ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Курс: "Деятельность классного руководителя по формированию здорового образа жизни школьников"
МБОУ «Гимназия» г. Протвино
3. Определяющая роль питания для формирования здорового образа жизни
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…
В.А. Сухомлинский
Здоровье человека – актуальная тема для всех времён и народов, а в нашем веке она становится первостепенной. Если человек физически здоров, то у него много энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
Жизнь общества сегодня ставит серьёзнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья – физического, психического и духовного – очень актуальны сегодня. Нужно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, экологическую культуру, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по формированию здоровьесбережения, надо исходить из сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, учитывать достижения педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"
Обоснование программы.
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в
гармонии с миром в будущем. Да, настало время, когда каждый должен не только
думать о своем здоровье, но и действовать, так как к здоровому образу жизни,
счастью, долголетию дорогу ты выбираешь сам! Дорога жизни бывает трудна.
Хотелось бы, чтобы на жизненном пути наших детей не встречались губительные
дорожные знаки: “Никотин”, “Алкоголь”, “Наркотики” и многие другие. Задача
взрослых как можно раньше прививать детям культуру здорового образа жизни.
Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) человека есть один из результатов
социализации личности в общественной среде.
Актуальность данной проблемы, которую мы каждодневно, стараемся решать,
состоит в том, чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура
здорового образа жизни каждого его члена. Из данного вывода вытекают, по крайней
мере, два краеугольных положения: 1) если создать мощную здоровьесберегающую
среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно
повысится и 2) для школьников важнейшей здоровьесберегающей средой может стать
школа, которая взаимодействует с другими социальными объектами и является
эффективным центром культивирования ЗОЖ.
Культура ЗОЖ включает в себя такие составляющие как отношение личности к
себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались
соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они
образуют здоровье человека. Существенное влияние на него оказывают такие факторы
как соблюдение режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная
активность. Однако культура ЗОЖ определяется не только внешними, но и
внутренними факторами, к которым целесообразно присоединить и отношение личности
к себе.
Программа “Школа юных тьюторов” составлена в рамках организации в школе
Центра культуры здоровья. Познавательно – учебный модуль для учащихся 5–8-х
классов.
Цель программы: формирование у обучающихся второй ступени понимания
значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Задачи: – организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ,
регулярно вести просветительскую работу с учащимися;
– развивать творческие способности у школьников;
– формировать у учащихся потребности ЗОЖ через занятия “Школа юных тьюторов”;
– формировать навыки общения и толерантности;
– формировать единое информационное поле, создать банк методических разработок,
систему сотрудничества со своими одноклассниками и обмена опытом.
Организационно-педагогические основы программы.
Объем программы рассчитан на 34 занятия, 1 раз в неделю по 45 минут. Срок
реализации: сентябрь– май. Оптимальное количество детей в группе 10–15 человек.
Новизна программы позволяет реализации принципа “Не над , не рядом, а
вместе”. Наиболее эффективно, что бы группа была разновозрастная. Это
положительно влияет на развитие деловых качеств, таких как ответственность,
самостоятельность, взаимопомощь, что способствует формированию социальной
активности, культуры общения и поведения в социуме.
Программа дает возможность применение коллективной, групповой форм работы. А
также реализовать индивидуальные способности при выполнении исследовательской
работы, проявить организаторские способности, желание и потребность в пропаганде
приобретенных знаний по ЗОЖ.
Формы организации занятий: тренинги, игры, викторины, круглый стол и т.
д.
Формы пропаганды тьюторами материала о ЗОЖ: информационные “здоровые
минутки”, издательские продукты (буклеты, памятки), размещение информационного
материала в школьной газете, “проба сил” в проведении мероприятий по ЗОЖ.
Тематику занятий можно планировать в любой последовательности.
Содержание и предполагаемые результаты реализации программы.
№ Занятия |
Тематика занятий |
Форма проведения |
Предполагаемые результаты |
№ 1 |
Здоровье – это здорово! Под девизом “Твой завтрашний
успех начинается сегодня”. |
Беседа. Анкетирование. |
– создание благоприятного психо-эмоционального фона;
– развитие адаптационных возможностей;
– формирование у учащихся потребности ЗОЖ. |
№ 2 |
Здоровье – это умение общаться!
Под девизом “Для успеха в жизни умение общаться с людьми не менее
важно, чем обладание талантом”. |
Беседа.
Тест. |
– совершенствование коммуникативных навыков, качеств
толерантной личности. |
№ 3 |
Здоровье – это победа над собой!
Под девизом “Не стремись победить других, все победы начинаются с
победы над самим собой”. |
Психологический тренинг. |
– развитие самопознания;
– формирование психологической культуры личности. |
№ 4 |
Здоровье – это жизнь!
Под девизом “Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как
изменить себя и помочь другим”. |
Круглый стол. Разработка памятки “Как избежать
стресса”. |
Формирование здоровой целостной личности |
№ 5 |
С чего же начинается биологическое создание человека?
Под девизом “Клетка – это колыбель и источник различных проявлений”. |
Творческая мастерская. Моделирование. |
Практические навыки по моделированию. Рекомендации и
советы “Как же бороться с нарушением К.Щ.Р.?” |
№ 6 |
Гигиена органов дыхания.
Под девизом “Пока дышу, надеюсь”. |
Игра-путешествие.
Моделирование. |
Формирование гигиенических знаний. Значимости факторов,
негативно влияющих на дыхательную систему. |
№ 7 |
Курение и его вред для здоровья. Под девизом “От
куренья тупеешь, оно не совместимо с творческой работой”. |
Мастерская.
“Мифы о табаке”.
Выпуск буклета. |
Формирование негативного отношения к табакокурению.
Советы как противостоять этой негативной привычке. |
№ 8 |
Витамины в вашей жизни. Под девизом “ Чтобы грипп не
прилип”. |
Круглый стол. Обмен информацией.
Исследование. |
Обучение работе с дополнительной литературой. Навыки
исследования. Изучение устойчивости витамина С. |
№ 9 |
Среда обитания и здоровье.
Под девизом “Мой дом – моя крепость”. |
Игра-викторина.
Проект плаката.
“Источники загрязнения внутренней среды жилища”. |
Ознакомление с причинами различных заболеваний, которые
могут быть вызваны бытовыми условиями. |
№ 10 |
Продукт дня. Под девизом “Мед всему голова, мед для
здоровья и ума”. |
Исследование. Определение примесей в меде. |
Получение практических знаний необходимых в
приобретении качественных продуктов. |
№ 11 |
Вода вокруг нас. Под девизом “Мы – это то, что мы
пьем”. |
Практикум.
Простейшие способы очистки воды. |
Приобретение навыков, которые необходимы в
нестандартных жизненных ситуациях. |
№ 12 |
Значение осанки в жизни человека. Под девизом
“Позвоночник – это стержень жизни”. |
Тренинг. Выпуск буклета. |
Привитие навыков заботы о правильном положении тела.
Отработать упражнения по исправлению неправильной осанки. |
№ 13 |
Цветовой релаксатор.
Под девизом “Просто знать, еще не все, знания нужно уметь применять”. |
Практикум. Конструирование. |
Приобретение практических навыков в использовании
“Цветового релаксатора” для снятия психологического напряжения. |
№ 14 |
Движение – это жизнь . Под девизом “Оставаясь в
покое, я не могу думать, необходимо, что бы мое тело находилось в
движении, и тогда ум тоже начинает двигаться”. |
Тренинг. |
Ознакомление с технологией скрытой гимнастики,
отработать вариант тренинга “Волевой гимнастики Анохина”. |
№ 15 |
Рациональное питание и здоровье. Под девизом “Лучшее
лекарство – правильное питание”. |
Игра “Кофе Робинзон”. |
Ознакомление с основными принципами рационального
питания и правилами этикета. |
№16 |
Как сохранить сердце здоровым .Под девизом “Сердце,
тебе не хочется покоя…”. |
Практикум. Выпуск плаката. |
Приобретение навыков по измерению артериального
давления. Разработать памятку “ Правила сохранения сердца – здоровым”. |
№ 17 |
Счастлив тот, кто здоров.
Под девизом “Здоровье – богатство во все времена”. |
Игра “Магический квадрат” с использованием методики
“мозгового штурма”. |
Развитие творческих и организаторских способностей.
“Проба сил” юных тьюторов в проведении занятия для своих сверстников. |
№ 18 |
Кожа – зеркало здоровья. Под девизом “Свет мой
зеркальце, скажи…” |
Викторина. Выпуск буклета. |
Формирование гигиенических знаний и навыков. |
№ 19 |
Наркомания – знак беды. Под девизом “Наркотикам мы
скажем – нет”. |
Круглый стол. Анкетирование. Выпуск бюллетеня. |
Формирование стойкой жизненной позиции. |
№ 20 |
Вредные привычки. Под девизом “Не дружите с
сигаретой, а то здоровья не найти”. |
Игра – викторина. Выпуск буклета. |
Развитие организаторских способностей. |
№ 21 |
В мире этикеток. Под девизом “Все познается в
сравнении” |
Практикум – исследование. Выпуск информационного
плаката. |
Ознакомление с экологическими знаками. Умение работать
с научными источниками. |
№ 22 |
Жевательная резинка “за” и “против”. |
Круглый стол. Анкетирование. |
Помочь объективно оценивать полученную информацию. |
№ 23 |
Берегите зрение смолоду. Под девизом “Глаз как
алмаз”. |
Практикум. Гимнастика для глаз. Выпуск буклета. |
Приобретение профилактических навыков по гигиене
зрения. |
№ 24 |
Физкультура и здоровье. Под девизом “Вини себя за вид
болезненный и хмурый, если не будешь заниматься физкультурой”. |
Практикум. Создание блокнота “Физкультминутка – норма
жизни”. |
Развитие творческих способностей. |
№ 25 |
Мы живем в мире, где есть СПИД. |
Устный журнал. Выпуск буклета. |
Уметь вести диалог и находить компромиссное решение. |
№ 26 |
Пиво: иллюзия и реальность. Под девизом “Не будет
жизнь отменной, если будешь пить напиток пенный”. |
Творческая мастерская. Разбор ситуаций. Выпуск
бюллетеня. |
Помочь выработать критическое отношение к употреблению
алкоголя на примере пива. |
№ 27 |
Микроэлементы в жизни человека. Под девизом “Мал
золотник да дорог”. |
Конференция. Выпуск издательской продукции. |
Умение подбирать научную информацию и предавать ее
другим. |
№ 28 |
Биологические ритмы. Под девизом “Посеешь привычку –
приобретешь здоровый сон”. |
Анкетирование. “Совы” и Жаворонки”. |
Показать необходимость выполнения гигиены сна.
Отработать технологию диагностики по анкетам. |
№ 29 |
Витамины – чудесные вещества. Под девизом “Витамины –
жизни эликсир: ешьте фрукты, здоровейте, пейте сок и не болейте”. |
Игра – путешествие по станциям НИИ. Выпуск буклета. |
Развитие творческого мышления и интеллектуальных
способностей всех участников игры. |
№ 30 |
О пользе закаливания. Под девизом “Если хочешь быть
здоров – закаляйся!”. |
Блиц – опрос. Викторина. |
Проявлять активность в пропаганде здорового образа
жизни. |
№ 31 |
Климат и здоровье. Под девизом “Одеваться надо по
погоде, а не говорить плохо о природе ”. |
Круглый стол. Демонстрация одежды. |
Повысить культуру выбора одежды для сохранения своего
здоровья. Разработать советы и рекомендации. |
№ 32 |
Характер и общение. Под девизом “Единственная
роскошь-это роскошь человеческого общения”. |
Совместный проект “Мы разные, но мы вместе”. |
Повысить уровень психологической компетентности.
Освоение методов и приемов психологического познания себя и других. |
№ 33 |
Ассорти здоровья. Под девизом “Здоровье – богатство
во все времена”. |
Интеллектуальная игра. |
Презентация тьюторами своих знаний умений и навыков.
Вручение сертификатов. |
№ 34 |
Итоговое занятие. Под девизом “Я – здоровый человек”. |
Круглый стол. Буклет “Мы за ЗОЖ” |
Диагностика. Чему я научился в “Школе юных тьюторов” и
научил других. |
– развитие у школьников интереса к занятиям здорового образа жизни;
– приобретение теоретических и практических навыков необходимых в различных
жизненных ситуациях;
– умение передавать полученные знания окружающим, приобщая их к здоровому образу
жизни;
– выработка рекомендаций для детей, родителей и педагогов по проблеме
формирования здорового образа жизни.
Литература для учащихся.
Мы предлагаем одно из мероприятий, разработанное для учащихся, посещающих
наши занятия “Школа юных тьюторов”. Цель занятия: развитие интеллектуальных,
творческих и организаторских способностей, “проба сил” юных тьюторов в
проведении мероприятия для своих сверстников. Форма проведения: игра “Магический
квадрат”с использованием методики “мозгового штурма”.
Приложение 1
Программа по формированию здорового образа жизни, организации досуга детей и подростков
«Библиовакцина»: комплексная программа по формированию здорового образа жизни, организации досуга детей и подростков Проблема наркотизации населения, главным образом, молодёжи, в России стала общенациональной. "Ряды" наркоманов регулярно пополняются из среды подростков 13-15 лет. Употребление детьми и подростками психотропных веществ серьезная социальная, педагогическая, медицинская и общественная проблема. Наркомания приводит к психическим и поведенческим расстройствам и сопровождается, как правило, правонарушениями. Соответственно прослеживается устойчивая взаимосвязь между ростом случаев употребления различных психотропных препаратов среди несовершеннолетних и ростом числа противоправных действий, совершаемых детьми и подростками в наркотическом опьянении. Все это приводит к прекращению обучения в образовательных учреждениях, бродяжничеству и т.д. В работу по профилактике наркомании среди несовершеннолетних могут и должны быть вовлечены детские библиотеки, владеющие информационными ресурсами, специфическими методами и формами работы с детьми и подростками, опытом привлечения к совместной деятельности различных профессиональных групп. Однако от единичных мероприятий в этой области необходимо переходить к системной работе. Последовательная антинаркотическая деятельность включает информирование о причинах, формах и последствиях употребления наркотических веществ, формирование навыков анализа и критической оценки информации о наркотиках, обучение умению принимать правильные решения в рискованные моменты жизни. Пассивные формы работы (лекции, беседы, выставки и др.) должны непременно переходить в активные, с вовлечением ребят в обсуждение информации, оценку ее. В современных условиях это проведение вечеров вопросов и ответов, диспутов с активным участием аудитории, с использованием аудиовизуальных и электронных носителей информации. Чрезвычайно важно, в период, когда происходит социализация личности и выбор жизненных целей и установок, вытеснить наркотики из сознания подрастающего поколения, создать условия для выбора иной системы поведения, иных образцов жизненного стиля. Работа библиотек МУ «БИС» не ограничивается проведением традиционных библиотечных мероприятий в виде тематических бесед, обзоров, книжных выставок. Она строится на комплексной основе, объединяя усилия воспитателей, учителей, психологов, медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов. Делается это главным образом для того, чтобы на любой вопрос ребят были готовы ответить не только библиотекари, но и специалисты разных областей. Это даёт свои результаты – мероприятия становятся более интересными, познавательными, а главное, дающими откровенную, исчерпывающую информацию, что называется «из первых рук». Осуществляется отдельный блок мероприятий по информированию детей и подростков о различных аспектах проблемы злоупотребления наркотиками, практических мерах по профилактике, лечению и противодействию наркомании. Формы работы выбираются с учетом возрастных особенностей каждой категории: игровые программы, ролевые игры, дискуссии, круглые столы, распространение буклетов и листовок, уголки неформального общения и т.д. Исходя из вышесказанного, работа библиотек в этом направлении нацелена, главным образом, на профилактику подростковой и молодёжной наркомании, формирование здорового образа жизни. Основные задачи, которые ставят перед собой библиотеки - отвлечение детей и подростков от улицы, создание альтернативы болезненному увлечению игровыми клубами и бездумным досугом через формирование творчески насыщенной среды, условий для неформального общения ребят разных возрастов в стенах библиотек. Профессиональные, организационные, материальные ресурсы: Авторский коллектив Программы: - Ковалева Людмила Евгеньевна – зам. директора по библиотечной работе
- Шайко Ольга Валерьевна – зав. научно-методическим отделом
- Агеева Татьяна Анатольевна – гл. библиотекарь научно-методического отдела
- Чиркова Вероника Владимировна - гл. библиотекарь научно-методического отдела
Руководитель Программы: - Чиркова Вероника Владимировна - главный библиотекарь научно-методического отдела
- Нижневартовск, ул. Дружбы народов, 22
- (3466) 44-33-40
Муниципальное учреждение «Библиотечно-информационная система» образовано в 1978 году. За 30 лет учреждение стало одним из лучших в округе, приобрело известность в библиотечном мире России и зарубежья. Библиотечная система г. Нижневартовска неоднократно одерживала победы в профессиональных конкурсах, в т.ч. всероссийских; получала гранты российских и иностранных благотворительных фондов на реализацию своих проектов. МУ «БИС» является методическим центром для библиотек Нижневартовского региона, региональным библиотечным центром мегапроекта «Пушкинская библиотека» для Ханты-Мансийского автономного округа. В марте 2007 года Международной академией управления (г. Москва) МУ «БИС» присвоено звание «Региональный лидер» в номинации «Библиотечно-информационная услуга» за активное участие в реализации экономических и социальных программ города и региона. Сеть муниципальных библиотек на начало 2009 г. состоит из 9 библиотек обслуживающих детское население, 2 библиотек, обслуживающих детское и юношеское население, 13 библиотек для взрослых, две из которых также располагают детским фондом. Таким образом, в структуру МУ «БИС» входят 24 библиотеки, в том числе Центральная городская и Центральная детская библиотеки, которые выполняют методические функции. Более 70 тыс. жителей пользуются услугами библиотек системы. За 2008 г. пользователям было выдано более 1 миллиона экземпляров различных видов документов и материалов. Библиотечный фонд МУ «БИС» насчитывает около 500 тыс. экз. документов на различных носителях. Динамика роста основных показателей работы обеспечивается высоким профессиональным уровнем библиотечных специалистов. Самая многочисленная группа читателей библиотек города - это дети и молодежь. Среди общего количества пользователей библиотек данная категория составляет 60 %. Краткое содержание Программы: Программа включает в себя серию проектов, направленных на продвижение чтения среди детей и подростков, формирование положительных образцов поведения, позитивного отношения к жизни посредством организации комплекса мероприятий (литературные игры, творческие конкурсы, беседы, обсуждения книг, дискуссии и др.). В рамках программы осуществляется проект «Дети улиц». Проект направлен на противодействие наркотизации детей и подростков массовыми и групповыми методами библиотечной работы; предусматривает апробирование новых форм сотрудничества с образовательными, правоохранительными, медицинскими учреждениями; направлен на приобщение подростков к здоровому образу жизни, активизацию их личностных ресурсов. Проект «Дети улиц получил финансовую поддержку в рамках городской целевой программы «Комплексные меры по профилактике социально-негативных явлений (наркомания, токсикомания, алкоголизм, игромания) в городе Нижневартовске на 2008 -2012 годы». Полученные средства были израсходованы на приобретение материалов и оборудование для организации и проведения мероприятий. Проект «В поисках героя» - это логическое продолжение проекта «Дети улиц», новая ступень в достижении обозначенных выше целей. Если проект «Дети улиц» направлен, в первую очередь, на акцентирование, что наркотики - это плохо, то проект «В поисках Героя» приоритетным делает именно позитивный момент: а что же тогда хорошо и каков он – настоящий Герой нашей с вами современности? Цель проекта - создание в библиотечной среде пространства для диалога между подростком и его Героем. Изучение приоритетов и ценностей в выборе книжных Альтер- «эго» современными подростками. Примеры для подражания возникают независимо от того, хотим мы этого или нет. Но от нас с вами зависит, кому дети подражать, кто будет формировать их жизненные ценности. Героев может быть множество, но у каждого он свой, и наша цель, чтобы Герой был положительный. Задача библиотекарей - в сотрудничестве с другими специалистами найти, показать, познакомить с такими героями нашего времени, которые раскроют подросткам незыблемые истины, зададут моральные нормы, нравственные императивы. Проект получил финансовую поддержку в рамках городской целевой программы «Комплексные меры по профилактике социально-негативных явлений (наркомания, токсикомания, алкоголизм, игромания) в городе Нижневартовске на 2008 -2012 годы». Организация досуга детей и подростков имеет особое значение, так как они обладают набольшим объемом свободного времени; используют досуг как средство удовлетворения важнейшей возрастной потребности – в самоутверждении и самовыражении; мобильны в досуговых увлечениях. Поэтому противоречия в сфере досуга подростками переживаются особенно остро и оборачиваются негативными социальными последствиями в форме конфликта с «взрослым» миром. Таким образом, организация досуга становится альтернативой негативным проявлениям в детской среде, формой творчества и развития активности детей и подростков. В дни летних каникул в рамках проекта детские библиотеки работали по авторским проектам летнего чтения детей и подростков. На протяжении летних месяцев детские библиотеки города сотрудничали с летними пришкольными и спортивными лагерями, подростковыми клубами и другими учреждениями, организующими досуг детей. Мероприятия проводились и для неорганизованных детей – тех, кто, по ряду причин, не выехал на отдых и был предоставлен сам себе. Наиболее успешным и эффективным оказался проект разработанный сотрудниками детско-юношеской библиотекой №10. Проект детско-юношеской библиотеки №10 «Остров сокровищ» был финансово поддержан администрацией города и вошёл в городскую «Вариативную программу в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи города в каникулярный период». Цель Программы: Вовлечение подрастающего поколения в процесс духовного саморазвития личности и раскрытия творческого потенциала, в качестве альтернативы деструктивным формам досуга, формирования благоприятной среды для развития творческих и интеллектуальных способностей детей и молодежи; пропаганда здорового образа жизни Задачи: - Продвижение чтения в среду подростков как альтернатива девиантному поведению и социально - негативным способам проведения досуга;
- Активная пропаганда книги, библиотеки, привлечение молодежи к чтению во внебиблиотечных аудиториях с привлечением волонтеров юношеского возраста во взаимодействии с общественными молодежными организациями;
- Эффективная организация свободного времени для совершенствования субъективно- личностного и духовного мира ребенка;
- Ориентирование подростков на развитие самостоятельного мышления, самовоспитание, выработку системы нравственных ценностей, идеалов и навыков культуры здорового образа жизни. Формирование стойкого иммунитета к негативным влияниям среды.
Механизм реализации: Программа состоит из основных проектов: В рамках проекта планируется проведение мероприятий, направленных формирование здорового образа жизни. Проект предусматривает апробирование новых форм сотрудничества с образовательными и культурными учреждениями. - Актуальный диалог «Молодые - молодым»: встречи волонтеров Центра «Анти - СПИД»;
- Встречи со спортсменами;
- Литературно-спортивные игры;
- Акции;
- Конкурс рисунков на асфальте «Будущее без наркотиков»;
- Конкурсы рисунков и сочинений на тему здорового образа жизни;
- Праздник «Да здравствует Спорт!»;
- Марафон «Здоровым модно быть всегда!»;
- Видеоакадемия «Росток», компьютерные игротеки;
- Городской конкурс «Суперчитатель»;
- Неделя читателя;
- Конкурс «Самый читающий класс»;
- Неделя читательских интересов;
- Праздник читательских удовольствий;
- Акция «Книги под солнцем»;
- Промо-акция «Читают все!»
- Проект « В поисках Героя»
- Акции «Ищу себя в будущем», «Новое поколение выбирает – Книгу!», «Мы выбираем жизнь!»;
- Фестиваль спортивной книги;
- Цикл круглых столов;
- Встречи со спортсменами и писателями;
- Анкетирование подростков на тему «Нужен ли тебе книжный герой»;
- Конкурс костюмов литературных героев;
- Марафон «Здоровый XXI век»;
- Цикл устных журналов «Путешествие с книжным героем: Прошлое. Настоящее. Будущее»;
- Круглый стол для специалистов «Книжные герои в реальном мире современного подростка»;
- Дискуссии, читательские конференции, встречи с известными людьми.
В дни летних каникул в рамках программы будет осуществляться работа по проекту летнего чтения детей и подростков «Остров сокровищ» - комплекс мероприятий, направленных на продвижение чтения в среду подростков, популяризацию лучших образцов современной и классической литературы, ориентированных на данную возрастную категорию Ожидаемые результаты и их социально-экономическая эффективность: - Предполагается привлечь к участию в программе не менее 5000 детей и подростков. Провести не менее 500 мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. К организации и проведению мероприятий планируется привлечь подростков из библиотечного актива;
- Вовлечь подростков и молодёжь города в обсуждение вопросов, связанных с формированием позитивного отношения к своему здоровью и социально активной жизненной позиции;
- Поддержать творческую и социальную активность подростков и молодёжи;
- Объединить усилия специалистов, занимающихся профилактикой опасных зависимостей, библиотекарей, педагогов по воспитанию здоровой, социально активной личности;
Планируется проведение круглого стола «Приоритеты XXI века: роль библиотек в профилактике асоциальных явлений», где будет представлен опыт работы МУБИС и других библиотек округа по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков. По результатам работы программы будут разработаны методические рекомендации по работе библиотек с детьми и подростками по профилактике асоциальных привычек, которые могут быть использованы в практической деятельности библиотек округа. Теоретическая значимость данной программы связана с разработкой концепции организации эффективной информационной и консультативной помощи подросткам и юношеству в формировании активной жизненной позиции как альтернативы асоциальному поведению и деструктивному образу жизни. Анализ достигнутых результатов: Системная работа библиотек в рамках программы начата в 2004 году. Успешной реализации программы содействовали несколько составляющих - актуальность и злободневность тематики, развитые партнерские отношения со специализированными учреждениями и организациями, многолетний успешный опыт в этой области, информационные ресурсы библиотеки, высокопрофессиональный состав исполнителей программы. Проекты «Дети улиц» и «В поисках Героя» получили финансовую поддержку в рамках городской целевой программы «Комплексные меры по профилактике социально - негативных явлений (наркомания, токсикомания, алкоголизм, игромания) в городе Нижневартовске на 2008 -2012 годы». Из предоставленных средств была изготовлена рекламная продукция – значки, грамоты, пакеты, галстуки, блокноты, календари (2-х видов) с логотипами проектов и призывом к чтению. В течение года, эти материалы вручались лучшим читателям библиотек, победителям и участникам различных конкурсов. Это очень стимулировало ребят для участия в библиотечных мероприятиях. Проекты программы широко освещались в прессе: только за 2008 год в периодической печати города было опубликовано более 30 статей, прошло 10 телерепортажей о мероприятиях в рамках программы. В рамках программы «Библиовакцина» были подготовлены два выпуска журнала «Моя библиотека», выпускаемого МУ «БИС» (№1/2 за 2003 год), тема которого - здоровый образ жизни, а также специальный выпуск за 2006 год «Будущее без наркотиков», который был издан в тесном сотрудничестве с межведомственной комиссией по противодействию злоупотреблению и незаконному обороту наркотиков. и финансировался из средств соответствующей программы. В журнале помещено интервью с Председателем Комиссии И.К. Ниязовым, материалы о деятельности библиотек МУ «БИС» в этом направлении, о работе волонтеров Центра «Анти-СПИД», а также информация о книгах, видеоизданиях по теме, обзор Интернет-сайтов. Выпуск рассчитан на юношескую и молодежную аудитории. В Центральной детской библиотеке действует уголок неформального общения старшеклассников «Я + ТЫ». Сотрудники библиотеки оформили новый стенд, на котором материалы представлены по разделам: «Если тебе трудно…выход есть», где разместились подборки газетно-журнальных публикаций по проблемам общения с родителями и сверстниками. Раздел «Несекретные материалы», предлагает заглянуть в молодёжные журналы, на страницах которых опытные психологи дают советы о том, как можно разрешить многие проблемы, избежать наркотической зависимости, и что делать, если тебе предлагают попробовать наркотики. Раздел «В поисках смысла жизни, любви…» - даёт рекомендации, ориентирующие на поиск своего места в жизни, помогает состояться как личности. Раздел «Вопрос для размышления» знакомит с различными тестами, например, «Умеем ли мы говорить слово «нет» и др. На выставках в большом количестве представлены буклеты, плакаты Центра АНТИ-СПИД, а также многочисленные тематические папки с подборками, дающими ответы на вопросы, которые подростки стесняются задать взрослым. Любой материал, представленный в Уголке, подростки могут взять с собой. Такой способ ненавязчивой информации очень действенен для внедрения в среде подростков. С успехом в библиотеке прошли круглые столы для старшеклассников, в ходе которых помимо знакомства с новой информацией, представленной на выставке, состоялось общение старшеклассников с психологом Центра «Анти-СПИД». С помощью специальных упражнений психолог создала раскрепощенную атмосферу, вывела участников на откровенный разговор на тему «СПИД: У вас есть вопросы? Ищите ответы». По материалам круглого стола прозвучала передача на радио «Эфир» и напечатана статья в газете «Варта». Для читателей, не имеющих возможность посещать массовые мероприятия, в библиотеках готовятся библиографические списки литературы, памятки и книжные закладки. В этих изданиях предлагается как научно-познавательная, так и художественная литература, повествующая о проблемах наркомании, алкоголизма и курения. Библиотеками были разработаны и выпущены рекомендательные списки «Наркомания: врага надо знать в лицо», «Если хочешь быть здоров…» ЦГБ, «Твой выбор – твоя жизнь» - ГБ № 8, «В зоне риска – молодёжь» - ГБ № 12, «С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны!» - ДБ № 8; дайджест «Имя беды – наркотики» - ЦГБ. С большим успехом в библиотеках проходят мероприятия, знакомящие юных читателей с материалами, отражающими негативные стороны жизни человека, в частности - зависимость от наркотиков, курения, алкоголя и других пагубных пристрастий (беседа «Добро пожаловать на планету Здоровье!», круглый стол «Осторожно: ЗЛО!» и др.). Большая часть мероприятий посвящается не проблеме наркомании, как таковой, а информированию о том, сколько интересных и полезных занятий можно найти без употребления наркотиков и других одурманивающих веществ. Практика многоаспектности, когда читателям предоставляется право альтернативного выбора, даёт положительный результат. Дети имеют представление о том, чем можно заняться в свободное время, не прибегая к употреблению алкоголя и наркотических препаратов. Интересно проходят мероприятия цикла «Хочу у сверстника спросить!», в ходе которых ребятам предоставляется возможность живого общения со сверстниками. Волонтёры Центра «Анти-СПИД» помогают своим сверстникам понять главную мысль: по настоящему взрослый - это не тот, кто курит или колется, а тот, кто решил избавиться от этой пагубной зависимости. Разговор на серьёзную животрепещущую тему со сверстниками, помогает легче усвоить серьезную информацию, даёт возможность высказаться на любую волнующую тему. Мероприятия такого плана дают ребятам возможность узнать, что думают об этой проблеме их сверстники, которые учатся с ними в одной школе, живут в одном дворе. Кроме того, они дают осознание того, что с наркоманией нужно бороться, осознают свою роль в будущем выборе, в котором второстепенных ролей не бывает. Подобные мероприятия воспитают в подростках тягу к здоровому образу жизни, к культуре. А атмосфера диалога и работы в группе помогает ребятам положительно оценить себя в обществе. На протяжении ряда лет библиотеки МУ «БИС» принимали активное участие в акции акции «Мы выбираем будущее!», проводимой в период Международного Дня борьбы с наркоманией и Дня памяти умерших от СПИДа. Стало традицией проводить в Центральной детской библиотеке встречи со специалистами Центра «Анти-СПИД». Два года библиотека проводила в своих стенах профилактическую акцию под названием «День здоровья». Актуальный диалог специалистов Центра «Анти-СПИД» и библиотекарей с ребятами ставил перед собой цель довести до них информацию о пагубности пристрастия к наркотикам, используя методы арт- и библио-терапии. Беседы, как правило, проходящие в неформальной обстановке, дают возможность ребятам сформировать представление о полезных привычках и борьбе с негативными пристрастиями, развеивают миф о том, что существуют «безобидные», не наносящие вреда здоровью, наркотики. Для того, чтобы сформировать механизм принятия ответственных решений, вместе с ребятами «выращивается» символическое «Дерево здоровых привычек». Помимо этого, ребята знакомятся с буклетами, закладками и плакатами антинаркотической направленности, представленными на стендах уголка «Есть над чем подумать». После "основной" части мероприятия участникам предоставляется замечательная возможность, без какого-либо контроля взрослых, выплеснуть на "досточки" импровизированного забора, выстроенного в фойе библиотеки, переполняющие их эмоции и мысли. С 23 по 25 июня в детских библиотеках города с большим успехом прошел фестиваль спортивной книги «Да здравствует спорт!». Цель мероприятия: формирование здорового жизненного стиля, привлечение внимания детей и подростков к книгам, популяризирующим спорт и здоровый образ жизни. Большая часть мероприятий фестиваля была посвящена информированию о том, сколько интересных и полезных занятий можно найти в современной жизни. Библиотекари представили лучшие книги о спорте, а ребята рассказали о своих любимых видах спорта, о том, какие спортивные секции они посещают, чем увлекаются в повседневной жизни. В центральной детской библиотеке состоялась презентация книжной выставки «Да здравствует спорт!». Библиотекарь рассказала ребятам о предстоящих Олимпийских играх в Пекине: эмблеме, талисмане, Олимпийском огне, олимпийских видах спорта. После этого дети разделились на три команды и путешествовали по маршрутам. Команды посетили три станции: на первой - отвечали на вопросы об Олимпийских играх, на второй – рисовали рисунок на спортивную тему, а на последней – выполнили оригами. Помимо этого мероприятия, в дни фестиваля, состоялась встреча с известным волейболистом и тренером, писателем Н.Н. Книжниковым, который рассказал о своих спортивных достижениях и победах, дал советы начинающим спортсменам, представил свой иллюстрированный каталог «Югорская кладовая волейбольных знаков». Тема наркомании затрагивается и в сугубо библиотечных формах работы: библиографических обзорах, книжных выставках-импульсах, в которых здоровый образ жизни рассматривается как норма. «На благо здоровья» - ГБ № 9, «Наркотики - путь в никуда» - ГБ № 15, «Алкоголь, табак, трава – вред для организма» - ГБ № 5, «Не сломай судьбу свою» - ГБ № 12, «Семья против наркотиков» - ГБ № 14. Выставки предоставляют читателям информацию, дающую навыки в принятии решений по защите своего здоровья, формировании представлений об опасности возникновения физиологической зависимости организма от наркотических веществ. Представленные на выставках издания дают возможность взглянуть на проблемы наркомании с разных точек зрения. Кроме того, выставки содержат информацию о медицинских центрах и учреждениях, в которых наркоманам может быть оказана помощь. Актуальность проблем наркомании, курения и алкоголизма вызывают повышенный интерес у читателей, а представленные на выставке издания, как правило, пользуется активным спросом. К положительным результатам можно отнести и то, что учащиеся не только активно интересуются литературой данной тематики, но и пишут рефераты по этим темам в библиотеках, не прекращаются заявки от учебных учреждений города на проведение бесед по проблемам наркомании и токсикомании, сами ребята проявляют заинтересованность в новых встречах с узкими специалистами и психологами. Практика библиотек, работающих с подростками доказала необходимость дальнейшей работы по профилактике социально значимых заболеваний. Поделитесь с Вашими друзьями: |