НОВОСТИ |
План по самообразованию воспитателя для детей средней группы 4-5 лет "Приобщение детей к здоровому образу жизни". Самообразование приобщение детей к здоровому образу жизниПлан по самообразованию "Здоровый образ жизни в детском саду и дома"Тема: Здоровый образ жизни в детском саду и дома. Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей второй младшей группы, привитие им навыков ЗОЖ совместно с родителями. Результат: Разработать образовательный проект с детьми. Сентябрь 2016г. – август 2017г. Проведение консультаций для родителей: «Наша традиция – быть здоровым!», «Чтоб здоровыми стать, нужно правила ЗОЖ соблюдать», «Режим дня». Проведение консультаций для воспитателей: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи», «Профессия и здоровье», «Здоровый педагог – здоровый ребенок», «Формирование ЗОЖ у дошкольников в условиях ФГОС ДО». Реализация проекта «Наша традиция – быть здоровым!». Проведение открытых занятий для родителей и педагогов: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников». Проведение интегрированных занятий с педагогом-психологом по теме: «Настроение и здоровье». Проведение интегрированных занятий с музыкальным работником: «Влияние музыки и театра на здоровье дошкольника». Оформление выставки рисунков: «Здоровым быть модно!». Проведение закаливающих мероприятий, гимнастики пробуждения, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, элементов релаксации. Проведение спортивных мероприятий с участием родителей. Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни. (Анализ показателей заболеваемости, уровней физического развития медсестрой). Подвести итоги проделанной работы, подготовить творческий отчет о проделанной работе. Изготовление пособий для проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения. Изучение литературы и материала по теме Сентябрь План работы с родителями. План работы с детьми по ЗОЖ. Приобщение к ЗОЖ через создание развивающей среды Пополнение спортивного инвентаря: мешочки с песком, косички для ОРУ, мячи, обручи, массажные коврики. Анкетирование родителей. Тема: «Как вы заботитесь о здоровье вашего ребенка» Изучение методической литературы по данной теме. Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию ЗОЖ. Октябрь Беседа Тема: «Чтобы ребенок рос здоровым» Памятка: «Как одеть ребенка на прогулку осенью» Рекомендации «Режим дня ДОУ». Оформление наглядно – текстовой информации «Если хочешь быть здоровым – закаляйся» Папка – передвижка «Закаливание детей после сна». Фото вернисаж семейные фотографии, рассказы, стихи, рисунки детей. Обмен опытом среди родителей «Наша спортивная семья» на отдыхе, на прогулке. Совместный труд родителей с детьми по уборке листвы на участке. Ноябрь-Декабрь Правильное питание –залог здоровья. Конспект НОД Тема: «Полезные и вредные продукты». Выставка рисунков. Изготовление информационного стенда «Детский спорт». Совместная творческая работа к Дню Матери «Папа рисует маму в спортивном стиле». Стенд «Детский спорт». Фотографии о спортивных видах деятельности (бег, метание и др.) Сроки Деятельность педагога. Планирование работы: постановка цели и задач, прогнозирование результатов. Изготовление пособий для проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения. Работа с родителями Изучение литературы и материала по теме Январь «Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка». Внимание конкурс! Совместная работа с родителями и детьми. Зимние игры с детьми. Картотека подвижных игр. Час семейных встреч на участке. Постройка снежного городка для двигательной активности детей. Февраль Оформление семейных газет к 23 февраля «День защитника отечества». Спортивный праздник «Мама, папа, я- дружная семья» Стенгазеты. Выставка рисунков «Лучше папы друга нет» Рисунки «спортивный папа». Консультация «Гимнастика для глаз», «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика» Март Женский праздник к 8 Марта. Развлечение «Мамочки роднее нет». Стенгазеты. Спортивное развлечение «Будь здоров». Просмотр гимнастики после сна родителями. «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» Апрель Просмотр НОД. Отзывы родителей. Создать памятку «Здоровый образ жизни» (не курить, не пить и т. д.) подобрать материал. Памятка «Здоровый образ жизни». Участие родителей в организации НОД физическая культура. Май Обработка полученной информации, сбор материала. Анкетирование «Ваше мнение о работе ДОУ» Проект по оздоровительной работе. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения. infourok.ru План по самообразованию воспитателя для детей средней группы 4-5 лет "Приобщение детей к здоровому образу жизни"Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 130» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ №130 Т.Б. Световидова План по самообразованию на 2016-2017 учебный год воспитателя группы №7 общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет Дюковой Е.А. Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков у дошкольников. Задачи: 1.Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности. 2.Расширить представление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм. 3.Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. План работы на год Анкетирование родителей«Здоровый образ жизни» 2. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17. «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды». Октябрь Консультация для родителей Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни » 3. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 5 - 9. Воспитание основ гигиенической культуры и приобщение к здоровому образу жизни. Ноябрь Изучение статьи Доклад по теме статьи. 4. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону.2005. Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей Декабрь Изучение статьи Изготовление картотеки прогулок в зимний период 5. Закаливание детей в современных условиях. Л. ВЕРЕМКОВИЧ, О. ИВАНОВА, И. ЛАШНЕВА,. Закаливание детей в современных условиях. Январь Консультация для родителей «Закаливание детей в современном обществе» Папка-передвижка «Закаливающие процедуры» 6. Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2006-144с. Особенности детского массажа Февраль Консультация для родителей «Особенности детского массажа». Изготовление картотеки игр с массажным мячиком 7. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2. Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни Март Изучение статьи Изготовление картотеки «Упражнения с нестандартным оборудованием» 8. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 12 - 14. Оздоровление в детском саду Апрель Доклад Изготовление картотеки подвижных игр 9. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с. Особенности культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста Май Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет». Папка-передвижка «Воспитание культурно-гигиенических навыков». infourok.ru План по самообразованию Приобщение детей к здоровому образу жизниПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПО ТЕМЕ"Приобщение детей к здоровому образу жизни" ВоспитательШмонова О.М. 2015-2016 учебный годЦель и задачи самообразования педагога по теме«Приобщение детей к здоровому образу жизни»Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни».Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков у дошкольников.Задачи:1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по даннойтеме.2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.3. Дать детям общее представление о здоровье, о ценности его сохранения.4. Расширить представление детей о состоянии собственного тела, своего организма; научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. ТемаСодержание работыСрокиФормы работы ИзучениеметодическойлитературыИзучениеметодическойлитературыВ течение годаОрганизацияобразовательногопроцесса иразвивающейпредметно-пространственнойсреды Изучение ФГОС ДО и «Стратегию развития воспитания в РФ до 2025 г.»Изучение документовВ течение годаОрганизацияобразовательногопроцесса иразвивающейпредметно-пространственнойсреды Работа с детьмиОрганизация и проведение фронтальной и индивидуальной ООД.В течение годаОрганизованная образовательная деятельность Участие в конкурсахПредоставление и отбор творческихработ для конкурсовВ течение годаКонкурсы ОформлениевыставокОформление выставок детских поделок и рисунковВ течение годаВыставки Консультация по данной теме Консультация для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Октябрь Работа с родителями Проект «Здравствуй, Зимушка-Зима!»Работа над проектом «Здравствуй, Зимушка-Зима!»Декабрь Проект Представлениеопыта работы Проведение мастер-класса для родителей «Играем с пальчиками» ФевральРабота с родителями Представлениеопыта работы Консультация для воспитателей «Гимнастика для глаз»МартКонсультация Представлениеопыта работы weburok.com Перспективный план по самообразованию ЗОЖ в старшей группе 2017- 2018г
Перспективный план по самообразованию ЗОЖ в старшей группе 2017- 2018г Тема"Приобщение детей к здоровому образу жизни". Воспитатель Королькова Любовь Стефановна Актуальность: Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя". Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. ЦЕЛИ: Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения. ЗАДАЧИ: Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков. Расширят знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья. Сентябрь-октябрь 1. Страна волшебная - здоровье 2. Витамины для здоровья 3. Здоровые зубы, здоровью любы
Картинки с изображением 2 гномов или куклы: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребенка альбомный лист и карандаши. infourok.ru Тема по самообразованию "Формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни".КОГОКУ «Тужинская школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » Тема по самообразованию «Формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни» Воспитатели: Елсукова Г.А. Овчинникова Н.Н. 2014 – 2015 уч.год «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Генрих Гейне. Образ жизни, по-латыни «модус вивенди», - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Факторами внешней среды бывают: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию). Человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятие спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость, заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом. Первую книгу о здоровом образе жизни написал древнекитайский мудрец Лао Цзи, и называлась она «Дао дэ дзен» - «Правильный путь». Было это около пяти с половиной тысяч лет назад. Невозможно перечислить, сколько книг на эту тему вышло за всю последующую историю человеческой мысли, но все авторы всегда хотели одного: чтобы их читатели были здоровы и счастливы. В последние десятилетия предпринимались попытки создания в школах службы здоровья, предлагались и апробировались различные формы и технологии профилактики укрепления здоровья. Здоровье - категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”. Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально – культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества. Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Отсюда необходимость посмотреть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства. И здесь велика роль таких учебных предметов, как естествознание, биология, генетика, анатомия и физиология человека, валеология, основы безопасности жизнедеятельности. Но нередко знания, получаемые школьниками на уроках по этим предметам, – далекая от жизни теория. Министерство образования РФ, в рамках реализации национального проекта “Здоровье”, инициировало, как один из вариантов, разработку в образовательных учреждениях специальных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учётом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами. Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих. Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели: глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения; дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия; методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ. В нашей школе имеется программа по здоровому образу жизни, способствующая формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся, содействующая сохранению здоровья учащихся школы-интерната; вырабатывать убеждения в негативном воздействии на организм таких вредных веществ, как табачный дым, алкоголь, наркотики и токсины; формировать безопасное поведение детей, программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Она перекликается с программой по духовно – нравственному воспитанию, куда включено направление «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни». Это направление включено и в ежегодные планы воспитательной работы каждого класса. Цель направления: формирование осознанного отношения к своему здоровью, развитие здоровьесберегающего мышления и ориентация на здоровый образ жизни. Задачи направления:
2. Формирование представления и системы необходимых минимальных навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность. 3. Показать ребенку значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств. Ожидаемый результат: Пропаганда здорового образа жизни, мотивация воспитанников на ЗОЖ. Приобщение учащихся к занятиям физической культуры, спортом, посещение спортивных секций, стойкое неприятие асоциальных явлений, снижение заболеваемости среди учащихся. В течение учебного года уделяется большое внимание укреплению и сохранению здоровья воспитанников. Обеспечиваем режим проветривания спальных комнат, классов. Следим за двигательной активностью детей: поход выходного дня всем классом, ежедневные прогулки, спрот. игры на свежем воздухе и в спортзале, физкультминутки на уроках, игры на переменах Учителями подобран целый комплекс физкультурных минуток, которыми можно воспользоваться на уроках. После таких физкультминуток повышается работоспособность и активность ребят на учебных занятиях. . Дети принимают активное участие в Дне здоровья, активно участвуют в спортивной жизни района, области. В классе проведены беседы «Утомление и переутомление», «Как организовать свой отдых после уроков». Кроме регулярных уроков физической культуры более 50 % воспитанников посещают спортивные секции:
Стрелок - Юдинцев А., Лобанов Л. Эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления является туристический поход. На протяжении всего учебного года под руководством руководителя кружка «Туристический» Погудина В.И. дети имеют возможность ходить в походы. Основная цель похода - оздоровительная, а важнейшая из задач - формирование ЗОЖ. Совместная деятельность на природе способствует не только физическому развитию, но и нравственному воспитанию, формирует положительные эмоции, объединяет детей. Принимают активное участие в районных и областных соревнованиях по футболу и легкой атлетике Юдинцев А., Засыпкин А., Залипаев К., Щураков А., Вахонин М., Глубоковских К. Спортивно-оздоровительная работа обеспечивает развитие физических способностей, нравственных качеств, способствует формированию спортивного стиля жизни, совершенствует культуру двигательной и спортивной активности, повышает физическую работоспособность. Проводится работа по профилактике вредных привычек. Проведены беседы «Что имеем – не храним потерявши – плачем», «Вредные привычки. Как от них избавиться», « Мы против наркотиков», «Сигарета – не конфета» «Сможешь ли ты устоять», в течение учебного года в рамках районной акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» проведены беседы и встречи - «Вредные привычки. Как от них избавиться», « Мы против наркотиков», встреча с наркологом и психологом, анкетирование «Наркомания – враг нашего здоровья», просмотр и обсуждение видеофильма «Нарктики и последствия». Совместно с медицинскими работниками ежегодно проводим беседы по профилактике простудных заболеваний, осуществляем контроль за наличием сезонной одежды во время прогулок, походов выходного дня. В рамках пропаганды здорового образа жизни в прошлом учебном году проводилась беседа «Олимпиада- 2014», оформлен наглядный материал об олимпиаде в Сочи, газета «Мы выбираем здоровье», обсуждение статей СМИ по проблемам ЗОЖ., беседа « Интернет, игромания, телефон – наши омошники и враги». Большое значение имеет активный отдых, главная задача которого - доставить детям удовольствие, создать радостное настроение. Очень важно чтобы все дети были активны, радостны, раскрепощены, дружелюбны по отношению друг к другу. Участие в спортивных занятиях и играх улучшают формирование речи и мышления. В течение года воспитанники в свое свободное время на площадке играют в футбол, проводятся ежедневные прогулки, ходят в походы зимой катаются на коньках. Чтобы работа по формированию потребности в ЗОЖ была более эффективной, недостаточно лишь создать необходимые условия для коррекционно-восстановительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Необходимо чтобы каждый воспитанник осознал ценность своей жизни, научился бережно относиться к себе и своему здоровью, чтобы у него сформировалась потребность в ЗОЖ. Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. Нужно чтобы слова «В здоровом теле - здоровый дух!» приобрели для воспитанника личностный смысл. Для новых детей индивидуальные беседы направлены на изучение и закрепление правил личной гигиены и безопасности жизнедеятельности. В дальнейшем осуществляется углубление знаний и навыков по вопросам личной гигиены, правильной осанки, сохранения зрения, предупреждение заболеваний и вредных привычек, о способах оказания первой помощи. У воспитанников закрепляются представления о значимости культурно-гигиенических навыков в жизни человека, закладываются представления о целостности организма человека, о взаимозависимости всех его систем, а также о собственных взаимоотношениях с окружающим миром. Ежедневно следим за чистотой тела и одежды, спальных комнат, постоянно контролируем выполнение гигиенических навыков. Проведена беседа «Чистота – залог здоровья». Важным фактором здоровьесбережения являются знания о важнейших пищевых источниках и пищеварении, о болезнях питания, лечебном питании, о вредных продуктах. Воспитанники получают основные знания на уроках технологии и на кружке «Кулинария». В классе в течение учебного года проведена беседа «Приятного аппетита», презентация «Здоровое питание», Беседа - «Уроки этикета за обеденным столом». Самоподготовку следует начинать не раньше 16 ч. Длительность выполнения домашних заданий не должна превышать: в 1 классе со второго полугодия - 1 ч (в I полугодии домашние задания не задаются), для учащихся 2-х классов - 1,5 ч, 3 - 4-х - 2,0 ч, 5 - 6-х - 2,5 ч, 7 - 8-х - 3 ч, 9 - 11-х классов - 4,0 ч. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных (ПАВ) приходится на возраст 6-12 л. Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, способствует специфические факторы. Такими факторами являются, в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей, которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Вот почему так важно вести профилактическую работу с детьми и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку, алкоголю и наркомании. Решение этой проблемы предполагает приоритет профилактической работы в условиях школы-интерната. Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом. В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения здоровья учащихся. В работе с детьми мы исходим из того, что детство – особый уникальный период в жизни человека, это не подготовка к жизни, а сама жизнь с определенным, присущим только ей кругом потребностей и возможностей. Поэтому в работе с детьми мы руководствуемся принципом гуманизма и педагогического оптимизма, что предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность. По выражению академика Н.М. Амосова, “…чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя нечем”. Свое выступление хочется закончить словами выдающегося педагога В.А.Сухомлинского: «Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Литература:
4. Валеология. Справочник школьника. – Донецк, 1999.
6. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни.- М., 1999. 7. Захаров Ю.А. Признаки употребления наркотиков подростком.//Воспитание школьников.- 2000.- № 1.-С.38-43.
infourok.ru план по самообразованию по теме: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» - «Дошколенок.ру»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение «Детский сад №11 г. Калининска Саратовской области» План самообразования по теме: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Воспитатель: Зибарева Л. А. "Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить сам" Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. Для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка, необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, обеспечить достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности - в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы". "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы, педагоги, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него Поэтому, особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: 1. Занятия физкультурой, прогулки. 2. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна. 3. Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды. 4. Бережное отношение к окружающей среде, к природе. 5. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций. 6. Формирование понятия "не вреди себе сам". Поэтому, выбрав тему самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников», я поставила перед собой следующую цель и задачи: Цель: Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. Задачи: 1. Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле. 2. Научить " слушать" и "слышать" свой организм. 3. Осознать ценность своей и ценность жизни другого человека. 4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни. 5. Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников. 6. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли. 7. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами. 8. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности. Я буду проводить работу в течение года по следующим направлениям: 1. Работа с детьми. 2. Взаимодействие со специалистами. 3. Работа с родителями. 4. Взаимодействие с руководством ДОУ. Для реализации поставленных задач существуют следующие условия: музыкальный, физкультурный залы, физкультурный уголок в группе, медицинский кабинет, спортивная площадка, наличие методического, игрового материала для освоения темы. Будут использованы методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки. Формы работы: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия; музыкально – ритмические занятия; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов); зрительная, дыхательная гимнастика во время НОД; оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы(на малоподвижных занятиях); спортивные досуги, развлечения, праздники; беседы, консультации. Работа с детьми будут проводится по следующим направлениям: 1. Развивающие занятия на темы: «Полезная и вредная пища», «Строение тела», «Какими бывают люди?», «Почему ты растешь?», «Зачем нужна еда?», «Что охраняет наш глаз?», «Зачем нам нужен нос?», «Мои верные помощники». 2. Дидактические игры: «Что такое дружба?», «Услышь меня», «Покажи части тела», «Разложи по порядку», «Витаминные домики», «Вода - наша помощница», «Вода — это хорошо или плохо?» «От грядки до обеденного стола». 3. Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов. 4. Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным коврикам; мытье рук прохладной водой; облегченная форма одежды; соблюдение режима проветривания; применение луково –чесночной терапии. Взаимодействие со специалистами На протяжении всего года медицинский работник совместно с воспитателями будет следить за состоянием здоровья детей, будет приглашен на родительские собрания для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, будут проводиться беседы с детьми на тему здоровья. Психолог в индивидуальных беседах с детьми также будет разъяснять важность и пользу здорового образа жизни. Работа с родителями будет осуществляться с помощью: 1. индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни: гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома, спать днем, необходимость здоровой пищи, необходимость соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни 2. вывешивание информации в родительском уголке. 3. совместные детско –родительские праздники и досуги. Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев. В ходе изучения темы самообразованиябудет проанализирована методическая литература: 1. Программа дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков 3. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М.: Просвещение, 1987. – 140с. 4. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. 5. Лукьянов М. О. Моя первая книга о человеке: 6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. 7. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. 8. С. А Козлова Я – человек. Программа социального развития ребенка. 9. Идем гулять. Игры на свежем воздухе blog.dohcolonoc.ru План по самообразованию воспитателя для детей средней группы 4-5 лет "Приобщение детей к здоровому образу жизни"Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) создать развивающую среду - пространство самореализации; 2) помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья; 3) сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям; 4) стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности; 5) направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка; 6) формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья. Организация здоровьесберегающего образования достигается также посредством использования в педагогическом процессе технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья учащихся, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач. Алгоритм взаимодействия: Таким образом, исследования ученых, подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания. Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка. Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья. Все мы – родители. И главное, в чём мы должны помочь своим детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми. С гимнастикой дружи, всегда веселым будь, и проживешь сто лет, а может быть, и боле. Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь. Природою лечись — в саду и в чистом поле. Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека? Когда детям впервые задают такой вопрос, они отвечают: «деньги», «золото», «машины» и т. п. Порой только после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает и не упоминают их в числе основных ценностей. - Ребята, вы болеете? - Да! - А чем вас лечат? - Таблетками! - А можно без таблеток быть здоровыми? - Нет! Такие ответы детей убеждают, что нужно учить их быть здоровыми без лекарств. Ценности, называемые детьми, определены нами, взрослыми. Дети видят, как мы эти ценности сохраняем, бережно расходуем, накапливаем. Выработали еще одну привычку: заботу о своем здоровье переносить на плечи другого человека — врача, целителя. И даже если знаем о возможности самому раскрывать резервы здоровья и накапливать его, считаем: пусть этим занимаются специалисты. А ведь зачастую никто, кроме самого человека, не может устранить причину его болезни. Нужно пересмотреть свои мысли, желания, поступки. Именно в них часто кроется причина всех бед. infourok.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |