Так, исследования био­ритмов, проведенные в 70-е годы XX века показали, что даже на протяжении суток ряд важных физиологических показателей (например, количество тромбоцитов, лейкоцитов и др.) подвер­жен столь значительным колебаниям, что они могут маскировать появление патологии. Не менее существенно влияние сезонных и метеорологических факторов. Для органов, «жестко» запрограммированных» в рамках циклической активности, например для сердца, определение многих показателей, в частности критериев метаболизма должно проводиться применительно к фазам этого цикла. Поэтому по мере расширения медицинских и биологических знаний понятие «норма» уточняется.

По-видимому, в самых общих чертах можно определить здоровье индивидуума как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений, снижающих работоспособность.

Здоровье физическое и психическое. В медицине принято различать несколько «градаций физического (соматического) здоровья». Обследуемое лицо может быть признано абсолютно здоровым или же практически здоровым. Абсолютно здоров тот, у кого все органы и системы функционируют в равновесии с окружающей средой и в них не имеется никаких болезненных отклонений. В специальных исследованиях установлено, что абсолютно здоровых людей практически нет. В условиях тщательной проверки у многих обнаруживаются незначительные, а иногда более серьезные отклонения, которые в обычных условиях не проявляются в субъективных ощущениях. «Здоровье» – это понятие весьма относительное. Объективными его показателями являются данные соматоскопии, результаты клинических, физиологических и биохимических исследований. При оценке последних обычно исходят из относительных половых и возрастных нормативов.

Диагнозом «практически здоров» обозначается такое состояние организма, при котором определенные патологические сдвиги не влияют на трудоспособность в конкретной профессии. Диапазон этого диагноза широк настолько, насколько разнообразными бывают профессии (труд инвалидов, труд космонавтов).

Наряду с «объективным» существует и понятие «субъективное здоровье». Субъективные ощущения, как правило, хорошо отражают состояние организма и разные патологические отклонения, которые и приводят к субъективным нарушениям (жалобы). Однако нередко при наличии жалоб объективно никаких отклонений обнаружить не удается. И наоборот.

Наряду с качественными показателями, определяющими состояние так называемого «статического здоровья», все большее значение приобретает понятие «динамическое здоровье». Оно определяется количественной характеристикой адаптационных (приспособительных) возможностей организма.

Для того, чтобы получить представление о динамическом здоровье, необходимо исследовать не только состояние органов и функциональных систем в покое, но и изменение их состояния в ответ на различные нагрузки. Часто состояние статического и динамического здоровья совпадает, но нередко бывает, что все показатели в покое у пациента в норме, а в ответ даже на функциональные нагрузки – изменяются в худшую сторону, показывая, что резервные возможности в организме снижены. В результате при определенных жизненных обстоятельствах организм может не выдержать каких-либо нагрузок. Например, быстрой ходьбы или бега, да еще с вещами, когда такой человек опаздывает на поезд или на самолет; или холодовой нагрузки, когда после теплой наступает холодная погода, и человек сразу простужается; или такой человек попадает в климат с повышенной температурой воздуха и получает тепловой удар. Все это указывает на отсутствие тренированности в различных нагрузках и говорит об отсутствии динамического здоровья. Определенная физическая готовность, приобретенная после соответствующей тренировки, даже не вполне здоровому индивидууму позволяет добиться более высоких результатов, чем его абсолютно здоровому, но плохо тренированному сопернику (речь идет не об острых болезнях). Так, например, тренированный спортсмен-лыжник, страдающий хроническим гастритом, всегда окажется более выносливым, чем его совершенно здоровый, но не очень подготовленный партнер. Физическая работоспособность у двух совершенно здоровых и в этом отношении равных лиц может оказаться весьма различной, если один из них будет более тренированным. Контингент больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в первую очередь пополняется из рядов физически неподготовленных людей. Учитывая это обстоятельство, здоровыми сегодня могут быть признаны только те лица, которые обладают хорошим динамическим здоровьем и способны выполнить необходимые физические нагрузки.

Здоровье психическое. Наряду со здоровьем физическим (соматическим), которое связано с состоянием «соматики», т. е. со всеми органами и системами человеческого тела, Всемирная организация здравоохранения выделяет еще психическое и социальное здоровье, как самостоятельные показатели (компоненты) здоровья человека. Тесная связь здоровья физического со здоровьем психическим находит свое отражение у работников умственного труда и особенно у студентов. Студенты – это вообще особая профессиональная группа. Сдав экзамены на аттестат зрелости, молодые люди чуть ли не сразу сдают вступительные экзамены и после такого умственного и эмоционального штурма снова вступают в полосу умственной и эмоциональной перегрузки (много новых предметов, зачеты, коллоквиумы). Поскольку физический компонент здесь снижен, чрезмерная напряженность приводит к сосредоточенности психофизиологической активности в центральной нервной системе, что, в свою очередь, приводит к появлению устойчивых очагов повышенной возбудимости нервных центров («доминанта» по А.А.Ухтомскому), а в дальнейшем к образованию так называемых новых форм неврозов – «чистых неврозов утомления».

Нормальная психофизиологическая активность, являющаяся физиологической основой мыслительных процессов при творческом умственном труде, характеризуется повышенной способностью удерживать в памяти необходимые сведения для формирования новых образов и понятий, быстротой сравнений, ассоциаций и дифференцировок. При умственном труде потребление энергии обмена минимальное, составляющее лишь 2200-2600 ккал в сутки, что только на 400-600 ккал превышает основной обмен. Между тем для нормального функционирования организма количество энергозатрат должно равняться 3600-4000 ккал в сутки. При этом количество энергии, затрачиваемое непосредственно на мышечную работу, должно быть в среднем за сутки не менее 1200-1300 ккал. Именно это количество энергии и должно ежедневно быть израсходовано на мышечную деятельность. Если ее нет в трудовой деятельности, то она должна восполняться физическими упражнениями. Ибо доказано, что снижение ежедневной физической нагрузки от необходимого минимума приводит к уменьшению мышечной силы, выносливости, подвижности в суставах, к нарушению деятельности мышц, к расстройству координации сложных движений, снижению быстроты, ловкости, а также приводит к отрицательным изменениям в высшей нервной деятельности. При этом ухудшается умственная работоспособность (возрастает число ошибок при выполнении умственных операций), увеличивается скрытое время простых и сложных ответных реакций, снижается функция внимания и т. д.

Длительное ограничение движений отражается на общей психической активности: появляется сонливость, вялость в движениях, раздражительность, бессонница, отсутствие аппетита, ухудшение настроения, ослабляется эмоциональная устойчи­вость, ухудшается умственная и физическая работоспособность, наступает утомление, наблюдается дезорганизация внутренней речи и мышления, т. е. наблюдаются расстройства, свидетельст­вующие о нарушениях как в физическом, так и в психическом здоровье.

Чрезмерное ограничение двигательной активности ученые рассматривают как один из факторов, вызывающих состояние эмоциональной перенапряженности, которое характери­зуется проявлением реакции тревоги и, в целом, – истощением организма.

Здоровый образ жизни – залог сохранения и укрепления здо­ровья. Многочисленными социально-гигиеническими ис­следованиями последних лет доказано, что уровень здоровья на­селения на 50% определяется образом жизни, составными час­тями которого являются меняющиеся во времени различные формы жизнедеятельности людей: труд, социально-культурная, общественная деятельность, занятия физкультурой и спортом. Указанные формы жизнедеятельно­сти людей в зависимости от характера и проведения могут спо­собствовать либо сохранению и укреплению здоровья, либо его ухудшению. Бесспорно доказано, что неправильно организованный труд, не­достаточная двигательная активность, несбалансированное пита­ние, несоблюдение режима труда и отдыха обуславливает более высокую заболеваемость, инвалидность и смертность населения.

Среди других факторов, являющихся составляющими образа жизни, к числу наиболее значимых относятся также семейно-бытовые условия, межличностные отношения, психологический климат в коллективе.

По данным специальных исследований уровень заболеваемо­сти одиноких мужчин и женщин старших возрастов сравнитель­но выше заболеваемости семейных.

Социологи, философы, психологи, гигиенисты убеди­тельно обосновали преимущественное значение поведенческого фактора в формировании образа жизни. Меди­цинские работники изучают, анализируют и пропагандируют ги­гиенические стороны поведенческого фактора. При этом было показано, что 71% курящих мужчин старше 50 лет имеют наи­более распространенные заболевания органов кровообращения. Уровень заболеваемости язвенной болезнью курящих в 3 раза выше, чем у некурящих, а хроническим бронхитом в 2,5 раза выше. Аналогичные закономерности установлены и в отношении лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Понятно, что поведенческий фактор даже с медицинской точки зрения более емкое понятие и характеризуется не только отношением к вредным привычкам, но и пониманием значимости прохождения медицинских осмотров, своевременностью обращения за медицинской помощью, регулярностью посещения беременными женщинами женской консультации, матерями с новорожденными детьми – детских консультаций, полнотой выполнения назначений врача, врачебных советов и др. Поведенческий фактор, отражая, санитарно-гигиеническую грамотность населения, формирует медицинскую активность населения.

Вместе с тем было бы неправильным сводить здоровый образ жизни лишь к медико-социальной активности людей. Понятие «здоровый образ жизни» значительно шире, ибо это не только деятельность направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, но одновременно это и условие, благодаря которому реализуются и развиваются все другие формы и проявления социального образа жизни человека.

Следовательно здоровый образ жизни – это одна из сторон социального образа жизни. Оба эти понятия находятся в диалектическом единстве (как часть и целое) и поступательное развитие одного из них неукоснительно вызывает закономерное движение и изменение в другом. Разумеется, при этом не только возможны, но и необходимы внутренние противоречия, как движущая сила развития, так как решение этих противоречий как раз и будет способствовать появлению больших возможностей для каждого из рассматриваемых понятий.

Здоровый стиль жизни – здоровое долголетие. Как свидетельствуют многочисленные научные исследования и наблюдения практиков, здоровое долголетие – это всегда труд, причем обязательно труд как физический, так и интеллектуальный или смешанный, но обязательно творческий. Между тем научно-технический прогресс общества почти полностью сводит на нет физический компонент в повседневном труде и быте современного человека, повышая одновременно уровень его психоэмоциональных напряжений, что самым пагубным образом сказывается на здоровье людей. Вот почему в наши дни здоровый стиль жизни, который приводит к здоровому долголетию, все в большей степени становится искусством. А раз это так, то здоровому стилю жизни, как и любому другому искусству, необходимо учиться, начиная это учение по возможности в более раннем возрасте. При этом необхо­димо выделять наиболее общий, на наш взгляд, определяющий состояние здоровья людей фактор, который, естественно, явля­ется определяющим и в деле «приобщения» к здоровому стилю жизни. Таким фактором можно назвать оптимальный двига­тельный режим, вокруг которого, как известно, группируются, дополняя и конкретизируя его, другие факторы, такие как физи­ческая культура и спорт, режим труда и отдыха, режим дня и т. д. В век научно-технической революции дефицит мышечной деятельности (проявляющийся, как известно, в виде гиподинамии и гипокинезии) может быть восполнен только занятиями физической культурой (в широком понимании этого термина), либо кому это не противопоказано, – спортом.

Следовательно здоровый стиль жизни современника всегда сопряжён с занятиями физкультурой и спортом. Организован­ные занятия физической культурой и спортом в той или иной форме охватывают миллионы людей. Однако самая массовая форма оздоровления (особенно это распространено сейчас в странах Западной Европы, Северной Америки, а на Востоке – в Японии) – самостоятельные занятия физическими упражнениями или занятия небольшими коллективами, одним из которых яв­ляется семья. Семья – это коллектив единомышленников, где все члены должны неуклонно соблюдать правила, от которых зависит их здоровье.

Здоровый стиль жизни коллектива или индивидуума склады­вается, как правило, из соблюдения сравнительно небольшого числа, но обязательных условий:

1. Главное в занятиях физкультурой и спортом – систематич­ность и регулярность. Эти занятия должны стать органиче­ской частью повседневной жизни и быта каждой семьи.

2. Каждый день обязательно должен начинаться с утренней ги­гиенической гимнастики, на которую необходимо выделить (в зависимости от состояния здоровья и уровня подготовлен­ности) не менее 5, но и не более 30 минут времени.

3. В течение рабочего дня (для лиц физического труда после полутора часов, а для лиц умственного труда – через три часа работы) обязательно проведение физкультурной паузы из 15-20 упражнений в течение 10-15 минут для предупреждения чрез­мерного утомления.

4. После работы или учебы выделить время (спустя 1,5-2 часа после еды) для обязательных занятий физическими упражнениями (45-60 мин).

5. За час-полтора до сна обязательно провести 30-минутную пешую прогулку на свежем воздухе (желательно в парке, лесу, на берегу реки, пруда и т. п.).

Соблюдение здорового образа жизни и следование здоровому стилю жизни позволяет долгие годы поддерживать на хорошем уровне как дееспособность, так и трудоспособность.

Дееспособность – способность к активному физическому интеллектуальному действию (труду).

Трудоспособность – состояние организма, при котором совокупность физических и духовных способностей позволяет осуществлять определенного объема и качества производственную деятельность.

Трудоспособность находится в непрерывной динамике, зависит от состояния физиологических функций всего организма отдельных его органов и систем, от изменения социальных условий. Возраст человека, условия работы или характер функциональных нарушений в отдельности не определяют трудоспособность и потенциальные возможности трудовой деятельности, а лишь совокупность процессов и явлений, протекающих внутри и вне организма. Главным условием трудоспособности являются соответствие функциональных способностей организма требова­ниям, предъявляемым к нему внешней физической и социальной средой. При несоответствии предъявляемых требований состоянию функций организма, трудоспособность снижа­ется, развивается утомление. Сохранению трудоспособности на длительное время способствуют приобретенные навыки к труду, мотивация, поддержание физических качеств на должном уровне.

Самооценка уровня здоровья, стиля жизни, трудоспособно­сти и т. п. – проводится при занятиях физкультурой и спор­том методом самоконтроля за со­стоянием и реакциями организма в процессе занятий.

Данные самонаблюдения записывают в дневник самоконтро­ля, который включает в себя следующие показатели: самочувст­вие, настроение, сон, аппетит, работоспособность, потоотделение, желание за­ниматься спортом, возможные нарушения режима. Из объективных по­казателей в дневник самоконтроля включаются, как правило, следующие: вес, частота сердечных сокращений, частота и качество дыхания, жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила, а также спортивные результаты.

Дополнительные записи в дневнике самоконтроля могут включать описание метеорологических условий, качество и количество выполняемой нагрузки, особенностей состояния организма (например, слабость, головная боль, рас­стройство кишечника и т. п.).

Показатели самоконтроля могут принести пользу лишь в том случае, если они учитываются регулярно, не реже 2-3 раз в не­делю. Физкультурник должен регулярно показывать свой днев­ник врачу, преподавателю, тренеру.

Физкультурницам рекомендуется вести учет менструального цикла: начало, продолжительность, количество выделений кро­ви (мало, нормально, много), наличие болей (до и в период менст­руаций), а также характер занятий физическими упражнениями в это время. Спортсменкам следует помнить, что со­ревнования во время менструаций обычно противопоказаны.

При появлении болей в кишечнике, мочевом пузыре и облас­ти половых органов или белей, физкультурнице необходимо об­следоваться у врача-специалиста.

При наступлении беременности необходимо прекратить спор­тивные тренировки и соревнования, изменив характер занятий, исключив упражнения в прыжках и т. д., перейти на специаль­ные упражнения для беременных, поддерживающие состояние общей тренированности, укрепляющие мышцы спины, брюшной стенки и тазового дна.

Таким образом, врач и пре­подаватель смогут сопоставить свои наблюдения с наблюдения­ми самоконтроля физкультурника и принять более правильное решение о даль­нейшем режиме занятий.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Акулик И В., Тихвинский С.В. «Понятие о здоровье». В кн.. «Детская спортив­ная медицина». Под ред. проф. С.В.Тихвинского, проф. С.В.Хрущева. Москва, «Медицина», 1980, стр.306-308.

Брехман И.И. «Введение в валеологию – науку о здоровье». Ленинград, «Наука», 1987, стр.62-65.

Гриненко М.Ф, Саноян Г.Т. «Труд, здоровье, физическая культура». Москва, «Физкультура и спорт», 1974, стр. 12-29.

Жолдак В.И. «Реализация двигательного режима». Методиче­ские рекомендации слушателям факультета по преподаванию студентам вузов раздела курса «Физическое воспитание». Малаховка, 1979, стр.7-11.

Карпов Р.С. «Оптимизация двигательного режима как один из важнейших эффективных методов сохранения и улучшения здоровья населения». Сборник научных трудов «Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие человека». Москва, 1986, стр. 15-18.

Мусоелов Н.А., Нифонтова Л.Н. «Производственная физическая культура в тру­довом коллективе». Москва, 1985, стр. 11-63.

Сингур Н. «Трудоспособность». Москва, БМЭ, 1963, т.32, изд.2, стр.899-902.

Соколов А.А. «Профессионально-прикладная подготовка сту­дентов медицинских вузов в процессе физиче­ского воспитания». Москва, «Медицина», 1960, стр. 55-61.

Фролов В.А. «Здоровье». Москва, БМЭ, 1978, т.8, изд.3, стр.355-357.

Шефард Р. «Современные тенденции в области физической активности населения Канады». В кн.: «Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах». Ред. О.Никитинская, ЦООНТИ. Москва, «Физкультура и спорт», 1990, вып. 1, стр. 3-8.

Щедрина А.Г. «Онтогенез и теория здоровья». Методические аспекты. Новосибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1989, стр.54-75.

studfiles.net

Активный образ жизни - путь к здоровью

 

 

 

 

В нашем современном и быстроменяющемся темпе жизни мы все более часто перестаем обращать свое внимание на такие важные и необходимые аспекты, как здоровый образ жизни и активная и здоровая жизненная позиция. Повседневная суета, работа, вредные привычки и негативные факторы промышленного города все чаще начинают сказываться не только на нашем самочувствии, но и на показателях здоровья в целом.

 

Очень часто можно встретить людей, которые жалуются на те, или иные проблемы со здоровьем или общую вялость. Они приходят к врачам и начинают требовать, что бы врачи решили их вопросы. Но если у таких людей спросить, что они сами конкретно сделали для того, что бы быть здоровыми, они начинают задумываться и теряться. Такие ситуации не редкость, ведь на самом деле просто жить, работать и находиться в быту - мало, чтобы быть здоровыми и красивыми во всех смыслах этих выражений.

 

Многие люди из нас курят и в то же время жалуются на проблемы с легкими и наличием отдышки, за тем идут в спортивные залы и начинают усердно заниматься. За тем обнаруживают, что появляются очередные болячки и недомогания. Все верно, невозможно начать заново строить свой организм, не лишив его прошлых губительных действий. Кажется немного неуместным, видеть человека, который выкурил сигарету, сходил в тренажерный зал, вышел оттуда, выкурил еще одну сигарету - и чувствует себя вполне состоятельным по показателям здоровья.

 

 

Что такое наш образ жизни?

 

 

На самом деле образ жизни - это все действия, которые воспроизводит человек во время своего существования. Они могут быть положительными и полезными для организма, так же отрицательными и опасными для здоровья человека, в общем.

 

Существует несколько форм деятельности, представим для примера некоторые из них.

 

Трудовая деятельность, которая характеризует положение человека в обществе. Оно, в свою очередь зависит от трудовых навыков, квалификации, мастерства и степени уважения окружающих.

 

Бытовая деятельность, которая определяется бытовыми условиями жизни, наличием или отсутствием детей, обязанностями супругов, степенью удовлетворенности совместной жизнью и так далее.

 

Медицинская деятельность, которая определяется степенью санитарной грамотности, наличием санитарной книжки, отношением к своему здоровью и здоровью своей семьи, регулярностью прохождения различных медицинских комиссий и осмотров.

 

 

Наш образ жизни так же тесно связан с другими понятиями

 

 

Самые важные из них - это условия жизни, которые характеризуются наличием образования, семьи, детей, работы, хорошего и правильного питания. Важен так же уровень жизни, который обуславливается наличием у человека финансовых средств и возможности вовремя получать различные услуги, направленные на реализацию своих жизненных принципов или своевременное получение различных необходимых услуг. В зависимости от степени удовлетворенности человека своей жизнью можно выделить понятие качества жизни, которое зависит от многих параметров и является одним из самых основных и определяющих для человека.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что образ жизни - это совокупность совершаемых человеком действий, направленная на решение тех или иных вопросов и жизненных проблем. Человек решает большое количество задач и это требует большого количества не только времени, но и физической формы, здоровья и иных ресурсов.

 

 

Начинаем вести активный образ жизни

 

 

Если человек решает вплотную заняться своим здоровьем и выбирает активную жизненную позицию, то он должен жить, работать и существовать, в общем, по особым законам и принципам, которые мы постараемся рассмотреть и описать ниже.

 

Высокая двигательная активность. Она должна присутствовать в жизни каждого здорового человека по разным причинам. Самая главная из них - движение - это жизнь. Все системы организма связаны с этой функцией и напрямую зависят от нее. От степени активности данного человека зависит степень развития его сердечно - сосудистой системы, дыхательной системы, а так же пищеварительная и опорно-двигательная системы. Высокая степень движения человека придает повышение показателей иммунитета, бодрости и заряженности на выполнение тех или иных действий и задач. Так же у активных людей мыслительные процессы происходят на порядок быстрее и эффективнее. Они утомляются позднее и успевают сделать больше за равный промежуток времени, чем люди, ведущие сидячий образ жизни. Чем больше человеческий организм подвергается физическим нагрузкам, тем он больше становиться стрессоустойчивым и адаптированным к жизненным ситуациям и реалиям. При наличии высоких нагрузок, физически тренированный организм не ломается, а использует внутренние имеющиеся резервы, которые появились в процессе активной жизни и на спортивных тренировках.

 

Наличие психологического здоровья. В наше время современные люди сильнейшим образом подвержены постоянно-возрастающим психологическим нагрузкам. Сложные жизненные ситуации, проблемы в семьях и на работе, самым негативным образом сказываются на душевном и психологическом состоянии. Часто у таких людей происходят нервные срывы, стрессы и другие негативные явления. Чтобы бороться с негативными воздействующими факторами, необходимо иметь крепкую нервную систему и научиться бороться со стрессами. Психологическое здоровье очень важно, так как является основой физического здоровья человека. Не зря говорят, что в здоровом организме здоровый дух.

 

Хорошее сбалансированное питание. Является так же важнейшим фактором здоровой и активной жизни человека. Оно помогает организму получать все питательные вещества, которые перерабатываются и превращаются в энергию, столь необходимую для активного движения и жизнедеятельности в целом. Питание должно быть максимально натуральным, с минимальным количеством консервантов и добавок. Так же оно должно соответствовать укладу жизни человека и выполняемым им функциям по работе и жизни в целом. Еда должна, в - первую очередь оставаться средством поддержания физических сил организма, а уже затем иметь эстетическую форму. В нашей современной жизни часто происходит именно так, мы покупаем еду по обложке, не беспокоясь, что там находится внутри. Естественно никто не говорит, что у еды не должен быть привлекательный внешний вид, главное рассмотреть в этом вопросе саму суть, а не обращать большую долю внимания на шелуху. Важно серьезно отнестись к вопросу правильного питания, так как в противном случае, есть значительные риски быть подверженному различным заболеваниям пищевого тракта.

 

Постоянное повышение иммунитета. Этот вопрос можно решать при проведении различных процедур, направленных на общую закалку организма. По сути, она должна проводиться еще в дошкольных учреждениях, чтобы привязать подрастающему организму возможность противостоять различным заболеваниям, а в процессе болезни - выздоравливать с наименьшими потерями для организма. Так же важны общефизические упражнения, которые не только благоприятно влияют на физическое состояние человека, но и повышают жизненный тонус в целом.

 

Устоявшийся режим жизни. Это значит то, что каждая сфера жизни человека должна иметь свой режим и график. Это касается не только работы и отдыха, но и определенного времени проведения физических занятий, а также сна. Любая деятельность человека, будь то прием пищи или поход в магазин, должны чередоваться с отдыхом, так как человеческому организму в любом случае необходимо восстановить потраченную энергию. Только в таком случае, когда жизнь человека будет расписана по какому-то графику, найдется время не только для работы и отдыха, но и для ведения активного образа жизни, физической подготовки организма, а также время на личные интересы и потребности.

 

Несовместимость здорового образа жизни с наличием вредных привычек. Здесь речь идет не только о том, что человек должен отказаться от систематического употребления продуктов, которые самым негативным образом влияют на здоровье и жизнедеятельность человека. Он должен отказаться от них совсем. Более того, он должен специально избегать те места, где вредные вещества могут к нему попасть несознательно, а пассивно. Это в - первую очередь касается мест курения. Вредные вещества, такие как, алкоголь, табак и наркотики, способны только затормозить сознание человека, но никак не обеспечить решение его проблем и неприятностей.

 

Таким образом, человек может сам себе выбрать линию поведения, которая поможет ему в дальнейшем не только сохранить и приумножить показатели здоровья, но и провести насыщенную, неповторимую жизнь в целом.

 

Иван Константинович, г. Солигорск

stanzdorovei.ru

ОБРАЗ ЖИЗНИ - ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ

1. Среди факторов, определяющих здоровье населения, наибольшее влияние оказывает:

г) образ жизни

2. Составными компонентами образа жизни являются такие виды деятельности, как:

а) социо-культурная

б) медицинская

в) трудовая

г) бытовая

3. Процесс формирования здорового образа жизни включает:

а) информирование населения о факторах риска

б) формирование убежденности в необходимости сохранении здоровья

в) воспитание навыков здорового образа жизни

4. Медицинская активность - это деятельность, направленная на:

в) сохранение своего здоровья

д) сохранение здоровья окружающих

5. Медицинская активность может быть со знаком:

а) плюс ("+")

б) минус ("-")

6. Основными направлениями формирования здорового образа жизни являются:

а) создание и активизация позитивных для здоровья факторов

б) уменьшение факторов риска для здоровья

7. Обязательным условием формирования здорового образа жизни является:

а) рациональное индивидуальное поведение

б) осуществление общегосударственных мероприятий по созданию здоровых условий жизни

в) формирование установок на здоровье в обществе

8. 3доровый образ жизни в первую очередь определяется активностью:

б) медицинской

9. Медицинская активность включает в себя:

а) своевременность обращения к врачу при заболевании

в) своевременность обращения к врачу для профилактического осмотра

г) уровень медицинской грамотности населения

10. Ведущими факторами риска возникновения и неблагоприятного течения сердечно­сосудистых заболеваний являются:

а) злоупотребление алкоголем

б) низкая физическая активность

в) пассивное курение

г) активное курение

е) избыточная масса тела

11. Ведущими факторами риска возникновения и неблагоприятного течения онкологических заболеваний являются:

а) злоупотребление алкоголем

в) пассивное курение

г) активное курение

д) дефицит массы тела

12. Ведущими факторами риска возникновения и неблагоприятного течения болезней органов дыхания являются:

а) злоупотребление алкоголем

в) пассивное курение

г) активное курение

13. Ведущими факторами риска возникновения и неблагоприятного течения желудочно-кишечных заболеваний являются:

а) злоупотребление алкоголем

в) пассивное курение

г) активное курение

д) дефицит массы тела е) избыточная масса тела

14. Ведущими факторами риска травматизма являются:

а) злоупотребление алкоголем

15. К факторам, влияющим на здоровье населения, относятся:

а) микросоциальный климат

б) физическая активность

в) сбалансированное питание

г) пассивное курение

д) активное курение

е) потребление алкоголя

16. К факторам, снижающим потенциал здоровья детей, относятся:

в) аборты в анамнезе матери

г) пассивное курение

д) активное курение

17. К факторам, снижающим потенциал здоровья женщин, относятся:

в) аборты в анамнезе матери

г) пассивное курение

д) активное курение

18. К факторам, снижающим потенциал здоровья взрослого населения, относятся:

в) аборты в анамнезе матери

г) пассивное курение

д) активное курение

19. К факторам, повышающим потенциал здоровья детей, относятся:

а) психологический комфорт в семье

б) проведение закаливания

е) своевременность обращения к врачу поликлиники

ж) рациональное питание

20. К факторам, повышающим потенциал здоровья женщин, относятся:

а) психологический комфорт в семье

б) проведение закаливания

е) своевременность обращения к врачу поликлиники

ж) рациональное питание

21. К факторам, повышающим потенциал здоровья взрослого населения относятся:

а) психологический комфорт в семье

б) проведение закаливания

е) своевременность обращения к врачу поликлиники

ж) рациональное питание

22. Избыточная масса тела является фактором риска развития заболеваний:

а) сердечно-сосудистых

б) желудочно-кишечных в) эндокринных

23. Курение является фактором риска развития заболеваний:

а) сердечно-сосудистых

б) онкологических

в) легочной патологии

24. Злоупотребление алкоголем является фактором риска развития заболеваний:

а) сердечно-сосудистых

б) травм, отравлений

г) желудочно-кишечных

25. Снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний способствует:

а) сокращение курения

б) рациональное, сбалансированное питание

в) ограничение алкогольных напитков

г) регулирование артериального давления

д) поддержание нормальной массы тела

26. Несвоевременное обращение к врачу с лечебной целью способствует увеличению:

а) хронической патологии

г) доли ДЧБ

27. Несвоевременное обращение к врачу беременной женщины с профилактической целью способствует увеличению:

б) рождение детей с низкой массой тела

в) перинатальной смертности

г) невынашивания беременности

Дата добавления: 2015-07-25; просмотров: 412 | Нарушение авторских прав

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК НАУКА И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ | ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ | ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕМОГРАФИИ | ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, ТРАВМАТИЗМ И ИНВАЛИДНОСТЬ | СИСТЕМА ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА | ЭКСПЕРТИЗА ВРЕМЕННОЙ И СТОЙКОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ | ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.066 сек.)

mybiblioteka.su

1.Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье

27

Основы здорового образа жизни студента.

  1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье.

  2. Здоровый образ жизни и его составляющие.

  3. Оптимальный режим труда и отдыха.

  4. Рациональный режим питания.

  5. Организация сна.

  6. Оптимальная двигательная активность.

  7. Отказ от вредных привычек.

  8. Личная гигиена и закаливание.

  9. Культура межличностного общения.

Дополнительный материал.

Вся жизнедеятельность человека определяется уровнем его здоровья. Здоровый организм способен переносить огромные физические и психические нагрузки. Высокая приспособляемость организма к различным внешним воздействиям – основной признак здоровья человека.

Большинством людей здоровье воспринимается как некая постоянная данность – нет чувства ответственности за него, отсутствует чувство «творца собственного здоровья». А наличие этого чувства у молодых людей необходимо, т. к. студентов следует выделять в группу с повышенными факторами риска:

- постоянное нервное напряжение и умственное переутомление

- нарушение режима труда и отдыха, сна и питания

- недостаточная двигательная активность

- курение и др.

Суммарное воздействие этих факторов вызывает предболезни и болезни.

ЗДОРОВЬЕ. « …состояние человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения…

В понятие «здоровье» входит и социальная полноценность человека»

(БМЭ. 1959г. С. 738-739)

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. Состояние организма человека, при котором оптимально используются защитно-приспособительные механизмы, противостояние отрицательному влиянию среды.

Психическое здоровье. – высокий уровень свойств нервной системы человека, обеспечивающих совместную работу всех систем организма и взаимодействие со средой, отражая с помощью ощущений внешние воздействия, имеющие положительное или отрицательное значение для жизнедеятельности.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Факторы, наиболее влияющие на здоровье человека:

- 49 - 53% здоровья зависит от образа жизни (условия труда и быта, стрессовые ситуации, последствия гипокинезии, недостатки в содержании и ритмичности питания, вредные привычки и др.),

- 18 – 22% -биология отдельного человека, наследственность,

- 17 – 20% - внешняя среда, экология,

- 8 – 10% - эффективность здравоохранения.

Однако в студенческом сообществе далеко не каждый проникает тем, что здоровье зависит от образа его жизни, от культуры отношения, прежде всего к себе, к своему организму. Большая часть людей начинает думать о здоровье, о ЗОЖ где-то в 35 – 40-летнем возрасте, когда уже появляются первые признаки отклонений в состоянии здоровья даже у практически здоровых людей. Но эти отклонения возникают не одномоментно. Это следствие предыдущих лет жизни, в том числе и студенческих лет.

Великий русский физиолог академик И. П. Павлов писал: «Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».

2.Здоровый образ жизни и его составляющие.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. – …мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные (устойчивость, сопротивляемость) возможности организма, способствует эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально-профессиональных функций.

Образ жизни характеризуется повседневной жизнедеятельностью человека. Это выбор способа, стиля жизни, сделанный самим человеком. Под ЗОЖ следует понимать типичные формы и способы жизнедеятельности человека, которые закрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение индивидуальных, социальных и профессиональных функций.

Составляющими ЗОЖ являются:

- оптимальное отношение и чередование (режим) труда и отдыха;

- рациональное питание;

- организация сна;

- оптимальная двигательная активность;

- отказ от вредных привычек;

- соблюдение правил личной гигиены и закаливание;

- культура межличностных отношений.

studfiles.net


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность