Организация работы детского дома по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья воспитанников. Рабочая программа воспитателя детского дома по здоровому образу жизни


Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома»

ГБОУ Рузаевский детский дом-школа -1

»

Программа

«Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома»

по здоровому образу жизни детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей

(для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года)в помощь воспитателям

РАСТИ ЗДОРОВЫМ

Разработала:

,

воспитатель высшей категории

Пивкина Л.Н

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………….3
  2. Тематический план……………………………………………......9
  3. Содержание программы……………………………………….11
  4. Список литературы………………………………………………14
  5. Список литературы для детей…………………………….16
  6. Приложение №1…………………………………………………...17

Пояснительная записка

Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности. Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Образовании».

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, « спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».

Многие подростки употребляют алкогольные напитки. По данным социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и реабилитации в . в 2005 году, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют спиртные напитки. Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9-11 лет с сигаретой. По данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ, наносящих невосполнимый вред здоровью не только курящего, но и тех, кто находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам.

Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.

Наше наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведённая в с воспитанниками РДДШ-1 показала, что:

-курят 20%детей;

-имеют тягу к алкоголю20% детей;

-у большинства детей речь изобилует нецензурными выражениями.

Результаты анкетирования показали, что о последствиях употребления психоактивных веществ 90% подростков даже не задумываются. Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детского дома. В связи с этим существует несколько подходов к школьной профилактике. В методических материалах, разработанных в рамках проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма», рассказывается о нетрадиционных подходах, которыми считаются информационный, эмоциональный и организация досуга. Также освещаются такие современные подходы, как «психологическая прививка», «полезные навыки», «навыки сопротивления и давления» и т.д.

Все эти подходы реализуются в различных профилактических программах по воспитанию школьников и подростков на базе школ, реабилитационных центров, клубов, учреждений дополнительного образования.

Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях детского дома. Так как разработчиком в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что не учитывает разновозрастной состав семьи детского дома, семейную форму проживания детей в группах, Их индивидуальные и психологические особенности.

Поэтому была разработана программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома».

. Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.Задачи:

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;

-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

-способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;

-формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации.

Знания и умения:

-воспитанники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека;

-воспитанники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения;

-воспитанники должны стремиться к физическому и духовному совершенству;

-воспитанники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья;

-воспитанники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;

-воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;

-воспитанники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье;

-воспитанники должны развивать в себе следующие качества: самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность.

Программа включает в себя три блока:

Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений.

Второй блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.

Третий блок: «Мир каждой души» предусматривает цель формирования у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности.

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» рассчитана для детей от 10 до 17 лет , реализуется в течение 1 года.

Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут. В течение года проводится всего 16 занятий.

Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: магнитофон, видео и аудиозаписи, ватман, фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература.

В программе необходимо участие следующих специалистов: врачей, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря, учителей.

Программа предусматривает следующие формы работы:

-беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес)

- дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)

-дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать)

-викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников)

-круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе)

-элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)

Методы работы: практический, наглядный, словесный.

Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели:

-отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;

-стремление заботиться о своём здоровье;

-уровень нравственной воспитанности;

-позитивное взаимодействие с окружающим миром;

-снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников семьи.

Тематическое планирование

Темы занятий

Всего часов

Кол-во

часов

Сроки

1.Блок

«Основы здоровья и ЗОЖ»

Занимательный час «Режим дня и здоровый организм»Дидактическая игра «Как защитить себя от болезней»Беседа-игра «Гигиена тела человека»Беседа «Секреты здорового питания»Викторина «Уроки здоровья»Ролевая игра «Мы за ЗОЖ»2.Блок

«Сделай свой выбор»

Круглый стол «Зачем тебе это надо?» Дискуссия о наркотиках «Каково твоё мнение?»Беседа –диалог «Умей сказать нет»Конкурс рисунков «Курение-это»Игра «Мир без вредных привычек»Беседа «Наркомания страшная болезнь 21 века»

3.Блок

«Мир каждой души»Дискуссия «Свобода и ответственность»Беседа «Мир против насилия и жестокости»Беседа «Доброта в нас и вокруг нас»Диспут «О дружбе и друзьях»

6

6

4

16

1

1

1

1

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

НоябрьНоябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Апрель

Апрель

Май

Содержание программы1 Блок «Основы здоровья и ЗОЖ»

1.Режим дня и здоровый организм

Теоретическая часть. Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня .

Практическая часть. Подвижная игра «Статуи».

2.Как защитить себя от болезней

Теоретическая часть. Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой.

3.Гигиена тела человека

Теоретическая часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье.

Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается».

4.Секреты здорового питания

Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания , о кулинарии Древней Руси.

Практическая часть. Задание: «Нарисовать пищевую пирамиду» , игра «Угадай-ка».

5.Уроки здоровья

Теоретическая часть. Формирование у ребёнка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.

Практическая часть. Игра «Воздушный шарик».

6.Мы за ЗОЖ

Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ.

Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость»,

«Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».2блок «Сделай свой выбор»

Зачем тебе это надо?

Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях.

2.Каково твоё мнение?

Теоретическая часть. Дискуссия о статистических данных наркотических эпидемий.

3.Умей сказать нет

Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и тем людям, которые пытаются к ним приобщить.

Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение – это…»

4.Мир без вредных привычек

Теоретическая часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.

5.Наркомания - страшная болезнь 21 века

Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами,

Предпринимаемых правительством против наркотиков.

6.Суд над сигаретой

Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.3Блок «Мир каждой души»

1.Свобода и ответственность

Практическая часть. Просмотр видеофильма «Я боюсь». Обсуждение.

2.Мир против насилия и жестокости над детьми

Теоретическая часть. Обсуждение понятий «жестокость», «сострадание». Действия и поступки, которые можно определить как жестокие. Причинны и последствия жестокости.

Практическая часть. Написание мини-сочинения «Что делать, чтобы люди не были жестокими».

3.Доброта в нас и вокруг нас

Теоретическая часть. Беседа о человеческой доброте, милосердии, умении радоваться и переживать за других.

4.О дружбе и друзьях

Теоретическая часть. Высказывание и рассуждения детей о том, кого можно назвать настоящим другом и что такое дружба. Мудрые высказывания о дружбе.

5.Как проявить себя и свои возможности

Теоретическая часть. Историческая справка воспитателя «Биография учёных- изобретателей» (И.И.Ползунов, М.П.Кулибин, А.С.Попов).

Список литературы1.Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой//Здоровье детей, 2006.№8

2.Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Солодова Г.С., Харченко И.И.Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005.

3.Бобылёва И.А.Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007.

4.Выгодский Л.С.Избранные психологические исследования.

-М.,1956.

5.Уникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,1999.

6.Запороженко В.Г.Образ жизни и вредные привычки. - М.,1982.

7.Захарова Е.Н., Курова Н.С.Познавательные задачи. - М.,1990.

8.Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие. /Под ред. Е.Н. Степанова.- М., 2000.

9.Михайлевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.

10.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

11.Психологическое развитие воспитанников детского дома. Д ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.- М.,1990.

12.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. Детский дом: заботы и тревоги общества. М., 1990.

13.Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психология сиротства.-СПб.,2005.

14.Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия.- М., 1997.

15.Рожков М.И. Классному руководителю.- М.: Владос, 2001.

16.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы.- М., 1993.

17.Соколов Я.В., Миньковский Г.М. Ответственность за правонарушения.- М.: Гражданин, 1995.

18.Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.

19.Шилова Т.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. //Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах. - М.: МГУС СТИ, 2002.

20.Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. - М.: Айрис-пресс, 2005.

Список литературы для детей

1.Корыстылёв Н.Б. От А до Я.-М.: Медицина, 1980.

2.Робенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ.-М.: физкультура и спорт, 1991.

3.Соколов Ю.Е. Книга знаний для детей. - М.: ООО Астрель, 2001.

4.Жербин Е.А. Река жизни. - М.; Знание, 1990.

5.Энциклопедия для детей. Том 18 Человек 4.2.Архетиктура души. М.: Авантаж, 2002.

Приложение №1Анкета

Все страны современного мира хотят решить две сложные проблемы: СПИДа и наркомании. Ведь «белая смерть» не только разрушает личность, но и уносит сотни тысяч жизней молодых людей. А что ты знаешь о наркомании и СПИДе? Мы очень надеемся на твои серьёзные и искренние ответы.

1.Твой возраст.

2.Пол.

3.Как ты проводишь своё свободное время?

4.Считаешь ли ты табак и алкоголь наркотиками?

-Да; нет.

5.Употребляешь ли ты алкоголь?

-Да; - Иногда; - Регулярно.

6.Пробовал ли ты токсические вещества?

-Нет; - Иногда; - Регулярно.

7.Куришь ли ты?

-Нет; - Иногда; - Регулярно.

8. Почему, по вашему мнению люди употребляют наркотики?

(поставьте от 1 до 5 в порядке значимости)

-любопытство;

-влияние сверстников;

-семейные проблемы;

-бегство от реальности;

-чувство протеста;

-другие причины.

9.Где может школьник, по вашему мнению, приобрести наркотики?

10.Знаешь ли, о последствии наркомании? Какие из перечисленных последствий тебе известны?

-Отставание в умственном развитии.

-Отставание в физическом развитии.

-Бесплодие у мужчин и у женщин.

-Зависимость от приёма наркотиков.

-Ранняя смерть.

-Опасность заражения СПИДом, гепатитом через иглу.

11.Знаешь ли ты что такое СПИД?

-Да. - Нет. - Очень смутно.

12.Какие чувства у тебя вызывают люди, употребляющие наркотики?

-Чувство жалости, сострадания.

-Чувство презрения, брезгливости.

-Безразличия к этим людям.

-Другие чувства.

13.В случае возникновения сложностей жизненной ситуации к кому ты готов обратиться за помощью в первую очередь?

-К воспитателю.

-К родственникам.

-К друзьям.

-К учителю.

-Другое (допишите)

14.Предлагали ли тебе наркотические или другие вещества (таблетки, порошки, смеси, Жидкости)?

-Бесплатно; - За деньги; - За какие-либо услуги.

Кто предлагал?

-Друзья.

-Знакомые.

-Ровесники.

-Взрослые.

-Другое (допишите)

15.Чего бы тебе больше всего хотелось в жизни? (напишите)

omedicin.ru

Организация работы детского дома по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья воспитанников

 Организация работы детского дома по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья воспитанников

Организация работы детского дома по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья воспитанников

“ Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы” В.А.Сухомлинский

“ Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”

В.А.Сухомлинский

Забота о здоровье учащихся – не доброе пожелание, а обязанность каждой школы, каждого учителя. Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников больше, чем врач!

Забота о здоровье учащихся – не доброе пожелание, а обязанность каждой школы, каждого учителя.

Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников больше, чем врач!

 Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровый образ жизни 1. Регулярная физическая и двигательная активность 2. Психофизиологическая удовлетворенность в семье 3. Сбалансированное питание 4. Удовлетворенность работой (учебой), физический и духовный комфорт 5. Полноценный отдых 6. Высокая медицинская активность 7. Экономическая и материальная независимость 8. Активная жизненная позиция

Здоровый образ жизни

  • 1. Регулярная физическая и двигательная активность
  • 2. Психофизиологическая удовлетворенность в семье
  • 3. Сбалансированное питание
  • 4. Удовлетворенность работой (учебой), физический и духовный комфорт
  • 5. Полноценный отдых
  • 6. Высокая медицинская активность
  • 7. Экономическая и материальная независимость
  • 8. Активная жизненная позиция
Нездоровый образ жизни 1. Гиподинамия 2. Нарушение семейной ситуации 3. Нарушение режима питания 4. Неудовлетворенность жизненной ситуацией, переутомление 5. Неполноценный отдых 6. Низкая медицинская активность 7. Злоупотребление алкоголем, курение, наркомания 8. Социальная пассивность

Нездоровый образ жизни

  • 1. Гиподинамия
  • 2. Нарушение семейной ситуации
  • 3. Нарушение режима питания
  • 4. Неудовлетворенность жизненной ситуацией, переутомление
  • 5. Неполноценный отдых
  • 6. Низкая медицинская активность
  • 7. Злоупотребление алкоголем, курение, наркомания
  • 8. Социальная пассивность
 Эмоциональный стресс — это состояние напряжения физиологических функций организма, вызванное длительным воздействием эмоционально значимого для индивида раздражителя. Основной причиной эмоционального стресса являются так называемые конфликтные ситуации, в которых человек (или животное) по тем или иным причинам длительное время не может удовлетворить ведущую жизненно необходимую социальную и биологическую потребность. Это приводит к формированию непрерывного, эмоционального возбуждения отрицательного характера. Это приводит к нарушению ЦНС в форме неврозов, ишемической болезни сердца, поражению желудочно-кишечного тракта.

Эмоциональный стресс — это состояние напряжения физиологических функций организма, вызванное длительным воздействием эмоционально значимого для индивида раздражителя. Основной причиной эмоционального стресса являются так называемые конфликтные ситуации, в которых человек (или животное) по тем или иным причинам длительное время не может удовлетворить ведущую жизненно необходимую социальную и биологическую потребность. Это приводит к формированию непрерывного, эмоционального возбуждения отрицательного характера. Это приводит к нарушению ЦНС в форме неврозов, ишемической болезни сердца, поражению желудочно-кишечного тракта.

 Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ)

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ)

 К медико - гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет организует проведение прививок, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно - гигиеническому просвещению воспитанников и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья воспитанников, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

К медико - гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

Медицинский кабинет организует проведение прививок, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно - гигиеническому просвещению воспитанников и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья воспитанников, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

 Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных воспитанников с проблемами здоровья.

Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных воспитанников с проблемами здоровья.

 Создание в образовательном учреждении стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи воспитанникам и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

Создание в образовательном учреждении стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи воспитанникам и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

ФОТ направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. В условиях детского дома реализуются в работе спортивных секций.

ФОТ направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного.

В условиях детского дома реализуются в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Ресурсы этой области здоровьесбережения пока недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В образовательном учреждении это - и обустройство территории, и зеленые растения в помещениях, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

Ресурсы этой области здоровьесбережения пока недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В образовательном учреждении это - и обустройство территории, и зеленые растения в помещениях, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

 Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно – технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно – технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в образовательном учреждении отвечает его директор.

Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в образовательном учреждении отвечает его директор.

 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы: - Организационно - педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

подразделяются на 3 три подгруппы:

- Организационно - педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний

 Психолого - педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

Психолого - педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников.

Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

 Учебно -воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие проведение организационно-воспитательной работы с детьми, интеграцию воспитательных мероприятий проводимых в учреждении с принципами здорового образа жизни.

Учебно -воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие проведение организационно-воспитательной работы с детьми, интеграцию воспитательных мероприятий проводимых в учреждении с принципами здорового образа жизни.

 Отдельное место занимают еще 2 группы технологий: социально адаптирующие и личностно - развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только детей, а также педагогов;

Отдельное место занимают еще 2 группы технологий:

социально адаптирующие и личностно - развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только детей, а также педагогов;

лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья детей.

лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья детей.

 Жизнь ставит новую задачу – формировать у детей убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Здоровью надо учить.

Жизнь ставит новую задачу –

формировать у детей

убежденность в необходимости ведения

здорового образа жизни (использование

свободного времени с пользой для здоровья,

соблюдение режима дня, выработка

негативного отношения к таким вредным

привычкам, как курение, пьянство,

наркомания, самолечение).

Здоровью надо учить.

 Формирование у детей ответственности, в том числе и за своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

Формирование у детей ответственности, в том числе и за своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

 Цель работы по формированию здорового образа жизни - это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении и навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

Цель работы по формированию здорового образа жизни - это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении и навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

 Педагогические задачи, соответствующие сформированной цели: Образовательные: формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и ЗОЖ. Развивающие: коррекция и развитие у воспитанников познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды, развития воли при принятии и реализации компонентов ЗОЖ. Воспитательные : формирование личности, адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране ближайшей окружающей среды.

Педагогические задачи, соответствующие сформированной цели:

  • Образовательные: формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и ЗОЖ.
  • Развивающие: коррекция и развитие у воспитанников познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды, развития воли при принятии и реализации компонентов ЗОЖ.
  • Воспитательные : формирование личности, адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране ближайшей окружающей среды.
 Пути реализации задач Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (сентябрь, январь). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности. Комплексная профилактика, развивающая и диагностико-коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития. Создание благоприятного психологического климата в группах.

Пути реализации задач

  • Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (сентябрь, январь). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
  • Комплексная профилактика, развивающая и диагностико-коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития.
  • Создание благоприятного психологического климата в группах.
Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников, сотрудников детского дома. Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение сотрудников детского дома в активный досуг. Организация лечебно-профилактической работы в образовательном учреждении. Участие в районных и краевых соревнованиях по различным видам спорта, а также в туристических слетах и различных играх. Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.
  • Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников, сотрудников детского дома.
  • Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение сотрудников детского дома в активный досуг. Организация лечебно-профилактической работы в образовательном учреждении.
  • Участие в районных и краевых соревнованиях по различным видам спорта, а также в туристических слетах и различных играх.
  • Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.

Проект решения педсовета:

  • 1.  Подтвердить как одну из приоритетных задач детского дома – создание условий по охране и укреплению здоровьявоспитанников, создание оптимальных условий работы педагогов. 2. Разработать и включить критерии оценки результативности деятельности работников детского дома по охране здоровья воспитанников в критерии стимулированию. 3. Активизировать работу по вовлечению воспитанников в исследовательскую деятельность по изучению вопросов здоровьесбережения 4. Организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья воспитанников с проведением анализа заболеваний и их динамики 5. Организовать семинары для воспитателей по проблеме здоровьесбережения 6. Методическому совету организовать работу по изучению и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий 7. Организовать работу по оздоровлению работников детского дома. 8.  Провести конкурсы «Самая здоровая группа», «Спортсмен года» 9.  Приобретать необходимый спортинвентарь 10. Разработать систему КТД, направленных на устранение вредных привычек.

multiurok.ru

Программа "Мое здоровье" для воспитанников детских домов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Пояснительная записка

Главной задачей в сфере образования и воспитания ребёнка является развитие гармоничной личности ребенка на любом возрастном этапе. Это предполагает не только развитие интеллектуально-познавательной сферы, но и воспитание у детей культуры здоровья, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. В педагогическом коллективе нашего образовательного учреждения проблема здоровья в вопросах воспитания и развития детей актуальна, потому что с каждым годом в детский дом поступает дети, имеющие по 3-5 хронических заболеваний. Количество детей, имеющих инвалидность по здоровью, за последние три года увеличилось.

Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития детей. Культура здоровья предполагает формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Благодаря развитию культуры здоровья у ребенка формируется адекватная самооценка, потребность в познании самого себя

В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой здоровья у детей, их непринятием здорового образа жизни (в том числе развитие санитарно-гигиенических навыков, питания, спортивные секции и т.д.). Это связано с рядом причин:

– Во-первых, почти все воспитанники имеют негативное прошлое, что предполагает отсутствия примера здорового образа жизни. Подавляющее большинство детей – социальные сироты. Их родители ведут асоциальный образ жизни: употребляют алкоголь и наркотики, не работают и не заботятся о своем здоровье. Многие дети начинают курить с 3-4 лет, с младшего школьного возраста начинают употреблять алкоголь, ПАВ.

– Во-вторых, нежелание и неумения заниматься в спортивных секциях;

– В-третьих, неумение планировать и контролировать свое свободное время.

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни обусловлена необходимостью гармоничного развитии личности ребенка в условиях детского дома.

Цель моей проектировочной деятельности: Разработать программу по развитию и воспитанию культуры здоровья, у воспитанников детского дома.

Исходя из поставленной цели, я должна решить следующие задачи:

– Проанализировать исходный уровень состояния здоровья воспитанников в группе на текущий момент;

– Разработать комплекс мероприятий на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью;

– Изучить различные традиционные и нетрадиционные технологии оздоровления для внедрения их элементов в программу “Мое здоровье”;

Планируемый результат:

– сохранить и укрепить здоровье воспитанников;

– выработать у детей потребность в здоровом образе жизне;

– приобщить детей к различным видам спорта.

Ход урока

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) в помощь воспитателям

Казенное образовательное учреждение

Омской области детей сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей «Завьяловский детский дом»

Программа

«Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома»

по здоровому образу жизни детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей

(для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года)в помощь воспитателям

Разработала:

Ерахтина Ольга Леонтьевна,

воспитатель 1 категории.

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………….3
  2. Тематический план……………………………………………......9
  3. Содержание программы……………………………………….11
  4. Список литературы………………………………………………14
  5. Список литературы для детей…………………………….16
  6. Приложение №1…………………………………………………...17

Пояснительная записка

Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности. Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Образовании».

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, « спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».

Многие подростки употребляют алкогольные напитки. По данным социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и реабилитации в г. Омске в 2005 году, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют спиртные напитки. Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9-11 лет с сигаретой. По данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ, наносящих невосполнимый вред здоровью не только курящего, но и тех, кто находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам.

Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.

Наше наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведённая в с воспитанниками Завьяловского дома показала, что:

-курят 20%детей;

-имеют тягу к алкоголю20% детей;

-у большинства детей речь изобилует нецензурными выражениями.

Результаты анкетирования показали, что о последствиях употребления психоактивных веществ 90% подростков даже не задумываются. Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детского дома. В связи с этим существует несколько подходов к школьной профилактике. В методических материалах, разработанных в рамках проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма», рассказывается о нетрадиционных подходах, которыми считаются информационный, эмоциональный и организация досуга. Также освещаются такие современные подходы, как «психологическая прививка», «полезные навыки», «навыки сопротивления и давления» и т.д.

Все эти подходы реализуются в различных профилактических программах по воспитанию школьников и подростков на базе школ, реабилитационных центров, клубов, учреждений дополнительного образования.

Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях детского дома. Так как разработчиком в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что не учитывает разновозрастной состав семьи детского дома, семейную форму проживания детей в группах, Их индивидуальные и психологические особенности.

Поэтому была разработана программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома».

За основу была взята программа формирования здорового образа жизни у детей – сирот в разновозрастной группе детского дома «МиГ» (мечтай и говори) , автор В. В. Земерова.

Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.Задачи:

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;

-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

-способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;

-формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации.

Знания и умения:

-воспитанники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека;

-воспитанники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения;

-воспитанники должны стремиться к физическому и духовному совершенству;

-воспитанники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья;

-воспитанники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;

-воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;

-воспитанники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье;

-воспитанники должны развивать в себе следующие качества: самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность.

Программа включает в себя три блока:

Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений.

Второй блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.

Третий блок: «Мир каждой души» предусматривает цель формирования у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности.

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» рассчитана для детей от 10 до 17 лет , реализуется в течение 1 года.

Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут. В течение года проводится всего 16 занятий.

Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: магнитофон, видео и аудиозаписи, ватман, фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература.

В программе необходимо участие следующих специалистов: врачей, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря, учителей.

Программа предусматривает следующие формы работы:

-беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес)

- дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)

-дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать)

-викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников)

-круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе)

-элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)

Методы работы: практический, наглядный, словесный.

Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели:

-отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;

-стремление заботиться о своём здоровье;

-уровень нравственной воспитанности;

-позитивное взаимодействие с окружающим миром;

-снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников семьи.

Тематическое планирование

Темы занятий

Всего часов

Кол-во

часов

Сроки

1.Блок

«Основы здоровья и ЗОЖ»

Занимательный час «Режим дня и здоровый организм»Дидактическая игра «Как защитить себя от болезней»Беседа-игра «Гигиена тела человека»Беседа «Секреты здорового питания»Викторина «Уроки здоровья»Ролевая игра «Мы за ЗОЖ»2.Блок

«Сделай свой выбор»

Круглый стол «Зачем тебе это надо?» Дискуссия о наркотиках «Каково твоё мнение?»Беседа –диалог «Умей сказать нет»Конкурс рисунков «Курение-это»Игра «Мир без вредных привычек»Беседа «Наркомания страшная болезнь 21 века»

3.Блок

«Мир каждой души»Дискуссия «Свобода и ответственность»Беседа «Мир против насилия и жестокости»Беседа «Доброта в нас и вокруг нас»Диспут «О дружбе и друзьях»

6

6

4

16

1

1

1

1

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

НоябрьНоябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Апрель

Апрель

Май

Содержание программы1 Блок «Основы здоровья и ЗОЖ»

1.Режим дня и здоровый организм

Теоретическая часть. Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня .

Практическая часть. Подвижная игра «Статуи».

2.Как защитить себя от болезней

Теоретическая часть. Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой.

3.Гигиена тела человека

Теоретическая часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье.

Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается».

4.Секреты здорового питания

Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания , о кулинарии Древней Руси.

Практическая часть. Задание: «Нарисовать пищевую пирамиду» , игра «Угадай-ка».

5.Уроки здоровья

Теоретическая часть. Формирование у ребёнка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.

Практическая часть. Игра «Воздушный шарик».

6.Мы за ЗОЖ

Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ.

Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость»,

«Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».2блок «Сделай свой выбор»

Зачем тебе это надо?

Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях.

2.Каково твоё мнение?

Теоретическая часть. Дискуссия о статистических данных наркотических эпидемий.

3.Умей сказать нет

Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и тем людям, которые пытаются к ним приобщить.

Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение – это…»

4.Мир без вредных привычек

Теоретическая часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.

5.Наркомания - страшная болезнь 21 века

Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами,

Предпринимаемых правительством против наркотиков.

6.Суд над сигаретой

Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.3Блок «Мир каждой души»

1.Свобода и ответственность

Практическая часть. Просмотр видеофильма «Я боюсь». Обсуждение.

2.Мир против насилия и жестокости над детьми

Теоретическая часть. Обсуждение понятий «жестокость», «сострадание». Действия и поступки, которые можно определить как жестокие. Причинны и последствия жестокости.

Практическая часть. Написание мини-сочинения «Что делать, чтобы люди не были жестокими».

3.Доброта в нас и вокруг нас

Теоретическая часть. Беседа о человеческой доброте, милосердии, умении радоваться и переживать за других.

4.О дружбе и друзьях

Теоретическая часть. Высказывание и рассуждения детей о том, кого можно назвать настоящим другом и что такое дружба. Мудрые высказывания о дружбе.

5.Как проявить себя и свои возможности

Теоретическая часть. Историческая справка воспитателя «Биография учёных- изобретателей» (И.И.Ползунов, М.П.Кулибин, А.С.Попов).

Список литературы1.Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой//Здоровье детей, 2006.№8

2.Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Солодова Г.С., Харченко И.И.Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005.

3.Бобылёва И.А.Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007.

4.Выгодский Л.С.Избранные психологические исследования.

-М.,1956.

5.Уникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,1999.

6.Запороженко В.Г.Образ жизни и вредные привычки. - М.,1982.

7.Захарова Е.Н., Курова Н.С.Познавательные задачи. - М.,1990.

8.Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие. /Под ред. Е.Н. Степанова.- М., 2000.

9.Михайлевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.

10.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

11.Психологическое развитие воспитанников детского дома. Д ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.- М.,1990.

12.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. Детский дом: заботы и тревоги общества. М., 1990.

13.Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психология сиротства.-СПб.,2005.

14.Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия.- М., 1997.

15.Рожков М.И. Классному руководителю.- М.: Владос, 2001.

16.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы.- М., 1993.

17.Соколов Я.В., Миньковский Г.М. Ответственность за правонарушения.- М.: Гражданин, 1995.

18.Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.

19.Шилова Т.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. //Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах. - М.: МГУС СТИ, 2002.

20.Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. - М.: Айрис-пресс, 2005.

Список литературы для детей

1.Корыстылёв Н.Б. От А до Я.-М.: Медицина, 1980.

2.Робенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ.-М.: физкультура и спорт, 1991.

3.Соколов Ю.Е. Книга знаний для детей. - М.: ООО Астрель, 2001.

4.Жербин Е.А. Река жизни. - М.; Знание, 1990.

5.Энциклопедия для детей. Том 18 Человек 4.2.Архетиктура души. М.: Авантаж, 2002.

Приложение №1Анкета

Все страны современного мира хотят решить две сложные проблемы: СПИДа и наркомании. Ведь «белая смерть» не только разрушает личность, но и уносит сотни тысяч жизней молодых людей. А что ты знаешь о наркомании и СПИДе? Мы очень надеемся на твои серьёзные и искренние ответы.

1.Твой возраст.

2.Пол.

3.Как ты проводишь своё свободное время?

4.Считаешь ли ты табак и алкоголь наркотиками?

-Да; нет.

5.Употребляешь ли ты алкоголь?

-Да; - Иногда; - Регулярно.

6.Пробовал ли ты токсические вещества?

-Нет; - Иногда; - Регулярно.

7.Куришь ли ты?

-Нет; - Иногда; - Регулярно.

8. Почему, по вашему мнению люди употребляют наркотики?

(поставьте от 1 до 5 в порядке значимости)

-любопытство;

-влияние сверстников;

-семейные проблемы;

-бегство от реальности;

-чувство протеста;

-другие причины.

9.Где может школьник, по вашему мнению, приобрести наркотики?

10.Знаешь ли, о последствии наркомании? Какие из перечисленных последствий тебе известны?

-Отставание в умственном развитии.

-Отставание в физическом развитии.

-Бесплодие у мужчин и у женщин.

-Зависимость от приёма наркотиков.

-Ранняя смерть.

-Опасность заражения СПИДом, гепатитом через иглу.

11.Знаешь ли ты что такое СПИД?

-Да. - Нет. - Очень смутно.

12.Какие чувства у тебя вызывают люди, употребляющие наркотики?

-Чувство жалости, сострадания.

-Чувство презрения, брезгливости.

-Безразличия к этим людям.

-Другие чувства.

13.В случае возникновения сложностей жизненной ситуации к кому ты готов обратиться за помощью в первую очередь?

-К воспитателю.

-К родственникам.

-К друзьям.

-К учителю.

-Другое (допишите)

14.Предлагали ли тебе наркотические или другие вещества (таблетки, порошки, смеси, Жидкости)?

-Бесплатно; - За деньги; - За какие-либо услуги.

Кто предлагал?

-Друзья.

-Знакомые.

-Ровесники.

-Взрослые.

-Другое (допишите)

15.Чего бы тебе больше всего хотелось в жизни? (напишите)

l.120-bal.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 14 ЛЕТ - Программы - Каталог статей

                                                                 Мартынова О.П. воспитатель, I кв. категория                                                                 Войтенкова Н.М. воспитатель, I кв. категория                                            Пояснительная записка             В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым.           

На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социально-культурно-политическая система, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания.

Методики констатируют значительное ухудшение состояния здоровье у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патологии зрения, все чаще среди школьников диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния.

У детей, важно выработать и сформировать  культуру здорового образа жизни. (ЗОЖ).

ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.

Здоровый образ жизни  включает в себя:

- настрой на здоровый образ жизни;

- двигательную активность;

- личную гигиену;

- умеренное и сбалансированное питание;

- ритмичность жизни;

- безопасность жизни.

Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывают, что в большинстве случаев дети  воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают, в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.

Поэтому, работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома.

Для изучения ЗОЖ воспитанников детского дома было проведено:

- анкетирование «Отношение к своему здоровью». Автор  Тихомиров С. В. (Приложение 2). По результатам анкетирования  установлено, что материальные блага, друзей, любовь дети ставят выше, чем свое здоровье. (Приложение 3).

- диагностика «Потребность в новых ощущениях», М. Цукермана. (Приложение 4). По результатам исследования: 10,8% - высокий уровень потребности в ощущениях; 67,5% - средний; 21,6% - низкий.     (Приложение 5).

Проведенное анкетирование и диагностическое исследование подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детских домов.

Учитывая тот фактор, что по своему физическому и психическому развитию дети, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от ровесников из семьи, ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватность поведения, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятие замечаний и запретов.

Поэтому возникла необходимость в составлении программы «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детских домов в возрасте от 7 до 14 лет».

Цель: Формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие.

Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач.

Задачи: 1) информирование всех участников образовательного процесса по проблемам сохранения здоровья и формирование культуры здорового образа жизни.

2) выявление проблем, связанных со здоровьем воспитанников на основе результатов анкетирования, диагностики; на основе данных предоставленных медицинской службой детского дома.

3) проведение занятий с воспитанниками, направленных на формирование культуры здорового образа жизни.

4) проведение занятий с воспитанниками направленных на улучшение эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости с использованием игровых и  релаксационных упражнений.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

I. Азбука  гигиены.

II. Береги свое здоровье.

III. Сделай свой выбор.

 

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Срок реализации 3 года, занятия будут проводиться два раза в месяц, по длительности составят от 30 до 45 минут. В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, получение ими удовольствия от познания нового, формированию интереса к самопознанию, саморазвитию и рефлексии, на протяжении каждого года реализации применяется принцип чередования и взаимопроникновения тем всех трех блоков.

К организации и проведению занятий планируется привлечение специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника, физрука, воспитателя.

Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, технических средств: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.

Предлагаемые формы работы – беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут.

Для отслеживания результативности программы, будут использоваться диагностические методики, анкетирование по изученным направлениям.

 Критерии результативности усвоения программы:

 

ЗНАНИЯ:

-составляющие здоровья;

-особенности развития своего организма;

-правила личной гигиены и здорового образа жизни;

-основные группы питания;

-защитные силы организма;

- о здоровьесберегающих технологиях;

- о вреде табака, алкоголя, ПАВ;

- правила соблюдения режима дня;

-различные формы закаливания.

 

УМЕНИЯ:

- ответственно относиться к своему здоровью;

- управлять своим эмоциональным состоянием;

- соблюдать правила личной гигиены;

- ухаживать за кожей, глазами, зубами;

- правильно распределять свой рацион питания;

- преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;

- совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;

- ставить цель, достигать ее и оценивать результат.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Блока

 

          № п/п

Название блока

 

                                  Тема

Количество часов

теория

практика

I

Азбука гигиены.

10

8

II

Береги свое здоровье.

3

15

III

Сделай свой выбор.

6

12

ВСЕГО

19

45

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.

ПЕРВЫЙ ГОД.

Теория:

Основные направления осуществления программы.

Взаимосвязь режима дня и режима питания, какое влияние они оказывают на здоровье.

Основные понятия: дыхание, солнечный удар, гигиена, утомление, эмоции.

Роль сигареты в жизни курильщика, влияние сигареты на здоровье человека.

 

Практика:

Диагностическая методика, определяющая потребности в новых ощущениях.

Ролевая игра на оказание первой помощи при солнечном ударе.

Тестирование, определяющее отношение школьников к курению.

Релаксационные упражнения: на снятие утомления, на исправление осанки.

Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск листка здоровья.

 

ВТОРОЙ ГОД.

Теория:

Потребность в соблюдении личной гигиены.

Понятие стресс, выход из состояния стресса, что к нему приводит.

Понятие депрессия, определить связь с зависимостью от табака и алкоголя.

Беседа о влиянии современной техники на организм человека, о влиянии сверстников, о здоровье зубов, о чистой коже, о целительных свойствах чистого воздуха.

 

Практика:

Работа с тетрадью «Вредные привычки».

Ролевые игры, развивающие навыки этикета, гигиены.

Профилактическая игра «Слабое звено» о вреде алкоголя, табака.

Физкультминутка для глаз, комплекс упражнений для расслабления мышц ног и рук.

ТРЕТИЙ ГОД.

 

Теория:

Понятие чистота, соблюдение гигиены жилища.

Витамины и их «волшебные» свойства.

Понятие ДТП и соблюдение правил дорожного движения.

Мифы об алкоголе и его влияние на организм человека.

Понятия осторожность, самозащита, бдительность, внимательность, как уберечь себя от несчастья.

Проблемы наркомании, как избежать столкновения с наркотиками.

Подростковая преступность и пути ее преодоления, правовые нормы и наказания несовершеннолетних.

Практика:

Ролевая игра «Влажная уборка квартиры», обсуждение.

Тестирование на выявление знаний о витаминах «Дорога здоровья».

Простудные заболевания дыхательных путей, влияние курения на органы дыхания.

Обучающий практикум по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от ДТП, при переломах и вывихах, людям, терпящим бедствие на воде.

Диагностическое исследование, определяющее потребность в новых ощущениях, подведение итогов реализации программы.

Правила безопасности, сигнальные карточки «Уходя, гасите свет», «Выключи электроприборы», «Не приглашай в дом незнакомых людей».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                Аллен Карр. Легкий способ бросить курить. пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2008.

2.                Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М.: Юрид. лит., 1988.

3.                Баль А. В., Баоканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М.: Владос, 2003.

4.                Багрова Н. Г. Здоровый сон//Пед Совет – 2005, - №5.

5.                Бойко А. Обратная сторона здоровья. – М.: «Российская газета», 2002.

6.                Варламова С. И. Здоровье наших учеников//Начальная школа – 2003, -№2.

7.                Горбовцев А. Предупреждение детского бытового травматизма//Воспитание школьников – 2005, - №8.

8.                Дик Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. Ростов н \Д: Феникс, 2008.

9.                Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). – СПб., 1995.

10.           Захаров Ю. Подростки "группы риска” // Воспитание школьников. – 2001 - № 4

11.           Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособия для учащихся. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983.

12.           Кардашенко В. Н. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина,1980.

13.           Касаткин В. Н. Содействие здоровому образу жизни в школах Российской Федерации. – М.: Подкова, 2000.

14.           Каталог справочник: Дошкольное образование в России: программы, пособие для педагогов и детей, дидактические игровые материалы, аудио - видеокассеты. – М.: 1999.

15.           Колеванова Т. К.  Суд над вредными привычками//Последний звонок. – 2005, - №6

16.           Круглова Т. К. Игра – соревнование «Сигналы – символы»//Последний звонок – 2004, - №6.

17.           Крылова И. Н. Береги здоровье смолоду// Педсовет – 2004, - №5.

18.           Лабутин Н. Ю., Майский А. Б. Педагогические здоровьесберегающие технологии// Здоровье детей: прил.газ. «Первое сентября». – 2003. - №23.

19.           Методические рекомендации для работы с группой повышенного риска. Составили: О. Л. Романова и О. П. Васютина. – М.: 2003.

20.           Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

21.           Огурцов П. П. Что надо знать о психоактивных веществах, если вы собираетесь попробовать//Школа здоровья – 2003, - №1,№3.

22.           Оповещение о чрезвычайных ситуациях и действия по сигналам гражданской обороны: Метод. пособие/ Под ред. М. И. Валеева. – М.: Институт риска и безопасности, 2002.

edetskiydom.ucoz.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность