Лекция по формированию здорового образа жизни. Лекция здоровый образ жизни


Лекция по физической культуре "Здоровый образ жизни".

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего среднего образования РСО-А

Профессиональный лицей №4

Лекция

Основы здорового образа жизни

Составитель: Тезиева Альбина Александровна

Владикавказ 2013

Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой, и отсутствуют болезненные проявления.

Основной признак здоровья- это высокая приспособляемость организма к воздействиям внешней среды. Здоровый человек способен перенести огромные психические и физические нагрузки, значительные колебания факторов внешней среды, не выходя за рамки физиологических колебаний, сохраняя целостность организма и трудоспособность. Это свидетельствует о том, что здоровье является физическим состоянием; для каждого человека существует множество его вариантов, ибо с изменениями условий внешней среды иным становится состояние физических функций, от которых зависит состояние здоровья. Особенно велики возможности поддержания состояния здоровья у физически тренированных лиц, так как у них очень хорошо развит защитно-приспособительная и компенсаторные реакции организма.

Высокая приспособляемость здорового организма человека к проявлению факторов внешней среды обусловлена тем, что живой организм представляет собой сложную самоуправляющуюся систему. Возможности саморегуляции организма даже на уровне клетки чрезвычайно велики. Так клетка способна автоматически настраиваться на наивыгоднейший режим работы в непрерывно меняющихся условиях внешней среды, и делает это она в десять тысяч раз быстрее чем компьютер.

Характерный признак здоровья – сохранения известного постоянства внутренней среды в организме, так называемой гомеостазис. Он проявляется в том, что в норме в организме подразумевается определённая температура тела, химический состав крови и др. Причинами нездоровья могут быть: физические, химические, биологические, социальные, психические влияния, а также недостаточная двигательная активность, на которой хотелось бы остановиться подробнее.

Ещё греческий философ Аристотель сказал: « Ничего так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Недостаток физической активности в профессиональной деятельности и в быту, представляет собой характерную черту современного общества, является болезнью всех. Механизация и автоматизация производства, широкое развитие транспортных средств и многое другое, привели к тому, что большая часть людей малоподвижна.

Малоподвижный образ жизни чрезвычайно неблагополучно отражается на здоровье. При гипокинезии страдают прежде всего сердечно-сосудистая система. Так, например, уровень смертей от сердечно-сосудистых заболеваний в высокоразвитых странах в наши дни по сравнению с началом  века вырос.

Гипокинезия, является фактором, который ослабляет весь организм, может способствовать развитию заболеваний в любом органе, в любой системе организма. Так сказать, что при пересадке злокачественной опухали животным, приспособленным к физической работе, рост опухали проходил менее интенсивно чем у нетренированных; у некоторых выпущенных в вольер взрослых зайцев, которые находились 20-25 дней в тесной клетке, ломались кости задних ног.

При уменьшении двигательной активности снижается общая работоспособность, ухудшается деятельность всех систем организма, резко снижается его сопротивляемость к различным инфекционным заболеваниям и факторам внешней среды.

Поэтому долг каждого специалиста физического воспитания- пропаганда физической культуры и спорта как мощных оздоровительных средств. Девизом здесь могут быть слова выдающегося французского врача Тиссо (18 век) «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства в мире не в состоянии действия движения».

Итак, ещё раз, здоровье- это состояние позволяющее учиться, работать, служить в армии. Один восточный мудрец мечтал, чтобы в его школе преподавали четыре предмета: урок здоровья, урок любви, урок мудрости и урок труда. Итак, урок здоровья давным-давно стоял на первом месте. Думая о здоровье, мы обязаны готовить молодое поколение к перегрузкам. Не столь важно, будут то стрессовые ситуации, эмоциональная тяжесть, груз лет или физическое перенапряжение.

Современный молодой человек сидит на занятиях и дома 85% времени бодрствования. Поэтому разумнее рассматривать здоровье, ориентируясь на три основные составляющие: питание  закаливание  движение. Третье составляющее мы уже рассмотрели.

Обратимся к питанию. По данным большинства исследователей 30-40% взрослого населения также имеют избыточный вес. И не удивляемся, услышав, что 40% взрослого населения также имеет избыточный вес. Это тревожно! И не потому, что полная девушка выглядит несимпатично, очень часто вырастет в излишне полную женщину, что как бы программирует серьёзное нарушение сердечно-сосудистой системы. Ну а далее - многократно подтверждающаяся закономерность. Между избыточным весом и гипертонией тесная связь.

С пищей человек должен получить все вещества, необходимые для роста и развития организма, затрачиваемые при умственном и физическом труде. В результате сложных химических превращений, пищевые вещества в организме растворяются, или, как говорят, сгорают. При этом выделяется энергия, которая измеряется в килокалориях (ккал).

Калорийность питания в наибольшей степени определяет параметры массы тела. При нормальной калорийности суточного рациона, пропорциональной расходу энергии, масса тела колеблется в небольших пределах, как правило, не более 2-3 кг. Внезапное увеличение массы тела за счет обильного обложения жира при отсутствии заметного развития мускулатуры, указывает на то, что энергетическая ценность питания чрезмерна. Устойчивое снижение массы тела, в свою очередь, свидетельствует о недостаточной калорийности пищи.

Но дело в том, что качественный рацион питания также важен как и количественный. Основную энергию для организма дают углеводы, белки и жиры. Углеводы – самый главный источник энергии организма. Они необходимы для работы мышц, сердца, печени и других внутренних органов и нервной системы. К пищевым углеводам относятся: сахар, крахмал, а также клетчатки, содержащиеся в зерне и зерновых продуктах, фруктах, овощах, молоке, молочных продуктах и т.п. Очень много углеводов в различных сладостях, и если слишком увлекаться конфетами, вареньем, пирожными, то можно нарушить обмен веществ и стать грузным и неуклюжим. Однако при недостатке в пище углеводов у человека возникает слабость, снижается работоспособность.

Белки – строительный материал нашего организма, активнейшее участие создания и постоянного обмена клеток и тканей организма, обмена веществ и других жизненно необходимых функций. При недостатке белков может замедлиться рост организма, снизиться сопротивляемость к болезням, ухудшается умственная и физическая работоспособность. В период роста и развития особенно необходимы организму животные белки, которых больше всего в мясе, рыбе, молоке, яйцах, сыре. Растительные белки содержаться в гречневой крупе, хлебе, сое, бобах, горохе.

Жиры – также важный источник энергии. При сгорании в организме они выделяют в два раза больше энергии, чем белки. Жиры входят в состав клеток, нервной ткани, гормонов. В жирах содержаться ценные витамины (А, Д, Е, К), полиненасыщенные кислоты (в растительных маслах), играющие важную роль в нормализации холестеринового обмена и других функций. Так называемые насыщенные жиры содержаться в мясе, в цельном молоке, яйцах и молочных продуктах, в сливочном масле. Ненасыщенные жиры поступают в организм с подсолнечным маслом, с орехами. Избыток жиров вреден, так как ухудшает аппетит, может нарушиться обмен веществ и возникнуть ожирение.

Витамины обладают мощным биологическим воздействием, обеспечивая рост и восстановление клеток и тканей организма, нормальное течение обменных прочесов, сопротивляемость организма каким-либо внешним воздействиям, разрушают биохимические реакции.

Минеральные вещества участвуют в клеточных процессах, формирование ногтей и тканей, образовании белковых структур, регулирует обмен веществ жидкости в организме, поддерживают кислотно-молочное равновесие.

Правила питания:

Никогда не переедайте.

Не перекусывайте между основными приёмами пищи и поздно вечером.

Ешьте неторопливо, хорошо пережевывая пишу.

Питайтесь четыре раза в день.

Теперь обратимся к третьей составляющей здоровья – закаливанию. Оно одарит вас приятным цветом и упругостью кожного покрова, надежно защитит от простуды. Для успешного применения закаливающих процедур не требуется специального инвентаря, дорогостоящего оборудования. Важно лишь соблюдать принципы постепенности и последовательности, систематичности, разнообразия, сочетание общих и местных процедур.

Систематическое закаливание рекомендуется с воздушных ванн. Весьма полезны прогулки и занятия спортом на свежем воздухе, сон при открытой форточке, дозированное нахождение в обнаженном виде.

Более эффективны и легче регулируемы водные процедуры. При общем закаливание водой рекомендуется следующая последовательность процедур по нарастающей: обтирание, обливание, душ, купание.

Как же стать здоровым? Конечно же многое зависит от родителей, но это только основа! В остальном всё зависит от самого человека. И для того, чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить о факторах, в той или иной степени влияющих на уровень здоровья. На этот счет есть много мнений, но главное – это полный отказ от дурных привычек (алкоголь и курение) и широкий выбор средств, очерченных триадой, избранных для укрепления здоровья. Но главная из них – это физическая нагрузка, способная изменить и тело, и характер, потому что любая нагрузка прежде всего заставляет преодолеть себя.

Здоровым и счастливым хочется быть и в двадцать, и в тридцать, и в сорок.

Итак, важно помнить: питание, закаливание, движение!

Литература:

1. Физкультура для всей семьи.- Сост. Козлова Т.В., Рябухина Г.А.-М.: Физкультура и спорт, 1990

2. Физическая культура: Учеб. Для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях, Л.Е. Любомирский. – М.: Просвещение, 2001

3. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: Учебник для техн. Физкульт./Под ред. С.Н. Попова. – М.: Физкультура и спорт, 1985

infourok.ru

Лекция "Здоровый образ жизни в семье..."

Здоровый образ жизни в семье

как фактор сохранения здоровья детей

Подрастают дети. Из маленьких и беспомощных они превращаются во взрослых. Растут дети, серьезнее становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Главной ценностью является здоровье, и наша, и ваша задача, помочь им сохранить этот дар природы. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице.

        По исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% - здравоохранение.

       Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Хочу остановиться на   серьезных проблемах, мешающих здоровому образу жизни:

  • ошибки питания;

  • вредные привычки: курение, пьянство, наркомания.

В современном мире эти проблемы внезапно "помолодели”: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов, сегодня,  так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребенок, еще вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнет употреблять наркотики. 

Ошибки питания

Нарушения в состоянии здоровья, вызванные ошибками питания, являются основной причиной смертных случаев. По словам академика АМН Д. Ф. Чеботарева, «питание - практически единственное средство, (продолжающее) видовую продолжительность жизни на 25-40%».

Давайте рассмотрим основные ошибки в нашем питании: 

  • первая ошибка - мы едим слишком много;  

  • вторая ошибка - жирная пища;  

  • третьяошибка - мы неправильно выбираем еду- необходимы в пище свежие овощи, фрукты, рыба, молоко. А мы любим?..

  • четвертая ошибка -мы слишком много пьем: сладкую воду и алкоголь;

  • пятая ошибка - мы не вовремя питаемся:вместо пяти раз, мы едим два раза, но до полного насыщения;

  • ошибка шестая - мы едим слишком много сладкого;

  • ошибка седьмая - мы слишком мало знаем о питании;

  • ошибка восьмая - питание должно соответствовать возрасту.

Если мы исправим все эти ошибки в питании, то в вашей семье будет здоровое, правильное питание – основа здорового образа жизни.

Вредные привычки

     1. Основная причина развития алкоголизма кроется в семье. Главными воспитателями, наставниками и учителями для ребенка являются родители. Многие родители считают, что небольшое количество алкоголя не приводит к развитию алкоголизма у ребенка. Но это не так. Также семейные алкогольные традиции, приводят к формированию интереса к спиртному. Ведь ни для кого не секрет, что почти все взрослое население в той или иной степени употребляют алкоголь, не видя в этом ничего предосудительного.

 Второй причиной развития алкогольной зависимости у подрастающего поколения - это позитивная реклама в средствах массовой информации. Тот беспредел, что долгие годы творится с рекламой пива на нашем экране телевизоров и в других средствах массовой информации, не может не возмущать. Волна пивного алкоголизма накатывает по нарастающей. Еще бы: пиво — один из самых потребляемых в России напитков. По данным Минздрава РФ, частота употребления алкоголя детьми до 14 лет за последние 5 лет увеличилась почти вдвое. При начале систематического употребления алкоголя (пива) в 11–12 лет симптомы алкоголизма у подростка могут сформироваться к 14–15 годам.

         Другая причина - пьющие сверстники. Эта самая частая причина ранней алкоголизации детей и подростков. Особенно она характерна для мальчиков, которые начинают пить спиртные напитки под воздействием механизма подражания. Подростки, которые первыми приобретают "взрослые” манеры, вызывают восхищение, а тех, кто не пьет, считают "малышами”.

         Следующей причиной является низкая самооценка и уровень социальных навыков. Неуверенный в себе подросток будет искать в алкоголе способ стать более раскрепощенным и интересным для окружающих. Озвученные причины, являются так же причинами развития и никотиновой зависимости у детей.

2. Курениетакже как и алкоголизм является бичом сегодняшнего времени. Курить сегодня стало модно. Все больше и больше к этой пагубной привычке привыкает детей и подростков. Курят не только мальчики, но и девочки. Статистика утверждает: ежегодно люди выкуривают 3600 миллиардов сигарет, 3,5 миллиарда жителей планеты пропускают через легкие ядовитый дым от 5 миллиардов кг табака.

   Среди молодежи в возрасте 14-17 лет курение стало излюбленным времяпровождением. Это не сухие цифры, за ними стоят наши дети: может и ваша Даша, и ваш Ваня и ваш…

     Количество людей ушли из жизни в результате курения, доходит до 70 тысяч в год. Для сравнения- в результате несчастных случаев гибнет 11 тысяч человек. 85% умерших от рака легких были курящими людьми, 25% всех умерших от инфаркта миокарда были курящими людьми.

     Как помочь бросить курить?

  • родители должны первыми освободиться от курения; 

  • родители должны помочь своему ребенку отвлечься от привычки курить: отдых на свежем воздухе, прогулки, во время которых вы просто рядом и разговариваете с сыном, дочерью;

  • Не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится,

если человек чего- то хочет добиться.

                 А почему это происходит?  Задумайтесь для начала: все ли в порядке в вашей семье? Уютно ли себя в ней чувствует ребенок? Доверяете ли вы ему? Может показаться, что, вступая в подростковый возраст, ребенок отдаляется от родителей и живет только своими интересами. Это не так! Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на его развитие, на формирование личности и мировоззрения.

          С детьми нужно разговаривать: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам детей помогут вам, родителям,  установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

infourok.ru

Урок по теме: "Здоровый образ жизни"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.Безводное

«Здоровые дети – наше будущее»

Профилактическое мероприятие, направленное на формирование знаний и навыков ответственного отношения к сохранению здоровья

Внеклассное мероприятие по теме:

Здоровье человека и его составляющие

Работу выполнила:

Щукина Татьяна Юрьевна,

МБОУ СОШ с.Безводное,

учитель ОБЖ и информатики,

стаж работы 11 лет,

e-mail: [email protected],

тел.: 903-044-43-13

2014 г.

Дети – это наша старость.Правильное воспитание – это наша счастливая старость,плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Пояснительная записка

Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, которая происходит  в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число преступлений и правонарушений в подростковой среде. Поэтому необходимо принципиально ответственно отнестись к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками Немаловажную роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних занимает дополнительное образование. Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков.

Одним из направлений, требующим повышенного внимания со стороны воспитательной системы образовательных учреждений является формирование социально-активной личности, культуры здорового образа жизни сопротивление вредным, асоциальным привычкам.

Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:

  • потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

  • озабоченность перспективой своего здоровья и здоровья своих близких;

  • потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья.

Пропаганда здорового образа жизни не должна носить навязчивого характера, и мне, кажется, неплохо её начать с использования такой формы проведения как игра. Освоение окружающих ребёнка вещей, отношений между людьми, пониманий тех значений, которые несёт общественная жизнь, труд и обязанности взрослых - со всем этим он знакомится играя. Через игру можно узнать привычки, наклонности учеников.

В своей работе я представляю методическую разработку внеклассного мероприятия (можно использовать как урок по ОБЖ) по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Здоровье человека и его составляющие», которое проводится в форме игры с обучающимися 5-6 классов.

Цели работы:

  • Адаптация подростков асоциального поведения в социуме.

  • Формирование личностных нравственных качеств детей и подростков.

  • Организация досуга «трудных» детей и подростков. Сохранение семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.

Задачи:

  • Создание ситуации успеха для подростков асоциального поведения.

  • Сформировать личную и социальную компетентность детей и подростков, то есть развить у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу.

  • Укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

Ожидаемые результаты:

  • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.

  • Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

  • Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.

КВН

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Цели мероприятия:

  • Образовательные - расширение представления учащихся о здоровье; раскрытие сущности понятия «здоровый образ жизни».

  • Развивающие - развитие памяти, внимания, мышления; умения сравнивать, сопоставлять, развитие способности находить оптимальные решения.

  • Воспитательные - развитие коммуникабельности и общительности обучаемых, сплочение коллектива; сформированность потребности в постоянном соблюдении норм здорового образа жизни;

  • Психологические - получение удовольствия от процесса игры; благоприятная атмосфера на занятиях; снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащихся при обучении.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать что такое «здоровье», основные составляющие здорового образа жизни

  • Уметь рационально распределять свое время, систематизировать основные составляющие здорового образа жизни, применять полученные теоретические знания на практике, анализировать явления и события

Личностные:

  • Формирование убеждения в необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни, проанализировать свое поведение в повседневной жизни и оценить, в какой мере оно соответствует нормам здорового образа жизни.

Метапредметные:

  • Личностные УУД:  укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; культуры здорового и безопасного образа жизни человека, развитие умения выражать свои мысли.

  •  Регулятивные УУД: анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, вырабатывать план действий в конкретной ситуации, анализировать явления и события.

  •  Коммуникативные УУД: определять здоровый стиль жизни как приоритетное направление в общении сверстников. развитие способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение, формировать навыки сотрудничества с учителем и друг с другом, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения.

  • Познавательные УУД: формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья; творческая деятельность учащихся.

Оборудование:

Три рабочих стола для трех команд, на столах – таблички с названием команд. Используются также карточки с заданиями, CD-R с презентацией мероприятия. Для демонстрации презентации применяем компьютер и видеопроектор.

План мероприятия:

I. Организация класса.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________

II. Обобщение по теме «Здоровье и здоровый образ жизни».

  1. Вступительная часть________________________________

  2. Погружение в тему____________________________________

  3. «Синонимы»_________________________________________

  4. «Дорожный знак»____________________________________

  5. «Походка спортсмена»_________________________________

  6. «Режим» ____________________________________________

  7. «Правильное питание – залог здоровья»__________________

  8. «Блицтурнир»________________________________________

  9. «Курить – здоровью вредить»­­­­­­___________________________

  10. «В здоровом теле – здоровый дух»_______________________

III. Итог мероприятия._________________________________________

2 мин.

3 мин.

5 мин.

3 мин.

5 мин.

3 мин.

2 мин.

5 мин.

3 мин.

5 мин.

2 мин.

2 мин.

Ход мероприятия

Этап

Описание этапа

Инструкции учителя обучающимся в ходе занятия

Создание проблемной ситуации

Цели этапа: включить учеников в рабочий ритм, ввести в проблемную ситуацию

Технология проведения: постановка основополагающего вопроса.

Варианты проведения метода: Создание проблемной ситуации: (Что для нас дороже всего?)

Учитель. В век технического прогресса и завоевания космоса, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что для нас дороже всего? Обучающиеся предлагают свои ответы, в итоге подводим к ответу «здоровье».

Учащиеся. Здоровье.

Учитель. Конечно же, здоровье! Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на выполнение жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире.

Погружение в тему

Цели: выявление и формулировка темы мероприятия.

Предварительная подготовка На доске – Составляющие ЗОЖ:

  • Двигательная активность,

  • Безопасное поведение дома, на улице,

  • Занятия спортом,

  • Соблюдение режима труда и отдыха,

  • Рациональное питание,

  • Личная гигиена,

  • Отказ от вредных привычек,

  • Закаливание.

Учитель. Тема нашего мероприятия «Здоровье и его составляющие». А, какие знание по окончания мероприятия мы хотели бы с вами получить, что поставим целью нашего мероприятия. Обучающиеся вносят свои предложения. Итак, наша цель – закрепить полученные знания по теме «Здоровье…», расширить наши представления о здоровье; раскрыть сущность понятия «здоровый образ жизни» и определить основные его составляющие. Правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живет по этим правилам. Вот о таком человеке говорят: он ведет здоровый образ жизни. Каковы же главные правила здорового образа жизни мы сегодня узнаем, проведем мы его в форме игры, а девизом будет народная поговорка «Здоров будешь – все добудешь». А добывать вы будете «яблочки», «груши» с помощью своих знаний, смекалки, находчивости, юмора.

Формирование ожиданий

Цели: мотивация учащихся к учебной деятельности

Предварительная подготовка: вырезаются из картона «фрукты» (яблоки, груши)

Примечание: разбить класс на три команды

В игре принимают участие три команды. Оценивать участников вы будете сами. Для этого вам выдается листок со списком класса, в который вы заносите оценки за работу каждого участника вашей группы. В конце мероприятия мы выведем окончательные оценки. Та команда, которая наберет наибольшее количество «фруктов», получает дополнительные оценки. Другими словами вы в ответе не только за себя, но и за всю вашу команду.

Интерактивная лекция

Цели: расширение представления о ЗОЖ;

Предварительная подготовка: карточки

Технология проведения: капитаны вытягивают карточки со словами, необходимо найти как можно больше синонимов к ним.

Учитель. Более ста лет назад И.С.Тургенев высказал мысль о том, что русский язык богат и могуч. Если задуматься, то можно обнаружить много достоинств русского языка. Например, в нашем языке множество синонимов: почти к каждому глаголу можно найти десяток близких по значению слов. Попробуйте найти как можно больше синонимов к глаголу, который достанется вашему капитану. (Капитаны вытягивают карточки со словами: умываться, спать, бегать, отдыхать, прыгать и т. д.). По завершении конкурса подводятся итоги. Кто больше нашел слов-синонимов, тот получает «фрукты».

Проработка содержания

Цели: формирование способности концентрировать внимание.

Технология проведения: От каждой команды выбирается по два участника. Ставятся кругом пять стульев, звучит музыка. Музыка прерывается, дети садятся на стулья, кто остался – выбывает. Далее убирается еще стул, игра продолжается до тех пор, пока не останется один стул.

Первое правило ЗОЖ - двигательная активность

Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, поэтому старайтесь больше двигаться. Утром делайте зарядку. Почаще играйте в подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Занимайтесь физическим трудом, физкультурой. Проведем подвижную забавную игру “Кто быстрее?”. Условия этой игры – быстрота, сообразительность, ловкость. От каждой команды выбирается по два участника (всего шесть). Ставятся кругом пять стульев, звучит музыка. Музыка прерывается, дети садятся на стулья, кто остался – выбывает из игры. Далее убирается еще стул, игра продолжается до тех пор, пока не останется один стул. Победителю выдается «фруктик».

Цели: формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия.

Предварительная подготовка: конверты с рисунками дорожных знаков

Примечание: предусматривается групповая работа.

Второе правило ЗОЖ - Безопасное поведение дома, на улице.

Учитель. Одно из трактований народной поговорки «Болен – лечись, а здоров - берегись» - соблюдение мер безопасности на улицах города. А помогают нам в этом, предупреждают о возможной опасности дорожные знаки. Командам предлагается конверты с дорожными знаками, которые они должны правильно назвать и объяснить их назначение. За каждый правильный ответ команда получает «фрукт», за дополнение ответа соперников – 2 «фрукта» (Приложение 1).

Цели: развитие воображения, фантазии; воспитание самостоятельности. Предварительная подготовка: Карточки с заданием: бег, плавание, лыжный спорт, хоккей, волейбол и т.д.

Технология проведения-индивидуальная форма работы, выбирается слабоуспевающий ученик

Примечание организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося.  

Третье правило ЗОЖ занятия спортом

Учитель. К сожалению, сейчас большой бедой большин­ства подростков, юношей, девушек (да и взрос­лых) стала недогрузка мускулатуры, малоподвиж­ность.

Физические упражнения, занятия спортом благотворно влияют на становление и развитие всех функций цент­ральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом — более при­способленным к условиям внешней среды. Люди, регулярно занимающиеся физкульту­рой и спортом, имеют преимущества перед малоподвижны­ми: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем

Сейчас мы немножечко разомнемся и узнаем, дружны ли вы со спортом. Вам предстоит командой изобразить вид спорта, но не любого, а того, который достанется вашему капитану.

Команда получает «фрукт», если команды-соперники угадают, какой вид спора был изображен.

Цели: формирование опыта коллективной мыслительной деятельности; знание основных принципов режима труда и отдыха.

Предварительная подготовка: ребусы по заданной тематике

Четвертое правило ЗОЖ - соблюдение режима труда и отдыха

В соответствии с биологическими ритмами человека должен быть организован режим труда и отдыха. Под режимом понимается правильное чередова­ние периодов paботы и отдыха, их продолжитель­ность, рациональное распределение времени в те­чение дня, недели, месяца и т. д

Основными принципами режима являются строгое и четкое его выполнение, недопустимость частых и необоснованных изменений, а также пе­регрузок, превышающих пределы работоспособ­ности организма. Чрезмерная и длительная нагрузка приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Человек делает большое количество ошибок, замедляется темп его работы, нарушается координация движений и точность выполнения операций, появляется рассеянность, а иногда го­ловная боль и бессонница. Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом. Для быстрого восстановления сил и профилак­тики утомления и переутомления в свой распо­рядок следует включать различные виды отдыха. Определить виды отдыха я вам предлагаю, решив ребусы (Приложение 2).

А какие виды отдыха ещё вы знаете?

Цели: знать правила питания.

- Предварительная подготовка: разрабатывается кроссворд и распечатывается на лист

- Технология проведения: обучающиеся совместно разгадывают кроссворд

- Примечание Стержневым моментом является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения

- Варианты проведения метода: кроссворд можно заменить загадками.

Пятое правило ЗОЖ - Рациональное питание

Чтобы быть здоровым надо правильно питаться. Я даже знаю правила, которые вам, ребята, пригодятся в жизни. Послушайте и запомните.

  1. Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые питательные вещества.

  2. Булочек и сладостей надо есть поменьше. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.

  3. Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.

  4. Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.

  5. Нужно кушать в одно и то же время. Организм привыкает к режиму, пища лучше усваивается.

  6. Утром перед школой надо обязательно завтракать.

  7. Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.

– Ребята, разгадайте кроссворд (Приложение 3)

Цели: закрепить знания по теме «Личная гигиена»

Предварительная подготовка: выполняем подбор загадок по заданной тематике

Технология проведения: детям предлагается отгадать загадки, за правильный ответ «фрукт»

- Примечание: организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося (распределение заданий по уровню сложности)  

- Варианты проведения метода: индивидуальная форма работы.

Шестое правило ЗОЖ - Личная гигиена,

Учитель Важная составляющая ЗОЖ – личная гигиена. Жизнедеятельность человека с первых дней жизни проходит в тесном взаимодействии с внешней средой. Науку, которая изучает влияние внешней среды на здоровье отдельного человека и всего населения, а также разрабатывает гигиенические нормы, требования и правила сохранения здоровья называют гигиеной. Личная гигиена включает несколько разделов, в том числе уход за кожей, уход за зубами, уход за волосами, гигиеной одежды и обуви. Более подробно о личной гигиене мы с вами узнаем на следующих мероприятиях, а сейчас проведем «Блицтурнир» под девизом «Здоровье не купишь – его разум дарит».

За быстрый и правильный ответ – «фруктик». Приготовились? Начали. (Приложение 4)

Проработка содержания

Цели: формирование убеждения от опасности пристрастия к вредным привычкам

- Необходимые материалы: бумага, карандаши

- Предварительная подготовка: обучающиеся дома готовят рисунки по теме «Вредные привычки»

- Технология проведения: на суд жюри (родителям, педагогам, присутствующим на занятии) выставляются рисунки, плакаты, подготовленные дома.

Седьмое правило ЗОЖ - Отказ от вредных привычек

Укрепление и сохранение здоровья зависит не только от соблюдения режима дня, правильного питания, закаливания. В жизни нередко человек совершает действия, которые ухудшают его здоровье, приводят к заболеваниям основных органов: сердца, легких, печени, почек. Пристрастие к таким привычкам часто называют вредными привычками. Какие вы знаете вредные привычки? (курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков).

Давайте сейчас оценим ваше домашнее задание, рисунки по теме «Умей сказать «нет»». На суд жюри выставляются рисунки, плакаты, подготовленные дома по теме «Умей сказать «нет»». Победителю вручается медаль с надписью: «Победителю в борьбе с пороками»

Цели: определить основное правило закаливания

- Необходимые материалы: используются карточки с заданиями.

Восьмое правило ЗОЖ - закаливание

Учитель. В следующем конкурсе побеждает та команда, которая сумеет быстрее других разгадать шифровку. Для этого надо по порядку «собрать» буквы от самой большой до маленькой. Капитаны получите шифровки. Итак, начали.

Ответ. Регулярно закаляйтесь

Команда, которая первая расшифрует получает два «фрукта», вторая - один. (Приложение 5)

Подведение итогов

Цели: оценить работу обучающихся

Предварительная подготовка: оценочный лист.

Технология проведения: дети в группах самостоятельно оценивают вклад каждого члена группы и проставляют оценки в итоговый протокол.

- Варианты проведения метода

-подводится итог мероприятия,

Учитель. Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшняя игра не прошла даром, и вы многое подчерпнули из неё. Подводим итог мероприятия: оцениваем каждого обучающегося с учетом оценок, выставленных детьми в группе, и баллов, заработанных командой.

Рефлексия

Цели: помочь учащимся  освободиться от стереотипов и психологических барьеров.

- Технология проведения: рефлексия проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1-2 варианта ответа. – Примечание: в ходе разминки не дает оценки ответам школьников, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории.

Давайте вспомним, какие же правила нам необходимо выполнять, чтобы быть здоровым.

Учащиеся.

– соблюдать режим дня,

- правильно питаться,

- закаляться,

- подружиться со спортом,

- почаще улыбаться и никогда не унывать,

- соблюдать правила дорожного движения,

- использовать для лечения лекарственные растения...

Учитель. Так давайте об этих правилах никогда не забывать. Ведь «Здоров будешь – все добудешь». Так будьте здоровы

Анализ мероприятия

Система УУД, заложенная в ФГОС при разработке данного занятия реализуются следующими критериями:

1. Создание учебных ситуаций: На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают тему предстоящего мероприятия и ставят цели.

2.Обучение детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений)

3. Использование разнообразных форм обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Владение технологией диалога, учитель обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения, учитель учит детей работать по правилу и творчески.

 6. Задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.

7. Осмысление учебного материала всеми учащимися.

8. Оценка реального продвижение каждого ученика, поощрение и поддержка минимальных успехов.

9. Планирование коммуникативных задач.

10. Поощрение, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение.

11. Учебное сотрудничество. Стиль, тон отношений, задаваемый на мероприятии, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

В результате использованных АМО повышается уровень знаний за счет активной деятельности учащихся, раскрывается их творческий потенциал. Навыки, приобретенные в работе, помогают в стремлении к знаниям. В результате занятия учащиеся получают навыки  организации  собственной  учебной  деятельности, обучаются способам  поиска, переработки и представления информации, приемам и методам умственного труда. Кроме этого обеспечивается развитие у обучающихся универсальных навыков. К ним относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.

Используемые ресурсы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для 5 кл. / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. - М: Просвещение, 2010

  2. Основы безопасности жизнедеятельности поурочные планы. 5 класс/ Авт.-сост. Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2005

  3. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Приложение 1

Конверты по теме: «Дорожные знаки»

Конверт № 1:

  • Железнодорожный переезд со шлагбаумом,

  • Главная дорога,

  • Движение пешеходов запрещено

  • Движение направо

  • Пешеходный переход,

  • Больница.

Конверт №2:

  • Крутой спуск,

  • Уступите дорогу

  • Движение на велосипедах запрещено,

  • Пешеходная дорожка

  • Место остановки автобуса и троллейбуса,

  • Телефон.

Конверт №3:

  • Дорожные работы,

  • Движение без остановки запрещено,

  • Движение запрещено,

  • Велосипедная дорожка,

  • Место стоянки,

  • Пункт питания.

Приложение 2

hello_html_6d1b745d.png

hello_html_29a2131.png

hello_html_m24febe55.jpg

Приложение 3

hello_html_77508410.jpg

Приложение 4

Загадки по теме: «Личная гигиена»

1) Хожу-брожу не по лесам,А по усам и волосам,И зубы у меня длинней,Чем у волков и медведей.(Расческа)

2) Ускользает, как живое,Но не выпущу его я.Белой пеной пенится,Руки мыть не ленится. (Мыло)

3) Резинка АкулинкаПошла гулять по спинке.И пока она гуляла,Спинка розовой стала. (Мочалка)

4) Плещет теплая волна,Под волною белизна.Отгадайте, вспомните,Что за море в комнате? (Ванна)

5) Мойдодыру я родня,Отверни-ка ты меня,И холодною водою

Живо я тебя умою. (Кран)

6) Он с хоботом резиновым,С желудком парусиновым.Как загудит его мотор,Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

7) В полотняной странеПо реке простыне

Плывет пароход,То назад, то вперед,А за ним такая гладь,Ни морщинки не видать. (Утюг)

8) У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)

9) Один говорит,Двое глядят,Двое слушают. (Язык, глаза, уши)

Приложение 5

ЗтНАУКЛРАГЯЯйЛеОсЕьР

infourok.ru

Лекции о здоровом образе жизни: Евгений Чазов. Условия формирования здорового образа жизни — Здоровая Россия

Евгений Чазов. Условия формирования здорового образа жизни

Ю. Грязнова: Добрый день, дамы и господа! Мы сегодня начинаем цикл открытых лекций Минздравсоцразвития России по теме: «Здоровый образ жизни». В прошлом году Министерство начало программу по формированию здорового образа жизни и в свете этого стало очевидно, что нам не хватает фундаментальных знаний, глубокого понимания проблем и их общественного обсуждения. Поэтому мы решили запустить такой формат, как эти лекции.

Мы, долго к ним готовились. Думали, кто у нас должен открывать первым этот цикл лекций, пока, наконец, мы не поняли, что единственной фигурой, которая должна открыть этот цикл, может быть только Евгений Иванович Чазов как легенда российского здравоохранения.

Сегодня Евгений Иванович обещал рассказать то, что он знает по поводу здорового образа жизни. Формат мероприятия будет такой: 35 минут будет длиться лекция, а потом около получаса будет отведено на ваши вопросы.

Е. Чазов: Спасибо, за то, что вы представляете меня так прекрасно. Так как меня попросили выступить по вопросу условий формирования здорового образа жизни, то в своей лекции я хотел остановиться на тех проблемах, на тех вопросах, которые почти не обсуждаются или обсуждаются мало, кое-кто связывает их с политикой, хотя они носят сугубо медицинский характер.

Евгений Иванович Чазов

Сегодня широко обсуждаются на различных уровнях: на государственном, общественном, даже семейном вопросы здорового образа жизни. Представление о «здоровье» появилось тогда, когда появился homo sapiens. Тысячелетиями формировался человек в условиях постоянно меняющегося мира. Появлялись новые требов

docgrey.wordpress.com

Открытый урок "За здоровый образ жизни"

Разделы: Биология

Эпиграф урока:

«Добыть и сохранить здоровье может только сам человек.»Н.М.Амосов

Цель урока: убеждать учащихся в необходимости наблюдать и анализировать своё состояние здоровья и вести здоровый образ жизни.

Задачи урока:

  • Образовательные – способствовать расширению представления о здоровом образе жизни и формированию умений систематизировать и анализировать информацию, которую учащиеся получают на уроках биологии и из средств массовой информации.
  • Развивающие – развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации.
  • Воспитательные – воспитывать чувство ответственности за своё состояние здоровья и других, за работу в группе учащихся.

Оборудование:

  • таблицы по теме урока,
  • плакаты и рисунки, приготовленные детьми,
  • тексты, компьютер, проектор, презентация.

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Группа учащихся, проявляя своё творчество, использует различные источники информации по данной проблеме, делает выводы и обобщения по некоторым факторам образа жизни: - это особенности физической активности

  • особенности питания
  • вредные привычки: курение
  • вредные привычки: употребление алкоголя.

Материал готовят на 7 – 8 минут.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Домашнее задание:

Приготовить эмблему урока по данной теме.

3. Новый материал.

- Ориентировочно – мотивационный момент, сообщение темы и цели урока.

Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Он может успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Проблема сохранения и укрепления здоровья населения страны сегодня актуальна и глобальна. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. В этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой, военный потенциал страны. Поэтому знание основ здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы здоровья всего населения. Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказывается в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека. Здоровье человека зависит от целого комплекса определенных факторов: наследственности; окружающей среды – природной и социальной; уровня культуры; образа жизни индивида, его привычек и пристрастий. При этом, по мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50 %.

Поэтому цель нашего урока – не только получить представление о том, что такое здоровый образ жизни, но и задуматься о необходимости быть здоровым.

Прежде чем я представлю возможность для выступления каждой группе, давайте выясним: что такое здоровье?

Ответы: Здоровье – это …

…………..

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Обобщает ответы учитель, используя презентацию.

Определение понятия «здоровье» в обобщенной форме дает академик Д.В.Колесов. Он пишет: « Здоровье – системное качество организма и психики человека, определяемое совокупностью физических и духовных качеств и свойств, которые являются основой долголетия и необходимым условием для осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой, дружной семьи, рождения и воспитания детей ».

А от чего зависит здоровье человека?

Ответы: Наследственность, экология, питание….

Что вы понимаете под здоровым образом жизни?

Ответы учащихся ………….

Обобщение: Это не только отсутствие вредных привычек. Здоровый образ жизни – это оптимальная организация своей жизнедеятельности изо дня в день; это поведение человека, обеспечивающее его собственное здоровье и здоровье окружающих людей.

4. Учитель: Переходим к рассмотрению факторов образа жизни и их влияния на здоровье. Итоги вашей работы в группах и ваши выводы и рекомендации.

Однажды родители принесли своего двухмесячного ребенка к известному педиатру академику А.Ф.Туру и спросили у него, когда можно заниматься с их малышом физкультурой. Ответ знаменитого доктора был таков: « Вы опоздали на два месяца ».

Выступление учащихся 1-й группы по теме «Физическая активность и здоровье»

Предполагаемые выводы или дополнение учителя: Особо важной характеристикой здоровья в современных условиях становится физическое развитие детей. Хочешь быть здоровым – занимайся физкультурой, спортом и физическим трудом.

Основные принципы физической подготовки:

  • постепенность
  • систематичность
  • комплексность

Высказывания известных людей о пользе движения.

«Человек может жить до 100 лет, - говорил академик И.П.Павлов, - мы сами, своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».

Выступление учащихся 2 – й группы по теме « Особенности питания и здоровье»

Три самых простых правила питания должен знать каждый

  • питаться разнообразно и регулярно
  • не будьте жадны в еде
  • ешьте больше сырой, вареной, пареной пищи, ограничьте жареное, острое, животные жиры, сладости.

Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья.

«Курение – это привычка, отвратительная для взора, мерзкая для обоняния, вредная для мозга и опасная для легких». Король Джеймс Первый 1604г.

Выступление 3 – й группы учащихся по теме «Вредные привычки. Курение ».

По данным организации « Акция против курения » Россия занимает 3 –е место в мире по количеству выкуриваемых сигарет. В первую пятерку потребителей сигарет входят такие страны, как Китай, США, Россия, Япония, Индонезия.

Медики установили, что каждая папироса стоит курящему 15 минут жизни.

Курение перестает быть уделом только мальчишек, к сигаретам тянутся девочки. Наблюдается явная тенденция приобщения к никотину в более раннем возрасте. ( Использовать данные анкетирования по школе )

Давно люди поняли, что табак – сильный яд. Табак стали с успехом применять для уничтожения вредителей, опрыскивая его раствором растения.

Пагубное влияние курения на организм человека.

Рекомендации для тех, кто хочет бросить курить.

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации » (О.Бальзак)

Учитель: Если некоторые поступки и действия стали потребностью человека, то говорят, что у него возникает привычка. Он уже не может не выполнять эти действия или поступки. Выработать полезную привычку можно, только выполняя полезные действия, а отучить себя от вредной привычки можно лишь отказавшись от этих вредных действий.

Выступление 4 – й группы учащихся по теме « Вредные привычки. Употребление алкоголя.»

«Пьянство есть упражнение в безумстве» ( Пифагор )

Наукой установлено: чем раньше человек начинает пить, тем больше у него неотвратимой вероятности стать алкоголиком, хотя каждый считает, что такая угроза для него не страшна, что в любой момент, как только захочет, он может бросить пить. Но в том – то и заключается действие любого наркотика, что потребляющий его не может , не способен « захотеть» расстаться с ним. Употребление алкоголя приводит к гибели многих людей в самом расцвете сил.

Влияние алкоголя на здоровье человека.

Вредно ли пиво?

Заключительное слово учителя:

Мы рассмотрели лишь некоторые вопросы, раскрывающие зависимость здоровья человека от образа жизни. Всем стоит задуматься: здоровый ли образ жизни мы ведем? Что можно сделать для укрепления и сохранения здоровья?

Действительно, наше здоровье во многом зависит от нас самих. Закончить урок словами Н.М.Амосова или строками стихов:

Есть у всех свои проблемы, Но здоровье непременно, Стать важнее всех для вас должно. Нет! Скажите тем привычкам, Что мешают жить отлично, И да будет так заведено!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Лекция по формированию здорового образа жизни

От здорового духа — здоровое телоЧтобы  уберечь наших детей от пагубных привычек, нужно дать им альтернативу -  занятия любимым делом: рисованием, лепкой, пением,  физической культурой и спортом, туризмом… Нужно научить людей наблюдать за птицами, изучать  и охранять их, потому что это занятие оздоровляет души, а от «здорового духа — здоровое тело»!  Известно выражение: «В здоровом теле — здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: «От здорового духа — здоровое тело». Гармоническое развитие человеческой личности может быть достигнуто только в единстве этих двух здоровых начал. Поэтому совершенно необходимо воспитывать в себе силу духа, именно она сможет направлять разум человека в сторону добрых мыслей и положительных эмоций. Мысли должны созидать наше тело, а не разрушать его. Очень важно сегодня научить подрастающее поколение  использовать  свой разум для выработки сознательной философии жизни, направленной на сохранение здоровья. Ведь это сейчас  основной капитал каждого из нас.Болезнь легче предупредить, чем лечить. Слышали? Еще бы! Бытующие исключения (мол, на каждый чих не наздравствуешься) лишь подтверждают это золотое правило. Еще одна аксиома – «Все мы родом из детства». Как два этих утверждения связаны между собой. Грамотное отношение к своему здоровью, да и нравственные принципы закладываются в детстве, при помощи семьи. Тело и душа взаимосвязаны, а быть здоровым и счастливым так просто!Правило первое. Гигиена, гигиена и еще раз гигиена! Мойте руки перед едой. Это вам не только Серый волк из мультика про гномика Васю говорит, а врач-педиатр! Существует масса болезней, которых можно избежать, элементарно вымыв руки. Ежедневно принимайте водные процедуры, хотя бы душ. Каждый день меняйте белье. Особенно это актуально для девочек. Думается, не надо объяснять, почему? Ребенок должен чистить зубы утром и вечером. Чтобы превратить это занятие в приятную процедуру, используйте хорошую детскую зубную пасту и качественные щетки. Сейчас можно выбрать эти принадлежности на любой вкус, цвет и кошелек. В понятие гигиены входит и нормальный режим работы (занятий) ребенка, освещенность, температурный режим. Поэтому позаботьтесь о хорошей мебели, осветительных приборах, проветривании жилья. Если нужно, приобретете очиститель, увлажнитель или ионизатор воздуха. Здоровье дороже!Правило второе. О вкусной и полезной пище.Питание детей должно быть рациональным. Что это значит? Соблюдать регулярность в приеме пищи. Избегать соленого, жирного, сладкого, острого и жирного. Ежедневно включать в детский рацион фрукты и овощи. Морепродукты приветствуются! Пищу нужно хорошенько пережевывать. Как тут не вспомнить надпись на стене Старгородского второго дома собеса из «12 стульев»: «Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу!» Необходимо не забывать о том, что порядка 80% населения страны испытывает нехватку витаминов. Это сказывается на заболеваемости детей. Даже если мы будем потреблять все самое лучшее, отборное и полезное, это не поможет полностью удовлетворить потребность организма в полезных веществах. Выход – систематический прием поливитаминных препаратов. Это помогает нормальной работе всего организма, стимулирует укрепление иммунитета, что позволяет выдерживать натиск неблагоприятных факторов окружающей среды. Кроме того, детям и подросткам помимо витаминов необходим и йод, незаменимый для активной мозговой нагрузки и профилактики заболеваний эндокринной системы. Однако эти препараты йода следует принимать после совета с врачом.Правило третье. Спокойной ночи, малыши! Режим сна – архиважная вещь. Желательно отходить ко сну и просыпаться в определенное время. Не менее важна продолжительность отдыха. Для взрослых оптимально почивать 7-8 часов. Детям можно поваляться в кровати подольше – 8-9 часов. При этом к кровати свои требования: ей не рекомендуется быть слишком мягкой, а подушку даже можно убрать. Или заменить небольшой. Как и пухлую перину желательно поменять на ортопедический матрас. Перед сном нужно обязательно проветрить помещение. Взрослые, и дети должны отдыхать днем. При отсутствии возможности поспать, желательно прилечь после работы или учебы хотя бы на 15-30 минут. Организм должен отдохнуть, чтобы человек сохранял работоспособность в вечернее время для того, чтобы взрослые могли заняться домашними делами, а школьники – сделать домашнее задание.Правило четвертое. Закаляйся, если хочешь быть здоров! Ученые доказали, что если физическая нагрузка школьника ограничивается двумя уроками физкультуры в неделю, то в будущем у него могут развиться сердечно-сосудистые заболевания. Тем более, не секрет, что современные дети стараются всеми правдами и неправдами отлынивать от «физ-ры». Не нравятся уроки, нет времени или денег на посещение фитнес-клуба. Но уж 15-20 минут на ежедневную зарядку утром найдется? Не хотите зарядку, пусть будут занятия танцами и аэробикой, посещение бассейна и даже работа по дому, в саду или огороде. Что касается закаливания, то врачи советуют дважды в день обливаться холодной водой. Ничего придумывать не надо. Температура воды должна быть такой же, что и в кране с холодной водой. Регулярное закаливание с помощью холодной воды, по мнению врачей, стимулирует защитные силы организма и способствует профилактике простуды. Чтобы обливание принесло пользу, нужно соблюдать периодичность и постепенность процедур. Начинать обливания холодной водой нужно с кончиков пальцев ног, понемногу поднимая уровень. Не возбраняется практиковать и контрастное обливание, но с обязательным финалом в виде обливания холодной водой. И помните, любая процедура должна иметь положительную эмоциональную окраску. Если ребенок не хочет, заставлять его не нужно. Лучше убедить в полезности подобных занятий для его же блага.Правило пятое. Вредные привычки – вне закона. Табакокурение, алкоголизм и наркомания – близнецы-братья, три ступени одного процесса. Поэтому родители должны сделать все, чтобы оградить своих детей от этого зла. Пубертатный период таит в себе еще одну опасность – половую распущенность. Семья и общество должны прививать сексуальную культуру, прежде всего ограничение случайных связей и пользование средствами контрацепции.И последнее, шестое правило. Мир спасет любовь. И это не только лозунг хиппи. Основная потребность любого маленького человечка – в любви, ласке и заботе. Дети, которых искренне любят, лелеют и заботятся об их развитии и здоровье, гораздо менее восприимчивы к болезням. Ребенку крайне необходимы ласка, внимание и общение. Разумеется, любовь – лишь одно из шести правил. А заботиться о здоровье детей нужно в комплексе. Сделайте своего ребенка здоровым и счастливым!

globuss24.ru

Лекция на тему — «Физиологические основы здорового образа жизни».

В течение всего учебного года Вы изучали наш предмет. Во время чтения лекций (мною) и на практических занятиях (преподавателями кафедры) мы регулярно возвращались к проблеме здоровья, о которой я Вам говорил на самой первой лекции, когда мы пытались дать определение нормы физиологических функций. Теперь уже, обладая определенной суммой знаний, Вы сами можете составить собственное понятие, характеризующее здоровье. Однако согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это полное телесное (физическое), духовное и социальное благополучие». Давайте попробуем рассмотреть отдельные положения этого определения.

«Полное телесное (физическое) благополучие» – реально ли это в жизни? Многие из Вас могут сказать, что я физически здоров. Так ли это? Конечно, в молодые годы, когда Вам 18-20 лет, такое заключение сделать легко. Но присмотритесь к окружающим и Вы найдете, что один носит очки, у другого какие-то проблемы с ногой или рукой и т.д. И таких очень много, а если основательно проверить всех, то таких окажется большинство. На основании чего мы судим о физическом здоровье? Как правило, изучив пульс, давление, температуру, определив рост, вес и т.п. Если пойти в психиатрическую клинику и попытаться измерить все эти показатели, то можно получить их норму у большинства там находящихся. Разве мы считаем их здоровыми? Значит, определение таких показателей не является критерием оценки здоровья. Нужно еще и психическое здоровье.

«Полное психическое благополучие» – это единство сознания и подсознания. Мы так далеки порой от этого единства, что очень трудно решить порой кто же психически здоров, а кто болен. По статистике, например, каждый 4-ый в Европе психически нездоров. А сколько людей проходит мимо такой официальной статистики!

«Полное социальное благополучие» – по-видимому, это трудно достижимое явление для большинства людей. Всегда человека окружают какие-то социальные проблемы.

«Полное духовное благополучие» – оценка этого показателя поставит нас еще в более трудное положение. Духовное здоровье – это принцип природного добра ко всему и ко всем. А многие ли из нас могут сказать о своем природном добре к окружающему миру, к окружающим нас людям, даже и близким. Мы на каждом шагу видим безразличие к бедам других, безжалостность, бездушие, жестокость, насилие, садизм и другие проявления, свидетельствующие о низком (нижайшем!) духовном уровне многих людей.

Что же мы получили в итоге этого анализа? Да, как это не прискорбно, достаточно печальная картина у нас с Вами получилась. Получается, что отвечающего всем этим требованиям человека «днем с огнем не отыскать». Как же быть, что делать, чтобы приблизиться как-то к понятию здорового человека? Для этого надо максимально свести свою жизнь к тому, что называется здоровый образ жизни. От каких же факторов он зависит?

Если мы примем все здоровье за 100%, то вклад в него различных факторов будет приблизительно следующий. Окружающая нас внешняя среда влияет на наше здоровье и ее вклад в него составляет приблизительно 20%. Различные социальные факторы также на 20% определяют наше здоровье. Остальные 60% (а по некоторым источникам и все 80%) – это образ жизни.

О социальном факторе я уже практически сказал и лишь добавлю к этому несколько слов о роли медицины в сохранении и поддержании здоровья. По данным большинства исследователей роль медицины в сохранении здоровья очень скромна и на ее долю приходится около 6-8%. Она выполняет скорее функции поддержания организма на определенном уровне, относительно близком к состоянию здоровья. И можно с уверенностью сказать, что никакие суперсовременные диагностические машины, никакая сверхлабораторная служба, никакие суперэффективнейшие лекарственные препараты, суперсовременные клиники и суперзаурядные врачи (и сколько бы мы их не готовили) проблему здоровья не решат и не решают. Число больных, несмотря на все эти супер -, растет и растет. И, самое главное, будет расти и дальше. Запомните, чем больше лекарственных препаратов и чем больше аптек (а это видно сейчас невооруженным глазом!), тем больше больных.

О влияниях внешней среды, я думаю Вам многое известно, в частности, об экологическом факторе можно говорить много и приводить разные примеры. Но самое главное в этой проблеме – это полнейшая экологическая безграмотность людей. Вспомните, когда Вы едете вдоль дороги, где привязаны животные. Вот и решается проблема питания. В этом и заключена «экологическая грамотность» людей. А бесконтрольная химическая обработка овощей и фруктов при их выращивании! Я уже не говорю про Чернобыль. Конечно, все это влияет на наше здоровье. Но ведь все это результат деятельности человека. Значит, мы что-то делаем не так.

И, наконец, главный фактор, от которого зависит наше здоровье – это образ жизни современного человека. Он не случайно составляет 60-80% нашего здоровья. Что же мы имеем в виду, когда говорим о здоровом образе жизни? Он включает в себя много составляющих. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом. Среди них наибольшее значение имеют следующие: мысли, движение, воздух, вода, питание, вредные привычки и активная психическая деятельность. Эти факторы могут быть рассмотрены в любой последовательности, но я считаю, что мысли человека – это один из главнейших и важнейших элементов здорового образа жизни. Известная Вам поговорка «В здоровом теле — здоровый дух» неверна. Все наоборот: «Здоровый дух – здоровое тело». Я Вам раньше говорил об этом, когда мы изучали с Вами физиологию высшей нервной деятельности. Мысли могут сделать человека больным, они же могут его и вылечить. Второй, очень важный фактор здоровья — это движение. Еще Аристотель когда-то писал: «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие». И с этим, особенно в настоящее время, надо полностью согласиться. Почему особенно в настоящее время? Дело заключается в том, что в настоящее время двигательная активность людей чрезвычайно слаба, большинство не выполняет элементарнейших норм физической активности, на какую рассчитан организм, для какой предназначены наши органы. А ведь мир так устроен (а мы есть частичка этого мира), что все находится в движении, причем, в гармоническом. Если эта гармония нарушается, то возникает «хаос». Это и есть болезнь, если свести его к организму человека. Запомните, от физического бездействия сильный орган вырождается, бессильный – гибнет при перенапряжении. В течение всего курса лекций я пытался на многочисленных примерах при изучении каждого раздела физиологии показать Вам преимущества в деятельности того или иного органа (системы) у тренированных к физическим нагрузкам людей, в сравнении с не тренироваными. Сегодня приведу пример такого преимущества на основании тех научных исследований, которые мы провели у нас на кафедре. Эти исследования, в свое время, работая у нас на кафедре, выполняли известные Вам сотрудники нашей академии — профессор Еремина Е.Л., профессор Грицай Н.Н., профессор Лобань Г.А., профессор Силенко Ю.И., доцент Моргун З.К., доцент Сидорова А.И., доцент Муляр Л.А., доцент Сорокина С.И.. Мы исследовали более 100 показателей, характеризующих работу различных систем организма, у большой группы людей (более 700), часть из которых была контрольной, а часть занималась оздоровительным бегом. Нашими исследованиями было установлено, что у людей занимающихся оздоровительным бегом (в возрасте от 20 до 75 лет, разного пола, разных профессиональных групп) выше в крови количество форменных элементов крови, ниже показатели свертываемости крови, выше уровень простациклина в сосудистой стенке, ниже кровяное давление и т.д. Я мог бы перечислить десятки показателей, которые у этих людей были значительно ближе к норме, чем у людей, не выполняющих никаких нагрузок. Известны данные литературы, что у людей, погибших в результате несчастных случаев (катастрофы), но ранее регулярно занимающихся таким видом тренировки, практически отсутствуют склеротические поражения сосудов.

Можно было бы прочитать отдельную лекцию на основании этого материала. Но в последние годы появились новые интересные данные, которые заставили меня несколько пересмотреть, вернее уточнить, эту мою позицию относительно движения – как фактора здорового образа жизни. Дело заключается в том, что мы и ранее обращали внимание на тот факт, что у разных людей (с позиции их эмоциональной характеристики, типологических особенностей) влияние оздоровительного бега неодинаково по скорости эффекта и зависит от величины нагрузки (расстояния, пробегаемого за тренировку и скорости бега, частоты бега в неделю). В настоящее время показано, что физическая активность людей должна быть в соотвествии с их генетическими особенностями, которые можно оценить по группам крови. Я разделяю такую позицию и считаю, что это надо обязательно взять на вооружение всем кто занимается физическими упражнениями. В чем же заключаются эти особенности. Лицам с I группой крови показаны интенсивные виды нагрузок – это бег, плавание, быстрая ходьба с частотой 4 раза в неделю. А вот лицам II группы крови нужно сочетание средней интенсивности ходьбы и бега с успокаивающими нагрузками (типа медитативных упражнений). Такое сочетание у них должно быть с частотой 3-4 раза в неделю. Лицам III группы рекомендуются интенсивные нагрузки (бег, ходьба – 3 раза в неделю) и расслабляющие (гимнастика 1 – 2 раза в неделю). Людям с IV группой крови необходимы нагрузки близкие к людям со II группой. Им надо избегать игр, в которых есть элеменет соперничества. Такое уточнение, связанное с группами крови, я считаю, делает нагрузки у людей более адекватными и их профилактический (лечебный) эффект от этого только должен расти.

Существенным фактором здорового образа жизни является постановка правильного дыхания, а также воздух, которым мы дышим. О правильном дыхании — я уже говорил ранее. Напомню лишь, что мы теперь с Вами дышим только носом, с задержкой на вдохе и особенно на выдохе, и тренируемся, чтобы частота дыхания, наконец-то, у нас стала «здоровой» – а это, как Вы помните, 6-8 дыхательных движений в минуту. Кстати, физические тренировки автоматически Вас к этому приведут. Теперь о воздухе, которым мы дышим. Надо дышать воздухом с максимальным количеством отрицательных ионов. А это воздух – горный, около водоемов, в конце — концов, на улице (особенно в парках, лесу). В помещении, самом идеальном с точки зрения обывателя месте пребывания, масса положительных аэроионов, которые и делают нас больными.

Вода – важнейший фактор здорового образа жизни. Наш организм нуждается постоянно в ней, но какую воду мы пьем? Естественно надо стремиться к потреблению самой чистой воды – родниковой, очищенной.

Следующий фактор – это питание. Этот фактор неразрывно связан с движением. Тот, кто регулярно тренируется, проблем питания не испытывает. Такой человек никогда не съест и не выпьет лишнего. О проблеме питания я Вам достаточно подробно говорил на одной из предыдущих лекций и думаю, что к этому мало, что можно добавить. Запомните, самый главный подход к проблеме питания – это ограниченность потребления пищи. Если мы научимся себя ограничивать в еде и питье, мы снимем с себя массу проблем и будем во сто крат здоровее того человека, который не может быть сдержанным. Большинство из нас потребляет больше, чем расходует. Не случайно каждый второй практически имеет лишний вес. А лишний вес – это уже болезнь.

Следующая группа факторов – это вредные привычки. Как легко их заработать и как трудно с ними бороться, всем и каждому. На некоторых лекциях я приводил Вам отдельные примеры развития привычки к табаку, алкоголю, наркотикам, лекарствам. Все это разновидности наркомании. Не буду повторяться. Знаю, как сложна эта проблема. Что можно сказать по этому поводу на последней лекции? Хотите быть примером для своих близких, для пациентов ограничьте себя от всего этого. Расстаньтесь с сигаретой, рюмкой, наркотиком, лекарством. Только здоровый человек может вылечить больного. Больной врач никогда не может помочь больному, по-настоящему.

Еще один фактор здоровья – это активная психическая деятельность. Что имеется в виду под этим? Здесь два важных аспекта: радость труда и сексуальное здоровье. Радость труда – это интерес к труду. Есть психологический оптимум, который сводится к тому, что занятость трудом соответствует физиологическим, интеллектуальным, социальным и другим факторам. Удовлетворены ли Вы своим трудом? Много ли людей сегодня «радуются», выполняя свою работу? Процент таких людей очень незначителен, к сожалению. А ведь основное время в жизни мы проводим на работе. Если она не приносит радости, то это никак не добавляет нам здоровья. Все как раз наоборот.

Сексуальное здоровье –это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных факторов. Сегодня мы часто говорим о сексуальном взрыве. А что это такое? В средние века церковь проповедовала аскетизм (воздержание, в том числе и половое). Интим оценивался как блуд. Много было невежества в интиме, а естественно, что невежество может породить только невежество. Поэтому оно осталось и сегодня. Наконец, произошло то, что сделало большой разрыв между гражданской и половой зрелостью. Если гражданская зрелость наступает в 18-20 лет (у девушек) и 22-23 года (у юношей), то половая зрелость наступает значительно раньше (в 12-14 лет у девочек и 15-16 лет у мальчиков). Разрыв одного от другого составляет 5-7 лет и более. В этот период (ранний половой) есть только две составляющие сексуального здоровья – соматическая и эмоциональная. Поэтому раннее начало половой жизни вызывает деградацию, как умственную, так и физическую (увядание, импотенция).

Ко всем перечисленным факторам здорового образа жизни можно добавить еще массу мелких факторов, но в целом это не меняет положения. Ясно только одно, что здоровье человека, в основном, находится в его руках. Если хочешь увидеть виновника твоих бед и болезней, то посмотри в зеркало и там ты увидишь его во всей красе!

Итак, прощаясь с Вами, я бы хотел Вам пожелать следующее.

  1. Перестаньте «ныть», «жаловаться», «искать виновных» – в этом всегда есть доля иждевенчества и главная причина Ваших проблем.

  2. Перестаньте уклоняться от физических нагрузок, не делайте занятий физической культурой компанией. Начав заниматься физическими упражнениями (любыми)– продолжайте всю жизнь в соотвествии со своими генетическими возможностями.

  3. Не забывайте, что есть нужно, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Помните, каждые 2,5 см окружности талии по отношении к груди стоят Вам двух лет жизни.

  4. Немедленно бросайте курить, принимать наркотики и лекарства и добивайтесь этого от других.

  5. Не пугайтесь риска, жизненных трудностей, смело идите им навстречу и научитесь преодолевать их. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на мелочи. Ничто так не ценится дорого, как вежливость и правдивость. Улыбка, умная шутка, правдивое слово помогут Вам и Вашим близким больше, чем весь арсенал аптеки.

  6. Берите с собой в дорогу жизни знания, любовь к труду, ибо время сладкого ничего неделания проходят, а мир – не зал, для праздношатающихся, а великая мастерская! Творите в ней!

Также рекомендуем к прочтению:

medicalru.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность