Питание детей дошкольного возраста. Здоровое питание для детей дошкольного возраста


Питание детей дошкольного возраста

Содержание

 

Введение

1.1 Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста (3 -7 лет)

1.2 Потребности детей в основных пищевых веществах и энергии

1.3 Принципы рационального питания детей 3-7 лет, посещающие детские дошкольные учреждения (ДОУ). Организация питания детей в ДОУ

1.4 Режим питания детей. Объемы пищи, рекомендуемые дошкольникам.

1.5 Контроль за правильной организацией питания детей в ДОУ

1.6 Контроль за технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд

1.7 Основные принципы составления меню

Список использованных источников

 

 

Введение

 

Полноценное питание детей ― необходимое условие обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все периоды взросления. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена постановлением Правительства Российской Федерации «Концепция государственной политики в области здорового питания населения РФ до 2010 г.» и президентской программой «Дети России».

Пища ― единственный источник жизненно важных веществ, необходимых для роста и формирования детского организма, его активной деятельности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В связи с этим очень важно изучать организацию питания детей в детских дошкольных учреждений, ибо здоровье воспитанников во многом обусловлено предлагаемыми рационами.

Рациональное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма в пищевых веществах и энергии, обеспечивает нормальное гармоничное развитие ребенка, повышает его устойчивость к различным неблагоприятным факторам, способствует выработке иммунитета к различным инфекциям. Неудовлетворительная организация питания, особенно среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения (ДДУ), является одной из основных причин распространения острых респираторных заболеваний, увеличения количества часто и длительно болеющих детей.

Изучение организации питания, санитарно-гигиенического состояния пищеблок в рамках социально-гигиенического мониторинга показало, что роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с влиянием на растущий организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни, увеличение получаемой детьми познавательной информации в яслях-садах и домашних условиях, вовлечение детей в занятия физкультурой и другими видами двигательной активности (ритмика, танцы и др.).

К тому же период раннего и дошкольного возраста характеризуется наиболее интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем (особенно нервной), моторной деятельности, что в свою очередь требует достаточного поступления пищевых веществ, являющихся единственным источником энергии растущего организма.

Здоровье человека во многом определяется качеством его питания детском возрасте. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. На протяжении первых лет жизни формируется структура, и совершенствуются функции нервной, костной, мышечной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других жизненно - важных систем. В связи с этим, организм ребенка испытывает высокую потребность во всех пищевых веществах - источнике пластического материала.

Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение отклонений в развитии и росте.

Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми веществами, особенно витаминами, минеральными солями и микроэлементами, является одним из основных моментов предупреждения инфекционных заболеваний.

Состояние иммунитета определяется не только количественной стороной питания, сколько его качеством и биологической ценностью. Кроме того, рациональное питание повышает устойчивость детского организма к воздействию вредных экологических факторов.

Питание оказывает определяющее воздействие и на развитие центральной нервной системы ребенка, его интеллект, состояние работоспособности. В наше время - время больших перегрузок, ускорение темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций – следует помнить, что правильное питание в детстве во многом поможет преодолеть сложности жизни.

 

 

1.1 Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста (3 -7 лет)

 

Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма [1].

Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни (в возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в этом возрасте получило название «первого периода вытягивания». Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усиление функции гипофиза). За эти годы значительно меняются пропорции тела ребенка. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки [4].

Прибавка массы тела детей к 4-м годам жизни, как и прибавки роста, несколько замедляются и составляют в среднем за год 1.2-1.3 кг, а затем снова отмечается более интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за 6-й -2,5 кг, за 7-й около 3,5 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте [3].

У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса тела.

К 5-ти годам значительно увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, повышается их сила. Развитие и дифференцировка центральной нервной системы у дошкольников выражается в совершенствовании двигательных функций, развитии координации движений. Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе. Сопротивляемость к заболеваниям у них значительно выше.

Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного» периода достигает уровня взрослого человека. К 7-ми годам у ребенка прорезываются коренные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7-и годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым последствиям. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, ревматизм, геморрагический васкулит и другие.

Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными заболеваниями, что связано с относительно низким иммунитетом в этом возрасте и возрастающими контактами с взрослыми и сверстниками. Особенно это заметно среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в которых приходится выделять группы часто и длительно болеющих (чдб) детей. Эта группа детей требует большого внимания и помощи в процессе адаптации к новым условиям, а также в укреплении и закаливании их организма.

 

 

1.2 Потребности детей в основных пищевых веществах и энергии

 

Рацион детей должен быть разнообразным и сбалансированным по основным пищевым веществам. Суточные рационы не должны резко отличаться между собой и от физиологических норм по содержанию основных пищевых веществ.

Детскому организму нужны питательные вещества определенного качества и соответствовать его потребностям в процессе роста. Помимо этого у детей повышенный обмен веществ. Суточная норма должна покрывать расход энергии детьми на каждом этапе роста. Потребность в белках определяется затратами на компенсацию выделениями (моча, фекалии, кожные выделения) массы тела и образованием новых тканей остаток белка в пище или дефицит незаменимых в организме нежелательные сдвиги, проявляющиеся в задержке роста, особенно костей.

Соотношение белков, жиров и углеводов в пище ребёнка должно быть примерно следующим: 1:2:4, то есть если всю суточную калорийность принять за 100 процентов, то белки должны быть равны четырнадцати, жиры - тридцати, углеводы - пятидесяти шести процентам, только в этом случае пища будет полезной для здоровья, роста, развития и работоспособности ребёнка.

Белки, особенно в питании детей, не могут быть заменены никакими другими компонентами пищи. С их участием осуществляются все важнейшие функции организма: рост, обмен веществ, мышечная работа, мышление, воспроизводство потомства. Потребность в них удовлетворяется благодаря мясным, рыбным и яичным блюдам. Однако избыток белка в питании также опасен, так нарушениям выделительной функции почек, диспепсии.

Важную роль в организме играют углеводы — легкоусвояемый источник энергии: в составе ДНК и РНК они участвуют в передаче наследственной информации; как структурный элемент оболочки эритроцитов определяют группу крови; углеводные компоненты входят в состав ряда гормонов.

Углеводы входят в состав клеточных структур, участвуют в синтезе нуклеиновых кислот, процессах регуляции постоянства внутренней среды организма. Потребность в них удовлетворяется за счёт овощей, крупяных блюд и кулинарных изделий.

Недостаток углеводов в рационе может привести к использованию на энергетические потребности белков и возникновению скрытой белковой недостаточности. Избыток углеводов может привести к увеличению отложения жира, гиповитаминозу В1, задержке воды в организме и метеоризму.

Биологическая роль пищевых липидов многогранна. Являясь «компактным» источником энергии и поставщиком незаменимых для процессов жизнедеятельности веществ — полиненасыщенных, жирных кислот (ПНЖК) и жирорастворимых витаминов, они служат также пластическим материалом и оказывают белкосберегающее действие.

Жиры как составная часть пищи, обладают высокой калорийностью. Неблагоприятно влияет на организм избыток жиров: нарушается функция желез желудочно-кишечного тракта.

Важно обеспечить в рационе достаточное содержание насыщенных жирных кислот (ПНЖК) – линолевой. ПНЖК обладают повышенной реакционной этого активно участвуют в обменных процессах, холестерола, повышают эластичность и сных сосудов. При отсутствии или недостатке ПНЖК повышенная сухость кожи, склонность к нарушения обмена холестеролла и холина.

В пище детей младшего возраста соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:4.

Пищевая полноценность пищи определяется достаточным содержанием белков, жиров, углеводов, минеральных солей, а также витаминов.

Жирорастворимый витамин А (ретинол) участвует в образовании в сетчатке глаза зрительного пурпура — родопсина, поддерживает нормальную функцию кожи, слизистых оболочек, роговицы глаз.

Поэтому в рационе детей должно быть достаточное количество продуктов животного происхождения (печени животных, мяса, рыбы, яичных желтков, сметаны и сливок).

Витамин С играет важную роль в процессах биологического окисления различных субстратов, синтезе стероидных гормонов, образовании коллагена и межклеточного вещества; предохраняет от окисления адреналин, белки-ферменты, способствует повышению свертываемости крови и регенерации тканей. Дефицит витамина С может возникнуть, если в питании недостаточно свежих фруктов. При этом дети дошкольного возраста обычно получают с пищей достаточное количество аскорбиновой кислоты.

Рибофлавин (витамин В2) входит в состав многочисленных ферментов, участвующих в регуляции всех видов обмена. При его нехватке нарушаются процессы биологического окисления.

Минеральные соли в отличие от белков, жиров и углеводов не обладают пищевой ценностью, но крайне необходимы организму как пластический материал (костная ткань) и как регуляторы обменных процессов; они участвуют в поддержании на определенном уровне осмотического давления, кислотно-основного состояния и др.

Кальций — один из основных элементов, выполняющих пластическую функцию: человеческий скелет на 97% состоит из него. У детей младшего возраста потребность в кальции удовлетворена на 100%, но у детей старшего возраста мы обнаружили дефицит в количестве 22,5%, что может привести к нарушению процесса остеогенеза.

Фосфор входит в состав фосфолипидов, нуклеотидов, фосфопротеинов и других органических соединений. Неорганические соли фосфора участвуют в поддержании кислотно-основного состояния организма, в соединениях с кальцием и магнием образуют костный скелет, откладываются в зубах.

Наиболее благоприятное соотношение кальция и фосфора в рационе детей и подростков 1:1,2–1,5.

Избыточный фосфор представляет опасность для детского организма, поскольку почки не справляются с фосфорной нагрузкой и возникают нарушения обмена веществ и соответствующие заболевания.

Магний — жизненно важный элемент, участвующий наряду с калием в клеточном метаболизме. Избыток магния можно объяснить большим количеством хлебных и крупяных изделий в детском меню.

Оптимальное соотношение кальция и магния — для дошкольников 1:0,22. Известно, что избыток магния может привести к ухудшению усвояемости кальция.

Железо в составе гемоглобина участвует в переносе кислорода от легких к тканям; в составе ферментов выполняет каталитическую функцию и участвует в окислительно-восстановительных процессах.

Йод участвует в образовании гормонов щитовидной железы, которые регулируют энергетический обмен, интенсивность основного обмена, воздействуют на белковый, липидный, углеводный, минеральный и водно-солевой обмены.

Следует также учитывать факт эндемичности Кузбасса по этому микроэлементу.

В Кузбассе с сентября 2005 г. реализуют губернаторскую программу по витаминизации пищи, согласно которой 200 тысяч детей дошкольного и школьного возраста получают витаминизированные продукты.

В частности в рацион включаются обогащенные продукты, например, витаминизированный кисель. Основная цель программы — существенно улучшить качество питания и как следствие — здоровье детей.

Минеральные вещества содержаться во всех органах и тканях человека. Они участвуют в вводно-солевом обмене, образовании костного скелета, процессах кроветворения, в регуляции рн, осмотического давления крови и других тканевых жидкостей, входят в состав ферментов, гормонов и клеточных мембран.

При составлении рационов питания детей важно правильное соотношение между кальцием и фосфором. Оно обычно принимается 2:1. Такое соотношение благоприятно для нормального образования костей. Избыток кальция может привести к кальцинозу почек, аорты и других органов. Избыток фосфора нарушает солевой обмен, увеличивает нагрузку на выделительную систему (почки). Повышенное потребление фосфора тормозит всасывание кальция в кишечнике. [13]

По сравнению со взрослыми дети нуждаются в большем количестве витаминов (из расчета на 1 кг массы тела) в связи с интенсивным ростом и усиленным обменом веществ.

Витамины являются биокатализаторами многих биохимических процесс протекающих на клеточном уровне. [14]. Многие витамины представляют собой исходный материал для биосинтеза Ко - ферментов и простетических групп ферментов, что определяет их необходимость для нормального протекания обменных процессов. Витамины повышают сопротивляемость детского организма к инфекционным и другим заболеваниям.

Существуют патологические формы различной обеспеченности организм витаминами:

Авитаминоз - Отсутствие или недостаток в пище одного из витаминов.

Гиповитаминоз - Состояние организма, характеризующее частичную, н проявляющуюся специфическим образом недостаточность витаминов.

Витамин А - входит в состав зрительного пигмента-родопсина, преобразующего попадающего на сетчатку глаза свет в электрические импульсы, поступающие в мозг и создающие зрительный образ.

Если дефицит витамина А усугубляется, то может возникнуть тяжелое заболевание глаз- ксерофтальмия, когда в процесс вовлекается роговая оболочка глаза - роговица. При этом нарушается строение выстилающего ее защитного эпителия, он подвергается ороговению, высыхает, теряет прозрачность и чувствительность, и роговица превращается в бельмо. При ксерофтальмии нарушается также функция сальных желез - постоянно понемногу омывать поверхность глаз, механически удаляя с нее посторонние частицы, и с помощью содержащегося слезной жидкости фермента лизоцима уничтожать микробов. При ксерофтальмии в роговицу внедряются микробы, она воспаляется, размягчается, изъязвляется и отмирает. Ясно, что такие процессы в глазу заканчиваются частичной или полной утратой зрения -слепотой.

При дефиците витамина А наблюдаются также изменения в эпителии, выстилающем слизистые оболочки дыхательных путей, пищеварительного тракта, почек и других внутренних органов. Туберкулез, пневмонии, бронхиты, ОРЗ и другие инфекционные заболевания у лиц с А - витаминной недостаточностью возникают чаще, чем при нормальной обеспеченности организма этим витамином. Кроме того, при А- гиповитаминозе ослабляются механизмы противоинфекционной защиты иммунитета: снижается способность белых клеток крови, так называемых лейкоцитов к фагоцитозу, уменьшается выработка антител. Особенно опасны эти явления в раннем детском возрасте - вот почему А - авитаминоз повышает детскую смертность.

Витамины

В организме человека Витами А превращается каротин, поэтому его называют провитамином А. Кроме моркови, каротином богаты красный перец, крапива, листья петрушки, тыква, плоды облепихи, шиповник, абрикосы. Готовый витамин А содержится в сливочном масле, рыбьем жире, печени, сметане и сливках.

Витамин D (кальцийферрол) способствует всасыванию, усвоению кальция и фосфора в кишечнике, а также мобилизации (освобождению) этих элементов из костных депо при возрастании потребности в них организма

Роль кальция не ограничивается только формированием скелета. Кальций необходим для нормального свертывания крови, он участвует в мышечном сокращении, адгезии(слипании) клеток при их объединении в органы и ткани. Кальций принимает участие в работе многочисленных молекулярных механизмов, с помощью которых различные гормоны осуществляют регуляцию обмена веществ и воздействуют на активность различных клеток.

Участвуя в обеспечении организма кальцием, витамин D оказывается необходимым и для всех, связанных с кальцием, процессов.

При дефиците витамина D возникают заболевание рахит.

Витамин Е (токоферол) принимает участие в репродуктивной функции человека. Другими проявлениями Е- авитаминоза являются мышечная слабость и анемия, или малокровие, обусловленные преждевременным изнашиванием и разрушением мышечных волокон и красных кровяных телец, эритроцитов.

Все эти тяжелые и опасные для жизни нарушения обусловлены дефектами в системе биологическими антиокислителями или, так называемыми, биоантиоксидантами, важнейшая роль среди которых принадлежит витамину Е. Нарушения в работе антиоксидантной системы, снижающие защищенность клетки ее генетического материала от повреждающего действия агрессивных форм кислорода, усиливают изнашиваемость организма, уменьшают эффективность иммунной системы, повышают риск сердечно-сосудистых (атеросклероз, ишемическая болезнь сердца), онкологических заболеваний, катаракты и других дегенеративных изменений.

Очень опасен дефицит витамина Е для новорожденных и, особенно, недоношенных детей. Это может стать причиной малокровия, легочных заболеваний, тяжелых нарушений зрения. Вот почему этот витамин включен во все смеси для искусственного вскармливания малышей и поливитаминные препараты для беременных и кормящих женщин. Самым лучшим источником витамина Е являются растительные масла; содержится он также в хлебе грубого помола, гречневой крупе, зелени.

Витамин К - участвует в процессе свертывания крови, он придает белку протромбину и другим белкам свертывающей системы крови способность связывать кальций, что, в свою очередь, необходимо для «склеивания» тромбоцитов и образованию кровяного сгустка. Витамин К- один из тех витаминов, который синтезируется микроорганизмами, населяющими кишечник

Неспособность организма продуцировать один из белков этой системы является причиной тяжелого наследственного заболевания-гемофилии.

На ряду с белками свертывания крови, витамин К принимает участие в образовании и других белков, связывающих кальций. Один из них -остеокальцин - играет важную роль в костной ткани.

Витамин С участвует во многих окислительно - восстановительных реакциях, а также в биосинтезе специальных белков соединительной ткани: коллагена и эластина - опорных компонентов хрящей, костей, стенок сосудов. Витамин С предотвращает образование в организме нитрозаминов веществ, обладающих мощным канцерогенным действием, то есть способность вызывать развитие раковых заболеваний.

Аскорбиновая кислота облегчает всасывание в кишечнике и усвоение организмом железа. Этот элемент весьма дефицитен, особенно у женщин, что, в свою очередь, ведет к железодефицитной анемии (малокровно).

При недостатке витамина С способность лейкоцитов к уничтожению патогенных микроорганизмов резко снижается.

Основным источником витамина С являются свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень. Особенно богаты этим витамином ягоды шиповника, черной смородины, красный перец, лимоны и апельсины.

Витамины группы В участвуют во многих функциях организма.

Так витамин В1 (тиамин) участвует в синтезе ацетилхолина - вещества, играющего чрезвычайно важную роль в передаче нервного импульса. Поэтому при авитаминозе витамина В1 наблюдаются симптомы, свидетельствующие о нарушении функций нервной системы. К таким симптомам относятся изменения настроения, кожной чувствительности, расстройства сна, памяти, параличи, судороги. Другие последствия В1 -авитаминоза - тяжелые нарушения деятельности сердца, органов пищеварения, общее истощение организма (кахексия).

Основным источником В1 является хлеб из муки грубого помола. Также содержатся в горохе, фасоли, чечевице, сое, гречневой и овсяной крупе. Из мясных продуктов наибольшее количество витамина В1 содержится в нежирной свинине, печени и почках. Хорошим источником тиамина служат пивные дрожжи, как жидкие, так и сухие.

Витамин В2 (рибофлавин) принимает участие в энергетическом обмене и процессах цветоощущения, в усвоении организмом железа, а также в синтезе гемоглобина.

Авитаминоз В2 сопровождается общей слабостью, упадком сил. Характерным проявлением дефицита являются воспалительные изменения слизистой оболочки ротовой полости: болезненные трещины в углах рта, покрывающиеся корочками. Язык воспаляется: он становится ярко -красным, отечным, сухим, по краям его видны отпечатки зубов.

Поражается при арибофлаванозе и орган зрения: отмечается быстрая утомляемость глаз, светобоязнь, резь в глазах, воспаление их слизистой оболочки (коньюктевит) и век (блефарит).

Другое проявление недостатка витамина В2 - себорейный дерматит, при котором начинает усиленно шелушиться кожа на лице, в области верхней губы и носа, вокруг век и на ушах. Длительный недостаток рибофлавина может привести к образованию трофических язв.

Рибофлавин необходим и для нормального развития плода. Его недостаток во время беременности может привести к невынашиванию, появлению уродств у детей.

Витамин В2 занимает среди витаминов несколько особое положение. Эта особенность состоит в том, что он, подобно всем витаминам, участвуя в обмене веществ, одновременно необходим для образования в организме активных форм ряда других витаминов, в частности, витаминов D, B6, фолиевой кислоты и синтеза никотиновой кислоты из триптофана. Дефицит витамина В2 неизбежно нарушает нормальное осуществление перечисленными витаминами их разнообразных функций ведет к развитию вторичного, функционального дефицита этих витаминов даже при их достаточном поступлении с пищей.

Витамин В2 присутствует в таких продуктах как печень, почки, пивные дрожжи.

Витамин РР ( ниацин ) также принимает участие в процессах энергетического обмена. Этот витамин может синтезироваться в организме человека из незаменимой аминокислоты - триптофана. Однако этот синтез недостаточен, для того чтобы полностью покрыть нашу потребность в витамине PP.

Недостаток витамин РР вызывает пеллагру. Клиническая картина пеллагры характеризуется тремя основными проявлениями: диарея, дерматит, деменция.

Наиболее богаты витамином РР пивные дрожжи, печень и почки крупного рогатого скота, пшеничные отруби, хлеб из муки грубого помола или цельного зерна, некоторые грибы.

Витамин В6 входит в состав активных центров многочисленных ферментов, катализирующих разнообразные превращения аминокислот и некоторых других азотистых соединений.

При недостатке витамина В6 у детей нарушается процессы торможения в центральной нервной системе, развиваются судорожные состояния, не поддающиеся лечению обычными противосудорожными препаратами.

Витамин В6 содержится преимущественно в мясных продуктах, особенно в печени и почках, а также в хлебе из муки грубого помола, гречке, ячмене, просе, однако из зерновых продуктов он усваивается хуже, чем из продуктов животного происхождения.

Дефицит витамина В12 приводит к малокровию и дегенеративным изменениям нервной ткани.

Витамин В12 широко распространен в продуктах животного происхождения и обычно в достаточном количестве содержится в пище.

Фолиевая кислота участвует в процессах, подготавливающий биосинтез, удвоение нуклеиновых кислот, обеспечивающих деление клеток и рост тканей. Этот витамин содержится в листьях зеленых растений: шпината, лука, салата и другой зелени. Также содержится в почках и мясе.

Рационально составленное меню в детских дошкольных учреждениях представляет собой такой подбор блюд суточного рациона, который удовлетворяет потребности детей в основных пищевых веществах с учетом возраста, условий воспитания и состояния здоровья, а также климатогеографических и национальных особенностей питания.

Дети, находящиеся в ДОУ 9-10 часов, получают трехразовое питание, обеспечивающее 75-80% суточного рациона. При этом завтрак составляет 25% суточной калорийности, обед-в5-40%, полдник 15-20%. Ужин дети должны получать дома.

Дети, находящиеся в ДОУ 12 часов должны получать четырехразовое питание. В этом случае калорийность полдника не превышает 10-12%, а калорийность ужина 20-25% суточной нормы.

Основными принципами организации рационального питания детей в ДОУ является обеспечение достаточного поступления всех пищевых веществ, необходимых для нормального роста и развития детского организма, и соблюдение санитарных правил приготовления пищи, гигиенических основ и эстетики питания.

Во избежание возникновения токсикоинфекций и пищевых отравлений, необходимо соблюдать правила личной гигиены и оснастить пищеблок в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами и нормами.

Рационально разработанное меню предполагает определенное сочетание продуктов и правильное соотношение основных пищевых ингредиентов. В ДОУ примерное меню рекомендуется составлять на 10-12 дней, что позволяет более точно распределить продукты с учетом их калорийности и химического состава, облегчает своевременную доставку продуктов в учреждение. На основании примерного десятидневного меню составляется рабочее ежедневное меню.

Медицинская сестра ДОУ периодически проводит расчеты химического состава и калорийности пищи детей по количеству фактически израсходованных продуктов в среднем за сутки. Исходные данные для этих расчетов берутся из накопительной бухгалтерской ведомости фактического расхода продуктов за истекший месяц или любые 10 дней подряд каждого месяца, из которых высчитывается среднесуточный расход продуктов. Это позволяет своевременно вносить необходимые коррективы в питание детей.

При составлении меню следует в первую очередь позаботиться о достаточном содержании в нем белкового компонента - главного строительного материала для растущего организма. Основным источником белков является мясо, рыба, молоко и молочные продукты, содержащие полноценные белки животного происхождения. Из растительных продуктов наиболее богаты белком бобовые, а также некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и ржаной и пшеничный хлеб. Эти продукты обязательно должны включаться в рацион питания детей в соответствии с суточными нормами.

Жировой компонент должен состоять преимущественно из жиров животного происхождения, лучше всего в виде сливочного масла, сметаны, частично в виде жира, содержащегося в молоке, кисломолочных продуктах, также жирах в мясных продуктах. Столь же обязательны растительные жиры так как они являются богатыми источниками полиненасыщенных жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Общее количество растительных жиров должно составлять не менее 15-20% от общей суточной потребности в жире.

Растущему организму необходимы и углеводы. Наиболее богаты углеводами сахар, варенье, повидло, различные кондитерские изделия. Однако это рафинированные углеводы и общее количество их не должно превышать 0,25-0,20% суточной потребности в углеводах. Основными источниками углеводов должны быть крупа, хлеб, макаронные изделия и, самое главное, овощи и фрукты. Последние особенно желательны, так как содержат крайне необходимые ребенку витамины, минеральные соли, а также пектин, пищевые волокна и клетчатку, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. В овощах и фруктах содержатся также ароматические вещества, эфирные масла, органические кислоты, усиливающие выработку пищеварительных соков и возбуждающие аппетит. Такие продукты особенно показаны ослабленным и часто болеющим детям.

В целях профилактики йододефицита необходимо использовать в питании только йодированную соль.

Перечисленные пищевые ингредиенты: белки, жиры, углеводы - должны входить в суточный рацион питания в определенном соотношении-1:1:4. При этом белки должны составлять приблизительно 14%, жиры- 31%, углеводы-55% общей калорийности суточного рациона. [10]

Дисбаланс ряда основных пищевых веществ, в том числе витаминов и минералов, является одним из факторов задержки физического развития детей и формирования у них некоторых алиментарных заболеваний (патология щитовидной железы, нарушение зрения). Распространение инфекционных заболеваний, возможно, связано со сниженным иммунитетом. Все это свидетельствует о необходимости скорректировать рацион и расширить ассортимент функциональных продуктов, используемых в питании детей.

 

 

1.3 Принципы рационального питания детей 3-7 лет, посещающие детские дошкольные учреждения (ДОУ). Организация питания детей в ДОУ

 

Сегодня современное общество стало более внимательным при выборе и оценке детского питания. В результате несбалансированности рационов питания свыше 70% детей к окончанию школы страдают желудочно-кишечными заболеваниями, аллергией, анемией, ожирением и другими хроническими заболеваниями. Одна из важных причин сложившейся ситуации - это неправильная организация системы питания детей в дошкольных, школьных учреждениях и даже дома, основанная на использовании продуктов общего назначения, не отвечающей требованиям к продуктам детского питания. На сегодняшний день сокращается число учащихся, питающихся в школьной столовой, и одновременно возрастает число детей, имеющих перерыв в приеме пищи более 6 часов. Дети все чаще употребляют в пищу так называемые «фаст-фуды», которые содержат соленые, жирные и острые блюда – вредные для детского организма. Не всегда красиво упакованные товары являются продуктами здорового питания: избыточное содержание углеводов, ароматизаторов, искусственных красителей могут привести к серьезным аллергическим реакциям. Таким образом, предметом агрессивной рекламы в СМИ, которые и формируют стереотипы питания у детей, являются продукты, далеко не безвредные для здоровья подрастающего поколения.

Питание должно обеспечивать растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. При организации питания следует соблюдать возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах (таблица)

 

Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)

Возраст

детей

Энергетическая ценность (в ккал)

Белки (в граммах)

Жиры (в граммах)

Углеводы (в граммах)

всего

в т.ч. животные

всего

всего

0 - 3 мес.

115

2,2

2,2

6,5 (0,7)

13

4 - 6 мес.

115

2,6

2,5

6,0 (0,7)

13

7 - 12 мес.

110

2,9

2,3

5,5 (0,7)

13

до 3 лет

1540

53

37

53

212

3 - 7 лет

1970

68

44

68

272

 

 

Организация рационального питания детей предусматривает строгое выполнение режима. В ДОУ с 10-часовым пребыванием детей организуют 3-разовое питание с усиленьем полдников, с 12-часовым - 4-разовое; с круглосуточным - 5-разовое с дополнительным ужином перед сном, с только ночным пребыванием - одноразовое (ужин).

Распределение общей калорийности суточного рациона питания детей в зависимости от их времени пребывания в ДОУ представлено в таблице

 

Таблица

Для детей с круглоcуточным

пребыванием в ДОУ

Для детей с дневным

пребыванием в

ДОУ -10 час

Для детей с ночным

пребыванием в

ДОУ – 12,5 час

завтрак - 25%

обед - 35 %

znakka4estva.ru

№ 2113 «Здоровое питании детей дошкольного возраста» - Воспитателю.ру

 

Андрецова Наталья Юрьевна

МБДОУ №48, Кемеровская область., г. Ленинск-Кузнецкий

Воспитатель

«Здоровое питании детей дошкольного возраста».

     Ваш ребенок уже давно сидит за общим столом, ест и пьет самостоятельно. А что он ест? То же, что и взрослые? А Вы уверены, что это правильно? Питание детей младшего дошкольного возраста должно учитывать особенности его пищеварительной системы, она еще не окрепла и не сформировалась. Рацион питания ребенка должен состоять из легко усваиваемых компонентов.

Основные принципы здорового питания детей дошкольного возраста:

- энергетическая ценность должна соответствовать возрасту; завтрак должен составлять 25% суточной энергетической ценности, обед – до 40%, полдник – 10%, а ужин 25%;

- режим питания дошкольника организован или родителями или дошкольным учреждением с соблюдением санитарных норм; часы приема пищи должны быть строго постоянными, не менее 4 раз в сутки.

- все пищевые факторы должны быть сбалансированы; немного расширяется меню.

     Также под запретом острые приправы и грибы. Можно делать блюда чуть острее за счет лука, чеснок и совсем небольшого количества перца в различных соусах к мясу или рыбе.

      Из круп отдайте предпочтение перловой, пшенной – в них есть клетчатка.

      Что в рационе ребенка – дошкольника: теплая и горячая пища не менее ¾ всего дневного рациона. И, конечно, основа – мясо, рыба, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, овощи и фрукты.

Белок. Организм растет, и только белок является строительным материалом. Источником легко усваиваемого белка является мясо, лучше, если это будет телятина, мясо кур и индейки. Рыбу предпочтительно взять нежирную: треску, судака, хек, минтай, горбушу.

     Не угощайте ребенка деликатесами – икрой, копченостями. Можно  получить раздражение нежной слизистой оболочки желудка, а пользы 0%.

      Можете прибегать и к жарению при приготовлении еды для ребенка, но сильно не зажаривайте. И все-таки лучше готовьте на пару котлетки и тефтельки  или в соусе.

      Не забывайте, что каждый день рацион питания ребенка должен состоять из  молочных продуктов. Это могут быть кисломолочные – кефир, йогурт, ряженка, творог не более 5% жирности, молоко. Добавляйте молочные продукты  в десерты, запеканки, каши, на бутерброды.

      Ежедневно кормим ребенка овощами, фруктами и соками. В сутки дошкольник должен получать 250 г овощей, до 200 г картофеля, фруктов и ягод по сезону до 250 г. Витамины Ваш ребенок может получить только из свежих овощей-фруктов. Какие овощи? Пусть это будет капуста, огурцы, помидоры, редиска, салат, зелень укропа и петрушки. Соки и нектары тоже давайте каждый день. Если не получается давать свежий сок, покупайте соки, предназначенные для детского питания.

      Хлеб выбирайте правильный, из цельных зерен, ржаной, а макароны, сделанные из муки твердых сортов пшеницы.

      Сливочное масло  не более 20 г в день и растительное масло (10г.), конечно, используем, лучше в уже готовые блюда. Не давайте жирную пищу ребенку вечером. К ночи активность работы желудка сильно снижается у ребенка, и если пища не успеет перевариться до сна, то получите не только проблемы с пищеварением, но и с крепким сном!

 

 

 

1.vospitately.ru

Полезные рецепты для детей дошкольного возраста

Рацион дошкольника должен обеспечивать покрытие его энергозатрат. Строгий режим приема пищи, кулинарная обработка продуктов, разнообразие блюд, благоприятная обстановка во время еды – все это и составляет сбалансированное питание.

Составлению меню следует уделять особенно пристальное внимание, ведь оно должно включать все необходимые вещества для роста и здоровья крохи.

Что необходимо растущему организму?

Диетологи специально разрабатывают полезные рецепты для детей, которые  удовлетворяют их потребностям. Растущий организм должен получать белки и жиры, витамины и минеральные вещества.

В сутки ребенку требуется 65-70 г жиров и столько же белков. Жиры участвуют в строительстве нервных тканей и в обменных процессах. Бараний и говяжий жиры в детском питании использовать не рекомендуется.

Витамины важны для дошкольника. Если ребенок питается только молочной и мучной продукцией, может возникнуть авитаминоз. При полноценном питании, включающем продукты растительного и животного происхождения, организм получает все необходимое. Можно дополнительно ввести в зимнее время года настой шиповника – он поможет восполнить нехватку витаминов.

Минеральные вещества также имеют большое значение в период роста. Поэтому полезные рецепты для детей должны включать продукты, которые содержат фосфор, магний, кальций и железо. Такой важный элемент, как фтор, содержится в молоке, морской рыбе, говядине, овощах и ржаном хлебе.

Рецепты

Блюдо из мяса кролика

Мясо кролика необходимо помыть и опустить в кипящую воду. Добавляют морковь, лук, корень петрушки и варят мясо до готовности. Порционный кусок кролика выкладывают на тарелку. Сверху поливают мясо топленым сливочным маслом. Посыпают блюдо нарезанной зеленью укропа и петрушки.

Паштет из печени

Говяжью печень помыть, очистить от пленок и нарезать среднего размера кусочками. Репчатый лук обжарить в масле с морковкой. Печень отварить в воде и перемолоть на мясорубке. Добавить в паштет сливочное масло.

Язык отварной

Язык моют холодной водой. Опускают его в кипяток и варят 1 час. После этого в бульон добавляют подготовленные морковь, лук, соль и варят до полной готовности. С готового языка снимают кожу и нарезают его ломтиками.

Тефтели «ежики»

Заранее отваривают рис и готовят мясной фарш. Овсяные хлопья запаривают кипятком. Добавляют 5-6 столовых ложек хлопьев в мясной фарш (1кг).  Затем добавляют нарезанный лук, соль, рис (1 стакан) и хорошо перемешивают. В фарш кладут также 1 яйцо. После этого готовят соус из следующих продуктов: 200 грамм сметаны, 100 грамм пюре из чернослива, тмин и воды (3/4 стакана).

Формируют шарики и укладывают их в кастрюлю. На дно наливают немного воды. После этого заливают тефтели соусом. Ежики с рисом тушатся в течение часа.

Судак запеченный

Рыбу почистить, помыть и разрезать по хребту. Взбить яйцо со сметаной, посолить и залить рыбу. Запекать до готовности в духовом шкафу.

Щука фаршированная

Рыбу почистить, помыть и снять аккуратно кожу. Филе очистить от косточек и дважды пропустить через мясорубку. Туда же присоединяют размоченный хлеб, репчатый лук, 2 яйца (1 крутое и 1 сырое) и соль. Щуку фаршируют, заворачивают в марлю и отваривают.

Котлеты рыбные

Мелко нашинковать репчатый лук и обжарить его. Отварить картофель, остудить и очистить. Замочить хлеб в молоке. Приготовить фарш из овощей, филе рыбы, посолить и перемешать. Затем обжарить с двух сторон до готовности. Также их можно приготовить и в духовом шкафу.

Лапшевник

Отварить лапшу или другие макаронные изделия. Соединить лапшу с творогом, добавить сырое яйцо, соль, сахар. Смазать глубокую форму и посыпать ее сухарями. Выложить приготовленную массу и запечь в духовом шкафу. Подают лапшевник со сметаной.

Каша пшенная с тыквой

В кипящую подсоленную воду всыпать промытую крупу. Довести до загустения, добавить кусочек масла. Затем поставить кашу в духовку. Тыкву нарезать, отварить до готовности и сделать пюре. Затем соединить пюре с готовой кашей.

Правила приема пищи

  1. В рацион ребенка должны быть включены разнообразные продукты.
  2. Важно, чтобы дети принимали еду 4-6 раз в день. Основных приемов пищи должно быть не меньше четырех, промежуточных – 2-3.
  3. Желательно не есть полуфабрикаты.
  4. Рекомендуемое количество овощей и фруктов: 400 грамм овощей и 300 грамм фруктов.
  5. Сладкое крайне нежелательно.

С детства важно приучать ребенка к неторопливому и тщательному пережевыванию пищи. Плохо разжеванная еда может травмировать пищевод, что со временем станет причиной появления гастрита. Нельзя есть чрезмерно холодную или горячую пищу. Ребенка надо кормить за 1,5-2 часа до сна.

Количество предлагаемой еды ребенку не должно быть больше, чем он может съесть. К новым блюдам детей приучают постепенно. Сбалансированная еда  и соблюдение режима питания является залогом здоровья в будущем.

rebenok16.ru

Правильное питание для детей школьного и дошкольного возраста

Правильное питание – это залог здоровья человека, его долголетия и хорошего самочувствия.

Правильное питание с детства предотвратит болезни в будущем

Правильное питание с детства предотвратит болезни в будущем

Причем питаться правильно должны люди всех возрастов. Старайтесь с детства привить эту привычку своему ребенку, и вы сможете уберечь его многих болезней. А если не знаете, каким должно быть правильное питание для детей, поговорите об этом с профессиональным диетологом или как минимум ознакомьтесь с рекомендациями, приведенными ниже.

Сколько раз в день должен кушать ребенок дошкольного или школьного возраста

Лучше есть чаще, но маленькими порциями

Лучше есть чаще, но маленькими порциями

Оптимальное количество приемов пищи для детей дошкольного и школьного возраста – четыре или пять. При этом еда должна подаваться ребенку небольшими порциями в теплом, но не перегретом виде. И желательно, чтобы она была абсолютно свежей. Если у вас есть возможность, не готовьте большое количество еды впрок. Ну а о том, какие продукты нужно употреблять во время каждого из приемов пищи, необходимо поговорить более подробно.

  1. Завтрак. Желательно, чтобы завтрак был не очень тяжелым, но при этом сытным. Идеально подойдет какая-нибудь каша с овощами или фруктами, с кусочком сыра или с молоком. Причем важно за 15-20 минут до завтрака дать ребенку выпить небольшое количество воды, это поможет его пищеварительной системе начать работать.
  2. Второй завтрак. Этот прием пищи у дошкольников и школьников может состоять из таких продуктов, как хлеб, сливочное масло, варенье или мед, фрукты, например, бананы, сок.
  3. Обед. Обед должен быть сытным, и желательно, чтобы он включал в себя первое блюдо. Только следите за тем, чтобы в рационе вашего ребенка отсутствовали супы и борщи, приготовленные на костях или на жирном бульоне. Лучше сварить вегетарианский суп и добавить в него немного мяса, приготовленного отдельно. Или дайте мясо на второе вместе с овощами или с кашей. После обеда ребенок может выпить стакан компота или разбавленного водой сока.
  4. Полдник. Независимо от того, будет ли идти речь о школьниках или о дошкольниках, здоровое питание для детей обязательно должно подразумевать наличие полдника. Ведь этот прием пищи позволяет несколько притупить чувство голода перед ужином, чтобы ребенок на ночь не наелся лишнего. А дать на полдник ему можно творог, печеные яблоки, оладьи, несколько блинчиков и т. д. Все зависит от того, каким у вас был второй завтрак.
  5. Ужин. Ужин должен быть достаточно легким, состоящим преимущественно из белковой пищи. Это может быть омлет, кусочек рыбы с овощами или картофелем, картофель с соленым огурцом или с квашеной капустой, творог с кефиром или др.

Что касается колбасных изделий, копченостей, жирных пирожных, конфет, шоколада и мороженого, постарайтесь сократить их количество в рационе своего ребенка до минимума. То же самое можно сказать о белом хлебе и макаронах, исключая макароны из твердых сортов пшеницы. Ну и конечно, важно следить, чтобы пища, потребляемая ребенком, не была слишком жирной.

С какими продуктами следует соблюдать осторожность

Не разрешайте ребенку перебивать аппетит колбасой

Не разрешайте ребенку перебивать аппетит колбасой

Очень часто родители, которых интересует правильное питание для детей школьного возраста, пребывают в растерянности, не зная, что дать ребенку с собой на занятия. Отметим же, что неплохим вариантом второго завтрака для ученика младших классов станет нежирное печенье или булочка с бананом, яблоком или соком. Также можно дать ребенку бутерброд с джемом, желательно, чтобы вы приготовили его сами. А вот с колбасными изделиями будьте осторожны. В состав большинства из них входит значительное количество нитритов и нитратов, способных стать одной из причин образования злокачественных опухолей. Чем больше в колбасе таких соединений, тем она ярче, поэтому не доверяйте ярко- или нежно-розовым продуктам как с картинки.

Рекомендуем прочитать

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев Что должен уметь ребёнок в 1 год и 7 месяцев Но, допустим, проблему с питанием в школе вы решили. А что приготовить ребенку на обед? Сами по себе на ум приходят овощи. Но родителям необходимо знать, что и с овощами в наше время следует быть крайне осторожными. Многие из них выращивают на полях, которые активно удобряются, и потому урожай содержит в себе нитраты и фосфаты. Поэтому, прежде чем готовить для своего ребенка капусту, кабачки или другие овощи, вымочите их в прохладной воде как минимум полчаса.

Разнообразное питание - Школа доктора Комаровского

Правильное питание для детей / овощи

Пин-код - Исправительное питание | Смешарики - познавательные мультики для детей

чудесный мультик про здоровое питание )

Полезная и неполезная еда - Школа доктора Комаровского

С огурцов, которые будете давать ребенку, нужно снимать шкурку, если они, конечно, не с вашего огорода. А в моркови нитраты содержатся ближе к стержню, особенно опасно, если он сильно отличается по цвету от остальных частей продукта. Что касается картофеля, то его желательно варить небольшими кусочками. В таком случае часть нитратов уйдет в отвар. Ну а яблоки и груши, если вы покупаете их, а не выращиваете самостоятельно, следует очищать от кожуры.

Еще одним продуктом, об опасности которого необходимо знать родителям, интересующимся, что представляет собой правильное питание для детей дошкольного возраста или младших школьников, является печень. Раньше говяжью печень нередко рекомендовали в качестве продукта, предотвращающего развитие анемии, но сегодня давать ее детям нежелательно. Дело в том, что в печени скапливаются все вредные вещества, попадающие в организм животного на протяжении его жизни. А значит, в целях профилактики анемии лучше есть гречневую кашу и пить гранатовый сок.

Презентация рекомендаций по правильному питанию, которые помогут вам вырастить здорового ребенка

Ребенок должен кушать с желанием

Ребенок должен кушать с желанием

Существуют определенные моменты, на которые обязательно нужно обратить внимание родителей, заинтересованных в сохранении здоровья своего отпрыска. Они таковы:

  1. Не стоит заставлять ребенка, если он не хочет кушать. Все равно пища не усвоится.
  2. Следите, чтобы малыш хорошо пережевывал, а не глотал кусками.
  3. Не кормите ребенка сразу после сна – его организм пока не готов принимать пищу.
  4. Если ваш ребенок шумный и активный, не кормите его сразу после прогулки или после возвращения из школы. Пусть немного отдохнет, успокоится и сам попросит кушать.
  5. Давайте ребенку мясо не чаще одного раза в день.
  6. Хотя бы один день в неделю сделайте вегетарианским, чтобы уменьшить нагрузку на организм ребенка.
  7. Не позволяйте запивать пищу. Лучше пусть ребенок выпьет немного воды за 15-30 минут до еды.
  8. Желательно, чтобы малыш во время еды ни на что не отвлекался и не вставал из-за стола, осанка за столом должна быть правильной.

И помните, что отсутствие аппетита вовсе не является признаком патологии. Если ребенок бодр, весел и не сбрасывает вес, беспокоиться не о чем. Пусть лучше ест немного, но с аппетитом, ведь важно не сколько еды он съест, а сколько усвоится организмом. Ну и конечно, нельзя забывать о важности правильного примера в воспитании. Ребенку будет куда проще, если на здоровое питание перейдет не только он, но и вся семья.

aranetta.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность