НОВОСТИ |
Формирование у детей привычек здорового образа жизни. За счет чего происходит формирование привычек здорового образа жизниФормирование привычек здорового образа жизни - три главных звенаВсем известна аксиома – чтобы иметь хорошее здоровье, нужно соблюдать основы здорового образа жизни не время от времени, а постоянно. Что же в себя включает это понятие? Известно, что человек – это не только тело, но и дух, и душа. Это значит, что формирование привычек здорового образа жизни невозможно без равной заботы обо всех составляющих человеческого существа.
Наша эмоциональная сфера тесно связана с понятием «душа». Человек не может вести здоровый и безопасный образ жизни, если он преисполнен агрессии или уныния. С чего начинается воспитание культуры здорового образа жизни на уровне души? В принципе, этому учат все религии: необходимо любить создателя всего сущего, любить себя и своих близких, нельзя воровать, убивать, блудить, нужно быть умеренным в своих желаниях.
Нарушение духовных законов приводит к страданиям и может вызывать тяжелые болезни. Этого сейчас не отрицают даже врачи. Поэтому основы здорового образа жизни прежде всего включают в себя понятия душевной гармонии, чистоты помыслов, эмоционального равновесия.
Сложно представить себе составляющие здорового образа жизни без элементарных духовных практик. Все восточные техники построены в первую очередь на упорядочении образа мыслей и приведении сознания в спокойное состояние. В своей жизни мы во многом руководствуемся подсознанием. Но оно нам неподвластно.
Важно знать, что подсознание открыто во время еды, дыхательных упражнений, в утренние часы, на стыке лунных фаз, при смене сезонов. Правильное поведение и необходимые ограничения в это время помогают не загрязнять свое подсознание, а значит, обеспечивают культуру здорового образа жизни на уровне духа. Ученые института им. В.М. Бехтерева провели исследования, в результате которых была доказана благотворная сила молитвы. Оказалось, что у человека, пребывающего в молитве, наступает полное отключение активности коры головного мозга при сохраненном сознании. Ученые обозначили этот феномен как четвертое состояние человека, такое же необходимое для него, как и три известных ранее: бодрствование, медленный сон и быстрый сон.
Здоровый дух, как гласит известный слоган советских времен, может быть только в здоровом теле. Сложно молиться, медитировать, сохранять душевное спокойствие и смиренность духа, предаваясь бесчисленным плотским излишествам, наносящим вред телу. Все любящие родители знают, что воспитание здорового образа жизни дошкольника включает в себя правильное и полноценное питание, достаточную физическую нагрузку, ежедневное пребывание на свежем воздухе, умеренное закаливание. При этом мы часто забываем о том, что формирование здорового образа жизни ребенка невозможно без положительного примера родителей. Папа, лежащий на диване с сигаретой и бокалом пива в руке, вряд ли разъяснит сыну вред употребления алкоголя и пользу здорового образа жизни. Собственный пример много значит. Тяга к вредным привычкам свидетельствует о недостатке заботы о духе и душе. Поэтому здесь лучше начинать с того, о чем говорилось выше. Есть, чтобы жить в этой фразе заключено правильное отношение к еде.
Чтобы жить, нам нужно гораздо меньше еды, чем многие из нас привыкли потреблять. Не угрожает жизни и периодический кратковременный отказ от пищи. Физические упражнения также входят в обязательные составляющие здорового образа жизни. Они тренируют тело. Достаточно 15-20 минут ежедневных занятий, чтобы поддерживать свою форму в хорошем состоянии. Доктор Бубновский утверждает, что 10 сетов отжиманий по 10 раз, столько же приседаний и упражнений для мышц пресса ежедневно дают необходимую прокачку крови по сосудам и обеспечивают хороший тонус мышц.
Среди основ здорового образа жизни особое место занимает закаливание. Тот же доктор Бубновский пишет о бесценной пользе холодового воздействия на организм. Он рекомендует ежедневно принимать холодные ванны. Закаливание организма водой, контрастный душ, хождение босиком по утренней росе также благотворно действуют на организм, стимулируя его защитные силы.
Никогда не поздно начать формирование здорового образа жизни. Действуя последовательно, всесторонне и постепенно, можно существенно улучшить свое состояние. А также на собственном примере показать детям, что человек может быть здоровым, только заботясь обо всех оболочках своей сущности.
beautyhuman.ru Формирование у детей привычек здорового образа жизниФормирование у детей привычек здорового образа жизни Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.Выделяется несколько компонентов здоровья:1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.От чего же зависит здоровье ребенка?Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:• Занятия физкультурой, прогулки.• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды• Бережное отношение к окружающей среде, к природе• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций• Формирование понятия «не навреди себе сам». Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем — просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет.Движение — врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детейВоспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 2-3 лет осуществляется по следующим направлениям:1. Привитие культурно-гигиенических навыков.Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где использовались разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.Оформили альбом “ Правила поведения для малышей”, куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработали план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Сегодня результаты исследования двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают. За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры физкультурных занятий, прогулки и т.д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемым их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. sundekor.ru Формирование привычек здорового образа жизниВ предыдущей статье мы начали разговор о формировании привычек. В продолжении темы, рассмотрим формирование привычек, воспитание в себе полезных и борьбу с вредными привычками. Но поступок можно рассматривать не только с точки зрения цели и мотива. Поступок – это звено между прежним опытом, прежней жизнью человека и его последующим поведением, его будущим. Недаром старинное изречение очень точно определяет место поступка и привычки в жизни человека: « Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». И нитью, на которую нанизаны все эти звенья, будут, конечно, мотивы поведения. Формирование привычкиКак это происходит на деле? Давайте разберем, как создаются привычки хотя бы у малышей. Оказывается, одни поступки ребенка почти сразу ведут к образованию привычки, а другие – лишь после очень большого ряда повторений данных действий. И здесь большую роль играет атмосфера воспитания в семье, создающая определенные мотивы поступков. Вот вы покупаете малышу игрушку. И конечно, вам хотелось бы, чтобы ребенок ее любил и берег. Но для этого надо научить его играть с ней, вести ее в жизнь малыша. Когда же это не делается, да и у ребенка таких игрушек десятки, а то и сотни ( ведь не секрет, что многие взрослые считают: чем больше игрушек у ребенка, тем быстрее, интенсивнее он развивается!), малыш легко ломает их, портит, часто меняет, привязанности к ним не возникает. Ребенок подрастает, но основы обращения с игрушками, мотивы такого отношения уже не только к игрушкам, но и к другим реальным предметам, вещам и явлениям у него укореняются. Незаметно создается барьер, через который родители никак не могут перейти: они и хотят воспитать у своего ребенка аккуратность, бережливое отношение к вещам и объясняют это на каждом шагу, и показывают пример, и заставляют поступать правильно, и даже наказывают, а привычки хорошей нет. Дело в том, что мотивы поведения, сложившиеся в раннем детстве (пусть нередко бессознательно), тормозят, подчас делают невозможным ее формирование. Как выработать привычку?Итак, и плохие и хорошие привычки не создаются разговорами, упреками, чтением нотаций. Они создаются кропотливой тренировкой и прежде всего созданием положительных мотивов и опыта. У многих же родителей часто в воспитании детей возникают «ножницы»: говорят они о воспитании хороших привычек, учат на словах хорошим привычкам, а объективно создают условия для развития привычек плохих. А потом удивляются, почему их поучения, их благие пожелания остались без результата. Многие родители прибегают в таких случаях к всеобъемлющему объяснению: дурной пример, дурная компания и т.д. Но почему же дурной пример, даже если он был, подействовал так неотразимо на вашего сына или дочь? Не вы ли сами создали предпосылки для его действия, для развития дурных привычек? Ведь, что греха таить, еще многие родители любой ценой стараются дать детям как можно больше приятного, легкого, оградить их от трудностей реальной жизни, полагая: пусть радуются, пока малы, а вот вырастут, тогда жизнь сама их научит… Это тяжелый просчет. И за него платят и родители, и сами ребята, и общество. Плохие и хорошие привычкиО том, как складываются некоторые дурные привычки ( неаккуратность, небережливость) в дошкольном возрасте, мы отчасти уже говорили. «Механизм», в сущности, остается тем же, и когда ребенок становится школьником. Взрослые стараются оправдать плохие отметки то его не способностью, то очень трудными программами, стараются вместо помощи ребенку учить за него уроки (делая это порой очень «тонко»), стремятся не обременять домашними обязанностями и т.д. И нередко вырастают дети с привычкой жить как бы «по принципу удовольствия». К настоящей жизни с ее реальными трудностями и заботами, с ее часто очень нелегкими поворотами они не подготовлены. Они вырастают с такой (не обязательно высказываемой и даже иногда не осознаваемой) моралью: буду делать только то, что приятно, легко, интересно, и не буду делать то, что требует усилий, напряжения, сосредоточенности. Серьезные, социально значимые потребности у таких ребят не развиты, все их стремления – по содержанию и целям – чисто потребительские. Такая жизненная «позиция» сама по себе является подходящей почвой для развития отрицательных привычек. Почему сын приобщился к плохой компании? Потому что там делают то, что ему приятно, что ему интересно, что легко. Там бездельничают – а это приятно, там играют в карты – а это интересно… Так что, когда родители видят своего сына или дочь под влиянием дурной компании или плохого человека – надо винить себя. Все дело – в почве, на которую легли и быстро «проросли» плохие примеры; а это плодородная» почва создавалась семьей. В формировании положительных привычек в борьбе с отрицательными важно еще и учитывать такие свойства, как устойчивость, широта и, наконец, осознанность привычки. Устойчивость и прочность привычки зависит главным образом от значения потребности, которой она удовлетворяет. Чем важнее потребность, тем устойчивее та привычка, которая соответствует. Можно заставить себя не следовать ей – но все же она будет постоянно напоминать о себе, и даже один поступок вновь вернет ее. Очень важно учитывать и такое свойство привычки, как ее осознанность. Чем отчетливее человек осознает, что теми или иными его поступками «управляет» привычка, тем легче будет закрепить ее, если эта привычка хорошая, и, как правило, - легче избавиться от отрицательной. В обиходе распространенно мнение, что многие привычки могут передаваться по наследству. Это неверное мнение. Дело в том, что нередко передается не сама привычка, а некоторая предрасположенность к ней. Например, привычка к употреблению алкоголя не передается по наследству: дети алкоголиков могут не пить и не приобрести этой привычки. Но если они начинают употреблять алкоголь, то процесс привыкания, то есть формирования и становления этой привычки, проходит быстрее. Родителям, обладающим вредными привычками, мне кажется, надо особенно тщательно следить, чтобы не создавались условия, способствующие формированию подобных привычек у детей. Из всего, что сказано, можно вывести правила развития и воспитания положительных привычек. Конечно, нужна тренировка, то есть, упражнения в привычных действиях. Но главное, что нужно, - это создание мотива или потребности в совершении таких поступков. Мотивом поступка, ведущего к привычке, может быть многое: похвала, интерес, радость, удовлетворенность, жизненная необходимость, поощрение. Не менее важное и второе – создать в жизни ребенка условия, благоприятствующие развитию нудной привычки. Борьба с вредными привычкамиДля искоренения отрицательной привычки, конечно , необходимо разъяснение ее вреда – это дает возможность увидеть «ее истинное лицо». Иногда бывает достаточно хорошенько разъяснить весь ее вред ( не превращая это разъяснение в чтение «морали»), и при соответствующих усилиях ребенка, подростка, юноши привычка оказывается побежденной. Так многие ребята бросают курить. Однако иногда одного осознания вреда привычки мало: нужно укрепить в подростке веру в возможность ее искоренения. Нужно ясно дать понять: в эту пору жизни любая привычка может быть искоренена, если ты этого хочешь. Только нужны усилия, нужна вера в себя и стремление постоянно и систематически поступать вопреки дурной привычке. Вот это и есть, пожалуй, третье условие: постоянное, упорное, систематическое упражнение в поступках, направленных на искоренение вредной привычки. Важным условием борьбы с вредной привычкой является и удаление «соблазнов», поддерживающих ее. Столь же существенная предпосылка успеха – формирование близких добрых привычек, которые могут вытеснить свою дурную «родственницу». Если вы хотите бороться с ленью, которая проявляется в учебной работе ребенка, прививайте ему трудолюбие. В заключении хотелось бы подчеркнуть одну мысль. Родители часто воспитывают положительные привычки и ведут борьбу с отрицательными одним методом – словом. Разговоры нужны в минимальной дозе. Привычки – это деятельность. И искоренять их, и воспитывать их нужно деятельностью. Следовательно, и воспитывать и изживать привычки надо тоже действием, тренировкой, упражнением, усилием, а также созданием условий, которые бы исключали питательную среду для развития нежелательных привычек. Сегодняшняя привычка – это завтрашняя черта характера, особенность личности, а послезавтра – это судьба человека: его успехи или разочарования, удачи или срывы, вся его счастливая или несчастливая жизнь. www.uchistut.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |