НОВОСТИ |
Формирование здорового образа жизни учащихся через проектную деятельность. Проект формирование здорового образа жизниСОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МЫ ЗА ЗОЖ!»СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МЫ ЗА ЗОЖ!»Автор: Басенко Н.М. Методическая копилка - Воспитательная работа СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МЫ ЗА ЗОЖ!» Руководитель проекта Басенко Наталья Михайловна Участники проекта Цель проекта
Задачи
Краткая аннотация проекта Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровьесозидающей образовательной среды, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности обучающихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. Проект охватывает большую аудиторию: младшее, среднее, старшее звено обучающихся, а также родителей, социальных партнеров. Социальный проект «Мы за ЗОЖ» носит просветительский, творческий характер. Он создан с целью изменения существующего отношения к своему здоровью среди всех участников образовательного процесса школы через пропаганду здорового образа жизни, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры. Он направлен на повышение информированности участников образовательного процесса школы, профилактике болезней, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, продлении активного долголетия. Своевременно полученная информация может заставить людей задуматься о своём здоровье, выступить основой принятия решений об изменении отношения к формированию здорового образа жизни. Прогнозируемая модель личности ученика - личность, умеющая разумно организовать свой досуг и жизнедеятельность, стремящаяся к физическому и психологическому здоровью и совершенству. Социальный проект имеет не только теоретическую направленность, но и практическую. В основе практической деятельности лежит создание зоны отдыха и психологической разгрузки для обучающихся и учителей с целью духовного и нравственного оздоровления, с намерением сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Местом реализации данного проекта является МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области» Ожидаемые результаты: улучшение качества здоровья всех участников образовательного процесса. Актуальность Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало обучающихся имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на духовном, так и на физическом состоянии здоровья. Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом. Думается, ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше. Проблема здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей школы действительно остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации проекта. В современном мире здоровье является универсальной ценностью и обществу нужны не только современно образованные, но физически здоровые молодые люди. Здоровье – это капитал, без которого человек не может полноценно участвовать в профессиональной и социальной жизни. По мнению ученых, наше здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% определяется наследственностью, на 20% – окружающей средой, и только на 10% зависит от медицинских факторов. Поэтому необходима смена оздоровительной парадигмы, самого подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. Общественное внимание должно переместиться на формирование и пропаганду способов здорового образа жизни, основанных не столько на медицинских, сколько на культурных, социальных и экологических факторах. Важную роль в этом процессе должна играть школа. Чем раньше у подростка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных медицинских знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Что же такое здоровый образ жизни? Здоровый образ жизни – совокупность типичных форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности, которые укрепляют адаптивные возможности организма, способствуют полноценному, неограниченному выполнению учебно-трудовых и социально-бытовых функций (В.Я. Виленский). Образ жизни личности задан от рождения, а стиль жизни, ценностное отношение к здоровью личность формирует сама, поскольку имеет возможность самостоятельно действовать в границах имеющегося образа жизни, который допускает широкий диапазон индивидуальных различий, позволяет активно менять сложившиеся обстоятельства, строить свою жизнь творчески, с учетом максимального самовыражения в ней. Здоровый стиль жизни – личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий личности, целостная система жизненных проявлений личности, способствующая гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющаяся средством самоактуализации личности в жизнедеятельности. Ценностное отношение к здоровью представляет собой интегративное качество личности, сущность которого состоит: в понимании и восприятии здоровья как состояния равновесия между биологическими, социальными, физическими, психоэмоциональными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями окружающей среды, основными видами деятельности; в эмоциональной выразительности этого отношения, делающего его потребностью и мотивом личности; в реализации понимания и восприятия здоровья в конкретных поступках и действиях Описание проекта Работа проекта ведется по трем направлениям:
Цели:
классный час: «Режим дня школьника», театрализованное представление: «Уроки Мойдодыра», беседа: «Откуда берутся грязнули?», тренинг: «Мое здоровье - клад бесценный», встреча со специалистами, викторина: «Я расту, я развиваюсь», дискуссия: «О правильном питании школьника», конкурс: «На зарядку становись!», дебаты: «Береги здоровье смолоду».
Цели:
Цели:
беседы, агитбригады, классные часы, просмотры кинофильмов, викторины, встречи с спортсменами, конкурсы рисунков, спортивные соревнования, творческие проекты
а) подготовительный Инициативная группа провела организационное собрание по разработке проекта и определила план работы. б) диагностический В результате диагностики нужно выявить проценты формирования навыков ЗОЖ учителей, родителей, учащихся за формирования навыков ЗОЖ. Провести социологическое исследование «Для чего стали вести ЗОЖ» показало, что ведущие мотивы следующие:быть здоровым и всегда в форме,получать от жизни радость и удовольствие, иметь здоровых детей. в) реализация проекта•Составление плана работы •Установление связей с социальными партнерами •Разработка программы «Здоровье»
а) теоретический
мероприятия, «круглые столы», акции, изготовление плакатов, буклетов, памяток.
тренинги, беседы. Б) практический а) Создание зоны отдыха - комнаты для релаксации учителей и обучающихся.
Результативность проекта
Методика оценки эффективности реализации проекта Основные результаты реализации проекта оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
- мониторинг результативности выполнения проекта; - степень участия учащихся школы в акциях по пропаганде ЗОЖ; - анализ статистических показателей и мониторинговых исследований; - опросы учащихся, родителей, педагогов. - общественная оценка качества реализации проекта – анкетирование всех участников образовательного процесса.
т.е. (начальное, среднее, старшее звено).
Ожидаемые результаты (позитивные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта). Увеличение численности вовлечения молодежи в мероприятия проекта
Методическое обеспечение: www.shig-sosh2.ru Формирование здорового образа жизни учащихся через проектную деятельностьПодкаменная Юлия Владимировна Выступление на школьном МО. 24.03.16 Формирование здорового образа жизни учащихся через проектную деятельность «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я, вероятно, запомню, вовлеки меня, и я пойму». Китайская пословица Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все всё знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто всё больше и лучше, но результат получается не такой, какого мы ожидаем. Увы, касается это и наших детей. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50 % – имеют патологию, а 40 % – относятся к группе риска. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься общественно-полезным трудом. Профилактика детских заболеваний является хорошо окупаемым капиталовложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. «Без здоровых детей нет здорового общества…» Сегодня, когда многократно возрастает количество больных детей, эти слова приобретают особый смысл и значение. Главная ценность, которая даётся человеку с рождения – это здоровье. Среди факторов влияющих на здоровье, 20% – наследственные, 10% зависят от качества и эффективности медицинской помощи, 20% составляют факторы внешней среды и 50% зависит от образа жизни (ак. м. н. Ю. П. Лисицын). Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Формирование основ здорового образа жизни должно начинаться у детей с самого раннего возраста, должно происходить непрерывно и целенаправленно. В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности. Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек. Знания ЗОЖ формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. При всех достоинствах большинства существующих систем обучения детей «здоровому образу жизни», общим их недостатком является то, что они сконцентрированы на информационном уровне. Ребенок рассматривается исключительно как объект для обучения, как «пустой сосуд», который надо наполнить «правильными» знаниями о здоровье, привить ему полезные навыки. Общеизвестно, что «правильные» знания совсем не предполагают «правильное» поведение, поступок, действие. Между ними очень большая дистанция. Чтобы «правильное» знание помогло выбору «правильного» поведения, нужна мотивация, побуждение к действию, другие подходы и методы. Цель обучения учащихся здоровому образу жизни – формирование у учащихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие. Организация работы по формированию здорового образа жизни предполагает решение следующих задач: - формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности; - выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; - закрепление гигиенических навыков и привычек; - приобщение к разумной физической активности; - обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения. Одной из эффективных форм работы считаю организацию проектной деятельности учащихся. Проектирование предполагает соединение теоретических знаний, практических навыков и умений, полученных в ходе учебного процесса с формированием активной жизненной позиции. Использование проектного метода в учебно-воспитательном процессе позволяет развивать творческое мышление и воображение ребенка Проектная деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом, проектную технологию можно считать здоровьесберегающей. Проектная деятельность тематически направленная на формирование здорового образа жизни:
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей: 1. По доминирующей направленности деятельности участников: 2. По количеству участников: 3. По продолжительности:
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру и этапы работы над ним, на каждом из которых учитель и ученики выполняют определенные функции: 1. Мотивационно - целевой. 2. Исследовательский 3.Проектировочный 4. Технологический 5. Практический 6. Контрольно - корректирующий 7. Презентационный 8. Аналитико-рефлексивный. В ходе работы над проектом команда школьников разрабатывает, а затем успешно реализует свой проект. Обязательная реализация проекта приучает детей к практике и ответственности за свои действия. Рассмотрим некоторые примеры проектов для учащихся начальных классов. Проект «Птицы – наши друзья». Класс 1-4. Актуальность проекта: - Тема интересна детям.- 21 марта – день весеннего равноденствия или День Птиц.- Взаимодействие детей и их родителей. - Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. - Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность Вид проекта: Информационно – практико- ориентированный.Коллективный проект по количеству участников. Участники: ученики 1 «В» класса, их родители. Руководитель проекта - учитель начальных классов Подкаменная Юлия Владимировна Сроки реализации: с11.2015 по 05.2016г.- долгосрочный проект. Проблема: Изучение видового состава птиц на территории родного края; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий. Цели: - формировать начало экологической культуры у детей младшего школьного возраста;- обогащать детей знаниями об окружающем мире птиц;- развивать познавательные способности и деятельность в процессе познания. Задачи: - развивать интерес к жизни птиц;- уточнить представления детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;- воспитывать интерес к наблюдению за птицами и бережного отношения к ним; -ознакомление с художественной литературой; - учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением; - желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия. Предварительная работа:- сбор информации о птицах: работа с художественной и методической литературой в библиотеке, с материалами, размещенными в Интернете, работа по информированию родителей с проектом. Формы и методы работы: - беседы; - выставки рисунков и поделок; - экскурсии; - викторина; - изготовление кормушек для птиц; - участие в акции «Птичья столовая». Режим выполнения проекта: урочное и внеурочное время. Разработка проекта – плана деятельности по достижению поставленных целей:1этап:Подготовительный (информационно-исследовательский):- классный час: «Интересные факты из жизни зимующих птиц»; - выбор инициативной группы и распределение ролей; - постановка задач по изготовлению кормушек; - связь с родителями класса;- разработка плана проектной деятельности. 2 этап: Основной (продуктивно- творческий):- изготовление кормушек из разных материалов (совместно с родителями) и на уроках технологии; - оценка результата работы; - составление графика подкормки птиц в зимнее время; - размещение кормушек на пришкольном участке; - подкормка птиц и наблюдение за посетителями столовой;- подбор загадок по теме «Птицы»;- подбор иллюстраций с изображением птиц;- продукт проектной деятельности –классный час «Наши друзья – птицы».3 этап: Заключительный (подведение итогов):- размещение кормушек на пришкольном участке; - участие во всероссийском конкурсе «Мир вокруг нас. Птицы» на сайте http://marafony.ru/- классный час: «Птицы – наши друзья»; - подведение итогов акции «Птичья столовая»; - информационная справка. Результаты представления исследований: -информационная справка; -кормушки для птиц. Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. На уроках технологии смастерили кормушки. Первые посетители птичьей столовой не заставили себя долго ждать. Дети с удовольствием наблюдали за синичками, воробьями. Из наблюдений за птицами было выявлено, что около школы в основном видели воробьёв, синичек, ворон, сорок. Из рассказов детей наблюдавших за птицами, было выявлено, что птички прилетаю на кормушки почти в одно и тоже время и каждый вид птичек старается прилететь в разное время. Кормили птичек крошками хлеба, семечками, для синичек развешивали сало, но в основном птички предпочитали клевать крупы: пшено, просо. Во всероссийском конкурсе «Мир вокруг нас. Птицы» на сайте http://marafony.ru/ 1) Подкаменная Мария - 1 место по России, 1 место в регионе. №7804-117012 http// marafony.ru 2) Леденцова Мария - 3 место по России, 3 место в регионе. №7804-112708 http// marafony.ru 3) Чижевский Андрей – 3 место по России, 3 место в регионе. №7804-123627 http// marafony.ru В реализации проектной деятельности дети учатся: - видеть проблемы; - задавать вопросы; - давать определения понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперимент; - делать выводы и умозаключения; - доказывать и защищать свои идеи. Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и учителем, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ученик усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. В своем 1 классе, с детьми мы работали над проектами «Поможем бабушке Федоре», «Птицы – наши друзья», «Вторая жизнь мусора». Активная работа шла на уроках литературного чтения, окружающего мира, ИЗО и технологии, а также во внеурочное время. Следует отметить, что наиболее успешным подведением итогов проектной деятельности школьников является защита реализованного проекта, что, помимо всего прочего, способствует формированию навыков эффективной презентации полученных результатов.
Вывод: Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, но и физически. Роль педагога в сохранении здоровья учащихся значительна, и я учу детей не только школьным предметам, но и осознанному отношению к своему здоровью. Наступило другое время ― Время Здоровых Людей. Сейчас модно быть здоровым и активным, модно выглядеть красиво ― красота здорового человека ― это всегда прекрасно. «Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». М. Монтень. infourok.ru
gkrfkod.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |