Методические рекомендации по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни


Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений; умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; сформированности навыков личной гигиены; наличии умений и навыков сохранения и укрепления здоровья

Содержание воспитательной работы по формированию здорового образа жизни направленно на усвоение обучающимися многогранности понятия «здоровье», восприятие его как общечеловеческой и личностной ценности; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; приобщение к занятиям в спортивных кружках и секциях; формирование культуры питания, труда и отдыха; предупреждение вредных зависимостей.

В колледже разработана и реализуется программа «Здоровый образ жизни»,  проводится множество мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

Участники осеннего легкоатлетического кросса

ter

Посещение учащимися Ледового дворца

led

Воспитательный час «Скажем нет вредным привычкам»

vred

Воспитательный час «Мы за здоровый образ жизни!»

zdor

Акция «Стоп-СПАЙС!»

spice

Посещение учащимися кунсткамеры

kunc

Участники областных соревнований по баскетболу

sport

Посещение анатомического музея

IMG_20160210_155751

К вредным привычкам можно отнести нерациональный режим дня, нерациональное питание, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются употребление наркотиков, курение, злоупотребление алкоголем. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Употребление наркотиков

Наркомания является самой страшной болезнью, беспокоящей всю мировую общественность.

В Гродненском торговом колледже проводится большая работа по борьбе с таким антисоциальным явлением как наркомания и с распространиением СПИДа. Учащиеся ежегодно принимают активное участие в подготовке мероприятия, посвященного Всемирному дню брьбы со СПИДом.

Слово наркомания образовалось от греческого слова narke — оцепенение, сон и слова mania — безумие, страсть, влечение. Наркомания представляет собой хроническое заболевание, вызываемое злоупотреблением лекарственных или нелекарственных наркотических средств, и характеризуется возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением восприимчивости к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости.

n3n4

Цель употребления наркотиков — стремление к удовольствию. Поиск удовольствия заставляет увеличивать дозу наркотических средств для достижения все более сомнительной эйфории, приводя к необратимой зависимости от употребляемого яда. Эйфория гаснет с каждым разом, заставляя применять все большие дозы наркотиков. Если человек уже употребляет наркотик, и еще не впал в физическую зависимость, то самоконтроль может выступить средством избежания гибели.

2014-05-06 12-38-22 Скриншот экрана

К наркотическим средствам относятся: препараты конопли, опиатные наркотики, снотворно-седативные средства, психостимуляторы, галлюциногены, летучие наркотические действующие вещества.

В развитии почти всех видов наркоманий можно выделить три стадии:

Первая стадия (психическое влечение к наркотику) характеризуется не только возникновением синдрома психической зависимости от препарата, но и уменьшением его эйфоризирующего действия при повторных введениях. Начинающему наркоману для воссоздания прежних ярких ощущений становится необходимым увеличивать дозу наркотика. В перерывах между приемами наркотика больной испытывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, у него снижается работоспособность. Прием препарата в увеличивающейся дозе полностью снимает эти ощущения. В результате все помыслы и стремления больного направлены к одной цели — получению все новых и новых доз препарата. Первая стадия наркомании (в зависимости от их вида) длится от 2 до 6 месяцев.

n7n8На второй стадии формируется синдром физической зависимости от наркотика. В течение этой стадии наркомании организм больного адаптируется к наркотику, и вследствие этого прекращение приема препарата вызывает разнообразные функциональные расстройства. Появляются длительные состояния дискомфорта, беспокойства, неудовлетворенности. У больного возникают повышенная секреция слизистых оболочек, насморк, чихание, слезотечение, он ощущает перемежающееся чувство жара и озноба. Появляются мышечные боли, периодические судороги мышц ног. Резко снижается аппетит. Могут возникнуть рвота, понос, боли в желудке и кишечнике. Больной становится беспокойным, у него преобладает злобно-тоскливое настроение. Острый период длится до 4-5 недель и постепенно (в случае воздержания от приема наркотика) больной приходит в нормальное состояние. Однако, понимание того, что симптомы могут быть сняты потреблением новых доз наркотика, служит основой для продолжения потребления больным наркотика во все возрастающих количествах. В течение конца первой и всей второй стадии заболевания нарастают явления интоксикации организма.

n9n10На третьей стадии заболевания происходят значительные изменения психики больного. Нарастающие расстройства пищеварения, отсутствие аппетита, регулярно повторяющаяся рвота, хронические поносы приводят к резкому похуданию. Больные на этой стадии заболевания апатичны, слабы, у них снижено артериальное давление, замедлен пульс, расстроена координация движений. Характерен внешний вид больных: из-за истощения, сухости кожи, далеко зашедшего кариеса, ломкости волос, ногтей, больные среднего и даже молодого возраста выглядят глубокими стариками.

n11n12Многие страны мира активно участвуют в борьбе с распространением наркотических средств. В 1996 г. было создано Белорусское отделение Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (МАБНН). Основными направлениями этой деятельности Белорусского отделения являются:

1. Профилактика наркомании, развитие инициативы различных организаций и граждан в борьбе с ее распространением.2. Создание сети центров реабилитации и консультативных пунктов, в дополнение к государственным, а также учреждений, оказывающих психологическую, медицинскую, правовую и организационную помощь наркоманам.3. Организация научных изысканий в области профилактики и лечения, участие в разработке национальных программ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и соответствующих правовых актов, подготовка, переподготовка и стажировка кадров по различным направлениям антинаркотической работы.4. Благотворительность, а также финансовая и прочая помощь, с учетом возможностей Ассоциации, государственным органам, занятым борьбой против незаконного оборота наркотиков.5. Международное сотрудничество в борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

Белорусское отделение МАБНН традиционно важное место в своей деятельности отводит профилактической, организационной, информационно-пропагандистской, воспитательной работе.

Курение

Курение является одной из вреднейших привычек. В табачном дыме содержится более 30 ядовитых химических веществ. Наиболее опасными для здоровья являются никотин, оксид углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты, канцерогенные вещества и другие.

k1

Чаще всего вредное действие табачного дыма связывается с никотином. Никотин является нервным ядом и по силе действия на различные органы и системы человека занимает первое место. Попадая в кровь никотин активно действует на центральную и периферическую нервную системы. У выкурившего сигарету в первые минуты несколько расширяются сосуды мозга, вследствие чего кратковременно улучшается умственная работоспособность, после чего сосуды сужаются, и происходит ухудшение качества умственной деятельности, появляется опять потребность в сигарете. У людей, которые курят на протяжении длительного времени, отмечают хронические спазматические явления сосудов мозга.

Курение связано с возникновением у людей целого ряда заболеваний и патологий: способствует возникновению раковых опухолей; парализует деятельность клеток центральной нервной системы; вызывает спазм сосудов; повышает артериальное давление и учащает сердечные сокращения; пагубно влияет на половые железы; нарушает кровообращение в нижних конечностях; ухудшает работу всех внутренних органов и т. д.

Для людней злоупотребляющих курением характерны следующие болезни: гипертония; стенокардия; ишемическая болезнь сердца; инфаркт; кариес; хронический бронхит; импотенция; гастрит; рак легких, пищевода, гортани, желудка, печени, почек, нижней губы; одышка и т. д.

2014-05-06 13-49-22 Скриншот экрана

Большую опасность для здоровья представляет пассивное курение, когда некурящие находятся в окружении курящих. Курение также несовместимо с регулярными занятиями физической культурой и спортом, поскольку мышечные нагрузки усиливают отрицательное воздействие курения на организм.

Особенно непоправимый вред здоровью наносит курение в детском и подростковом возрасте. Статистические данные последних лет подтверждают, что молодые люди начинают курить во все более раннем возрасте и, как правило, курят много.

В Республике Беларусь уделяется большое внимание проблеме борьбы с курением, особенно среди молодежи. По статистическим данным в республике курят половина всех мужчин и четверть женщин, особенно много курящих среди молодежи в возрасте 20-30 лет. Стратегия преодоления этой вредной привычки связывается со сменой сложившихся в молодежной среде стереотипов поведения. Курение должно перестать быть «модным», на это направлены социальные ролики на телевидении, специальные акции в клубах и на дискотеках.

В целях противостояния распространению табачной зависимости, в том числе и среди молодежи, в 2002 году был издан Декрет Президента Республики Беларусь №28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий». Одной из норм, установленных данным Декретом, является недопустимость использования в рекламе табачных изделий образов, внушающих, что потребление табака содействует достижению успеха, либо улучшает физическое или эмоциональное состояние человека. Отказ от подобной рекламы должен способствовать развитию у подрастающего поколения убеждений в престижности здорового образа жизни — без табака.

Основными направлениями профилактической работы по снижению табакокурения в республике являются: развитие сети учреждений, осуществляющих работу по борьбе с табакокурением; разработка и внедрение образовательных программ по проблемам курения для различных групп населения; проведение общенациональных информационных кампаний; совершенствование рекламы антитабачной направленности; издание и распространение информационно-образовательных материалов; создание современных клипов и роликов для подростковой аудитории, дискредитирующих имидж курильщика и поддерживающих выбор здоровых привычек; создание зон, свободных от курения.

Злоупотребление алкоголем

Еще одной вредной привычкой является злоупотребление алкоголем. Частое и чрезмерное употребление спиртных напитков приводит к алкогольной зависимости. Выделяют три основные стадии развития алкоголизма как болезни.

a1

I стадия. Нарушается работа внутренних органов. Появляются различные отклонения со стороны нервной системы, снижается умственная работоспособность, ухудшается память, внимание, расстраивается сон, возникают головные боли, раздражительность. Происходят функциональные изменения органов, утрачивается контроль, появляется зависимость. Эта стадия носит название начальной (невростенической).

II стадия. Характеризуется более выраженными нарушениями интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы. Возникают алкогольные психозы, дозы спиртного увеличиваются до максимальных. Это средняя, наркоманическая стадия, которая выражается нарушением психики и постоянным пьянством.

III стадия. Ослабление всего организма, утрата эмоций и этических норм. Типичные изменения во внутренних органах. Эта стадия проявляется в запойном пьянстве, с выраженным проявлением психоза, бреда, ревности, утратой потенции.

Для людей злоупотребляющих алкоголем характерны следующие болезни: лейкемия, сердечная и почечная недостаточность, гипертония и дистрофия миокарда, тахикардия, дегенерация мышц, язвы кишечника и желудка, цирроз, диабет и другие.

Антисоциальным явлением является распространение алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи. В ряде случаев алкоголизм у детей и подростков развивается, основываясь на подражании взрослым. Несомненно, в развитии алкоголизма имеют свое место и такие особенности личности, как нравственная незрелость в виде отрицательного отношения к обучению, и низкий образовательный уровень; низкий культурный уровень, узость интересов, отсутствие увлечений, низкие духовные запросы; уход от ответственных ситуаций и принятия решений; утрата жизненной перспективы и путей развития собственной личности.

В Республике Беларусь разработана государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма. Программа направлена на предотвращение пьянства и алкоголизма, сохранение и улучшение здоровья людей, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения вследствие злоупотребления алкоголем, разработки эффективных систем профилактики пьянства и алкоголизма. Одной из основных задач государственной программы является выработка государственной политики в области профилактики алкоголизма, производства и реализации алкогольных напитков, рекламы и других действий по предотвращению алкоголизма, формирование в общественном сознании твердой установки на трезвый образ жизни, оздоровление нации и ее молодого поколения.

К профилактическим мероприятиям по предупреждению пьянства и алкоголизма, формированию здорового образа жизни относятся:— просветительная работа среди населения об алкоголе и последствиях его употребления;— разъяснение преимуществ здорового образа жизни, пропаганда методик сохранения и укрепления здоровья;— организация досуга юных граждан посредством многопрофильных и физкультурно-оздоровительных центров, спортивно-патриотических и оздоровительных лагерей, туристических слетов, республиканских спартакиад допризывной молодежи.

О вреде сквернословия!

Дорогие ребята! Задумывались ли вы над тем, как влияет нецензурная брань на здоровье человека? Ещё известный лингвист Владимир Даль писал в XIX веке: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека — это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

Учёные доказали: слова могут разрушать живые организмы на молекулярном уровне.

Пётр Горяев, создал аппарат, который «переводил» человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности-ДНК. С помощью этой чудо-техники. Учёный решил проверить, как отражается на живом организме злые и добрые слова. Выяснилось, некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы. Во время отборной брани корёжатся и рвутся хромосомы. Мы решили, что экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, не будем, — это слишком жестоко. Опытом подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно по три-четыре часа в день магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли. А выжившие стали генетическими уродами. Любое произнесённое слово — это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь, — говорит Горяев. — Иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать рак, а иногда способно лечить.

А другой ученый, Владимир Морозов, утверждал: — Важно, не ЧТО говорит собеседник, а КАК. Его тесты показали, что более 60% людей оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении нашей психики: агрессия в сознании многих стало нормой.

Ученый Карасёв приводит свои аргументы: — В том, что мат, обидные, колючие замечания глубоко ранят человека, думаю, сомневаться не будет никто. Вспомните, когда вас самих обругали — грубо, грязно (не важно по поводу или без повода), начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится и в результате это приводит к стрессам и преждевременному старению.

Памятка » Как избавиться от сквернословия» 

- Сам не говори плохих слов.— Сознавай и цени меру своего авторитета. Свой рейтинг.— Cквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенность.— Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.— В речевом поведении следует восстановить приоритет «сегодня».— Приобретай примеры прошлого.— Научись просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.

Моё кредо: Я — исключение! Моя речь — это моё зеркало, моё достоинство. Настоящий контроль — это изнутри.

Видеофильмы антинаркотической тематики

 

 

 

 

gtc.bks.by

Работа гимназии №1 по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни

Работа ГИМНАЗИИ №1 по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни

Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы.

В настоящее время профилактика употребления ПАВ у детей и подростков выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования.

Наше образовательное учреждение, как и многие другие, обладает рядом возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Доступ к семье ребенка, квалифицированными педагогическими кадрами. Которые совместно со всеми субъектами профилактики, способны обеспечить ведение эффективной профилактической работы.

Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в ряде нормативных документов, в частности Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде является основным программным документом, регулирующим профилактическую деятельность в образовательной среде. Согласно Концепции, целями первичной профилактической деятельности являются:

- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.

- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

С ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде были разработаны Программы “Все цвета, кроме черного”, «Мой выбор», «Твое здоровье», «Разговор о правильном питании» В программах принимают участие все субъекты образовательного процесса. Цели этих программ - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.

Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг.

При проведении профилактической работы работники гимназии учитывают организационные принципы профилактики, определенные в Концепции Комплексной активной профилактики и реабилитации:

1 принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений.

Администрацией гимназии совместно с ОВД составлен план организации работы по защите прав детства, профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ.

Организуя сотрудничество с различными субъектами профилактики, педагогический коллектив гимназии учитывает Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образования, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

В рамках реализации программы налажено тесное взаимодействие с различными субъектами системы профилактики: Управление образования, амбулатория, ОВД, центр психолого-медико-социального сопровождения, центр досуга и развития детей и юношества, детская юношеская спортивная школа, учреждения культуры.

2 принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.

Так, при планировании и реализации работы с младшими школьниками, основной целью ставим формирование негативного отношения к наркотизации через воспитание мотивации здорового образа жизни.

Задачи профилактической работы с подростками:

Научиться содержательному проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; осознать негативные последствия приема наркотиков, уметь применять способы отказа от наркотиков.

3 принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о, здоровом образе жизни, законопослушности. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. С этой целью нами проводится целенаправленная работа с учащимися гимназии.

4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Учитывая этот принцип, администрацией разработана многоаспектная, комплексная программа “Мое здоровье”, в которую включены разнообразные формы, методы работы.

5 принцип - непрерывность - профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в гимназии, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.

Можно выделить три основных направления работы гимназии по профилактике употребления ПАВ:

1. работа с детьми:

1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов

Вся учебная программа гимназии №1 дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя находят убедительные факты, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение мы уделяем развитию сети дополнительного образования. Анализируя занятость учащихся гимназии в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата учащихся досуговой деятельностью. Так, в 2005 - 2006 учебном году охват учащихся гимназии составлял 91 %, в 2006 — 2007 и 2007 — 2008 учебных годах - 93 %. Занятость учащихся, состоящих на учете, составляет 100 %.

Одним из направлений работы является расширение в гимназии сети спортивных секций. Так, в прошлом учебном году в школе работали следующие объединения спортивного направления: “Волейбол”, “Гимнастика”, “Баскетбол”, 2 группы спортивных игр. Занятость учащихся в спортивных секциях составляла 74 %. В этом учебном году к перечисленным объединения добавилось театральное объединение «Аншлаг», кружок «Светлячок» вокальные ансамбли «Ветер перемен», «Птица счастья». Занятость увеличилась до 78 %.

2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек

Реализуя работу в данном направлении, в гимназии проводятся мероприятия для учащихся, используются разнообразные формы работы:

Физкультминутки на каждом уроке

Ежедневная утренняя гимнастика

Динамические паузы, проводимые старшеклассниками и педагогами

День здоровья (1 раз в четверть)

День профилактики (2 раза в год)

Тематические классные часы

Круглые столы

Факультативный курс “Поговорим о правильном питании”

Мастер-класс

Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет

Ролевые игры

Конкурс агитбригад “Мы за здоровый образ жизни”

Участие в соревновании “Классов без курения”

Педагоги в своей работе используют газету о наркомании, ее проблемах и последствиях “Пока не поздно”. Используется в работе различная методическая литература, в частности комплект “Все цвета, кроме черного”.

Доказано, что систематическая двигательная активность человека, приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой и спортом.

Ежегодно в гимназии разрабатывается и реализуется план спортивных мероприятий. Учащиеся гимназии — постоянные участники в спортивных состязаний, зимних и летних играх «Зарница».

3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

В рамках Дней профилактики в проведение мероприятий с учащимися участвуют:

Сотрудники ОВД

Наркологический диспансер- лекторы

Больница имени «Семашко» - врачи

Волонтеры из медицинского училища

Сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств

2. работа с педагогическим составом

Понимая важность данной проблемы, в гимназии проводятся:

Педсоветы, педчтения, педпрактикумы, круглые столы, обучающие семинары, шмо классных руководителей.

3. работа с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому гимназия организовывала тесное сотрудничество с родителями обучающихся, жителями микрорайона. Сформирован банк данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт гимназии). Проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов ОДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, психологов, медицинских работников, социального педагога. Организован родительский всеобуч по тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество" (с участием медицинских работников). На заседаниях общешкольного родительского комитета, Общественного совета гимназии рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Профилактика употребления ПАВ эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ, повышения качества ЗОЖ, если:

• Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе

• Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

• Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека, последствиях применения

• В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции

ЗДОРОВЬЯ ВАМ ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ.

netnado.ru

пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек. Задачи

Задачи: рассказать о негативном воздействии никотина на организм человека; сформировать отрицательное отношение к курению, привлечь внимание школьников к здоровому образу жизни.

Оформление: плакаты с надписью “Курить - здоровью вредить!”, плоды черные и красные, анограммы, дерево

Ведущий 1: Приветствие (ОЛЯ) Мы вас приветствуем друзья

Ведущий 2: А сейчас на сцену приглашаем агитбригаду с лозунгом “Курить - здоровью вредить!”

Сигарета (Данияр): Хочешь со мной дружить?

Организм (Алена) : А кто ты?

Сигарета: Я – сигарета. Сделана из табака. Издавна служу людям. Французской королеве, например, я помогла избавиться от головной боли. И вообще, за границей мне больше везло, чем здесь.

Организм: Этого мало, чтобы узнать твой характер.

Сигарета: Тогда познакомься с моими веществами.

Мышьяк (Алмаз) : Я – мышьяк, мою подругу зовут синильная кислота. Мы – яды. В детективах нас используют, чтобы отравить кого нибудь. В сигарете нас очень мало. Мозг, пусти нас к себе. Мы будем защищать твои клеточки от кислорода. Ведь ты растёшь, становишься больше, а мы будем съедать по одной клеточке.

Мозг (Анна) : Съедать по одной клеточке? Но ведь мои клеточки не восстанавливаются. И скоро их станет мало. Нет, я не согласен.

Никотин (Марат) : А может, я понравлюсь? Я – никотин. Одна моя капля убивает лошадь. В сигарете меня совсем мало. Выкурив одну сигарету, вы ненадолго почувствуете покой, силу. Организму это понравится, он привыкнет ко мне и заставит курить ещё больше.

Желудок (Миша): Из – за никотина во мне пища задерживается, возникают боли, тошнота, рвота, затем появляется язва.

Лёгкие (Карина): Курильщик, который выкуривает пачку сигарет в день, за год вбирает литр смолы, которая оседает на стенках сосудов, скапливается лёгких. Это грозит нам хроническим бронхитом.

Сигарета: Организм, если ты нас примешь, на зубах и пальцах будет накапливаться жёлтый налёт. А изо рта будет чувствоваться запах табака. Он обязательно понравится твоим органам.

Зубы (Алихан): Мы считаем, что все здоровые зубы- белые. И мы не хотим быть жёлтыми, да и запах табака нам не нравится.

Бензопирен (Гаухар) : Дорогой организм, подружись со мной. Я не чего плохого не сделаю. Правда, у меня есть друг. Его зовут Рак. Мы с ним неразлучные друзья. Рак – это болезнь, но он ведь не выглядит опасным, правда?

Организм: Да, он выглядит не опасным и даже милым.

Мозг: Что ты! Рак погубит всех нас - это смертельная болезнь.

Легкие: Уходи вместе со своим другом.

Сердце (Лаура): Никотин заставляет меня работать быстрее, а я и так кручусь как белка в колесе. А если я не выдержу и остановлюсь….

Организм: Наверное, я …

Ведущий: Подожди, организм, решается вопрос о твоём здоровье. И о том, как к тебе будут относиться окружающие. Давай вместе с ребятами научись принимать решения.

А вы знаете... (Оля)

-что здоровье человека на 50 % зависит от его образа жизни;

-что после первого раза привыкает 82 % девочек и 54 % мальчиков;

-что табак содержит вещества, которые ведут к развитию 25 тяжелых заболеваний, преждевременному старению, инвалидности;

-что каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 9 сигарет, уходит в мир иной на 5 лет раньше, по 40 сигарет в день - на 9 лет раньше;

-что горящая сигарета - это химическая фабрика, продуцирующая 3000 соединений, в их числе более 40 канцерогенов, вызывающих рак.

Анограммы «Последствия курения»

Ведущий 1: Кто знает о последствиях табакокурения? Сейчас мы проверим.

2 команды «Крепыши», «Здоровечки»

АКШЕЛЬ (кашель)

ДЫОКША (одышка)

НЕБОЛИЗ АСДЦЕР (болезни сердца)

САРТГТИ (гастрит)

АКР ЕГЛИКХ (рак легких)

ЯАРННЯ МРЕСТЬ (ранняя смерть)

ВАИЛДНЕТИИОСЬ (инвалидность)

РАКИСЕ (кариес)

ЫМРОЩНИ (морщины)

Ведущий 2: О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока ещё значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Ведущий 1: Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают её всерьёз.

2 команды «Крепыши», «Здоровечки»

Задание: выработать законопроект об ограничении курения. Вы специалисты в области права, медики, депутаты. Вам поручили выработать проект закона по борьбе с курением в нашем городе. Проект должен содержать конкретные требования:

  • В каких местах можно курить;
  • Где нельзя курить; меры к нарушителям;
  • Каким должен быть возрастной ценз на покупку табачных изделий;
  • Меры к продавцам – нарушителям…
Ведущий (Оля): Постепенно возрастает количество выкуренных сигарет. Привыкание к табаку продолжается. Человек всё более зависит от него. Некоторые люди курят даже ночью. А ещё они курят до еды и после еды. Они курят всегда. Пачка сигарет в день для них – это чепуха. Тем временем организм начинает уставать. Курильщик не даёт отдыха своим кровеносным сосудам. Они становятся очень узкими. Кровоснабжение организма ухудшается. Меньше крови поступает в головной мозг. А вместе с ней и кислорода, который является основной пищей для мозга.

Ведущий (Азамат): Вещества, которые содержатся в табаке, резко снижают умственные способности большинства тех, кто курит. Наиболее ядовитым для организма веществом является – никотин. Он содержится в листьях табака. Это – маслянистая светло-желтая жидкость жгучего вкуса, с неприятным запахом. Именно никотин наносит сокрушающие удары по здоровью человека, особенно молодого. И не только по кровеносной системе. По дыхательным путям, по легким. По слизистой оболочке, по желудку. Мощнейшие удары от никотина принимает сердце.

Ведущий (Оля): А будущие матери гробят не только своё здоровье, но и здоровье ее, не родившихся детей.

Ведущий 1: Это- курение. Ты выбираешь это? Значит, ты хочешь иметь вот это? (показывают плакаты)

Разложившуюся печень

Отравленные легкие

Сушеные мозги

Дырка в кармане

(4 чёрных плода)

Ведущий 2: - Но есть и другой путь! (плакаты)

Правильное питание

Закаливание.

Занятия физкультурой.

Творческая активность.

Соблюдение режима дня.

Бережное отношение к окружающему миру.

(6 красных плода)

Принятие решение.

Ведущий 1: А теперь, организм, внимательно слушай. Прежде чем принять решение, надо посчитать все плюсы и минусы.

Работаем с деревом решений. Всё, что для организма хорошо и помогает вырасти красным плодом. Всё что плохо для организма – чёрные плоды.

Итак, проблема состоит в том, чтобы курить или не курить.

Ведущий 2: организм: какое решение принимаешь?

Организм: Нет, я не согласна!

(Хором Мы не будем курить не когда. Это страшная беда!)

Частушки

Запрещает Айболит

сигареты нам курить,

Ведь от этих сигарет

проживем мы меньше лет! (Азамат)

Нам не нужен мнимый рай- Алкоголь, табак, наркотик –

фрукты, овощи давай! выбрось все из головы!

Знаем, что куренье зло - На футболе, в поле, в школе –

съесть полезней эскимо! (Алихан) надо думать о здоровье. (Рудольф)

Коли нечем вам заняться Детям всем напоминаем,

к спорту надо приобщаться! что курение - беда!

Книги умные читать - Молодежь мы призываем

жизнь свою оберегать! (Данияр) быть здоровыми всегда! (Ержан)

Ведущий 2: Вывод: Табак опасен для организма.

Ведущий 1: Все это в твоих силах.

Ведущий 2: Это - здоровый образ жизни.

Ведущий 1: Сделай свой выбор!

Ведущий 1, 2: На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем за внимание!

Задание: выработать законопроект об ограничении курения. Вы специалисты в области права, медики, депутаты. Вам поручили выработать проект закона по борьбе с курением в нашем городе. Проект должен содержать конкретные требования:

  • В каких местах можно курить;
  • Где нельзя курить; меры к нарушителям;
  • Каким должен быть возрастной ценз на покупку табачных изделий;
  • Меры к продавцам – нарушителям…
Задание: выработать законопроект об ограничении курения. Вы специалисты в области права, медики, депутаты. Вам поручили выработать проект закона по борьбе с курением в нашем городе. Проект должен содержать конкретные требования:
  • В каких местах можно курить;
  • Где нельзя курить; меры к нарушителям;
  • Каким должен быть возрастной ценз на покупку табачных изделий;
  • Меры к продавцам – нарушителям…
Задание: выработать законопроект об ограничении курения. Вы специалисты в области права, медики, депутаты. Вам поручили выработать проект закона по борьбе с курением в нашем городе. Проект должен содержать конкретные требования:
  • В каких местах можно курить;
  • Где нельзя курить; меры к нарушителям;
  • Каким должен быть возрастной ценз на покупку табачных изделий;
  • Меры к продавцам – нарушителям…
Задание: выработать законопроект об ограничении курения. Вы специалисты в области права, медики, депутаты. Вам поручили выработать проект закона по борьбе с курением в нашем городе. Проект должен содержать конкретные требования:
  • В каких местах можно курить;
  • Где нельзя курить; меры к нарушителям;
  • Каким должен быть возрастной ценз на покупку табачных изделий;
  • Меры к продавцам – нарушителям…

www.zubstom.ru

Методические рекомендации по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни

ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г.Пугачёва»

Методические рекомендации по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни

Педагог-психолог: Гриб З.А.

         Цели:Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества. Сформулировать понятие “Здоровье человека”. Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.Задачи:Осознать влияние привычек на общее состояние здоровья человека.Определить соотношение понятий “здоровый образ жизни” и “привычки человека”.

Для начала предлагаю всем ознакомиться с датами в международном и российском календарях, связанных с сохранением здоровья человека: 7 апреля – Всемирный день здоровья.1 июня – День защиты детей.27 июня – День физкультурника.31 мая – День борьбы с курением.26 июня – Международный день борьбы с наркоманией.11 сентября – Общероссийский день трезвости.21 марта – Международный день Земли.5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.9 сентября – Всемирный день красоты.Что такое здоровье человека?Какие факторы определяют здоровье человека?Кто несет ответственность за сохранение здоровья человека? Эти вопросы часто беспокоят тех, кто проявляет заботу о своем здоровье. А теперь вспомним, какие пожелания обязательно присутствуют родным и близким, товарищам в поздравительных открытках? Конечно же это пожелание крепкого здоровья. Почему пожелание здоровья в той или иной формулировке присутствует в каждом поздравлении?Вывод: здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими, дорогими людьми, поздравлениях с торжественными датами мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это залог полноценной и счастливой жизни. - Зачем здоровье необходимо? Здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь в обществе.- Что такое здоровье?Много раз на этот вопрос отвечали представители разных наук, разных стран, времен и народов. Наиболее распространенные варианты ответов: Здоровье – это отсутствие болезни. Болезнь – это нарушение здоровья.Важно сформулировать собственное определение понятия “здоровье”Здоровье – это физическое и психическое благополучие человека. Всемирной Организацией Здравоохранения дано такое определение : Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.В пословицах сосредоточена народная мудрость, которая раскрывает их смысл. Пословицы: Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.Паршивому поросенку и в петровки холодно.Праздная молодость – беспутная старость.Голова седая, да душа молодая.А теперь давайте выделим признаки физического, психического и нравственного здоровьяПризнаки физического здоровьяПризнаки психического здоровьяПризнаки нравственного здоровья.

Чистая гладкая кожа.Здоровые зубы.Блестящие чистые ногти.Блестящие, крепкие волосы.Подвижные суставы.Упругие мышцы.

schoolfiles.net

Доклад "Профилактика вредных привычек и формирование ЗОЖ"

ШГ№6 имени Абая Кунанбаева

ДОКЛАД

Профилактика вредных привычек и формирование ЗОЖ

Подготовила: классный руководитель

8 «А» класса Исабекова А.Т.

Вредные привычки школьников — предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости.

2-слайд. Вредные привычки — проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь. Если раньше вредными привычками страдали подростки более старшего возраста, то в настоящий момент это характерно для учеников средней школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые. Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает.

3-слайд. Здоровый образ жизни — это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда. В чем же ценность здорового образа жизни.На этот вопрос существует очень много вариантов ответов. Каждый человек находит в нем свои преимущества. Кто-то надеется на то, что такой образ жизни позволит продлить молодость и красоту, кого-то привлекает возможность оставаться стройным и подтянутым, прекрасно себя чувствовать. Правильное питание, распорядок дня позволяют школьнику гораздо лучше усваивать школьную программу.

4-слайд. Физическое и умственное здоровье — это взаимосвязанные понятия. К сожалению, не все современные подростки до конца осознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет. Некоторые считают, что они и без этого будут всегда оставаться такими же здоровыми и красивыми, как сейчас. На формирование столь безответственного подхода к проблеме правильного образа жизни решающее влияние оказывает современный кинематограф, средства массовой информации. Раньше отношение школьников к вредным привычкам было в основном отрицательным. В те времена очень активно велась пропаганда против курения и употребления алкоголя. Но пару десятков лет назад молодежь получила возможность смотреть совершенно другие фильмы, в которых главные герои представали перед зрителем с бутылкой пива и сигаретой в руке. В те времена американские кинокартины пользовались огромной популярностью. Школьники смотрели их и в подсознании откладывалась информация о том, что курить — это модно. Ведь именно это демонстрируют на экране главные герои. Конечно, в формировании столь безответственного подхода к собственному здоровью виноваты не только фильмы, но и все общество в целом, и общественная идеология. Если раньше курить считалось чем-то очень постыдным, то в какое-то определенное время общество решило, что это модно. В настоящий момент уже становится очевидным, что проблемой вредных привычек, которыми страдают школьники, нужно заниматься очень серьезно. Только так можно вырастить здоровое поколение, думающее о своем будущем. Итак, в чем же должны заключаться основные методы грамотного воспитания, основанного на принятии здорового образа жизни?

5-слайд. Формирование правильных жизненных ценностей закладывается в семье. Школа, друзья и ближайшее окружение, несомненно, играют в жизни подростка немаловажную роль. Если родители хотят вырастить своего ребенка здоровым, надо заниматься его воспитанием с самых ранних лет. Первое, о чем нужно помнить, это то, что мама и папа должны стать для ребенка положительным примером. Важно не просто читать ему нотации, а на своем примере показывать, насколько яркой и насыщенной может быть жизнь без вредных привычек. Если мама подрастающей дочери позволяет себе курить, то слова родительницы о вреде курения будут звучать достаточно комично. Особенное внимание следует уделить подростку, вступающему в переходный возраст. В это время школьники, как никогда, склонны к самовыражению и очень восприимчивы к чужому влиянию. Пропаганда здорового образа жизни должна стать для педагогов одной из самых основных задач. Особое внимание следует уделять школьникам из так называемых неблагополучных семей. Для таких ребят педагоги порой становятся единственными воспитателями. При разговоре с подростком очень важно делать акцент именно на том, что нужно школьнику, а не учителям, родителям. Проще говоря, не нужно описывать ему какие-то туманные перспективы того, что с ним будет через много лет, если он отдастся во власть вредных привычек, либо говорить о том, что его здоровый образ жизни нужен прежде всего семье, окружающим. Для школьника важно осознать то, насколько ему самому нужен этот здоровый образ жизни, причем именно сейчас.

Если школьник связался с плохой компанией — пора бить тревогу. В этом случае важно сделать все для того, чтобы переключить подростка на более полезное времяпрепровождение. Необходимо понимать, что все пагубные привычки человек приобретает от безделья.

6-слайд. Когда подросток занят, ему некогда думать о вредных пристрастиях. Перед ним стоят совершенно другие цели. Лучше всего отдать его в какой-нибудь кружок, либо предложить ходить на занятия, которые проводят в школе. Очень хорошей профилактикой вредных привычек служат занятия в спортивных школах.  Там, как правило, собираются люди, ведущие здоровый образ жизни. Вращаясь в такой среде, подростку не захочется выделяться на фоне других спортсменов и он раз и навсегда выберет здоровый образ жизни. Любое занятие или хобби само по себе является хорошей профилактикой от вредных привычек. Школьник, увлеченный каким-либо занятием, будет тратить свободное время исключительно на него. У него уже не возникнет желания бесцельно болтаться по улицам с сигаретой и пивом в руках. В борьбе за правильный образ жизни и учителя и родители школьников должны действовать согласованно и слаженно. Лучше объединить свои усилия. Именно так удастся достигнуть желаемой цели гораздо быстрее. Кроме того, родители всегда должны поддерживать связь с учителем, узнавать у него обо всем, что связано с их ребенком. Именно это является одним из правил достойного воспитания. Профилактика вредных привычек у школьников — задача, которая должна стоять как перед учителями, так и перед родителями учеников. Она должна стать обязательным элементом воспитательной работы.

multiurok.ru

Программа профилактики вредных привычек "Школьники за здоровый образ жизни"

Разделы: Социальная педагогика

Обоснование проблемы на федеральном и региональном уровнях

В последние годы в нашей стране сложилась тревожная ситуация со злоупотреблением алкоголя и наркотиков, особенно в молодежной среде. Мы не можем молчать, когда речь идет о деградации нашего общества. Выбирая тему своей программы, мы проработали много литературы по проблеме алкоголизма. Врачи, демографы, ученые бьют тревогу: Россия вымирает! В своем докладе на заседании Государственной Думы депутат А.Дмитриева отметила, что в условиях нынешней демографической ситуации и распространения вредных привычек среди населения такой страны, как Россия, может не стать через 50 лет! Из года в год количество россиян, употребляющих алкоголь и наркотики, растет. Кроме того, наркомания «молодеет». Статистика свидетельствует, что в России средний возраст начала употребления алкоголя снизился до 12,5 лет.

Вдумайтесь в страшные цифры:

– 90% умственно отсталых детей – дети алкоголиков и пьющих родителей; – в пьющих семьях 40% детей – недоразвитые и больные; – в пьющих семьях мертворожденные дети появляются в два раза чаще, а детская смертность в три раза выше, чем в непьющих семьях: – одна рюмка водки снижает работоспособность на 20–30%; – в состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений.

По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель смертности от разных причин у лиц, даже умеренно потребляющих алкоголь, в 3–4 раза превышает аналогичный показатель для населения в целом. Средняя продолжительность жизни у пьющих людей не превышает обычно 55–57 лет. Возникающие при опьянении нарушения равновесия, внимания, ясности восприятия окружающего, координации движений часто становятся причиной несчастных случаев. В Москве до 30% поступающих в больницы с тяжелыми травмами составляют люди, находящиеся в состоянии опьянения. В нашем лицее негативное отношение к вредным привычкам проявляется не только в теоретическом материале для классных часов и общешкольных мероприятий, но и в проведении недели «Здорового образа жизни», туристических походов, экскурсий по святым местам, безалкогольных выпускных вечеров. Педагоги российских школ обеспокоены ситуацией, связанной с увеличением неблагополучных и неполных семей. Иногда причиной неблагополучия в семье, разрыва семейных отношений становится алкоголь. Социальный паспорт лицея № 5 показал, что из 489 обучающихся – 34 ребенка из малообеспеченных семей. 14 учащихся – из многодетных семей. 2 инвалида, 6 школьников состоял на внутришкольном учете. Исходя из выше сказанного, социально-психологическая служба лицея считает необходимым продолжить использование программы по профилактике вредных привычек в своей работе с учащимися в целях предупреждения никотиновой, наркотической, алкогольной зависимости, искоренения сквернословия, пропаганды здорового образа жизни.

Целевая группа

Инициатором создания целевой группы является социально-психологическая служба МОУ «Лицей № 5».

Схема взаимодействия социально-психологической службы

Принципы, на которых основана работа социально-психологической службы лицея:

– безусловной ценностью признается каждый человек; – любое психологическое качество или свойство человека может быть принято как ресурс его развития; – всякое психологическое затруднение не есть негативное качество или свойство человека, а есть состояние недостатка какого-то ресурса; – всякое педагогическое и психологическое воздействие производится под знаком заботы о личном росте или же с сохранением перспективы роста каждого, кто попадает в сферу влияния службы.

Профилактическая программа охватывает учеников 5–11-х классов

Направления профилактики

Административно-правовое

Информационно-педагогическое

Социально-педагогическое

Психолого-педагогическое

Медико-психологическое

Инспектор ПДН Администрация школы

УНО СМИ ЦД и К НМЦ

Классный руководитель Органы опеки Соцпедагог

Фельдшер Психологи ЦД и К Психоневролог

Психологи Педагоги

Модель управления системой профилактики

Взаимоотношения в целевой группе основаны на профессиональном росте участников и личных взаимоотношениях. Финансирование программы осуществляется за счет бюджета и собственного вклада реализаторов и участников программы. Потенциальные спонсоры – родители.

Концептуальная идея программы

Профилактика алкоголизма, а также других вредных привычек через пропаганду здорового образа жизни.

Задачи программы:

1. Выработка активной жизненной позиции. 2. Организация творческого и здорового досуга школьников. 3. Работа над развитием этических норм поведения детей. 4. Формирования психологического климата в социальном окружении ребенка. 5. Оказание помощи детям «группы риска».

Методы работы в рамках программы по профилактике вредных привычек

(В программу включены словесные, практические и наглядные методы):

1. Лекции. 2. Беседы. 3. Урок-суд. 4. Социальный опрос. 5. Тестирование. 6. Педагогические консилиумы. 7. Психолого-педагогические семинары. 8. Конференция. 9. Мозговой штурм. 10. Семинары-практикумы. 11. Просмотр кинофильмов. 12. Встречи с интересными людьми. 13. Конкурсы рисунков, выпуск стенгазет (по данной теме). 14. Участие в городских акциях. 15. Семейное консультирование.

Социально-психологическая служба лицея считает основными направлениями своей деятельности по предупреждению развития вредных привычек у школьников следующие:

I. Формирование навыков правовой культуры и воспитание ответственности граждан в российском обществе

1) Разъяснение правовых последствий употребления ПВ. 2) Встречи с работниками правоохранительных органов. 3) Знакомство со ст. 228–232 Уголовного кодекса РФ об ответственности за изготовление, приобретение, хранение, перевозку и пересылку наркотических веществ. 4) Знакомство с приказом «О запрещении курения на территории лицея», который издан на основании Закона об ограничении табакокурения в РФ. 5) С распоряжением правительства Белгородской области «О проведении областной акции по искоренению сквернословия в молодежной среде».

Русский физиолог, академик И.П. Павлов говорил: «Какая польза может быть от яда, который приводит людей в состояние безумия, толкает на преступления, делает больными, отравляет существование не только самих пьющих, но и окружающих лиц». Взаимосвязь алкоголя с преступностью обусловлена формированием под его влиянием насильственного типа личности. С помощью алкоголя преступники вербуют соучастников, вызывают у них снижение самоконтроля, облегчающее совершение преступления. Состояние опьянения, сопровождающееся ослаблением сдерживающих факторов, утратой чувства стыда и реальной оценки последствий совершаемых поступков, часто толкает молодых людей на случайные половые связи. Следствием их нередко бывает нежелательная беременность, аборт, заражение венерическими болезнями. По данным статистики. 90% заражений сифилисом и 95% гонореей (как у мужчин, так и у женщин) происходит в состоянии опьянения. У трети женщин, употребляющих спиртное, рождаются недоношенные дети. 25% пьющих женщин производят на свет мертворожденных. Давно доказано, что зачатие в пьяном виде чревато большой опасностью для будущего ребенка. Обследования показали, что из 100 детей-эпилептиков у 60 родители употребляли спиртные напитки. У 40 из 100 умственно отсталых детей родители – алкоголики.

II. Работа лекторской группы лицея по формированию правильной жизненной позиции подростков

1) Многоликое «Я» в коллективе. 2) Правила общения в коллективе. 3) Здоровье физическое и духовное. 4) У истоков истории: традиции, обряды, обычаи. 5) Красота спасет мир? 6) Влияние психотропных веществ на организм подростка. 7) Стресс и его воздействие на человека. 8) Роль самовоспитания в формировании активной жизненной позиции. Приобщение к пьянству – сравнительно молодая ошибка человечества. На царственных пирах в России пили ковшами и чашами, но не водку, а «мед-пиво», крепость их не превышала 5–7 градусов. Водка в России появилась в XVI веке. В 1552 году Иван Грозный устроил в стране первый кабак, где водку подавали только опричникам. Спаивание народа становится безудержным в конце XIX века, когда в России складывается своеобразная питейная процедура, согласно которой ни одно знаменательное событие не проходит без выпивки. Способствовала пьянству и беспросветно тяжелая доля русского рабочего. Первые попытки искоренить пьянство были предприняты в 1917 году. С тех пор война не прекращается и идет с переменным успехом – зеленый змий оказался крайне живучим. Кроме того, что алкоголь разрушает организм, он разрушает личность. Человек тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Такие люди часто находятся на учете врача-психиатра или помещаются в психиатрические клиники.

III. Организация деятельности по пропаганде здорового образа жизни. Реализация проекта по профилактике вредных привычек

Дата проведения

Участники

Содержание работы

Ответственный

Оформление стендов, бюллетеней

Октябрь

Ноябрь

Декабрь Ноябрь Декабрь Апрель

В течение года

5–11-е кл.

1. «Как справляться с трудностями?» 2. «Искусство общения» 3. «Я выбираю здоровый образ жизни» 4. «Сквернословию – НЕТ!» 5. «Жизнь без СПИДа» 6. «Спортивная жизнь лицея» 7. Выставка книг по антиникотиновой пропаганде, по культуре речи 8. Фотогазета «Исток» 9. «Школа жизни»

Психолог

Психолог

Классные рук. Соц. педагог Учитель рисования Учитель физкультуры Библиотекарь Учитель ОБЖ Соц. педагог

Лекционно-практические занятия

18–25 сентября

 

8–11-е кл. 5–9-е кл. 9-й кл. 2–4-е кл.

Неделя подростка

1. «Женщины, девушки и ВИЧ/СПИД» 2. «О грезе сквернословия» 3. Детская преступность в городе и районе» 4. «Полезные привычки» 5. «Правовая сторона последствий употребления психотропных веществ»

 

Гинеколог Св. отец Георгий Инспектор ПДН Медсестра Соц. педагог

Ноябрь

9–11-е кл.

Анализ проблемы наркомании на региональном уровне

Нарколог

1 ноября – 2 декабря

7–11-е кл.

Месячник «Жизнь без СПИДа» (участие во всемирной кампании против СПИДа)

Замдиректора по ВР, учитель биологии, соц. педагог, кл. рук.

18 ноября

5–11-е кл.

Международный день отказа от курения

Выступления волонтеров по классам

Ноябрь

5–11-е кл.

Акция «Школьники за здоровый образ жизни»

Замдиректора по ВР, соц. педагог, психолог

Анкетирование, диагностирование, индивидуальная работа

Октябрь

1-е, 5-е, 10–11-е кл.

Диагностика обучающихся (изучение проблемы в эмоциональной сфере, склонностей к вредным привычкам, выявление среди обучающихся «группы риска»)

Психолог

Январь

Начальные классы

Психопрофилактическое занятие по программе «Полезные привычки»

Психолог

Ноябрь

9–11-е кл.

Анкетирование «Я против того, чтобы мои друзья принимали наркотики»

Замдиректора по ВР, соц. педагог

В течение года

1–11-е кл.

Индивидуальное, групповое, семейное консультирование (дети, родители, педагоги)

Психолог, соц. педагог

В течение года

5–11-е кл.

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере общения

Психолог, логопед

Совещания, психолого-медико-педагогические консилиумы

Октябрь

 

Совещание при замдиректоре по ВР:

1. Занятость обучающихся лицея внеурочной деятельностью и кружковой работой. 2. Организация работы кружков, секций

Замдиректора по ВР

Декабрь

 

ПМП консилиум по результатам адаптации пятиклассников

Замдиректора по НМР

Февраль

 

ПМП консилиум по работе с «трудными» подростками

Замдиректора по ВР, психолог, соц. педагог

Экскурсии, спортивная работа

1–11 февраля

1–11-е кл.

День здоровья и спорта

Учитель физкультуры, учитель ОБЖ

В течение года

5–11-е кл.

· Участие в школьных городских спартакиадах по разным видам спорта · День туриста (экскурсии по заданным маршрутам)

Учитель физкультуры

· «Папа, мама, я – спортивная семья»

Вожатая

Родительские собрания

Март

 

«Как уберечь вашего ребенка от наркотиков»

Соц. педагог, психолог

Апрель

 

«Чего детям делать нельзя»

Соц. педагог

Ежемесячно

 

Заседания «Совета профилактики»

Замдиректора по ВР, психолог, соц. педагог

Ноябрь

1–11-е кл.

Профилактика вредных привычек у ребенка

Кл. руководители, психолог

Другие формы работы

В течение года

 

Просмотр видеофильмов по профилактике вредных привычек: «Дымок сигареты», «У последней черты», «На острие иглы» и т.д.

Соц. педагог, кл. руководители

В течение года

 

Рейды в неблагополучные семьи и семьи «трудных подростков

Соц. педагог, кл. руководители, инспектор ПДН

В течение года

5–7-е кл., 8–11-е кл.

Игра «Спорные утверждения» Игра «Степень риска»

Психолог

Организационные структуры и их взаимодействие в рамках реализации программы

Обучение специалистов для работы по программе профилактики вредных привычек

1. Разработка направлений деятельности по пропаганде здорового образа жизни творческой группой учителей под руководством учителя физкультуры Тимофеевой Т.М. 2. Курсы повышения квалификации для соц. педагога, психолога, классных руководителей. 3. Лекции, семинары-практикумы для классных руководителей. 4. Обучение членов лекторской группы умению работать с классом при проведении лекций.

Планируемые результаты

1. Готовность ведения здорового образа жизни. 2. Занятость детей во внеурочное время (кружки, секции и т. д.). 3. Снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья школьников. 4. Создание условий урочной и внеурочной деятельности без стрессовых ситуаций является благодатной основой для красивого культурного выражения мыслей без гневных всплесков, которые, как правило, сопровождаются ненормативной лексикой.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тренинг. Учусь говорить "нет!" Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

Тренинг

Учусь говорить « нет!»

Ильина Е. И. учитель начальных классов ГБОУ СОШ №29 г. Севастополя

Цель: пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

Задачи:

1.Научить способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих.

2.Развивать волевые качества, направленные на выработку нравственной позиции по отношению к вредным привычкам.

3.Развитие умения сказать «Нет».

4.Воспитывать устойчивое отношение к здоровому образу жизни.

Оборудование: стихотворения; карточки для составления пословиц о здоровье; кружки зеленого и красного цвета; предложения на тему: «Полезные и вредные привычки»; маски зверей для инсценирования сказки «На лесной поляне»; таблица с формами отказа; рисунки для озвучивания ситуации; аппликация «Цветущее дерево»; мягкая игрушка; запись песен о здоровье; презентация.

1. Организационный этап. Приветствие Слайд 1.

а ) Приветствие-кричалка

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему…

Привет! (дети хором)

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой…

Привет! (дети хором)

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям …

Привет! (дети хором)

И улыбнуться вам в ответ

От слова доброго …

Привет! (дети хором)

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям…

Привет! (дети хором)

Давайте дружно все в ответ

Друг другу скажем мы…

Привет! (дети хором)

Энергизатор «Здравствуйте», « Привет».

Все дети встают в круг.

- Скажите, когда люди приветствуют друг друга, что они говорят? (Здравствуйте.)

- А как поздороваетесь со своим товарищем? (Привет.) Сейчас каждый из вас поприветствует друг друга этими словами: один говорит всем: «Здравствуйте», следующий – «Привет» и т.д.

- У нас получилось две группы: «Здравствуйте» и «Привет». Одна группа встает во внутренний круг, а другая – во внешний.

Во время приветствия ребята из группы «Здравствуйте» остаются стоять на месте, а ребята из группы «Привет» движутся по кругу, приветствуя одноклассников. Слайд 2.

Ты мой друг.

Я твой друг.

Как ты тут?

Ты пришел.

Хорошо.

Стихотворение « Здравствуйте» (ученик читает наизусть) Слайд 3.

-Здравствуйте!-

Ты скажешь человеку.

-Здравствуй!-

Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет. (А.Кондратьев)

2. Составление правила работы. Слайды 4,5.

Нужно:

Выражать свое мнение «я считаю…», «я думаю…»

Смотреть на того, к кому ты обращаешься.

Внимательно слушать, когда говорят другие.

Уважать чужое мнение.

Говорить искренне.

Говорить по одному.

Не давать оценок.

Нельзя:

Шуметь, когда кто-то говорит.

Перебивать.

Обзываться, передразнивать.

Рассказывать о чувствах другого человека за пределами группы.

Ставить другим оценки.

3. Поговорим о здоровье. Слайд 6.

Здоровье- это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Сохранять и укреплять его – это не только необходимость, но и долг каждого человека.

Класс объединяется в три группы: «Солнце», «Воздух», «Вода».

Выполняют задание- собрать из слов пословицу и объяснить значение. (Здоровому все здорово. Ходи больше -проживешь дольше. Чистота –залог здоровья.) Собранные пословицы крепятся на доске.

Вывод: Здоровье – это тот подарок, который человек может подарить себе, а может отнять у самого себя. Слайд 7.

4. Полезные и вредные привычки. Интерактивная беседа и игра. Слайд 8.

Привычка- это то, что ты делаешь постоянно. Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое –то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнёт его выполнять не задумываясь.

Игра «Привычка». ( Способствует процессу формирования привычки)

Описание игры. Учащиеся встают в круг и, если команда ведущего начинается со слов «прошу», выполняют различные действия («Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять руку» и т.п.). В определённый момент ведущий перед командой не произносит слово «Прошу» и тогда группа не должна выполнять указание.

Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются Слайд 9. …(полезными).

Привычки, наносящие вред здоровью, называются …(вредными).

Обсудим?

Класс объединить в 2 группы ( выбор: кружочки зеленого и красного цвета) 1группа обсуждает полезные привычки, 2 группа – вредные привычки. ( В коробке лежат карточки с напечатанными предложениями о полезных и вредных привычках.)

Через несколько минут выступают группы со своими высказываниями.

План: Слайд 10.

1. Главная мысль: полезные (вредные) привычки - это?

2. Почему они полезные (вредные)? Привести доказательства.

3. Советы: как избавиться от вредных привычек?

4. Как приобрести или закрепить полезные привычки?

(Заниматься спортом. Чистить зубы. Курить. Много смотреть телевизор. Употреблять спиртные напитки. Закаляться. Правильно питаться. Есть много сладкого.)

Игра. Ручеек «Полезные привычки».

Два ученика, взявшись за руки и подняв их вверх, образуют вход. Дети проходят, называя свою полезную привычку. Слайд 11.

Вывод. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание» полезных привычек дело долгое и кропотливое, вредные же привычки, как сорняк очень легко пускают корни, лишь стоит дать им небольшую поблажку. Среди самых опасных привычек, которые способны разрушить здоровье человека – дружба с курением, алкоголем.

5. Сценка “На лесной полянке” (Инсценирование сказки). Слайд 12.

На лесной полянке звери. Они собирают лекарственные растения. Появляется волк с трубкой во рту.

Волк: Ну что, малыши, дать закурить.

Заяц: Нет.

Белка: Мы не курим.

Еж: Фу-фу-фу – какая гадость! Ты разве не знаешь, что вредно курить?

Волк: Ерунда! Курят только настоящие, смелые звери. А люди-то как это ЛЮБЯТ! Я вот у них трубку стащил. Слабо закурить?

Заяц: Мне не слабо! Я закурю! (Закуривает, кашляет, падает без сознания).

Белка: Ну, зачем ты это сделал? Зачем закурил?

Появляется Лиса.

Лиса: Ой! Ой! Ой! Какие мы нежные! В обморок упали. Ничего привыкнет.

Еж: Да привыкнет, а потом уж и не отвыкнет. Столько людей пытается бросить курить, а удается это немногим. Лучше уж не начинать совсем!

Белка: Ты прав, Еж, не нужно привыкать. Я уж лучше орехов поем. Хочешь, Ежик?

Еж: Спасибо, Белка. У меня вот яблоко есть – и приятно и полезно. Кстати, чтобы отказаться от первой выкуренной сигареты или от первой рюмки, нужно больше смелости, чем требуется для того, чтобы согласиться. Денежки и время лучше тратить на что-то хорошее и полезное.

- Что случилось на лесной полянке?

– Все ли звери смогли отказаться от предложения Волка закурить? (Нет.)

-Были в вашей жизни ситуации, когда вам предлагали попробовать покурить или попробовать спиртное? Или вы наблюдали за другими людьми, которым предлагали тоже самое?

-Соглашались вы или отказывались? (Те люди, которых наблюдали?)

– Трудно ли было отказаться?

– Почему важно научиться отказываться от предложения сигарет и алкоголя? (Выслушать ответы.)

Вывод. Очень важно уметь отказать от предложения табака и алкоголя. Многие ребята обычно много знают о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и социальное благополучие, но некоторые из них все-таки начинают курить и употреблять спиртные напитки. Часто это происходит потому, что они не могут отказать сверстникам, знакомым или членам семьи, предлагающим сигареты или алкоголь.

6. Действенные формы отказа: Слайды 13,14.

«Нет. Спасибо!» (Говорите уверенным тоном без объяснения причин.)

«Нет, спасибо!»+ объяснение причины(головная боль, необходимость идти на тренировку. Боязнь огорчить родителей.)

«Нет, спасибо! + предложение чего – то другого (поиграть вместе, съесть яблоко, предложить игрушку, поработать с конструктором)

На все уговоры и предложения дать односложный ответ: «Нет!», «Не буду!», «Не хочу!»

Сделать вид, что не услышал предложения.

Уйти в сторону от тех, кто предлагает. Пройти мимо.

Если настаивают. Задай вопрос: « Почему тебе хочется

www.infouroki.net


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность