Роль волонтерских движений в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи педагогических вузов. Волонтерство как пропаганда здорового образа жизни и массового спорта


ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ ЗОЖ

ВОЛОНТЕРСКОЕ  ДВИЖЕНИЕ  КАК  НАПРАВЛЕНИЕ  ПРОПАГАНДЫ  ЗОЖ

Снопко  Анастасия  Михайловна

студент  3  курса,  кафедра  государственного  и  муниципального  управления  ОГУ, РФ,  г.  Оренбург

E-mail:  [email protected]

Круталевич  Марина  Геннадьевна

научный  руководитель,  канд.  экон.  наук,  доцент  кафедры  государственного  и  муниципального  управления  ОГУ, РФ,  г.  Оренбург

 

В  истории  существует  множество  примеров  бескорыстной  и  добровольной  помощи,  которая  оказывается  людьми  и  направлена  на  благие  дела  в  сфере  общественности.

Слово  «волонтер»  произошло  от  французского  volontaire,  которое  в  свою  очередь  произошло  от  латинского  voluntarius  и  дословно  означает  «доброволец,  желающий»  [4].  В  XVIII–XIX  веках  волонтерами  называли  людей,  которые  добровольно  поступили  на  военную  службу.  Волонтерское  движение  как  идея  работы  на  благо  общества  возникло  практически  одновременно  с  понятием  «социум».  Самобытность  русского  народа  тесно  связана  с  добровольческой  помощью.  Изначально  помощь  оказывала  православная  церковь,  позже  –  первые  некоммерческие  общественные  объединения,  которые  назывались  земствами.  Учителя  и  врачи  земств  много  делали  для  русского  крестьянства.  Во  время  русско-турецкой  войны  в  России  впервые  образовалось  женское  волонтерское  движение  –  сестры  милосердия,  которые  самостоятельно  приняли  решение  отправиться  на  фронт,  чтобы  помогать  солдатам,  раненным  в  бою.

Понятие  и  содержание  волонтерского  труда  в  современной  России  формируется  в  90-е  годы  с  образованием  некоммерческих,  благотворительных  общественных  организаций.

Деятельность  волонтеров  регламентируется  Федеральными  законами,  один  из  которых  –  ФЗ  «О  благотворительной  деятельности  и  благотворительных  организациях»,  дающий  юридическое  определение  волонтера:  «Волонтеры  –  граждане,  осуществляющие  благотворительную  деятельность  в  форме  безвозмездного  труда  в  интересах  благополучателя,  в  том  числе  в  интересах  благотворительной  организации»  [3].  С  2010  года  в  РФ  волонтерская  деятельность  включается  в  общий  стаж,  что  также  мотивирует  волонтеров.

В  целом,  волонтерская  деятельность  включает  в  себя:

1.  оказание  помощи  бездомным,  инвалидам,  сиротам,  престарелым;

2.  беседы,  направленные  на  пропаганду  ЗОЖ;

3.  театральные  выступления  и  благотворительные  концерты;

4.  помощь  животным  и  защиту  окружающей  среды;

5.  благоустройство  городских  улиц,  домов,  придворовых  участков;

6.  распространение  принципов,  на  которых  основано  волонтерское  движение,  по  всему  миру  [2].

Молодежь  служит  основой  волонтерского  движения  во  всем  мире.  Мотивы  молодых  людей,  вступивших  в  ряды  волонтеров,  различны,  как  показывают  результаты  исследования,  наглядно  представленные  на  рисунке  1.

 

Рисунок  1.  Причины  участия  молодежи  в  волонтерском  движении

 

Таким  образом,  одни  руководствуются  собственными  интересами,  другие  хотят  быть  членами  команды,  третьи  главной  целью  видят  общение  с  новыми  людьми.  Но  все-таки  главная  цель  всех  волонтеров  –  бескорыстно  помогать  нуждающимся  в  этом  людям.

Необходимо  также  отметить,  что  многие  относятся  к  добровольническому  движению  в  РФ  недоверчиво,  что  связано  с  общественным  принуждением  в  советские  времена.  Это  несколько  тормозит  развитие  волонтерской  деятельности  в  нашей  стране.  Несмотря  на  это,  в  целом,  волонтерство  в  России  стремительно  развивается,  заручившись  поддержкой  мирового  опыта.  В  2012  году  Российская  Федерация  заняла  место  в  первой  10-ке  стран  мира  по  общему  количеству  волонтеров.  На  этом  не  останавливаются:  создается  множество  общественных  организаций,  собираются  средства  на  реализацию  особо  сложных  и  значимых  проектов.  Об  одном  из  них  и  пойдет  речь:  пропаганда  здорового  образа  жизни.

Согласно  официальному  определению,  здоровье  –  это  физическое,  психологическое  и  социальное  благополучие.  Здоровье  зависит  на  20  %  от  окружающей  среды,  на  20  %  –  от  наследственных  факторов,  на  10  %  –  от  медицинского  обслуживания,  на  50  %  –  от  образа  жизни  [2].  Здоровый  образ  жизни  включает  в  себя  формы  человеческой  активности,  которые  укрепляют  и  совершенствуют  резервные  возможности  организма.  Они  обеспечивают  полноценное  функционирование  организма  и  выполнение  человеком  физических  и  профессиональных  функций  на  наивысшем  уровне.

Одним  из  эффективных  способов  профилактики  здорового  образа  жизни  является  волонтерское  движение.  Актуальность  развития  данного  направления  среди  молодежи  заключается  в  распространении  таких  проблем,  как  алкоголизм,  наркомания,  увеличение  количества  ресторанов  «быстрого  питания,  общеизвестных,  как  “fast  food”.

В  настоящее  время  совместно  с  деятельностью  социальных  работников  в  процессе  пропаганды  здорового  образа  жизни  принимают  участие  волонтеры.  Объяснение  кроется  в  следующем:  во-первых,  возрастает  потребность  граждан  в  социальной  помощи,  о  чем  знают  добровольцы,  во-вторых,  совместная  работа  социальных  работников  и  волонтеров  повышает  эффективность  и  качество  предоставляемых  населению  услуг.

В  ходе  опроса,  проведенного  в  Оренбургском  государственном  университете,  студентам  задавался  вопрос,  оценивающий  их  степень  готовности  участвовать  в  волонтерском  движении  (данные  представлены  в  таблице  1).

В  соответствии  с  данными  таблицы,  73  процента  опрошенных  потенциально  готовы  принять  участие  в  волонтерском  движении,  пропагандирующем  ЗОЖ,  однако  выявлена  проблема  безнравственности  респондентов:  39%  из  74%  согласившихся  проявляют  интерес  только  на  основании  получения  коммерческой  прибыли.  С  этим  нужно  бороться,  так  как  волонтерское  движение-это  бескорыстная,  добровольническая  помощь  людям.

Таблица  1. 

Анализ  ответа  на  вопрос:  согласились  бы  вы  принять  участие  в  общественном  движении  за  здоровый  образ  жизни?

Варианты  ответов

Респонденты,  %

 

Муж.

Жен.

Итого

Да

7

27

34

Нет

7

1

8

Только  за  деньги

32

7

39

Затрудняюсь  ответить

11

8

19

 

Таким  образом,  необходимо  развивать  волонтёрское  направление  по  формированию  здорового  образа  жизни  у  подростков  во  всех  общеобразовательных  учреждениях  и  совершенствовать  информационную  методическую  базу  данного  проекта,  проводить  профилактику  наиболее  распространенных  заболеваний  среди  подростков.  Волонтеры  должны  овладеть  необходимыми  знаниями  в  области  социальной  психологии,  навыками  пропаганды  здорового  образа  жизни,  научиться  проводить  пропагандирующие  ЗОЖ  акции  и  общаться  с  общественностью,  привлекать  новых  добровольцев,  а  так  же  правильно  анализировать  результаты  волонтерской  деятельности.

Волонтеры  на  подобных  акциях  должны  рассказывать  о  вреде  табака,  алкоголя,  о  страшных  последствиях  наркомании,  ВИЧ-инфекции,  совместно  вырабатывать  приемы  выхода  их  опасных  ситуаций.  Их  цель  –  научиться  самим  и  помочь  другим  говорить  «нет»  на  провокационные  предложения  [1].  Практика  волонтёрской  работы  показывает,  что  эффективность  мероприятий,  проводимых  волонтёрами,  оказывается  высокой.  Молодежи  легче  найти  язык  со  сверстниками,  чем  социальным  работникам.  Организации  волонтеров  занимаются  и  вопросами,  вязанными  с  проведением  досуга  молодежи,  а  также  оказывают  помощь  лицам,  оказавшимся  в  группе  «риска».

Следует  отметить,  что  важное  значение  имеет  работа  с  молодежью,  еще  не  приобщенной  к  употреблению  наркотиков  и  спиртных  напитков,  но  являющейся  социально  зависимой:  их  окружают  люди,  которые  ведут  нездоровый  образ  жизни.  Задача  добровольцев  –  мотивировать  молодое  поколение  к  самостоятельному  решению  собственных  проблем,  не  прибегая  к  наркотическим  психотропным  веществам.  Технология  работы  в  данном  направлении  основана  на  идее  «молодые  для  молодых».

Рекомендуется  при  каждом  учебном  заведении  открыть  анонимный  наркологический  кабинет,  который  проводил  бы  и  лечебную,  и  профилактическую  работу,  специалисты  давали  бы  консультации  студентам  по  вопросам,  связанным  с  курением,  алкоголизмом,  наркоманией  и  др.

Все  это  должно  осуществляться  на  добровольной  основе.  К  профилактике  будут  относиться  постоянные  тренинги,  лекции  от  врачей  и  при  желании  студента  профилактический  осмотр.  Таким  образом,  будет  проведен  мониторинг  степени  информированности  молодого  поколения  о  ЗОЖ.

Причем,  рекомендуется  проводить  лекции  не  только  в  стенах  университета,  но  и  в  общежитиях.  Новая  форма  работы  с  молодым  поколением  должна  основываться  на  постоянных  выступлениях  в  виде  бесед  или  тренингов  врачей-наркологов.  Во  время  лекций  будут  выявляться  студенты,  желающие  участвовать  в  волонтерском  движении  за  ЗОЖ.  Таким  образом,  со  временем  формируется  постоянная  волонтерская  группа  как  субъект  профилактической  работы.  В  таблице  2  представлен  более  полный  список  поставленных  задач  при  работе  в  направлении  профилактики  ЗОЖ.

Таблица  2.

Задачи  профилактической  работы,  стоящие  перед  волонтерами

Описание,  суть  задачи

1

Распространение  волонтерства  по  профилактике  наркомании  среди  студентов,  школьников  и  молодежи,  которое  включает  включающей  комплекс  организованных  мероприятий,  главная  цель  которых  –  способствовать  распространение  негативного  отношения  к  наркотикам.

2

Систематизировать  ряд  факторов,  которые  способствуют  привлечение  к  волонтерской  деятельности  молодого  поколения.

3

Обучение  волонтеров,  которые  будут  проводить  тренинги,  акции  и  семинары  в  образовательных  учреждениях  и  вне  их  стен.

4

Приобщение  молодого  поколения  к  акциям,  направленным  на  уничтожение  вредных  привычек  и  ориентацию  на  ЗОЖ.

5

Создание  на  территории  образовательных  учреждений  Оренбургской  области  «зон»,  пропагандирующих  ЗОЖ.

 

Таким  образом,  исходя  из  целей  и  задач,  разработаны  рекомендуемые  методы  их  реализации:

1.  проведение  лекций,  направленных  на  пропаганду  ЗОЖ;

2.  работа  «телефона  доверия»,  оказание  консультативной  помощи,  психологической  поддержки;

3.  сбор  молодежи  за  круглым  столом  с  особо  важными  гостями  -  специалистами,  врачами-наркологами;

4.  проведение  акций,  направленных  на  поддержку  ЗОЖ  на  улицах  города;

5.  организация  теле-  и  радиопередач  тематики  ЗОЖ;

6.  написание  и  публикация  статей  в  институтских  газетах  и  научных  журналах;

7.  изготовление  и  раздача  на  улицах  города  тематической  печатной  продукции;

8.  разработка  и  реализация  профилактики  ЗОЖ  в  школьных  и  детских  дошкольных  учреждениях  путем  тематических  выступлений  с  вовлечением  учащихся.

В  заключении,  необходимо  акцентировать  внимание  на  том,  что  молодежь,  принимающая  участие  в  волонтерском  движении  направления  профилактики  ЗОЖ,  получает  для  себя  подготовку  (поработав  с  первичной  информацией),  необходимую  для  следования  здоровому  образу  жизни.

 

Список  литературы:

  1. Арович  Я.  Методы  работы  с  волонтерами  /  под  ред.  М.Ю.  Киселева,  И.И.  Комаровой  //  Школа  социального  менеджмента:  Сборник  статей.  –  М.:  Карапуз,  2004.  –  С.  8–9,  75–85.
  2. Вишневский  Ю.Р.,  Шанко  В.Т.  Социология  молодежи.  Нижний  Тагил.  1995  г.  –  с.  1232.1
  3. Федеральный  закон  «О  благотворительной  деятельности  и  благотворительных  организациях»  от  11.08.1995  г.  №  135-ФЗ  (ред.  от  30.12.2008).
  4. Шекова  Е.  Добровольческие  трудовые  отношения:  основные  определения  //  Человек  и  труд  –  №  4.  –  2003.  –  С.  6–7.

sibac.info

Из опыта организации волонтерского движения студентов КБМК с целью пропаганды ЗОЖ

Разделы: Администрирование школы

Каждое учебное заведение ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи – формированию целостной, гармонично-развитой и социально-зрелой личности. Не является исключением и наше учебное заведение. На сегодняшний день мы, как и многие наши коллеги, находимся в постоянном поиске новых идей, новый направлений воспитательной работы, которые бы способствовали долговременным, положительным результатам в учебно-воспитательной деятельности. Одним из таких результативных направлений в нашей работе является волонтёрская деятельность.

Потому как волонтерство не только почетно и привлекательно, так как позволяет раскрыть лучшие человеческие и гражданские качества, демонстрирует зрелость, но и приносит реальную пользу обществу.

Волонтерская деятельность в колледже осуществляется по четырем направлениям:

1. Пропаганда ЗОЖ 2. Профориентационная работа 3. Забота о ветеранах ВОВ 4. Внеаудиторная деятельность

Так наши студенты, это будущие медицинские работники, то самые многочисленные отряды волонтеров работают по пропаганде ЗОЖ.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла...

В.О.Ключевский

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование у них здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по формированию здорового образа жизни занимает систематическая воспитательная работа с молодежью.

Анализ ситуации в стране показал, что ежегодно увеличивается число алкоголиков и наркоманов. Масштаб и темпы роста алкоголизма и наркомании свидетельствуют о необходимости привлечения к этой работе широких слоев общественности. В связи с этим развитие молодежного волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни является значимым направлений воспитательной работы.

Волонтеры – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. Волонтер колледжа – доброволец, ведущий и пропагандирующий здоровый образ жизни (ЗОЖ).

 

Основной целью волонтерского движения  по пропаганде ЗОЖ является: формирование и утверждение позитивного отношения молодежи к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения; освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.

Задачи, для  реализации поставленной цели:

  • сформировать у учащихся культуру сохранения здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни;
  • сдержать вовлечение обучающихся в употребление психоактивных веществ (ПАВ) за счёт пропаганды здорового образа жизни;
  • повысить социальную активность молодежи путём привлечения к волонтерской деятельности;
  • информировать о возможностях полезного досуга, занятий физкультурой и спортом, участия в творческих объединениях;
  • повысить с помощью СМИ уровень информированности подростков и молодёжи о ведении здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.

Наиболее эффективными видами деятельности для реализации данного движения являются:

  • Проведение  УИРС по ЗОЖ
  • Проведение профилактических занятий и тренингов
  • Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.
  • Распространение информации, создание плакатов, брошюр.
  • Творческая деятельность.
  • Разработка станционных игр, массовых акций.
  • Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.

Как подготовить волонтеров?

В колледже потребность в разработке проекта (схемы) подготовки волонтеров обусловлена необходимостью совершенствования информационно-просветительской работы по профилактике заболеваний среди подростков и молодежи, повышения ее  эффективности.

 

В число волонтеров входят как студенты непосредственно занимающиеся УИРС, так и студенты, не занимающиеся УИРС, но   проявляющие интерес к данному движению. Осуществление проекта подготовки волонтеров опирается на особенности молодежной субкультуры. В основе обучения лежит овладение необходимыми знаниями (спецподготовка), навыками пропаганды здорового образа жизни, умение проводить акции, привлекать новых добровольцев, планировать и анализировать результаты своей деятельности. А так же развитие качеств – коммуникабельности, доброжелательности, умения публичного выступления, организаторских способностей в ходе проведения психологического тренинга. 

На основе учебно-исследовательских работ студентов формируется электронный банк данных, которым активно пользуются студенты – волонтеры. Волонтерами проводятся лекции, беседы с учащимися школ города и области, обучающимися начальных и средних специальных учреждений образования, акции по профилактике ВИЧ-инфекции, распространяются  листовки, буклеты и др. Практика показывает, что эффективность мероприятий проводимых волонтерами зачастую оказывается очень высокой. Не менее важен психологический аспект: при проведении акции «равный-обучает-равного» студенты-волонтеры, ведущие здоровый образ жизни, выступают в качестве репрезентативной группы, формируя здоровую систему ценностей. К тому же информация, полученная от сверстников, вызывает больше доверия

Данная работа складываются из предоставления иллюстративного материала, информационного сообщения с мультимедийной презентацией, демонстрации видеороликов по заявленной проблеме, организации дискуссии. Завершением работы является обратная связь с аудиторией слушателей, во время которой школьникам предлагается задать вопросы, высказать свои пожелания относительно дальнейшей встречи. Совместно с группой волонтеров работает куратор, являющийся преподавателем колледжа. Волонтерское движение оказывает неоценимую помощь в формировании личных качеств (компетенций)  будущего специалиста среднего медицинского звена.

Организация волонтерского движения по пропаганде ЗОЖ

№ п.п.

Наименование мероприятия

Примерные сроки

Ответственные
Подготовка и проведение УИРС по вопросам ЗОЖ для студентов колледжа.

Сентябрь-октябрь

Зам.директора по НМР Заведующий физической культурой
Определение научных работ студентов для использования в волонтерской работе по пропаганде ЗОЖ.

Сентябрь-октябрь

Зам.директора по ВР
Подготовительная работа со студентами-волонтерами по проведению профилактических мероприятий по ЗОЖ. Курс «Волонтер»

Октябрь-ноябрь

Кураторы групп Преподаватели Заведующие отделениями
Установление социального партнерства со школами города и области: определение графика посещения школ студентами-волонтерами

Октябрь

Зам.директора по НМР
Проведение мероприятий по профилактике вредных привычек и пропаганде ЗОЖ

октябрь-май

Кураторы групп Студенческий совет колледжа
Создание информационного материала для проведения профилактической работы

Сентябрь-май

Зам.директора по НМР
Проведение совместного мероприятия студентов колледжа первого года обучения и учащихся школ 11 классов: «Великолепная пятерка»

 

Студенческий совет колледжа Преподаватели физкультуры
Участие в городских и областных акциях, посвященных ЗОЖ

В течение года

Администрация города и области
Проведение анкетирования среди школьников по результатам проведенных мероприятий

В течение года

Психолог

В процессе реализации волонтерского движения колледж налаживает взаимоотношения с многочисленными организациями города – социальное партнерство.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Роль волонтерских движений в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи педагогических вузов

Библиографическое описание:

Саркисова Е. С. Роль волонтерских движений в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи педагогических вузов // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 19-20. — URL https://moluch.ru/archive/137/38216/ (дата обращения: 17.07.2018).



Для реализации программы по снижению уровня зависимости от наркотических веществ, алкоголя и неотрывно связанными с ними социально опасными заболеваниями как ВИЧ и СПИД необходимо, наряду с такими широко распространёнными формами, как информирование молодёжи о вреде потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ; обучение навыкам соблюдения правил гигиены и режима труда, учёбы, питания; развитие туризма, занятий физической культурой и спортом — основой формирования и пропаганды здорового образа жизни в молодёжной среде, создание условий для общественно полезной занятости молодёжи, жизнедеятельности, наполненной здравым смыслом [4].

Прежде всего, речь идёт об изменении направления общественно-государственных усилий в сфере пропаганды и формирования здорового образа жизни в сторону формирования условий для позитивного, творческого отношения студенческой молодёжи к действительности посредством их вовлечения в общественно полезную занятость. Одним из наиболее эффективных и всемирно признанных путей достижения данных целей является поддержка и развитие добровольчества, как широкого социального феномена и общественной ценности, инструмента социального и экономического развития, способа совершенствования личности, общества и государства [3].

Волонтерское движение направлено на формирование и развитие социальной активности, повышение уровня ответственности, воспитание верности, честности, справедливости, терпимости, дружбы, добра и трудолюбия. Обучение в высшем педагогическом учебном заведении предполагает не только формирование и развитие профессиональных компетенций, но и культурное, нравственное развитие, формирование гражданской позиции, развитие способностей к труду. Решение этих задач предусматривает применение различных технологий, одной из которых является вовлеченность студентов в добровольческую деятельность [1].

Волонтерство — это благотворительная деятельность. Волонтеры за свой труд действительно не получают денег. Но наградой является нечто другое. Для многих — моральное удовлетворение, что ты делаешь что-то очень полезное и важное. Поистине, помогая другим, мы помогаем себе. Еще в волонтерском движении принимают участие люди, далекие от ценностей потребительского общества. Волонтерство — это возможность приобрести необходимые навыки и опыт, определиться со своими целями в жизни [2].

В Филиале ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске волонтерская деятельность приобрела масштабность, распространенность среди студенческого коллектива. В Филиале действует волонтерский отряд «Лучик».

Одним из ведущих направлений деятельности волонтёров Филиала СГПИ в г. Железноводске является пропаганда здорового образа жизни, что способствует увлеченности детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования, вовлечению учащихся, студентов, педагогов в активную самостоятельную деятельность по укреплению и сохранению здоровья, утверждающей общечеловеческие ценности, формирующей позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Волонтерами Филиала были организованы и проведены антитабачные акции «Суд над сигаретой», «Обменяй сигарету на конфету», «Прощание с табаком». Преподавателем кафедры школьного и дошкольного образования Филиала Ситак Л. А. при участии студентов гуманитарного факультета был организован и проведен факультетский час «Сделай свой выбор — выбери жизнь!». Также ежегодно в рамках всероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью!» проводится конкурс студенческих листовок на данную проблематику. Не остается без внимания и приобщение студентов к занятию в спортивных секциях, которые действуют на территории Филиала. Такое активное вовлечение студентов педагогического вуза в общественно-значимую деятельность дает возможность каждому из них ощутить свою «нужность», необходимость и важность для общества, государства. Что является важным показателем для будущего специалиста в области образования.

Таким образом, совершенствование процесса подготовки студентов к педагогической деятельности возможно путем привлечения студентов к волонтерской деятельности в педагогических вузах. Это позволяет не только решать непосредственные задачи помощи студентам, но и содействует формированию профессиональной направленности будущего специалиста — важного качества, проявляющегося в стремлении к длительной, приносящей удовлетворение и общественную пользу профессиональной деятельности.

Литература:
  1. Холина О. И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. — 2011. — № 8. — С. 71–73.
  2. Что такое «волонтерство». [Электронный ресурс] //http://www.world4u.ru/volonter.html.

3. Роль молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни [Электронный ресурс]: woodgoblin.ru/?page_id=427

4. Роль молодежного добровольчества в контексте // «Молодежь Ставрополья». Ежеквартальный вестник молодежной политики № 48. — Ставрополь, 2011. — 104 с. [Электронный ресурс]: http://www.metodichka.x-pdf.ru/15politologiya/268514–1-ezhekvartalniy-vestnik-molodezhnoy-politiki-molodezh-stavropolya-48-stavropol-2011-udk-0606-bbk-7420058-molodezh.php

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, будущий специалист, волонтерская деятельность, волонтерское движение, железноводск, формирование.

moluch.ru

Программа волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни

Программа волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни

Объединение «Лидер»

Возраст детей – 12-13 лет

Срок реализации – 2 год

Пояснительная записка

Программа «Лидер» разработана исходя из положений закона «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, Указа президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав».

Волонтёры рассматривают свою деятельность как институт социального, культурного развития, формирования и развития социальной активности, повышения уровня осознанности жизни и личностной ответственности, воспитания честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия, умеренности,  добра. Волонтерское движение представляет собой добровольную консолидированную социально полезную деятельность самоуправляемых, открытых объединений детей и молодежи. Средства в достижении цели социального роста подростка могут быть самыми разнообразными, и прежде всего должны отвечать его интересам, способностям и возрастным особенностям. Поэтому большое значение в социальном развитии ребенка любого возраста может занимать организация своего досуга и вовлечение в эту деятельность других детей и подростков. Интерес ребенка обуславливается многими факторами: стремлением узнать новое, реализовать себя, выступить в роли лидера или просто развлечься. С учетом этих факторов и построена программа «Лидер».

Волонтёрский отряд – это подростковое объединение добровольцев, способ организации подростков вокруг решения важной задачи – пропаганде здорового образа жизни. Содержание деятельности волонтерского отряда реализуется через информационно-организаторскую, культурно-массовую, спортивно-оздоровительную, обучающую и развивающую деятельность.

Волонтерский отряд формируется на базе школы. Особенностью данного детского объединения является включение в профилактическую работу добровольцев, подростков-волонтеров, которые занимаются социально-значимой деятельностью, оказывают помощь тем, кто в ней нуждается.

Программа направлена на:

  1. На поиск оптимальных путей профилактики зависимостей среди подростков.

  2. Осуществление совместной работы со специалистами различных организаций и ведомств.

  3. Разработку совокупности средств, влияющих на уровень притязаний и самооценку детей подросткового возраста.

Цель программы: формирование у молодёжи здоровой, творческой активной социальной позиции через пропаганду здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Подготовить лидеров из числа учащихся школы для профилактической работы среди сверстников по месту жительства и школы.

  2. Через сформированную сеть лидеров развить формы поведения, ведущие к утверждению здорового образа жизни.

  3. Сформировать устойчивое отрицательное отношение к психоактивным веществам, к различным формам саморазрушительного поведения, сформировать умения и навыки самовоспитания.

  4. Расширить подростковую аудиторию для профилактической работы.

Принципы работы волонтерского отряда.

  1. Открытость: участникам отряда может стать любой подросток, независимо от социального статуса, опыта, способностей интересов.

  2. Законность.

  3. Добровольность.

  4. Осознание членами волонтерского движения личностной и социальной значимости своей Гласность.

  5. Самоуправление.

  6. Принцип активной позиции участников.

  7. Принцип адресности.

  8. Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей участников.

  9. Принцип научного обоснования используемых подходов.

  10. Принцип прав и ответственности участников.

Основные направления деятельности  участников волонтерского движения:

1.   Разработка предложений по формированию приоритетных направлений деятельности волонтерского отряда.2. Участие в организации и проведении мероприятий МОУ СОШ №30 и городских мероприятий ЦДОД «Астра» направленных на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни.3. Разработка и распространение наглядных материалов: закладок, буклетов, листовок, выпуск тематических школьных газет  и т. д. направленных на противодействие вредным привычкам.4. Проведение профилактической работы с детьми и молодежью «группы риска» (беседы, тренинги, тематические игры, дискуссии, викторины).5. Взаимодействие с государственными органами и общественными организациями, осуществляющими деятельность, направленную на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни.6. Информирование населения, в том числе через средства массовой информации о деятельности волонтерского отряда.   7. Привлечение новых единомышленников к участию в профилактической работе.

Условия реализации программы

Детское объединение создано на базе 7 «В» класса МОУ СОШ №30. Входной контроль и отбор не проводится. Возрастной диапазон обучающихся 12-13 лет.

Учебные занятия проводятся в помещении МОУ СОШ №30.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Общее количество часов на учебный год – 144.

Основные формы и методы реализации программы:

групповые и индивидуальные занятия, тренинги, сюжетно-ролевые игры, фестивали, социологические опросы учащихся, дискуссии, изучение действительности, коллективно- творческая деятельность, направленные на формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации данного курса происходит включение молодежи в волонтерское движение, что позволит молодому человеку освоить новые для него виды деятельности, оценить свои способности и возможности, соотнести их с запросами и потребностями общества, реализовать свой потенциал в различных видах деятельности, участвуя в подготовке и проведении различных мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни.

Подготовка волонтеров – это единство практической деятельности, общения и обучения. Овладев навыками и умениями в предметно-практической деятельности, получив необходимые знания, подростки выбирают виды и формы самостоятельных работ, реализуют свои идеи и устремления в реальной практике своей молодежной среды.

1 год

Цель: создание условий, способствующих приобретению подростками нового положительного социального опыта для личного развития в процессе содержательного группового общения; подготовка волонтеров для работы в среде сверстников и детей младшего возраста.

Задачи:

  1. формирование устойчивого неприятия употребления наркотиков, алкоголя;

  2. адаптация к изменяющимся условиям жизни;

  3. вовлечение подростков в альтернативные виды организации досуга;

4. развитие навыков общения;

5. развитие личной ответственности

6. привлечение к подготовке, организации, проведению различных мероприятий профилактической направленности в образовательном учреждении;

В течение первого года обучения подбирается инициативная группа подростков, определяются принципы и содержание объединения. Педагогом используются три модели профилактики: информационная; поведенческих навыков; конструктивно-позитивная. В качестве основного механизма предупреждения вредных привычек несовершеннолетних выступает формирование у них позитивных навыков общения, выбора. В течение занятий учащиеся получают теоретические и практические знания по основам законодательства и права, нормам поведения в обществе, учатся общаться, преодолевать конфликты, участвуя в тренингах. Волонтеры приобретают навыки поиска, сбора и использования информации, позволяющей интерпретировать происходящее.

Основные формы деятельности:

  • психологические тренинги;

  • дискуссии;

  • упражнения на взаимодействие в группах;

  • игры деловые, ролевые, познавательные, интеллектуальные;

  • анализ личностного роста;

  • работа над мини-проектами;

  • занятия с элементами тренинга.

2 год

Цель: Увеличение числа волонтеров из подростково - молодежной среды, занимающихся пропагандой ЗОЖ и первичной профилактикой зависимостей среди детей и своих сверстников.

Задачи:

  • мобилизация личностных ресурсов подростков, направленных на формирование активной жизненной позиции;

  • обучение учащихся формам и методам профилактической работы, методике ее планирования и организации, апробации и отбора наиболее подходящих из них для практического использования;

  • Приобретение подростками навыков оказания социальной поддержки сверстникам;

  • Формирование стратегий и навыков эффективного поведения посредством развития лидерских качеств (коммуникативных навыков, креативности, организаторских способностей и др.).

На втором году обучения усиливается практическая направленность программы. Волонтеры обучаются эффективным техникам и формам работы по формированию ЗОЖ и профилактике употребления ПАВ, на занятиях углубляются теоретические и практические знания по всем тематическим блокам, включаются занятия по следующим темам: основные понятия профилактики, особенности интерактивных методов ведения профилактики, профилактические ролевые игры.

Волонтеры учатся не только выбирать информацию, но критически ее воспринимать, различать мнения и оценки от фактов.

Задача педагога – поддержать инициативы подростков, помочь им в подготовке и проведении спланированных мероприятий профилактической направленности.

Учебно-тематическое планирование по курсу «Лидер».

1 год

Тема

Часы

Введение

10

«Я» в окружающем мире

12

Социальная компетентность

16

Организаторское мастерство

106

Итого часов: 144

Содержание программы

Содержание занятий

Часы

Введение

Введение. Знакомство с образовательной программой. Актуальность участия подростков и молодежи в профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.

2

О правах и обязанностях волонтера. Добровольное волонтерское движение.

2

Основные законодательства и права. Государство и право.

2

Правовой статус гражданина РФ. Что мы должны знать о правах и обязанностях. Способы защиты прав и законных интересов граждан

2

Трудовой распорядок и дисциплина труда

2

«Я» в окружающем мире

Я и окружающие. Игровой мастер-класс «Расскажи мне о себе».

2

Сходство и различие наших «Я». Формирование эмоционально-волевого единства группы. Упражнение на групповую сплоченность.

2

Мои достоинства и недостатки. Создание условий для самораскрытия. Умение вести полемику.

4

Ценности и идеалы твоего выбора. Базовые характеристики психологического здоровья человека

4

Социальная компетентность

Тренинг самоконтроля.      

4

Тренинг уверенности в себе. Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов. Создание позитивных установок на доверительное общение.

4

Практикум «Мои эмоции ». Формирование адекватных реакций в различных ситуациях. Анализ ответов и формирование необходимых "ролевых" пристроек. Приемы активного слушания.

4

Практикум по разрешению проблем и поиску социальной поддержки. Фазы разрешения проблем: прекращение насильственных действий; установление диалога; поиск решения проблем путем переговоров и обсуждений.

4

Организаторское мастерство

Основы организаторского мастерства: самоконтроль, эффективная самопрезентация, умения слушать окружающих, навыки инструктажа, способность формировать коллектив.

4

Психологический такт:

* чувство меры во взаимоотношениях с людьми;

* речевая адаптация к разным людям;

* общение с людьми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей;

* чувство ситуации;

* чуткость, внимательность, участливость

* чувство справедливости

4

Социальная энергичность:

  • эмоционально-речевое воздействие

  • волевое побуждение

  • способность воздействовать на других своим отношением к людям, делам, событиям

  • логическая убедительность воздействия словом и делом

  • уверенность в своих силах

  • правильный и быстрый выбор момента решающего воздействия

4

Требовательность как свойство личности:

* смелость предъявления требований;

* постоянство предъявления требований

* гибкость предъявления требований

* категоричность, непререкаемость требований;

* разнообразие форм выражения требований

* индивидуализация требований

4

Развитие лидерства:

*выработка личной мотивированности;

*развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств;

* обеспечение социальной компетентности лидера

* приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию

4

Диагностика лидерских способностей

4

Массовые мероприятия

20

Сказка «Репка» о вредных привычках

10

21

Социальная акция «Сделай выбор в свою пользу»

10

22

Мини – спектакль «Гулливер против табака»

10

23

Устный нравственно – правовой журнал «Колокола тревоги нашей»

10

25

Мини – спектакль «Не допустить беды»

10

26

Агитбригада «Нет наркотикам»

10

27

Деловая игра «Здоровый образ жизни»

10

28

Помощь в организации и проведении классных, информационных часов по профилактике вредных привычек и пропаганде ЗОЖ

12

Методическое обеспечение ДОП.

  1. Методические разработки мероприятий

  1. Сказка «Репка» о вредных привычках.

  • Ведущий:

  • Не на море-океане,

  • Не на острове Буяне,

  • Не в заморской стороне,

  • А в одном простом селе,

  • Стоял домик небольшой,

  • Бабка с дедом жили в нём,

  • С ними внучка, кошка, Жучка,

  • Да в подвале мышь-норушка.

  • Всё бы было хорошо,

  • Но случилось с ними то.

  • Что всего-всего страшней,

  • К гибели ведёт верней.

  • Дед вдруг начал выпивать,

  • Про работу забывать!

  • (Выходит дед и поёт)

  • Дед:

  • Если б море было пивом,

  • Стал бы я тогда дельфином.

  • Если б море было водкой,

  • Стал бы я подводной лодкой.

  • Ведущий:

  • И у внучки появилась.

  • Вредная привычка.

  • С сигаретою её видеть,

  • Стало так привычно.

  • (Выходит внучка с Жучкой с сигаретами)

  • Внучка:

  • У деда с бабкой житьё не худо,

  • Сигареты есть, и нет простуды.

  • Жучка:

  • Будем петь и веселиться,

  • Отрываться и резвиться.

  • Ведущий:

  • Только бабушка одна,

  • Всё переживала,

  • И стыдила их порой:

  • Ведь нельзя так жить, ребятки!

  • Посмотрите на себя!

  • В огороде нет у нас порядка,

  • Где бутылка и сигара, там беда!

  • А тут ещё любимая кошка,

  • Стала наркоманить…

  • (Выходит кошка)

  • Кошка:

  • С героином я дружу,

  • Балдежа везде ищу,

  • После укольчика мне хорошо,

  • Так весело и легко.

  • Бабка:

  • Вот в наш дом пришла беда,

  • Что мне делать? Я одна!

  • Огород совсем не убран,

  • Будем голодать зимою мы?

  • Ведь вьюги ещё впереди.

  • Что мне делать? Как мне быть?

  • Как их всех остепенить? (Сидит и плачет)

  • Ведущий:

  • Но как бабка за калитку,

  • В доме заново гульба.

  • Веселятся без причины,

  • Выпить, покурить есть повод всегда.

  • Но промчалась осень быстро,

  • На дворе уже зима,

  • Урожай-то не собрали.

  • Вот пришла и к ним беда.

  • Дед:

  • Бабка дай скорей поесть,

  • А то с голода помру!!!

  • Бабка:

  • Ничего тебе я дед

  • Предложить-то не могу.

  • Урожай ты не собрал,

  • Вот с голоду и помирай!

  • Внучка:

  • Что-то плохо стало жить,

  • В животе всегда урчит.

  • Мне б чего-нибудь поесть.

  • Загляну-ка к бабке в печь.

  • Бабка:

  • В печку, внучка ты не лезь,

  • Нет там ничего поесть!

  • (Собираются дед, внучка, жучка и кошка - ПЛАЧУТ)

  • Ведущий:

  • Вот сидят они - рыдают:

  • Голод их совсем достал.

  • Плачут, горестно вздыхают

  • И во всём себя винят!

  • Внучка:

  • Ах! Какая же я дура!

  • Я не правильно жила!

  • Понапрасну пролетают,

  • Мои лучшие года.

  • Дед:

  • Жили впрямь мы не красиво!

  • Бабка:

  • За грехи вам и беда.

  • Жучка:

  • Если б знали мы тогда,

  • Не грешили б никогда!

  • Бабка:

  • Говорила вам нередко:

  • Жить так нельзя! Вы же

  • Меня слушать не хотели:

  • Всё гуляли и балдели.

  • Вот к чему вас привела,

  • Ваша пьяная игра!

  • Все кроме бабки:

  • Бабушка! Мы осознали,

  • Что неправильно жили!

Будущее планеты нам принадлежит,

Нам жить в новом веке предстоит.

И мы спасём её от чёрного зла,

В наркотиках не потонет Земля!

Мы отвечаем вам за всех, за молодёжь,

Мы будем стараться изо всех сил своих.

В наших руках будущее планеты,

И мы спасём её, мы – мудрые дети.

Педагогический контроль.

Вид контроля

Содержание

Форма проведения

Сроки

Предварительный

Участники программы делятся на команды, после игровой завязки соревнуются, отвечают на вопросы по трудовому, семейному праву, правам ребенка и т.п. решают познавательные задачи, находят выход из предложенных ситуаций.

Турнир-викторина «Чтобы достойно жить»

Ноябрь

Текущий

Учащиеся принимают участие в организации и проведении серии разноплановых по форме и содержанию мероприятий в школе по профилактике вредных привычек, наркомании и пропаганде ЗОЖ.

Деловые игры, агитбригады, мини – спектакли.

В течение года

Итоговый

Учащиеся анализируют личностный рост, активность участия в волонтёрской работе.

Презентации, анкетирование

Май

Литература

  1. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.

  2. Петренко В.П. Общая валеология. СпБ., 2000.

  3. Психовалеология. Курс лекций. Киев, 2001.

  4. Лебедева М.М. Урегулирование социальных конфликтов // Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.

  5. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.

  6. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.

  7. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.

  8. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993.

  9. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс - Универс, 1993.

  10. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989hello_html_0.gif

infourok.ru

Опыт добровольцев/волонтеров по привлечению молодежи к здоровому образу жизни через возрождение традиционных игр русского народа Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

УДК 008: 316.6 +

ОПЫТ ДОБРОВОЛЬЦЕВ/ВОЛОНТЕРОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ

ИГР РУССКОГО НАРОДА

Е.В. Великанова, А.С. Тедорадзе

В статье рассматривается опыт добровольцев/волонтеров по привлечению молодежи к здоровому образу жизни через возрождение традиционных игр русского народа

Ключевые слова: добровольцы, волонтеры, здоровый образ жизни, возрождение, традиционные игры

Привлечение молодежи к участию в практической добровольческой/волонтерской

деятельности предполагает решение множества вопросов, касающихся занятости подрастающего поколения во время свободного

времяпрепровождения. Безусловно, как

подчеркивают многие исследователи, включение данной деятельности предполагает разнообразие ее видов отвечающих на решение ряда проблем, близких и понятных волонтеру. На сегодняшний день имеется некоторый опыт технологических основ создания и развития

добровольческих/волонтерских групп.

Молодежное добровольческое/волонтерское движение, как известно, наиболее активно, в последнее время, организуется на базе образовательных учреждений (общего или профессионального образования). Развитие добровольческих инициатив не обходит и молодежные центры, общественные объединения, волонтерские группы и организации.

Современное обоснование появления и бурного развития молодежного добровольческого движения связывают во все этапы

жизнедеятельности человека с периодичностью обострения социальных или иных проблем в обществе. Поиск альтернативных решений этих проблем привел к пониманию важности и значимости волонтерства, как движущей силы, способной сегодня противостоять таким асоциальным явлениям, как наркомания, табакокурение, алкоголизм, сквернословие, подростковая преступность, уничтожение и загрязнение окружающей среды, ВИЧ/СПИД и многое другое. На сегодняшний день волонтерская деятельность, проводимая в сфере образования, является значительным ресурсом для решения социально-значимых проблем местных сообществ.

Среди учащейся молодежи главным мотивом, побуждающим личность к волонтерской деятельности, является желание быть социальнополезными, другим по значимости мотивами

Великанова Елена Валентиновна—ТГУ, канд. пед. наук, доцент, директор Центра студенческих добровольческих инициатив «БУМЕРАНГ», e-mail: bumerang-6 i @mail.ru Тедорадзе Анатолий Северьянович - Тамбовская региональная общественная организация «Федерация традиционного рукопашного боя», канд. ист. наук, вицепрезидент, e-mail: [email protected]

выступают содействие в изменениях в обществе, а также реализация собственной инициативы и поиски единомышленников. Из этого следует, что в основе волонтерской деятельности в организациях образования лежат потребности в самореализации. [3, с.43-48]

Так, важным звеном в становлении и развитии добровольчества среди молодежи становится учет объективной информации об интересах,

потребностях и мотивах потенциальных

добровольцев/волонтеров.

Из представленных разнообразных направлений деятельности волонтерских отрядов, традиционными являются:

- социальная защита;

- экология;

- благоустройство;

- профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни;

- правозащитная деятельность;

- сохранение исторического и культурного наследия;

- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

- содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Поэтому логично, что идея добровольчества наиболее успешно реализуется в подростковой и молодежной среде, особенно студенческой молодежи. Существующие подтверждения многих исследователей говорят о том, что на все есть причина. В данном случае, существует свобода выбора и свобода мнения, которая не отягощена опытом обязательного добровольчества и навязывания чужих идей и мыслей. Все это говорит о том, что молодым решать, какое оно будет будущее для современного подрастающего

поколения. Значит, мы можем сказать, что добровольчество является внутренним свободным выбором жизненно важных характеристик

человека, которое стоит перед извечной проблемой «быть или не быть» и позиционирует удобную форму социализации, приводящую к потребности самореализации «себя», предпринимаемую на местном, общенациональном и международном

уровнях.

Однако, имеются определенные противоречия, среди которых при существующем развитии и

распространении идей волонтерства, отсутствует структура научной теории о добровольческой деятельности в целом, которая смогла бы развести определенные вариации деятельности

общественных организаций и объединений в отечественной педагогике. К тому же, при существующем влиянии общественных

объединений, опирающихся на труд волонтеров, отмечается недостаточное использование их потенциала в процессе воспитания инициативных граждан общества. Противоречия складываются и на начальном этапе процесса подготовки и вовлечения волонтеров к добровольческой деятельности из-за определенных трудностях -желанием работать волонтерами и технологической неподготовленностью педагогов образовательных учреждений.

Отметим, что добровольческая деятельность, рассматриваемая нами как инициативная и своевременная, является мощным потенциалом:

1) по привлечению волонтеров в различные формы служения обществу во имя гуманистических идеалов;

2) по привлечению волонтеров-

профессионалов, действующих в рамках

необходимости участия в крупных спортивных спартакиадах и олимпийских играх;

3) по привлечению подрастающего поколения к вариативной профилактической работе, пропагандирующей здоровый образ жизни и не привязанной к шаблонной пропаганде спорта, но построенной на взаимном сотрудничестве с консультантами-профессионалами;

4) по возрождению традиционных

отечественных форм «русских

здоровьесберегающих технологий» и видов физической активности населения, связанных с исконными забавами народных гуляний - как новой концепции по профилактике вредных привычек в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни.

Так, наряду с непосредственными носителями культурной традиции, на современном этапе активно развивается новая инициатива спортивных занятий, имеющих исторические корни развития и привязанная к конкретной территории. Это представители клубов традиционного рукопашного боя, фольклорных коллективов и просто все кому дорого возрождение отечественных традиций.

Внесение «русских здоровьесберегающих технологий», построенных на культурно-досуговых принципах, должны быть непосредственно интегрированы в рамках социальной и педагогической работы школы, колледжа, университета или центра дополнительного образования. В данном контексте понятие волонтерства как формы служения обществу во имя гуманистических идеалов органично связывается с деятельностью образовательно-воспитательных институтов. [2, с.65]

На примере опыта добровольцев/волонтеров по привлечению молодежи к здоровому образу

жизни через возрождение традиционных игр русского народа, мы сможем рассмотреть объект нематериального культурного наследия народов Тамбовской области “Традиционные игры -Атмановские кулачки”, привлекающих большое количество участников из числа молодежи и населения в целом.

Остановимся подробнее на рассмотрении

истоков этого нового направления, объединяющего уже сложившиеся направления добровольческой деятельности общественных объединений. Так, возрождение традиционных игр и ведение нового инновационного подхода, включают использование одновременно нескольких направлений:

профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни; правозащитная деятельность; сохранение

исторического и культурного наследия; содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта.

- содействие в сфере образования, науки,

культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Итак:

1. Что такое традиционные игры?

Традиционные игры — публичные состязания

в виде исконных забав, являющиеся составной частью этнокультурных обрядов и традиционных праздников. В настоящее время традиционные игры проводятся как этнокультурные фестивали и провозглашены ЮНЕСКО неотъемлемой составной частью культурного наследия человечества. Из проводящихся в России традиционных игр можно выделить Игры Тыгына на празднике Ысыах в Якутии; состязания батыров на празднике Сабантуй в Татарстане; состязания бааторов Срединного мира на Ёрдынских играх в Иркутской области; состязания на празднике Джангариада в Калмыкии; казацкие шермиции в Ростовской области; состязания шудонъёс на празднике Гербер в Удмуртии [9].

Понятие “традиционные игры” предложено российским культурологом, членом Научного совета РАН по изучению и охране природного и культурного наследия А.В. Кыласовым в теории этноспорта, изложенной в виде обширной статьи в Энциклопедии систем жизнеобеспечения (ЕОЬ88) ЮНЕСКО» [1].

2. Сроки проведения традиционных игр в России и их угасание.

В XIX - начале XX в. традиционные рукопашные состязания русских имели практически повсеместное распространение на территории Российской империи, что неоднократно отмечали многие этнографы.

Б.В. Горбунов первым осуществил

количественный и качественный состав состязаний для территории России. Им распределен корпус источников в 4470 единиц. Они приходятся на три хронологических периода: нач. XIX в. -1850-е г., 1860-е - 1880-е г., 1890-е г. - нач. XX в. В целом, эти данные сведены нами в приложении 22. Б. В.

Горбунов указывает, что традиция проведения состязаний в конце XIX - начале XX в. зафиксирована в 324 уездах (отделах, округах) 62 губерний (областей). В том числе она отмечена в 39 губернских городах, включая обе столицы, в 60 уездных и 16 заштатных городах[399].[7] Если эти данные соотнести с количеством губерний и уездов в России начала XX в., то получится, что состязания зафиксированы в 62 % губерний и 40 % уездов, разбросанных по всей территории страны. Безусловно, подобная широта явления связана с распространением русского населения. Однако нельзя не учитывать, что в рамках границ Российской империи русские к 1917 г. составляли всего 44,6 % населения страны, а на долю остальных 200 больших и малых народов, различных по религии, языку и культуре, приходилось 55,4 % населения[400]. Это

свидетельствует о том, что если изучать объект в рамках границ всей империи, то непременно возникнут наслоения с аналогичными элементами других народов.

Этот тезис нами был полностью подтверждён в ходе проводимого в 1998-2000гг историкосоциологического исследования.

В том или ином виде, исконные воинские забавы в борьбе, палочном и кулачном бое, были распространены повсеместно в зоне проживания русских. Они всегда являлись частью народного гулянья, проводимого в рамках этнокультурного праздника, и, по словам одного из первых исследователей этой традиции А.А. Лебедева представляли собой “нечто вроде игрища" [10]. Сроки проведения состязаний, их приурочивание к народному праздничному календарю, могли значительно отличаться у различных локально проживающих групп русского населения. Однако, воинские забавы, как обряд, повсеместно имели практически единый сценарий и форму проведения для всей территории проживания русского народа.

Состязания проводились между партиями. Партии являются трансформированными реликтами мужских союзов индоевропейских народов, в далёком прошлом ориентированных на функции военной дружины. Отмечено характерное деление населённых пунктов России в целом, и Тамбовщины в частности, на противоборствующие партии по территориальному признаку, что является рудиментом военно-мобилизационного принципа их организации. А. С. Тедорадзе впервые выявлены аутентичные народные названия для ряда таких единиц [11]. С.А. Токарев обратил внимание на то, что в традиционных играх, “столкновениях -шуточных или серьёзных” - мужских коллективов прослеживаются “реликты мужских организаций”

[12]. Т.А. Бернштам отметила это в отношении коллективов кулачных бойцов [4]. Б.В. Горбунов указывает, что трансформированный реликт мужских союзов, в виде противоборствующих партий, прослеживается во всех коллективных боевых играх русских и отмечает целый ряд характерных черт в их организации, позволяющих

уверенно говорить об этом [6]. Добровольное участие в играх - основополагающий фактор существовавших мужских союзов.

Состязания приурочивались к определенным народным праздникам. В большей мере это касается состязаний в кулачном бое "стенка на стенку". В ходе историко-социологического исследования нами получены статистические данные о сроках проведения традиционных рукопашных состязаний на территории Тамбовского края в первой половине XX в. Все респонденты утверждали, что бои проходили в силу устоявшейся традиции и всегда в одно и то же время. Это дает основание сделать выводы о том, что и в XIX в. состязания проходили в эти же сроки. Полученные данные о сроках проведения состязаний распределились следующим образом:

- Никола Зимний - 26 % населенных пунктов;

- Рождественские святки - 44,5 % населенных пунктов;

- Крещенье - 33,6 % населенных пунктов;

- Сретенье - 5 % населенных пунктов;

- Масленица - 88,2 % населенных пунктов;

- Пасхальная неделя - 10,1 % населенных пунктов;

- Красная Горка - 13,5 % населенных пунктов;

- Семик - Троица 16 % населенных пунктов;

- день Ивана Купалы - 5 % населенных пунктов;

- Петров день - 8,4 % населенных пунктов;

- Ильин день - 10,1 % населенных пунктов;

- Медовый Спас - 1,7 % населенных пунктов;

- на сенокосах - 12,6 % населенных пунктов;

- в воскресенье - 10,9 % населенных пунктов;

- на свадьбах - 5 % населенных пунктов;

- престольные праздники - 20,2 % населенных пунктов;

- советские праздники - 5,9 % населенных пунктов.

Полученные данные свидетельствуют о том, что состязания "стенка на стенку" на изучаемой территории устраивались главным образом в никольско-ильинский ряд праздников, а также в престольные праздники села. Б.В. Горбунов отмечал, что в целом для России характерно проведение состязаний в никольско-петровский ряд праздников, что аналогично полученным нами данным для Тамбовского края. Он высказывает мысль о существовании в дохристианскую эпоху какого-то единого праздничного цикла,

сопровождавшегося добровольческими

состязаниями в кулачном бое и борьбе[413]. [8] Нам эта мысль представляется не лишенной основания, однако нужно учитывать и тот факт, что состязания проводились в то время, когда крестьянин был свободен от земледельческих работ. Эта мысль содержится в ответах респондентов на открытые вопросы анкеты. Таким образом, проведение массовых кулачных боев, как и вся жизнь русской деревни, связано с природно-климатическим циклом сельскохозяйственных работ. Сообщения о таких состязаниях осенью немногочисленны; бои

приурочивались в это время, как правило, к местным престольным праздникам.

Таким образом, имеется полное основание говорить о возрождении цикла традиционных игр русского народа, ключевым элементом которых должны стать знаковые воинские состязания в борьбе, палочном и кулачном бое.

3. Восстановление традиционных игр сегодня.

“Атмановскиекулачки ” историческое

название коллективных кулачных боёв,

проходящих в селе Атманов Угол на Троицу между сёлами Троицкая Вихляйка и Атманов Угол, а так же в престольный Праздник села Атманов Угол -Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) между территориальными партиями села - порядками. Этот термин использовался жителями окрестных населённых пунктов, как обозначение “больших кулачек”, проходящих в селе. Слава об их героях до сих пор живёт в народе. Последнее достоверное свидетельство о проведении игр

“Атмановскиекулачки” относится к началу 1990-х годов прошлого века. С 2012 года Атмановскиекулачкивозрождены в формате традиционных игр русских. Явление восстановлено при непосредственном участии носителей культурной традиции - жителей села.

Атмановскиекулачки ещё в конце 1990-х годов были не обиходной дракой, во что обычно перерождается традиция кулачных боёв в отрыве от этнокультурного обряда, а «примерным боем», включенным в праздник села. Кулачки проводились внутри села Атманов Угол в рамках Престольного Праздника села - Успение Пресвятой Богородицы, бои с соседним селом Троицкая Вихляйка были на Троицу. Традиция состязаний в рамках Престольного Праздника сохранилась лучше и дольше бытовала в народной среде.

Успение Пресвятой Богородицы -престольный праздник села Атманов Угол, в память о событии, во имя которого поставлен сельский храм. Жителями села, наряду с Пасхой, этот день почитался главным в году. Согласно русских православных традиций, Успение это и патриотический воинский праздник - чествования георгиевских кавалеров.

По обычаю празднование начиналось с официальной религиозной части. Она включала в себя посещение утренней службы, прослушивание торжественной литургии, участие в молебне с водосвятием и в крестном ходе.

Мирская часть праздника состояла из приёма гостей, проведения трапез и всеобщих «улишных» гуляний.

Прием гостей и всех «заезжих людей» считался одной из важных сторон престольного праздника. Принято было считать, что приезжие, «званные и незваные» оказывают своим посещением селу честь, а многолюдие праздника расценивалось как признание всеми ее гостеприимства и богатства.

В прошлом в престольный праздник села Атманов Угол перед каждым домом хозяева

устанавливали стол с самоваром и всякими яствами, угощая гостей села и соседей. Русское чаепитие самое сытное и в его центре, в отличие от чайных церемоний других народов всегда находится человек.

После обеда жители и гости села собирались на парадной (Парадке) - центральной площади. Здесь вели беседы, пели песни под гармошку, плясали.

Особым событием престольного праздника были большие кулачки пол села на пол села. Посмотреть на них и добровольно поучаствовать приезжали любители из соседних сёл и городов.

Сотни Вшивка, Поволжье и Крым выступила против Терешат, Соловьят и Села. В этом состязании участвовали практически все мужчины -от мала до велика.

Правила кулачек, по которым и сегодня проходят бои, установлены в глубокой древности и неизменны до сих пор. Их можно свести к следующим основным положениям:

- вести бой честно «по любви»;

- «в зашей», «в тыл» не бить;

- «с крыла» (сбоку, когда соперник не видит) не бить;

- лежачего не бить;

- ногами, с подножкой не бить;

- закладок не иметь.

Добровольческое участие в традиционных играх, считалось подтверждением здоровья и крепкого духа сильной половины человечества и охватывало все категории населения. По неизменной традиции кулачки начинают дети, затем их сменяют подростки и в завершении праздника бьются взрослые бойцы. Задача боя прогнать команду соперников на их сторону села. Как только задача достигнута, бой прекращается. Заключительная часть этой боевой забавы -замирение, которое происходит за общей трапезой. Бойцы вспоминают удачные моменты боя, делятся впечатлениями, договариваются о следующих боях.

После полевых исследований и описания традиции, осуществлённых под руководством А. С. Тедорадзе, Коллективами Региональной

общественной организации “Тамбовское общество любителей краеведения” (руководитель М.И.

Семёнов), Тамбовской региональной общественной организацией “Федерация традиционного

рукопашного боя” (руководитель Р. В. Мимикин) и Муниципальным учреждением культуры «Атмановский сельский дом культуры Сосновского района Тамбовской области» (руководитель Т.И. Пивоварова) было принято решение возродить традиционные игры русских -

Атмановскиекулачки.

28 августа 2010 года в селе Атманов Угол практически после двадцатилетнего перерыва, состоялись народные гуляния с возрождёнными кулачками. В празднике участвовали жители села, носители культурной традиции, а так же представители Тамбовского общества любителей краеведения и Тамбовской региональной

Федерации традиционного рукопашного боя. Мероприятие показало возможность адекватного восстановления традиции.

В 2012 году к идеи возрождения Атмановскихкулачек, как части Праздника села, подключился Научно-методический центр культурной антропологии ТГМПИ им. С. В. Рахманинова и Православный молодёжный фольклорный театр “Покровская слобода”. Летом 2012 года Л.Ю. Евтихиевой в сёлах Троицкая Вихляйка и Атманов Угол была проведена фольклорная экспедиция, результатом которой стало всестороннее описание этнокультурного праздника - Успение Пресвятой Богородицы, а так же традиций проведения массовых народных гуляний в этих сёлах.

В результате сформировано комплексное представления о традиции Престольного Праздника села Атманов Угол - Успение пресвятой Богородицы и являющихся его составной частью -Атмановскихкулачках.

После проведения ряда научных консультаций была окончательно сформирована концепция проведения мероприятия. Было решено возродить явление в формате традиционных игр.

Помимо кулачных боёв в традиционных играх Атмановскиекулачки представлены и другие формы традиционных видов физической активности, которые сохранились в сёлах Тамбовской области в целом и Атмановом Углу в частности. Эти исконные забавы в прошлом, также были неотъемлемой частью народных гуляний. Среди них сигучки, перетяжки, клёк, лапта, различные хороводные игры, традиционные виды борьбы и др.

26-27 августа 2012 года в селе Атманов Угол, в рамках Престольного Праздника села Успение Пресвятой Богородицы, состоялись традиционные игры русских Атмановскиекулачки. В

мероприятии приняло участие более 500 человек. Наряду с непосредственными носителями

культурной традиции, в действе участвовали представители клубов традиционного рукопашного боя, фольклорных коллективов, представители волонтерского движения «Бумеранг» ТГУ имени Г.Р. Державина и просто все кому дорого возрождение отечественных традиций.

Главными организаторами праздника стали Региональная общественная организация

“Тамбовское общество любителей краеведения”, Тамбовская региональная общественная

организация “Федерация традиционного

рукопашного боя”, Научно-методический центр культурной антропологии ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, Общероссийская общественная организация “Федерация исконных забав и этноспорта России”.

Идея праздника получила поддержку Управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области, Администрации Сосновского района Тамбовской области, а так же Института этнологии и антропологии им. Н. Н.

Миклухо-Маклая РАН, ТОГБУК “Научнометодический центр народного творчества и досуга”, Молодёжного клуба Международной общественной организации “Всемирный Русский Народный Собор”. Мероприятие прошло под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Традиционных игр “Атмановские кулачки” внесены в реестр объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Это решение было принято Государственным Российским Домом народного творчества (ГРДНТ) 4 марта 2013 года.

Работы по разработке и созданию единого электронного Каталога объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации ведутся Государственным Российским Домом народного творчества (ГРДНТ) и Национальным информационно-библиотечным центром “ЛИБНЕТ” в соответствии с Программой реализации “Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы”, утверждённой Министерством культуры РФ в 2008 г.

По рекомендации Министерства культуры Российской Федерации рабочие группы по формированию региональных и федерального Каталогов работают на базе домов (центров) народного творчества субъектов РФ. В проекте принимают участие известные учёные и практики в сфере традиционной культуры, народного творчества, истории, этнографии, участие принимают волонтеры.

В 2012 году усилиями специалистов ТОГБУК “Научно-методический центр народного творчества и досуга”, Тамбовским обществом любителей краеведения и Тамбовской региональной федерацией традиционного рукопашного боя выявлен, зафиксирован, описан и передан в “Государственный Российский Дом народного творчества” объект нематериального культурного наследия народов Тамбовской области “Традиционные игры - Атмановские кулачки”.

Все это подчеркивает факт того, что современная система общественных организаций в России опирается на богатый исторический опыт добровольчества и благотворительности.

Центральным же мотивом участия представляется добровольная деятельность, направленная на помощь другим на основе чувства ответственности за сообщество или религиозных убеждений. Поэтому, участник добровольческой инициативы -это альтруист, волонтер, который стремится получить нечто большее: будь то моральное

удовлетворение, расширение своего круга общения или осознание своей необходимости обществу. Волонтеры имеют не только альтруистский характер трудового участия, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов, бегства от одиночества. Это прямой путь к оплачиваемой работе в становлении профессионального статуса,

проходящий этапы самореализации и самоутверждения.

Добровольный труд по утверждению Хулина А. А. может удовлетворять и сопутствующие интересы: получение образования, знакомства,

приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть изначальной увлеченностью предлагаемым видом деятельности.

[13]

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что проблема развития добровольческого движения имеет значительный масштаб, поэтому все мы -государственные структуры, общество в целом и каждый гражданин в отдельности - должны объединить усилия по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, повышению уровня благосостояния, демократизации общества, развитию культуры и сохранения культурных ценностей во имя укрепления мира.

Добровольчество стремится к достижению двух важных результатов:

1. Оно помогает в создании стабильного и сплоченного общества;

2. Оно дополняет услуги, предоставляемые правительством и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу.

Добровольцы играют значительную роль в развитии прогресса и повышении общего уровня благосостояния индустриально развитых и развивающихся стран, как в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира. На идеях добровольной помощи основана деятельность многих неправительственных организаций, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских объединений. Исследователи едины во мнении, что вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Современные многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих некоммерческих организаций привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.

Таким образом, опыт проведения традиционных игр показал возможность адекватного восстановления традиции, интерес к ней, как со стороны носителей культурной традиции, так и гостей праздника. Вся же деятельность волонтерских групп, независимо от направлений деятельности или степени участия в организации, опирается на технологии социально -культурной деятельности, так как добровольческая работа позволяет открыть и развить в себе новые способности, которым до этого, возможно, негде было проявиться (в процессе навыков общению, разрешения конфликтов, участия в проведении групповых занятий). Молодые добровольцы пробуют себя в тех областях, в которых им, быть

может, предстоит работать в будущем: они

получают уникальную возможность на практике соотнести свои намерения со своими

способностями, при этом имея возможность участия в общественной, культурной и социальной сфере, набираясь опыта и получая профессиональные навыки.

В связи с этим, опыт

добровольцев/волонтеров по привлечению

молодежи к здоровому образу жизни через возрождение традиционных игр русского народа позволяет сказать то, что молодому человеку это помогает приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста, дополнить ее очень значимой частью - реализацией чувства личной гражданской ответственности за происходящее.

А для этого необходимо:

1. Возродить комплекс игр в рамках народного календаря и приурочить их к религиозным праздникам.

2. В рамках игр проводить состязания по спортизированным традиционным видам воинских забав, а так же не спортизированным видам исконных забав.

3. Использовать формат традиционных игр как вариант развития массового спорта.

4. Привлекать население (добровольцев) к

участию в культурных, социально-значимых и других благотворительных мероприятий и акций, через распространение идеи

добровольчества/волонтерства среди

подрастающего поколения.

Литература

1. Kylasov, A., Gavrov, S. Ethnocultural diversity of sport // Encyclopedia of Life Support Systems (EOLSS). Sport Science. - UNESCO/EOLSS, Magister-press, 2011. -P. 462-491.

2. Алещенок, С.В. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития // Ценностный мир современной молодежи./С.В.Алещенок. М.: Социум, 1994.

3. Ахметгалеев, Э.Д Участие в волонтерском

движении — важное условие социально-

профессионального становления студента в вузе /Э.Д.Ахметгалеев// Казанский педагогический журнал. 2009.- №3. С.27 -34.

4. Бернштам Т.А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX - начало XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988. С.93-96.

5. Брук С.И. Население мира:

Этнодемографический справочник. М., 1981. С.218-219.

6. Горбунов Б.В. Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских. - М., 1999. - С. 5., С.181.

7. Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX -начала XX в. М., 1997. С.10, 18.

8. Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX -начала XX в. М., 1997. С.28-29.

9. Кыласов А.В. Методология и терминология этноспорта // Вестник спортивной науки, 2011, №5. - С. 41-43.

10. Лебедев А.А. К истории кулачных боев на Руси // Русская старина. Т.155. СПб., 1913. №7. С.103-123. №8. С.323-340.

11. Тедорадзе А.С. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества.

Тамбовская губерния, вторая половина XIX века - первая половина XX в. Тамбов, 2002. - С. 140., С. 125-128.

12. Токарев С.А. Община и семья // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С.196,197.

13. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. -2012. - №3. - С. 51-54.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Тамбовская региональная общественная организация «Федерация традиционного рукопашного боя»

EXPERIENCE IN VOLUNTEER/VOLUNTEER AT ATTRACTING YOUTH TO A HEALTHY LIFESTYLE THROUGH THE REVIVAL OF TRADITIONAL GAMES OF THE

RUSSIAN PEOPLE

E.V. Velikanova, A.S. Tedoradze

This article discusses the experience of volunteer/volunteer at attracting youth to a healthy lifestyle through the revival of traditional games of the Russian people

Key words: volunteers, volunteers, healthy lifestyle, revival, traditional games

cyberleninka.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность