Доклад "Пути формирования здорового образа жизни". Пути формирования здорового образа жизни


Реферат

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему:

«Здоровый образ жизни»

Выполнил студент гр. № ФК-19

Заочного отделения: Прокопов М.Ю.

Преподаватель: Гордиенко Д.О.

Самара, 2013

  1. Что такое здоровый образ жизни?

Термин «здоровый образ жизни» применяется все чаше, но остается спорным. Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: «Это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье». Однако сюда нужно включить все позитивные для здоровья стороны, т.е. аспекты, виды активности – трудовой, социальной, интеллектуальной, образовательной, физической и пр. и, конечно, медицинской, действующих на благо индивидуального и общественного здоровья. Поскольку понятие «деятельность» очень широко и каждый вид деятельности может воздействовать на здоровье, здоровый образ жизни включает в себя все элементы такой деятельности, направленной на охрану, улучшение, воспроизводство здоровья.

Таким образом, здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей. Такое определение может показаться аналогичным понятию «здравоохранение», которое чаще всего квалифицируется как система общественных и государственных мер по охране и укреплению здоровья населения (профилактике, лечению, реабилитации). Действительно, основания для такого заключения есть, так как здравоохранение – это деятельность государственных, общественных учреждений, органов и организаций по обеспечению условий для охраны и укрепления здоровья населения (в том числе материально-технической базы, кадров, научных исследований), а также сама деятельность учреждении, служб здравоохранения по охране и улучшению здоровья населения. Здравоохранение является важным, но не единственным фактором здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни формирует образ жизни – все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. Значит, нет такого вида, способа активности, деятельности, которые бы в своих положительных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Значит, в деятельности по охране и улучшению здоровья населения, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.

2. Пути формирования здорового образа жизни

Пути формирования здорового образа жизни вытекают из понимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно считать медицинскую активность, т.е. деятельность людей, связанною к) своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинскую активность. Так, в практическом плане можно определять здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входят преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья, т.е. развитие тех индивидуальных и общественных факторов, которые участвуют в формировании здоровья. Важным рычагом в этом процессе служит медицинская активность. Следовательно, существуют два направления формирования здорового образа жизни:

  • создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья;

Исследователи проблемы здорового образа жизни предложили ряд схем его структуры и путей формирования.

studfiles.net

Доклад "Пути формирования здорового образа жизни"

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.Главная задача школы – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомандациями по их устранению.

Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

  Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие условия:

  • Первое условие оздоровления - это создание на уроках физической культуры гигиенического режима.

  • Второе – использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.

  • Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.На мой взгляд учителя физической культуры, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся ученый, врач Авиценна. Он писал: «…..самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна.»Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.

infourok.ru

Формирование навыков здорового образа жизни

1. Что такое здоровый образ жизни?

Термин «здоровый образ жизни» применяется все чаше, но остается спорным. Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: «Это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье». Однако сюда нужно включить все позитивные для здоровья стороны, т.е. аспекты, виды активности – трудовой, социальной, интеллектуальной, образовательной, физической и пр. и, конечно, медицинской, действующих на благо индивидуального и общественного здоровья. Поскольку понятие «деятельность» очень широко и каждый вид деятельности может воздействовать на здоровье, здоровый образ жизни включает в себя все элементы такой деятельности, направленной на охрану, улучшение, воспроизводство здоровья.

Таким образом, здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей. Такое определение может показаться аналогичным понятию «здравоохранение», которое чаще всего квалифицируется как система общественных и государственных мер по охране и укреплению здоровья населения (профилактике, лечению, реабилитации). Действительно, основания для такого заключения есть, так как здравоохранение – это деятельность государственных, общественных учреждений, органов и организаций по обеспечению условий для охраны и укрепления здоровья населения (в том числе материально-технической базы, кадров, научных исследований), а также сама деятельность учреждении, служб здравоохранения по охране и улучшению здоровья населения. Здравоохранение является важным, но не единственным фактором здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни формирует образ жизни – все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. Значит, нет такого вида, способа активности, деятельности, которые бы в своих положительных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Значит, в деятельности по охране и улучшению здоровья населения, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.

2. Пути формирования здорового образа жизни

Пути формирования здорового образа жизни вытекают из понимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно считать медицинскую активность, т.е. деятельность людей, связанною к) своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинскую активность. Так, в практическом плане можно определять здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входят преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья, т.е. развитие тех индивидуальных и общественных факторов, которые участвуют в формировании здоровья. Важным рычагом в этом процессе служит медицинская активность. Следовательно, существуют два направления формирования здорового образа жизни'

—создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья;

—преодоление, уменьшение факторов риска.

Ниже сгруппированы в основном большие факторы риска, о которых говорилось ранее.

Формирование здорового образа жизни

Создание и развитие Преодоление факторов

факторов здоровья: риска:

Высокой трудовой активности, Низкой трудовой активности,

удовлетворенности трудом; неудовлетворенности трудом;

Высокой медицинской Низкой медицинской активности;

активности; Пассивности, дискомфорта,

Физического и душевного комфорта, нейроэмоциональной и психической

гармонического развития физических и напряженности;

интеллектуальных способностей; Низкой социальной активности,

Активной жизненной позиции; невысокого культурного уровня;

Экологической активности Загрязнения внешней среды,

экологически грамотного поведения, Низкой физической активности,

Высокой физ. Активности; Нерационального, несбаланси

Рационального сбалансированного рованного питания;

питания; Потребления алкоголя, курения

Дружных семейных отношений наркотических и других

Других факторов здорового токсических веществ;

образа жизни Напряженных семейных

отношений, нездорового быта;

Других факторов нездорового

образа жизни.

Оба эти аспекта (направления) взаимно связаны, но на практике дело нередко ограничивается лишь борьбой с факторами риска, которые лежат на поверхности, достаточно хорошо известны и измеряемы (обычно это большие факторы риска). Гораздо сложнее создавать факторы здорового образа жизни. Однако не в разграничении этих аспектов заключается проблема, а в конкретных планах, программах формирования здорового образа жизни, в их реализации, в частности, через получившие широкое распространение так называемые программы здоровья.

Исследователи проблемы здорового образа жизни предложили ряд схем его структуры и путей формирования.

3. 10 приоритетных норм здорового образа жизни

По мнению некоторых авторов, здоровый образ жизни можно определить как жизнедеятельность человека, соответствующую медико-гигиеническим нормам, те. Способностям человека следовать установленным стандартам поведения в целях охраны здоровья или типовой модели медико-гигиенического поведения. Выделяют 10 приоритетных норм здорового образа жизни (по существу, гигиенического поведения) Среди них соблюдение правил гигиены труда и техники безопасности, приемы психогигиенической и психотерапевтической самопомощи, отказ от курения и злоупотребления алкоголем, достаточная физическая активность, сбалансированное питание, своевременное обращение за медицинской помощью, умение оказать первую доврачебною помощь

Фактически эти нормы – проявление положительной медицинской активности.

Достаточно конкретны рекомендации ВОЗ по преодолению факторов риска и формированию здорового образа жизни. Например, для профилактики ИБС и других хронических заболевании ВОЗ рекомендует «правильное питание

(содержащее мало животных жиров, много фруктов и овощей) для снижения уровня холестерина в крови и предупреждения тучности, отказ от курения, сокращение количества поваренной coли и алкогольных напитков, а также раннее выявление повышения артериального давления и борьба с ним, поддержание нормальной массы тела и регулярные физические упражнения как составная часть повседневной жизни, снижение социального и профессионального стресса»

Если к этому добавить рекомендации по соблюдению гигиенического режима труда, отдыха, учебы, конкретные пожелания относительно самого трудного для реализации пункта о «снижении социального и профессионального стресса», о необходимости строгого соблюдения индивидуальных медицинских, медико-психологических требований и других, связанных с благоприятными для здоровья проявлениями медицинской активности, то перечисленное можно определить как медицинскую программу формирования здорового образа жизни

Однако даже ограниченные меры по преодолению некоторых факторов риска (или отрицательных сторон образа жизни) дают впечатляющий результат. Например, по сообщениям кардиологов, участвующих в так называемой кооперативной программе ВОЗ всего за 5 – 8 лет среди обследованных групп населения Москвы Каунаса, Фрунзе, Минска (более 70 000 человек) удалось сократить смертность от ИБС на 25% и более (70-е годы), более чем на 10% уменьшить общую смертность. Столь же убедительны итоговые сведения по другим странах! За 20 лет наблюдений, где осуществляется кооперативная программа. Так, в 1972–1992 гг. сокращение смертности от сердечно-сосудистых заболевании среди населения экспериментальных районов достигло в Японии 36,4% у мужчин и 41,8% у женщин, соответственно в США – 32,1 и 39 2%, во Франции – 22,7 и 35,1%, в Англии и Уэльсе – 16,7 и 19,6%, в ФРГ – 11,2 и 21,9% В последующие годы произошло дальнейшее заметное снижение этих показателей. Следует подчеркнуть, что такие благоприятные сдвиги в состоянии здоровья удалось вызвать применением лишь мер против отдельных первичных и вторичных больших факторов риска (сокращение курения, потребления поваренной соли, ограничения животных жиров, алкогольных напитков, регулирования артериального давления общедоступными лекарственными средствами и повышением физической активности) Естественно, такие меры более дешевы, чем специальные современные методы лечения и профилактики, и не исключают применения всех других средств и методов программ здоровья

При определении мер формирования здорового образа жизни и профилактики особенно важны данные об одинаковых факторах риска при различных заболеваниях. Например, несбалансированное, нерегулярное питание оказывалось в числе факторов риска по ИБС, диабету, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, на эти же заболевания заметно влияют курение, употребление алкоголя, рабочий стаж, психоэмоциональные ситуации и др. Сказанные наблюдения имеют принципиальное значение, так как позволяют выработать общую тактику борьбы с наиболее распространенными неэпидемическими, хроническими заболеваниями и их профилактики.

Формирование здорового образа жизни должно быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения, включающим в себя профилактику, особенно первичную. Следовательно, на этом направлении должны базироваться как федеральная, общегосударственная (те государственная комплексная программа укрепления здоровья и усиления профилактики), республиканские, областные, городские районные и другие территории 1 ьные программы так и программы отдельных учреждении и предприятии. Они не должны сводиться к отдельным, пусть и важным, мероприятиям по организации медицинской помощи, включать в себя меры гигиенического воспитания, борьбы с пьянством, наркоманиями, курением и другими факторами риска, активизации физической культуры и примеры по формированию здорового образа жизни, программ здоровья. Такие программы не могут относиться лишь к компетенции органов и учреждений здравоохранения. Министерство здравоохранения само по себе не в состоянии обеспечить весь комплекс морально-нравственных, психологических, социально-экономических, медицинских, педагогических, правоохранительных и других мер по формированию здорового образа жизни. Министерство не в состоянии полно и эффективно координировать и контролировать все аспекты деятельности по охране и укреплению здоровья – по формированию здорового образа жизни, включая трезвый образ жизни. Достаточно, если органы и учреждения здравоохранения будут четко и эффективно осуществлять диагностику, лечение, профилактику заболеваний имедицинскую реабилитацию, если все медицинские работники станут активными участниками и инициаторами мер по формированию здорового образа жизни, покажут сами, как это нужно делать, станут его пропагандистами и агитаторами, проводниками гигиенического воспитания.

mirznanii.com


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность