Доклад на тему «Формирование здорового образа жизни в студенческой среде». Учебники о здоровом образе жизни студентам


Учебники о здоровом образе жизни студентам — SportReview

Комментарии пользователей Александр Тараканов 29.12.2017 - 21:51

Дай нам тоже почитать про питание((

Pauline Kolesnikova 31.12.2017 - 14:39

Как ты не набираешь вес, когда столько ешь? Типа мозг съедает много калорий?

Юлія з 02.01.2018 - 08:02

Ой, мне тоже так надо

Katya Pusser 05.01.2018 - 01:49

Настя, полезное видео! спасибо) Ты кажешься очень активной, это кофе помогает тебе? Мне без кофе очень сложно делать дела свои(

Мария Урманова 06.01.2018 - 03:54

А у меня не получается очень много есть, просто не могу, иначе будет жуткая тяжесть в животе и часто тошнит во время еды, ем дольше всех, поэтому иногда тупо не успеваю доесть, меня все ждут :D. Но и не мало ем. И не пойму эту популярную фразу надо выходить из-за стола немного голодным, если я так делаю, то через час я уже дико голодная. А если буду ждать следующего приема пищи через 3-4 часа, то будет очень плохо вплоть до обморока, желудок будет болеть. Ничего не приходит через 15 минут. Может, моя повышенная кислотность в желудке все сразу переваривает и раздражает желудок. Мой знакомый сейчас ест один раз в день, вечером, где-то начитался, что так надо. Но ему легко, голод весь день не чувствует. Но думаю, что у него что-то обратное с пищеварением, нежели у меня. А он прям рассказывает, как это полезно, убеждает. Но я не представляю, что бы стало с моим желудком, если я утром уже такая голодная, что мне плохо. Интересно, кто еще практикует такое. Многие говорят, что чем меньше ешь, тем здоровее. Я в детстве мало ела, мясо не ела и все такое, и выросла очень слабая с больной нервной и гормональной системой. Заметила, что мне стало лучше, когда начала есть мясо, хотя его не люблю. Думаю, все нужно в меру. Не много, но и не мало))) И главное, разнообразие. Еще когда была в ЯПонии, меня удивило, как хорошо с моим желудком там стало. И долгое насыщение и никакой тяжести и тошноты. Вроде не плотно поел, а долго не голодный. Хотя европейский рис, например, у меня уже через полчаса переваривается. Японская кухня очень полезная! Но именно с японскими продуктами.

Іра Парипа 07.01.2018 - 13:42

Яка вона симпатична, ця настя =))) Дякую! :-)

Grass Rustle 10.01.2018 - 08:45

На что было снято это видео?

Anastacia Kay 12.01.2018 - 00:59

New cam - Canon g7x mark ii

Мария Семенова 13.01.2018 - 08:07

Настенька, что думаете о сыроедении?

Alina Pixy 15.01.2018 - 17:17

Мария Урманова полностью согласна с вами

Мария Урманова 17.01.2018 - 15:10

Я пробовала сыроедение, и это было ужасно по самочувствию. Но удивило, что вылечился гастрит, т.к. не ела жаренного, плюс сырые овощи снижают кислотность в желудке. Но сыроедить надо очень грамотно, я знаю, что большинство сыроедов страдают гормональными нарушениями, т.к. потребляют мало жиров. А еще холестерин является строительным материалом для гормонов, а он находится именно в животных жирах. У многих сыроедок отключаются яичники. Я в детстве не любила есть животную пищу, и гормональные проблемы у меня с самой юности, это мучение тоже. Еще проблемы с нервами и психикой. Как только я начала есть мясо пару лет назад, я заметила сильное улучшение самочувствия. Я сказала это своему психотерапевту, может ли такое быть, что улучшение от мяса, она сказала, что да, в животной пище есть витамины для мозга, которых нет в других продуктах. Короче, можно пробовать, но аккуратно, нужно консультироваться с врачом и смотреть по своему здоровью. Подруга долго сыроедила, стала как скелет, не выдержала. Многие говорят, что им помогает быть здоровее. Но врачи говорят, что есть пациенты, которые болеют сильно, но все-равно считают, что становятся здоровее. Это факт, что есть фанатики такого питания и не верят в реальность, вот их слушать не надо. Есть люди, которые реально себя хорошо чувствуют, когда сыроедят. Но это просто сильные организмы. Мой дедушка голод пережил, сильные стрессы на войне, 20 лет курил, работал ночами, но в почти 90 здоровее меня. Генетика. А я немного не высплюсь или маленько голодной побуду, мне становится плохо. Поэтому каждому свой тип питания, надо прислушиваться к организму и быть внимательным. И важно еще внутреннее состояние, спокойствие, мысли, здоровый сон, подходящий жизненный ритм, заниматься любимым делом. Это все влияет на здоровье, особенно психосоматическое. Это тоже у меня в опыте есть. Организм слушает нас, и бывает даже, что лекарство не действует только потому, что не веришь в лекарство или боишься, что не поможет. Мне и сами врачи говорили, что здоровье и от мыслей зависит. Учили меня правильно мыслить, когда лечение не помогало. Если регулярно медитировать и внушать себе, что что-то излечится, то действует и без лекарств. Тело с психикой сильно связано. Поэтому можно правильно питаться, но болеть. Нужен комплексный подход))))

Anastacia Kay 20.01.2018 - 06:57

Омг автокоррект))) не знаю

Anastacia Kay 22.01.2018 - 10:51

Ничего не знахари это / не интересуюсь!

Любовь Холонина 16.01.2018 - 05:00

Спасибо Вам огромное! Буду стараться за Вами успевать!) По себе заметила, что чем больше я нахожусь дома (сессия), тем больше мне хочется кушать. Может подскажите, что это такое?)) Я где-то читала, что когда мозг устает от монотонной работы, то он обманывает организм голодом, чтобы дать себе отдохнуть или это ерунда?)))) в общем у меня вот такая ситуэйшн, как с этим справиться? p.s. купила платье на Новый Год боюсь, что не влезу (

Йощ Вихве 18.01.2018 - 23:30

Класс! Очень хорошая идея! Я именно в зимний период тоже начинаю много есть и как бы обрастать жирком, будто собираюсь впасть в спячку😂 обычно люди всё планируют начать с Нового года, а здесь до. Это здорово! И желание чувствовать как то особенно вкус еды на праздничном столе, это мне особенно близко )) столько мотиваций! Спасибо,Настя❤️❤️❤️

heart 21.01.2018 - 16:47

Настя! Твой канал меня вдохновил всегда обращаться к тому как работает мой мозг. И это мне реально помогло с сентября перейти на сбалансированное питание (по калориям) и на спорт. Изменения просто очень сильные и в самочувствии в том числе. Потому что я каждый раз читала и смотрела что-то про мозг. А главное понимала, что моя лень и нежелание - это мозг. Это даже не вся осознаваемая я. В общем, спасибо тебе!

Юля Левина 24.01.2018 - 06:42

а я последнюю неделю решила посидеть на соках, тк сопли, кашель и недостаток энергии. Практика проверенная, чувствую себя в такие периодны дней на соках супер активной, позитивной, легкой. Удачи всем!

Юлия Д 25.01.2018 - 14:59

Да, давай, я тоже присоединяюсь!

Aleksandra Lysenko 26.01.2018 - 23:34

Интересно услышать твоё мнение о lchf питании и кетозисе.

my bae 29.01.2018 - 00:20

Настя, ты мой недосягаемый идеал, человек-осознанность и человек-эффективность!)

Ульяна Антонова 30.01.2018 - 16:29

Моя ситуация) только я начала есть намерено, потому что домой приехала впервые за пол года (отговорочки))) и ещё постоянно себя утешала,что нужны калории, чтобы думать (сессию сдавала) .

Karolina Ghost 01.02.2018 - 02:22

Настя, вы такое солнышко) досмотрела видео до конца и поняла, что улыбаюсь) спасибо за позитив и искренность, удачи!)

Elizabeth Kalinina 03.02.2018 - 04:11

Качество видео шикарное!

Настя Шаталова 06.02.2018 - 03:19

Актуально, но мне тяжело себя не жалеть во время сессии) Вы отмечаете рождество?

Mercury Rose 09.02.2018 - 01:38

Я не знаю как это выходит, но почему-то за месяц до Нового года я стала терять вес и так уже лет 7,я не понимаю как это работает. Кушаю как обычно, физическая активность тоже не менялась, но вес уходит. Есть один момент, который появляется - это эйфория перед праздниками, вдохновение и. т. п. Может поэтому. Но для меня это загадка.

centrzpp.ru

Доклад на тему «Формирование здорового образа жизни в студенческой среде»

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГАПОУ РС(Я)«Намский педагогический колледж им. И. Е. Винокурова"

Доклад на тему:

«Формирование здорового образа жизни в студенческой среде»

Выполнил: Давлетшин Виктор Викторович

Студент 4 курса ПОВТ-11

Руководитель: Григорьева Оксана Николаевна- старший воспитатель

2016 г. с. Намцы

Содержание:

Введение

  1. Понятие здоровья и здорового образа жизни

  2. Формирование здорового образа жизни студентов

  3. Основные факторы формирования здорового образа жизни

в студенческой среде

  1. Представления и факторы формирования здорового образа жизни

среди студентов Намского педагогического колледжа

Заключение

Список используемой литературы

Введение.

Здоровье наивысшее благо и бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества, это величайшая социальная ценность. С одной стороны, здоровье одно из основных условий выполнения человеком его биологических и социальных функций, деятельности в материальной и духовной сферах, творческой самореализации, с другой стороны, без сознательного, деятельного стремления индивида к укреплению своего здоровья невозможно реализовать свой потенциал. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Таким образом, поведение человека напрямую зависит от здоровья, а здоровье - от поведения, которое является проявлением определенного образа жизни.

Цель: Основной целью данной работы является представление системы о здоровом образе жизни в студенческой среде, условия и возможность формирования здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Дать общую характеристику здоровому образу жизни, и факторам их формирования

  2. Анализ отечественной и зарубежной литературы посвященной изучению здоровья студентов.

  3. Определить влияние различных источников информации на формирование о здоровом образе жизни.

  4. Выяснить, и их отношение к вредным привычкам.

Объект исследования- образ жизни в студенческой среде Намского педагогического колледжа в общежитии №2.

Предмет исследования – представление и факторы формирования здорового образа жизни в студенческой среде.

Понятие образ жизни охватывает всевозможные аспекты жизнедеятельности человека: труд, быт, досуг, формы удовлетворения материальных и духовных потребностей, мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения людей и т.д. Проблема здоровья это, прежде всего, проблема формирования здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни, на сегодняшний день, является актуальной аксиологической задачей. Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что принципы ЗОЖ - необходимые условия здоровья. По словам академика Е. Чазова, проблема теперь в том, чтобы эти принципы усвоил и освоил каждый. Человеку конца 20-начала 21 века приходится учиться здоровью!

Понятие здоровья и здорового образа жизни.

Если обратиться к историческому аспекту зарождения представлений о здоровом образе жизни, то впервые они начинают формироваться на Востоке. Уже в древней Индии 6 веков до н.э. в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них – достижение устойчивого равновесия психики. Первым и непременным условием достижения этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей среды. Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, в биакти-йоге понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Третий путь достижения внутренней свободы – путь разума, рассудка - предлагался джана-йогой, утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от знания, ибо оно повышает жизненную устойчивость.

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

  1. Формирование и изучение здорового образа жизни студентов

В настоящее время в понятие здоровье вкладывается не только отсутствие болезней, но и такие формы человеческого поведения, которые позволяют достичь высокого уровня физического, психического и эмоционального благополучия. В этой связи отношение к здоровью предстает как система индивидуальных, избирательных связей личности и различных явлений окружающей действительности, которые способствуют или угрожают здоровью людей. В это так же включается и оценка человеком своего психического и физического состояния. Люди проявляют свое отношение к здоровью в своих действиях и переживаниях относительно тех факторов, которые влияют на состояние их благополучия.

В статье анализируются проблемы связанные с формирование здорового образа жизни и отношением к здоровью на примере молодежной среды, как наиболее подверженной влиянию негативных стрессогенных факторов социальной группы. Приводится анализ моделей отношения к здоровому образу жизни на основе социологических исследований.

Ключевые слова: здоровье, алкоголизация, молодежь, табакокурение, здоровый образ жизни, модели здорового образа жизни.

Основные факторы формирования здорового образа жизни в студенческой среде.

К формирования здорового образа жизни у студентов

-режим труда и отдыха; в общежитие имеется свой внутренний режим дня, также каждый день по комнатам назначаются дежурные по уборки прохожих помещений общежития.

-организацию сна; с 23.00 все студенты находятся в своих комнатах, запрещается шуметь и выходить из комнат без особой причины.

-режим питания; в общежитие имеются для студентов буфет, продуктовый киоск. Имеются все условия для полноценного питания.

-организацию двигательной активности; в колледже имеются все условия для физического и двигательной деятельности, в этом году в колледже был открыт новый спорт зал в котором имеются все условия для физического развития.

-выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; раз в 2 дня в общежитие проводится санитарный обход по комнатам по контролю порядка санитарной нормы, каждый четверг у нас проводится генеральная уборка всех помещений общежития.

-профилактику вредных привычек; у нас часто

-культуру межличностного общения;

-психофизическую регуляцию организма.

-духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

-интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

-эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями.

Рассмотрим более подробно некоторые факторы здорового образа жизни.

Режим питания.

Следующей составляющей здорового образа жизни является, рациональное питание, когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон- равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит катеросклерозу,ишемическойболезнисердца,гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон- Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.Многие изэтих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Двигательная активность.

Оптимальныйдвигательный режим- важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов.Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает следующие нормы недельного объема двигательной активности:- учащихся ПТУ и средних учебных заведений - 10 - 14 часов;- студентов - 10 - 14 часов;

Закаливание.

Для эффективногооздоровленияи профилактики болезней необходимо тренировать исовершенствоватьв первую очередь самое ценное качество -выносливость в сочетании сзакаливаниеми другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней, месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая «забота» о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, онасодействуетослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффективных методов закаливания остается одной из важнейших.

Психологическая саморегуляция.

Кому не хочется иметь хорошее настроение? Если человек в хорошем настроении, он становится добрее, отзывчивее и красивее. Любое дело у него спорится, куда-то уходят тревоги и заботы, кажется, что нет ничего невозможного. Изменяется выражение его лица, в глазах появляется особая теплота, приятнее звучит голос, движения приобретают легкость, плавность. К такому человеку невольно тянутся люди. Но все меняется, если настроение плохое. Словно черная туча окружает человека. Он еще ничего не сказал, но уже можно ожидать неприятностей. Будто возникает некая отрицательная энергия, она передается другим, вызывает тревогу, напряженность, раздражение. Вспоминаются какие-то досадные мелочи, обиды, работоспособность резко падает, теряется интерес к учёбе, все становится скучным, неприятным, безысходным .

Наше настроение определяется в первую очередь эмоциями и связанными с ними чувствами. Эмоции - это первичные, простейшие виды реакции на какие-либо раздражители. Они могут быть положительными или отрицательными, сильными или слабыми, нарастать или, наоборот, снижаться. Иное дело чувства. Это сугубо человеческие качества, характеризующие наши личностные переживания. Очень важно, что в отличие от эмоций чувства возникают не спонтанно, а контролируются сознанием, подчиняются психике. Но настроение имеет не только психическую, но и психофизиологическую основу, управляется определенным гормональным аппаратом. Продукция этих гормонов в первую очередь подчинена психике. Именно психика, являющаяся продуктом деятельности мозга, выступает в роли главного судьи и распределителя.

Профилактика вредных привычек.

Очень многие люди начинают свое оздоровление сотказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле.Как установили специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними.

Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени.

Алкоголизм - одна из частых причин заболеванияподжелудочнойжелезы (панкреатита, сахарного диабета).

Статистика исключенных студентов по выявлению употреблению алкоголя.

В итоге практически мы помогли студентом развить негативное чувство к курению и алкоголю, научили относится серьезно к данной проблеме, то что это является не только проблемой одного человека, но и всего социального общества.

  1. Представления и факторы формирования здорового образа жизни среди студентов Намского педагогического колледжа.

По данному докладу проведен социальный опрос для студентов общежития №2, на тему «Здоровый образ жизни». Данное исследование позволило выявить отношение молодых людей к своему здоровью.

  Опрос показал, что 56,9% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет считают, что их здоровье в хорошем состоянии. Однако более старшее поколение в возрасте от 25 до 29 оценивает состояние своего здоровья более пессимистично. Указывают как «хорошее» - лишь 47,2% респондентов. При этом хорошо видно, что количество молодых людей говорящих, что их здоровье находится на удовлетворительном уровне, удваивается по сравнению с более младшей группой. Можно предположить, что к 26 годам молодежь более реально оценивает состояние здоровье. Так что стоит обратить внимание на то, что увеличивается число молодых людей, которые указывают на свое состояние здоровья, как «плохое» и «очень плохое» - то есть с возрастом их самочувствие ухудшается и они уже сами отмечают эти ухудшения, которые не позволяют им жить с прежней эффективностью.

Анкетирование:

1)Как Вы относитесь к здоровому образу жизни?А)это здоровоБ)можно обойтись и без негоВ)не могу ответить2)Ведете ли Вы здоровый образ жизни?А)даБ)нет, но стремлюсьВ)хотелось бы, но нет возможностиГ)жизнь коротка чтобы думать об этом3)Делаете ли Вы зарядку?А)даБ)нет4)Хотели бы Вы делать зарядку?А)даБ)нет5)Хотели бы Вы, чтобы в нашем общежитии проходили массовые зарядки?А)даБ)нет6)В какое время вы могли бы посещать массовые зарядки?А)7Б)8В)97)Готовы ли вы участвовать в массовых пробежках?А)даБ)нет8)В какое время вы могли бы посещать массовые пробежки?А)утромБ)вечером9)Занимаетесь ли вы спортом, активным отдыхом?А)даБ)если есть такая возможностьВ)меня это не привлекаетГ)хожу в спортзал (посещаю спортивную секцию)

Заключение.

Благодаря проводённой работе профилактике “ЗОЖ” существенно повысилось стастистика студентов занимающие позицию “ЗОЖ”. Исходя из стастики проведенной за последние 3 года в общежитии существенно снизился процент табокурения и акоголизма студентов.В этом году вообще не зафиксированы случаи употребления алкогольных напитков непосредственно в общежитии в общежитии среди студентов, что косается табокурения, то данный процент существенно снизился. Общими усилиями путём сбора подписи среди работников и студентов удалось закрыть и устранить алко маркеты в радиусе 800 метров.

Студенческим Советом проводятся следующие мероприятия по формированию зож среди студентов:

-Эстафеты

-Викторины

-Беседы с ПДН

-Беседы с фельдшером

-Игра между общежитиями №1, №2 “Хаар курэх”

Здоровье и здоровый образ жизни – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. Однако студенты не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и преумножать, дабы в перспективе он принес свои дивиденды. Молодые люди довольно уверенно ставят здоровье на первые места в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом, как показывают социологические исследования, они не предпринимают должных мер к сохранению и приращению этого капитала.

Основные требования здорового образа жизни – двигательная активность, рациональное питание, комфортные условия труда (учебы) и быта, рациональный режим труда и отдыха, оптимальная физическая нагрузка, отказ от вредных привычек, нормальная интимная жизнь, использование традиционных и нетрадиционных средств оздоровления. Большинство этих требований носит субъективный характер, и их выполнение зависит исключительно от самого человека.

Проблема здорового образа жизни студентов стоит достаточно остро, в студенческой среде ощущается недостаток знаний на эту тему, и многие из них испытывают потребность в получении соответствующей совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением и охраной здоровья, а также повышением работоспособности студенческой молодежи. Реальную помощь в решении этих проблем может оказать создание целевой программы, направленной на укрепление здоровья студентов и формирование здорового образа жизни, которая может рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в колледже. Естественно, в такой масштабной работе должна быть задействована не только преподаватели профильных дисциплин, медицинские работники, исследовательские коллективы, но и студенческие общественные организации.

Список используемой литературы.

  1. Антонова, Л. Т. О проблеме оценке состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях / Л. Т. Антонова, Г. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. 1995. № 6. С. 22-28.

  2. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. — Минск: 1997.

  1. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье/ И.И. Брехман. – Москва: 1987.

  2. Гарбузов, В.И. Человек - жизнь – здоровье. Древние и новые каноны медицины/ В.И. Гарбузов. – СПб: 1995.

  3. Горчак, С.И. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы/ С.И. Горчак. - Кишинев: 1991, с. 19-39.

  4. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. / В.И. Добреньков , А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2006.-768 с. (Классический университетский учебник)

  5. Ибн Сина Абу Али. Трактат по гигиене: устранение всякого вреда от человеческих тел путем исправления различных ошибок в режиме (перевод И. Бабахана) / Ибн Сина Абу Али; под ред. У. И. Каримова. Ташкент: «Фан», 1980. 115 с.

  6. Кича, Д. И. История социально-гигиенических исследований студентов / Д. И. Кича, М. И. Паначина // Советское здравоохранение. 1987. № 7. С. 63-66.

  7. Кураев, Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России /Г.А. Кураев, С.К.Сергеев// Валеология. 1996, №1,

  8. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения/Ю.П. Лисицин. - М., 1982,.

  9. Лищук, В.А. Стратегия здоровья. Медицина - наиболее выгодное вложение средств/В.А Лещук. - М., 1992.

  10. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник для иностранных студентов / Е. И. Гончарук [и др.]; под ред. Е. И. Гончарука. 2-е изд., перераб. и доп. Киев: Выща школа, 1999. 561 с

  11. Рейнуотер, Д. Это в ваших силах/Д. Рейнуотер - М., 1992. 240 с.

  12. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/К. Роджерс. - М., 1994.

  13. Роль вуза в формировании врачебных кадров и сохранении их здоровья / В. М. Тимербулатов [и др.] // Медицина труда и промышленная экология. 2005. № 7. С. 17-20

  14. Соковня- Семенова, И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь./И.И Соковня- Семенова. - М:, 1997.

  15. Степанов, А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования /А.Д.Степанов, Д.А. Изуткин.// Советское здравоохранение. 1981. №5. с.6.

infourok.ru

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Vol. 41, Issue 1. - P. 68

11. Narain, F.H.M. Possible roles of lower leg muscles involved in foot eversion during swing phases of gait / F. H. M. Narain, A. Brauns, K. Lemmens, K. J. van Zwieten, J. Duysens,

S. Hauglustaine, M. Vandersteen, P. L. Lippens, P. Adriaensens, E.Theunissen, J. Gelan, K. S. Lamur // Knowledge for Growth - 2011. - FlandersBio, Annual Life Sciences Convention, 7th Edition, May 5th, ICC University of Ghent. http://knowledgeforgrowth.be/abstracts-and-posters/

12. Pira, A. Beitrage zur Anatomie des Gorilla. Vergleichend-anatomische Studien. I. Das Extremitatenmuskelsystem / A. Pira // Gegenbaurs Morphologisches Jahrbuch. - 1914. -48ster Band, 2tes Heft. - P. 167-238

13. Pridmore, P. Trunk movements during locomotion in the marsupial Monodelphis domestica (Didelphidae) / P. Pridmore / Journal of Morphology. - 1992. - Vol. 211, Issue 2. -P. 137-146

14. Schoenfuss, H. L. Motor patterns of distal hind limb muscles in walking turtles: implications for models of limb bone loading / H. L. Schoenfuss, J. D. Roos, A. R. V. Rivera, R. W. Blob // Journal of Morphology. - 2010. - Vol. 271, Issue 12. - P. 1527-1536

15. Sevastianof, A. Description de quelques nouvelles especes d’animaux, du musee academique / A. Sevastianof // Memoires de l’Academie Imperiale des Sciences de St. Peters-bourg. - 1809. - Tome 1. P. 443-449

16. Stensdotter, A.-K. Knee angle and force vector-dependent variations in open and closed kinetic chain for m. popliteus activation / A.-K. Stensdotter, T. Dalen, C. Holmgren, C. Hager-Ross // Journal of Orthopaedic Research. - 2008. - Vol. 26, Issue 2. - P. 217-224

17. Van Zwieten, K. J. Foot muscles preventing inversion traumatisms / K. J. van Zwieten, I. Robeyns, M. Vandersteen, P. L. Lippens, R. V. Mahabier, K. S. Lamur // Medicine and Science in Tennis. - 2007. - Vol. 12, Issue 2. - P. 34-35

18. Van Zwieten, K. J. Lower arm and hand muscles in focal dystonias - some anatomical and therapeutic apects / K. J. van Zwieten, D. Lambrichts, K. Nackaerts, S. Hauglustaine, K. P. Schmidt, G. J. Bex, A. Mewis, W. Duyvendak, F. H. M. Narain, K. S. Lamur, P. L. Lippens, A. V. Zinkovsky, V. A. Sholukha, A. A. Ivanov, V. V. Potekhin, O. E. Piskin, S. A. Varzin, I. A. Zoubova // In: S. A. Varzin, O. Y. Tarasovskaya (eds.) Transactions of the 3rd All-Russian Scientific Practical Conference with international participants “Health as the basis of human potential : problems and ways to their solution” November 25 - 27, 2008, Saint-Petersburg State Polytechnical University, Saint-Petersburg, Russia. - 2008. - P. 353-363

19. Van Zwieten, K. J. Pronation and supination mechanisms in the hindlimb of the opossum / K. J. van Zwieten, F. H. M. Narain, S. U. Borgia // Acta Morphologica Neerlando-Scandinavica. - 1983. - Vol. 21, Issue 4. - P. 333-334

20. Young, A. H. The so-called movements of pronation and supination in the hind-limb of certain marsupials / A. H. Young // Journal of Anatomy and Physiology. - 1881. - Vol. 15, Part 3. - P. 392-394

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.07; 796.034.2

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

Владимир Иванович Павлов, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского

(СГМУ)

Аннотация

На основании данных отечественной литературы изучены современные проблемы здоровья

студенческой молодежи, формирования здорового образа жизни как основного здоровьеобразующего фактора.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, качество жизни, профилактика.

FORMATION OF THE STUDENTS' HEALTHY LIFESTYLE

Vladimir Ivanovich Pavlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State Medical University of V.I.Razumovsky

Annotation

On the basis of the Russian literature data the authors studied the contemporary problems of students' healthy lifestyle, formation of the healthy lifestyle as the main health constitutive factor.

Keywords: healthy lifestyle, quality of life, preventive measures.

ВВЕДЕНИЕ

Сохранение и укрепление здоровья нации во многом определяется отношением каждого индивидуума к своему здоровью. Одним из главных направлений молодежной политики в современной России обозначено формирование отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, пропаганда ответственного отношения к своему здоровью.

Негативные тенденции состояния здоровья населения Российской Федерации постоянно отмечаются в государственных докладах последних лет. Тревогу вызывает состояние здоровья детей, подростков и молодежи Особенно актуальной является проблема здоровья студенческой молодежи. Студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма. Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, показывает, что за время обучения в вузе здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается [1]. По данным многих авторов, сами студенты практически не предпринимают никаких мер к укреплению своего здоровья, хотя в рейтинге ценностей ставят здоровье на второе место после образования, вполне понимая, что высокий уровень здоровья дает конкурентные преимущества на рынке труда [1,7]. По данным Л.Н. Семченко, ко второму курсу обучения количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому - на 43%. Четверть студентов при определении групп здоровья для занятий физической подготовкой переходит в более низкую медицинскую группу. Ежегодно увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Анализ функционального состояния выявил, что состояние здоровья студентов характеризуется следующими показателями: высокий уровень здоровья - 1,8%; средний - 7,7%; низкий - 21,5%; очень низкий - 69% [7]. По мнению Кряжева В. Д., сегодня психосоматическое здоровье влияет на успешность учебной и трудовой деятельности, на отношение в семье и коллективе, на стабильности настроения и жизнеспособности личности [4].

Проблема укрепления здоровья студентов на современном этапе, который характеризуется обострением финансовых противоречий в мире, недостатками кадрового обеспечения учреждений здравоохранения, является крайне актуальной для государства и общества. Являясь частью общества, студенты в полной мере подвержены воздействию комплекса неблагоприятных факторов, связанных с современной экономической ситуацией многие студенты вынуждены покидать привычную домашнюю среду, начинают жить в общежитии либо снимают комнату, что существенно влияет на образ жизни, требуя приспособления к новым условиям жизни. Многие авторы обращают внимание на крайне высокую интенсивность современного учебного процесса, при котором студенты испытывают серьезный рост учебных нагрузок, который происходит при одновременном снижении физической активности и отсутствия сформированной приверженности к здо-

ровому образу жизни [2,3]. Указанные факторы негативно сказываются на состоянии физического и психического здоровья студентов.

Академик Ю.П. Лисицын в конце прошлого столетия научно обосновал модель социальной обусловленности здоровья, которая получила одобрение и признание экспертов Всемирной организации здравоохранения. Согласно данной модели уровень здоровья населения более чем на 50% зависит от образа жизни и условий жизни; по 15-20% занимают наследственные факторы и состояние окружающей среды и около 10-15% приходится на работу органов и учреждений здравоохранения [6].

Студенты-медики представляют собой основной кадровый резерв отечественного здравоохранения, поэтому основной задачей физического воспитания в медицинском вузе является подготовка физически здоровых специалистов, способных долго сохранять работоспособность и активную жизненную позицию. Физическое воспитание в вузе является неотъемлемой частью образования. От качества организации и проведения занятий со студентами зависит уровень их физической подготовленности и здоровья, а также отношение к физической культуре по окончанию высших учебных заведений. Анализ реального состояния дел в физическом воспитании студентов даёт основание полагать, что эффективность этого процесса далека от желаемой [5].

Так, среди первокурсников Нижегородских вузов курит около 30% студентов. На четвертом курсе курят уже 45% студентов. При этом только около 50% студентов осведомлены о неблагоприятном воздействии табакокурения на здоровье. В качестве побудительных причин курения и употребления алкоголя студенты называют «облегчение общения». В определенной степени этот мотив обнадеживает, так как при соответствующих условиях и разъяснительной работе подавляющее большинство студентов могут легко расстаться с этими пагубными для здоровья воздействиями, тем более, что как устойчивая привычка табакокурение и употребление алкоголя оформляются только у 1819% потребителей при условии достаточно длительного периода воздействия этих вредных факторов на организм [5]. Исследование проводились в течение шести лет на базе Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского и включало в себя: анкетирование (авторская анкета - 50 вопросов, 244 варианта ответов), комплексное изучение состояния здоровья студентов, изучение режима труда и отдыха будущих врачей.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследования заключалась в разработке и внедрении в педагогическую практику профилактических программ, пособий и рекомендаций по формированию здорового образа жизни будущих медицинских специалистов на этапах довузовской, вузовской и послевузовской подготовки. На сегодняшний день в медицинском университете многое делается для формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи. Профилактические программы по данной тематике разрабатываются с участием ведущих преподавателей кафедр физического воспитания, гигиены, психологии, социологии, наркологии и других специалистов. Совместно с отделом межведомственного взаимодействия в сфере профилактики управления федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области проводится работа по профилактике вредных привычек в студенческой среде. Систематически проводятся диспуты в общежитиях университета из серии «Наркотики: мифы и реальность», демонстрируются фильмы о губительном влиянии на здоровье и правовых последствиях применения наркотических веществ. На ряде кафедр СГМУ при реализации учебных программ проводится популяризация здорового образа жизни. Так, на кафедре акушерства и гинекологии педиатрического факультета проводится акция «Медики против СПИДа», посвященной Всемирному Дню борьбы со СПИДом. На кафедре анатомии человека для студентов младших курсов медицинского университета, медицинского лицея, колледжей, молодёжи

других вузов, школ г. Саратова и Саратовской области регулярно проводятся экскурсии по анатомическому музею университета с демонстрацией пороков развития плода, являющихся следствием наличия вредных привычек и приверженности нездоровому образу жизни. В университете функционируют открытые спортивные площадки в зеленой зоне города, лыжная база, тренажерный и спортивные залы, спортивно-оздоровительный лагерь «Медик», организованы секционные занятия по 18 видам спорта. Строится физкультурно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. Ежегодно проводятся межфа-культетские спартакиады среди первокурсников «Бодрость и здоровье», соревнования по лыжным гонкам, легкой атлетике, аэробике, настольному теннису, шахматам, дартсу, мини-футболу, армспорту, гиревому спорту, плаванию, и др. По выходным дням и знаменательным датам проводятся спортивные праздники, эстафеты, «Дни здоровья». Для студентов проживающих в общежитии проводится спартакиада по 8 видам спорта. В этих массовых мероприятиях, призванных формировать установку на здоровый образ жизни, ежегодно принимают участие более двух тысяч студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Среди неблагоприятных факторов студенческой жизни, кроме указанных, студенты назвали выраженное чувство одиночества (71,5%), которое, возможно, связано со сложным микроклиматом в коллективе, на который указывают 45,7% опрошенных студентов. Больше 50% студентов указали на высокий уровень тревожности, вызванный предстоящей трудовой деятельностью. Около 35% студентов не уверены, что они будут востребованы как специалисты после окончания учебы. Для снятия хронического стресса, подавления тревожности, обусловленной вышеперечисленными факторами, молодые люди достаточно легко прибегают к снятию стресса «приемом алкоголя» (20%), «курением» (35%), «приемом легких психотропных средств» (8,5%). При этом большая часть опрошенных уверена в абсолютной безвредности пива, занимающего первое место в структуре употребляемых студентами алкогольных напитков. Исследования самооценки здоровья студентов выявили связь состояния здоровья и уровня жизни. Чем выше оценка уровня жизни, тем лучше самооценка собственного здоровья. Студенты, имеющие собственное жилье и оценивающие условия проживания как хорошие, гораздо чаще других считают себя здоровыми (68,9%). Среди студентов, проживающих в общежитии, здоровыми себя считают в 1,5 раза меньше. По мнению студентов, первостепенным фактором, неблагоприятно влияющим на здоровье, является постоянное переутомление, связанное с высокой интенсивностью учебной нагрузки и необходимостью работать параллельно с учебой. На втором месте - неудовлетворительные жилищные условия, затем следуют: безразличное и невнимательное отношение к собственному здоровью, проблемы в семье, несбалансированное питание, вредные привычки. Педагогический эксперимент подтвердил то, что по мере увеличения стажа занятий по программе здорового образа жизни число лиц контрольной группы с высоким уровнем функционального состояния ССС нарастает: от 60 до 82% (соответственно при стаже занятий до 1 года, 3 года и более). Полученные данные в группе педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что рассматриваемые характеристики функционального состояния организма улучшились уже к концу 5-го курса на 17,2% (различия статистически достоверны, Р<0,001). К концу 6-го курса показатели корректурной пробы, по сравнению с данными начала эксперимента, выросли на 3,8% (Р>0,05), а, по сравнению от исходного уровня - на 17,9% (Р<0,001). В группе сравнения у респондентов выявлено статистически значимое снижение когнитивных психических функций (на 6%, по сравнению с концом 6-го курса, Р<0,05) , а в конце - дальнейшее ухудшение данных теста (на 7,5%, по сравнению с предыдущим обследованием, Р<0,05). В контрольной группе к концу обучения в вузе, по сравнению с достигнутым уровнем устойчивости внимания и скорости переработки информации на 6ом курсе, результаты пробы снизились на 13,1% (различия статистически достоверны,

Р<0,001).

ВЫВОДЫ

1. Существующая система образования должна быть комплексной и учитывать биологические, психофизические, экономические, экологические факторы, а также социальные условия, влияющие на здоровье студенческой молодежи.

2. В современных социально-экономических условиях в связи с негативными тенденциями показателей, характеризующих здоровье студентов, в процессе учебы в медицинском университете необходимо формировать в молодежной среде установки на здоровый образ жизни.

3. Результаты проведенного исследования дали нам возможность подготовить и опубликовать две монографии и два учебно-методических пособия, рекомендованных УМО и ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» к использованию в образовательном процессе медицинских вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батрымбетова, С. А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента // Гуманитарные методы исследования в медицине : состояние и перспективы. - Саратов, 2007. - С. 165-179.

2. Гафиатулина, Н.Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / Гафиатулина Н.Х. - Ростов-н/Д., 2007. - 24 с.

3. Козина, Г. Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / Козина Г.Ю. - Пенза, 2007. - 24 с.

4. Кряжев, В. Д. Двигательные возможности человека : методологические аспекты развития, сохранения и восстановления // Теория и практика физической культуры. -2003. - № 1. - С. 58-61.

5. Куприянова, Э.В. Здоровый образ жизни как метод сохранения и укрепления здоровья студентов : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / Куприянова Э.В. - Пенза, 2007. - 24 с.

6. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. -М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с.

7. Семченко, Л.Н. Социальное благополучие и уровень здоровья студенческой молодежи по данным её самооценки / Л.Н. Семченко, С.А. Батрымбетова // Гуманитарные методы исследования в медицине : состояние и перспективы. - Саратов, 2007. - С. 136-138.

Контактная информация: [email protected] УДК 796.412.2

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА

Екатерина Александровна Пирожкова, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена интегральным показателям специальной выносливости, методам их оценки и контроля уровня подготовленности спортсменов в гимнастических дисциплинах.

cyberleninka.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность