Доклад на тему: "Формирование навыков ЗОЖ старших школьников с умственной отсталостью". Доклад формирование навыков здорового образа жизни у школьников


Формирование навыков здорового образа жизни у школьников Свежие рефераты mirrorref.ru

Работа добавлена:

2017-03-13

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников на http://mirrorref.ru

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников

Общие принципы

Введение

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия

Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач всего народа. Но, несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся удовлетворять нас не могут. Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам позволяют определить наиболее распространенные среди детей болезни: ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхит, воспаление легких, инфекционные заболевания, кариес зубов, травмы, аллергические заболевания, нарушение осанки, невротические реакции, снижение остроты зрения и другие нарушения состояния здоровья.

Важно подчеркнуть, что в жизни ребенка достаточно часто возникают ситуации, в которых еще более четко выражена необходимость в знании в области медицины. Основное направление, в котором необходимо осуществлять исследование этой проблемы, состоит в том, чтобы найти и разработать такие средства, которые были бы доступны детям школьного возраста.

На основании вышесказанного можно сформулировать цель нашей работы - рассмотреть роль педагогического коллектива в организации и проведении работы по формированию здорового образа жизни и профессиональных заболеваний среди детей и подростков.

1. Общие принципы формирования навыков здорового образа жизни у

школьников

Привитие школьникам навыков здорового образа жизни - залог сохранения и укрепления здоровья, предохранения от болезней. Правила здорового образа жизни, должны быть усвоены в детстве и закреплены до автоматизма. В этих случаях они будут выполняться в течение всей жизни.

Школьник приобретает навыки здорового образа жизни, подражая старшим членам семьи. Поэтому необходимо, чтобы взрослые сами знали правила здорового образа жизни и выполняли их. Этого, однако, мало. Дополнительными источниками знаний и навыков о правилах здорового образа жизни является гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей со стороны семейного врача, учителей.

Большинство навыков здорового образа жизни входит в режим дня.

Современная школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Сегодня оно ухудшается при переходе из класса в класс, в результате чего к моменту окончания школы более чем у 40% учащихся выявляются те или иные хронические заболевания и еще у 36% -- морфофункциональные отклонения. В связи с этим до 35% учащихся имеют различные ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. Помимо объективных причин, такая ситуация объясняется недооценкой в практической работе по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

Как показывают результаты исследований, более чем у половины школьников не закреплены целесообразные для их возраста элементарные навыки здорового образа жизни: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены, хотя уже в 11-летнем возрасте школьник должен понимать отдаленные последствия своего поведения для здоровья, а в 13 лет -- уметь принять правильное решение в ситуациях, связанных с угрозой для своего физического и психического благополучия.

Современные требования к формированию здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию детей и подростков и укреплению их здоровья включают в себя: поддержание безопасной среды в школьном здании; организацию медицинского обслуживания школьников, обеспечивающего постоянный контроль за состоянием их здоровья; наличие программы гигиенического воспитания, интегрированной в школьную образовательную программу; четко определенную позицию школы по отношению к основным аспектам образа жизни -- питанию, курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ, двигательной активности и т.д.; медицинское обслуживание педагогов и создание в школе условий для сохранения и укрепления их здоровья; профессиональную подготовку учителей к работе по гигиеническому обучению и воспитанию детей; гигиеническое просвещение детей семейными врачами и врачами педиатрами; связь школы и поликлиники с семьей и общественностью в работе по укреплению здоровья детей.

2. Способы формирования навыков здорового образа жизни у

школьников

2.1 Закаливание

Особое внимание следует обратить на часто болеющих детей. Практика показывает, что закаленными могут стать все школьники. Закаливание имеет не только оздоровительное, но и большое воспитательное значение. Ребенку нужно прилагать регулярно определенные усилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок видит конкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а теперь 19 градусов - теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниями водного термометра. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, личных интересах и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах. В классе на уроке природоведения учителю вполне уместно и полезно обсудить с детьми, как они практически закаливают свой организм и что им это дает. В убеждении детей проводить целенаправленное закаливание могут помочь интересные примеры из жизни выдающихся людей.

2.2 Вредные привычки

Гораздо более серьезного внимания требуют дурные и вредные для здоровья привычки, формирование которых подчас происходит в школьном возрасте. Это употребление алкоголя и чаще курение. Почему же начинают курить школьники?

Ученые, исследовавшие этот вопрос, пришли к выводу, что на первом месте (около 30% всех школьников, начавших курение) нужно поставить влияние товарищей, одногодок или старших ребят. Курение взрослых в присутствии детей создает у них представление о курении, как о норме поведения. Школьники скорее приобщаются к вредной привычке. Вторая причина курения - любопытство, интерес. На третьем месте стоит желание подражать взрослым: уважаемому учителю, мастеру, родителям, известным киноактерам и др.

Наиболее важным представляется направление наших усилий на то, чтобы дети не начинали курить. Разъяснение вреда курения должно идти со строгим учетом возрастных особенностей. На детей действуют увещевания, что продолжительность жизни курящего сокращается, что возможен рак. Позиция должна бать совершенно четкой: на детский растущий организм табак действует сильнее, он гораздо опаснее для ребенка, чем для взрослого. Говоря об особом вреде табака для растущего организма, нужно подчеркнуть, что курение мешает хорошей учебе - слабеет память, нередко вместе нарушается зрение. Детям обязательно нужно разъяснить, что от курения очень трудно отучиться. Важно создать «противотабачный климат» в школе, интернате и т.д. Этому, как уже было сказано, значительно помогает спорт, занятость детей разными интересными делами.

Другая чрезвычайно вредная для здоровья человека привычка - употребление алкоголя. Это привычка также имеет сложные социально-экономические, биолого-социальные и педагогические аспекты. Своеобразная «положительная» установка на алкоголь может возникать у детей даже из тех семей, где бытовое пьянство сопровождается скандалами. Наблюдая подобные явления, у детей формируется представление на такие явления, как на «норму» поведения. Отрицательное отношение к алкоголю формируется у детей из семей, в которых он не употребляется, и в семьях, где алкоголь приносит несчастья, является бедой. В противоалкогольном воспитании ведущая роль принадлежит семье, поэтому школа должна дать родителям четкие установки:

- ни в какие дни, ни в каком виде, ни в самых малых дозах не давать детям алкогольные напитки;

- в семьях должна быть четкая установка: алкоголь - враг здоровья, алкоголь - враг учебы, алкоголь - враг спорта;

- алкоголь (во всех видах) крайне вреден для детского растущего организма.

Считаем важным в беседах с детьми, даже при объяснении им, скажем, результатов опытов, ни в коем случае не ограничиваться только медицинской стороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты.

2.3 Режим труда и отдыха

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. Влияние учебной нагрузки на работоспособность и функциональное состояние организма младших школьников. - В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.

Для ребенка важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в «долгий ящик».

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

2.4 Режим сна

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности. Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее чем за 2-2,5ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. Нельзя спать в верхней одежде, не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

2.5 Физическая нагрузка

Для умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У детей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе. Физкультура и спорт весьма полезны, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную системуДембо А.Г. Врачебный контроль в спорте.

Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих сидячий образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему При отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 15 км., меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы : 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.

2.6 Рациональное питание

Рациональное питание чрезвычайно важно для растущего, постоянно изменяющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальному физическому и нервно-психическому развитию, улучшению работоспособности.

У ребенка к окончанию начальной школы должны быть определенные знания и стойкие навыки по гигиене питания.

Первый и самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые для его развития компоненты. Таких компонентов шесть: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Рост детского организма обеспечивается образованием клеток и тканей, что происходит главным образом за счет белка. Белки - структурные элементы, служащие основой многих тканей, поэтому раньше их называли «кирпичиками» тела. Однако на этом их роль далеко не заканчивается.

Ребенок должен получать в сутки от общего количества белка 60% белка животного происхождения. Малокровие, задержка роста, чрезвычайно слабая сопротивляемость болезням, особенно инфекционным, - результат резкой белковой недостаточности.

Жиры и углеводы - основные источники энергии, а суточная потребность организма в них, выраженная в килокалориях в день, для детей 7-10 летнего возраста - 2300 ккалл/в день. Углеводы - не только источники энергии для мышечной деятельности организма, они выполняют и другие функции, например, входят в состав нуклеиновых кислот, мембран клеток, служат резервом питательных веществ в организме. Углеводы поступают в организм ребенка с продуктами растительного происхождения (картофель, мука, крупа, овощи, фрукты, ягоды). В рационе школьника основным углеводом является крахмал.

Минеральные соли являются четвертым необходимым ингредиентом. Как правило, человек получает с пищей все необходимые минеральные вещества, за исключением хлористого натрия, или поваренной соли, без которой многие блюда кажутся невкусными, а подчас несъедобны.

Витамины - обязательная составная часть пищевого рациона. Учащиеся начальных классов, как правило, знают о важности витаминов для жизнедеятельности организмов. Вода не менее важна для организмов, чем белки и витамины. Человек в течение нескольких недель может прожить без пищи, а без воды гибель наступает через 3-4 суток. Для ребенка одинаково вредно как недостаточное, так и избыточное потребление воды. Специалисты обычно рекомендуют такое распределение общего объема пищи в течение суток при четырехразовом питании: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15% и ужин - 25%.

3. Роль педагогов в формировании навыков здорового образа жизни и

профилактики заболеваний у школьников.

В воспитании здорового школьника важен тесный контакт и содружество всех учителей в проведении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей. При составлении плана работы школы, секции (объединения) классов учителем учитывается работа врача и медицинской сестры, их выступление перед родительской или детской аудиторией

Тесный контакт учителей, детей и их родителей позволяет решать две взаимосвязанные проблемы: проблему воспитания здорового школьника. Однако еще не во всех школах налажен такой тесный контакт. Дети во всем должны чувствовать содружество педагогов. Учитель должен быть лично знаком с доктором, медицинской сестрой, обслуживающими учащихся его класса. Если в классе есть дети с серьезными нарушениями здоровья, хроническими заболеваниями, желательно выяснить некоторые особенности воспитания этих детей, вместе продумать индивидуальный режим для них.

Задача педагога состоит в том, чтобы убедить родителей в необходимости затратить энергию и время на то, чтобы у ребенка рабочее место соответствовало рекомендуемым нормам, ежедневно потратить 5-6 минут на целенаправленное закаливание и личную гигиену ребенка, 10-15 минут на его физическое совершенствование, 2-3 минуты на формирование правильной посадки. Ведь даже если провести небольшой подсчет времени, то небрежное отношение к здоровью ребенка обернется куда большей затратой времени - хождение к врачам, лечение, а потом «догнать» пропущенные занятия. Во время обучения в школе основным средством гигиенической подготовки родителей служат родительские собрания, лекции по гигиене, специальная литература. Во многих школах родителей школьников сначала собирают вместе для общей беседы, а затем родители расходятся по кабинетам. В некоторых школах можно наблюдать хорошо организованные родительские лектории, для чтения лекций приглашаются высокой квалификации специалисты: ревматологи, нефрологи и др. Специалист, например, подробно рассказывает о ревматизме, дает очень дельные советы. Но это важно лишь для небольшой группы родителей, вот для них и нужно проводить такую углубленную беседу.

Индивидуальная беседа при посещении родителями школы или при знакомстве учителя с домашними условиями ребенка имеет неоценимое значение. Педагогический работник может дать конкретные советы по устройству рабочего места школьника, организации закаливания, физического воспитания. При такой беседе педагог и родители могут легче найти решение того или иного трудного вопроса по режиму дня, созданию гигиенических условий в семье и т.п. Весьма эффективной формой достижения единства требований в воспитании здорового ребенка является информация родителей о прошедшей беседе, посвященной вопросам гигиенического воспитания.

Заключение

Что же конкретно может сделать учитель для воспитания здорового школьника? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам процесс взаимодействия со школьником: это беседы на актуальные темы, смена различных видов учебной деятельности школьников, ее активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены - все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с деятельностью школ и учителей.

Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, физиологии и школьной гигиены осуществляет индивидуальный подход в общении с ребенком детей, бережно относится к его ранимой психике. Зная психологические особенности детей, условия их быта, владея необходимыми медицинскими знаниями и педагогическим мастерством, взрослый может и должен быть основным «воспитателем здоровья» ребенка.

Во-вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении отвечающего гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды.

В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом медицинского работника и родителей, что содействует раннему или более успешному лечению ребенка.

В-четвертых, учитель оказывает неоценимую помощь медицинским работникам в проведении медицинских осмотров, профилактических мероприятий (прививок, например), в контроле за лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями и др.

В-пятых, педагогический коллектив школы способен организовать наглядные агитационные средства по пропаганде здорового образа жизни, проводить тематические беседы, встречи со специалистами и т.д.

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников на http://mirrorref.ru

Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Формирование понятия здорового образа жизни младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

2. Гигиенические принципы здорового образа жизни лиц, с учетом возраста. Режим труда и отдыха. Гиподинамия, ее последствия и профилактика: Физиологические основы здорового образа жизни

3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

4. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами социально – культурной деятельности и создать программу «Путешествие в страну Здоровья»

5. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

6. Концепция здорового образа жизни

7. Составляющие здорового образа жизни

8. Древние о мудрости здорового образа жизни

9. Значение полноценного сна для здорового образа жизни: урок

10. Физическая рекреация в контексте здорового образа жизни

mirrorref.ru

Доклад на тему "Система работы классного руководителя по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

ДОКЛАД

на тему:

«Система работы классного руководителя

по формированию у учащихся

навыка здорового образа жизни».

Подготовила:

Захарова А.Б.

учитель начальных

классов

2017

Культура здоровья человека – показатель его общей культуры. В современных требованиях к выпускнику общеобразовательной школы культура здоровья рассматривается как один из компонентов личности.

Здоровый образ жизни – такой образ жизни, который обеспечивает сочетание полноценной биологической и социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы, отдельных людей в конкретных условиях жизни и который предполагает дальнейшее развитие общества.

В законе РФ «Об образовании» (ст. 51) сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся»

Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей.

По формулировке академика Ю.П. Лисицына – "Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья".

При анализе статистических данных здоровья учащихся начальных классов было выявлено, что только 10 % детей являются здоровыми, основная же масса имеет нарушения здоровья различной степени и хронические заболевания.

Поэтому одним из основных направлений работы классного руководителя считаю формирование у учащихся навыков здорового образа жизни. Для этого необходим выбор правильных форм и эффективных методик, которые подойдут именно моим ученикам.

Физкультурно–оздоровительное воспитание – одно из приоритетных в формировании представлений о здоровом образе жизни. Его составляющими являются:

  1. Организация рационального режима дня.

  2. Организация рационального режима питания.

  3. Здоровый психологический климат в классе и школе.

  4. Культура движений.

  5. Активный развивающий отдых.

При планировании работы по организации рационального режима дня среди учащихся самое главное – чтобы у каждого ребёнка сложилось представление, как организовать рабочий день таким образом, чтобы снять усталость и лишнее напряжение. Как форму работы при этом можно использовать составление индивидуального режима дня «Я расту здоровым», отслеживание его выполнения.

При организации рационального режима питания возникает проблема: многие дети имеют низкое представление о правильном питании и полезности тех или иных продуктов, вследствие чего плохо едят в столовой. Моя задача состоит в том, чтобы научить кушать всех и все приготовленные блюда, не забывая при этом о воспитании культуры поведения в столовой. Для этого проводятся классные часы, например, «Кто хорошо жуёт – тот хорошо живёт». На уроках технологии рассказываю о продуктах, их свойствах и влиянии на организм, дети могут составлять меню на день или неделю, используя полученные знания.

Для поддержания здорового психологического климата в классе и школе первоначально должен быть проведён мониторинг психического здоровья детей (адаптация к школе, выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению). Учитель должен выстроить индивидуально-личностную траекторию воспитания каждого ребёнка в классе, придумать формы и методы воспитательной работы, учитывая эти исследования. Здесь возможно проведение таких мероприятий: беседы «Быть здоровым, значит быть красивым», «Правила поведения в школе и на улице», классный час «Мы – за здоровый образ жизни», минутки безопасности.

infourok.ru

"Формирование навыков ЗОЖ старших школьников с умственной отсталостью"

МКОУ «Семеновская школа – интернат»

Доклад на тему:

«Формирование навыков ЗОЖ старших школьников

с умственной отсталостью»

Выполнила:

воспитатель группы 8 – 9 классов

Румянцева

Алевтина Николаевна

г. Семенов – 2016 г.

Здоровье нации во многом зависит от образа жизни – характера повседневной жизни людей. Человек живет так, как воспитан и образован, как складывается его духовный и материальный мир. Во многом характер жизни людей зависит от исторических и национальных традиций народа: в труде, в быту, в использовании свободного времени, в удовлетворении духовных и материальных потребностей, в участии в политической и общественной жизни. В современном мире прочно укрепилось понимание того, что нездоровье человека кроется в его образе жизни. Появилось новое, современное представление о жизни, согласно которой досуг уже не является подготовкой к новому рабочему дню, а рассматривается как самостоятельная социальная ценность. В формирование здорового образа жизни граждан активно включились различные государственные институты, конституционные права и свободы сочетаются с коррекцией индивидуальных предпочтений. В развитых странах идет активный поиск общенациональной модели образа жизни, новых форм социального действия и социального поведения.

Здоровье детей и подростков является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны и является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается стойкая тенденция ухудшения здоровья учащихся. За время обучения в школе около 70% функциональных расстройств у детей переходят в стойкую хроническую патологию, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, увеличивается уровень заболеваемости неинфекционными болезнями дыхательной, сердечно - сосудистой, пищеварительной, эндокринной, опорно-двигательной систем. Ухудшается уровень как физического, так и психического здоровья молодых людей. Резко возрастает заболеваемость инфекционными болезнями, в том числе ВИЧ/СПИД.

Сложившаяся ситуация обусловлена рядом факторов, связанных с образом жизни и с окружающей средой. Неблагоприятная экологическая обстановка в районах проживания и обучения оказывает негативное влияние на здоровье учащихся, существенно повышая их заболеваемость и снижая потенциальные возможности образовательного процесса.

Неблагоприятные социальные и материальные условия жизни большой части детей играют значительную роль в ухудшении показателей здоровья, это и психосоциальная дезадаптация, и увеличение стрессовых ситуаций, и повышение социально-значимых заболеваний (курение, алкоголизм, наркомания). Причинами ухудшения здоровья являются так же и малоподвижный образ жизни, который ведут учащиеся, несбалансированное питание детей, низкая ориентация на поддержание здоровья.

Именно потому в Национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущей выдвигается задача сохранения здоровья подрастающего поколения, ибо «…состояние здоровья подрастающего поколения важный показатель благополучия общества и государства отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее».

Именно школа, является неотъемлемым элементом внешней среды, оказывающим воздействие на рост, развитие и здоровье ребёнка, и должна сформировать у учащихся потребность в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

Одним из главных компонентов, определяющих здоровьесберегающий потенциал школы, является адекватность форм и методов обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей. Весь учебно-воспитательной процесс, осуществляемый в школе, соответствует возрастным анатомо-физиологическим возможностям школьников, а в условиях специальной коррекционной школы и способствует преодолению и ослаблению недостатков психического и физического развития учащихся.

Знания, умения и навыки, которые получают учащиеся в процессе школьного образования, формируют здоровье ребёнка, его сознательное отношение к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни. Ученики начинают сами заботиться о своём здоровье, у них формируется установка на сохранение своего здоровья.

Давным – давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет детям совершенно также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только они не знают, что для этого надо делать. «Объясни им, и они будут беречься».

В условиях специальной (коррекционной) школы эта задача является наиболее актуальной, так как многие из детей воспитываются в неблагополучных семьях, где крайне мало внимания уделяется охране их здоровья, физическому развитию, обучению основным гигиеническим навыкам. Положение усугубляется тем, что многие из школьников неадекватно завышено, оценивают состояние своего здоровья, и, как следствие этого, плохо заботятся о собственном организме. Кроме того, в силу особенностей развития личности детей с интеллектуальной недостаточностью, главным образом у которых страдает интеллектуальная деятельность и наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в виде эмоциональной возбудимости, колебаний настроения, нарушений контакта с окружающими, неустойчивостью интересов, сформировать у данных учащихся убеждения, установки и ценности очень тяжело, и на это требуется гораздо больше времени. Поэтому очень важно в школе воспитывать у таких детей сознательное отношение к сохранению и укреплению здоровья, формировать у них установку на здоровый образ жизни.

Таким образом, учитывая специфику развития учащихся, для общего развития детей, усвоения ими определённых знаний, умений и навыков, формирования у них установок и убеждений, в школе осуществляется коррекционно-направленное воспитание и обучение, обеспечивающее создание благоприятных условий, способствующих укреплению и сохранению здоровья учащихся.

В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

- рациональный режим труда и отдыха;

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- соблюдение правил личной гигиены;

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ).

Но главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. А для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и формирование установки на здоровый образ жизни. В условиях специальной (коррекционной) школы эта задача является наиболее актуальной, так как многие из детей воспитываются в неблагополучных семьях, где крайне мало внимания уделяется охране их здоровья, физическому развитию, обучению основным гигиеническим навыкам. Положение усугубляется тем, что многие из школьников неадекватно завышено оценивают состояние своего здоровья, и, как следствие этого, плохо заботятся о собственном организме. Поэтому очень важно в школе воспитывать у таких детей сознательное отношение к сохранению и укреплению здоровья, формировать у них установку на здоровый образ жизни.

Чтобы решать задачу формирования здорового образа жизни, надо хорошо знать характерные особенности развития личности ребенка с проблемами в развитии.

В школе обучаются дети с проблемами в развитии, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной сферы и эмоционально-волевой сферы ребенка. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции. Причины поражения коры головного мозга ребенка могут быть различны. Это зависит от того патогенного (вредоносного) фактора, который вызвал поражение. К таким факторам обычно относят: кислородную недостаточность мозга (в периоды внутриутробного развития, родов или после рождения), травмы мозга (родовые, внутричерепные кровоизлияния), воспаления мозга или мозговых оболочек, различные токсические воздействия, вирусные инфекции, некоторые лекарственные препараты, употреблявшиеся матерью во время беременности, хронический алкоголизм родителей или их наркомания, особенно матери, некоторые эндокринные заболевания, хромосомные нарушения, наследственные заболевания без хромосомных нарушений и др. Определенную роль играют радиация и все ухудшающиеся экологические условия.

В настоящее время установлено, что среди всех детей, страдающих таким отклонением в развитии, преобладают дети с генетическими формами умственной отсталости — 75%. Из них 74,5% возникает внутриутробно, 17,1% — в интернатальном периоде, т.е. во время родов, 8,4% случаев — в ранний период жизни ребенка. Все генетические формы умственной отсталости относятся к числу врожденных.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.

Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, т.к. происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

В связи с этим необходимо организовать образовательный процесс в школе с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, предоставить возможность для творческой деятельности и самореализации личности. Если все это будет учтено, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к здоровому образу жизни. Педагоги все острее понимают свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие новых поколений. Поэтому актуальными остаются проблемы обучения детей здоровому образу жизни, грамотному распределению учебного времени, а также профилактике вредных привычек.

В группе 8 – 9 классов мы сталкиваемся следующими проблемами:

1. высокий уровень заболеваний среди обучающихся;

2. ухудшение социального положения семей;

3. необеспеченность детей полноценным питанием;

4. достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;

5. невысокий уровень общей культуры обучающихся;

6. малоподвижный образ жизни.

Для решения этих проблем мы вместе с классными руководителями стараемся создать благоприятную среду, способствующую сохранению здоровья воспитанников, применяем здоровьесберегающие технологии в своей работе. Например, в этом учебном году регулярно проводятся занятия из цикла: «Разговор о правильном питании» один раз в месяц на следующие темы: «Самые полезные продукты», «Как правильно есть», «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной», «Плох обед, если хлеба нет», «Полдник, время есть булочки», «Пора ужинать», «Где найти витамины весной», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», «Как утолить жажду…» из образовательной программы: «Правильное питание», авторы Безруких М., Филиппова Т.

Запланирован классный час: «Вредная пятёрка и полезная десятка», посвящённый теме здорового питания.

Много уделяем время на формирование навыков ЗОЖ и убеждаем воспитанников, что они уже «взрослые» несут личную ответственность за состояние своего здоровья. Многие мальчики курят, поэтому индивидуальная работа с ними проводится ежедневно. Запланировано занятие: «Брось сигарету, скушай конфету».

Взаимодействуем с родителями, повышаем их знания в вопросах укрепления здоровья детей через лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье.

Взаимодействуем с учреждениями дополнительного образования (ЦДТ, ДЮСШ №1), ФОКом «Арена».

Участвуем на соревнованиях внутри школы, а также окружного и областного значения. Потребность в занятиях физической культурой и спортом у наших воспитанников на хорошем уровне.

В феврале месяце в нашем городе проходил III окружной фестиваль – конкурс: «Молодёжь против наркотиков», где мы тоже приняли участие, нарисовали плакат Брускова А. и Маркова А. и были награждены «Дипломом за активную жизненную позицию, пропаганду ЗОЖ».

infourok.ru

Доклад Формирование навыков ЗОЖ во внеурочной деятельности

МОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа»

Серебряно-Прудского района

Московской области

Доклад

«Формирование навыков ЗОЖ во внеурочной деятельности»

Подготовлен

учителем начальных классов

Толстоноговой Е. Н.

2013г

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Классическое определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения, звучит так: «Здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия». В моём же понимании здоровье – это великое благо, делающее человека свободным, устремлённым в будущее и готовым осуществить самые смелые замыслы. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, стремится к самосовершенствованию, достигая внутренней красоты.

Существенной характеристикой отношения человека к своему здоровью является такая важная составляющая, как здоровый образ жизни.

Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в наше время встаёт особенно остро, причём начинать эту работу необходимо как можно раньше. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья

элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.

Перед нами стоит серьёзная задача сохранения и укрепления здоровья детей после их поступления в школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на организм. Формирование здорового образа жизни ребёнка должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда вытекают основные задачи, которые мы ставим в своей работе на первое место:

– сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для создания здорового образа жизни;

- сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

- дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье;

-дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки;

Каждый день учебные занятия в моём классе начинаются с утренней зарядки. Использую различные комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики, помогающие преодолеть сонливость учеников, которая наблюдается на первом уроке, активно включиться в работу, активизировать внимание. Зарядка проводится с музыкальным оформлением, что создаёт хорошее настроение, доставляет удовольствие от выполнения упражнений.

Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. готовлю детей эмоционально и физически.

Мои дети в классе очень активные и подвижные. Двигательный режим имеет важное место в жизни младших школьников. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена, прогулки. Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах и прогулках должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдение правил игры. Использую простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников, и также быстро выявлять победителей.

Дни здоровья. Темы для них я подбираю актуальные и интересные для учеников. Главная цель уроков здоровья – всестороннее развитие личности на фоне доступного в младшем школьном возрасте уровня физической культуры. Темы уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров» и др. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, ближе знакомятся друг с другом или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Немаловажную роль в формировании потребности к ЗОЖ играет и реализация программы М.М.Безруких, Т.А.Филипповой «Разговор о правильном питании», которая не только интересна сама по себе, но и полезна для детей, т.к. далеко не все родители рассказывают детям о необходимости правильного питания.

Цель курса: формирование у школьников основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Занятия, проводимые по данной программе, преследуют следующие образовательные и воспитательные задачи:

- формирование у учащихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

- освоение детьми практических навыков рационального питания;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.

Главные персонажи – герои телевизионной передачи «Улица Сезам» Зелибоба, Бусинка, Кубик. Эти герои помогают задуматься над вопросами, важными для здоровья ребёнка. В игровой форме они помогают найти ответы на вопросы:

- Какие продукты полезны?

- Как правильно есть?

- Как сделать кашу вкусной?

- Что такое меню?

- Что надо есть, если хочешь стать сильным?

- Как вырасти сильным, красивым, здоровым?

На занятиях «Разговор о правильном питании» дети узнают: для чего мы едим; как правильно хранить продукты; где и как готовят пищу; как правильно накрыть стол; как правильно есть; где найти витамины весной; как питание влияет на настроение.

Таким образом, содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание.

Программа «Все цвета, кроме черного» направлена на формирование культуры безопасного и здорового образа жизни и профилактику вред­ных привычек у детей и подростков 2-11-х классов.

Представленная в программе воспитательная модель охватывает различные стороны жизни детей: отношения со сверстниками и взрослыми, увлечения и досуг, взаимодействие с членами семьи, планы на будущее и так далее.

Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье. Учащиеся учатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтных ситуаций с окружающими, получают знания и навыки, связанные с предупреждением асоциального поведения.

Как классный руководитель систематически провожу с учащимися классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления

здоровья:

▪ Беседы «Береги свою жизнь», Для чего нужна зарядка», «Осторожно на дорогах!», «Если хочешь быть здоров».

▪ Классные часы «Мои увлечения», «Мои любимые игры», «Мой режим дня - мой друг и помощник»,

▪ Игры «В гостях у Айболита», «Здоров будешь - всё добудешь», «Мы – ловкие, смелые, умелые».

▪ Лекция профессора Знайки о правильном питании.

▪ Маскарад вредных привычек.

Ребята моего класса посещают спортивные кружки, принимают участие в различных спортивных соревнованиях.

Безусловно, школа не может обойтись без помощи ро­дителей. Ведь именно родители должны стать для своих детей положительным примером в сфере сохранения и ук­репления здоровья. С родителями я провожу различные профилактические беседы и лектории на собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей:

-Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.

-Физическое воспитание детей в семье.

-Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.

-Основы здорового питания.

-Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).

-Профилактика вредных привычек.

-Формирование у детей навыков личной гигиены.

В работе с родителями имеют место совместные классные мероприятия. Среди них хотелось бы особенно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я – спортивная семья»

Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.

Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на утренней гимнастике, уроках, внеклассных мероприятиях.

Для наглядной пропаганды здорового образа жизни хочу сделать в классе «дерево здоровья». На это « дерево» заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года самые здоровые ученики получают награду, поощрение в виде грамоты или сувенира.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет больше здорово и развито не только духовно, но и физически.

В заключении, вслед за великим педагогом Ж-Ж Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

7

kopilkaurokov.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность