НОВОСТИ |
Формирование здорового образа жизни подростков на примере старшеклассников п Стойба Амурской области (стр. 1 из 16). Здоровый образ жизни подростковРоль здорового образа жизни в развитии, воспитании и образовании подростковЧалова Оксана Юрьевна Роль здорового образа жизни в развитии, воспитании и образовании подростков Содержание I. Введение 1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление 1.2 Составляющие ЗОЖ и основные факторы окружающей среды, влияющие на человека 1.3 Досуг и двигательная активность: польза и необходимость развития своего тела 1.4 Влияние физической активности на мыслительные процессы 1.5 Важность рационального питания для хорошего самочувствия и учебныхуспехов II. Заключение III. Список использованныхисточников «Искусство продлить жизнь - это искусство не укорачивать её» Введение Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется отчаяние, боль, озабоченность, за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья детей. По данным НИИ, около 90% школьников имеют отклонения здоровья. Дети оказываются больными с момента рождения. 80% хронических заболеваний у детей развиты в раннем возрасте, 70% учащихся страдают гиподинамией. Заболеваемость скелетно-мышечной системы учащихся за последние 20 лет выросла в 27 раз. У многих наблюдается дисгармония физического развития: дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы. Число здоровых детей период обучения с 1-9 классы, уменьшается в 4 раза, страдающих близорукостью увеличивается с 3% до 30%. Каждые 10 лет распространённость психических заболеваний среди детей и подростков возрастает на 10-15%. В структуре психической патологии, преобладает умственная отсталость (59,5%). В образовательных учреждениях области обучается 6000детей с задержкой интеллектуального развития. Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией. Рост увеличения среди школьников, молодёжи: курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне культуры здоровья, гигиенических знаний, а так же о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания не только в семье, но и в коллективах. В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. Подавляющая часть заболеваний современного человека обусловлена, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Поэтому ЗОЖ служит принципиальной основой профилактики заболеваний. Здоровый образ жизни для подростков не просто важен, а жизненно необходим, если юный человек и его родители хотят, чтобы он достигал успехов, был здоровым и целеустремленным. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм подрастающего поколения в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров - все это создает реальный кризис для человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости и преступности среди молодёжи. Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащийся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений. Уже в школьном возрасте под влиянием социальной ситуации, которая сложилась сейчас в нашей стране, многие дети попали под влияние «уличной идеологии» с пресловутым девизом «чем хуже, тем лучше», привычным стало видеть грубое отношение к старшим. Вообще сегодня в их отношениях, как и в отношениях взрослых, процветает грубость, жестокость, коварство, алчность и лицемерие. Формирование здорового образа жизни у школьника требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания на уроках и роль учителя в этом чрезвычайно велика. Направленность учебного процесса в образовательных учреждениях оказывает существенное влияние на формирование культуры здоровья учащихся. Если человек знает, как сохранить здоровье, это ещё не означает, что он это будет делать. Наряду с обучением, практическими навыками оздоровления, становится актуальной проблема помощи в выборе системы ценностей, формирования мотивации здоровья. Успеха в этом направлении можно добиться, используя методы активного обучения, коммуникативные тренинги, охватывающие работу с учащимися. Учитель, как и медицинский работник, должен придерживаться заповеди «не навреди». Культура здоровья педагогов позволит не только поддерживать им свой уровень здоровья, но и воспитывать здоровое поколение. Формирование культуры здоровья – вот направление, которое должно, прежде всего, осуществляться в образовательных учреждениях. Ведь даже самый грамотный педагог, не обладающий культурой здоровья, может нанести вред здоровью детей. Только педагог, несущий в себе ценности здорового образа жизни, может воспитывать здорового ученика. Прежде всего, педагогам необходимо иметь чёткое представление о гигиенических детерминированных мотивационных основах детей и подростков различных возрастных периодов. Используя в своей педагогической практике знания врождённых свойств характера детей. На этой основе педагог сможет формировать поведение здорового образа жизни. Так что такое здоровый образ жизни? Сегодня все знают, что это надёжное средство сохранения и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни – это совокупность духовных ценностей и фактических деятельных форм по сохранению здоровья. Он включает в себя целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов: 1. Адекватная физическая активность. 2. Закаливание. 3. Рациональное питание. 4. Личная гигиена. 5. Правильное соблюдение режима дня. 6. Соблюдение режима труда, отдыха и сна. 7. Отсутствие вредных привычек. 8. Здоровый психологический климат. 9. Экологическая и психологическая культура. 10. Внимательное отношение к своему здоровью. Мы остановимся только на нескольких важных аспектах, которые, так или иначе, волнуют каждого родителя. Важное правило здорового образа жизни – ничто не должно мешать естественному обновлению организма, а образ жизни должен способствовать его росту и развитию. Что бы вырасти здоровым и деятельным человеком, прежде всего, следует воспитывать у себя умение правильно организовать свой день. Правильно организовать свой день – это значит соблюдать режим. А правильный режим дня – это такой распорядок жизни, который предохраняет от переутомления, обеспечивает хорошую работоспособность, укрепляет здоровье и в то же время позволяет хорошо отдохнуть. Задачи, которые юноши и девушки решают в этот период, связанны с учебой, выбором будущей профессии, а также формированием зрелого организма требуют от человека динамичности и интенсивности. Досуг необходимо направить на восполнение потраченных сил, а также на выявление и развитие имеющихся способностей. Физическая культура — обязательный элемент здорового образа жизни Движение вообще является одним из самых главных признаков жизни. Для подростков наличие физической активности означает повышение работоспособности и, естественно, укрепление здоровья. Печальный момент — достаточно не большой процент населения целенаправленно занимается физкультурой. Как следствие гиподинамия (недостаток движения) является причиной возникновения разнообразных заболеваний сердечнососудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и других органов человеческого тела. Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается. Уже на следующий день эксперимента эффективность работы достигает только 50%, резко усиливается нервное напряжение, растет раздражительность, снижается концентрация внимания, увеличивается время выполнения задач. В общем, результат не самый радужный. Именно поэтому так необходима хоть небольшая, но регулярная зарядка! Важность физической нагрузки оказывается, чрезвычайно важна для нашей мыслительной деятельности. Так происходит, потому что наш мозг задействует в процессе умственной деятельности только 10% нервных клеток. Все остальные регулируют работу нашего тела. Для мыслительной деятельности исключительно важно, чтобы с периферии поступали сигналы-импульсы. Если головной мозг перестает получать такую стимуляцию, то его деятельность постепенно затухает и человек хочет спать. Из всего указанного следует вывод, что мышечное напряжение является одним из необходимых условий мыслительной деятельности. Каждый из нас, кто сталкивался с утомлением после сложного трудового дня, сейчас может осознать то, что эта усталость является следствием усталости коры мозга, снижению количества кислорода и глюкозы в крови, а также накопления метаболических продуктов обмена. Стоит разобраться, как снимать эти негативные последствия, чтобы полноценно вести здоровый образ жизни молодежи. Итак, есть несколько способов решить такую проблему. Во-первых, можно отдыхать пассивно, во-вторых, употреблять медикаментозные средства повышающие работоспособность клеток мозга. Первый вариант не особо эффективен, а второй ведет к нервному истощению. Есть еще третий способ, который является еще и безопасным. Для этого необходимо любое физическое напряжение мышц и тела в целом. Подойдет любая спортивная деятельность: бег, плавание, йога, гимнастика и т. д. Усилить эффект поможет закаливание, которое стимулирует защитные свойства организма, улучшает местный иммунитет. Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек зрения. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. И сюда, кстати, относятся не, только, заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса. Нерегулярное питание у школьников возникает вследствие большой загруженности учебным процессом, недостатком времени. Проблема усугубляется тем, что с едой поступает недостаточный уровень микроэлементов. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни. Правильное питание для подростков меню включает порядка 50 разнообразных компонентов. Человек нуждается во всех питательных веществах, причем необходимо, чтобы они входили в определенных пропорциях. Те определяются с учетом пола человека, его возраста и других факторов. Учебный процесс для подростка во многом связан со стрессами. В такие периоды времени необходимо помнить о том, что организм как никогда нуждается в белках, витаминах группы В, пантотеновой кислоте, витаминах А, Е, холине, поскольку каждый из этих элементов участвуют в выработке гормонов гипофиза и надпочечников. Казалось бы, а причем здесь эти гормоны, но способность нашего организма противостоять стрессам во многом зависит именно от них. Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что есть хорошо, а чего они хотят избегать. Если родители считают, что могут проконтролировать каждый шаг своего чада, то они глубоко заблуждаются. Именно поэтому важно чтобы принципы ЗОЖ были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу. Список использованных источников 1. Мановский О.Ф. «К здоровью без лекарств».-: Советский спорт, 2010. 2. Козлов В.И. «Береги здоровье смолоду». - М.: Физкультура и спорт, 2010. 3. Школьные технологии // Научно – практический журнал школьного технолога, 2014. С.240 4. Сопратов Н.Е. «Мотивационные основы здоровье сберегающего воспитания детей //Воспитание школьников.-2013-№9.-с.44. 5. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей школьного возраста: сборник статей.- Смоленск: ГОУДПОС «СОИ УУ»,2010.-с.164 6. Физическая культура // Методический журнал.2012-№2-с.64 7. Здоровье детей №5, 1-15марта. 2011.-с.48 Формирование здорового образа жизни подростков на примере старшеклассников п Стойба Амурской области (стр. 1 из 16)Работа представлена на 95 с., состоит из 2 глав, введения, заключения; 53 источников литературы, 11 таблиц, 6 рисунка, 8 приложений. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование, алкоголь, курение, вредные привычки, физическая культура, спорт. В работе были использованы материалы исследований российских и зарубежных авторов. В данной работе обоснованы выбор и актуальность темы исследования, сформулированы его проблема, объект, предмет, цель и гипотеза. Указаны задачи, методы и теоретико-методологические основы исследования. Проведена диагностика подростков на предмет формирование здорового образа жизни подростков, разработана программа мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни подростков, приведены сведения об апробации и эффективности реализации программы. Содержание Аннотация Введение 1. Теоретические основы здорового образа жизни 1.1 Состояние здоровья школьников как социально педагогическая проблема 1.2 Здоровый образ жизни: понятие, структура 1.3 Факторы и методы определяющие здоровый образ жизни 2. Формирование здорового образа жизни подростков в образовательной школе на материале МОУ средней школы п. Стойба 2.1 Состояния здорового образа жизни подростков 2.2 Обоснование и реализация программы направленной на формирование здорового образа жизни подростков 2.3 Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков Заключение Библиографический список Приложение А Приложение Б Приложение В Приложение Г Приложение Д Приложение Е Приложение Ж Приложение З Актуальность темы . Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия и т.д.). Как отмечают ученые "Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала". Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми записями знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье. Здоровье населения республики - высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 1996 г., 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 - 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% - хронические заболевания, 60% - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии - науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологии, социальные педагоги и другие специалисты. При этом должна быть преемственность валеологической педагогики, начиная с родителей, далее учителей и. т.д. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни. По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов. По данным Минздрава Российской Федерации из шести подростков, прошедших медицинский осмотр в 94,5% выявлены заболевания, при этом треть заболеваний ограничивают выбор профессии. Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен ее актуальностью на сегодняшний день. Валеологическая деятельность социального педагога начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Только знания ребенка (подростка) помогут социальному педагогу принять решения в помощи ребенку. Необходимо знать о его здоровье, его отношения в семье, в школе, среди сверстников. Объект исследования: состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах. Предмет исследования : выявить факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни и определить пути формирования здорового образа жизни школьников. Цель исследования : изучить и разработать направления формирования здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе. Задачи исследования: Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни. Выявить состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах. 3. Разработать программу, направленную на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательных школах. 4. Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе. Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если: учитывать основные особенности детей; создавать условия для формирования здорового образа жизни подростков; применять на практике различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе; совместными усилиями педагогов, социологов, психологов и других специалистов проводить профилактику вредных привычек Только в комплексе, принятые меры, направленные на формирование здорового образа жизни подростков общеобразовательной школы, впоследствии произведут положительное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал подростков. Методы исследования: Теоретические: анализ различной литературы Эмпирические: анкетирование, тестирование, интерпретация данных, итоговый математический анализ Оценка эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе Практическая значимость: программа, направленная на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе может применяться в школьных программах при профилактике вредных привычек и здорового образа жизни. База исследования : МОУ средняя школа п. Стойба. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет бедующее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказываю неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения. Здоровье подростков, с одной стороны, чувствительно к воздействиям, с другой достаточно инертно по своей природе: разрыв между воздействием и результатом может быть значительным, достигая нескольких лет, и, вероятно, нам сегодня известны лишь начальные проявления неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков, а также всего населения России. [2. c 63] Поэтому важно на основе закономерностей формирования здоровья подрастающего поколения понимать фундаментальные законы его развития, направлять действия общества на изменение неблагоприятных тенденций, пока жизненный потенциал населения страны не пострадал необратимо. Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. mirznanii.com Статья "Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи"ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ Крюкова Е.И. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», п.г.т. Уренгой Пуровского района Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых. Учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья наших детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений. В связи с этим возрастает роль общеобразовательной школы, призванной обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, но и способной к творческому саморазвитию и творческому преобразованию окружающего мира, к формированию своего образа жизни. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся, решить следующие валеологические задачи: 1. Обеспечить безопасную и здоровую среду обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса. Валеологическая среда - это такая обстановка в образовательном учреждении, при которой обучение и ученику и учителю приносит здоровье и радость, а не болезни. 2. Привести все элементы учебного и вне учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями учащихся и учителей. 3. Содействовать воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества. 4. Обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений. 5. Помочь ребенку осознать заботу о нем Мира взрослых, тем самым дать ему ощущение ценности своей жизни, защищенности и свободы самовыражения. 6. Способствовать возрождению семьи, как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала. Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающих факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные ситуации. В действительности, однако, здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов здорового образа жизни. Понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности и т.д. Самые энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может за нас сделать зарядку, вовремя расслабиться, отказаться от лишней рюмки вина и сигареты. Наше здоровье и благополучие – дело наших рук. Чтобы быть здоровым, надо захотеть стать им. Для этого следует вести здоровый образ жизни. Самих по себе здоровье сберегающих образовательных технологий недостаточно для формирования у детей ценностной установки на здоровье и здоровый образ жизни. Если ученик сам не ориентирован на укрепление своего организма, не работает постоянно над улучшением состояния собственного здоровья, то нечего ждать от него сознательного отношения к здоровому образу жизни. Здоровье в иерархии ценностей многих подростков занимает довольно низкое положение, что отражается в их склонности к рискам, асоциальному поведению, агрессии. С таким отношением учащихся (да и их родителей) к здоровью нередко сталкиваются школьные педагоги. Необходимо постепенно формировать у школьников убеждение в том, что успешность и высокое качество жизни зависят от собственной культуры человека, от того, насколько внимательно и заботливо он сам относится к здоровью — своему, других людей, к состоянию социокультурной и природной среды. Понимание школьниками здоровья как эстетической и нравственной ценности, а не просто как «внутреннего ресурса человека» повышает привлекательность здорового образа жизни, активизирует позицию учащихся в преодолении трудностей, в сопротивлении давлению анти социальных группировок. Таким образом, в данной работе понятия «установка» и «ценностная ориентация» на ЗОЖ синонимичны. Как же можно создать заинтересованность и готовность (установку) вести здоровый образ жизни? В общем плане для установки любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить несколько факторов, существенных для установки здорового образа жизни: 1) Знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему; 2) Желание быть хозяином своей жизни – вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты; 3) Положительное отношение к жизни – взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться; 4) Развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь; 5) Проговоренные правила в семье; 6) Способность конструктивно справляться со своими негативными чувствами; 7) Адекватная самооценка; 8) Личный пример родителей. И не следует забывать о том, что стремление современного подростка сохранить и укрепить своё здоровье должно быть ориентировано на понимание важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально полезной, и, главное, будущей профессиональной деятельности, ведь часто и выбор специальности определяется кругом требований, которые предъявляются и к состоянию здоровья человека. Важнейшее направление воспитательной работы в школе - формирование у школьников здорового образа жизни. Как привить подросткам тягу к физкультуре и спорту, активному отдыху, рациональному питанию, соблюдению правил гигиены? Как уберечь их от пагубного влияния курения, алкоголя, наркотиков? Как выстроить воспитательную работу в классе так, чтобы здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью подростка? В качестве основных форм воспитания ценностных основ здорового образа жизни могут выступать: классные часы, «метод проектов», индивидуальное воспитательное взаимодействие, учебные занятия по физической культуре и предметов гуманитарного цикла. Для вовлечения учащихся в процесс здоровьетворчества (внимание к собственному здоровью, выработка индивидуального стиля жизни) важно, чтобы среда мотивировала их на эту деятельность. Идеи самообразования, самосовершенствования, самораскрытия, самоопределения могут овладеть детьми и подростками, если среда ежедневно предоставляет им возможности для реализации этих процессов. Всеобщее внимание привлекают «говорящие стены» (цитаты, поговорки, пословицы о здоровье, записанные изречения самих учащихся, учителей), регулярно обновляемые фотовыставки, информационные стенды о здоровом образе жизни, спорте, экологических аспектах здоровья, выставки детских агитплакатов и коллажей. Все это заставляет школьников задуматься над самим понятием здоровье, связать его с поведением человека, а также состоянием природы. Таким образом, чтобы формирование установки на здоровый образ жизни во внеклассной работе проходило эффективно, следует: Во-первых, при организации и проведении внеклассной работы обязательно ставить цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты. Во-вторых, перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей. В-третьих, воспитатель должен обладать высокими личностными качествами, во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога, прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям. То есть, педагогу, чтобы научить детей здоровому образу жизни, требуется в первую очередь самому его соблюдать. И, наконец, только тогда формирование установки на здоровый образ жизни у подростков станет возможным, если воспитанник с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше. infourok.ru Здоровый образ жизни молодёжи.Баранова Анна Андреевна Студентка КемГУ, Россия, г.Кемерово E-mail: [email protected] Научный руководитель: Скотникова Лариса Николаевна Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения. Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Отметим, что он для каждого индивидуален. В своей жизнедеятельности человеку нужно руководствоваться всеобщими законами вселенной. В социальном — особенными законами общества, в биологическом — индивидуальными законами своего организма. В последние годы социальные программы, государственные органы и организации, задействованные в системе общественного здоровья, подчеркивают необходимость предотвращения заболеваний в противовес расширению сферы предоставления медицинских услуг, а также на внедрение образовательных программ, направленных на укрепление здоровья населения в целом. В обществе возникает потребность не только сохранять здоровье каждого гражданина, но и формировать его в процессе всего периода жизни. Особое значение имеет деятельность, направленная на формирование здоровья детей и молодежи. Именно подрастающее поколение является будущим государства. Молодежь представляет собой особую социально-возрастную группа, что отличается своим статусом в социуме и возрастными рамками: переход от детского и юношеского возраста к социальной ответственности. Существуют определенные возрастные ограничения, позволяющие относить категорию молодежи в данную группу, а именно — нижняя граница — 14-16 лет и верхняя — 25-36 лет. Под здоровьем понимаем состояние полного физического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствие болезней и каких либо физических дефектов. В современном понятии здоровье является не только личным делом граждан, но и всего общества в целом. Был проведен опрос среди учащихся старших классов, а так же среди студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Опрос показывает, что 32% людей, считают, что они полностью здоровы после своевременного посещения врача. 15% людей включили в заботу о здоровье двигательную активность, под которой они понимают посещение спортзалов, фитнес — центров, бег по утрам и конечно же утренняя зарядка. 14% ведут здоровый образ жизни просто прогуливаясь по улице до магазина (в чьем — то понимании и это забота о здоровье). 39% опрошенных ничего не делают для того, что бы сохранить здоровье. Здоровье нашей молодежи в основном зависит от образа жизни, а точнее от привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, а вредные тормозят ее становление. К вредным привычкам можно отнести нерациональный режим дня, не правильное питание, а так же низкая физическая активность. Но наиболее вредными являются употребление наркотиков, курение, злоупотребление алкоголем. Эти привычки могут, незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека. Хочется, чтобы нынешняя молодежь и в будущем подрастающие поколения заботились о своем здоровье. Для этого, с раннего возраста необходимо вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, правильно питаться, закаливаться, соблюдать правила личной гигиены, отрицательно относиться к вредным привычкам. Литература
journalpro.ru Здоровый образ жизни подростка | Социальная сеть работников образованияСочинение на тему «Образ жизни современного подростка» Здоровье и счастье – это то, что необходимо каждому человеку. Но никто не бережет свое здоровье. Все потому что курят, пьют, употребляют наркотики. Как гласит народная мудрость, с которой нельзя не согласится: «Здоровым будешь, все добудешь». Забота о своем здоровье – это долг и обязанность каждого человека. Чтобы не болеть, надо заниматься спортом. Спорт – это наслаждение, согласие, гармония разума и силы. Спорт – это труд. Когда человек занимается физкультурой и устает, то нуждается в отдыхе. Отдых может быть разным. Некоторые смотрят телевизор или сидят за компьютером, а другие отдыхают на природе. Почему-то такой отдых у многих ассоциируется с различными негативными развлечениями: спиртным, сигаретами и наркотиками. «Запретный плод - запретен», - гласит древняя пословица. Сначала после употребления этого яда появляется любопытство, подражание, стремление к самоутверждению, затем сильнейшее привыкание, и вот уже человеческий мозг оказывается в плену у «чудовища». Алкоголь табак и наркотики – это три головы одного «чудовища», которое приобретает страшную власть над человеком, в первую очередь это дети и подростки. Молодые люди считают, что курить – это круто и модно. После того как человек принял алкоголь, он становится похожим на павлина: он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем человек приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом уподобляется льву и становится гордым, самонадеянным, уверенными в своей силе. В конце он превращается в свинью и подобно ей валяется в грязи. Эти все слова относятся к взрослому человеку. Молодой организм намного слабее взрослого, и выпив, быстрее пьянеет. Сейчас страшным увлечением подростков являются наркотики. И как следствием этого – СПИД. Согласно статистике каждую минуту ВИЧ – инфицируются четыре человека в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. Лекарство от наркомании – это сам человек, его сила и воли. Кто такой наркоман? Преступник или жертва? Наркоман, конечно же, жертва, но очень часто он является преступником, потому что ему нужны деньги на наркотики. Римский философ Сенека считал что «Люди не умирают, они убивают себя сами». Все знают, что здоровье нужно беречь. Радость и счастье здоровье и долголетие - все это необходимо каждому из нас. Ведя здоровый образ жизни, мы укрепляем и физическое состояние и дух. Подростки прогуливаются по городу, по паркам, общаются друг с другом вживую. Ходят, друг другу в гости. Это могут быть большие компании и в тоже время маленькие. В больших компаниях очень хорошо и весело проводят время. Но некоторые при этом пьют и курят. Мне это не нравится. Многие подростки сейчас занимаются спортом, но не ради здоровья, а ради красоты и фигуры. Иногда употребляют препараты, которые негативно влияют на здоровье. Это конечно не есть хорошо. Интернет – это первое что приходит на ум, когда говорят о современной молодежи. Если уж пошла речь о подростках тринадцати - семнадцати лет, то они по несколько часов проводят за компьютером. Есть история моих знакомых, которые приходят в школу и все время разговаривают о том сколько они убили, какое оружие у них есть, и т.д. Однако не все время и не все проводят свое свободное время, за компьютерами играя в игры и общаясь только в социальных сетях. Современные подростки редко ходят в библиотеку, это, конечно же, не означает, что они не читают, сейчас очень много электронных книг, но они все равно не смогут заменить бумажные носители информации. Сейчас мы живем в такое время, когда нам не удается качественно и в положенное время принять пищу. Утоляя голод, мы расплачиваемся за это своим здоровьем, приобретая различные заболевания. Питание человека – это один из факторов внешней среды, который влияет на здоровье работоспособность и продолжительность жизни. Неполноценное и неправильное питание приводит к нарушению функции отдельных органов и к общему ослаблению организма – истощению. Эта недостаточность особенно сказывается на детском организме, задерживая их рост, физическое развитие. А также способствует нарушению обмена веществ. Для здорового питания необходим ежедневный прием пищи строго в определенное время. Из всего этого мы делаем вывод что питаться надо правильно для того чтобы не навредить самому себе. И не стоит курить, пить алкоголь, принимать наркотики, ведь мы этим ядом себя убиваем. nsportal.ru нерешенные проблемы – тема научной статьи по медицине и здравоохранению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинкаЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ: НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ Зуйкова А. К. МОУ лицей № 7 г. Воронеж, ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия имени, Н.Н. Бурденко» МЗ РФ, кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики, Воронеж Здоровый образ жизни - это образ жизни отдельного человека с целью укрепления здоровья и профилактики болезней [1]. В настоящее время считается, что здоровье человека зависит от четырех групп факторов: во-первых, генетических, во-вторых, от развития медицины, в-третьих, от природноклиматических условий внешней среды, а в-четвертых, от образа жизни человека. Следовательно, на долю медицины и наследственности приходится всего лишь по 8-10 %, внешней среды - 20%, а большая часть здоровья (около 50%) зависит от образа жизни самого человека [3]. Сейчас много говорится о здоровом образе жизни, но большинство людей считают, что он включает в себя профилактику алкоголизма, курения и наркомании [2]. На самом же деле это и правильный режим труда и отдыха, и достаточная двигательная активность, удовлетворительные гигиенические условия и психологический микроклимат в семье, пребывание на свежем воздухе, полноценное питание и профилактика инфекций, передающихся половым путем, в том числе СПИДа. Целью исследования стала оценка осведомленности учащихся 10 классов о проблеме здорового образа жизни и выяснение их отношения к компонентам здоровья. Задачи исследования: 1. выявить уровень осведомленности подростков о здоровом образе жизни; 2. получить сведения об отношении учащихся к отдельным компонентам здорового образа жизни; 3. наметить перспективы для практической деятельности в образовательном учреждении и семье. Материалом для исследования стали результаты обработки анкет о здоровом образе жизни и его компонентов 30 человек: учащихся 10 классов, юношей и девушек. Испытуемым предложили ответить на 15 вопросов анкеты о здоровом образе жизни. По результатам исследования стало очевидно, что 53% опрошенных школьников не осведомлены о том, какие параметры включает в себя понятие «здоровый образ жизни». Для большинства из них здоровый образ жизни (ЗОЖ) это отсутствие вредных привычек и занятия спортом. К большому сожалению, основная масса учащихся старших классов - 26% указывает, что максимальную информацию о ЗОЖ они получают путём просмотра телепередач, 18% - от родителей, 13% - при общении со сверстниками, в то время как общеобразовательное учреждение практически не звучит в ответах на вопросы анкеты. 63% старшеклассников по их мнению не ведут здоровый образ жизни, но считают необходимым его придерживаться, в то время как 40% не настроены в принципе на соблюдение принципов ЗОЖ. Возможно, это связано с низкой мотивацией, с семейными традициями, а также с недостаточной и часто искаженной информированностью подростков по изучаемому вопросу. Интересными оказались результаты обработки ответов на вопрос: «К кому бы Вы обратились при наличии проблем с употреблением алкоголя и наркотиков?». Здесь 19% указывают, что попросили бы помощи в семье, 11% обратились бы к врачу, 9% решали бы свои проблемы совместно с друзьями. Так, становится очевидно, что роль родителей, учителей, их авторитет и способность помочь большинством детей ставится под сомнение. Далее выясняли, каковы причины начала употребления алкоголя и табака. Результат был ожидаемым - 44% считают, что курение и алкоголь облегчают процесс социализации; 13% назвали причиной начала употребления «подражание авторитетным людям»; 10% - снятие напряжения. Следовательно, роль социума, высокий стрессовый потенциал современного общества часто является фундаментом для развития пагубных пристрастий подростков, да и детей младшего школьного возраста. В этой связи были получены и другие тревожные результаты: 23% опрошенных употребляют алкоголь 12 раза в месяц; 33% считают, что в будущем употреблять алкоголь иногда вполне допустимо. Нас интересовало, насколько полно старшеклассники понимают все отрицательные последствия от употребления табака. Выяснилось, что только 43% опрошенных учащихся знают обо всех последствиях от курения. 57% считают, что курение влияет только на развитие заболеваний органов дыхания. Ясно, что выявленные результаты свидетельствуют о недостаточности и однобокости получаемой подростками информации. Известно, что большую роль в гармоничном развитии личности играет время, отводимое для сна [4]. Все старшеклассники отмечают периодически и постоянно беспокоящую их сонливость. По результатам анкетирования стало ясно, что 73% знают о необходимом количестве часов сна для своего возраста, а 27% не осведомлены об этом. Но 85% указывают на то, что соблюдать рекомендуемые нормы они не имеют возможности из-за нерационального распределения времени, гипрнагрузок во внешкольное время и высокого уровня ответственности и тревожности. Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012 По результатам анкетирования выяснилось, что, несмотря на большую загруженность в школе и во внеучебное время, подростки живут «под прицелом» телевизора. 87% из них не знают рекомендуемых безопасных временных норм просмотра телепередач, считая, что 2-3 часа в день это «нормальное» и «вполне допустимое» количество времени, проводимое перед телевизором или на его фоне. Выводы: 1. Выявлена недостаточная осведомленность подростков о проблеме формирования здорового образа жизни. 2. Основными источниками информации для школьников старших классов о компонентах здоровья являются телепередачи. 3. Обнаружена явно недостаточная роль общеобразовательного учреждения в приобщении подростков к ведению правильного образа жизни. 4. Повышение ответственности семьи может стать основой для формирования соматически и психологически здорового общества. 5. Обязательным и необходимым является составление программ для повышения мотивации к ведению здорового образа жизни современной молодежи. Литература 1. Вайнер Э.Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности/Э.Н.Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. - №3. - С.39-46 2. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Здоровье как образ жизни// Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. - 2007. - №2. - С.41-47. 3. Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема/И.Т.Сурвегина//Экология и жизнь. - 2007. - №4. - С.28-31. 4. Шмаков С. Детям о здоровье//С.Шмаков//здоровье всех от А до Я. - 2007. - №2. - С.94-128. 5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г. 6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г. 7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г. 8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. 9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. 10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. 11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. 12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. 13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. 14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. 15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г. Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012 cyberleninka.ru Представления подростков о здоровом образе жизниПредставления подростков о здоровом образе жизни Аннотация.В статье представлен анализфакторов здорового образа жизни, которые выявлены при помощи анкетирования подростков. Эмпирическая база статьи –результаты социологического мониторинга по изучению представлений школьников о здоровом образе жизни.Ключевые слова:социальные факторы, молодежь, здоровый образ жизни, оценка здоровья.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям). Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социальноэкономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. В связи с этим укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. В современной науке разрабатывается категория «социальное здоровье».На основе эмпирических данныхИ.В. Цветкова показала, что группы «сторонников ЗОЖ» и «равнодушных» существенно различаются в зависимости от форм деятельности, которые респонденты используют для укрепления собственного здоровья [1].Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) –сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и личности, включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей [2]. Раскрытие содержания понятия «здоровый образ жизни» как основного средства изучения явления дает возможность перейти от раскрытия содержания отдельных аспектов, сторон развития к пониманию его целостности и системности. Так, в работе Д.А. Изуткина и А.Д. Степанова «Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования» сущность понятия «здоровый образ жизни» раскрывается при помощи термина «жизнедеятельность». «Здоровый образ жизни,–пишут они,–это типичные и существенные для данной общественноэкономической формации формы жизнедеятельности людей, которые содействуют полноценному выполнению ими социальных функций и достижению активного долголетия»[3]. Аналогичную трактовку дает С.И. Горчак, который утверждает, что «здоровый образ жизни–это целостный способ жизнедеятельности людей, направленный на гармоническое единство физиологических, психологических и трудовых функций, что обусловливает возможность их полноценного, неограниченного участия в различных видах социальной жизни»[4]. Ряд авторов, в частности В.И. Водопьянов, под здоровым образом жизни понимают «особую социальную ценность»: «Здоровый образ жизни представляет собой особую общественную ценность, которая служит основанием активности личности как меры деятельности, сущностного социального качества, выявляющего высокую степень “включенности”индивида в общественные отношения»[5]. И.В. Цветкова анализирует понятие «здоровый образ жизни» в контексте показателей качества жизни молодежи[6]. УДК001С. Блажей выделяет четыре функции, свойственныепонятию «здоровый образ жизни»: идентифицирующую, сравнительную, оценочнуюи интегрирующую. Идентифицирующая функция позволяет на уровне субъекта образа жизни выделить отдельные индивиды, коллективы людей, способ существования которых содействует или препятствует сохранению и укреплениюих здоровья.Сравнительная функция позволяет не только выделить, но и сравнить специфические черты образа жизни людей с точки зрения их здоровья. В данном случае сравнение идентифицированных по образу жизни индивидов может производиться по разным параметрам: вопервых, по субъективным социальноэкономическим и культурным условиям, в которых реализуется образ жизни; вовторых, по структурным характеристикам организации человеком процессов своей социокультурной жизнедеятельности; втретьих, посложности и изменчивости образа жизни представителей различных социальных групп, в ходе изучения динамических аспектов социокультурной жизни людей. Оценочная функция позволяет рассмотреть качественную характеристику образа жизни человека как специфическую общественную ценность. Восновании такой оценки находятся конкретноисторические представления о тенденциях развития общественной жизни с точки зрения здоровья человека.В интегрирующей функции отражается единство медикосоциальных, медикогигиенических,медикобиологических, психологопедагогических исследований образа жизни человека [7].В социологическом исследовании «Здоровый образ жизни», которое было проведено в сентябре 2014 г., приняло участие 1672человека, среди опрошенных 48%юношейи 52% девушек. Восьмиклассников было опрошено 68% от общего числа, а десятиклассников –32%. Исследование проводилось методом анкетированияучащихся 8х, 10х классов 20 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений. В рамках исследования было проанализировано отношение респондентов к здоровью, здоровому образу жизни, проведен анализ самооценки здоровья и психофизических состояний.Изучение проблем здорового образа жизни подростков актуально в условиях крупного промышленного города,в социальной сфере которого, как пишет И.В. Цветкова, в последние годы обнаруживается немало острых проблем[8].Самочувствие школьников предполагается анализироватьисходя из их оценки собственного здоровья, частоты психофизиологических недомоганий, самооценки психологического самочувствия. Для более полной характеристики самочувствия школьников необходимо также выяснить, что они делают для укрепления собственного здоровья. Две трети опрошенных старшеклассников оценили свое здоровье как хорошее–болеют очень редко. 30% респондентов считают своё здоровье удовлетворительным –периодически испытывают некоторые недомогания.И лишь 5% опрошенных школьников считают свое здоровье слабым, поскольку болеют достаточно частоили имеют хронические заболевания.Среди подростков, участвовавших в данном исследовании, юношей, оценивших свое здоровье на «хорошо», заметно больше, чем девушек. 72% юношей отметили, что практически не болеют, тогдакак девушки отмечали хорошее здоровье в 58% анкет.Оптимисты намного чаще оценивают свое здоровьекак хорошее. А респонденты, пессимистично оценивающие свое будущее, чаще характеризуют свое здоровье как удовлетворительное или слабое.УДК001На наш взгляд, дело не только в том, что оптимисты видят все в положительном свете исобственное здоровье представляется имочень хорошим. Психологическое самочувствие непосредственно влияет на здоровье. Оптимисты,благодаря позитивному настрою, и болеют реже. Опрос показал прямую зависимость самооценки здоровья учащихся от их умения выстраивать отношения с другими людьми. Заметно выше оценка здоровья у тех школьников, у которых сложились дружеские отношения с одноклассниками и хорошие, доверительные отношения с большинством учителей.Данные исследования подтверждают тот факт, что подростки, которые стараются вести здоровый образ жизни и заботиться о состоянии своего здоровья, занимаются спортом, закаляются, не имеют вредных привычек, реже болеют и жалуются на свое здоровье.Результаты опроса демонстрируют, какое большое влияние на самооценку здоровья подростка оказывает семья. Значительно чаще отмечали хорошее состояние здоровья дети из материально благополучных, полных семей, из семей, где взаимоотношения основаны на взаимопонимании и уважении друг к другу. А также состояние здоровья выше у тех детей, чьи родители сами заботятся о своем здоровье, не имеют вредных привычек, азначит, прививают культуру здорового образа жизни своим детям. Одной из задач исследования является отслеживание самооценки психофизиологических состояний школьников.Участникам опроса предлагалось отметить те или другие виды недомоганий, если они их испытывают хотя бы время от времени. Таблица 1Частота психофизиологических состояний подростков(% от числа опрошенных школьников) Психофизиологические состоянияПо массивуПониженное настроение49Сильная усталость в конце дня45Раздражительность31Головные боли30Агрессивность17Быстрая утомляемость16Трудности сосредоточения15Тревожность13Боли в желудке11Беспокойный сон9Боли в сердце7Обострение хронических заболеваний4 Опрос показал, что чаще всего школьники испытывают пониженное настроение и сильную усталость в конце дня. Так ответили немногим менее половины опрошенных старшеклассников. Практически каждый третий респондент пожаловался, что время от времени испытывает раздражительность или головную боль. Можно считать, что вышеперечисленные психофизиологические состояния наиболее актуальны для старшеклассников.Остальные недомогания были отмечены реже.Агрессивность, быструю утомляемость и трудности сосредоточения время от времени испытывают менее 15–17% опрошенных школьников, тревожность –13%. УДК001Боли в желудке и беспокойный сон беспокоят каждого десятого из учащихся, принявших участие в данном опросе. Боли в сердце знакомы 7% школьников. Обострение хронических заболеванийотмечают лишь 4% подростков.Отслеживание динамики психофизиологических состояний школьников ведется с 2005 г. Однако в предыдущих исследованиях вопрос был сформулирован несколько иначе. Поэтому мы можем сравнивать частоту испытываемых старшеклассниками недомоганий, основываясь на местоположении данных недомоганий в итоговой рейтинговой таблице. В таком случае нужно отметить, что на протяжении всего периода проведения подобных исследований мнение опрашиваемых подростков менялось незначительно. Из года в год наиболее часто отмечаемыми негативными состояниями школьников остаются пониженное настроение, раздражительность и сильная усталость в конце дня. Можно отметить, что единственным существенным изменением, по сравнению с результатами предыдущих исследований, стало значительное снижение частоты упоминания в ответах такого симптома, как тревожность. В итоговой таблице его рейтинг упал с четвертой позиции до восьмой.Девушки чаще, чем юноши,испытывают все наиболее часто отмечаемые в анкетах виды недомоганий, аименно: сильную усталость –на 7%, головные боли –на 13%, пониженное настроение –на 14% и раздражительность –на 19%. Существует прямая зависимость частоты недомоганий от психологического самочувствия школьников. Ребятаоптимисты реже испытывают различные недомогания. А подростки, которым все представляется безрадостным, намного чаще жалуются на все приведенные в анкете негативные состояния. Школьники, не сумевшие наладить отношения с одноклассниками, чаще других отмечали, что им присущи агрессивностьи быстрая утомляемость. Те же негативные моменты и еще раздражительность и частые головные боли чаще отмечали подростки, у которых не налажен контакт во взаимоотношениях со многими учителями. Существенный фактор, влияющий на частоту недомоганий подростков,–взаимоотношения в семье. Значительно реже отмечены все виды недомоганий в анкетах школьников, если в семье царят взаимопонимание и любовь, а также финансовое благополучие.На наш взгляд, такие результаты получились не вследствие объективных показателей здоровья школьников, а по причине психологических установок. Высокий уровень доходов семьи и психологическая защищенность способствуют уверенности подростков в себе, своем здоровье, своем будущем, в том, что все проблемы и трудности успешно преодолеваются. Закономерен тот факт, что все виды недомоганий и негативных состояний существенно реже отмечают подростки, заботящиеся о своем здоровье, занимающиеся спортом, не имеющие никаких вредных привычек.На сегодняшний день в валеологии(науке о здоровье человека) четко просматриваются два подхода к совокупности определений понятия «здоровье», которые условно можно обозначить как статический и динамический.Статическая тенденция в подходе характеризуется стремлением определить «здоровье»в статике, то есть в основе ее лежит подход по внешней форме. Понятие «внешняя форма» означает устойчивость, состояние вещи как множества одновременно существующих ее свойств. Наиболее типичным образцом такого подхода может служить определение здоровья как состоянияполного физического, душевного и духовного благополучия, а не только как отсутствие болезни или инвалидности. В этом определении подчеркиваетсятриединая природа здоровья –телесная, психическая и психологическая.УДК001Физическое совершенство и психическая уравновешенность организма выступают необходимыми и достаточными условиями социального благополучия личности. Определенное состояние здоровья характеризует и определенный потенциал личности, показывает, как личность справляется с множеством ролей (функций). Особый акцент на это делается при динамическом подходе.Суть такого подхода –в выявлении изменяющегося свойства вещи или функции. Понятие «функция» показывает изменение вещи, характеризует процесс ее преобразования или динамику. Сторонники функционального (динамического) подхода (А.Д. Степанов и др.) определяют здоровье как состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять функции[9]. Близким по смыслу является и определение здоровья, устанавливающее корреляцию между системой потребностей и интегративной функцией по удовлетворению данной системы. Так, в исследованиях В.П. Петленкои Г.И. Царегородцевапод здоровьем понимается нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять систему материальных и духовных потребностей[10]. Такой взгляд дает нам функциональносистемный подход к определению понятия здоровья человека, а через него и к раскрытию содержания понятия здорового образа жизни.Что же вкладывают старшеклассники в понятие «здоровый образ» жизни и для чего, по их мнению, это нужно?Как и в предыдущих исследованиях, отвечая на вопрос «Что для Вас означает здоровый образ жизни?», респонденты имели возможность отметить столько вариантов ответов, сколько считали нужным. Результаты опроса приведены ниже в таблице в процентах от числа опрошенных.Таблица 2Представления подростков о здоровом образе жизни (% по столбцу) Факторы здорового образа жизниПо массивуЗанятия спортом 78Правильное питание73Отказ от вредных привычек67Здоровый сон52Личная гигиена47Положительные эмоции37Соблюдение режима дня27Предупреждение заболеваний, закаливание14 Как видно из табл. 2, рейтинг характеристик здорового образа жизни практически не меняется на протяжении всего периода мониторинга. Для большинства респондентов представления о здоровом образе жизни связаны, прежде всего, с занятием спортом (78%), правильным питанием (73%) иотказом от вредных привычек (67% опрошенных школьников). При этом занятия спортом как основной элемент здорового образа жизни человека значительно чаще отмечают подростки, ведущие активный образ жизни, редко болеющие, занимающиеся спортом и не забывающие про утреннюю зарядку и закаливание.Необходимо подчеркнуть, что в этом году количество старшеклассников, считающих, что правильное питание –это необходимое условие сохранения здоровья,выросло в 1,5 раза по сравнению с результатами предыдущих исследований. И это самое существенное отличие,и самый большой скачок за весь период мониторинга. Важность рационального, сбалансированного питания для наших респондентов УДК001практически приблизилась к самому значимому компоненту здорового образа жизни–занятиям спортом. Отказ от вредных привычек отметили две трети респондентов. Надо заметить, что немного реже (на 10%) отмечали школьники важность отказа от курения и других вредных привычек для ведения здорового образа жизни, чем это было два года назад. И в рейтинговой таблице данный вариант опустился на третье место. Отказ от вредных привычек чаще отмечали учащиеся десятых классов, нежели восьмиклассники. Вероятно, данная тенденция –это следствие влияния негативных социальных стереотипов на сознание молодежи, как это было отмечено вработах И.В.Цветковой [11].Соблюдение личной гигиены и здоровый сон набрали примерно половину голосов респондентов –47% и 52% соответственно –и занимают пятую и четвертую позиции рейтинга. Важность соблюдения этих условий для улучшения здоровья несколько уменьшилась.37% опрошенных подростков считают положительные эмоциипризнаком здорового образа жизни, 27%–соблюдение режима дня. И лишь 14% респондентов отметили, что предупреждение заболеваний и закаливание способствуют поддержанию собственного здоровья.Девушки в понятие «здоровый образ жизни» значительно чаще юношей включают правильное, рациональное питание, здоровый сон и получение положительных эмоций. Также девушки немного чаще отметилисоблюдение режима днякак необходимую составляющую здорового образа жизни. В представлении же юношей здоровый образ жизни–этопрежде всего занятия спортом. Каждый мужчина мечтает быть сильным, смелым и успешным, а этому способствуе e-koncept.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |