НОВОСТИ |
Значение понятий «образ жизни» и «здоровый образ жизни». Значение здорового образа жизниЗначение здорового образа жизни, важность здорового образа жизни, значимость здорового образа жизниРазличные писания мира подчеркивают необходимость соблюдения фундаментальных правил, направленных на поддержание здоровья, на важность и значение здорового образа жизни для человека и его здоровья. Наше тело дано нам (кем и как – это уже вопрос, который каждый решает для себя лично) для того, чтобы мы могли реализовывать себя в этом мире. Ежедневно мы разными способами позитивно или не очень реализуем себя в социуме. Многие пытаются убрать это «или» и стремятся оставлять после себя по возможности только самое лучшее, постепенно избавляясь от омрачений и эгоизма и от телесного здоровья двигаясь к более высоким уровням. Возможно ли это во время болезни физического тела? Читатель этой статьи, конечно, вспомнит, что не раз во время недуга мысли концентрировались только на боли и крайне трудно на таких тонкоматериальных вещах, как творчество, сострадание, радость, духовность, обучение. Чтобы встать и своим несчастным бренным телом «причинить» что-либо из этого достойного списка кому-то вообще мыслей не было. Вместо этого – жалость и стойкая клятва больше так не есть, не пить, не делать … до следующего раза. Больному человеку и мёд горек, говорят в народе. Здоровье физического тела – первостепенная потребность человека. В наше время всё чаще звучит словосочетание «здоровый образ жизни». Если вы спросите своих знакомых, ведут ли и понимают ли они значимость здорового образа жизни, почти каждый ответит утвердительно. Регулярные тренировки в спортзале, нерегулярные тренировки там же, порошковое белковое питание, сыроедение, шампанское по праздникам, йога (по форме), питание без графика, питание по графику, чашка кофе в день – всё это разными людьми считается мероприятиями для поддержания здоровья. Сегодня термин «здоровый образ жизни» объединяет необозримое множество понятий. Поэтому, чтобы разобраться в этой теме, необходимо ввести некий стандарт, опираясь на который, мы двинемся дальше. Неудивительно, что в понимании данного стандарта Запад и Восток солидарны, ведь страдания физического тела везде причиняют одинаковую боль. Здоровье, по определению ВОЗ, это состояние физического, социального, психического и духовного благополучия. С точки зрения Аюрведы (традиционной «индийской» медицины, одного из раздела ведических шастр), здоровье состоит из четырёх уровней: Арогья – «отсутствие физических страданий, или физическое благополучие»; Сукхам ¬– «мирское счастье, или счастье нахождения в социуме»; Свастха – «эмоциональное благополучие»; Ананда – «духовное счастье, радость, удовлетворение». Таким образом, здоровье тела и отсутствие болезней, то, как большинство понимают смысл здорового образа жизни сегодня, является первым, базисным, но только одним из четырех его уровней. 1. Физическое благополучие – Арогья Это первый уровень, который подразумевает, что вы не имеете телесных недугов, болезней, недомоганий, болей и в целом хорошо себя чувствуете. Для повседневной деятельности нам необходимо здоровое тело, и поэтому этот уровень является базовым. Трудно представить себе человека, живущего полной жизнью, страдающего при этом от гипертонии, головокружений, насморка и т.д. Часто этот уровень рассматривают как единственно значимый и посвящают всё своё свободное время и силы так называемому «культу здорового тела». Хорошо это или плохо? В качестве выстраивания некоего базиса – необходимо. Но, к примеру, с точки зрения зацикливания на себе – возможный, но не лучший сценарий вашего развития. Попробуйте приложить силы для улучшения физического благополучия людей в социуме вокруг вас любым доступным вам способом. 2. Социальное благополучие – Сукхам Этот уровень подразумевает благополучие, испытываемое человеком от пребывания в обществе. Пожалуй, наиболее важный аспект, в отношениях человек-социум, – его профессиональная деятельность. Немногие могут сказать, что занимаются в жизни тем, что доставляет им удовольствие. Как правило, деньги заставляют людей каждое утро просыпаться после пяти будильников с радостной мыслью: «снова на работу». По данным американских экспертов, у лиц, перенёсших сердечный приступ, в 90% случаев обнаруживаются две общие черты. Первая – нелюбимая работа. Вторая – нелюбимая семья. Как решить первую проблему? Следовать своему предназначению. Но. Это не значит, что, имея, к примеру, предназначение стать преподавателем йоги, человек бросает дом, работу, семью и уходит жить в пещеру/ашрам. Ещё раз подчеркнём, что буддизм рассматривает лучшую деятельность как помощь людям вокруг в избавлении от омрачений. Деша-кала-патра – «время, место, обстоятельства». Не нужно проявлять фанатизм, путь к своей дхарме в наше время небыстр и точно не лежит через пещеру. Решение второй проблемы в том, чтобы принять всё своё окружение такими, какие они есть. Это когда мы искренне считаем, что наши родные – самые лучшие. Наши дети – самые лучшие, как бы они себя ни вели. Мой супруг (или супруга) идеален, потому что лучше всего напоминает мне, каким образом я должен меняться в лучшую сторону. Считается, что наше окружение – это олицетворение нашей кармы, т.е. мои прошлые поступки пришли ко мне в форме конкретных личностей, чтобы чему-то меня научить. Стало быть, это самая лучшая ситуация для нашего роста. То же относится и к материальному положению. Пусть у меня невысокая зарплата, зато стабильная. Пусть квартира маленькая, зато своя. Говорится, что надо развивать в себе умонастроение благодарности – благодарность жизни, судьбе, природе и окружающим нас людям. Так просто менее психически энергозатратно жить. 3. Психическое благополучие – Свастха Психическое и эмоциональное благополучие, понимание своей собственной природы и природы своего ума, который без устали мотивирует нас к тем или иным поступкам, есть качества здоровой психики. На западе профессия психолога чрезвычайно популярна. Там люди стремятся разобраться в своих эмоциях и желаниях, всё лучше понимая, что гнев может быть разрушителен для организма в целом, а ненависть отнимает драгоценные жизненные ресурсы. На востоке люди ищут ответы на вечные вопросы о том, кто есть Я и что есть Душа, каков её путь из одного тела в другое. Уровень понимания своей психики возможен при условии, когда человек осознаёт, что все объекты, явления и события преходящи. На социальном уровне мы получали удовлетворение от внешних источников, таких как деятельность, взаимоотношения, материальные объекты. Представьте, что эти источники пропадут. Есть интересная работа, любимая семья, хорошие взаимоотношения, материальное благополучие, но в какой-то момент это исчезнет. Психически благополучный человек не будет терять здесь самообладание. Он останется в состоянии эмоционального благополучия, даже если потеряет всё, даже тело. Мы приходим в этот мир голенькими и уходим такими же, это нельзя изменить. Измени, если можешь, и не страдай. Если не можешь изменить, зачем страдать? Поэтому свастха подразумевает адекватную реакцию на события, которые происходят вовне (социум) и внутри (психика). 4. Духовное благополучие – Ананда Важным признаком духовного благополучия является то, что оно постоянно возрастает. Каждый день, каждое мгновение всё больше и больше вы испытываете счастье, удовлетворение и радость, что бы ни происходило вокруг. Это не значит, что вас пора сдать куда следует, вы уже понимаете важность и обладаете физической, социальной и психической составляющей здорового образа жизни, вы не больны. Осознание истинного понимания уровня духовного благополучия в наше время от нас требует усилий, ведь духовность сейчас весьма проигрывает материализму, духовность даже продают задорого и делают на ней бизнес. На этом уровне особенно стоит соблюдать принцип золотой середины: является ли истинной духовностью отречение от семьи или круглая сумма за отпущение грехов? Это уровень нравственности, здравомыслия и морали, отсутствия фанатизма и видения истинного положения вещей. Не кажется ли вам, что он возможен лишь в случае соблюдения остальных ступеней здорового образа жизни, ведь как узнать, что есть мораль без социума, и как применить здравомыслие, не испытав на своём теле? Таким образом, получается, что, если вы заинтересованы в здоровом образе жизни, не ограничивайтесь только отсутствием болезней и поддержанием своего физического тела в норме. Задумайтесь: «Как там у меня со всеми четырьмя уровнями? Если я здоров, не стоит ли мне обратить внимание на социальную сферу, а если и там всё хорошо, не пора ли аккуратно расселить тараканов в голове?» Конечно, невозможно довести до совершенства одну сферу, сейчас в нашем ведении у каждого из нас сразу все четыре уровня. И в своём истинном значении здоровый образ жизни призван помочь человеку выстроить гармоничную жизнь во всех направлениях, не только в материальных, но и в духовных. В цитате, приведённой в начале этой статьи, вы видите все четыре уровня, и уровень физики тела является базой для построения гармоничной жизни. Социальное неблагополучие влияет на физическое здоровье, нездоровая психика – на отношения в социуме, а бездуховный человек разрушает в первую очередь свою психику, тогда вся пирамида рано или поздно рухнет. Уже сегодня можно с чего-то начать, чтобы сохранить её в равновесии и покое. Будьте ЗДОРОВЫ, ОМ! Автор статьи: Владимир Старцев www.oum.ru Значение здоровья и здорового образа жизниОтечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальссвич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.). ЗОЖ зависит от: — объективных общественных условий, социально-экономических факторов; — конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга; — системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ. До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ. Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества. Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, — это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипо-кинезии (Р.Е.Мотылянская, В.К.Велитчснко, Э.Я.Каплан, В.Н.Артамонов, 1990). Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» (1988) указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. Авторы монографии выделили три основных компонента здорового образа жизни: 1) объективные общественные условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни; 3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский и др.). Ю.П.Лисицин и Г.И.Царегородцев (1986) дают следующее определение: «Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества. Формирование ЗОЖ не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности. Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний (Изуткин Д.А., 1982). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы. Сотрудник сектора социологии ВНИИФК Г.В.Дивина (1993) справедливо отмечала, что понятие «здоровый образ жизни» пока еще не определено, пользующиеся им вынуждены оговаривать, что конкретно они имеют в виду, для того, чтобы быть правильно понятыми Возможно, в скором будущем необходимость в этом отпадет, так как понятие обретет методологическую и концептуальную «униформу» Пока же хотелось бы употребить вместо «здоровый образ жизни» понятие «культурный образ жизни» (цивилизованный, гуманистический), подразумевая, что здоровье неотъемлемо от культурного образа жизни и является не самоцелью, а органичным компонентом развития и совершенствования как общества, так и отдельного индивида Древние говорили: «Здоровый дух в здоровом теле», подчеркивая таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами — если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не сможет не следить. Но в практику нашего физкультурного движения эта древняя мудрость пришла в искаженном, перевернутом виде, что и сказалось на некоторых концептуальных просчетах. У нас она звучит, как «в здоровом теле — здоровый дух», а значит, телесное как бы ставится, выпячивается на первый план, являясь гарантом того, что телесное здоровье может служить залогом духовного здоровья, что, как мы тому имеем множество свидетельств совсем не так. Образ жизни — здоровый, культурный, цивилизованный — реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах. Состояние человека, лежащее между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то, и другое. Еще классик античной медицины Гален назвал его третьим состоянием. Так же как и болезнь, третье состояние может быть вызвано самыми различными причинами. Современные условия жизни порождают воздействия на организм человека физической, химической, биологической, психической природы, они приводят к так называемым болезням цивилизации. Но, по мнению некоторых ученых, те же воздействия вызывают общие симптомы, свойственные третьему состоянию. Это неврастения, потеря аппетита, раздражительность, головные боли, усталость, сухость кожи и т.д. В основу ЗОЖ, по мнению Д.А.Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов: 1) здоровый образ жизни — его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении; 2) человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик; 3) здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных mirznanii.com Важность здорового образа жизни
Ежедневно, все мы с вами ходим на работу, возвращаемся домой, спим и так по кругу. Иногда, и вовсе забываем о том, что у нас есть бесценное здоровье, семья, которым также необходимо выделять достаточное количество внимания. С большим пониманием можно сказать, что в связи с тяжелой финансовой ситуацией, не всегда получается найти свободную минутку, чтобы уделить себе время и заняться укреплением своего здоровья.
Тем не менее, это обязательный процесс, который просто нельзя выпускать из внимания. Очень важно заниматься подвижным видом спортом, ходить в спортзал, заниматься фитнесом и многое другое. На ежедневные тренировки, врятли у кого-то найдется необходимое количество времени, а вот найти по часу в день, 2-3 раза в неделю вполне возможно. И здесь возникает другой вопрос: как начать здоровый образ жизни. Существует множество советов, которые подскажут вам, как важно и необходимо начать здоровый образ жизни, посоветуют, как лучше это реализовать, и по сути, все они будут правы, но здесь нужно кое что уточнить. Для каждого человека что-то особенное станет стимулом, что поможет ему начать заниматься спортом, делать утренние пробежки, ходить в спортивный зал, причем регулярно. Для каждого из нас, стимулом будет выступать какая-то деталь, которая вам поможет и подскажет.
Поэтому, в этой статье мы решили не только показать важность и необходимость здорового образа жизни для организма человека, но и привести целый ряд причин, по которым вам захочется начать здоровый образ жизни. Изначально стоит сказать, что каждый, сможет найти для себя особенную причину, которая впечатлит его больше всего, и он захочет узнать об этом больше. Самый простой способ начать здоровый образ жизни – это захотеть. Не существует лучшего стимула, заниматься регулярными тренировками, чем иметь желание к этим занятиям. Если у вас просто, катастрофически, не хватает свободного время для физических нагрузок и тренировок, научитесь совмещать приятное с полезным. Если в работаете в офисе, или передвигаетесь по городу с деловыми намерениями, попробуйте ходить быстрым шагом, это своеобразная нагрузка на организм, которая также будет полезна, и для здоровья, и для вашей успеваемости. Откажитесь от быстрой еды.
Она очень вредна, и это было уже не единожды доказано, многими учеными. Быстрое питание на работе еще называют «бомбой замедленного действия», вы питаетесь на работе бутербродами и не замечаете, как делаете только хуже своему здоровью, в частности желудку. Люди, которые настроено, решили начать здоровый образ жизни обязаны просто отказаться от курения. Это один из первых и главных шагов к новой жизни, которая будет полна позитивных эмоций, интересных занятий, вам даже не придет в голову мысль о том, что стоит покурить.
Для здоровья и восстановления сил, необходим крепкий сон, а для этого, в свою очередь, нужна комфортная и удобная кровать, которая будет дарить вам крепкий сон, каждую ночь. Раз уж мы добрались к спальне, то стоит сказать, что нужно чаще заниматься регулярным сексом. Этим вы действительно будете совмещать приятное с полезным, да и к тому же, секс очень здорово укрепляет иммунитет и состояние вашего здоровья. Крайний совет будет с доброжелательными намерениями. Чаще улыбайтесь, как показывает статистика, 100 улыбок в день, заменят вам 15 минут занятий на велотренажере. Итак, мы с вами выяснили, что здоровый образ жизни является не только необходимым и важным, но и приятным.
Можно совмещать приятное с полезным, и вы получите отличный результат. stanzdorovei.ru Значение здоровья и здорового образа жизнифункций; 4) здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании. Здоровый образ жизни — это «типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия». Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества. Структура здорового образа жизни — целостное единство предметно-вещного природного, социокультурного и духовного компонентов социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека и общества. Структура ЗОЖ включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности родового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производ-ственных. агрокультурных, коммуникационных факторов. Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Ю. П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И наконец, стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля жизни. Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями. Таким образом, здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья. В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода. Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными генотипами. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья. Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым. Таким образом, при выполнении общих рекомендаций по формированию здорового образа жизни, человек должен проявлять и творческий подход к своему здоровью. 3. Глава 2. Пропаганда здоровья. Можно выделить следующие основные направления в деятельности по формированию здорового образа жизни: 1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения. Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека. Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится. 1. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. 2. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков. Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курят, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев, 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Основной формой антинаркотической профилактики является пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую, особенно с детьми и молодежью. Разъяснительная работа специалистов здравоохранения проводится эпизодически, ею практически занимаются врачи наркологи и не задействованы врачи других специальностей. Профилактические акции, как правило, проводятся в городах, не затрагивая небольших населенных пунктов. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным. 3. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления. Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкультпаузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Необходимо, прежде всего, преодолеть пассивность муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые способны профессионально возглавить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни, таким образом, - это целая система общественных и индивидуальных видов, способов, форм деятельности, активности, направленных на преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных, психологических и природных условий и факторов образа жизни. mirznanii.com
10b.3dn.ru Значение понятий «образ жизни» и «здоровый образ жизни»Содержание понятий и практическое значение. Перечисленные выше факторы не всегда напрямую влияют на принятие человеком того или иного образа жизни в рамках отношения к здоровью. Установки людей часто расходятся с их реальным поведением. Придавая большое значение здоровью, индивид может и не поддерживать его. И наоборот, бывает, что глубоко не задумываясь о своем отношении к здоровью, человек принимает и поддерживает достаточно здоровый образ жизни. Следовательно, вступая в общение с конкретным пациентом, врач должен оценивать его отношение к здоровью не только по словам, которыми он описывает свои намерения, но и ориентируясь на анализ формальных факторов (пол, семейное положение и пр.) и, главное, представляя себе всю картину реальных условий жизни данного человека. Попытаемся разобраться в содержании понятия «образ жизни» и некоторых ориентирах и нормах, задающих современное представление о здоровом образе жизни. «В словаре понятий Всемирной организации здравоохранения образ жизни — это взаимодействие условий жизни индивида в широком смысле с индивидуальной моделью поведения, которая определяется социокультурными факторами и личностными особенностями». Применительно к здоровью понятие «образ жизни» можно определить как систему трудовой, бытовой, рекреационной (области отдыха и досуга) деятельности, от которых зависит здоровье человека. Многие ученые считают нужным дополнить данное понятие факторами мировоззренческой устремленности человека, духовным здоровьем. Достаточно обобщенно и в целостном единстве образ жизни можно рассматривать как поведение, жизнедеятельность человека в определенных условиях. Это общепринятое понятие, распространенное не только среди медиков, социологов или педагогов. Родственными, близкими к нему по смыслу являются такие понятия, как «условия жизни», «жизненный уклад», «способ жизнедеятельности». Важно подчеркнуть, что образ жизни, с одной стороны, регламентируется обществом, а с другой — оказывается проявлением индивидуального выбора. С развитием цивилизации выбор различных моделей расширяется, что имеет с точки зрения медицины и негативный, и позитивный характер. Понятие «здоровый образ жизни» более узкое по отношению к образу жизни в целом. «Здоровый образ жизни — это деятельность, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья людей. Он формируется двумя путями: во-первых, через уменьшение и элиминирование факторов риска; во-вторых, через создание условий для сохранения и укрепления здоровья индивидом». Сегодня общепризнанным является положение о том, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. Увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85 % связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения. Одна из первейших задач социальной политики — формирование здорового образа жизни. По мнению Э.Н.Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определять как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. В таком определении надо особенно выделить культурологический аспект, который подчеркивает, что образ жизни не тождествен ее материальным условиям: последние лишь опосредуют и обусловливают его. Для описания образа жизни группы людей можно воспользоваться различением, которое вводит Ю. П. Лисицин. Он включает в образ жизни четыре категории: экономическую — уровень жизни, социологическую — качество жизни, социально-психологическую — стиль жизни, социально-экономическую — уклад жизни. Для описания образа жизни индивидуального человека важно учитывать его личностно-мотивационные качества и жизненные ориентиры. Здесь большее значение приобретают две последние из указанных категорий — стиль и уклад жизни. При более или менее равных экономических и социальных условиях люди часто по-разному удовлетворяют свои потребности в здоровье. Проявляется это в их поведении, предпочтениях и приоритетах, и в первую очередь определяется воспитанием и во вторую — унаследованными в ходе родовой передачи традициями. Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Каждая из них широко и многообразно представлена в жизни современного человека. Мы выделим только те моменты, которые наиболее вероятно могут стать предметом обсуждения врача и пациента. Целью такой беседы будет выявление образа жизни, который ведет конкретный человек, и оценка врачом возможности (или необходимости) изменения его жизнедеятельности. Рациональное питание. Современный человек из-за легкой доступности пищи без значительных энергозатрат все в большей степени превращает ее не в необходимость, а в удовольствие. В филогенезе организм человека мог получать пищу только благодаря тому, что двигался в ее поисках, добыче. Но сегодня пища перестает быть компенсацией уже сделанных усилий, она становится средством удовлетворения аппетита как субъективного фактора, а не голода как фактора, физиологически объективного. Поэтому человек во многом стал строить свой режим питания в расчете на якобы предстоящие усилия, которые, как правило, в силу профессиональной и бытовой гиподинамии оказываются значительно меньшими. Под рациональным питанием принято понимать правильно подобранный рацион, который отвечает индивидуальным особенностям конкретного организма, учитывает характер труда, половые и возрастные особенности человека, климатогеографические условия проживания. В основу рационального питания положены следующие основные принципы. 1. Обеспечение баланса энергии, поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности. При расчете энергии учитываются расходы в ходе основного обмена (в состоянии полного покоя), в ходе утилизации пищи и мышечной деятельности. Среднесуточный расход энергии для работников умственного труда составляет у мужчин — 2550 — 2800 ккал, у женщин — 2200 — 2400 ккал, для работников, занятых тяжелым трудом (шахтеры, грузчики, металлурги), — 3900—4300 ккал. Считается, что если суточная калорийность пищи превышает энерго затраты на 300 ккал (это 100-граммовая сдобная булочка), то накопление резервного жира может увеличиться в день на 15 — 30 г и в год составить 5—10 кг. Для здоровья небезразличен как избыток пищевых калорий, так и их недостаток.
Оптимальный двигательный режим. В настоящее время в разных областях знаний о человеке накоплены многочисленные факты благотворного влияния двигательной активности на уровень обменных процессов, на функционирование внутренних органов, объем мышечной ткани, увеличение жизненной емкости легких, состояние сердечно-сосудистой системы и т.д. Общепризнанно, что рациональная физическая активность, приводя к увеличению мощности и стабильности механизма общей адаптации за счет совершенствования функций ЦНС и восстановительных процессов, позволяет поддерживать состояние здоровья и трудоспособность человека на высоком уровне. Процесс цивилизации сопровождается все более отчетливой тенденцией к снижению двигательной активности. «Недостаток движения — гипокинезия — вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию... Гипокинезия уменьшает силу и выносливость мышц, снижает их тонус, уменьшает объем мышечной массы, красных и белых мышечных волокон, ухудшает координацию движения, приводит к выраженным функциональным изменениям: учащаются сердечные сокращения, уменьшается ударный и минутный объем кровообращения, а также объем циркулирующей крови, сокращается емкость сосудистого русла, замедляется время общего круговорота крови». Существуют данные о том, что максимальное употребление кислорода организмом человека в возрасте старше 25 лет каждые 10 лет уменьшается на 8 %, что обусловлено главным образом снижением естественной физической активности. У людей, практикующих в той или иной форме физические нагрузки, этот показатель составляет половину указанной цифры. Следовательно, у таких людей процессы старения протекают иначе, «тормозятся». Регулярное использование средств физической культуры с целью медицинской реабилитации позволяет снизить число хронических заболеваний на 15 —25 %, а также уменьшить в 2 —4 раза число обращений за медицинской помощью по сравнению с остальной частью населения. Для механизма адаптации к физическим нагрузкам имеют значение усиленное образование метаболитов и гормонов, а также адаптивный синтез белка. Благодаря этому увеличивается мощность работающих клеточных структур, что указывает на переход от срочной адаптации к устойчивой, долговременной, неспецифической. Оценка активности человека предполагает учет всех видов его деятельности — профессиональной, бытовой, досуговой, физкультурной и пр. Имеет значение и соотношение объема выполняемой нагрузки и периода, отведенного на восстановление, причем не только пассивное, но и активное. Для составления картины образа жизни своего пациента врач должен обязательно выявить, какие формы активного движения использует человек, и разграничить их на формы напряжения и расслабления. Кроме общих физических упражнений — гимнастики, бега, плавания, спортивных игр — в настоящее время широко распространены занятия на тренажерах, дыхательные упражнения, различные комплексы движений по системам йоги, ушу и др. Следует помнить, что и такие вспомогательные процедуры, как пешая прогулка, душ, массаж, растирания также являются важными элементами повседневной физической культуры человека. В детском и подростковом возрасте — периодах интенсивного развития и роста человека — участие в различных формах физической культуры определяет становление двигательных навыков, способствует координации движений, расширяет резерв адаптации функциональных систем организма, создает волевой и соревновательный настрой. Между тем у современных детей отмечается выраженная двигательная недостаточность. «Потребность детей в движении удовлетворяется в условиях школы самостоятельными движениями на 18 — 20 %. В дни, когда проводится урок физкультуры, при отсутствии других форм физического воспитания дети недополучают до 40 %, а без таких уроков — до 80 % движений... Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что для удовлетворения естественной потребности в движении младших школьников суточный объем их активных движений должен быть не менее 2 часов, а недельный — не менее 14 часов». Рациональный режим дня. Рациональный режим дня — это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям и индивидуальным биологическим ритмам распорядок суточной деятельности человека. Его назначение в том, чтобы нормировать и рационально чередовать различные виды деятельности и отдыха для сохранения высокой работоспособности и здоровья организма. Все элементы режима дня проводятся в одно и то же время, что способствует выработке стереотипов, способствующих приспособлению человека к окружающей среде. Готовясь к беседе с пациентом о его образе жизни, врачу следует помнить, что одинаковой схемы распорядка дня нет и не может быть ни для отдельного человека, ни для группы людей. Хотя понятно, что современный человек ориентирован на согласование своего режима с жизнедеятельностью других людей, с которыми он связан совместной профессиональной общностью, или узами семьи, или общим местом пребывания, и пр. Возникающие нарушения здоровья и самочувствия как раз и могут оказаться проявлениями «несостыковки» индивидуального режима жизни человека и того, который принят в данной группе или в данном месте. Такими проявлениями чаще всего бывают утомление, нарушения сна, повышенная раздражительность. Человек как часть природы более всего подвержен влиянию циркадных (околосуточных) процессов: большинство показателей сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем днем имеют максимальное значение, а ночью — минимальное. В течение дня работоспособность повышается с 10 до 12 ч пополудни, снижается в период от 14 до 16 ч, вновь повышается с 17 до 19 ч, а затем опять резко снижается. Существует и зависимость человека от сезонных и годовых изменений в природе. Если режим дня более-менее совпадает с индивидуальным типом суточной работоспособности, а начало деятельности с функциональным подъемом важных систем организма, то, скорее всего, сохранение работоспособности будет обеспечено на высоком уровне. В противном случае возникают десинхронозы, которые могут привести к различным нарушениям здоровья. Значительную часть картины образа жизни человека, как известно, составляет зависимость или, напротив, отказ пациента от ряда вредных привычек. Такими признаны табакокурение, чрезмерное употребление алкоголя, различные типы наркомании. Не вызывает сомнения необходимость активизации работы по предупреждению и искоренению вредных привычек, в основе которой сегодня, безусловно, лежит не только участие медиков, но и общественные санкции, просветительская и воспитательная работа. studfiles.net Значение здорового образа жизни для развития личности ребёнка — МегаобучалкаЗдоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей. Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье. Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о здоровом образе жизни), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его жизни. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т.к. хочется полежать и т.п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем. По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни [30]. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели: 1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей. 2. 25–35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания. 3. 90– 92 % выпускников средних школ находятся в “третьем состоянии”, т. е. они ещё не знают, что больны. 4. Только 8–10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми 5 % взрослого населения страны хронически больны, а 95 % – находятся в “третьем состоянии”. Курение является главной причиной неврозов у подростков. Они становятся раздражительными, вспыльчивыми, появляется рассеянность, ослабевает внимание, ухудшается память. Недаром еще в 19 веке И. Гетте говорил: «От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой». Табачный дым страшен не только для самого курильщика, но и для тех, кто находится рядом с ним. Вероятность заболеть раком легких у постоянно контактирующих с табачным дымом некурящих людей несколько ниже, чем у курильщиков, но намного выше, чем у людей, дышащих чистым воздухом. Пожалуй, самой страшной ценой за любовь к сигарете являются раковые заболевания, которые заканчиваются мучительной смертью. Рис. 2 Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья обучающейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья обучающихся”. Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества. Формирование же здорового образа жизни у школьника, у младшего школьника требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системе оздоровительных мер, проводимых в школе. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в настоящее время осознается как педагогическая. В связи с этим в последние два-три десятилетия появились исследования, направленные на поиски путей и способов сохранения, сбережения здоровья учащихся в условиях педагогического процесса и педагогическими средствами.
megaobuchalka.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |