Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи. Ценности здорового образа жизни в молодежной среде


Ценности здорового образа жизни в молодежной среде. - Фестивали - Информационно-образовательный портал поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи "Талантливые дети России 2018" г. Москва - Всероссийское СМИ "Твори! Участвуй! Побеждай!" (ЭЛ № ФС 77

Научно-исследовательская работа Тема: Ценности здорового образа жизни в молодежной среде. Автор работы: Ф.И.О. Сахапова Екатерина Руслановна, 10 «Б» класс. Руководитель: Ф.И.О. Перминова Инна Николаевна г. Комсомольск-на-Амуре 2018 Содержание Введение……………………………………………………………………...3 Глава I. Роль ЗОЖ в жизни людей………………..……………………..4 1.1 Понятие ЗОЖ и его составляющие…………………………………….4 1.2 Роль ЗОЖ ……………….……………………………………………….6 Глава II. Ценность ЗОЖ у подростков 2.1. Особенности отношения к здоровью и здоровому образу жизни в подростковом возрасте……………………………………………………………...8 2.2 Отношение подростков к ЗОЖ……………………………………………9 2.3 Моя программа по формированию здорового образа жизни………………………………………………………………………..………10 Заключение…………………………………………………………………..11 Введение Одним из главных факторов, влияющих на состояние здоровья населения является здоровый образ жизни. Гипотеза исследования: молодые люди не до конца понимают ценность здорового образа жизни, многие подростки посещают секции для поддержания хорошей физической формы, но даже не задумываются насколько ЗОЖ действительно важен. Актуальность проблемы формирования ЗОЖ в молодежной среде обусловлены критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. В России данная тема является актуальной, прежде всего из-за влияния вредных привычек на не здоровый организм. Объектом исследования являются подростки (16-18лет). Предметом исследования выступают факторы, негативно влияющие на здоровый образ жизни. Цель исследования: выявление причин халатного отношения подростков к ЗОЖ. Задачи: -рассмотреть факторы, которые оказывают непосредственное воздействие на ЗОЖ молодежи. -выявить причины, мешающие подросткам вести ЗОЖ. - выяснить, как можно призвать молодежь вести ЗОЖ. Глава I 1.1 Понятие ЗОЖ ЗОЖ-это системное явление, которое складывается из множества компонентов. К ним можно отнести несколько составляющих: • обучение основам здоровья и правильного образа жизни с раннего детства (в семье и образовательных учреждениях). • создание безопасной окружающей среды, которая способствует всестороннему развитию развитию организма и не вредит здоровью. • отказ от вредных привычек и формирование негативного отношения к ним. • формирование культуры питания, которая подразумевает употребление здоровой пищи в умеренных количествах. • необходимость регулярной физической активности, интенсивность которой соответствует возрасту и общему состоянию организма. • знание и соблюдения правил гигиены(как личной так и общественной). Формирование здорового образа жизни Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях: • социальном: пропаганда (ряд мероприятий, направленных на популяризацию ЗОЖ, среди которых важнейшими являются просветительские и выездные программы, реклама в СМИ) • инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль • личностном: система ценностных ориентиров человека. Формирование здорового образа жизни в молодежной среде - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности молодых людей. Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий. Это и объективные общественные, социально-экономические условия, позволяющих вести, осуществлять здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности (учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга), и система ценностных отношений, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни. В настоящее время в нашей стране уже действует целый ряд законов, направленных на профилактику заболеваний и поддержку здорового образа жизни [14]. К ним относятся: • Основы законодательства об охране здоровья граждан, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения; • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установивший обязательность гигиенического воспитания и обучения граждан, направленных на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни; • Федеральные законы «Об ограничении курения табака», «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», определившие правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения, обязавшие федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, образования и культуры регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака через средства массовой информации; • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», направленный на обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту; • Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», установивший правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. 1.2.Роль здорового образа жизни Именно взрослые люди с абсолютной ответственностью подходят к вопросу здорового образа жизни в связи с целью улучшения здоровья, и как следствие большей продолжительностью жизни. Молодое поколение в свою очередь, расценивает ЗОЖ как игру. Многие даже не задумываются насколько полезно изнурять свой организм тренировками и правильным питанием. К сожалению не все взрослые люди, ведут ЗОЖ. В наше время даже большинство взрослых людей ведут здоровый образ жизни из-за моды. Занятия в тренажерных залах, занятость в различных секциях, не что иное как простая популярность. Многие хвастаются этим, потому что это круто. Но не смотря на разные причины, взрослые люди хоть и не все, но ведут ЗОЖ. Здоровый образ жизни является главным фактором здоровья. Здоровье человека это результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека. По данным Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова таблица факторов, влияющих на здоровье, выглядит так: 50 % - образ жизни 20-25 % - экология 20 % - наследственность 10 % - здравоохранение Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что главной линией формирования и укрепления здоровья является ЗОЖ. Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций. Следует обратить внимание на то, что отношение к здоровью и здоровому образу жизни имеет гендерные отличия, т.е. отличия, определяемые социальной ролью мужчин и женщин, социальным полом. Так, взгляды мужчин и женщин на способы поддержания своего здоровья имеют как сходство, так и различия. Женщины чаще придерживаются здорового питания, избегают вредных привычек, значительно чаще посещают врача с целью профилактики, регулярно применяют лекарства. При этом мужчины в два раза больше считают, что для поддержания здоровья они делают достаточно. У мальчиков и девочек также формируются различные формы поведения, которые можно отнести к здоровому и нездоровому образу жизни. Мальчики с большей вероятностью участвуют в драках и причинении вреда другим людям, что является фактором для риска здоровья. Девочки больше внимания уделяют своей внешности, поэтому для них свойственны нарушения питания и негативные последствия экспериментов со своим телом. Глава II 2.1Особенности отношения к здоровью и здоровому образу жизни в подростковом возрасте Итак, для начала стоит отметить, что по некоторым исследованиям, здоровье является большей ценностью для девочек, нежели для мальчиков. Девушки более мотивированы сохранять и укреплять его. Девочки лучше усваивают формы поведения, которые обеспечивают сохранение здоровья, например употребление фруктов, личная гигиена и т.п. В то же время, мальчики больше склонны следовать рекомендациям по соблюдению физической активности. К состоянию здоровья, юноши испытывают более позитивные эмоции, чем девушки. Они в большей мере спокойны, уверены в себе. При выявлении гендерных различий в осознании здоровья было установлено, что девочек меньше волнует физиологический аспект болезни, чем социальный. Для мальчиков они равноценны. Девушки в большей мере, чем юноши подвержены влиянию различных внешних источников информации о здоровье, поэтому профилактическая работа с ними дает лучшие результаты. Таким образом, согласно изученным источникам, существуют серьезные гендерные различия в отношении к здоровью и ЗОЖ. 2.2 Отношение подростков к ЗОЖ Молодежь от 14-30 лет, по данным Всемирной организации здравоохранения, составляет около 30% населения. Заболеваемость этой категории за последние 5 лет увеличилась на 26,3%. Смертность от инфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83%. Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода. Молодые люди готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом из-за идеологической неустойчивости в их ум легко внедрить как положительные, так и отрицательные образы (наркотики, курение и другие вредные привычки). Подростки занимаются спортом, и считают что ведут тем самым ЗОЖ, но у них нет режима, они не придерживаются правильного питания. Таким образом, можно сказать что подростки не до конца осознают значимость ЗОЖ, и не ведут его. Я провела опрос, по результатам которого, выяснила, что действительно не все молодые люди ведут ЗОЖ. У каждого свои причины данного отношения к ЗОЖ, но чаще всего подростки не интересуются здоровым образом жизни из-за лени. Они не видят проблем со своим здоровьем, и поэтому считают что в данный момент им это не нужно. 2.3 Моя программа по формированию здорового образа жизни Я считаю, что для улучшения отношения подростков к ЗОЖ, очень важно пропагандировать здоровый образ жизни. И самое главное это приучать людей с детства к ЗОЖ. К сожалению не во всех семьях принято придерживаться здорового образа жизни, а многим родителям просто некогда даже обсудить с ребёнком данную тему. Поэтому я предлагаю следующее: • активно пропагандировать ЗОЖ в школе (проводить 15-минутки по этой теме; показывать рекламу и т.п.) • проводить мероприятия, доказывающие актуальность ЗОЖ Также я провела некоторые мероприятия по пропаганде ЗОЖ. Я предоставила трем классам нашей школы видеоролик, в котором рассказывалось о актуальности здорового образа жизни. После этого я снова провела тест, в котором было видно улучшение взглядов подростков на ЗОЖ. Заключение В заключении проделанной работы можно сформулировать следующий вывод: Подростки занимаются спортом, но не ведут здоровый образ жизни. Моя гипотеза подтвердилась. Приложение 1 опрос В опросе приняло участие 122 человека Насколько правилен ваш образ жизни ВОПРОС ДА НЕТ Употребляете ли вы алкоголь? 87(71.31%) 35(28.69%) Вы курите? 92(75.41%) 30(24.59%) Часто ли вас охватывает беспокойство? 23(18.85%) 99(81.15%) Вы предпочитаете активный отдых? 104(85.25%) 18(14.75%) Регулярно ли вы делаете зарядку? 17(13.93%) 105(86.07%) Есть ли у вас хобби, развлечение? 117(95.9%) 5(4.1%) Достаточно ли в вашем рационе витаминов? 34(27.87%) 88(72.13%) Регулярно ли вы едите свежие овощи и фрукты? 34(27.87%) 88(72.13%) Часто ли вы вынуждены употреблять лекарства? 29(23.77%) 93(76.23%) Вы весите больше нормы? 67(54.92%) 55(45.08%) Страдаете ли вы бессонницей? 88(72.13%) 34(27.87%) Прибегаете ли вы к помощи снотворного? 54(44.26%) 68(55.74%) Бывают ли у вас болезненные симптомы, но при этом вы не обращаетесь к врачу? 110(44.26%) 12(9.84%) Занимаетесь ли вы спортом? 103(84.43%) 19(15.57%) Вы предпочитаете отдыхать на диване? 18(14.75%) 104(85.25%) Научно-исследовательская работа Тема: Ценности здорового образа жизни в молодежной среде. Автор работы: Ф.И.О. Сахапова Екатерина Руслановна, 10 «Б» класс. Руководитель: Ф.И.О. Перминова Инна Николаевна г. Комсомольск-на-Амуре 2018 Содержание Введение……………………………………………………………………...3 Глава I. Роль ЗОЖ в жизни людей………………..……………………..4 1.1 Понятие ЗОЖ и его составляющие…………………………………….4 1.2 Роль ЗОЖ ……………….……………………………………………….6 Глава II. Ценность ЗОЖ у подростков 2.1. Особенности отношения к здоровью и здоровому образу жизни в подростковом возрасте……………………………………………………………...8 2.2 Отношение подростков к ЗОЖ……………………………………………9 2.3 Моя программа по формированию здорового образа жизни………………………………………………………………………..………10 Заключение…………………………………………………………………..11 Введение Одним из главных факторов, влияющих на состояние здоровья населения является здоровый образ жизни. Гипотеза исследования: молодые люди не до конца понимают ценность здорового образа жизни, многие подростки посещают секции для поддержания хорошей физической формы, но даже не задумываются насколько ЗОЖ действительно важен. Актуальность проблемы формирования ЗОЖ в молодежной среде обусловлены критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. В России данная тема является актуальной, прежде всего из-за влияния вредных привычек на не здоровый организм. Объектом исследования являются подростки (16-18лет). Предметом исследования выступают факторы, негативно влияющие на здоровый образ жизни. Цель исследования: выявление причин халатного отношения подростков к ЗОЖ. Задачи: -рассмотреть факторы, которые оказывают непосредственное воздействие на ЗОЖ молодежи. -выявить причины, мешающие подросткам вести ЗОЖ. - выяснить, как можно призвать молодежь вести ЗОЖ. Глава I 1.1 Понятие ЗОЖ ЗОЖ-это системное явление, которое складывается из множества компонентов. К ним можно отнести несколько составляющих: • обучение основам здоровья и правильного образа жизни с раннего детства (в семье и образовательных учреждениях). • создание безопасной окружающей среды, которая способствует всестороннему развитию развитию организма и не вредит здоровью. • отказ от вредных привычек и формирование негативного отношения к ним. • формирование культуры питания, которая подразумевает употребление здоровой пищи в умеренных количествах. • необходимость регулярной физической активности, интенсивность которой соответствует возрасту и общему состоянию организма. • знание и соблюдения правил гигиены(как личной так и общественной). Формирование здорового образа жизни Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях: • социальном: пропаганда (ряд мероприятий, направленных на популяризацию ЗОЖ, среди которых важнейшими являются просветительские и выездные программы, реклама в СМИ) • инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль • личностном: система ценностных ориентиров человека. Формирование здорового образа жизни в молодежной среде - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности молодых людей. Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий. Это и объективные общественные, социально-экономические условия, позволяющих вести, осуществлять здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности (учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга), и система ценностных отношений, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни. В настоящее время в нашей стране уже действует целый ряд законов, направленных на профилактику заболеваний и поддержку здорового образа жизни [14]. К ним относятся: • Основы законодательства об охране здоровья граждан, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения; • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установивший обязательность гигиенического воспитания и обучения граждан, направленных на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни; • Федеральные законы «Об ограничении курения табака», «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», определившие правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения, обязавшие федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, образования и культуры регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака через средства массовой информации; • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», направленный на обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту; • Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», установивший правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. 1.2.Роль здорового образа жизни Именно взрослые люди с абсолютной ответственностью подходят к вопросу здорового образа жизни в связи с целью улучшения здоровья, и как следствие большей продолжительностью жизни. Молодое поколение в свою очередь, расценивает ЗОЖ как игру. Многие даже не задумываются насколько полезно изнурять свой организм тренировками и правильным питанием. К сожалению не все взрослые люди, ведут ЗОЖ. В наше время даже большинство взрослых людей ведут здоровый образ жизни из-за моды. Занятия в тренажерных залах, занятость в различных секциях, не что иное как простая популярность. Многие хвастаются этим, потому что это круто. Но не смотря на разные причины, взрослые люди хоть и не все, но ведут ЗОЖ. Здоровый образ жизни является главным фактором здоровья. Здоровье человека это результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека. По данным Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова таблица факторов, влияющих на здоровье, выглядит так: 50 % - образ жизни 20-25 % - экология 20 % - наследственность 10 % - здравоохранение Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что главной линией формирования и укрепления здоровья является ЗОЖ. Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций. Следует обратить внимание на то, что отношение к здоровью и здоровому образу жизни имеет гендерные отличия, т.е. отличия, определяемые социальной ролью мужчин и женщин, социальным полом. Так, взгляды мужчин и женщин на способы поддержания своего здоровья имеют как сходство, так и различия. Женщины чаще придерживаются здорового питания, избегают вредных привычек, значительно чаще посещают врача с целью профилактики, регулярно применяют лекарства. При этом мужчины в два раза больше считают, что для поддержания здоровья они делают достаточно. У мальчиков и девочек также формируются различные формы поведения, которые можно отнести к здоровому и нездоровому образу жизни. Мальчики с большей вероятностью участвуют в драках и причинении вреда другим людям, что является фактором для риска здоровья. Девочки больше внимания уделяют своей внешности, поэтому для них свойственны нарушения питания и негативные последствия экспериментов со своим телом. Глава II 2.1Особенности отношения к здоровью и здоровому образу жизни в подростковом возрасте Итак, для начала стоит отметить, что по некоторым исследованиям, здоровье является большей ценностью для девочек, нежели для мальчиков. Девушки более мотивированы сохранять и укреплять его. Девочки лучше усваивают формы поведения, которые обеспечивают сохранение здоровья, например употребление фруктов, личная гигиена и т.п. В то же время, мальчики больше склонны следовать рекомендациям по соблюдению физической активности. К состоянию здоровья, юноши испытывают более позитивные эмоции, чем девушки. Они в большей мере спокойны, уверены в себе. При выявлении гендерных различий в осознании здоровья было установлено, что девочек меньше волнует физиологический аспект болезни, чем социальный. Для мальчиков они равноценны. Девушки в большей мере, чем юноши подвержены влиянию различных внешних источников информации о здоровье, поэтому профилактическая работа с ними дает лучшие результаты. Таким образом, согласно изученным источникам, существуют серьезные гендерные различия в отношении к здоровью и ЗОЖ. 2.2 Отношение подростков к ЗОЖ Молодежь от 14-30 лет, по данным Всемирной организации здравоохранения, составляет около 30% населения. Заболеваемость этой категории за последние 5 лет увеличилась на 26,3%. Смертность от инфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83%. Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода. Молодые люди готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом из-за идеологической неустойчивости в их ум легко внедрить как положительные, так и отрицательные образы (наркотики, курение и другие вредные привычки). Подростки занимаются спортом, и считают что ведут тем самым ЗОЖ, но у них нет режима, они не придерживаются правильного питания. Таким образом, можно сказать что подростки не до конца осознают значимость ЗОЖ, и не ведут его. Я провела опрос, по результатам которого, выяснила, что действительно не все молодые люди ведут ЗОЖ. У каждого свои причины данного отношения к ЗОЖ, но чаще всего подростки не интересуются здоровым образом жизни из-за лени. Они не видят проблем со своим здоровьем, и поэтому считают что в данный момент им это не нужно. 2.3 Моя программа по формированию здорового образа жизни Я считаю, что для улучшения отношения подростков к ЗОЖ, очень важно пропагандировать здоровый образ жизни. И самое главное это приучать людей с детства к ЗОЖ. К сожалению не во всех семьях принято придерживаться здорового образа жизни, а многим родителям просто некогда даже обсудить с ребёнком данную тему. Поэтому я предлагаю следующее: • активно пропагандировать ЗОЖ в школе (проводить 15-минутки по этой теме; показывать рекламу и т.п.) • проводить мероприятия, доказывающие актуальность ЗОЖ Также я провела некоторые мероприятия по пропаганде ЗОЖ. Я предоставила трем классам нашей школы видеоролик, в котором рассказывалось о актуальности здорового образа жизни. После этого я снова провела тест, в котором было видно улучшение взглядов подростков на ЗОЖ. Заключение В заключении проделанной работы можно сформулировать следующий вывод: Подростки занимаются спортом, но не ведут здоровый образ жизни. Моя гипотеза подтвердилась. Приложение 1 опрос В опросе приняло участие 122 человека Насколько правилен ваш образ жизни ВОПРОС ДА НЕТ Употребляете ли вы алкоголь? 87(71.31%) 35(28.69%) Вы курите? 92(75.41%) 30(24.59%) Часто ли вас охватывает беспокойство? 23(18.85%) 99(81.15%) Вы предпочитаете активный отдых? 104(85.25%) 18(14.75%) Регулярно ли вы делаете зарядку? 17(13.93%) 105(86.07%) Есть ли у вас хобби, развлечение? 117(95.9%) 5(4.1%) Достаточно ли в вашем рационе витаминов? 34(27.87%) 88(72.13%) Регулярно ли вы едите свежие овощи и фрукты? 34(27.87%) 88(72.13%) Часто ли вы вынуждены употреблять лекарства? 29(23.77%) 93(76.23%) Вы весите больше нормы? 67(54.92%) 55(45.08%) Страдаете ли вы бессонницей? 88(72.13%) 34(27.87%) Прибегаете ли вы к помощи снотворного? 54(44.26%) 68(55.74%) Бывают ли у вас болезненные симптомы, но при этом вы не обращаетесь к врачу? 110(44.26%) 12(9.84%) Занимаетесь ли вы спортом? 103(84.43%) 19(15.57%) Вы предпочитаете отдыхать на диване? 18(14.75%) 104(85.25%)

Сахапова Екатерина Руслановна, МОУ гимназия №9, Хабаровский край Комсомольск на АмуреРуководитель: Перминова Инна Николаевна, Педагог - психолог

odarennie.ru

Здоровый образ жизни в молодёжной среде

Федеральное агентство по образованию РФ

Доклад по предмету

«Профилактика девиантного поведения молодёжи»

Здоровый образ жизни в молодёжной среде

Москва, 2010

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle (то же что и ЗОЖ), так и Health promotion (укрепление здоровья).

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человек.

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

Привитие здоровых навыков у молодёжи:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
  • закаливание;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

  • эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
  • интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
  • духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни у молодёжи:

- активный умственный труд;- приятная работа;- рациональное питание;- питание в соответствии с возрастом;- собственная точка зрения;- любовь и нежность;- сон при температуре 17-18 градусов;- постоянные физические нагрузки;- периодическое употребление сладостей;- эмоциональная разрядка.

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Формирование ЗОЖ

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

  • социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;
  • инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
  • личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

Социальный уровень.

Известные теоретики и пропагандисты здорового образа жизни

  • Амосов, Николай Михайлович (1913—2002) — советский хирург-кардиолог, русский писатель, автор новаторских методик в кардиологии, работ по геронтологии и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»).
  • Семёнов, Сергей Петрович (род. 1952) — русский врач, учёный, поэт, философ, изобретатель, основатель оригинального психотерапевтического направления, духовный и общественный деятель. Лидер сообщества, участники которого заинтересованы мировоззренческими вопросами, природой человека, его духовными возможностями.
  • Жданов, Владимир Георгиевич (род. 1949) — лектор и пропагандист, известен своими лекциями о здоровом образе жизни, вреде курения и алкоголя.
  • Шаталова, Галина Сергеевна (род. 1916) — нейрохирург, создатель системы естественного оздоровления (СЕО).
  • Углов, Фёдор Григорьевич (1904—2008) — хирург-кардиолог, автор многочисленных книг и статей.
  • Уотсон, Дональд (1910—2005) — британский общественный деятель, основатель «Веганского общества» и автор термина веган.
  • Порфирий Иванов (1898—1983) — создатель системы «Детка». Его система включает в себя также идеи оккультного содержания.
  • Брэгг, Поль - автор многочисленных книг и многие годы живой пример преимуществ разумного оздоровительного отдыха от пищи.
  • Шелтон, Герберт - известнейший диетолог и автор книг по здоровому питанию.

mirznanii.com

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи

Л.В. Усачёва

г. Липецк

«Наставник юношества пусть обратит

сюда внимание и постарается предупредить

безрассудность молодости, еще не

знающей цены своему здоровью»

Н.И. Лобачевский

Аннотация

На основании данных отечественной литературы изучены современные проблемы здоровья студенческой молодежи, формирования здорового образа жизни как основного здоровьеобразующего фактора.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, качество жизни, профилактика.

Formation of the Students' Healthy Lifestyle

Annotation

On the basis of the Russian literature data the authors studied the contemporary problems of students' healthy lifestyle, formation of the healthy lifestyle as the main health constitutive factor.

Keywords: healthy lifestyle, quality of life, preventive measures.

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи

Сохранение и укрепление здоровья нации во многом определяется отношением каждого индивидуума к своему здоровью.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Формирование теории здорового образа жизни имеет многолетнюю историю. Она отражает систему знаний, накопленных и сконцентрированных за определенный этап в специализированных научных дисциплинах: медицины, физического воспитания и спорта, педагогики, социологии. И если первоначально обобщали эмпирический опыт, то позже это уже были результаты специальных исследований в создании научных методов познания - теории здорового образа жизни.

Одним из важнейших факторов обеспечения безопасности и стабильности развития государства является состояние здоровья населения, прежде всего, детей и учащийся молодежи. Среди приоритетов молодежной политики России в настоящее время важнейшее место занимает формирование здорового образа жизни молодёжи, развитие физической культуры и массового спорта. Это утверждение соответствует установкам президента страны на масштабное оздоровление и воспитание молодёжи. Негативные тенденции состояния здоровья населения Российской Федерации постоянно отмечаются в государственных докладах последних лет.

В последние годы наблюдается отчётливая тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодёжи и более раннему началу регулярного употребления табака.

По официальным статистическим данным Всемирной организации здравоохранения в 2006 году распространённость табакокурения в России среди мужчин 18-19 лет составила 47%, среди женщин – 36%.

При этом темп роста курящих граждан в нашей стране является одним из самых высоких в мире: в последние три года количество сигарет, выкуриваемых в стране, увеличивается на 2-5% в год, число курильщиков ежегодно возрастает на 1,5-2%, включая женщин и подростков. По исследованиям Всемирной организацией здравоохранения, в 2003 году распространённость табакокурения в России среди подростков 13-15 лет составляла 33,4% (среди мальчиков – 40,6%, среди девочек – 29,8%). По экспертным оценкам, в настоящее время Российская Федерация находится на 4 месте в мире по распространённости табакокурения среди подростков.

hello_html_m3426bf90.png

Рис. 1. Распространенность курения среди молодежи (в процентах от числа опрошенных)

В связи с этим исключительного внимания заслуживает формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) молодёжи, как особой социально-демографической группы. Применительно к современному российскому обществу острота проблемы заключается, во-первых, в том, что темпы ухудшения состояния здоровья молодых людей слишком велики; во-вторых, в том, что среди молодёжи преобладают виды повеления, разрушающие в отношении формирования здорового образа жизни молодежи, как важнейшего фактора обеспечения жизнеспособности и созидательной ее активности.

hello_html_2a590ef8.png

Рис. 2. Динамика ценности здоровья молодежи (в процентах от числа опрошенных)

В последнее время постоянно говорят о здоровье, как о важнейшей высшей ценности человека, которое формируется под влиянием ряда социальных факторов, именуемых как здоровый образ жизни. Академик Ю.П. Лисицын в конце прошлого столетия научно обосновал модель социальной обусловленности здоровья, которая получила одобрение и признание экспертов Всемирной организации здравоохранения. Согласно данной модели уровень здоровья населения более чем на 50% зависит от образа жизни и условий жизни; по 15-20% занимают наследственные факторы и состояние окружающей среды и около 10-15% приходится на работу органов и учреждений здравоохранения. Поэтому первостепенной задачей является сохранение и укрепление здоровья.

Актуальна мотивация к здоровому образу жизни среди студенчества, формирование у них высокого поведенческого уровня по отношению к своему образу жизни. Студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма.

Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, показывает, что за время обучения в вузе здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается. По данным многих авторов, сами студенты практически не предпринимают никаких мер к укреплению своего здоровья, хотя в рейтинге ценностей ставят здоровье на второе место после образования, вполне понимая, что высокий уровень здоровья дает конкурентные преимущества на рынке труда.

По данным Л.Н. Семченко, ко второму курсу обучения количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому - на 43%. Четверть студентов при определении групп здоровья для занятий физической подготовкой переходит в более низкую медицинскую группу. Ежегодно увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Студенты – это наше будущее, от которого зависит социально-экономическое благополучие нашей страны и здоровье населения в последующие годы.

Выраженное ухудшение здоровья студентов требует поиска новых, действенных средств и методов для решения проблемы укрепления физического и духовного здоровья молодежи, формирования здорового образа жизни.

Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность. Однако, как отмечают исследователи, наблюдается повсеместное снижение физической активности и самое резкое ее падение прослеживается в период от 15 до 25 лет. Количество заболеваний, связанных с болезнями эндокринной системы, расстройством питания, нарушениями обмена веществ и иммунитета увеличилось более чем в 3 раза. Инфекционных болезней, в том числе активной формы туберкулеза – в 2 раза. Болезней крови и кроветворных органов – более чем в 2 раза. Значительно выросло количество заболеваний органов дыхания, пищеварения, нервной системы, мочеполовой системы. Причем, ежегодно увеличивается коэффициент смертности среди молодого населения.

Размываются духовные ценности и ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти. Сохраняется высокий уровень преступности в молодёжной среде. Растёт алкоголизация и наркомания среди молодёжи: около 70% лиц, употребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет. Среди школьников, прежде всего, проживающих в крупных городах, а также в студенческой среде, наркомания увеличилась в 6-8раз за несколько последних лет.

Человеческая жизнь связана с присутствием в нем множества вредных привычек влияющих на ухудшение качества жизни и здоровья. Одним из основных пороков, препятствующим формированию здорового образа жизни, является наркомания, которая оказывает разностороннее негативное воздействие на организм человека. При этом в первую очередь страдает центральная нервная система, нарушается деятельность коры больших полушарий, а затем спинного и глубоких отделов головного мозга. Употребление алкоголя и наркотиков извращает различные виды обмена веществ в организме человека: белкового, углеводного, жирового. Кроме того, при систематическом употреблении алкоголя и наркотиков возникают стойкие нарушения функций различных органов и их систем в организме человека.

Наркомания является глобальной проблемой человечества, число людей страдающих от наркозависимости увеличивается с каждым днем, с каждым часом. По данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю над оборотом наркотиков, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 5,99 млн. человек, из них 1,87 млн. человек – это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек. Употребление несовершеннолетними и молодежью наркотиков превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Согласно оценке Л.А. Михайлова, В.П. Соломина, Г.А. Корчагиной одним из важных факторов формирования наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. В связи с этим роль педагогов, школьных психологов, социальных работников и родителей должна сводиться, главным образом к созданию психотерапевтической атмосферы непримиримости к употреблению наркотиков и оптимизации социальных и личностных устремлений учащихся.

Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, в плане профилактики наркомании наиболее предпочтительными являются программы, направленные не только на формирование негативного отношения к наркотикам, но и программы направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга.

Анализ наркологической ситуации указывает, что наблюдающийся рост потребления пива и слабоалкогольных напитков происходит за счёт подростков. Это в немалой степени способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателя преждевременной смертность населения.

Пиво и слабоалкогольные напитки пользуются большой популярностью у молодёжи, подкрепляемой рекламой. Подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю и алкоголизации, особенно для девочек. Данные последних лет свидетельствуют, что алкоголизм в юношеском возрасте формируется вследствие приема пива либо слабоалкогольных напитков. Из числа потребителей ежедневно или через день пьют алкогольные напитки (включая пиво) 33% юношей и 20% девушек. Доля регулярно потребляющих пиво людей составляет 76%. Следует отметить, что слабоалкогольные напитки намеренно создаются с вкусовыми характеристиками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и содержат значительное количество сахара, снижая тем, самым выраженность органолептических признаков алкоголя. Они выпускаются в красочной привлекательной потребительской упаковке, содержащей молодёжную символику, в то время как сведения о наличии алкоголя представлены в плохо читаемой мелкой и неконтрастной форме.

Ведение нездорового образа жизни учащейся молодёжью, способствует дальнейшему ухудшению состояния их психофизического и социального здоровья.

Эта проблема представляет одну из серьёзнейших угроз, как здоровью населения, так и национальной безопасности России. Возникла потенциальная угроза деградации личности и общества.

В феврале-марте 2011года в Липецком филиале «ЛТЭТ» было проведено анкетирование студентов в рамках мероприятий по профилактике и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся нашего техникума. Выбор исследования был обусловлен желанием подготовки и реализации в техникуме программ и проектов, направленных на улучшение состояние здоровья обучающихся, пропаганду здоровьесбережения. В перспективе планируется повторение анкетирования студентов, ставшими респондентами данного проекта с целью выявления динамики состояния их здоровья, отношения к вредным привычкам.

В рамках определения причин, негативно влияющих на состояние здоровья, были опрошены студенты 1курса (36 студентов):

юношей-13;

девушек-23.

Чтобы определить, насколько здоровый образ жизни ведут студенты, было предложено ответить на вопросы теста по проблеме «Здорового образа жизни» (тесты разработан социальным педагогом) и определить, кто же действительно ведёт здоровый образ жизни. У кого есть проблемы и над чем надо задуматься.

Результаты неутешительны. Подтвердилась основная гипотеза исследования, не все ребят ведут здоровый образ жизни. По результатам сравнительного педагогического эксперимента из 36 опрошенных (респондентов) ведут здоровый образ жизни (количественный анализ) следующий:

12 баллов - набрали 3 человека;

11 баллов - набрали 6 человек.

У всех остальных есть риск подорвать здоровье, ребята набрали меньше 10 баллов. Ещё не задумываются всерьёз о своём здоровье.

hello_html_m42efad4a.png

Результаты опроса представлены в таблице 1.

Качественный анализ данного теста определяется следующим:

  • часто ребята волнуются по пустякам, поэтому набрали по 0 баллов

  • мало, кто ест хлеб из отрубей, хотя это очень полезно;

  • любят ребята есть сладости, но чрезмерное потребление может привести к болезням, например сахарному диабету;

ну и проблема с курением, хотя отношение к вредным привычкам у всех ребят отрицательно, даже у тех, кто курит.

В ходе дальнейшего исследования определялись основные направления деятельности по формированию навыков здоровьесберегающего поведения у студентов и, на этой основе разрабатывалась соответствующая педагогическая технология развития этих навыков. Проведенные исследования позволили разработать поэтапную концепцию физкультурно-оздоровительного воздействия на студентов нашего техникума. («Концепция поведенческого фактора» И.В. Журавлева ).

hello_html_5642b1db.jpg

Рис. Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения у студентов.

В отношении конструирования здорового образа жизни молодёжи в современной России наблюдается превалировании процессов на установления престижности, моды на занятие «собой». Огромное влияние на формирование такой модели оказывают средства массовой коммуникации, однако, необходимо отметить, что чаще всего СМК не пропагандируют напрямую здоровый образ жизни. До конца не разработаны механизмы формирования здорового образа жизни молодёжи.

На мой взгляд, конструирование здорового образа жизни молодёжи будет приобретать более динамичный характер. Связано это будет с общественной тенденцией - повышением ответственности человека за своё здоровье; введением работодателями ограничений при приеме на работу лиц, не придерживающихся здорового образа жизни, либо материального стимулирования работников ведущих здоровый образ жизни и др.

Конструирование здорового образа жизни учащейся молодёжи должно осуществляться в 3-х направлениях: пропаганда здорового образа жизни; осуществление обучения и воспитания здоровому образу жизни; создание надлежащих условий для ведения здорового образа жизни. Для этого необходима разработка соответствующей социальной политики, направленной не только на пропаганду, но и предоставление доступной для молодёжи инфраструктуры, позволяющей реализовывать такой образ жизни. В решении проблемы формирования здорового образа жизни учащейся молодёжи, должен быть межведомственный подход, при этом на законодательном уровне должны быть чётко прописаны механизмы взаимодействия специалистов учреждений различных ведомств.

Существует много путей кардинального изменения ситуации, однако в подавляющем большинстве они требуют значительных материальных затрат, что делает их недоступными. Специалисты видят выход в изменении отношения человека к своему здоровью, как высшей человеческой ценности, пропаганде и формировании потребности в здоровом образе жизни. Образ жизни человека складывается еще в ранние годы, в основном в годы его обучения в школе. Поэтому на школу возлагается обязанность по формированию ответственного отношения к своему здоровью, умению поддерживать его на протяжении всей жизни.

Потребность в системном решении проблем, связанных с формированием здорового образа жизни молодёжи определяется следующими основными обстоятельствами: прежде всего необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни молодёжи как основной задачи государственной социальной политики; признанием роли здоровья молодёжи как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества; необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики материальное благополучие.

В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на охранение и укрепление здоровья молодёжи путём привития ЗОЖ. Необходимо введение в образовательный процесс учебных заведений дисциплин, способствующих выработке установки на ведение здорового образа жизни, а также соответствующих навыков и умений.

В связи с этим на систему образования в целом, как на государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач ложится и задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья студентов

Существующая система образования должна быть комплексной и учитывать биологические, психофизические, экономические, экологические факторы, а также социальные условия, влияющие на здоровье студенческой молодёжи.

Главной задачей на сегодня является снижение уровня роста наркотизации и заболеваемости в студенческой среде посредством формирования стойкого неприятия к употреблению наркотических веществ, алкоголя и табакокурения на основе осознания здоровья как ценности, и обучения студентов знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни, ориентации на профессиональную и творческую самореализацию. В последние годы наблюдается отчётливая тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодёжи и более раннему началу регулярного употребления табака.

Усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании; формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни является одним из основных положений Концепции демографической политики в период до 2025 года.

Список литературы

  1. Горелов, А.А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, ОГД. Румба, В.А. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований – 2008.-Вып.6. - С.28.

  2. Дмитриева Е.В. Социальное здоровье: методологические проблемы изучения // Общество и социология: новые реальности и новые идеи. СПб., 2001.

  3. Егорьев, А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А.О. Егорьев // Теория и практика физической культуры. – 2003. - №2 –С.53 – 56

  4. Лисицын, Ю.П. Слово о здоровье / Ю.Л. Лисицын. – М: Советская Россия, 1986. – 192с.

  5. 6. Филиппов Н.Н. Модель организации физкультурно-оздоровительной работы с населением в Республике Беларусь в новых социально-экономических условиях // Теория и практика физической культуры. 2004. № 6. С. 55.

  6. Шагина И.Р. Здоровье молодежи – основа здорового общества. //Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье населения – основа процветания России», Анапа, изд-е филиала РГСУ, 2010г. – 0,2 п.л.

  7. Шагина И.Р. Укрепление здоровья молодежи.//Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы демографической политики и состояния здоровья населения Российской Федерации» г. Астрахань, АГМА, 2009г. – 0,3 п.л.

  8. Югова А.Е. Ценностно-мотивационная деятельность студентов факультетов физической культуры по формированию собственного здоровья // Теория и практика физической культуры. № 5. 2006. С. 49.

Приложение 1

Тест по теме: «Здоровый образ жизни»

1) Часто ли вы едите свежие овощи и фрукты? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

2) Стараетесь ли вы регулярно употреблять волокнистую пищу, хлеб из отрубей или густого помола? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

3) Любите ли вы свою учёбу? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

4) Ограничиваете ли вы употребление сахара? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

5) Занимаетесь ли вы чем-нибудь помимо учёбы (хобби)? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

6) Есть ли у вас человек, которого вы любите? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

7) Часто ли вам бывает скучно? (да – 0 баллов, нет – 1 балл)

8) Занимаетесь ли вы видами спорта, опасными для здоровья? (да – 0 баллов, нет – 1 балл)

9) Вы курите? (да – 0 баллов, нет – 1 балл)

10) Вы употребляете алкогольные напитки? (да – 0 баллов, нет – 1 балл)

11)Ваш вес в норме? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

12) Часто ли вы волнуетесь или беспокоитесь по пустякам? (да – 0 баллов, нет – 1 балл)

Если вы набрали 11-12 баллов – вы ведете действительно здоровый образ жизни, при том не ради галочки.

Если набрали меньше, вам есть над, чем работать:

Главное, всегда помните: «Ваше здоровье в ваших руках!».

Остальные рискуют потерять драгоценное здоровье в ещё в молодости.

infourok.ru

Доклад "Здоровый образ жизни в молодежной среде"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства

(филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

в пгт. Советский

ДОКЛАД

«Здоровый образ жизни в молодежной среде»

Подготовила куратор 31 группы

Стовбун С.В.

Пгт.Советский, 2018 г.

Воросы:

1.Здоровье молодежи как непреходящая ценность современного общества.

2.Социально опасные заболевания среди молодежи: признаки и последствия.

3.Формирование здорового образа жизни молодежи - условие профессионально-личностного развития студента

1.Здоровье молодежи как непреходящая ценность современного общества. 

Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, оно представляет собой социальную, общественную ценность. Желание сохранить крепкое здоровье – важная социальная потребность человека, необходимое условие полноценной жизни, высокой творческой активности, трудоспособности и счастья. Здоровье – это великое благо, данное человеку природой, которое нельзя ни купить, ни обменять, его нужно оберегать, улучшать и укреплять.

Но из-за того что человек рассматривал здоровье как данность, это понятие с давних пор не имело конкретного определения. Самыми распространеными на сегодняшний день определениями являются:

- отсутствие болезни;

- гармония противоположно направленных сил;

- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

- обретение человеком своей самости;

- способность к полноценному выполнению основных социальных функций [ 1],[ 2].

Большая медицинская энциклопедия определяет здоровье как «состояние человеческого организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствие каких-либо болезненных изменений» [3]. А в основных материалах Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого нельзя выразить кратко и однозначно.

Многообразие подходов к определению данного феномена и доказывает его социальную и общественную ценность, что в народе подтверждается истиной как «самое главное - здоровье», «здоровье – это не все, но все без здоровья - ничто».

Анализ научно-педагогической, психологической и медицинской литературы показывает что здоровье можно расматривать в нескольких аспектах: физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, социальное здоровье и др.

Физическое здоровье человека представляет собой естественное состояние организма, характеризующееся слаженным функционированием всех органов, устойчивой имунной системой, достаточностью сил и энергий для выполнения опимальных физических нагрузок, умственной работы полноценного отдыха.

infourok.ru

как разговаривать с молодежью о физической культуре – тема научной статьи по народному образованию и педагогике читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

МЕТОДИКА ПРОПАГАНДЫ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С МОЛОДЕЖЬЮ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Гоецов А. Г.

Федеральное государственное бюджетное учреждение Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург, Россия

METHODS OF PROMOTING THE VALUES OF A HEALTHY LIFESTYLE: HOW TO TALK WITH YOUTH ABOUT PHYSICAL CULTURE

Gretsov A. G. Federal state budgetary institution Saint-Petersburg scientific research Institute of physical culture, St. Petersburg, Russia

Аннотация. В статье рассматривается организация пропаганды ценности здорового образа жизни и физической культуры в подростково-молодежной среде, описывается направленная на это экспресс-программа.

Summary. The article deals with the organization promoting the values of healthy lifestyle and physical culture in the youth environment, is described aimed at this Express program.

Актуальность пропаганды ценностей здорового образа жизни среди молодых россиян обусловлена крайне неблагоприятными показателями состояния здоровья молодежи, распространенностью «вредных привычек», общей неблагоприятной демографической ситуацией. «Проблема здорового образа жизни населения России является комплексной и проявляется, в частности, в утрате жизненных перспектив, массовом характере разрушительных для здоровья пристрастий и зависимостей» (А. В. Тимакин, 2011).

Здоровый образ жизни представляет собой обобщенный эталон жизнедеятельности современного человека как результат его развития, аккумулирующий позитивные ценности физического, психического, социального, культурного благополучия (А. В. Тимакин, 2011). Здоровый образ жизни рассматривается как условие и целостный показатель общей культуры личности и включает в себя ее духовно-нравственное, интеллектуальное и физическое развитие в их единстве (Н. В. Осадчая, 2005). В данную категорию возможно включение всего, что «способствует выполнению человеком... функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья» (Э. М. Казин и др., 2000).

Сложность обсуждения проблем здоровья и здорового образа жизни в подростково-молодежной среде обусловлена рядом аспектов:

^ У молодежи преобладает отношение к здоровью как к инструментальной, а не терминальной ценности. Иными словами, они склонны рассматривать здоровье не как ценность, ради которой следует прикладывать усилия и отказываться от «вредных привычек», а скорее как некую разменную монету, которую можно расходовать по своему усмотрению. Типичное рассуждение подростков о здоровье звучит примерно так: «Здоровье - это когда ничего не болит, поэтому я могу делать все, что хочу».

^ Ярко выраженные хронические заболевания, накладывающие серьезные ограничения на жизнедеятельность и причиняющие перманентное неудобство, у большинства молодых людей еще отсутствуют. Риск обрести их в отдаленном будущем обладает слабым мотивационным потенциалом, т.к. для подростков характерна разорванность временной перспективы, при декларируемом интересе к своему будущему в реальности они исходят из краткосрочных планов. Если же хронические заболевания имеют место, подросток склонен воспринимать возможность нарушать рекомендации как своего рода браваду, символическую победу над заболеванием, рассуждая примерно по такой схеме: «Говорят, что я больной, но я могу быть как все - например, курить».

^ Преобладание скептического отношения к обсуждению тематики здорового образа жизни. Это связано как с тем, что большинство подростков сталкивалось с неудачным опытом пропаганды подобных идей (например, с морализаторством и продвижением тезиса о том, что «для здоровья» надо отказывать себе во всем приятном), так и с настороженным отношением к медицине, а также реакцией на навязчивую рекламу оздоровительных процедур и БАДов.

^ Ориентация на референтную группу сверстников, в которой обсуждение заболеваний и демонстрация связанных с ними поведенческих ограничений, как правило, не приветствуется.

^ Физическая культура в том аспекте, как она преподается в школах и в ВУЗах (за исключением физкультурно-спортивных ВУЗов), в подавляющем большинстве случаев не ассоциируется со здоровьем.

Само понятие «здоровый образ жизни» трактуется молодежью крайне узко, в большинстве случаев сводясь к небольшому числу шаблонных суждений типа «не пить, не курить», «делать утром зарядку». К сожалению, почти не встречается понимание этого явления как системы жизненных ценностей устойчивых привычек (как в области занятия физической культурой, так и в других жизненных сферах), направленных на мотивацию к укреплению здоровья и фактически способствующих повышению его уровня. В реальности же к основным компонентам здоровый образ жизни относят оптимальный двигательный режим, рациональное питание, режим дня, тренировку иммунитета, соблюдение половой и психосексуальной культуры,

отсутствие вредных привычек, психогигиену учебного процесса (И. П. Сапельцева, 2004).

Необходимо обеспечивать положительное влияние на здоровье участников образовательного процесса через (Н.В. Осадчая, 2005):

- учет возрастных, физиологических и психологических особенностей обучающихся;

- мотивацию участников учебно-воспитательного процесса на сохранение здоровья.

Формирование установки на поддержание здорового образа жизни не может быть сведено к фактическим знаниям или умениям (например, умение рационально планировать режим дня), а подразумевает акцентирование внимания на ценностно-мотивационной сфере личности. В рамках валеологии под «мотивацией к здоровому образу жизни» понимается потребность в здоровье (Г. К. Зайцев, 2001), осознание ценности здоровья (Н. Н. Куинджи, 2001).

Именно формирование интереса к физической культуре личности и мотивации к ней целесообразно сделать ключевым тезисом пропаганды идей здорового образа жизни. Во-первых, это понятие достаточно полно интегрирует основные ценности и бытовые привычки, необходимые для поддержания здорового образа жизни. Во-вторых, она открывает широкие возможности не только для обсуждения этой темы, но и для активного привлечения молодежи к занятиям. В-третьих, в сознании молодых людей физическая культура и спорт - сфера, представляющая собой интуитивно понятную модель жизненной реальности, на примере которой можно обсуждать круг проблем, широко выходящих собственно за область тренировок и соревнований.

Для реализации роли физической культурыи спорта как «проводника» идей здорового образа жизни необходимо акцентировать внимание на мотивационных механизмах физкультурно-спортивной деятельности. Выделяют такие группы мотивов занятия физической культурой (О. В. Шмыгова, 2014). 1. Оздоровительные. 2. Двигательно-деятельностные. 3. Соревновательно-конкурентные. 4. Эстетические. 5. Коммуникативные. 6. Познавательно-развивающие. 7. Творческие. 8. Профессионально-ориентированные. 9. Административные. 10. Психолого-значимые. 11. Воспитательные. 12. Статусные. 13. Культурологические.

Нами разработана экспресс-программа (длительность 5 а.ч., участники -старшеклассники и студенты младших курсов) пропаганды ценностей здорового образа жизни с опорой на физическую культуру личности. Внимание в программе акцентируется на следующих идеях:

^ Физическая культура личности - это не только спортивно-тренировочная деятельность, а общая система жизненных ценностей и привычек, обеспечивающих оптимальное физиологическое состояние организма.

^ физическая активность - один из важнейших принципов здорового образа жизни. Современный человек, как правило, двигается в 3-4 раза меньше, чем физиологически обусловленная норма.

^ Занятия физической культурой общедоступны и могут быть организованы с минимальными финансовыми затратами. Основные физические качества могут эффективно тренироваться в том числе и с помощью упражнений, не требующих никакого специального оборудования.

^ Физическая культура представляет собой не только (а зачастую и не столько) приобщение к специализированным занятиям, но и ряд бытовых привычек.

^ Физическая культура и спорт - сфера многообразная, каждый человек может найти в ней формат занятий, отвечающий способностям и интересам.

^ В процессе занятий физической культурой и спортом формируются личностные качества, важные применительно к самым разным жизненным сферам.

^ Физическая культура и спорт могут быть не только увлечением, но и областью, чрезвычайно перспективной с карьерной точки зрения.

Краткое содержание программы, примеры практических заданий. Раздел 1. Что такое здоровье? Здоровье и медицина.

Эволюция определений здоровья. Мониторинг состояния здоровья современной молодежи. Здоровье и медицина. Противоречия между ситуациями, когда возможности медицины максимальны, и ситуациями, когда фактически следует наибольшее число обращений к врачам.

Тема для групповых дискуссий:

Почему, по данным ВОЗ, вклад медицины в здоровье нации лишь 10% Аргументы за и против этой цифры.

Пример практического задания: заполнить таблицу (при необходимости -проконсультироваться с родителями, тренером, врачом). По возможности, сгруппировать риски следующим образом: связанные с наследственностью, обусловленные образом жизни, выделенные в связи с текущим состоянием здоровья и заболеваниями, имевшими место в прошлом.

Наиболее вероятные для меня риски, связанные со здоровьем Что дает основания выделить именно эти риски? Рекомендации по профилактике.

Раздел 2. Здоровье, наследственность и среда.

Проблема соотношения наследственности и среды. Наследственные заболевания. Наследственность как диапазон реагирования организма на условия среды. Факторы риска и их предотвращение. Факторы физической микросреды и их влияние на здоровье. Рациональная организация питания. Здоровье и экологические проблемы.

Пример практического задания - мониторинг собственного питания. В течение трех дней фиксировать все потребленные продукты и напитки. Провести вычисление калорийности, соотношения основных групп

питательных веществ в рационе. Сравнить полученные показатели с физиологическими рекомендациями.

Раздел 3. Здоровье и образ жизни.

Образ жизни как совокупность ценностей и поведенческих привычек. Принципы структурирования времени активной жизнедеятельности, «тайм-менеджмент». «Вредные привычки», механизмы их возникновения и деструктивные последствия.

Пример практического задания: мониторинг собственного бюджета времени. В течение дня фиксировать каждые 10 минут, на какого рода деятельность они потрачены. Подсчитать время отдельно для каждой категории: обучение, саморазвитие (в т.ч. тренировки), общение (разделить на реальное и общение с помощью технических средств), отдых (разделить на связанный и не связанный с физической активностью). При наличии времени «безделья», когда какая-то содержательная активность вообще не велась, выделить в отдельную категорию. Построить график. Сформулировать личные рекомендации по оптимизации бюджета времени.

Раздел 4. Здоровье и физическая активность.

Механизмы воздействия физической активности на здоровье. Гиподинамия, ее последствия. Мотивация занятий физической культурой и спортом. Многообразие форм двигательной активности, рекомендации по их выбору. Основные принципы организации физкультурно-спортивных занятий. Физическая культура и спорт как средство воспитания личности.

Пример практического задания: мониторинг физической активности. В течение трех дней подряд фиксировать время собственной двигательной активности. (Пояснение: к этому относятся тренировки, прогулки быстрым шагом, катание на лыжах, велосипеде и т.п., а также интенсивная физическая работа, например колка дров. Бытовая деятельность незначительной интенсивности, например уборка в доме, в качестве времени физической активности не считается). Фиксировать ЧСС каждые 10 минут времени физической активности. Вычислить средние показатели времени активности в день и ЧСС в процессе ее осуществления. Сравнить полученные результаты с физиологическими рекомендациями.

Раздел 5. «В здоровом теле здоровый дух». Или наоборот?

Роль психологических факторов в сохранении здоровья. Стрессы и их преодоление. Социально-психологическое окружение как фактор, влияющий на здоровье. Роль целей, ценностей, установок. Эффекты плацебо и «антиплацебо» (появление реальных симптомов при убежденности, что заболеешь). Психологическая адаптация к заболеваниям, мотивация на излечение и профилактику.

Пример практического задания: участие в подборке упражнений социально-психологического тренинга по темам «Планирование и целеполагание», «Саморегуляция».

Итоговое практическое задание: коллаж на тему «Мое здоровье».

Завершается курс обсуждением древнегреческого мифа про бога врачевания - Асклепия. Было у него две дочери, обе обладали даром целительства. Но понимали его суть по-разному. Одна, Панакия (от ее имени происходит слово «панацея») обещала лечить все более эффективно и найти, в конце концов, чудо-средство, излечивающее от всех болезней. Говорят, до сих пор ищет. А вторая, Гигия (ее имя породило слово «гигиена») рассуждала иначе: «А я постараюсь сделать так, чтобы людей вообще не потребовалось лечить».

(S

Список литературы

1 Грецов А. Г. Мой выбор - здоровый образ жизни / А. Г. Грецов. -Санкт-Петербург, СПбОО «Стратегия», 2013.

2 Зайцев Г. К. Школьная валеология: Пед. основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г. К. Зайцев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2001.

3 Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию : учеб. пособие для студентов вузов / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. Л. Литвинова. - Москва, 2000.

4 Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников : метод. Пособие / Н. Н. Куинджи. - Москва : Аспект Пресс, 2001.

5 Осадчая Н. В. Воспитание у студентов вузов потребности и навыков здорового образа жизни. Автореф. дисс. ... к.п.н. - Москва, 2005.

6 Сапельцева И. В. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у подростков 14-15 лет при изучении курса «(Человек и его здоровье». Автореф. дисс. ... к.п.н. - Екатеринбург, 2004.

7 Тимакин А. В. Воспитание здорового образа жизни старшеклассников в ситуации социального партнерства. Автореф. дисс. ... к.п.н. - Москва, 2011.

8 Шмыгова О. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов. 2014. - Элерон. дан. - Режим доступа: 11Нр://пзро11а1. ru/shkola/raznoe/library/2014/05/18/formirovanie-motivatsii-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-u-studentov

,_£

GT

References

1. Grecov A. G. My choice is a healthy lifestyle. - SPb., Spboo "Strategy", 2013.

2. Zaitsev G. K. School valeology: PED. the basics of ensuring the health of students and teachers. - SPb. : Childhood-Press, 2001.

3. Kazin E. M. Bases of individual human health: an Introduction to General and applied valeology : Textbook for students / E. M. Kazin, N. G. Blinova, N. L. Litvinova. - Moscow, 2000.

4. Kuindzhi N. N. Valeology: the Way of formation of health of schoolchildren : method. allowance. - Moscow: Aspect Press, 2001.

5. Osadchaya N. In. Instilling in students the needs and skills of a healthy lifestyle. Author. Diss. ... Ph. D. - Moscow, 2005.

6. Shepeleva I. V. Formation of motivation to healthy lifestyle among adolescents of 14-15 years in the study of the course "Man and his health". Author. Diss. ... Ph. D. - Ekaterinburg, 2004.

7. Timakin A. V. Education of healthy lifestyle of pupils in a situation of social partnership. Author. Diss. ... Ph. D. - Moscow, 2011.

8. Shmygova O. V. Formation of motivation of physical education students. 2014. Available at: http://nsportal. ru/shkola/raznoe/library/2014/05/18/formirovanie-motivatsii -zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-u-studentov

cyberleninka.ru

Национальная премия “Гражданская инициатива”

Дети и подростки остро нуждаются в самостоятельной активной деятельности, связанной с проверкой или демонстрацией силы, ловкости, теоретических знаний и практический навыков. Эта потребность абсолютно естественна и объективна. На сегодняшний день работает очень мало бесплатных кружков и спортивных секций, в которых дети из малообеспеченных и неблагоприятных семей могут проявить свои способности, найти себе занятие по интересу. Для наиболее полного решения этой проблемы нужно организовать досуг детей по месту жительства, привлечь их к здоровому образу жизни, к занятиям спортом. Включаясь в Спартакиаду по различным видам спорта, ребята организуются в команды непосредственно у себя во дворе, направляя свою энергию и свободное время на систематические занятия спортом, отвлекаются от вредных привычек, укрепляется их дружба, взаимопомощь, формируются навыки коллективизма, ответственности друг за друга в команде. Если ты активный и жизнерадостный, хочешь познавать новое, общаться с интересными и креативными сверстниками, если ты хочешь участвовать в самых масштабных и захватывающих мероприятиях и акциях, - тогда Молодежный штаб «Соцгорода» именно то, что тебе нужно!. Спортсмены, танцоры, скауты, знатоки и журналисты – мы готовы помочь вам найти нужную дверь в будущее, самореализоваться и стать настоящим человеком! С целью пропаганды ценностей здорового образа жизни Молодёжный совет «СОЦГОРОД» ежегодно проводит акцию «Яблочный спас», направленную на борьбу с курением. В день православного праздника «Яблочный спас» волонтёры обращаются к прохожим с призывом обменять сигареты на освященные яблоки и раздают листовки о вреде курения. Собранные сигареты символически сжигаются. Большую популярность завоевала «Спартакиада дворовых команд» по различным видам спорта. В течение года проводятся турниры по футболу, стритболу, настольному теннису, хоккею на валенках, волейболу, весёлые старты, летний и зимний спортивные праздники. В «Спартакиаде» ежегодно принимают участие свыше 15000 человек. Организация и проведение соревнований во дворах способствуют улучшению взаимопонимания между поколениями, среди жителей дворов.

www.premiagi.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность