НОВОСТИ |
Математика здоровья Сборник задач по математике о здоровье для начальной школы. Задачи по математике на здоровый образ жизниМатематика здоровья Сборник задач по математике о здоровье для начальной школыМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия» Математика здоровья Сборник задач по математике о здоровье для начальной школы
Костомукша 2012 Содержание Введение……………………………………………………………………………………….....…3 1. Математические задачи – источник знаний о здоровье человека ……………………............4 2. Сборник задач по математике о здоровье для начальной школы ………………………........5 2.1 Математика и знание своего тела……………………………………………………………...5 2.2 Математика и здоровое питание……………………………………………………………….6 2.3 Математика и здоровый образ жизни………………………………………………………….9 2.4 Математика и вредные привычки…………………………………………………………….12 2.5 Математика и правила дорожного движения……………………………………………..…13 Заключение………………………………………………………………………….……………...14 Литература……………………………………………………………………………..…………..15 Введение Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ Здоровье – это бесценное достояние не только каждого отдельно взятого человека, но и всего общества. Сейчас много говорят о здоровье и здоровом образе жизни. Нас убеждают в том, что спорт и физическая культура – это залог здоровья, что это модно, что это ключ к успеху. Одной из проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. На состояние их здоровья в период обучения в школе оказывают не только условия обучения и физическая культура, но и то, как и чему учат на уроках, в том числе и на математике. Математика – один из основных предметов в школе. Следует отметить, что именно затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорт, повышению тревожности, ведущих к снижению качества здоровья школьников. А может ли математика помочь здоровью? Содержание уроков математики составляют устные и письменные задачи. Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни. Надо сказать, что математические задачи могут быть источником знаний учащихся о здоровье человека. Это выражается в том, что в содержании задач присутствует информация о здоровье человека, правильном питании, гигиене тела, безопасной жизни, вредных привычках. Математическое представление проблемы сохранения здоровья учащихся в виде задач, в сюжете которых содержатся факты из реальной жизни, способны оказать большее влияние, нежели длинная лекция и толстая брошюра о сохранении и укреплении своего здоровья. В связи с этим тема моей исследовательской работы «Математика здоровья. Сборник задач по математике о здоровье для начальной школы». Цель: Составить сборник задач по математике о здоровье для начальной школы. Практическое значение исследовательской работы обусловлено тем, что в ней разработан сборник задач по математике для начальной школы, направленный на формирование у учащихся культуры здорового образа жизни. Данные разработки могут найти широкое применение на уроках математики. 1. Математические задачи – источник знаний о здоровье человека Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали математические знания. Сейчас математика и вовсе проникла во все отрасли знаний и необходима в любой профессии. Успешность в решении задач формирования у учащихся культуры здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья зависит от насыщения уроков математики информацией в виде знаний о сохранении и укреплении здоровья человека. Следует отметить, что будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности. Согласно словарю Ожегова С. И «Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма». Здоровый образ жизни – это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни называется валеологией. Главная задача валеологии - научить человека формировать и беречь свое здоровье. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах» , «вредные привычки», а таких задач в учебниках мало. В связи с этим, средством формирования культуры здорового образа жизни учащихся является сборник задач по математике о здоровье для начальной школы. Сборник состоит из 5 частей. 1 часть: Математика и знание своего тела (формирование знаний о своем теле). 2 часть: Математика и здоровое питание (формирование знаний о здоровом питании). 3 часть: Математика и здоровый образ жизни (формирование знаний о здоровом образе жизни). 4 часть: Математика и вредные привычки (формирование знаний о вредных привычках и их профилактике). 5 часть: Математика и правила дорожного движения (формирование знаний о правилах дорожного движения). Задачи, представленные в сборнике, были взяты из различных информационных источников, адаптированы для начальной школы и составлены мною самостоятельно. 2. Сборник математических задач для начальной школы о здоровье 2.1 Математика и знание своего тела 1. На пляже загорало 8 детей, а взрослых в 7 раз больше. Сколько взрослых загорало на пляже? Можно ли сказать, что дети и взрослые загорают, если это было в 13.00? 2. Два туриста загорали на пляже. Первый загорал 34 минуты, второй на 1 час 12 минут больше. Сколько минут загорал второй турист? Какие правила загорания вы знаете? 3. Взрослый человек спит 8 ч в сутки. Сколько часов в неделю спит взрослый человек? 4. Ребёнок должен спать 11 ч в сутки. Сколько часов в неделю должен спать ребёнок? 5. Мальчик лёг спать в 10 ч вечера и проснулся в 8 ч утра. Сколько часов спал мальчик? Ведёт ли мальчик здоровый образ жизни? 6. Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Сколько ударов делает сердце за 11 минут? 7. Вес сердца взрослого человека 300 г, а ребёнка до года 30 г. Во сколько раз больше весит сердце взрослого человека? 8. Длина пищеварительного тракта человека 10 м. Сколько это сантиметров, дециметров? 9. Длина новорождённого детёныша дельфина 150 см, а новорождённого ребёнка на 1 м меньше. Во сколько раз меньше новорождённый ребёнок, чем дельфинёнок? 10. Собака улавливает шорох травы под ногами идущего человека за 50 м, а сам человек на 45 м ближе. Во сколько раз лучше слышит шорох травы собака? 11. Сокол видит стрекозу с расстояния 800 м, а человек на 700 м ближе. Во сколько раз дальше видит сокол, чем человек? 12. Средняя продолжительность капилляров в теле человека – 30 км. Запишите эту длину в сантиметрах, миллиметрах. 13. Когда человек улыбается, у него работают 6 разных мышц. Это в 100 раз меньше, чем все мышцы человека. Сколько всего мышц у человека? 14. Одна клетка кожи живет 1 месяц (30 дней), потом отпадает и ее заменяет новая. Сколько клеток сменится одна за другой на одном и том же месте за всю жизнь мужчины, если продолжительность его жизни составляет 60 лет? 15. В среднем человек за 70 лет съедает 40 тонн продуктов, а воды выпивает на 5 тонн больше. На сколько тонн человек выпивает воды больше, чем употребляет продуктов? 16. Произведение чисел 5 и 10 умножили на 10. Вычисли и узнаешь, сколько литров кислорода перекачивают легкие за сутки. 17. Все мы знаем, для того чтобы жить, надо дышать. 15-летний ребенок вдыхает 20 раз в минуту, слон - на 10 раз меньше, чем подросток, а собака - на 15 больше, чем слон. Сколько раз за минуту вдыхает собака? 18. У младенцев насчитывается более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления? 19. Пульс взрослого человека – 60 ударов в минуту, а у ребенка – 90. На сколько чаще сокращается сердце за час у взрослого человека, чем у ребенка? 20. Нормальный вес человека условно равен его росту в сантиметрах минус 100. Можно ли считать нормальным вес в 90 кг, если рост мужчины составляет 168 сантиметров? 21. У человека на одном глазу 80 ресниц. А сколько ресниц на двух глазах? 22. В теле человека насчитывается 206 костей, а мышц на 450 больше. Сколько мышц в теле человека? 2.2 Математика и здоровое питание 1. В упаковке 100 таблеток поливитаминов. Они содержат 8 г витамина С. Сколько нужно таблеток поливитаминов, чтобы принять 72 г витамина С? 2. В упаковке 200 драже аскорбиновой кислоты. 20 драже содержит 1 г витамина С. Сколько граммов витамина С в упаковке? 3. Каждый день ребята в школе выпивают по 200 г молока на завтрак. Сколько граммов выпивает наш класс, если в классе 23 человека? Сколько это литров? 4. Дежурные сначала разнесли 4 подноса с 13 стаканами кефира на каждом подносе, потом ещё 29 стаканов сока. Сколько всего стаканов разнесли дежурные? 5. В июле ребята заготавливают для школьной столовой 5 кг липы. Сколько стаканов чая можно будет заварить, если на один стакан идёт 2 г цветов? На сколько дней хватит липы, если в школе питаются 70 человек? 6. Соль играет важную роль в жизнедеятельности организма. В теле человека, весящего 70 кг, содержится 140 г соли. Сколько соли содержится у человека весом 35 кг? 7. Для нормального питания одному человеку требуется не менее 7 кг соли в год? Сколько соли нужно семье из 5 человек? 8. Пища школьника, занимающегося спортом, должна содержать достаточное количество белка, который необходим для развития мускулатуры. При интенсивных тренировках количество белка можно довести до 120 г в сутки. Какое количество белка нужно школьнику в неделю, в месяц? 9. Кофе и чёрный чай содержат кофеин. В одной чашке кофе его около 150 мг, в чае – в 3 раза меньше. Сколько мг кофеина содержится в чае? 10. Младшему школьнику в сутки нужно потреблять примерно 2 литра жидкости. Во время физических нагрузок потребность организма в жидкости повышается в 2 раза. Сколько жидкости должен употреблять в сутки школьник занимающийся спортом? 11. Суточная потребность организма ребёнка в кальции составляет 1100 мг. Сколько кальция нужно ребёнку в неделю, в месяц? 12. Суточная потребность организма ребёнка в фосфоре составляет 1650 мг. Сколько фосфора нужно ребёнку в неделю, в месяц? 13. Для изготовления 1 кг сыра требуется 10 литров молока. Сколько нужно молока для изготовления 5 кг сыра? 10кг? 14. Вечерний приём пищи должен состояться не позднее 2 часов 30 минут до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов в школу и при этом ночной сон должен длиться 10 часов? 15. Чеснок – очень полезное растение. Учёные говорят, что если пожевать дольку чеснока 3 минуты, то во рту не останется микробов. Сколько секунд составляет это время? 16. В день Федя съедает 1 л супа. Сколько литров супа Федя съест за неделю? 17. В одной моркови содержится 3 мг витамина С. Сколько миллиграммов витамина С содержится в трех морковках? 18. В моркови около 5 мг витамина А и 3 мг витамина С. На сколько больше миллиграммов витамина А, чем витамина С? 19. В одной ягоде малины содержится 25 мг витамина С. Сколько миллиграммов витамина С содержится в 5 ягодах малины? 20. В 100 г ананаса содержится 85 г воды. Сколько воды в ананасе, вес которого 500 г? 21. Миша ходил в лес за грибами. Папа внимательно проверил содержимое корзины и обнаружил 5 белых грибов, 10 сыроежек, 8 мухоморов. Ложных опят в 2 раза меньше, чем мухоморов. Сколько ядовитых грибов выбросил папа? 22. Чтобы приготовить полезный для здоровья коктейль, надо смешать 200 г молока, 120 г малины, 60 г клубники, 150 г черники и 30 г меда. Сколько всего граммов ягод нужно положить в коктейль? 23. Два туриста поехали в Японию. Они там ели суши. Один в неделю съел 2 кг суши, а другой 4 кг. Сколько килограммов суши туристы съели вместе за 2 недели? 24. Игорь каждый день выпивает 200 г свежевыжатого сока. В 100 г сока содержится 12 г углеводов. Сколько углеводов Игорь потребляет в день, выпивая сок? 25. Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять 3 г белка на каждые 4 кг веса. Вычисли количество белков, необходимое для ребенка массой 44 кг на один день. 26. В 100 г хвои содержится 250 мг витамина С, а в таком же количестве шиповника - на 100 мг меньше. Какое количество витамина С содержится в 100 г шиповника? 27. Важны для здоровья, друзья, витамины! И яблоки ест непременно Ирина. 10 их в вазе лежало – смотри, А после обеда осталось лишь 3. Сколько яблок съела Ирина? 28. Ученик 3 класса за 1 дней съедает 500 г яблок. Сколько дней ему потребуется, чтобы съесть поспевшие у него на даче за лето 150 кг яблок? 29. В 100 г картофеля содержится 25 мг витамина С, а зимой его содержание в 10 раз меньше. Сколько витамина С можно получить из 200 г картофельного пюре? 30. В 100 г капусты брокколи содержится 120 мг витамина С, а в обычной квашенной на 40 мг меньше. Сколько витамина С содержится в такой же порции квашенной капусты? 31. Определите массу компонентов в салате «Витаминный» массой 400 г. Моркови в 4 раза меньше общей порции салата; сельдерея столько же, сколько моркови; яблока на 60 г больше, чем сельдерея; орехов в 5 раз меньше, чем моркови; сок лимонный – в 2 раза меньше орехов, 1 зубчик чеснока. 32. Определите массу компонентов в салате «Летний» массой 1 кг. Капуста краснокочанная - на 700 г меньше общей порции салата; помидоров на 100 г меньше, чем капусты; огурцов и болгарского перца столько же, сколько помидоров; редис – в 2 раза меньше болгарского перца. 33. Определите массу компонентов в молочном коктейле массой 250 г. Молоко – на 10 г меньше общей порции салата; малиновый сироп 25 г, остальное апельсиновый сок. 34. Определите массу компонентов в банановом коктейле массой 250 г. Молоко кипяченное – 100 г; бананов в 2 раза меньше, чем молока; яйцо – в 5 раз меньше общей порции коктейля; сахарного сиропа столько же, сколько бананов. 35. Таня. Вова и Саша помогали бабушке собирать в саду яблоки. После этого Таня съела 7 яблок, Вова – на 3 яблока меньше, а Саша съел столько же, сколько Вова. Сколько всего яблок съели дети? Вскоре у детей разболелись животы. Почему? 2.3 Математика и здоровый образ жизни 1. Длина беговой дорожки стадиона равна произведению 5 и 80. Найди длину беговой дорожки (метры)? 2. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом наш класс, в 23 человека? Как вы думаете, отражается ли это на здоровье человека? 3. Скорость велосипедиста 15 км/ч, а скорость пешехода – 5 км/ч. Во сколько раз скорость пешехода меньше скорости велосипедиста? 4. Спортсмен, рост которого 1 м 85 см, прыгая с шестом, преодолел планку на высоте, которая в 3 раза превышает его рост. На какой высоте стояла планка? На сколько сантиметров высота планки больше роста спортсмена? 5. Один спортсмен пробежал расстояние 800 м за 1 мин 41 с, а другой за 104 с. Чей результат лучше? 6. Спортсмен прыгнул в длину на 7 м 16 см. Это в 4 раза больше, чем его рост. Найди рост спортсмена? 7. В воскресенье в лыжный поход пошли 28 мальчиков, а девочек в 4 раза меньше. Сколько девочек пошло в поход? Дима отказался от похода и остался дома играть на компьютере. Дайте совет Диме. 8. Для спортивной школы купили 14 мячей, гантелей на 34 штуки больше, чем мячей, а гимнастических матов в 6 раз меньше, чем гантелей. Сколько гимнастических матов купили? 9. В спортивном зале занимались 48 человек. Когда несколько человек вышли из зала, то осталось 29 человек. Сколько человек вышли из зала? 10. Играть в теннис учатся 35 девочек, а мальчиков в 2 раза больше, чем девочек. Сколько мальчиков учится играть в теннис? 11. В кружке «Школа здоровья» занимались 8 мальчиков, а девочек в 4 раза меньше. Сколько детей занимались в этом кружке? 12. В течение четырёх дней врач принимал каждый день по 11 больных, а на пятый день он принял 19 больных. Сколько больных принял за 5 дней? Часто ли вы болеете? 13. В соревнованиях по бегу приняли участие 81 ученик, а в шахматном турнире в 3 раза меньше. В математической олимпиаде приняли участие на 15 учеников больше, чем в шахматном турнире, а в лыжных гонках в 3 раза больше, чем в математической олимпиаде. Сколько учеников приняли участие в лыжных гонках? 14. Бегун пробежал 1000 м за 4 мин. Сколько метров он пробежит за 9 мин? 15. В школе 33 класса, в каждом классе по 30 учеников. 68 учеников сейчас больны и не ходят на занятия. Сколько учеников присутствует на занятиях в школе? Что должны делать ребята, чтобы не заболеть? 16. Четыре баскетбольных мяча весят столько же, сколько 6 футбольных мячей. Футбольный мяч весит 400 граммов. Сколько весит баскетбольный мяч? 17. Первые Олимпийские игры прошли в Древней Греции более 1000 лет назад. Жители Древней Греции устраивали игры 1 раз в 4 года. Сколько месяцев проходило между двумя Олимпийскими играми? 18. Площадка для игры в бадминтон представляет собой прямоугольник длиной 13 м 40 см и шириной 5 м 20 см при игре двух игроков, а шириной 6 м 10 см при игре пара на пару. На сколько меньше периметр площадки для двух игроков? 19. Детям рекомендуется находиться за компьютером не больше 1 часа в день. Ваня утром играл в компьютерную игру в течение 45 минут, вечером еще 1 ч 30 минут. На сколько больше Ваня находился за компьютером, чем рекомендуется? 20. Артём обычно делает зарядку 2 раза в день. Сколько раз он сделает зарядку за 3 месяца лета, если количество дней в них 30, 31, 31 соответственно? 21. Витя прошел на лыжах 1 км 50 м, а Ваня 1208 м. Кто прошел на лыжах больше и на сколько? 22. Ёжик заболел. Он не делал зарядку, долго сидел у компьютера, мало гулял, но очень тепло одевался. Доктор велел ему принимать лекарство. За неделю ежику надо выпить 27 таблеток. Он выпил уже 9. На сколько меньше он выпил, чем ему осталось выпить таблеток? Во сколько раз меньше он выпил, чем ему осталось выпить таблеток? Почему он заболел? 23. У учащихся 2-х классов был медицинский осмотр. Зубной врач определил у 16 учеников 2а класса больные зубы, а у 2б – 7 человек. На сколько больше больных зубов у 2а, чем у учеников 2б? Какие вы знаете правила ухода за зубами? 24. Подсчитано, что в классе в начале занятий находится примерно 452400 микробов, а к концу занятий их количество увеличивается в 5 раз. Сколько микробов заселяет класс к концу занятий? Как можно уменьшить количество микробов в течение рабочего времени? 25. Учёные подсчитали, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38000000 микробов. Чтобы заболеть достаточно проглотить в 1000 раз меньше микробов. Сколько микробов достаточно проглотить, чтобы заболеть? Что необходимо делать, чтобы было меньше микробов? 25. В 3В классе 24 ученика. Нуждаются в лечении зубов несколько учащихся. Ребят со здоровыми зубами в 3 раза больше. Сколько ребят в классе со здоровыми зубами? 26. За неделю мальчик играл в футбол 31 час. Сколько часов он сыграл за 12 недель? 27. Рома и Ваня катались на велосипедах. Рома проехал 2 км, а Ваня на 1173 м меньше, чем Рома. Сколько метров проехал на велосипеде Ваня? 28. Коля и Саша были в бассейне. Коля проплыл 50 м, а Саша 75 м. На сколько больше метров проплыл Саша, чем Коля? 29. Каждый день Василий Петрович делал 100 приседаний. Сколько приседаний он сделал за месяц, если в месяце 30 дней? 30. Три рыбака отправились на рыбалку. Один поймал 13 рыб, второй 17 рыб, а третий – на 4 рыбки больше, чем второй рыбак. Свой улов рыбаки поделили на троих поровну. Сколько рыбы досталось каждому рыбаку? 31. Турист на отдыхе в Египте каждый день купался в море: утром 25 минут, вечером – 30 минут. Сколько всего времени провел турист в море за неделю отдыха в Египте? 32. Два альпиниста поднимались на Эверест. Первый поднялся на высоту 1250 м, а второй 2 км 500 м. На сколько метров выше поднялся второй альпинист? 33. Во время отдыха на Гавайских остовах турист занимался сёрфингом: 2 ч утром, 75 минут вечером. Сколько минут в день турист занимался сёрфингом? Сколько минут в неделю турист занимался сёрфингом? 34. Составь режим дня школьника по решению задачи. Занятия в школе длятся 5 часов. Сон в 2 раза больше, чем занятия в школе. Прогулка на 3 часа меньше, чем занятия в школе и на 30 минут больше, чем подготовка уроков на следующий день. Досуг и дополнительные занятия на 30 минут больше, чем занятия в школе. Зачем нужно соблюдать режим дня? 35. В соревнованиях участвовало 16 семей, в каждой папа, мама и трое детей. Сколько человек участвовало в соревнованиях? 36. В лыжных гонках выступили 15 второклассников, а третьеклассников – в 3 раза больше. Сколько всего учащихся приняли участие в лыжных гонках? 37. Пара конькобежцев пробежала по стадиону 10 кругов. Сколько кругов пробежал каждый? 38. Гимнаст, готовясь к соревнованиям, в среднем отрабатывает по 15 упражнений ежедневно. Сколько упражнений выполнят 10 спортсменов за 7 дней? 39. 2а класс побывал в кабинете зубного врача, и ему вырвали 12 молочных зубов. После этого в кабинете зубного врача побывал 2б класс, и ему вырвали на 4 молочных зуба больше. Сколько молочных зубов оставили оба класса в кабинете зубного врача, если известно, что один второклассник свой вырванный зуб унес домой? 40. В аптечке было 27 разных лекарств. 2 мальчика открыли аптечку и стали эти лекарства пробовать. Один мальчик попробовал 5 лекарств и молча упал на пол. Второй попробовал 3 лекарства и с громким криком убежал. Сколько лекарств осталось непопробованными? 2.4 Математика и вредные привычки 1. Одна выкуренная сигарета разрушает 25 мг витамина С, дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина С ворует у себя тот, кто выкуривает 10 сигарет в день? Сколько витамина С у него остается? 2. Некоторые фирмы за одну и ту же работу курящим работникам устанавливают заработную плату на 5 тысяч меньше, чем некурящим. Сколько получит курящий человек, если заработная плата 23 тысячи в месяц? 3. 30 больных перенесли инфаркт. Известно, что среди них 6 человек некурящих, остальные курящие. Сколько человек могли бы быть здоровыми? 4. Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 13 секунд умирает человек. Сколько человек от последствий курения умирает за один урок? Какой вред наносит курение человеку? Как можно оградить себя от этой беды? 5. C каждой выкуренной сигаретой курильщик получает 2 мг никотина. Сколько никотина получит человек, выкуривший пачку сигарет (в пачке 20 сигарет)? 6. Каждая выкуренная сигарета уменьшает продолжительность жизни на 5 минут 30 секунд. На сколько уменьшится жизнь после выкуривания пачки сигарет (в пачке 20 сигарет)? 7. Какова смертельная доза никотина? Найди значение выражения и узнаешь ответ: (9452 + 13808) – (55400 - 39326) – 7176 = 8. Найди значение выражения и узнаешь, сколько лет полноценной жизни забирает у курящего человека табак: (525 - 103) – (263 + 119) : 2 = 9. Сердце здорового человека бьется 70 ударов в минуту. Сердце курящего человека вынуждено делать на 5 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курящего человека за сутки? 10. Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г. Определите, сколько теряет в весе новорожденный, если: курит папа; курит мама; курят оба. 11. В результате курения получили различные заболевания 60 человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровыми? 2.5 Математика и правила дорожного движения 1. Ширина проезжей части 9 м. скорость движения школьника 1 м/с. Успеет ли он перейти пешеходный переход на зеленый сигнал светофора, сигнал которого горит 20 сек? 2. Автомобиль движется со скоростью 80 км/ч. Нарушает ли водитель правила дорожного движения, если на обочине установлен знак ограничения 40 км/ч. Во сколько раз водитель превысил скорость? 3. 7 ребят играли в мяч на проезжей части. Двое ушли домой. Остальные остались играть. Сколько ребят поступили неправильно? 4. Ширина улицы 15 м. Успеют ли пешеход перейти ее, если сигнал светофора горит 25 сек, а скорость пешехода 1 м/с? 5. Из автобуса вышли 23 человека. Четыре из них подошли к пешеходному переходу перед автобусом, 3 пошли обходить автобус сзади, остальные остались на остановке ждать, когда отъедет автобус. Сколько человек поступили правильно? 6. Чтобы перейти улицу как положено на зелёный цвет нужно подождать 35 сек. Сэкономив эти секунды можно потерять не только здоровье, но и жизнь. Ученику, спешащему в школу, нужно остановиться у трех светофоров. Сколько времени у него это займет? Запиши ответ в секундах. Переведи ответ в минуты. 7. На автомагистрали стоит дорожный знак, который показывает, что на участке длиной 2 км скорость должна быть 40 км/ч. Водитель проехал этот участок за 3 минуты. Соблюдено ли водителем правило дорожного движения? 8. Машина едет по городу 120 км/ч, а надо ехать со скоростью 40 км/ч. Во сколько раз водитель превысил допустимую скорость автомобиля? 9. На зеленый свет светофора перешли дорогу 27 школьников, на желтый свет в 3 раза меньше, а на красный свет перебежали дорогу на 7 ребят меньше, чем на желтый. Сколько ребят подвергли свою жизнь опасности? 10. Две семьи поехали на машинах в Германию. У семьи Ивановых, когда они приехали в Германию, было 26 штрафов, а у семьи Петровых 9 штрафов. На сколько больше штрафов получила семья Ивановых, чем семья Петровых? 11. Инспектор ГИБДД остановил 35 водителей за превышение скорости, а водителей, которые не пристегнулись ремнями безопасности в 7 раз меньше. Сколько всего нарушителей остановил инспектор? 12. Два мотоциклиста ехали по дороге. Первый едет со скоростью 120 км/ч, а скорость второго в 2 раза меньше. С какой скоростью едет второй мотоциклист? Заключение Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни. В школе есть ряд учебных дисциплин, в рамках которых ученики получают некоторые знания о здоровом образе жизни. Одной из таких дисциплин является математика. Я выяснил, что математические задачи могут быть источником знаний учащихся о здоровье человека. Это выражается в том, что в содержании задачи присутствует факты из реальной жизни о здоровье человека. Представление проблемы здорового образа жизни в виде задач с таким содержанием способно оказывать большее влияние на учеников, чем просто слова. Включение в уроки математики модулей по вопросам здоровья позволяет через решение задач заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, делают уроки математики более познавательными и интересными. В связи с этим, мною был составлен сборник задач для начальной школы по математики о здоровье, состоящий из 5 разделов. В первом разделе находятся задачи, в содержании которых присутствует информация об организме человека. Второй раздел посвящен задачам на правильное питание. Третий раздел – задачи о здоровом образе жизни. Четвертый раздел – задачи о вредных привычках человека и их профилактике. В пятом разделе находятся задачи, в сюжете которых присутствует информация о правилах дорожного движения. Таким образом, я пришел к выводу, что математика может помочь сохранить и укрепить здоровье. Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче. Данная работа может быть интересна учителям, школьникам и всем тем, кто занимается вопросами формирования культуры здорового образа учащихся жизни на уроках математики.
Литература
Работу выполнил: Журавлев Артём Сергеевич 3 «В» МБОУ «Гимназия» Руководитель проекта: Погодина Наталия Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» nsportal.ru задачи по пропаганде здорового образа жизниeducontest.net Здоровьесберегающий урок "Математика и здоровье". Решение текстовых задач, 9-й классРазделы: Математика Цель урока: привитие интереса учащихся к здоровому образу жизни посредством решения математических задач о здоровье. Задачи:
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (задачи для классной работы и для дом работы – см. Приложения) Ход урокаI. Организационный момент.Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали владения математическими знаниями. А сейчас особенно математика проникла во все отрасли знаний и необходима в любой профессии, какую бы вы не выбрали для себя. Это математики учат вычислительные машины измерять размеры атома, проектировать дома, проводить медицинские обследования, сочинять стихи и музыку. Причем здесь здоровье? – спросите вы. Притом, что сегодня мы проводим урок «Математика и здоровье» (Слайд 1 Презентация), чтобы еще раз напомнить – необходимо ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности. Путь к математическим вершинам начинается со здоровья. А заинтересовать вас вопросами здорового образа жизни мы постараемся посредством решения математических задач. Умение решать задачи – это важная часть для того, чтобы успешно сдать ГИА и ЕГЭ. II. Устный счет.
III. Решение задач.Бойся вредных привычек. 1 ученик (Слайд 2), Человеческое тело можно сравнить с огромным зданием, состоящим из миллиардов «кирпичиков» - клеток. Клетки образуют ткани. Ткани объединяются в органы. Слаженная работа всех органов – счастье для человека. 2 ученик (Слайд 3), 1 ученик Задача 1. ( Слайд 4) Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины? (на 15 лет) 75 – это5/4 Чтобы найти число по его дроби нужно разделить на числитель и умножить на знаменатель. 75:5*4=60 75-60=15 Ответ: на 15 лет 2 ученик Задача 2. (Слайд 5) В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить? (210 000 ) 42%=0,42 500000*0,42=210000 Учитель Чем вы можете объяснить такую разницу в продолжительности жизни? Мужчины чаще попадают в ситуации, связанные с риском для жизни, кроме того, имеют больше вредных привычек. Математическая статистика. (Слайд 6)
Советы психологов(Слайд 7) Правильно питайся. 3 ученик Пища – топливо, без которого организм не может функционировать. Но питание должно быть рациональным, включать в себя все необходимые пищевые вещества. 4 ученик Например, девятиклассник должен ежедневно получать около 2500кк. Если в организм поступает больше, то организм складывает излишки в виде жира. (Слайд 8)
4 ученик Дефицит какого-либо пищевого вещества в организме может привести к серьезным заболеваниям. Например, дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От наличия меди зависит прочность связок и сухожилий. Решим задачу: 3 ученик Задача 3. (Слайд 9) Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах. 1 число - х 0,7х 2 число –(х+5) 0,6(х+5) 0,6(х+5)- 0,7х=2,7 0,6х+3-0,7х=2,7 -0,1х=-0,3 Х=3 У=3+5=8 Ответ: 28 слов Полноценный сон – важный источник ваших сил. 5 ученик Полноценный сон играет наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил. Если человек крепко и глубоко спит, то он может днем решать сложные задачи, напряженно работать, а если он не выспится он чувствует себя вялым , мозг плохо работает. Задача 4 (Слайд 10). Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека?(75лет) Пусть х-средняя продолжительность жизни. Составим уравнение 1/3х+50=х -2/3х =-50 Х=-50:(-2/3) Х=75 Ответ:75 лет Движение жизнь (Слайд 11) 6 ученик Отсутствие двигательной активности или ее ограничение отрицательно влияют на организм. Физиолог Сеченов доказал, что утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом. (Слайд 12)
Физкультминутка: «Сова» Слайд 13 6 и 7 ученик. Правая рука захватывает левую мышцу (между шеей и плечом). Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую мышцу. Учитель:Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особеннополезно после длительного письма, работы с компьютером. Красота должна быть разумной 8 ученик. (Слайд 14) В 17-19 веках было особенно модно пользоваться корсетами для придания стройности фигуре. Корсеты носили женщины, а иногда и мужчины. Талии у дам были действительно очень тонкими, но вот только пройти хотя бы 100 м для них было проблемой. Корсет сдавливал грудь, не давал дышать и уродовал внутренние органы. Современная мода на брюки и юбки с заниженной талией, к счастью мода уходящая, может пагубно сказаться как на собственном здоровье каждого, так и на здоровье потомства, а значит и всей нашей нации. Красота должна быть разумной. Задача 5. (Слайд 15) У французской актрисы Полет, жившей в начале 20 века, обхват талии составлял 33 см. Обхват талии самого тяжеловесного из ныне живущих американца Альберта Джексона составил 891% от обхвата талии актрисы. Какой длины рулетку придется использовать, чтобы наверняка найти объем его талии? (294 см, т.е. 3 м длина рулетки) 33*8,91=294,03см =3м Память необходимо тренировать. (Слайд 16), 9 ученик Одна из основных функций человеческого мозга – обучение. Чтобы обучиться чему – нибудь, надо для начала запомнить какую – то информацию. Для успешного пользования своей памятью, необходимо информацию усвоить, сохранить и при необходимости воспроизвести. 10 ученик. Обычный человек может удержать в кратковременной памяти от 5 до 9 единиц запоминаемого материала, тренированный же до 20 единиц произвольно полученной информации. При этом способности произвольной памяти просто огромны. 9 ученик. (Слайд 17), В Японии происходят соревнования среди тех, кто смог выучить наибольшее количество знаков числа «пи». Житель Японии в 1987 году назвал по памяти 40 000 знаков числа «пи», на это у него ушло 17 ч 21 мин. 10 ученик Задача 6. (Слайд 18) Способность среднего человека запоминать произвольную информацию составляют 40% от способности тренированного человека. Сколько произвольно названных слов они запомнят вместе, если обычный человек запомнил на 12 слов меньше тренированного. 28слов Пусть х слов запомнил тренированный человек, тогда 0,4х-запомнил обычный человек. Х-0,4х=12 0,6х=12 Х=12:0,6 Х=20 20+8=28 ответ Работать в шуме вредно. 11 ученик С помощью слуха мы взаимодействуем с окружающей средой. При работе в интенсивном шуме у людей снижается внимание, увеличивается количество ошибок и даже ухудшается зрение. Сильный шум может даже убить. Постоянно слушая музыку через наушники, человек постепенно глохнет и повышает уровень громкости незаметно сам для себя. Это очень вредно. Задача 7 (Слайд 19) Японские врачи провели исследование и выяснили, что из каждых 45 студентов, имеющих расстройства слуха, 30 человек регулярно слушают музыку через наушники. Выясните, какой процентов потерявших слух активно стремились к этому? 66,6% 30/45=2/3=0,66666*100=66,6% IV. Итог урока.Наши задачи закончились. Поднимите руку кто почерпнул сегодня что-то новое для себя. 12 ученикЧтобы жизнь была полной, насыщенной, интересной не лежи на диване и не просиживай у компьютера, телевизора. Есть много интересного вокруг нас. Найди увлечение по душе. 13 ученик Мы знаем, время растяжимо, Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его. 12 ученик. Мы за здоровый образ жизни, за то, чтобы свободное от учебы время было творчески заполнено. 13 ученик Чем богаче ваш внутренний мир и разносторонней занятия, тем наглядней для вас будет бессмысленность курения, пьянства и прочих вредных привычек и негативных факторов. V. Выставление оценок.VI. Домашнее задание. Задачи на листочках.(см. приложение) Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче. Желаем радости открытий в необозримом море с именем «Математика»! Спасибо за участие! xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Задачи о здоровье на уроках математики. 6-й классРазделы: Математика Здоровьесберегающий компонент является присущим процессу обучения, в содержании математического образования он включается, как правило, интегративно. Сама структура учебных и вне учебных занятий, организация урока и их содержание дают возможность активизировать как знания учащихся по здоровье сбережению, так и сами условия проведения занятий. Помимо общих структурных и эмоциональных моментов в содержании математического образования могут быть выделены темы и отдельные уроки, которые целесообразно использовать для поддержания навыков сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни. Обобщая в шестом классе тему “Обыкновенные дроби” мы используем элементы валеологического образования и в организации, и в структуре, и в содержании урока. Представленные конспекты уроков “Задачи о здоровье на уроках математики” и “Обобщающий урок по теме “Действия с обыкновенными дробями”” позволяют увидеть, как реализуется на практике задача создания условий по здоровьесбережению в учебно-воспитательном процессе и внедрение в образовательный процесс знаний о здоровом образе жизни. Задачи о здоровье на уроках математикиЦель урока: повторить действия с обыкновенными дробями; познакомиться с некоторыми особенностями своего организма. Оборудование: весы, сантиметровая лента, линейка. Ход работы 1. Физкультминутка Упражнение 1. Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно посчитав до пяти. Повторить четыре раза. Упражнение 2. Не поворачивая головы, медленно переместить взор влево-вправо, влево-вправо. Повторить четыре раза. Вопрос: Зарядку для какого органа мы с вами сделали? Как вы полагаете, почему сегодня на уроке нам особенно важна хорошая работа глаз? 2. Решение задач Задание 1. Определение точности глазомера. На листе бумаги нарисуйте отрезок АВ. На глаз определите его длину. Используя линейку, измерьте длину отрезка. Составьте дробь, соответствующую точности вашего глазомера. Задача. У Иры точность глазомера – 41/43, у Володи – 43/43, а у Стаса – 45/47. Не приводя дроби к общему знаменателю, определите, у кого из ребят большая степень точности. Объясните свой выбор. Задание 2. Определение количества воды, содержащейся в теле. Тело человека примерно на 64% состоит из воды. Вспомните или измерьте свой вес и определите массу воды, содержащейся в вашем теле. Задание 3. Определение количества крови в организме. Масса крови составляет примерно 7,5% от его общей массы. Вспомните или измерьте свой вес и определите массу крови, циркулирующей в вашем организме. Замечание: если при выполнении задания или в преддверии решения задачи возникают трудности, необходимо повторить правило нахождения части (процента) от числа. Задание 4. Определение роста человека. Берцовая кость человека составляет примерно 22% роста. Сделайте соответствующие измерения и проверьте, верно ли определили свой рост. Задание 5. Определение роста человека. Локтевая кость человека составляет примерно 16% его роста. Сделайте соответствующие измерения и проверьте, верно ли определили свой рост. Замечание: если при выполнении задания или в преддверии решения задачи возникают трудности, необходимо повторить правило нахождения числа по его части (проценту). Задание 6. Сделайте необходимые измерения и решите задачу. Сколько весит воздух в нашем классе, если 1 м3 воздуха весит 1,3 кг? Хватит ли нам имеющегося воздуха на уроке, если каждому человеку нужно 20 литров воздуха в час? Что нужно делать, чтобы воздуха хватило на все шесть уроков работы? Замечание: при возникновении трудностей в решении задачи нужно анализировать ее по частям: а) вспомнить форму классной комнаты, определить какие измерения необходимо сделать, чтобы найти объем класса, откуда легко определить массу воздуха; б) определить сколько кубических метров воздуха необходимо каждому человеку в час; в) определить сколько часов длится урок; г) посчитать сколько кубических метров воздуха необходимо для всего коллектива класса, включая учителя, на урок; д) сравнить необходимый объем воздуха с имеющимся объемом. Сделать выводы. Задание 7. Определение продолжительности уроков в школе. Вспомните, во сколько начинаются занятия в школе и во сколько заканчивается шестой урок. Посчитайте, сколько времени длятся занятия в школе, если перемены занимают 3/29 всего времени. Посчитайте, сколько часов длятся уроки. Можно ли обойтись без перемен, ведь тогда учебный день будет короче? Задание 8. Сделайте измерение окружности груди на выдохе. Повторите измерения при глубоком вдохе. Поставьте разумный вопрос и решите задачу. Замечание: в процессе обсуждения разумных вопросов проанализировать зачем нужно дышать глубоко, полной грудью, особенно на свежем воздухе. 3. Подведение итогов На уроках математики учатся не только считать и решать задачи, но и следить за своим здоровьем. 4. Домашнее задание Проанализировать свой режим дня и составить три задачи на действия с дробями, используя режим дня. Таким образом, на материале данного урока показано, как учитель может, кроме задач обучения собственно математике, привлечь учащихся к их собственной личности, их развитию, их здоровью, возможности интенсивно поддерживать свою работоспособность. Обобщающий урок по теме “Действия с обыкновенными дробями”Цель урока: закрепить навыки выполнения действий с обыкновенными дробями, познакомиться с некоторыми аспектами валеологии. Ход работы 1. Физкультминутка Упражнение 1. Сидя на стуле, отвести голову назад, затем плавно перенести вперед. Плечи не поднимать. Повторить четыре раза. Упражнение 2. Стоя или сидя за партой, руки на поясе. Махом левую руку занести через правое плечо, повернув голову направо. Вернуться в исходное положение. Махом правую руку занести через левое плечо, повернуть голову налево. Вернуться в исходное положение. Повторить четыре раза. Вопрос. Как наши упражнения способствуют улучшению мозгового кровообращения? Зачем это нужно? 2. Разминка Задача 1. Средняя продолжительность сна человека – 8 часов. Какую часть суток человек бодрствует? Задача 2. В чем особенность месяца ноября? В ноябре число солнечных дней составляет 4/25 от числа всех дней в месяце. Сколько было пасмурных дней? Как нужно беречься? Задача 3. В стакане 200 граммов кипяченого молока с медом и маслом для простудившегося Саши. Саша смог выпить 7/20 питья. Поставьте разумный вопрос и решите задачу. Задача 4. Будьте внимательны и быстро укажите дроби в порядке возрастания.
Задача 5. На трех китах держится не только Земля, как утверждали древние ученые. Определите три заветных слова по изучаемой теме
Задача 6. У Тани на приготовление уроков уходит 2 часа 20 минут, а у Гали в 3/4 раза больше. Кто из девочек успешнее справляется с выполнением домашнего задания? Корректен ли вопрос? 3. Физкультминутка Упражнение 1. Поднимая руки вверх, посмотреть на пальцы рук, потянуться, глубоко вдохнуть. Повторить четыре раза. Упражнение 2. Отводя локти назад, глубоко вдохнуть, плечи развести, лопатки сблизить. Повторить четыре раза. Упражнение 3. Прямо встали, тихо сели, Головою повертели, Сладко-сладко потянулись И друг другу улыбнулись. Рот закрыли на замок, Продолжаем наш урок. 4. Решение задач Задача 1. Карлсон, который живет на крыше, съедает банку варенья за 2 часа, а его друг Малыш – за 5 часов. Правда ли, что они вместе съедят варенье из банки за 7 часов? За сколько часов они опустошат банку, если будут лакомиться вместе? Задача 2. В нашей школе из 850 учащихся среднего звена у 170 – плохое зрение, а в школе, расположенной по соседству из 800 учащихся плохое зрение у 160. В какой школе положение со зрением у учащихся хуже? Как беречь зрение? Задача 3. Представьте, что мы с вами всем классом оказались на необитаемом острове. В колодце обнаружили 750 литров пресной воды. На сколько дней этих запасов хватит, если один человек в день потребляет 0,2% от всего количества воды? Задача 4. Ребята собрали для школьного оздоровительного центра малины на 1 кг меньше, чем шиповника. При сушке малина теряет 3/4 своей массы, а шиповник – 4/5. Сколько малины и сколько шиповника собрали учащиеся, если в оздоровительный центр они сдали 11 кг сухих ягод? Задача 5. На одну чашку весов положили новый кусок мыла, а на другую – 3/4 такого куска, оставшегося после умывания Вовочки, и еще гирьку в 50 граммов. Весы оказались в равновесии. Сколько граммов мыла Вовочка потратил на умывание? Хорошо ли это? 5. Проведение конкурса “Замени пословицей” Представленные выражения нужно заменить пословицей, подходящей по смыслу.
6. Подведение итогов урока Главное для человека – здоровье. И нужно прилагать все знания, чтобы сберечь его. Потому, что здоровье – это… (учащиеся дополнят, как они это понимают). Материалы, используемые на уроках, соответствуют главной цели – воспитание способности к сохранению своего здоровья, чувства ответственности за свое здоровье, чувства радости бытия, стимуляции устойчивой мотивации здорового образа жизни, умения регулировать свой режим труда и отдыха. Возвращаясь к проблеме управления содержания образования важно отметить интегративную культурологическую направленность всех образовательных областей. Именно в этом направлении могут быть разрешены проблемы создания условий по здоровьесбережению и в организации учебного процесса, и в обновлении содержания образовательных областей. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai «Здоровый образ жизни Решение текстовых задач. Проценты"Урок здоровьесберегающих технологий представляет интересный, современный урок, выстроенный на организации деятельности учащихся не только на самом уроке, но и в процессе ежедневной подготовки к уроку, и в процессе ежедневной организации правильного образа жизни в целом. Урок включает поисковую и исследовательскую деятельность учащихся в сравнительной характеристики полезных и вредных привычек, современных подростков, влиянии вредных составляющих на состояние здоровья, воспитании сознательного отношения к здоровому образу жизни. Представленный урок отражает современную педагогическую технологию –проектирование. Этот урок диалогового взаимодействия, активной мотивации учащихся к познанию самого себя, привития эстетических чувств и навыков здорового образа жизни. Просмотр содержимого документа ««Здоровый образ жизни Решение текстовых задач. Проценты" »«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ. ПРОЦЕНТЫ" Урок здоровьесберегающих технологий Молодая жительница Тогура, назовём её Ольга, была как все: жила, училась, общалась со сверстниками, в 13 лет «чтобы чувствовать себя своей среди друзей» первый раз закурила. Прошло несколько лет, Ольга стала взрослым самостоятельным человеком, вышла замуж, искала хорошую работу, но в серьёзные организации требовались люди без вредных привычек. Физическое состояние Ольги становилось хуже, она задыхалась, её очень часто одолевал страшный кашель. Внешний вид Ольги тоже был не очень хороший: появился какой-то желтый налёт на зубах и на пальцах рук. Но вот когда у Ольги родился больной ребёнок, она решила обратиться к врачу, потому что стала чувствовать себя какой-то ущербной.
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ: синильной кислоты, табачного дёгтя, окиси углерода, полония-210, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина; табачного дёгтя в 7,5 раз больше, чем никотина, окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дёгтя, полоний-210 составляет 2/3 от количества окиси углерода. Начали курить:
По данным Всемирной организации здравоохранения, 33% детей и подростков в России являются постоянными курильщиками. Кроме того, 55% подростков подвергаются воздействию пассивного курения дома и 73% в общественных местах. В нашей школе 800 учеников. Выясните: 1.Сколько учеников нашей школы являются постоянными курильщиками? (1 группа). 2. Сколько учащихся подвергается пассивному курению? (2-3 группа). 3. Сколько учащихся подвергается пассивному курению в общественных местах? (4 группа). № 4. При проверке состояния здоровья группы учеников из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные – по 1заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному? № 5. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет? По количеству мрачных прогнозов Всемирная организация здравоохранения сегодня не уступает Нострадамусу. В очередном докладе ВОЗ будущее видится сплошным кошмаром. Медики подробно объяснили, какие болезни выкосят человечество в ближайшие десятилетия. Смертность, связанная с употреблением табачных изделий увеличится с 5,4 млн. человек в 2005 до 8,3 млн. в 2030 году. Курение станет причиной каждой десятой смерти в мире. Рефлексия: Если вы довольны своими результатами и вам понравилось на этом уроке, выберите смайлик и нарисуйте его на полях. Если понравилось. Если равнодушны. Если не понравилось. kopilkaurokov.ru Формирование здорового образа жизни на уроках математикиЗабота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… В. А. Сухомлинский Ключевые слова:здоровье, здоровьесбережение. Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса была, есть и будет актуальной во все времена. Современное поколение учеников не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. Поэтому перед любым педагогом стоит задача сохранить здоровье своих учеников. Цели здоровьесбережения ориентируют весь учебный процесс на обязательное выполнение требования: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели не должны достигаться ценой здоровья, а также должны реализовываться через другие компоненты методической системы здоровьесберегающего обучения математике. Для многих учащихся математика — сложный предмет, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения. Для достижения здоровьесбрежения на уроках математики можно использовать учебный материал (тексты задач) с валеологическим содержанием, т.епутём увязки математических тем с какими-либо сведениями о здоровье, о медицинских приборах, о нормальных показателях здоровья. Задачи, которые содержат сведения о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте, и др., можно увязать с многими математическими темами. Таким образом, дети в ненавязчивой форме узнают или закрепят знания о здоровом образе жизни. Вот пример такого урока математики в 6классе по теме «Все действия с десятичными дробями». Цели: 1. Закрепить и обобщить знания учащихся по данной теме; 2. Развивать вычислительные навыки, мышление; интерес учащихся к математике и расширять кругозор; 3. Формирование ценностей здорового образа жизни, потребности в нём. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор,учебник, рабочие тетради. Ход урока. 1. Организационный момент «Настроимся на урок!». Учитель: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе». (М. И. Калинин). Так давайте не будем упускать эту возможность и займемся математикой. Одно из замечательных качеств математики — развитие любознательности. Вы уже умеете выполнять все действия с десятичными дробями. На сегодняшнем уроке мы не только будем решать задачи и примеры на применение правил действий с десятичными дробями, но и немного поговорим о здоровье — одной из главных ценностей человеческой жизни, источнике радости. Ещё древне — греческий философ Сократ сказал, а вот что он сказал, мы с вами сейчас узнаем, но для этого нам нужно выполнить следующее задание. 2. Устный счет. Вычислите: 1) 0,8 *2 2) 3,4*10 3) 0,6+0,4 4) 40: 0,2 5) 1,2*3 6) 0,65+0,65 7) 1,2: 2 8) 23,8*10 1) 1,6 2) 34 3) 1 4) 200 5) 3,6 6) 1,3 7) 0,6 8) 238 «Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто». Сократ. 3. Фронтальный опрос. 1. Какая дробь называется десятичной? 2. Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей. 3. Сформулируйте правило умножения десятичных дробей на 10,100,1000. 4. Сформулируйте правило умножения десятичных дробей 5. Сформулируйте правило деления десятичных дробей на натуральное число, на десятичную дробь. Учитель: Ребята, выполнив следующее задание, вы поймёте, о чём конкретно пойдёт речь дальше. 4. Задание. Решите уравнения 1) х + 10,5 = 18,98 2) 34,5 — у = 16,25 3) а * 1,9 = 3,8 4) 12,6: с = 12,6
Ответы закодированы буквой. Ответ первого уравнения — это первая буква нашего слова: ЗУБЫ Учитель: Да, сегодня на уроке мы поговорим именно о зубах. Как же это красиво, когда у человека белые и ровные, как драгоценный жемчуг, зубы! Они ведь нужны не только для того, чтобы кусать и жевать, но и для того, чтобы человек мог ослепительно улыбаться и все вокруг могли бы видеть, что он здоровый, сильный, веселый и с удовольствием может работать. Ведь по зубам судят о здоровье. В наших зубах, как в зеркале, отражается состояние организма в целом. Недаром в народной пословице говорится: «О здоровье суди не по годам, а по зубам». Вопрос: Ребята, вы, наверное, знаете, что для хорошего здоровья большое значение имеет питание. А вы хотите узнать, какие продукты влияют на укрепление зубов? 5. Тестирование. 1) 234,56 + 123,9 А- 358,46 — баранина Б — 356,36 — свинина 2) 47–12,36 А — 34,74 — кофе Б — 34,64 — чай 3) 23,2 * 1,4 А — 324,8 — картофель Б — 32,48 — рыба 4) 234,4: 0,02 А — 11720 — черный хлеб; Б — 1172 -– белый хлеб; 5) 34,7: 2 А — 17,305 — почки Б — 17,35 — печень 6) 456 + 122,6 А — 578,6 — желток Б — 168,2 — белок 7) 123,45 * 0,001 А — 12345 — лук Б — 0,12345 — морепродукты Учитель: Если вы хотите, чтобы ваши зубы были здоровыми, не забывайте употреблять эти продукты чаще в пищу. Учитель: Ребята, вы хорошо поработали, а сейчас давайте немного отдохнём, поиграем в игру. Я называю обыкновенную дробь, если ее можно перевести в десятичную, то вы встаете, нет — сидите на месте. Учитель: Отдохнули, зарядились энергией и продолжим работу. Отработка вычислительных навыков. Вопрос: Ребята, а вы знаете, чем люди чистили зубы в старину? Давайте решим задачи, а ответы и будут ответами на мой вопрос. 1) Две собаки подбежали к хозяину одновременно. Одна бежала 0,46 с со скоростью 3,5 м/мин, а другая 1,04 с со скоростью 1,5м/мин. Какая собака была дальше от хозяина и на сколько (ответ выразите в см)? 2) Площадь кухни 8,4 м², а площадь комнат в 2,8 раза больше. Чему равна общая площадь квартиры? 50 — мёд, желток 5 — мел, молоко, 24,36 — сахар, лимонная кислота 31,92 — зола, соль Учитель: Чем только не чистили зубы в старину! Для того применяли золу, кусочки угля, поваренную соль, молоко, соду, мел, толченую скорлупу яйца с медом. Китайцы пользовались порошком из бобов мыльного дерева, жители Сибири и Урала варили из сосновой смолы жевательную мастику (так называемую серу), очищавшую зубы и укреплявшую десны. Наверно, многие из вас испытали зубную боль и побывали у врача. Поэтому, не нужно относиться к чистке зубов легкомысленно. Вопрос: Ребята, а вы знаете, какое минимальное количество щёток должен сменить человек в течение года? А чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, давайте выполним следующее задание. Ответы записываем, складываем и делим на 4,5. 1) У стола отпилили один угол. Сколько углов у него теперь?(5) 2) В тарелке лежали три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4) 3) У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (0) 4) Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего Возле дома моего? (4) 5) Один банан падает с елки каждые 5 минут. Сколько их упадет за один час? (0) 6) На столе стояло 5 стаканов ягод. Миша съел один и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (5) Учитель: Ребята, зубную щетку следует менять не реже, чем каждые 3 месяца. Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой. Домашнее задание. Составить примеры с зашифрованными ответами о здоровье. Запомните: Очень сложно болезни лечить, Легче болезни предупредить. Спасибо за урок. До свидания. Вывод. Цель уроков обучения учащихся здоровому образу жизни — формирование в детях социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие. Организация уроков по формированию здорового образа жизни предполагает решение следующих задач: - формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности; - выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; - закрепление гигиенических навыков и привычек; - приобщение к разумной физической активности; - обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения. При построении уроков следует помнить, что: - Необходима смена видов деятельности каждые 3–5 минут; - Введение нового материала начинается на 10–12-й минуте; - Динамические паузы обязательны, возможны и две: первая проводится как активная и подвижная для всего тела, а вторая предполагает отдельные упражнения для глаз, рук или шеи; - Домашнее задание дается творческого характера. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя — помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, т. к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Литература: 1. Антонова Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л. Н. Антонова, Т. И. Шульга, К. Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. — (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001–2005 гг».). 2. Воротилкина И. М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72. 3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 4. Система работы по формированию ЗОЖ на уроках математики / Усова, Г.П., 2010. -8с. 5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРТИ, 2003. –272 с. 6. «Школа 2000…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель.- М.: «Школа 2000».., 2002 г. moluch.ru Урок по теме Математика и здоровый образ жизниТема урока: « МИФ И ЗОЖ». Цели урока : Тип урока: комбинированный Цели урока: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Оборудование к уроку: карточки- задании, презентация МИФ и Зож ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ включают в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. Преподаватель На горе Олимп давным - давно жили боги и стало им скучно. Тогда решили они создать человека и поселить его на планете Земля. Стали боги решать, каким человек должен быть. «Человек должен быть сильным», - сказал один из богов. «Человек должен быть умным», - добавил второй. «Человек должен быть здоровым», - высказался третий бог. «Но если человек будет обладать всем этим, он будет подобен нам»,- возразил один из богов. И решили они спрятать главную ценность человека - здоровье. Долго они решали, куда бы спрятать здоровье? «Глубоко в синем море»,- предлагали одни. «На самой высокой горе»,- вносили предложение другие. «Здоровье нужно спрятать в самого человека»,- предложил один из богов. И все с ним согласились. С тех давних времен так и живет человек, пытаясь найти свое здоровье. Только далеко не каждый человек может найти и уберечь бесценный дар богов - ЗДОРОВЬЕ! Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали владения математическими знаниями. Это математики учат вычислительные машины измерять размеры атома, проектировать дома, проводить медицинские обследования, сочинять стихи и музыку. Причем здесь здоровье? – спросите вы. Притом, что сегодня мы проводим урок математика и здоровье, чтобы еще раз напомнить – необходимо ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности. Путь к математическим вершинам начинается со здоровья Математика и знание своего тела Задания, предлагаемые для повторения материала:
УСТНЫЙ СЧЕТ 1. Человек спит 8 часов в сутки. Какую часть суток человек спит? Какую часть суток человек бодрствует? 2. Летом в лагере 5 ч мы проводили занятие на природе. Какую часть суток мы проводили на свежем воздухе? 3, Рабочее состояние сердца студентов после физической нагрузки не должно превышать 60 ударов в минуту. Сколько ударов сделает сердце за 15 минут? 4,. На уроках анатомии студенты выяснили, что вес сердца взрослого человека 300 г, а ребёнка до года 30 г. Определите, во сколько раз больше весит сердце взрослого человека? 5. Длина пищеварительного тракта человека 10 м. Переведите в сантиметры, дециметры? Вредные привычки 1. Реши задачу; составляя пропорцию. Выкурив 3 сигареты, человек принимает 2,4 мг яда никотина. Сколько яда примет человек, выкурив за день пачку сигарет (20 шт)? 2. Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда никотина примет человек за один день, выкурив 20 сигарет, если от каждый из них в его организм 1/5 попадает часть никотина? Задача 1. Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины? Математическая статистика 75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми. 90% рака легких наблюдается у курильщиков. До 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет. Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни. Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя: свой Мозг, свою Печень, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек! Задача 2. В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить? Задача 3. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах Задача 4 . Человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека? Задача 5. У французской актрисы Полет, жившей в начале 20 века, обхват талии составлял 33 см. Обхват талии самого тяжеловесного из ныне живущих американца Альберта Джексона составил 891% от обхвата талии актрисы. Какой длины рулетку придется использовать, чтобы наверняка найти объем его талии? Задача6. Японские врачи провели исследование и выяснили, что из каждых 45 студентов, имеющих расстройства слуха, 30 человек регулярно слушают музыку через наушники. Выясните, какой процентов потерявших слух активно стремились к этому? Рефлексия Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни. Можно легко подобрать задачи, в содержании которых присутствует информация об организме человека, на правильное питание, задачи о здоровом образе жизни, задачи о вредных привычках человека и их профилактике. Таким образом – математика тоже может помочь сохранить и укрепить здоровье. Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче. infourok.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |