Программа спецкурса по биологии «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Лекции основы медицинских знаний и здорового образа жизни


Конспект лекций по "Основам медицинских знаний"

Лекция №1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Здоровый образ жизни как одно из условий успешной профессиональной деятельности и благополучной жизни

Здоровье человека и общества

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья» – так сказал известный немецкий философ XIX в. Артур Шопенгауэр. Действительно, здоровье среди жизненных ценностей человека занимает наиболее важное место.

Существует целый ряд определений здоровья, но все они обычно содержат пять следующих критериев:

• отсутствие болезней;

• нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;

• полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

• способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

• способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Есть понятие здоровья индивидуального и общественного.

Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. В это понятие сегодня вкладывается достаточно широкий смысл, оно подразумевает не только отсутствие болезней, но и такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшать свою жизнь, делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации. Так, в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указано, что здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и реализацию своих духовных, физических качеств и социальных возможностей.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие связано с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает общественные связи, материальное положение, межличностные контакты. Физическое благополучие отражает биологические возможности человека, состояние его тела. Благополучие человека включает в себя две составляющие: духовную и физическую.

При этом большое значение имеет его духовная составляющая. Об этом еще около 2 тыс. лет назад так сказал в своем трактате «Об обязанностях» древнеримский оратор Марк Туллий Цицерон: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и как бы предтечи не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна, прежде всего, склонность изучать и исследовать истину».

infourok.ru

Программа спецкурса по биологии «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на МО учителей Согласовано: Утверждено:

естественно-гуманитарного цикла Зам. директора по УВР Директор школы

Протокол № __ от «___» ______ г. _____________________ ______________________

 

Программа спецкурса по биологии

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

10 класс.

Спецкурс рассчитан на 35 часов.

Программу разработала учитель биологии и экологии

Паршукова Надежда Алексеевна.

( авторская программа)

 

п. Тимшер

2013 год.

Пояснительная записка.

Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует поставленным целям. Сочетание теоретического материала с практическими работами обеспечивает учащимся успешное усвоение знаний, создает условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений.

Цель курса: формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, выделить ряд основных вопросов, касающихся основ медицинских знаний и здорового образа жизни, сформировать умение следить за своим здоровьем.

Задачи курса:

расширить и углубить знания учащихся по валеологии;

использовать знания в ситуациях поиска идеала нравственного и физического здоровья человека;

показать пагубное влияние на здоровье вредных привычек;

расширение и систематизация знаний о необходимости вести здоровый образ жизни;

учащиеся должны уметь излагать основное содержание курса, находить ответы на вопросы, самостоятельно изучать отдельные вопросы.

Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» рассчитан на 35 часов. В программе курса рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека. При изучении данного курса основная опора делается на ранее изученные вопросы анатомии и физиологии человека. В содержании программы отражены те научно-практические задания, которые тесно связаны с актуальными проблемами медицины и экологии. Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися, участие в ролевых играх, а также тестирование. Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и биологии, а также яркие и убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья, выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.

Содержание программы.

Введение. Общее понятие о здоровье как состоянии организма, которое развивается в процессе реализации генетического материала в условиях конкретной социальной и экологической среды. Критерии здоровья. Общественное, индивидуальное здоровье. Духовное и физическое здоровье в гармоничном единстве.

Здоровый образ жизни. Образ жизни - фактор здоровья. Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие физическое развитие человека. Физические упражнения и здоровье. Личная гигиена. Эмоциональная и психическая напряженности – факторы, влияющие на здоровье. Психогигиена. Старение. Старость. Продление жизни. Геронтология. Долгожители. Питание и здоровье. Влияние питания на здоровье. Рациональное питание - один из компонентов долголетия. Необходимость рационального питания для здоровья. Пищевой рацион человека, режим питания. Болезни, обусловленные неправильным питанием (гастрит, ожирение, гипертония, злокачественные опухоли и т. д.). Искусственная пища. Витамины. Лечебное голодание: за и против. Раздельное питание. Экологическая безопасность продуктов питания. Практическая работа «Составление ежедневного рациона питания». Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления. Аутотренинг, релаксация. Практические занятия «Помоги себе сам», «Релаксационные упражнения».

Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания. Понятие о ране, классификация ран и их осложнения. Виды кровотечений и их характеристика. Первая медицинская помощь при ранениях. Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при кровотечениях, при синдроме длительного сдавливания и закрытых повреждениях. Понятие о переломах и травматическом шоке. Первая медицинская помощь при переломах, при ожогах, при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания, при обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями и насекомыми.

    4. Инфекционные болезни, их профилактика и меры борьбы с ними. Понятие об инфекционных болезнях. Профилактика инфекционных болезней.

    Значение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями. Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе

    за инфекционными больными. Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными.

    5. Уход за пораженными и больными, выполнение процедур в лечебных учреждениях. Обязанности персонала по уходу за больными в процессе

    их лечения. Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении. Выполнение процедур в лечебных учреждениях. Применение лекарственных средств при лечении больных. Транспортировка больных.

     

    Тематический план.

    Наименование темы

    Количество часов

    Форма проведения

    1

    Введение.

    1

     

    1

    Предмет и задачи курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

    1

    Лекция

    2

    Здоровый образ жизни.

    9

     

    2

    Психика и здоровье. Механизмы психической защиты.

    1

    Беседа, психологический тест.

    3

    Творчество и долголетие.

    1

    Беседа, психологический тест.

    4

    Жизнь в экстремальных условиях.

    1

    Лекция

    5

    Природная среда – источник инфекционных заболеваний.

    1

    Лекция

    6

    Шум и здоровье.

    1

    Беседа

    7

    Культура питания.

    1

    Беседа, психологический тест.

    8

    Лечение музыкой.

    1

    Беседа

    9

    Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления.

    1

    Беседа

    10

    Аутотренинг, релаксация.

    1

    Практическая работа

    3

    Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях.

    15

     

    11

    Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания.

    1

    Лекция

    12

    Понятие о ране, классификация ран и их осложнения.

    1

    Лекция

    13

    Виды кровотечений и их характеристика.

    1

    Беседа

    14

    Первая медицинская помощь при ранениях.

    1

    Лекция

    15

    Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь.

    1

    Практическая работа

    16

    Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности

    1

    Практическая работа

    17

    Правила наложения стерильных повязок на нижние конечности.

    1

    Практическая работа

    18

    Первая медицинская помощь при кровотечениях.

    1

    Беседа

    19

    Первая помощь при синдроме длительного сдавливания и закрытых повреждениях.

    1

    Лекция

    20

    Понятие о переломах и травматическом шоке.

    1

    Лекция

    21

    Первая медицинская помощь при переломах.

    1

    Лекция

    22

    Первая медицинская помощь при ожогах.

    1

     

    23

    Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания.

    1

    Лекция

    24

    Первая медицинская помощь при обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями и насекомыми.

    1

    Беседа

    25

    Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи.

    1

    Зачет

    4

    Инфекционные болезни, их профилактика и меры борьбы с ними.

    3

     

    26

    Понятие об инфекционных болезнях. Профилактика инфекционных болезней.

    1

    Лекция

    27

    Значение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями.

    1

    Лекция

    28

    Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными.

    1

    Лекция

    5

    Уход за пораженными и больными, выполнение процедур в лечебных учреждениях.

    5

     

    29

    Обязанности персонала по уходу за больными в процессе их лечения.

    1

    Лекция

    30

    Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении.

    1

    Беседа

    31

    Выполнение процедур в лечебных учреждениях.

    1

    Экскурсия в больницу

    32

    Применение лекарственных средств при лечении больных.

    1

    Лекция

    33

    Транспортировка больных.

    1

    Лекция

    34

    Урок – отчет об исследовательской работе по одной из тем курса.

    1

    Зачет

    35

    Урок – отчет об исследовательской работе по одной из тем курса.

    1

    Зачет

     

    Требования к уровню подготовки обучающихся.

    Знать:

    основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

    потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

    потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

    меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

    вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм;

    приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

    Уметь:

    доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

    предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

    оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

     

    Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:

    выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

    невосприимчивости к вредным привычкам;

    обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайныхситуациях;

    оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различныхопасных или бытовых ситуациях

     

    Информационное обеспечение курса.

    Список литературы.

    Андреева Н.Д. «Основы рационального питания. Нормы питания» Биология в школе, №7,2004г.

    Высоцкая М.В. «Экология – элективные курсы», Волгоград, «Учитель», 2009 год

    Гаевая В.В. «За здоровый образ жизни», Волгоград, «Учитель», 2009 год.

    Гоголев М.И. «Основы медицинских знаний учащихся», Москва, «Просвещение», 1991 год.

    Жданов Ю.В. «Формирование здорового образа жизни. Практические работы» Биология в школе №2 2004г.

    Зверев «Книга для чтения по анатомии»,Москва,Просвещение,1997г.

    Касаткина В.И. «Педагогика здоровья»,М.,Линка-Пресс, 1999 г.

    Макарова Н.Е. «Раздельное питание», Минск,Харвест,1998г.

    Сизанов А.Н. «Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет», Минск , «Полымя», 2000 год.

    Смирнов А.Т. «Основы медицинских знаний», Москва,Просвещение,2001г.

    Шапцева Н.Н. «Наш выбор – здоровье», Волгоград, «Учитель», 2009 год

    Видео и аудио продукция.

    Аудио продукция: «Исцеляющая сила музыки», «Музыка для релаксации», «Йога»; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2008 год.

    Загадки человеческого тела – сборник компакт дисков, 3 части; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006 год.

       

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

      Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

      Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

      Урок 29 (1)

      Тема: «Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего человечества».

      Тип урока. Урок-лекция.

      Вопросы урока. 1. Понятие, функции и показатели здоровья. 2. Индивидуальное здоровье человека.

      3. Общественное здоровье.

      Цели урока. Познакомить учащихся с понятием, функциями и показателями здоровья. Изучить структуру и составляющие индивидуального и общественного здоровья.

      Оборудование. Учебник, схемы, слайды, плакаты.

      План урока.

      На доске:

      Число, месяц

      Тема: Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего человечества.

      Ход урока

      Организационный момент

      Проверка домашнего задания.

      1. Кроссворд. Заполните строки сверху вниз по очереди. После заполнения кроссворда в выделенном столбце получите название одного из важнейших мероприятий, являющегося задачей ГО школы.

      1. Массовое заболевание людей на территории страны или региона;

      2. Мероприятие, предшествующее удару стихии;

      3. Самое частое ЧС в жилых домах и школах;

      4. Кто в школе главный по ГО?

      5. Оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная – … ГО;

      6. Какой документ определяет порядок проведения любого мероприятия ГО?

      7. Один из поражающих факторов ядерного взрыва;

      8. Что должно быть под рукой у врача и спасателя для оказания помощи?

      9. Что бывает устойчивым и без чего невозможно оповещение?

      2. Вспомните сегодняшнее занятие и ответьте на вопросы:

      – Как проводится эвакуация учащихся из школьного здания?

      – В каких случаях она проводится?

      – Какой документ устанавливает порядок эвакуации?

      – Где собираются учащиеся и персонал школы после завершения эвакуации?

      – Где располагается пункт временного размещения учащихся и персонала школы?

      – Какими средствами пожаротушения располагает школа?

      – Как пользоваться пожарным водопроводом?

      – Что запрещается тушить при помощи пожарного водопровода?

      – Огнетушителями каких типов располагает школа?

      – Когда проводится индивидуальная санитарная обработка?

      – Какие средства используются для индивидуальной санитарной обработки?

      – Что представляет собой санитарная обработка помещений?

      Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

      Безопасность жизнедеятельности помогает человеку создать условия для нормальной, полноценной, интересной и приносящей пользу обществу жизни и деятельности. Всего этого можно достичь только тогда, когда человек внимательно относится к своему здоровью, однако для этого тоже нужны знания, причем знания специальные. Любой культурный человек должен иметь представление об элементарных медицинских понятиях, правилах безопасного (с медицинской точки зрения) поведения в повседневной жизни, правилах гигиены, рационального питания, да и о многом другом. Что позволит сберечь его здоровье.

      Многие люди считают, что здоровье гражданина – дело сугубо личное. Но это не так. В ходе изучения сегодняшнего урока мы с вами убедимся в этом.

      Вопросы для активизации знаний.

      Отвечая на вопросы, постарайтесь использовать свой жизненный опыт.

      – Как вы понимаете термин «здоровье человека»?

      – Есть ли какие-либо объективные показатели здоровья? Если есть, назовите их.

      – Для чего нужно здоровье человеку с точки зрения личной жизни? А с точки зрения общества?

      – Из чего складывается здоровье человека?

      – Есть ли какие-то показатели здоровья помимо физических?

      – Что такое общественное здоровье? Как оно связано с личным здоровьем каждого человека?

      – На какие стороны жизни общества влияет общественное здоровье?

      В качестве эпиграфа к лекции можно вспомнить слова Конфуция, китайского мудреца, жившего в V веке до нашей эры.

      Поделитесь на страничке

      Следующая глава >

      info.wikireading.ru

      Программа спецкурса по биологии «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

       

      Программа спецкурса по биологии

      «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» , 10 класс.

      Спецкурс рассчитан на 34 часа.

      Программу разработала учитель биологии и экологии

       Паршукова Надежда Алексеевна.

      ( авторская программа)

       

      Пояснительная записка.

      Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует поставленным целям. Сочетание теоретического материала с практическими работами обеспечивает учащимся успешное усвоение знаний, создает условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений.

        Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»  рассчитан на 34 часа. В программе курса рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. По мнению ученных, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека. При изучении данного курса основная опора делается на ранее изученные вопросы анатомии и физиологии человека. В содержании программы отражены те научно-практические задания, которые тесно связаны с актуальными проблемами медицины и экологии. Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися, участие в конференциях, ролевых играх, а также тестирование. Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и биологии, а также яркие и убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья, выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.

      Цель курса: формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, выделить ряд основных вопросов, касающихся основ медицинских знаний и здорового образа жизни, сформировать умение следить за своим здоровьем.

      Задачи курса:

      ·            -расширить и углубить знания учащихся по валеологии;

      ·            -использовать знания в ситуациях поиска идеала нравственного и физического здоровья человека;

      ·            -показать пагубное влияние на здоровье вредных привычек;

      ·            - расширение и систематизация знаний о необходимости вести здоровый образ жизни;

      ·           -учащиеся должны уметь излагать основное содержание курса, находить ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно  изучать отдельные вопросы.

      Содержание программы.

      1.        Введение. Общее понятие о здоровье как состоянии организма, которое развивается в процессе реализации генетического материала в условиях конкретной социальной и экологической среды. Критерии здоровья. Общественное, индивидуальное здоровье. Духовное и физическое здоровье в гармоничном единстве.

      2.        Здоровый образ жизни. Образ жизни - фактор здоровья. Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие физическое развитие человека. Физические упражнения и здоровье. Личная гигиена. Старение. Старость. Продление жизни. Геронтология. Долгожители. Питание и здоровье.  Влияние питания на здоровье. Рациональное питание  - один из компонентов долголетия. Необходимость рационального питания для здоровья. Пищевой рацион человека, режим питания. Болезни, обусловленные неправильным питанием (гастрит, ожирение, гипертония, злокачественные опухоли и т. д.) Искусственная пища.  Витамины. Лечебное голодание: за и против. Раздельное питание. Экологическая безопасность продуктов питания. Практическая работа  «Составление ежедневного рациона питания».

      3.        Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления. Эмоциональная и психическая напряженности – факторы, влияющие на здоровье. Психогигиена. Аутотренинг, релаксация. Закаливание и его влияние на здоровье. Виды закаливания: обтирание, обливание, купание. Стимулирующие и закаливающие факторы: солнечный свет, воздушные ванны. Практические занятия  «Помоги себе сам», «Релаксационные упражнения».

       

      Полностью урок можно скачать в начале страницы

      Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

      ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

      Кафедра______ЛОГОПЕДИИ___________________________________________

      (название кафедры)

      Ф.и.о.автора_____Кроитор Т.Е._________________________________

      Учебно-методический комплекс по дисциплине

      Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

      (название)

      Специальность: _______050715_____логопедия_______

      (код по ОКСО) (наименование специальности)

      ________65 _____учитель-логопед____

      (код по ОКСО) (наименование квалификации)

      Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

      Учебно-методическое управление Протокол №__1__

      «____» _____________ 200__ г. «_9__» _сентября____ 2009_ г.

      ________________________ Зав. кафедрой ________

      ЮЖНО-САХАЛИНСКСОДЕРЖАНИЕ

      1. Паспорт дисциплины……………………………………………….3

      2. Государственный образовательный стандарт……………………..5

      3. Пояснительная записка……………………………………………..6

      4. Тематическое планирование………………………………………..7

      5. Содержание лекционных занятий………………………………….8

      6. Содержание практических занятий………………………………..10

      7. Организация самостоятельной работы…………………………….12

      9. Вопросы к экзамену…………………………………………………15

      10. Учебно-методическое обеспечение……………………………….16

      11. Структура и содержание АПИМ………………………………….17

      12. Тест………………………………………………………………….23

      13. Тест………………………………………………………………….29

      УТВЕРЖДАЮ

      Начальник УМУ________Гущина О.А.

      «______»______________ 200 г.

      ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫДИСЦИПЛИНА_____Основы медицинских знаний и здорового образа жизни _________________ОПДФ04_________________________________

      Специальность, направление подготовки __________________________________________________________________

      __________________050715.65 Логопедия __________________________________________________________________

      (код по ОКСО)

      ГОС специальности, направления подготовки

      Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных болезней. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии ее эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.

      Здоровой образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования ЗОЖ учащихся. Медико-гигиенические аспекты ЗОЖ. Формирование мотивации к ЗОЖ . Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и ЗОЖ учащихся.

      Ф.И.О. преподавателя Кройтор Татьяна Евгеньевна _________________

      Количество часов по плану________72 / 36 ____________________________

      (всего/аудиторных)

      Семестр___________2_______________________________________________

      (в соответствии с учебным планом)

      Форма итогового контроля _______экзамен_ __________________________

      Программа дисциплины_______________имеется,_2006 г.__утверждена на заседании кафедры

      (наличие, год разработки)

      Тематический план____18 ч. лекционных, 18 ч. Практических занятий, 36 -самостоятельная работа _____________________________________________

      (указать количество часов по видам занятий)

      Список рекомендуемой литературы___________имеется______________________________________

      (наличие в библиотеке)

      1. _ Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: Мир, 1997.
      2. Буянов В. Первая медицинская помощь. – М.: Медицина..ю 1978.
      3. Касаткина И.В. Основы медицинских знаний. – М., 2000.
      4. Курцев П.А. Медико-санитарная подготовка учащихся. – М.: Просвещение, 1988.
      5. Синельников Р.Д. Атлас аномалии человека. Учебник в 3 т. – М.: Медицина, 1978-1981.
      6. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. – М.: Просвещение, 1980.
      7. Федгонович Н.И. Основы медицинских знаний. Учеб. пособие для учащихся.- М., 2001.

      Лекции 2004 г. ______________________________________

      ( год разработки или обновления)

      Практические занятия _________имеются _________________________

      ( наличие методических разработок по каждому занятию,

      _________________________________________________________________

      раздаточного материала)

      Семинарские занятия________учебным планом не предусмотрены_ ________

      ( наличие разработок по каждому занятию)

      Лабораторные занятия_____ учебным планом не предусмотрены _________

      ( наличие описаний лабораторных работ, количество работ по плану)

      Тесты _______один тест из 16 вопросов,_АПИМ из 28 вопросов, итоговый тест из 30 вопросов и ситуационной задачи, которая решается в виде теста _________________________________________________________________

      (указать разделы, количество тестов, количество вопросов в тестах)

      Индивидуальные задания________имеются_14 заданий и 59 вопросов для самопроверки_____________________________________________________

      ( указать количество заданий, вопросов в каждом задании и тем)

      Вопросы к экзамену____30 вопросов _________________________________

      (наличие, соответствие ГОС)

      Вопросы, задания к зачету______________ учебным планом не предусмотрены _________________________________________________

      (наличие, соответствие ГОС)

      Контрольные работы___решение ситуационных задач__по оказанию ПМП _______________________________________________________

      ( темы, наличие, соответствие требуемому уровню)

      Электронное сопровождение дисциплины_______имеется_электронная версия УМК_____________________________________________________

      (наличие электронных версий лекций, тестов, индивидуальных заданий,

      ____________________________________________________________

      использование компьютерных технологий в учебном процессе) Дата заполнения

      Зав.кафедрой

      Преподаватель

      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТПроблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных болезней. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии ее эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.

      Здоровой образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования ЗОЖ учащихся. Медико-гигиенические аспекты ЗОЖ. Формирование мотивации к ЗОЖ . Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и ЗОЖ учащихся.

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма основы медицинских знаний предназначена для студентов педагогических специальностей вузов. Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями ГОС ВПО на основании примерной программы, утвержденной Министерством Образования РФ.

      Основы оказания первой медицинской помощи являются знаниями, которыми в обязательном порядке должны владеть учителя школ и воспитатели детских учреждений, ответственные за здоровье своих подопечных. В момент опасности учитель или воспитатель ближе всего находятся к ребенку, и их долг и обязанность оказать ему помощь, в том числе и первую медицинскую (доврачебную).

      В программе подробно описаны диагностика и приемы оказания первой помощи при наиболее частых встречающихся несчастных случаях и острых угрожающих жизни заболеваниях.

      Программа содержит основные понятия и знания по основам здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

      Цель: сформировать знание о человеке, как целостной биологической системе, факторах, оказывающих существенное влияние на здоровье человека и выработать практические умения и навыки в оказании доврачебной помощи учащимся и охране здоровья.

      Студенты должны знать:

      • Наиболее распространенные заболевания, являющиеся главной причиной ранней смертности и инвалидности населения;
      • Сведения о профилактике и коррекции привычек, носящих ущерб здоровью;
      • О взаимосвязях здоровья человека и общества;
      • О здоровом образе жизни и его основополагающих принципах;
      • Навыки оказания первой медицинской помощи детям и взрослым.
      Студенты должны уметь:
      • Оценить возможный риск возникновения травмоопасных ситуаций;
      • Решить ситуационные задачи по оказанию ПМП;
      • Оказывать первую медицинскую (доврачебную) помощь детям и взрослым экстремальных ситуациях;
      • Сформировать у учащихся стремление к здоровому образу жизни.
      Базовым уровнем для освоения программного материала являются знания студентов анатомии, физиологии человека, гигиены.

      На изучение курса отводится 36 часов (18 часов – теоретический курс, 18 часов – практические задания). Заканчивается изучение предмета решением ситуационных задач и сдачей зачета.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

      Тематическое планирование

      Наименование темы Всего Аудитор. занятия (час) Самост.

      работа

      Лекции Практич.
      1 Общие понятия о первой медицинской помощи. Основные понятия об антисептике и асептике. Десмургия. 6 2 - 2
      2 Общие принципы оказания первой медицинской помощи. Виды смерти. Реанимация. 8 2 2 4
      3 Первая помощь при кровотечениях. 12 2 6 4
      4 Раны. Первая помощь при ранениях. Пути введения лекарственных веществ. 10 2 4 4
      5 Первая помощь при ожогах, обморожениях и несчастных случаях. 6 2 - 4
      6 Понятие «здоровье» и «образ жизни». Норма. 6 2 - 2
      7 Понятие «болезнь». Классификация болезней. 6 2 - 4
      8 Здоровый образ жизни, как биологическая и социальная проблема 6 2 - 4
      9 Вредные привычки и их профилактика. 8 2 4 4
      10 Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии 8 2 2 4
      ВСЕГО 72 18 18 36

      Содержание лекционных занятийТема 1. Общие понятия о первой медицинской помощи. Основные понятия об антисептике и асептике. Десмургия.

      Классификация первой медицинской помощи. Определение первой медицинской помощи. Мероприятия первой медицинской помощи. Транспортировка пострадавших. Антисептика. Химические антисептические средства. Биологические антисептические средства. Асептика. Обработка рук. Техника наложения повязок. Мягкие повязки. Правила бинтования. Виды бинтовых повязок. Повязки на голову. Повязки на верхнюю и нижнюю конечности. Повязки на грудную клетку. Жесткие повязки. Транспортные шины и правила их наложения.Тема 2. Общие принципы оказания первой медицинской помощи. Виды смерти. Реанимация.

      Определение несчастного случая. Определение терминального состояния. Принципы ПМП. Выявление признаков жизни и смерти. Клиническая смерть. Биологическая смерть. Транспортировка пострадавшего. Шок. Фазы шока. Первая помощь при шоке. Реанимация при остановке дыхания. Реанимация при остановке кровообращения.Тема 3. Первая помощь при кровотечениях.

      Виды кровотечений. Наружные кровотечения. Внутренние кровотечения. Кровеносное кровотечение. Венозное кровотечение. Артериальное кровотечение. Первая помощь при наружных кровотечениях. Техника наложения жгута. Носовое кровотечение и ПМП. Кровотечение после удаления зуба. Легочное кровотечение. Желудочно-кишечное кровотечение. Кровотечение в брюшную полость. Транспортировка пострадавшего.Тема 4. Раны. Первая помощь при ранениях. Пути введения лекарственных веществ в организм человека.

      Определение раны. Виды ран. Признаки раны. Инфицирование раны. Сепсис. Столбняк. Газовая гангрена. Основные принципы оказания ПМП при ранениях. Первая помощь при ранениях легких тканей головы. Проникающие ранения грудной клетки. Ранение живота. Первая помощь при повреждениях легких тканей, суставов, костей. Ушибы и ПМП. Вывихи и ПМП. Переломы и ПМП. Повреждение черепа и мозга. Перелом позвоночника. Перелом костей таза. Перелом ребер. Характеристика детского травматизма.

      d.120-bal.ru

      Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

      1) ПМП при травмах груди, живота, в область таза, при повреждениях позвоночника.

      2) Травматический шок.

      Просмотр содержимого документа «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.»

      План-конспект урока № 19.

      1. Учебная дисциплина: Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

      2.Класс: 11

      3. Дата:

      4. Тема №2: Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Занятие № 4: Первая медицинская помощь при остановке сердца.

      5. Цели занятия:

      Воспитательная: дисциплинированность, ответственность.

      Развивающая: логическое мышление.

      6. Учебные вопросы:

      1) ПМП при травмах груди, живота, в область таза, при повреждениях позвоночника.

      2) Травматический шок.

      7. Время:

      8. Место: кабинет ОБЖ

      9. Метод: лекция

      10. Материальное обеспечение:

      Наглядные пособия и раздаточный материал:

      ТСО:

      Литература: учебник ОБЖ 11 класс.

      11. Порядок проведения урока: Вводная часть;

      а) построение, рапорт, приветствие

      б) осмотр внешнего вида

      в) выполнение строевых приемов

      г) объявление темы и цели урока

      д) проверка пройденного материала опрос

      12. Основная часть. Изложение нового материала.

      1) Понятие клинической смерти и реанимация.

      2) Возможные причины клинической смерти.

      13.Вопросы для закрепления:

      Перечислить 4 вида терминальных состояний.

      В течение скольких минут можно вернуть к жизни человека при клинической смерти?

      14. Заключительная часть.

      1. Подведение итогов урока, объявление оценок, замечаний.

      2. Домашнее задание, страницы. Учебник ОБЖ 11 класса страница 51-53 читать.

      3. Конец урока:

      а) Командир взвода командует «Встать, Смирно!»

      б) Прощаюсь учащимися «До свидания, товарищи!»

      в) Учащиеся отвечают «До свидания, товарищ преподаватель-организатор ОБЖ»

      г) Командир взвода: «Взвод, кругом! Слева, в колонну по одному на выход, марш!».

      kopilkaurokov.ru

      Лекция 7. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

      Лекция 7.ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. 1. Понятие «здоровый образ жизни».

      Образ жизни это система устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы, в том числе и на проблемы здоровья и долголетия.

      Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продление жизни. Это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.

      Понятие ЗОЖ включает все положительные стороны деятельности людей (соответствующие 10 заповедям): удовлет­воренность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т.д.

      Выделяют основные формы деятельности: трудовую (производ­ственную), познавательную, деятельность в быту, медицинскую активность. Каждый вид деятельности имеет свои показатели.

      К показателям производственно-трудовой деятельности отно­сятся: степень удовлетворенности, уровень профессионального ма­стерства, занимаемая должность, отношения в коллективе, ини­циативность и т.д.

      Показателями деятельности в быту являются: жилищно-бытовые условия, наличие бытовой техники, время, затрачиваемое на до­машние обязанности, отношения между супругами, число детей и т.д.

      К показателям медицинской активности относятся: санитар­ная грамотность, гигиенические привычки, отношение к медосмотрам, выполнение ме­дицинских рекомендаций, рациональность питания, физическая активность, отсутствие вредных привычек, своевременность об­ращений за медицинской помощью.

      Понятия, тесно связанные с понятием образа жизни.

      Условия жизни — условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, се­мейные отношения, образование, питание и т.д.).

      Качество жизни — качество тех условий, в которых осуществ­ляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищ­ных условий, питания, образования, медицинской помощи).

      ^ Уровень жизни (уровень благосостояния) отражает количественные показатели ус­ловий жизни. Уровень жизни определяется размером валового про­дукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

      ^ Уклад жизни — сложившийся устойчивый стереотип поведения, порядок жизни, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.

      ^ Стиль жизни — индивидуальные особенности поведения в по­вседневной жизни.

      Задача работника любой отрасли социальной сферы в конечном итоге состоит в по­мощи человеку восстановить или улучшить взаимодействие между ним и обществом для улучшения его качества жизни.^ 2. Пути формирования здорового образа жизни.

      Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и просвещение в их конкретном выраже­нии, т.е. в системе гигиенических знаний, навыков и умений, на­правленных на сохранение и укрепление здоровья. Это также и воспитание - долгий и трудный про­цесс педагогического воздействия на человека на всем протяжении его роста и развития, становления его личности, характера, в том числе формирование установки на здоровый образ жизни . От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.

      ^ Формирование устойчивой установки (внутренняя необходимость, потребность) на ЗОЖ является важнейшей зада­чей государства, ор­ганов здравоохранения, социальной защиты, образования, так как образ жизни является определяющим фактором здоровья.

      На фор­мирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:

      питание с малым содержанием жиров животного происхож­дения;

      сокращение количества потребляемой соли;

      сокращение потребления алкогольных напитков;

      пре­одоление, уменьшение факторов риска.

      Здоровый образ жизни базируется на научно-обо­снованных санитарно-гигиенических нормативах (принципы здорового образа жизни):

      высокая медицинская активность (своевременность прохождения мед­осмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации);

      умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т.д.

      ^ 3. Рациональное питание

      Рациональное питание (от лат. ratio — разум) — питание, которое сбалансировано в энергетическом отношении по калориям, составу в зависимости от пола, возраста и рода деятельности.

      Роль питания в обеспечении жизнедеятельности организ­ма общеизвестна: поддержание обменных процессов на относительно постоянном уровне, энергообеспечение, синтез ферментов, пласти­ческая роль и т.д. Неправильно организованное пи­тание приводит к снижению трудоспособности, повышению вос­приимчивости к болезням и, в конечном счете, к снижению про­должительности жизни.

      Значение основных питательных веществ.

      Процесс питания связан с обеспечением организма нутриентами, обладающими энергетическими, пластическими и регуляторными функциями. К нутриентам относятся белки, жиры и углеводы. Соотношение белков, жиров и углеводов для людей среднего возраста должно быть (по массе) 1:1:4 (при тяжелой физической работе 1:1:5), для молодых — 1:0,9:3,2.

      Белки используются в качестве источника энергии (окисление 1г белка в организме дает 4ккал энергии), строительного материала для регенерации (восстановления) клеток, образования ферментов и гормонов. Функции белков: каталитическая, питательная, транспортная, сократительная, структурная, гормональная (регуляторная), защитная, рецепторная и др. Потребность организма в белках зависит от пола, воз­раста и энергозатрат, составляя в среднем в сутки 70-100г, в том числе животных белков 50г (при энергозатратах 12000кДж). Белки должны давать примерно 10-15% кало­рийности суточного рациона (не менее 5% энергозатрат). В состав белков входят аминокис­лоты, которые подразделяются на заменимые и незаменимые. Чем больше белки содержат незаменимых аминокислот, тем они пол­ноценнее, там выше их биологическая ценность. Из 20 аминокислот 10 являются незаменимыми: аргинин, лизин, валин, гистидин, лейцин, изолейцин, тре­онин, триптофан, метионин, фенилаланин. Исключение из рациона какой-либо из них приводит к отрицательному азотистому балансу, истощению, остановке роста. Дефицит триптофана вызывает катаракту, выпадение волос, поражение зубов, потерю массы тела; лизина - повышенную восприимчивость к шуму, тошноту, головокружение; лейцина - у молодых людей сопровождается головными болями, лёгкой утомляемостью, психической подавленностью.

      В желудочно-кишечном тракте белки, лишенные своей видовой и тканевой специфичности, в виде аминокислот всасываются, по воротной вене поступают в печень, где подвергаются различным превращениям. Кровь освобождается от аминокислот уже через 5 мин

      Депонирования аминокислот в организме не происходит, ежедневно у человека меняется 1-2% белков тела.

      ^ Азотистое равновесие - состояние, когда количество азота, поступающего в организм равно выводимому. Характерно для здорового взрослого человека.

      Синтезируемый организмом из аминокислот свой индивидуальный белок имеет свое нормальное содержание 65-85 г/л и патологическое в виде гипопротеинэмии (недостаточность поступления белков, их переваривания, всасывания, синтеза в печени, чрезмерное выделение почками) и гирерпротеинэмии (сгущение крови, потери жидкости, токсический или инфекционный процесс, хронические гепатиты и циррозы печени, паразитарные заболевания). Имеют значение не столько для дифференциальной диагностики, сколько для оценки тяжести состояния больного. Диспротеинэмии (нарушение нормального соотношения белковых фракций крови - альбумины, глобулины, белки «острой фазы», ферменты и др.) позволяют различать между собой различные заболевания.

      Жиры (липиды) являются основным источником энергии в организме (окисление 1г жиров дает 9ккал).

      Суточная потребность орга­низма в жирах составляет в среднем 80-100г, в том числе расти­тельных жиров 20-25г. Жиры должны давать примерно 35% кало­рийности суточного рациона.

      В желудочно-кишечном тракте жиры перевариваются до: полиненасыщенные жирные кислоты, триглицерины, фосфатиды, холестерин, липопротеины (белково-липидные комплексы), жирорастворимые витамины А, Е, К.7,3ммоль/л. Кровь для определения липидов берут после 14-часового голодания для предотвращения влияния приёма пищи. Определены группы риска развития ишемической болезни сердца (ИБС) в зависимости от содержания холестерина в крови: низкий риск (6,5ммоль/л). Причинами дислипопротеинэмий могут быть: сахарный диабет, ожирение, алкоголизм, гипотиреоидизм, заболевания почек, печени, отравления, в т.ч. лекарственные и др.

      Углеводы являются одним из основных источников энергии (окис­ление 1г. углеводов дает 3,75ккал). Суточная потребность организ­ма в углеводах составляет от 400-500г. Углеводы должны да­вать примерно 55-60% калорийности суточного рациона. Если углево­дов в организме избыток, то они переходят в жиры, т.е. избыточ­ное количество углеводов способствует ожирению.

      Человек способен синтезировать некоторые углеводы из глицерина и аминокислоты, но большинство поступает с растительной пищей. Пищевые углеводы существуют двух видов: усваиваемые, которые перевариваются в тонком кишечнике (полисахариды - крахмал, гликоген; дисахариды - сахароза, лактоза; моносахариды - глюкоза, фруктоза, галактоза) и неусваемые (пищевые волокна - пектины), метаболизируемые бактериальной флорой толстого кишечника.

      В желудочно-кишечном тракте углеводы расщепляются до моносахаридов, которые всасываются. Полисахариды и дисахариды непосредственно превращается в глюкозу, а фруктоза и галактоза - в печени. Нормальное содержание глюкозы в крови натощак - не более 5ммоль/л.

      Нарушения углеводного обмена: сахарный диабет, гипогликемия и наследственные метаболические заболевания. Инсулин - фермент, синтезируемый клетками островков поджелудочной железы, является основным гипогликемическим фактором, он утилизирует глюкозу крови, превращая её в энергию АТФ. При его недостатке развивается сахарный диабет, сопровождающийся гмпергликемией, глюкозурией и нарушениями белково-липидного обмена.

      Витамины — биологически ак­тивные органические соединения, необходимые для нормаль­ной жизнедеятельности. Витамины в организме не образуются, а попадают с продуктами. Различают водорастворимые (В1, В2, никотиновая кислота - РР, В5, В6, фолиевая кислота - В9, биотин, цианокобаламин - В12, аскорбиновая кислота - С), и жиро­растворимые витамины (А, D, Е, К) .

      Недостаток витаминов приводит к гипо­витаминозу (недостаток витаминов в организме) и авитаминозу (отсутствие витаминов в организме).

      Минеральные вещества используются в каче­стве пластического материала и для синтеза ферментов. Различа­ют макроэлементы (Са, Р, Mg, Na, К, Fe) и микроэлементы (Си, Zn, Mn, Co, Cr, Ni, J, Ft, Si, Мо).

      ^ Принципы рационального питания:

      ^ Есть медленно, не переедать. Поступление питательных веществ в кровь начинается уже че­рез несколько минут от момента приема пищи. Насыщение насту­пает тогда, когда уровень питательных веществ в крови достигает определенной величины. И в этот момент надо остановиться. Но как это сделать, если в течение 5-10 минут было поглощено такое количество пищи, которое превышало потребности организма в 2-3 раза. Насытившись, следует остановиться;

      ^ Соблюдение режима питания. Кратность приема пищи, распределение суточной калорийности, массы и состава пищи по отдельным приемам пищи. Нервная система вырабатывает ус­ловный рефлекс на определенное время, одну и ту же обстановку и постоянное место. При соблюдении всех этих условий происхо­дит «настройка» всей пищеварительной системы на прием пищи. Для здорового человека оптимально четырехразовое питание. При четырехразовом питании соотношение числа калорий пищи по отдельным приемам пищи должно быть: 30, 15, 35, 20%. Продукты, богатые животными белками (мясо, рыба), полез­нее употреблять утром и днем, так как они повышают работоспо­собность. Второй завтрак может включать в себя кисломолочные продукты, овощные блюда, бутерброды, фрукты. Обед должен быть самым значительным по объему пищи. Ужин должен быть неболь­шим по объему и состоять из легкоусвояемых блюд. Последний прием пищи должен быть за 2-3 ч до сна;

      Питание должно быть разнообразным, т.е. ежедневно желательно употреблять в пищу рыбу, мясо, молочные продукты, овощи и фрукты, хлеб грубого помола и т.д. Разнообразная пища включает шесть основных групп продуктов: молочные; мясо, птица, рыба, яйца, хлебобулочные, крупяные, макаронные и кондитерские изделия, жиры, карто­фель;

      Эмпирическая формула расчета идеальной массы тела для любого возраста (принятая в эндокринологии).

      ^ Для мужчин:

      (рост в см х 3 - 450 + возраст) х 0,25 + 40,5 кг = идеальная мас­са тела.

      Для женщин:

      (рост в см х 3 - 450 + возраст) х 0,225 + 45 кг = идеальная масса тела.

      Если масса реальная не превышает массу идеаль­ную более чем на 20 %, то это означает, что у вас нормальный вес. В том случае, когда реальный вес превышает идеальный бо­лее чем на 20 %, можно с уверенностью говорить о наличии у вас избыточного веса, и вам следует задуматься над его нормализа­цией.

      Для предуп­реждения ожирения необходимо:

      выходить из-за стола с легким чувством голода, так как орга­низм уже получил достаточно пищи, но сигнал об этом еще не успел дойти до головного мозга;

      Для лиц этой группы желательно проводить тренировки под руководством тренера и контролем врача. Перед началом занятий, как правило, проводят тесты для определения физического состояния.

      Лица, регулярно занимающиеся физической культурой, дол­жны проходить медицинское обследование не реже 1 раза в пол­года.5. Закаливание

      — тренировка организма для приспособления к изменениям внешней среды.

      ^ Физиологическая сущность закаливания заключается в повтор­ном воздействии на организм охлаждения, высокой температуры или поочередных температурных воздействий, а также действия солнечного света или искусственного ультрафиолетового излучения. Закаливающие процедуры следует рассматривать как один из эф­фективных способов акклиматизации по отношению к постоянно изменяющимся метеорологическим условиям внешней среды.

      Для закаливания необходимо повто­ряющееся и длительное воздействие на организм того или иного физического фактора (воды, воздуха, солнечного света). Оптималь­ным вариантом является сочетание закаливания с физическими упражнениями.

      ^ Принципы закаливания: постепенность, последовательность, регулярность. Возмож­ности для закаливания открываются сразу после рождения ребен­ка. Воздушные ванны являются неотъемлемой частью гигиены де­тей с самого раннего возраста.

      Закаливающие процедуры очень разнообразны, например: растирания, обливания, душ, «морже­вание». Причем водные процедуры могут быть общими и местны­ми. Оздоровительным эффектом обладают парная баня и сауна. Закаливание воздухом помимо воздушных ванн предусматривает и местное охлаждение отдельных участков тела воздушными по­токами. Простым и эффективным видом закаливания является хождение и бег босиком. Эффективно и закаливание солнечными лучами.

      Закаливание водой. Для закаливания применяют прохладную воду при температуре 24-16 °С и холодную - ниже 16 ° С. Высокая эффективность водных процедур связана с возникнове­нием активной общей реакции организма на действие прохладной или холодной воды при достаточно короткой экспозиции воздейст­вия. В коже находится разнообразная популяция рецепторов: теп­ловые и холодовые, тактильные, свободные нервные окончания. Все участки тела имеют свое представительство в коре больших полушарий мозга. Улучшается микроциркуляция, повышаются интенсивность кровообращения и тканевого дыхания, тонус нервно-мышечного аппарата, совершенствуются механизмы терморегуляции.

      Самое благоприятное время приема водных процедур - утрен­ние часы, после утренней зарядки, когда кожа равномерно согрета и наблюдается более отчетливая сосудистая реакция. В это время значительно быстрее происходит переход организма в активное состояние, от сна к бодрствованию.

      Если водные процедуры проходят на воздухе, это дополни­тельный фактор, который надо учитывать при достижении эф­фекта закаливания.

      После любой водной процедуры надо обязательно вытереться, растирая тело махровым полотенцем докрасна. При значительных охлаждениях организма целесообразно выполнение активных физических уп­ражнений.

      Закаливающие водные процедуры разделяют на обтирание, обливание, душ и купание.

      Купальный сезон в летнее время открывают при температуре роды и воздуха не ниже 18-20°С, а заканчивают при температуре воды 13-14°С и воздуха 15-16°С. Самые благоприятные часы для купания утренние или вечерние. Недопустимо купаться сразу после приема пищи, нужно, чтобы прошло не менее 1,5-2 часов. Поскольку купание связано с большими энергозатратами, время купания не должно быть очень продолжительным.

      Купание зимой, кроме вышеперечисленных изменений, являет­ся сильнейшим раздражителем для нервной системы в целом и для центральной нервной системы в частности. Подросткам моложе 18 лет зимнее купание непозволительно.

      Солнечные ванны. Солнечное излучение обладает очень выраженным биологиче­ским действием на все живые существа. Наибольшей биологической активностью обладает ультрафиоле­товое излучение. Однако и в этом очень узком диапазоне видимо­го спектра выделяют по характеру биологического действия два участка. Первый - с длиной волны 320 нм и более (одна тысячная доля микрона) - вызывает эритему (покраснение)

      ^ Измените свое отношение к жизни. Надо по­нять, что ваше здоровье, а следовательно, эмоциональное и физи­ческое благополучие зависят исключительно от вас самих. Никто не вправе решать за вас - быть или не быть вам счастливым. Вам решать, как этого достигнуть. Вы должны достигнуть такой сте­пени эмоционального и физического благополучия, которая по­зволит вам полноценно прожить каждый день своей жизни.Ждать, что кто-то за вас это сделает, - пустая затея.

      Ста­райтесь вести организованный образ жизни. Научитесь ранжировать свои дела по степени важности. Неряшливость, беспорядок, неорганизованность внешне ка­жутся пустяковыми недостатками, однако все эти отрицательные качества человеческой натуры - источник развития стресса. В первую очередь выполняйте наиболее важные и срочные дела, остальные потом. Не планируйте то, что вы реально не можете выполнить.

      ^ Если вы не умеете говорить «нет», надо научиться. Некоторые люди не умеют отказывать, хотя заведомо знают, что выполнение той или иной просьбы нереально из-за большой занятости. Заканчивается это неприятностью и развитием стресса.

      Надо научиться видеть радость и испытывать счастье в самых обычных жизненных ситуациях. Эмоциональная окраска жизни зависит исключительно от нас самих. Можно и нужно радовать­ся каждому дню своей жизни, чистому небу, яркому солнцу, зеле­ной траве.

      ^ Максимализм не делает человека счастливым, постарайтесь избавиться от него. Некоторые люди хотят по­лучить все и сразу. Люди, которые ставят перед собой недостижимые це­ли, как правило, терпят фиаско. Нетерпимость к недостаткам дру­гих людей и к своим собственным вызывает стресс, делает челове­ка раздражительным и агрессивным.

      ^ Постарайтесь увидеть себя, свои поступки как бы со стороны, глазами других людей. Если человек увлечен каким-либо интересным делом, которое поглощает его с головой, это, безус­ловно, заслуживает одобрения, к тому же создает эмоциональное благополучие. Вы оцениваете других людей, а они оценивают вас.

      ^ Учиться на прошлых ошибках, а жить «здесь и сейчас», т. е. настоящим и будущим. Углубление в прошлое мешает человеку жить настоящим и вызывает стресс, особенно когда человек пребывает в горестном состоянии отно­сительно упущенных возможностей в прошлом.

      Огромное значение в преодолении стресса имеет правиль­ное питание. Пища, приготовленная вкусно и в достаточном ко­личестве, снимает напряжение и усталость и вызывает положи­тельные эмоции. Помогают этому соблюдение постов и вегетарианство.

      Одним из важнейших факторов противодействия стрессу яв­ляется правильный режим жизни, в частности режим сна. Продол­жительность сна, удовлетворяющая физиологическим требованиям, составляет 7-8 часов в сутки. Это то время, которое необходимо для поддержания здоровья, восстановления утраченных сил.

      ^ Злоупотребление алкоголем усиливает стресс. Само по себе опьянение и последующее со­стояние - сильнейший стресс для организма. Более того, в состоя­нии опьянения человек совершает неконтролируемые поступки,которые после возвращения сознания способны ввергнуть его в тяжелый стресс. Помимо алкоголя стрессовым фактором может быть кофеин, который содержится не только в кофе, но также в шоколаде, в различных напитках-тониках. Кофеин вызывает повышенную ак­тивность, которая сопровождается целым рядом физиологических реакций, напоминающих стресс.

      ^ Варианты выхода из стрессовых ситуаций:

      Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок. Он включает пересмотр целей или путей их достижения. Компромисс не означает отступления, напротив, это умение найти выход из создавшегося положения без серьезных потерь.

      Сотрудниче­ство, при сотрудничестве интересы и цели всех сторон учтены и удовлетворены. Сохраняется уважение к личности партнера, ра­венство с ним.

      Многие люди находят разрядку от психоэмоционального на­пряжения в юморе, шутках. Посмеяться над собой, над ситуацией, представить что-то в комическом виде может любой сильный и душевно здоровый человек. Большая жажда смешного есть у де­тей. Взрослый, обладающий чувством юмора, очень ценится деть­ми, потому что «с ним весело», воспитательное воздействие тако­го человека приобретает дополнительную силу.Контрольные вопросы1. Понятие «здоровый образ жизни».

      2. Пути формирования здорового образа жизни.

      3. Рациональное питание

      4. Физическая активность

      5. Закаливание

      6. Умение выходить из стрессовых ситуаций.

      biologrefs.ru


      Смотрите также

      Цельнозерновые злаковые
      Жиры
      Овощи
      Фрукты
      Напитки
      Физическая активность