Тема работы: Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. Здоровый образ жизни обладает широким позитивным воздействием на


Эффективность здорового образа жизни — Мегаобучалка

 

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. Суммируя возможные результаты и эффективность перехода к здоровому образу жизни можно считать, что он:

ü положительно и результативно снижает или устраняет воздействие «факторов риска», заболеваемость и, как результат, уменьшает затраты на лечение.

ü ускоряет процессы восстановления после физической и умственной деятельности.

ü усиливает иммунные механизмы защиты организма.

ü активирует обменные процессы в организме.

ü способствует тому, что жизнь человека становится все более здоровой и долговечной.

ü обеспечивает хорошее взаимоотношение в семье, здоровье и счастье детей.

ü обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех.

ü обуславливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток.

ü позволяет отказаться от вредных привычек, рационально распределять бюджет времени с использованием средств активного отдыха.

Приведенная модель здорового образа жизни может быть расширена и детализирована в зависимости от потребностей личности.

 

Контрольные вопросы

1. Понятие «Здоровый образ жизни».

2. Составляющие модели здорового образа жизни.

3. Рациональный режим жизни.

4. Организация сна.

5. Рациональное питание.

6. Оптимальный двигательный режим.

7. Тренировка иммунитета и закаливание.

8. Воздействие вредных привычек на состояние здоровья молодого поколения.

9. Культура межличностного общения.

10. Психофизическая регуляция организма.

11. Культура сексуального поведения.

12. Оптимизация режима жизни- залог успешности.

13. Критерии эффективности использования здорового образа жизни.

14. Самообразование и самосовершенствование.

ЛЕКЦИЯ 6.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС.

 

Личность и ее развитие. Природа эмоций.

Стресс как фактор, влияющий на здоровье человека. Физиологические механизмы стресса. Классификация видов стресса: стресс, эустресс, дистресс, их значение для организма человека. Причины возникновения стресса и дистресса: конфликтные ситуации, информационные перегрузки, межличностные отношения. Эмоциональное неблагополучие (невроз).

Защита и пути преодоления стресса: стратегия «отступления», формирование новой доминанты, дыхательная гимнастика, физические упражнения, методы релаксации, психофизиологическая и идеомоторная тренировки.

 

ПЛАН

6.1. Что такое стресс?

6.2. Основные положения Селье о стрессе.

6.3. Физиологические основы стресса.

6.4. Психологические основы стресса.

6.5. Классификация стрессоров.

6.6. Функциональные нарушения (болезни адаптации).

6.7. Способы борьбы со стрессом.

6.7.1. Релаксация.

6.7.2. Релаксационные упражнения.

6.7.3. Концентрация.

6.7.4. Ауторегуляция дыхания.

6.7.5. Первая помощь при остром стрессе.

Контрольные вопросы.

 

«В здоровом теле – здоровый дух», так говорили древние римляне, так говорит Система Здоровья. Правила здоровья, контрастные воздушные и водные ванны, правильное питание, создавая физическое здоровье, одновременно формируют могучую нервную силу и психическое здоровье.

Но существует и другой, не менее справедливый афоризм, принадлежащий мудрецам Востока: «В здоровом духе – здоровое тело». Укрепляя и совершенствуя свой дух, человек укрепляет и свое физическое здоровье. Взаимодействие тела и духа, совершенствует не только физическую, но и духовную энергию человека, делает его более гармоничным, здоровым, творческим.

Здоровая нервная система помогает человеку противостоять всем невзгодам и бурям, которым он подвергается в жизни.

Что такое стресс?

 

В переводе с английского стресс означает «напряжение, давление». Канадский ученый (медик, физиолог, психолог) Ганс Селье определил стресс как неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование. Биологическая функция стресса - адаптация. Эта реакция предназначена для защиты организма от различных воздействий: физических, психических. Стресс — это способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора.

Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, т. е. специфично, но кроме специфического эффекта требование дает неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции, т. е. адаптироваться к возникшей трудности. Из этого следует, что специфичные явления требуют неспецифичного ответа.

В настоящее время стресс является важной причиной смертности, так как он нарушает психосоматическое равновесие. Стресс предъявляет высокие требования к нашей психике, щадя при этом наше тело, «экономя» на нем. Это приводит к дисгармонии природного равновесия.

И все-таки стресса не следует избегать. Г. Силье отмечал «полная свобода от стресса означает смерть», уровень психологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю.

Организму неважно положительные переживания испытывает человек или отрицательные, стресс зависит только от интенсивности требования.

На рис. 6.1. изображено влияние стрессовой реакции на работоспособность человека.

Рис. 6.1. Соотношение стрессовой реакции и работоспособности.

 

Стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой, улучшающей субъективное «качество жизни». Такой положительный стресс называют «эустрессом»,а ослабляющий, чрезмерный стресс - «дистрессом».

По мере усиления стресса улучшается общее самочувствие и проявление здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, он становится вредным для организма. Точка, в которой достигается оптимальный уровень стресса, зависит от врожденных биологических, а также приобретенных физиологических и поведенческих факторов.

Механизм стрессовой реакции сформировался на ранней стадии человеческого развития как защитный механизм. За период эволюции этот механизм отшлифован до автоматизма и срабатывает мгновенно. Но в период его формирования перед человечеством стояли другие задачи (убежать от хищного зверя, убить животное, чтобы накормить семью и т. д.). В современном мире люди решают другие проблемы, но механизм стрессовой реакции остался тот же. Защитная реакция запускается, чтобы человек действовал, это команда - «нападай или убегай». Ее задача - быстрая мобилизация энергетических резервов, цель - выжить. Мы живем в цивилизованном мире, и мы не следуем этой команде, мы сдерживаем свои эмоции, а у них нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма.

Концепцию стресса разработал Г. Селье в первой половине XX века. В 1936 г. он ввел понятие «Общий адаптационный синдром» (ОАС). ОАС- это усилие организма приспособиться к изменившимся условиям за счет включения выработанных в процессе эволюции специальных механизмов защиты.

megaobuchalka.ru

Плетнева В. И. Здоровый образ жизни – важнейшая составляющая духовно-нравственного воспитания студентов медицинского техникума

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Здоровый образ жизни – важнейшая составляющая  духовно-нравственного воспитания  студентов медицинского техникума

 A healthy lifestyle is an essential component of the spiritual and moral education  of Pedagogical college’s students 

Плетнева Вита Игнацасовна

Pletnyova Vita Ignatsasovna,

преподаватель ОГБОУ  СПО «ЧМТ»

Россия, г. Черемхово

[email protected]

 

Аннотация. В данной статье изложены основные вопросы формирования ценностного отношения к здоровью у обучающихся, взаимосвязей образа жизни и здоровья, освещены  вопросы профилактики инфекционных заболеваний, анализ результатов мониторинга состояния здоровья студентов. Повышение двигательной активности , как ведущего фактора здорового образа жизни.

 Annotation. The article presents the formation’s essential issues of the valuable relation to the students’ health, the lifestyle’ and health’s interconnection, and covers the issues of infectious diseases’ prevention, the results’ analysis of monitoring of the students’ health status. Increasing of physical activity as a leading factor of a healthy lifestyle.

Ключевые слова. мониторинг, физическая активность, гигиена ,адаптация, здоровье, физические упражнения.

Keywords. health, physical exercises, adaptation, physical activity, hygiene, monitoring.

Острейшей проблемой сегодняшней России является утрата духовно – нравственных ценностей, разрушение института семьи, происходящее на фоне увеличения роста стремительно разрушающих здоровье – алкоголизма, табакокурения, наркомании. В связи с этим мы наблюдаем увеличение количества депрессий, снижение работоспособности.  В то же время в Законе об образовании сказано, что образование есть воспитание и обучение, и наряду с задачей подготовки квалифицированных специалистов ставит задачу воспитания граждан и патриотов России, обладающих высокой нравственностью, физическим совершенствованием,  духовностью, чувством ответственности, в том числе за свое здоровье

Для любого учебного заведения актуальной задачей является забота о здоровье обучающихся, формирование приоритетов здорового образа жизни в среде учащейся молодежи. Одна из актуальных задач – привлечение к этой деятельности самих обучающихся. Физическая культура, занятия студентов в спортивных секциях направлены на пропаганду здорового образа жизни. Считаем, что физическая активность в настоящее время превращается в главный компонент физической культуры,  становится окультуренной двигательной деятельностью, направленной на оптимизацию физического  совершенства человека в единстве с его духовным  развитием.  Возросшая роль физической культуры неоспорима в системе здоровье cохранения, где ее факторы  более целенаправленно используются для профилактики и лечения таких распространенных заболеваний, как сердечно-сосудистые, обменные и др.

Работая с молодежью, убеждаешься в том, что многие молодые люди не до конца понимают, что здоровье человека и нации в целом – это величайшая человеческая ценность, без которой, как говорил  Сократ,  здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.

Для наc,  обучающиеся – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд. Да, именно работа, ибо для здоровья молодежи надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями специалистов физической культуры, методистов ФК комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач здоровье сбережения может помочь сохранить обучающимся здоровье.

Здоровье является основополагающей ценностью, без которой невозможна полноценная реализация личности. Ценностная характеристика здоровья человека проявляется в разных сферах жизнедеятельности: служит источником духовной бодрости и оптимистических идеалов, побуждает интерес к творчеству, является необходимым условием культурного развития, усиливает потребность общения, познания себя, в воспитании мыслей, чувств, радость наслаждения, свойственных здоровому человеку. Ценности здоровья значимы и для общественной жизни, при которой личность должна волновать здоровье других людей, поскольку они связаны друг с другом и окружающим миром. Качество взаимоотношений между людьми формирует нравственную атмосферу и духовные основы общества, которые влияют на мировозрение личности, определяя ее поведение и взаимодействие с окружающим миром.

Благодаря усвоенной информации обучающимися в образовательном процессе техникума формируются идеалы, ценности, убеждения и на их основе привычки, привязанности, вкусы, взаимосвязанные с характером личности и определяющие стиль ее жизнедеятельности. Они отражают осознаваемые и неосознаваемые уровни внутреннего мира, а степень их психического равновесия, гармоничного взаимодействия делает обучающихся техникума уравновешенными, самодостаточными и социально защищенными, с высокими адаптивными способностями.

Традиционно культуру здоровья рассматривают в качестве составляющей общей культуры человека, которая характеризуется ценностным отношением человека к своему здоровью, практическим воплощением потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Поскольку здоровье относится к ряду общечеловеческих ценностей, ведущей для нас является аксиологическая концепция культуры , которая исходит из того, что культура есть воплощение «истинной человечности», подлинно человеческого бытия. Призванная быть ареной духовного совершенствования людей, она предстает перед каждым отдельным человеком как мир ценностей и идеалов.

В аспекте деятельностного подхода культура побуждает к здоровье творческой активности и обеспечивает здоровье созидающую деятельность, актуализирует душевные и духовные качества человека, который рассматривается как субъект жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, к самореализации своей жизни и профессиональной деятельности. Н.М. Политаева считает, что в основе саморазвитии и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности, понимания смысла жизни. [1]

В настоящее время здоровый образ жизни занимает ведущее место в иерархии потребностей и ценностей. Мы учим молодежь ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, а отсюда будущее поколение будет развито интеллектуально, духовно и физически. Духовно-нравственное (психическое) здоровье является высшей ценностью человека, отражением его духовной сущности влияющем на все социальные процессы. Какими бы значимыми не были результаты, достигаемые в процессе физического воспитания, они могут оказаться бесполезными для общества, если обучающийся не воспитан нравственно и у него отсутствуют моральные принципы и желание вкладывать свои силы в общественное развитие.

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявления организма и личности человека. В поведении это проявление в большой жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущение своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психологического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни обучающихся, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья выпускников.

Основными элементами здорового образа жизни выступают:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха;
  2. Соблюдение режима питания и сна;
  3. Соблюдение гигиенических требований;
  4. Организация индивидуального режима двигательной активности;
  5. Отказ от вредных привычек;
  6. Культура межличностного общения и поведения в коллективе;
  7. Содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Приоритетным направлением нашего образовательного учреждения является физкультурно-оздоровительная работа, включающая мероприятия по внедрению здоровье сберегающих технологий.

Главная особенность здоровье сберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы обучающихся, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья.

Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей, определяющей поведение обучающихся, их стремление вести здоровый образ жизни.

Одним из важнейших условий психического и физического здоровья обучающихся является рациональная социализация, а также выработка навыков адаптации к изменяющимся условиям социальной среды.

В этой связи важно отметить, что пропаганда здорового стиля жизни должна исходить от педагогов и специалистов в сфере физической культуры. Известно, что занятия физическими упражнениями и спортом оказывают положительное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье человека и имеют важнейшее значение на протяжении всей его жизни – с раннего детства до глубокой старости.

В соответствии с вышеизложенным надо учитывать как позитивные, так и негативные стороны физической активности и стремиться к тому, чтобы занятия физическими упражнениями в первую очередь способствовали развитию активного отношения к своему здоровью, культурному развитию и физическому совершенствованию. Обучающихся,  необходимо обучать тому, чтобы они понимали, что физическая активность способствует улучшению настроения, хорошему самочувствию, снимает тревогу, усталость, депрессию и психосоциальный стресс, а также может стимулировать познавательные процессы. В значительной степени снижение функциональных возможностей с возрастом возникает из-за уменьшения нагрузки и недостаточности физической активности, а не в силу старения как такового.

Здоровье является залогом полноценной и счастливой жизни, способствующей выполнению замыслов, планов, решению различных жизненных задач, наконец, личному счастью.

Только здоровый человек может быть успешен, и уверен в своем будущем в нашем динамичном и информационно-насыщенном современном мире. Состояние здоровья человека, его здоровый образ жизни, понимающие ценности здоровья во всем мире, связывающая с понятием культура личности, формирование которой в значительной степени приходится на детские годы. И здесь на первый план выдвигается роль педагога, обучающего и воспитывающего обучающихся.

Если педагог сам является убежденным сторонником здорового образа жизни и при этом считает своей миссией его пропаганду – он может добиться хороших результатов.

Стремление современного студента сохранить и укрепить свое здоровье обусловлено пониманием важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально полезной и, главное, будущей трудовой деятельности. Зачастую и выбор профессии определяется кругом предъявляемых ею требований к состоянию здоровья человека. Педагог должен не только хорошо представлять процессы формирования ценностей здоровья у подрастающего поколения, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья. Мудрая марийская пословица гласит: «Здоровый человек смотрит обоими глазами и работает обеими руками».

Одна из задач деятельности педагога – формирование ценностей отношения к здоровью у обучающихся.

Работа по сохранению и укреплению здоровья может осуществляться в следующих основных направлениях: изучение резервов собственного здоровья, организация позитивного микроклимата в коллективе как важного условия сохранения и укрепления здоровья, организация здоровье сберегающего пространства, профилактика вредных для здоровья привычек.

Всеобщее внимание привлекают «говорящие стены» (цитаты, поговорки, пословицы о здоровье, записанные изречения самих обучающихся), регулярно обновляемые информационные стенды о здоровом образе жизни, спорте, экологических аспектах здоровья, выставки детских агитплакатов. Все это заставляет задуматься над самим понятием здоровья, связать его с поведением человека, а также состоянием природы.

Тесное взаимодействие педагогов с обучающимся, включение членов многочисленных кружков в общественно полезные дела помогают установить отношение товарищества, единомыслия и взаимопомощи, а также добиться действенных результатов в профилактике аддитивного поведения подростков.

Важной составляющей здорового образа жизни и средством сохранения и укрепления здоровья обучающихся, является оптимальный режим двигательной активности.

Специалисты физической культуры совместно с медицинским персоналом техникума в течение несколько лет ведут мониторинг состояния здоровья обучающихся. Были зафиксированы положительные изменения по следующим показаниям: заболеваемость ОРВИ, нарушение осанки, зрение, лор болезни.

Анализ результатов мониторинга состояния здоровья дал следующие результаты:

  1. Снизилось число заболевших ОРВИ и носоглотки в 1,5 раза, при этом продолжительность каждого заболевания сокращалась на 2 дня;
  2. Произошла полная нормализация осанки в 50% случаев;
  3. Нормализация зрения воспитанников зарегистрировала в 33% случаев;
  4. Отсутствует увеличение количества неврологических заболеваний.

Руководители и преподаватели по физической культуре участвуют в планировании спортивно-оздоровительных программ секций, соревнований различного ранга, ежемесячного Дня здоровья.

Результатом эффективности всей физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в техникуме, наше учреждение неоднократно занимало высокую ступень пьедестала на городских соревнованиях, как в командном, так и в личном зачете.

Подводя итог, необходимо отметить, что успешно справиться с задачей в формировании основ здорового образа жизни, удалось лишь благодаря профессиональной и согласованной работе всего коллектива техникума: представителей администрации, педагогов, медиков, психологов, руководителей физического воспитания.

В результате снизились не только показатели утомляемости обучающихся, но и улучшился микроклимат, во всем коллективе учреждения.

У обучающихся и педагогов появилось чувство уверенности в своих силах, успешности дальнейшего жизненного пути. Для нас формирование здорового образа жизни – это не самоцель, а, прежде всего здоровье, которое является залогом полноценной и счастливой жизни, способствующей выполнению замыслов, планов, решению различных жизненных задач, наконец, личному счастью.

Только здоровый человек может быть успешным и уверенным в своем будущем в наш динамичный и информационно насыщенный век.

Библиографический список:

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978, с.144.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

posidpo.ru

Здоровый образ жизни – основа охраны здоровья каждого человека » Буквы.Ру Научно-популярный портал

Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м – 10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Плодотворный труд — важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности.

В настоящее время доказано, что в целом здоровье человека  во многом определяется его образом жизни.

Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающие его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

Образ жизни – один из критериев общественного прогресса, это «лицо» человека.

Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим и объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

 На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого — либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха а не ходит пешком, кушает с книгой и … А спроси у него: «Что же такое здоровье? …Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас (задавшего этот вопрос) только где-нибудь в кардио- или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно, начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше. Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности ? Наверное нет…

Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень многие люда начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5 – 9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15% спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала.

Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, — около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни – юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Курение — одна из самых вредных привычек. Широко распространены мифы о курении, играющие роль «психической защиты» и служащие средством самооправдания.

Курение — это сухая перегонка табака и бумаги под воздействием высокой температуры. При этом выделяется большое количество вредных веществ, попадающих в организм (никотин, синильная кислота, аммиак, окись углерода, смолистые и радиоактивные вещества).

Научные данные свидетельствуют о том, что некоторое субъективное и кратковременное повышение работоспособности объясняется первоначальным расширяющим действием табачного дыма на сосуды головного мозга, которое через несколько минут сменяется их значительным сужением. Под влиянием никотина мышечная сила снижается; у курящих студентов также понижается умственная работоспособность, среди них больше неуспевающих.

Есть понятие «пассивное курение», при котором 50% веществ, образующихся при курении, попадает в окружающий воздух, и его вдыхают люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком. В результате через некоторое время у них отмечаются все признаки никотиновой интоксикации: головная боль, головокружение, учащение сердцебиения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности.

Растягивая сроки расставания с сигаретой, человек обманывает себя. Это надо делать сразу — раз и навсегда. Утверждают, что курение — один из способов похудеть. Действительно, аппетит у курящих снижается за счет того, что никотин оказывает тормозящее действие на сократительную и двигательную функции желудка и кишечника, что приводит к ухудшению пищеварения, нарушению обменных процессов, развитию авитаминоза. Страдают у курильщиков также печень и поджелудочная железа, развиваются гастрит, язва желудка или двенадцатиперстной кишки.

Воздействие табачного дыма на органы дыхания приводит к раздражению слизистых оболочек дыхательных путей, вызывая в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, особенно по утрам, хрипотой, выделением мокроты грязно-серого цвета. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани и развивается эмфизема легких. Именно поэтому курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого.

Сигарета содержит около 2000 химических соединений.

2.     Когда ее зажигают, происходят различные химические реакции. Дым, попадающий в горло, содержит уже около 7 тыс. ядовитых веществ.

3.     Система защиты дыхательных путей, предохраняющая наши легкие от попадания пыли, микроорганизмов и некоторых газов, пропускает большую часть этих веществ. Дым проникает в легкие и постепенно разрушает ничем не защищенные альвеолы.

В альвеолах кровь и воздух соприкасаются так тесно, что кислород, углекислый газ и угарный газ из сигареты легко переходят из одной среды в другую.

   Теперь давайте остановимся на основных ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыме:

—         Никотин

           —    Угарный газ (СО) – приводит к необратимому связыванию гемоглобина крови с образованием соединения – карбоксигемоглобина, не способного переносить кислород, что приводит к кислородному голоданию – гипоксии вплоть до летального исхода. Он в 200-300 раз легче связывается с гемоглобином, чем кислород. Отравление угарным газом обычно происходит при пожарах или неисправном печном отоплении.

—         Аммиак (Nh4) – обладает раздражающим действием на

слизистую оболочку полости рта, гортани, трахеи, бронхов, способствует появлению рыхлости десен, язвочек во рту, частому возникновению ангин, сужению голосовой щели, осиплости голоса.

—         Бензипирен, относящийся к полициклическим

ароматическим углеводородам, и также содержащийся в табачном дыме радиоактивный изотоп полония 210Po – обладают онкогенным действием.

          Даже  «баловство» сигаретами – 2-3 штуки в день на протяжении нескольких лет – сокращает жизнь курильщика на год. В среднем же курильщики живут на 8 лет меньше некурящих, и то, если их не подстерегут рак, язва, болезни сердца и сосудов и другие «провожатые в мир иной»

          У лиц молодого возраста, в частности у спортсменов, при курении за счет вдыхания табачного дыма, содержащего угарный газ, происходит повышенное образование карбоксигемоглобина, что приводит к гипоксии, и как следствие, — к снижению толерантности к физическим нагрузкам и более быстрой утомляемости.

           Дыхательная система. Курение является ведущим фактором, приводящим к развитию хронической обструктивной болезни легких. Кроме ХОБЛ, курение способствует возникновению таких заболеваний органов дыхания, как бронхиальная астма и особенно рак легкого. Практически не встретишь больного раком легкого, который бы не курил.       

            Сердечно-сосудистая система. Никотин приводит к спазму периферических сосудов, способствует более раннему и быстрому развитию атеросклероза, что приводит к повышению риска сосудистых катастроф, таких как острый коронарный синдром и острое нарушение мозгового кровообращения.

           За счет постоянного спазма периферических сосудов у молодых людей после 35 лет может развиться синдром перемежающейся хромоты, облитерирующий эндартериит, а у лиц старше 50 лет – облитерирующий атеросклероз. Эти заболевания очень трудно лечатся, приводят к инвалидизации вплоть до ампутации конечностей. 

     Желудочно-кишечный тракт. Воздействуя на желудочно-кишечный тракт, курение табака способствует развитию диспепсических расстройств (изжога), хронических гастритов, язвенной болезни желудка, желудочно-кишечному кровотечению как осложнению язвенной болезни.   

Репродуктивная система. А курение табака и материнство – вообще два несовместимых понятия, поскольку если у мужчины половые клетки обновляются постоянно, то у женщины они заложены с детства.

А тем временем больные все чаще умирают не от сердечно-сосудистых и опухолевых заболеваний, а от ХОБЛ. Как уже говорилось, курение является ведущим фактором, приводящим к развитию этого грозного заболевания. ХОБЛ – это заболевание, характеризующееся частично обратимым ограничением воздушного потока. Ограничение воздушного потока, как правило, имеет неуклонно прогрессирующий характер. В современной Международной классификации болезней (МКБ) с 2000 года такого понятия, как хронический обструктивный бронхит, нет.

В настоящее время используется термин «ХОБЛ», включающий кроме поражения бронхиального дерева, вовлечение в процесс паренхимы легкого и сосудов малого круга кровообращения. Остановимся на этом подробнее.

1.     Поражение бронхиального дерева. Бронхиальная обструкция здесь, в отличие от бронхиальной астмы, необратима.

2.     Вовлечение в процесс паренхимы легкого (эмфизема легких, пневмосклероз). Название «ХОБЛ» призвано подчеркнуть вовлечение в процесс не только воздухоносных путей, но и респираторных отделов легких. Развивающаяся при этом эмфизема, то есть повышенная воздушность легочной ткани (как правило, центриацинарная), рассматривается не в качестве осложнения или сопутствующего заболевания, но как закономерный и весьма значительный элемент ХОБЛ, в наибольшей степени определяющая прогрессирующую инвалидизацию и фатальный исход при ней.

3.     Вовлечение в процесс сосудов малого круга кровообращения – легочная гипертензия, гипертензия в сосудах малого круга кровообращения, приводящая к выраженной нагрузке на правые отделы сердца и развитию легочно-сердечной недостаточности. При отсутствии адекватной терапии у больного ХОБЛ уже через 5-6 лет разовьется легочно-сердечная недостаточность.

         Уже в течение многих лет во всем мире ведется борьба с курением, пропаганда здорового образа жизни. Курить уже не модно. К 2006 году на территории Европейского союза планировалось запрещение рекламы табачных изделий. Так что бравый ковбой или девушка с модельной внешностью с сигаретой во рту на экране телевизора или рекламном щите должны уйти в прошлое. За счет отказа от курения на Западе живут, в отличие от нас, все лучше и все дольше.

Кроме мер по борьбе с курением законодательного характера, необходимо повышение уровня знаний населения о вреде курения. С этой целью нужно активно проводить санитарно-просветительскую работу в трудовых коллективах в учреждениях и на предприятиях, в высших и средних учебных заведениях, в школах. И конечно же, среди пациентов как амбулаторно-поликлинического звена, так и крупных многопрофильных стационаров. Необходимо проведение общественных мероприятий по борьбе с курением, различного рода семинаров и бесед, наглядной агитации в виде плакатов и стенгазет, демонстрации видеофильмов.

Но для успешной борьбы с курением необходимо в первую очередь желание самого курящего человека бросить курить,  проявление его силы воли. А то, иначе, как говорил Марк Твен, «Нет ничего проще, чем бросить курить. Я уже тридцать раз бросал». Только захотев этого, мы сможем искоренить курение как социальное зло.

 

bukvi.ru

Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья

Главная » Рефераты » Текст работы «Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья - Спорт, туризм и физкультура»

Тема: ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

Образовательные, воспитательные, развивающие цели

- актуализировать представление студентов о содержании понятий "здоровье", "здоровье психическое", "здоровый образ жизни", "здоровый стиль жизни"; способствовать усвоению студентами содержания понятий "дееспособность", "трудоспособность", "саморегуляция", "самооценка", пониманию взаимосвязи данных понятий и обозначаемых ими систем; формировать систему знаний студентов о здоровом образе жизни и роли физической культуры в обесᴨȇчении здоровья;

- способствовать формированию сознательного и ответственного отношения студентов;

- развивать умения студентов, анализировать и синтезировать содержание используемых понятий, структурировать лекционное содержание, самостоятельно формулировать выводы.

Вопросы для обсуждения1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие.2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни.3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.4. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.5. Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные требования к организации здорового образа жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни6. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.Основные понятия темы: "здоровье", "здоровье психическое", "здоровый образ жизни", "здоровый стиль жизни", "дееспособность", "трудоспособность", "саморегуляция", "самооценка".Основное содержание лекции

1. Понятие "здоровье" как ценность и факторы, его определяющие, содержание и критерии

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия -- производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном -- в конечном счете, определяются уровнем здоровья (табл. 1).

Таблица 1. Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья

Сфера

Значение для здоровья, примерный удельный вес, %

Группы факторов риска

Образ жизни

49-53

Вредные условия труда, плохие материально-Бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, испорченность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.

Генетика, биология человека

18-22

Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням

Внешняя среда, природно-климатические условия

17-20

Загрязнение воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими веществами, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения

Здравоохранение, медицинская активность

8--10

Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания

Существуют различные подходы к определению понятия "здоровье", которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье -- это отсутствие болезней; 2) "здоровье" и "норма" - понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.

Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее широкое распространение сегодня получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.

В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие "практически здоровый человек", поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. В связи с этим, качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в стеᴨȇни выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др.

Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности. Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его "качественных" характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, стеᴨȇнь миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, стеᴨȇнь и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. Уровень здоровья и физического развития -- одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей: оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. В связи с этим уже на этаᴨȇ выбора сᴨȇциальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Потребность в здоровье носит всеобщей характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обесᴨȇчить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности -- все это показатели общей культуры человека.

2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья сᴨȇциалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. В связи с этим в вузе необходимо обесᴨȇчить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обесᴨȇчить саморегуляции личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека. Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Здоровье -- это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю стуᴨȇнь на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных ᴨȇрвичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.

Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический -- изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный -- здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) -- здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления,

По данным наших исследований, (5500 респондентов) 54,2% из них считают, что "здоровье -- самое главное в жизни", 35,7% -- "здоровье -- необходимое условие полноценной жизнедеятельности", т.е. °9,9% из числа опрошенных относят здоровье к числу важнейших и необходимых ценностей жизни, 2,9% опрошенных высказывают суждение "есть и другие ценности, которые также важны для здоровья" (по мнению 2,3%, существуют ценности, ради котоҏыҳ можно поступиться здоровьем, 4,6% "предпочитают жить не думая о здоровье").

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, ценность здоровья как средства достичь других жизненных целей для респондентов важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.

Безусловно, противоречие между достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровым разрешимо на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельности людей. Но не менее важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как к непреходящей ценности.

3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. Б то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24--30%, на режим питания -- 10--16%, на режим двигательной активности -- 15--30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5--6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ( Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100 %, то на 2 курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на 3 -- до 83,1, на - 4 курсе - до 75,8%.

Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспита

referatwork.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность