Книга: Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников новикова


Читать книгу Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет И. М. Новиковой : онлайн чтение

Организация здоровьесберегающего пространства

Важным условием для реализации предусмотренной технологией педагогической работы с дошкольниками является формирование в детском саду здоровьесберегающего пространства.

Большое значение для детского здоровья имеет улучшение качества воздушной среды на территории и в помещениях детского сада. В целях защиты от шума и загрязнений воздушного бассейна на территории детского сада создают комбинированные древесно-кустарниковые полосы буферных защитных насаждений. При этом партерную посадку растений планируют таким образом, чтобы растения не затрудняли проветриваемость и инсоляцию игровых площадок. На территории высаживают и растения, выделяющие природные фитонциды: черемуху, можжевельник, тую, сосну, ель.

В целях оздоровления воздушной среды в помещениях детского сада проводят регулярные односторонние и сквозные проветривания. Снижению риска распространения заболеваний, передающихся воздушным путем, способствует обработка помещений аппаратом «Кварц».

Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года. Закаливание водой предусматривает умывание прохладной водой, хвойные и солевые ванны для ног, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, а также теплой водой и кубиками льда.

В группах с детьми проводят полоскание полости рта (после каждого приема пищи), хождение босиком по массажным коврикам, мокрым и сухим полотенцам. Точечный массаж стоп можно выполнять при хождении по мешочкам, наполненным фасолью, горохом, по нашитым пуговицам разной величины, гальке.

По медицинским показаниям с детьми проводят занятия лечебной физкультурой (ЛФК), сеансы лечебного и оздоровительного массажа, аромо– и фитотерапию.

Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.

Составной частью здоровьесберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.

Работа с детьми

Выполнение заданий диагностического комплекса позволяет выявить детей с недостаточными представлениями о здоровье и ЗОЖ, что важно для отбора содержания и определения уровня сложности сообщаемой детям информации о ЗОЖ с позиций индивидуально-дифференцированного подхода.

Условиями эффективной работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются:

• доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;

• соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;

• реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

• использование различных заданий и упражнений с учетом особенностей внимания, памяти, мышления и речи старших дошкольников; коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о здоровом образе жизни;

• определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослым действия, подражание, образец, обобщенная словесная инструкция, расчлененная словесная инструкция).

Реализацию педагогической технологии формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников осуществляют в трех направлениях.

Первое направление «Я – человек. Что я знаю о себе?»

Цель. Формировать представления детей о человеке как живом существе; об условиях, необходимых ему для жизни; об особых потребностях человека; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.

Основное содержание. Человек – живое существо, обитающее на земле. Внешнее сходство людей, их различия по возрасту, полу, росту, телосложению, цвету волос, глаз и т. д.

Для жизни человеку, как всем живым существам, нужны воздух, вода, пища, тепло, пространство. У человека есть особые потребности в жилище, общении с другими людьми, психологическом комфорте, познании.

У каждого человека есть имя и фамилия, он живет рядом с родителями и другими близкими людьми. Человеку необходимо, чтобы его любили родные люди.

В начале своей жизни каждый человек является ребенком и отличается от взрослых. Ребенок растет, учится общаться со сверстниками, развивается, познает мир.

Для знакомства с окружающим миром необходимы органы чувств. Внутри человека находятся органы, которые помогают ему дышать, есть, перемещать кровь по организму, двигаться. Признаки здоровья и болезни человека.

Второе направление «Образ жизни человека и здоровье»

Цель. Формировать представления детей об образе жизни человека; о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе и досуге; о психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.

Основное содержание. Условия жизни ребенка включают климатические условия, место проживания, бытовую обустроенность, психологическую ситуацию в семье и в детском саду.

Деятельность ребенка как игровая и учебная, двигательная подвижность, общение, бытовые взаимоотношения.

Деятельность каждого человека происходит в определенных условиях жизни и зависит от них. На здоровье человека влияют чистота тела, одежды и жилища, полезное питание, сон, отдых, прогулки, проветривание помещения, занятия физической культурой, закаливание, психологический комфорт.

Потребности человека и их реализация. Ритмичность жизнедеятельности. Режимные моменты. Распорядок дня в детском саду и дома. Распределение и выполнение обязанностей в семье. Общение с другими людьми.

Влияние образа жизни на здоровье.

Третье направление «Здоровый образ жизни в условиях большого города»

Цель. Формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека; о составляющих здорового образа жизни, о значении ЗОЖ для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.

Основное содержание. Факторы окружающей среды большого города, влияющие на здоровье человека: состояние воздушного бассейна, шум, большое количество людей, интенсивные транспортные потоки, территориальная удаленность значимых для человека объектов в городе, дефицит времени, рекламное пространство, недостаток общения.

Значение растений для жизни человека в большом городе. Защитные функции растений. Лекарственные растения. Влияние природных факторов на здоровье человека. Выбор места для прогулки.

Правила поведения на улице и в транспорте. Безопасный переход улицы. Встречи с незнакомыми людьми и животными на улице. Безопасное поведение на игровой площадке.

Безопасное поведение дома.

Укрепление здоровья с помощью закаливания, санитарно-гигиенических процедур, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, полезных продуктов, физкультурных занятий. Влияние на здоровье длительного просмотра телевизионных передач и компьютерных игр. Организация досуга в большом городе.

Содержание направлений работы с детьми сконструировано на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, программы социального развития ребенка «Я – человек» С.А. Козловой, программ экологического образования «Мы» Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленок, Т.А. Марковой, Т.А. Виноградовой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и других авторских разработок.

Реализация содержания каждого направления предусматривает несколько этапов.

Подготовительный (ориентировочный) этап – изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; определение содержания, доступного старшим дошкольникам; планирование видов работы и организационных форм.

Основной этап – сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора в рамках этой темы с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются специальные занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Закрепляющий этап – закрепление и систематизация представлений детей о ЗОЖ.

Основные виды и формы работы на этом этапе – занятия, беседы, прогулки, опыты, игры, досуги, соревнования, праздники, День здоровья, книжная выставка, выставка плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия.

План совместной работы педагогов по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни представлен в Приложении 3.

Конспекты разработанных занятий представлены в Приложении 4, конспекты бесед – в Приложении 5, содержание опытов – в Приложении 6, сценарии досугов и спектаклей – в Приложении 7, планирование Дня здоровья – в Приложении 8.

Методическое содержание педагогической технологии

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.

На занятиях детям сообщают новые сведения и закрепляют полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия могут строиться как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности могут быть полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы развивают физические, психические и нравственные качества детей, воспитывают самостоятельность, творчество. Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривет формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

На занятиях с психологом у детей формируют представления о различных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в общении, психологическом комфорте.

На некоторых занятиях по развитию элементарных математических представлений в качестве раздаточного и демонстрационного материала могут быть использованы предметы личной гигиены, спортивный инвентарь, овощи, фрукты, а также изображения этих предметов.

Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.

На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.

Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.

Знакомству дошкольников с различными факторами окружающей среды, оказывающими влияние на ЗОЖ, способствует театрализованная деятельность с участием педагогов, детей и их родителей. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ, своевременно реагировать на проявления негативного поведения дошкольников в повседневной жизни.

Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.

Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий создают игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки скрипят – спасибо говорят» и др. При этом обращают внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряют потребность в них. Во время мытья рук после прогулки можно реализовать контрастное закаливание рук кубиками льда и теплой водой.

При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий – игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года; подвижных игр, занятий физической культурой.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.

При опоре на технологию конструирования игровых программ развития школьно-значимых функций и коррекции их недостатков у детей дошкольного и младшего школьного возраста О.А. Степановой нами разработано содержание и дидактическое оснащение развивающих игр по теме «Здоровый образ жизни». Систематизированные дидактические игры и упражнения приведены в Приложении 9.

В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.

Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ. Можно организовать выставку детской литературы «Здоровье и здоровый образ жизни». В процессе подготовки к выставке детей знакомят с художественными произведениями по теме ЗОЖ, обсуждают их содержание, разучивают стихотворения, загадки. На открытие выставки приглашают родителей. Внимание детей обращают на разнообразие книг, их красочное оформление; представляют детям новые книги. Затем дошкольникам предлагают рассказать, с какими из представленных книг они уже знакомы, о чем эти книги. Такие рассказы педагоги и родители готовят с детьми заранее, что способствует преодолению трудностей некоторых дошкольников при составлении самостоятельных рассказов, а также позволяет родителям ощутить необходимость и результативность совместной деятельности с детьми. Книжная выставка длится несколько дней. В это время педагоги продолжают знакомить детей с представленными книгами, в дальнейшем это знакомство продолжается во время сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

Предлагаемые вниманию детей художественные произведения по тематике ЗОЖ приведены в Приложении 10.

Совместная деятельность детей и взрослых по изготовлению страниц детского альбома «Здоровый образ жизни» направлена на закрепление и систематизацию представлений дошкольников о здоровье и ЗОЖ. Выполняют альбом на листах чертежной бумаги формата А3. Каждая страница выполняется по следам конкретного мероприятия. Иллюстрациями служат детские рисунки, аппликации, поделки из бумаги (в том числе и коллективные), фотографии, марки, открытки и т. д.

Дети с педагогами в детском саду и с родителями дома читают детскую художественную литературу по тематике ЗОЖ, по рекомендации педагогов выполняют наблюдения и опыты, подбирают соответствующие картинки, делают рисунки, рассматривают иллюстрации, фотографии.

Подготовленный материал дети вместе с педагогом размещают на страницах альбома. Некоторые иллюстрации подписывают. Дети, хорошо умеющие читать и писать печатными буквами, под наблюдением педагога аккуратно выводят слова и фразы. Те, кто еще затрудняется читать и печатать слова, обводит надписи, предварительно сделанные педагогом простым карандашом.

Например, страница «Занимаемся физкультурой» может быть оформлена в результате выполнения детьми коллективной работы. Дошкольникам предлагают сначала сконструировать с помощью геометрических фигур на плоскости страницы силуэты детей, выполняющих различные физкультурные упражнения, затем обвести их карандашом, «одеть» и раскрасить.

В альбоме могут быть страницы с загадками (отгадками часто являются детские работы), рассказами, которые составили дети, а с их слов записал педагог.

Когда все страницы альбома готовы, проводят его презентацию. На нее приглашают гостей – родителей и педагогов детского сада. Дети рассказывают о каждой странице альбома, отвечают на вопросы, читают стихи, поют песни, загадывают загадки.

В дальнейшем альбом можно использовать как демонстрационный материал на занятиях, при подготовке тематических выставок, выставлять в книжном уголке.

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката.

Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.

Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ.

Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений о ЗОЖ.

Расширяет арсенал средств воздействия при формировании представлений о ЗОЖ наглядная агитация в виде плакатов по тематике ЗОЖ, изготовленных в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.

Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.

При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны носить не только репродуктивный характер, значительную их часть нужно направить на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем.

Объяснения проводят с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем, так как дошкольники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.

Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагогу совместно с детьми необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных решений. Варианты проблемных ситуаций приведены в Приложении 11.

Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья, проникать в различные материалы и изменять их теплопроводность. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.

Во время изготовления детьми поделок из природного материала, рисования, лепки следует опираться на их продуктивную деятельность.

Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т. д.).

Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «Приход Тимоши».

Представленное методическое содержание педагогической технологии раскрывает целенаправленное использование различных форм, средств и методов формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников в условиях большого города, а также создание необходимых условий для формирования этих представлений.

Педагогическая технология формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста предполагает:

• системную разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями, формирование здоровьесберегающего пространства, работу с детьми;

• применение разнообразных форм и методов работы;

• использование разных видов деятельности детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;

• последовательное формирование у ребенка представлений о ЗОЖ;

• открывает возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.

iknigi.net

И. М. Новикова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет

Игровая ситуация «Больница»

   Ситуация специально организована для анализа отношения к роли больного.   Ребенку предлагают поиграть в «Больницу», выбрать для себя роль в этой игре, затем объяснить свой выбор.

Игровая ситуация «Телевизор дома»

   Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье просмотра телевизионных передач.   Во время подготовки атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья» неожиданно для ребенка педагог, исполняя роль представителя службы доставки товаров на дом, вносит коробку с «телевизором», устанавливает его. Во время «настройки» «телевизора» выясняет заинтересованность и предпочтения ребенка в просмотре телевизионных передач и рекламы, основания выбора передачи, длительность просмотра.

Игровая ситуация «Компьютерные игры»

   Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье компьютерных игр.   Ребенку предлагают совместно с педагогом подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин». Во время этой деятельности педагог открывает коробку, в которой находятся диски с компьютерными играми и клавиатура компьютера. Выясняет желание ребенка приобрести эти вещи в «магазине», предпочтения при выборе игр, уточняет наличие игрового опыта, доступность компьютера дома, отношение ребенка к компьютерным играм.

Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении

   Наблюдения направлены: а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности; б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми педагогов.

Проективный вербальный метод

   Метод, предложенный Е.Н. Васильевой, направлен на изучение психологического климата в семье и в детском саду через личностные ожидания детей в отношении взрослых (педагогов и родителей).   В I серии этого метода ребенку предлагают прогнозировать поведение воспитателя в ситуациях собственного успеха или неуспеха. Педагог предъявляет ребенку четыре ситуации, после каждой из которых задает вопросы: «Что скажет тебе воспитатель? Он поверит, что это сделал(а) ты?»   Ситуация 1. Успех ребенка.   Воспитатель попросила тебя собрать в парке и принести в детский сад для занятия разноцветные листья. Ты собрал(а) очень красивый букет из осенних листьев, они были разные: желтые и красные, резные и гладкие; некоторые листья были маленькие и блестящие. Никто из родителей не помогал тебе собирать этот букет. Ты принес(ла) этот букет в детский сад и отдал(а) его воспитателю.   Ситуация 2. Возможный неуспех ребенка.   Вы с ребятами сделали из твоих красивых листьев аппликации «Осенний ковер», оставили их на столах и ушли на музыкальное занятие. Когда вы вернулись, то увидели, что две работы лежат на полу и листочки на них оторваны. Воспитатель спросила: «Кто это сделал?» Все дети почему-то показали на тебя.   Ситуация 3. Явный неуспех ребенка.   Перед обедом ты накрывал(а) на столы, но расшалился(ась) и был(а) очень невнимателен(льна): неправильно расставил(а) чашки, забыл(а) положить вилки, а на один стол не поставил(а) даже хлебницу. Воспитатель увидела все это и подозвала тебя.   Ситуация 4. Успех ребенка.   Утром в вашу группу пришел новый мальчик (девочка), он(а) почему-то был расстроен(а) и грустил(а). Ты успокоил(а) его(ее), показал(а) игрушки и книжки, потом предложил(а) вместе поиграть. Мальчик (девочка) обрадовался(ась) и с удовольствием играл(а) с тобой.   Во II серии ребенку предъявляют сюжетные картинки, отражающие три различные ситуации поведения: нечаянный отрицательный поступок; преднамеренный отрицательный поступок; положительный поступок. Предъявление каждой картинки сопровождается небольшим рассказом, поясняющим изображенную ситуацию, с помощью которого ребенок ставится на место воображаемого героя в соответствии с полом. Затем у ребенка спрашивают: «Как отреагирует на произошедшее воспитатель: что скажет, что сделает?»   Ситуация 1. Нечаянный отрицательный поступок.   Ты, как и этот мальчик (девочка), взял(а) лейку и стал(а) поливать цветы. Но неожиданно ты слишком сильно наклонил(а) лейку и вода пролилась на пол. Что скажет тебе воспитатель? Она будет ругать тебя?   Ситуация 2. Преднамеренный отрицательный поступок.   Ты, как и этот мальчик (девочка), неаккуратно играл(а) с игрушками. Сломал(а) барабан, разбросал(а) кубики, порвал(а) книжку. Как ты думаешь, что тебе скажет воспитатель? Она будет тебя ругать? Накажет?   Ситуация 3. Положительный поступок.   Однажды ты решил(а), как этот мальчик (девочка), навести порядок в игровом уголке: ты аккуратно разложил(а) по местам все игрушки и коробки с играми. Как ты думаешь, что скажет тебе воспитатель? Она будет довольна тобой или ей будет все равно?   В III серии проективного метода для выявления характера личностных ожиданий детей по отношению к близкому взрослому (матери) изучают прогнозирование ребенком особенностей поведения матери в ситуациях собственного успеха или неуспеха. Педагог предъявляет ребенку четыре ситуации, после каждой из которых задает вопросы: «Что скажет тебе мама? Она поверит, что это сделал(а) ты? Если это сделал(а) не ты и сказал(а) маме об этом, она поверит тебе или воспитателю?»   Ситуация 1. Успех ребенка.   Воспитатель сказала маме, что сегодня, когда вы играли в новую игру, ты был(а) очень внимателен(льна), запомнил(а) и выполнял(а) правила, поэтому несколько раз подряд выиграл(а).   Ситуация 2. Возможный неуспех.   Воспитатель рассказала маме, что сегодня ты вместе с детьми рассматривал(а) новую книжку, а потом оказалось, что кто-то из детей сильно помял страницы в книжке.   Ситуация 3. Явный неуспех.   Воспитатель рассказала маме, что ты сегодня очень плохо мыл(а) руки после прогулки – намочил(а) рукава, налил(а) воду на пол, забыл(а) воспользоваться мылом.   Ситуация 4. Успех ребенка.   Воспитатель сказала маме, что вы собирались на прогулку и один мальчик не мог застегнуть молнию на куртке. Дети пробовали ему помочь, но ни у кого не получилось. Ты же сразу сумел(а) застегнуть эту молнию и помог(ла) мальчику быстро собраться на улицу.   В IV серии проективного метода ребенку предъявляют три сюжетные картинки, отражающие различные ситуации поведения ребенка. Предъявление каждой картинки сопровождается небольшим рассказом, поясняющим изображенную ситуацию, с помощью которого ребенок ставится на место воображаемого героя в соответствии с полом. После каждого рассказа ребенку задают вопросы: «Что скажет тебе мама? Она будет довольна тобой? Что сделает мама?»   Ситуация 1. Нечаянный отрицательный поступок.   Ты взял(а) мамину шкатулку и достал(а) новые бусы. Неожиданно ниточка разорвалась, и бусы рассыпались.   Ты хотел(а) взять с верхней полочки шкафа конфету, но неожиданно вазочка с конфетами упала на пол и разбилась.   Ситуация 2. Преднамеренный отрицательный поступок.   Воспитатель рассказала маме, что во время прогулки ты подошел(ла) к другому мальчику (другой девочке), толкнул(а) его(ее) и стал(а) дразнить.   Ситуация 3. Положительный поступок.   Ты без напоминаний аккуратно заправил(а) свою постель, а потом вытер(ла) пыль в комнате и на кухне.

Второй блок

   Второй блок диагностической программы направлен на исследование педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении и предполагает изучение педагогической документации, анкетирование педагогов и наблюдение за их деятельностью.   Критериями анализа планирования воспитательно-образовательных мероприятий, способствующих формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников и их родителей, а также мероприятий по реализации закаливающих, оздоровительных и санитарно-гигиенических процедур, являются наличие этих мероприятий, их системный характер, взаимодействие педагогов в реализации планов. С целью изучения особенностей реализации запланированных мероприятий могут быть проанализированы занятия, наблюдения, беседы и режимные моменты, запланированные и проведенные в группах воспитателями.   Выяснению представлений педагогов о ЗОЖ и их отношения к формированию представлений по этой проблеме у дошкольников способствует анкетирование.   Анкета содержит следующие вопросы:   1. Что Вы понимаете под «здоровым образом жизни»?   2. Как Вы считаете, необходимо ли формировать у дошкольников представления о здоровом образе жизни?   3. Какую работу по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей Вы провели в группе в соответствии с календарным планированием и годовым планом ДОУ?   4. Какие, по Вашему мнению, условия необходимы для формирования представлений о здоровом образе жизни дошкольников?   5. Какие методы и приемы воспитательно-образовательной работы, по Вашему мнению, наиболее эффективны для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников?   6. Как можно привлечь родителей к совместной работе по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни?   7. Ваши предложения по улучшению работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Третий блок

   Третий блок диагностической программы направлен на исследование социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников в семье; при этом используют анкетирование родителей, беседы, наблюдение за общением родителей с детьми.   Анкета, предлагаемая родителям, содержит следующие вопросы:   1. Как Вы оцениваете свое здоровье?   2. Удовлетворены ли Вы состоянием своего здоровья?   3. Кто в ответе за Ваше здоровье?   4. Где, в случае необходимости, Вы получаете информацию, необходимую для укрепления и поддержания здоровья?   5. Что Вы понимаете под «здоровым образом жизни»?   6. Как активно Вы используете в своей практике полученную информацию о здоровье и здоровом образе жизни?   7. Как Вы считаете, необходимо ли формировать представления о здоровом образе жизни у Вашего ребенка?   8. Какие факторы влияют на Ваше здоровье?   9. Испытываете ли Вы стресс? Если да, то укажите, пожалуйста, чем он вызван.   10. Какова, по Вашему мнению, роль психологического комфорта в самочувствии человека?   11. Что Вы делаете для укрепления и поддержания своего здоровья?   12. Вы регулярно заботитесь о своем здоровье? Как?   13. Встречает ли Ваша забота о своем здоровье поддержку других членов семьи?   14. Имеют ли члены Вашей семьи вредные привычки?   15. Как обычно Ваш ребенок проводит время, вернувшись из детского сада?   16. Стремитесь ли Вы организовать соблюдение ребенком режима дня дома?   17. От каких вредных вещей Вы стараетесь оградить своего ребенка? Как вы это делаете?   18. Как обычно Вы с ребенком проводите выходной день?   19. Сколько времени в день Вы позволяете ребенку смотреть телевизор?   20. Сколько времени в день Ваш ребенок играет в компьютерные игры?   21. Необходимы ли Вашему ребенку занятия физической культурой?   22. Считаете ли Вы необходимым закаливание Вашего ребенка?   23. Что Вы подразумеваете под рациональным питанием?   24. Из перечисленных ниже продуктов выберите пять, которые Вы купите для ребенка, чтобы его порадовать. Продукт, который вы приобретете в первую очередь, отметьте цифрой 1; приобретаемый во вторую очередь – цифрой 2 и т. д.: печенье, банан, шоколад, мороженое, сок, леденец, жевательная резинка, гамбургер, газированная вода, яблоко, пирожное, семечки, чипсы, йогурт.   25. Способствует ли Ваше поведение, направленное на укрепление и поддержание своего здоровья, формированию представлений Вашего ребенка о здоровом образе жизни?   26. Как Вы поощряете ребенка?   27. Как Вы наказываете ребенка?   28. Что Вы делаете для предупреждения заболеваний ребенка?   29. Испытываете ли Вы необходимость в специальном сотрудничестве с педагогами дошкольного учреждения, которое посещает Ваш ребенок, в вопросах укрепления и сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни?   30. Как Вы оцениваете здоровье своего ребенка?   Беседы с родителями позволяют уточнять данные, полученные в ходе анкетирования. Объектами анализа являются ответы, полученные в результате анкетирования родителей и бесед с ними, а также содержание, средства общения и эмоциональная насыщенность общения родителей с детьми.

Содержание работы с детьми

   Исследования показывают, что для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ необходимо внедрение специальной педагогической технологии, включающей коррекционно-педагогическую и воспитательно-образовательную работу с детьми, организацию специальных методических мероприятий для педагогов и просветительскую деятельность для родителей.   Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ. Содержание каждого блока работы с дошкольниками представлено на рисунке 1.       Рис. 1.     Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:   • Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.   • Принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.   • Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.   • Принцип природосообразности – формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, особенностях развития его познавательной деятельности.   • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребенка и группы в целом.   • Принцип комплексного и интегративного подхода – формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.   • Принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья.

Работа с педагогами

   Для повышения уровня знаний педагогов о здоровье и ЗОЖ в методическом кабинете детского сада создают подборку книг и материалов по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ.   Работа с педагогическим коллективом детского сада с целью повышения уровня знаний о ЗОЖ, педагогического мастерства, апробации методов и приемов формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников предполагает реализацию специальных мероприятий: изучение литературы о ЗОЖ, консультации, открытые занятия, семинары, производственные совещания, педсоветы. Например, для систематизации знаний педагогов о ЗОЖ проводят консультации «Что такое здоровый образ жизни», «Представления дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни», «Особенности формирования здорового образа жизни в большом городе», «Организация здоровьесберегающего пространства», «Психологический комфорт в детском саду и дома» и др.   Обмену информацией между педагогами, поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения, а также активизации работы педагогов с родителями способствуют проблемные семинары «Компьютер и телевизор – друзья или враги», «Игрушка с точки зрения здоровья ребенка» (по адаптированной методике В.М. Гузеева).   План работы с педагогами в течение учебного года представлен в Приложении 1. Рекомендованная методическая литература для педагогов представлена в Приложении 12.   

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

thelib.ru

Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 82» муниципального образования города Братска

Перечень учебно-методического обеспечения для реализации ООП ДО МБДОУ «ДСКВ № 82»1.Содержание психолого-педагогической работы

по усвоению образовательной области «Физическая культура»

Название программ Название технологий

пособий

  1. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка // М.: АРКТИ, 1999г
  2. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду.
М: Мозаика–Синтез, 2008.
  1. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет// М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1988
  2. Фролов В.Г., Юрко Г.П. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольгого возраста.// М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1983
  3. Фомина А.И. .Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду.// М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1984
  4. Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду.// М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1990
  5. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке//М.: Творческий центр. 2012
  6. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста

2.Содержание психолого-педагогической работы по усвоению

образовательной области «Здоровье»

^ Название технологий

пособий

  1. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2009г
  1. Пензулаева Л.И.Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет)//М: ВЛАДОС, 2003
  2. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. –М.: ТВ Сфера, 2009
3.Содержание психолого-педагогической работы по усвоению

образовательной области «Безопасность»

^ Название технологий

пособий

1. Н.Н. Авдеева. О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность». – СПб.: «Детство-пресс», 2002 г.
  1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников– М.: Мозаика – Синтез,2012
  2. Кобзева Т.Г. Правила дорожного движения//Волгоград: «УЧИТЕЛЬ», 2011
  3. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения– М.: Мозаика – Синтез,2009
  4. Павлова Г.Я. Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности. – М.: ТЦ Сфера, 2013
4.Содержание психолого-педагогической работы по усвоению

образовательной области «Социализация»

^ Название технологий

пособий

Развитие игровой деятельности
  1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 20010
  1. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008
  2. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.-Ростов н/Д.: Феникс, 2006
  3. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. -М.: Скрипториий, 2010
Нормы и правила взаимоотношения со сверстниками

Петрова В.И.,Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.-М.: Мозаика-синтез,2008

  1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2012
  2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю.. Ознакомление дошкольников с социальным миром.- М.: ТВ Сфера,2012
  3. Севостьянова Е.О. Страна добра: социализация детей 5-7 лет.-М.: ТВ Сфера, 2012
  4. Петрова В.И.,Стульник Т.Д.Этические беседы с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-синтез,2008
Гендерная, семейная, гражданская принадлежность

Козлова С.А. Я –человек.М.: Школьная пресса, 2004

  1. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй..-М.: Мозаика-синтез,2008
  2. Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.-М.: Просвещение, 2004
  3. Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2003
  4. Смирнова Т.В. Ребёнок познаёт мир (игровые занятия по формированию представлений о себе).-Волгоград: Учитель, 2007
  5. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории икультуре.-М.: ТВ Сфера, 2004
  6. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребёнка.-М.: ТВ Сфера, 2008
5.Содержание психолого-педагогической работы по усвоению

образовательной области «Труд»

^ Название технологий

пособий

  1. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю.Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  1. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  2. Маханёва М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться. – М.: Сфера, 2012
6.Содержание психолого-педагогической работы по усвоению

образовательной области «Познание»

^ Название технологий

пособий

Продуктивная (конструктивная)деятельность
  1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2010
  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  2. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  3. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  4. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада.
  5. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
ФЭМП
  1. Арапова-Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  1. Понаморёва И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  2. Понаморёва И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  3. Понаморёва И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  4. Новикова В.П. Математика в детском саду.Конспекты занятий с детьми 6-7 лет-М.: Мозаика-Синтез, 2009
Формирование целостной картины мира

1.Дыбина О.Б. Ребёнок и окружающий мир. . – М.: Мозаика – Синтез, 2010

2.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 20103.Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Под ред. Дыбиной О.В.-М.: ТВ Сфера, 2005.

  1. Дыбина О.Б. Что было бы до… Игры-путешествия в прошлое предметов –М., 1999
  2. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. –М.: Сфера, 2013
  3. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 3-4 лет.- С-Пт.: Сфера, 2011
  4. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет.- С-Пт.: Сфера, 2011
  5. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 6-7 лет.- С-Пт.: Сфера, 2011
  6. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  7. Николаева С.Н.Юный эколог: система работы в средней группе.- М.:Мозаика-Синтез,2010
  8. Николаева С.Н.Юный эколог: система работы в младшей группе.- М.:Мозаика-Синтез,2010
  9. Николаева С.Н.Юный эколог: система работы в старшей группе.- М.:Мозаика-Синтез,2010
  10. Николаева С.Н.Юный эколог: система работы в подготовительной к школе группе.- М.:Мозаика-Синтез,2010
  11. Лексические темы ( старшая гр, средняя гр., подготов.)Под ред. И.В.Козиной/М., 2010
7.Содержание психолого-педагогической работы по усвоению

образовательной области «Коммуникация»

Название программ Название технологий

пособий

1.Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

2.Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников.- М.: ТВ Сфера, 2009

  1. Гербова В.В. Занятия во 2-ой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  2. Гербова В.В. Занятия в средней группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  3. Гербова В.В. Занятия в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  4. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  5. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. -Воронеж: Учитель, 2013
  6. Ушакова О.С.Развитие речи детей 5-7 лет..- М.: ТВ Сфера, 2012
  7. Бухтаярова Е.Ю. Программа развития связной речи детей 5-7 лет.-Волгоград: Учитель, 2010

8.Содержание психолого-педагогической работы по усвоению

образовательной области «Чтение художественной литературы»

^ Название технологий

пособий

  1. Гербова В.В.Приобщение детей к художественной литературе. . – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  1. Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников. Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г
  2. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» во второй младшей группе детского сада.-Воронеж: Учитель, 2013
  3. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада.-Воронеж: Учитель, 2013
  4. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в старшей группе детского сада.-Воронеж: Учитель, 2013
  5. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в подготовительной к школе группе группе детского сада.-Воронеж: Учитель, 2013

9.Содержание психолого-педагогической работы по усвоению

образовательной области «Художественное творчество»

Название программ Название технологий

пособий

  1. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». – Москва: «Владос», 2000 г
  2. Комарова
  1. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. -М.: Мозаика-Синтез, 2010
  1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  2. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. . – М.: Мозаика – Синтез, 2012
  3. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет,-М.: Мозаика-Синтез, 2012
  4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. . – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  5. Халезова Н.Б.Декаративная лепка в детском саду/Под ред М.Б.Зацепиной. –М., 2005

10Содержание психолого-педагогической работы по усвоению

образовательной области «Музыка»

^ Название технологий

пособий

1. Каплунова И.М., Новоскольцева. И.А. «Ладушки». – СПб.: «Невская нота», 2010 г. 1. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» (развитие чувства ритма у детей). – Санкт-Петербург «Композитор», 2005 г.

2. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ясельки» (планирование и репертуар музыкальных занятий с аудиоприложением). – Санкт-Петербург «Невская нота», 2010 г.

3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез. 2010

4.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010

auto-ally.ru

Новикова И. М.. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

И. М. НовиковаФормирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 летПредлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о здоровом образе жизни основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка… — МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду электронная книга Подробнее...200935электронная книга
Новикова И.Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошк.Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о здоровом образе жизни основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка… — Мозаика-Синтез, (формат: Мягкая бумажная, 96 стр.) Подробнее...200960бумажная книга
Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни в контексте ФГОС ДОПриглашаем воспитателей, старших воспитателей, методистов, инструкторов по физической культуре, педагогов-психологов, руководителей и специалистов ДОО принять участие в offline-вебинаре «Формирование… — (формат: Мягкая бумажная, 32 стр.) Подробнее...300бумажная книга
Нищев Валерий МихайловичВесёлая анатомия. Формирование представлений о себе и о своем телеНаглядно-дидактическое пособие с красочными рисунками и забавными стихотворениями поможет сформировать у дошкольников представления о строении своего тела, об элементарных правилах гигиены и здоровом… — Детство-Пресс, Коррекционная педагогика Подробнее...2016307бумажная книга
Нищев В.М.Весёлая анатомия. Формирование представлений о себе и о своем теле. ФГОСНаглядно-дидактическое пособие с красочными рисунками и забавными стихотворениями поможет сформировать у дошкольников представления о строении своего тела, об элементарных правилах гигиены и здоровом… — Детство-Пресс, Подвижные и дидактические игры Подробнее...2016261бумажная книга
В. М. Нищев, Н. В. НищеваВесёлая анатомия. Формирование представлений о себе и о своем телеНаглядно-дидактическое пособие с красочными рисунками и забавными стихотворениями поможет сформировать у дошкольников представления о строении своего тела, об элементарных правилах гигиены и здоровом… — Детство-Пресс, (формат: 70x100/16, 28 стр.) Подробнее...2016224бумажная книга
Нищев В., Нищева Н.Веселая анатомия. Формирование представлений о себе и о своем телеНаглядно-дидактическое пособие с красочными рисунками и забавными стихотворениями поможет сформировать у дошкольников представления о строении своего тела, об элементарных правилах гигиены и здоровом… — Детство-Пресс, (формат: Мягкая бумажная, 32 стр.) Подробнее...2016320бумажная книга
В. М. Нищев, Н. В. НищеваВесёлая анатомия. Формирование представлений о себе и о своем теле. ФГОСНаглядно-дидактическое пособие с красочными рисунками и забавными стихотворениями поможет сформировать у дошкольников представления о строении своего тела, об элементарных правилах гигиены и здоровом… — Детство-Пресс, (формат: Мягкая бумажная, 32 стр.) Коррекционная педагогика Подробнее...2016255бумажная книга
Весёлая анатомия. Формирование представлений о себе и о своем телеНаглядно-дидактическое пособие с красочными рисунками и забавными стихотворениями поможет сформировать у дошкольников представления о строении своего тела, об элементарных правилах гигиены и здоровом… — (формат: Мягкая бумажная, 32 стр.) Подробнее...262бумажная книга
Наталья Нищева,Валерий НищевВесёлая анатомия. Формирование представлений о себе и о своем телеНаглядно-дидактическое пособие с красочными рисунками и забавными стихотворениями поможет сформировать у дошкольников представления о строении своего тела, об элементарных правилах гигиены и здоровом… — (формат: 170х240 мм (средний формат), 28 стр.) Подробнее...2016232бумажная книга

dic.academic.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность