НОВОСТИ |
Конспект урока по ОБЖ «Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ». Здоровый образ жизни обжУрок по ОБЖ "Здоровый образ жизни"Тема урока: ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества Цель: формирование понятия «здоровый образ жизни и его составляющие». Задачи: Образовательная:
Развивающая:
Воспитывающая:
Ход урока I. Организационный момент (психологический настрой на урок) - Здравствуйте! Я рада Вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Желаю вам сегодня успешной работы. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения. Улыбнитесь друг другу! Я хочу начать наш урок этими словами: «Придумано кем-то, просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!». Доброе утро небу и птицам, доброе утро приветливым лицам! И сразу становишься добрым, доверчивым! Пусть доброе утро длится до вечера!» 2.Мотивация и целеполагание. - Перед вами конверт, откройте его и рассмотрите содержимое. Это список ценностей человека: любовь, деньги, престижная работа, здоровье, семья, почет и уважение, недвижимость. Расположить их в убывающем порядке. Давайте посмотрим, что получилось? Молодцы! Вы все хорошо справились. А теперь, покажите всем, какая важная на Ваш взгляд ценность, у Вас оказалась самой первой по списку. У некоторых ребят – семья. И Вы совершенно правы! Но, давайте представим себе, что в обычной семье, где все друг друга уважают и ценят, заболел один из членов семьи. Ему требуется постоянная забота. Как Вы думаете, что самым ценным будет для этой семьи в этот трудный период? Конечно, здоровье ближнего. Некоторые ребята выбрали такую ценность, как недвижимость. А я приведу Вам такой пример: человек имеет хорошую должность, отличную зарплату, огромный дом, в гараже есть дорогие машины. Но, этот человек несчастен, т.к. он серьезно болен, ему осталось жить несколько месяцев. Скажите, все то, что он имеет в этой ситуации важно для него? А что для него будет важным? Правильно, здоровье! Так какая же самая главная ценность для человека? Вы догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? 3.Изучение нового материала Здоровье - главная ценность. Нездоровый человек не может быть по-настоящему счастлив. Кажется, правильно. Что может быть важнее здоровья? Недаром, поздравляя нас с каким-либо праздником, люди именно со здоровья начинают свои пожелания. А люди постарше обычно добавляют: «Здоровье - это самое главное! Будьте здоровы, а остальное приложится!» - С какой целью мы говорим на эту тему? Привлечь ваше внимание к проблеме здоровья людей в современном обществе и к собственному здоровью. (Тема урока записана на доске) - Ребята, а что такое здоровье? Попробуйте сформулировать своими словами, как вы понимаете это слово. Ответы учащихся: - Здоровье – это отсутствие заболеваний; -Здоровье – это отсутствие физических дефектов; -Здоровье – это нормальные условия жизнедеятельности. -Вы все по-своему правы, а что же нам говорит на этот счет энциклопедия, внимание на доску! Существует несколько определений понятия здоровья: 1) Здоровье – это состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. 2) Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Какое определение на Ваш взгляд самое точное? Правильно, второе. Ребята, это определение впервые было введено в 1938 г и до сих пор актуально. (Записать в тетрадь) -Давайте оценим свое здоровье при помощи теста «Определи свое здоровье». Оцените состояние своего здоровья по пятибалльной системе по этим характеристикам: Рассчитайте среднюю оценку. Если Вы за последний год болели 3 раза и больше, уменьшите полученную цифру на 1 балл. Если Вы оценили свое здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня. Если оценка ниже 5 баллов, ищите причину отклонения в здоровье. А как вы думаете, много ли у нас абсолютно здоровых людей? Перед Вами данные статистики здоровья людей в нашей стране: Физическое здоровье ухудшилось на 20 %; Сердечно-сосудистые заболевания увеличились на 20 %; Смертность увеличилась на 30% Почему так происходит? Потому, что люди не обращают внимание на свое здоровье. Отказываются вести ЗОЖ. Прочитайте материал о здоровом образе жизни.
5. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично» - Из каких основных составляющих складывается ЗОЖ? - Работаем с приемом «Пометка на полях». Прочитайте еще раз данный текст. И в каждом абзаце отметь знаки: «+» - материал мне знаком, «-» - материал мне незнаком, «?» - я хочу задать вопросы по этому материалу и «!» - эта информация заинтересовала меня. - А сейчас следующее упражнение. Цель упражнения: дать Вам возможность поразмыслить над жизненными целями и необходимостью вести здоровый образ жизни. - 17-18 лет- жизненная цель? - 23-24 года - жизненная цель? - 26-27 лет - жизненная цель? - 30-37 лет - жизненная цель? - 50-55 лет - жизненная цель? - Что будет с человеком, если он на определенном жизненном отрезке (например, в 23-24 года), пристрастился к алкоголю. Каковы дальнейшие жизненные последствия?- Скажите, ребята, а по каким критериям можно определить, что нация в данном государстве здорова. Перед Вами несколько вариантов ответов: * наличие необходимого количества спортивных площадок, бассейнов, спортивных залов;* спортивные праздники;* воскресный и вечерний отдых связан со спортивными увлечениями;* большое количество традиций в обществе по здоровому образу жизни;* продолжительность жизни населения. - Вы правы! Главным критерием здоровья нации является - продолжительность жизни населения. Если в государстве преобладает смертность над рождаемостью, то говорят о том, что нация вымирает, а вместе с нацией “умирает” государство. Рассмотрим продолжительность жизни населения; ЕВРОПА - 74.9 лет. США - 75.0 лет. КАНАДА - 76.0 лет. РОССИЯ - 57.7 лет (мужчины). ЯПОНИЯ - 87.5 лет. ИСЛАНДИЯ - 80.0 лет.- Давай поиграем. Представьте, что Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутат разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов - внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия. Группа готовит лидера для защиты проекта.(Выступление лидеров групп. Обсуждение выступление лидеров групп)4 . Закрепление, подведение итогов работы: -Подведем итоги сегодняшнего урока. - Итак, что вы узнали сегодня на уроке? -Какие задания выполняли с удовольствием? Упражнение: «Я желаю всем…». - Каждый учащийся заканчивает фразу «Я желаю всем…» -Всего Вам доброго. Будьте здоровы! ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ1.Гин А.А. Приемы педагогической техники // М.: Вита-Пресс, 2004; 2.Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности:9 кл.//Издательство Астрель, 2001. infourok.ru Разработка урока по ОБЖ "Здоровый образ жизни"Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лаганская общеобразовательная школа №1 имени Люлякина И.М.» Методическая разработка урока ОБЖ в 9 классе «Здоровый образ жизни» Подготовил: Убушаев В.Б. учитель ОБЖ, В.КВ.К. г. Лагань. Тема урока: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» Цель урока: организовать деятельность учащихся по формированию понятия «здоровый образ жизни и его составляющие», Задачи: получить представление необходимости укрепления своего здоровья способствовать развитию навыков здорового образа жизни побудить учащихся к размышлению о состоянии своего здоровья. изучить составляющие здорового образа жизни и их роль в сохранении здоровья человека 10 класс Учебник Латчук В. Н., Марков В. В., Миронов С. К, Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности Тип урока:. Урок общеметодологической направленности. Урок усвоения новых знаний Оборудование: проектор, экран, презентация Microsoft Power Point Предполагаемые результаты: Личностные Метапредметные Предметные Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Инициатива, находчивость, активность при работе в группе. Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. Умение самостоятельно ставить цели, иметь представление об актуальности здорового образа жизни в современном обществе Теоретическое представление о здоровом образе жизни и его составляющих Применение изученных понятий в повседневной жизни. Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни Список использованной литературы: 1. Закон РФ "Об образовании" 2.Латчук В. Н., Марков В. В., Миронов С. К, Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности Использованные Интернет ресурсы: 1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 2.. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2659 Структура и ход урока № Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД 1. Самоопределение к учебной деятельности 2 Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Личностные: самоопределение 2. Актуализация знаний 4 Эпиграфом нашего урока являются слова: «Человек – украшение мира». Вопросы: Как вы считаете, какое отношение имеют это высказывания к теме нашего урока? Как связаны понятия: «Человек – здоровье – красота»? Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, записывают дату и тему урока в тетрадь. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: способность к волевому усилию. Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы, анализ, сравнение. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. 3. Изучение нового материала 15 Предлагается ответить на следующие вопросы: · Чего вы в первую очередь желаете себе? · Чего вы в первую очередь желаете своим близким? · Чего вы никогда не пожелаете своим врагам? ( ЗДОРОВЬЕ) Что же такое здоровье? Здоровье - плод воздействия разнообразных факторов на уникальную систему природы «человек». Каждый человек должен уметь управлять своим здоровьем с учетом риска заболеваний и особенностей психологического, физиологического факторов. Для самостоятельного управления здоровьем каждому необходимо уметь создать комфорт души и тела, что достигается определенным образом жизни, отношением к средствам оздоровления и исцеления от недугов. Какое определение вы дадите понятию «здоровье»? Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. Рассмотрим основные компоненты здоровья: нравственное, социальное, физическое. Скажите, насколько тесно взаимосвязаны компоненты здоровья? (Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.) От чего зависит здоровье человека? (Здоровье человека зависит от образа жизни, поведения, образа мыслей.) Согласитесь ли вы с таким мнением: какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни? Докажите свой ответ примерами. Здоровье - главный дар, данный нам нашими предками и нерасточительно расходуемый нами - ими последователями. Как распорядиться этим бесценным (действительно бесценным - ведь нам он достаётся совершенно бесплатно) даром? Очень важно как можно раньше прийти к выводу и пониманию необходимости сохранения и умножения своего здоровья, а для этого надо очень мало. Учёные определяют такое стремление как движение в два шага. 1-й шаг - состоит в выборе жизненных установок, определении своих целей в жизни. 2-й шаг - это выбор путей для реализации тех жизненных установок и целей, которые, вы для себя определили в первом случае. Сложно это? - Да, очень сложно. Возможно, выполнить это? - Да, возможно. Надо только запомнить; что главное условие здорового образа жизни — личная заинтересованность человека. Необходимо понять, что ничего в жизни даром не дается. Что результат будет тем лучше и выше, чем раньше вы начнёте работать над собой. Человек - это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои. Образ жизни - показатель, как условия жизнедеятельности человек реализует для своего здоровья. Здоровье человека в 60% зависит от образа жизни, в 20% - от окружающей среды, в 8% - от наследственности. От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни). При оценке здоровья используют 4 основных критерия: 1 - наличие или отсутствие хронических заболеваний;2 - уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;3 - состояние основных систем организма - дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и т. д.;4 - степень сопротивляемости организма внешним воздействиям. Существует комплекс факторов, определяющих; как здоровье отдельного человека, так и общества в целом. Какие это факторы на ваш взгляд? (Социально-экономические, определяемые уровнем развития общества: производство, образование, медицина, характер питания, население, досуг и др.) Почему в странах с разным уровнем социально-экономического развития показатели здоровья различаются? Как факторы природной среды (климат местности, растительный и животный мир, космос, уровень солнечной активности) влияют на состояние здоровья? (Влияние этих факторов состоит в распространении определенных заболеваний в определенных географических зонах - рак кожи в зонах с высокой солнечной радиацией, зоб (щитовидная железа) - в районах с недостаточным содержанием йода в воде и т. д.) С чем связано влияние биологических и психологических факторов? (С наследственностью, темпераментом и поведением человека, его телосложением, психологическим складом личности, то есть с тем, что характеризует врожденные свойства и индивидуальность человека.) Совершенно верно. Эти факторы определяют условия жизни человека, сказывающиеся на его здоровье. 3.Компоненты здорового образа жизни и их характеристика. Основными компонентами здорового образа жизни являются: - достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движениях; закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; - рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов; - соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда; - личная гигиена; - грамотное экологическое поведение; - психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику неврастенических состояний - сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем; - отказа от вредных привычек – курения, употребления алкоголя и наркотиков; - безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений. Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры, делают соответствующие записи в тетради. Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры, делают соответствующие записи в тетради Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры, делают соответствующие записи в тетради Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения. 4. Физпауза 1 Организует физпаузу (гимнастика для глаз) Повторяют действия за учителем Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. 5 Первичная проверка понимания 5 Вопросы и задания: - Что может повлиять на здоровье человека? - Приведите примеры влияния на здоровье разных социально-экономических факторов. -Проанализируйте, как социально-экономические факторы влияют на здоровье членов вашей семьи. -Приведите примеры, как природные, биологические, психологические факторы влияют на здоровье. -Как объясните выражение: «Хочешь иметь у себя здоровье - здоровайся со всеми»? Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения. 6. Первичное закрепление 8 Организует работу в группах. Наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся. Рекомендации по здоровому образу жизни. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать рекомендации и советы по здоровому образу жизни.
Выполняют работу в группах. ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Личностные: осознание ответственности за общее дело. Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации 7 Рефлексия 5 Организует беседу, связывая результаты урока с его целью. Учитель: Какое значение для здоровья человека имеет здоровый образ жизни? (Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.) От чего зависит состояние здоровья человека? (Состояние здоровья зависит от психологического климата в семье, в школе; соблюдения режима дня, учебы и отдыха; рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, наркотикам; соблюдения правил личной гигиены и др.) Какие выводы можете сделать по теме сегодняшнего урока? (Практика показывает, что у многих людей, в особенности у молодежи, размылось, утратило ценность и цельность представление о здоровье. В сознании же многих людей оно накрепко связано именно с лечением.) Но ведь лечить можно бесконечно, здоровья это не прибавит! Между тем здоровье человека, в первую очередь, зависит, прежде всего, от условий и образа жизни. Необходимо выработать в себе привычку проявлять элементарную заботу о сохранении здоровья, об укреплении и создании его резервов. Сберечь и увеличить резервы физического и психического здоровья людей — означает, без всякого преувеличения, приумножить потенциал могущества страны.Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Учитель диктует и комментирует домашнее задание. Высказываются о результатах своей деятельности на уроке, отвечают на вопросы позволяющие обобщить пройденный материал, говорят о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии. Записывают домашнее задание в дневник. Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Регулятивные: самооценка Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения. infourok.ru Презентация "Здоровый образ жизни"к урокам ОБЖ и к классным часамЗдоровый образ жизни ЗДОРОВЬЕ
Здоровье зависит
Компоненты здоровья
Критерии здоровья
ВАЛЕОЛОГИЯ
Здоровый образ жизни
В понятие ЗОЖ входит
Российские ученные считают, что для здоровья необходимы: Физическая нагрузка Ограничение в питании Закаливание Время и умение отдыхать Режим труда и отдыха
Двигательная активность
Закаливание
Природные факторы, способствующие закаливанию:
Основные правила рационального питания
Отказ от вредных привычек
Курение – бомба замедленного действия
Стадии развития алкоголизма
Наркомания - болезнь
Слагаемые медицинской активности
Признаки возникновения психосоматических заболеваний:
Личная гигиена
Запомните!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! intolimp.org КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.Конспект урока ОБЖ № 23.
Урок усвоения новых знаний
Личностные Метапредметные Предметные Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Инициатива, находчивость, активность при работе в группе. Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. Умение самостоятельно ставить цели, иметь представление об актуальности здорового образа жизни в современном обществе Теоретическое представление о здоровом образе жизни и его составляющих Применение изученных понятий в повседневной жизни. Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни
№ Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД 1. Самоопределение к учебной деятельности 2 Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Личностные: самоопределение 2. Актуализация знаний 4 Эпиграфом нашего урока являются слова: «Человек – украшение мира». Вопросы: Как вы считаете, какое отношение имеют это высказывания к теме нашего урока? Как связаны понятия: «Человек – здоровье – красота»? Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, записывают дату и тему урока в тетрадь. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: способность к волевому усилию. Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы, анализ, сравнение. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. 3. Изучение нового материала 15 Предлагается ответить на следующие вопросы: · Чего вы в первую очередь желаете себе? · Чего вы в первую очередь желаете своим близким? · Чего вы никогда не пожелаете своим врагам? ( ЗДОРОВЬЕ) Что же такое здоровье? Здоровье - плод воздействия разнообразных факторов на уникальную систему природы «человек». Каждый человек должен уметь управлять своим здоровьем с учетом риска заболеваний и особенностей психологического, физиологического факторов. Для самостоятельного управления здоровьем каждому необходимо уметь создать комфорт души и тела, что достигается определенным образом жизни, отношением к средствам оздоровления и исцеления от недугов. Какое определение вы дадите понятию «здоровье»? Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. Рассмотрим основные компоненты здоровья: нравственное, социальное, физическое. Скажите, насколько тесно взаимосвязаны компоненты здоровья? (Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.) От чего зависит здоровье человека? (Здоровье человека зависит от образа жизни, поведения, образа мыслей.) Согласитесь ли вы с таким мнением: какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни? Докажите свой ответ примерами. Здоровье - главный дар, данный нам нашими предками и нерасточительно расходуемый нами - ими последователями. Как распорядиться этим бесценным (действительно бесценным - ведь нам он достаётся совершенно бесплатно) даром? Очень важно как можно раньше прийти к выводу и пониманию необходимости сохранения и умножения своего здоровья, а для этого надо очень мало. Учёные определяют такое стремление как движение в два шага. 1-й шаг - состоит в выборе жизненных установок, определении своих целей в жизни. 2-й шаг - это выбор путей для реализации тех жизненных установок и целей, которые, вы для себя определили в первом случае. Сложно это? - Да, очень сложно. Возможно, выполнить это? - Да, возможно. Надо только запомнить; что главное условие здорового образа жизни — личная заинтересованность человека. Необходимо понять, что ничего в жизни даром не дается. Что результат будет тем лучше и выше, чем раньше вы начнёте работать над собой. Человек - это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои. Образ жизни - показатель, как условия жизнедеятельности человек реализует для своего здоровья. Здоровье человека в 60% зависит от образа жизни, в 20% - от окружающей среды, в 8% - от наследственности. От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни). При оценке здоровья используют 4 основных критерия: 1 - наличие или отсутствие хронических заболеваний;2 - уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;3 - состояние основных систем организма - дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и т. д.;4 - степень сопротивляемости организма внешним воздействиям. Существует комплекс факторов, определяющих; как здоровье отдельного человека, так и общества в целом. Какие это факторы на ваш взгляд? (Социально-экономические, определяемые уровнем развития общества: производство, образование, медицина, характер питания, население, досуг и др.) Почему в странах с разным уровнем социально-экономического развития показатели здоровья различаются? Как факторы природной среды (климат местности, растительный и животный мир, космос, уровень солнечной активности) влияют на состояние здоровья? (Влияние этих факторов состоит в распространении определенных заболеваний в определенных географических зонах - рак кожи в зонах с высокой солнечной радиацией, зоб (щитовидная железа) - в районах с недостаточным содержанием йода в воде и т. д.) С чем связано влияние биологических и психологических факторов? (С наследственностью, темпераментом и поведением человека, его телосложением, психологическим складом личности, то есть с тем, что характеризует врожденные свойства и индивидуальность человека.) Совершенно верно. Эти факторы определяют условия жизни человека, сказывающиеся на его здоровье. 3.Компоненты здорового образа жизни и их характеристика. Основными компонентами здорового образа жизни являются: - достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движениях; закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; - рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов; - соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда; - личная гигиена; - грамотное экологическое поведение; - психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику неврастенических состояний - сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем; - отказа от вредных привычек – курения, употребления алкоголя и наркотиков; - безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений. Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры, делают соответствующие записи в тетради. Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры, делают соответствующие записи в тетради Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры, делают соответствующие записи в тетради Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения. 4. Физпауза 1 Организует физпаузу (гимнастика для глаз) Повторяют действия за учителем Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. 5 Первичная проверка понимания 5 Вопросы и задания: - Что может повлиять на здоровье человека? - Приведите примеры влияния на здоровье разных социально-экономических факторов. -Проанализируйте, как социально-экономические факторы влияют на здоровье членов вашей семьи. -Приведите примеры, как природные, биологические, психологические факторы влияют на здоровье. -Как объясните выражение: «Хочешь иметь у себя здоровье - здоровайся со всеми»? Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения. 6. Первичное закрепление 8 Организует работу в группах. Наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся. Рекомендации по здоровому образу жизни. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать рекомендации и советы по здоровому образу жизни.
Выполняют работу в группах. ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Личностные: осознание ответственности за общее дело. Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации 7 Рефлексия 5 Организует беседу, связывая результаты урока с его целью. Учитель: Какое значение для здоровья человека имеет здоровый образ жизни? (Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.) От чего зависит состояние здоровья человека? (Состояние здоровья зависит от психологического климата в семье, в школе; соблюдения режима дня, учебы и отдыха; рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, наркотикам; соблюдения правил личной гигиены и др.) Какие выводы можете сделать по теме сегодняшнего урока? (Практика показывает, что у многих людей, в особенности у молодежи, размылось, утратило ценность и цельность представление о здоровье. В сознании же многих людей оно накрепко связано именно с лечением.) Но ведь лечить можно бесконечно, здоровья это не прибавит! Между тем здоровье человека, в первую очередь, зависит, прежде всего, от условий и образа жизни. Необходимо выработать в себе привычку проявлять элементарную заботу о сохранении здоровья, об укреплении и создании его резервов. Сберечь и увеличить резервы физического и психического здоровья людей — означает, без всякого преувеличения, приумножить потенциал могущества страны.Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Учитель диктует и комментирует домашнее задание. Высказываются о результатах своей деятельности на уроке, отвечают на вопросы позволяющие обобщить пройденный материал, говорят о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии. Записывают домашнее задание в дневник. Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Регулятивные: самооценка Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения. Список использованной литературы: 1. Закон РФ "Об образовании" 2.Латчук В. Н., Марков В. В., Миронов С. К, Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности Использованные Интернет ресурсы: 1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 2.. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2659 infourok.ru Методическая разработка урока по ОБЖ на тему "Здоровье и здоровый образ жизни" для специальности ТПОПГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства» Автор: Кузнецова Светлана Геннадьевна преподаватель ОБЖ.высшая квалификационная категория ГАПОУ ТКСТПг. Тольятти, Самарской области Методическая разработка по теме: Применение современных компьютерных технологий при проведении лекций на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» Раздел: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья» Тема: « Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Факторы, способствующие укреплению здоровья». г. Тольятти – 2015 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На сегодняшний день, когда одновременно с развитием современных педагогических технологий происходит модернизация российского образования, использование ИКТ более чем актуально при изучении естественных наук – физики, химии, биологии, а также ОБЖ.Использование ИКТ на уроках ОБЖ открывает перед учителем широкие возможности при структурировании большого объема информации, а также вовлечении обучающихся в учебную деятельность. Актуальность заключается в том, что применяя компьютерные технологии на занятиях, мы готовим современных студентов к будущей жизни в информационном обществе, для которого острой является проблема защиты человеческого сознания от информационной перегруженности. В связи с этим перед преподавателем ставится ответственная задача – обучить студентов критически осмысливать потоки информации, которые студенты не всегда готовы воспринять и понять. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность обучающегося. Структурная компоновка мультимедийной презентации системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. И традиционная форма передачи знаний – лекция, становится намного интереснее и доступнее, если использовать мультимедийную презентацию. И ресурсы сети Интернет. Мультимедийная презентация помогает студентам с легкостью выделить главное в предложенной лекции, делает ярким и запоминающимся наглядный материал. Это развивает интерес к дисциплине в целом. Такая форма удобна для преподавателя, так как помогает рационально распределить время и нагрузку при изложении материала. При использовании презентации Power Point с легкостью сочетаются разные формы подачи материала: устный рассказ и чтение на экране учебной информации. Ресурсы сети Интернет позволяют активнее вовлекать студента в образовательный процесс. Для закрепления, полученных знаний, обучающимся предлагается выполнить тест, составленный преподавателем. «Основы безопасности жизнедеятельности» - общеобразовательная дисциплина, которая входит в общеобразовательный цикл программ в соответствии с ФГОС по специальностям СПО. Целью данной методической разработки является формирование сознательного отношения к своему здоровью и уметь их использовать в практической деятельности и повседневной жизни, а так же вести здоровый образ жизни. Задачами является: -познакомить студентов с основными составляющими здорового образа жизни и их влиянием на безопасность жизнедеятельности личности;-учить активным приемам ведения здорового образа жизни. Преподаватель: Кузнецова Светлана Геннадьевна Предмет / дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности Специальность: Технология продукции общественного питания» Группа: 311 Тема урока / занятия: Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Факторы, способствующие укреплению здоровья Тип урока: Урок-лекция Длительность: 45 минут Технология – ИКТ Тема: Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Цели урока: образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: Задачи:
Оборудование: ПК, проектор, мультимедийная презентация. ХОД УРОКА 1.Организационный момент (2 мин.) Приветствие Проверка присутствующих, заполнение журнала 2.Вводная часть (3-5мин) Слово учителя. Эпиграф к уроку: Гиппократ как-то сказал: Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь вам дается только один организм - Как вы понимаете слова «здоровье», «образ жизни»? - В чем вы видите разницу между понятиями физическая культура и спорт? - Как вы понимаете выражение "Здоровье - это не все, но все - ничто без здоровья"? Слайд 1. Объявление темы. Тема сегодняшней лекции: «Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Факторы, способствующие укреплению здоровья». Презентация на экране. Мы должны с вами выяснить важность здорового образа жизни, режима дня, сбалансированного питания и отсутствия вредных привычек.
Самый дорогой дар, который человек получает от природы-это здоровье. Слайд 2. Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Из Устава Всемирной организации здравоохранения). Слайд 3. Индивидуальное здоровье каждого из нас в основном зависит от четырех факторов:
Что входит в понятие образ жизни. Это материальное благополучие, условия жизни, труда, отдыха, быта, жилищные условия, питание, сон, семейное положение, взаимоотношение с друзьями. Совокупность этих факторов составляют образ жизни. Назовите составляющие здорового образа жизни? (режим дня; личная гигиена; здоровое питание; физическая активность; отдых; закаливание; отсутствие вредных привычек). Слайд 4. Здоровый образ жизни – В последнее время много говорят и пишут о здоровом образе жизни. Почему же столько внимания уделяется этому вопросу?Причин довольно много. Целый ряд факторов неблагоприятно влияет на наше здоровье: – эмоционально-психические нагрузки с резко пониженной физической активностью, – избыточное и несбалансированное питание, – непростая экологическая ситуация, сложившаяся во многих регионах нашей страны, – широкое распространение вредных привычек. Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Человек, начинающий формировать здоровый образ жизни в раннем возрасте, достаточно быстро и хорошо к нему адаптируется. Здоровый образ жизни позволяет избежать коренных перемен в укладе жизни человека при возникновении болезней и отдаляет их наступление. Слайд 5. Основные составляющие здорового образа жизни:
Слайд 6. Режим жизнедеятельности Правильный режим дня – это оптимальное распределение в течение суток труда, отдыха, двигательной активности и т.д. Один из основополагающих принципов режима – строгое его выполнение, недопустимость частых изменений. Эти требования определяются тем, что организм привыкает к определенному режиму, у него вырабатывается система условных рефлексов, облегчающая выполнение тех или иных дел. Всякое нарушение режима приводит к расстройству налаженной системы рефлексов, а это может повлечь за собой негативные изменения в состоянии здоровья. Второй принцип режима в том, что деятельность должна быть посильной для организма и не превышать предела работоспособности клеток головного мозга, а отдых должен обеспечивать полное их восстановление. Этот принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени. При составлении режима всегда надо помнить, что сон для подростка должен составлять 8-9 часов. Слайд 7. Оптимальный двигательный режим Физическая активность оказывает положительное влияние на состояние здоровья человека. Двигательная активность, физическая культура и спорт – эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательные условия здорового образа жизни. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм приспособленным к условиям внешней среды. У крепкого, закаленного человека увеличивается умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям. Люди, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют и другие преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем. Ну и конечно большую роль играет закаливание. «Если хочешь быть здоров – закаляйся!». Слайд 8. Гигиена организма Важный элемент здорового образа жизни-общая гигиена организма. Она включает в себя уход за телом, соблюдение гигиены одежды и обуви, точное следование режиму дня Человеческий организм – это своеобразная фабрика, в которой предусмотрено активное выделение продуктов производства. Кожа человека – такой же орган человеческого организма и выполняет множество функций. Кожа – это не только оболочка, которая отделяет внутреннюю среду от внешней; она оберегает организм от механических и химических повреждений, от проникновения во внутреннюю среду патогенных микроорганизмов, регулирует температуру тела, даёт возможность чувствовать боль, тепло, холод. Через потовые железы из организма выводится много лишних и вредных веществ. Соблюдайте следующие правила:
Слайд 9. Биологические ритмы Это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Слайд 10. Закаливание – это комплекс мероприятий, направленных на адаптацию (привыкание) человеческого организма к разностороннему воздействию внешних факторов. Общие правила:
Слайд 11. Рациональное питание Это своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные для него питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса. Слайд 12. Два закона рационального питания
Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе человека в Приложении 1. Слайд 13. Отказ от вредных привычек. Ни для кого не секрет, что в настоящее время широко распространены пагубные для человека пристрастия: курение табака, употребление алкоголя, наркотическая зависимость. Все эти негативные явления разрушительно воздействуют на здоровье самого человека и его потомков. Очень часто алкоголь, курение и наркотики являются для молодых людей фактором, позволяющим заслужить определённый авторитет в компании. Многих, нежелающих следовать этим пагубным пристрастиям, пугают изгнанием из «дружеской среды». Необходимо самостоятельно принимать решения, не бояться утраты таких связей. Курение. Табачный дым состоит как минимум из 200 вредных веществ, среди которых никотин, угарный газ, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород. Курение на 4-8 лет сокращает продолжительность жизни. Некоторые считают, что курение позволяет уменьшить психологический дискомфорт, снимает стрессы. На самом деле это лишь кажущееся явление, курение позволяет восполнить потребность организма в никотине. Алкоголь. На сегодняшний день не определена безопасная доза или безопасный алкогольный напиток. Стоит подчеркнуть, что алкоголь может вызвать серьёзные заболевания. Употребление алкоголя ведет к росту преступности, разрушению семьи, увеличению брошенных детей… и в конечном счёте к снижению потенциала нации. Наркотические препараты. Прежде всего разрушают психику и нервную систему, с ними много опасных инфекционных заболеваний (прежде всего ВИЧ и вирусные гепатиты). Основное препятствие на пути сокращения производства и продажи табака, алкоголя, наркотиков – это их прибыль. Люди зарабатывают большие деньги, а потому не жалеют средств на производство и распространение своих товаров. Слайд 14. Проверка полученных знаний (ТЕСТ) Приложение 2. Вам даны вопросы и варианты ответов, выбрать нужно правильные.А теперь проверим вместе (открываем электронный вариант теста)Критерии оценки на слайде:Нет ошибок – "5"1–2 ошибки – "4"3–4 ошибки – "3"Более 4 ошибок – "2 Слайд 15. Итог урока. Мы рождены, чтоб жить на свете долго, Грустить и петь, смеяться и любить, Но чтобы стали все мечты возможны Должны мы все здоровье сохранить. Когда человек чувствует себя здоровым, физически крепким, то многие препятствия психологического характера преодолеваются гораздо легче. Возникает чувство уверенности в себе, а это очень важно в наше время.Ни государство, ни медицинская наука, ни сеть поликлиник и больниц, ни усилия медицинских работников не смогут сделать человека здоровым, если он сам не позаботиться о своем здоровье.На этом наш урок закончен. Слайд 16. Домашнее задание (Творческий этап). Выполнить буклет в программе Microsoft Publicher или презентацию в программе Microsoft Power Point на следующие темы:
Слайд 17. Рефлексия Слайд 18. Литература.
Приложение 1. Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе человека ( по В.А. Покровскому) Пищевые продукты Количество, граммы в день Все хлебопродукты в переводе на муку 330 Картофель 265 Овощи и бахчевые 400 Фрукты свежие 260 Сухофрукты 10 Сахар 100 Масло растительное 20 Мясо и мясопродукты 205 Рыба и рыбопродукты 50 Сало 5 Молоко 450 Масло животное 15 Творог 20 Сметана 18 Сыр 18 Рекомендуемое количество энергии, белков, жиров и углеводов (граммы в день) для подростков Возраст, годы Энергия, ккал. Белки всего в том числе животные Жиры всего в том числе животные Углеводы 14 – 17 юноши 2900 100 60 100 20 400 14 – 17 девушки 2600 90 54 90 18 360 Суточное распределение (в %) пищевого рациона (по В.А. Покровскому) Питание Завтрак Обед Полдник Ужин 4- разовое 20 – 30 40 – 50 10 – 25 15 – 20 3-разовое 30 45 – 50 _____ 20 – 25 Приложение 2. Тест. «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни».
приняты Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): а) здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков; б) здоровье человека – это отсутствие у него болезней и физических недостатков; в) здоровье человека – это отсутствие у него болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом.
а) образа жизни; б) экологических факторов; в) состояния муниципального обслуживания населения; г) наследственности. 3. Одной из составляющих здорового образа жизни является: а) оптимальный уровень двигательной активности; б) малоподвижный образ жизни; в) небольшие и умеренные нагрузки; г) курение и употребление алкоголя в небольших количествах. 4. Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года – это: а) режим; б) жизнедеятельность человека; в) динамика работоспособности. 5. Все продукты питания могут быть поделены на группы: а) животного и растительного происхождения; б) минеральные и искусственные; в) мясные и молочные.
а) замедлению процесса старения; б) повышению аппетита; в) отвыканию от вредных привычек. infourok.ru План-конспект урока ОБЖ "Здоровый образ жизни"План-конспект урока учителя ОБЖ в 9 классе Иорданиди И.В. по теме: «Здоровый образ жизни и его составляющие». Цели урока:
Учебно-методическое сопровождение урока:
Форма проведения урока: урок – конференция Подготовительная работа. Подготовить двух докладчиков по вопросам составляющие здорового образа жизни:
ХОД УРОКА I. Создание учебного пространства, мотивация. 1. Звучит попурри на известные среди молодежи мелодии, на экране появляется тема урока. 2. Слова учителя: Ребята! Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является тема здоровья. Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи. Все мы прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь – этому нас учат в школе. Но не все понимают, что здоровье – это не только отсутствие болезней, а поэтому, нарушая общечеловеческие, духовные, нравственные и иные законы, попадают в ситуацию, когда и физическое здоровье уже начинает утрачивать смысл. Почему так получается? Может мы чего-то недопонимаем? - Какой смысл мы вкладываем в понятие ЗДОРОВЬЕ? 1, 2, 3, 4 - Дети отвечают в соответствии с тем набором представлений, который у них присутствует на этом этапе развития, т.е. касается в основном физической составляющей. Но из ваших рассуждений можно сделать вывод о том, что только физически здоровый человек может быть успешен, счастлив, благополучен. Но часто в жизни бывает все совершенно иначе. Я привожу примеры из истории о людях, которые смогли превозмочь свои недуги и стать успешными и счастливыми. - Так что же получается? Схема 1 (Рисунок 1) Благодаря каким своим способностям, талантам? Может мы чего-то еще не знаем о возможностях человеческого организма, его личностных составляющих? - Одни, имея идеальные стартовые возможности, предаются лени, вредным привычкам, а то и вовсе совершают противоречащие здравой логике поступки – кончают жизнь самоубийством; - Другие, любят жизнь, ведут здоровый образ жизни, но в критической ситуации, спасая других людей, жертвуют своей жизнью ради других; - Третьи, имея врожденные заболевания или увечья, прилагают огромные усилия, чтобы оставаться полезными членами семьи и общества и достигают в этом успеха; - Четвертые живут, как бы по течению жизни. И имея хорошие возможности для достижения успеха, уповают на всевозможные чудеса, так и не дождавшись которых, всю оставшуюся жизнь пеняют на свою судьбу. Давайте попробуем немного отвлечься от темы разговора и вспомним фильм, песня из которого звучала в начале урока. Как вы думаете, что заставило девушку по имени Роза отказаться от заманчивых для многих современных людей перспектив жить в богатстве и достатке и в самый драматический момент сюжета остаться на тонущем корабле со своим не совсем презентабельным спутником, остаться на произвол судьбы? - Ответы 1,2,3,4 Дети должны подойти в своих рассуждениях к тому, что физическое, материальное и даже социальное благополучие для нее отошло на второй план, так как молодой человек открыл ей глаза на то, что она может погубить себя как личность. Ну и конечно же любовь! 3. Слова учителя: Я бы хотела, чтобы и в своих рассуждениях на темы здорового образа жизни вы смотрели несколько шире, чем привыкли это делать, потому что ВОЗ вкладывает в понятие ЗДОРОВЬЕ больше. 4. Представьте себе: Вы собрались идти спать, а в этот момент вам позвонил друг (подруга) и попросил помочь. Вы откажете ?Вы собрались идти в кино, деньги есть, но в самый последний момент они понадобились для того, чтобы купить лекарства заболевшему члену семьи, родственнику. Вы будете долго раздумывать? Ответы детей 1, 2, 3, 4 Но бывают и более драматические ситуации выбора. Мой рассказ о нравственном и духовном выборе, который сделал захваченный бандитами в плен военнослужащий Евгений Родионов. Значит есть мотивы, способные побудить человека отказаться не только от определенных материальных благ и комфорта, но и пожертвовать своим здоровьем и жизнью! II. Основная часть урока. 1. Класс делится на 4 группы. 2. Группы получают портфели с заданиями, инструкциями, справочными материалами и документами. Индивидуальные задания группам: Как относиться к своему здоровью и почему? 1 команда. Считаем, что самое главное – это физическое здоровье! Если оно есть, то можно жить в свое удовольствие. Зарабатывать больше денег, иметь дом, машину, отдыхать на море и т.п. 2 команда. Считаем, что самое главное – это уметь хорошо устроиться в жизни. А для этого можно иногда поступиться и правилами здорового образа жизни и даже покривить душой, ведь это всегда можно исправить. То есть главное – это социальная составляющая здоровья! 3 команда. Считаем, что главное – это всегда жить по совести и по законам. Потому, что духовная составляющая – это самое важное. 4 команда. Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая-то составляющая не развита, то этот человек неполноценен. 3. Слова учителя: Ребята! Сейчас мы проведем небольшое исследование для того, чтобы, во-первых, дать аргументированный ответ на вопрос-задание, а во-вторых, для того, чтобы сделать вывод, противоречат ли различные стремления людей (к богатству, самовыражению, профессиональному росту, чистоте духовной, нравственной) В чем заключается православная традиция отношения к здоровью? 4. Группы выполняют задание, опираясь на материалы, имеющиеся в портфелях каждой команды. Лейтмотивом звучит песня Celine Dion из к/ф “Титаник. Учитель выполняет функцию консультанта, помощника, сотрудника. Помогает разобраться с целесообразностью использования тех или иных документов. 5. Защита ответов групп. Группы должны прийти к выводу, что:
6. Учитель делает обобщенный вывод результатов исследования, который заключается в том, что здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать. Что бережное отношение к физической составляющей здоровья не противоречит православной традиции, если человек использует свои физические возможности для реализации полезных дел, а не для самолюбования. А вообще, все в человеке должно быть развито гармонично. infourok.ru Конспект урока по ОБЖ «Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ»Конспект урока ОБЖ в 10 классе Тема урока: Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ. Олимпийское движение как одно из условий формирования здорового образа жизни» Цель: формирование понятия «здоровый образ жизни и его составляющие». Задачи: Образовательная:
Развивающая:
Воспитывающая:
План урока: 1. Понятие «здоровье» и его характеристика. 2. Понятие «олимпизм» и роль олимпийского движения в формировании здорового образа жизни. Перед уроком класс делится на группы, каждой группе раздаётся лист ватмана и работа строится по группам, вопросы и задания задаются не всему классу, а группам, и результаты каждого этапа группа фиксирует на ватмане. I. Организа-ционный момент (психологический настрой на урок) 2. Проверка домашнего задания 3. Мотивация и целеполагание. 4.Планирование деятельности. 5. Изучение нового материала 6. Словарная работа Значение олимпизма в формировании ЗОЖ 7. Релаксация 8. Закрепление изученного материала 9.Контроль и рефлексия 10.Оценивание 11.Домашнее задание - Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Желаю вам сегодня успешной работы. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения. Мы продолжаем разговор о нашем образе жизни - Ребята, сейчас вы зачитаете свои домашние мини-сочинения ( высказывания) на тему «Мой образ жизни». - Молодцы! Вы все хорошо справились с домашним заданием. -Скажите пожалуйста, о какой актуальной проблеме в той или иной степени говорилось в ваших сочинениях? Прошлый раздел курса был посвящен профилактике инфекционных болезней, которые приносят человеку много неприятностей и горя. Однако инфекционные болезни — это только часть тех заболеваний, которыми страдает человек. Есть множество других недугов, которые губят наше здоровье, а это убивает нас. Всем известно о сердечно-сосудистых болезнях, о болезнях желудочно-кишечного тракта, почек, позвоночника и т. д. Парадокс состоит в том, что на большинство этих болезней мы обрекаем себя сами. Противостоять им может только одно средство — здоровый образ жизни. Он и будет главной темой нового раздела курса ОБЖ, который мы начинаем изучать сегодня. -Тема сегодняшнего урока «Здоровый образ жизни , его составляющие. Олимпийское движение как одно из условий формирования здорового образа жизни». Определим цели урока. -Как спланируем деятельность сегодняшнего урока? (появляется план урока на мультимедийной установке) А. Вводная беседа учителя начинается с вопросов: -Что вы в первую очередь желаете себе? -Чего вы в первую очередь желаете близким? -Чего вы никогда не пожелаете своим врагам? -Правильно, ответом на все эти вопросы будет одно – здоровье. -Какое определение вы можете дать понятию «здоровье? Мы все желаем друг другу здоровья. Повсюду сегодня услышишь «Здоровье - главная ценность. Нездоровый человек не может быть по-настоящему счастлив». Кажется, правильно. Что может быть важнее здоровья? Недаром, поздравляя нас с каким-либо праздником, люди именно со здоровья начинают свои пожелания. А люди постарше обычно добавляют: «Здоровье - это самое главное! Будьте здоровы, а остальное приложится!» Ребята, а что такое здоровье? Попробуйте сформулировать своими словами, как вы понимаете это слово. Вы все по-своему правы, а что же нам говорит на этот счет энциклопедия, внимание на доску! ( слайд) Существует несколько определений понятия здоровье: 1) Здоровье – это состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. 2) Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. -Откройте учебник и прочитайте определение. Сравните его с вашими определениями. Ребята, а как вы думаете, много ли среди нас сегодня здоровых людей? Давайте теперь вместе обратимся к статистике и посмотрим, что нам говорят об этом специалисты здравоохранения. ( статистика на слайде) -Продолжим беседу о здоровье и здоровом образе жизни. (используется мультимедийное пособие) По данным здравоохранения физическое состояние населения за последние пять лет ухудшилось на 20%, наблюдается стремительный рост количества сердечно-сосудистых заболеваний (за последние 2 года составил 20%) Как вы думаете, почему так происходит? Вы правы, сегодня мы можем сделать вывод о том, что люди ведут все более и более малоподвижный образ жизни, появляются проблемы с лишним весом. Специалисты отмечают, что только в нашей стране существует огромная смертность людей трудоспособного возраста. Каждый десятый школьник курит, а общее число наркоманов в стране достигает 1,5 млн человек! Таким образом, несмотря на разговоры о здоровье, увеличивается количество нездоровых людей . Как вы думаете, можно ли решить данную проблему в современном обществе? В. Работа на компьютере -Составьте схему «Основные составляющие «здоровья» Работа на компьютере: - Соотнесите понятия и определения С. Работа в группе. -Предлагаю вам самостоятельно поработать в группах и сформулировать рекомендации и советы по здоровому образу жизни -Запишите эти рекомендации в тетради. Молодцы, ребята, но есть и еще один способ привлечь внимание к здоровому образу жизни. Таким способом является распространение идей олимпизма Кто из вас знает, что такое олимпизм? Термин "олимпизм" был введен в употребление в 1912 г. самим бароном Пьером де Кубертеном, возродившим Олимпийские игры, который, осмысливая значение начатого им олимпийского движения, объяснял его следующим образом (высказывание выводится на доску): "Олимпизм объединяет, как в одном пучке солнечных лучей, все те принципы, которые способствуют совершенству человека". Пьер де Кубертен считал, что "культ усилия, соревнования на грани риска, любовь к родине, благородство, дух рыцарства, контакты с живописью и литературой - все это является фундаментом олимпизма". Олимпизм основан на признании огромного значения для человечества гуманистических ценностей спорта, спортивных соревнований и целенаправленной подготовки к ним. Цель олимпизма - повсеместное становление спорта на службу гармонического развития человека, с тем чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства. Идея воспитания олимпизма включает в себя физическое воспитание и спорт как средство не только улучшения здоровья и силы молодых людей, но и, что более важно, совершенствования их как граждан, более честных и сильных личностей. Ребята, а как вы думаете, может ли олимпийское движение повлиять на здоровый образ жизни людей? В современной науке не сложилось единого мнения по поводу определения понятия «спорт». Дадим ему следующее определение: Спорт — это социальная деятельность, направленная на совершенствование физических и интеллектуальных способностей индивидов, ограниченная рамками установленных правил. 1. Чем отличается детская или учебная игра от современных спортивных игр? 2. Какие физические качества формируются в спорте? 3. Какие интеллектуальные качества формируются в спорте? Давайте вместе подумаем, как можно распространять идеи олимпизма и добиться того, чтобы люди вели здоровый образ жизни? -Выполним упражнения для расслабления и для снятия напряжения с глаз А.Фронтальный опрос: -Что может повлиять на здоровье человека? -Приведите примеры влияния на здоровье разных социально-экономических факторов. -Проанализируйте, как социально-экономические факторы влияют на здоровье вашей семьи. -Приведите примеры, как природные, биологические и психологические факторы влияют на здоровье. -как объясните выражение: «Хочешь иметь у себя здоровье – здоровайся со всеми» - какую роли оказывает олимпийское движение на здоровый образ жизни В. Работа на компьютере На экране компьютера – тесты Контроль выполненной работы -Подведем итоги сегодняшнего урока. -Полностью ли мы реализовали план урока? -Соответствовала ли наша работа целям урока? -Какие вопросы вызвали затруднения? -Какие задания выполняли с удовольствием? -Довольны ли вы собой сегодня на уроке? -Оценка за урок выставляется с учетом отметок, полученных на компьютере за выполнение теста. Объявление отметок -Запишите домашнее задание на выбор: 1.Экспресс-оценка состояния здоровья (измерение частоты пульса) 2.Экспресс – оценка состояния здоровья (определение индивидуальной конституции в сочетании с реальным весом) Упражнение: «Я желаю всем…». Каждый учащийся заканчивает фразу «Я желаю всем…» Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. Желают друг другу хорошего рабочего настроения. Учащиеся по очереди зачитывают мини-сочинения - О проблеме здоровья, здорового образа жизни. -Раскрытие понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» -Изучение составляющих здорового образа жизни -Выяснение вопроса является ли олимпийское движение условием формирования ЗОЖ -Применение знаний, умений и навыков в конкретной ситуации -Воспитание интереса к предмету через содержание учебного материала -Составим план: 1.Изучим тему урока. 2. Словарная работа 3. Закрепим изученный материал 4.Решение теста 5.Подведение итогов деятельности. -Здоровья Ученики работают в группе и на ватмане пишут свое понятие здоровья, затем один представитель от группы дает ответ. -Здоровье – это отсутствие заболеваний -Здоровье – это отсутствие физических дефектов -Здоровье – это нормальные условия жизнедеятельности. Находят определение в учебнике, зачитывают его вслух и сравнивают со своими ответами. Ученики высказывают свое мнение. Учащиеся включаются в беседу с учителем, работают используя мультимедийное пособие Ученики предлагают свои варианты ответов и пишут их на ватмане. Ученики предлагают свои варианты решения проблемы. Для этого в группах они составляют мини-программу решения проблем здоровья среди сверстников. Схема:
здоровье нравственное
физическое социальное Учащиеся работают в группах, затем зачитывают рекомендации вслух: Правила здоровья Заниматься физической культурой 3-5 раз в неделю на свежем воздухе. Не переедать и не голодать. Лучше питаться часто и понемногу. Знать и соблюдать правила общения. Найти способ от стрессового состояния. Стараться соблюдать режим дня. Ежегодно закаливаться. Не привыкать к курению, употреблению спиртных напитков, приему наркотиков. Познай самого себя Играй с осторожностью Выбирай друзей правильно Содержи свой мир в чистоте Научись говорить «нет» Содержи свое тело в чистоте Выполняют задание и обращают внимание на правильное написание слов и их смысл Ученики работают в группе и на ватмане пишут свои предложения развития и распространения идей олимпизма, затем один представитель от группы дает ответ Записывают ответы на ватмане , затем зачитывают . Выполняют упражнения Составление памятки « Пропаганда ЗОЖ» Ученики предлагают свои варианты. Отвечают на вопросы, дополняя друг друга Работают над выполнением теста Фиксируют отметки, полученные на компьютере -Да, полностью -Да, соответствовала . -Мы раскрыли понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни», -Изучили составляющие здорового образа жизни -Выяснили влияние Олимпийского движения на ЗОЖ -Вырабатывали умение работать на компьютере -Решали тестовые задания -Мне все вопросы были понятны и трудностей не возникло -У меня вызвала затруднения работа по составлению рекомендаций по здоровому образу жизни, но работа в группе помогла мне в этом Решение теста на ПК -Да, я довольна собой, так как у меня сегодня все получилось -А я не очень доволен собой, так как слабовато подготовил домашнее задание -Отлично -Хорошо -Удовлетворительно Записывают задание с учетом выбора. Психологическая минутка дает возможность настроить учащихся на создание благоприятной рабочей обстановки во время урока. Контроль выполнения домашнего задания Помочь учащимся осознать и сформулировать цели урока. Включение учащихся в планирование деятельности способствует расширению опыта составления схем, развивает способности предвидеть последствия своих действий. На данном этапе урока важно: -умение выстраивать освоение учебного материала как совместную деятельность -умение общаться с детьми и вести диалог. Умение работать в группе , правильность обобщения высказанных мыслей. Дети совершенствуют навык работы с информацией учебника, находить необходимый материал.. Выполнение такого задания развивает интерес к предмету, помогает концентрировать внимание на правильное написание и произношение терминов. Этап релаксации помогает детям снять напряжение и побуждает к дальнейшей деятельности, переключает внимание Организация самостоятельной деятельности учащихся на ПК с целью проверки изученного материала Рефлексия направлена создание своего целостного образа как личности, дает возможность сохранить связь данного урока со следующим Учащиеся учатся оценивать свою работу на данном уроке Дифференцированное домашнее задание дает право выбора и позволяет испытать успех при его выполнении Полная готовность класса к работе на уроке. Выявлен уровень подготовленности учащихся к уроку Первичное осмысление целей урока. Осознание предмета изучения. Осознание цели предстоящей деятельности. Умение ориентироваться в учебнике, умение аргументировать свои версии, выдвигать свои предложения. Умение высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Умение решать нестандартные задания с использованием учебника, грамотно писать и произносить термины. Учащиеся отдохнув, продолжают работать с новыми силами Умение выполнять тесты на ПК, умение работать с тестами. Настойчивость и упорство при выполнении заданий Осознание предмета контроля, выполнение его. Анализ конкретных результатов Умение объективно оценить свою деятельность(участие в работе, правильность выполнения, старание) Выбирают задания в соответствии с уровнем развития и желанием. Возможно кто-то выполнит оба задания infourok.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |