Здоровый образ жизни - теоретические основы. Основы здорового образа жизни как научная дисциплина


Здоровый образ жизни - теоретические основы

Научно-практические основы здоровья (НОЗ) как учебная дисциплина направлена прежде всего на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

При попытке рассмотреть тенденции исследовательских ра­бот по вопросам здорового образа жизни просматриваются три основных направления.

Первое направление занимается изучением различных фак­торов, влияющих на здоровье человека.

Выясняется, что полезно, а что вредно для здоровья. Эта проблема волновала общество с незапамятных времен и основные открытия и достижения в этой области обобщены такой наукой, как гигиена.

Следующее направление занимается выяснением причинно-следственных факторов через мониторирование состояния здоро­вья населения, его взглядов на различные стороны своего пове­дения, привычек и других социальных процессов.

Третье направление — разработка и внедрение таких техно­логий, которые бы позволяли формировать у населения ценност­ные ориентации, направленные на сохранение своего здоровья, формирование у каждого его члена устойчивых и полезных для здоровья привычек.

Если рассматривать первое направление, то ключевые по­ложения о том, что для здоровья полезны такие привычки, как: рациональное питание, соблюдение гигиены и режима, адекват­ная двигательная активность, сексуальная культура, психологи­ческий комфорт, отказ от вредных привычек и др. не вызывают сомнений.

Если констатировать цифры и факты проводимых в совре­менном обществе исследований состояния здоровья населения, которое является отражением как раз нездорового образа жизни, то они известны всем и каждому.

Это удручающие медико-демографические показатели низкой рождаемости и высокой смертности, высокая заболеваемость и инвалидность особенно среди лиц трудоспособного возраста, рост в современном обще­стве так называемых болезней цивилизации: инфарктов, инсуль­тов, сахарного диабета, злокачественных новообразований и др.

Проведенные исследования, показывают, что, по данным социологического опроса, проведен­ного в 2006 г., 90% из опрошенных юношей и 72% девушек упот­ребляют пиво. Среди девушек 52% в среднем за неделю выпи­вают менее литра, среди юношей таких оказалось только 10%; 1-2 литра этого спиртного напитка употребляют в неделю среди девушек - 18%, среди юношей - 20% респондентов; и свыше 2-х литров в неделю выпивают 15% юношей и 2% девушек.

Эти дан­ные говорят о сформировавшейся необходимости употребления пива для поддержания комфортного психологического и физиче­ского состояния, то есть уже появившейся аддикции либо зави­симости.

По данным С.Д. Жамсарановой (2007 г.), 62,9% студентов имеют биологический возраст, превышающий паспортный на 1-10 лет; 35,5% из них нарушают режим, 22% курят, у 10% существуют проблемы, связанные с алкоголем, 95% подвержены де­прессии в той или иной степени, а у 26,8% высока вероятность развития неврозов.

Из опроса, проведенного К. Годиньей, следует, что 20% на­ших студентов ведут малоподвижный образ жизни, 90% употреб­ляют недостаточное количество жидкости, 36% курят, 84 % употребляют алкоголь.

Тревожные цифры о состоянии наших студентов поступают из студенческой поликлиники. Так, в 2008 г. заболеваемость ту­беркулезом среди студентов возросла в 2 раза по сравнению с данными за 2007 г. При этом охват флюорографическим обследо­ванием колеблется от 58% на электротехническом и машино­строительном факультетах до 89% на факультете сервиса, техно­логии и дизайна.

Точкой преткновения в вопросе о ЗОЖ является третья по­зиция. Нам известно, что полезно для человеческого организма, а что вредно. Мы знаем, как те или иные факторы или привычки влияют на здоровье, но как заставить человека вести здоровый образ жизни? Отказаться от всего плохого и поступать только хорошо?

Где эти технологии и рычаги управления человеческой психикой, инстинктами, привычками? Вот эта-то позиция, на наш взгляд, является самой слабой, отсюда и слабые результаты дея­тельности всех структур и ведомств, занимающихся вопросами формирования здорового образа жизни у населения.

Каким образом формируются привычки у человека? В пер­вую очередь на него действует микросоциум: семья, школа, двор. Влияние макросоциальных факторов передается прежде всего через СМИ. Существует множество педагогических, психологи­ческих, социальных, медицинских, правовых, экономических и т.д. технологий.

Можно выделить технологии по принципам воздействия на психику человека и назвать их: «Табу»; «Кнута»; «Пряника»; «Подражания»; «Просвещения». К «табу» относятся запреты на наркотики, продажу алкогольных напитков лицам моложе 21 го­да, раннего вступления в брак и т.д. Однако мы видим, что даже юридически закрепленные нормы и правила зачастую нарушают­ся. Отсюда следует, что необходимо работать по строгому со­блюдению законности в государстве.

За нарушение правил и норм поведения, как закрепленных юридически, так и являющихся моралью, выносится наказание. Однако карательные меры не всегда дают желаемый эффект. Особенно это относится к так называемым вредным привычкам, а на самом деле - болезням наркологического профиля: наркома­нии и алкоголизму, которые, как известно, не излечимы.

А вот за соблюдение правил и норм должно полагаться воз­награждение, как это принято в некоторых европейских странах, и не только в виде сохраненного или улучшенного состояния здоровья, а каких-либо материальных поощрений. Однако такие меры, как доплата некурящим сотрудникам или тем, кто добира­ется на работу на велосипеде, у нас, к сожалению, отсутствуют.

«Подражание» как метод воздействия конечно больше всего характерен для семьи. Однако, если это семья, ведущая асоциальный, глубоко нездоровый образ жизни, то ждать полезных привычек от детей, воспитанных в ней, не приходится.

Просвещением занимаются, прежде всего, образовательные учреждения. Какие здесь возникают проблемы? Во-первых, это то, что формирование привычек необходимо начинать в самом раннем возрасте, когда их еще вообще нет, т.е. в детском саду или даже в яслях, а потом только проводить коррекцию.

Привыч­ка, как звучит в народной пословице, - вторая натура. Поэтому изменить ее очень сложно, порой вообще невозможно. Формиро­ванием здоровых привычек у подростков, а тем более разработ­кой программ пропаганды ЗОЖ должны заниматься специально подготовленные сотрудники, профессионалы своего дела.

При проведении лекций и бесед необходимо не только говорить о том, что такое хорошо, а что такое плохо, но обязательно раскрывать причины, механизмы воздействия на организм тех или иных фак­торов. Юношеский ум пытлив и не воспринимает догм, отдача может быть только при раскрытии причинно-следственных свя­зей, механизмов влияния на организм и т.д.

Особое внимание хотелось бы обратить на роль средств массовой информации в процессе формирования здорового образа жизни. Те про­граммы и сериалы, которые сегодня мы видим на экране, мягко говоря, мало способствуют формированию полезных для здоро­вья привычек. Об этом много говорится и пишется, а «воз и ныне там».

Говоря о воздействии СМИ, необходимо вспомнить об опы­те США. В начале 80-х гг. в Америке было объявлено о нацио­нальной катастрофе в связи с ростом заболеваемости, инвалидно­сти и смертности населения от болезней сердечно-сосудистой системы: инфарктов, инсультов, гипертонии, атеросклероза. Большой группе ученых было дано задание разработать дейст­венные и малозатратные методы профилактики этих заболеваний.

Были выявлены основные причины этих болезней: хронический стресс, малоподвижный образ жизни, переедание и, как следствие этого, - избыточная масса тела и табакокурение. Так вот, именно средствам массовой информации была отведена самая значитель­ная роль в разработанной системе профилактики.

Через СМИ в США в ранг престижа были введены бег трусцой вокруг своего дома по утрам или занятия в тренажерных залах для борьбы с гиподинамией; наличие собственного психоаналитика или психотерапевта для борьбы с хроническим стрессом и т.д. Именно не через «хорошо» или «плохо», а через «престижно».

Если ты бега­ешь трусцой по утрам, то ты настоящий американец, а если нет, то и говорить с тобой не о чем. Внедрение этих мер профилакти­ки, превращение их в привычки американцев с помощью СМИ дало очень обнадеживающие результаты.

Важно после окончания обучения изучить мнение студентов о прослушанном курсе, его влиянии на их сознание и поведение. Поэтому на протяжении ряда лет молодые люди регулярно опра­шиваются, заполняя специально разработанные анонимные анке­ты.

После завершения преподавания курса НОЗ в конце 2008 г. также было проведено социологическое исследование с целью выявления отношения 596 студентов разных факультетов к необ­ходимости преподавания данного предмета, качества преподава­ния и анализа разработанной учебной программы.

В результате анализа полученных данных было установлено, что подавляющее большинство респондентов (524 человека - 87,9%) считают изу­чение курса научно-практических основ здоровья необходимым для студента их специальности при этом они уверены, что научно-практические основы здоровья должны преподаваться в обязательном порядке (341 человек - 57,2%).

Кроме того, 484 студента (81,2%) из числа опрошенных со­бираются применять в дальнейшей жизни знания, приобретенные на занятиях по НОЗ. Отраден тот факт, что в результате прохож­дения курса 527 молодых людей, что составляет 88,4% от всех опрошенных, задумались о своем здоровье или даже изменили свои привычки на более здоровые.

Особый интерес у студентов вызвали такие темы, как: про­филактика абортов, СПИДа, анемии, йоддефицита и методы тра­диционной медицины. Многие респонденты выразили желание увеличить количество практических занятий для приобретения не только полезных знаний, но и навыков.

Интересным на наш взгляд является и тендерный аспект ис­следования. В нем приняли участие 289 девушек и 307 юношей. Вышеприведенные варианты ответов свидетельствуют, что моло­дые люди интересуются вопросами своего здоровья и заботятся о нем вне зависимости от принадлежности к полу.

Таким образом, можно сделать вывод, что преподавание курса «Научно-практические основы здоровья» имеет не только образовательный, но и ярко выраженный воспитательный харак­тер, направленный на сохранение и укрепление здоровья моло­дежи, что является необходимым условием деятельности высшей школы на современном этапе.

В июне 2009 г. состоялась Международная на­учно-практическая конференция «Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия», в которой приняли участие 92 ученых и практических работников из стран дальнего (Китай, Монголия) и ближнего (Украина) зарубежья, пятнадцати городов России и восьми учреждений Республики Бурятия, кото­рые занимаются вопросами формирования ЗОЖ у населения.

Коллектив кафедры «Социальные технологии» ВСГТУ, которая выступила как организатор конференции, уже на протяжении ря­да лет работает над научной темой «Медико-психологические и социологические основы профилактики социально-значимых со­стояний (наркомании и алкоголизма)». За годы работы были на­коплены теоретические наработки в области методик формиро­вания здорового образа жизни у студенческой молодежи, собран богатый социоло­гический материал о жизненных ценностях и устоях молодых людей, отработаны методики воспитания сознательного отношения к своему здоровью у студентов.

Все эти данные легли в осно­ву делового и плодотворного обмена мнениями между участни­ками конференции. По итогам работы конференции было приня­то обращение, отражающее интересы не только научной общест­венности, но и всего населения в вопросах сохранения и укрепле­ния собственного здоровья каждого человека.

Шурыгина Ю.Ю.

medbe.ru

Основы здорового образа жизни | Kursak.NET

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Физическая культура».

Тема: «Основы здорового образа жизни».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1. Здоровье.

2. Трудоспособность.

3. Образ жизни.

4. Рациональное питание.

5. Вредные привычки.

6. Физическое воспитание.

7. Двигательная активность.

8. Здоровье и окружающая среда.

9. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Заключение.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это  основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь  это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, человек  не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 2030 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек  сам творец своего здоровья, он должен за него бороться.

1. ЗДОРОВЬЕ.

Существует более 25 определений о здоровье. Здоровье – это естественное состояние организма. Здоровье – это такое состояние организма и такая форма жизнедеятельности, которая обеспечивает продолжительную жизнь, необходимые её качества и социальную дееспособность. Здоровье человека – гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными биологическими и социальными воздействиями, а болезнь нарушение этой гармонии и этого единства. Дерябин говорит: «болезнь – одна из форм нашего эгоизма».

Факторы, которые определяют здоровье человека.

1. Человеческий (25%) здоровье непосредственно в руках самого человека: крепость тела – 10%, крепость души – 15%

2. Экологический (25%), причём роль экологии в здоровье человека постоянно растёт.

3. Педагогический (45%), он состоит из образа жизни – 15%, поведение человека – 15%, материальные условия жизни – 10%.

4. Медицинский (5%)

Причины болезней подразделяются на 2 группы:

1.  Внешние причины:

а) нарушение режима питания (переедание, недоедание, нехватка витаминов и минералов).

б) физические перепады высокой и низкой температуры, атмосферного давления

в) химическая (яды)

г) механические (ранения, контузии и др.)

д) биологические (бактерии, вирусы, паразиты)

2. Внутренние причины:

а) связанные с наследственностью

б) связанные с конституцией (излишняя тучность или худоба).

2. ТРУДОСПОСОБНОСТЬ.

Трудоспособность — состояние здоровья, позволяющее человеку выполнять работу определённого объёма и качества. Трудоспособность может снижаться с возрастом в результате старения организма, утрачиваться временно в случае заболевания, утрачиваться постоянно (полностью или частично) в результате бытовой или производственной травмы, хронического заболевания или отравления.

Различают следующие виды трудоспособности:

- общую трудоспособность — способность выполнять всякую работу в обычных условиях;

- профессиональную трудоспособность — способность работать по определённой профессии, должности, в определённых условиях;

неполную трудоспособность — способность работать лишь в облегчённых условиях (например, при неполном рабочем дне).

Нетрудоспособность — состояние здоровья, не позволяющее выполнять работу в связи с заболеванием, травмой, возрастом и в других предусмотренных законом случаях.

Различают следующие виды нетрудоспособности:

по степени трудоспособности — полная или частичная;

в зависимости от перспектив восстановления трудовой функции — временная или постоянная;

по видам трудовой деятельности — общая или профессиональная.

При стойком нарушении трудоспособности, приводящем больного к прекращению профессионального труда на длительный срок или требующего значительных изменений условий труда, устанавливается инвалидность. Нетрудоспособность является основным условием для назначения пенсии, пособия, предоставления различных льгот в области условий труда, налогов, обеспечения жильём, бытового, медицинского обслуживания и т. д.

3. ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Образ жизни — устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах.

Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений

Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Уклад жизни - образ жизни людей, который определяется:

- характером собственности на средства производства

- политическими, экономическими, социальными отношениями

- ведущей идеологией и т.д.

Стиль жизни - совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь.

Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями.

О стиле жизни судят по внешним формам бытия, в которые входит:

- организация рабочего и свободного времени

- занятия вне сферы труда

- устройство быта

- манеры поведения

- ценностные предпочтения, вкусы и др.

Классификация.

Образ жизни людей можно разделить по степени активности. Если выделить два основных типа, то ими будут являться активный и пассивный. Можно выделить и еще один тип промежуточный. Активный – люди, которые достаточно подвижны и на работе и дома. Такие люди активно участвуют в жизни рабочего коллектива, часто являются массовиками затейниками, также и дома они выбирают активный отдых. Приверженцы такого образа жизни посещаю различные спортивные учреждения (фитнес-клубы, тренажерные залы, командные игры), после работы проводят время с друзьями, ходят в кино и другие развлекательные учреждения. Приверженцы пассивного образа жизни спокойны и размеренны во всем. Многие не проявляют внимания к жизни коллектива, в котором работают. Свободное время проводят в основном с семьей, занимаясь домашними делами. Конечно, они тоже выбираются в кино и встречаются с друзьями, но это бывает достаточно редко и в большинстве случаев не по их инициативе, а например жены или мужа, возможно друзей или коллег. Можно выделить и средний вид образа жизни. Это люди, которые ведут спокойный образ жизни. Они умеренно активны на работе и дома. Такие люди посещают развлекательные учреждения, когда надоедает размеренный образ жизни. Зачастую ведут себя как активные на работе, но очень спокойные дома и в свободное от работы время. Или наоборот, очень пассивные на работе и очень активно отдыхающие после нее. Конечно, можно выделить еще много разных образов жизни.

4. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

Любая оздоровительная система предполагает особое отношение к пище. Выбор продуктов питания должен основываться не только на вкусовых ощущениях, привычке, традициях. В вашем рационе должно быть лишь то, что помогает поддерживать силы организма, насыщая каждую клетку по максимуму питательными веществами.

Человек, выбирающий здоровый образ жизни, открывший для себя непревзойденные силы движения, однозначно говорит «нет» алкогольным напиткам, жирной пище, консервам, продуктам, прошедшим длительную кулинарную обработку и содержащим различные усилители вкуса и консерванты.

Рациональное питание предполагает регулярный прием пищи, лучше питаться через равные промежутки времени, чем, скажем, кушать очень плотно раз в сутки, а остальное время голодать. Самый оптимальный вариант — это 5-6-разовое питание.

Было бы, по меньшей мере, несправедливо, уделять приготовлению пищи очень много времени. А этого как раз и не нужно. Замечено, что самые полезные блюда готовятся очень просто и не требуют много времени.

А как быть с соблазнами? Безусловно, первое время вам будет нелегко, но, поверьте, ваш организм очень быстро привыкнет к правильной пище и уже не захочет возврата к старому!

А если так случилось, что вам вдруг пришлось изменить режим питания (были в гостях, переели и т. п.), то устройте разгрузочный день или поголодайте. Категорически запрещаются разгрузочные дни и лечебное голодание тем, у кого имеются болезни желудка, кишечника, нарушение обмена веществ, сахарный диабет и др. Для таких людей режим питания строго определяют врачи.

О лечении голоданием много пишут и говорят. И это действительно спорный вопрос. Голодание, особенно длительное, — это стресс для организма. Одни перенесут его хорошо, организм очистится и мобилизует все силы. Другие могут изрядно ослабеть и подорвать защитные функции своего организма. Разумнее практиковать голодание 1 раз в неделю, многим достаточно 1—2 таких дней в месяц.

К голоданию следует подготовиться. Накануне обед и ужин должны быть более легкими чем обычно, а ужин лучше заменить стаканом кефира. В день голодания пить нужно обязательно, и лучше минеральную воду (можно воду с добавлением лимонного сока). Старайтесь этот день прожить максимально наполнено. И ни в коем случае не отменяйте гимнастику. На следующий после голодания день старайтесь есть понемногу. Начинать лучше с соков, причем разбавленных водой. А потом постепенно переходите к кашам (лучше овсянке, сваренной на воде), овощным пюре, протертым овощным супам, кисломолочным продуктам.

Возможно, вам вообще не нужно будет устраивать ни разгрузочных дней, ни голодать 1-2 раза в месяц.

Это вполне допустимо, если ваше ежедневное меню будет состоять только из блюд, приготовленных из полезных продуктов.

Принципы рационального питания.

Предрасположенные к полноте или страдающие ею люди должны соблюдать следующие правила:

— питайтесь 4-5 раз в день, употребляя обильное количество бедной калориями пищи (овощи, несладкие фрукты, нежирное мясо, молоко и молочные продукты, яйца, рыба). Ешьте медленно, тщательно пережевывая;

— избегайте возбуждающих аппетит блюд, острых приправ, соленой и пряной пиши, мучных и кондитерских изделий, конфитюров и спиртных напитков;

— для приготовления пиши применяйте жиры растительного происхождения;

— ограничивайтесь 50-100 граммами хлеба вдень из ржаной муки, который отличается низкой калорийностью и высоким содержанием витаминов и минеральных солей;

— включайте в меню однотипные блюда и употребляйте несколько видов продуктов, но в небольших количествах;

— постарайтесь полностью исключить употребление подслащенных напитков — пепси-колы, фанты, лимонада и т.п.;

С сахаром обращайтесь экономнее. О том, что сахар портит зубы, известно каждому ребенку. Но лишь немногие знают, что для переваривания сахара организм использует витамины В1 и В2. В день достаточно четырех кусков сахара, чай пить желательно вприкуску.

— ограничьте потребление соли — не более 10-12 грамм в день. Сюда входит и то количество соли, которое содержится в готовых продуктах. Если вы не можете отказаться от соли, постарайтесь заменить ее соевым соусом;

— пищи следует принимать столько, чтобы не испытывать чувство пресыщенности или голода. Чувство голода мешает нормализации веса тела;

— избегайте отдыха после приема пищи;

— старайтесь не ужинать поздно вечером, а перед сном выпейте стакан молока или кефира;

— недолгая прогулка после ужина пойдет вам на пользу;

— по крайней мере один раз в неделю контролируйте свой вес. Раз или два в неделю проводите разгрузочные дни.

5. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.

Вредные привычки — распространённые действия, которые люди повторяют вновь и вновь, несмотря на то, что они не полезны или даже вредны. Вредные привычки могут иметь в себе элементы невроза.

Привычка — это характерная форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. Если привычка оказывает негативное воздействие на организм человека, на его здоровье, разрушает его жизнь — это вредная привычка.

Многие вредные привычки имеют характер зависимости, то есть человек знает о вреде привычки, но не может от неё избавиться из-за того, что она приносит кратковременное удовольствие или облегчение. Но существуют вредные привычки, вызванные иными причинами, например, привычка не выполнять обещанное вызвана неумением отказывать в невыполнимой просьбе, привычка опаздывать — отсутствием некоторых полезных привычек. Некоторые вредные привычки сохраняются, потому что человек не подозревает о своей привычке либо не считает её вредной (во всяком случае, для себя).

Курение — вид бытовой наркомании, заключающийся во вдыхании дыма препаратов, обычно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Как правило, применяется для употребления наркотических препаратов (табак, гашиш, марихуана, опиум, крэк и т. п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг.

Алкоголизм — наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности. В повседневной жизни алкоголизмом также может называться простое влечение к употреблению алкогольных напитков, при котором притупляется способность распознавать негативные последствия употребления алкоголя.

Употребление алкоголя вызывает алкоголизм (что следует по определению), но это не означает, что любое использование алкоголя ведёт к алкоголизму. Развитие алкоголизма сильно зависит от объёма и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин.

Наркомания — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков, характеризующееся фазным течением и наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов. В быту и в юридической практике, однако, в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, марихуана или ЛСД). В то же время употребление алкоголя и табака обычно не причисляют к наркомании, так как это не запрещено, хотя они и являются наркотиками. Также употребляется термин «токсикомания» — это обычно означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.

5.ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Физическое воспитание, органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути физического воспитания – занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами – гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы – солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование). Цели, содержание, организация, методы физического воспитания обусловливаются социально-экономическим строем общества и отражают классовую идеологию.

В СССР и др. социалистических странах воспитание – часть коммунистического воспитания, выступающая в единстве с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием и политехническим образованием. Цель физического воспитания – подготовка физически развитых, здоровых, активных строителей коммунистического общества, способных к высокопроизводительному труду и защите Родины. В Программе КПСС, принятой 22-м съездом (1961), поставлена задача – «… обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил».

6. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее  условие  здорового  образа жизни.   Его   основу   составляют   систематические   занятия   физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие  задачи  укрепления  здоровья  и развития   физических   способностей   молодежи,   сохранения   здоровья   и двигательных  навыков,  усиления  профилактики  неблагоприятных   возрастных изменений. При этом физическая культура  и  спорт  выступают  как  важнейшее средство воспитания. Полезно ходить  по  лестнице,  не  пользуясь  лифтом.  По  утверждению американских врачей каждая ступенька дарит  человеку  4  секунды  жизни.  70 ступенек сжигают 28 калорий. Общая   двигательная   активность   включает   утреннюю   гимнастику, физкультурные тренировки, работы  по  самообслуживанию,  ходьбу,  работу  на дачном участке  и  т.  д.  Нормы  общей  двигательной  активности  точно  не определены. Некоторые отечественные и японские ученые считают, что  взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов. Закаливание. Для  эффективного  оздоровления  и  профилактики  болезней  необходимо тренировать и совершенствовать в первую  очередь  самое  ценное  качество  - выносливость в сочетании с закаливанием  и  другими  компонентами  здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит  против  многих болезней. В России закаливание издавна было  массовым.  Примером  могут  служить деревенские  бани  с  парными  и  снежными  ваннами.  Однако  в   наши   дни большинство людей ничего не делают для закаливания как  самих  себя,  так  и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка  уже с первых дней, месяцев его жизни начинают заниматься  пассивной  защитой  от  простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая  «забота»  о  детях не создает условий для хорошей адаптации  к  меняющейся  температуре  среды. Напротив,  она  содействует  ослаблению  их   здоровья,   что   приводит   к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска  и  разработки эффективных методов закаливания остается одной из важнейших. А  ведь  польза закаливания с раннего возраста  доказана  громадным  практическим  опытом  и опирается на солидное научное обоснование. Широко известны различные способы закаливания - от воздушных  ванн  до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает  сомнений.  С незапамятных  времен  известно,   что   ходьба   босиком   -   замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы  ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Эффективность  закаливания  возрастает  при  использовании  специальных температурных воздействий  и  процедур.  Основные  принципы  их  правильного применения должны знать  все:  систематичность  и  последовательность;  учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные  реакции  на процедуру. Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть  до  и после занятий физическими упражнениями  контрастный  душ.  Контрастные  души тренируют   нервно-сосудистый   аппарат   кожи   и   подкожной    клетчатки, совершенствуя    физическую    терморегуляцию,    оказывают    стимулирующее воздействие и на центральные  нервные  механизмы.  Опыт  показывает  высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для  взрослых, так и для детей. Хорошо действует  он  и  как  стимулятор  нервной  системы, снимая утомление и повышая работоспособность. Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет  избежать многих  болезней,  продлить  жизнь  на  долгие   годы,   сохранить   высокую работоспособность.  Закаливание  оказывает   общеукрепляющее   действие   на организм,  повышает  тонус   нервной   системы,   улучшает   кровообращение, нормализует обмен веществ. 7. ЗДОРОВЬЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА   Немаловажное влияние оказывает  на  здоровье  и  состояние  окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не   всегда приводит к желаемым положительным результатам. Нарушение хотя бы  одного  из природных компонентов приводит в силу существующих между  ними  взаимосвязей к перестройке сложившейся  структуры  природно-территориальных  компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы  и  Мирового  океана,  в свою очередь, сказывается на  состоянии  здоровья  людей.  Эффект  «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение  атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод -  на  пищеварение,  резко ухудшает общее состояние здоровья  человечества,  снижает  продолжительность жизни. Здоровье, полученное от природы, на  50%   зависит  от  условий,  нас окружающих. Реакции  организма  на   загрязнения   зависят   от   индивидуальных особенностей:  возраста,  пола,  состояния  здоровья.  Как  правило,   более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При  систематическом  или периодическом  поступлении   организм   сравнительно   небольших   количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление. Сходные  признаки   наблюдаются   и   при   радиоактивном   загрязнении окружающей среды. Приспосабливаясь к  неблагоприятным  экологическим  условиям,  организм человека  испытывает   состояние   напряжение,   утомления.   Напряжение   - мобилизация  всех  механизмов,  обеспечивающих   определенную   деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки,  степени  подготовки организма,   его   функционально-структурных   и   энергетических   ресурсов снижается возможность функционирования  организма  на  заданном  уровне,  то есть наступает утомление. Изменения  физиологических  функций  вызываются  и  другими   факторами внешней среды и зависят от времени  года,  содержания  в  продуктах  питания витаминов   и   минеральных   солей.   Совокупность   всех   этих   факторов (раздражителей разной  эффективности)  оказывает  либо  стимулирующее,  либо угнетающее  воздействие  на  самочувствие  человека  и  протекание  жизненно важных  процессов  в  его  организме.  Естественно,  то  человеку   следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их  колебаний.  Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку  уменьшить  зависимость от  метеоусловий  и  перепадов  погоды,  способствуют   его   гармоническому единению с природой.

8. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ЗОЖ – категория социальная. И тогда, когда мы говорим о ЗОЖ, то конечно же подразумеваем, что речь идет о жизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). И вместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество (человек) является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, что законы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир4.

Все биологические системы человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основе биологических законов и закономерностей. Но так как человек – существо социальное, а социальная деятельность человека является определяющей в его жизни, то все биологические системы человека были перенацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни.

Биологическая энергетика, проходя через человеческое существо, через центральную нервную систему, через сознание и рукотворную деятельность, преобразуется в социальные творения. Биологическое преобразуется человеком в социальное. Биологическая энергия – основной источник сотворения всей человеческой материальной и духовной культуры.

Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные и полевые практики, зачетные и экзаменационные сессии – основное время становлении я личности будущего специалиста высшей квалификации. Все виды учебной работы рассчитаны из 54-часовой учебной недельной нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от студентов не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большой сосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья, чрезвычайной нацеленности и прямого использования всех своих резервов и наработок, навыков и умений в области ЗОЖ на решение всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В общественном сознании прочно утверждается мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, — не толь­ко основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем совре­менной России.

Необходимо побуждать людей к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать культуру здорового образа жизни среди молодежи, культивировать своего рода «моду» на здоровье, другими словами, назрела острая необходимость в создании национальной программы, которая планируется и обеспечивается государством, чего пока нет;

- внедрять в образовательный процесс знания, направленные на формирования здорового образа жизни начиная с самого раннего возраста;

- самовоспитание личности – сотвори сам себя.

Таким образом, только хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ты и Я./ Под ред. Капцова Л.В. – М. Молодая гвардия.  1989.

2. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней. – М., 1992.

3.Космолинский Ф. П. Физическая культура и работоспособность  М.: 1983.

4. Орловский Л. В. Скрытая опасность (о вреде курения)   М.: Знание, 1977.

5. Огородникова Н. Н. Холод против простуды  М.: Советский спорт, 1990.

kursak.net

Кафедра физической культуры КГТУ - Лекция 5. Научные основы здорового образа жизни

5. Научные основы здорового образ жизни

Теории старения организма

Старение организма является естественным физиологическим процессом, свойственным всему живому. Науку, изучающую процессы старения называют геронтологией.

То, что старение - всеобщий закон, заставляет ученых серьезно задуматься. Борются две точки зрения. Одни специалисты считают, что, поскольку старение - универсальная закономерность, это не случайно, а представляет собой полезное универсальное свойство. Живая природа постепенно выработала его в ходе миллионов лет эволюции для того, чтобы организмы, передавшие эстафету жизни потомкам, уходили с арены борьбы за существование и не мешали этим потомкам жить.

Другие ученые считают, что это не так, что старение представляет собой одно из несовершенств природы. Организм, передавший эстафету жизни потомкам, природу больше не интересует, ей все равно, что с ним будет. Природа очень экономна и делает только то, что ей действительно необходимо для сохранения вида. Отменить старость для этого не требовалось. Поэтому природа и не научила живые организмы быть бессмертными.

В связи с различными взглядами ученых на природу и механизмы старения появилось множество различных теорий старения. Рассмотрим их.

1.Теория гистерезиса - объясняет процесс старения изменениями коллоидного состояния клеточных веществ. Укрупнение коллоидных частиц ведет к нарушению ферментативных процессов, что в свою очередь снижает обменные процессы организма.

2. Теория "ошибок синтеза” имеет в виду нарушение в синтезе нуклеиновых кислот РНК и ДНК, несущих наследственную информацию химического строения белков живой ткани, являясь и их "пространственными матрицами”. Старение, авторы этой теории связывают с ошибками  синтеза  в механизме воспроизведения белков.

3. Стереохимическая теория исходит из представлений о пространственном перераспределении атомов и радикалов в молекулах живого вещества в процессе самообновления.

4. Теория онтогенеза (учение о развитии индивидуума). Повреждение и гибель соматических клеток вызывается или случайными причинами, или перераспределенным действием генетических факторов. В течение всей жизни не все клетки гибнут, а только их часть, что ослабляет жизнеспособность организма.

5. Биологическая концепция стресса.  Старение - итог всех стрессов, которым подвергается организм в течение всей жизни. Оно соответствует фазе "истощения”  общего адаптационного синдрома (ОАС). Но различие между старением и ОАС состоит в том, что последний более или менее обратим после отдыха. В то же время, любой стресс, особенно если он приводит к нарушениям (дистрессу, фрустрации, т.е. к душевному крушению, истощению, болезни), оставляет в организме после себя необратимые "химические рубцы”. Их накопление обуславливает признаки старения тканей.

6. Теория аутоинтоксикации, т.е. самоотравление организма.

7. Теория молекулярно-генетических механизмов старения объясняет старение изменениями молекулярной структуры и функции сомато генетического аппарата клетки. Согласно ей старение- это активный период онтогенеза, который состоит не только из процессов регрессии генов, их инволюции, но и связан с противоположными процессами- дегрессией генов, т.е. имеется "запрограммированная гибель” неделящихся клеток, а также размножение некоторых мутантных (делящихся клеток соединительной ткани).

Теории продления жизни.

Проблема  увеличения продолжительности человеческой жизни является важнейшей. На протяжении веков люди старались найти средство от старости.

В основе современных представлений о путях продления жизни, сохранения хорошей физической и умственной работоспособности до глубокой старости лежат представления о правильном образе жизни.

Правильный образ жизни И.И.Мечников назвал ортобиозом. ”Орто”- прямой, правильный, "био”- связанный с жизнью. В окружающей нас действительности, в нашем образе жизни и поведении существует масса мелочей, которые могут быть вредными и полезными.

Имеются вредности и полезности, которые надо учитывать, ибо, действуя на протяжении всей жизни, они способны существенно влиять на наше здоровье и долголетие. Искусство ортобиоза в том и состоит, что надо использовать полезности и уклоняться от вредностей.

Анализ многочисленных исследований по проблеме здорового образа жизни позволил И.И.Мечникову сформулировать восемь заповедей, которым должен следовать каждый, чтобы как можно дольше сохранить молодость и быть активным в старости:

1. Первым моментом, оказывающим влияние на все без исключения стороны жизненного процесса, является осуществляемая организмом работа – ОПТИМАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ. Работа здесь понимается в самом широком смысле слова, как дающая организму необходимый тонус всех систем и, прежде всего нервной и мышечной. Она понимается как оптимальное физиологическое напряжение.

2. Второй, неразрывно связанный с первым фактор, - это фактор нервно-психической. Если принять во внимание все известное об участии психики в жизненных процессах, становится совершенно ясным и значение психического момента в длительности жизни. Неудивительно поэтому, что среди правил ортобиоза имеется пункт, требующий жизнерадостного, бодрого, веселого, уверенного состояния духа, т.е. положительных эмоций.

3. Третьим фактором ортобиоза является питание: количество и качество принимаемое пищи и распределение приема пищи во времени.

4. Устранение вредных привычек

5. Соблюдение режима

6. Закаливание организма

7. Здоровый сон

8. Двигательная активность

 

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Питание- средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности человека. Нерациональное питание приводит к нарушению обмена и расстройству функционального состояния систем организма.

Рациональным называется питание, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма, обеспечивающее при этом необходимый уровень обмена веществ.

Одной из серьезнейших проблем современности является проблема борьбы с избыточным весом. Для того чтобы не допустить заболеваний и снижения работоспособности, связанных с желанием как можно быстрее и как можно больше сбросить лишних килограммов необходимо знать и пользоваться достижениями в области диетологии.

ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ МАССЫ ТЕЛА

Исходя из научных данных о влиянии снижения веса тела на состояние здоровья, американский институт спортивной медицины  дает следующие рекомендации по программе снижения веса:

1. Продолжительное голодание и диеты, резко ограничивающие колорийность пищи, нежелательны с научной точки зрения и могут быть опасными для здоровья.

2. Голодание и низкоколорийные диеты приводят к большим потерям воды, электролитов, минеральных веществ, запасов гликогена и других нежировых тканей (включая белки) при минимальной потере жира.

3. Умеренное ограничение калорийности питания  (на 500-1000 ккал. по сравнению с обычным ежесуточным потреблением) ведет к меньшим потерям воды, электролитов, солей и других нежировых тканей и не вызывает недоедания.

4. Динамические упражнения больших мышечных групп помогают сохранить безжировые ткани, включая мышечную массу, поддерживать плотность костей и приводят к снижению веса. В результате увеличения энергозатрат вес снижается за счет жира.

5.Для снижения веса рекомендуется сбалансированный режим питания с умеренным, ограничением калорийности, сочетающийся с программами физических упражнений, повышающих выносливость, а также с изменением привычек питания - ежедневная потеря веса не должна превышать 1 кг.

6. Для поддержания должных величин веса и оптимального содержания жира необходимо выработать рациональные привычки питания и регулярной физической активности.

 Итак, целесообразными следует считать  те программы снижения веса, которые сбалансированы по составу пищи и приводят к минимальным потерям безжировой ткани. Нежелательными считаются те программы, при которых пищевые рационы несбалансированны, имеется опасность серьезных медицинских осложнений, невозможно поддержание веса в течение длительного времени.

СТРЕСС И ЗДОРОВЬЕ

Впервые слово "стресс” употребил канадский ученый биолог Г.Селье в 1936 году. В переводе с английского означает "напряжение”, ответ организма на любое предъявленное ему требование. Реакция стресса захватывает целый ряд регуляторных систем. Внешнее воздействие возбуждает через определенные центры в коре головного мозга гипоталамус, который, как известно, регулирует многие сложные гормональные процессы, осуществляя связь нервной и эндокринной систем. При стрессе гипоталамус играет роль депо, из которого в кровь поступает гормон норадреналин, служащий сигналом к "запуску” симпатико-адреналовой системы. В результате нарушения равновесия в мозговом слое надпочечника синтезируется нейрогормон адреналин, приводящий в действие новую гормональную систему, в которой в ответ на этот сигнал образуются вещества, называемые кортикостероидами.

На данном этапе познания механизма стресса основные его звенья можно представить следующей упрощенной схемой: внешнее воздействие (стресс) - возбуждение гипоталамуса - активация симпатико-адреналовой системы - возбуждение гипофиза гормонами этой системы - возбуждение коры надпочечника - формирование реакции на стресс под воздействием кортикостероидов. Эта схема была предложена в конце 60-х годов советским ученым Г.Н.Кассилем с сотрудниками на основе экспериментов на животных.

Одним из средств снятия стресса являются физические упражнения. Полезны все формы тренировок - от легкой ходьбы или утренней зарядки до многочисленных марафонских пробегов.

Эффективным методом снятия стресса является парная баня. Народный опыт свидетельствует о том, что баня снимает напряжение после работы.

И.П.Павлов подчеркивал, что воздействие банного пара начинается с кожи, жар возбуждает рецепторы. Это раздражение передается в нервный центр, откуда идут команды различным системам нашего организма, импульсы, к регуляторам просвета кровеносных сосудов.

Таким образом, жар - сильный раздражитель, вызывающий ускорение функциональных процессов в организме, а это требует дополнительной энергии - за счет усиления обмена веществ.

Эффективным методом снятия стресса является психорегулирующая тренировка. Основой тренировки, которую предложил врач-психиатр А.В.Алексеев, является произвольное расслабление мышц тела. При помощи специальных упражнений человек погружается в такое состояние, когда он легче поддается самовнушению. Самовнушение-это метод психопрофилактики с целью благотворного влияния на свое душевное состояние и работоспособность. Сочетанное воздействие расслабленности и самовнушения довольно быстро снимает напряжение и восстанавливает работоспособность, делая полноценным кратковременный отдых.

ЗАКАЛИВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Закаливание - это повышение сопротивляемости организма различным внешним воздействиям и способность быстро и безболезненно приспосабливаться к изменениям внешней среды (в частности к резким атмосферным и температурным колебаниям).

При воздействии на кожу холодного воздуха, ветра, воды наступает реакция в виде сокращения сосудов. Раздражение, полученное воспринимающими нервными аппаратами кожи (рецепторами) распространяется и на слизистые оболочки: их сосуды вначале сокращаются, а затем расширяются; при этом происходит выделение жидкости, слизи (насморк, чихание, кашель).

Однако если раздражающие ложу факторы (холод, ветер, вода и пр.) будут действовать постепенно и постоянно, нервы и сосуды к ним приспособятся, и реакция организма будет менее выраженной и безболезненной. Следовательно, сущность закаливания заключается в тренировке организма систематическими раздражениями нарастающей интенсивности.

Принципы закаливания

1. Постепенность в наращивании силы раздражителя.

Начинать нужно с легких процедур переходя осторожно и постепенно к более сильным и активным.

2.Систематичность закаливающих процедур, так как результаты обнаруживаются не сразу, а лишь в процессе закаливания.

3. Закалять нужно всю поверхность тела.

 

fizkult-kgtu.ucoz.ru

Методические рекомендации к занятиям по дисциплине «Основы здорового образа жизни» (стр. 1 из 4)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара»

В.Ю.Маслова

Методические рекомендации к занятиям по дисциплине

«Основы здорового образа жизни»

Арзамас

АГПИ

2007

УДК 61 (075.8)

ББК 51.204.0 я 73

М 31

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»

Маслова В.Ю.

М 31 Методические рекомендации к практическим занятиям по курсу

«Основы здорового образа жизни»: АГПИ, 2007.- 22 с.

В работе представлены методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Основы здорового образа жизни» в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2005 года для студентов педагогического института, изучающих дисциплины по медицинской подготовке и здоровому образу жизни.

УДК 61 (075.8)

ББК 51.204.0 я 73

© Маслова В. Ю., 2007.

© Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ТЕМА 1. Образ жизни и здоровье человека……………………………………….5

ТЕМА 2. Понятие «норма», «предболезнь», «болезнь»…………………………..6

ТЕМА 3. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии……………..7

ТЕМА 4. Понятие о неотложных состояниях…………………………………….10

ТЕМА 5. Применение лекарственных средств…………………………………..12

ТЕМА 6. Здоровый образ жизни - как биологическая и социальная

проблема………………………………………………………………..14

ТЕМА 7. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни……………17

ТЕМА 8. Медико-социальные основы саморазрушающего

поведения подростков…………………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ

Основная задача курса «Основы здорового образа жизни» направлена на сохранение, укрепление здоровья детей и подростков, формирование у них ценностей на здоровье и здоровый образ жизни.

Здоровье человека - бесценный дар природы. Оно обеспечивает нам возможность вести полноценную жизнь во всех ее направлениях. Разрушать свое здоровье можно, купить невозможно.

В основе здорового образа жизни лежит правильный режим жизнедеятельности: разумный порядок чередований работы, отдыха, питания, сна.

Основное направление дано профилактической медицине, включающей преодоление факторов риска и активное воспитание человека в гигиеническом режиме с момента рождения и до смерти. Невыполнение режима нарушает регулирующую и координирующую функцию центральной нервной системы: Изменения часто затрагивают не только отдельные системы и органы, но и организм в целом, что приводит к появлению различного рода заболеваний.

Навыки здорового образа жизни необходимо формировать в себе с раннего детства. Выработка привычки соблюдать правильный режим жизнедеятельности, освоение гигиенической культуры как элемента культуры здоровья, ориентация на общечеловеческие ценности, главная из которых - здоровье человека, - долгий систематический процесс, который начинается с усвоения элементарных знаний, формирования необходимых навыков и умений.

Изучение курса «Основы здорового образа жизни» поможет многим изменить свой образ жизни, избавиться от вредных привычек и быть более ответственным за свое здоровье.

ТЕМА 1. Образ жизни и здоровье человека 4 часа

Занятие 1. Современная концепция гармоничного здоровья и здорового образа жизни

ПЛАН

1. Понятие «здоровья» и «здорового образа жизни».

2. Состояние здоровья детей и подростков в современном мире.

3. Основные категории образа жизни.

Задание для самостоятельной работы

Изучить определения «здоровья» и «здорового образа жизни», знать осостоянии здоровья детей и подростков в современном мире, характерныеособенности образа жизни современного человека, основные категории, которые включает в себя образ жизни.

Литература Литература

1. Пищаева М.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / М.В. Пищаева, С.В. Денисова, В.Ю. Маслова - Арзамас: АГПИ, 2006 - 92 с.

2. Пищаева М.В. Гигиена здорового образа жизни/ М.В. Пищаева, С.В. Денисова, В.Ю. Маслова - Арзамас: АГПИ, 2006 - 60 с.

Методические рекомендации к занятию

Изучение данного занятия знакомит студента с состоянием здоровья детей и подростков на современном этапе, позволяет выявить отклонения в образе жизни, определить основные факторы, которые приводят к возникновению различных болезней.

Занятие 2. Здоровье в иерархии потребностей человека

ПЛАН

1. Понятие «потребности», основные группы потребностей.

2. Иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу.

Задание для самостоятельной работы

Знать определение «потребности», дать краткую характеристику физиологических, идеальных и социальных потребностей, изучить пирамиду человеческих потребностей по А. Маслоу.

Литература

1. Ниретин Н.И. Образование и здоровье/ Н.И. Ниретин, М.В. Пищаева, А.И. Рыбаков, В.Ю. Маслова, С.В. Денисова, М.А. Коннов. - Арзамас: АГПИ 2007-76 с.

2. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека/ Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. М.,2000 - 365 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости/ И.Ю.Кулагина, В.И. Колюцкий. М.: Сфера: Норайт, 2001 - 463 с.

Методические рекомендации к занятию

Данная тема дает возможность студенту определить значимость человеческих потребностей и их связи со здоровьем и образом жизни, определяет основные составляющие пирамиды потребностей.

ТЕМА 2. Понятие «норма», «предболезнь», «болезнь» 6 часов

Занятие 1. Понятие о больном и здоровом организме, основные

причины и стадии болезни

ПЛАН

1. Что включает в себя понятие - болезнь.

2. Острые, подострые и хронические заболевания.

3. Этиология болезней.

4. Стадии остро протекающих заболеваний.

5. Профилактические мероприятия для предупреждения заболеваемости среди подростков.

Задание для самостоятельной работы

В разделах рекомендованной литературы изучить определение «болезни», характерные особенности острых, подострых и хронических заболеваний, знать основные причины, которые могут вызвать различные болезненные состояния и методы коррекции, для предупреждения заболеваемости среди подростков.

Литература

1. Ниретин Н.И. Образование и здоровье/ Н.И. Ниретин, М.В. Пищаева. А.И. Рыбаков, В.Ю. Маслова, С.В. Денисова, М.А. Коннов. - Арзамас: АГПИ, 2007 - 76 с.

2. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека/ Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. М.,2000 - 365 с.

Методические рекомендации к занятию

В результате изучения данной темы студент получает общие понятия о причинах возникновения различных болезней, стадиях развития и профилактических мероприятиях связанных с оздоровлением организма.

Занятие 2. Основные слагаемые здоровья

ПЛАН

1. Факторы, укрепляющие здоровье.

2. Физическое слагаемое здоровья.

3. Нервно - психическое слагаемое здоровья.

4. Духовно - нравственное слагаемое здоровья.

5. Группы здоровья.

Задание для самостоятельной работы

Изучить основные слагаемые здоровья, их краткую характеристику, знать факторы, которые благоприятно влияют и укрепляют здоровье, согласно комплексной оценки состояния здоровья, изучить основные группы здоровья.

Литература

1. Пищаева М.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни/ М.В.Пищаева, С.В.Денисова, В.Ю.Маслова - Арзамас: АГПИ, 2006 - 92 с.

2. Петрушин В.И. Валеология/ В.И.Петрушин, Н.В. Петрушина. - М.: Гардарики, 2002 - 431 с.

Методические рекомендации к занятию

Изучение данной темы дает возможность студенту определить значимость физических нагрузок на состояние здоровья, изучить причины нервно - психических отклонений у детей, оценить духовно - нравственные целевые жизненные установки. Рассматривает группы здоровья и их значимость для учителя общеобразовательной и профессиональной школы.

Занятие 3. Здоровый образ жизни - как основа профилактики хронических неинфекционных заболеваний

ПЛАН

1. Совместная деятельность школы, семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни.

Задание для самостоятельной работы

Изучить рекомендуемый материал и написать реферат на данную тему.

Литература

1. Пищаева М.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни/ М.В. Пищаева, С.В. Денисова, В.Ю. Маслова - Арзамас: АГПИ, 2006 - 92 с.

Методические рекомендации к занятию

В результате изучения данной темы и выполнения самостоятельного задания студент получает знания о принципах работы родителей, классного руководителя по воспитанию здорового поколения, о роли семьи в формировании здорового образа жизни ребенка.

ТЕМА 3. Понятие о микробиологии, иммунологии и

эпидемиологии 10 часов

Занятие 1. Развитие микробиологии как науки

ПЛАН

1. Этапы развития микробиологии.

2. Основные группы микроорганизмов.

3. Разновидности патогенных микроорганизмов.

Задание для самостоятельной работы

Изучить этапы развития микробиологии, знать основоположников, которые внесли большой вклад в развитие науки. Знать разновидности микроорганизмов, значение сапрофитов в жизнедеятельности человека, основные группы патогенных микробов, которые являются причинами инфекционных заболеваний.

mirznanii.com


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность