Глава 28. Физиологические основы здорового образа жизни*. Физиологические основы здорового образа жизни


Глава 28. Физиологические основы здорового образа жизни*

Валеология — наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания и укрепления здоровья людей. Согласно оп­ределению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Выделяют физическое, психическое и социальное здоровье. Физическое здоро­вье — состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических про­цессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Психическое здоровье предполагает отрицание болезни, ее преодоление, что должно являться "стратегией жизни человека". Под социальным здоровьем подразумевают меру социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.

Представление о здоровье отождествляют с понятием нормы, за которую принимают определенный стандарт, типичный образец или идеальный вариант. При оценке состояния здоровья пользуются возрастными и индивидуальными нормами. Возрастная норма соот­носится с измерением одного из показателей в различных возрас­тных группах и последующим вычислением его среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы, однако, входящие в одну и ту же группу люди существенно отли­чаются друг от друга, что определяется многими факторами: полом, профессией, местом жительства, образом жизни и т.д. В связи с этим понятие нормы, как и понятие здоровья, строго индивидуально.

28.1. Диагностика здоровья

С целью диагностики здоровья используют следующие основные методики.

Осмотр и опрос. При работе со здоровыми людьми особое вни­мание уделяется выраженности и содержанию оздоровительной мо­тивации, а также выявлению факторов риска. К ним относят те факторы, которые способствуют развитию таких заболеваний как ожирение, атеросклероз, гипертоническая болезнь, сахарный диабет,

*В подготовке главы принимал участие В.Н.Курасов.

363

метаболические иммунодепрессии, онкологические заболевания. В связи с этим основными факторами риска являются: избыточная масса тела, слабая физическая активность, нерациональное питание, повышенное артериальное давление, психическое перенапряжение, а также злоупотребление алкоголем и курение.

Антропометрические подходы. Одним из показателей здоровья является росто-весовое соотношение. В зависимости от возраста и пола субъекта, каждому определенному росту соответствует опреде­ленный вес (табл.28.1). Для оценки оптимального {"должного") веса человека пользуются также формулами, простейшая из которых "ин­декс Брока": нормальный вес (кг) = рост (см) - 100. Эта формула для определения "должных" величин веса, однако, не точна, по­скольку в ней учитывается только рост и не принимается во вни­мание пол и возраст человека. Поэтому для определения "должной" массы тела рекомендуются формулы:

Таблица 28.1 Максимально допустимая масса тела, кг

Рост, см

20-29

лет

30-39

лет

40-49

лет

50-59

лет

60-69

лет

М

Ж

м

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

150

51,3

48,9

56,7

53,9

58,1

58,5

58,0

55,7

57,3

54,0

152

53,1

51,0

58,7

55,0

61,5

59,5

61,0

57,3

60,3

55,9

154

55,3

53,0

61,6

59,1

64,5

62,4

63,8

60,2

61,9

59,0

156

58,5

55,8

64,4

61,5

67,3

66,0

65,8

62,4

63,7

60,9

158

61,2

58,1

67,3

64,1

70,4

67,9

68,0

64,5

67,0

62,4

160

62,9

59,8

69,4

65,8

72,3

69,9

69,7

65,8

68,2

64,6

162

64,6

61,6

71,0

68,5

74,4

72,2

72,4

68,7

69,1

66,5

164

67,3

63,6

73,9

70,8

77,2

74,0

75,6

72,0

72,2

70,7

166

68,8

65,2

74,5

71,8

78,0

76,5

76,3

73,8

74,3

71,4

168

70,8

68,5

76,2

73,7

79,6

79,2

79,5

74,8

76,0

73,3

170

72,7

69,2

77,7

75,8

81,0

79,8

79,9

76,8

76,9

75,0

172

74,1

72,8

79,3

77,0

82,8

82,7

81 ,1

77,7

78,3

76,3

174

77,5

74,3

80,8

79,0

84,4

83,7

82,5

79,4

79,3

78,0

176

80,8

76,8

83,3

79,9

86,0

84,6

84,1

80,5

81,9

79,1

178

83,0

78,2

85,6

82,4

88,0

86,1

86,5

82,4

82,8

80,9

180

85,1

80,9

88,0

83,9

89,9

88,1

87,5

84,1

84,4

81,6

182

87,2

83,3

90,6

87,7

91,4

89,3

89,5

86,5

85,4

82,9

184

89,1

85,5

92,0

89,4

92,9

90,9

91,6

87,4

88,0

85,8

186

93,1

89,2

95,0

91,0

96,6

92,9

92,8

89,6

89,0

87,3

188

95,8

91,8

97,0

94,4

98,0

95,8

95,0

91,5

91,5

88,8

190

97,1

92,3

99,5

95,8

99,9

97,4

99,4

95,6

94,8

92,9

364

С помощью индексов рассчитывается среднее значение "должного" веса, которое затем сравнивается с фактической массой тела субъ­екта. Если фактическая масса тела превышает "должную", говорят об избыточной массе тела, как об одном из факторов риска. Чрезмерно избыточная масса тела приводит к ожирению. В зависимости от величины отклонения фактической массы тела (выраженной в про­центах) от "должной" различают четыре степени ожирения. В случае увеличения массы тела на 15-29% — ожирение I степени, на 30-49% — II степени, на 50-100% — III степени и более 100% — IV степени. Ожирение способствует развитию гипертонической болезни, сахарного диабета, ишемической болезни сердца.

Физиологические подходы. Для оценки состояния здоровья чело­века применяют нагрузочные пробы.

(1). Наиболее простой является проба Мартинэ. С ее помощью оценивают физическую работоспособность и тип ответной реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Физическая работоспособ­ность определяется приростом пульса, выраженного в процентах после нагрузки, к его исходной величине: прирост пульса менее 25% — отличная физическая работоспособность, прирост пульса на 25-50% — хорошая, на 50-75% — удовлетворительная и более 75% — плохая.

Тип реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку определя­ется на основе изменений уровней систолического и диастоличес-кого артериального давления. Нормотонический —характеризуется увеличением систолического артериального давления, диастолическое артериальное давление при этом снижается или не изменяется; ги­пертонический — характеризуется значительным повышением систо­лического и диастолического артериального давления; гипотоничес­кий — систолическое артериальное давление повышается не неболь­шую величину или не изменяется, диастолическое же артериальное давление снижается.

(2). Информацию, необходимую для оценки состояния здоровья, содержат показатели, измеряемые не только в момент окончания физической нагрузки, но и данные обследований, проводимых в восстановительный период. С этой целью применяют Гарвардский степ-тест. Физическая нагрузка задается при этом в виде восхож­дения на ступеньку. Высота ступеньки и время выполнения физи­ческой нагрузки соотносятся с полом, возрастом и физическим развитием исследуемого субъекта (табл.28.2).

Таблица 28.2 Высота ступеньки и время восхождений при проведении Гарвардского степ-теста

Группы испытуемых

Высота ступеньки, см

Время восхождений, мин

Мужчины (старше 18 лет) Женщины (старше 18 лет) Юноши и подростки (12-18 лет) Девушки (12-18 лет) Мальчики и девочки (8-11 лет) Мальчики и девочки (до 8 лет)

50 5

43 5

45 4

40 4

■35 3

35 2

365

Результаты тестирования выражаются в условных единицах, в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Эту величину рассчитыва­ют из следующего уравнения:

где t — фактическое время выполнения физической нагрузки в секундах; f1 f2, f3 — сумма пульса за первые 30 секунд каждой минуты. Цифра 2 используется для перевода суммы пульса за 30-секундные промежутки времени в число сердцебиений за 1 мин, а величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых числах. Величина ИГСТ характеризует скорость восстановления пульса после выполнения физической нагрузки. Оценка результатов Гарвардского степ-теста приведена в табл.28.3.

Таблица 28.3 Оценка результатов Гарвардского степ-теста

ИГСТ (условные единицы)

Оценка

Меньше 55

55-64

65-79

80-89

90 и более

Плохая

Ниже средней

Средняя

Хорошая

Отличная

(3). Среди нагрузочных проб применяют тесты, с помощью кото­рых определяется уровень тренированности организма, от которого зависит состояние здоровья. С этой целью используют 12-минутный тест Купера, сущность которого заключается в том, что субъекту необходимо пробежать или пройти как можно большее расстояние в течение 12 минут (табл.28.4).

Таблица 28.4 12- минутный тест для мужчин в километрах

Степень

Возраст

в годах

тренированности

до 30

30-39

40-49

более 50

1. Очень

Меньше 1,6

Меньше 1,5

Меньше 1,3

Меньше 1,2

плохая

2. Плохая

2,0-2,4

1,85-2,24

1,7-2,1

1,6-1,9

3. Удовлетво-

2,0-2,4

1,85-2,24

1,7-2,1

1,6-1,9

рительная

4. Хорошая

2,5-2,7

2,25-2,64

2,2-2,4

2,0-2,4

5. Отличная

2,8 и более

2,66 и более

2,5 и более

2,5 и более

(4). Для оценки резервов кардиореспираторной системы и физи­ческой работоспособности в практике применяют субмаксимальные физические нагрузки. Одной из таких нагрузок является функци­ональная проба, основанная на определении мощности физической нагрузки у человека при выполнении которой частота сердечных

366

сокращений (ЧСС) повышается до 170 уд/мин. Эту пробу обозна­чают как PWC170 (от первых бук английского обозначения термина "физическая работоспособность" — Physical Working Capacity). Опре­деление физической работоспособности при помощи теста PWC170 базируется на двух фактах: 1) учащение сердцебиения при мышеч­ной работе прямо пропорционально ее интенсивности и 2) степень учащения сердцебиений при любой физической нагрузке обратно пропорциональна способности испытуемого выполнять мышечную работу данной интенсивности. Этот тест выполняется на велоэрго-метре, с помощью которого можно точно дозировать мощность физической нагрузки. Физическую работоспособность определяют посредством нахождения величины мощности той нагрузки, при которой ЧСС достигает 170 уд/мин.

(5). Физическую работоспособность, а следовательно, и резерв здоровья человека определяют по величине максимального потребле­ния кислорода. В этом случае испытуемый выполняет на велоэрго-метре серию последовательно возрастающих по мощности физичес­ких нагрузок, в процессе которых регистрируется потребление кис­лорода. Оценка физического состояния человека на основе тестов максимального потребления кислорода [мл/мин-кг] и PWC170 [кгм/ мин-кг] представлена в табл.26.1 (глава 26).

Биохимические подходы. Важнейшим биохимическим показателем здоровья являются индексы атерогенности, с помощью которых определяют угрозу развития атеросклероза, являющегося одной из причин развития заболеваний сердечно-сосудистой системы. Среди них индекс, основанный на определении в крови уровня холесте­рина и липопротеидов высокой и низкой плотности, а также содер­жания триглицеридов:

общий холестерин — ЛПВП

индекс атерогенности =

ЛПВП

где ЛПВП — липопротеиды высокой плотности. В норме этот ин­декс составляет 2,5-3,5. При его увеличении возникает угроза раз­вития атеросклероза.

studfiles.net

Лекция 27 (Заключительная) Физиологические основы здорового образа жизни

В течение всего учебного года Вы изучали наш предмет. Во время чтения лекций (мною) и на практических занятиях (преподавателями кафедры) мы регулярно возвращались к проблеме здоровья, о которой я Вам говорил на самой первой лекции, когда мы пытались дать определение нормы физиологических функций. Теперь уже, обладая определенной суммой знаний, Вы сами можете составить собственное понятие, характеризующее здоровье. Однако согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это полное телесное (физическое), духовное и социальное благополучие». Давайте попробуем рассмотреть отдельные положения этого определения.

«Полное телесное (физическое) благополучие» –реально ли это в жизни?Многие из Вас могут сказать, что я физически здоров. Так ли это?Конечно, в молодые годы, когда Вам 18-20 лет, такое заключение сделать легко. Но присмотритесь к окружающим и Вы найдете, что один носит очки, у другого какие-то проблемы с ногой или рукой и т.д. И таких очень много, а если основательно проверить всех, то таких окажется большинство. На основании чего мы судим о физическом здоровье?Как правило, изучив пульс, давление, температуру, определив рост, вес и т.п. Если пойти в психиатрическую клинику и попытаться измерить все эти показатели, то можно получить их норму у большинства там находящихся. Разве мы считаем их здоровыми? Значит, определение таких показателей не является критерием оценки здоровья. Нужно еще и психическое здоровье.

«Полное психическое благополучие» –это единство сознания и подсознания. Мы так далеки порой от этого единства, что очень трудно решить порой кто же психически здоров, а кто болен. По статистике, например, каждый 4-ый в Европе психически нездоров. А сколько людей проходит мимо такой официальной статистики!

«Полное социальное благополучие» –по-видимому, это трудно достижимое явление для большинства людей. Всегда человека окружают какие-то социальные проблемы.

«Полное духовное благополучие» –оценка этого показателя поставит нас еще в более трудное положение. Духовное здоровье – это принцип природного добра ко всему и ко всем. А многие ли из нас могут сказать о своем природном добре к окружающему миру, к окружающим нас людям, даже и близким. Мы на каждом шагу видим безразличие к бедам других, безжалостность, бездушие, жестокость, насилие, садизм и другие проявления, свидетельствующие о низком (нижайшем!) духовном уровне многих людей.

Что же мы получили в итоге этого анализа?Да, как это не прискорбно, достаточно печальная картина у нас с Вами получилась. Получается, что отвечающего всем этим требованиям человека «днем с огнем не отыскать». Как же быть, что делать, чтобы приблизиться как-то к понятию здорового человека?Для этого надо максимально свести свою жизнь к тому, что называется здоровый образ жизни.От каких же факторов он зависит?

Если мы примем все здоровье за 100%, то вклад в него различных факторов будет приблизительно следующий. Окружающая нас внешняя среда влияет на наше здоровье и ее вклад в него составляет приблизительно 20%. Различные социальные факторы также на 20% определяют наше здоровье. Остальные 60% (а по некоторым источникам и все 80%) – это образ жизни.

О социальном факторе я уже практически сказал и лишь добавлю к этому несколько слов о роли медицины в сохранении и поддержании здоровья. По данным большинства исследователей роль медицины в сохранении здоровья очень скромна и на ее долю приходится около 6-8%. Она выполняет скорее функции поддержания организма на определенном уровне, относительно близком к состоянию здоровья. И можно с уверенностью сказать, что никакие суперсовременные диагностические машины, никакая сверхлабораторная служба, никакие суперэффективнейшие лекарственные препараты, суперсовременные клиники и суперзаурядные врачи (и сколько бы мы их не готовили) проблему здоровья не решат и не решают. Число больных, несмотря на все эти супер -, растет и растет. И, самое главное, будет расти и дальше. Запомните, чем больше лекарственных препаратов и чем больше аптек (а это видно сейчас невооруженным глазом!), тем больше больных.

О влияниях внешней среды, я думаю Вам многое известно, в частности, об экологическом факторе можно говорить много и приводить разные примеры. Но самое главное в этой проблеме – это полнейшая экологическая безграмотность людей. Вспомните, когда Вы едете вдоль дороги, где привязаны животные. Вот и решается проблема питания. В этом и заключена «экологическая грамотность» людей. А бесконтрольная химическая обработка овощей и фруктов при их выращивании! Я уже не говорю про Чернобыль. Конечно, все это влияет на наше здоровье. Но ведь все это результат деятельности человека. Значит, мы что-то делаем не так.

И, наконец, главный фактор, от которого зависит наше здоровье – это образ жизни современного человека. Он не случайно составляет 60-80% нашего здоровья. Что же мы имеем в виду, когда говорим о здоровом образе жизни?Он включает в себя много составляющих. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом. Среди них наибольшее значение имеют следующие: мысли, движение, воздух, вода, питание, вредные привычки и активная психическая деятельность. Эти факторы могут быть рассмотрены в любой последовательности, но я считаю, чтомысли человека – это один из главнейших и важнейших элементов здорового образа жизни. Известная Вам поговорка «В здоровом теле - здоровый дух» неверна. Все наоборот: «Здоровый дух – здоровое тело». Я Вам раньше говорил об этом, когда мы изучали с Вами физиологию высшей нервной деятельности. Мысли могут сделать человека больным, они же могут его и вылечить. Второй, очень важный фактор здоровья - этодвижение.Еще Аристотель когда-то писал: «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие». И с этим, особенно в настоящее время, надо полностью согласиться. Почему особенно в настоящее время?Дело заключается в том, что в настоящее время двигательная активность людей чрезвычайно слаба, большинство не выполняет элементарнейших норм физической активности, на какую рассчитан организм, для какой предназначены наши органы. А ведь мир так устроен (а мы есть частичка этого мира), что все находится в движении, причем, в гармоническом. Если эта гармония нарушается, то возникает «хаос». Это и есть болезнь, если свести его к организму человека. Запомните, от физического бездействия сильный орган вырождается, бессильный – гибнет при перенапряжении. В течение всего курса лекций я пытался на многочисленных примерах при изучении каждого раздела физиологии показать Вам преимущества в деятельности того или иного органа (системы) у тренированных к физическим нагрузкам людей, в сравнении с не тренироваными. Сегодня приведу пример такого преимущества на основании тех научных исследований, которые мы провели у нас на кафедре. Эти исследования, в свое время, работая у нас на кафедре, выполняли известные Вам сотрудники нашей академии - профессор Еремина Е.Л., профессор Грицай Н.Н., профессор Лобань Г.А., профессор Силенко Ю.И., доцент Моргун З.К., доцент Сидорова А.И., доцент Муляр Л.А., доцент Сорокина С.И.. Мы исследовали более 100 показателей, характеризующих работу различных систем организма, у большой группы людей (более 700), часть из которых была контрольной, а часть занималась оздоровительным бегом. Нашими исследованиями было установлено, что у людей занимающихся оздоровительным бегом (в возрасте от 20 до 75 лет, разного пола, разных профессиональных групп) выше в крови количество форменных элементов крови, ниже показатели свертываемости крови, выше уровень простациклина в сосудистой стенке, ниже кровяное давление и т.д. Я мог бы перечислить десятки показателей, которые у этих людей были значительно ближе к норме, чем у людей, не выполняющих никаких нагрузок. Известны данные литературы, что у людей, погибших в результате несчастных случаев (катастрофы), но ранее регулярно занимающихся таким видом тренировки, практически отсутствуют склеротические поражения сосудов.

Можно было бы прочитать отдельную лекцию на основании этого материала. Но в последние годы появились новые интересные данные, которые заставили меня несколько пересмотреть, вернее уточнить, эту мою позицию относительно движения – как фактора здорового образа жизни. Дело заключается в том, что мы и ранее обращали внимание на тот факт, что у разных людей (с позиции их эмоциональной характеристики, типологических особенностей) влияние оздоровительного бега неодинаково по скорости эффекта и зависит от величины нагрузки (расстояния, пробегаемого за тренировку и скорости бега, частоты бега в неделю). В настоящее время показано, что физическая активность людей должна быть в соотвествии с их генетическими особенностями, которые можно оценить по группам крови. Я разделяю такую позицию и считаю, что это надо обязательно взять на вооружение всем кто занимается физическими упражнениями. В чем же заключаются эти особенности. Лицам с Iгруппой крови показаны интенсивные виды нагрузок – это бег, плавание, быстрая ходьба с частотой 4 раза в неделю. А вот лицамIIгруппы крови нужно сочетание средней интенсивности ходьбы и бега с успокаивающими нагрузками (типа медитативных упражнений). Такое сочетание у них должно быть с частотой 3-4 раза в неделю. ЛицамIII группы рекомендуются интенсивные нагрузки (бег, ходьба – 3 раза в неделю) и расслабляющие (гимнастика 1 – 2 раза в неделю). Людям сIVгруппой крови необходимы нагрузки близкие к людям соIIгруппой. Им надо избегать игр, в которых есть элеменет соперничества. Такое уточнение, связанное с группами крови, я считаю, делает нагрузки у людей более адекватными и их профилактический (лечебный) эффект от этого только должен расти.

Существенным фактором здорового образа жизни является постановка правильного дыхания, а такжевоздух, которым мы дышим. О правильном дыхании - я уже говорил ранее. Напомню лишь, что мы теперь с Вами дышим только носом, с задержкой на вдохе и особенно на выдохе, и тренируемся, чтобы частота дыхания, наконец-то, у нас стала «здоровой» – а это, как Вы помните, 6-8 дыхательных движений в минуту. Кстати, физические тренировки автоматически Вас к этому приведут. Теперь о воздухе, которым мы дышим. Надо дышать воздухом с максимальным количеством отрицательных ионов. А это воздух – горный, около водоемов, в конце - концов, на улице (особенно в парках, лесу). В помещении, самом идеальном с точки зрения обывателя месте пребывания, масса положительных аэроионов, которые и делают нас больными.

Вода –важнейший фактор здорового образа жизни. Наш организм нуждается постоянно в ней, но какую воду мы пьем? Естественно надо стремиться к потреблению самой чистой воды – родниковой, очищенной.

Следующий фактор – это питание.Этот фактор неразрывно связан с движением. Тот, кто регулярно тренируется, проблем питания не испытывает. Такой человек никогда не съест и не выпьет лишнего. О проблеме питания я Вам достаточно подробно говорил на одной из предыдущих лекций и думаю, что к этому мало, что можно добавить. Запомните, самый главный подход к проблеме питания – это ограниченность потребления пищи. Если мы научимся себя ограничивать в еде и питье, мы снимем с себя массу проблем и будем во сто крат здоровее того человека, который не может быть сдержанным. Большинство из нас потребляет больше, чем расходует. Не случайно каждый второй практически имеет лишний вес. А лишний вес – это уже болезнь.

Следующая группа факторов – это вредные привычки.Как легко их заработать и как трудно с ними бороться, всем и каждому. На некоторых лекциях я приводил Вам отдельные примеры развития привычки к табаку, алкоголю, наркотикам, лекарствам. Все это разновидности наркомании. Не буду повторяться. Знаю, как сложна эта проблема. Что можно сказать по этому поводу на последней лекции? Хотите быть примером для своих близких, для пациентов ограничьте себя от всего этого. Расстаньтесь с сигаретой, рюмкой, наркотиком, лекарством.Только здоровый человек может вылечить больного. Больной врач никогда не может помочь больному, по-настоящему.

Еще один фактор здоровья – это активная психическая деятельность.Что имеется в виду под этим? Здесь два важных аспекта: радость труда и сексуальное здоровье.Радость труда –это интерес к труду. Есть психологический оптимум, который сводится к тому, что занятость трудом соответствует физиологическим, интеллектуальным, социальным и другим факторам. Удовлетворены ли Вы своим трудом? Много ли людей сегодня «радуются», выполняя свою работу? Процент таких людей очень незначителен, к сожалению. А ведь основное время в жизни мы проводим на работе. Если она не приносит радости, то это никак не добавляет нам здоровья. Все как раз наоборот.

Сексуальное здоровье –это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных факторов. Сегодня мы часто говорим о сексуальном взрыве. А что это такое? В средние века церковь проповедовала аскетизм (воздержание, в том числе и половое). Интим оценивался как блуд. Много было невежества в интиме, а естественно, что невежество может породить только невежество. Поэтому оно осталось и сегодня. Наконец, произошло то, что сделало большой разрыв между гражданской и половой зрелостью. Если гражданская зрелость наступает в 18-20 лет (у девушек) и 22-23 года (у юношей), то половая зрелость наступает значительно раньше (в 12-14 лет у девочек и 15-16 лет у мальчиков). Разрыв одного от другого составляет 5-7 лет и более. В этот период (ранний половой) есть только две составляющие сексуального здоровья – соматическая и эмоциональная. Поэтому раннее начало половой жизни вызывает деградацию, как умственную, так и физическую (увядание, импотенция).

Ко всем перечисленным факторам здорового образа жизни можно добавить еще массу мелких факторов, но в целом это не меняет положения. Ясно только одно, что здоровье человека, в основном, находится в его руках. Если хочешь увидеть виновника твоих бед и болезней, то посмотри в зеркало и там ты увидишь его во всей красе!

Итак, прощаясь с Вами, я бы хотел Вам пожелать следующее.

  1. Перестаньте «ныть», «жаловаться», «искать виновных» – в этом всегда есть доля иждевенчества и главная причина Ваших проблем.

  2. Перестаньте уклоняться от физических нагрузок, не делайте занятий физической культурой компанией. Начав заниматься физическими упражнениями (любыми)– продолжайте всю жизнь в соотвествии со своими генетическими возможностями.

  3. Не забывайте, что есть нужно, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Помните, каждые 2,5 см окружности талии по отношении к груди стоят Вам двух лет жизни.

  4. Немедленно бросайте курить, принимать наркотики и лекарства и добивайтесь этого от других.

  5. Не пугайтесь риска, жизненных трудностей, смело идите им навстречу и научитесь преодолевать их. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на мелочи. Ничто так не ценится дорого, как вежливость и правдивость. Улыбка, умная шутка, правдивое слово помогут Вам и Вашим близким больше, чем весь арсенал аптеки.

  6. Берите с собой в дорогу жизни знания, любовь к труду, ибо время сладкого ничего неделания проходят, а мир – не зал, для праздношатающихся, а великая мастерская! Творите в ней!

Счастливого Вам пути!

studfiles.net

Физиологические основы здорового образа жизни — Мегаобучалка

В течение всего учебного года Вы изучали наш предмет. Во время чтения лекций (мною) и на практических занятиях (преподавателями кафедры) мы регулярно возвращались к проблеме здоровья, о которой я Вам говорил на самой первой лекции, когда мы пытались дать определение нормы физиологических функций. Теперь уже, обладая определенной суммой знаний, Вы сами можете составить собственное понятие, характеризующее здоровье. Однако согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это полное телесное (физическое), духовное и социальное благополучие». Давайте попробуем рассмотреть отдельные положения этого определения.

«Полное телесное (физическое) благополучие» – реально ли это в жизни? Многие из Вас могут сказать, что я физически здоров. Так ли это? Конечно, в молодые годы, когда Вам 18-20 лет, такое заключение сделать легко. Но присмотритесь к окружающим и Вы найдете, что один носит очки, у другого какие-то проблемы с ногой или рукой и т.д. И таких очень много, а если основательно проверить всех, то таких окажется большинство. На основании чего мы судим о физическом здоровье? Как правило, изучив пульс, давление, температуру, определив рост, вес и т.п. Если пойти в психиатрическую клинику и попытаться измерить все эти показатели, то можно получить их норму у большинства там находящихся. Разве мы считаем их здоровыми? Значит, определение таких показателей не является критерием оценки здоровья. Нужно еще и психическое здоровье.

«Полное психическое благополучие» – это единство сознания и подсознания. Мы так далеки порой от этого единства, что очень трудно решить порой кто же психически здоров, а кто болен. По статистике, например, каждый 4-ый в Европе психически нездоров. А сколько людей проходит мимо такой официальной статистики!

«Полное социальное благополучие» – по-видимому, это трудно достижимое явление для большинства людей. Всегда человека окружают какие-то социальные проблемы.

«Полное духовное благополучие» – оценка этого показателя поставит нас еще в более трудное положение. Духовное здоровье – это принцип природного добра ко всему и ко всем. А многие ли из нас могут сказать о своем природном добре к окружающему миру, к окружающим нас людям, даже и близким. Мы на каждом шагу видим безразличие к бедам других, безжалостность, бездушие, жестокость, насилие, садизм и другие проявления, свидетельствующие о низком (нижайшем!) духовном уровне многих людей.

Что же мы получили в итоге этого анализа? Да, как это не прискорбно, достаточно печальная картина у нас с Вами получилась. Получается, что отвечающего всем этим требованиям человека «днем с огнем не отыскать». Как же быть, что делать, чтобы приблизиться как-то к понятию здорового человека? Для этого надо максимально свести свою жизнь к тому, что называется здоровый образ жизни. От каких же факторов он зависит?

Если мы примем все здоровье за 100%, то вклад в него различных факторов будет приблизительно следующий. Окружающая нас внешняя среда влияет на наше здоровье и ее вклад в него составляет приблизительно 20%. Различные социальные факторы также на 20% определяют наше здоровье. Остальные 60% (а по некоторым источникам и все 80%) – это образ жизни.

О социальном факторе я уже практически сказал и лишь добавлю к этому несколько слов о роли медицины в сохранении и поддержании здоровья. По данным большинства исследователей роль медицины в сохранении здоровья очень скромна и на ее долю приходится около 6-8%. Она выполняет скорее функции поддержания организма на определенном уровне, относительно близком к состоянию здоровья. И можно с уверенностью сказать, что никакие суперсовременные диагностические машины, никакая сверхлабораторная служба, никакие суперэффективнейшие лекарственные препараты, суперсовременные клиники и суперзаурядные врачи (и сколько бы мы их не готовили) проблему здоровья не решат и не решают. Число больных, несмотря на все эти супер -, растет и растет. И, самое главное, будет расти и дальше. Запомните, чем больше лекарственных препаратов и чем больше аптек (а это видно сейчас невооруженным глазом!), тем больше больных.

О влияниях внешней среды, я думаю Вам многое известно, в частности, об экологическом факторе можно говорить много и приводить разные примеры. Но самое главное в этой проблеме – это полнейшая экологическая безграмотность людей. Вспомните, когда Вы едете вдоль дороги, где привязаны животные. Вот и решается проблема питания. В этом и заключена «экологическая грамотность» людей. А бесконтрольная химическая обработка овощей и фруктов при их выращивании! Я уже не говорю про Чернобыль. Конечно, все это влияет на наше здоровье. Но ведь все это результат деятельности человека. Значит, мы что-то делаем не так.

И, наконец, главный фактор, от которого зависит наше здоровье – это образ жизни современного человека. Он не случайно составляет 60-80% нашего здоровья. Что же мы имеем в виду, когда говорим о здоровом образе жизни? Он включает в себя много составляющих. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом. Среди них наибольшее значение имеют следующие: мысли, движение, воздух, вода, питание, вредные привычки и активная психическая деятельность. Эти факторы могут быть рассмотрены в любой последовательности, но я считаю, что мысличеловека – это один из главнейших и важнейших элементов здорового образа жизни. Известная Вам поговорка «В здоровом теле - здоровый дух» неверна. Все наоборот: «Здоровый дух – здоровое тело». Я Вам раньше говорил об этом, когда мы изучали с Вами физиологию высшей нервной деятельности. Мысли могут сделать человека больным, они же могут его и вылечить. Второй, очень важный фактор здоровья - это движение. Еще Аристотель когда-то писал: «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие». И с этим, особенно в настоящее время, надо полностью согласиться. Почему особенно в настоящее время? Дело заключается в том, что в настоящее время двигательная активность людей чрезвычайно слаба, большинство не выполняет элементарнейших норм физической активности, на какую рассчитан организм, для какой предназначены наши органы. А ведь мир так устроен (а мы есть частичка этого мира), что все находится в движении, причем, в гармоническом. Если эта гармония нарушается, то возникает «хаос». Это и есть болезнь, если свести его к организму человека. Запомните, от физического бездействия сильный орган вырождается, бессильный – гибнет при перенапряжении. В течение всего курса лекций я пытался на многочисленных примерах при изучении каждого раздела физиологии показать Вам преимущества в деятельности того или иного органа (системы) у тренированных к физическим нагрузкам людей, в сравнении с не тренироваными. Сегодня приведу пример такого преимущества на основании тех научных исследований, которые мы провели у нас на кафедре. Эти исследования, в свое время, работая у нас на кафедре, выполняли известные Вам сотрудники нашей академии - профессор Еремина Е.Л., профессор Грицай Н.Н., профессор Лобань Г.А., профессор Силенко Ю.И., доцент Моргун З.К., доцент Сидорова А.И., доцент Муляр Л.А., доцент Сорокина С.И.. Мы исследовали более 100 показателей, характеризующих работу различных систем организма, у большой группы людей (более 700), часть из которых была контрольной, а часть занималась оздоровительным бегом. Нашими исследованиями было установлено, что у людей занимающихся оздоровительным бегом (в возрасте от 20 до 75 лет, разного пола, разных профессиональных групп) выше в крови количество форменных элементов крови, ниже показатели свертываемости крови, выше уровень простациклина в сосудистой стенке, ниже кровяное давление и т.д. Я мог бы перечислить десятки показателей, которые у этих людей были значительно ближе к норме, чем у людей, не выполняющих никаких нагрузок. Известны данные литературы, что у людей, погибших в результате несчастных случаев (катастрофы), но ранее регулярно занимающихся таким видом тренировки, практически отсутствуют склеротические поражения сосудов.

Можно было бы прочитать отдельную лекцию на основании этого материала. Но в последние годы появились новые интересные данные, которые заставили меня несколько пересмотреть, вернее уточнить, эту мою позицию относительно движения – как фактора здорового образа жизни. Дело заключается в том, что мы и ранее обращали внимание на тот факт, что у разных людей (с позиции их эмоциональной характеристики, типологических особенностей) влияние оздоровительного бега неодинаково по скорости эффекта и зависит от величины нагрузки (расстояния, пробегаемого за тренировку и скорости бега, частоты бега в неделю). В настоящее время показано, что физическая активность людей должна быть в соотвествии с их генетическими особенностями, которые можно оценить по группам крови. Я разделяю такую позицию и считаю, что это надо обязательно взять на вооружение всем кто занимается физическими упражнениями. В чем же заключаются эти особенности. Лицам с I группой крови показаны интенсивные виды нагрузок – это бег, плавание, быстрая ходьба с частотой 4 раза в неделю. А вот лицам II группы крови нужно сочетание средней интенсивности ходьбы и бега с успокаивающими нагрузками (типа медитативных упражнений). Такое сочетание у них должно быть с частотой 3-4 раза в неделю. Лицам III группы рекомендуются интенсивные нагрузки (бег, ходьба – 3 раза в неделю) и расслабляющие (гимнастика 1 – 2 раза в неделю). Людям с IV группой крови необходимы нагрузки близкие к людям со II группой. Им надо избегать игр, в которых есть элеменет соперничества. Такое уточнение, связанное с группами крови, я считаю, делает нагрузки у людей более адекватными и их профилактический (лечебный) эффект от этого только должен расти.

Существенным фактором здорового образа жизни является постановкаправильного дыхания, а также воздух, которым мы дышим. О правильном дыхании - я уже говорил ранее. Напомню лишь, что мы теперь с Вами дышим только носом, с задержкой на вдохе и особенно на выдохе, и тренируемся, чтобы частота дыхания, наконец-то, у нас стала «здоровой» – а это, как Вы помните, 6-8 дыхательных движений в минуту. Кстати, физические тренировки автоматически Вас к этому приведут. Теперь о воздухе, которым мы дышим. Надо дышать воздухом с максимальным количеством отрицательных ионов. А это воздух – горный, около водоемов, в конце - концов, на улице (особенно в парках, лесу). В помещении, самом идеальном с точки зрения обывателя месте пребывания, масса положительных аэроионов, которые и делают нас больными.

Вода – важнейший фактор здорового образа жизни. Наш организм нуждается постоянно в ней, но какую воду мы пьем? Естественно надо стремиться к потреблению самой чистой воды – родниковой, очищенной.

Следующий фактор – это питание. Этот фактор неразрывно связан с движением. Тот, кто регулярно тренируется, проблем питания не испытывает. Такой человек никогда не съест и не выпьет лишнего. О проблеме питания я Вам достаточно подробно говорил на одной из предыдущих лекций и думаю, что к этому мало, что можно добавить. Запомните, самый главный подход к проблеме питания – это ограниченность потребления пищи. Если мы научимся себя ограничивать в еде и питье, мы снимем с себя массу проблем и будем во сто крат здоровее того человека, который не может быть сдержанным. Большинство из нас потребляет больше, чем расходует. Не случайно каждый второй практически имеет лишний вес. А лишний вес – это уже болезнь.

Следующая группа факторов – это вредные привычки. Как легко их заработать и как трудно с ними бороться, всем и каждому. На некоторых лекциях я приводил Вам отдельные примеры развития привычки к табаку, алкоголю, наркотикам, лекарствам. Все это разновидности наркомании. Не буду повторяться. Знаю, как сложна эта проблема. Что можно сказать по этому поводу на последней лекции? Хотите быть примером для своих близких, для пациентов ограничьте себя от всего этого. Расстаньтесь с сигаретой, рюмкой, наркотиком, лекарством. Только здоровый человек может вылечить больного.Больной врач никогда не может помочь больному, по-настоящему.

Еще один фактор здоровья – это активная психическая деятельность. Что имеется в виду под этим? Здесь два важных аспекта: радость труда и сексуальное здоровье. Радость труда – это интерес к труду. Есть психологический оптимум, который сводится к тому, что занятость трудом соответствует физиологическим, интеллектуальным, социальным и другим факторам. Удовлетворены ли Вы своим трудом? Много ли людей сегодня «радуются», выполняя свою работу? Процент таких людей очень незначителен, к сожалению. А ведь основное время в жизни мы проводим на работе. Если она не приносит радости, то это никак не добавляет нам здоровья. Все как раз наоборот.

Сексуальное здоровье –это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных факторов. Сегодня мы часто говорим о сексуальном взрыве. А что это такое? В средние века церковь проповедовала аскетизм (воздержание, в том числе и половое). Интим оценивался как блуд. Много было невежества в интиме, а естественно, что невежество может породить только невежество. Поэтому оно осталось и сегодня. Наконец, произошло то, что сделало большой разрыв между гражданской и половой зрелостью. Если гражданская зрелость наступает в 18-20 лет (у девушек) и 22-23 года (у юношей), то половая зрелость наступает значительно раньше (в 12-14 лет у девочек и 15-16 лет у мальчиков). Разрыв одного от другого составляет 5-7 лет и более. В этот период (ранний половой) есть только две составляющие сексуального здоровья – соматическая и эмоциональная. Поэтому раннее начало половой жизни вызывает деградацию, как умственную, так и физическую (увядание, импотенция).

Ко всем перечисленным факторам здорового образа жизни можно добавить еще массу мелких факторов, но в целом это не меняет положения. Ясно только одно, что здоровье человека, в основном, находится в его руках. Если хочешь увидеть виновника твоих бед и болезней, то посмотри в зеркало и там ты увидишь его во всей красе!

Итак, прощаясь с Вами, я бы хотел Вам пожелать следующее.

1. Перестаньте «ныть», «жаловаться», «искать виновных» – в этом всегда есть доля иждевенчества и главная причина Ваших проблем.

2. Перестаньте уклоняться от физических нагрузок, не делайте занятий физической культурой компанией. Начав заниматься физическими упражнениями (любыми)– продолжайте всю жизнь в соотвествии со своими генетическими возможностями.

3. Не забывайте, что есть нужно, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Помните, каждые 2,5 см окружности талии по отношении к груди стоят Вам двух лет жизни.

4. Немедленно бросайте курить, принимать наркотики и лекарства и добивайтесь этого от других.

5. Не пугайтесь риска, жизненных трудностей, смело идите им навстречу и научитесь преодолевать их. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на мелочи. Ничто так не ценится дорого, как вежливость и правдивость. Улыбка, умная шутка, правдивое слово помогут Вам и Вашим близким больше, чем весь арсенал аптеки.

6. Берите с собой в дорогу жизни знания, любовь к труду, ибо время сладкого ничего неделания проходят, а мир – не зал, для праздношатающихся, а великая мастерская! Творите в ней!

Счастливого Вам пути!

 

Содержание

Лекция 1.(Вступительная) Физиология как наука. Методы физиологических исследований. Разделы физиологии. Физиология возбудимых тканей………………..

Лекция 2.Физиология мышечной ткани: особенности работы скелетной, гладкой и сердечной мышцы………………..

Лекция 3.Физиология нервной ткани (рецепторы, нервные волокна, синапсы)………….

Лекция 4.Роль разных уровней ЦНС в регуляции двигательных актов……………

Лекция 5.Физиология автономной нервной системы и ее роль в регуляции физиологических функций………..

Лекция 6.Гуморальная регуляция физиологических функций. Взаимоотношение нервных и гуморальных механизмов регуляции физиологических функций в организме………..

Лекция 7.Физиология сенсорных систем (анализаторы и их значение для взаимоотношения организма с окружающей внешней и внутренней средой)…………

Лекция 8.Интегративная деятельность организма и физиологические основы поведения ( высшая форма нервной деятельности, врожденные и приобретенные формы поведения, память, мышление и речь)………….

Лекция 9.Особенности высшей нервной деятельности человека (эмоции, мотивации, типы высшей нервной деятельности)……..

Лекция 10.Бодрствование, сон, сновидения и гипноз…………….

Лекция 11.Система кровообращения. Физиология сердца (фазы сердечной деятельности, тоны сердца, электрокардиография)……………

Лекция 12.Физиология сосудов (особенности кровотока в сосудах, кровяное давление, пульс, капиллярный и венозный кровоток, лимфоток)……….

Лекция 13.Регуляция кровообращения (центр сердечно-сосудистой регуляции, рефлекторная и гуморальная регуляция кровообращения, особенности регуляции кровообращения в отдельных органах)………….

Лекция 14.Физиология крови (функции крови, физико – химические свойства крови, эритроциты, эритропоез)……….

Лекция 15.Защитные функции крови, связанные с лейкоцитами. Группы крови……….

Лекция 16.Физиология тромбоцитов. Понятие о гемостазе (сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз)…………

Лекция 17.Антикоагулянты и фибринолиз………….

Лекция 18.Регуляция сосудисто-тромбоцитарного гемостаза, свертывания крови и фибринолиза…..

Лекция 19.Физиология дыхания. Внешнее дыхание. Переход и перенос газов…….

Лекция 20.Регуляция дыхания……..

Лекция 21.Питание современного человека (новые подходы к проблеме).Нетрадиционные системы питания. Системы голодания и их значение для здоровья. Современное питание в детском возрасте………

Лекция 22.Пищеварение, его типы и функции. Пищеварение в полости рта ……

Лекция 23.Пищеварение в желудке……….

Лекция 24.Пищеварение в кишечнике. Всасывание в пищеварительном тракте …….

Лекция 25.Состояние голода, аппетита и насыщения. Обмен веществ, энергии и терморегуляция ….

Лекция 26.Выделение (роль отдельных органв и систем). Физиология почек……

Лекция 27.(Заключительная). Физиологические основы здорового образа жизни…….

megaobuchalka.ru

Физиологические основы здорового образа жизни

Физиологические основы здорового образа жизни

Социальная гигиена и организация здравоохранения как наука сформировалась во второй половине 19-говека в связи с возникновением потребности в научном обосновании общественного здоровья, а не только здоровья отдельного индивидуума, и введением вопросов общественного здоровья в систему медицинского образования с целью управления медико-санитарным делом. В отличие от большинства медицинских и, прежде всего клинических дисциплин, имеющих дело с одним человеком и его здоровьем, социальная гигиена изучает состояние здоровья всего населения. В связи с этим можно утверждать, что социальная гигиена - это наука, изучающая общественное здоровье и факторы, его определяющие, а организация здравоохранения включает комплекс государственных, общественных и других мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья населения.

^ Здоровье. Его критерии и определяющие факторы

Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д.

Что же такое «здоровье»? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье-это отсутствие болезней. Но такого понимания «здоровья», распространённого в быту недостаточно. Не случайно до сих пор не прекращаются дискуссии специалистов, пытающихся дать определение понятию «здоровье».

Правильное понимание здоровья человека даёт  представление о социально-биологической сущности человека. Ещё античные мыслители и врачи (Аристотель, Гиппократ и др.) в результате наблюдений за жизнью людей, их образом и условиям жизни отмечали, что социальные факторы наряду с природными составляют сущность человека и влияют на здоровье, Именно эти социальные черты человека (изготовление орудий труда, речь, мышление, сознание и т.д.) отличали человека от животных, добавляли в него новые качества. Человек-новое качество, новый сплав биологического и социального, в котором роль мастера, делающего этот сплав, принадлежит социальному. Однако черты «животности» никогда не исчезнут у человека и в определённых проявлениях сохраняются. Но не так выражено. В отличие от животных, способных в лучшем случае лишь добавлять средства к существованию, человек производит их для удовлетворения своих жизненных потребностей, т.е. активно (осознанно) преобразует мир и, изменяя его, преобразует и самого себя.

Итак, исходя из представлений о человеке как о социально-биологическом существе, мы утверждаем, что на уровне  человека социальное оттесняет биологическое и поэтому состояние здоровья необходимо рассматривать с учётом социального благополучия и биологического компонентов. Именно так определяет здоровье ВОЗ: «Здоровье - состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

^ Факторы, влияющие на здоровье.

Социальная обусловленность здоровья.

Изучение общественного здоровья проводится на основе разнообразных критериев. Однако одних критериев для изучения общественного здоровья недостаточно. Необходимо их использовать в совокупности с факторами, влияющими на здоровье. Эти факторы можно условно объединить в 4 группы:

1) биологические факторы - пол, возраст,  конституция, наследственность,

2) природные - климатические, гелиогеофизические, антропогенное загрязнение и др.,

3) социальные и социально-экономические - законодательство об охране здоровья граждан, условия труда, быта, отдыха, питания, миграционные процессы, уровень образования, культуры и др.,

4) медицинские факторы или организация медицинской помощи.

biologrefs.ru

Физиологические основы здорового образа жизни

Физиологические основы здорового образа жизни

Социальная гигиена и организация здравоохранения как наука сформировалась во второй половине 19-говека в связи с возникновением потребности в научном обосновании общественного здоровья, а не только здоровья отдельного индивидуума, и введением вопросов общественного здоровья в систему медицинского образования с целью управления медико-санитарным делом. В отличие от большинства медицинских и, прежде всего клинических дисциплин, имеющих дело с одним человеком и его здоровьем, социальная гигиена изучает состояние здоровья всего населения. В связи с этим можно утверждать, что социальная гигиена - это наука, изучающая общественное здоровье и факторы, его определяющие, а организация здравоохранения включает комплекс государственных, общественных и других мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья населения.

^ Здоровье. Его критерии и определяющие факторы

Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д.

Что же такое «здоровье»? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье-это отсутствие болезней. Но такого понимания «здоровья», распространённого в быту недостаточно. Не случайно до сих пор не прекращаются дискуссии специалистов, пытающихся дать определение понятию «здоровье».

Правильное понимание здоровья человека даёт  представление о социально-биологической сущности человека. Ещё античные мыслители и врачи (Аристотель, Гиппократ и др.) в результате наблюдений за жизнью людей, их образом и условиям жизни отмечали, что социальные факторы наряду с природными составляют сущность человека и влияют на здоровье, Именно эти социальные черты человека (изготовление орудий труда, речь, мышление, сознание и т.д.) отличали человека от животных, добавляли в него новые качества. Человек-новое качество, новый сплав биологического и социального, в котором роль мастера, делающего этот сплав, принадлежит социальному. Однако черты «животности» никогда не исчезнут у человека и в определённых проявлениях сохраняются. Но не так выражено. В отличие от животных, способных в лучшем случае лишь добавлять средства к существованию, человек производит их для удовлетворения своих жизненных потребностей, т.е. активно (осознанно) преобразует мир и, изменяя его, преобразует и самого себя.

Итак, исходя из представлений о человеке как о социально-биологическом существе, мы утверждаем, что на уровне  человека социальное оттесняет биологическое и поэтому состояние здоровья необходимо рассматривать с учётом социального благополучия и биологического компонентов. Именно так определяет здоровье ВОЗ: «Здоровье - состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

^ Факторы, влияющие на здоровье.

Социальная обусловленность здоровья.

Изучение общественного здоровья проводится на основе разнообразных критериев. Однако одних критериев для изучения общественного здоровья недостаточно. Необходимо их использовать в совокупности с факторами, влияющими на здоровье. Эти факторы можно условно объединить в 4 группы:

1) биологические факторы - пол, возраст,  конституция, наследственность,

2) природные - климатические, гелиогеофизические, антропогенное загрязнение и др.,

3) социальные и социально-экономические - законодательство об охране здоровья граждан, условия труда, быта, отдыха, питания, миграционные процессы, уровень образования, культуры и др.,

4) медицинские факторы или организация медицинской помощи.

biologrefs.ru

Физиологические основы здорового образа жизни

Количество просмотров публикации Физиологические основы здорового образа жизни - 66

В течение всего учебного года Вы изучали наш предмет. Во время чтения лекций (мною) и на практических занятиях (преподавателями кафедры) мы регулярно возвращались к проблеме здоровья, о которой я Вам говорил на самой первой лекции, когда мы пытались дать определение нормы физиологических функций. Теперь уже, обладая определенной суммой знаний, Вы сами можете составить собственное понятие, характеризующее здоровье. Однако согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ʼʼЗдоровье – это полное телесное (физическое), духовное и социальное благополучиеʼʼ. Давайте попробуем рассмотреть отдельные положения этого определения.

ʼʼПолное телесное (физическое) благополучиеʼʼ – реально ли это в жизни? Многие из Вас могут сказать, что я физически здоров. Так ли это? Конечно, в молодые годы, когда Вам 18-20 лет, такое заключение сделать легко. Но присмотритесь к окружающим и Вы найдете, что один носит очки, у другого какие-то проблемы с ногой или рукой и т.д. И таких очень много, а если основательно проверить всех, то таких окажется большинство. На основании чего мы судим о физическом здоровье? Как правило, изучив пульс, давление, температуру, определив рост, вес и т.п. Если пойти в психиатрическую клинику и попытаться измерить все эти показатели, то можно получить их норму у большинства там находящихся. Разве мы считаем их здоровыми? Значит, определение таких показателей не является критерием оценки здоровья. Нужно ещё и психическое здоровье.

ʼʼПолное психическое благополучиеʼʼ – это единство сознания и подсознания. Мы так далеки порой от этого единства, что очень трудно решить порой кто же психически здоров, а кто болен. По статистике, например, каждый 4-ый в Европе психически нездоров. А сколько людей проходит мимо такой официальной статистики!

ʼʼПолное социальное благополучиеʼʼ – по-видимому, это трудно достижимое явление для большинства людей. Всегда человека окружают какие-то социальные проблемы.

ʼʼПолное духовное благополучиеʼʼ – оценка этого показателя поставит нас ещё в более трудное положение. Духовное здоровье – это принцип природного добра ко всему и ко всем. А многие ли из нас могут сказать о своем природном добре к окружающему миру, к окружающим нас людям, даже и близким. Мы на каждом шагу видим безразличие к бедам других, безжалостность, бездушие, жестокость, насилие, садизм и другие проявления, свидетельствующие о низком (нижайшем!) духовном уровне многих людей.

Что же мы получили в итоге этого анализа? Да, как это не прискорбно, достаточно печальная картина у нас с Вами получилась. Получается, что отвечающего всем этим требованиям человека ʼʼднем с огнем не отыскатьʼʼ. Как же быть, что делать, чтобы приблизиться как-то к понятию здорового человека? Для этого надо максимально свести свою жизнь к тому, что называется здоровый образ жизни. От каких же факторов он зависит?

Если мы примем все здоровье за 100%, то вклад в него различных факторов будет приблизительно следующий. Окружающая нас внешняя среда влияет на наше здоровье и её вклад в него составляет приблизительно 20%. Различные социальные факторы также на 20% определяют наше здоровье. Остальные 60% (а по некоторым источникам и все 80%) – это образ жизни.

referatwork.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность