Формирование и основы здорового образа жизни. Здоровье и здоровый образ жизни обж


Конспект урока и презентация по ОБЖ " Основы здорового образа жизни" (10 класс)

Урок ОБЖ в 10 классе

Урок по разделу: « Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Форма учебного занятия - урок конференция

Дидактические материалы: плакаты, слайды,

Средства ТСО: компьютер, проектор, экран

Программное обеспечение : программа по ОБЖ 10 класса

Цели урока:

  • актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения;

  • познакомить с понятием здоровый образ жизни и его составляющими;

  • развивать у подростков осознанное восприятие и соблюдение таких составляющих, как режим дня, рациональное питание, активный, подвижный образ жизни;

  • воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

  • формирование навыков ЗОЖ;

  • воспитание культуры общения;

  • формирование чувства ответственности за своё здоровье.

Тема урока: Основы здорового образа жизни.

Оформление школьной доски:

“Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.” Геродот. Вырезанный из бумаги макет человека.

Ход урока:

hello_html_m5e1514f7.gif

Организационный момент

Приветствие

Здравствуйте! Я желаю вам здоровья! Это - самое ценное что есть у людей, а значит его нужно беречь. Прежде чем мы познакомимся с темой урока, проведем разминку.

  • В каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи?          (калория)

  • В какое время года лучше всего начинать закаляться?              (летом)

  • Как называют людей,  купающихся зимой в проруби?                         (моржами)

  • Назовите эффективное средство приспособления к холоду и жаре. (закаливание )

Продолжите девиз Пьера де Кубертена: 

  • Главное  - не победить,  главное - …(участвовать)

  • Закончите фразу «Когда я ем, - …            (я  глух и нем)

  • Предупреждение заболеваний.                 (профилактика).

  • Что дороже денег?               (здоровье)

  • Что означают эти буквы ЗОЖ? (здоровый образ жизни)

Сообщение темы и задач урока

Звучит музыка в исполнении Михаила Соловьева «Песенка о здоровье»

Слова учителя:

Девизом сегодняшней нашей работы по формированию ЗОЖ  станут слова древнегреческого философа Геродота: “Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.”

Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Ответьте на вопрос, что такое по – вашему, здоровый образ жизни? (ответы детей)

Верно. Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения, активность людей, направленных на сохранение и улучшение здоровья. (показ слайда на экране)

hello_html_16cec311.gif

Объясните мне, пожалуйста, как понимаете индивидуальная система

поведения (ответы детей).

Правильно ребята, каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам и по своим стремлениями возможностям.

А теперь обратите внимание на доску. На доске у нас изображён макет человека. К концу урока мы должны наделить его основными показателями здорового образа жизни. Все разработанные нами правила мы должны разместить к бумажные кармашки, которые закреплены на его фигуре. Листы бумаги лежат на отдельном столе. Кто то из вас будет подходить и записывать правила.

Думается, ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет

к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный

генетический набор, который должен обеспечить достижение

максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти

возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в

идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых

среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше.

Итак, разрабатываем правила здорового образа жизни - человека.

Ответы учащихся записываются на лист бумаги, и вкладываются в конвертик:

Здоровые родители (физически и духовно и нравственно) – здоровый ребёнок (вкладыш в первый конвертик)

Любовь и забота родителей

1. Гимнастика и подвижные игры для маленького ребёнка

2. Режим питания

3.Основные правила закаливания

4. Нормальная эмоционально – психическая атмосфера

(второй вкладыш)

Слово учителя:

Состояние здоровья конкретного человека является результатом взаимодействия наследственных особенностей его организма с условиями окружающей среды. Оно никогда не бывает постоянным и меняется медленно или резко в сторону улучшения или ухудшения в зависимости от мероприятий, которые человек предпринимает для его сохранения и текущих внешних воздействий.

Ответы учащихся: записываются на лист бумаги, и вкладывается в конвертик

  1. Соблюдение режима активности (труда) и отдыха

  2. Правильное и рациональное питание

  3. Занятие спортом или подвижными играми

  4. Прогулки на свежем воздухе

  5. Нормальный эмоциональный уровень

(третий вкладыш)

Показ презентации «Основы здорового образа жизни» (выполненные учащимися)

Слово учителя:

1000 лет назад великий врач Древнего Востока Авиценна писал:

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,

И проживешь 100 лет, а может быть, и более.

Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.

Природою лечись – в саду и чистом поле

Ответы учащихся записываются на лист бумаги, и вкладываются в конвертик:

  1. Отказ от вредных привычек.

  2. Ежегодное наблюдение у врачей

  3. Работа над качественными личностными показателями

  4. Всестороннее развитие

  5. Трудовые навыки

  6. Соблюдение гигиенических норм

  7. Выполнение правил личной безопасности

Физкультминутка. ( Проводит ученик, ответственный в классе за спортивный сектор)

hello_html_332d6624.gif

Игра “Будьте здоровы!”

Живало в старину поверье: того, кто чихнет во время праздничного веселья, считали счастливым человеком. Вот и я предлагаю вам всем вместе чихнуть…

(Разделимся на три группы: первая кричит слово “Ящик”, вторая – “Спички”, третья – “Хрящик”.) По моему сигналу все три группы кричат эти слова, и получается дружное: “Апчхи!”. Будьте здоровы! Или как говорят в народе: “Будь здоров на сто годов!”.

Слова учащегося:

В народе говорят, что если чихнёшь натощак:

  • в понедельник – к гостям;

  • во вторник – к вестям;

  • в среду – к вкусному угощению;

  • в четверг – к желанному поздравлению;

  • в пятницу – к свиданию с любимым;

  • в субботу – к другу новому;

  • в воскресенье – к разудалому веселью.

Слова учителя:

Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным показателям состояния здоровья относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита, настроения, адекватности. Объективные показатели состояния здоровья связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др. Современная медицина имеет в своем арсенале достаточное количество объективных методов диагностики состояния здоровья.

Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике о здоровье по-прежнему часто судят по наличию или отсутствию болезней организма или психики. В действительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно не выраженные функциональные, биохимические или психические изменения. По данным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80% жителей Земного шара. В таком состоянии здоровый образ жизни — насущная необходимость.

Слова учащихся:

Неправда, что выхода нет

Из разного рода несчастий:

Сердечнососудистых бед

И радикулитных напастей.

Спасенье от натиска их

В простом и проверенном средстве:

Бегом – на своих на двоих

С веселым азартом, как в детстве.

Бегом – если холод и мрак,

Бегом – если грязь под ногами,

Бегом – если свора собак

Пройдет полдистанции с вами,

Бегом – да не вспыхнет ни в ком

Трусливая фраза: «Ну, хватит»!

Бегом – вопреки ей – бегом,

Покуда восторг не охватит.

Восторг от того, что сейчас

В порядке и мышцы, и нервы.

Восторг от сознанья, что в вас

Открылись большие резервы.

Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век

Подвержен всем изъянам.

Слова учителя:

Если Вы хотите склонить чашу весов здоровья в благоприятную сторону, реализовать заложенные в Вас колоссальные жизненные ресурсы, добиться того жизненного уровня, который определен родительскими генами, то это возможно только при здоровом образе жизни. Здоровье человека напрямую связано с состоянием здравоохранения в стране. На данный момент, укрепление здоровья населения и формирование здорового образа жизни становится общегосударственной задачей.

Урок подходит к концу, и мы должны с вами сделать вывод.

В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

Составляющие здорового образа жизни:

hello_html_bf1ac0c.gif

hello_html_1425ee03.gif

hello_html_m531bbe88.gif

Учащиеся поднимают плакат «Наш выбор ЗОШ»

Список литературы :

1.Л.А. Обухова «135 уроков здоровья». М. «Вако» 2005 г.

2.Титов С.В., Шабаева Г.И. “Тематические игры по ОБЖ” - М.:ТЦ Сфера, 2003 г.

3. А. Т. Смирнов. Б.И. Мишин. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. Издательский центр «Вентана-Граф» 2002г.

4.Школьникова Н.В. “Сценарии праздников и игровых занятий” - М.; Первое сентября, 2002.

5. А. Т. Смирнов «Основы безопасной жизни». М. «просвещение» 2001 г.

6.     Использованы материалы Интернет ресурсов: http://www.ocsen.ru.

infourok.ru

обж здоровый образ жизни

Страница 1 из 10

обж здоровый образ жизниОБЖ

Основы здорового образа жизни.

Еще в начале XX столетия поня­тию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хоро­шо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает про­сто отсутствие болезней: это нечто положи­тельное, это жизнерадостное и охотное выпол­нение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист). Напомню, что определение, принятое Всемир­ной организацией здравоохранения (ВОЗ), гласит: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

То, что происходит сегодня в России со здо­ровьем населения, иначе как кризисом не назовешь. Естественная убыль населения (смертность) превышает рождаемость почти на один млн. человек в год, или в 1,6 раза. 70% населе­ние живет в экологически неблагоприятных местностях, 50% употребляет несоответствующую санитарным нормам питьевую воду. В последние годы все чаще отмечаются задержки в физическом и психическом развитии детей, 80% детей рождаются с различными отклонениями от нор­мы.

Каковы же последствия? При таком развитии событий через пять-семь лет 95% школьников будут страдать хроническими заболеваниями, причем если данная тенденция будет продолжаться, то лишь 54% подростков, которым сейчас по 16 лет, доживут до пенсионного возраста. Итак, статистика убедительно свидетельствует о том, что в жизнь вступает «больное поколение».

Я согласен с мнением большинства ученых, здоровье че­ловека на 50% зависит от образа жизни. Следо­вательно, наше здоровье - это  здоровый образ жизни,  благоприятная среда обитания,  раци­ональное питание с условием обеспечения бе­зопасности пищевых продуктов и эффективная демографическая политика.

Сегодня государству надо освободить человека от необходимости ежедневной погони за куском хлеба. И только тогда мы поймем, что такое «духовная компонен­та жизни», каков человек на самом деле. Дей­ствительно, «человек выше сытости»... если он сыт. А мы внушаем этот девиз людям, забыв предварительно их накормить. А ведь еще Иисус Христос сказал, что: «Безнравственно читать проповеди голодным».

Государство с его больной экономикой не в состоянии в настоящее время заботиться о здоровье своих сограждан. Поэтому каждый человек должен знать основные достижения в вопросах формирования, сохранения и укреп­ления здоровья. Медицина сегодня лечит болезни, а не формирует у народа жизненные ус­тановки на здоровье и здоровый образ жизни. Когда горит дом - его надо ту­шить. Врачи только «пожарные», а не «архитекторы, строящие здоровье».

Ведь здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных, т.е. природных и социальных и эндогенных - наследственных, половых, возрастных факторов.

Остановимся  кратко на основных компонентах здоровья.

1. Соматическое (физическое) здоровье - текущее состояние органов, систем органов челове­ческого организма и уровень их структурных и функциональных резервов.

2. Психическое здоровье - состояние психологической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее поведение человека. Это состояние обусловливается потребностями как биологического, так и социаль­ного характера и возможностями их удовлетворе­ния. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормаль­ного психического здоровья человека.

3.    Сексуальное здоровье - комплекс сомати­ческих, эмоциональных, интеллектуальных и со­циальных аспектов сексуального существованиячеловека, позитивно обогащающих личность, по­вышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

4.    Нравственное здоровье - комплекс харак­теристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты,  в значительной мере определяющих духовную часть человека, его знания и воспитание, соответствующих характеру жизни человека общечеловеческим законам. Например: закону насыщенной потребности: человек должен ограничивать себя во всем; закону приоритета разума над силой: не применяй силу там, где можно добиться разумом; и т.д.

Могут быть отдельно выделены такие компо­ненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д.

Рассматривая виды здоровья, следует помнить, что в упрощенном, обобщающем виде можно считать, что критериями здоровья яв­ляются: для физического здоровья - я могу; пси­хического здоровья - я хочу; нравственного здо­ровья - я должен.

Чтобы противостоять рос­ту смертности, социальным инфекциям, изменению структуры питания населения может только человек с достаточно мощными резервами здоровья, которые, к счастью, для нас при умелом обращении хорошо поддаются тренировке. Здравым смыслом же здесь служит собственное самочувствие, которое вряд ли заставит человека делать то, что вредит ему. Итак, что­бы быть здоровым, необходимо:

•      ежедневно работать до пота, причем с помощью различных видов спорта, таких как бег, лыжи, плавание, хорошо тренирующих сердечно­ сосудистую и дыхательную сис­темы;

•      не забывать, что человек есть то, что он ест, что еда без аппетита - один из скучнейших способов самоубийства, а от пи­щевой зашлакованности лучше всего помогают еженедельные «пищевые выходные»;

•      термозакаливание - луч­ший из природных факторов, поддерживающих нашу иммун­ную систему в хорошем тонусе;

•      дыхательная гимнастика - обязательный компонент любой оздоровительной системы, ведь стремительный темп жизни, стрессы уже привели к своеоб­разному синдрому нарушения дыхания, называемому «одышкой цивилизации». Кроме того, избыток тяжелых ионов в пере­гретых помещениях способству­ет импотенции, т.е. в силе оста­ется набивший оскомину тезис о том, что свежий воздух – залог личного здоровья;

•      только постоянный труд дает нам то, что мы называем счастьем.

Итак, движение, рациональ­ное питание, закаливание, дыха­тельная гимнастика, духовная гармония - это то, что должно присутствовать в вашей жизни каждый день. Эти 5 алгоритмов, 5 ключевых направлений по под­держанию здоровья, являются только его основными кирпичиками и, естественно, не ограничивают всего того арсена­ла оздоровительных методов, которые предлагает нам наука о здоровье.

Не надо пугаться и комплек­совать! Не так уж много време­ни занимает оздоровительный комплекс. Главное, должна появиться достаточно сильная мотивация, понимание того, что для личного здоро­вья необходимо работать и те­лом, и духом.

sportizdorove.ru

Основы здорового образа жизни - Основы здорового образа жизни - ОБЖ - Каталог статей

МОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» 

Адамов Владимир Иванович  преподаватель-организатор ОБЖ..

Основы здорового образа жизни.

Еще в начале XX столетия поня­тию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хоро­шо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает про­сто отсутствие болезней: это нечто положи­тельное, это жизнерадостное и охотное выпол­нение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист). Напомню, что определение, принятое Всемир­ной организацией здравоохранения (ВОЗ), гласит: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

То, что происходит сегодня в России со здо­ровьем населения, иначе как кризисом не назовешь. Естественная убыль населения (смертность) превышает рождаемость почти на один млн. человек в год, или в 1,6 раза. 70% населе­ние живет в экологически неблагоприятных местностях, 50% употребляет несоответствующую санитарным нормам питьевую воду. В последние годы все чаще отмечаются задержки в физическом и психическом развитии детей, 80% детей рождаются с различными отклонениями от нор­мы.

Каковы же последствия? При таком развитии событий через пять-семь лет 95% школьников будут страдать хроническими заболеваниями, причем если данная тенденция будет продолжаться, то лишь 54% подростков, которым сейчас по 16 лет, доживут до пенсионного возраста. Итак, статистика убедительно свидетельствует о том, что в жизнь вступает «больное поколение».

Я согласен с мнением большинства ученых, здоровье че­ловека на 50% зависит от образа жизни. Следо­вательно, наше здоровье - это  здоровый образ жизни,  благоприятная среда обитания,  раци­ональное питание с условием обеспечения бе­зопасности пищевых продуктов и эффективная демографическая политика.

Сегодня государству надо освободить человека от необходимости ежедневной погони за куском хлеба. И только тогда мы поймем, что такое «духовная компонен­та жизни», каков человек на самом деле. Дей­ствительно, «человек выше сытости»... если он сыт. А мы внушаем этот девиз людям, забыв предварительно их накормить. А ведь еще Иисус Христос сказал, что: «Безнравственно читать проповеди голодным».

Государство с его больной экономикой не в состоянии в настоящее время заботиться о здоровье своих сограждан. Поэтому каждый человек должен знать основные достижения в вопросах формирования, сохранения и укреп­ления здоровья. Медицина сегодня лечит болезни, а не формирует у народа жизненные ус­тановки на здоровье и здоровый образ жизни. Когда горит дом - его надо ту­шить. Врачи только «пожарные», а не «архитекторы, строящие здоровье».

Ведь здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных, т.е. природных и социальных и эндогенных - наследственных, половых, возрастных факторов.

Остановимся  кратко на основных компонентах здоровья.

1. Соматическое (физическое) здоровье - текущее состояние органов, систем органов челове­ческого организма и уровень их структурных и функциональных резервов.

2. Психическое здоровье - состояние психологической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее поведение человека. Это состояние обусловливается потребностями как биологического, так и социаль­ного характера и возможностями их удовлетворе­ния. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормаль­ного психического здоровья человека.

3.    Сексуальное здоровье - комплекс сомати­ческих, эмоциональных, интеллектуальных и со­циальных аспектов сексуального существованиячеловека, позитивно обогащающих личность, по­вышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

4.    Нравственное здоровье - комплекс харак­теристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты,  в значительной мере определяющих духовную часть человека, его знания и воспитание, соответствующих характеру жизни человека общечеловеческим законам. Например: закону насыщенной потребности: человек должен ограничивать себя во всем; закону приоритета разума над силой: не применяй силу там, где можно добиться разумом; и т.д.

Могут быть отдельно выделены такие компо­ненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д.

Рассматривая виды здоровья, следует помнить, что в упрощенном, обобщающем виде можно считать, что критериями здоровья яв­ляются: для физического здоровья - я могу; пси­хического здоровья - я хочу; нравственного здо­ровья - я должен.

Чтобы противостоять рос­ту смертности, социальным инфекциям, изменению структуры питания населения может только человек с достаточно мощными резервами здоровья, которые, к счастью, для нас при умелом обращении хорошо поддаются тренировке. Здравым смыслом же здесь служит собственное самочувствие, которое вряд ли заставит человека делать то, что вредит ему. Итак, что­бы быть здоровым, необходимо:

•      ежедневно работать до пота, причем с помощью различных видов спорта, таких как бег, лыжи, плавание, хорошо тренирующих сердечно­ сосудистую и дыхательную сис­темы;

•      не забывать, что человек есть то, что он ест, что еда без аппетита - один из скучнейших способов самоубийства, а от пи­щевой зашлакованности лучше всего помогают еженедельные «пищевые выходные»;

•      термозакаливание - луч­ший из природных факторов, поддерживающих нашу иммун­ную систему в хорошем тонусе;

•      дыхательная гимнастика - обязательный компонент любой оздоровительной системы, ведь стремительный темп жизни, стрессы уже привели к своеоб­разному синдрому нарушения дыхания, называемому «одышкой цивилизации». Кроме того, избыток тяжелых ионов в пере­гретых помещениях способству­ет импотенции, т.е. в силе оста­ется набивший оскомину тезис о том, что свежий воздух – залог личного здоровья;

•      только постоянный труд дает нам то, что мы называем счастьем.

Итак, движение, рациональ­ное питание, закаливание, дыха­тельная гимнастика, духовная гармония - это то, что должно присутствовать в вашей жизни каждый день. Эти 5 алгоритмов, 5 ключевых направлений по под­держанию здоровья, являются только его основными кирпичиками и, естественно, не ограничивают всего того арсена­ла оздоровительных методов, которые предлагает нам наука о здоровье.

Не надо пугаться и комплек­совать! Не так уж много време­ни занимает оздоровительный комплекс. Главное, должна появиться достаточно сильная мотивация, понимание того, что для личного здоро­вья необходимо работать и те­лом, и духом.

Прави­лом должно стать - ни одного дня без закаливающих процедур.

Тщательно следите за тем, что вы едите. Старайтесь  макси­мально обогатить ваш рацион овощами и фруктами. Не ли­шайте себя возможности хотя бы раз в неделю встряхнуть им­мунную систему однодневным голоданием или разгрузочным днем, что является к тому же хорошим очищающим сред­ством.

Увы, не модно, не престижно в нашей стране за­ботиться о своем здоровье, в отличие от наших западных соседей. Но ведь любое воз­рождение начинается с самого себя. И первой культурой, с ко­торой знакомится человек, должна быть культура физи­ческая. Ленивое тело стареет катастрофически быстро, так что собственное здоровье и счастье куют без выходных!

 Конечно, вначале будет не­просто, но, чтобы преодолеть инерцию, нужно приложить силу. Итак, постепенно, мето­дично, не отступая ни на шаг, держа в голове как путеводную звезду основные алгоритмы здо­ровья, постепенно увеличивайте свою физическую и духовную активность, потому что другого пути к здоровью просто нет!

Благодарю вас за внимание, но, откровенно гово­ря, хочется верить, что кто-либо из вас прислушается к этим советам. Конечно, с пози­ции современного комфорта такой режим жизни представ­ляется противоестественным, хотя только он и может обес­печить нам нормальное здоро­вье. Следует помнить, что «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». (Геродот.)

Мультимедийная презентация.

alekseevkasosh.ucoz.ru

Формирование и основы здорового образа жизни

Формирование и основы здорового образа жизни

Прежде чем говорить о формировании здорового образа жизни и его основах, рассмотрим в нашем реферате понятие "здоровый образ жизни" (ЗОЖ). Существует множество, внятных, размытых или просто непонятных определений данного термина. Однако в данном реферате сформулировано уникальное определение: Здоровый образ жизни представляет собой систему жизненных ценностей направленных на то, чтобы вести активный образ жизни, правильно питаться и тем самым предотвращать заболевания и повышать естественную сопротивляемость организма.

В само понятие здорового образа жизни входит следующее:

– Оптимальный режим труда и отдыха

– Двигательная активность и закаливание

– Рациональное питание

– Отказ от вредных привычек

– Медицинская активность

– Соблюдение правил психогигиены

– Личная и общественная гигиена

– Гигиена семьи и брака

– Половое воспитание и сексуальное образование.

В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию здорового образа жизни у школьников и дошкольников. Все должны знать основы ЗОЖ.

Важным элементом здорового образа жизни является здоровье. В современной науке выделены следующие факторы оказывающие на него влияние:

– от человека, от образа жизни (50%)

– от наследственных факторов (20%)

– от экологии (20%)

– от работы учреждений здравоохранения (10%)[2]

Как видно из результатов научных исследований, основным фактором сохранения здоровья является образ жизни, а именно "здоровый образ жизни".

Итак, что же является основой ЗОЖ. Прежде всего, каждый человек должен любить и уважать самого себя. Именно это стимулирует человека к ведению здорового образа жизни.

Важной составляющей здорового образа жизни является умеренное и сбалансированное питание. То, что мы едим напрямую связано с тем, как мы себя чувствуем. Злоупотребление фастфудом и алкоголем ведет к ухудшению внешнего вида, ослаблению защитных функций организма и раннему старению организма.

Не менее важным для правильного формирования здорового образа жизни является соблюдение режима дня. Недостаток сна снижает иммунитет, сказывается на уровне жизненной активности и ведет к ухудшению общего самочувствия.

Важной составляющей ЗОЖ так же можно назвать двигательную активность. Каждому организму нужна достаточная двигательная активность, закаливание, обтирание, обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены. [1]

В процессе формирования здорового образа жизни важна психогигиена. Именно она требует от человека умений управлять своими эмоциями, уметь их сдерживать.

Помимо всего вышесказанного для каждого человека, пропагандирующего здоровый образ жизни, нужно отказаться от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, тем более – наркотиков.

Для здорового образа жизни очень важно безопасное поведение в быту, на улице и в школе. Оно обеспечит предупреждение травматизма и отравлений. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья.

В современном мире в большинстве развитых стран государство поощряет ответственность по отношению к своему здоровью. В ряде европейских стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физкультурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека.[4]

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровни формирования здорового образа жизни

Внимательно изучив рисунок 1, можно с уверенностью сказать, что формирование здорового уровня жизни является сложным процессом, действующим на нескольких уровнях человеческого развития и бытия.

Основы здорового образа жизни необходимы для полноценного становления каждого человека. Именно они позволяют плодотворно работать как на благо себя и своей семьи, так и общества в целом.

2. Культура здорового образа жизни

В настоящее время многие педагоги говорят о повышении роли ЗОЖ в системе воспитания школьников и дошкольников. Однако образовательные программы предоставляют недостаточное количество часов на предметы, связанные со здоровым образом жизни, что снижает возможности педагогов в области воспитания культуры здорового образа жизни.

В настоящее время в науке бытует следующая трактовка культуры ЗОЖ: это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Культура здорового образа опирается на систему важных принципов, воспитание которых помогает формировать здоровый образ жизни учащихся. Все эти принципы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Принципы формирования культуры здорового образа жизни учащихся.[7]

Принципы культуры здорового образа жизни

Характеристика принципа

Принцип природосообразности

Данный принцип включает в себя учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности.

Принцип формирования ценностных установок учащихся на здоровый образ жизни

Следование этому принципу культуры здорового образ жизни обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни.

Принцип народности

Принцип народности культуры здорового образа жизни предполагает учёт в процессе воспитания ЗОЖ национальной культуры, традиций и родного языка.

Принцип культуросообразности

Данный принцип обозначает процесс включения в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьеориентированной творческой деятельности.

Принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья

Данный принцип базируется на признании учащегося субъектом процесса здоровьетворческой деятельности.

Принцип здоровьетворческой активности

Данный принцип культуры здорового образа жизни базируется на активной личностной позиции учащихся в формировании и соблюдении здорового образа жизни.

Принцип интеграции воспитательного воздействия

Данный принцип предполагает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка, рамках воспитания культуры здорового образа жизни.

Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.

Этот принцип важен в процессе формирования культуры здорового образа жизни учащегося. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.

Рассмотрев вышеуказанные принципы, нельзя не отметить, что большинство из них имеют широкую область охвата и напрямую не относятся к формированию культуры здорового образа жизни учащихся. Однако, их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.

3. Пропаганда здорового образа жизни

Развитие стремления к здоровому образу жизни у молодежи необходимо стимулировать посредством воспитательного воздействия и пропаганды.

Пропаганда ЗОЖ представляет собой систему развивающих мероприятий направленных на раскрытие сущности и пользы здорового образа жизни в рамках современных тенденций развития общества.

Рисунок 2. – Направления пропаганды здорового образа жизни

Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд.[6]

Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности.

Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Ребенка нельзя насильно принуждать к занятиям физкультурой, а также к соблюдению правил гигиены потому что ребенок быстро теряет интерес к этому.

При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. При этом формирование ЗОЖ является одной из первоочередных задач воспитания ребенка.

Воспитание здорового образа жизни в среде молодежи является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в ВУЗах и училищах, но и в общественных местах таких как кинотеатры, рестораны и клубы.

Современная молодежь, не смотря на тенденции к здоровому питанию и фитнесу, не осознает реальных последствий таких вредных привычек как нерегулярный сон, курение и употребление легких наркотиков. Бытует такая установка: Пока молод – можно все. С этим нужно активно бороться посредством адекватной пропаганды здорового образа жизни. [6]

Основные формы пропаганды здорового образа жизни:

Рисунок 3. – Формы пропаганды здорового образа жизни.

В завершения параграфа о пропаганде ЗОЖ необходимо подчеркнуть, что основные факторы, определяющие состояние здоровья населения – адекватная система мероприятий по работе не только с детьми и подростками, но и со взрослыми гражданами нашей страны.

При пропаганде ЗОЖ используются методы устной, печатной, наглядной и комбинированной пропаганды. В настоящее время достоверно установлено, что метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Кроме того, большую роль играет пропаганда здорового образа жизни в кинематографе и на страницах модных изданий.

4. Профилактика здорового образа жизни

В настоящее время очень важную роль играет профилактика здорового образа жизни. Важно помнить, что основная составляющая здорового образа жизни – это организация пропаганды здорового образа жизни и воспитание стремления молодежи быть здоровыми и полезными членами современного общества.

Формирование здорового образа жизни у молодежи должно базироваться на заботе о своем здоровье. Воспитание здорового образа жизни во многом зависит от адекватной профилактики в дошкольных заведениях, школах и ВУЗах.

Основные составляющие профилактики здорового образа жизни:

Рисунок 4. – Основы профилактики здорового образа жизни

Профилактика ЗОЖ должна быть организована в детских садах, школах, вузах и колледжах. В профилактику здорового образа жизни входит система мероприятий по борьбе с вредными привычками и воспитанием гигиены личного здоровья.

С раннего детства необходима профилактика здорового образа жизни, как в семье, так и в детских садах. Очень важную роль играет закаливание. В настоящее время закаливание представляет собой научно обоснованную систему специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающую в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.[3]

Ошибочным является мнение, что закаливание, как элемент профилактики ЗОЖ, противопоказано ослабленным детям. Только острые лихорадочные заболевания являются противопоказанием к закаливанию.

Важно помнить, что закаливание необходимо проводить правильно, в соответствии с разработанными методиками. Особенности указаны на рисунке 4.

Рисунок 5 – Правила закаливания дошкольников

Работу по профилактике здорового образа жизни в современных школах и высших учебных заведениях можно осуществлять с привлечением участковых врачей, наркологов, заведующих амбулаториями, терапевтов, стоматологов, спортсменов, полицейских, библиотекарей.

Профилактика здорового образа жизни включает в себя пропаганду отказа от курения, алкоголя и наркотиков. Кроме того, важно помнить, что самосовершенствование является частью профилактики ЗОЖ. Человек должен осознать роль ЗОЖ и его культурную ценность, только в этом случае становится эффективным любая профилактика. Основы здорового образа жизни должны взращиваться посредством регулярной и адекватной профилактики в детских садах, школах и высших учебных заведениях.

Если у человека с детства семьёй и воспитателями не заложена тяга к здоровому образу жизни, ступить на стезю самосовершенствования становиться намного сложнее.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность