Статья на тему: "Здоровый образ жизни и его составляющие". Статья на тему здоровый образ жизни


Статья на тему "Здоровый образ жизни"

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗОЖ У МОЛОДЕЖИ

Татьяна Геннадьевна Иксанова,

Преподаватель физической культуры,

ГБПОУ « Курганский технологический колледж»

Все больше молодежи относятся к своему здоровью не как «к неизменной данности» и даже не как к состоянию «отсутствия болезней», а как к возможности и средству полноценной жизненной реализации, как «к инструменту достижения высокого социального и профессионального статуса» и возможности реализовать приносимые этим статусом дивиденды в виде путешествий, поездок.

Проведенный опрос среди студентов позволяет сделать выводы о невысокой культуре здорового образа жизни, недостаточной распространенности знаний о современных взглядах на здоровье у молодежи. Это во многом определяет показатели общественного здоровья, демографические показатели, распространенность зависимых состояний среди молодежи.

Задачи формирования и укрепления здоровья молодежи могут быть решены только благодаря комплексному, междисциплинарному подходу. Главное - это воспитание соответствующей культуры здоровья с детского возраста. Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни со­временного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем находятся в динамическом равновесии с внешней средой. В основе здоровья лежат процессы развития и сохранения физиологических, психологических и социальных функций.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого человека

Для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни молодежи в нашем колледже разработан единый подход к формированию физического и психического здоровья (проект мероприятий).

Приоритет решения проблем здоровья и здорового образа жизни никем не ставиться под сомнение.

По своей природе данная проблема выходит за рамки медицинской науки. Различные её аспекты изучаются не только врачами, но специалистами в области биологии, психологии, педагогики, социологии и социальной работы.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Таким образом, единственный путь решения проблемы формирования здорового образа жизни - создание системы воспитания здорового образа жизни студентов в учреждениях образования с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.

Наиболее актуальными для современной молодёжи являются проблемы, связанные с духовно-нравственным и физическим воспитанием. И это связано с тем, что сегодняшний процесс становления современной молодёжи протекает в условиях, далеких от «старых» и по сути очень верных ценностей того периода, в котором жили их родители. На это также накладывают свой отпечаток на условия проживания в новой для них стране.

Они не верят в свое будущее, в возможность реализовать свои интересы другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм. Все это стимулирует нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде: алкоголизм, наркоманию, проституцию, усиление напряженности и агрессивности.

В целом сегодняшнее положение нашей молодёжи можно охарактеризовать как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны, она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего сообщества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости в систему общественных отношений – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую часть общества.

В последнее время на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса, малоподвижного образа жизни (гиподинамии) сложились устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. Поэтому сегодняшнее состояние здоровья наших детей вызывает очень серьёзные опасения специалистов.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья молодежи.

Мы должны понимать, что понятие «здоровье» - это многовекторная категория.

Как показывают исследования, к сожалению, количество здоровых не увеличивается, а имеет тенденцию к уменьшению из года в год. На эту динамику оказывает влияние множество факторов: экологическое состояние наших городов, образ жизни, качество питания, качество оказания медицинских услуг, зачастую отсутствие медицинской страховки, безответственность родителей, перегруженность программным материалом и многое другое.

Проблема сохранения и укрепления подростковой молодежи сложна и многогранна. К сожалению, психология человека такова, что пока он молод и здоров, проблема здоровья его мало интересует. До тех пор, пока «вдруг» не появляются конкретные признаки ухудшения самочувствия. Понимание этого факта заставляет людей полностью менять образ жизни.

Уровень факторов риска здоровья среди молодежи достаточно высок: неправильный образ жизни, вредные привычки, такие как курение, алкоголизм укорачивают жизнь, переедание приводит к ожирению и склерозу сосудов, гиподинамия вызывает преждевременное старение.

Без ежедневных физических усилий мышцы становятся слабыми и жесткими. Оказывается, что наше здоровье зависит во многом от нас самих и что в наших силах предотвратить многие недуги и болезни. Укрепление и сохранение собственного здоровья - это обязанность каждого человека. Человек должен бороться за свое здоровье, и он не вправе перекладывать это на окружающих.

Здоровый образ жизни является основной составляющей счастливой жизни.

Систематические занятия физическими упражнениями и спортом укрепляют здоровье и развивают физические способности молодёжи.

Из сказанного выше следует, что здоровый образ жизни является самым значимым в сохранении и укреплении здоровья каждого человека. Необходимо выделить время для укрепления и совершенствования своего здоровья и неуклонно следовать ему всю жизнь.

«Здоровый человек бывает несчастен, но больной не может быть счастлив. Здоровье - это ценность, без которой жизнь не приносит удовлетворение и счастье». Вопрос о программах формирования ЗОЖ кажется на первый взгляд, достаточно простым. Набор требований для ЗОЖ очевиден: отказ от курения, отказ от потребления алкоголя и наркотиков, занятия спортом, сбалансированное питание, в том числе, уменьшение доли жирной пищи, полноценный сон, свежий воздух и т.д. С другой стороны, в настоящее время в России не существует общепринятых методик формирования ЗОЖ и критериев оценки их эффективности. В реальности деятельность, направленная на формирование ЗОЖ, рассредоточена по нескольким смежным сферам.

Таким образом ЗОЖ- дело общегосударственной значимости всенародное, и , в тоже время, оно касается каждого из нас.

infourok.ru

Статья на тему: "Здоровый образ жизни"

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

- это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи — укрепление здоровья индивидуума. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».

Элементы ЗОЖ

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными.• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;• закаливание;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:• социальном: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа;• инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические (спортивные) учреждения, экологический контроль;• личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

10 советов здорового образа жизни

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует

infourok.ru

"Здоровый образ жизни и его составляющие"

Здоровый образ жизни и его составляющие

Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Академик Лисицин Ю.П. в понятие «образ жизни» включает важный фактор – медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:

  1. Характер активности людей – интеллектуальная, физическая.

  2. Сфера активности - трудовая, внетрудовая.

  3. Виды (формы) активности – производственная, социальная,

культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики и укрепления здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Необходимость поддержания здоровья подростков является актуальной проблемой современности.

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Практически все в организме человека: и его развитие, и анатомо-физиологическое строение, и основные жизненные функции - в конечном счёте, находится под определенным контролем со стороны генных структур. Поэтому, особое место в современных исследованиях занимает изучение взаимодействия генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей здоровья человека.

В новых природных и производственных условиях человек в настоящее время нередко испытывает влияние весьма необычных, а иногда чрезмерных и жестких факторов среды, к которым эволюционно он еще не готов. И, именно, через здоровый образ жизни человек способен значительно увеличить свою жизнеспособность и, следовательно, жизнедеятельность.

Одной из актуальных практических задач для специалистов является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой среды для подрастающего поколения путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья подростков. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге ухудшается их здоровье. Вторая причина связана с неспособностью самих подростков должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе образования.

Оценивая состояние современной педагогической теории воспитания и гуманистической практики, можно отметить, что формирование здорового образа жизни тесно связано с другими задачами воспитания, т.е. с трудовым, умственным, нравственным, физическим и эстетическим. Для воспитания культуры здоровья этот вопрос наиболее сложен. В педагогике имеется противоречие между обширным материалом, фиксирующим нравственные нормы и нравственные требования воспитательного процесса в учении, физической культуре, спорте, труде, другой деятельности, и недостаточностью знаний о том, как, в каких процессах нравственные нормы, знания, нравственные требования педагога становятся достоянием личности. Так как проблемы формирования здорового образа жизни будут всегда актуальны, пока существует человечество, то исследование этого вопроса в условиях внеучебной спортивной деятельности представляется уместным. Следовательно, такие ценности как культура, здоровье, активное долголетие могут рассматриваться как критерии социального прогресса.

Рассмотрение проблемы с различных сторон, выявление ее связей, в том числе и глубинных, сущностных, не заметных на первый взгляд, со многими явлениями культуры и истории. Рассмотрение ее в системе других ценностей, не изолированно и узконаправленно, а всесторонне, является важным и полезным для насыщения научной мысли, открытия в ней новых творческих возможностей и в какой-то мере восполнения этого пробела. Такой подход, на наш взгляд, продуктивен и необходим, особенно для нынешнего состояния проблемы.

Отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда - это не просто улицы, дома и вещи, это также разнообразные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности.

Ведущими причинами, неблагоприятно влияющими не только на

физическое, но и психическое здоровье современных подростков, являются гипокинезия - неспособность справиться с учебной нагрузкой, неправильное питание, нарушение режима труда и отдыха, невыполнение ряда гигиенических требований, отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у педагогов, родителей, самих подростков и других специалистов. Ученые указывают, что главный источник нарушения психического здоровья детей - это учебные нагрузки, которые возникают из-за перегруженности программ второстепенной информацией, большим количеством изучаемых предметов и неумением школьников учиться. Кроме того, явно выраженное несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями подростков, которые возникают чаще всего из-за противоречия между преобладающей у ребенка правополушарной активностью и учебной нагрузкой, направленной преимущественно на левое полушарие, а также рассогласованность между проявлениями индивидуальных свойств нервной системы и требованиями учебной деятельности, ведут к большим потерям здоровья.

Особую значимость в этих условиях приобретает система образования, которая вынуждена взять на себя большую часть сложившихся проблем по формированию физически и психически здорового человека, то есть, по формированию здорового образа жизни.

В семейном воспитании имеются определенные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей, такие как драма родителей, связанная с алкоголизмом, неуважение друг к другу, курение и т.д. Это отмечается в трудах таких российских ученых как: Ю.П. Азаров, И.А. Арабов, Т.А. Куликова, Б.Т. Лихачев, К.Б. Семенов, Б.А. Титов, Л.Г. Машкова и других.

Вопросы воздействия семьи на формирование, поддержание и

укрепление здоровья ее членов отражены в научных социопсихологических исследованиях А.И. Антонова, Е.Б. Бреевой, В.М. Нилова; в научных медицинских исследованиях Т.В. Важновой, С.М. Степановой, Т.Д. Ермохиной, Ю.П. Лисицына и др. Влияние семьи на формирование здорового образа изучали Е.В. Ишухина , С.М. Каракотова.

Социопсихологическими исследованиями установлено, что на

состояние здоровья членов семьи влияют структура семьи (число членов семья, число поколений, состав по полу, возрасту, профессии). Цикл ее развития (фаза создания, эволюции, сужения), реализация функций:

репродуктивной, медицинской, экономической, социальной психологической.

Участие семьи в формировании и поддержании здоровья своих членов

зависит от уровня и структуры заболеваемости в семье, социально-гигиенических условий, психологического климата. А.И. Антонов отмечает, что забота семей о собственном самосохранении способствует тому, что «...в ходе социализации под влиянием семьи у детей формируются определенные навыки самосохранительного поведения».

Основы здоровья закладываются в детстве. В семье, любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказываются на состоянии здоровья взрослого человека. Утраченного здоровья не вернуть или же сделать это чрезвычайно трудно, намного труднее, чем в свое время его сберечь.

Также влияние на здоровый образ жизни подростков оказывает окружающая среда, в том числе приведенные ниже примеры.

Источники загрязнения: автомашины, теплоэлектростанции, производства минеральных удобрений, красителей, катализаторов, цемента. Болезни: онкологические, органов дыхания, кровообращения, нервной системы и др.

Автомобили - главный поставщик в наши легкие оксида углерода. Он

препятствует абсорбированию кровью кислорода, что ослабляет

мыслительные способности, замедляет рефлексы и в особых случаях может стать причиной потери сознания и смерти. Кроме углекислого газа, с выбросами автотранспорта в атмосферу опасных веществ – ацетальдегида, кадмия, никеля, селена, цинка, меди, свинца, стирола,

ксилола, толуола и т.п. Часть из них - так называемые тяжёлые металлы. Они обладают способностью накапливаться в живых организмах, увеличивая свою концентрацию, что, в конечном счете, начинает представлять опасность для здоровья человека. Содержание кадмия, например, в организме жителей крупных городов может оказаться в десятки раз выше, чем у жителей сельской местности. К характерным «кадмиевым» болезням горожан относятся гипертония, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность. «Помогают» автомобилям разрушать наше здоровье экологически грязные производства - в Сибири, например, вблизи заводов в 50 % случаях обострения хронических заболеваний органов дыхания врачи обвиняют именно плохой воздух.

В выигрышном положении оказываются жители сельской местности в

отдалении от промышленных предприятий или теплоэлектростанций, где сжигается углеводородное топливо. В городах частично спасают «спальные районы» и мощные кондиционеры, очищающие воздух от пыли и сажи. Однако надо знать, что при прохождении воздуха через фильтр и систему охлаждения-нагрева могут полностью уничтожаются ионы, оказывающие благоприятное воздействие на человека. Если ваш кондиционер не имеет гениального агрегата, который после кондиционирования воздуха дополнительно его ионизирует, необходимо приобрести ионизатор.

Источники загрязнения: выбросы промышленных предприятий, утечки

из канализационных систем, способствуют таким заболеваниям как: онкологические, сердечнососудистые, органов пищеварения и желудочно-кишечного тракта, а также генные мутации.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) вода

содержит 13 тысяч потенциально токсичных элементов. Тяжелые металлы, находящиеся в воде (свинец, ртуть, кадмий, цинк, никель, хром). Они вызывают атеросклероз, полиневрит, гипертонию, поражение костного мозга, потерю остроты зрения. Многие из них радиоактивные уран, плутоний, стронций, цезий приводят к онкологическим заболеваниям, генетическим изменениям, ослаблению иммунитета, врожденным порокам. Азот и фосфор, попав в организм человека, подтачивают его иммунитет, а также вызывают рост в водопроводных коммуникациях и артезианских скважинах сине-зеленых водорослей, плохо поддающихся фильтрации и вырабатывающих токсины.

Болезнетворные микробы, попавшие в воду вместе с канализационными стоками, становятся причиной гастроэнтерита, гепатита, полиомиелита и различного вида кишечных расстройств. Также в воду могут попадать фтор, хлор и его соединения, бром, хлороформ,

вызывающие нефриты, гепатиты, токсикозы беременности и врожденные аномалии плода, мутагенные эффекты, ослабление иммунной системы, поражение детородных функций мужчин и женщин, онкологические заболевания внутренних органов. При наличии столь широкого спектра тяжелых «водных» заболеваний правила безопасности довольно просты: не пить сырую водопроводную воду, не купаться в запрещенных местах, пользоваться фильтрами и очистителями воды, идеальный вариант для городов - перейти на покупную воду для питья и приготовления.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что проблема формирования и воспитания здорового подрастающего поколения сегодня является особенно актуальной на фоне кризисных тенденций института семьи, школы, окружающей среды и негативных тенденций в изменении показателей здоровья.

При решении этой проблемы необходимо учитывать влияние семьи на

здоровье ее членов в процессе выполнения таких функций, как рождение

детей, их содержание и воспитание, формирование материальных условий для поддержания здоровья, организация семейного поведения.

К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей и подростков, российские ученые Э.Н.Вайнер, Н.К.Иванова, А.М.Куликов, Е.А.Ямбург и др. относят перегрузку детей учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагога и учеников. А также недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной школы, а также внеучебной спортивной деятельности становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья, учащихся во многом зависит от совместных усилий медицинских работников, педагогов, психологов и других специалистов. Возникла потребность обоснования путей и средств решения этой проблемы в рамках педагогической науки.

Особую актуальность для педагогики представляет проблема здоровья

старшеклассников. От состояния здоровья выпускников средней школы зависит благополучие молодой семьи.

Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем

являются одной из причин того, что 40% из них не имеют представления о

здоровом образе жизни; около 10% старшеклассников пробовали наркотики. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья старших

школьников - это, прежде всего нравственная и педагогическая проблема.

Перед отечественными специалистами стоит задача воспитывать у молодых людей устойчивую жизненную позицию и здоровый образ жизни.

Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов позволил выявить следующие противоречия:

- требованиями времени и современным состоянием системывоспитания детей в школе и вне школы;

  • необходимостью эффективного использования технологий, сберегающих здоровье, с целью формирования здорового образа жизни современных подростков и недостаточностью исследований в этой области;

  • возрастающей потребностью в формировании здорового образа жизниподростков и реальным содержанием образования и воспитания.

Однако до сих пор не разрешено имеющееся в науке и практике

противоречие между насущной потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни учащихся и отсутствием целостной теории и технологии ЗОЖ. Данное противоречие обусловлено в первую очередь отсутствием единого понимания здоровья человека, рассмотрением его в целостности.

Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной (1989). Он получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др.

Содержательная характеристика категории здоровья может быть получена при глубоком анализе его компонентов.

Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель,

нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором

«здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального

благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов". Следовательно,

в основу данного определения положена категория состояния здоровья,

которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления.

В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия.

По данным Терещевой О.Л. духовный компонент здоровья определяет личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.

Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.

Психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферой.

Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

Данное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно

и позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, с другой – более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сензитивных периодов биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей

развития человека должен лежать в основе обучения и формирования здорового образа жизни.

Таким образом, каждый должен знать и понимать с детства, что природа изначально заложила в человека высокое предназначение и конкретно определенные каждому потенциал развития и самосовершенствования. В какой степени и в каком направлении человек использует эти возможности, зависит от его мировоззрения, как он представляет себе мир в целом и свое место в нем, как в его сознании отражаются причинно-следственные связи, социальные и личностные факторы. От понимания сущности бытия, гармонии, единства функционирования разума, духа и тела, ценности здоровья, накопленного опыта и знаний, а в целом уровня культуры зависит, какой путь развития, какой образ жизни определяет себе личность.

infourok.ru

Статья на тему : "Здоровый образ жизни"

Человеческий организм - это сложный механизм, в работе которого могут начаться перебои, если относиться к нему небрежно.

Здоровье - это состояние организма, все функциональные системы которого в полной степени выполняют свои функции. Данное явление можно также охарактеризовать как отсутствие заболеваний и физических дефектов.

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Здоровый образ жизни важен не только для конкретного человека, но и для общества в целом. Только здоровый человек, который хорошо себя чувствует, может быть активным и качественно выполнять свою работу.

Формирование установки на здоровый образ жизни является важнейшей задачей государства, так как образ жизни — определяющий фактор здоровья.

Здоровый образ жизни - это системное явление, которое складывается из множества компонентов. К ним можно отнести несколько составляющих:

  • Создание безопасной окружающей среды, которая способствует всестороннему развитию организма и не вредит здоровью.

  • Формирование культуры питания, которая подразумевает употребление здоровой пищи в умеренных количествах.

  • Обучение основам здоровья и правильного образа жизни с раннего детства (в семье и образовательных учреждениях).

  • Необходимость регулярной физической активности, интенсивность которой соответствует возрасту и общему состоянию организма.

  • Отказ от вредных привычек и формирование негативного отношения к ним.

  • Знание и соблюдение правил гигиены (как личной, так и общественной).

Конечные результаты следования условиям здорового образа жизни, то ради чего стоит подвергать себя такому режиму ограничения и нагрузок, который лежит в основе ЗОЖ:

  • снижение риска заболеваемости;

  • обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье и здоровые будущие поколения детей;

  • обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

  • способствует тому, что жизнь человека становится более счастливой и долговечной;

  • обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе — высокий материальный достаток;

  • обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;

  • позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;

Проанализировав приведенные положения, каждый человек сам может сделать для себя вывод - стоит ли жить каждый день «на полную катушку», в свое удовольствие, зная о последствиях такого поведения для здоровья и самой жизни, или через воспитание здоровых потребностей и заботу о своем здоровье как главной жизненной ценности обеспечить себе долгую, здоровую и счастливую жизнь.

infourok.ru

Статья на тему "Здоровый образ жизни в моей семье"

Здоровая семья – здоровая нация

Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье».          

В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Она является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья.

Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья- это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за свое здоровье и здоровье семьи.

Слайд 3 Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой формах жизнедеятельности человека.

ЗОЖ и прочная семья – это неразделимые понятия, к которым человек должен приобщаться с раннего детского возраста.

Главной целью здорового образа жизни является естественное сохранение здоровья. Существуют факторы, от которых зависит наше здоровье. Можно выделить главные, их мы видим на слайде.

Слайд 4 1 фактор. Занятия физической культурой и спортом.

Спорт – это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определенные социальные задачи.

Утренняя зарядка, посещение бассейна, участие в различных спортивных мероприятиях, эстафетах. Это должно быть в списке обязательных дел человека, ведущего здоровый образ жизни.

Слайд 5

В нашей семье традиционными стали лыжные прогулки, инициатором которых является наш папа.

Слайд 6

Систематические занятия, посильные физические упражнения непременно укрепят здоровье, сделают нас сильными, ловкими, выносливыми.

Слайд 7

Я была инициатором создания школьного стенда «Здоровье – это здорово!»

Слайд 8

В школе призываю всех сохранять и укреплять свое здоровье.

Слайд 9 2 фактор. Правильное питание.

Человеку, который хочет быть здоровым, необходимо также правильно питаться. Для этого необходимо соблюдать режим питания. Здоровому человеку необходимо следить за поступлением в организм вместе с пищей витаминов.

Слайд 10

У нас на столе только экологически чистые продукты со своего домашнего хозяйства: мед, мясо, яйца, хлеб, Иван-чай, а также овощи и фрукты.

Слайд 11

Наша семья участвует в выставках народного хозяйства под логотипом «……..».

Слайд 12,13 3 фактор. Закаливание- самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма.

Для закаливания необходимы: воздух, солнце и вода. Самое главное в закаливании – это ежедневные повторение процедур. Виды закаливаний мы можем посмотреть на экране.

Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием.

Слайд 14

Старшая сестра …… - студентка 5 курса медицинского факультета.

По вопросам здоровья меня консультирует наш сельский фельдшер …

Слайд 15 4 фактор. Соблюдение режима дня.

infourok.ru

Статья на тему "О здоровом образе жизни"

                           «Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья - это ничто»       

  Сократ

      Здоровье, здоровый образ жизни -  что это?

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия» - по определению Всемирной организации здравоохранения.

В простонародье здоровым считается человек обладающий силой, мощью, красивым телом и способностью приспособиться к самым разнообразным условиям жизни.

Здоровье является основой формирования личности человека. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

На здоровье человека влияют многие факторы – природные, общественные, социальные, культурные, экологические, медицинские,  включая генетические задатки и другие.

По мнению Архиповой В.Л., Безруких М.М., Сонькина В.Д. понятие "здоровье" необходимо рассматривать комплексно:

• физический аспект здоровья - физическая подготовка, умение преодолевать усталость, подвижный образ жизни,

• интеллектуальный аспект здоровья - хорошие умственные способности, необходимые знания, любознательность, самообучаемость;

• нравственный аспект здоровья - потребность подчинять свое поведение общественным нормам и требованиям морали, самокритичность;

• социальный аспект здоровья - коммуникабельность, умение жить в обществе;

• эмоциональный аспект здоровья - уравновешенность, отсутствие негативных эмоций, напряжения, стрессов. 

"Всё больше людей делают выбор в пользу здорового образа жизни,

стремятся обрести гармонию между духом и телом"

                                                                                                                                                                                                                          Медведев Д.А.

 

«Реализация профилактических программ,

 организация внеурочных спортивных мероприятий,

 обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни

 в значительной степени влияют на улучшение

здоровья школьников»

Образ жизни это устоявшиеся формы индивидуальной, групповой жизнедеятельности людей, которые  характеризуются особенностями их общения, поведения и склада мышления. Труд, учеба, быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные привычки  являются основными параметрами образа жизни.

По определению К. Маркса «Болезнь есть жизнь,  стесненная в своей свободе, тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует формированию активной жизненной позиции и является необходимым условием воспитания гармонически развитой личности».

Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Его рассматривают с двух  точек зрения: философско-социологической и психолого-педагогической.

• Философско-социологическое направление - здоровый образ жизни - это глобальная социальная проблема (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров).

• Психолого-педагогическое направление - здоровый образ жизни с точки зрения сознания, психологии человека и мотивации (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская).

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связанными с социальными, психологическими и физиологическими способностями. Раскрытие потенциала личности, зависит от того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте.

Рассмотрим, что по современным представлениям входит в понятие здорового образа жизни:

         физически активная жизнь;

         гигиена организма;

         закаливание;

         духовное самочувствие, положительные эмоции;

         отказ от вредных привычек;

         интеллектуальное  самочувствие;

         правильное питание;

         окружающая среда;

         эмоциональное самочувствие.

Как считает С.В. Попов, сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Так, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Большинство людей знают, что надо двигаться, закаляться, но продолжают вести малоподвижный образ жизни. Нерациональное питание и отсутствие положительных эмоций приводит к увеличению числа людей с избыточным весом. Можно сказать, что “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, у них нет мотивации к заботе о собственном здоровье.

Одним из понятий здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Следовательно, главное – профилактика. Табак, алкоголь и наркотики в большинстве случаев используются для снятия стресса, но надо знать, что успешнее стресс снимается при помощи физической активности, и она может служить здоровой альтернативной.

Жизнь современного человека, характеризуется высоким уровнем  гиподинамии,  следовательно, основной причиной многих болезней цивилизации является недостаточная двигательная активность. Особенно страдают школьники. Большую часть времени они вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотром телепередач, компьютером.

Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. Для решения этого вопроса в программу школы ввели третий час урока физической культуры. Занятия должны базироваться на принципах постепенности, систематичности и  индивидуализации. Так как, большинство оздоровительных систем,  разработано для взрослых людей, их использование возможно для оздоровления детей и подростков с внесением элементов игры и соблюдением принципа индивидуализации.

В последнее время возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста, развития организма и сохранение здоровья. В каждой семье науке о питании  должны следовать постоянно. Знание законов питания должно приобретаться с детства. Правильное и полноценное питание является  фундаментом здорового человека.

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции. Использование естественных сил природы, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву. Не случайно в народе известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Без соблюдения правил личной гигиены невозможно сохранение и укрепление здоровья. Сюда входит – комплекс мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Они должны стать естественной процедурой, а посещение бани, должно стать средством закаливания. Для поддержания физического здоровья необходимо еще и психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни. Неотъемлемой составляющей здорового образа жизни, являются положительные эмоции. Следует также помнить, что поощрение считается более эффективным  рычагом воздействия, чем наказание. По этому поощряя человека, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот. Здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье, как основной ценности станет естественной формой поведения.

Вопросами здорового образа жизни интересовались многие прогрессивные люди среди них  такие известные теоретики и пропагандисты:

         Жданов Владимир Георгиевич (род. 1949) - российский лектор и пропагандист, известен своими лекциями о здоровом образе жизни

         Углов Фёдор Григорьевич (1904-2008) - хирург-кардиолог

         Семёнов Сергей Петрович (род. 1952) - русский врач, учёный, поэт, философ

         Шаталова Галина Сергеевна (род. 1916) - нейрохирург, создатель системы естественного оздоровления (СЕО)

         Порфирий Иванов (1898-1983) - создатель системы «Детка»

         Амосов Николай Михайлович(1913-2002) - советский хирург-кардиолог

В воспитании здорового образа жизни в детском возрасте принимают активное участие, как семья, так и школа (схема №1)

Влияние семьи на привитие основ здорового образа жизни не является  задачей данной дипломной работы, моя задача выявить, каким образом можно сохранить здоровье учащихся на уроках физкультуры в школе. Для этого  необходимо выявить факторы риска и исключить их влияние на ученика.

kopilkaurokov.ru

Статья на тему "Здоровый образ жизни и основные его составляющие".

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И

ОСНОВНЫЕ ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

hello_html_m6ed25fe9.jpg

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

Здоровье зависит от множества факторов. По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от питания, условий и образа жизни,

20-23% - наследственности и генетики, 20-25% - природных условий и внешней среды, 10-12% - здравоохранения.

А вот «восточный» подход к этим факторам имеет совершенно другое соотношение:

образ мыслей – 70%

образ жизни – 20%

образ питания – 10%

Итак, судя по этим данным, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни. Значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – термин, который применяется все чаще. Он появился совсем недавно, в 70-е годы прошлого века. Интерес к этой теме связан с существенным увеличением продолжительности жизни, изменением среды обитания и самого человека. Самое простое определение ЗОЖ – все то в образе жизни, что благотворно влияет на здоровье.

Так из чего же складывается здоровый образ жизни?

Одной из важнейших составляющих является физическая активность.hello_html_631e4372.jpg

Различные достижения научно-технического прогресса облегчили жизнь современному человеку. Но при этом мы стали двигаться все меньше и меньше. Для сохранения здоровья нужны занятия физической культурой хотя бы по 30 минут в день.

«Движение – это жизнь». Очень важная часть здорового образа жизни. Утренняя зарядка, занятия спортом, физические упражнения…Физические нагрузки способны поддержать организм при возрастных изменениях, сохранить форму, красоту и жизненную активность.

hello_html_3da7ac02.jpg

Рациональное питание не менее важно в сохранении здоровья.

Короткие голодные диеты и обильные застолья между ними – не для тех людей, кто выбрал для себя здоровый образ жизни. Питание должно обеспечивать организм всем необходимым и соответствовать потребностям конкретного человека. О правильном питании написано и сказано немало и основные его правила известны каждому: больше овощей и фруктов, меньше жирного и сладкого, по возможности есть натуральные и экологически чистые продукты. Кроме того, предпочтительно есть небольшими порциями каждые 3-4 часа.

Правильный режим дня и здоровый сон.

Для того чтобы вести активную жизнь и достигать успехов, необходимо вовремя восстанавливать силы. Полноценный крепкий сон – одно из важнейших условий хорошего самочувствия. Ложитесь спать и вставайте в одно и тоже время. Идеальный сон – 7-8 часов. Перед сном хорошо бы совершить небольшую пешую прогулку или хотя бы хорошенько проветрить комнату.hello_html_m3343c31a.jpg

Закаливание.

Это не обязательно купание в проруби или обливания холодной водой на снегу. Контрастный душ принесет не меньше пользы, при этом разница температур может быть в начале небольшой. Закаливание не только укрепляет иммунитет, но и тренирует сосуды, вегетативную нервную систему и поднимает жизненный тонус.hello_html_m205f072e.jpg

Отказ от вредных привычек.

hello_html_6b6b8820.jpg

Курение и алкоголь значительно сокращают продолжительность жизни человека. Поэтому здоровый образ жизни с ними несовместимы.

Интернет-зависимость, увлеченность компьютерами, телемания – все эти «чудеса техники» оказывают пагубное влияние на организм человека. Причем ему подвержены как дети, так и взрослые.

Психоэмоциональное состояние.

hello_html_m9b81953.jpg

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому к здоровому образу жизни относится внутреннее спокойствие, умение противостоять стрессу, оптимизм, интерес к новому, умение устанавливать близкие взаимоотношения, позитивное мышление, активная интеллектуальная деятельность, творчество и самореализация.

Здоровый образ жизни является предпосылкой и фундаментом для достижения успеха во всех сферах существования человека. Начать здоровый образ жизни просто: даже маленькие шаги в этом направлении дают определенные результаты. Главное – это начать предпринимать конкретные действия, а результат не заставит себя долго ждать.

infourok.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность