НОВОСТИ |
Программа элективного курса "За здоровый образ жизни" для обучающихся 8-9 классов. Элективный курс здоровый образ жизни 7 классЭлективный курс по ЗОЖРабочая программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ Раздел «Здоровье и ЗОЖ». Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья и благополучия больше, чем любой врач, любая больница, любое лекарство, любое медицинское средство. Д. Калифано. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данный курс предназначен для учащихся 8,9 или 10 классов и рассчитан на 35 часов 1 час в неделю. Цели курса: 1.создать возможности для углубления знаний учащихся о собственном здоровье, воспитывать позитивное отношение к здоровью как непреходящей ценности, обучить принципам, правилам и нормам здорового образа жизни. 2. обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья. 3.сформировать и совершенствовать умения, навыки учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности. Задачи:
10. Познакомиться с методиками изучения состояния своего здоровья и зож., а также с методиками экологического состояния окружающей среды. 11.Изучение экологического состояния окружающей среды с учетом возможности ее воздействия на состояние здоровья. Методический инструментарий. Формы проведения занятий:
Методы: Эмпирические методы:
Теоретические методы: В результате изучения курса учащиеся должны знать: Учащиеся должны знать: 1.Что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни. 2.Последствия прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека. 3.Самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья. 4.Понятие социально-психологической среды и предъявляемые ею требования к современному человеку. 5.Влияние вредных привычек на состояние здоровья человека. 6.Основные требования к охране труда. 7.Понятие рационального питания. 8.Влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на здоровье человека. 9.Меры по улучшению качества окружающей среды. 10.Понятие гигиены и культуры питания. 11. Группы витаминов и их влияние на здоровье человека. 12.Последствия хронической интоксикации организма от воздействия алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека; Учащиеся должны уметь: 1.Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека. 2.Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи. 3.Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья. 4.Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности. 5.Уметь сказать «нет!» вредным привычкам. 6. Проводить наблюдения, исследования и эксперименты. 7. Представлять результаты в виде рефератов и презентаций. 8.Использовать полученные знания и навыки в практической деятельности. 9.Работать с Интернет- ресурсами. Актуальность курса: В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья населения в целом, но особенно детей и подростков. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Снижение качества и уровня здоровья школьников, а также населения в целом – это неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире. Однако лишь признание актуальности проблемы недостаточно, если за ним не следуют радикальные практические шаги к решению самой проблемы здоровья. Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека, а в большей степени школьников должна стать предметом пристального внимания в науке и практике. Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. Здоровью надо учить, воспитывать у человека культуру и культ здоровья, связанный с идеалами физическими, психическими, и духовно здоровой личности. Решение этой задачи начинается с изучения собственного здоровья. В процессе самостоятельной познавательной и практической деятельности учащиеся должны научиться исследовать собственное, здоровье, зависящую от него работоспособность, свои адаптационные возможности; правильно взаимодействовать со средой, устанавливать оптимальные социальные контакты. А главное, о чем должен помнить педагог, ребенок это не просто ученик, объект и субъект учебно-воспитательного процесса, его организм – это уникальная сложная биологическая система. И учебный процесс необходимо организовать так, чтоб с одной стороны, успешно решать образовательные и воспитательные задачи, а с другой - не наносился вред здоровью учащихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей. Расширение пределов адаптивных возможностей ребенка помогает сохранить его здоровье, определяет успех в обучении и дальнейшей жизни. Современный школьник оказывается перед лавиной информации о способах сохранения здоровья, лечения, рекламе пищевых продуктов, добавок и т.п., поступающей с экранов телевизора, страниц газет, прилавков магазинов. Ребенок, подросток не умеет правильно воспринимать и использовать эту информацию, чаще всего не понимает его предназначение. В связи с этим возникает необходимость создать условия для применения знаний о жизнедеятельности организма, установления гармоничных отношений с природой, формировать ответственное отношение к своему здоровью, развивать критическое мышление. В ходе выполнения данного курса школьники учатся исследовать собственное здоровье, оценивать особенности окружающей среды, устанавливать взаимосвязь окружающей среды и здоровья человека. Курс включает два раздела: «Здоровье», «Окружающая среда». В разделе «Здоровье» учебная деятельность направлена на развитие практических умений самоанализа и самооценки своего здоровья. Итогом исследований должно быть, чтоб ученик с помощью учителя пришел к выводу. Как нужно изменить свой образ жизни, чтобы быть здоровым или откорректировать имеющиеся у него пробелы здоровья. В разделе «Окружающая среда» работа связана с работой по изучению экологического состояния школьного помещения, пришкольной территории, окружающей среды в целом. Итогом работы может быть конференция по проблемам окружающей среды. Концепция: Элективный курс выстраивается в соответствии со следующими принципами:
в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье; задача учителя –максимальное содействие ему в этом стремлении. учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № . Темы разделов. Кол. часов Тема занятий. Форма занятий. 1. Анатомия человека. 1 1. Общий обзор строения организма человека. 2. Оценка физического развития и состояния здоровья. Самооценка физического развития. 1 2 3 1 1 2. Оценка физического развития по антропометрическим показателям. 3.4. Оценка физического развития по соматоскопическим показателям. 5.6.7. Оценка физического развития по физиометрическим показателям. 8. Оценка физического состояния по Д.Н. Давиденко. 9. Самооценка состояния здоровья по Д.Н. Давиденко. Практическая работа. 3. Оценка физической и умственной работоспособности. 1 1 1 1 1 10.Исследование физической работоспособности. 11. Исследование внимания. 12. Исследование памяти. 13.Исследование мышления. 14.Определение типа темперамента. Практическая работа. 4. Исследование индивидуальных биоритмов. 1 15. Исследование индивидуальных биоритмов. Практическая работа. 5. Питание и здоровье. 1 16. Расчет энергетического баланса в организме и составление пищевого рациона. 17. Экология питания. 18. Витамины и их влияние на состояние здоровья. Практическая работа. 6. Основы медицинских знаний. 1 1 1 1 1 19.Первая помощь при ранениях, кровотечениях. 20.Первая помощь при переломах, ожогах. 21.Первая помощь при остановке дыхания. 22. Инфекционные болезни и их профилактика. 23. Лекарственные средства и их использование. Практическая работа. Конференция. Семинар. 7. Исследования факторов внешней среды и влияние их на жизнедеятельность живых организмов. 1 1 1 1 1 1 1 24.Эмоциональная оценка школы. 25.Оценка экологического состояния школьных помещений. 26. Оценка экологического состояния пришкольного участка. 27.Взаимоотношения «Человек – природа». 28. Загрязнения окружающей среды и влияние на здоровье человека. 29.Влияние различных загрязнителей окружающей среды на скорость размножения и развития живых организмов. 30.Викторина. «Экологические задачи». Практическая работа. Семинар. Семинар. Практическая работа. 8. 1 31. Формула истины. Игра. 9. 1 32. КВН « Я за здоровый образ жизни». Игра 10. 1 33. Викторина « Здоровье на грядке и в саду, лекарственные животные». Игра. 11. 1 34. Путешествие на поезде здоровья». Игра. 12. 1 35. Обобщающее занятие. - Литература. 1.За здоровый образ жизни: элективный курс/авт.-сост. В.В.Гаевая. – Волгоград: Учитель, 2009. 2.Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах./авт.-сост. М.М.Бондарчук, Н.В.Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. 3. Хрипкова А.Г., Хрипкова Д.В. Гигиена и здоровье. 4.Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. 5.Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Киев: Здоровье, 2000. infourok.ru Программа элективного курса "За здоровый образ жизни" для обучающихся 8-9 классовПояснительная записка Курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся по биологии, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности. Тематика курса помогает школьникам осознать себя в окружающем мире, понять, что здоровье – это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен бережно относиться к себе и своему здоровью. Темы курса помогают осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека, понять, что человек - это часть природы, его назначение- понять законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами. Целью данного элективного курса «За здоровый образ жизни » является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии и некоторых социальных вопросов, направленных на повышение возможностей человека в современном обществе. Задачи курса: - Развитие интереса к получению знаний о человеке как явлении природы. - Формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухудшающимся условиям окружающей среды, наносящей ущерб здоровью людей. - Формирование негативного отношения к вредным привычкам. - Формирование адекватного поведения учащихся, направленного на выздоровление в случае заболевания. - Знакомство с основами рационального питания. - Развитие творческого потенциала учащихся в ходе написания реферата, выполнения практических и исследовательских работ. Необходимость курса обусловлена осознанием человеком того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения прогресса. Курс направлен на максимальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни, на осознание того, что от здоровья отдельных граждан зависит здоровье нации, а значит, и её будущее. Программа рассчитана на 17 часов в год (1 час в две недели). Преподавание курса предполагает использование различных методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, конференции, дискуссий, что позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Завершается курс обобщающим уроком – конференцией, на которой ребята выступят с рефератами, позволяющими глубже изучить информацию в соответствии с тематикой курса. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: 1.Что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни. 2.Последствия прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека. 3.Традиции русской национальной культуры в оценке здоровья человека. 4.Самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья. 5.Понятие исторического подхода к проблеме развития человека как биологического вида. 6.Понятие социально-психологической среды и предъявляемые ею требования к современному человеку. 7.Влияние вредных привычек на состояние здоровья человека. 8.Основные требования к охране труда. 9.Понятие рационального питания. 10.Влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на здоровье человека. 11.Меры по улучшению качества окружающей среды. Учащиеся должны уметь: 1.Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека. 2.Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и «болезнь». 3. Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности 4.Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека. 5.Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры. 6.Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека. 7.Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи. 8.Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья. 9.Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности. 10.Уметь сказать «нет!» вредным привычкам. Место курса в учебном плане. Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «За здоровый образ жизни» в 8-9 классах в программе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю во всех классах). В учебном плане предусмотрено: Компонент ОУ (школьный компонент) За здоровый образ жизни 0,5 часов Содержание программы. Введение. Предмет и задачи курса «За здоровый образ жизни». Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. Здоровый образ жизни: творчество и долголетие. Жизнь в экстремальных условиях. Природная среда - источник инфекционных заболеваний. Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения. Шум и здоровье. Образ жизни моей семьи. Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов. Культура питания. Лечение музыкой. Слова-паразиты. Бранное слово. Мёд и пчёлы. Алкоголизм, табакокурение, наркомания-болезни химической зависимости. Вредным привычкам-нет! Содержание курса «За здоровый образ жизни». За год: 17 часов, в неделю: 0,5 ч. 1. Введение. Предмет и задачи курса «За здоровый образ жизни». Валеология, экология, здоровье и болезнь, ВОЗ. 2. Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. Основы психического здоровья,эмоции. 3. Здоровый образ жизни: творчество и долголетие. Старение как процесс, теории старения, старение и эволюция человека, старение и окружающая среда. 4. Жизнь в экстремальных условиях. Адаптация; человек и пустыня; обитатели тропических лесов; жизнь на высокогорье. 5. Природная среда - источник инфекционных заболеваний. Инфекционное заболевание, специфический возбудитель, грибковые заболевания, интоксикация, водные эпидемии, среда обитания возбудителя. 6. Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения. Город как экосистема; растения в городе; город по условиям озеленения. 7. Шум и здоровье. Звуковой ландшафт; измерение уровня шума; тишина и творчество. 8. Образ жизни моей семьи. Образ жизни предков; отношение членов семьи к проблеме свободного времени. 9. Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов. «Совы» и «жаворонки»; суточные ритмы и биоритмы. 10. Культура питания. Рациональное питание, режим дня. 11. Лечение музыкой. 12. Слова-паразиты. Бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань. 13. Бранное слово. Бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань. 14. Мёд и пчёлы. Матка, воск, пчелиный яд, пчелиный клей, цветочная пыльца, медоносные пчёлы. 15. Алкоголизм, табакокурение, наркомания — болезни химической зависимости. 16. «Вредным привычкам — нет!» - выступление агитбригады. 17. Урок- конференция. Календарно-тематическое планирование. № П/П Тема (раздел), количество часов Количество часов Планируемые результаты обучения Тип урока, оснащение Возможные виды деятельности Возможные формы контроля, творческой, исследовательской, проектной деятельности Дата проведения По пл. По ф. Основные вопросы, понятия Предметные результаты 1 Введение. Предмет и задачи курса «За здоровый образ жизни». 1 Валеология, экология, здоровье и болезнь, ВОЗ. Помочь учащимся уяснить новое понятие «валеология», связать это с понятием «экология». УОНМ Беседа, рассказ учителя, сообщение «Вольтер о здоровье», пословицы и поговорки о здоровье. Привести примеры литературных героев, спортсменов, родственников, обладающих хорошим здоровьем. Объяснить смысл фразы «Человек в ответе за своё здоровье». 2 Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. 1 Основы психического здоровья,эмоции. Показать учащимся, что умение владеть собой — залог дальнейших правильных отношений с окружающими. УОНМ Рассказ, беседа, работа с тетрадью. Привести примеры из жизни 3 Здоровый образ жизни: творчество и долголетие. 1 Старение как процесс, теории старения, старение и эволюция человека, старение и окружающая среда. Помочь учащимся выяснить причины ранней смерти, увидеть связь здорового, активного образа жизни с долголетием. Комбинированный Беседа, работа с тетрадь. Проверка кратких записей в тетради, обсуждение вопросов семинара. 4 Жизнь в экстремальных условиях. 1 Адаптация; человек и пустыня; обитатели тропических лесов; жизнь на высокогорье. Выяснить, какие условия в жизни являются экстремальными, показать, как они влияют на состояние здоровья человека. Комбинированный Беседа, сообщения учеников. Опрос 5 Природная среда - источник инфекционных заболеваний. 1 Инфекционное заболевание, специфический возбудитель, грибковые заболевания, интоксикация, водные эпидемии, среда обитания возбудителя. Помочь учащимся выяснить понятия — инфекционные болезни, а также выяснить причины заболевания ими человека. УОНМ Беседа, рассказ, работа с тетрадь. Составить рассказ об инфекционном заболевании, используя опорные слова. 6 Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения. 1 Город как экосистема; растения в городе; город по условиям озеленения. Усвоить ключевые понятия темы: характеризовать не только природную среду, но и среду поселений — заселенных мест, жилых помещений. Комбинированный Работа учащихся в группах. Оценивание работы в группах. 7 Шум и здоровье. 1 Звуковой ландшафт; измерение уровня шума; тишина и творчество. Выяснить в чём особенности звукового воздействия на организм человека, природа звуков; познакомить с единицей измерения звуковых колебаний; научить избегать негативные последствия звукового стресса. Урок применения знаний и умений Семинар Обсуждение вопросов семинара. 8 Образ жизни моей семьи. 1 Образ жизни предков; отношение членов семьи к проблеме свободного времени. Обращаясь к опыту жизни учащихся и их семей, установить эмоциональные контакты с ними; привлечь их к заинтересованному обсуждению проблем здорового образа жизни. Урок применения знаний и умений Семинар, обобщающая беседа Оценивание по карточкам-заданиям. 9 Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов. 1 «Совы» и «жаворонки»; суточные ритмы и биоритмы. Помочь учащимся выяснить значение понятий «совы» и «жаворонки» с точки зрения валеологии и таким образом определить природные ритмы в жизни человека. Комбинированный. Компьютер, презентация. Рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся. Опрос. 10 Культура питания. 1 Рациональное питание, режим дня. Привлечь внимание к ЗОЖ как фактору, который более чем на 50 % определяет здоровье и долголетие человека; пробудить потребность соблюдать требования ЗОЖ. Комбинированный. Компьютер, презентация. Тестирование, беседа, рассказ учителя Опрос. 11 Лечение музыкой. 1 Помочь учащимся выяснить влияние классической и рок-музыки на настроение, работоспособность, здоровье. УОНМ Беседа, сообщения учащихся, прослушивание музыкальных произведений. Опрос. 12 Слова-паразиты. 1 Бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань. Профилактика употребления в речи слов-паразитов; формирование грамотного коммуникатора. Урок применения знаний и умений Беседа, работа в группах. Обсуждение афоризмов Шекспира. 13 Бранное слово. 1 Бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань. Предупреждение, профилактика употребления бранных слов, хулы, мата; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, воду, а также об истоках сквернословия. Комбинированный Сообщения учащихся Опрос 14 Мёд и пчёлы. 1 Матка, воск, пчелиный яд, пчелиный клей, цветочная пыльца, медоносные пчёлы. Помочь учащимся вспомнить особенности строения пчелы, образа её жизни; выяснить значение продуктов жизнедеятельности пчелиной семьи для здоровья человека. Комбинированный. Компьютер, презентация. Рассказ, беседа, сообщения учащихся, работа с тетрадью. Опрос. 15 Алкоголизм, табакокурение, наркомания — болезни химической зависимости. 1 Алкоголизм, табакокурение, наркомания. Пробудить у учащихся сознательные установки на здоровый образ жизни. Урок применения знаний и умений. Компьютер, презентация. Урок в форме устного журнала. Чтение положительных и отрицательных ответов учащихся. 16 «Вредным привычкам — нет!» - выступление агитбригады. 1 Алкоголизм, табакокурение, наркомания. Пробудить у учащихся сознательные установки на здоровый образ жизни. Урок обобщения и систематизации знаний. Выступление агитбригады. 17 Урок- конференция. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Исследовательская работа по одной из тем курса (реферат). Темы для проектов
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся. Оценка устных ответов учащихся. Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ЗОЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ЗОЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более двух-трех не грубых ошибок, одной не грубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов. Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Оценка письменных контрольных работ. Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной не грубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трех не грубых ошибок, одной не грубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания. Оценка практических работ. Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности. Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной не грубой ошибки и одного недочета. Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки. Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно. Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности. Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
infourok.ru Рабочая программа элективного курса «За здоровый образ жизни»Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тимирязевская основная общеобразовательная школа Каменского муниципального района» Воронежской области Утверждена приказом Рассмотрена на ШМО учителей предметников Протокол №1 от «21 » августа 2017 г. Руководитель ШМО:___________ Свешникова Л.В. директора школы _____________ Л.И.Свистунова Приказ №199 от « 21» августа 2017г. Рабочая программа элективного курса «За здоровый образ жизни» 9 класс Разработана Цымбал Д.А.. учителем ОБЖ первой квалификационной категории 2017 - 2018 уч. год Пояснительная записка Элективный курс «Здоровый образ жизни» для 9 класса рассчитан на 9 часов из школьного компонента учебного базисного плана (0,25 ч.). В программе курса рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. Человечество в целом и каждый человек как индивидуум растет и развивается, взаимодействуя с окружающей средой – природной, антропогенной, социальной, производственной. Человек живет в определенной культурной среде, которая включает материальные и духовные ценности, созданные рядом поколений людей. Темы курса помогают осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека, понять, что человек – это часть природы, его назначение – понять законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами. Целью данного элективного курса «За здоровый образ жизни» является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии и некоторых социальных вопросов, направленных на повышение возможностей человека в современном обществе. Своим появлением направление курса обязательно все более четкому осознанию того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения прогресса. Решая проблему за счет интеграции, данный курс обеспечивает активное включение учащихся в творческую работу, поиск. Задачи курса: - Развитие интереса к получению знаний о человеке как явлении природы. - Формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухудшающейся окружающей среде, наносящей ущерб здоровью людей. - Формирование негативного отношения к вредным привычкам. - Формирование адекватного поведения учащихся, направленного на выздоровление в случае заболевания. - Знакомство с основами правильного питания. - Развитие творческого потенциала учащихся: умение выполнять рефераты, исследовательскую и практическую работы по темам курса. Результаты освоения конкретного учебного курса Учащиеся должны знать: 1.Что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни. 2.Последствия прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека. 3.Традиции русской национальной культуры в оценке здоровья человека. 4.Самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья. 5. Понятие исторического подхода к проблеме развития человека как биологического вида. 6.Понятие социально – психологической среды и предъявляемые ею требования к современному человеку. 7.Влияние вредных привычек на состояние здоровья человека. 8. Основные требования к охране труда. 9. Что такое рациональное питание. 10. Влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека. 11. Меры по улучшению качества окружающей среды. Учащиеся должны уметь: 1.Объяснить необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека. 2.Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и «болезнь». 3.Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности. 4.Объяснить связь наследственных болезней с изменением генотипа человека. 5. Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры. 6. Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека. 7. Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи. 8. Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья. 9. Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности. 10. Уметь сказать «нет!» вредным привычкам. Критерии оценки Оценивание учебных достижений при освоении программ элективных курсов осуществляются оценочным методом, в соответствии с порядком и требованиями, установленными МКОУ «Тимирязевская ООШ» на заседании педагогического совета от 22.06.2015г. протокол № 7 Оценка результатов изучения элективных курсов. 1. По окончании изучения элективных курсов обучающиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры. 2. Формы контроля уровня достижений и критерии оценки: - контроль достижений учащихся осуществляется в оценочной форме. 3. Методы контроля текущей успеваемости учащихся: - наблюдение активности на занятиях; - беседа с учащимися; - анализ творческих, исследовательских работ; - результаты выполнения диагностических тестовых заданий и контрольных работ. 4. Методы итогового контроля: - итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по мере завершения его изучения в форме зачета, творческой работы, теста, защиты проекта или реферата и т.д. Критерии оценки: Оценка «пять» Учащийся полностью освоил темы занятий элективного курса, умеет ориентироваться в поставленных ему вопросах и правильно отвечать на них, не имеет пропусков занятий. В течение всего элективного курса проявлял интерес к заданным темам, активно вёл себя на занятиях. Творческая или исследовательская работа выполнена наглядно, с соблюдением допустимого времени для ответа, минимального количества информирующего текста. На поставленные вопросы по теме презентации или реферата отвечает чётко и кратко. Умеет дискутировать с аудиторией и выражать свою точку зрения. Домашнее задание выполнено полностью. Оценка «четыре» Учащийся полностью освоил темы занятий элективного курса, умеет ориентироваться в заданных ему вопросах, но недостаточно полно отвечает на них. Не имеет пропусков занятий. В течение всего элективного курса проявлял интерес к заданным темам, не всегда активно вёл себя на занятиях. Творческая или исследовательская работа выполнена наглядно, но без соблюдения допустимого времени для ответа. На поставленные вопросы по теме презентации или реферата отвечает не чётко. Умеет выразить свою точку зрения в заданном вопросе. Домашнее задание выполнено не полностью. Оценка «три» Учащийся не полностью освоил темы занятий элективного курса, не умеет ориентироваться и правильно отвечать на поставленные ему вопросы, имеет несколько пропусков занятий. В течение всего элективного курса не проявлял интереса к заданным темам, не всегда активно вёл себя на занятиях. Творческая или исследовательская работа выполнена не наглядно, без соблюдения допустимого времени для ответа. На поставленные вопросы по теме презентации или реферата затрудняется ответить. Домашнее задание не выполнено. Оценка «два» Учащийся не освоил темы занятий элективного курса, не умеет ориентироваться и правильно отвечать на поставленные ему вопросы, имеет пропуски всех или нескольких занятий. В течение всего элективного курса не проявлял интереса к заданным темам, на занятиях вёл себя неактивно. Творческая, исследовательская работа, домашнее задание не выполнена. Содержание курса Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности. Темы курса дают учащимся определенные знания об опасных заболеваниях, которые могут повредить здоровью. Тематика курса помогает школьникам осознать себя в окружающем мире, понять, что здоровье – это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен относиться бережно к себе и своему здоровью. Все темы курса помогают учащимся в осознании того, что человек – это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические потребности, а с другой стороны, человек – это личность. Курс направлен на максимальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни. Преподавание курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно – семинарской системы занятий, конференции, дискуссий, исследовательской работы учащихся. Применение разнообразных форм учебно – познавательной деятельности позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Заканчивается курс обобщающими уроками, на которых учащиеся выступают со своими исследовательскими работами по одной из тем курса. Учебно – тематический план
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса Технические средства обучения
Список литературы 1 .В.В.Гаевая «За здоровый образ жизни». – Волгоград: Учитель, 2009.-165с. 2.Т. И. Магомедова Л.Н. Канищева « Формирование здорового образа жизни», Волгоград 2007. 3. А. Г. Макеева « Разумный выбор», Москва 2006. 4. А. Г. Макеева « Педагогическая профилактика наркотизма школьников», Москва 2006. 5.Н.Д.Андреева «Основы рационального питания. Нормы питания.» Биология в школе, №7,2004г.6.Ю. В. Жданов,В. М. Назаренко «Формирование здорового образа жизни. Практические работы» Биология в школе №2 2004г.7.В. И. Касаткина «Педагогика здоровья»,М.,Линка-Пресс, 1999 г.8.Н. П. Майорова, Е.Е.Чепурных, С.М. Шурух «Обучение жизненно важным навыкам»,С.Петербург,2002г.9.Н.Е.Макарова «Раздельное питание»,Минск,Харвест,1998г.10.А.Микитин «Азбука питания»,Ростов-на-Дону «Феникс»,1998 г.11.В.С.Рохлов «Школьный практикум. Биология. Человек», М.,Дрофа,1998г.12.Газета «Биология»13.Б.Н.Чумаков «Валеология»,Москва,1997г. Список литературы, рекомендуемой для учащихся 1.Б.Т.Величковский,В.И.Кирпичев,И.Т.Суравегин «Здоровье человека и окружающая среда»,Москва, Издательство «Новая школа»,1997 г.2.Л.Розенблат «Симфония жизни»,Москва,1990г.3. В.С.Рохлов «Школьный практикум.Биология.Человек» , М.,Дрофа,1998г.4. Газета «Биология»5.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии»,Москва,Просвещение,1997г.6.А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин «Основы медицинских знаний»,Москва,Просвещение,2001г. Программные средства 1. Операционная система Windows ХР. 2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837 3. Программа-архиватор WinRar. 4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2010. 5. Мультимедиа проигрыватель. Интернет-ресурсы 1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал. http://www.school.edu.ru/ 2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал". 3. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 4. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей" 5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" Приложение №1 Объяснительная записка multiurok.ru Элективный курс Здоровый образ жизниРабочая программа элективного курса для учащихся 8 класса «Здоровый образ жизни» Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Здоровый образ жизни» составлена на основе авторской программы Степановой Н.А. «Здоровый образ жизни». Программы элективных курсов. Профильное обучение. Сборник 3. – М. : Дрофа, 2006 Программа элективного курса по экологии в 8 классе «Здоровый образ жизни» рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю. Программа элективного курса «Здоровый образ жизни» предназначена для учащихся 8- 9 классов. Программа соответствует уровню подготовки учащихся. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии, экологии, химии. Программа предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам: биологии, экологии, химии – выявления и развития исследовательских способностей, подготовку учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Ведущие формы занятий – интерактивные занятия, применение компьютерных технологий, семинары, лабораторные и практические работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым темам. Программа элективного курса «Здоровый образ жизни» 8 класс Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни. Программа призвана дополнить и углубить знания учащихся по биологии в области анатомии, физиологии и гигиены человека. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания в курсах биологии, валеологии и экологии. Программа курса рассчитана на 17 часов для учащихся 8-9 классов предпрофильной подготовки и для учащихся профильных классов, как начальный курс серии элективных курсов по здоровьесберегающим технологиям. Темами следующих курсов могут стать темы курса «Колесо здоровья». Основная цель курса – ориентировать детей на здоровый образ жизни. Для решения данной цели поставлены задачи: Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья; Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни; Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе; Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью. Оказать помощь в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, психология, социология; При изучении каждого раздела курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем. Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья. Программу и справочный материал, приводимый в ней можно рекомендовать при подготовке к экзаменам и для формирования высокого образовательного уровня, необходимого при обучении в учебных заведениях биологических и медицинских профилей. Предметным комиссиям предоставляется право вносить предложения по изменению объема и порядка изложения отдельных тем. Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие, При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы учебной деятельности учащихся. Элективный курс «Здоровый образ жизни» включает в себя следующие разделы:
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Требования к подготовке учащихся по курсу должны быть открытыми для учащихся и их родителей. Они будут озвучены учителем и вывешены в уголке «Основные требования к знаниям и умениям». Учащиеся и их родители могут ориентироваться на них в процессе подготовки домашнего задания. Учащиеся должны знать: основные приемы по определению уровня здоровья; основные факторы, влияющие на состояние здоровья; основные способы сохранения и укрепления здоровья; методы преодоления психологического дискомфорта. Учащиеся должны уметь: применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации; объяснять действия факторов среды на человека; обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ; уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на окружающую среду; уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций. Содержание изучаемого курса Введение Актуальность данного курса. Сроки проведение курсов. Формы работы. Основы проектной деятельности. Нацеливание учащихся на темы проектных работ. Выбор тем проектных работ. Место человека в органическом мире Практическая работа: Место человека в системе живой природы. Вопросы происхождения человека от животных, доказательства происхождения человека от обезьян. Факторы, влияющие на здоровье человека Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, понятие ЗОЖ, выделение факторов и их воздействия на организм человека, Практическая работа: Определение своего образа жизни Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни». Определение своего типа адаптации Встречают по одежке… Что надевать? – стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации; Из какого материала выбирать одежду? – виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды; Как выбирать одежду? – одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома. Практическая работа: Изучение свойств волокон тканей. Исследование и анализ своей повседневной одежды. Правильное питание – залог хорошего здоровья! Для чего едим? – Пища и ее состав, и энергетическая ценность. Роль питательных веществ. Как едим? – вегетарианская пища, раздельное питание, смешанное питание, сыроедение их вред и польза; Сколько едим? – нормы питания; Когда едим? – режим питания; Практическая работа: составление режима и рациона питания и его оценка. Мой дом – моя крепость… Где строить? – выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов; Из чего строить? – строительные материалы их экологические характеристики; Как обустроить? – вопросы интерьера: внутреннего и внешнего. Практическая работа: Комплексная оценка своего жилья по данным параметрам. Комплексная оценка здания школы. Суд над вредными привычками – деловая игра. Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек. Познание самого себя… Мой внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента. Мое общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие — верные друзья, социометрия; Мои способности – память, внимание, мышление и т.д. Практическая работа: Определение типа темперамента, видов памяти, внимания, мышления. Человек и природа Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем. Практическая работа: Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения. Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай! Гигиена труда и отдыха. Режимы дня в будничные и выходные дни. Положительные и отрицательные влияния абиотических факторов среды. Первая помощь при переломах, кровотечениях. Первая помощь при перегревах и переохлаждениях. Практическая работа: Составление режима дня – выходного и будничного. Оказание первой доврачебной помощи. Итоговое занятие. Исследование «Оценка состояния моего здоровья». Защита проектных работ. Календарно-тематическое планирование
Список литературы: 1.Н.Д.Андреева «Основы рационального питания. Нормы питания.» Биология в школе, №7,2004г. 2.Ю. В. Жданов,В. М. Назаренко «Формирование здорового образа жизни. Практические работы» Биология в школе №2 2004г. 3.В. И. Касаткина «Педагогика здоровья»,М.,Линка-Пресс, 1999 г. 4.Н. П. Майорова, Е.Е.Чепурных,С.М. Шурух «Обучение жизненно важным навыкам»,С.Петербург,2002г. 5.Н.Е.Макарова «Раздельное питание», Минск,Харвест,1998г. 6.А.Микитин «Азбука питания», Ростов-на-Дону «Феникс»,1998 г. 7.В.С.Рохлов «Школьный практикум.Биология.Человек», М.,Дрофа,1998г. 8.Б.Н.Чумаков «Валеология», Москва,1997г. Список литературы, рекомендуемой для учащихся. 1.Б.Т.Величковский,В.И.Кирпичев,И.Т.Суравегин «Здоровье человека и окружающая среда»,Москва, Издательство «Новая школа»,1997 г. 2.Л.Розенблат «Симфония жизни», Москва,1990г. 3. В.С.Рохлов «Школьный практикум. Биология. Человек» , М.,Дрофа,1998г. 4. Газета «Биология» 5.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии»,Москва,Просвещение,1997г. 6.А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин «Основы медицинских знаний»,Москва,Просвещение,2001г Главная > Элективный курс Здоровый образ жизниaret.ru Авторская программа элективного курса по биологии для 9 класса «Здоровый образ жизни»Авторская программа элективного курса по биологии для 9 класса «Здоровый образ жизни» Выполнила учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №4» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан Тарасова Елена Владимировна Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для изучения элективного курса "Здоровый образ жизни" в 9 классах средних общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 17 часов классных занятий. Актуальность курса Актуальность программы элективного курса «Здоровый образ жизни» заключается в том, что она комплексная и экспериментальная, ее создание обусловлено работой школы по программе “Здоровье». Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Культура здоровья человека в педагогическом осмыслении включает культуру познания, т. е. знание о своем здоровье и о том, что и как делать для сохранения своего здоровья; культуру отношения, т.е. эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью, мотивы, желания: человек должен знать, для чего ему нужно быть здоровым; культуру поведения, жизни, которая позволяет реализовать все приобретенные знания, эмоциональные установки в практических действиях, поступках, жизни. Элективный курс "Здоровый образ жизни" разработан с учетом индивидуальных интересов учащихся, призван укрепить сознательное отношение школьников к собственному здоровью на основе полученных знаний при изучении раздела "Человек и его здоровье" в основной школе. Содержание программы построено таким образом, что обеспечивает связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника. Немаловажное значение имеет настоящий курс в воспитании и самовоспитании школьников. На занятиях курса уделяется должное внимание борьбе с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками, что актуально в этом возрасте. Элективный курс является одним из способов реализации Республиканской программы «Путь к успеху». Элективный курс "Здоровый образ жизни" способствует профориентации обучающихся, помогая применить полученные знания и навыки поддержания здоровья при выборе будущей профессии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнения ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Элективный курс является "надпредметным", расширяет базовый курс биологии, что дает возможность учащимся познакомиться с интересными, нестандартными вопросами. Содержание курса обуславливает необходимость использования различных форм и методов обучения: проектной деятельности, семинарских занятий, ролевых игр, поисковых бесед, лабораторных занятий, подготовки и обсуждения докладов, викторин, анкетирования, экскурсий. Данный элективный курс позволяет не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развивать умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению. Новизна Новизна заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий при проведении занятий элективного курса: - использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни; - использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни; - применение активных методов самореализации обучающихся. Цель курса Создать возможности для углубления знаний учащихся о собственном здоровье, воспитывать позитивное отношение к здоровью как непреходящей ценности, обучить принципам, правилам и нормам здорового образа жизни. Задачи курса: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методический инструментарий. Формы организации занятий:
Методы: Эмпирические методы:
Теоретические методы: Средства обучения: компьютеры, проектор, этикетки пищевых продуктов, таблицы, видеофильмы, справочник «Твое питание и здоровье», микроскоп, дополнительная литература и печатные издания. Ожидаемые результаты обучения:
Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Здоровый образ жизни (1 ч). Здоровый образ жизни как комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышения работоспособности человека, продление его творческого долголетия. Влияние биологических и социальных факторов на здоровье человека. Основные элементы здорового образа жизни - плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек, закаливание. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как норма жизни поведения. Режим дня и здоровье человека (2 ч) Режим дня; распределение времени на все виды деятельности и отдых в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. Повышение работоспособности, сохранение здоровья, предупреждение перенапряжения и переутомления за счет эффективно организованного режима дня. Основные компоненты режима дня школьника: учебные занятия в периоды оптимальной работоспособности в школе; приготовление уроков дома; отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; регулярное питание; полноценный сон. Практические работы
Двигательная активность и здоровье человека (1 ч) Примерный объем двигательной активности человека, занятие спортом. Использование физических нагрузок (пробежки, прогулки, систематические занятия физическими упражнениями) для преодоления депрессии, развития ловкости, быстроты и выносливости. Гиподинамия и ожирение – последствия малоподвижного образа жизни. Рациональное питание и здоровье человека (2 ч) Правильное питание и здоровье человека. Роль рационального питания: в обеспечении правильного роста и формирования организма, в сохранении здоровья. Энергетические и пищевые потребности организма человека. Сбалансированность пищевого рациона в соответствии с потребностями человека, его профессией, возрастом и полом. Рацион здорового питания. Неправильное питание и его последствия. Практические работы 3.Составление индивидуального суточного меню с учетом возрастных норм здорового питания. Личная гигиена и здоровье человека (2 ч) Личная гигиена и здоровье человека. Предупреждение грибковых заболеваний. Уход за волосами. Влияние шампуней, гелей, красителей для волос. Предупреждение педикулеза. Гигиенические требование к одежде и обуви, материалам, из которых они производятся. Закаливание как средство оздоровления организма. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, улучшении кровообращения и нормализации обмена веществ. Основные принципы закаливания: систематичность, постепенность, последовательность, учет индивидуальных особенностей, сочетание общих и местных процедур, активный режим, разнообразие средств и форм, самоконтроль. Практические работы 4.Создание проекта «Моя система закаливания» Экскурсия №1 Посещение лаборатории санитарной эпидемиологической станции. Влияние вредных привычек на здоровье человека (3 ч) Вредные привычки и их влияние на организм человека. Табакокурение. Содержание в табачном дыме высокотоксичных и канцерогенных веществ и их воздействие на организм человека. Никотиновая зависимость и ее воздействие на нервную систему. Курение и дыхательная система. Увеличение риска заболевания раком, пневмонией, хроническим бронхитом и другими легочными болезнями. Влияние курения на сердечно– сосудистую систему. Влияние курения на здоровье женщины осложнения при беременности. Пассивное курение. Токсикомания и наркомания - заболевания, обусловленные употреблением различных веществ, вызывающих состояние опьянения, и проявляющиеся в постоянной потребности приема этих веществ, расстройствах психической деятельности. Синдромы психической и физической зависимости. Поражающее действие алкоголя на организм. Практические работы 5. Действие алкогольных напитков на белок. 6. Содержание токсических веществ в табачном дыме. Репродуктивное здоровье (1 час) Развитие организма. Половое созревание. Первичные и вторичные половые признаки. Гормональный всплеск. Половые отношения. Ранняя беременность. Пагубное влияние вредных привычек на здоровье потомства. Заболевания, передающиеся половым путем. Первая помощь при травмах (1час) Поражения дыхательных путей. Переломы костей. Вывихи суставов. Кровотечения.Ожоги. Обморожения. Методика оказания первой помощи при травмах. Практические работы 7.Приемы наложения жгута при кровотечениях. 8.Наложение шины при переломах конечностей. 9.Техника реанимационных действий (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). Экология и здоровье (1час) Экология жилища. Экологически чистые продукты. Генномодифицированные продукты. Влияние нитратов на здоровье. Действие радиоактивних веществ на здоровье. Практические работы 10.Создание проекта «Чистый дом». Медицинские профессии и здоровье человека (1 ч ) Медицинские профессии. Профессиональные качества и здоровье человека. Интерес к медицинским знаниям и профессиональный выбор. Достижения современной медицины. Медицина в нашем городе. Экскурсия №2 Изучение структуры лечебных отделений и их деятельности ЦРБ города. Защита проекта (2 ч) Выступление группы с сообщениями по изученным темам. В ходе выступления группы сообщают о проделанной работе, делают выводы и вносят предложения по решению изученной проблемы, демонстрируют собранный материал, обсуждают результата проекта. Список используемой литературы для учителя
для учащихся
Календарно-тематическое планирование № дата Тема занятия Коли-чество часов Тип занятия Организа-ционная форма Примеча- ние 1 Здоровый образ жизни 1 ч вводное занятие Лекция с элементами беседы. 2 Режим дня и здоровье человека 1ч информационное занятие Лекция с элементами беседы. 3 Исследовательская работа «Составление индивидуального режима дня» 1ч практичес-кое занятие Пр. работа №1.Составле- ние рационального режима дня школьника. №2.Составле- ние рациональных режимов дня для различных возрастных групп. 4 Двигательная активность человека 1ч информа-ционно- обобщающие занятия Лекция с элементами беседы. Участие врача ЛФК детской поликлиники. 5 Рациональное питание и здоровье человека 1ч информа-ционно- обобщаю-щие занятия Лекция с использованием видео «Питание и здоровье человека» 6 Исследовательская работа «Составление ежедневного рациона питания школьника» 1ч исследова-тельская работа Пр. работа № 3 «Составление индивидуального суточного меню с учетом возрастных норм здорового питания» 7 Личная гигиена и здоровье человека 1ч информационное занятие Экскурсия №1 «Посещение лаборатории санитарной эпидемиологи-ческой станции» 8 Гигиена одежды, обуви человека. Закаливание организма 1ч семинарск-ое занятие Пр. работа №4 Создание проекта «Моя система закаливания» Участие представите-ля клуба любителей зимнего плавания. 9 Влияние вредных привычек на здоровье человека 1ч занятие-презентация Пр. работа №5 «Действие алкогольных напитков на белок». 10 Токсикомания и наркомания 1ч информационное занятие Беседа Участие врача нарколога 11 Практическая работа №6 «Содержание токсичных веществ в сигаретном дыме» 1ч практичес-кое занятие Создание проекта «Здоровье без зависимости» 12 Репродуктивное здоровье 1 ч информационное занятие Беседа Участие врача-гинеколога (школьного врача). 13 Первая помощь при травмах 1 ч практичес-кое занятие Практические работы №7.Приемы наложения жгута при кровотечениях. №8.Наложение шины при переломах конечностей. №9.Техника реанимационных действий (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). Участие представите ля МЧС 14 Экология и здоровье 1 ч практичес-кое занятие Пр. работа №10 «Создание проекта «Чистый дом». 15 Медицинские профессии 1ч информационное занятие Экскурсия №2 Изучение структуры лечебных отделений и их деятельности ЦРБ города. 16 Защита проекта 1ч зачетное занятие Конференция «За здоровый образ жизни». (обсуждение проектов). Участие учителей естественно-научного цикла. 17 Защита проекта 1ч зачетное занятие Конференция «За здоровый образ жизни». (обсуждение проектов). Участие учителей естественно-научного цикла. Заключение Данный элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса и является продолжением изученного предмета «Биология: анатомия и физиология человека». Его значимость очевидна в современных условиях жизни: необходимо повышать мотивацию к сохранению и укреплению своего здоровья. Внедрение в учебно–воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий является одним из приоритетных направлений в современной школе. Поэтому каждый учащийся должен иметь определенные знания в области здоровьесбережения, которые позволят ему стать полноценной личностью. Курс формирует позитивное отношение к своему собственному организму, к культуре питания, прививает эстетические привычки в употреблении пищи, которые должны будут закрепиться. В дальнейшем это позволит стать учащимся полноценными гражданами. infourok.ru Рабочая программа элективного курса «За здоровый образ жизни»Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тимирязевская основная общеобразовательная школа Каменского муниципального района» Воронежской области Утверждена приказом Рассмотрена на ШМО учителей предметников Протокол №1 от «21 » августа 2017 г. Руководитель ШМО:___________ Свешникова Л.В. директора школы _____________ Л.И.Свистунова Приказ №199 от « 21» августа 2017г. Рабочая программа элективного курса «За здоровый образ жизни» 9 класс Разработана Цымбал Д.А.. учителем ОБЖ первой квалификационной категории 2017 - 2018 уч. год Пояснительная записка Элективный курс «Здоровый образ жизни» для 9 класса рассчитан на 9 часов из школьного компонента учебного базисного плана (0,25 ч.). В программе курса рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. Человечество в целом и каждый человек как индивидуум растет и развивается, взаимодействуя с окружающей средой – природной, антропогенной, социальной, производственной. Человек живет в определенной культурной среде, которая включает материальные и духовные ценности, созданные рядом поколений людей. Темы курса помогают осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека, понять, что человек – это часть природы, его назначение – понять законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами. Целью данного элективного курса «За здоровый образ жизни» является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии и некоторых социальных вопросов, направленных на повышение возможностей человека в современном обществе. Своим появлением направление курса обязательно все более четкому осознанию того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения прогресса. Решая проблему за счет интеграции, данный курс обеспечивает активное включение учащихся в творческую работу, поиск. Задачи курса: - Развитие интереса к получению знаний о человеке как явлении природы. - Формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухудшающейся окружающей среде, наносящей ущерб здоровью людей. - Формирование негативного отношения к вредным привычкам. - Формирование адекватного поведения учащихся, направленного на выздоровление в случае заболевания. - Знакомство с основами правильного питания. - Развитие творческого потенциала учащихся: умение выполнять рефераты, исследовательскую и практическую работы по темам курса. Результаты освоения конкретного учебного курса Учащиеся должны знать: 1.Что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни. 2.Последствия прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека. 3.Традиции русской национальной культуры в оценке здоровья человека. 4.Самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья. 5. Понятие исторического подхода к проблеме развития человека как биологического вида. 6.Понятие социально – психологической среды и предъявляемые ею требования к современному человеку. 7.Влияние вредных привычек на состояние здоровья человека. 8. Основные требования к охране труда. 9. Что такое рациональное питание. 10. Влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека. 11. Меры по улучшению качества окружающей среды. Учащиеся должны уметь: 1.Объяснить необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека. 2.Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и «болезнь». 3.Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности. 4.Объяснить связь наследственных болезней с изменением генотипа человека. 5. Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры. 6. Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека. 7. Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи. 8. Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья. 9. Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности. 10. Уметь сказать «нет!» вредным привычкам. Критерии оценки Оценивание учебных достижений при освоении программ элективных курсов осуществляются оценочным методом, в соответствии с порядком и требованиями, установленными МКОУ «Тимирязевская ООШ» на заседании педагогического совета от 22.06.2015г. протокол № 7 Оценка результатов изучения элективных курсов. 1. По окончании изучения элективных курсов обучающиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры. 2. Формы контроля уровня достижений и критерии оценки: - контроль достижений учащихся осуществляется в оценочной форме. 3. Методы контроля текущей успеваемости учащихся: - наблюдение активности на занятиях; - беседа с учащимися; - анализ творческих, исследовательских работ; - результаты выполнения диагностических тестовых заданий и контрольных работ. 4. Методы итогового контроля: - итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по мере завершения его изучения в форме зачета, творческой работы, теста, защиты проекта или реферата и т.д. Критерии оценки: Оценка «пять» Учащийся полностью освоил темы занятий элективного курса, умеет ориентироваться в поставленных ему вопросах и правильно отвечать на них, не имеет пропусков занятий. В течение всего элективного курса проявлял интерес к заданным темам, активно вёл себя на занятиях. Творческая или исследовательская работа выполнена наглядно, с соблюдением допустимого времени для ответа, минимального количества информирующего текста. На поставленные вопросы по теме презентации или реферата отвечает чётко и кратко. Умеет дискутировать с аудиторией и выражать свою точку зрения. Домашнее задание выполнено полностью. Оценка «четыре» Учащийся полностью освоил темы занятий элективного курса, умеет ориентироваться в заданных ему вопросах, но недостаточно полно отвечает на них. Не имеет пропусков занятий. В течение всего элективного курса проявлял интерес к заданным темам, не всегда активно вёл себя на занятиях. Творческая или исследовательская работа выполнена наглядно, но без соблюдения допустимого времени для ответа. На поставленные вопросы по теме презентации или реферата отвечает не чётко. Умеет выразить свою точку зрения в заданном вопросе. Домашнее задание выполнено не полностью. Оценка «три» Учащийся не полностью освоил темы занятий элективного курса, не умеет ориентироваться и правильно отвечать на поставленные ему вопросы, имеет несколько пропусков занятий. В течение всего элективного курса не проявлял интереса к заданным темам, не всегда активно вёл себя на занятиях. Творческая или исследовательская работа выполнена не наглядно, без соблюдения допустимого времени для ответа. На поставленные вопросы по теме презентации или реферата затрудняется ответить. Домашнее задание не выполнено. Оценка «два» Учащийся не освоил темы занятий элективного курса, не умеет ориентироваться и правильно отвечать на поставленные ему вопросы, имеет пропуски всех или нескольких занятий. В течение всего элективного курса не проявлял интереса к заданным темам, на занятиях вёл себя неактивно. Творческая, исследовательская работа, домашнее задание не выполнена. Содержание курса Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности. Темы курса дают учащимся определенные знания об опасных заболеваниях, которые могут повредить здоровью. Тематика курса помогает школьникам осознать себя в окружающем мире, понять, что здоровье – это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен относиться бережно к себе и своему здоровью. Все темы курса помогают учащимся в осознании того, что человек – это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические потребности, а с другой стороны, человек – это личность. Курс направлен на максимальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни. Преподавание курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно – семинарской системы занятий, конференции, дискуссий, исследовательской работы учащихся. Применение разнообразных форм учебно – познавательной деятельности позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Заканчивается курс обобщающими уроками, на которых учащиеся выступают со своими исследовательскими работами по одной из тем курса. Учебно – тематический план
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса Технические средства обучения
Список литературы 1 .В.В.Гаевая «За здоровый образ жизни». – Волгоград: Учитель, 2009.-165с. 2.Т. И. Магомедова Л.Н. Канищева « Формирование здорового образа жизни», Волгоград 2007. 3. А. Г. Макеева « Разумный выбор», Москва 2006. 4. А. Г. Макеева « Педагогическая профилактика наркотизма школьников», Москва 2006. 5.Н.Д.Андреева «Основы рационального питания. Нормы питания.» Биология в школе, №7,2004г.6.Ю. В. Жданов,В. М. Назаренко «Формирование здорового образа жизни. Практические работы» Биология в школе №2 2004г.7.В. И. Касаткина «Педагогика здоровья»,М.,Линка-Пресс, 1999 г.8.Н. П. Майорова, Е.Е.Чепурных, С.М. Шурух «Обучение жизненно важным навыкам»,С.Петербург,2002г.9.Н.Е.Макарова «Раздельное питание»,Минск,Харвест,1998г.10.А.Микитин «Азбука питания»,Ростов-на-Дону «Феникс»,1998 г.11.В.С.Рохлов «Школьный практикум. Биология. Человек», М.,Дрофа,1998г.12.Газета «Биология»13.Б.Н.Чумаков «Валеология»,Москва,1997г. Список литературы, рекомендуемой для учащихся 1.Б.Т.Величковский,В.И.Кирпичев,И.Т.Суравегин «Здоровье человека и окружающая среда»,Москва, Издательство «Новая школа»,1997 г.2.Л.Розенблат «Симфония жизни»,Москва,1990г.3. В.С.Рохлов «Школьный практикум.Биология.Человек» , М.,Дрофа,1998г.4. Газета «Биология»5.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии»,Москва,Просвещение,1997г.6.А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин «Основы медицинских знаний»,Москва,Просвещение,2001г. Программные средства 1. Операционная система Windows ХР. 2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837 3. Программа-архиватор WinRar. 4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2010. 5. Мультимедиа проигрыватель. Интернет-ресурсы 1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал. http://www.school.edu.ru/ 2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал". 3. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 4. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей" 5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" Приложение №1 Объяснительная записка multiurok.ru Элективный курс по биологии по теме "Здоровый образ жизни"Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им.А.Коцоева с.Гизель Пригородного района РСО-Алания» ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ». АВТОР: ЗАОЕВА ЗАРЕМА АХСАРБЕКОВНА 2013-2014 уч.г. Пояснительная записка «Все имеет смысл, пока мы здоровы». Данная предметная программа элективного курса «Здоровый образ жизни» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 17 часов. В настоящее время здоровье детей и подростков становится все более и более актуальным Как показали исследования последних лет только 25-30% первоклассников имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Нельзя назвать абсолютно здоровыми и выпускников. По мере обучения школьников растет частота таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, органов пищеварения, опорно-двигательной системы, нервно-психические расстройства, заболевания глаз. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и физические трудности. Программа актуальна и отвечает интересам учащихся. Она предусматривает изучение гигиенических понятий органически связанных с анатомо-физиологическими знаниями, овладение которыми направлено на привитие учащимся гигиенических навыков и убеждений, что необходимо соблюдать нормы и гигиенические правила в учебе, в питании, труде, быту, во время занятий спортом. Заботливо относится к своему здоровью и здоровью окружающих, а так же на предупреждение и на искоренение вредных привычек: курение, употребление спиртных напитков и наркотических веществ. Задачи курса:
Тематика проектов.
Литература для учителя.
Литература для учащихся.
Учебно-тематический план.
videouroki.net |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |