Подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико–санитарной помощи». Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни


Формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний Лекцию

Формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний Лекцию читает Шарочева М. А. Формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний Лекцию читает Шарочева М. А.

 • В обеспечении здоровья людей должны участвовать не только медицинские работники, но и • В обеспечении здоровья людей должны участвовать не только медицинские работники, но и государство через подключение и решение других отраслей науки и производства. Их работа должна способствовать достижению указанной цели путем комплексной первичной профилактики, которую необходимо проводить на здоровых и практически здоровых людях в течение всей жизни.

 • Средствами достижения этой цели являются: СОЗНАНИЕ (воспитание с детства разумного отношения к • Средствами достижения этой цели являются: СОЗНАНИЕ (воспитание с детства разумного отношения к своему здоровью, правильный режим труда и отдыха), ДВИЖЕНИЕ (физкультура, спорт, закаливание), РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

 • Диалектическая сущность здоровья заключается в связи и зависимости его(прямой и обратной) с • Диалектическая сущность здоровья заключается в связи и зависимости его(прямой и обратной) с условиями, уровнем жизни, поведением, в конечном счете - деятельностью человека в конкурентной природной и социальной среде, то есть его образе жизни.

 • При проведении пропаганды здорового образа жизни медицинская сестра должна знать его определение. • При проведении пропаганды здорового образа жизни медицинская сестра должна знать его определение.

 • Здоровый образ жизни - это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является • Здоровый образ жизни - это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная жизнедеятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья.

 • Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а

• Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа.

 • Образ жизни человека отражает субъективную сторону в отличие от условий жизни людей, • Образ жизни человека отражает субъективную сторону в отличие от условий жизни людей, представляющих объективную сторону жизни общества.

 • С помощью эпидемиологических, социально-гигиенических и других современных исследований получены многочисленные доказательства прямого

• С помощью эпидемиологических, социально-гигиенических и других современных исследований получены многочисленные доказательства прямого воздействия здоровье людей условий и образа жизни

 • В связи с тем, что чаще всего отрицательное воздействие на здоровье оказывают • В связи с тем, что чаще всего отрицательное воздействие на здоровье оказывают негигиеническое, медицинское и экологическое неграмотное поведение, несоблюдение режима и распорядка дня, питания, труда и отдыха, употребление алкоголя, курение, низкая физическая активность, психоэмоциональные нагрузки, являющиеся в одних случаях причинами заболеваний, в других - факторами риска нарушения здоровья

 • Поэтому в своих беседах, лекциях с населением медицинская сестра должна указывать на

• Поэтому в своих беседах, лекциях с населением медицинская сестра должна указывать на отрицательные факторы в сохранении и укреплении здоровья.

 • Медицинская сестра должна разъяснять людям, что негативные стороны образа жизни особенно опасны • Медицинская сестра должна разъяснять людям, что негативные стороны образа жизни особенно опасны в условиях напряженных семейных отношений, распада семей, разводов, неполных семей, а также для здоровья одиноких, малообеспеченных лиц, пенсионеров и других групп риска. Медицинская сестра постоянно в своих беседах должна подчеркивать, что неблагоприятный психологический климат в семьях - важная причина повышенного риска хронической патологии.

 • Очевидны большие трудности на пути выполнения задач формирования и соблюдения здорового образа

• Очевидны большие трудности на пути выполнения задач формирования и соблюдения здорового образа жизни, имеющие не только практическое, но и стратегическое значение в деле охраны и улучшения здоровья населения.

 • В то же время профилактическое направление было и остается основополагающим принципом, идеологией • В то же время профилактическое направление было и остается основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа.

 • Медицинская сестра должна всегда знать, помнить и использовать в своей пропаганде то, • Медицинская сестра должна всегда знать, помнить и использовать в своей пропаганде то, что в основе профилактической деятельности должно лежать утверждение здорового образа жизни каждого человека и общества в целом. В своих беседах с населением медицинская сестра должна постоянно подчеркивать, что приоритетом становится необходимость сознательного отношения к здоровью как общенародному достоянию, которое должно стать нормой жизни поведения всех людей.

 • В своих беседах с населением необходимо уделять особое внимание гигиеническому воспитанию населения, • В своих беседах с населением необходимо уделять особое внимание гигиеническому воспитанию населения, как действенному рычагу формирования здорового образа жизни. Надо сказать, что формирование здорового образа жизни - всенародная задача, и работники здравоохранения должны быть примером соблюдения здорового образа жизни.

 • Медицинские работники постоянно должны в своих лекциях и беседах использовать основные доступные

• Медицинские работники постоянно должны в своих лекциях и беседах использовать основные доступные способы формирования здорового образа жизни: искоренение вредных привычек, воспитание культуры общения, поведения, соблюдение режима труда и отдыха, систематическое занятие физкультурой, повышение общей санитарной культуры и гигиенических знаний.

 • Здоровый образ жизни направлен не только на охрану и укрепление здоровья, но • Здоровый образ жизни направлен не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, оптимальное сочетание физических и духовных интересов, возможности человека, рачительное использование его резервов.

 • Медицинская сестра всегда должна понимать, что здоровый образ жизни - основа профилактики

• Медицинская сестра всегда должна понимать, что здоровый образ жизни - основа профилактики заболеваний, и постоянно проводить просветительную работу в этом направлении. Следует подчеркнуть, что в здоровом образе жизни реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

 • Здоровый образ жизни на современном этапе развития общества становится необходимым условием существования • Здоровый образ жизни на современном этапе развития общества становится необходимым условием существования человека, гарантией огромных социальноэкономических преобразований, осуществляемых в стране.

 • Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных

• Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей, формированию всесторонне развитой личности и таким образом способствует не только физическому совершенствованию человека, но и развитию духовных интересов, ценностей, нравственных установок и потребностей, присущих человеку каждого общества.

 • В рамках перечисленных категорий исторически в каждой народности формировался свой неписанный кодекс • В рамках перечисленных категорий исторически в каждой народности формировался свой неписанный кодекс здоровья, т. е. совокупность правил поведения, взаимоотношений, режимов труда, отдыха, питания и т. д. Понятно, что эти кодексы формировались чисто эмпирически, исходя из многовековых наблюдений и исторического опыта предшествующих поколений, передачи и усвоению его в последующих поколениях.

 • Молодежь - будущее страны, но она несет ответственность и перед настоящим. Ее

• Молодежь - будущее страны, но она несет ответственность и перед настоящим. Ее отдача обществу в условиях социальноэкономического развития страны нужна уже сейчас. И только здоровая, физически крепкая молодежь в состоянии справиться с возложенными на нее задачами. Вот почему медицинские работники должны уделять внимание формированию здорового образа жизни, особенно молодежи.

 • Следует подчеркнуть, что к негативным тенденциям в состоянии здоровья населения можно отнести • Следует подчеркнуть, что к негативным тенденциям в состоянии здоровья населения можно отнести тенденции «омоложения» заболеваний, то есть те заболевания, которые сравнительно недавно встречались лишь в старших возрастных группах, теперь нередки у молодых людей.

 • Медицинские сестра в своей санитарнопросветительной работе должна учитывать, что у истоков возникновения • Медицинские сестра в своей санитарнопросветительной работе должна учитывать, что у истоков возникновения многих заболеваний лежат факторы риска, связанные с образом жизни человека и управляемые им, и сделать необходимый выбор: человек может воздействовать на свое здоровье, сохранить и укрепить его путем формирования соответствующего образа жизни.

 • Следовательно, медицинские работники должны вести борьбу за здоровье здоровых, за здоровый образ • Следовательно, медицинские работники должны вести борьбу за здоровье здоровых, за здоровый образ жизни молодежи и остальных членов общества. Правильно организованный труд служит физическому, нравственному и интеллектуальному совершенствованию людей, способствует укреплению здоровья.

 • Основные факторы здоровья • Отношение к прошлому и будущему. В значительной степени • Основные факторы здоровья • Отношение к прошлому и будущему. В значительной степени большинство негативных сторон в здоровье, сокращение продолжительности жизни за ее последние десятилетия связаны с ломкой представлений о прошлом историческом опыте человечества, игнорированием норм и правил организации жизни людей, их взаимоотношений

 • К этой группе факторов следует отнести прежде всего эволюционную и генетическую, в • К этой группе факторов следует отнести прежде всего эволюционную и генетическую, в широком плане биологическую составляющую сущность человека. • Каждый человек должен хорошо знать свою родословную как по отцовской, так и материнской линии, их здоровье, наклонности, болезни образ жизни, социальную характеристику (не для установления генотипа). Речь идет о его влиянии на развитие и течение жизни, прогностическом и профилактическом значений.

 • Особенно важен учет этих факторов при создании новой семьи. Ведь не случайно • Особенно важен учет этих факторов при создании новой семьи. Ведь не случайно в прошлом, когда не было науки генетики, при этом обсуждались родословные жениха и невесты до 3 -5 колена. Сейчас для этих целей существует генетическая служба-консультация. Ваше здоровье и долголетие зависят от ваших родителей!

 • В равной мере большинство социальных конфликтов в семье и в коллективах связано • В равной мере большинство социальных конфликтов в семье и в коллективах связано с бурными социальными ломками, игнорированием тысячелетнего социального опыта, учитывающего иерархию и субординацию во взаимоотношениях людей. Вероятно, чтото из старого опыта должно быть возрождено и учтено.

 • Нельзя нивелировать и уравнивать возможности и обязанности отца и матери, допускать женщин • Нельзя нивелировать и уравнивать возможности и обязанности отца и матери, допускать женщин к заведомо мужским профессиям. Из опыта прошлых поколений следует учитывать рациональный регламент питания в течение дня, по сезонам года в зависимости от нагрузки, понедельный регламент работы, обязательность смены отдыха и работы, периодические посты и т. д.

 • Не является совершенно новым «культ здоровья и здорового тела» , все это • Не является совершенно новым «культ здоровья и здорового тела» , все это имело место в древней Греции и других древних обществах, система закаливания не только йогов, но и славян, казахов и др. народов.

 • Очень важным для сохранения здоровья человека является питание продуктами только естественной природы. • Очень важным для сохранения здоровья человека является питание продуктами только естественной природы. В принципе, исходя из биологической сущности человека, формировавшейся эволюционно миллионами лет, в продуктах питания не должно быть вообще никаких синтетических компонентов, даже в качестве добавок, не являющихся факторами естественного метаболизма.

 • Социальная сущность человека является диалектическим следствием существования общности людей. Это прежде всего • Социальная сущность человека является диалектическим следствием существования общности людей. Это прежде всего естественная дифференциация обязанностей, иерархия, субординация, совместная жизнь представителей разных поколений и взаимная забота друг о друге. Поэтому не способствует здоровью общества и каждого индивидуума прекращение воспитания и низведение роли общественных интересов в сознании человека с доминантой эгоистических тенденций, все это приводит к неуверенности в перспективе, резкому увеличению психологических компонентов дистресса и появлению психо-невротических дисфункции и функциональной патологии.

 • Это уже социальные проблемы, но решение их или по крайней мере участие • Это уже социальные проблемы, но решение их или по крайней мере участие в решении зависит и от каждого конкретного человека, что соответственно влияет на его здоровье.

 • Отношение к себе как индивидууму – личности. Соблюдение основ питания, необходимость правильного • Отношение к себе как индивидууму – личности. Соблюдение основ питания, необходимость правильного питания как одного из важнейших факторов здорового образа жизни не вызывает сомнения. Однако сложность содержания этого фактора при дилетантском примитивном представлении: «чем больше, дороже, вкуснее, в том числе острее и слаще – тем лучше для здоровья» или наоборот «питание не главное в жизни» , как правило, негативно отражается на здоровье человека.

 • Главные положения физиологически обоснованного питания разработаны вековыми национальными традициями и научными исследованиями. • Главные положения физиологически обоснованного питания разработаны вековыми национальными традициями и научными исследованиями. Они могут быть сведены к следующим принципам рационального питания.

1. Калорийность пищевого рациона должна покрывать суточный расход энергии. 2. Количество калорий, необходимых человеку, 1. Калорийность пищевого рациона должна покрывать суточный расход энергии. 2. Количество калорий, необходимых человеку, зависит от его состояния, пола, возраста, вида деятельности. 3. В пищевом рационе должно быть оптимальное количество белков, жиров и углеводов с правильным их соотношением (ориентировочно 1: 1: 4).

4. В рацион должны входить витамины, минеральные соли и вода. 5. Пища должна состоять 4. В рацион должны входить витамины, минеральные соли и вода. 5. Пища должна состоять из разнородных продуктов на 1/3 животного происхождения и 2/3 – растительного. 6. Пища должна содержать и балластные вещества – клетчатку для чувства насыщения и работы кишечника.

7. Внешний вид, запах, вкус пищи должны способствовать выработке «аппетитного» желудочного сока. 8. Необходимо 7. Внешний вид, запах, вкус пищи должны способствовать выработке «аппетитного» желудочного сока. 8. Необходимо установить правильный режим питания: время приема пищи и количества ее в течении дня, частота: для I-II профессиональных групп – 3 разовое питание, для III - V профессиональных групп - 4 разовое. 9. Рациональное распределение пищи по калорийности: первый завтрак – 25%, второй 15%, обед - 45%, ужин - 15%, как гласит восточная мудрость, «завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу» .

10. Белковые продукты (мясо, рыба, бобовые) употребляются преимущественно в первой половине дня, а вечером 10. Белковые продукты (мясо, рыба, бобовые) употребляются преимущественно в первой половине дня, а вечером – молочно-растительная пища. 11. При расчете калорийности необходимо учитывать процент усвояемости пищи (растительной – до 80%, животного происхождения – 90 -96%). 12. Обед, как правило, из трех блюд: холодная закуска, 1 -е и 2 -е горячее, 3 -е – десертное.

13. Хлеб следует употреблять белый и чёрный. 14. Обстановка должна способствовать пищеварению. 15. Приём 13. Хлеб следует употреблять белый и чёрный. 14. Обстановка должна способствовать пищеварению. 15. Приём пищи не должен доходить до ощущения переедания, так как чувство насыщенности возникает, как правило, позднее (через 15 -20 мин после окончания приёма пищи).

Развитию и укреплению здоровья, снижению психоневрологического напряжения способствует выработка стереотипа с соблюдением режимов питания, Развитию и укреплению здоровья, снижению психоневрологического напряжения способствует выработка стереотипа с соблюдением режимов питания, движения, отдыха, соответствующего мощным механизмам биологических ритмов, имеющих многоступенчатый многоуровневый характер до глобальных и космических и фазовую структуру разной продолжительности.

present5.com

Формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний.

При проведении пропаганды здорового образа жизни медицинская сестра должна знать его определение. Здоровый образ жизни – это рациональный образ жизни, неотъемлемой частью которого является активная жизнедеятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья.

Отрицательное воздействие на здоровье оказывают различные факторы: негигиеническое, медицинское и экологическое неграмотное поведение, несоблюдение режима и распорядка дня, питания, труда и отдыха, употребление алкоголя, курение, низкая физическая активность, психоэмоциональные нагрузки. В одних случаях они могут быть причинами заболеваний, в других – факторами риска. В своих беседах и лекциях медицинская сестра должна информировать население обо всем, что отрицательно влияет на здоровье.

Следует подчеркнуть, что в здоровом образе жизни реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика болезней.

Медицинская сестра в своей санитарно-просветительной работе должна учитывать, что у истоков возникновения многих заболеваний лежат факторы риска, связанные с образом жизни человека и управляемые им, и сделать необходимый вывод: человек может воздействовать на свое здоровье, сохранить и укрепить его путем формирования соответствующего образа жизни.

Особенности диспансерного наблюдения при заболеваниях внутренних органов.

Хронические обструктивные заболевания лёгких

Частота наблюдения зависит от группы ДН. Больные осматриваются терапевтом не реже двух раз в год, ЛОР - врачом, стоматологом – раз в год, пульмонологом – по показаниям.

План обследования (ежегодно):

  1. Анализ крови клинический.

  2. Анализ мокроты общий и на БК.

  3. ЭКГ.

  4. Биохимическое исследование крови (общий белок крови, электролиты).

  5. Спирография.

  6. Флюорография (при необходимости – рентгенография).

Основные направления профилактики:

  • Отказ от курения

  • Рациональное трудоустройство

  • Санация хронических очагов инфекции

  • Закаливание, занятия спортом

  • ЛФК, массаж

  • Профилактическое лечение (ингаляционная аэрозоль – терапия, витаминотерапия, фитотерапия, физиотерапия, приём адаптогенов и применение бронходилятаторов и муколитиков)

Бронхиальная астма.

Частота наблюдения зависит от группы ДН. Осмотр терапевтом два - три раза в год, пульмонологом, лор - врачом, стоматологом, гинекологом, аллергологом - один раз в год.

План обследования (ежегодно):

  1. Анализ крови клинический.

  2. Иммунологические исследования крови.

  3. Анализ крови общий.

  4. Спирография.

  5. ЭКГ.

  6. Флюорография.

  7. Постановка специфических проб по показаниям.

  8. Анализ мочи и крови на сахар.

Основные направления профилактики:

  • Дыхательная гимнастика.

  • Гало- и спелеотерапия.

  • ЛФК и массаж.

  • Фитотерапия.

  • Психотерапия.

  • Исключение контакта с аллергенами.

Профилактическое лечение (неспецифическая десенсибилизация, ингаляционная аэрозольтерапия, приём бронходилятаторов и муколитиков, базисная гормональная терапия, санаторно-курортное лечение, лечебное голодание, иглорефлексотерапия, специфическая гипосенсибилизация по показаниям).

studfiles.net

Подпрограмма 1. «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико–санитарной помощи»

          Согласно Концепции долгосрочного социально–экономического развития одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению.

          Осуществлённые в период 2006 – 2011 годов инвестиции и реализуемые в настоящее время региональные программы модернизации здравоохранения уже обеспечили значительный качественный сдвиг в области оснащения лечебно–профилактических учреждений современным оборудованием, совершенствования первичной медико–санитарной и скорой медицинской помощи, оказания населению специализированных, в том числе высокотехнологичных видов лечения, а также в области применяемых лекарственных средств.

          Вместе с тем значительный потенциал дальнейшего повышения качества медицинской помощи будет обеспечиваться принимаемыми мерами по профилактике развития факторов риска хронических неинфекционных заболеваний за счет приверженности населения к здоровому образу жизни, раннему выявлению факторов риска главным образом неинфекционных заболеваний, а также ранней диагностике и лечению самих заболеваний. Без преобразований в сфере культуры здорового образа жизни и профилактики заболеваний не удастся добиться кардинального изменений показателей смертности и заболеваемости населения. Именно поэтому Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Эффективность мер профилактики неинфекционных заболеваний подтверждается позитивным опытом целого ряда стран, добившихся двукратного и более снижения смертности в течение 10–20 лет, главным образом, за счет эффективных и экономически в десятки раз менее затратных, нежели лечение, профилактических мер. Эффективность мер профилактики не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Позитивный опыт этих стран обобщен в документах ВОЗ и рекомендован к использованию. Неотложная необходимость реализации профилактических мер в Российской Федерации обусловлена широкой распространенностью факторов риска неинфекционных заболеваний практически во всех половозрастных группах населения, а также чрезвычайно высоким уровнем смертности от неинфекционных заболеваний, в несколько раз, особенно среди лиц трудоспособного возраста, превышающих уровень смертности в странах Западной Европы и Северной Америки.

          По указанным причинам связанный с решением этих задач комплекс мер целесообразно выделить в обособленный элемент управления в сфере охраны здоровья, что в полной мере соответствует мировому тренду обеспечения не только своевременной и эффективной диагностики и лечения заболеваний, но и формирования здорового образа жизни населения посредством повышения его мотивации к этому и обеспечения комфортной среды обитания.

          В соответствии с положениями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается в том числе путем разработки и реализации федеральными органами государственной власти и органами государственной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации программ формирования здорового образа жизни, осуществления санитарно–противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции, а также своевременного выявления неинфекционных заболеваний, в 31 том числе посредством проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения.

          Одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность реализации мероприятий Подпрограммы, является формирование в обществе понимания и принятия обществом культуры взаимных обязательств. Это понимание должно включать наличие не только обязательств со стороны государства по обеспечению охраны здоровья и государственных гарантий, но и обязательств граждан заботиться о собственном здоровье, соблюдать определённые нормы и правила. Такая культура в значительной мере должна повлиять на улучшение здоровья населения, обеспечив недопущение вреда здоровью или его коррекцию на самых ранних стадиях, что одновременно снизит темпы увеличения нагрузки на звено стационарной медицинской помощи и позволит направить дополнительные финансовые ресурсы на увеличение объёма государственных гарантий оказания медицинской помощи в сложных медицинских случаях.

          В этой связи формирование здорового образа жизни у граждан, в том числе у детей и подростков, должно быть существенным образом поддержано мероприятиями, направленными на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, снижения уровней факторов риска неинфекционных заболеваний. Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем, а также рациональное питание и наличие достаточного уровня физической активности, предотвращающих развитие ожирения. Помимо отказа от активного потребления табака, важно быть защищенным от пассивного курения, оказывающего патологическое действие на организм человека. Ведение здорового образа жизни, то есть отсутствие поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, является важнейшим условием снижения вероятности развития или уменьшения степени выраженности биологических факторов риска – артериальной гипертонии, повышения уровня холестерина и глюкозы в крови. В свою очередь это будет способствовать снижению вероятности развития или уменьшению степени выраженности заболеваний, связанных с атеросклерозом, являющихся основными причинами сверхвысокой смертности населения, особенно трудоспособного возраста (инсульт, инфаркт миокарда, хронические формы ишемической болезни сердца, осложненные сердечной недостаточностью). Информирование населения о факторах риска для здоровья и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни должны осуществляться через средства массовой информации (телевидение, интернет, радио, печатные издания), наружную рекламу, произведения искусства (кино, театр, книги), учебники и учебные пособия. Особое место в этом процессе занимает социальная реклама, демонстрирующаяся в прайм–тайм на федеральных каналах телевидения.

          Информирование населения о факторах риска и мотивирование к ведению здорового образа жизни должны осуществляться с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу. Большое значение имеет не только пропаганда позитивного поведения, но и минимизация демонстрации на телевидении, в других средствах массовой информации, а также в произведениях искусства примеров нездорового образа жизни.

          Одним из наиболее важных факторов для формирования здорового образа жизни является забота о здоровом питании. Комплекс мероприятий по обеспечению здорового питания и его профилактической роли сформулирован в Основах государственной политики Российской Федерации в обрасти здорового питания населения на период до 2020 года. В этом направлении предполагается сосредоточить усилия на мероприятиях, формирующих мотивацию к здоровому питанию на индивидуальном и популяционном уровне как через планируемый к созданию 32 федеральный консультативно–диагностический центр «Здоровое питание», сеть консультативно– диагностических центров здорового питания в федеральных округах, так и через центры здоровья, кабинеты/отделения медицинской профилактики поликлиник, стационаров, санаторно– курортных учреждений. Также будет обращено особое внимание на регламентирование и контроль за соблюдением режима здорового питания в учреждениях дошкольного и общего образования.

          Особое внимание в реализации программы по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни должно уделяться трудоспособному населению по причине высокой распространенности факторов риска и высокого уровня смертности населения от сердечно–сосудистых заболеваний.

          Формирование здорового образа жизни у детей, подростков, молодежи и студентов в настоящее время имеет также особое значение, что обусловлено очень большой распространенностью среди них такого поведенческого фактора риска, как курение, а также высокой частотой выявления нерационального питания, избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности. Отдельного внимания заслуживает наркомания.

          В настоящее время распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний не оказывает большого влияния на смертность непосредственно среди этих категорий населения. Однако в ближайшие 10–20 лет это приведет к выраженному возрастанию смертности от неинфекционных заболеваний среди лиц в возрасте 35 лет и старше. Необходимо также сосредоточить усилия на регламентировании и ужесточении контроля за соблюдением режима здорового питания в учреждениях дошкольного и общего образования, а также повышении мер ответственности за его несоблюдение.

          Процесс повышения мотивации населения, в том числе детей и подростков, к ведению здорового образа жизни и созданию соответствующих для этого условий в соответствии с резолюцией Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям (апрель 2011 года) и резолюцией Генеральной ассамблеи ООН (сентябрь 2011 года) может быть обеспечен только на основе межведомственного многоуровневого взаимодействия с привлечением общественных структур при наличии определяющей роли у Министерства здравоохранения Российской Федерации. Межведомственное взаимодействие предполагает привлечение к реализации Подпрограммы федеральных министерств, служб и агентств, участвующих в информировании населения о факторах риска неинфекционных заболеваний и зависимостей, создании мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечению для этого соответствующих условий, а также осуществлении контроля за всеми этими процессами через проведение мониторинга. Кроме того, к реализации Подпрограммы могут быть привлечены различные общественные и религиозные организации. Многоуровневое взаимодействие, в первую очередь, предполагает кооперацию с настоящей Подпрограммой целевых программ профилактики заболеваний субъектов Российской Федерации, которые они должны разрабатывать в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

          Важнейшим условием эффективности мер по формированию здорового образа жизни населения является наличие функционально взаимосвязанной системы по диагностике и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний в рамках не только первичной медико– санитарной помощи, но и специализированной медицинской помощи, включая помощь в санаторно–курортных организациях. В основе этой системы должна быть полноценная инфраструктура, включающая в себя центры медицинской профилактики, центры здоровья, центры медицинской реабилитации, кабинеты/отделения медицинской профилактики, 33 медицинской реабилитации поликлиник и стационаров, обслуживающих городское и сельское население, а также санаториев.

          Необходимым компонентом Подпрограммы является мониторинг за состоянием питания и здоровья населения, который обеспечит возможность оценить масштабы нарушения принципов здорового питания, а также их связь с основными неинфекционными заболеваниями. Подпрограмма предусматривает совершенствование системы мер по снижению количества лиц, зараженных инфекционными заболеваниями, включая:

  • реализацию Национального календаря прививок;
  • профилактику ВИЧ, вирусных гепатитов В и С.

          Подпрограмма предусматривает совершенствование существующих механизмов обеспечения качественными и безопасными лекарственными препаратами значительной части населения, вместе с тем, безусловно, особое внимание будет уделяться отдельным категориям граждан.

          Одним из возможных направлений повышения доступности медицинской помощи является проведение с 2014 года пилотных проектов в отдельных регионах с целью определения возможностей оптимизации медицинской помощи в амбулаторных условиях и повышения доступности для пациентов необходимых лекарственных препаратов. На основе результатов пилотных проектов в нескольких субъектах Российской Федерации возможно принятие объективных и взвешенных решений о дальнейшем совершенствовании системы лекарственного обеспечения. Однако реализация данного направления напрямую зависит от успешного формирования культуры соблюдения взаимных обязательств, включая, в том числе, возможность солидарной ответственности государства и гражданина.

          Данные преобразования будут отражены в Стратегии лекарственного обеспечения граждан до 2025 года.

<< Этапы и сроки реализации ПрограммыПодпрограмма 2. >>

www.gosprog.ru

Подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико–санитарной помощи»

Согласно Концепции долгосрочного социально–экономического развития одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению.

Осуществлённые в период 2006 – 2011 годов инвестиции и реализуемые в настоящее время региональные программы модернизации здравоохранения уже обеспечили значительный качественный сдвиг в области оснащения лечебно–профилактических учреждений современным оборудованием, совершенствования первичной медико–санитарной и скорой медицинской помощи, оказания населению специализированных, в том числе высокотехнологичных видов лечения, а также в области применяемых лекарственных средств.

Вместе с тем значительный потенциал дальнейшего повышения качества медицинской помощи будет обеспечиваться принимаемыми мерами по профилактике развития факторов риска хронических неинфекционных заболеваний за счет приверженности населения к здоровому образу жизни, раннему выявлению факторов риска главным образом неинфекционных заболеваний, а также ранней диагностике и лечению самих заболеваний. Без преобразований в сфере культуры здорового образа жизни и профилактики заболеваний не удастся добиться кардинального изменений показателей смертности и заболеваемости населения. Именно поэтому Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Эффективность мер профилактики неинфекционных заболеваний подтверждается позитивным опытом целого ряда стран, добившихся двукратного и более снижения смертности в течение 10–20 лет, главным образом, за счет эффективных и экономически в десятки раз менее затратных, нежели лечение, профилактических мер. Эффективность мер профилактики не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Позитивный опыт этих стран обобщен в документах ВОЗ и рекомендован к использованию. Неотложная необходимость реализации профилактических мер в Российской Федерации обусловлена широкой распространенностью факторов риска неинфекционных заболеваний практически во всех половозрастных группах населения, а также чрезвычайно высоким уровнем смертности от неинфекционных заболеваний, в несколько раз, особенно среди лиц трудоспособного возраста, превышающих уровень смертности в странах Западной Европы и Северной Америки.

По указанным причинам связанный с решением этих задач комплекс мер целесообразно выделить в обособленный элемент управления в сфере охраны здоровья, что в полной мере соответствует мировому тренду обеспечения не только своевременной и эффективной диагностики и лечения заболеваний, но и формирования здорового образа жизни населения посредством повышения его мотивации к этому и обеспечения комфортной среды обитания.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается в том числе путем разработки и реализации федеральными органами государственной власти и органами государственной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации программ формирования здорового образа жизни, осуществления санитарно–противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции, а также своевременного выявления неинфекционных заболеваний, в том числе посредством проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения.

Одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность реализации мероприятий Подпрограммы, является формирование в обществе понимания и принятия обществом культуры взаимных обязательств. Это понимание должно включать наличие не только обязательств со стороны государства по обеспечению охраны здоровья и государственных гарантий, но и обязательств граждан заботиться о собственном здоровье, соблюдать определённые нормы и правила. Такая культура в значительной мере должна повлиять на улучшение здоровья населения, обеспечив недопущение вреда здоровью или его коррекцию на самых ранних стадиях, что одновременно снизит темпы увеличения нагрузки на звено стационарной медицинской помощи и позволит направить дополнительные финансовые ресурсы на увеличение объёма государственных гарантий оказания медицинской помощи в сложных медицинских случаях.

В этой связи формирование здорового образа жизни у граждан, в том числе у детей и подростков, должно быть существенным образом поддержано мероприятиями, направленными на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, снижения уровней факторов риска неинфекционных заболеваний. Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем, а также рациональное питание и наличие достаточного уровня физической активности, предотвращающих развитие ожирения. Помимо отказа от активного потребления табака, важно быть защищенным от пассивного курения, оказывающего патологическое действие на организм человека. Ведение здорового образа жизни, то есть отсутствие поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, является важнейшим условием снижения вероятности развития или уменьшения степени выраженности биологических факторов риска – артериальной гипертонии, повышения уровня холестерина и глюкозы в крови. В свою очередь это будет способствовать снижению вероятности развития или уменьшению степени выраженности заболеваний, связанных с атеросклерозом, являющихся основными причинами сверхвысокой смертности населения, особенно трудоспособного возраста (инсульт, инфаркт миокарда, хронические формы ишемической болезни сердца, осложненные сердечной недостаточностью).

Информирование населения о факторах риска для здоровья и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни должны осуществляться через средства массовой информации (телевидение, интернет, радио, печатные издания), наружную рекламу, произведения искусства (кино, театр, книги), учебники и учебные пособия. Особое место в этом процессе занимает социальная реклама, демонстрирующаяся в прайм–тайм на федеральных каналах телевидения. Информирование населения о факторах риска и мотивирование к ведению здорового образа жизни должны осуществляться с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу. Большое значение имеет не только пропаганда позитивного поведения, но и минимизация демонстрации на телевидении, в других средствах массовой информации, а также в произведениях искусства примеров нездорового образа жизни.

Одним из наиболее важных факторов для формирования здорового образа жизни является забота о здоровом питании. Комплекс мероприятий по обеспечению здорового питания и его профилактической роли сформулирован в Основах государственной политики Российской Федерации в обрасти здорового питания населения на период до 2020 года. В этом направлении предполагается сосредоточить усилия на мероприятиях, формирующих мотивацию к здоровому питанию на индивидуальном и популяционном уровне как через планируемый к созданию федеральный консультативно–диагностический центр «Здоровое питание», сеть консультативно–диагностических центров здорового питания в федеральных округах, так и через центры здоровья, кабинеты/отделения медицинской профилактики поликлиник, стационаров, санаторно–курортных учреждений. Также будет обращено особое внимание на регламентирование и контроль за соблюдением режима здорового питания в учреждениях дошкольного и общего образования.

Особое внимание в реализации программы по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни должно уделяться трудоспособному населению по причине высокой распространенности факторов риска и высокого уровня смертности населения от сердечно–сосудистых заболеваний.

Формирование здорового образа жизни у детей, подростков, молодежи и студентов в настоящее время имеет также особое значение, что обусловлено очень большой распространенностью среди них такого поведенческого фактора риска, как курение, а также высокой частотой выявления нерационального питания, избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности. Отдельного внимания заслуживает наркомания.

В настоящее время распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний не оказывает большого влияния на смертность непосредственно среди этих категорий населения. Однако в ближайшие 10–20 лет это приведет к выраженному возрастанию смертности от неинфекционных заболеваний среди лиц в возрасте 35 лет и старше. Необходимо также сосредоточить усилия на регламентировании и ужесточении контроля за соблюдением режима здорового питания в учреждениях дошкольного и общего образования, а также повышении мер ответственности за его несоблюдение.

Процесс повышения мотивации населения, в том числе детей и подростков, к ведению здорового образа жизни и созданию соответствующих для этого условий в соответствии с резолюцией Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям (апрель 2011 года) и резолюцией Генеральной ассамблеи ООН (сентябрь 2011 года) может быть обеспечен только на основе межведомственного многоуровневого взаимодействия с привлечением общественных структур при наличии определяющей роли у Министерства здравоохранения Российской Федерации. Межведомственное взаимодействие предполагает привлечение к реализации Подпрограммы федеральных министерств, служб и агентств, участвующих в информировании населения о факторах риска неинфекционных заболеваний и зависимостей, создании мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечению для этого соответствующих условий, а также осуществлении контроля за всеми этими процессами через проведение мониторинга. Кроме того, к реализации Подпрограммы могут быть привлечены различные общественные и религиозные организации. Многоуровневое взаимодействие, в первую очередь, предполагает кооперацию с настоящей Подпрограммой целевых программ профилактики заболеваний субъектов Российской Федерации, которые они должны разрабатывать в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Важнейшим условием эффективности мер по формированию здорового образа жизни населения является наличие функционально взаимосвязанной системы по диагностике и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний в рамках не только первичной медико–санитарной помощи, но и специализированной медицинской помощи, включая помощь в санаторно–курортных организациях. В основе этой системы должна быть полноценная инфраструктура, включающая в себя центры медицинской профилактики, центры здоровья, центры медицинской реабилитации, кабинеты/отделения медицинской профилактики, медицинской реабилитации поликлиник и стационаров, обслуживающих городское и сельское население, а также санаториев.

Необходимым компонентом Подпрограммы является мониторинг за состоянием питания и здоровья населения, который обеспечит возможность оценить масштабы нарушения принципов здорового питания, а также их связь с основными неинфекционными заболеваниями.

Подпрограмма предусматривает совершенствование системы мер по снижению количества лиц, зараженных инфекционными заболеваниями, включая:

– реализацию Национального календаря прививок;

– профилактику ВИЧ, вирусных гепатитов В и С.

Подпрограмма предусматривает совершенствование существующих механизмов обеспечения качественными и безопасными лекарственными препаратами значительной части населения, вместе с тем, безусловно, особое внимание будет уделяться отдельным категориям граждан.

Одним из возможных направлений повышения доступности медицинской помощи является проведение с 2014 года пилотных проектов в отдельных регионах с целью определения возможностей оптимизации медицинской помощи в амбулаторных условиях и повышения доступности для пациентов необходимых лекарственных препаратов. На основе результатов пилотных проектов в нескольких субъектах Российской Федерации возможно принятие объективных и взвешенных решений о дальнейшем совершенствовании системы лекарственного обеспечения. Однако реализация данного направления напрямую зависит от успешного формирования культуры соблюдения взаимных обязательств, включая, в том числе, возможность солидарной ответственности государства и гражданина.

Данные преобразования будут отражены в Стратегии лекарственного обеспечения граждан до 2025 года.

 

Подпрограмма 2. «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации»

Одним из основных приоритетных направлений государственной политики в сфере здравоохранения, совместно с сохранением и укреплением здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни, является повышение доступности и качества медицинской помощи за счет повышения эффективности функционирования системы здравоохранения. База для совершенствования системы оказания медицинской помощи населению была заложена в ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)».

С учетом продления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» до 2015 г. федеральные инвестиции в развитие системы оказания медицинской помощи при сохранении общей идеологии будут осуществляться в виде соответствующих мероприятий данной Подпрограммы и других Подпрограмм в необходимых объёмах.

В первый период реализации Подпрограммы до 2015 г. должно быть осуществлено внедрение порядков и стандартов медицинской помощи, выработаны индикаторы качества оказания медицинской помощи, осуществлена унификация оснащения медицинских организаций, оптимизирована этапность оказания медицинской помощи, обеспечивающая оптимальную маршрутизацию потока пациентов, создана система, способствующая хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения и ориентированности на результат и качество оказания стационарной медицинской помощи.

Внедрение единых стандартов медицинской помощи позволит определить затраты на реализацию государственных и территориальных программ медицинской помощи населению, рассчитать необходимое лекарственное обеспечение этих программ (список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств), обосновать подушевые нормативы финансирования, использовать правильный алгоритм взаимодействия учреждений здравоохранения и социального обеспечения, обеспечить преемственность в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению. При этом порядки и стандарты оказания отдельных видов медицинской помощи должны стать основой программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, соответствующих современному уровню развития медицины.

Также, с учетом активного внедрения стационар замещающих технологий, в этот период должна быть проведена оптимизация структуры коечного фонда медицинских учреждений государственной системы здравоохранения, обеспечивающая оптимальный баланс между потребностью в оказании медицинской помощи в стационарных условиях и экономической целесообразностью.

Во второй период (2016 – 2020 годы) будет осуществляться поэтапное внедрение экономически обоснованной саморегулируемой системы управления качеством медицинской помощи. Также получат свое развитие инновационно–технологические виды медицинской помощи, которые будут оказываться в отдельных федеральных учреждениях, обладающих необходимыми медицинскими кадрами и медицинской аппаратурой, с дальнейшим их тиражированием и погружением в систему обязательного медицинского страхования.

 

megalektsii.ru

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни

Целью профилактических мероприятий является:
  •  выявление основных факторов риска развития сердечно-сосудистых и  других социально значимых заболеваний;
  • определение группы диспансерного наблюдения граждан, имеющих очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск и высокий риск других заболеваний, риск развития заболеваний/состояний и их осложнений;
  • определение необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан;
  •  проведение краткого профилактического консультирования граждан, а также проведения углубленного индивидуального профилактического консультирования и групповых методов первичной и вторичной профилактики (школ пациентов) для граждан с высоким риском развития заболеваний/состояний или осложнений имеющихся заболеваний/состояний;
  • контроль факторов риска;
  •  вторичная профилактика.
  Мероприятия: - проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения; - профилактические медицинские осмотры; - профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних, в том числе в связи с занятиями физической культурой и спортом; - обследование в центрах здоровья; - обследование в центрах и кабинетах медицинской профилактики.

  Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числемедицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применениенеобходимых методов обследования.

  Профилактические медицинские осмотры взрослого населения и диспансеризация определенных групп взрослого населения осуществляются в рамках программыгосударственных гарантий бесплатно в соответствии с приказами Министерстваздравоохранения Российской Федерации.

  Сроки проведения диспансеризации отдельных категорий населения:инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, супруги погибших (умерших) инвалидови участников Великой Отечественной войны, лица, награжденныезнаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, подвергшиеся воздействиюядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, - ежегодно;обучающиеся в краевых государственных образовательных организациях среднегопрофессионального образования, студенты образовательных организаций высшегообразования до достижения 18 лет - ежегодно, далее - не реже 1 раза в 3 года;пребывающие в организациях, осуществляющих стационарное обслуживание, дети-сиротыи дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные),принятые под опеку (попечительство), в приемную, или патронатную семью, - ежегодно

crb-slav.zdravalt.ru

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни

1. Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

2. Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

3. Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

4. Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(часть 4 введена Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

be5.biz

Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"

Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 N 2511-р«Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"»

Подпрограмма 1. "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 - 2006 годах были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения:

- возрождение системы профилактики заболеваний;

- формирование культуры здорового образа жизни;

- создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;

- укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;

- обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;

- повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.«От "системы диагностики и лечения" к "охране здоровья"

В современных условиях понятие "система здравоохранения" все дальше уходит от рамок, задаваемых понятием "система диагностики и лечения". В настоящее время актуализируются такие задачи здравоохранения, как формирование здорового образа жизни, комфортной среды обитания, создание условий для эффективного труда и отдыха, что позволит предотвратить развитие заболеваний, в первую очередь тех, которые обуславливают преждевременную смертность и инвалидизацию населения. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и Московской декларации Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям выполнение этих задач в рамках только системы здравоохранения невозможно и требует широкого межсекторального многоуровневого взаимодействия.От активного вмешательства к профилактике

История медицины последнего столетия началась с ряда прорывных изменений в лечебном деле, в первую очередь - в хирургии. Этот этап можно охарактеризовать как этап "активного вмешательства". Дальнейшие изменения происходили по мере развития и внедрения новых методов и способов диагностики, изобретения различного рода лекарств, создания вакцин, внедрения методов малоинвазивной хирургии и т.п. Это в целом позволило снизить уровень прямого вмешательства медицины в человека, сделать процесс лечения более щадящим, а во многих случаях - предотвратить развитие опасного заболевания.

Текущее десятилетие (2010 - 2020 годы) будет характеризоваться дальнейшим активным распространением и усилением роли механизмов, обеспечивающих недопущение или возможно более раннюю коррекцию факторов риска развития заболеваний и самих заболеваний. Современный человек формирует спрос не только на комплекс услуг, направленных на эффективное лечение, но и на комплекс услуг и условий жизни, направленных на поддержание здорового состояния, более позднее развитие и меньшую выраженность заболеваний, ассоциированных с возрастными изменениями организма.

Дальнейшее развитие в этом направлении будет обусловлено осознанием важности проведения профилактических мероприятий, значительную роль в реализации которых играют культура здорового образа жизни и эффективная работа первичного звена здравоохранения. На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и эффективное их лечение, а также происходить обучение людей навыкам по сохранению и укреплению здоровья.

Указанная смена парадигмы в сфере охраны здоровья требует серьезных структурных изменений системы организации и управления здравоохранением, пересмотра соответствующих нормативов, набора показателей здоровья нации. На практике такая переориентация спроса выражается, в том числе, в переходе как к популяционным и групповым мерам профилактики заболеваний, так и к персонализированной медицине.

Персонализированную медицину определяют как быстро развивающуюся область здравоохранения, основанную на интегрированном, координированном и индивидуальном для каждого пациента подходе к анализу возникновения и течения заболеваний, разработку персонализированных средств лечения на основе геномики, тестирование на предрасположенность к болезням, профилактику, объединение диагностики с лечением и мониторинг лечения.

Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.

Решение задач в области охраны здоровья населения, по экспертным оценкам, только на 20% определяется усилиями непосредственно в сфере системы здравоохранения. Масштаб целей, поставленных Программой в области демографии, формирования у населения приверженности здоровому образу жизни, профилактики и лечения социально значимых заболеваний, снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, определяет необходимость взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, являющихся исполнителями и участниками программы, с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, широким кругом коммерческих организаций всех форм собственности, общественными организациями по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения.»«Приоритеты государственной политики в сфере реализации ПрограммыБазовые приоритеты социально-экономического развития

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития декларированы высокие стандарты благосостояния человека, означающие, в частности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, экологическую безопасность.

В среднесрочном периоде актуальными являются: реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти; профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний, а также диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, которые обуславливают наибольший вклад в структуру смертности и инвалидизации населения; профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний; снижение материнской и младенческой смертности, повышение уровня рождаемости.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития основные приоритеты социальной и экономической политики в период 2013 - 2020 годов включают распространение здорового образа жизни; внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения. В период 2013 - 2020 годов должно быть широко внедрено использование биотехнологий в различных областях медицины.»

«Задачи Программы

Глобальная задача превращения России в лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктует новые требования к системе здравоохранения. Решение поставленных в Программе задач является необходимым и достаточным условием для решения текущих проблем системы здравоохранения, что позволит также внести существенный вклад в решение глобальной задачи.

Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, изменение модели поведения с рискованной на менее рискованную обеспечивает не только профилактику инфекционных болезней, но и неинфекционных заболеваний, так, отказ от табакокурения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, коррекция и регулярный контроль поведенческих и биологических факторов риска неинфекционных заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях должны стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья.

Неинфекционные заболевания (болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, болезни органов дыхания и сахарный диабет) являются причиной более 80% всех смертей населения Российской Федерации, при этом 56% всех смертей обусловлены сердечно-сосудистыми заболеваниями. В основе развития неинфекционных заболеваний лежит единая группа факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем).

Всемирной организацией здравоохранения определены 7 ведущих факторов риска, вносящих основной вклад в преждевременную смертность населения России, среди которых: повышенное артериальное давление (35,5%), гиперхолестеринемия (23%), курение (17,1%), нездоровое питание, недостаточное употребление фруктов и овощей (12,9%), ожирение (12,5%), злоупотребление алкоголем (11,9%), низкая физическая активность (9%).

Факторы риска могут накапливаться у индивидуумов и взаимодействовать друг с другом, создавая множественный эффект: наличие нескольких факторов риска у одного человека повышает риск его смерти от болезней системы кровообращения в 5 - 7 раз.

На опыте многих стран (Финляндия, США, Великобритания, Новая Зеландия и др.) доказано, что модификация образа жизни и снижение уровня факторов риска могут замедлить развитие болезней системы кровообращения как до, так и после появления клинических симптомов.

Систематический анализ показывает, что за счет изменения образа жизни и характера питания можно снизить риск смерти от ишемической болезни сердца как в популяции, так и среди больных с этим заболеванием. Так, прекращение курения снижает риск, соответственно, на 35% и 50%, повышение физической активности - на 25% и 20 - 30%, умеренное потребление алкоголя - на 25% и 15%, изменение хотя бы 2 факторов в питании - на 45% и 15 - 40%.

Другой систематический анализ показывает, что лечение больных ишемической болезнью сердца и другими болезнями системы кровообращения лекарственными препаратами из группы антиагрегантов снижает риск развития осложнений у таких больных на 20 - 30%, бета-блокаторами - на 20 - 35%, ингибиторами АПФ - на 22 - 25%, статинами - на 25 - 42%.

Анализ причин существенного уменьшения смертности от болезней системы кровообращения во многих странах показал, что вклад оздоровления (изменения образа жизни) и снижения уровней факторов риска в уменьшение такой смертности составляет от 44% до 60%.

Факторный анализ причин, приводящих к высоким показателям заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности, показал, что влияние факторов группы А ((табакокурение, чрезмерное употребление алкоголя, избыточный вес тела, несбалансированность питания, другие факторы (производство, природная среда, жилище, влияние инфекционных канцерогенных факторов и др.)) составляет 65%, а факторы группы Б (несвоевременное выявление и лечение предраковых заболеваний, поздняя диагностика рака, отсутствие скрининга, отсутствие формирования и наблюдения за группами риска, нерегулярные профилактические осмотры населения, отсутствие диспансеризации групп риска, отсутствие онкологической настороженности врачей первичной сети, низкий уровень просветительской работы среди населения, недостаточная работа по мотивации населения для активного и сознательного участия в скрининговых мероприятиях, отсутствие единых программ скрининга на федеральном уровне) составляет 35%.

Основой пропаганды здорового образа жизни наряду с информированием населения о вреде потребления табака, нерационального и несбалансированного питания, низкой физической активности, злоупотребления алкоголем, наркотиками и токсическими веществами должно стать обучение навыкам по соблюдению правил гигиены, режима труда и учебы. При этом повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни должно сопровождаться созданием соответствующих для этого условий. Кроме того, приоритет должен быть отдан мерам не только своевременного выявления факторов риска и неинфекционных заболеваний, но и своевременной их коррекции.»

«Обобщенная характеристика основных мероприятий ПрограммыПодпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению.

Осуществленные в период 2006 - 2011 годов инвестиции и реализуемые в настоящее время региональные программы модернизации здравоохранения уже обеспечили значительный качественный сдвиг в области оснащения лечебно-профилактических учреждений современным оборудованием, совершенствования первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи, оказания населению специализированных, в том числе высокотехнологичных видов лечения, а также в области применяемых лекарственных препаратов.

Вместе с тем значительный потенциал дальнейшего повышения качества медицинской помощи будет обеспечиваться принимаемыми мерами по профилактике развития факторов риска хронических неинфекционных заболеваний за счет приверженности населения к здоровому образу жизни, раннему выявлению факторов риска главным образом неинфекционных заболеваний, а также ранней диагностике и лечению самих заболеваний. Без преобразований в сфере культуры здорового образа жизни и профилактики заболеваний не удастся добиться кардинального изменений показателей смертности и заболеваемости населения. Именно поэтому Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Эффективность мер профилактики неинфекционных заболеваний подтверждается позитивным опытом целого ряда стран, добившихся двукратного и более снижения смертности в течение 10 - 20 лет, главным образом, за счет эффективных и экономически в десятки раз менее затратных, нежели лечение, профилактических мер. Эффективность мер профилактики не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Позитивный опыт этих стран обобщен в документах ВОЗ и рекомендован к использованию. Неотложная необходимость реализации профилактических мер в Российской Федерации обусловлена широкой распространенностью факторов риска неинфекционных заболеваний практически во всех половозрастных группах населения, а также чрезвычайно высоким уровнем смертности от неинфекционных заболеваний, в несколько раз, особенно среди лиц трудоспособного возраста, превышающих уровень смертности в странах Западной Европы и Северной Америки.

По указанным причинам связанный с решением этих задач комплекс мер целесообразно выделить в обособленный элемент управления в сфере охраны здоровья, что в полной мере соответствует мировому тренду обеспечения не только своевременной и эффективной диагностики и лечения заболеваний, но и формирования здорового образа жизни населения посредством повышения его мотивации к этому и обеспечения комфортной среды обитания.

В соответствии с положениями Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается в том числе путем разработки и реализации федеральными органами государственной власти и органами государственной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации программ формирования здорового образа жизни, осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции, а также своевременного выявления неинфекционных заболеваний, в том числе посредством проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения.

Одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность реализации мероприятий Подпрограммы, является формирование в обществе понимания и принятия обществом культуры взаимных обязательств. Это понимание должно включать наличие не только обязательств со стороны государства по обеспечению охраны здоровья и государственных гарантий, но и обязательств граждан заботиться о собственном здоровье, соблюдать определенные нормы и правила. Такая культура в значительной мере должна повлиять на улучшение здоровья населения, обеспечив недопущение вреда здоровью или его коррекцию на самых ранних стадиях, что одновременно снизит темпы увеличения нагрузки на звено стационарной медицинской помощи и позволит направить дополнительные финансовые ресурсы на увеличение объема государственных гарантий оказания медицинской помощи в сложных медицинских случаях.

В этой связи формирование здорового образа жизни у граждан, в том числе у детей и подростков, должно быть существенным образом поддержано мероприятиями, направленными на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, снижения уровней факторов риска неинфекционных заболеваний. Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем, а также рациональное питание и наличие достаточного уровня физической активности, предотвращающих развитие ожирения. Помимо отказа от активного потребления табака, важно быть защищенным от пассивного курения, оказывающего патологическое действие на организм человека. Ведение здорового образа жизни, то есть отсутствие поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, является важнейшим условием снижения вероятности развития или уменьшения степени выраженности биологических факторов риска - артериальной гипертонии, повышения уровня холестерина и глюкозы в крови. В свою очередь это будет способствовать снижению вероятности развития или уменьшению степени выраженности заболеваний, связанных с атеросклерозом, являющихся основными причинами сверхвысокой смертности населения, особенно трудоспособного возраста (инсульт, инфаркт миокарда, хронические формы ишемической болезни сердца, осложненные сердечной недостаточностью).

Информирование населения о факторах риска для здоровья и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни должны осуществляться через средства массовой информации (телевидение, интернет, радио, печатные издания), наружную рекламу, произведения искусства (кино, театр, книги), учебники и учебные пособия. Особое место в этом процессе занимает социальная реклама, демонстрирующаяся в прайм-тайм на федеральных каналах телевидения. Информирование населения о факторах риска и мотивирование к ведению здорового образа жизни должны осуществляться с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу. Большое значение имеет не только пропаганда позитивного поведения, но и минимизация демонстрации на телевидении, в других средствах массовой информации, а также в произведениях искусства примеров нездорового образа жизни.

Одним из наиболее важных факторов для формирования здорового образа жизни является забота о здоровом питании. Комплекс мероприятий по обеспечению здорового питания и его профилактической роли сформулирован в Основах государственной политики Российской Федерации в обрасти здорового питания населения на период до 2020 года. В этом направлении предполагается сосредоточить усилия на мероприятиях, формирующих мотивацию к здоровому питанию на индивидуальном и популяционном уровне как через планируемый к созданию федеральный консультативно-диагностический центр "Здоровое питание", сеть консультативно-диагностических центров здорового питания в федеральных округах, так и через центры здоровья, кабинеты/отделения медицинской профилактики поликлиник, стационаров, санаторно-курортных учреждений. Также будет обращено особое внимание на регламентирование и контроль за соблюдением режима здорового питания в учреждениях дошкольного и общего образования.

Особое внимание в реализации программы по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни должно уделяться трудоспособному населению по причине высокой распространенности факторов риска и высокого уровня смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний.

Формирование здорового образа жизни у детей, подростков, молодежи и студентов в настоящее время имеет также особое значение, что обусловлено очень большой распространенностью среди них такого поведенческого фактора риска, как курение, а также высокой частотой выявления нерационального питания, избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности. Отдельного внимания заслуживает наркомания.

В настоящее время распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний не оказывает большого влияния на смертность непосредственно среди этих категорий населения. Однако в ближайшие 10 - 20 лет это приведет к выраженному возрастанию смертности от неинфекционных заболеваний среди лиц в возрасте 35 лет и старше. Необходимо также сосредоточить усилия на регламентировании и ужесточении контроля за соблюдением режима здорового питания в учреждениях дошкольного и общего образования, а также повышении мер ответственности за его несоблюдение.

Процесс повышения мотивации населения, в том числе детей и подростков, к ведению здорового образа жизни и созданию соответствующих для этого условий в соответствии с резолюцией Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям (апрель 2011 года) и резолюцией Генеральной ассамблеи ООН (сентябрь 2011 года) может быть обеспечен только на основе межведомственного многоуровневого взаимодействия с привлечением общественных структур при наличии определяющей роли у Министерства здравоохранения Российской Федерации. Межведомственное взаимодействие предполагает привлечение к реализации Подпрограммы федеральных министерств, служб и агентств, участвующих в информировании населения о факторах риска неинфекционных заболеваний и зависимостей, создании мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечению для этого соответствующих условий, а также осуществлении контроля за всеми этими процессами через проведение мониторинга. Кроме того, к реализации Подпрограммы могут быть привлечены различные общественные и религиозные организации. Многоуровневое взаимодействие, в первую очередь, предполагает кооперацию с настоящей Подпрограммой целевых программ профилактики заболеваний субъектов Российской Федерации, которые они должны разрабатывать в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Важнейшим условием эффективности мер по формированию здорового образа жизни населения является наличие функционально взаимосвязанной системы по диагностике и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний в рамках не только первичной медико-санитарной помощи, но и специализированной медицинской помощи, включая помощь в санаторно-курортных организациях. В основе этой системы должна быть полноценная инфраструктура, включающая в себя центры медицинской профилактики, центры здоровья, центры медицинской реабилитации, кабинеты/отделения медицинской профилактики, медицинской реабилитации поликлиник и стационаров, обслуживающих городское и сельское население, а также санаториев.

Необходимым компонентом Подпрограммы является мониторинг за состоянием питания и здоровья населения, который обеспечит возможность оценить масштабы нарушения принципов здорового питания, а также их связь с основными неинфекционными заболеваниями.

Подпрограмма предусматривает совершенствование системы мер по снижению количества лиц, зараженных инфекционными заболеваниями, включая:

- реализацию Национального календаря прививок;

- профилактику ВИЧ, вирусных гепатитов B и C.

Одними из наиболее важных задач в рамках развития медицинской профилактики и диспансеризации населения являются задачи по выявлению злокачественных новообразований на I - II стадиях заболевания, а также организации дифференцированных скрининговых исследований в субъектах Российской Федерации в зависимости от уровня распространенности туберкулеза.

Подпрограмма также предусматривает совершенствование существующих механизмов обеспечения качественными и безопасными лекарственными препаратами значительной части населения, вместе с тем, безусловно, особое внимание будет уделяться отдельным категориям граждан.

Одним из возможных направлений повышения доступности медицинской помощи является проведение с 2014 года пилотных проектов в отдельных регионах с целью определения возможностей оптимизации медицинской помощи в амбулаторных условиях и повышения доступности для пациентов необходимых лекарственных препаратов. На основе результатов пилотных проектов в нескольких субъектах Российской Федерации возможно принятие объективных и взвешенных решений о дальнейшем совершенствовании системы лекарственного обеспечения.

Данные преобразования будут отражены в Стратегии лекарственного обеспечения граждан до 2025 года.

В первый период реализации Подпрограммы до 2015 г. должно быть осуществлено внедрение порядков и стандартов медицинской помощи.

Во второй период (2016 - 2020 годы) будет осуществляться поэтапное внедрение экономически обоснованной саморегулируемой системы управления качеством медицинской помощи.

»

e.120-bal.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность