Воспитание здорового образа жизни у школьников. Воспитание здорового образа жизни


Доклад на тему "Воспитание здорового образа жизни"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧТЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

"ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА"

г. Сафоново

ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ

доклад

Материал подготовлен:

тренером-преподавателем

Ланченковой Н.В.

2012 год.

Сегодня, когда мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен, когда современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют более высокие требования к здоровью человека, а демографические показатели заметно и особую тревогу вызывает здоровье детей - эта проблема становится первостепенной.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими людьми мы желаем им доброго здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Основная задача воспитания подрастающего поколения - это воспитание здорового человека.

Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоровый ребенок - от этого зависит его личностное и социальное развитие.

Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ "Об образовании". Указом Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ", "Конвенцией о правах ребенка" и т. д.

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается право каждого маленького гражданина на жизнь. Государство отвечает за создание условий, обеспечивающих в максимальной степени их выживание и здоровое развитие. В сложившейся ситуации здоровье можно рассматривать как важнейшую предпосылку формирования личности ребенка.

Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению. базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие окружающей среды. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное

1.

развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и , в тоже время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Говоря о здоровом образе жизни у детей на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Ученые определили, что при гиподинамии ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани вымывается кальций и кости становятся рыхлыми. Но особенно тяжко сказывается недостаток движения на кровеносных сосудах, сердце и нервной системе. страдают обменные процессы, стремительно увеличивается масса тела. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82-85 % дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Современные школьники, как и взрослые, к сожалению, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети овладевали знаниями факторов, способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение , чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, то есть формировать социальную потребность жить и быть здоровым. Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющего поведения. Задачи педагогов - из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность. которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Школа призвана дать подрастающими поколению, глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности.

2.

Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично. какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания.

Воспитание здорового образа жизни предполагает тесное единство нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания с учетом особенностей физкультурно-спортивной, соревновательно-тренировочной деятельности. особенностей их влияния на личность молодого человека.

Распространенные во всем мире пороки - пьянство, курение и наркомания, стали серьезными препятствиями на пути прогресса человечества.

В повсеместно развернувшейся борьбе за здоровый образ жизни, против пьянства, курения и наркомании, важное место призваны занять физическая культура и спорт.

Необходимо улучшать организацию досуга детей, создавать условия, обеспечивающие разумное использование свободного времени.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровый образ жизни - это совокупность всех условий, которые настраивают человека на активную деятельность. позволяют полностью реализовать те высочайшие духовные качества. которые всегда были присуще нашему народу, Здоровый образ жизни - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Основные элементы здорового образа жизни - плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание.

Каждый тренер хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того насколько взрослое население

3.

ребенка создают необходимые условия, способствующие своевременному освоению доступных по возрасту движений. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Сбережение здоровья может выступать как одно из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности. физкультурно-оздоровительной,. экологической и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению детей могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Многие современные исследователи считают, что здоровье - это максимальная производительность органов, в полной мере сохранивших свои функции и оценивают его как состояние организма, обеспечивающего полнокровное выполнение всех жизненных функций и форм деятельности человека.

Педагогические условия по формированию здорового образа жизни широко представлены в трудах педагогов Я.А. Коменского, А.Ф. Харламова, Б.П. Никитина и др. В настоящее время образование в области пропаганды здорового образа жизни ведется на основе преподавания учебных предметов (биологии, химии, физики, физкультуры), внеклассной и внешкольной работы (факультативы, кружки т. д.).

Формирование здорового образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период детства и юношества. Изменение, переделка отдельных элементов, сложившихся в период созревания, в зрелом возрасте происходит с большим трудом. Поэтому очень важно в школьные годы воспитать у ребенка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во всех периоды жизни. Цель нашего общества - увеличение информированности и знаний школьников о вредных веществах и опасных последствиях их употребления, укрепление отрицательного отношения школьников к употреблению вредных веществ, привитие и развитие у детей жизненных навыков, необходимых для поддержания и сохранения здорового образа жизни, жизни без употребления вредных веществ. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее детей будет более здоровым и развитым не

4.

только личностно, интеллектуально, духовно но и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Литература:

1. Панфилова Л.А. Формирование у учащихся здоровья как социальной ценности. / Л.А. Панфилова, А.Т. Тутатчиков // Вест. Института развития образования и воспитания подрастающего поколения.

2. Смирнов Н.В. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М. :АФКТИ, 2003.

3. Ротенберг В.Е., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение, Здоровье. М. :1989.

4. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Новосибирск : Новосибирский Государственный Педагогический Университет, 2001.

5. Сметанкин А.А. Учитель здоровья / СПб. : Питер. 2003.

4.

infourok.ru

Воспитание здорового образа жизни у школьников |

     Воспитание здорового образа жизни у школьников сейчас крайне актуально. Зож для многих россиян выступает, как что-то недостижимое и фантастическое, нереальное. Связано это во многом с тем, что многие не понимают его сути и прелести, выгоды которые он дает. Во многом это происходит из-за того, что подобный подход не был привит в детском и юношеском возрасте, а потом человек уже просто не смог к нему вернуться и отбросил, как ненужный элемент.  Воспитание здорового образа жизни у школьников – это комплексная и длительная работа над собой, с осознанием своих недостатков и привычек и перестройкой себя в нового человека, порой для достижения результата может понадобиться не один год, и чтобы сделать этот процесс доступным, приятным необходимо обратиться к воспитанию его основ в самом малом возрасте.      Во времена СССР огромное внимание уделялось воспитанию в детях зож и тяги к нему, были всевозможные секции, кружки, дворы, площадки и меньшее количество искушений. В современной капиталистической реальности от этого остался лишь легкий след былых побед, и все приходится начинать сначала. Начинается все в семье, и именно там закладываются основы будущего здоровья физического и духовного. На данный момент целесообразно закладывать эти самые основы в возрасте 6-9 лет, и делать это в дошкольных учебных учреждениях, а потом переходить на новую ступень в школе.     Основой для проявления и воспитания зож в детском саду должны выступать специальные познавательные, физкультурные, интегрированные занятия воспитателя и ребенка, приводящие к появлению у второго стойкой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья. Программы должны быть комплексными и интересными, во многом игровыми и не утомительными, что позволяет с интересом следить ребенку за собственным развитием и взрослением. Сейчас разработана специальная программа, которая помогает объединить и решить все эти сложные проблемы со здоровьем в сферах дошкольного и начального образования детей.     Главенствующими принципами программы являются высокая двигательная активность(2/3 суток ребенок должен двигаться), Это осуществляется за счет утренней зарядки, зарядки после дневного сна, 2-3 прогулок в течение дня, лечебно–физкультурных занятий и упражнений. Для каждого малыша должна индивидуально составляться карта-прогноз, которая поможет систематизировать физические данные индивидуума, определить группу его здоровья и повысить функционал занятий. Немаловажным критерием является и возрастная принадлежность детей и составленная на этом основании программа для занятий. Стоит обратить особое внимание на спортивные игры, благодаря им у деток формируется смекалка, проворность, физическая выносливость, целеустремленность, интерес к спорту. Детишки должны находиться под присмотром педагога, который следит за формированием правильной осанки, особенно это важно в школе на занятиях, где много времени проводится сидя за партой.      Одним из определяющих факторов риска при формировании здорового образа жизни у школьников может выступать внешний фактор, иными словами жизнь вне пределов школы, со своими негласными формами поведения и правилами, статусами. Зачастую неблагоприятная обстановка в школе и среди сверстников, способна служить серьезным камнем преткновения на пути достижения цели. В подобной ситуации сможет помочь школьный психолог или квалифицированный педагог, искоренивший нервно-психическую составляющую проблемы.     Отсутствие знаний о здоровом образе жизни и нехватка настойчивости и силы воли – это основные барьеры не дающие сделать воспитание здорового образа жизни у школьников эффективным. В этой сложной ситуации им просто необходимо поддержка со стороны как в семье, так и в школе, направленная на заполнение пробелов в сфере теоретических знаний, развития и укрепления самооценки, которые в тандеме помогут им стать достойными и здоровыми людьми в будущем.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

Одноклассники

ghhg.org

Воспитание здорового образа жизни

Воспитание здорового образа жизни в семье,

дошкольном учреждении и школе.

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «детский сад №36 города Костромы

Соболева И.В.

В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей. В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье — это «Состояние полного физического, духовного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В целом здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и отрицательным внутренним факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширять свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т.е. обеспечивать свое благополучие.

Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, соблюдением правил здорового образа жизни.

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития организма человека, особенно ребенка. В книге «Афоризмы житейской мудрости» немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) писал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья». К сожалению, в настоящее время в России в просветительской и практической работе наблюдаются негативные тенденции состояния физического, психического, духовного и нравственного здоровья. И в связи с этим возникает необходимость совершенствовать эту деятельность как в школе, так и в семье. Значимую роль при этом будет иметь сформированность глубоких, прочных знаний о здоровом образе жизни и здоровье вообще у учащихся, их родителей, учителей. В ряду основных гуманистических категорий в педагогике по праву как ключевой термин сегодня выделяется - здоровый образ жизни. Проблема имеет и социально-политическую значимость. Исследования ученых в нашей стране и за рубежом свидетельствуют о том, что на сегодняшний день в условиях демократии молодые люди вполне могут выбрать тот образ жизни, который они предпочтут. Главное, чтобы он был выбран правильно и не противоречил правилам и нормам нравственности, максимально содействовал их физическому и духовному развитию и самосовершенствованию, помогал бы каждому ребенку стать полноценным гражданином своей страны. Несмотря на то, что забота о подрастающем поколении является одной из главных задач президента, правительства, Государственной думы и руководства регионов России, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей, прямо скажем, далеки от совершенства. Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам, позволяет определить наиболее распространенные среди детей болезни. На первом месте стоят простудные заболевания: это ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхиты, трахеиты, пневмонии. На втором месте стоят инфекционные болезни. Среди них более распространен грипп. На третьем месте заболевания органов пищеварения. На четвертом - травмы.

За последние 10 лет увеличилось количество заболеваний аллергией почти в 2 раза. Очень много детей с избыточным весом, нарушением осанки, неврозами, нарушениями зрения и многими другими заболеваниями.

Причинами таких явлений явились различные факторы. 1. Акселерация (ускорение роста и развития детей и подростков), которая наблюдаются сейчас во всем мире. Она обусловливает дисгармонию в формировании отдельных органов и их функциональных возможностей. С годами она исчезает. 2. На состояние здоровья и физическое развитие оказывают влияние природные и климатические факторы: солнечная радиация, состав питьевой воды, температура воздуха, влажность. В определенных регионах предпринимаются специальные меры, такие как витаминизация, йодирование и т.д. многие медики и педагоги сейчас бьют настоящую тревогу по поводу того, что в дошкольной и школьной среде растет риск дефицита йода, что способствует снижению интеллектуальной деятельности, повышению утомляемости и нервно-психических расстройств. 3. Влияют на здоровье социально-гигиенические факторы: чистота воды, воздуха, почвы (в зависимости от степени загрязнения отходами промышленного производства), наполняемость детских садов и школ, сменность занятий, семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень родителей, психологический климат семьи). 4. Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, родовые травмы. Но нельзя на это смотреть, как на неизбежность. Болезненное состояние проявляется, когда ребенок попадает в неблагоприятную среду. 5. Многое зависит от уровня медицинского обслуживания, насколько правильно и вовремя поставили диагноз, как назначено лечение. 6. Огромное значение имеет оздоровительная работа (прогулки, бег, турпоходы, обучение плаванию, конькам, лыжам).

Ответственность за здоровье детей лежит на семье, а в первую очередь, на родителях. Семья как общность людей, связанных отношением супружества, родительства и родства, как основная ячейка нашего общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении социализации. Здоровая семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности. Она является «институтом экологии личности, экологии души человека». Она несёт ответственность за ведение детьми здорового образа жизни, а это на 90% - личный пример.

Общественное здоровье представляет собой социально-политическую и экономическую категорию, которые характеризуют жизнеспособность всего общества, как социального организма. Оно складывается в конечном итоге из здоровья всех его членов. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зависит от другого. Все это касается и здоровья семьи, где её прочность и крепость зависят от здоровья каждого, как физического, так и духовного. И можно сказать — здоровье семьи зависит от поведения и стремления каждого члена сохранить его. Здоровье это более чем отсутствие болезней. Оно включает такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь высокой степени самореализации. Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы.

Душевное благополучие соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями.

Социальное благополучие отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты.

Физическое благополучие напрямую связано со здоровьем человека и совершенствованием его тела.

Таким образом, понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия.

При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Физическое здоровье - это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Оно обеспечивается физической активностью рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственно и физического труда, умением правильно выбрать время вид отдыха и исключением из употребления алкоголя, табака, наркотиков.

Артур Шопенгауэр считал, что прежде всего, мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Он писал: «Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воле и тому подобные гигиенические меры».

Мы уже назвали факторы влияющие на здоровье человека - физические, духовные и социальные. Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. И здесь мы мало что можем изменить. Духовные факторы являются важными составляющими здоровья и благополучия. Это — понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи. Это и создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни не очень легко. Знать, что такое здоровый образ жизни - это одно, а вести его другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. Зачастую вредные для здоровья привычки могут дать приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания, воли и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор зависит от образа жизни человека.

Социальные факторы также влияют на здоровье каждого. Уровень благополучия, а как следствие, и здоровья может быть нормальным только тогда, когда имеется возможность для самореализации, когда человеку гарантированы хорошие жилищные условия, образование, медицинское обслуживание и т.п. Каждый человек отвечает за свое здоровье. Родители ответственны за свое здоровье и здоровье своих детей. Чтобы быть здоровым, нужны усилия постоянные и неустанные. Академик Н.М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье» отмечает, что в большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Здоровье человека в медицине часто называют «репродуктивное здоровье». Репродуктивное здоровье можно определить как важнейшую составляющую здоровья человека и общества, которая отражает их способность к созданию необходимых условий для воспитания здорового потомства, способного обеспечить нормальное развитие общества. Анализ статистических данных и опросов молодых людей о значении ценности создания счастливой семьи в России свидетельствует о том, что за последние годы она не имеет прежней значимости. Современная семья в настоящее время сталкивается со сложнейшими проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, миграций, ухудшением состояния здоровья населения, увеличением роста неполных семей. Фактом сегодняшней жизни стало насилие в семье, увеличение числа неблагополучных семей с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, отсутствие общей культуры, нервозность в отношениях друг к другу Это позволяет сделать общий вывод о том, что образец человека способного создать благополучную семью и стать хорошим семьянином резко теряет свою привлекательность. Падает значимость самой ценности счастливой семейной жизни. Среди молодых растет число тех, кто не считает для себя необходимым при создании семьи оформление своих брачных отношений. А это значит, что уровень здоровья общества и его важной составляющей - репродуктивного здоровья — за последнее время постоянно снижается. Ответственное отношение родителей за воспитание и развитие детей, за состояние их здоровья характеризует уровень репродуктивного здоровья человека, общества. Семья ответственна за воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств. Насколько это удается семье показывает статистика: по данным Минздрава РФ только 14% детей дошкольного возраста практически здоровы. 50% имеют функциональные отклонения, 35% - хронически больны теми или иными заболеваниями. Современная демографическая ситуация в мире требует выработки принципов отношения к динамике народонаселения. Демографическая безопасность все больше становится глобальной проблемой, и в условиях экономического кризиса, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности населения, проблемы охраны репродуктивного здоровья ведение здорового образа жизни приобретает особую значимость.

Формирование здорового образа жизни в семье будет происходить успешно, если: - будут разработаны и определены организационно-педагогические условия и механизмы внедрения здорового образа жизни в процессе развития комфортной семьи; - родители готовы использовать национальные культурные традиции в целях воспитания у детей потребности в ведении здорового образа жизни; - будет осуществляться согласованное взаимодействие семьи и образовательного учреждения, учитывающее современные тенденции развития необходимости ведения здорового образа жизни. - в содержание, формы и методы подготовки молодежи к семейной жизни включается использование опыта формирования здорового образа жизни в комфортной семье.

infourok.ru

Формирование здорового образа жизни учащихся

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.

Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

  • глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
  • дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
  • методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

Ответственность за достижение этих целей формирования здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу.

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Отсюда необходимость посмотреть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства. И здесь велика роль таких учебных предметов, как естествознание, биология, генетика, анатомия и физиология человека, валеология, основы безопасности жизнедеятельности. Но нередко знания, получаемые школьниками на уроках по этим предметам, – далекая от жизни теория.

В настоящее время в практику работы школ широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся. Как правило, в школах не сложно организуются отдельные оздоровительные мероприятия, которые, в конечном счете, не всегда дают положительный эффект. Для этого необходимо, чтобы работа по здоровьетворчеству носила системный характер.

С целью расширения представлений школьников об окружающем мире, формирования у них навыков здорового образа жизни преподаватели кафедры биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности Армавирского Государственного Педагогического Университета организовали работу клуба “Школа здоровья” на базе Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии школы-интерната III-IV вида г. Армавира Краснодарского края.

Мы стали участниками реализации Комплексной программы творческой деятельности по социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, имеющими социальный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Мы – твоя семья” при поддержке Фонда помощи обездоленным детям и детям, лишенным родительской ласки – Детского благотворительного фонда “Виктория” (г. Москва).

Цели и задачи образовательной программы по валеологии, разработанной в рамках проекта “Мы – твоя семья”:

  • содействовать сохранению здоровья учащихся школы-интерната;
  • вырабатывать убеждения в негативном воздействии на организм таких вредных веществ, как табачный дым, алкоголь, наркотики и токсины;
  • формировать безопасное поведение детей с ограниченными возможностями.

Наша программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Дети практически применяют эти правила через проигрывание различных ситуаций во внеурочное время. Мы обсуждаем с детьми вопросы о том, что такое “здоровье” и что такое “болезнь”, подводим к выводу о том, что здоровье человека зависит от его образа жизни.

Практическим вкладом в реализацию программы “Мы – твоя семья” стал Сборник методических материалов “Тематические уроки здоровья” в 2-х частях. Автор данной статьи – составитель Сборника адресует его педагогам, воспитателям, социальным работникам и всем тем, кому небезразлично здоровье наших детей.

Страницы Сборника повествуют о том, что здоровье – это не подарок, полученный один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого из нас. Книга призвана убедить в том, что наш организм заслуживает особого внимания, что познание себя – одна из главных задач homo sapiens (человека разумного).

Под руководством преподавателей кафедры студенты старших курсов социально-педагогического факультета, факультета технологий и предпринимательства, филологического факультета проводят “Уроки здоровья” в форме уроков-игр, уроков-сказок, театрализованных уроков и т. д. Такие формы работы позволяют шире вводить элементы занимательности.

В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, формируют представление об окружающем мире. В процессе игры улучшается физическое развитие детей и совершенствуются психические процессы.

Студенты-волонтеры ведут с детьми разговор о том, как правильно относиться к себе и к окружающим, как общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Дети учатся понимать при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Школьники рассматривают свои внешние данные, свое развитие как естественный процесс, который зависит от разумного поведения.

В работе с детьми мы исходим из того, что детство – особый уникальный период в жизни человека, это не подготовка к жизни, а сама жизнь с определенным, присущим только ей кругом потребностей и возможностей. Поэтому в работе с детьми с ограниченными возможностями, мы руководствуемся принципом гуманизма и педагогического оптимизма, что предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность.

Настоящее театрализованное представление с помощью мягких игрушек организовали студенты социально-педагогического факультета – будущие социальные педагоги. А будущие учителя начальных классов провели “Урок Айболита” о культуре питания. Живой интерес у детей вызвали стихи и загадки о полезных ягодах, овощах и фруктах. Они активно их отгадывали, за что в награду получали апельсины, мандарины и бананы.

Студенты филологического факультета провели урок здоровья в необычной форме: “Суд над СПИДом”, о чем писала городская газета “Армавирский собеседник”. Перед студентами стояла непростая задача: силой голоса, особой интонацией передать трагедию поломанных судеб, загубленных надежд. “Жертвы СПИДа” призывали ребят не рисковать своими мечтами, прекрасным миром, который ждет их впереди, ради сиюминутного удовольствия.

Проведению уроков здоровья мы готовим студентов перед выходом на педагогическую практику в школы города и края. При кафедре биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности АГПУ для них читаются спецкурсы: “Гигиенические основы образования учащихся”, “Охрана репродуктивного здоровья”, “Основы здорового образа жизни”, “Профилактика употребления психоактивных веществ” и др. Несколько лет при кафедре работает “Школа здоровья”, в рамках которой студенты-волонтеры проходят соответствующую подготовку по разным направлениям: экологическому, патриотическому, антинаркотическому и валеологическому воспитанию школьников.

Валеологическое образование будущих педагогов мы начинаем с самого главного – с формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. И никакие новации, никакая инициатива и творчество не должны идти впереди заботы о здоровье детей.

С целью изучения представлений о здоровом образе жизни нами начато исследование, в котором принимают участие студенты очного и заочного отделений. Составлен опросник, в котором испытуемые должны проранжировать 15 заданных характеристик здорового образа жизни. При ранжировании студенты в первую очередь отмечают отсутствие вредных привычек, занятие спортом, рациональное питание. Причем в большинстве ответов такие не менее важные компоненты здорового образа жизни, как самосовершенствование, доброжелательное отношение к другим людям, осмысленная жизнь находятся на последнем месте. Студенты заочного отделения отдают предпочтение таким характеристикам, как гармоничные отношения в семье, “не вести беспорядочную половую жизнь” и др. Надо отметить, что сама процедура ранжирования предложенных составляющих здорового образа жизни расширила представление испытуемых о нем. Такого типа исследования выступают еще и фактором формирования более полных представлений о здоровом образе жизни.

Большинство участников исследования (97%) указывают на необходимость ведения здорового образа жизни. В качестве основных аргументов они называют следующие: “быть здоровым”, “быть сильным”, “быть красивым”. Видимо это связано с возрастом испытуемых (в исследовании принимали участие, в основном, студенты первых курсов), их стремлением нравиться противоположному полу. В ответах студентов-заочников сравнительно больше таких аргументов, как “быть успешным в делах”, “быть всегда в форме”, “иметь здоровых детей”. Вот некоторые выдержки из размышлений студентов: “Здоровый образ жизни вести необходимо, так как это краткий путеводитель по дороге к личному счастью и благополучию”, “Здоровый образ жизни – это билет в будущее, будущее без детей – инвалидов”, “Если мы не будем вести здоровый образ жизни, то последующие поколения столкнутся с еще большими проблемами”, “Образ жизни задает ритм самой жизни”, “Благодаря здоровому образу жизни я легко адаптировалась к студенческой жизни вдали от дома”. Вот так далеко могут простираться толкования о здоровье, здоровом образе жизни, если дать возможность молодым людям подумать.

Итак, необходимость соблюдения принципов здорового образа жизни осознается почти всеми участниками исследования. Но за этим пониманием не всегда стоят реальные действия по их выполнению, что, скорее всего, объясняется нежеланием менять выработавшиеся привычки, стереотипы поведения. К сожалению, лишь в экстремальных ситуациях (тяжелая болезнь, жизненный кризис) человек вынужденно изменяет свой образ жизни, начинает ответственно относиться к своему здоровью и здоровью близких для него людей.

Начатое исследование представлений о здоровом образе жизни показывает актуальность данного направления работы в профессиональной подготовке будущих учителей. Ведь реализация задач, стоящих перед школой в области формирования здоровья молодого поколения, требует подготовленных кадров.

К сожалению, вопросы гигиенического воспитания учащейся молодежи не выделяются в специальную дисциплину, а вопросы формирования здорового образа жизни рассматриваются лишь в некоторых дисциплинах кафедры биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности и в основном на первых курсах. Хотя, как известно, процесс валеологического образования должен быть непрерывным.

На практических занятиях по дисциплинам, изучающим организм человека, студенты осваивают методики, которые формируют социальную потребность быть здоровым. Знания, полученные на занятиях, будущие учителя закрепляют во время педагогической практики в школе, на детских площадках, а также в условиях оздоровительных летних пионерских лагерей.

Вопросы валеологического образования мы постоянно включаем в тематику научно-исследовательской работы студентов. Под нашим руководством будущие педагоги участвуют в проведении профилактических дней в школах города, выступают среди учащихся по проблемам укрепления здоровья. Стало уже традицией проведение городской экологической конференции накануне Всемирного дня здоровья (7 апреля).

В последнее время мы много говорим о возрождении России. Вложить свой посильный вклад в сохранение её генофонда – благороднейшая задача тех, кто трудится в народном образовании. И это надо делать сегодня, завтра будет поздно.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность