Федеральное агентство по образованию. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни лекции


Программа спецкурса по биологии «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

 

Программа спецкурса по биологии

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» , 10 класс.

Спецкурс рассчитан на 34 часа.

Программу разработала учитель биологии и экологии

 Паршукова Надежда Алексеевна.

( авторская программа)

 

Пояснительная записка.

Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует поставленным целям. Сочетание теоретического материала с практическими работами обеспечивает учащимся успешное усвоение знаний, создает условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений.

  Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»  рассчитан на 34 часа. В программе курса рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. По мнению ученных, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека. При изучении данного курса основная опора делается на ранее изученные вопросы анатомии и физиологии человека. В содержании программы отражены те научно-практические задания, которые тесно связаны с актуальными проблемами медицины и экологии. Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися, участие в конференциях, ролевых играх, а также тестирование. Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и биологии, а также яркие и убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья, выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.

Цель курса: формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, выделить ряд основных вопросов, касающихся основ медицинских знаний и здорового образа жизни, сформировать умение следить за своим здоровьем.

Задачи курса:

·            -расширить и углубить знания учащихся по валеологии;

·            -использовать знания в ситуациях поиска идеала нравственного и физического здоровья человека;

·            -показать пагубное влияние на здоровье вредных привычек;

·            - расширение и систематизация знаний о необходимости вести здоровый образ жизни;

·           -учащиеся должны уметь излагать основное содержание курса, находить ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно  изучать отдельные вопросы.

Содержание программы.

1.        Введение. Общее понятие о здоровье как состоянии организма, которое развивается в процессе реализации генетического материала в условиях конкретной социальной и экологической среды. Критерии здоровья. Общественное, индивидуальное здоровье. Духовное и физическое здоровье в гармоничном единстве.

2.        Здоровый образ жизни. Образ жизни - фактор здоровья. Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие физическое развитие человека. Физические упражнения и здоровье. Личная гигиена. Старение. Старость. Продление жизни. Геронтология. Долгожители. Питание и здоровье.  Влияние питания на здоровье. Рациональное питание  - один из компонентов долголетия. Необходимость рационального питания для здоровья. Пищевой рацион человека, режим питания. Болезни, обусловленные неправильным питанием (гастрит, ожирение, гипертония, злокачественные опухоли и т. д.) Искусственная пища.  Витамины. Лечебное голодание: за и против. Раздельное питание. Экологическая безопасность продуктов питания. Практическая работа  «Составление ежедневного рациона питания».

3.        Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления. Эмоциональная и психическая напряженности – факторы, влияющие на здоровье. Психогигиена. Аутотренинг, релаксация. Закаливание и его влияние на здоровье. Виды закаливания: обтирание, обливание, купание. Стимулирующие и закаливающие факторы: солнечный свет, воздушные ванны. Практические занятия  «Помоги себе сам», «Релаксационные упражнения».

 

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра основ медицинских знаний

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Учебно-методический комплекс курса

Пермь

ПГПУ

2008

Авторы-составители:

Отавина Марина Львовна кандидат медицинских наук, доцент, Корж Галина Сатурниновна кандидат медицинских наук, доцент, Суслина Ольга Анатольевна кандидат медицинских наук, доцент, Ёлкина Ирина Леонидовна ст. преподаватель, Масалева Алина Александровна ст. преподаватель

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы медицинских знаний» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 050102 биология с дополнительной специальностью, 050201 математика, 050203 физика с дополнительной специальностью, 050301 русский язык и литература, 050302 родной язык и литература, 050303 иностранный язык, 050401 история, 050403 культурология, 050502 технология и предпринимательство, 050601 музыкальное образование, 050703 дошкольная педагогика и психология, 050708 педагогика и методика начального образования, 050711 социальная педагогика, 050715 логопедия, 050717 специальная дошкольная педагогика и психология, 050720 физическая культура

Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин

Согласование с деканами обучающего факультета:

Деканы И.О.Фамилия

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Рабочая программа дисциплины

4

1.

Цели и задачи изучения дисциплины

4

2.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

4

3.

Объем дисциплины

5

3.1.

Объем дисциплины и виды учебной работы

5

3.2.

Распределение часов по темам и видам учебной работы

6

4.

Содержание курса

10

5.

Темы практических и семинарских занятий

15

6.

Тематика рефератов и методические указания по их выполнению

24

7.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

25

7.1.

Список литературы

25

7.2.

Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

27

7.3.

Методические указания студентам

27

II.

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

41

I. Рабочая программа дисциплины

1.Цели и задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины

Познакомить студентов с причинами нарушения здоровья детей и подростков; и приобретение студентами знаний, навыков и умений, направленных на оказание первой медицинской помощи, сохранение и улучшение здоровья.

Задачи изучения дисциплины

  • Ознакомление будущих педагогов с причинами возникновения наиболее распространенных соматических заболеваний.

  • Получение знаний о неотложных состояниях, требующих немедленного оказания первой медицинской помощи.

  • Научное обоснование методов и способов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

studfiles.net

ЛекцииОМЗ

  • Введение
  • Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи основ медицинских знаний и здорового образа жизни
  • Общее понятие о болезни
  • Здоровье и факторы, его определяющие
  • Компоненты здоровья
  • Факторы, определяющие здоровье и болезнь
  • Показатели здоровья населения
  • Показатели индивидуального здоровья
  • Группы здоровья детей
  • Основные понятия и законы экологии человека
  • Экологический кризис
  • Варианты биологического действия загрязнителей окружающей среды
  • Организм и внешняя среда
  • Глобальные загрязнители объектов окружающей среды
  • Атмосферный воздух
  • Питьевая вода в здоровье
  • Экология жилых и общественный помещений
  • Экология почвы
  • Экология продуктов питания
  • Климат и здоровье
  • Эндоэкология
  • Основные законодательные и нормативно-правовые документы в области экологии в России
  • Международные природоохранные экологические организации
  • Биологический потенциал здоровья
  • Азбука генетики
  • Наследственные болезни
  • Генная терапия
  • Клонирование
  • Биологическая и социальная компоненты
  • Медико-генетическое консультирование
  • Здоровье и концепция человека
  • РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ
  • Физиология репродукции
  • Патология репродукции
  • Планирование семьи
  • Психическое здоровье
  • Нервная система, высшая и низшая нервная деятельность
  • Психика и психические явления, материальная (физиологическая) и идеальная компоненты, их соотношение
  • Компоненты эмоционального благополучия
  • Стресс и здоровье
  • Конфликты и здоровье
  • Социальное здоровье и организация здравоохранения
  • Оздоровительные доктрины мира
  • Модели организации здравоохранения
  • Организация системы здравоохранения России
  • Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России
  • Лечебно-профилактическое направление работы здравоохранения
  • Охрана материнства и детства
  • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
  • Профилактика заболеваний и роль педагогов в укреплении здоровья школьников
  • Перспективы здравоохранения в России
  • Всемирная организация здравоохранения
  • Понятие «здоровый образ жизни»
  • Пути формирования здорового образа жизни
  • Рациональное питание
  • Физическая активность
  • Закаливание
  • Умение выходить из стрессовых ситуаций
  • Отсутствие вредных привычек
  • Психоактивные вещества
  • Эпидемиология, патогенез, клиника
  • Большой наркоманический синдром
  • Стадии развития наркорасстройств
  • Алкоголь
  • Особенности воздействия алкоголя на организм детей и подростков
  • Употребление табака
  • Умирание и смерть. Стадии процесса умирания. Терминальные состояния
  • Признаки клинической и биологической смерти
  • Синдромы нарушения сознания
  • Классификация смерти
  • Признаки смерти
  • Суправитальные реакции
  • Трупные явления
  • Реанимация. Общие понятия
  • Прекардиальный удар
  • Непрямой массаж сердца
  • Искусственная вентиляция легких (ИВЛ)
  • Комплекс сердечно-легочной реанимации
  • Повреждения. Понятие о травме. Особенности детского травматизма
  • Особенности детского травматизма
  • Классификация механических повреждений (травм)
  • Виды ран и их клинические признаки
  • Причины смерти при механических
  • Особенности повреждений, причиняемые острыми и тупыми предметами
  • Транспортная травма
  • Автомобильная травма
  • Огнестрельные повреждения
  • Действие высокой температуры
  • Действие низкой температуры
  • Электротравмы
  • Механическая асфиксия
  • Асфиксия от закрытия
  • Неотложные состояния при различных видах повреждений
  • Общие понятия о первой медицинской помощи
  • Способы остановки кровотечений
  • Первая медицинская помощь при возникновении травматического шока
  • Десмургия – учение о повязках
  • Транспортная иммобилизация
  • Первая медицинская помощь при ранениях
  • Первая медицинская помощь при переломах
  • Первая помощь при различных видах переломов и ранений
  • Первая медицинская помощь при других закрытых повреждениях
  • Травмы спинного мозга
  • Синдром длительного сдавления
  • Первая медицинская помощь при ожогах
  • Первая медицинская помощь при отморожениях
  • Первая медицинская помощь при электротравмах
  • Первая медицинская помощь при утоплении
  • Помощь при попадании инородных тел в ухо, нос, глаза и дыхательные пути
  • Медицинская помощь при радиационных заражениях
  • Первая медицинская помощь при неотложных состояниях сердечно-сосудистой системы
  • Первая медицинская помощь при неотложных состояниях дыхательной системы
  • Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях и заболеваниях органов брюшной полости
  • Первая медицинская помощь при аллергических реакциях
  • Первая медицинская помощь при судорожных и истерических состояниях
  • Первая помощь при острых отравлениях
  • Первая помощь при лекарственных отравлениях
  • Отравления средствами бытовой химии
  • Отравления ядовитыми газами
  • Отравления кислотами и щелочами
  • Отравления ядохимикатами
  • Первая помощь при отравлениях пищевыми продуктами
  • Отравления ядовитыми грибами
  • Первая помощь при укусах ядовитых насекомых, змей и бешеных животных
  • Первая помощь при поражении отравляющими веществами
  • Медицинские средства защиты и профилактики
  • Инфекционный процесс
  • Эпидемиологический процесс
  • Основные понятия микробиологии
  • Основные понятия иммунологии
  • Специфический иммунитет
  • Неспецифический иммунитет
  • Профилактика инфекционных болезней
  • Дезинфекция, дезинсекция и дератизация
  • Понятие о лекарствах
  • Лекарственные формы
  • Клиническая фармакология
  • Фармакодинамика
  • Фармакокинетика и её этапы
  • Основные пути введения лекарственных средств
  • Поиск лекарственных средств
  • Этапы разработки новых лекарственных препаратов
  • Отрицательное действие лекарств
  • Фармакотерапия
  • Фармакологическое действие различных групп лекарственных препаратов
  • Клиника и профилактика дизентерии в школе
  • Клиника и профилактика вирусного гепатита в школе
  • Наиболее распространенные детские кишечные инфекции
  • Акарозы и гельминтозы у детей
  • Значение личной гигиены школьника для профилактики инфекционных заболеваний
  • Особо опасные инфекции
  • Наиболее распространенные детские воздушно-капельные инфекции
  • Заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП)
  • Инструментальные методы исследования
  • Методы и средства ухода за больными
  • Правила введения лекарств

valeologija.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность