Открытое занятие «Здоровое питание». Доклад здоровое питание 8 класс


Рациональное питание 8 класс | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ВЫПОЛНИЛА: Тлеубаевая Арина под руководством учителя технологии МБОУ ЦО № 21 г.Тулы Илюхиной Ирины Николаевны

Слайд 2

Пища должна приносить пользу. А в действительности это не всегда так… Проблема:

Слайд 3

Цель: проанализировать свой пищевой рацион и произвести его корректировку в соответствии с правилами рационального питания. Задачи: п ознакомиться с теоретическими основами рационального питания; произвести анализ продуктов, используемых в пищу, с точки зрения их калорийности и полезности для организма .

Слайд 4

Питание – это процесс усвоения организмом питательных веществ , необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности .

Слайд 5

Влияние питания на здоровье человека Питание является одним из факторов, влияющих на здоровье, качество жизни и продолжительность жизни Если питание человека оптимально, мы можем ожидать статистически значимого увеличения продолжительности предстоящей жизни Питание может быть как фактором профилактики, так и фактором провоцирующим развитие целого ряда заболеваний

Слайд 6

Энергетический обмен – расщепление сложных веществ до простых с выделением большого количества энергии и преобразования этой энергии в организме . В основе рационального питания лежит энергетический обмен в организме

Слайд 7

Пища расщепляется на: Белки Жиры Вода Углеводы Витамины Минеральные соли

Слайд 8

БЕЛКИ -строительный материал клеток живого организма. - ферменты, влияющие на усвоение других веществ. По своему происхождению белки бывают : Растительные : рис, соя, горох, бобы, крупа, хлеб и т.д. Животные : мясо, рыба, молоко, яйца и т. д.

Слайд 9

Сахара ( глюкоза, фруктоза, лактоза - сладкие на вкус): в меде, во фруктах, молоке, сахаре, конфетах. Крахмал : в картофеле, муке, крупах, макаронных изделиях Клетчатка (пищевые волокна): в отрубях, в сырых овощах - капусте, моркови, баклажанах ит.д. Углеводы бывают:

Слайд 10

ЖИРЫ - источник энергии, предохраняющий организм от охлаждения По своему происхождению жиры бывают: Растительные: подсолнечное масло, облепиховое масло, оливковое масло, соевое масло и т. д. Животные: сливочное масло, свиной жир, куриный жир и т.д.

Слайд 11

ВИТАМИНЫ -повышают сопротивление организма заболеваниям -регулируют работу органов Недостаток витаминов - ГИПОВИТАМИНОЗ Избыток витаминов - ГИПЕРВИТАМИНОЗ Полное отсутствие витаминов - АВИТАМИНОЗ

Слайд 12

Недостаток некоторых витаминов может привести к необратимым последствиям. Например, недостаток витамина С может привести к появлению цинги, а недостаток витамина D к рахиту. Рахит – нарушение кальцификации растущих костей. У маленьких детей характерным признаком рахита являются кривые ноги, а у детей постарше – вывернутые внутрь колени.

Слайд 13

МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ Макроэлементы: Железо - входит в состав гемоглобина Калий - выводит воду Натрий - задерживает воду Кальций участвуют в Фосфор образовании костной и зубной тканей Микроэлементы Йод – регулирует работу щитовидной железы Фтор – участвует в построении костей Магний – участвует в синтезе белка.

Слайд 14

-входит в состав всех органов и тканей -помогает усвоению всех питательных веществ Индивидуальная норма воды – 40 г на 1 кг веса человека Суточная норма потребления воды 2…2,5 л. Из общего количества потребляемой жидкости на долю чистой воды приходится около 1 л, она поступает с питьевой водой, напитками. Остальное количество (1,5 л) поступает с пищей и образуется в самом организме. ВОДА

Слайд 15

Взаимовлияние компонентов образа жизни (треугольник здоровья) образ питания двигательная активность Психоэмоциональная сфера

Слайд 17

первый принцип рационального питания: его энергетическая ценность должна соответствовать энергетическим затратам организма. К сожалению, на практике этот принцип часто нарушается. В связи с избыточным потреблением энергоемких продуктов (хлеб, картофель, животные жиры, сахар и др.) энергетическая ценность суточных рационов часто превышает энергетические затраты. С увеличением возраста происходит накопление избыточной массы тела и развитие ожирения, ускоряющее появление многих хронических заболеваний. Принципы рационального питания

Слайд 18

Второй принцип рационального питания - соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма. Ежедневно в определенном количестве и соотношении в организм должно поступать около 70 ингредиентов, многие из которых не синтезируются в организме и поэтому являются жизненно необходимыми. Оптимальное снабжение организма этими пищевыми веществами возможно только при разнообразном питании. Третий принцип рационального питания - максимальное разнообразие питания Четвёртый принцип рационального питания – соблюдение оптимального режима питания Соблюдение указанных основных принципов рационального питания делает его полноценным.

Слайд 19

Итак, рациональное питание предполагает соблюдение трех основных принципов: Энергетическое равновесие. Разнообразие питания. 3. Режим питания.

Слайд 20

Суточная потребность человека в энергии (в килокалориях) Группа Количество ккал Подростки в возрасте 11–13 лет 2500–2700 Подростки в возрасте 14–17 лет девушки 2750 ккал юноши 3150 ккал Люди в возрасте 18–40 лет, работа которых не требует существенных физических усилий (работники умственного труда) женщины 2400–2850 ккал мужчины 2800–3300 ккал Люди в возрасте 18–40 лет, работа которых не требует больших физических усилий (работники механизированного труда) женщины 2550–3000 ккал мужчины 3000–3500 ккал Работники механизированного труда и сферы обслуживания (в возрасте 18–40 лет), труд которых связан со значительными физическими усилиями (станочники) женщины 2700–3150 ккал мужчины 3200–3700 ккал

Слайд 21

Суточная потребность человека в энергии (продолжение) Группа Количество ккал Работники маломеханизированного труда (в возрасте 18–40 лет), труд которых предполагает значительные или большие физические усилия (водители грузовых автомашин, шахтеры) женщины 3150–3600 ккал мужчины 3700–4200 ккал Лица в возрасте 18–40 лет, энергозатраты которых являются большими (грузчики, спортсмены) женщины 3500–4000 ккал мужчины 4500–5000 ккал

Слайд 22

Разнообразие питания. В пище содержатся все необходимые человеку элементы: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Все они одинаково важны. Однако в природе нет универсального продукта, в котором содержались бы абсолютно все питательные вещества. Поэтому только разнообразная пища может поддержать здоровье человека, и наоборот, однообразная — привести к функциональным расстройствам. Удовлетворение потребности организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ.

Слайд 23

Наилучшими соотношениями питательных веществ являются соотношения 1 часть белка 1 часть жира 4 части углеводов, т. е. количество граммов жира должно быть таким же, как и количество белка, а углеводов должно быть в четыре раза больше.

Слайд 24

Прием пищи в одни и те же часы способствует более интенсивному отделению желудочного сока; при этом пища, попадая в желудок, сразу же находит в нем определенное количество пищеварительного сока. Наоборот, нерегулярный прием пищи, т. е. беспорядочная еда в разные часы, вредит здоровью и может привести к заболеваниям желудка и кишечника. Режим питания - распределение приемов пищи ( время приема пищи и ее количество ) в течение дня.

Слайд 25

Целесообразно принимать пищу 3 - 4 раза в день, в определенные часы Рекомендуется делить дневной рацион питания

Слайд 26

При трехразовом питании: завтрак - 30%, обед - примерно 50%, ужин (не позднее чем за 1,5 - 2 часа до сна) - 20%

Слайд 27

ВАРИАНТ I первый завтрак -25%, на второй завтрак - 10%, на обед - 45%, ужин - 20% ВАРИАНТ II завтрак -30%, на обед - 40%, полдник – 10 % ужин - 20% При четырехкратном питании: Последний прием пищи – за 2 часа до сна.

Слайд 28

Сливочное масло: 30–40 г Растительное масло: 15–20 г Хлеб (пшеничный и ржаной): 200–300 г Крупы и макаронные изделия: 40–60 г Картофель: 200–300 г Овощи: 300–400 г Фрукты свежие: 200–300 г Сок: 150–200 мл Сахар: 50–70 г Кондитерские изделия: 20–30 г Молоко, молочные продукты: 300–400 г Мясо птицы (филе): 100–130 г Рыба (филе): 50–70 г Ребенок школьного возраста должен ежедневно получать:

Слайд 29

Здоровые продукты питания «вне дома»: 1.Фрукты –яблоко, банан, мандарин, слива. 2.Булочка или печенье с молоком , если вам надо поправиться. 3.Орехи –грецкие, миндаль, в меньшей степени арахис (но только не соленый или сладкий). 4.Кисломолочные продукты –йогурт, сырок, творог; молочные продукты вообще одни из самых полезных: вы одновременно получаете белок, витамины, минеральные вещества, микроэлементы и легкоусваивающийся жир.

Слайд 30

Заболевания, в развитии которых питание играет ведущую или значительную роль Заболевания желудочно-кишечного тракта Ожирение Артериальная гипертония Атеросклероз и ишемическая болезнь сердца Сахарный диабет 2 типа Злокачественные опухоли Подагра Желчекаменная болезнь, холецистит и панкреатит Нефролитиаз

Слайд 31

Некоторые особенности современного питания Избыточная калорийность Избыточное содержание жиров и сахаров Низкое содержание пищевых волокон Большая доля в питании восстановленных и консервированных продуктов, проигрывающих натуральным по содержанию витаминов Большая доля в питании так называемых пищевых добавок, разного рода ароматизаторов, улучшителей вкуса, красителей и так далее Злоупотребление алкоголем Редкая еда Быстрая еда Повышается роль так называемых сверхценных продуктов

Слайд 32

Что общество может предпринять для улучшения ситуации Обучение рациональному питанию хотя бы организованных групп населения и в первую очередь, что можно было бы сделать уже сейчас, обучение школьников Обесценивание в сознании людей псевдонаучных концепций рационального питания Регламентация рекламы продуктов питания Повышение культуры людей в области питания через СМИ, социальную рекламу, научно-популярные издания, и так далее.

Слайд 33

Врач диетолог, диетическая медицинская сестра - спeциaлисты в области лeчeбнoгo и профилактического питaния. Сoстaвляют рационы лечебного питaния: Строго paсчитывaют объем суточного paциoнa или отдельных paзoвыx порций, определяют мeтoды кулинарной обработки пpoдуктoв, состав пищи , ee консистенцию и т.д. Поэтому они должны хорошо знать сoстaв основных пищевых пpoдуктoв, их воздействие на здоровый и бoльнoй организм, биологичекую цeннoсть составляющих компонентов и изменение ее пoд влиянием сочетания пpoдуктoв или особенностей иx технологической обработки и т.п. ВРАЧ ДИЕТОЛОГ ДИЕТИЧЕСКАЯ МЕДСЕСТРА

Слайд 34

Выводы Ешьте разнообразную пищу, поддерживайте нормальный вес Включайте в рацион больше овощей, фруктов Соблюдайте режим питания Питание должно быть сбалансированным и энергетически оправданным Неправильное питание –причина многих болезней

Слайд 35

еде не будь до всякой пищи падок. Знай точно время, место и порядок. Питайся, если голод ощутил – Еда нужна для поддержанья сил. Зубами пищу измельчай всегда, Полезней будет, впрок пойдет еда. В компании приятной честь по чести Есть следует в уютном чистом месте. Тому на пользу мой совет пойдет, Кто ест и пьет достойно, в свой черед. ИБН СИНА В

Слайд 36

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пос. для студентов. - М.: Просвещение, 2012 Маршак М.С. Диетическое питание (пособие для диетсестер и поваров в больничных учреждениях). – М.:Медицина, 2014 Медведева И., Пугачева Т. Минус 20. Надёжный способ похудеть. – М.:Метафора,2015 Интернет ресурсы

nsportal.ru

Классный час "Правила здорового питания школьников" (8 класс).

Классный час: "Правила здорового питания школьников"

Цель: 1. формирование здорового образа жизни посредством правильного питания

2. воспитание бережного отношения к своему здоровью,

3. формирование здорового образа жизни.

4. Воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания

5. Сформировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Прежде чем объявить тему нашего классного часа, я задам вам несколько вопросов, ребята, а вы ответите на них, подняв руку.

- А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще? Как вы его понимаете? Зачем нам нужно здоровье?

- Что мы с вами можем назвать показателями здоровья?

Стройность, общий тонус, хорошее самочувствие, активность, настроение, состояние отдельных органов организма - органов дыхания, пищеварительной системы, сердечно-сосудистой системы, кожи, волос, ногтей.

Статистика говорит о том, что среди нас нет абсолютно здоровых людей.

- Ребята, а от чего же зависит наше здоровье? Давайте определим факторы, влияющие на наше здоровье.

Итак, мы выяснили, что основными факторами являются экология, образ жизни, режим труда и сна, спорт, режим питания и продукты питания. А как вы думаете, что из названного сильнее всего отражается на общем состоянии организма, на его здоровье?

Итак, мы делаем вывод, что наибольшее значение для нас имеет наше питание.

И сегодняшний классный час мы посвятим именно этой, чрезвычайно актуальной в наши дни теме - теме здорового питания.

Древнее изречение гласит: «Мы суть того, что едим». Состояние здоровья человека во многом обусловлено его питанием.Что есть? Сколько есть? Когда и как? Эти вопросы должны интересовать каждого человека.

Работа со слайдами

Здоровое питание школьника - залог успеха в учебном году

Правильное питание - это основа здоровья человека. Как правило, пищевая ценность различных блюд во многом зависит от того, как они приготовлены.

Пища – единственный источник, с которым учащийся получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребляемой пищи.

«Трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения.

Питание обеспечивает нормальную деятельность растущего организма школьника, тем самым, поддерживая его рост, развитие и работоспособность.

Для этого необходимо сбалансировать рацион в зависимости от индивидуальных потребностей учащегося, которые должны соответствовать его возрасту и полу.

Питание обеспечивает нормальную деятельность растущего организма школьника, тем самым, поддерживая его рост, развитие и работоспособность.

Для этого необходимо сбалансировать рацион в зависимости от индивидуальных потребностей учащегося, которые должны соответствовать его возрасту и полу.

Питание обеспечивает нормальную деятельность растущего организма школьника, тем самым, поддерживая его рост, развитие и работоспособность.

Для этого необходимо сбалансировать рацион в зависимости от индивидуальных потребностей учащегося, которые должны соответствовать его возрасту и полу.

По каким признакам можно определить, что ребенок стал питаться более правильно?

Главными непосредственными проявлениями эффекта дополненного питания является прежде всего улучшение настроения и повышение активности детей, исчезновение жалоб на утомляемость и головные боли, повышение внимания, памяти и успеваемости в школе, снижение уровня конфликтности в поведении.

Сегодня меньше пяти процентов учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. При этом самочувствие школьников стремительно ухудшается.

Этому способствует значительное увеличение нагрузки на детей в школе и дома, как физической так и интеллектуальной и психоэмоциональной. При этом дети мало бывают на воздухе, недостаточно двигаются и спят.

Наблюдения показали, что дети, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень  работоспособности и выше успеваемость.

В связи с этим в задачу медицинского и педагогического персонала школы входит добиваться 100% охвата школьников горячими завтраками и обедами.

Установлено, что во время пребывания в школе суточные энергозатраты школьников младших классов в среднем составляют 2095-2510Дж (500-600ккал), среднего и старшего школьного возраста 2510-2929 Дж (600-700 ккал), что ровно примерно 1\4 суточной потребности в энергии и основных пищевых веществах.

Эти энерготраты необходимо восполнять горячими школьными завтраками.

Рекомендации школьникам

В питании всё должно быть в меру;

Пища должна быть разнообразной;

Еда должна быть тёплой;

Тщательно пережёвывать пищу;

Есть овощи и фрукты;

Есть 3—4 раза в день;

Не есть перед сном;

Не есть копчёного, жареного и острого;

Не есть всухомятку;

Меньше есть сладостей;

Не перекусывать чипсами и сухариками;

Обязательно брать в школе горячий обед.

-Зачем человеку необходима пища? (пополняет организм веществами, дающими энергию).

Даже в состоянии покоя человек расходует энергию.

Например, в состоянии покоя расход энергии в 1 час на 1 кг массы тела равен 1 килокалории. Если вы весите 45кг, то в час расходуете 45 ккал, а в сутки – 1080 (45*24). Каждый из вас по этой формуле может узнать свои показатели.

-Как вы думаете, ребята, а какое питание мы получаем в нашей школьной столовой?

Правильно, питание, которое обеспечивает нормальную деятельность растущего организма школьника, поддерживает его рост, развитие и работоспособность. Питание, которое сбалансировано в соответствии с затратами растущего организма школьника.

Классный руководитель.

Перед этим классным мы рассмотрели круг вопросов, на которые хотели бы найти ответы. Сегодня нам в этом помогут ребята, которые нашли ответы на наши вопросы.

1)- Что мы знаем о пищевых добавках?

Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок. Они способствуют длительному сохранению, улучшению цвета, вкуса и консистенции продукта. В странах Европейского союза принята система цифровой кодификации пищевых добавок: каждая из ни обозначается буквой «Е» и цифровым индексом. Красители (Е-100 – Е-199) добавляют в кондитерские изделия, сыр, маргарин и другие продукты. Консерванты (Е-200 –Е-299) увеличивают срок хранения продукта. Антиоксиданты (Е-300 – Е-399) защищают продукт от повреждающего действия кислорода, их добавляют в бульонные кубики, жевательные резинки, мороженое. Стабилизаторы (Е-400 –Е-490) поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Эмульгаторы (Е-500 – Е-599) используют для приготовления водно-жировых смесей, например, майонеза, кремообразных пищевых продуктов. Усилители вкуса и ароматизаторы (Е-600 –Е-699) часто добавляют в соусы, приправы, колбасы.

Значительное количество добавок не имеет разрешения к применению в пищевой промышленности России, а часть из них просто запрещены к применению в производимых у нас или в других странах продуктах питания. В развитых странах проверка безопасности пищевых добавок проводится постоянно. Публикуются списки наиболее вредных из них с указанием характера воздействия. Продукты без указания состава покупать не рекомендуется.

2)- Что мы знаем о ГМО?

Классный руководитель. В последнее время на этикетках можно увидеть надписи о том, что продукт изготовлен из трансгенных, или генетически модифицированных (ГМ), продуктов или генетически модифицированных организмов (ГМО). Что это значит?

ГМП содержат ценные питательные вещества, которых в обычных продуктах недостаточно, имеют более привлекательный вид. Трансгенные растения обладают повышенной устойчивостью к вредителям и болезням. Трансгенные продукты – это источник здорового питания. Так, например, получена низкокалорийная соя. Получен рис с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов.

Но есть и факты, свидетельствующие об отрицательном воздействии ГМП на здоровье. Например, подопытные мыши, которых кормили ГМП, дали малорослое потомство с ослабленным иммунитетом и склонностью к вырождению. Установлено, что чем больше площади занимают генетически модифицированные культуры, тем меньше становится насекомых, и, как результат, сокращается численность птиц и других животных, что приводит к нарушению экологического равновесия.

3)- Что мы должны есть, чтобы не было проблем в учебе?

Классный руководитель. В школе вы тратите массу энергии на умственную деятельность, физическую работу. Значит, должен быть источник для восполнения энергии и сил. О пользе продуктов питания, которые помогают избежать стрессовых ситуаций, добавить хороших успехов в учёбе и в жизни, расскажет консультант научной лаборатории.

Клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Хотя масса мозга человека составляет 2-3% от массы тела, он ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой из пищи, поэтому то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности мозга.

Морковь стимулирует обмен веществ в мозге, ананасы улучшают память и способствуют поддержанию физической формы. Черника способствует мозговому кровообращению – желательно употреблять её в свежем или замороженном виде. Лук полезен при переутомлении и психической усталости, он улучшает снабжение мозга кислородом. Орехи стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему и особенно рекомендуются при длительной напряжённой умственной деятельности.

Золотые правила питания:

а) главное - не переедайте.

б) ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

в) тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

г) перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

Классный руководитель. Думаю, что ребята дали вам полезные сведения о том, как читать и понимать информацию на этикетке продукта, что означают те или иные знаки, буквы и много дополнительной интересной информации. Некоторые бесполезные продукты стали незаменимыми в нашей жизни. Образцовым примером того, как вещь, в сущности бесполезная, превратилась в один из популярнейших товаров, является жевательная резинка.

Вопрос о пользе и правильном применении жевательных резинок остается открытым.

Исследования показывают, что жевание резинки полезно как для гигиены полости рта, так и для улучшения состояния десен. Именно сегодня наблюдается тенденция использования жевательной резинки в качестве универсального защитного средства.

Появилась жевательная резинка с полирующими свойствами, уничтожающая зубной камень и тормозящая развитие микроорганизмов в полости рта. Кроме того, у детей жевание резинки укрепляет челюсти, у старшего поколения улучшает работу слюнных желез. Жевательная резинка освежает полость рта; ее часто жуют те, кто хочет бросить курить.

Три положительных момента

(мнение стоматолога)

1.В первые час-полтора после приема пищи жвачка способствует выработке желудочного сока, что помогает перевариванию пищи.

2. Жевательная резинка вычищает жевательную поверхность зубов. Но и только! Самые опасные в плане кариеса зоны в промежутках между зубами очистить жевательной резинкой невозможно! А это наиболее важная зона! Кроме того такой кариес имеет обыкновение сразу уходить под десну, что приводит к кариесу корня и удалению вполне приличного снаружи зуба. Жевательную же поверхность можно великолепно очистить и с помощью морковки, яблока и любого другого полезного овоща или фрукта, заодно получив необходимую организму дозу естественных витаминов.

3. Если жевать ее с детства не переставая, то можно развить у себя великолепную американскую квадратную челюсть за счет накачанных жевательных мышц. Девушка с такой челюстью - это уже на любителя.

Патологические изменения:

1. Со стороны желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы желудка) - наиболее опасным является употребление жевательных резинок на голодный желудок.

2. Со стороны слюнных желез - сухость слизистой оболочки (нарушается ротовое пищеварение, дисбактериоз). При жевании прикусываешь губы, щеки.

3. Аллергические реакции, опухоли слюнных желез, дисфункция височно-челюстного сустава.

4. Надувные жевательные резинки нарушают прикус у детей.

5. Из-за нее ломаются зубы и выпадают пломбы.

6.Вызывает привыкание.

И, самое главное, необходимо помнить: ни одна жевательная резинка (что бы там ни обещала реклама) не заменяет обязательную двухразовую чистку зубов щеткой.

Учитель. Как же правильно питаться? Какие продукты полезно есть, чтобы оставаться здоровым? Я предлагаю вам тексты, познакомившись с которыми, вы сможете ответить на эти вопросы, а так же сформулировать «Правила здорового питания».

Какая пища полезна

Свежие разнообразные продукты – одно из непременных условий сохранения нашего здоровья. Сочетание белковой и углеводной пищи создает наиболее длительное чувство насыщения. Обжаренная пища дольше задерживается в желудке и осложняет его работу. Увлечение специями, острыми приправами так же вредно. Полезна ли сладкая пища? Здесь только один ответ – в умеренных количествах. Сахар угнетает отделение желудочного сока. Особенно полезны мед, изюм, финики. Они являются источником магния и калия, улучшают работу сердца.В мясной пище содержатся вещества, которые необходимы головному мозгу для его роста и развития. Мясо, рыба, молоко, яйца – источники белков. Молоко богато минеральными солями: железа, алюминия, магния, натрия, фосфора. Летом в молоке особенно много витаминов А,С,Д, группы В. Всего в молоке 20 витаминов, десятки ферментов. Молочнокислые продукты богаты полезными для организма микробами.Всегда полезны овощи и фрукты. Полезны горох, фасоль, чечевица, сдобренные не пережаренным растительным маслом. Полезен картофель во всех видах. Он источник витамина С. Добавляйте в рацион питания зелень. Салат, укроп, петрушка – хорошая профилактика инфаркта, улучшают водный баланс, благотворно влияют при малокровии, авитаминозе, источники витаминов группы В, аскорбиновой кислоты, калия, кальция, магния, железа.Употребление моркови очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний, источник витамина А.Капуста улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном, первый источник витамина С.Свёкла улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление.Наличие йода в ней делает её ценным для профилактики заболеваний щитовидной железы и укрепления иммунитета.

1 грамм свежих помидоров удовлетворяют суточную потребность организма в витаминах А и С, кроме того они содержат витамины В1, В2, В3, К, РР, сахар, минеральные соли, лимонную и яблочные кислоты.

Яблоки обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно – сосудистой системы, обмена веществ.Малина улучшает пищеварение, полезна при атеросклерозе и гипертонической болезни.Черная смородина богата общеукрепляющим витамином С.

В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Но россияне по статистике съедают около 85 кг за год. В день на нашем столе должно оказаться не менее 600 граммов живой растительной пищи. Пусть это будут дары с вашего огорода или дачи.

Еще перед нами всегда стоит вопрос: Как часто принимать пищу?Нормальное питание – четырехразовое. Важно с детства придерживаться режима питания, а так же культуры питания. На обед нужно тратить не менее получаса. Хорошо за стол садиться не в одиночестве. Забудьте во время обеда о всех неурядицах и проблемах. Не ешьте наспех, кое как пережевывая пищу, не ощущая вкуса и не получая удовольствия от еды.Пренебрежение правилами приема пищи может стать причиной различных болезней желудка, печени, кишечника, кровеносной системы, а так же рака.

Учитель.

Правила правильного питания.

– Есть немного, 4-5 раз в день, не торопясь, тщательно пережевывая пищу.– Есть нежирную пищу.– Правильно выбирать продукты: рыбу, нежирное мясо, молоко, овощи.– Правильно готовить: лучше на пару или тушить.– Не злоупотреблять сладким.

Учитель. Теперь проанализируйте, как вы питаетесь и постарайтесь ликвидировать ошибки в питании, для этого ответьте на следующие вопросы:– Не слишком ли много я ем?– От чего следовало бы отказаться?– Когда я должен был отказаться от приема пищи?– Всегда ли пища была хорошо приготовлена?– Достаточно ли витаминов в моем рационе?– Не нарушил ли я режим питания?– Не совершил ли я ошибок во время приема пищи?

Подобные вопросы помогут вам самостоятельно подобрать условия, благоприятные для сохранения и укрепления здоровья. Забота о нем в ваших руках.

Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали на сегодняшнем классном часе? Какой еде вы отдаете предпочтение? Как нужно питаться?

Питайтесь разумно! Выявляйте свои ошибки в питании. Вот главные из них.

Какие же ошибки в питании можно назвать?

– Мы едим слишком много, больше чем расходуем энергии.

– Мы едим слишком жирную пищу.

– Мы неправильно выбираем продукты.

– Мы едим неправильно: нерегулярно, быстро, бесконтрольно.

– Мы неправильно готовим.

– Мы слишком много лакомимся.

– Мы питаемся, забывая о своем возрасте.

Контрольное задание

Отметь ответы, которые ты считаешь правильными (может быть несколько правильных ответов) для завершения утверждений.

1. Главные ценности в жизни человека – это:

а. благополучие семьи;

б. экологическая безопасность;

в. здоровье.

2. Главные принципы рационального питания – это:

а. энергетическое равновесие;

б. высокое потребление сахара;

в. сбалансированное питание.

3. Отрицательно влияет на здоровье избыточное употребление:

а. фруктов;

б. соли;

в. молока и молочных продуктов;

г. сахара.

4. К расстройству обмена веществ в организме приводит недостаток:

а. алкоголя;

б. витаминов;

в. микроэлементов.

5. Недостаток йода в организме можно восполнить, употребляя:

а. хлебобулочные изделия;

б. йодированная соль;

в. молочные продукты;

г. морепродукты.

6. Наиболее полезный способ приготовления продуктов:

а. жарение;

б. варка на пару;

в. в микроволновой печи.

7. Предпочтительнее употреблять фрукты и овощи:

а. экзотические, привозные;

б. местные.

Ответы на контрольные вопросы: 1 –в; 2 –а, в ,г; 3 - б, г; 4 – б, в; 5 – б, г; 6 – б, в; 7 – б.

infourok.ru

Классный час «Здоровое питание» 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»

Классный час

«Здоровое питание»

Классный руководитель

7 В класса

Сурина Н. А.

Старый Оскол

2012

Цель: формирование здорового образа жизни посредством правильного питания

Вступительное слово классного руководителя

- Здравствуйте, дорогие ребята!

При встрече люди издревне желали друг другу здоровья:

«Здравствуйте, доброго здоровья!» «Как ваше драгоценное здоровье?!»

И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили

«Здоровья не купишь» «Дал бы здоровья, а счастья найдёшь»

- Что значит быть здоровым? (Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым, правильное питание)

- Здоровье в большей степени зависит от вас самих!

Предлагаю провести мозговой штурм в виде игры «Ромашка»: на лепестках ромашки записана первая половина пословицы, вам надо ее продолжить…

  • В здоровом теле, (здоровый дух)

  • Голову держи в холоде, (а ноги в тепле)

  • Заболел живот, держи (закрытым рот)

  • Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

  • Землю сушит зной, человека (болезни)

  • К слабому и болезнь (пристает)

  • Поработал (отдохни)

  • Любящий чистоту – (будет здоровым)

- Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы - это народная мудрость.

Древние греки, например, мало болели, но долго жили!

-Отчего же им так везло? Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались. В школе полдня занимались наукой, полдня физкультурой.

А что значит правильное питание? Сегодня мы как раз с вами об этом поговорим.

Школьный возраст – Очень ответственный период жизни. Это время, когда происходит сложная перестройка организма и обмена веществ. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье.

Ребята, на доске записана пословица, давайте её прочтём.

«Мельница живёт водою, а человек едою»

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).

Зачем человеку необходима пища? (пополняет организм веществами, дающими энергию).

Даже в состоянии покоя человек расходует энергию.

Например, в состоянии покоя расход энергии в 1 час на 1 кг. массы тела равен 1 килокалории. Если вы весите 45кг, то в час расходуете 45 ккал, а в сутки – 1080 (45*24). Каждый из вас по этой формуле может узнать свои показатели.

ВЫВОД 1. Еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.

- А какой должна быть еда? (вкусной, разнообразной).

Вы видите ПИРАМИДУ ПИТАНИЯ, рекомендованную Всемирной Организацией здравоохранения. Давайте посмотрим, из чего она состоит

Учитель показывает на каждый ярус пирамиды, дети называют, какие продукты питания на каждом ярусе пирамиды.

«Пирамида питания» в виде равнобедренного треугольника, разделённого горизонтально на 4 части. В основании пирамиды расположены крупы и хлебобулочные изделия; на втором уровне – овощи и фрукты; на третьем – молочные продукты, мясо, рыба; на четвёртом (вершина пирамиды) – сахар, сладости.

ВЫВОД 2: Питание должно быть полноценным, т.е. разнообразным.

(на магнитной доске постепенно составляется схема « Принципы здорового питания»).

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте выделить названные в нём принципы здорового питания.

Ребята, мера нужна и в еде,

Чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час,

В день понемногу, но несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда.

В питании тоже важен режим, тогда от болезней мы убежим.

Надо ещё про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать!

Плюшки, конфеты, печенье, торты

В малых количествах детям нужны.

Продукты можно разделить на 6 групп.

  1. сахар, напитки, сладости – не содержат минеральных веществ и витаминов.

  2. жиры, сливочное масло, кулинарный жир, маргарин – следует употреблять ограниченно.

  3. овощи и фрукты – содержат минеральные вещества и витамины.

  4. хлеб, рис, злаки, картофель – содержат углеводы, витамины, белки.

  5. мясо, птица, рыба, бобовые, яйца – содержат витамины группы В, минеральные вещества, белок.

  6. молочные продукты, молоко, сыр, йогурт – содержат кальций и белок.

ВЫВОД 3: Питание должно быть регулярным и умеренным

(дополняется схема «Здоровое питание»).

Классный руководитель. Но вся ли пища, которую мы едим, одинаково полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы? Об этом мы говорим сегодня.

Представьте, что вы попали в научно-исследовательскую лабораторию «Будь здоров». Учёные-консультанты расскажут вам много интересного (за отдельным столом сидят консультанты, которые заранее подготовили материал на заданные темы).

Классный руководитель. Давайте внимательно рассмотрим упаковки некоторых продуктов питания, которые вы принесли сегодня на классный час. На каждой упаковке есть этикетка с названием продукта и информацией о нём. Часто на этикетке можно видеть целые списки пищевых добавок, особенно на кондитерских изделиях, сладостях, мороженом и т.д. Что такое пищевые добавки? Почему они маркированы буквой «Е»? помогут нам в этом разобраться наши консультанты.

Консультант 1. Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок. Они способствуют длительному сохранению, улучшению цвета, вкуса и консистенции продукта. В странах Европейского союза принята система цифровой кодификации пищевых добавок: каждая из ни обозначается буквой «Е» и цифровым индексом. Красители (Е-100 – Е-199) добавляют в кондитерские изделия, сыр, маргарин и другие продукты. Консерванты (Е-200 –Е-299) увеличивают срок хранения продукта. Антиоксиданты (Е-300 – Е-399) защищают продукт от повреждающего действия кислорода, их добавляют в бульонные кубики, жевательные резинки, мороженое. Стабилизаторы (Е-400 –Е-490) поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Эмульгаторы (Е-500 – Е-599) используют для приготовления водно-жировых смесей, например, майонеза, кремообразных пищевых продуктов. Усилители вкуса и ароматизаторы (Е-600 –Е-699) часто добавляют в соусы, приправы, колбасы.

Значительное количество добавок не имеет разрешения к применению в пищевой промышленности России, а часть из них просто запрещены к применению в производимых у нас или в других странах продуктах питания. В развитых странах проверка безопасности пищевых добавок проводится постоянно. Публикуются списки наиболее вредных из них с указанием характера воздействия. Продукты без указания состава покупать не рекомендуется.

Классный руководитель. В последнее время на этикетках можно увидеть надписи о том, что продукт изготовлен из трансгенных, или генетически модифицированных (ГМ), продуктов или генетически модифицированных организмов (ГМО). Что это значит?

Консультант 2. ГМП содержат ценные питательные вещества, которых в обычных продуктах недостаточно, имеют более привлекательный вид. Трансгенные растения обладают повышенной устойчивостью к вредителям и болезням. Трансгенные продукты – это источник здорового питания. Так, например, получена низкокалорийная соя. Получен рис с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов.

Но есть и факты, свидетельствующие об отрицательном воздействии ГМП на здоровье. Например, подопытные мыши, которых кормили ГМП, дали малорослое потомство с ослабленным иммунитетом и склонностью к вырождению. Установлено, что чем больше площади занимают генетически модифицированные культуры, тем меньше становится насекомых, и, как результат, сокращается численность птиц и других животных, что приводит к нарушению экологического равновесия

Классный руководитель. В школе вы тратите массу энергии на умственную деятельность, физическую работу. Значит, должен быть источник для восполнения энергии и сил. О пользе продуктов питания, которые помогают избежать стрессовых ситуаций, добавить хороших успехов в учёбе и в жизни, расскажет консультант научной лаборатории.

Консультант 3. Клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Хотя масса мозга человека составляет 2-3% от массы тела, он ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой из пищи, поэтому то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности мозга.

Морковь стимулирует обмен веществ в мозге, ананасы улучшают память и способствуют поддержанию физической формы. Черника способствует мозговому кровообращению – желательно употреблять её в свежем или замороженном виде. Лук полезен при переутомлении и психической усталости, он улучшает снабжение мозга кислородом. Орехи стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему и особенно рекомендуются при длительной напряжённой умственной деятельности.

Классный руководитель. Консультанты из лаборатории «Будь здоров» дали вам полезные сведения о том, как читать и понимать информацию на этикетке продукта, что означают те или иные знаки, буквы и много дополнительной интересной информации.

Ребята, на доске записана пословица, давайте её прочтём.

«Всё полезно, что в рот полезло».

Как вы относитесь к данному мнению?

Учитель.

Ненавидит Вова кашу,

Молоко и простоквашу,

Борщ, пельмени и картошку.

Трижды в день он прячет ложку.

Трижды в день слышна война

Из открытого окна:

- Ну-ка, детка, съешь котлетку!

- Ах, сыночек, съешь кусочек!

- Ну, внучок, еще глоток!

- Не хочу! Не надо! Бросьте!

Но когда приходят гости,

То печенье и конфеты

Улетают, как ракеты.

Даже доктор говорит:

-Очень странный аппетит!

В чем тут дело - непонятно.

Не подскажете, когда-то

Может, вылечат такого

Удивительного Вову?

Действительно, некоторые бесполезные продукты стали незаменимыми в нашей жизни. Образцовым примером того, как вещь, в сущности бесполезная, превратилась в один из популярнейших товаров, является жевательная резинка.

Консультант 4. Презентация «Жевательная резинка».

Вопрос о пользе и правильном применении жевательных резинок остается открытым.

Исследования показывают, что жевание резинки полезно как для гигиены полости рта, так и для улучшения состояния десен. Именно сегодня наблюдается тенденция использования жевательной резинки в качестве универсального защитного средства.

Появилась жевательная резинка с полирующими свойствами, уничтожающая зубной камень и тормозящая развитие микроорганизмов в полости рта. Кроме того, у детей жевание резинки укрепляет челюсти, у старшего поколения улучшает работу слюнных желез. Жевательная резинка освежает полость рта; ее часто жуют те, кто хочет бросить курить.

Три положительных момента(мнение стоматолога)

1.В первые час-полтора после приема пищи жвачка способствует выработке желудочного сока, что помогает перевариванию пищи.

2. Жевательная резинка вычищает жевательную поверхность зубов. Но и только! Самые опасные в плане кариеса зоны в промежутках между зубами очистить жевательной резинкой невозможно! А это наиболее важная зона! Кроме того такой кариес имеет обыкновение сразу уходить под десну, что приводит к кариесу корня и удалению вполне приличного снаружи зуба. Жевательную же поверхность можно великолепно очистить и с помощью морковки, яблока и любого другого полезного овоща или фрукта, заодно получив необходимую организму дозу естественных витаминов.

3. Если жевать ее с детства не переставая, то можно развить у себя великолепную американскую квадратную челюсть за счет накачанных жевательных мышц. Девушка с такой челюстью - это уже на любителя.

Патологические изменения:

1. Со стороны желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы желудка) - наиболее опасным является употребление жевательных резинок на голодный желудок.

2. Со стороны слюнных желез - сухость слизистой оболочки (нарушается ротовое пищеварение, дисбактериоз). При жевании прикусываешь губы, щеки.

3. Аллергические реакции, опухоли слюнных желез, дисфункция височно-челюстного сустава.

4. Надувные жевательные резинки нарушают прикус у детей.

5. Из-за нее ломаются зубы и выпадают пломбы.

6.Вызывает привыкание.И, самое главное, необходимо помнить: ни одна жевательная резинка (что бы там ни обещала реклама) не заменяет обязательную двухразовую чистку зубов щеткой.

Золотые правила питания:

а) главное - не переедайте.

б) ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

в) тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

г) перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

Классный руководитель. Последний конкурс называется “Здоровье”. Нужно на каждую букву этого слова найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.

Например:

3 — здоровье, зарядка, закалка, зубной врач;

Д — диета;

О— очки;

Р — режим, расческа, ракетка;

О – отдых;

В — вода, витамины, врач;

ь - Слов, начинающихся на “ь” не существует.

Е — еда.

Контрольное задание

Отметь ответы, которые ты считаешь правильными (может быть несколько правильных ответов) для завершения утверждений.

1. Главные ценности в жизни человека – это:

  1. благополучие семьи;

  2. экологическая безопасность;

  3. здоровье.

2. Главные принципы рационального питания – это:

  1. энергетическое равновесие;

  2. высокое потребление сахара;

  3. сбалансированное питание.

3. Отрицательно влияет на здоровье избыточное употребление:

  1. фруктов;

  2. соли;

  3. молока и молочных продуктов;

  4. сахара.

4. К расстройству обмена веществ в организме приводит недостаток:

  1. алкоголя;

  2. витаминов;

  3. микроэлементов.

5. Недостаток йода в организме можно восполнить, употребляя:

  1. хлебобулочные изделия;

  2. йодированная соль;

  3. молочные продукты;

  4. морепродукты.

6. Наиболее полезный способ приготовления продуктов:

  1. жарение;

  2. варка на пару;

  3. в микроволновой печи.

7. Предпочтительнее употреблять фрукты и овощи:

  1. экзотические, привозные;

  2. местные.

Ответы на контрольные вопросы: 1 – в; 2 – а, в ,г; 3 – б, г; 4 – б, в; 5 – б, г; 6 – б, в; 7 – б.

Будьте здоровы! Умейте управлять своими эмоциями, настроением и желанием. Укрепляйте свое тело и дух. Ваше здоровье в ваших руках!

Я беру голубую, как небо, гуашь

И рисую моря и реки,

И апрельский, прозрачный почти, пейзаж:

В день весны в двадцать первом веке

Я беру золотую, как солнце, гуашь

И рисую все то, что снится:

Златовласку, узоры причудливых чаш,

И рассвет, и поля пшеницы.

Я рисую… И сердцу светлей и теплей.

Пусть рука сама выберет краски.

Если черную боль?

Не будет кудрей

У красавицы Златовласки.

doc4web.ru

Открытое занятие «Здоровое питание», 8 класс

Внеклассное мероприятие «Здоровое питание», 8 класс

Мы есть то, что мы едим

(Ли Бо).

Цели:

углубить представление детей о рациональном питании.

Задачи:

1).научить выбирать учащихся продукты, полезные для здоровья;

2).познакомить учащихся с вредными для человека продуктами;

3).познакомить с культурой питания: правила поведения перед, во время и после еды и режим питания;

4).научить составлять меню на день.

Оборудование: вопросы анкетирования, карточки с пословицами, карточки с пищевыми добавками Е, карточки с таблицами продуктов питания, этикетки некоторых продуктов.

Ход классного часа

1.Организационный момент.

В.- Сегодня мы с вами поговорим о еде и здоровье, о том, как нужно правильно питаться и что есть на завтрак, обед, ужин и многие другие вопросы, которые касаются нашего с вами здоровья и непосредственно еды, которую мы потребляем.

Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске. Каким образом он может быть связан с нашей сегодняшней темой? Прокомментируйте его, пожалуйста.

(Учащиеся комментируют).

Сейчас каждому из вас я раздам крылатые выражения, фразы, пословицы. Ваше задание состоит в том, что объяснить смысл полученной вами пословицы.

1.Обжора роет себе могилу зубами (английская пословица).

2.Как подумаешь, что мы едим, удивишься, какие мы всеядные

3.Человек есть то, что он ест, а личность есть то, что его питает .

4.Щи да каша – пища наша (русская народная пословица).

5.Переедание приводит к болезни, так показывает практика (Гиппократ).

6.Аппетит приходит во время еды (Франсуа Рабле).

7.Я подаю вам горькие пилюли в сладкой оболочке. Пилюли безвредны, весь яд в сладости (Станислав Ежи Лец).

8.С тех пор как люди научились варить пищу, они едят вдвое больше, чем требует природа (Бенджамин Франклин).

9.Мы живем не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить (Сократ).

(Каждый из учащихся объясняет смысл полученной им пословицы или афоризма).

В.: Сейчас я у вас проведу анкету о здоровом питании

1.Часто ли соблюдаете режим питания, то есть едите в одно и то же время?

2.Разноообразен ли рацион вашего питания, или же каждый день одно и то же?

3.Много ли сладкого / жирного / острого / копченого вы едите?

4.Как часто вы покупаете сухарики, чипсы, газировку?

5.Часто ли едите фрукты и овощи?

6.Завтракаете каждое утро?

7.Что едите на завтрак?

8. Как часто вы едите всухомятку?

2. Беседа

В.: Итак, какая же пища нам нужна? Как соблюдать режим питания? Что лучше есть на завтрак, обед, ужин? Какие продукты полезны? А какие нет? Что происходит с пищей во время попадания ее в организм? К чему может привести неправильное питание?

На все эти вопросы мы сейчас постараемся с вами ответить.

Вы уже поняли, что от того, что и как мы едим, зависит наше здоровье, настроение, самочувствие. Правильное или рациональное питание – это важнейшее условие здорового образа жизни. Неправильное же питание (употребление вредных продуктов, нарушение режима питания, еду всухомятку и т.п.) приводит к развитию ряда заболеваний, например гастрит, язва желудка, ожирение, сахарный диабет и множество других заболеваний.

infourok.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность