НОВОСТИ |
Организация работы детского дома по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья воспитанников. Рабочая программа воспитателя детского дома по здоровому образу жизниПрограмма «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома»» Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года)в помощь воспитателям РАСТИ ЗДОРОВЫМ Разработала: , воспитатель высшей категории Пивкина Л.Н Оглавление
Пояснительная записка Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности. Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Образовании». В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России. Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, « спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности». Многие подростки употребляют алкогольные напитки. По данным социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и реабилитации в . в 2005 году, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют спиртные напитки. Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9-11 лет с сигаретой. По данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ, наносящих невосполнимый вред здоровью не только курящего, но и тех, кто находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам. Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании. Наше наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведённая в с воспитанниками РДДШ-1 показала, что: -курят 20%детей; -имеют тягу к алкоголю20% детей; -у большинства детей речь изобилует нецензурными выражениями. Результаты анкетирования показали, что о последствиях употребления психоактивных веществ 90% подростков даже не задумываются. Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детского дома. В связи с этим существует несколько подходов к школьной профилактике. В методических материалах, разработанных в рамках проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма», рассказывается о нетрадиционных подходах, которыми считаются информационный, эмоциональный и организация досуга. Также освещаются такие современные подходы, как «психологическая прививка», «полезные навыки», «навыки сопротивления и давления» и т.д. Все эти подходы реализуются в различных профилактических программах по воспитанию школьников и подростков на базе школ, реабилитационных центров, клубов, учреждений дополнительного образования. Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях детского дома. Так как разработчиком в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что не учитывает разновозрастной состав семьи детского дома, семейную форму проживания детей в группах, Их индивидуальные и психологические особенности. Поэтому была разработана программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома». . Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.Задачи: -познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм; -воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью; -способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности; -формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации. Знания и умения: -воспитанники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека; -воспитанники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения; -воспитанники должны стремиться к физическому и духовному совершенству; -воспитанники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья; -воспитанники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием; -воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их; -воспитанники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье; -воспитанники должны развивать в себе следующие качества: самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность. Программа включает в себя три блока: Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений. Второй блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам. Третий блок: «Мир каждой души» предусматривает цель формирования у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности. Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» рассчитана для детей от 10 до 17 лет , реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут. В течение года проводится всего 16 занятий. Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: магнитофон, видео и аудиозаписи, ватман, фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература. В программе необходимо участие следующих специалистов: врачей, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря, учителей. Программа предусматривает следующие формы работы: -беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес) - дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству) -дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать) -викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников) -круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе) -элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать) Методы работы: практический, наглядный, словесный. Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели: -отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю; -стремление заботиться о своём здоровье; -уровень нравственной воспитанности; -позитивное взаимодействие с окружающим миром; -снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников семьи. Тематическое планирование
1.Режим дня и здоровый организм Теоретическая часть. Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня . Практическая часть. Подвижная игра «Статуи». 2.Как защитить себя от болезней Теоретическая часть. Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой. 3.Гигиена тела человека Теоретическая часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье. Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается». 4.Секреты здорового питания Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания , о кулинарии Древней Руси. Практическая часть. Задание: «Нарисовать пищевую пирамиду» , игра «Угадай-ка». 5.Уроки здоровья Теоретическая часть. Формирование у ребёнка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ. Практическая часть. Игра «Воздушный шарик». 6.Мы за ЗОЖ Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ. Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость», «Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».2блок «Сделай свой выбор» Зачем тебе это надо? Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях. 2.Каково твоё мнение? Теоретическая часть. Дискуссия о статистических данных наркотических эпидемий. 3.Умей сказать нет Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и тем людям, которые пытаются к ним приобщить. Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение – это…» 4.Мир без вредных привычек Теоретическая часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека. 5.Наркомания - страшная болезнь 21 века Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами, Предпринимаемых правительством против наркотиков. 6.Суд над сигаретой Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.3Блок «Мир каждой души» 1.Свобода и ответственность Практическая часть. Просмотр видеофильма «Я боюсь». Обсуждение. 2.Мир против насилия и жестокости над детьми Теоретическая часть. Обсуждение понятий «жестокость», «сострадание». Действия и поступки, которые можно определить как жестокие. Причинны и последствия жестокости. Практическая часть. Написание мини-сочинения «Что делать, чтобы люди не были жестокими». 3.Доброта в нас и вокруг нас Теоретическая часть. Беседа о человеческой доброте, милосердии, умении радоваться и переживать за других. 4.О дружбе и друзьях Теоретическая часть. Высказывание и рассуждения детей о том, кого можно назвать настоящим другом и что такое дружба. Мудрые высказывания о дружбе. 5.Как проявить себя и свои возможности Теоретическая часть. Историческая справка воспитателя «Биография учёных- изобретателей» (И.И.Ползунов, М.П.Кулибин, А.С.Попов). Список литературы1.Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой//Здоровье детей, 2006.№8 2.Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Солодова Г.С., Харченко И.И.Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005. 3.Бобылёва И.А.Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007. 4.Выгодский Л.С.Избранные психологические исследования. -М.,1956. 5.Уникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,1999. 6.Запороженко В.Г.Образ жизни и вредные привычки. - М.,1982. 7.Захарова Е.Н., Курова Н.С.Познавательные задачи. - М.,1990. 8.Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие. /Под ред. Е.Н. Степанова.- М., 2000. 9.Михайлевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990. 10.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. 11.Психологическое развитие воспитанников детского дома. Д ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.- М.,1990. 12.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. Детский дом: заботы и тревоги общества. М., 1990. 13.Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психология сиротства.-СПб.,2005. 14.Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия.- М., 1997. 15.Рожков М.И. Классному руководителю.- М.: Владос, 2001. 16.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы.- М., 1993. 17.Соколов Я.В., Миньковский Г.М. Ответственность за правонарушения.- М.: Гражданин, 1995. 18.Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004. 19.Шилова Т.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. //Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах. - М.: МГУС СТИ, 2002. 20.Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. - М.: Айрис-пресс, 2005. Список литературы для детей 1.Корыстылёв Н.Б. От А до Я.-М.: Медицина, 1980. 2.Робенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ.-М.: физкультура и спорт, 1991. 3.Соколов Ю.Е. Книга знаний для детей. - М.: ООО Астрель, 2001. 4.Жербин Е.А. Река жизни. - М.; Знание, 1990. 5.Энциклопедия для детей. Том 18 Человек 4.2.Архетиктура души. М.: Авантаж, 2002. Приложение №1Анкета Все страны современного мира хотят решить две сложные проблемы: СПИДа и наркомании. Ведь «белая смерть» не только разрушает личность, но и уносит сотни тысяч жизней молодых людей. А что ты знаешь о наркомании и СПИДе? Мы очень надеемся на твои серьёзные и искренние ответы. 1.Твой возраст. 2.Пол. 3.Как ты проводишь своё свободное время? 4.Считаешь ли ты табак и алкоголь наркотиками? -Да; нет. 5.Употребляешь ли ты алкоголь? -Да; - Иногда; - Регулярно. 6.Пробовал ли ты токсические вещества? -Нет; - Иногда; - Регулярно. 7.Куришь ли ты? -Нет; - Иногда; - Регулярно. 8. Почему, по вашему мнению люди употребляют наркотики? (поставьте от 1 до 5 в порядке значимости) -любопытство; -влияние сверстников; -семейные проблемы; -бегство от реальности; -чувство протеста; -другие причины. 9.Где может школьник, по вашему мнению, приобрести наркотики? 10.Знаешь ли, о последствии наркомании? Какие из перечисленных последствий тебе известны? -Отставание в умственном развитии. -Отставание в физическом развитии. -Бесплодие у мужчин и у женщин. -Зависимость от приёма наркотиков. -Ранняя смерть. -Опасность заражения СПИДом, гепатитом через иглу. 11.Знаешь ли ты что такое СПИД? -Да. - Нет. - Очень смутно. 12.Какие чувства у тебя вызывают люди, употребляющие наркотики? -Чувство жалости, сострадания. -Чувство презрения, брезгливости. -Безразличия к этим людям. -Другие чувства. 13.В случае возникновения сложностей жизненной ситуации к кому ты готов обратиться за помощью в первую очередь? -К воспитателю. -К родственникам. -К друзьям. -К учителю. -Другое (допишите) 14.Предлагали ли тебе наркотические или другие вещества (таблетки, порошки, смеси, Жидкости)? -Бесплатно; - За деньги; - За какие-либо услуги. Кто предлагал? -Друзья. -Знакомые. -Ровесники. -Взрослые. -Другое (допишите) 15.Чего бы тебе больше всего хотелось в жизни? (напишите) omedicin.ru Организация работы детского дома по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья воспитанниковОрганизация работы детского дома по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья воспитанников “ Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы” В.А.Сухомлинский Забота о здоровье учащихся – не доброе пожелание, а обязанность каждой школы, каждого учителя. Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников больше, чем врач! Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый образ жизни
Нездоровый образ жизни
Эмоциональный стресс — это состояние напряжения физиологических функций организма, вызванное длительным воздействием эмоционально значимого для индивида раздражителя. Основной причиной эмоционального стресса являются так называемые конфликтные ситуации, в которых человек (или животное) по тем или иным причинам длительное время не может удовлетворить ведущую жизненно необходимую социальную и биологическую потребность. Это приводит к формированию непрерывного, эмоционального возбуждения отрицательного характера. Это приводит к нарушению ЦНС в форме неврозов, ишемической болезни сердца, поражению желудочно-кишечного тракта. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы. 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ) К медико - гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет организует проведение прививок, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно - гигиеническому просвещению воспитанников и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья воспитанников, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных воспитанников с проблемами здоровья. Создание в образовательном учреждении стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи воспитанникам и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) ФОТ направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. В условиях детского дома реализуются в работе спортивных секций. 3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В образовательном учреждении это - и обустройство территории, и зеленые растения в помещениях, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях. 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно – технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в образовательном учреждении отвечает его директор. 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы: - Организационно - педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний Психолого - педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; Учебно -воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие проведение организационно-воспитательной работы с детьми, интеграцию воспитательных мероприятий проводимых в учреждении с принципами здорового образа жизни. Отдельное место занимают еще 2 группы технологий: социально адаптирующие и личностно - развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только детей, а также педагогов; лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья детей. Жизнь ставит новую задачу – формировать у детей убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Здоровью надо учить. Формирование у детей ответственности, в том числе и за своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования. Цель работы по формированию здорового образа жизни - это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении и навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью. Педагогические задачи, соответствующие сформированной цели:
Пути реализации задач
Проект решения педсовета:
multiurok.ru Программа "Мое здоровье" для воспитанников детских домовРазделы: Спорт в школе и здоровье детей Пояснительная запискаГлавной задачей в сфере образования и воспитания ребёнка является развитие гармоничной личности ребенка на любом возрастном этапе. Это предполагает не только развитие интеллектуально-познавательной сферы, но и воспитание у детей культуры здоровья, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. В педагогическом коллективе нашего образовательного учреждения проблема здоровья в вопросах воспитания и развития детей актуальна, потому что с каждым годом в детский дом поступает дети, имеющие по 3-5 хронических заболеваний. Количество детей, имеющих инвалидность по здоровью, за последние три года увеличилось. Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития детей. Культура здоровья предполагает формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Благодаря развитию культуры здоровья у ребенка формируется адекватная самооценка, потребность в познании самого себя В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой здоровья у детей, их непринятием здорового образа жизни (в том числе развитие санитарно-гигиенических навыков, питания, спортивные секции и т.д.). Это связано с рядом причин: – Во-первых, почти все воспитанники имеют негативное прошлое, что предполагает отсутствия примера здорового образа жизни. Подавляющее большинство детей – социальные сироты. Их родители ведут асоциальный образ жизни: употребляют алкоголь и наркотики, не работают и не заботятся о своем здоровье. Многие дети начинают курить с 3-4 лет, с младшего школьного возраста начинают употреблять алкоголь, ПАВ. – Во-вторых, нежелание и неумения заниматься в спортивных секциях; – В-третьих, неумение планировать и контролировать свое свободное время. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни обусловлена необходимостью гармоничного развитии личности ребенка в условиях детского дома. Цель моей проектировочной деятельности: Разработать программу по развитию и воспитанию культуры здоровья, у воспитанников детского дома. Исходя из поставленной цели, я должна решить следующие задачи: – Проанализировать исходный уровень состояния здоровья воспитанников в группе на текущий момент; – Разработать комплекс мероприятий на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью; – Изучить различные традиционные и нетрадиционные технологии оздоровления для внедрения их элементов в программу “Мое здоровье”; Планируемый результат: – сохранить и укрепить здоровье воспитанников; – выработать у детей потребность в здоровом образе жизне; – приобщить детей к различным видам спорта. Ход урока Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) в помощь воспитателямОмской области детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Завьяловский детский дом» Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года)в помощь воспитателям Разработала: Ерахтина Ольга Леонтьевна, воспитатель 1 категории. Оглавление
Пояснительная записка Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности. Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Образовании». В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России. Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, « спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности». Многие подростки употребляют алкогольные напитки. По данным социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и реабилитации в г. Омске в 2005 году, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют спиртные напитки. Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9-11 лет с сигаретой. По данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ, наносящих невосполнимый вред здоровью не только курящего, но и тех, кто находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам. Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании. Наше наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведённая в с воспитанниками Завьяловского дома показала, что: -курят 20%детей; -имеют тягу к алкоголю20% детей; -у большинства детей речь изобилует нецензурными выражениями. Результаты анкетирования показали, что о последствиях употребления психоактивных веществ 90% подростков даже не задумываются. Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детского дома. В связи с этим существует несколько подходов к школьной профилактике. В методических материалах, разработанных в рамках проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма», рассказывается о нетрадиционных подходах, которыми считаются информационный, эмоциональный и организация досуга. Также освещаются такие современные подходы, как «психологическая прививка», «полезные навыки», «навыки сопротивления и давления» и т.д. Все эти подходы реализуются в различных профилактических программах по воспитанию школьников и подростков на базе школ, реабилитационных центров, клубов, учреждений дополнительного образования. Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях детского дома. Так как разработчиком в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что не учитывает разновозрастной состав семьи детского дома, семейную форму проживания детей в группах, Их индивидуальные и психологические особенности. Поэтому была разработана программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома». За основу была взята программа формирования здорового образа жизни у детей – сирот в разновозрастной группе детского дома «МиГ» (мечтай и говори) , автор В. В. Земерова. Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.Задачи: -познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм; -воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью; -способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности; -формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации. Знания и умения: -воспитанники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека; -воспитанники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения; -воспитанники должны стремиться к физическому и духовному совершенству; -воспитанники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья; -воспитанники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием; -воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их; -воспитанники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье; -воспитанники должны развивать в себе следующие качества: самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность. Программа включает в себя три блока: Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений. Второй блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам. Третий блок: «Мир каждой души» предусматривает цель формирования у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности. Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» рассчитана для детей от 10 до 17 лет , реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут. В течение года проводится всего 16 занятий. Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: магнитофон, видео и аудиозаписи, ватман, фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература. В программе необходимо участие следующих специалистов: врачей, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря, учителей. Программа предусматривает следующие формы работы: -беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес) - дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству) -дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать) -викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников) -круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе) -элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать) Методы работы: практический, наглядный, словесный. Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели: -отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю; -стремление заботиться о своём здоровье; -уровень нравственной воспитанности; -позитивное взаимодействие с окружающим миром; -снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников семьи. Тематическое планирование
1.Режим дня и здоровый организм Теоретическая часть. Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня . Практическая часть. Подвижная игра «Статуи». 2.Как защитить себя от болезней Теоретическая часть. Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой. 3.Гигиена тела человека Теоретическая часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье. Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается». 4.Секреты здорового питания Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания , о кулинарии Древней Руси. Практическая часть. Задание: «Нарисовать пищевую пирамиду» , игра «Угадай-ка». 5.Уроки здоровья Теоретическая часть. Формирование у ребёнка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ. Практическая часть. Игра «Воздушный шарик». 6.Мы за ЗОЖ Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ. Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость», «Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».2блок «Сделай свой выбор» Зачем тебе это надо? Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях. 2.Каково твоё мнение? Теоретическая часть. Дискуссия о статистических данных наркотических эпидемий. 3.Умей сказать нет Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и тем людям, которые пытаются к ним приобщить. Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение – это…» 4.Мир без вредных привычек Теоретическая часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека. 5.Наркомания - страшная болезнь 21 века Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами, Предпринимаемых правительством против наркотиков. 6.Суд над сигаретой Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.3Блок «Мир каждой души» 1.Свобода и ответственность Практическая часть. Просмотр видеофильма «Я боюсь». Обсуждение. 2.Мир против насилия и жестокости над детьми Теоретическая часть. Обсуждение понятий «жестокость», «сострадание». Действия и поступки, которые можно определить как жестокие. Причинны и последствия жестокости. Практическая часть. Написание мини-сочинения «Что делать, чтобы люди не были жестокими». 3.Доброта в нас и вокруг нас Теоретическая часть. Беседа о человеческой доброте, милосердии, умении радоваться и переживать за других. 4.О дружбе и друзьях Теоретическая часть. Высказывание и рассуждения детей о том, кого можно назвать настоящим другом и что такое дружба. Мудрые высказывания о дружбе. 5.Как проявить себя и свои возможности Теоретическая часть. Историческая справка воспитателя «Биография учёных- изобретателей» (И.И.Ползунов, М.П.Кулибин, А.С.Попов). Список литературы1.Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой//Здоровье детей, 2006.№8 2.Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Солодова Г.С., Харченко И.И.Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005. 3.Бобылёва И.А.Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007. 4.Выгодский Л.С.Избранные психологические исследования. -М.,1956. 5.Уникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,1999. 6.Запороженко В.Г.Образ жизни и вредные привычки. - М.,1982. 7.Захарова Е.Н., Курова Н.С.Познавательные задачи. - М.,1990. 8.Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие. /Под ред. Е.Н. Степанова.- М., 2000. 9.Михайлевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990. 10.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. 11.Психологическое развитие воспитанников детского дома. Д ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.- М.,1990. 12.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. Детский дом: заботы и тревоги общества. М., 1990. 13.Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психология сиротства.-СПб.,2005. 14.Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия.- М., 1997. 15.Рожков М.И. Классному руководителю.- М.: Владос, 2001. 16.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы.- М., 1993. 17.Соколов Я.В., Миньковский Г.М. Ответственность за правонарушения.- М.: Гражданин, 1995. 18.Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004. 19.Шилова Т.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. //Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах. - М.: МГУС СТИ, 2002. 20.Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. - М.: Айрис-пресс, 2005. Список литературы для детей 1.Корыстылёв Н.Б. От А до Я.-М.: Медицина, 1980. 2.Робенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ.-М.: физкультура и спорт, 1991. 3.Соколов Ю.Е. Книга знаний для детей. - М.: ООО Астрель, 2001. 4.Жербин Е.А. Река жизни. - М.; Знание, 1990. 5.Энциклопедия для детей. Том 18 Человек 4.2.Архетиктура души. М.: Авантаж, 2002. Приложение №1Анкета Все страны современного мира хотят решить две сложные проблемы: СПИДа и наркомании. Ведь «белая смерть» не только разрушает личность, но и уносит сотни тысяч жизней молодых людей. А что ты знаешь о наркомании и СПИДе? Мы очень надеемся на твои серьёзные и искренние ответы. 1.Твой возраст. 2.Пол. 3.Как ты проводишь своё свободное время? 4.Считаешь ли ты табак и алкоголь наркотиками? -Да; нет. 5.Употребляешь ли ты алкоголь? -Да; - Иногда; - Регулярно. 6.Пробовал ли ты токсические вещества? -Нет; - Иногда; - Регулярно. 7.Куришь ли ты? -Нет; - Иногда; - Регулярно. 8. Почему, по вашему мнению люди употребляют наркотики? (поставьте от 1 до 5 в порядке значимости) -любопытство; -влияние сверстников; -семейные проблемы; -бегство от реальности; -чувство протеста; -другие причины. 9.Где может школьник, по вашему мнению, приобрести наркотики? 10.Знаешь ли, о последствии наркомании? Какие из перечисленных последствий тебе известны? -Отставание в умственном развитии. -Отставание в физическом развитии. -Бесплодие у мужчин и у женщин. -Зависимость от приёма наркотиков. -Ранняя смерть. -Опасность заражения СПИДом, гепатитом через иглу. 11.Знаешь ли ты что такое СПИД? -Да. - Нет. - Очень смутно. 12.Какие чувства у тебя вызывают люди, употребляющие наркотики? -Чувство жалости, сострадания. -Чувство презрения, брезгливости. -Безразличия к этим людям. -Другие чувства. 13.В случае возникновения сложностей жизненной ситуации к кому ты готов обратиться за помощью в первую очередь? -К воспитателю. -К родственникам. -К друзьям. -К учителю. -Другое (допишите) 14.Предлагали ли тебе наркотические или другие вещества (таблетки, порошки, смеси, Жидкости)? -Бесплатно; - За деньги; - За какие-либо услуги. Кто предлагал? -Друзья. -Знакомые. -Ровесники. -Взрослые. -Другое (допишите) 15.Чего бы тебе больше всего хотелось в жизни? (напишите) l.120-bal.ru ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 14 ЛЕТ - Программы - Каталог статейМартынова О.П. воспитатель, I кв. категория Войтенкова Н.М. воспитатель, I кв. категория Пояснительная записка В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социально-культурно-политическая система, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания. Методики констатируют значительное ухудшение состояния здоровье у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патологии зрения, все чаще среди школьников диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния. У детей, важно выработать и сформировать культуру здорового образа жизни. (ЗОЖ). ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма. Здоровый образ жизни включает в себя: - настрой на здоровый образ жизни; - двигательную активность; - личную гигиену; - умеренное и сбалансированное питание; - ритмичность жизни; - безопасность жизни. Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывают, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают, в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда. Поэтому, работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома. Для изучения ЗОЖ воспитанников детского дома было проведено: - анкетирование «Отношение к своему здоровью». Автор Тихомиров С. В. (Приложение 2). По результатам анкетирования установлено, что материальные блага, друзей, любовь дети ставят выше, чем свое здоровье. (Приложение 3). - диагностика «Потребность в новых ощущениях», М. Цукермана. (Приложение 4). По результатам исследования: 10,8% - высокий уровень потребности в ощущениях; 67,5% - средний; 21,6% - низкий. (Приложение 5). Проведенное анкетирование и диагностическое исследование подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детских домов. Учитывая тот фактор, что по своему физическому и психическому развитию дети, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от ровесников из семьи, ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватность поведения, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятие замечаний и запретов. Поэтому возникла необходимость в составлении программы «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детских домов в возрасте от 7 до 14 лет». Цель: Формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие. Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач. Задачи: 1) информирование всех участников образовательного процесса по проблемам сохранения здоровья и формирование культуры здорового образа жизни. 2) выявление проблем, связанных со здоровьем воспитанников на основе результатов анкетирования, диагностики; на основе данных предоставленных медицинской службой детского дома. 3) проведение занятий с воспитанниками, направленных на формирование культуры здорового образа жизни. 4) проведение занятий с воспитанниками направленных на улучшение эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости с использованием игровых и релаксационных упражнений. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ: I. Азбука гигиены. II. Береги свое здоровье. III. Сделай свой выбор.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Срок реализации 3 года, занятия будут проводиться два раза в месяц, по длительности составят от 30 до 45 минут. В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, получение ими удовольствия от познания нового, формированию интереса к самопознанию, саморазвитию и рефлексии, на протяжении каждого года реализации применяется принцип чередования и взаимопроникновения тем всех трех блоков. К организации и проведению занятий планируется привлечение специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника, физрука, воспитателя. Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, технических средств: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр. Предлагаемые формы работы – беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут. Для отслеживания результативности программы, будут использоваться диагностические методики, анкетирование по изученным направлениям. Критерии результативности усвоения программы:
ЗНАНИЯ: -составляющие здоровья; -особенности развития своего организма; -правила личной гигиены и здорового образа жизни; -основные группы питания; -защитные силы организма; - о здоровьесберегающих технологиях; - о вреде табака, алкоголя, ПАВ; - правила соблюдения режима дня; -различные формы закаливания.
УМЕНИЯ: - ответственно относиться к своему здоровью; - управлять своим эмоциональным состоянием; - соблюдать правила личной гигиены; - ухаживать за кожей, глазами, зубами; - правильно распределять свой рацион питания; - преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности; - совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ; - ставить цель, достигать ее и оценивать результат.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ. ПЕРВЫЙ ГОД. Теория: Основные направления осуществления программы. Взаимосвязь режима дня и режима питания, какое влияние они оказывают на здоровье. Основные понятия: дыхание, солнечный удар, гигиена, утомление, эмоции. Роль сигареты в жизни курильщика, влияние сигареты на здоровье человека.
Практика: Диагностическая методика, определяющая потребности в новых ощущениях. Ролевая игра на оказание первой помощи при солнечном ударе. Тестирование, определяющее отношение школьников к курению. Релаксационные упражнения: на снятие утомления, на исправление осанки. Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск листка здоровья.
ВТОРОЙ ГОД. Теория: Потребность в соблюдении личной гигиены. Понятие стресс, выход из состояния стресса, что к нему приводит. Понятие депрессия, определить связь с зависимостью от табака и алкоголя. Беседа о влиянии современной техники на организм человека, о влиянии сверстников, о здоровье зубов, о чистой коже, о целительных свойствах чистого воздуха.
Практика: Работа с тетрадью «Вредные привычки». Ролевые игры, развивающие навыки этикета, гигиены. Профилактическая игра «Слабое звено» о вреде алкоголя, табака. Физкультминутка для глаз, комплекс упражнений для расслабления мышц ног и рук. ТРЕТИЙ ГОД.
Теория: Понятие чистота, соблюдение гигиены жилища. Витамины и их «волшебные» свойства. Понятие ДТП и соблюдение правил дорожного движения. Мифы об алкоголе и его влияние на организм человека. Понятия осторожность, самозащита, бдительность, внимательность, как уберечь себя от несчастья. Проблемы наркомании, как избежать столкновения с наркотиками. Подростковая преступность и пути ее преодоления, правовые нормы и наказания несовершеннолетних. Практика: Ролевая игра «Влажная уборка квартиры», обсуждение. Тестирование на выявление знаний о витаминах «Дорога здоровья». Простудные заболевания дыхательных путей, влияние курения на органы дыхания. Обучающий практикум по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от ДТП, при переломах и вывихах, людям, терпящим бедствие на воде. Диагностическое исследование, определяющее потребность в новых ощущениях, подведение итогов реализации программы. Правила безопасности, сигнальные карточки «Уходя, гасите свет», «Выключи электроприборы», «Не приглашай в дом незнакомых людей». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аллен Карр. Легкий способ бросить курить. пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2008. 2. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М.: Юрид. лит., 1988. 3. Баль А. В., Баоканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М.: Владос, 2003. 4. Багрова Н. Г. Здоровый сон//Пед Совет – 2005, - №5. 5. Бойко А. Обратная сторона здоровья. – М.: «Российская газета», 2002. 6. Варламова С. И. Здоровье наших учеников//Начальная школа – 2003, -№2. 7. Горбовцев А. Предупреждение детского бытового травматизма//Воспитание школьников – 2005, - №8. 8. Дик Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. Ростов н \Д: Феникс, 2008. 9. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). – СПб., 1995. 10. Захаров Ю. Подростки "группы риска” // Воспитание школьников. – 2001 - № 4 11. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособия для учащихся. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983. 12. Кардашенко В. Н. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина,1980. 13. Касаткин В. Н. Содействие здоровому образу жизни в школах Российской Федерации. – М.: Подкова, 2000. 14. Каталог справочник: Дошкольное образование в России: программы, пособие для педагогов и детей, дидактические игровые материалы, аудио - видеокассеты. – М.: 1999. 15. Колеванова Т. К. Суд над вредными привычками//Последний звонок. – 2005, - №6 16. Круглова Т. К. Игра – соревнование «Сигналы – символы»//Последний звонок – 2004, - №6. 17. Крылова И. Н. Береги здоровье смолоду// Педсовет – 2004, - №5. 18. Лабутин Н. Ю., Майский А. Б. Педагогические здоровьесберегающие технологии// Здоровье детей: прил.газ. «Первое сентября». – 2003. - №23. 19. Методические рекомендации для работы с группой повышенного риска. Составили: О. Л. Романова и О. П. Васютина. – М.: 2003. 20. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 21. Огурцов П. П. Что надо знать о психоактивных веществах, если вы собираетесь попробовать//Школа здоровья – 2003, - №1,№3. 22. Оповещение о чрезвычайных ситуациях и действия по сигналам гражданской обороны: Метод. пособие/ Под ред. М. И. Валеева. – М.: Институт риска и безопасности, 2002. edetskiydom.ucoz.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |