Доклад: Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни


Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №4(9) Апрель, 2017

УДК 316.614

Дата публикации 30.04.2017

Сафаралиев Орзу ДодалиевичКемеровский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово, РоссияМусохранов Андрей ЮрьевичКемеровский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово, Россия

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению роли спорта и физической культуры в процессе формирования здорового образа жизни человека. В данной работе выявлено значимость физической культуры в процессе формирования здорового образа жизни.Ключевые слова: образ жизни, здоровый образ жизни, физическая культура, спорт

Physical education as a factor in the socialization of a person

Safaraliev Orzu DodalievichKemerovo institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Kemerovo, RussiaMusokhranov Andrey YuryevichKemerovo institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Kemerovo, Russia

Abstract: This article is devoted to the role of sport and physical culture in the process of forming a healthy lifestyle. In this paper, the significance of physical culture in the process of forming a healthy lifestyle has been revealed.Keywords: A way of life, a healthy lifestyle, physical culture, sports

В современном мире жизнь людей требует всё большего напряжения сил. Умственные, Нервные, а так же различные физические перегрузки, которые связанны с овладением сложной современной техники, частые стрессы профессионального и бытового характера, которые приводят к различным нарушениям обмена веществ, избыточному весу, а так же к возникновению сердечнососудистых заболеваний. Активность человека, связанная с опорно-двигательной системой на притяжении всего дня сведен к минимуму: автоматизация, современные технологии на производстве, лифты, автомобили, посудомоечные машины в быту представляют собой очень низкий уровень двигательной деятельности человека. Отрицательное влияние, которое оказывают эти факторы на состояние здоровья человека настолько огромное, что внутренние защитные функции организма попросту не справляются с ними. Человеку необходимо, чтобы у него была высокая физическая активность. Именно поэтому чем быстрее развивается научно-технический процесс, тем больше здоровье человека будет зависеть от уровня его физической активности. Полностью решить проблему повышения объема двигательной деятельности, практически невозможно без физкультурных занятий. Для оценки всей важности физической культуры, молодой человек должен понимать всю необходимость ее роли в своей жизни. [4, с. 14]

Так же физическая культура и спорт являются одним из важнейших социальных институтов, предполагающих как государственное финансирование и управление, так и заинтересованность в участии самих граждан. В связи с этим уровень физкультурной активности современной молодёжи может рассматриваться в качестве важнейшего критерия востребованности физической культуры и эффективности её развития в обществе.

Одними из важнейших факторов формирования здорового образа жизни являются массовый спорт и физическая культура. Мотивация на занятия физической культурой и спортом формируется под влиянием многих факторов, изучение которых даёт возможность выработать практические рекомендации по совершенствованию системы организации физкультурно-спортивной деятельности молодёжи. [1, с. 70]

Спорт, будучи одним из способов увеличения активной двигательной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И именно по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, которое определяет личностное становление индивида и формируя образ его жизни[3, с. 192]

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50–55% зависит от образа жизни человека, на 20–23% – от наследственности, на 20–25% – от состояния окружающей среды (экологии) и на 8–12% – от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования, а так же укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ). Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

Физическая культура является не просто одной из составляющих, но и самый главный компонент ЗОЖ. Она представлена в нём в виде постоянных утренних гимнастик, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, а также других видов двигательной активности, которые направлены на сохранение и улучшения здоровья.

Таким образом, формирование здорового образа жизни связано, прежде всего, с формированием физической культуры личности, а также выполнением режима труда, отдыха, сна, физической активности, питания и исключения вредностей, психологической установки на нормальную адаптированность в социальной среде.

Список литературы

1. Морозова Е.В. Физическая культура как компонент здорового образа жизни современного студенчества: социологический аспект / Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика, Вып. 1.— 2010. — С. 70-75.2. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2-e изд., перераб. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с. 3. Мелешкова Н.А., Григорьева С.А.,МусохрановА.Ю. Ценностифизической культуры какфакторформирования общекультурных компетенций // Перспективы науки. — 2014. — № 11. — С. 65-68.4. Муллер, А. Б. Физическая культура студента [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко, А. Ю. Близневский. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. - 172 с.

← Предыдущая статьяФакторы эмоционального неблагополучия как особенности развития личности дошкольника в условиях ДОУСледующая статья →Анализ системы жизненных ценностей юношества на примере студентов направления психологии Расскажите о нас своим друзьям:

scipress.ru

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

На рубеже веков 20 и 21 века произошла смена общественного сознания граждан, обусловленное изменением ценностей, привнесением свежих культурных понятий. Весомую роль в данном процессе заняли СМИ, создавшие конкретные образы физического развития и привнесли их в современное общество. За последние десятилетия понятие здоровый образ жизни стало весьма распространено. Но историки уверенны, что оно зародилось еще во времена далекого прошлого.

Следует отметить, что в этом есть, как и плюсы, так и минусы. Современную культуру характеризует повышенное внимание человечества к состоянию своего тела, здоровья, здорового образа жизни и т.д. Сейчас общество столкнулось с тем, что возникают разногласия между тем, что считается красивым и эстетичным и тем, что считается здоровым и полезным. Обострение этой проблемы обусловлено развивающимися технологиями пластической хирургии, которые предоставляют человеку возможность изменить свою внешность, что находится в противоречие с показаниями докторов и валеологов. Это имеет прямую взаимосвязь со здоровьем человека и даже с его жизнью. Стоит отметить, что СМИ в этом случае играют двойную роль, так как их возможности, в зависимости от опыта управления имеют как плюсы, так и минусы.

В основе данной проблемы располагается и проблема здорового образа жизни. Нередко в современной литературе ЗОЖ соотносят с условиями жизнедеятельности. С помощью понятия «образ жизни» рассматриваются разнообразные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, трудовая деятельность, культура, стиль жизни и качество жизни. Неотъемлемой частью понятия «образ жизни» являются: трудовая, социальная, интеллектуальная, физическая и медицинская активность. Исходя из этого можем заметить, что в проблеме здоровья медицинские предпосылки занимают не главенствующее положение; в ней, ко всему прочему, выделяются социальные и личные. Так, кодекс здоровья, разработанный учеными-валеологами, подразумевает систему, включающую разные аспекты человеческой повседневной деятельности: познайте свой организм, живите в согласии с природой, делитесь добротой, уверяйте себя в том, что вы здоровы и желайте здоровья окружающим; дважды в день обливайтесь холодной водой или принимайте воздушные ванны; устраивайте разгрузочные дни раз в неделю, соблюдайте личную гигиену, рационально питайтесь, равновесно получайте и расходуйте энергию будьте физически активным (физические упражнения являются главным условием здоровья, силы, выносливости человека, имеющего правильное телосложение гармонично сочетающееся с развитой мускулатурой),  откажитесь от алкоголя и курения, ограничьте до минимума лекарственные препараты; при простудных заболеваниях даже с  повышенной температурой, не прекращайте закаливание; трудитесь; уважайте своих детей; спите не менее 7 – 8 часов в сутки, найдите в себе веру; сохранение здоровья – это тоже труд, не вдавайтесь в крайности. Таким образом, образ жизни как система разных видов повседневной деятельности человека занимает одно из ведущих мест в современном обществе.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) говорит о здоровье как о состоянии полного социального, психического и физического благополучия, то есть не только как об отсутствии заболеваний или физических дефектов. Оно зависит от множества факторов. Сейчас распространено мнение, о том, что здоровье населения на 50% определяется их образом жизни, на 20% - экологическими факторами; на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% - уровнем медицины. Значит, если человек следует здоровому образу жизни, то все это определяет на 50% уровень его самочувствия. И, наоборот, если человек ведет нездоровый образ жизни, то он подрывает свое здоровье, обрекая на страдания и мучения, преждевременную смерть и усложненную жизнь. Поэтому каждому человеку стоит придерживаться норм и правил здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни рассматривается «как некий эталон, система общих условий, предписаний, мероприятий, продукт группового творчества» [5, с. 61]. По мнению И.С. Краснова понятие «здоровый образ жизни» определяется словом «здоровый», что, с его точки зрения, «является производным от существительного «здоровье» (состояние человеческого организма, характеризующееся равновесием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезней), следовательно, содержит все главные качественные характеристики последнего – это физическое, душевное и социальное благополучие» [5, с. 62]. Среди основных элементов, определяющих состояние здоровья населения учеными выделяются, три главные группы: генотип популяций, образ жизни и экологическое состояние среды. Можно смело сказать, что ЗОЖ не ограничивается строением человеческого тела и включает в себя другие факторы. Физическая культура является важной составляющей некоторых видов деятельности человека. Под физической (соматической) культурой понимают область культуры регулирующую деятельность человека, которая связанна с развитием и применением телесно-двигательных способностей человека, исходя из норм, ценностей и образов их функциональности, коммуникативности и эстетичности. Впрочем, физическая культура как разрабатываемая учеными часть всеобщей культуры появляется на поздних ступенях развития общества.

Для современного общества характерна высокая степень институциализации представлений о физическом развитии человека, когда требования к здоровому образу жизни не только разрабатываются, но и активно внедряются в сознание людей через широкую систему институтов (комитеты по физической культуре и спорту, школы, ВУЗы, спортклубы, СМИ и т.д.) [4, с. 5]. Это дает возможность рассмотреть физкультуру в широком смысле-сфера человеческой культуры, которая включает в себя социально сформированные физические способности человека, проявляемые им в определенной деятельности, и всю ту социальную реальность, которая непосредственно обеспечивает их формирование, функционирование и развитие.

В процессе развития науки производились попытки изменения смысла понятия «физическая культура». Б.Г. Акчурин считал, что следует соотносить его с медицинской культурой и заменить термином «телеснофизическая культура», так как «физическая культура, как культура тела, заключает в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности в своем телесно-духовном единстве» [1, с. 246]. Таким образом, развитие человека является предметом, целью и главным результатом, так как ее формирование имеет большую значимость для общества. Физкультурная деятельность также не ограничена лишь развитием и формированием телесных характеристик человека, но и находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Гармония психофизических сил организма повышает здоровье, тем самым создавая условия для творческого самовыражения в различных сферах жизни. Активная и здоровая личность надолго сохраняет молодость и продолжает созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». На этом фоне в каждом виде физкультурной деятельности различным образом представлены духовные начала, связанные с интеллектуальными и социальнопсихологическими элементами, а также с широким спектром потребностей, способностей, интересов индивида» [1, с. 243].

Одним из важных элементом физкультуры является физкультурная деятельность, это не только развлечение и получение удовольствий, но и реализация и других видов жизнедеятельности. Этот вид деятельности связан, во-первых, с культивированием отношения к организации своей физиологии, развитием социальных взаимодействий и внутренней гармоничности личности. Социальный статус человека имеет не последнее место в формировании мотивационного звена для занятий физической культуры личностью. Таким образом, ученые находят более широкое понятие физической (телесной, соматической) культуры, «основным значением которой является процесс социализации, социокультурной модификации тела личности. Эта культура взаимосвязана с телесным бытием человечества, с его физическим состоянием. Но это физическое состояние, относится к физической культуре как ее специфическая часть в том отношении, в каких она получается включенной в жизнедеятельность социума, то есть является в своем социальном пределе ценностью культуры»[6, c. 159]. Физическая культура - интеграция двух начал в человеке: природы и социальной культуры, где второе главенствующее. Всякая культура формирует собственные идеалы красоты, ее функционирование и методы достижения. «Культура тела отличается от других культур взаимосвязывая социальные и физиологические начала личности в единую часть, являясь их гармонией и сферой ценностно-ориентированного решения часто возникающих разногласий между ними. Красота тела - это сфера взаимодействия природы и духа». Именно поэтому, тело, приближенное к идеалу физически развитого человека, вызывает у индивидов данного общества разнообразные мнения. Тут необходимым является сопряжение понятий «физическое развитие» и «физическое совершенство», так как следует учитывать физиологические закономерности, по которым развивается человек. Понятие «физическое развитие» подразумевает, что в любой момент времени система морфофункциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность организма. В это же время оно отражает не моментную характеристику состояния (развития), а его динамику. Физическое развитие охарактеризовано разнообразным аспектом свойств. Рассматривая телесное развитие более углубленно применяются основные физические показатели, такие как длина и масса тела, объем грудной клетки и т. д. На протяжении жизни человека происходит его физическое развития, формирующее морфофункциональные черты его организма и основанные на них физические качества и способности. Этому свойственны изменения трех показателей:

  1. Показатели тела (рост, вес, осанка, объемы различных частей тела, величина жировых отложений и др.), характеризующих строение личности.
  2.  Базовая потребность в работе и отличном состоянии здоровья.
  3.  Физические способности (сила, скорость, выносливость и др.)

Однако эти биологические показатели имеют место в культурной системе, что и означает «физическое совершенство». Удовлетворение разнообразных потребностей человека является основным значением процесса физического формирования личности. Любая физическая активность проявляется в таких многообразных формах занятий, упражнениями, которые совершенствуют физическое развитие человека, его качеств, спортивных навыком, а также удовлетворяет социальные и духовные. потребности личности, помогая самоутверждаться и продолжать совершенствовать себя. Здесь физическое совершенствование является социально-значимой деятельностью, которая способствует прогрессу навыков и возможностей личности, как физических, так и духовных.

В нашем современном обществе физкультура и спорт всегда имели высокую оценку. В период социально-демографического кризиса нашей страны проблема формирования ЗОЖ становится все более и более актуальной. Каждому гражданину страны следует использовать весь потенциал спорта и физкультуры на благо России, что поспособствует развитию морально и физически здоровой нации.

Систематическое занятие физической культурой-главный способ найти гармонию в себе. Учеными было доказано, что ежедневные занятия спортом, не прерывающие нормальный режим труда и отдыха, помогают не только улучшить здоровье, но и повысить эффективность учебной деятельности, что актуально для обучающейся молодежи и трудового населения страны.

 

Список литературы:

  1. Акчурин, Б.Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: док. филос. наук. Уфа, 2005. 315 с.
  2. Быховская, И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). М.: ФОН, 1997. 212 с.
  3. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций. М.: АCADEMIA, 1998. 432 с.
  4. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.
  5. Краснов, И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. №2. С.61 – 63.
  6. Щербина, В.А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. М.: Изд-во «МПА – ПРЕСС», 2007. 319 с.

sibac.info

Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 796.0

ББК Ч 51

Ж.Н. Власова

г. Чита

Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни

Статья посвящена рассмотрению одной из главных проблем на сегодняшний день — проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. Существующие научные знания о путях, формах, способах оздоровления человека разрозненно представлены в отдельных отраслях знания, в том числе в области физической культуры, и желаемого результата не дают. Автор подчеркивает значимость физической культуры в формировании здорового образа жизни. С помощью физической культуры, физической деятельности представляется возможность выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: образ жизни, здоровый образ жизни, физическая культура, физическое развитие, физкультурная деятельность.

Zh.N. Vlasova

Chita

Role of physical training in life healthy way formation

The article considers one of the main current problems - the problem of the health and of a person's healthy way of life. Existing scientific knowledge of the ways, forms, methods of the person's health improvement are presented in separate branches of knowledge, including physical culture, but the desirable result is not achieved. The author emphasizes the importance of physical training in the healthy way of life formation. Physical culture and physical activity allow to find out a way out of the situation.

Key words: a way of life, a healthy way of life, physical training, physical development, sports activity.

На рубеже столетий (XX и XXI вв.) произошло изменение общественного сознания россиян, обусловленное сменой ценностных ориентаций, привнесением новых культурных смыслов. Важную роль в этом процессе сыграли средства массовой информации, которые сконструировали определенные образы фи-

зического развития и внедрили их в массовое сознание. В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Современная культурная ситуация характеризуется повышенным интересом человечества к своему телу, красоте, здоровью, здоровому образу жизни и т.д. На данном этапе развития общество столкнулось с тем, что возникает конфликт между тем, что считается красивым и эстетичным и тем, что считается здоровым и полезным. Обострение данной проблемы обусловлено развитием технологий в области пластической хирургии, которая предоставила человеку возможность менять физический облик, что часто входит в противоречие с показаниями медиков и валеологов. Это непосредственно связано со здоровьем человека, а иногда речь идет о его жизни. Здесь необходимо учесть двуединую роль СМИ, так как их возможности, в зависимости от умелого управления, играют и отрицательную, и положительную роль. В контексте этой проблемы находится и проблема здорового образа жизни.

В современной литературе образ жизни соотносится с условиями жизни. При помощи понятия «образ жизни» рассматриваются различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни [9, с. 333].

Функциональной структурой понятия «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер умственной деятельности), физическая и медицинская активность. Следовательно, в проблеме здоровья медицинские предпосылки занимают не первое место; в них, прежде всего, выделяются социальные и личностные.

Так, кодекс здоровья, разрабатываемый учеными-валеологами, предполагает систему, в которую включены разные стороны человеческой повседневной жизнедеятельности: узнайте свой организм, живите в согласии с природой, проявляйте доброту и милосердие, постоянно создавайте в себе уверенность, что вы здоровы и желайте здоровья всем окружающим; дважды в день обливайтесь холодной водой; раз в неделю в течение не менее 36 часов (ночь, день, ночь) не принимайте пищу и воду, правильно питайтесь, достаточно нагружайте физически свой организм, еженедельно ходите в парную или баню, имейте достаточный секс, не употребляйте алкоголь и не курите, ограничь до минимума лекарства; при простудных

заболеваниях, сопровождающихся повышенной температурой, не прекращайте закаливающих процедур; трудитесь; уважайте своих детей; спите не менее 6 — 7 часов в сутки, найдите в себе веру; сохранение здоровья — это тоже труд, не вдавайтесь в крайности [7, с. 310, 322].

Следовательно, образ жизни как совокупность разных видов повседневной деятельности занимает одно из определяющих мест в современном обществе.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного социального, психического и физического благополучия, а не только отсутствия болезни или физического недостатка. Применительно к физическому здоровью — это потенциальные возможности организма, обусловленные генотипом и фенотипом; способность к мобилизации функциональных резервов; напряжению регуляторных механизмов в ответ на нагрузку.

Здоровый образ жизни рассматривается «как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, продукт коллективного творчества» [10, с. 7].

И.С. Краснов считает, что понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) определяется словом «здоровый», что, по его словам, «является производным от существительного "здоровье", таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего — это физическое, душевное и социальное благополучие» [5, с. 62]. Некоторые современные исследователи называют среди ведущих факторов, которые определяют состояние здоровья населения, три основные группы: генотип популяций, образ жизни и состояние окружающей среды [см.: 1].

Таким образом, здоровый образ жизни не очерчивается только границами человеческой анатомии и охватывает ряд других качеств человеческого тела.

Среди видов деятельности людей одно из важных мест занимает физическая культура. «Под физической (соматической) культурой понимается та область общей культуры, которая регулирует деятельность человека, связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных способностей человека, исходя из норм, ценностей и образов их функциональности, коммуникативности, экспрессивности и эстетичности» [9, с. 512]. Однако физическая культура как разрабатываемая учеными область общей культуры появляется на более поздних этапах общества. До Нового времени представления о человеке и его теле формируются стихийно и носят конвенциональный характер. Как говорит Г.В. Гачев: «Антропологические типы человеческих тел находятся в соот-

ветствии с природой, с национальным космосом (или развиваются в соответствие с ним, приходят в ходе исторического развития к гармонии с ним...). Тела земледельческих народов отличаются от тел кочевников — соответственно отличаются идеалы красоты человека. Крестьянин подобен дереву: дубу, ясеню, сосне. Идеал тела кочевника — гибкое, округлое, обнажённое, не большое, но пластичное» [3, с. 72]...

Разработка требования осуществляется с учетом исследований в области здорового образа жизни. Однако на них значительное влияние оказывают конвенционально (стихийно) сложившиеся представления большинства представителей конкретной культуры о своем теле. Хотя для современности характерна высокая степень институциализации представлений о физически развитом человеке, когда требования к здоровому образу жизни не только разрабатываются, но и активно внедряются в сознание людей через широкую систему институтов (комитеты по физической культуре и спорту, учреждения образования, спортклубы, средства массовой информации и т.д.) [4, с. 5]. Это позволяет рассматривать физическую культуру в широком смысле как сферу «человеческой культуры, которая включает в себя социально сформированные физические способности человека, проявляемые им в определенной деятельности, и всю ту социальную реальность, которая непосредственно обеспечивает их формирование, функционирование и развитие» [6, с. 39, 40].

В современной парадигме развития науки осуществляются попытки пересмотра понятия «физическая культура». Так, Б.Г. Акчурин предлагает соотносить его с понятием «медицинская культура» и заменить термином «телеснофизическая культура», поскольку «физическая культура, как культура тела, заключает в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности в своем телесно-духовном единстве. Поэтому деятельность по ее формированию приобретает большую общественно полезную значимость, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека. Физкультурная деятельность, на наш взгляд, не ограничивается лишь развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. На этом фоне в каждом виде физкультурной деятельности различным образом представлены духовные начала, связанные с интеллектуальными и социальнопсихологическими компонентами, а также с широким спектром потребностей, способностей, интересов индивида» [1, с. 243].

Важным компонентом физической культуры является физкультурная деятельность, это не только забава, развлечение и получение удовольствий», но и «осуществление и других видов деятельности. Данный вид деятельности связан, прежде всего, с культивированием отношения к своей телесной организации, развитием социальных отношений и внутренней психической целостности человека. Во многом современный человек занимается физической культурой при наличии сформированного потребностно-мотивационного звена, где не последнюю роль играет социальный статус личности.

Таким образом, исследователи выходят на расширенное понимание физической (телесной, соматической) культуры, «основным содержанием которой является процесс социализации, социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, с их физическим состоянием. Но это телесное бытие, физическое состояние, включается в физическую культуру как ее специфический элемент в той мере и в том отношении, в каких оно оказывается вплетенным в социальную жизнедеятельность, т.е. становится в своем социальном пределе культурной ценностью» [2, с. 209].

Физическая культура является интегративным полем двух начал в человеческой природе: природного и социокультурного, где социокультурное является доминирующим. Каждая культура создает свои идеалы красоты, правила и условия ее функционирования, а также способы ее достижения. «Телесная культура, в отличие от других сфер культуры, соединяет социальное и биологическое начала в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними. Социальный горизонт телесности находится, таким образом, в точке пересечения телесного и духовного начал. Телесная красота есть область соприкосновения реального и идеального, материи и света, природы и духа» [1, с. 246].

По этой причине тело, приближающееся к идеальному образу физически развитого человека, может вызывать у представителя данной культуры различные эмоции. Здесь возникает необходимость сопряжения понятий «физическое развитие» и «физическое совершенство», поскольку необходимо учитывать биологические закономерности развития человека в контексте их культурного оформления. Под понятием «физическое развитие» понимается в каждый момент времени комплекс морфо-

функциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) организма. Одновременно физическое развитие отражает не моментальную характеристику состояния (развития), а динамику процесса. Физическое развитие характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков. При изучении физического развития наиболее часто используют основные сомато-метрические показатели — длину тела, массу тела, окружность грудной клетки и т. д.

Физическое развитие человека по своему содержанию есть сложный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Оно характеризуется изменениями трёх групп показателей:

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Потребность в здоровье и высокой работоспособности, которая является базовой.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.) [ 8, с. 8].

Однако данные биологические характеристики находят свое воплощение в культурной системе, каковым и является понятие «физическое совершенство». Суть процесса физического совершенствования заключается в удовлетворении многообразных потребностей личности. Физкультурно-спортивная активность человека, проявляющаяся в различных формах занятий физическими упражнениями позволяет реализовывать не только потребность в совершенствовании биологического способа жизнедеятельности организма через физическое развитие, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, но также содействует удовлетворению социально значимых потребностей личности, таких как: стремление к развитию, познанию, общению, соревнованию, положительным эмоциям; достижению конкретно поставленных целей; проявлению «собственного Я», самоутверждению; развитию волевых, нравственных и эстетических черт личности. В этой связи физическое совершенствование выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию не только физических, но и духовных способностей личности.

Библиографический список

1. Акчурин, Б.Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: дисс. на соиск. учен. степени док. филос. наук. Уфа, 2005. 315 с.

2. Быховская, И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). М.: ФОН, 1997. 212 с.

3. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций. М.: АCADEMIA, 1998. 432 с.

4. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.

5. Краснов, И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. №2. С.61 - 63.

6. Столяров, В.И. К вопросу о теории физической культуры // Теория и практика физиче-

ской культуры. 1985. № 2. С.39 — 40.

7. Тель, Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении // Л.З. Тель: в 3 т. Т.1. М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2001. 432 с.

8. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2 -е изд., исп. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 490 с.

9. Человек и общество (Культурология) Словарь-справочник. Ростов/Д: Изд-во «Феникс», 1996. 554 с.

10. Щербина, В.А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. М.: Изд-во «МПА — ПРЕСС», 2007. 319 с.

cyberleninka.ru

"Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни"

Выдержка из работы

КУЛЬТУРОЛОГИЯУДК 796. 0ББК Ч 51Ж.Н. Власоваг. ЧитаРоль физической культуры в формировании здорового образа жизниСтатья посвящена рассмотрению одной из главных проблем на сегодняшний день — проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. Существующие научные знания о путях, формах, способах оздоровления человека разрозненно представлены в отдельных отраслях знания, в том числе в области физической культуры, и желаемого результата не дают. Автор подчеркивает значимость физической культуры в формировании здорового образа жизни. С помощью физической культуры, физической деятельности представляется возможность выхода из сложившейся ситуации.Ключевые слова: образ жизни, здоровый образ жизни, физическая культура, физическое развитие, физкультурная деятельность.Zh.N. VlasovaChitaRole of physical training in life healthy way formationThe article considers one of the main current problems — the problem of the health and of a person'-s healthy way of life. Existing scientific knowledge of the ways, forms, methods of the person'-s health improvement are presented in separate branches of knowledge, including physical culture, but the desirable result is not achieved. The author emphasizes the importance of physical training in the healthy way of life formation. Physical culture and physical activity allow to find out a way out of the situation.Key words: a way of life, a healthy way of life, physical training, physical development, sports activity.На рубеже столетий (XX и XXI вв.) произошло изменение общественного сознания россиян, обусловленное сменой ценностных ориентаций, привнесением новых культурных смыслов. Важную роль в этом процессе сыграли средства массовой информации, которые сконструировали определенные образы фи-зического развития и внедрили их в массовое сознание. В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Современная культурная ситуация характеризуется повышенным интересом человечества к своему телу, красоте, здоровью, здоровому образу жизни и т. д. На данном этапе развития общество столкнулось с тем, что возникает конфликт между тем, что считается красивым и эстетичным и тем, что считается здоровым и полезным. Обострение данной проблемы обусловлено развитием технологий в области пластической хирургии, которая предоставила человеку возможность менять физический облик, что часто входит в противоречие с показаниями медиков и валеологов. Это непосредственно связано со здоровьем человека, а иногда речь идет о его жизни. Здесь необходимо учесть двуединую роль СМИ, так как их возможности, в зависимости от умелого управления, играют и отрицательную, и положительную роль. В контексте этой проблемы находится и проблема здорового образа жизни.В современной литературе образ жизни соотносится с условиями жизни. При помощи понятия «образ жизни» рассматриваются различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни [9, с. 333].Функциональной структурой понятия «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер умственной деятельности), физическая и медицинская активность. Следовательно, в проблеме здоровья медицинские предпосылки занимают не первое место- в них, прежде всего, выделяются социальные и личностные.Так, кодекс здоровья, разрабатываемый учеными-валеологами, предполагает систему, в которую включены разные стороны человеческой повседневной жизнедеятельности: узнайте свой организм, живите в согласии с природой, проявляйте доброту и милосердие, постоянно создавайте в себе уверенность, что вы здоровы и желайте здоровья всем окружающим- дважды в день обливайтесь холодной водой- раз в неделю в течение не менее 36 часов (ночь, день, ночь) не принимайте пищу и воду, правильно питайтесь, достаточно нагружайте физически свой организм, еженедельно ходите в парную или баню, имейте достаточный секс, не употребляйте алкоголь и не курите, ограничь до минимума лекарства- при простудныхзаболеваниях, сопровождающихся повышенной температурой, не прекращайте закаливающих процедур- трудитесь- уважайте своих детей- спите не менее 6 — 7 часов в сутки, найдите в себе веру- сохранение здоровья — это тоже труд, не вдавайтесь в крайности [7, с. 310, 322].Следовательно, образ жизни как совокупность разных видов повседневной деятельности занимает одно из определяющих мест в современном обществе.Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного социального, психического и физического благополучия, а не только отсутствия болезни или физического недостатка. Применительно к физическому здоровью — это потенциальные возможности организма, обусловленные генотипом и фенотипом- способность к мобилизации функциональных резервов- напряжению регуляторных механизмов в ответ на нагрузку.Здоровый образ жизни рассматривается «как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, продукт коллективного творчества» [10, с. 7].И. С. Краснов считает, что понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) определяется словом «здоровый», что, по его словам, «является производным от существительного & quot-здоровье&quot-, таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего — это физическое, душевное и социальное благополучие» [5, с. 62]. Некоторые современные исследователи называют среди ведущих факторов, которые определяют состояние здоровья населения, три основные группы: генотип популяций, образ жизни и состояние окружающей среды [см.: 1].Таким образом, здоровый образ жизни не очерчивается только границами человеческой анатомии и охватывает ряд других качеств человеческого тела.Среди видов деятельности людей одно из важных мест занимает физическая культура. «Под физической (соматической) культурой понимается та область общей культуры, которая регулирует деятельность человека, связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных способностей человека, исходя из норм, ценностей и образов их функциональности, коммуникативности, экспрессивности и эстетичности» [9, с. 512]. Однако физическая культура как разрабатываемая учеными область общей культуры появляется на более поздних этапах общества. До Нового времени представления о человеке и его теле формируются стихийно и носят конвенциональный характер. Как говорит Г. В. Гачев: «Антропологические типы человеческих тел находятся в соот-ветствии с природой, с национальным космосом (или развиваются в соответствие с ним, приходят в ходе исторического развития к гармонии с ним…). Тела земледельческих народов отличаются от тел кочевников — соответственно отличаются идеалы красоты человека. Крестьянин подобен дереву: дубу, ясеню, сосне. Идеал тела кочевника — гибкое, округлое, обнажённое, не большое, но пластичное» [3, с. 72]…Разработка требования осуществляется с учетом исследований в области здорового образа жизни. Однако на них значительное влияние оказывают конвенционально (стихийно) сложившиеся представления большинства представителей конкретной культуры о своем теле. Хотя для современности характерна высокая степень институциализации представлений о физически развитом человеке, когда требования к здоровому образу жизни не только разрабатываются, но и активно внедряются в сознание людей через широкую систему институтов (комитеты по физической культуре и спорту, учреждения образования, спортклубы, средства массовой информации и т. д.) [4, с. 5]. Это позволяет рассматривать физическую культуру в широком смысле как сферу «человеческой культуры, которая включает в себя социально сформированные физические способности человека, проявляемые им в определенной деятельности, и всю ту социальную реальность, которая непосредственно обеспечивает их формирование, функционирование и развитие» [6, с. 39, 40].В современной парадигме развития науки осуществляются попытки пересмотра понятия «физическая культура». Так, Б. Г. Акчурин предлагает соотносить его с понятием «медицинская культура» и заменить термином «телеснофизическая культура», поскольку «физическая культура, как культура тела, заключает в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности в своем телесно-духовном единстве. Поэтому деятельность по ее формированию приобретает большую общественно полезную значимость, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека. Физкультурная деятельность, на наш взгляд, не ограничивается лишь развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. На этом фоне в каждом виде физкультурной деятельности различным образом представлены духовные начала, связанные с интеллектуальными и социальнопсихологическими компонентами, а также с широким спектром потребностей, способностей, интересов индивида» [1, с. 243].Важным компонентом физической культуры является физкультурная деятельность, это не только забава, развлечение и получение удовольствий", но и «осуществление и других видов деятельности. Данный вид деятельности связан, прежде всего, с культивированием отношения к своей телесной организации, развитием социальных отношений и внутренней психической целостности человека. Во многом современный человек занимается физической культурой при наличии сформированного потребностно-мотивационного звена, где не последнюю роль играет социальный статус личности.Таким образом, исследователи выходят на расширенное понимание физической (телесной, соматической) культуры, «основным содержанием которой является процесс социализации, социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, с их физическим состоянием. Но это телесное бытие, физическое состояние, включается в физическую культуру как ее специфический элемент в той мере и в том отношении, в каких оно оказывается вплетенным в социальную жизнедеятельность, т. е. становится в своем социальном пределе культурной ценностью» [2, с. 209].Физическая культура является интегративным полем двух начал в человеческой природе: природного и социокультурного, где социокультурное является доминирующим. Каждая культура создает свои идеалы красоты, правила и условия ее функционирования, а также способы ее достижения. «Телесная культура, в отличие от других сфер культуры, соединяет социальное и биологическое начала в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними. Социальный горизонт телесности находится, таким образом, в точке пересечения телесного и духовного начал. Телесная красота есть область соприкосновения реального и идеального, материи и света, природы и духа» [1, с. 246].По этой причине тело, приближающееся к идеальному образу физически развитого человека, может вызывать у представителя данной культуры различные эмоции. Здесь возникает необходимость сопряжения понятий «физическое развитие» и «физическое совершенство», поскольку необходимо учитывать биологические закономерности развития человека в контексте их культурного оформления. Под понятием «физическое развитие» понимается в каждый момент времени комплекс морфо-функциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) организма. Одновременно физическое развитие отражает не моментальную характеристику состояния (развития), а динамику процесса. Физическое развитие характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков. При изучении физического развития наиболее часто используют основные сомато-метрические показатели — длину тела, массу тела, окружность грудной клетки и т. д.Физическое развитие человека по своему содержанию есть сложный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Оно характеризуется изменениями трёх групп показателей:1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.2. Потребность в здоровье и высокой работоспособности, которая является базовой.3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.) [ 8, с. 8].Однако данные биологические характеристики находят свое воплощение в культурной системе, каковым и является понятие «физическое совершенство». Суть процесса физического совершенствования заключается в удовлетворении многообразных потребностей личности. Физкультурно-спортивная активность человека, проявляющаяся в различных формах занятий физическими упражнениями позволяет реализовывать не только потребность в совершенствовании биологического способа жизнедеятельности организма через физическое развитие, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, но также содействует удовлетворению социально значимых потребностей личности, таких как: стремление к развитию, познанию, общению, соревнованию, положительным эмоциям- достижению конкретно поставленных целей- проявлению «собственного Я», самоутверждению- развитию волевых, нравственных и эстетических черт личности. В этой связи физическое совершенствование выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию не только физических, но и духовных способностей личности.Библиографический список1. Акчурин, Б. Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: дисс. на соиск. учен. степени док. филос. наук. Уфа, 2005. 315 с.2. Быховская, И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). М.: ФОН, 1997. 212 с.3. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций. М.: АCADEMIA, 1998. 432 с.4. Евсеев, Ю. И. Физическая культура. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.5. Краснов, И. С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 2. С. 61 — 63.6. Столяров, В.И. К вопросу о теории физической культуры // Теория и практика физиче-ской культуры. 1985. № 2. С. 39 — 40.7. Тель, Л. З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении // Л. З. Тель: в 3 т. Т.1. М.: ООО «Издательство АСТ" — «Астрель», 2001. 432 с.8. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2 -е изд., исп. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 490 с.9. Человек и общество (Культурология) Словарь-справочник. Ростов/Д: Изд-во «Феникс», 1996. 554 с.10. Щербина, В. А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. М.: Изд-во «МПА — ПРЕСС», 2007. 319 с.

Показать Свернуть

mgutunn.ru

Доклад - Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента

Содержание:

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. …………………………………………………………………………..1

1. Общие предварительные сведения о здоровом образе жизни. ……………2

1.1. Исторический экскурс. …………………………………………………..….2

1.2. Определение и основные черты здорового образа жизни. ………………3

1.3. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни. ………3

1.4. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека. ……………………………………………………………….………….3

2. Структурные группы здорового образа жизни. …………………………….4

2.1. Созидательно-преобразующая группа. …………………………………….4

2.2. Восстановительно-оздоровительная группа. ………………………………4

2.3. Развивающе-поддерживающая группа. ……………………………………4

3. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента. ………………….5

3.1. Учебное время. ……………………………………………………………….5

3.2. Внеучебное (занятое) время. ………………………………………………..5

3.3. Свободное время. ……………………………………………………………6

4. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. ……………………………………………..6

Заключение. ………………………………………………………………………6

Литература. ………………………………………………………………………7

1. Общие предварительные сведения о здоровом образе жизни.

1 .1. Исторический экскурс.

Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие ЗОЖ порождено событиями последних десятилетий. Действительно, о ЗОЖ в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно-таки настойчиво в последние 10-15 лет. Но это вовсе не означает, что ЗОЖ – явление сугубо современное. История убедительно свидетельствует о том, что истоки ЗОЖ лежат во временах седого и чрезвычайно далекого прошлого.

Общеизвестно, что биологическая жизнь на Земле существует более 3 млрд лет, что в основе существования биологических (растительных и животных) организмов был и остается их приспособительный образ жизни к окружающей действительности. В течение последних 3 млн лет на Земле начался процесс формирования человеческого сообщества. Человеческая цивилизация — качественно новая эпоха развития жизни на Земле. И суть всех этих качественных перемен состоит в том, что с первых шагов своей жизни человечество вело созидательно-преобразующий образ жизни (ОЖ).

Человечество так же приспосабливалось и продолжает приспосабливаться к тем или иным факторам и капризам окружающей действительности. Но эти приспособительные действия никогда не были основным, главным смыслом жизни человека. С первых шагов своей жизни человечество совершенствовалось и продолжает совершенствоваться в трудовой деятельности, в созидании и сотворении материальных и культурных ценностей. В этом был и остается основной смысл человеческой цивилизации, человеческого бытия.

Зарождение ЗОЖ напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, его способностями далеко и метко бросать камни, копья, дротики и т.д.; когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей (5). Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.

Практически во все времена, во всех государственных образованиях эти проблемы в той или иной мере решались. В спартанской, афинской и римской (рабовладельческих) системах обучения и воспитания всем этим вопросам (в особенности военного и физического воспитания) уделялось повышенное внимание (4). Примечательно, что великий древнегреческий врач и прогрессивный мыслитель Гиппократ (5-4 вв. до н.э.) в своих трудах неоднократно подчеркивал огромную значимость ЗОЖ в укреплении здоровья эллинов.

В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.И. Ленина, А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование. В СССР (1978) по данным ЮНЕСКО была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения нашей страны.

1.2. Определение и основные черты здорового образа жизни

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек

— умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

— владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

— постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

— самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.

Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией — важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ студента.

ЗОЖ – отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

1.3. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни

ЗОЖ – категория социальная. И тогда, когда мы говорим о ЗОЖ, то конечно же подразумеваем, что речь идет о жизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). И вместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество (человек) является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, что законы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир.

Все биологические системы человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основе биологических законов и закономерностей. Но так как человек – существо социальное, а социальная деятельность человека является определяющей в его жизни, то все биологические системы человека были перенацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни (созидал, творил, строил, преобразовывал, совершенствовал и т.д.), чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился и трудился, строил и созидал, творил и облагораживал, оберегал и защищал.

Биологическая энергетика, проходя через человеческое существо, через центральную нервную систему, через сознание и рукотворную деятельность, преобразуется в социальные творения. Биологическое преобразуется человеком в социальное. Биологическая энергия – основной источник сотворения всей человеческой материальной и духовной культуры.

1.4. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека

Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ОЖ, на 20% — экологическими; на 20% — биологическими (наследственными) факторами и на 10% — медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь (6).

2. Структурные группы здорового образа жизни

В ЗОЖ выделяют три структурные группы.

2 .1. Созидательно-преобразующая группа

К этой структурной группе относят все те виды жизнедеятельности, в процессе которых человеком производятся материальные, культурные и духовные ценности, поддерживается мир и стабильность в обществе, воспитывается подрастающее поколение, оказывается медицинская помощь и т.д. Молодое поколение (и в частности, студенты) осваивают научные знания и достижения предшествующих поколений.

В процессе созидательно-преобразующей деятельности человек, как правило, расходует запасы своих сил и энергии, качеств и способностей, умений и навыков. Крайне важно, чтобы эта деятельность была высокопроизводительной, эффективной и малозатратной, чтобы она осуществлялась на основе последних, наиболее совершенных научно-практических достижений, на основе норм и правил НОТ.

2.2. Восстановительно-оздоровительная группа

К этой структурной группе относятся все те виды человеческой жизнедеятельности, которые нацелены на восстановление и оздоровление человеческого организма в послепроизводственный (послеучебный) период. Характер и направленность восстановления и оздоровления, в конечном счете, предопределяется содержанием и особенностями трудовой (производственной, учебной, профессиональной) деятельности.

Крайне важно, чтобы в обществе сложилась научно-обоснованная система мер, направленная на восстановление и оздоровление человека, чтобы в ней нашли свое место полноценное (но без излишеств) питание, нормальный сон, активный отдых, соблюдение норм личной и общественной гигиены, чтобы организм получал ежедневную норму физических движений и т.д. Бедность и безработица, трудовая занятость на 2-3 работах и низкая оплата труда, недооценка восстановительно-оздоровительной деятельности, пассивный отдых, алкоголизм, табакокурение и т.д. привели к резкому росту смертности россиян, снижению рождаемости, детской беспризорности и другим негативным последствиям нашей жизни.

2 .3. Развивающе-поддерживающая группа

К этой структурной группе ЗОЖ относятся все виды человеческой жизнедеятельности, которые направлены на развитие и совершенствование физических сил, качеств, способностей, здоровья человека.

Двигательная деятельность, физические упражнения и спорт были и остаются единственным средством развития и укрепления человеческих сил и энергии, его физических качеств и способностей. Крайне важно, чтобы каждый человек научился сам осознанно, без какого-либо принуждения пользоваться этими абсолютно доступными для всех нас средствами (7; 8).

3. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента

Каждый человек в течение всей своей жизни должен находиться в сфере норм и правил ЗОЖ. Совершенно ясно, что эти нормы и правила у каждого человека в зависимости от возраста будут видоизменяться, что в дотрудоспособном (до 15 лет), трудоспособном (16-59) и послетрудоспособном (после 60 лет) периодах они будут заметно отличаться друг от друга. Известно, что каждый из отмеченных периодов подразделяется в свою очередь на отдельные подпериоды (этапы) и т.д.

В данной лекции мы концентрируем внимание на суточном режиме дня студента.

3 .1. Учебное время

Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные и полевые практики, зачетные и экзаменационные сессии – основное время становлении я личности будущего специалиста высшей квалификации. Все виды учебной работы рассчитаны из 54-часовой учебной недельной нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от студентов не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большой сосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья, чрезвычайной нацеленности и прямого использования всех своих резервов и наработок, навыков и умений в области ЗОЖ на решение всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации.

Мы настоятельно рекомендуем студентам

— являться на учебные занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физзарядка поможет вам являться на учебу в хорошей физической форме;

— быть активными на учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки») – враг ваших успехов;

— умело и активно использовать перерывы между занятиями. Помните: движения являются лучшим источником восстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие – тайные и явные враги вашего профессионального роста.

3 .2. Внеучебное (занятое) время

Основная направленность ЗОЖ в занятое (несвободное) время нацелена на восстановление и оздоровление студента после учебы. Сон, питание, личная гигиена, ведение (или участие в нем) домашнего и личного подсобного хозяйства, воспитание детей (младших братьев и сестер), уход за лицами преклонного возраста, время и энергия затрачиваемые на дорогу в вуз и обратно, разного рода временные работы в целях пополнения бюджета и т.д. – вот основные составляющие внеучебного (занятого) времени.

Во внеучебное время жизнедеятельность студента чрезвычайно многообразна. В это время совершенно отчетливо видно проявление и восстановительно-оздоровительной, и созидательно-преобразующей и развивающе-поддерживающей структурных групп ЗОЖ.

Занятое время студентов не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатые сроки, чтобы студент выкраивал для себя несколько часов свободного времени.

3.3. Свободное время

Свободное время – это пора активной творческой деятельности, самообразования, культурного потребления, активной физкультурно-спортивной подзарядки своего организма, товарищеских встреч и общения, активного отдыха и т.д.

Свободное время – время самосозидания, самосотворения, самосовершенствования. Именно по тому, как человек пользуется свободным временем, можно судить о его ЗОЖ.

В последнее время резко меняется характер труда. Доля физического труда уменьшается, а умственного – возрастает. Работники умственного труда (это касается и студентов) во время своей трудовой деятельности, как правило, не получают необходимой двигательной, физической нагрузки. Но без должной физической нагрузки человек в обязательном порядке столкнется с проблемами гипокинезии, гиподинамии, адинамии и т.д. Все это означает, что объективные (в основном производственные) обстоятельства будут и далее принуждать современного человека (и студентов в том числе) больше, чаще и основательнее обращаться к физической культуре и спорту, овладевать нормами и правилами ЗОЖ (7; 8).

4. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента.

Ранее мы уже отмечали, что Госсовет РФ в 2002 году акцентировал внимание на необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди всех социальных групп российского общества, в том числе и среди студентов.

Нам представляется, что решение этой проблемы в вузах РФ должно осуществляться по следующим трем направлениям:

— по линии более обоснованного, более уточненного, более целенаправленного ведения всего учебного процесса по физической культуре среди студенчества. мы полностью разделяем утверждение Госсовета РФ о необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании ЗОЖ россиян (в том числе и студенчества). Следовательно, каждое учебное занятие по физической культуру и спорту должно быть в конечном счете направлено на формирование и закрепление студентом норм и правил ЗОЖ;

— по линии самого широкого развертывания массового студенческого самодеятельного физкультурно-спортивного движения;

— по линии более широкого участия студентов в Универсиадах, спартакиадах, Олимпиадах и т.д. Мы абсолютно убеждены в том, что спорт высших достижений и ЗОЖ не только просто совместимы, но и неотделимы друг от друга.

Заключение

Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверхактуальными.

Нам необходимо весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта «в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации» (3, с.4).

Литература

1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 года.

2. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М., 1999.

3. Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». – М., 2002.

4. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. СПб,, 1912.

5. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М., 1970.

6. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. – М., 1993.

7. Краснов И.С. Формирование здорового образа жизни – важное направление подготовки специалистов высшей квалификации / Вопросы физического воспитания студентов. XXVII, 2003, Изд-во СПбГУ.

8. Краснов И.С. Пути формирования здорового образа жизни студентов / Вопросы физического воспитания студентов. XXVIII, 2003, Изд-во СПбГУ.

www.ronl.ru

Роль физической культуры в формировании ЗОЖа

Содержание

  • Введение…………………………………………………………1стр
  • Факторы здорового образа жизни…...........................................2стр
  • Роль физической культуры в формировании ЗОЖа…….….…4стр
  • Заключение………………………………………………………7стр
  • Список литературы……………………………………………...8стр Введение  Мир подходит к третьему тысячелетию, имея в запасе как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от неизвестных и известных заболеваний, научные открытия атома — как смертоносного орудия и т.д.).  Достигнув колоссальных успехов в технике и науке благодаря «взрыву» научно-технического прогресса, человечество сравнилось по своим возможностям с природой, окружающей его средой, а возможности его (человечества) неограниченны и созидательные способности будущих открытий никем не спрогнозированы.  Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Отметим, что здоровый образ жизни для каждого индивидуален. В своей жизнедеятельности человеку нужно руководствоваться в духовном плане всеобщими законами вселенной. В социальном - особенными законами общества, в биологическом - индивидуальными законами своего организма.  Оказывается, если бы каждый из нас придерживался здорового образа жизни, мы жили бы не менее ста лет. Только вот как мы живем? Кто-то из нас полжизни проводит на диване или в кресле, кто-то объедается до отвала (а это прямой путь к сахарному диабету, атеросклерозу и так далее), кто-то работает до изнеможения, даже во сне просчитывая выгодность сделки. А еще на все это накладывается любовь к никотину и спиртному. Ну, вот и получается, что о каком здоровом образе жизни можно говорить. На самом же деле здоровый образ жизни – это совсем не сложно.

Факторы, составляющие здоровый образ жизни.

В понятие здорового  образа жизни входит достаточная  физическая активность, сбалансированное меню, соблюдение правил гигиены, отказ от излишеств любого рода и естественно, закаливающие процедуры.

Одним из важнейших  факторов, составляющих понятие здорового  образа жизни, является плодотворная работа. Без труда невозможно само существование человека. Именно посредством труда человек обменивается энергией и информацией с окружающей средой. Благодаря работе человек чувствует себя ценным и полноценным членом общества. Работа должна быть любимой. На такой работе человек чувствует себя замечательно, отдача у него полная. А значит, он реализует все свои потенциалы. Для гармоничного развития в человеке все должно быть сбалансировано: и физическое развитие, и интеллектуальный потенциал. Среди долгожителей совсем нет людей, которые бы не работали. Как правило, это сельские жители, для которых труд – это просто жизнь. Обязательно следует правильно организовать свое рабочее место.

Если Вы решили составить график своего дня, то очень  четко распределите время для  отдыха и время для работы. Они должно обязательно чередоваться. Занятия физической культурой положительно влияют не только на состоянии Вашего здоровья, но и на состоянии Вашей психики и нервной системы. Если же Ваша работа связана с физическим трудом, тогда отдыхать нужно пассивно. То есть в жизни все должно быть уравновешено.

Невозможен здоровый образ жизни без хорошего сна. Сон регулирует работу нервной системы. Во время сна мы отдыхаем. Для того чтобы не знать слова бессонница, весь вечерний распорядок должен готовить Вас к отходу ко сну. В хорошо проветриваемом помещении спится лучше.

Люди, не уделяющие  внимания своему физическому состоянию, часто болеют. Рано стареют. Организм у такого человека зашлакован, внутренние органы его жесткие, они плохо омываются кровью, сосуды стали похожи на пластиковые трубки.  Занятия физкультурой не только укрепят Ваш организм сегодня, но и помогут Вам достойно встретить старость, не одряхлеть до поры до времени.

Чрезвычайно важно  нормализовать свой рацион. Представляете  себе, что за семьдесят лет жизни среднестатистический человек уничтожает восемь тонн (!) булочек и хлеба. Двенадцать тонн картошки и семь тонн рыбы и мяса! А всего за жизнь человек сидит за трапезой до шести лет! Представляете, сколько всего интересного успело произойти за это время в мире. И наедаем мы далеко не здоровье. В основной своей массе мы едим всякую гадость. Такая еда может только навредить. Она не несет чистой жизненной энергии. Кроме этого, обработанные промышленным способом продукты включают в себя вредные добавки.

Среди обязательных составляющих здорового образа жизни  и отказ от курения и распития спиртных напитков. Миллионы людей умирают от сердечнососудистых заболеваний, вызванных курением. Миллионы молодых людей умирают от наркотиков. А сколькие мучаются от онкологических заболеваний, спровоцированных курением! Ни о каком здоровом образе жизни и речь идти не может, если Вы хотите оставить за собой эти вредные привычки.

Закаливание организма  поможет Вам предотвратить различные  заболевания, сохранить молодость, еще много лет трудиться и получать удовольствие от жизни. Если Вы будете закаливаться, то Вам гарантировано избавление от сезонных насморков и простудных явлений. Закаливание положительно влияет не только на работу тела, но и на работу нервной системы, на железы внутренней секреции. Вы с удивлением заметите, что не просто стали меньше болеть, а стали болеть в два, а то и четыре раза реже.

Запомните, что  Вы получили от природы ценный дар  – свое здоровье. Ваша задача использовать все доступные методы для его  сохранения и приумножения. Отнеситесь очень серьезно к этой задаче. Закаливание улучшает кровоток во внутренних органах, активизирует внутриклеточные процессы.

Кстати, если Ваш  рацион далек от нормы, Вы можете подобрать  для себя биологически активные добавки (БАД), которые сбалансируют рацион и сделают его полезным и питательным.             

Роль  физической культуры в формировании ЗОЖа.

Существует необходимый  и достаточный уровень физической активности человека, характеризуемый общими показателями рационального содержания, структуры и использования активного двигательного режима. Этот уровень определяется анаболическим восстановлением после активной трудовой деятельности, при котором происходит увеличение и накопление пластических и энергетических ресурсов организма, повышающих его потенциал и работоспособность.

Регулярная физическая тренировка, повышенный двигательный режим у людей разного возраста способствуют повышению функциональных возможностей организма, Улучшению здоровья (Н.Д. Граевская, Р.Д. Дибнер, В.П. Казначеев, Р.С. Карпов, А.В. Коробков, И.В. Муравов, Л .Н. Нифонтова. В.С. Фомин и др.). Особенно это проявляется у лиц, профессиональная деятельность которых имеет малоподвижный характер, не требует физических напряжений, а также у немолодых людей.

Рациональная  форма двигательной активности —  такая двигательная активность, которая обеспечивает необходимые и достаточные показатели физического развития и физической подготовленности, физической готовности к выполнению основных социальных функций, высокую профессионально-трудовую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе и циклах труда, устойчивость внутренней среды организма, прочное здоровье и низкую заболеваемость в стандартных и меняющихся условиях труда и быта. Важным компонентом рациональной двигательной деятельности является физкультурно- спортивная двигательная деятельность человека, которая характеризуется ее объемом — количеством времени, затраченного на занятия физической культурой и спортом за определенный календарный цикл — сутки, неделю, месяц, год; интенсивностью занятий, измеряемой показателями физической нагрузки на организм, потреблением кислорода на килограмм веса человека; распределением физкультурно-оздоровительных занятий в календарном цикле; содержанием средств, используемых в занятиях, и способом их применения. Рациональный, удовлетворяющий биологические потребности организма двигательный режим повышает устойчивость организма к воздействиям внешней среды, в том числе различных неблагоприятных и критических факторов, способствует повышению общей и специфической работоспособности (М.И. Виноградов, Н.В. Зимкин, З.М. Золима, А.В. Коробков, С.Л. Косило», В.В. Михайлов, И.В. Муранон, К.Л. Хайрова и др.).

По мнению философа И.М.Быховской, ФК может стать элементом  образа жизни людей, стать неотъемлемой частью культуры лишь тогда, когда человеческое тело осознается обществом, группой, индивидом как некоторая ценность или самоценность, как объект социально и индивидуально значимого характера (1993). А известный теоретик физической культуры Г.С.Туманян полагает, что формирование ФК и прочных навыков здорового образа жизни человека предопределяется решением комплекса пяти групп задач:

1) Формирование  духовной сферы личности.

2) Укрепление  здоровья, усвоение правил и норм  ЗОЖ, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза.

3) Физическое (точнее  физкультурное) образование учащихся, включающее формирование специальных знаний в области ФК; совершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры.

4) Совершенствование  тех функциональных свойств или  кондиционных возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности.

5) Физическое  развитие, формирование основных  тотальных размеров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия и т.п. (1993).

Он же сетует, что в государственных учебных  программах по ФК для учащейся молодежи все замыкается на уровне физической подготовки. Отсутствует указание на необходимость формирования ЗОЖ, т. с. умение правильно питаться, соблюдать режим дня, применять гигиенические и закаливающие процедуры, избирать для конкретного случая правильный комплекс упражнений, определять рациональную последовательность и дозировку их выполнения и многие другие компоненты ФК.

Обобщая сказанное  в предыдущих главах, следует заключить, что ФК способствует достижению и  сохранению крепкого здоровья, высокой  и устойчивой общей и специальной работоспособности, надежной резистентности и лабильной адаптации к меняющимся и сложным условиям внешней среды обитания.ФК помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовом деятельности, обеспечивают необходимую и достаточную двигательную активность, а также активный отдых, то есть рациональным двигательный режим (РДР).

Занятия ФК обеспечивают формирование, развитие и закрепление  жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения.

В реальном осуществлении  ЗОЖ возрастающую роль играет организующая и регламентирующая деятельность общества, в частности необходимая стандартизация уклада быта и включение в него активных занятий ФК. Прогрессивная стандартизация бытового уклада — рациональное добровольное и сознательное ограничение бытовой деятельности и наполнение ее наиболее полезными и общественно ценными занятиями с целью наилучшей реализации творческого потенциала людей для их всестороннего развития и совершенствования, всемерного развития способностей человека и на этой основе достижения наивысшей эффективности полезного труда. Стандартизация бытового уклада предусматривает необходимость рационализации; упорядочения двигательного и гигиенического режима средствами ФК, исключения бесцельного время провождения, обязательного включения активных занятий ФК в структуру бюджета времени.

Здоровый образ  жизни (ЗОЖ) как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физической культуре личности (В.Г. Агеевец, В.А. Астахов, Г.П. Богданов, И.М. Быховская, Н.Г. Валентинова, Н.Н. Визитей, Г.В. Дивина, А.Г. Кирищук, О.А. Мильштейн, В.П. Моченое, Б.И. Новиков и др., 1990). Характеризуя социокультурный аспект проблемы ЗОЖ, Н.Н. Визитей и В.П. Моченов справедливо отмечали, что проблема физической культуры как культуры телесного бытия человека не может быть сведена к какому-либо одному эмпирическому модусу своего проявления, хотя в настоящее время как в массовом, так и в теоретическом сознании преобладает узкое понимание физической культуры лишь как двигательной активности человека. В роли синтетического собирательного понятия, способного разрешить трудности анализа эмпирического материала, помогающего осмыслить современные явления практики физкультурно-спортивного движения все чаще применяется понятие «здоровый образ жизни». О.А. Мильштейн указывал, что ЗОЖ выступает важнейшей характеристикой образа жизни личности и общества, отражает объективную потребность современного общественного развития. Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни вообще и здорового образа в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15—20 лет во многих странах «спортом для всех». ЗОЖ, по мнению В.Н. Мошкова (1990), — это активная жизнедеятельность человека в гигиеническом и социальном аспектах. ЗОЖ неразрывно связан с природными и социальными условиями и реализацией человеческих способностей в области труда отдыха, питания, культурных развлечений, соблюдением режима. занятиями ФКС и полнотой духовной жизни. ЗОЖ — это совершенствование активной адаптации к различным условиям внешней среды, а физическая культура представляет собой основу неспецифической профилактики нарушений различных функций организма.

stud24.ru

«Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни»

Слайд 1

ЗАТО Светлый МОУ СОШ №3 им. В.И.Щеголева Проект: «Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни» Ученица 6 «А» класса Рожкова Дарья

Слайд 2

Предмет исследования: формирование здорового образа жизни Объект исследования: здоровье школьника Длительность проекта: среднесрочный

Слайд 3

Задачи : • Определить сущность здорового образа жизни • Охарактеризовать влияние оздоровительной физической культуры на организм • Рассмотреть сущность физической культуры в обеспечении здорового образа жизни школьников Сформировать представления о здоровом образе жизни, расширить знания о методах сохранения здоровья с помощью физической культуры. • Расширить представления о здоровье, его ценности • Укреплять и сохранять здоровье путем введения физкультурно – оздоровительных, закаливающих мероприятий • Пронаблюдать изменения в собственном организме, связанных с реализацией средств здорового образа жизни

Слайд 4

Актуальность исследования: Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения становится сегодня особенно актуальной. В молодежной среде распространено курение, употребление алкоголя, наркотиков, низкая двигательная активность, недостаточно сформирована культура питания. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Российской Федерации лидирующие факторы риска смертности и заболеваемости - высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, курение и алкоголь.

Слайд 5

Забота о здоровье выдвигается в качестве главного приоритета внутренней политики, с чем свидетельствует реализуемый Правительством РФ национальный проект «Здоровье», а также государственная программа «Здоровая Россия». Как показывает опыт стран, борющихся с алкоголем и табакокурением, новым социальным ориентиром способствующим предупреждению и отказу от вредных привычек, может стать идея общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни. С 2009 года в стране начались мероприятия под единым брендом «Здоровая Россия», адресованные детям, подросткам и молодёжи, призванные культивировать моду на спорт, здоровый образ жизни. Забота о здоровье – главный приоритет политики Правительства РФ

Слайд 6

Физическая культура - важнейшее средство формирования человека как личность. Физическая закалка - определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодрости, оптимизмом и жизнерадостностью. Это важнейшее условие высокой работоспособности. Поэтому актуальности этой работы трактуется сегодняшней ситуацией общества. Физическая культура

Слайд 7

Самое простое определение ЗОЖ — все то в образе жизни, что благотворно влияет на здоровье. В понятие ЗОЖ входят положительные стороны деятельности людей: - удовлетворенность трудом; активная жизненная позиция; социальный оптимизм; высокая физическая активность; отсутствие вредных привычек; высокая медицинская активность и т. д. Формирование установки на здоровый образ жизни является важнейшей задачей государства, так как образ жизни — определяющий фактор здоровья. Что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Слайд 8

ЗОЖ и физическая культура Значительная роль физических упражнений, в сохранении и укреплении здоровья школьников, поддержании высокого уровня работоспособности доказана многочисленными исследованиями, которые свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности .

Слайд 9

Влияние оздоровительной физической культуры на организм Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности

Слайд 10

Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни школьников Обоснование рационального двигательного режима для детей является сложной проблемой современной возрастной физиологии спорта. Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях.

Слайд 11

Заинтересовавшись данной проблемой, я провела исследование, как занятия физической культурой влияют на мой организм. В течение 2012-2013 года, сформировав индивидуальный комплекс физических упражнений, я заметила, что уровень заболеваемости у меня уменьшился. Это свидетельствует о положительном влиянии физической культуры на организм.

Слайд 12

Мое исследование

Слайд 13

Комплекс физических упражнений

Слайд 14

Выводы исследования: Здоровый образ жизни – дело каждого школьника. Знания о методах сохранения здоровья с помощью физической культуры – цель для обеспечения физического развития и подготовки к вступлению во взрослую жизнь. Занятия физической культурой, закаливание и личная гигиена – повседневная деятельность каждого человека, желающего как можно дольше быть здоровым, жизнерадостным и успешным в течении всей жизни.

Слайд 15

Спасибо за внимание!

nsportal.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность