Серия «Здоровье XXI век» библиотека и здоровый образ жизни: из опыта работы библиотек Кировской области по здоровому образу жизни Киров 2011 (стр. 2 из 16). Работа библиотек по образу жизни здоровому


1.3 Просветительская работа библиотек по формированию ЗОЖ. Формирование здорового образа жизни детей и юношества средствами библиотеки

Похожие главы из других работ:

Библиотека и читательское развитие ребенка

2.3 Работа библиотек по развитию читательского интереса у детей

Современный библиотекарь располагает устоявшимися традиционными формами и методами библиотечной работы. Библиотекарь-профессионал, стремящийся максимально удовлетворять высказанные и невысказанные запросы читателей...

Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников

II. Практическая работа по диагностике и формированию словаря детей

1. Диагностика 2. Дидактические игры (на формирование словаря) «Перепрыгни через ров» Цель игры. Учить детей образовывать повелительную форму глагола с помощью приставок. Организация занятия...

Деятельность школьного социального педагога по формированию детского ученического коллектива

4. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Дети, школьники, учащиеся являются обязательно членами какого-нибудь коллектива (группы, класса, школы, кружка, секции), а подчас и не одного. В коллективе ребенок включается в общественную жизнь, совершает первые шаги социализации...

Исследование мотивов учебной деятельности учащихся

2.2.Коррекционная работа по формированию учебной мотивации

При обработке данных в результате наблюдения были выявлены три ученика, отстающих в учении. После бесед с учителем и психологом школы на них были составлены психолого - педагогическая характеристика...

Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России

Глава II. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА.

ПЕЧАТНОЕ СЛОВО. Стремление Петра к просвещению России, к распространению наук было особенно дорого Ломоносову. Из-вестно, как много труда вложил великий ученый в дело просвещения России...

Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников

2.2. Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе

Можно предположить, что коррекционная работа по формированию у умст-венно отсталого ребенка представлений о себе...

Особенности представлений об окружающем мире умственно-отсталых детей

2.2 Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе

Можно предположить, что коррекционная работа по формированию у умственно отсталого ребенка представлений о себе...

Педагогические условия развития познавательного интереса у детей 6-7 лет с нарушением речи

2. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей 6-7 лет с нарушением речи

...

Роль и место ЗКРВР в формировании культуры общения военнослужащих в многонациональном коллективе

2. РАБОТА ЗКРВР ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

...

Социально-личностное развитие слепоглухих детей

2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка

Формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым является важнейшим источником его психического развития. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха...

Формирование дивергентного мышления старшеклассников в процессе изучения обществознания

3. Опытно - экспериментальная работа по формированию дивергентного мышления старшеклассников

В основу разработки принципов и условий успешного развития дивергентности сознания старшеклассников, включены педагогические наблюдения и руководство деятельностью учащихся в течение 3 лет...

Формирование межэтнической толерантности младших школьников во внеурочной деятельности средствами фольклора

2. Экспериментальная работа по формированию межэтнической толерантности младших школьников

...

Формирование образа человека в рисунках детей 6-7 лет

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию образа человека в рисунках детей 6-7 лет

...

Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива

1.3 Работа социального педагога по формированию ученического коллектива

Проблема формирования и развития коллектива - одна из важнейших проблем современной педагогики. Обусловленный определенными взаимоотношениями...

Экологическое воспитание младших школьников

1.2 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников

Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи К...

ped.bobrodobro.ru

из опыта работы библиотек Кировской области по здоровому образу жизни Киров 2011

Департамент культуры Кировской области

Кировская ордена Почёта государственная универсальная

областная научная библиотека имени А. И. Герцена

Научно-методический отдел

Серия «Здоровье – XXI век»

БИБЛИОТЕКА И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ:

из опыта работы библиотек Кировской области

по здоровому образу жизни

Киров

2011

УДК 021.4

ББК 78.381.9:2

Б 59

Составитель Л. А. Кропачева

Библиотека и здоровый образ жизни : из опыта работы б-к

Б 59 Киров. обл. [Электрон. ресурс] / Киров. ордена Почёта гос. универс. обл. науч.

б-ка им. А. И. Герцена ; сост. Л. А. Кропачева. – Киров, 2011. – 54 с.

Представлены материалы из опыта работы муниципальных библиотек Кировской области, сценарии мероприятий. Сборник предназначен сотрудникам библиотек, а так же всем, кто работает по пропаганде здорового образа жизни.

УДК 021.4

ББК 78.381.9:2

©ОГУК «Кировская ордена Почёта государственная универсальная

областная научная библиотека им. А. И. Герцена», 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………...……..4

Кропачева Л. А. Работа библиотек Кировской области по пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциальных явлений в обществе……………………………...…….5

Мамаева И. А. Наше здоровье в наших руках: сценарий интеллектуальной игры…….…..16

Анисимова Т. А. Курить – здоровью вредить: материалы для проведения часа о здоровом образе жизни……………………………………………………………………………………19

Казанина Т. Г. В мире спорта: викторина……………………………………………………24

Кодолова А. А. Путь к здоровью. Красота и мода требует: материалы к актуальному

разговору………………………………………………………………………………..…...…24

Блинова А. Н. Аптека на грядке: материалы для часа информации………...………………29

Грушина Н. Н. Наркотик – знак беды: шок – урок…………………………………...………34

Грушина Н. Н. Что ты знаешь о наркотиках?: блиц – игра…………...……………………..36

Ширяева Г. А. Если хочешь долго жить – сигареты брось курить: сценарий информационно-развлекательного занятия для учащихся среднего и старшего школьного возраста…………………………………………………………………………….……………39

Кузьминых Т. А. Пить, иль не пить: разговор о вредных привычках………………………45

Галкина Л. В. С физкультурой дружить – сильным и здоровым быть: сценарий урока здоровья…………………………………………………………………………………………48

ВВЕДЕНИЕ

Современному гражданскому обществу необходимо уделять особое внимание проблемам молодых людей. К сожалению сегодня, под влиянием чуждых «ценностей» и основанных на них «норм» поведения, мы наблюдаем разрушение института семьи, засорение русского языка, наркоманию и алкоголизацию общества. Свою долю ответственности за пропаганду здорового образа жизни и профилактику асоциальных явлений в обществе несут на себе и муниципальные библиотеки. Благодаря разнообразным библиотечным мероприятиям и информационной работе; совместно с семьёй, учебными и медицинскими учреждениями, органами правопорядка и наркоконтроля, библиотеки стараются формировать устойчивый интерес к здоровому образу жизни, возродить престиж нравственных идеалов и ценностей, которые помогут в дальнейшем реализовать себя как полноценную здоровую личность.

Предлагаемый сборник знакомит с опытом работы муниципальных библиотек Кировской области по формированию здорового образа жизни и профилактике асоциальных явлений в обществе. В сборнике представлены обзор опыта работы библиотек области, сценарии мероприятий, успешно апробированных на практике.

Надеемся, что сборник будет интересен для работников муниципальных и школьных библиотек, а так же всем кто занимается пропагандой здорового образа жизни.

Работа библиотек Кировской области

по пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциальных явлений в обществе

Л. А. Кропачева

главный библиотекарь НМО

КОУНБ им. А. И. Герцена

Сложившаяся ситуация в сфере физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья общества диктует необходимость принятия неотложных мер на государственном уровне . В целях реализации концепции охраны здоровья РФ утверждена отраслевая программа «Охрана и укрепление здоровья на 2003–2010 гг.», основной задачей которой является: «увеличение продолжительности жизни населения за счёт поддержания резервов здоровья и реализации здоровьесберегающих технологий …». Кроме того, эта работа строится на основе федеральных программ: «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005– 2009 гг.», «Патриотическое воспитание граждан России 2006– 2010 гг.», областной программы «Здоровый образ жизни – основа благополучия общества на 2003– 2008 гг.», а также в рамках городских и районных программ. Особое звучание эти проблемы получили в связи с тем, что 2009 г . был объявлен Президентом РФ Годом молодёжи, а 2010 г. – годом учителя.

В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических пособий для работников культуры, образовательных и медицинских учреждений, социальной сферы и дополнительного образования по проблемам профилактики здорового образа жизни и профилактике асоциального поведения, особенно в подростковой и молодёжной среде.

Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт и система библиотечного обслуживания населения Кировской области. Все знают о том, что период взросления человека приходится на время обучения его в общеобразовательных учреждениях разных ступеней, поэтому свою роль библиотека видит в том, чтобы организовать целенаправленное взаимодействие со всеми заинтересованными организациями по пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Важно воздействовать не только на каждого ребёнка, но и на его окружение, на его семью. Необходимо прямо со школьной скамьи, а лучше уже в детском саду научить каждого ребёнка думать и заботиться о своём здоровье, помочь ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Основные направления:

- просветительская деятельность;

- обеспечение полной и всеобщей доступности информации по профилактике здорового образа жизни;

- создание системы сотрудничества библиотек с учебными и общеобразовательными учреждениями, органами правопорядка, социальной защиты, здравоохранения и учреждениями, заинтересованными в решении этих проблем;

- внедрение новых форм индивидуальной и массовой работы, развитие досуговых клубов и читательских объединений.

Муниципальные библиотеки продолжали изучать опыт работы других регионов. В большинстве районов области эти вопросы ставились на совещаниях и семинарах библиотечных работников. По мере возможности пополнялись фонды библиотек необходимой литературой. Идёт постоянное пополнение справочно-библиографического аппарата новыми материалами по пропаганде здорового образа жизни. Комплектовался фонд сценариев, методических рекомендаций в помощь работе библиотек, школ, учреждений досуга.

В области создано 64 публичных центра правовой информации , благодаря которым пользователи имеют неограниченный доступ к законодательным документам и правовым актам о мерах по профилактике асоциальных явлений, уголовной ответственности за распространение наркотических веществ; документам по защите детства и правах ребёнка; по семейному законодательству и т. д.

Задача муниципальных библиотек сегодня состоит в том, чтобы пропагандировать литературу по здоровьесберегающим технологиям и профилактике асоциальных явлений в обществе, используя различные формы и методы библиотечной работы: Дни информации, Дни специалиста, выставки, презентации книг, родительские собрания, дискуссии и круглые столы, игры и конкурсы с элементами театрализации, встречи с работниками правоохранительных органов и социальной сферы, специалистами-медиками, психологами и др. К этим традиционным формам работы можно добавить проведение конкурсов на лучший проект о здоровом образе жизни, создание мультимедийных рекламных роликов социальной тематики, проведение акций по отказу от вредных привычек.

В библиотеках МУ «Библиотека» г. Кирова большой популярностью пользуются наглядные формы информационной работы, которые позволяют привлечь внимание пользователей к проблемным темам, раскрыть фонд и обеспечить полный доступ к информации. В ЦГБ им. А. С. Пушкина в 2009 г. дважды состоялась акция против наркотиков «Не оборви свою песню». В обеих акциях приняло участие более 200 старшеклассников из школ города. Цель подобных акций – актуализация проблемы распространения наркотической зависимости среди молодёжи. Задачи – посредством знакомства с биографиями известных творческих людей показать пагубное влияние наркотической зависимости на жизнь и творчество личности. Ведущие концерта знакомили ребят с непростыми судьбами многих музыкантов, актёров, чья жизнь и творчество были разрушены вследствие употребления наркотиков. Это рок-музыканты групп «Нирвана», «Саблайм», «Роллинг Стоунз» и многих других. Это и наши соотечественники – В. Высоцкий, И. Чумычкин, В. Покровский. Было сказано и о тех, кто сумел выбраться из бездны ценой нечеловеческих усилий, и вернулся к нормальному образу жизни. В перерывах, между страничками о музыкантах, выступали исполнители авторской песни. Их песни, жизнеутверждающие, добрые, светлые говорили о красоте жизни, которую надо прожить со всей полнотой и не оборвать её в самом расцвете.

mirznanii.com

Опыт работы - Сайт talbiblioteka!

Работа В-Талызинской сельской библиотеки  по пропаганде  здорового  образа  жизни за 2010-2015 годы

 

      В современном мире здоровье является уникальной ценностью. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Это касается как отдельного человека, так и общности людей. По мнению ученых, наше здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% определяется наследственностью, на 20% - окружающей средой и только на 10% зависит от медицинских факторов. Отсюда возрастает значение формирования здорового образа жизни. Важную роль в этом должны сыграть библиотеки.

      Верхнеталызинская сельская библиотека на протяжении многих лет изучает своих жителей,  читателей, их потребности и то, какой образ жизни они ведут, используя такие методы исследования как анкетирование, тестирование, опросы.

      Основной целью работы библиотеки является приобщение к здоровому образу жизни, преодоление негативных явлений среди детей и молодежи.

Задачи работы:

- формирование у подрастающего поколения  сознательного отношения к собственному здоровью как главной  ценности жизни;

- повышение уровня информированности о пагубном действии вредных привычек на организм;

- организация досуга.

 Социальные партнеры библиотеки по здоровому образу жизни: д/сад, ДК, средняя школа, сельская администрация, участковая больница, местный участковый, краеведческий музей им. И.М. Сеченова, спортивный клуб «Викинг». Только в совокупности можно добиться хороших результатов.

Работа в данном направлении ведется в рамках районной целевой программы «Противодействие терроризму и экстремизму на территории Сеченовского муниципального района на 2013-2015 годы». С Верхнеталызинской средней школой и  детским садом составляются совместные планы работы.

Основой библиотечной работы является качественно сформированный фонд. Книжный фонд сельской библиотеки по данному направлению слабоват, поэтому, активно используется фонд центральной библиотеки. В работе по популяризации здорового образа жизни, кроме книг, используются периодические издания: журналы «ФИС», «Нарконет», газета «Пока не поздно». Формируется фонд сценариев, методических разработок, а также видеоматериалов, которые сопровождают проводимые массовые мероприятия, делая их более эмоционально насыщенными.

Справочный аппарат библиотеки пополняется за счет аналитической росписи периодических изданий.  Благодаря целенаправленной работе, большинство пользователей привлечены к чтению литературы о здоровом образе жизни. В сборе необходимых информационных материалов активное участие принимают сами пользователи – приносят газеты, журналы, разные вырезки с полезными советами, пишут собственные рецепты. Благодаря этому в библиотеке формируются папки-накопители: «Добрые рецепты для вашего здоровья», «Если тебе плохо, то…» и др.

Регулярно в стенах библиотеки оформляются книжные выставки: «Новое поколение выбирает здоровье», «Вредные привычки», «В библиотеку за здоровьем» и др. По материалам выставок проводятся обзоры, беседы.

Параллельно с выставкой «Вредные привычки» работает выставка «Мир твоих увлечений», которая раскрывает перед читателями другие возможности, другую жизнь.

Так же в стенах библиотеки  оформлен стенд «Молодежь села выбирает спорт!», где собраны спортивные снимки местной молодежи, стенд постоянно обновляется новыми снимками – это гордость библиотеки, показатель того, что все-таки молодые больше заняты спортом, нежели вредными привычками.

Для популяризации здорового образа жизни активно используется сайт библиотеки. На «молодежной страничке» размещается социально значимая информация, например, телефоны доверия, даются  анонсы и отчеты об организуемых библиотекой акциях и массовых мероприятиях, размещаются рекомендательные списки литературы, виртуальные книжные выставки. Информация о проводимых мероприятиях публикуется и местной газете «Борьба».

Библиотека различными формами и методами пропагандирует ценности здорового образа жизни; способствует  формированию здоровых установок и навыков, профилактике негативных явлений. Привлекает детей и подростков к полезной деятельности, отвлекает их от улицы и бесполезного времяпровождения, убеждая их, что кроме противоправных дел есть и другие занятия и увлечения, дающие удовлетворение, уверенность в себе. Также поддерживает семьи из неблагополучных семей. Выполняет библиотерапевтические функции в отношении людей с ограниченными возможностями.

Совместно с социальными партнерами библиотека организует интересные массовые мероприятия для различных возрастных групп. Самыми маленькими пользователями являются старшая и подготовительная группа детского сада. С ними заключен договор по проведению мероприятий, составляется  краткосрочный план на год. За это время было проведено много различных мероприятий это: игра путешествие «Как стать Неболейкой», просмотр и обсуждение сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр».  Цикл часов полезной информации: «О пользе витаминов», «О пользе  зарядки». Экологические часы на свежем воздухе по временам года. Проводились уроки доброты и сострадания, где на примере поступков героев художественных произведений старались пробудить и воспитать в детях нравственные ценности. Проводили мероприятия совместно с родителями, так же специально для родителей  организовывали специальные уголки чтения, где они могли почитать своим детям любые произведения «Вместе с книгой мы растем», так в данный момент называется уголок чтения. Все занятия носили информационно – познавательный характер, способствовали коммуникабельности детей, умению общаться.

Одним из путей формирования здорового образа жизни является возрождение массового спорта, вовлечение населения в спортивные мероприятия, занятия физической культурой и спортом. В селе на протяжении многих лет  на общественных началах работает спортивный клуб «Викинг», руководит которым учитель физической культуры Сафонов А.А..  Ребята с большим удовольствием занимаются в клубе. Со своей инициативой по приобретению спортивного инвентаря они выступили перед  депутатом Законодательного Собрания Антиповым А.В., который помог приобрести  спортивный инвентарь. Библиотека с этим клубом активно сотрудничает, участвуя в пропаганде здорового образа жизни. В здании, где работает клуб «Викинг» выделен тематический стеллаж, организуются книжные выставки. Совместно с клубом «Викинг» и средней школой проводят Дни здоровья. Популярность завоевал буккросинг, ребята с удовольствием производят обмен книжными новинками, журналами и даже видеофильмами.

Ежегодно в апреле совместными усилиями проводится День здоровья, посвященный Всемирному дню здоровья. Мероприятия Дня проводятся для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни. В этот день в библиотеке оформляются подборки литературы, такие как  «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», различные выставки, например, выставка-рекомендация «Здоровье в твоих руках», проводятся беседы, обзоры, часы информации.

Интересно и с большой пользой прошел устный журнал для старшеклассников «Тропинками здоровья». Здесь было раскрыто 4 страницы:

1 страница «Спорт и личность»;

2 страница «Стадион здоровья»;

3 страница «Из копилки «Фис»;

4 страница «Консультация специалиста.

На данное мероприятие были приглашены преподаватель физической культуры, фельдшер участковой больницы. Мероприятие прошло насыщенно. Ребята задавали интересующие их вопросы.

 Большое впечатление на молодых читателей произвела встреча  с местным жителем Солодовым П.Н., которого  в свое время  сильно сломала судьба, и только благодаря своей силе воли он стал большим человеком. Спорт и здоровый образ жизни подняли его карьерный рост. Им была показана электронная презентация, раскрывающая его личность во время «кризиса» и после. Он вел беседу с детьми, давал рекомендации.

 В 2011 году библиотека разработала и провела акцию «Мы выбираем жизнь!». С первого дня акции были выпущены и раздавались листовки, памятки, проведен обзор книжной выставки «В 21 век без наркотиков». В средней школе был проведен устный журнал «Колокола тревоги», который раскрыл 4 страницы: «Губительная сигарета», «Всего одна рюмка», «Молодежь и наркотики», просмотр видеофильма о вреде алкоголя.

 В 2012 году библиотека участвовала в областной акции «Мы выбираем жизнь», где в различные мероприятия было привлечено около 70 человек, были задействованы средства массовой информации.

   Областной антинаркотический месячник  «Мы выбираем жизнь» стал хорошим поводом для активизации работы библиотек по данному направлению в 2013 году. В день открытия акции  в Верхнеталызинской сельской библиотеке прошел устный журнал «Колокола тревоги» для сельских старшеклассников.  На мероприятии были подняты актуальные темы алкоголизма, курения, наркомании. Целью данного мероприятия являлось информирование учащихся о негативных последствиях употребления наркотиков. Старшеклассникам был показан фильм, повествующий о пагубных последствиях употребления, а затем ребятам рассказали об административной и уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических и психотропных веществ. Развернулся живой диалог учащихся и экспертов. В заключении выступили руководитель рабочей группы при районной антинаркотической комиссии В.П. Томачков, глава Верхнеталызинской сельской администрации Т.В. Кочеткова, фельдшер участковой больницы Н.В. Комова, учитель физической культуры А.А. Сафонов. В ходе беседы все пришли к выводу о необходимости уделять больше внимания проблемам подростков, чтобы заполнить их досуг и не допустить приобщения к злому и коварному врагу. В заключении провели блиц-опрос «Твое отношение к вредным привычкам», который показал, что 80% молодежи уже неоднократно пробовали спиртное, но о наркотиках и слышать не хотят.

 Участникам  напомнили, что в рамках месячника любой может анонимно позвонить по круглосуточному телефону доверия и сообщить о местах распространения или употребления наркотиков. Чтобы полезные номера всегда были под рукой, все получили листовки, а также агитационные магниты, которые специально выпустила районная газета «Борьба».

 В 2013 году в библиотеке в течение трех месяцев проводилcя информационный десант «Алкоголь и наркомания: стоит ли им доверять?»          В это время проводились информационные часы в школе, в ДК, обсуждались проблемные статьи из газеты «Пока не поздно».

  В 2014 году во время Олимпиады в Верхнеталызинской библиотеке был оформлен  информационный стенд  под названием «На олимпийской волне», где каждый день обновлялся новостями.  Но не только свежая информация присутствовала на стенде, каждый раз с читателями всех возрастов вели беседу. С помощью интернета находили повторы соревнований. Молодежь так же была заинтересована происходящими играми, победами и поражениями. Библиотекарями проводилась большая каждодневная информационная работа.

 В селе Верхнее Талызино родился знаменитый спортсмен, авиатор И.М. Заикин, чья жизнь и деятельность – яркий пример для подражания для детей и юношества, яркое доказательство того, что вредные привычки и спорт несовместимы.

Работая в 2015 году над осуществлением проекта акции «В здоровом теле – здоровый дух», работники библиотеки провели немало интересных мероприятий: устный журнал «Колокола тревоги», молодежный диспут «Добровольное сумасшествие», шок-урок «Вся правда о наркотиках», устный журнал «Жить без курева и пива нынче модно и красиво», исторический экскурс «Боец-авиатор», день здоровья «Звонкая лыжня», день здоровья «Здоровый я – здоровая семья».

Большим событием для села, да и для всего района станет установка памятника И. Заикину. Это произойдет, если проект центральной библиотеки «Памятник земляку – русскому богатырю Ивану Заикину» (руководитель проекта Таранова Е.В.) победит в конкурсе на получение гранта Президента РФ.

Библиотека сотрудничает с музеем средней школы, где находятся ценнейшие экспонаты, вырезки из газет, журналов о И.Заикине. В настоящее время в библиотеке работает выставка под названием «Борец и авиатор». Выставка в полной мере раскрывает перед читателями спортивные достижения спортсмена, его  личную жизнь  и жизнь на спортивной арене. Книга М.Храмова «Наш земляк Иван Заикин» нашла своих читателей, ведь в книге использованы архивные материалы, достоверные письменные источники, воспоминания современников, а также известных советских спортсменов.

Пропаганда здорового образа жизни – это организация разумного досуга, который строится на основе интересов и потребностей тех или иных возрастных и социальных групп населения. Эта  кропотливая  и упорная работа сельской библиотеки приносит свои плоды. По результатам статистики отмечено увеличение количества пользователей, привлеченных к чтению литературы в помощь утверждению здорового образа жизни. Молодые пользователи стали более четко понимать пагубные воздействия вредных привычек, повысился спрос на литературу по здоровому образу жизни.

 

Главная задача  этих мероприятий  пытаться не допустить того, чтобы подростки обратились к наркотикам.

talbiblioteka.jimdo.com

из опыта работы библиотеки-филиала №2

Как говорить о здоровом образе жизни в библиотеке? Библиотека-филиал №2 ЦБС г.Арзамаса  использует различные формы в своей работе. Хочется выделить такие мероприятия:
  • Библиочас «Этот безвредный напиток пиво»  в форме урока химии. Это было необычно для библиотекарей и забавно для старшеклассников. Рассмотренные опыты влияния алкоголя на кровь, видеозарисовки, рекомендация книг и статей для прочтения по данной теме развеяли миф о безвредности пива. (Как основу для подобного мероприятия можно взять такую  публикацию).
  • Дискуссионный час «В чем жизни смысл?» по рассказу Л. Петрушевской «Глюк» (рассказ   представлен на сайте "Журнального зала") для старшеклассников. Наркотик – это неизвестный, запретный мир и, как всё незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. Рассказ стал своеобразным предупреждением для ребят в совершении необдуманного поступка и поводом подискутировать на тему «В чем же смысл жизни молодого поколения?» В самом начале на доске записывались заветные желания ребят. И, как ожидалось, главенствовали желания материальные. После прочтения рассказа и беседы снова были записаны желания ребят. Преобладание желаний материальных теперь размылись пожеланиями здоровья бабушке, желанием возвращения из Чечни знакомого и др. Участники дискуссионного часа пришли к выводу, что верна поговорка «семь раз отмерь - один отрежь» и решили «прежде, чем что-то сделать, семь раз подумать – это полезно».
  • Час здоровья с элементами тренинга «Веские причины не курить» дал аудитории представление о несостоятельности поводов для употребления табака и помог формированию навыка отказа от курения. Участники группы говорили о губительном влиянии курения на здоровье и воздействии курения на организм, которое можно увидеть – это изменения внешнего вида: цвета и запаха кожи, волос, ногтей. Решили, что курение может быть вредным и опасным для здоровья человека. Но, кроме убеждения не курить, необходимо еще наличие умения отказываться. Образовав два круга, участники мероприятия называли причины, почему люди курят и не курят. После завершения упражнения было видно, что причин не курить больше, чем курить, поэтому круги получились разные по размеру. Затем, сидя в общем кругу, подростки передавали по очереди сигарету, уговаривая другого закурить, выяснив, какие способы отказа от куре

bibliomaniya.blogspot.com

Серия «Здоровье XXI век» библиотека и здоровый образ жизни: из опыта работы библиотек Кировской области по здоровому образу жизни Киров 2011

В рамках молодёжного информационного марафона «Библиотеки – молодым», организованном среди библиотек города Луза, прошли часы полезной информации для молодёжи и юношества на темы «Рыбу есть – здоровью честь» (ГБ №1), часы здоровья «Курить или не курить?», «Как становятся алкоголиком», ролевая игра для старшеклассников «Не переступи черту» (МУК «БИЦ – РБ им. В. А. Меньшикова), час здоровья «И малые дозы к большой беде» (ГБ им. С. А. Лычакова), конкурс творческих работ «Мир без наркотиков, алкоголя и табака» (РДБ) и т. д.

Безусловно, во всех библиотеках области проводится множество мероприятий. Библиотеки, по-возможности, организуют информационную поддержку районных или городских мероприятий и акций, обеспечивают информацией специалистов, занимающихся профилактикой асоциальных явлений. Но здесь следует учесть следующее, что когда дело касается профилактики асоциальных явлений в обществе, особенно в молодёжной и подростковой среде, становится невероятно сложно провести грань между доступностью информации и рекламной деятельностью. Например: ЦБ проводит радиожурнал «Виды наркотиков и способы их применения», радостно рапортуя, что их прослушали 150 человек. Что это? Ведь реклама – это тоже информация, доступная информация. Какими же знаниями и какой интуицией должен обладать библиотекарь, чтобы суметь провести эту токую грань? И насколько высоко должно быть у него развито чувство ответственности за ту информацию, которая исходит от него. И ещё один немаловажный аспект: информация должна быть дифференцированная. Одна информация должна идти на специалистов, работающих с детьми. Совсем другая – на родителей. И совсем уже иная – на подростков и юношество. К величайшему сожалению, приходится констатировать тот факт, что после некоторых мероприятий у подростков и молодёжи в сознании сохраняется только информация о наркотиках, алкоголе и курении, но не формируется отрицательное отношение к ним. Результат может быть не предсказуем. Например: на одной из встреч нарколога со старшеклассниками в библиотеке после слов врача: «Сегодня почти каждый подросток 12–14 лет попробовал хоть какой-нибудь алкогольный напиток или пробовал курить…», 15-летний читатель воскликнул: «Так что же я-то опоздал?».

Поэтому в работе с подростками и молодёжью библиотеки стараются не столько показать чёрную сторону жизни, сколько акцентировать их внимание на светлой стороне, сделать её более привлекательной. Сегодня книга помогает библиотечным работникам в организации досуга семьи, клубов по интересам, здорового каникулярного отдыха детей и подростков; внеклассной работы в школе по пропаганде здорового образа жизни; помогает педагогам в организации занятий по ОБЖ, классных часов, родительских собраний.

*Так в Сунцовской СБФ Слободской ЦБС прошла семейная программа «Пчела и медведь», которая была посвящена апитотерапии. Началась она в библиотеке семейным праздником «Ждёт в гости Вас Медовый спас», а закончилась поездкой в г. Киров на Праздник мёда. Для молодых семей был проведён лекторий «Человек и климат. Магнитные бури», «Музыкотерапия», «Секреты долголетия», вечер вопросов и ответов «Что такое любовь к себе». Каждое занятие сопровождалось программой физических занятий, которые проводили студенты ВГПУ факультета «Адаптивная физкультура и массаж».

*В МУК «Белохолуницкая ЦБ» в рамках программы «Мир цвета радуги» работают 5 клубов по здоровому образу жизни. Помимо множества различных мероприятий в библиотеках, большое внимание ЦБ и детская БФ уделяют работе с группами летнего лагеря школы № 1 и лагеря ЦРБ. Детская БФ в рамках клуба «Школа Здорового Образа Жизни» провела здесь урок здоровья «Я и мои друзья». Цель его – научить понимать эмоциональное состояние другого человека, сохранить здоровье. Учащиеся отгадывали загадки про органы человека, отвечали на вопросы, глядя в зеркало; участвовали в математическом и спортивном конкурсах. Занятие завершилось словами Л. Толстого: «Думай хорошо, и мысли созревают в добрые дела и поступки». Для двух групп летнего лагеря также проведена игра-путешествие «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты». Мероприятие началось с беседы о пользе овощей, фруктов и ягод. Ребята прослушали полезные советы; выяснили, как влияют те или иные продукты на здоровье. Далее – игровая программа: отгадывание кроссвордов, загадок, инсценировка строчки из песни и другие конкурсы. В заключении – просмотр мультфильмов. Библиотека провела урок здоровья «Твоё здоровье», который включал игровую программу и Путешествие по стране «Неболейка»; игру-лото «Здоровый образ жизни».

*«Стиль жизни – здоровье» – так называлась Неделя здоровья, которая проходила в Кирсинской ЦБ. Программа её была разнообразна. Открылась Неделя презентацией книжной выставки «Здоровое поколение ХХI века». Для старшеклассников был проведён обзор литературы «Жизнь без проблем». Оживлённый интерес вызвал видео-час «Горькие плоды сладкой жизни». Учащиеся девятых классов приняли участие в интеллектуально-познавательной игре «Начинай с зарядки день». Завершилась Неделя анкетированием «Молодёжь ХХI века и вредные привычки», в котором приняли участие 30 человек. Нужно отметить, что библиотеки МУК «Верхнекамской ЦБС» очень активно проводят мероприятия, направленные на профилактику здорового образа жизни. В частности, Гарьская СБФ подготовила и провела час полезной информации «Чай душистый, ароматный и на вкус всегда приятный». Ребята познакомились с историей чая, народными традициями чаепития, целебными свойствами чая; с удовольствием попили чай душистый, ароматный с травами; поучаствовали в викторине «Энциклопедия витаминов». Детям летнего оздоровительного лагеря Светлополянской ГБФ запомнилась спортивная игра «Спорт поможет сил умножить», игра-тренинг «Хочешь быть здоровым – будь им», игра «Когда учиться интересно, беда обходит стороной» (о правилах дорожного движения). В Пушейской СБФ прошли беседы «Будешь долго жевать – будешь долго жить», «Секреты русской бани», «Здоровье на полянке», час предупреждение «Друг неведомый, опасный» (о СПИДе). У читателей Рудничной ГБФ большой интерес вызвала выставка-практика «2049» с разделами «Бросаю курить», «Килограммы под контролем», «Диеты мира». В библиотеке прошли: урок трезвости «Трезвость или пьянство: выбор за вами», вечер здоровья «Малахов плюс Посиделки», тест-беседа «Бросить курить с понедельника». Для учащихся средних классов – часы информации «Физкультура и спорт – путь к здоровью», «Чёрная рука, зелёные пальцы, или – Да, здравствует мыло душистое!», «Модный приговор или красота требует жертв». В семейном клубе состоялась встреча с психологом «Разноцветное настроение».

Большим подспорьем в работе муниципальных библиотек по пропаганде здорового образа жизни и профилактике девиантного поведения в молодёжной и подростковой среде является деятельность клубов по интересам. Направленность этих клубов разнообразна: оздоровительные, экологические, туристические, клубы выходного дня, семейные, правоведческие и т. д. Соответственно и названия клубов и кружков: «Клуб хранителей здоровых традиций», «Клуб экологов», «Агентство рекламы здоровья», «Мода и здоровье», «Клуб любителей здорового образа жизни», «Мамина школа», «Здоровье » и др.

- В МУК «Лузская районная ДБ» второй год работает «Школа здоровья» (Руководитель – Н. А. Онохова) . Темы некоторых занятий:

1. Конкурсная программа «Вода – источник здоровья»;

2. Просмотр и обсуждения фильма «Экология и культура – будущее России»;

3. Экологический брейн-ринг «Дом, где мы живём»;

4. Праздник здоровья «Здоровье и питание: экологически здоровые продукты»;

5. Урок физкультуры «Путь к здоровью»;

6. Шок-урок «Скажи наркотикам – НЕТ»;

7. Часы здоровья «Попроси здоровья у природы», «Прислушайся к своему сердцу».

- Десять лет работает в Коврижатской СБФ Тужинской ЦБС клуб «Любители здорового образа жизни». Клуб посещает 13 человек. В качестве примера можно привести час здоровья «Как питаться в холода, чтобы сохранить здоровье и хорошее настроение». Разговор шёл о том, что советуют кушать диетологи зимой, ведь питание – важная часть нашей жизнь. Занятие «Эта коварная мигрень»: с полезной информацией выступила фельдшер ФАП и дала рекомендации по сохранению здоровья. Час информации «В каждой каше – своя изюминка»: известно, что россияне любят завтракать кашами. Но все ли каши полезные? Выяснилось, что самые полезные – овсяная, гречневая и рисовая. А самая любимая каша – манная, но полезна ли она, об этом шёл разговор. Следующее занятие – час полезной информации «Целебный дар берёзы». Тема занятия говорит зама за себя. Речь шла о пользе берёзового сока. Весной на одном из занятий разговор шёл на тему: «Что такое аллергия?». Традиционно в октябре участники клуба совершают поход на болото за сабельником, растением с удивительными лечебными свойствами. Кроме того, на заседаниях клуба состоялись выставка-дегустация витаминных блюд «Кто во что горазд», а так же откровенный разговор «Много соли – мало жизни».

- Заслуживает внимания опыт работы подобных клубов в МУ «Слободская ГБ им. А. Грина». На протяжении 6 лет в Центре чтения детей организована работа клуба «Уроки жизни» для учащихся 12–15 лет в рамках валеологической программы «Преодоление». Тематика мероприятий самая разнообразная, но особое внимание уделяется профилактике негативного влияния наркомании, алкоголизма, табакокурения и СПИДа. Вот некоторые мероприятия минувшего года:

  1. Подборка методической литературы «Профилактика вредных привычек»;
  2. Урок тревоги «Зачем планету губит СПИД»;
  3. Час здоровых советов «Остров по имени СПИД»;
  4. Час здоровых советов «Моё здоровье в моих руках»;
  5. Беседа о вреде курения, алкоголя и наркотиков «Забава для дураков»;
  6. Познавательные часы «Быть здоровым модно» и др.

Ещё один клуб создан на базе МДОУ детский сад «Тополёк» – клуб «Румяные щёчки». С малышами проведены беседы: «Что за зверь живёт в розетке?», «Откуда берутся болезни», «Чем нельзя делиться с другом», «Почему бывают грозы, ураганы, бури», «Твой друг светофор», «Кто я такой», «В стране Гигиении», «Я имею право на жизнь».

mirznanii.com

Работа библиотек по формированию здорового образа жизни у детей, подростков и молодёжи

МКУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система

Никольского муниципального района»

Центральная районная библиотека им. Г. Н. Потанина

Методический отдел

Учим быть здоровым:

Работа библиотек по формированию

здорового образа жизни

у детей, подростков и молодёжи.

Никольск

2014 год

По уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. В то же время в медико-санитарной статистике под здоровьем у индивидуума понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а в общественном здоровье самым важным является процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

С точки зрения Всемирной организации здравоохранения, здоровье людей — качество социальное, которое состоит из таких параметров, как:

• Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

• Доступность первичной медико-санитарной помощи.

• Уровень иммунизации населения.

• Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.

• Состояние питания детей.

• Уровень детской смертности.

• Средняя продолжительность предстоящей жизни.

• Гигиеническая грамотность населения.В общем понятии здоровья имеются три неотделимые составляющие: здоровье духовное, физическое и психическое. Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания. Физическое здоровье определяется данными полученными человеком при рождении и закрепленными в результате работы над собственным здоровьем. Психическое, физическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга. Представления о здоровом образе жизни встречаются ещё в античной философии. Так, например, Гиппократ в трактате "О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. В то же время Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой «благое состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

В античном мире существовали свои традиции ведения здорового образа жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши, физически плохо развитые, не имели право на высшее образование. В Древней Греции культ тела возводился в рамки государственных законов, имелась строгая система физического воспитания.Сегодня мы имеем многие блага цивилизации: электрический свет, тепло в доме, водоснабжение, наличие различных коммуникативных возможностей - радио, телевидение, сотовая связь, современный транспорт. Произошли существенные изменения в сознании человека: если раньше он был одновременно и производителем, и потребителем различных благ, то в настоящее время эти функции разделились, что отразилось и на отношении нашего современника к своему здоровью. В прежние времена человек, «потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Теперь же людям кажется, что здоровье так же постоянно, как электро- и водоснабжение, что оно будет всегда. Сами по себе достижения научно-технической революции не сократят отставания адаптационных возможностей человека от изменений природной и социально - производственной среды его обитания. Чем большими будут автоматизация производства и кондиционирование среды обитания, тем менее тренированными окажутся защитные силы организма.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. Здоровый образ жизни прежде всего — поведение, стиль, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья конкретной популяции. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье на 50% зависит от социальных факторов. Таким образом, здоровый образ жизни — это не только медицинская, но и социально - экономическая категория, которая зависит от уровня развития общества. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

Наибольшее неблагоприятное воздействие на здоровье человека оказывают такие поведенческие факторы риска, как курение и злоупотребление алкоголем, из факторов окружения - высокий уровень психологического стресса, а из биологических - артериальная гипертония и гиперхолестеринемия.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в Российской Федерации лидирующие факторы риска смертности и заболеваемости - высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, курение и алкоголь.

Для примера о результативности мероприятий по оздоровлению образа жизни возьмем Финляндию. В конце 60-х - начале 70-х гг. в Финляндии были самая высокая в Европе смертность мужчин от сердечно-сосудистых заболеваний и самая низкая продолжительность жизни. У населения был очень высокий уровень холестерина в крови, даже у детей. Речь шла о вымирании нации. Правительство и ученые-медики забили тревогу, срочно приняли программу профилактики атеросклеротических заболеваний. В первую очередь, нужно было снизить употребление сливочного масла и сыров. Люди поняли, прислушались и изменили свои нездоровые привычки. В течение 25 лет все усилия были направлены на оздоровление образа жизни:

- нормализацию питания;

- снижение уровня холестерина в крови;

- уменьшение курения, потребления алкоголя;

- нормализацию физической активности.

В результате уровень смертности от сердечно - сосудистых заболеваний снизился на 65%.В России очень высока заболеваемость. Она на 30-40% выше, чем в среднем по Европе. Огромно количество заболеваний туберкулезом, психических заболеваний, наркоманов, больных гепатитом, случаев СПИДа, инфекционных заболеваний, онкологических больных. Количество сердечно-сосудистых заболеваний на 40–50% превышает показатели Европы и Америки. У нас заболеваемость очень высокая, а финансирование борьбы с нею в 5–6 раз ниже, чем в развитых странах.

Курение - главная устранимая причина болезней и преждевременной смерти населения России. В стране ежегодно выкуривается свыше 230 млрд. штук сигарет, что позволяет отнести Россию к числу пяти стран, лидирующих в мире по потреблению табака. По данным Всемирной организации здравоохранения, при сохранении тенденции в распространении курения в 2020-2030 гг. вклад курения в смертность населения России достигнет 70%.

К важнейшим причинам инвалидности и смертности населения относится злоупотребление алкоголем. В последние годы Россия вышла на одно из первых мест в мире по уровню употребления алкоголя: 12-15 литров чистого этанола на человека в год. При этом истинное количество потребленного алкоголя с трудом поддается оценке в связи со сложностью определения объема его кустарного изготовления, контрабандной и фальсифицированной алкогольной продукции. Наблюдается рост смертности от причин, связанных с употреблением алкоголя.

Очень низким является уровень ожидаемой продолжительности жизни мужчин, особенно в трудоспособном возрасте. Наш российский мужчина живет мало, всего 59 лет, для сравнения, японец живет 79лет.

В настоящее время гендерный разрыв по ожидаемой продолжительности жизни составляет в России в целом 13,2 года, а по ряду российских территорий достигает 15-17 лет.

Стереотип мужского поведения в России допускает чрезмерное потребление алкоголя, наркоманию, табакокурение как способ преодоления стрессов, форму досуга и элемент имиджа. Крайняя форма реагирования на социально-экономический прессинг и невозможность выполнения традиционной мужской роли кормильца - рост смертности мужчин от самоубийств, которые часто возникают на фоне депрессивных состояний, связаны с утратой цели и смысла жизни.

К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения. Вырос уровень детской заболеваемости нервно-психического характера, снизилась психическая устойчивость и детей, и взрослых. Это становится причиной социальной дезадаптации молодежи, что проявляется в росте количества правонарушений, распространении алкоголизма, наркомании и суицидальных проявлений. В настоящее время физической культурой и cпортом в стране занимается всего 10% - 12% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%. Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие молодежи. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. К сожалению, большинство российских людей не относят понятие «здоровье» к категории социального престижа. Россияне не склонны думать о здоровье, как о собственном ресурсе и капитале и не заботятся о своём здоровье. Более трети россиян вообще не заботятся о своём здоровье, а среди тех, кто говорит о том, что заботится о нём – заботится пассивно. Даже среди занимающихся спортом молодых людей зачастую преобладает стремление к овладению лишь внешними признаками здоровья и красоты тела: девушки стараются похудеть любыми способами, часто во вред своему здоровью; юноши, занимаясь атлетизмом, наращивают мышечную массу иногда в ущерб функциональному состоянию других органов и систем, используют для этого анаболические средства, что существенно разрушает их здоровье. В настоящее время государство всерьез взялось за возврат населения в лоно здорового образа жизни, посредством активных законодательных мероприятий и пропаганды. В стране принят Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», с 2013 года возобновлена диспансеризация среди взрослого населения.

На государственном уровне осознана необходимость формирования здорового образа жизни молодежи. В своем послании Парламенту Российской Федерации на 2013 год Президент Российской Федерации Владимир Путин называет наиболее важным направлением в области укрепления здоровья развитие физической культуры и спорта в молодежной среде. Для решения этой задачи увеличивается количество спортивных зданий и сооружений, вводятся дополнительные часы физической культуры в учебных учреждениях. Здоровье современной российской молодежи вызывает большую тревогу. Так, у 80-85% студентов отмечаются нарушения в состоянии здоровья, около трети поступающих в вузы имеют серьёзные хронические заболевания, препятствующие полноценной, активной жизни человека. Такое положение порождает противоречие между растущей потребностью российского общества в здоровых, социально активных гражданах и ухудшающимся здоровьем молодежи.

Все больше молодых людей буквально сутками проводят свободное время (т.е. абсолютно все свое свободное время) у компьютера, играя в разного рода игры, ничего не дающие для интеллектуального развития. Множество каналов на телевидении и в том числе «спортивный канал» также отвлекают детей, подростков, юношество от подвижного, т.е. здорового образа жизни. Для большинства молодых людей куда интересней и важнее является просмотр спортивных трансляций, нежели собственные занятия физкультурой и спортом. Молодёжь от 16 до 29 лет, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), составляет около 30 % населения, заболеваемость этой категории за последние 5 лет увеличилась на 26,3 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает во всем мире и достигает сейчас 83 %.

Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодёжи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода. Молодые готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, и в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.Формирование здорового образа жизни средствами библиотекЗдоровый образ жизни сегодня – это требование времени. Проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальных в библиотечном обслуживании населения, особенно молодежи. Работа библиотеки в этом направлении предусматривает мероприятия, которые активно пропагандируют здоровый образ жизни, содействуют организации досуга молодежи, привлекают к чтению, знакомят с интересными людьми и их увлечениями.

Здоровье молодежи сейчас оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо говорить с молодежью о том, что это одна из ценностей человеческой жизни, которая зависит от образа жизни и отношения к себе.

Темы для мероприятий можно взять, например, такие: «Здоровье – это жизнь», «Выбираем жизнь», «Путешествие по дорогам здоровья», «Книга на службе здоровья», «Что нужно знать о витаминах», «Энциклопедия витаминов», «Активность – путь к долголетию», «Школа безопасности», «В спортивном теле – здоровый дух», «По дороге к доброму здоровью, «Спорт +», «Наш друг – здоровье», «Здоровый образ жизни - путь к долголетию», «Помоги себе выжить!», «Спорт – это жизнь, это радость, здоровье» и другие.

Среди разнообразных форм и методов работы библиотеки наиболее эффективной являются целевые комплексные программы, способствующие нравственному воспитанию и здоровому образу жизни: «Новое поколение – за здоровое продвижение», «Время выбирать…», «Формула здоровья».

Традиционными являются Декады, Недели здоровья: «Новому веку – здоровое поколение», циклы уроков здоровья «Научись быть здоровым»

В рамках комплексных мероприятий можно использовать следующие формы работы:

- Информационные часы «Берегите руки, ноги – не ходите по дороге», «Чистота-залог здоровья», «Прекрасное слово – жизнь!»

- Развлекательное расследование «Откуда берутся грязнули?»

- Литературно – развлекательные программы «Как стать Неболейкой», «Как питаешься, так и улыбаешься»

- Познавательная программа « «Сегодня быть здоровым – модно и престижно!»

- Урок здоровья «Береги платье снову, а здоровье смолоду»

- Урок спортивного мужества «Бессмертие красоты и силы»

- Урок здоровья «Заповеди здоровья»

- Книжные выставки «Твое здоровье в твоих руках», «Быть здоровым это модно»Например, в программу Дня здоровья «Здоровье как жизненный приоритет» можно включить конкурсно-развлекательную программу «Спорт – это здоровье», экскурсию в мир лекарственных трав «Нам от болезней всех полезней», обзор литературы «Береги здоровье смолоду», игру-конкурс «Мы здоровые ребята». «Неделю жизни» будет актуально провести под девизом «Искомое находится в тебе». Семь тематических дней – День открытых сердец, День читательских радостей, День добрых дел, День чудес и открытий, День ответственности, День читательского самоуправления, День здоровья наполнить информационно-позитивными мероприятиями.Библиотеки с каждым годом все активнее работают с семьями, организуя для них спортивные и познавательные мероприятия:

- «Познакомьтесь с Гигиеной» - театрализованная игра

- «Мама, папа, я – здоровая спортивная семья» - спортивная программа

- «Чистота-залог здоровья» - веселый час

- «Секреты здоровья» - познавательная программа

- «Научитесь быть здоровым» - цикл уроков здоровья

- «Чистота-залог здоровья», «Воспитание здоровых детей» - информационные часы

Любое мероприятие, в том числе, по формирования здорового образа жизни, не может строиться по принципу запретов, устрашения или отрицания. Желательно применять креативные формы работы: ролевые игры, тренинги, диспуты, мозговые штурмы, используя при этом возможности информационных технологий:

- Откровенные разговоры «Я не курю. А ты?», «Хочешь быть здоровым – будь: это правильный путь!», «Взвесить «за» и «против», «Жертвы гамбургеров», «Модный синдром» (о синдроме хронической усталости школьников), «Невзгодам вопреки»

- Видео-урок «Твои ориентиры – красота и здоровье».

- Праздник «Рецепты молодости»

- Диско-лекции «Я выбираю жизнь»

- Молодежная акция «Хочешь быть здоровым – будь им!»

- Познавательная программа «Секреты здоровья»

- Конкурс «Мой выбор – здоровье!»

- Диспут «Нужен ли нам здоровый образ жизни?»

- Акция «Территория здоровья» с презентацией идеи «Здоровым быть модно!»

- Молодежная волонтерская акция «Все в твоих руках. Думай!»

- Библиорейды в учебные заведения «Яркий вкус к жизни» Библиотеки оформляют и ведут тематические папки: «За здоровый образ жизни», «Здоровым быть – век долгий жить», «Советы из газеты «ЗОЖ», «Беречь здоровье смолоду – вклад в долголетие», «Добрые вести для нашего здоровья».

e.120-bal.ru

Серия «Здоровье XXI век» библиотека и здоровый образ жизни: из опыта работы библиотек Кировской области по здоровому образу жизни Киров 2011

Очень интересные и волнующие многих темы рассматривались на занятиях клуба «ЗОЖ» в Первомайском районе обслуживания. Это «Целебная сила воды» (с показом документального фильма), «Секреты вечной молодости», «Лекарство от старости», «Народные методы лечения», «Почему мы болеем», «Как справиться с осенними проблемами», «Сто знаменитых систем оздоровления», «Маленькие секреты для женщин», «Как повысить иммунитет» и др.

По инициативе В. С. Казакова, врача-терапевта МУ «Слободская городская больница», на базе Центра патриотического воспитания организована «Школа здоровья». Каждое занятие проходит в традиционной форме: вначале небольшое сообщение врача по заявленной теме, а затем следует дискуссия «вопрос – ответ». Следует отметить медицинскую направленность проводимых занятий:

1. Экстренная помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях;

2. Желудочно-кишечные заболевания;

3. Заболевания дыхательной системы;

4. Заболевания костно-мышечной системы;

5. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;

6. Инсульт. Как его избежать и уменьшить последствия?;

7. Сахарный диабет.

На представленных примерах работы клубов по интересам, можно ещё раз убедиться, насколько разнопланова тематика и направленность проводимых занятий.

Как положительный момент, следует отметить, что в работе по этому направлению с каждым годом укрепляется взаимодействие библиотек с местной администрацией, правоохранительными органами и наркоконтроля, учебными и медицинскими учреждениями, органами социальной защиты и общественными организациями, в связи с чем значительно возросла результативность и эффективность проводимых мероприятий. Так, в библиотеке № 16 им. Л. Дьяконова МУ «Библиотека» г. Кирова совместно со специалистами подростковой службы областного диспансера организовали встречи-тренинги «Жизнь без наркотиков» для учащихся 9-х классов МОУ СОШ с УИОП №21. Перед началом беседы библиотекари показали ребятам видеофильм «Право на жизнь». Ведущая телеканала МТV Тута Ларсен в доступной форме, на языке современной молодёжи вела разговор о том, как можно и нужно жить без наркотиков, не поддаваясь соблазнам, заманчивым уговорам продавцов страшного зелья. Чем откровенней шёл разговор, чем страшней и реальней становились картинки из жизни наркоманов и последствий приёма наркотиков, тем серьёзней становились лица пришедших ребят. 15-минутный отрывок из фильма «Право на жизнь» настроил ребят на диалог со специалистами подростковой службы областного наркологического диспансера врачом-наркологом А. Ю. Широбоковым, Ю. В. Колотовой и психиатром-наркологом Е. А. Пегановым. Они провели со старшеклассниками 4 тренинга по темам «Психоактивные вещества и их влияние на организм подростка», «Скажи жизни – Да» и др. Проиграв с подростками несколько ситуаций из жизни наркоманов, специалисты дали возможность ребятам подумать и самим принять решение. Состоялся очень откровенный и серьёзный разговор, ребята спрашивали специалистов о том, что не спросишь у родителей и учителей.

Очень результативно используется сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями при проведении подобных мероприятий в МУК «Библиотечно-информационный центр» Омутнинского района. Перед трудными подростками города Омутнинска, так называемой «группой риска» была показана компьютерная презентация «Здоровье сгубишь – новое не купишь!», предоставившая информацию о вредных привычках и их вреде для растущего молодого организма. Встреча проходила в центре социальной помощи семье и детям. Несомненно, большой отклик нашла компьютерная презентация «Правда о СПИДе», посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом. На занятии присутствовали студенты Омутнинского медучилища. Большой общественный резонанс вызвал час суда «Обвиняется наркомания», на котором присутствовало более 100 человек. Всем заинтересованным сторонам (педагоги школ и средне-специальных учебных заведений) был вручен буклет «Жить легко – жить без наркотиков!», содержащий план библиотечных мероприятий на год. Кроме того, по-новому раскрывает возможности библиотек сотрудничество с Омутнинским отделом Госнаркоконтроля.

В ряде библиотек был проведён мониторинг общественного мнения в отношении здорового образа жизни, асоциального поведения в молодёжной и подростковой среде, чтения литературы по этой теме. В связи с этим, прошли мини-опросы, анкетирования и социологические исследования: в Ухтымской СБФ МУК «Богородская ЦБС» по теме «Твоё отношение к курению»; в Угорской СБФ МУК «Верхошижемская ЦБС» – социологическое исследование «Не оступись»; в Савальской СБФ МУК «Малмыжская ЦБ» – «Молодёжь. Алкоголь. Наркотики»; в МУ «Центральная районная библиотека им. М. И. Ожегова» п. Нема – анкетирование «Молодёжь ХХI века и вредные привычки»; в МУК «Тужинская районная межпоселенческая ЦБС» – анкетирование «Капля разума в море никотина и наркотиков» и т. д. Подробнее остановимся на одном из примеров. В Корминской сельской библиотеке Арбажской ЦБС, заведующая библиотекой Н. В. Столбова, провела социологическое исследование «Молодёжь ХХI века и вредные привычки». В исследовании приняли участие 15 человек – это молодёжь в возрасте от 15 до 18 лет. Из них 11 юношей и 4 девушки. Все они являются учащимися средней общеобразовательной школы. Респондентам было предложено ответить на 19 вопросов.

На 1-й вопрос «Что такое вредные привычки?» были получены следующие ответы: «Это привычки, пагубно влияющие на организм человека», «Это привычки, губящие жизнь человека», «Это то, что вредит здоровью», «Вредные привычки отнимают время, которое можно провести с пользой для себя и окружающих».

На 2-й вопрос, «Какие привычки ты считаешь вредными?» подавляющее большинство назвали курение, алкоголизм и наркоманию, есть один ответ – обжорство.

В наши дни наметилась устойчивая тенденция к снижению среднего возраста начала употребления психоактивных веществ, к которым относятся и алкоголь, и никотин, и наркотики. С чего всё начинается? В большинстве случаев – с подражания взрослым. В глазах молодых людей курение и выпивка являются атрибутами взросления.

Не зря на вопрос «Что побуждает молодого человека приобретать вредные привычки?» 80% (12 чел.) ответили: «Желание казаться взрослее», а 40% (6 чел.) выбрали ответ – «Подражание кому-либо». 53% (8 чел.) считают, что главную роль в приобретении вредных привычек играет любопытство.

Отвечая на 4-й вопрос «Сколько вредных компонентов содержится в табачном дыму?», к сожалению, ни один из опрашиваемых не выбрал правильный ответ – около 6 тыс. 46% (чел.) считают, что 1тыс., 33% – более 100, 13% (чел.) – 10, а 7% (чел) думает, что ни одного.

На 5-й вопрос, «Что означает выражение «пассивное курение»? 93% (14 чел.) опрашиваемых ответили так: «Это когда человек находится рядом с курящим и вдыхает табачный дым». 66% (10 чел.) уверены, что пассивное курение вредно.

6-й вопрос касался личного отношения молодых людей к табакокурению. Из ответов на него следует, что 26% (4 чел.) опрашиваемых не курят и не собираются курить в дальнейшем, 26% (4 чел.) один раз попробовали курить, по 20% (3 чел.) курят от случая к случаю и курят регулярно, 13% (2 чел.) ни разу не пробовали курить.

7-й вопрос – «Что такое алкоголизм?» 73% старшеклассников верно полагают, что алкоголизм – хроническая, трудноизлечимая болезнь, 40% (6 чел.) считают, что это вредная привычка. Отрадно, что ни один из опрашиваемых не счёл алкоголизм небольшой человеческой «слабостью». 93% (14 чел.) молодых людей считают пиво алкогольным напитком, каковым оно и является.

В ответах на 8-й вопрос «Твоё отношение к алкоголю» настораживает факт, что 40% (6 чел.) старшеклассников «иногда могут себе позволить немного выпить», 26% (4 чел.) уже попробовали алкоголь один раз. 26% (4 чел.) ни разу не пробовали. Самое опасное, что зависимость от спиртного наступает незаметно, употреблять алкоголь начинают, как бы шутя, из бравады. Сначала достаточно стакана пива, но постепенно наступает привыкание организма к этой дозе и возникает потребность её увеличить. Когда молодой человек переступает через «нельзя» или «страшно», постепенно теряется чувство меры, чувство опасности.

Подростки испытывают потребность объединяться в сообщества и соблюдать установленные в них нормы. Если большинство членов такой группы курят, употребляют алкоголь, то подростку трудно отказаться. Мало кто способен сопротивляться групповому давлению и не потерять право на пребывание в своём подростковом сообществе.

Социологическое исследование показало, что в своей компании курят 40% (6 чел.) молодых людей, не курят – 60% (9 чел.), иногда выпивают спиртные напитки 33% (5 чел.), не пьют – 66% (10 чел.).

Отвечая на 11-й вопрос «Какие наркотические вещества ты знаешь?», старшеклассники называли героин, кокаин, гашиш, марихуану и др. виды наркотиков.

Все 100% (15 чел.) опрашиваемых оказались не согласны с утверждением, что «В наркотиках нет ничего страшного, нужно лишь правильно обращаться с ними».

Отвечая на 13-й вопрос «Сколько раз нужно употребить наркотик, чтобы попасть в зависимость от него?» 73% (11 чел.) опрашиваемых сошлись во мнении, что для этого достаточно от 1 до 3 раз.

86% (13 чел.) опрашиваемых готовы помочь другу, попавшему в наркозависимость, но лишь 7% (1 чел.) понимает, что без помощи взрослых с этой бедой не справиться.

93% (14 чел.) молодых людей уверены, что с вредными привычками нужно бороться, т. к. они мешают полноценно жить. 7% (1 чел.) считает, что с ними можно смириться.

mirznanii.com


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность