Здоровый образ жизни для детей школьного возраста. Здоровый образ жизни школьников


Воспитание здорового образа жизни школьника

 

 

 

Образ жизни школьника до поры до времени поддается родительскому контролю: лет до 10-12 многим родителям вполне удается устанавливать свои порядки питания, режима дня и гигиенических мероприятий. Однако чем старше ребенок, тем сложнее становится диктовать свои условия – это нормальный ход развития. Ребенок учится рассуждать, обретает самостоятельность. Поэтому в период взросления зачастую происходят перемены и в образе жизни школьника, которые могут приобрести характер критического противостояния родителя и ребенка.

 

Все правила здорового образа жизни, которые мы рассматривали в статье «Основы здорового образа жизни» и которые относительно легко выполнялись в младшем школьном возрасте, повзрослевшими школьниками могут совершенно игнорироваться. Но это не означает, что подростковый возраст – это время радикального изменения тактики поведения родителей. Изменения должны быть постепенными и подстраиваться под меняющиеся потребности ребенка. Но самое главное – с самого раннего возраста мудро подходить к вопросу здорового образа жизни, действуя гибко и стараясь индивидуализировать образ жизни ребенка.

 

 

Воспитание здорового образа жизни: какова основная цель?

 

 

Смысл воспитания здорового образа жизни у школьников сводится к эффективной мотивации, причем конечной целью должен становиться не столько текущий благоприятный образ жизни, сколько формирование самомотивации – понимание, «прочувствование» необходимости ведения здорового образа жизни. Поэтому многие мудрые родители и педагоги формулируют для себя основное правило руководства примерно так: лучше пойти на уступки и разрешить ребенку что-то запретное и не совсем полезное, чем чрезмерно давить на него, переходя индивидуальный порог психологической выносливости. И действительно, лучше периодически позволять не совсем здоровую пищу, чем стать причиной депрессии или озлобленности с соответствующими негативными последствиями.

 

Каждый человек, даже самый маленький, - это свободная личность. Свобода человека подразумевает в первую очередь свободу воли, и именно учет этой свободы и должен стать основополагающим принципом воспитания человека, в том числе воспитания здорового образа жизни. Невозможно сколь угодно долго игнорировать желания человека и «насиловать» его свободу воли – это приведет либо к выраженной психопатизации с нарушениями поведения, либо к развитию депрессии и другим невротическим расстройствам.

 

 

Главные средства воспитания здорового образа жизни школьника

 

 

Построение индивидуального плана здорового образа жизни

 

 

Когда мы рассматривали проблемы формирования здорового образа жизни школьника , мы упоминали важность баланса между соблюдением основных правил, способствующих сохранению здоровья, и особенностями конкретного человека. Конечно, в валеологии существует направление, утверждающее абсолютную необходимость выполнения каждого из составляющих здорового образа жизни. Однако такой подход неминуемо приведет к попытке создания некоего однотипного образца здорового человека, что не только практически невозможно, но и вредно.

 

 

Требование полного выполнения всех правил, как правило, приводит к развитию выраженного внутреннего конфликта у школьника, что может в конечном итоге вести к реакциям отрицания. Выросший ребенок, почувствовав возможность неподчинения родителям, нередко начинает делать все наперекор устоявшимся привычкам: вволю есть сладкое и жирное, курить и пить алкоголь, часами засиживаться перед телевизором и компьютером, забросить даже самые элементарные гигиенические процедуры. Чтобы избежать развития такой крайне нежелательной реакции, необходим индивидуальный план здорового образа жизни, который будет включать наиболее значимые для конкретного ребенка пункты в приемлемой для него форме.

 

 

Формирование полезных стереотипов

 

 

Когда ряд действий повторяется регулярно, начиная с самого раннего возраста, то эти самые действия становятся привычкой: человек, даже не осознавая смысла своих манипуляций, делает что-то просто потому, что так привык. Полезные стереотипы – вещь крайне полезная, однако не стоит забывать и о понимании смысла тех или иных мероприятий. Как можно раньше объясняйте своему ребенку пользу чистки зубов, мытья рук и т.п., строя разговор с учетом уровеня интеллекта и степени зрелости психики.

 

 

Собственный пример

 

 

Пример родителя может стать для ребенка решающим фактором формирования здорового образа жизни. Однако в то время как в дошкольном возрасте авторитет родителя практически абсолютен и ребенок не склонен сомневаться в правильности действий своих мамы и папы, то уже в более старшем возрасте этот авторитет нужно заслужить. Отношения взаимного доверия и любви, успешность родителя помогут сохранить действенность собственного примера не только в вопросах образа жизни, но и при принятии важнейших жизненных решений.

 

 

Привлечение авторитетов из внесемейного круга

 

 

В подростковом возрасте взамен авторитета родительского могут возникать авторитеты со стороны. Стоит попытаться повлиять на выбор кумира своего ребенка, однако это не всегда возможно – нередко известные певцы, музыканты, актеры как раз таки не являются образцами для подражания. Но и здесь не опускайте руки: сделайте акцент на биографии выбранной известной личности и, не отрицая его таланта, попытайтесь вывести поучительный смысл. Поищите такие интересные факты из биографии, которые стали бы наглядным примером (певец из группы «Металлика», который лечился от алкоголизма, отзывается негативно о своем прошлом образе жизни; солист «Нирваны», употребляющий наркотики и умерший в молодом возрасте, и т.п.).

 

 

Развитие мотивации

 

 

Мотивация на здоровый образ жизни должна строиться на особенностях конкретного возраста школьника и его личностных особенностях. При формировании мотивации важной является актуальность проблемы, которая для школьника существенно ограничена коротким промежутком времени – и это следует учитывать. Риск развития в зрелом возрасте инфаркта или инсульта не может мотивировать ребенка на самоограничение – выгода от здорового образа жизни должна находиться в пределах одного-двух, максимум трех лет; все, что уходит по времени далеко вперед, для ребенка кажется таким далеким, что не представляет никакой субъективной важности.

 

Попробуем перечислить основные моменты, мотивирующие на соблюдение правил здорового образа жизни.

 

 

Мотивация самосохранения

 

 

Действует преимущественно при наличии существенной проблемы со здоровьем или при опасных обстоятельствах. Аллергик, перенесший анафилактический шок, вряд ли будет есть шоколад, если отчетливо помнит, что именно этот продукт стал причиной угрожающего для жизни состояния. Сколь бы вкусным ни было лакомство, оно не станет соблазном для такого человека.

 

Именно мотивация самосохранения может стать решающей для отказа от употребления наркотиков. Если ребенок с детства знает о частоте «молодых» смертей у наркоманов, то это может оказаться сильной мотивирующей силой.

 

 

 

Однако попытки необоснованного использования мотивации самосохранения могут принести только вред: родитель, говорящий о смертельной опасности курения, не сможет долго «морочить голову» ребенку: увидев, сколько людей разных возрастов курит и продолжает вести активную жизнь, школьник только потеряет доверие к родителю, а это сделает дальнейшие воспитательные усилия бесполезными. Говоря о вреде курения лучше делать акцент на саму зависимость, как потерю свободы, и на проблемы со здоровьем у курильщиков.

 

 

 

Также следует помнить, что мотивация самосохранения у детей относительно невысока: дети часто «носят розовые очки» и уверены, что с ними ничего страшного произойти не может.

 

 

 

Мотивация подчинения правилам общества

 

 

Ребенок, как, впрочем, и большинство взрослых людей, тяжело воспринимает состояние неприятия его личности окружающими людьми. На этом, например, строится выполнение многих гигиенических процедур.

 

 

Именно благодаря мотивации такого типа окружение ребенка может оказать существенное влияние на его образ жизни. Это становится наиболее значимым в подростковом возрасте, когда школьники, общаясь тесными компаниями, перенимают друг у друга привычки и предпочтения. В этом отношении компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника.

 

 

1. Мотивация удовольствия

 

 

Удовольствие от здорового тела является сильным стимулом соблюдения правил здорового образа жизни. Больной ребенок не может вволю побегать и поиграть, а это мотивирует его к правильному поведению, нацеленному на скорейшее выздоровление.

 

 

2. Мотивация социализации

 

 

Стремление занять в обществе более высокую ступень может иметь двоякое значение. В компании асоциального типа подросток начинает курить и пить пиво только для того, чтобы быть «своим». А вот в ситуации позитивного общения подросток стремится к достижению наилучшей физической формы и самосовершенствованию.

 

 

3. Сексуальная мотивация

 

 

Актуальна для школьников старшего и среднего звена. Попытки сделать свое тело более привлекательным, а также забота о сексуальной силе (у мальчиков) могут стать решающим мотивирующим фактором здорового образа жизни.

 

 

 

Создание привлекательных материальных условий 

 

 

 

Покупайте забавные зубные щетки с изображением героя мультфильма, приобретайте для занятий спортом красивую одежду и аксессуары, выбирайте спортивную секцию в современном физкультурно-оздоровительном центре, готовьте вкусную и внешне привлекательную полезную пищу – все что красиво, приятно для глаз, слуха и на ощупь может стать дополнительным (но не основным) стимулом здорового образа жизни.

 

 

 

Воспитание здорового образа жизни школьника стоит самых больших стараний и усилий: фантазируйте, показывайте пример, больше общайтесь и проводите время вместе, а самое главное, любите и уважайте в своем школьнике свободу личности – и тогда все у вас получится!

 

Врач Карташова Екатерина Владимировна

stanzdorovei.ru

Здоровый образ жизни для детей школьного возраста

здоровый образ жизни для детей школьного возрастаДля детей школьного возраста крайне важно вести здоровый образ жизни. Ведь именно в период обучения в школе происходит формирование психики и тела ребенка. На данном этапе на детей воздействует огромное количество факторов, которые могут помешать их гармоничному развитию и нарушить правильные схемы поведения. К таким факторам относятся:

  1. Возросшая нагрузка, связанная с изучением большого количества школьных предметов.
  2. Занятия в секциях внешкольного образования.
  3. Уменьшение родительского контроля.
  4. Становление личностных особенностей характера ребенка и формирование у него собственных представлений о здоровом образе жизни.
  5. Влияние коллектива на поведение, вкусы и стремления.
  6. Особенности поведения, связанные с половым созреванием и критические переходные периоды.

Принципы формирования здорового образа жизни у школьников

Правильная организация жизни ребенка имеет огромное значение, так как помогает сформировать такое мировоззрение и мировосприятия, которое не позволит свернуть ему с верного жизненного пути.

Для формирования у школьника здорового образа жизни, родители, учителя и наставники должны действовать в нескольких направлениях:

  1. Создать необходимые внешние условия (обеспечить ребенка едой, одеждой, учебниками, мебелью).
  2. Составить идеальный распорядок дня, в котором будет рационально распределено время труда, отдыха, приема пищи.
  3. Формировать и воспитывать у ребенка общепринятые представления о рациональной организации и ведении жизни, а также прививать правильные стереотипы поведения, используя для этого различные методы: беседы со школьниками о здоровом образе жизни, изучение соответствующей литературы, совместный просмотр фильмов и видеороликов о необходимости ведения здорового образа жизни для школьников, личный пример и другие.

При этом наставления от родителей и учителей по формированию правильных жизненных устоев у ребенка должны вестись одновременно. Игнорирование хотя бы одного может свести результат на нет.

Правила здорового образа жизни для школьника

Дети и подростки в большинстве своем считают такой принцип жизни скучным и не интересным. Чтобы убедить их в обратном, взрослым необходимо поучаствовать в организации жизни ребенка и составить некий план-руководство к действию, с учетом «правильных» его интересов:

  1. Организация питание. Еда школьника должна быть сбалансированной и достаточно калорийной, чтобы обеспечить растущий организм энергией и всеми полезными веществами. Однако, избыток питательной ценности также недопустим.
  2. Рациональный режим дня подразумевает оптимальное распределение учебной нагрузки и достаточное количество времени на качественный отдых и сон.
  3. Обязательная физическая нагрузка. Одним из принципиально важных условий здорового образа жизни для детей школьного возраста являются занятия спортом. Причем уроки физкультуры не способны обеспечить ребенка достаточной физической нагрузкой. Каждому школьнику рекомендуется после учебы посещать спортивные секции и больше гулять на свежем воздухе.
  4. Закаливание. Эта процедура очень важна для здоровья, так как повышает иммунитет. Кроме этого, закаливание зарождает внутренний стержень подростка.
  5. Здоровый образ жизни для школьников предполагает соблюдение общих правил гигиены.
  6. Психологический климат в семье. Только доверительная и дружественная атмосфера в семье способна обеспечить психологическое здоровье ребенка.
  7. Исключение вредных привычек. Курение, употребление алкогольных напитков и любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни.

 

womanadvice.ru

Здоровый образ жизни младшего школьника

 

 

 

 

 

Отправляя детей в школу, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, научился продуктивно общаться со сверстниками и учителями, становился самостоятельным. И порой мы совсем забываем о здоровье, которое в этот период жизни требует к себе особо пристального внимания.

 

 

Поступление в школу – один из сложнейших переходных периодов в жизни человека. К первокласснику предъявляются уже совсем не те требования, что раньше: в его обязанности входит учеба, дополнительные занятия дома, посещение секций, музыкальной или художественной школы. К тому же сами по себе школьные уроки представляют собой нечто совершенно новое для него: необходимо тихо сидеть, слушать учителя и не отвлекаться, отвечать перед всем классом. Необходимость соблюдать дисциплину даже на переменах также может восприниматься как трудновыполнимое требование.

 

 

В дополнение к внешним условиям в возрасте 6-8 лет в организме ребенка происходит серьезная физиологическая перестройка. Снижается активность вилочковой железы, увеличивается продукция гормонов половых желез, гипофиза, надпочечников. Интенсивное развитие нервной системы с преобладанием процессов возбуждения затрудняет усидчивость и объясняет высокую эмоциональность. Нередко именно в этот период характер ребенка может неожиданно измениться как в лучшую, так и в нежелательную сторону.

 

Все вышеперечисленное и составляет суть переходного периода младшего школьного возраста, и при неправильном подходе столь высокая нагрузка на нервную систему может существенно повредить здоровью ребенка.

 

Чтобы понять, на чем должно строиться планирование здорового образа жизни младшего школьника, мы должны четко представлять, какие факторы могут оказать негативное влияние на его здоровье?

 

 1.Высокие учебные нагрузки, которые становятся особенно выраженными, начиная со 2-3 класса. Учебная программа порой подразумевает прохождение объемной темы за два-три дня, которых явно не хватает среднему ученику для ее усвоения, и, пытаясь закрепить материал, учитель задает большие по объему домашние задания.

 

2.Необходимость ношения тяжелых портфелей, в которые по современной учебной программе укладываются не только учебники, но многочисленные рабочие и проверочные тетради, атласы, пособия.

 

3.Дополнительные занятия: обучение рисованию, музыке, рукоделию, театральные кружки и т.п.

 

4.Стрессы: требование отвечать у доски, порицание перед всем классом, плохие отметки, неблагополучные отношения с одноклассниками могут стать для ребенка глубокой психологической травмой.

 

5.Уменьшение двигательной активности, связанное с выполнением домашнего задания, требованиями дисциплины на перемене в школе, склонностью к пассивному отдыху – просмотру телевизора, игре на компьютере.

 

5.Повышенная нагрузка на орган зрения может привести к развитию дальнозоркости.

 

6.Уменьшение контроля со стороны родителей хоть и является нормой в этом возрасте и способствует самостоятельности, однако неподготовленный к этой самостоятельности ребенок зачастую неправильно пользуется полученной свободой. В этом возрасте учащаются случаи несчастных случаев на дороге и другие травмы, в отсутствии родителей дети склонны изменять на свое усмотрение пищевой рацион (на карманные деньги приобретаются булки, чипсы и соленые орешки, а полноценный обед игнорируется) и т.п.

 

 

Однако все это лишь факторы, справиться с которыми в большинстве случаев вполне по силам. Например, дополнительные занятия в кружках только тогда становятся неполезными, когда нарушен режим дня и нагрузка не соответствует возможностям. При правильном же подходе творческие занятия только пойдут на пользу, способствуя самовыражению ребенка как личности и гармоничному развитию его психики.

 

 

Как предотвратить воздействие негативных факторов?

 

 

Высокие учебные нагрузки

 

 

 

Конечно, вряд ли заботливые родители будут игнорировать требование выполнения домашнего задания – для усвоения учебного материала это просто необходимо. Однако грамотно организовав сам процесс обучения, можно создать такие условия, при которых эта нагрузка не станет чрезмерной и не вызовет расстройств здоровья.

 

 

Постарайтесь придерживаться правила чередования нагрузок. Для младшего школьного возраста рекомендуется каждые 20-40 минут умственной деятельности (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей) прерываться на активный отдых. Позвольте ребенку побегать, поиграть, потанцевать, выполнить разминку. Физические упражнения приведут к активации кровообращения, устранению застоя в органах таза и нижних конечностях и, в конце концов, повышению общего тонуса.

 

 

Тяжелые портфели

 

 

От необходимости носить в школу учебники и тетради никуда не денешься. Однако тяжелый портфель – это не проблема сама по себе. Проблема начинается тогда, когда:

 

1.портфель неудобен;

 

2.мышцы спины и ног у ребенка слишком слабы;

 

3.портфель не просто тяжелый, а чрезмерно тяжелый.

 

В последнем случае проблему, возможно, придется решать с учителем: постарайтесь договориться об отказе ношения дополнительных пособий. Если сформулировать проблему правильно, в большинстве случаев удается договориться «полюбовно», без конфликтов – наверняка учитель просто не задумывался об этой проблеме, а его требования носить два учебника по каждому предмету, рабочие тетради и многочисленные пособия обусловлены стремлением сделать усвоение материала более доступным.

 

 

А вот проблема со слабостью мышц должна решаться заранее, не забывая позаботиться о достаточной физической нагрузке еще в дошкольном возрасте.

 

 

Кружки, секции, дополнительные занятия

 

 

Есть несколько важных моментов, которые следует учитывать при планировании дополнительных занятий. Во-первых, старайтесь выбирать кружок вместе с ребенком, ориентируясь на его предпочтения и способности. Если занятия в кружке будет приносить ребенку удовольствие, то и уставать от них он практически не будет. Во-вторых, в большинстве случаев ребенку вполне достаточно дополнительных занятий по 2-3 часа 3-4 раза в неделю: более интенсивные нагрузки требуют высокой выносливости. В-третьих, не стремитесь заполнить кружками абсолютно все свободное время: у ребенка должно оставаться личное время, которое он сможет занять так, как ему хочется. В-четвертых, если дополнительные занятия – это не спортивная секция, то обязательно выделите время на подвижные игры на воздухе.

 

 

Стрессы

 

 

Стрессы являются постоянным спутником нашей жизни и сами по себе закаляют: человек учится находить выход из трудных ситуаций, искать решения, справляться со своими эмоциями. Однако когда интенсивность стресса превышает индивидуальный порог выносливости, наступает болезнь. У младших школьников она может проявляться в утомляемости, приступах раздражения и агрессии, депрессии, невротических симптомах (выдергивание волос, сосание пальцев, обгрызании ногтей и т.п.).

 

 

Одним из эффективных способов борьбы со стрессом является повышение стрессоустойчивости. Этого можно добиться адекватными физическими нагрузками, закаливанием и правильным воспитанием. Не стоит стремиться создать для ребенка «тепличные» условия: стремитесь к тому, чтобы он мог самостоятельно преодолевать трудности (по детским силам), знал свои достоинства и слабости, умел правильно себя вести, был способен к самокритике и стремился к самосовершенствованию.

 

 

Недостаток двигательной активности

 

 

О пользе физических упражнений сказано невероятно много, и тем не менее мы не можем пройти мимо этой темы. Ребенок, получающий достаточную физическую нагрузку крепок и вынослив, его тело гармонично развивается, он не склонен к неврозам. Поэтому организации физической нагрузки стоит уделять первостепенное внимание. Выделяйте время на прогулки, выезжайте всей семьей на природу, играйте вместе в подвижные игры, запишите ребенка в спортивную секцию – наряду с правильным питанием движение становится основой здорового образа жизни младшего школьника.

 

 

Занятия в спортивных секциях дают, пожалуй, наиболее адекватную нагрузку на организм. При этом интенсивно развивается скелетная мускулатура и дыхательная система, совершенствуется координация движений, оттачиваются навыки владения собственным телом, сердце получает столь нужную ему тренировку. Кроме телесной пользы физкультура и спорт оказывают влияние на становление психики человека: целеустремленность, способность переносить неудобства и контролировать свои желания – вот те качества, в достижении которых спорт может стать главным помощником.

 

 

Повышение нагрузки на орган зрения

 

 

Чтобы избежать ухудшения зрения, следует соблюдать достаточно простые, но эффективные правила.

 

 1.Следите за тем, чтобы ребенок не читал лежа и в транспорте.

 

2.Оборудуйте своему школьнику удобное рабочее место: освещение должно быть достаточным и равномерным, а стул подходящим по высоте. Кстати, это поможет и в профилактике сколиоза.

 

3.Для учеников 1-2 класса подбирайте по возможности книги с крупным шрифтом.

 

4.Не покупайте детям дешевые затемненные очки: солнцезащитные очки должны приобретаться в оптике и иметь специальную маркировку.

 

 

Уменьшение родительского контроля

 

 

Для того чтобы ребенок мог безопасно пользоваться предоставленными свободами, следует его к этому подготовить. Разговаривайте с ребенком об опасностях, поджидающих его на улице, и не забывайте о воспитании здорового образа жизни, которое подразумевает выработку правильных убеждений и навыков. Предоставляйте ребенку свободу постепенно, проверяя, насколько хорошо он справляется с возложенной на него ответственностью, поощряйте за «взрослое» поведение.

 

 

Вредные привычки

 

 

Для начала поговорим о чисто детских вредных привычках. Следует понимать, что сосание пальцев, качание на стуле, поедание собственных волос, обгрызание ногтей – это невротические проявления, свидетельствующее о психологическом неблагополучии. Постарайтесь обратить свои силы не на искоренение этих проявлений, а на устранение причины. Может быть, ребенку не хватает внимания и ласки? Может, он страдает от перегрузок? А может, он просто мало двигается? Проанализируйте образ жизни вашего ребенка и постарайтесь откорректировать его в соответствии с общепринятыми правилами, не забывая об индивидуальном подходе (об этом читайте подробнее в нашей статье «Основы здорового образа жизни школьника»).

 

 

«Взрослые» вредные привычки

 

 

Несмотря на то, что «взрослые» вредные привычки в большинстве случаев еще не актуальны в младшем школьном возрасте, мы не можем обойти стороной эту тему. Дело в том, что о профилактике опасных вредных привычек необходимо заботиться как можно раньше. Например, исследования показали, что чем раньше ребенок узнает правдивую информацию о вреде наркотиков, тем менее склонен он в дальнейшем к их употреблению. С разговором о наркомании постарайтесь опередить «дворовую» информацию, которая может представлять наркотик как безобидное средство получения яркого удовольствия.

 

 

Не стоит забывать и о курении и алкоголе. Даже если родители курят сами, полезными могут оказаться беседы о том, как и в чем мешает эта вредная привычка в жизни. Разговаривая с ребенком, обратите его внимание на особую опасность алкоголя и курения для ребенка: предоставьте ему правдивую информацию о детской алкогольной зависимости со всеми выходящими последствиями, о задержке роста и снижении успеваемости.

 

 

Здоровый образ жизни младшего школьника – это основа гармоничного развития личности, поэтому не жалейте усилий на создание оптимальных условий для вашего ребенка.

 

Врач Карташова Екатерина Владимировна

stanzdorovei.ru

Здоровый образ жизни школьника

Здоровый образ жизни школьника

Панченко Анна Николаевна

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Отсюда необходимость посмотреть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства. И здесь велика роль таких учебных предметов, как естествознание, биология, генетика, анатомия и физиология человека, валеология, основы безопасности жизнедеятельности. Но нередко знания, получаемые школьниками на уроках по этим предметам, далекая от жизни теория.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.

В статье «Здоровый образ жизни школьника» я сделала акцент на критериях здорового образа жизни детей в период школьного обучения, когда ребенок попадает в совершенно иные условия жизни (в отличие от дошкольных условий). 

На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако, наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.

Как показывает статистика, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне вполне по силам родителям и педагогам – нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно и продумано.

В чем особенность школьного периода жизни?

Говоря о здоровом образе жизни школьника, мы должны четко представлять, какие особенности его жизни могут представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать основные моменты.

1.      Возрастающая учебная нагрузка в школе.

2.      Занятия в учреждениях дополнительного образования.

3.      Уменьшение контроля со стороны родителей.

4.      Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.

5.      Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.

6.      Половое созревание и связанное с ним поведение.

7.      Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.

Здоровый образ жизни школьника: основные принципы.

В вопросе здорового образа жизни школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:

1.      Создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.).

2.      Составление гармоничного режима труда и отдыха.

3.   Воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.

Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия. 

Правильное питание.

Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.

Рациональный режим дня. 

Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.

Оптимальная физическая нагрузка.

Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.

Закаливание.

Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.

Соблюдение гигиенических норм.

В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.

Отказ от вредных привычек.

Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.

Благоприятная психологическая обстановка в семье.

Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.

Здоровый образ жизни школьника: советы родителям.

Знание общих принципов здорового образа жизни само по себе не дает ничего позитивного: здоровье не улучшится до тех пор, пока не будут приняты достаточные меры в этом направлении. Общие принципы мало приемлемы для конкретного человека: «стричь всех под одну гребенку» неполезно, да и просто невозможно. 

Учитывайте возраст ребенка. 

Это касается практически каждого аспекта здорового образа жизни: питание, продолжительность сна, допустимая учебная нагрузка, характер физической активности – все строится на основе потребностей и возможностей определенного возраста.

Помните о разном исходном запасе здоровья, физической выносливости и индивидуальных особенностях психики школьника.

Не секрет, что есть дети с разной потребностью в движении, общении, отдыхе – обязательно стройте распорядок дня своего школьника с учетом этих особенностей.

Корректируйте образ жизни в зависимости от критических периодов жизни и возникновения острых заболеваний.

Если в один из переходных периодов вы заметили, что ребенок стал больше уставать – по возможности снизьте учебную и дополнительную нагрузку.

Не переусердствуйте: постарайтесь не давить на ребенка.

Действуйте больше убеждением и собственным примером. Выбирая способ закаливания, посоветуйтесь с ребенком. Не заставляйте его есть, например, «такую полезную» цветную капусту, если он ее не любит – возможно, он предпочтет другой вид капусты или свеклу с морковью. Не заставляйте его ходить непременно в секцию борьбы – пусть он сам выберет вид спорта, который ему больше нравится.

В ограничении вредных факторов будьте разумны. Ничего страшного не случится, если, например, в день рождения или в гостях ребенок поест не совсем полезную пищу.

Будьте последовательны и постоянны.

Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным. Эпизодические занятия физкультурой, обливания холодной водой по понедельникам и чередование питания на пару с поеданием большого количества гамбургеров могут только навредить.

Это лишь малая толика советов, прислушиваясь к которым, Вы сможете вырастить по-настоящему здорового и успешного человека.

 

aneks.spb.ru

Здоровый образ жизни школьников: путеводитель для родителей | ВитаПортал

Под здоровым образом жизни обычно понимается такой способ организации всей жизнедеятельности человека, который ставит себе целью профилактику возможных заболеваний и укрепление здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» напрямую зависит от понятия «здоровье», но оно может иметь довольно сложную трактовку.

Больной понимает «здоровье» как отсутствие заболевания, но Устав Всемирной организации здравоохранения подчеркивает, что здоровье – это состояние полного благополучия, как физического, так и душевного и социального.

Соответственно, здоровый образ жизни тоже можно рассматривать в социальном, с акцентом на здоровье общества, или в философском, акцентируя собственное самосовершенствование, контексте. Но целью всегда будет укрепление благополучия человека как части всего человечества в целом.

Какой образ жизни можно назвать здоровым

  • рационально организованный;
  • нравственно обоснованный;
  • активный;
  • развивающий желательные черты, привычки и навыки;
  • защищающий от нежелательных воздействий;
  • укрепляющий здоровье и позволяющий сохранять его как можно дольше.

Почему здоровый образ жизни так важен для школьников

В нашем веке любой человеческий организм выдерживает значительные нагрузки, связанные с ритмом жизни, экологическим состоянием городов и современным технологическим развитием.

Но растущему организму при этом приходится тяжелее всего, к тому же стадия роста – наиболее ответственная из всех жизненных стадий, поскольку именно в этот период закладывается фундамент для всех последующих.

Жизнь школьнику усложняет не только избыточная ответственность за будущее, но и особый гормональный фон, характерный для полового созревания, со всеми вытекающими физическими и эмоциональными последствиями, а также высокие и сложносоставные интеллектуальные нагрузки в школе.

Помимо этого, рост означает еще и воспитание характера, складывание будущей личности. Все это важно, когда мы говорим о здоровом образе жизни школьника.

Компоненты здорового образа жизни школьника

В качестве основных компонентов здорового образа жизни обычно выделяют:

  • разработку и соблюдение режима дня;
  • правильное питание;
  • необходимую физическую активность;
  • организацию рабочего места;
  • соблюдение личной и общественной гигиены;
  • меры, несводимые к чисто физическим.

Специфика здорового образа жизни школьников

Стабильный режим для школьника означает в первую очередь учет специфических суточных ритмов: подъем и отход ко сну в одно и то же время, сон в течение не менее 7 часов, распорядок приема пищи.

Аналогичному системному распорядку должны подчиняться и регулярные физические нагрузки. При этом должен соблюдаться принцип разнообразия деятельности, когда физические нагрузки чередуются с интеллектуальными.

С другой стороны, для школьника очень важно обеспечить качественный и достаточный отдых и не перенапрягаться.

Правильное питание школьников

Школьнику рекомендуется принимать пищу около пяти раз в день, но небольшими порциями. Соотношение белков, жиров и углеводов должно учитывать энергетические затраты на рост, но следует помнить, что богатая легкоусвояемыми углеводами пища превышает их во много раз.

В качестве источника энергии следует использовать продукты, содержащие сложные углеводы – клетчатку и пищевые волокна: овощи, злаки и т.п.

Нужно полностью исключить перекусы, фастфуд, полуфабрикаты и химические добавки, уменьшить количество сладкого, соленого и жирного в рационе.

Для усвоения пищи нужно оставить достаточно свободного времени, не есть на ночь, от волнения или скуки, до или после тяжелой работы или физической нагрузки.

Физкультура для школьника

Даже если школьник посещает основную группу по физкультуре – этого все равно мало, а если ходит в группу ЛФК – тем более. Любой знаток здорового образа жизни выскажется в пользу обязательной утренней гимнастики и закаливания.

Двигаться нужно как можно больше, а сидеть – по возможности меньше. Желательно сочетать двигательную активность и пребывание на свежем воздухе. Физические нагрузки не только отражаются на повышении тонуса и иммунитета, улучшают кровообращение и обменные процессы, но и сказываются на настроении и уравновешенности характера.

Рабочее место для школьника

Рабочее место школьника должно соответствовать его росту и комплекции, хорошо проветриваться, не располагать к неудобной позе.

Источник света должен быть размещен так, чтобы рабочая поверхность была подсвечена сверху или спереди, а не из-за плеча.

Компьютер всегда требует дополнительного освещения! Кроме того, обязательно должны быть строго рассчитаны расстояния и размеры: высота стола и стула, ширина стола, необходимое расстояние между экраном монитора и глазами. Не рекомендуется работать за компьютером дольше, чем это действительно необходимо.

Необходимо устранить сквозняки, шум и раздражающие факторы, желательно иметь стол у окна и контролировать поступление кислорода.

Гигиена школьника

Личная и общественная гигиена школьника подразумевает уход за телом, уход за одеждой и обувью. Грань между личным и общественным очень тонкая, поэтому задача родителей – дать понять ребенку, что любой вопрос личной гигиены имеет необходимое социальное измерение: поддержание чистоты – залог не только собственного здоровья, но и необходимый кирпичик в деле социализации.

Кроме того, важно воспитать в ребенке ответственность за гигиену мест общего пользования как один из важнейших навыков человеческого общежития.

Здоровый образ жизни школьника: психология

Воспитание здоровых привычек, склонностей, свойств характера и навыков означает культивацию культуры сдержанности, саморегуляции и эффективного мышления, труда и развития.

Для этого школьнику должен быть обеспечен ряд условий:

  • развитие чувства прекрасного, внимательность к живой природе – не нужно делать ничего специального, достаточно просто проводить на природе много времени;
  • со стороны взрослых – поощрение социализации, тяги к людям, навыков общественной жизни, развитие ответственности и самосознания, привычка заниматься полезным делом, привычка к труду, непременно – поощрение любознательности;
  • новизна впечатлений и частая их смена, чтобы избежать эмоциональной рутины;
  • развитие привычки не спешить и знать цену своему времени, что тесно связано с режимом.

Важно помочь школьнику избежать информационной (как и любой другой) зависимости, обрести определенность целей и интересов, противостоять посягательствам компьютера и телевизора на свободное время и увлечения, искоренить вредные привычки на ранних стадиях.

Нужно учитывать, что все, к чему ребенок успеет привыкнуть в этом возрасте, скажется впоследствии на его образе жизни.

Однако при этом очень важно избегать любых насильственных, нежеланных мер – нужно помнить о детской чувствительности, важности эмоциональной реакции на все, а также то, что малейшее впечатление детства может сказаться в дальнейшем как на эндокринном фоне, так и на психике. 

vitaportal.ru

Здоровый образ жизни школьника

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Отсюда необходимость посмотреть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства. И здесь велика роль таких учебных предметов, как естествознание, биология, генетика, анатомия и физиология человека, валеология, основы безопасности жизнедеятельности. Но нередко знания, получаемые школьниками на уроках по этим предметам, далекая от жизни теория.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.

В статье «Здоровый образ жизни школьника» я сделала акцент на критериях здорового образа жизни детей в период школьного обучения, когда ребенок попадает в совершенно иные условия жизни (в отличие от дошкольных условий). 

На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако, наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.

Как показывает статистика, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне вполне по силам родителям и педагогам – нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно и продумано.

В чем особенность школьного периода жизни?

Говоря о здоровом образе жизни школьника, мы должны четко представлять, какие особенности его жизни могут представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать основные моменты.

 

  1. Возрастающая учебная нагрузка в школе.

 

  1. Занятия в учреждениях дополнительного образования.

 

  1. Уменьшение контроля со стороны родителей.

 

  1. Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.

 

  1. Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.

 

  1. Половое созревание и связанное с ним поведение.

 

  1. Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.

 

Здоровый образ жизни школьника: основные принципы.

В вопросе здорового образа жизни школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:

 

  1. Создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.).

 

  1. Составление гармоничного режима труда и отдыха.

 

  1. Воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.

 

Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия. 

Правильное питание.

Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.

Рациональный режим дня. 

Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.

Оптимальная физическая нагрузка.

 

Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.

Закаливание.

 

Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.

Соблюдение гигиенических норм.

В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.

Отказ от вредных привычек.

Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.

Благоприятная психологическая обстановка в семье.

Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.

Здоровый образ жизни школьника: советы родителям.

Знание общих принципов здорового образа жизни само по себе не дает ничего позитивного: здоровье не улучшится до тех пор, пока не будут приняты достаточные меры в этом направлении. Общие принципы мало приемлемы для конкретного человека: «стричь всех под одну гребенку» неполезно, да и просто невозможно. 

Учитывайте возраст ребенка. 

Это касается практически каждого аспекта здорового образа жизни: питание, продолжительность сна, допустимая учебная нагрузка, характер физической активности – все строится на основе потребностей и возможностей определенного возраста.

Помните о разном исходном запасе здоровья, физической выносливости и индивидуальных особенностях психики школьника.

Не секрет, что есть дети с разной потребностью в движении, общении, отдыхе – обязательно стройте распорядок дня своего школьника с учетом этих особенностей.

Корректируйте образ жизни в зависимости от критических периодов жизни и возникновения острых заболеваний.

Если в один из переходных периодов вы заметили, что ребенок стал больше уставать – по возможности снизьте учебную и дополнительную нагрузку.

Не переусердствуйте: постарайтесь не давить на ребенка.

 

Действуйте больше убеждением и собственным примером. Выбирая способ закаливания, посоветуйтесь с ребенком. Не заставляйте его есть, например, «такую полезную» цветную капусту, если он ее не любит – возможно, он предпочтет другой вид капусты или свеклу с морковью. Не заставляйте его ходить непременно в секцию борьбы – пусть он сам выберет вид спорта, который ему больше нравится.

В ограничении вредных факторов будьте разумны. Ничего страшного не случится, если, например, в день рождения или в гостях ребенок поест не совсем полезную пищу.

Будьте последовательны и постоянны.

Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным. Эпизодические занятия физкультурой, обливания холодной водой по понедельникам и чередование питания на пару с поеданием большого количества гамбургеров могут только навредить.

Это лишь малая толика советов, прислушиваясь к которым, Вы сможете вырастить по-настоящему здорового и успешного человека.

infourok.ru

Здоровый образ жизни школьника

Формировать здоровый образ жизни школьника нужно с ранних лет, ведь именно в это время у детей формируется определенные привычки и пристрастия, которые в последствии очень трудно изменить.

Здоровый образ жизни школьника: что влияет на наше здоровье?

Здоровье человека зависит от очень многих факторов. Например, на здоровье влияет наследственность и условия внешней среды. Также здоровье человека зависит от деятельности системы здравоохранения, но наиболее существенное влияние на здоровье оказывает образ жизни человека.

Если вести правильный и здоровый образ жизни, то отличное самочувствие можно сохранить на долгие годы. Приучать ребенка к здоровому образу жизни нужно в раннем возрасте, например, с начальных классов школы. Чем старше ребенок, тем сложнее родителям изменить его привычный образ жизни.

На здоровье школьника также влияет телевизор и компьютер. Поскольку сейчас подобная техника есть в каждом доме, дети проводят большую часть свободного времени за компьютером или телевизором. Сейчас дети перестали играть на улице в подвижные игры, но ведь физическая активность на свежем воздухе очень полезна для растущего организма.

Кроме того, благодаря этим достижениям техники у современных школьников все чаще появляются проблемы со зрением, лишним весом, а также возникают серьезные проблемы в общении со сверстниками.

Желательно оградить ребенка от чрезмерного влияния телевизора и компьютера. Но не стоит полностью запрещать ребенку пользоваться подобной техникой, ведь это тоже может привести к негативным последствиям. Попробуйте просто ограничить время пребывания ребенка за компьютером и перед телевизором.

Здоровый образ жизни школьника: критерии

Здоровый образ жизни школьника — это несколько критериев, которые нужно соблюдать. Один из главных критериев — режим дня, который должен быть индивидуальным для каждого человека. Правильно составленный распорядок дня поможет соблюдать здоровый образ жизни школьника. Нужно рационально распределить время ребенка, чтобы у него хватало времени не только на учебу, но и на отдых. Кроме того, очень важно, чтобы ребенок вовремя и правильно питался.

Правильное питание — это второй критерий здорового образа жизни. Правильное питание поможет школьнику сохранить энергию и умственную активность в течение всего дня. В ежедневном рационе школьника должны присутствовать все необходимые жиры, белки и углеводы. Кроме того, не стоит забывать о витаминах, которые помогут укрепить иммунитет.

Обязательное условие здорового образа жизни — это физическая активность. Организм школьника растет и формируется, поэтому физические нагрузки и подвижный образ жизни необходимы детскому организму для нормального развития. Ребенку нужно гулять на свежем воздухе и каждый день делать зарядку, но важно не перегружать ребенка физическими упражнениями.

Сохранить здоровье поможет отказ от вредных привычек. Стремление школьников быстрее стать взрослыми и самостоятельными приводит к тому, что дети в достаточно раннем возрасте начинают курить и пробовать алкогольные напитки. Естественно, что это не самым лучшим образом сказывается на детском здоровье.

Нужно помнить, что здоровый образ жизни школьника начинается с родителей и их поведения. Родители являются для детей примером для подражания, поэтому здоровый образ жизни нужно соблюдать всем членам семьи.

topgorod.com


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность