Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровый ребенок». Программа воспитания здорового образа жизни


Программа по формированию здорового образа жизни подростков "Моё здоровье в моих руках"

Пояснительная записка

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения людей к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

С каждым годом растет заболеваемость учащихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной системы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

Осознание ценностей здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в нем. Одной из задач воспитательного процесса является задача формирования мотивации здорового образа жизни.

Все это побудило меня к созданию программы “Моё здоровье в моих руках”.

Цель программы: создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни, сознательно относящейся к своему здоровью, имеющей потребность вести здоровый образ жизни.

Задачи программы:

  • Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, закаливания;

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни, личной ответственности за своё здоровье;

  • Формирование негативного отношения к вредным привычкам;

  • Формирование навыков личной и общественной гигиены;

  • Формирование потребности в правильном питании, привитие культуры питания;

  • Формирование навыков сопротивления стрессу;

  • Половое воспитание.

Принципы построения программы:

Принцип системности - построение программы базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторах, способных ориентировать поведение детей в отношении сбережения собственного здоровья.

Принцип комплексности описывает планирование и оценку конкретных форм работы программы, как элементы системы собственно воспитания, социализации и просвещения.

Принцип активности побуждает не ждать возникновения проблемных ситуаций, а пользоваться всеми существующими ситуациями и при необходимости создавать их, чтобы снабжать подрастающее поколение необходимыми установками и сведениями.

Принцип адресности подразумевает обращение к конкретной аудитории с учетом уровня физического и психического развития, социального и культурного уровня, состава по полу, ценностных ориентации и т. д.

Принцип доверия предполагает доверие к ребенку как к партнеру, серьезное отношение к его переживаниям, интересам и проблемам с желанием понять и помочь.

infourok.ru

Программа "Формирование здорового образа жизни у воспитанников детских домов в возрасте от 7 до 14 лет"

Разделы: Классное руководство

Пояснительная записка

В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым.

В.П. Казачеева рассматривает здоровье как процесс сохранения и развития биологических и физических, а также психологических возможностей человека, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, которая обеспечивает приспособление человека к меняющимся условиям внутренней и внешней среды». (С.Н.Ожегов)

На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социально-культурно-политическая система, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания.

Методики констатируют значительное ухудшение состояния здоровье у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патологии зрения, все чаще среди школьников диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния.

У детей, важно выработать и сформировать культуру здорового образа жизни. (ЗОЖ).

ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • настрой на здоровый образ жизни;
  • двигательную активность;
  • личную гигиену;
  • умеренное и сбалансированное питание;
  • ритмичность жизни;
  • безопасность жизни.

Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывают, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают, в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.

Поэтому, работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома.

Для изучения ЗОЖ воспитанников детского дома было проведено:

  1. анкетирование «Отношение к своему здоровью». Автор Тихомиров С. В. (Приложение 2). По результатам анкетирования установлено, что материальные блага, друзей, любовь дети ставят выше, чем свое здоровье.
  2. диагностика «Потребность в новых ощущениях», М. Цукермана. (Приложение 3). По результатам исследования: 10,8% - высокий уровень потребности в ощущениях; 67,5% - средний; 21,6% - низкий.

Проведенное анкетирование и диагностическое исследование подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детских домов.

Анализ изученной литературы: «Здоровье наших учеников» Варламовой С.И., «Педагогические здоровье сберегающие технологии» Лабутина Н.Ю. и Майского А.Б., «Обратная сторона здоровья» Бойко А. показывает на недостаточность разработки данной проблемы применительно к условиям детского дома.

Учитывая тот фактор, что по своему физическому и психическому развитию дети, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от ровесников из семьи, ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватность поведения, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятие замечаний и запретов.

Поэтому возникла необходимость в составлении программы «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детских домов в возрасте от 7 до 14 лет».

Цель: Формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие.

Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач.

Задачи:

  • информирование всех участников образовательного процесса по проблемам сохранения здоровья и формирование культуры здорового образа жизни.
  • выявление проблем, связанных со здоровьем воспитанников на основе результатов анкетирования, диагностики; на основе данных предоставленных медицинской службой детского дома.
  • проведение занятий с воспитанниками, направленных на формирование культуры здорового образа жизни.
  • проведение занятий с воспитанниками направленных на улучшение эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости с использованием игровых и релаксационных упражнений.

Основные направления программы:

I. Азбука гигиены.II. Береги свое здоровье.III. Сделай свой выбор.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Срок реализации 3 года, занятия будут проводиться два раза в месяц, по длительности составят от 30 до 45 минут. В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, получение ими удовольствия от познания нового, формированию интереса к самопознанию, саморазвитию и рефлексии, на протяжении каждого года реализации применяется принцип чередования и взаимопроникновения тем всех трех блоков.

К организации и проведению занятий планируется привлечение специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника, физрука, воспитателя.

Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, технических средств: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.

Занятия содержат следующие этапы:

I. Организационный этап;II. Проверочный;III. Подготовительный;IV. Основной;V. Контрольный.VI. Итоговый, рефлексия.

Предлагаемые формы работы – беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут.

Для отслеживания результативности программы, будут использоваться диагностические методики, анкетирование по изученным направлениям.

Критерии результативности усвоения программы:

Знания:

– составляющие здоровья; – особенности развития своего организма; – правила личной гигиены и здорового образа жизни; – основные группы питания; – защитные силы организма; – о здоровьесберегающих технологиях; – о вреде табака, алкоголя, ПАВ; – правила соблюдения режима дня; – различные формы закаливания.

Умения:

– ответственно относиться к своему здоровью; – управлять своим эмоциональным состоянием; – соблюдать правила личной гигиены; – ухаживать за кожей, глазами, зубами; – правильно распределять свой рацион питания; – преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности; – совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ; – ставить цель, достигать ее и оценивать результат.

Навыки:

– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе; – достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт; – отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению; – четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме; – информированность по вопросам репродуктивного здоровья.

Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.

Тематический план (Приложение 1)

№ Блока/ № п/п Название блока/ Тема Количество часов
теория практика
I Азбука гигиены. 10 8
II
Береги свое здоровье. 3 15
III Сделай свой выбор. 6 12
ВСЕГО 19 45

Содержание тем

Первый год

Теория:

  • Основные направления осуществления программы.
  • Взаимосвязь режима дня и режима питания, какое влияние они оказывают на здоровье.
  • Основные понятия: дыхание, солнечный удар, гигиена, утомление, эмоции.
  • Роль сигареты в жизни курильщика, влияние сигареты на здоровье человека.

Практика:

  • Диагностическая методика, определяющая потребности в новых ощущениях.
  • Ролевая игра на оказание первой помощи при солнечном ударе.
  • Тестирование, определяющее отношение школьников к курению.
  • Релаксационные упражнения: на снятие утомления, на исправление осанки.
  • Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск листка здоровья.

Второй год

Теория:

  • Потребность в соблюдении личной гигиены.
  • Понятие стресс, выход из состояния стресса, что к нему приводит.
  • Понятие депрессия, определить связь с зависимостью от табака и алкоголя.
  • Беседа о влиянии современной техники на организм человека, о влиянии сверстников, о здоровье зубов, о чистой коже, о целительных свойствах чистого воздуха.

Практика:

  • Работа с тетрадью «Вредные привычки».
  • Ролевые игры, развивающие навыки этикета, гигиены.
  • Профилактическая игра «Слабое звено» о вреде алкоголя, табака.
  • Физкультминутка для глаз, комплекс упражнений для расслабления мышц ног и рук.

Третий год

Теория:

  • Понятие чистота, соблюдение гигиены жилища.
  • Витамины и их «волшебные» свойства.
  • Понятие ДТП и соблюдение правил дорожного движения.
  • Мифы об алкоголе и его влияние на организм человека.
  • Понятия осторожность, самозащита, бдительность, внимательность, как уберечь себя от несчастья.
  • Проблемы наркомании, как избежать столкновения с наркотиками.
  • Подростковая преступность и пути ее преодоления, правовые нормы и наказания несовершеннолетних.

Практика:

  • Ролевая игра «Влажная уборка квартиры», обсуждение.
  • Тестирование на выявление знаний о витаминах «Дорога здоровья».
  • Простудные заболевания дыхательных путей, влияние курения на органы дыхания.
  • Обучающий практикум по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от ДТП, при переломах и вывихах, людям, терпящим бедствие на воде.
  • Диагностическое исследование, определяющее потребность в новых ощущениях, подведение итогов реализации программы.
  • Правила безопасности, сигнальные карточки «Уходя, гасите свет», «Выключи электроприборы», «Не приглашай в дом незнакомых людей».

Приложение 1 Тематический план.

Приложение 2Анкета по изучению отношения к своему здоровью.

Приложение 3Диагностика потребностей в новых ощущениях.

Приложение 4Анкета отношения к курению.

Приложение 5Методическое обеспечение к Программе «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детских домов в возрасте от 7 до 14 лет».

Приложение 6Список литературы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Программа по воспитанию навыков здорового образа жизни

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Между тем, в последние годы резко снизилась роль школы в воспитании детей. С каждым годом растет заболеваемость учащихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной системы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. Все это побудило к созданию воспитательной программы “Расти здоровым!”.

По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.

Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы :

* Ухудшение социального положения семей учащихся;

* Наличие неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;

* Невысокий уровень общей культуры населения;

Критериями работы по данному направлению являются:

* Индивидуальный режим;

* Эмоциональный режим;

* Смена видов деятельности;

* Наличие физпауз на занятии;

* Учет физиологических особенностей в развитии организма;

ЦЕЛЬ: профилактика вредных привычек, оздоровление, духовное и культурное развитие личности ребенка, его социальная адаптация.

ЗАДАЧИ:

* Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.

* Создать систему внеучебных форм занятий, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.

* Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.

Используются формы работы:

* - беседа;

* - ролевая игра;

* - экскурсии;

* - выход на природу;

* - мини-выставка;

* - конкурсы;

* анкетирования.

Особенности организации воспитательного процесса

Программа рассчитана на 4 года(5,6,7,8 кл.) охватывает множество социально-значимых тем. Ребенок получает более полную, жизненно важную информацию. Программа включает в себя информацию об оздоровлении, технике безопасности на уроках, культуре поведения, вредных привычках, проблемах экологии и правилах дорожного движения.

Реализация программы создает возможность сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении учащийся должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

Результативность воспитательного процесса отслеживается следующими способами:

* - викторины;

* - соревнования;

* - игровые программы;

* - анкетирование

Порядок прохождения программы может быть изменен в процессе обучения в зависимости от условий, степени усвоения материала, особенностей детского коллектива.

Основные темы программы “Расти здоровым!”

1. Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания;

2. Рациональная организация и гигиена умственной работы учащихся;

3. Влияние физического труда на укрепление здоровья учащихся;

4. Знание и навыки личной и общественной гигиены;

5. Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка;

6. Правильное гигиеническое поведение учащихся – защита от травматизма;

7. Гигиенические аспекты полового воспитания;

8. Профилактика вредных привычек;

9. Физкультминутки.

Каждая тема включает в себя тематические беседы, помогающие формированию мотивации здорового образа жизни, и представлена в двух аспектах: теоретических и практических.

1. Тема «Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания»

а) Утренняя зарядка, водные процедуры.

Значение утренней зарядки и купания в бассейне для укрепления здоровья, воспитание силы воли, хорошего самочувствия.

Разучивание комплексов утренней зарядки.

Ежедневно выполнять утреннюю зарядку на свежем воздухе.

Четкая последовательность упражнений.

б) Закаливание.

Беседа о закаливающих процедурах: закаливание воздухом, водой, солнцем, ходьбой босиком, принципы закаливания.

Сознательно, систематически, последовательно, постепенно, с учетом физического развития и состояния выполнять правила закаливания.

в) Гигиена правильной осанки.

Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Большое значение для формирования правильной осанки имеет повседневный контроль за тем, как ребенок ходит, стоит при разговоре с педагогом, при ответе с места, правильно ли он сидит при выполнении работы на занятии.

Учащийся, сидящий за рабочим столом, в сущности, неподвижен. С этим связано статистическое напряжение мускулатуры. Если ребенок наваливается грудью или животом на край стола, то происходит сдавливание внутренних органов и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной и брюшной полостях. Неестественное положение туловища ведет к неправильному развитию опорно-двигательного аппарата, в первую очередь, позвоночника, способствует его искривлению. Близкое расстояние от глаз до рабочей поверхности ведет к напряжению зрения, способствует развитию близорукости.

У ребенка должен быть выработан автоматизм в привычке правильно сидеть. Прежде всего необходимо, чтобы у ребенка было сформировано убеждение в необходимости правильной осанки с помощью понятных им мотивов.

* Значение правильной осанки для гармоничного развития организма:

* Здоровьесберегающее воздействие спортивных мероприятий, утренние зарядки на формирование осанки.

* Регулярно выполнять зарядку, контролировать правильную осанку.

* Строго выполнять правила правильной посадки и осанки.

* Пользоваться правилами самоконтроля и саморегуляции.

г) Двигательная активность.

Основные здоровьесберегающие факторы двигательной активности: утренняя зарядка, физкульпаузы на занятиях, подвижные игры на динамических часах, переменах, прогулки перед сном плавание в бассейне.

Правила поведения во время перемен, соответствие одежды погоде и характеру занятий.

Активное участие в динамических часах, подвижных играх, спокойный отдых перед звонком.

2. Тема «Рациональная организация и гигиена умственной деятельности учащихся»

Учеными установлено, что десятки процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. В дневное время наиболее активны те отделы вегетативной нервной системы, которые стимулируют артериальное давление, сокращение кишечника, потоотделение и другие функции, дающие организму наиболее благоприятные возможности для физической и умственной работы.

Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, опорожняет кишечник, то у него вырабатывается рефлекс на время. Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий все жизненные процессы, помогает выполнению такой важной деятельности школьника, как учебное занятие.

Выполнение режима дня дает хорошую возможность воспитания самодисциплины. При этом должны соблюдаться единые требования, учебные обязанности, предъявляемые к ребенку дома, в школе и Центре, предусматриваться время для необходимой социальной деятельности школьника – общественные работы, самообслуживание, помощь по дому.

Здоровьесберегающий фактор – правильный режим дня, четкая организация умственной деятельности, гигиена рабочего места, проветривание, выполнение физпауз на уроках, активная деятельность на переменах, динамических часах. Гигиенические требования ко сну, значение проветривания перед сном.

Самоконтроль за правильным поведением на уроках, поведением на переменах, соблюдением правильного режима дня. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроках, во время перемен, во время приготовления домашних заданий. Соблюдение рекомендаций по выполнению гигиенических требований к просмотру телепередач, к режиму отбоя.

mirznanii.com

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровый ребенок»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

«Здоровый ребенок»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является обязательным разделом, отсюда возникает необходимость ее разработки в соответствии с требованиями стандарта.

Возникла необходимость замены ориентиров в системе образования, и сверхзадачей любого урока, любых взаимоотношений учителя и ученика - должна быть установка — «не навреди» физическому, психическому и духовному здоровью ребенка.

Здоровьесберегающее образование переходит на новый уровень здоровьеформирующего образования. Кроме того, впервые в требования к результатам образования включен такой важный с позиции сохранения здоровья детей критерий, как «способность к контролю и самоконтролю состояния здоровья».

Стандарты предполагают не только предметные, но и метапредметные результаты образовательной деятельности. Последние достигаются за счет интеграции нескольких учебных предметов.

Следует отметить тот факт, что именно в младшем дошкольном возрасте закладываются навыки по формированию здорового образа жизни, а особенности жизни в семье поселка Калинин Тамбовского района Тамбовской области (цыганские семьи) не мотивируют детей на здоровое санитарно-гигиеническое поведение. В семьях нет потребности в занятиях физической культурой и спортом, а присутствуют большие риски влияния негативных факторов на здоровье детей: курение, алкоголь, наркотики и др.

Поэтому Программа «Здоровый ребенок» включает в себя разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости. Данное направление предполагает формирование представлений о здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности повышение валеологической культуры педагогов и родителей.

Основные направления деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни:

Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.

Рациональная организация учебного процесса и учебной нагрузки учащихся.

Обеспечение качественного горячего питания детей.

Совершенствование физического воспитания.

Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.

Использование здоровьесберегающих технологий.

Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.

Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление социальной адаптации ребенка.

Проведение валеологических занятий.

Проведение мониторинга здоровья.

Цель программы:

Создание условий для повышения общего образования, которые предполагают проведение оптимизации учебной психологической и физической нагрузки, создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, воспитания личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обретение способности к здоровому творчеству, формирование полноценной, всесторонне развитой личности.

Задачи программы:

Сформировать у учащихся представления об основных компонентах здорового образа жизни.

Выработать и закрепить у детей в период их обучения в школе осознанное отношение к здоровью в личной и общественной безопасности.

Обеспечить двигательную активность как важнейшее условие сохранения здоровья в соответствии с принципами возрастосообразности.

Научить обучающихся делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.

Развитие гармоничных отношений учащихся с социальным окружением.

    Основными принципы программы являются:

    Сознательность - осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

    Активность – предполагает высокую степень инициативы и творчества (как педагогов, так и родителей в поиске эффективных методов оздоровления.)

    Доступность – учитывается возрастные особенности детей.

    Систематичность - предполагает непрерывность процесса, а не от случая к случаю.

    Цикличность - предполагает повторяющуюся последовательность.

    Оздоровительная направленность – направленность на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения.

    Связи теории с практикой – приучать всех участников образовательных отношений применять знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.

    Для достижения поставленных задач планируется осуществление комплекса оздоровительных мероприятий:

    -динамические перемены;

    - профилактическая работа по предупреждению заболеваемости;

    -дыхательная гимнастика по Стрельниковой А. Н.;

    - ароматерапия;

    -гимнастика «Маленьких Волшебников» ( Нестерюк Т.В.).

    Сочетая двигательную активность с оздоровительными мероприятиями в школе, создается комплексный подход к физкультурно-оздоровительной работе, что положительно влияет, прежде всего, на укрепление здоровья детей.

    Проведение комплекса занятий «Уроки здоровья» будет обеспечивать формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания. Предметом изучения, при обучении детей основам валеологии, является собственное тело ребенка. Дети получат научно обоснованные знания о своем организме: функциях, возрастных и половых особенностях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья. Представления об основах жизнедеятельности человека раскрываются при помощи элементарных опытов и экспериментов. «Уроки здоровья» будут проводиться один раз в неделю. Они включают в себя следующие разделы:

    «Я – человек»

    «Мое здоровье»

    «Мое дыхание»

    «Уход за ушами»

    «Забота о глазах»

    «Мой язык и зубки»

    «Как сделать сон полезным?»

    «Забота о коже»

    «Как следует питаться»

    «Как закаляться»

    «Вредные привычки»

    «Мышцы, кости и суставы»

     

    С целью формирования знаний о негативных факторах риска здоровью детей (курение, алкоголь, табакокурение, наркомания) предполагается проведение системы занятий разнообразной формы. Данные мероприятия направлены на исключение фактов наркомании, токсикомании в жизни школьников.

    Важную роль в решении задач программы «Здоровый ребенок» играет семья, которая совместно со школой является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщения их к ценностям ЗОЖ. Поэтому возникла необходимость в консультативно-информационной работе, которая включает в себя:

    оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для школьников;

    ознакомление родителей с результатами мониторинга здоровья;

    оформление памяток, информационных стендов;

    информирование и консультирование по вопросам здоровьесбережения через сайт школы;

    целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно – оздоровительной работы;

    родительские практикумы по закаливанию, организации двигательного режима;

    организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта, вечеров вопросов и ответов с участием специалистов;

    индивидуальное консультирование родителей;

    активное «включение» родителей в физкультурно-оздоровительную работу класса.

    Работа в физкультурно-оздоровительном направлении должна пробудить у детей желание заботиться о своем здоровье,

    Предполагаемый результат программы:

    стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

    сокращение количества дней, пропущенных по болезни;

    активизация интереса детей к занятиям физической культурой;

    создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей не только сохранению, но и развитию физического и психического здоровья детей;

    осознанное желание соблюдать правила ЗОЖ.

     

    Использование возможностей УМК «Перспектива» в реализации программы «Здоровый ребенок»

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Перспектива». Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников «Перспектива» предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.

    В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и ориентиры в рубрике «За страницами учебника». Так, с 1 класса широко используется богатый здоровьеформирующий потенциал детских игр народов России. Во 2 классе – это повторяющаяся тема «Будь здоров!». В 3 классе в разделе «Дом как мир» эту задачу решает ряд тем («Детские игры – школа здоровья», «Строение тела человека», «Как работает наш организм», «Что такое гигиена», «Наши органы чувств», «Школа первой помощи», «Здоровью цены нет»). В 4 классе вопрос об охране здоровья рассматривается в темах, посвященных Конституции России и правам ребенка в разделе «Мы – граждане единого Отечества», и в разделе «Мы строим будущее России» (тема «Хороша честь, когда есть, что есть», посвященная продовольственной безопасности страны и производству экологически чистых продуктов сельского хозяйства как основы полноценного питания, необходимого для сохранения здоровья человека).

    В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

    В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

    Направления

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    первое полугодие

    второе полугодие

    Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения

      Соблюдение санитарно-гигиенических требований к проведению уроков

      Соблюдение требований к освещению и проветриванию класса

      Профилактика простудных заболеваний

      Профилактика простудных заболеваний

      Профилактика простудных заболеваний

      Профилактика простудных заболеваний

      Соблюдение требований к освещению и проветриванию класса

      Соблюдение требований к освещению и проветриванию класса

       

      Проведение валеологических занятий

        Советы доктора Воды

        Наши друзья -вода и мыло

        Глаза-главные помощники человека

        Почему болят зубы

        Зачем человеку кожа

        Как следует питаться

        Как сделать сон полезным

        Чтобы уши слышали

        Как закаляться.

        Профилактика вредных привычек

          «Вредные привычки, ведущие к болезням» беседа

           

          «Чем вреден алкоголь» беседа

           

          «Невидимые враги человека» конкурс рисунков

           

          «Говорим наркотикам -нет!» презентация

           

          «Азбука безопасного поведения» Игра

          Консультационно-просветительская работа

            «Трудности физической адаптации учащихся к школе и учебному процессу» индивидуальные консульт.

            «Безопасный маршрут ребенка от дома до школы»

             

            «Грипп и другие инфекции как с ними бороться»

             

            «Проблемы, которые должны решать взрослые в семье» индивидуальные консультации

            «Вредные привычки-профилактика в раннем возрасте» диспут

            «Как избежать конфликтов в семье?» памятка

            «Детский отдых в летнее время »

            Оздоровительные мероприятия

              Игры на свежем воздухе во время динамического часа.

              Проведение утренней гимнастики.

              Праздник мяча.

              Проведение утренней гимнастики.

              Учимся играть в футбол.

              Проведение утренней гимнастики.

              Строим снежную крепость

              Проведение утренней гимнастики.

              Эстафета на санках.

              День здоровья

              Военно-спортивный праздник

              Проведение утренней гимнастики.

              Праздник скакалки.

              Игры на свежем воздухе во время динамического часа.

              Веселые старты.

              Игры на свежем воздухе во время динамического часа.

              Украсим школьный двор цветами

              Безопасный образ жизни

                «Азбука безопасности на дороге» презентация

                «Детям знать положено правила дорожные» игра

                «Безопасные каникулы»инструктаж по ТБ

                «Правила поведения при пожаре» инструктаж по ТБ

                «Осторожно – тонкий лёд!»

                «Осторожно – гололёд!» инструктаж по ТБ

                «Безопасные каникулы»инструктаж по ТБ

                «Чем опасны петарды» беседа

                «Осторожно – Мороз!» игра

                «Осторожно-огонь» беседа

                «Безопасные каникулы»инструктаж по ТБ

                «Осторожно-электричество!» беседа

                «Безопасность на воде» беседа

                 

                xn--j1ahfl.xn--p1ai


                Смотрите также

                Цельнозерновые злаковые
                Жиры
                Овощи
                Фрукты
                Напитки
                Физическая активность