Введение. Одной из составляющих здорового образа жизни является


Введение

Формирование здорового образа жизни

Реферат по дисциплине Валеология

Подготовила студентка 36 группы 2 курса Милютина Е.С.

Проверил

Шапиро Ю.О.

Витебский Государственный медицинский университет

Витебск - 2012

Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.

Занятия физкультурой - одна из основных составляющих здорового образа жизни

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Основы физического здоровья

Движение является жизненной необходимостью человека, особенно в молодом возрасте. Органы и системы человека при правильно организованных движениях развиваются и укрепляются, при чрезмерной работе ослабевают, а при длительном отсутствии движения - атрофируются. Поэтому очень важно, чтобы движения, особенно в детском и юношеском возрасте, становились все более совершенными и способствовали повышению сопротивляемости организма вредным влияниям окружающей среды.

Недостаток движения - гипокинезия, или гиподинамия - вызывает целый комплекс изменений в жизнедеятельности организма. Причины гипокинезии могут быть объективными (физиологическая, профессиональная, клиническая) и субъективными (привычно-бытовая, школьная, климатогеографическая). Последствия гипокинезии выражаются в том, что функциональные системы жизнеобеспечения (дыхание, кровообращение, пищеварение, терморегуляция, выделение, дыхание и др.), работающие на движение, все в меньшей степени востребуются в своих максимальных возможностях. Снижение уровня функционирования системы ведет к атрофии или дистрофии ее тканей с уменьшением функциональных резервов, а снижение двигательной активности человека в целом ведет к компенсаторной перестройке всех сторон обмена веществ и выключает конечное звено стрессовой реакции - движение, что в свою очередь ведет к напряжению центральной нервной системы и переходу в дистресс.

Гиподинамия вызывает заметные изменения в иммунной системе организма и терморегуляции. Особого внимания заслуживает роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей, терморегуляция которых осуществляется за счет высокого уровня двигательной активности. Ограничение последней заставляет в целях профилактики переохлаждения повышать внешнюю температуру.

studfiles.net

Контрольные вопросы

1. Гомеостаз это....

2. Организм это....

3. Почему кости детей более эластичны и упруги?

4. Посредством чего кости скелета соединяются между собой?

5. К какому виду мускулатуры относятся скелетные мышцы?

6. Сколько мышц насчитывается у человека?

7. Какие волокна мышц обладают более быстрой сократительной способностью?

8. На что расщепляется гликоген при анаэробных процессах образования энергии?

9. Что образуется при окислении углеводов и жиров?

10. Какой процесс энергообразования обладает большими возможностями во времени?

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

1. Здоровый образ жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья Основные понятия

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, обеспечивающего полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций (а не только отсутствие болезней).

Физическое здоровье это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием психических отклонений и обеспечивающее адекватную регуляцию поведения в окружающих условиях.

Социальное здоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Здоровый образ жизни единство всех форм и способов жизнедеятельности личности, ее условий и факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Здоровье человека как ценность. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.

Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам (В.И. Дубровский).

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

К факторам, определяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие: режим труда и отдыха, рациональное питание, здоровый сон, активная мышечная деятельность, закаливание организма, профилактика вредных привычек, знание требований санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психофизическая регуляция.

Рассмотрим вышеперечисленные факторы, определяющие здоровый образ жизни, более подробно.

Режим труда и отдыха

Труд – основа режима здорового образа жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда, вызывающем якобы «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат, на весь организм человека в целом. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояние полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха).

Режим сна

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И.П. Павлов указывал, что сон – это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна, необходимо за 1 – 1.5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2 – 2.5 ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время – это способствует быстрому засыпанию.

Активная мышечная деятельность (физическая нагрузка)

Мышечная деятельность является непременным условием развития двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его жизнедеятельности. Значение мышечной деятельности в биологии и физиологии человека настолько велико, что ее совершенно справедливо расценивают как главенствующий признак жизни.

Природа в болезнях нашего сердца, как правило, ничуть не виновата. Научно-технический прогресс вовсе не лишает человека физической активности, а, напротив, предоставляет ему возможность делать это в самой целесообразной и концентрированной форме – в форме физической культуры.

Это в первую очередь относится к молодежи, так как известно, что причины большинства заболеваний взрослого населения, особенно сердечно-сосудистых, формируются в подростковом и юношеском возрасте.

Известно, что после 25 лет максимальное потребление кислорода снижается каждые 10 лет на 8%, что обусловлено главным образом ограничением физической активности. У физически же активных людей этот показатель может ограничиться 4%, т.е. у них тормозятся процессы старения. Регулярное использование средств физической культуры с целью медицинской реабилитации позволяет снизить число хронических заболеваний на 15-25%, а также обращаемость за медицинской помощью в 2-4 раза по сравнению с остальной частью населения. В механизме адаптации к физическим нагрузкам имеют значения усиленное образование метаболитов и гормонов, а также адаптивный синтез белка. Благодаря этому увеличивается функциональная мощность работающих клеточных структур, что указывает на переход от срочной к устойчивой, долговременной, неспецифической адаптации. Специальные исследования показали, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, быстро развивается утомление, апатия и безразличие к выполняемой работе, человек становится раздражительным, вспыльчивым.

Почему именно физические упражнения являются в этом случае самым лучшим «лекарством» от утомления? Дело в том, что импульсы от опорно-двигательного аппарата резко повышают тонус клеток коры головного мозга за счет улучшения в них обменных процессов.

Физическая нагрузка, повышая окислительные, обменные процессы в организме, задерживает развитие атеросклероза. Врачебные наблюдения показывают, что атеросклероз сосудов головного мозга, сосудов, питающих мышцы сердца, у людей физического труда, а также у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, встречается сравнительно редко, как и повышенное содержание холестерина в крови.

Тонус и работоспособность головного мозга поддерживается в течение длительных промежутков времени, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы на лыжах, бега, катания на коньках и многих других физических упражнений, выполняемых ритмично с умеренной интенсивностью.

Ежедневная утренняя гимнастика – обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать такой же привычной, как и умывание по утрам.

Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1.5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0.5 – 1 км медленным прогулочным шагом, затем столько же – быстрым спортивным шагом и т.д.

studfiles.net

Здоровый образ жизни и его составляющие

скачать 10 класс

Тема: Здоровый образ жизни и его составляющие.

Цель урока: дать представление о здоровом образе жизни. Изучить основные критерии, понятия, определения здоровья. Сформировать знания о факторах определяющих здоровый образ жизни

Ход урока.

  1. Организационная часть.
  1. Сообщение темы, цели урока: (1слайд)
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и самостоятельно сформулировать тему урока
  1. Что бы вы в первую очередь пожелали своим близким родственникам?
  2. Что бы вы пожелали себе?
  3. Что вы никогда не пожелаете своим врагам?
  4. Ответы учащихся. (2 слайд)
  1. Мотивация учебной деятельности
Учитель: В последнее время на уроках в школе, в обыденной жизни много говорят, а на страницах газет и журналов много пишут о здоровом образе жизни. Почему же столько внимания уделяется этому вопросу? Причин довольно много.

(3 слайд.) Целый ряд факторов неблагоприятно влияет на наше здоровье: (Прочитайте на экране).

  • эмоционально-психические нагрузки с резко пониженной физической активностью,
  • избыточное и несбалансированное питание,
  • непростая экологическая ситуация, сложившаяся во многих регионах нашей страны,
  • широкое распространение вредных привычек,
  • нерациональная организация быта.
(4слайд). Наша с вами задача, в ходе урока, выяснить: какие существуют возможности ослабить неблагоприятные воздействия на организм, а значит сохранить и укрепить своё здоровье.

(5 слайд). Сообщение целей урока.

Сегодня мы проведём урок в форме конференции. (6 слайд). Во время конференции вы узнаете много новых для вас знаний о здоровье и здоровом образе жизни, встретитесь с интересными людьми, специалистами в различных областях знаний им вы можете задавать интересующие вас вопросы. Все полученные знания предлагаю вам фиксировать в своих тетрадях.

Итак, начинаем нашу конференцию по теме: «Здоровый образ жизни и его составляющие».

  1. Основная часть
  1. Изучение нового материала.
Учитель: По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье человека и

общества в целом, имеют следующее соотношение: (7 слайд).

  1. 20 % - экология
  2. 20 % - генетика
  3. 10 % - медицина
  4. 50 % - образ жизни
(8 слайд). Здоровый образ жизни - это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия.

Определение «Здорового образа жизни записать в тетрадях».

Здоровый образ жизни позволяет избежать коренных перемен в укладе жизни человека при возникновении болезней и отдаляет их наступление. (9 слайд).

3. Работа с учебником.

Найдите в «учебнике Основные составляющие здорового образа жизни» и запишите их в тетрадях: (10 слайд).

  1. режим дня
  2. личная гигиена
  3. здоровое питание
  4. физическая, двигательная активность
  5. закаливание
  6. отсутствие вредных привычек.
4. Объяснение нового материала методом рассказа сопровождающегося мультимедийной презентацией (выполняют учащиеся)

Одной из составляющей частей здорового образа жизни является соблюдение режима дня. (11 слайд). С режимом дня нас познакомит биолог _______________________________. Он расскажет о том, почему важно соблюдать режим. Слушаем внимательно, задаем вопросы.

(Приложение 1) .

Большую роль для здоровья человека играет закаливание. (17 слайд). О том, что такое заливание и какие виды закаливания бывают, нам расскажет специалист по фитнесу ____________­­­­_______________.

Приложение (2).

Почему люди должны активно двигаться. Какое влияние оказывает движение на здоровье человека? (23 слайд). На эти вопросы нам поможет ответить еще один специалист по фитнесу ______________________.

Приложение (3)

Конференцию продолжают специалисты наркологи. (24 слайд) Которые расскажут о пагубном влиянии на здоровье человека вредных привычек: курение, алкоголь, наркомания.

Приложение (4)

(32 слайд). Следующей составляющей здорового образа жизни мы записали «личную гигиену». (33 слайд). Личная гигиена включает в себя:

  • гигиену жилища;
  • гигиену питания, воды;
  • гигиену одежды;
  • гигиену кожи.
О гигиене кожи нам с вами расскажет косметолог ___________________________________.

(Приложение 5).

(34 слайд). О здоровом питании вам расскажет специалист диетолог ___________________ .

(Приложение 6)

5. Закрепление изученного материала методом тестирования.

Учитель: теперь мы можем ответить на наш главный вопрос урока. (35 слайд) Какие существуют возможности ослабить неблагоприятные воздействия на организм, сохранить и укрепить своё здоровье?

(Ответ учащихся: Соблюдать режим дня, следить за личной гигиеной, здоровое питание, физическая активность, отдых, закаливание, отказаться от вредных привычек).

Учитель: Для того чтобы проверить себя как вы усвоили, новую тему, (36 слайд) я предлагаю вам выполнить проверочный тест по теме «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни».

Тест по теме «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни».

1. Из приведённых определений здоровья выберите те, которые приняты всемирной организацией здравоохранения (воз):

а) здоровье человека - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;

б) здоровье человека - это отсутствие у него болезней и физических недостатков;

в) здоровье человека - это отсутствие у него болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом.

2. Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что здоровье человека на 50% полностью зависит от:

а) экологических факторов;

б) образа жизни;

в) состояния муниципального медицинского обслуживания населения;

г) наследственности.

3. Одной из составляющих здорового образа жизни является:

а) курение и употребление алкоголя в небольших количествах.

б) малоподвижный образ жизни;

в) небольшие и умеренные нагрузки;

г) оптимальный уровень двигательной активности;

4. Режим жизнедеятельности человека — это:

а) индивидуальная форма существования человека в условиях среды обитания

б) система деятельности человека в быту и на производстве;

в) установленный порядок работы, отдыха, питания и сна.

5) Все продукты питания могут быть поделены на группы:

а) минеральные и искусственные;

б) мясные и молочные;

в) животного и растительного происхождения;

Ключ к тесту 1)- а; 2)- б; 3)- г; 4)- а; 5)- в;

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Анализ учебной деятельности учащихся.
  3. Мотивация и выставление оценок.
  4. (42 слайд) Домашнее задание.
§____ стр. ____ скачать

nenuda.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность