3.4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни


1.4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование —

необходимое условие здорового образа жизни

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа.

I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение — универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это, помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т. е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.

На II этапе, исходя из самохарактеристики, определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе составляется личный план.

Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания, в котором также определены задачи (например, воспитание выносливости), используемые средства и методы (например, бег, пешие походы, прогулки на велосипеде и т. д.), их содержание (например, бег в чередовании с ходьбой 30 минут, езда на велосипеде 1 час) и дни проведения тренировочных занятий (например, 3 раза в неделю).

III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.

Примерная форма ведения дневника самоконтроля приводится в гл. 8. Систематическое заполнение дневника самоконтроля является своеобразной формой самоотчета о проделанном за день; позволяет анализировать и своевременно корректировать реализацию программы здорового образа жизни

studfiles.net

Основы физического самосовершенствования

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодняшняя тема будет актуальна и поучительна для многих из вас, потому что она напрямую связана со здоровьем и физическим воспитанием.

В чем ее актуальность?

В том, что здоровье стоит на первом месте среди остальных жизненных приоритетов. Без хорошего самочувствия человек не способен полноценно жить и трудиться. Здоровый образ жизни и физическое самосовершенствование могут сделать нашу жизнь полноценной и насыщенной интересными событиями.

Концепцию самовоспитания можно определить, как ежедневный целенаправленный труд, который будет совершенствовать физическую культуру вашей личности.

самовоспитание

 

Физическое самосовершенствование — это сочетание некоторых методов и приемов, которые постепенно сформируют из вас гармонически развитую личность.

Для самовоспитания крайне важна сила воли. Хотя специально что-либо делать для ее укрепления не понадобится. Она выработается самостоятельно. Конечно, при условии, что вы будете сознательно преодолевать трудности, которые стоят на пути к цели.

Мотивация

Физическое самосовершенствование человека крайне важно для любого из нас. Это престиж, карьера и успех в жизни. Мотивами для целенаправленной работы над собой могут служить следующие критерии:

  • сравнение себя с другими людьми;
  • желание выглядеть лучше;
  • стремление сделать карьеру;
  • потребность улучшить свое здоровье

Этих доводов будет вполне достаточно для того чтобы у вас возникло стойкое желание заниматься спортом.

Я считаю, что физическое самовоспитание и, конечно, самосовершенствование — это лучший путь, чтобы достичь любых целей в жизни. Спортсмены способны преодолевать любые препятствия, и им это легко удается.

Три этапа физического самовоспитания

Основы для физического самосовершенствования определены давно.

развитие силы

Первый этап включает в себя самопознание или критический анализ со стороны. В этот комплекс входят:

  • Трезвая оценка собственных возможностей и себя, как личности.
  • Определение положительных и отрицательных сторон и качеств собственной натуры.
  • Поиск негативных сторон, которые вы должны будете преодолеть.

Методами для самопознания служат:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • критическая самооценка

Самонаблюдение — это метод, который включает в себя критичное отношение к себе и наблюдение за качествами своей личности. Для правильного анализа потребуется рассмотрение своих поступков, действий, мешающих работать над собой.

К примеру: Сегодня вы не захотели выполнять физические упражнения, уклонились от тренировки. Или вообще забили на спортивную карьеру.

Физическое самовоспитание

Нежелание заниматься может быть вызвано разными факторами:

  • вы плохо себя чувствуете;
  • перекачались на прошлом занятии;
  • желание заниматься пропало вообще

Самоанализ поможет вам быстро выявить причину нежелания и устранить ее в следующий раз.

Критическая оценка

Этот тот фактор очень важен в психологическом плане для любого человека. Плохо, когда у людей самокритика стоит ниже критического уровня. Как правило, в раннем возрасте многие подростки склонны к занижению самооценки: они комплексуют, недовольны своими внешними данными, сравнивают себя с кинозвездами и приходят к неутешительным результатам.

Это приводит к тому, что у молодых людей развивается неуверенность в себе, и пропадает желание стремиться к дальнейшей карьере. Это происходит из-за завышенных критериев восприятия. Подростки мечтают видеть себя только в роли супергероя или топовой модели. И никак не меньше. Этот фактор мешает им жить, делать карьеру и полноценно трудиться.

Адекватность такой самооценки должна происходить при участливом вмешательстве взрослых. Потому что подросток не способен правильно выставить оценку самому себе и зачастую оценивает себя негативно.

основы физического самосовершенствования

План дальнейшей работы

На первом этапе человек должен получить осознанное решение работать над собой.

Второй этап служит для того чтобы определить цели и составить план развития.

Цель можно составлять на несколько недель или несколько лет.

Допустим: вы поставили перед собой цель достичь выдающихся результатов по поднятию тяжестей.

У вас есть для этого следующие мотивы: укрепить здоровье, заниматься любимым спортом или улучшить свои физические показатели.

Составляя план, вам следует расписать подробно свои действия на определенный период. После этого можно начинать осуществлять задуманное на практике.

Если не очень хочется, то нужно найти эффективные способы воздействия на собственную лень.

Это:

  • самовнушение;
  • убеждение;
  • критика;
  • трезвая оценка;
  • контроль;
  • приказ.

Для того чтобы методы внушения работали эффективнее, следует дополнительно завести дневник и систематически записывать туда свои спортивные достижения и успехи.

На этом, пожалуй, все, друзья. Надеюсь, что моя статья поможет вам правильно организовать себя на пути продвижения к конечной цели. Верю, что теперь у вас будет меньше вопросов о том, как составить программу для индивидуального физического самосовершенствования.

Ставьте, пожалуйста, лайки в социальных сетях и пишите комментарии.

Спасибо за внимание, но для меня главное физуха, поэтому пишу я вот так.

Супер физически воспитанный автор

Физическое самовоспитание и самосовершенствование

4.9 (98.55%) 69 votes

inseopro.ru

«Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни»

21

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«самарский государственный архитектурно-строительный университет»

(ФГБОУ ВПО СГАСУ)

Кафедра физического воспитания

Факультет ПГС

Курс 1

Группа 533

Шифр 218470

Выполнил студент - Котиков Сергей Алексеевич

Проверил -

Самара 2015

Введение

  1. Цели и задачи самостоятельных занятий

  2. Формы и содержание самостоятельных занятий

2.1 Ходьба и бег

2.2 Плавание

2.3 Ходьба и бег на лыжах

2.4 Велосипед

2.5 Ритмическая гимнастика

2.6 Атлетическая гимнастика

2.7 Занятия на тренажерах

  1. Гигиена самостоятельных занятий

Заключение

Список литературы

Введение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Крепкое здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей, коммуникабельности; ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в различных уровнях поэтапно.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшится. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Важнейшей задачей физического воспитания является воспитание крепких, здоровых людей, в полной мере овладевших навыками и умениями по физической культуре.

studfiles.net

3.4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни

В настоящее время наблюдается существенный разрыв между социальным заказом общества в здоровом, физически крепком поколении и результатами физического воспитания в вузе.

Изменить сложившуюся ситуацию, по мнению ряда специалистов, возможно при определенной ориентации учебно-воспитательного процесса на формирование готовности студентов к физическому самовоспитанию и самосовершенствованию.

Только став внутренней потребностью студента, физическое самовоспитание, физическое совершенствование может значительным образом расширять его образовательный кругозор, воспитывать организованность, формировать целеустремленность и волю. Известно, что возможности физического самовоспитания для всестороннего физического развития личности более многогранны, чем возможности воспитания. На протяжении всего обучения в вузе и после его окончания для большинства студентов физическое самовоспитание может быть постоянной формой физического совершенствования. Целенаправленные занятия физической культурой могут выступать как форма организации свободного времени, как фактор социальной активности, как компонент здорового образа жизни каждого студента.

Физическое самовоспитание здесь может быть направлено на систематичность участия в любимых видах физкультурных занятий. Доля физического самовоспитания и самосовершенствования в занятиях физической культурой может, в зависимости от задач, носить периодический или систематический характер. Это зависит от того, насколько студент проникся и осознал необходимость таких занятий для улучшения здоровья.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыта педагогической работы по проблеме оптимизации учебных занятий по физической культуре показал целесообразность включения физического самовоспитания и самосовершенствования студентов в образовательный процесс по физическому воспитанию в вузе.

3.5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки

Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать резервы организма человека. Организм с более высокими морфофункциональными показателями физиологических систем и органов обладает повышенной способностью выполнять более значительные по мощности, объему, интенсивности и продолжительности физические нагрузки.

Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности. Они изучаются у человека в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных нагрузок и нагрузок различной мощности, в том числе и предельных. Одни физиологические показатели менее изменчивы, другие более и зависят от двигательной специализации и индивидуальных особенностей каждого занимающегося.

К числу показателей тренированности в покое относят:

  • изменения в состоянии центральной нервной системы, увеличение подвижности нервных процессов, укорочение скрытого периода двигательных реакций;

  • изменения опорно-двигательного аппарата;

  • изменения функции органов дыхания, кровообращения, состава крови и т.п.

Тренированный организм расходует, находясь в покое, меньше энергии, чем нетренированный. Понижение энергетических затрат при тренировке связано с соответствующим уменьшением количества сердечных сокращений, потребляемого кислорода и вентиляции легких.

Физиологические исследования, проводимые при работе на пределе функциональных возможностей организма, свидетельствуют, что со степенью тренированности спортсмена тесно связаны показатели максимального потребления кислорода. Особенно это отчетливо проявляется в тех видах спорта, которые предъявляют значительные требования к снабжению мышц кислородом и характеризуются высоким уровнем аэробных реакций.

Единство организма человека с внешней средой проявляется, прежде всего, в непрекращающемся обмене веществ и энергии.

Обмен веществ (метаболизм) – это сложный, постоянно протекающий, саморегулирующийся биохимический и энергетический процесс, связанный с поступлением в организм из окружающей среды различных питательных веществ, обеспечивающих постоянство химического состава и внутренних параметров организма, его жизнедеятельность, развитие и рост, размножение, способность к движению и адаптации к изменяющимся условиям внешней окружающей среды.

Обмен веществ представляет собой две взаимосвязанные противоположные составляющие одного процесса, протекающие одновременно, в результате которых, с одной стороны, происходит усвоение веществ, поступающих из окружающей среды и их биологическое превращение в потенциальную энергию (ассимиляция), а с другой, постоянный распад веществ и выведение из организма продуктов распада (диссимиляция).

Процесс обмена веществ регулируется нервно-гуморальным путем, т.е. системой и железами внутренней секреции, усиливая или тормозя гормонообразование и поступление гормонов в кровь.

В обменных процессах участвуют белки, углеводы, жиры, вода и минеральные соли. Важная роль в этих процессах принадлежит также витаминам, которые являются катализаторами обменных процессов.

Белки – необходимый строительный материал протоплазмы клеток. Они выполняют в организме специальные функции. Все ферменты, многие гормоны, зрительный пурпур сетчатки, переносчики кислорода, защитные вещества крови являются белковыми телами.

Белки состоят из белковых элементов – аминокислот, которые образуются при переваривании животного и растительного белка и поступают в кровь из тонкого кишечника.

Аминокислоты делятся на незаменимые и заменимые.

Незаменимыми аминокислотами называются те, которые организм получает только с пищей. Заменимые аминокислоты могут быть синтезированы в организме из других аминокислот.

В тканях и клетках непрерывно идет разрушение и синтез белковых структур. В практически здоровом организме взрослого человека количество распавшегося белка равно количеству синтезированного. Норма потребления белка в день для взрослого человека составляет 80-100 г. Если его поступает больше, то лишний белок идет на покрытие энергетических затрат организма.

Жиры (липиды) – источник энергии в организме, необходимая составная часть клеток.

Как энергетический материал жир используется при состоянии покоя и выполнении длительной низко интенсивной физической работы. В начале напряженной мышечной деятельности окисляются углеводы. Но через некоторое время, в связи с уменьшением запасов гликогена, начинают окисляться жиры и продукты их расщепления. Процесс замещения углеводов жирами может быть настолько интенсивным, что 80% всей необходимой в этих условиях энергии освобождается в результате расщепления жира.

Обмен жиров тесно связан с обменом белков и углеводов. Он регулируется центральной нервной системой. При повреждении некоторых ядер гипоталамуса жировой обмен нарушается и происходит ожирение организма или его истощение. Нервная регуляция жирового обмена осуществляется путем прямых воздействий на ткани (трофическая иннервация) или через железы внутренней секреции. В этом процессе участвуют гормоны гипофиза, щитовидной, поджелудочной и половых желез. При недостаточной функции гипофиза, щитовидной и половых желез происходит ожирение. Гормон поджелудочной железы – инсулин, наоборот, усиливает образование жира из углеводов, сжигая его.

Углеводы – главный источник энергии в организме человека. Они всасываются в кровь в основном в виде глюкозы. Это вещество разносится по тканям и клеткам организма. В клетках глюкоза при участии ряда факторов окисляется до воды и углекислого газа. Одновременно освобождается энергия (4,1 ккал), которая используется организмом при реакциях синтеза или при мышечной работе. Углеводы делятся на простые и сложные.

Запасы углеводов особенно интенсивно используются при физической работе. Уменьшение содержания глюкозы в крови является одним из факторов, способствующих развитию утомления. Поэтому для успешного выполнения длительной и напряженной работы необходимо пополнять углеводные запасы организма.

Депонирование углеводов, использование углеводных запасов печени и другие процессы углеводного обмена регулируются центральной нервной системой. Большое значение в регуляции углеводного обмена имеет кора больших полушарий.

Вода и минеральные соли не служат питательными веществами или источниками энергии, но без них не могут протекать обменные процессы.

Отношение общего количества потребляемой жидкости к общему количеству выделяемой жидкости называется водным балансом. Если количество потребляемой воды меньше количества выделяемой, то в организме человека могут наблюдаться различного рода расстройства его функционального состояния, так как, входя в состав тканей, вода является одним из структурных компонентов тела, находится в виде солевых растворов и обусловливает тесную связь водного обмена с обменом минеральных веществ.

Минеральные вещества входят в состав скелета, в структуры белков, гормонов, ферментов. Общее количество всех минеральных веществ в организме составляет приблизительно 4-5% массы тела. Основную часть минеральных веществ человек получает с пищей и водой.

Исследования показывают, что даже при достаточном содержании в пище белков, жиров и углеводов, при оптимальном потреблении воды и минеральных солей в организме могут развиться тяжелейшие расстройства и заболевания, так как для нормального протекания физиологических процессов необходимы витамины.

К настоящему времени открыто более 20 веществ, которые относят к витаминам. Обычно их обозначают буквами латинского алфавита А, В, С, D, E, K, и др. К водорастворимым относятся витамины группы В, С, РР и др. Ряд витаминов являются жирорастворимыми.

Обмен веществ и энергии – это взаимосвязанные процессы. Ни один из этих процессов в отдельности не существует. За счет перехода одних видов энергии в другие и поддерживаются все жизненные функции организма. При этом общее количество энергии не изменяется. Соотношение между количеством энергии, поступающей с пищей, и величиной энергетических затрат называется энергетическим балансом.

Чтобы сохранять энергетический баланс, поддерживать нормальную массу тела, обеспечивать высокую работоспособность и профилактику различного рода патологических явлений в организме, необходимо при полноценном питании увеличить расход энергии за счет повышения двигательной активности, что существенно стимулирует обменные процессы.

Особое значение в регуляции обмена веществ принадлежит отделу промежуточного мозга – гипоталамусу. Разрушение этого отдела центральной нервной системы ведет к целому ряду нарушений жирового, углеводного и других видов обмена.

Гипоталамус регулирует деятельность важной железы внутренней секреции – гипофиза, который контролирует работу всех других желез внутренней секреции, а те, в свою очередь, выделяя гормоны, осуществляют тонкую гуморальную регуляцию обмена веществ на клеточном уровне. Различные гормоны (инсулин, адреналин, тироксин) направляют деятельность ферментных систем, которые регулируют обменные процессы в организме. Эта согласованная взаимосвязь осуществляется в результате взаимодействия нервной и гуморальной систем регуляции.

Двигательная активность человека, занятия физическими упражнениями, спортом оказывают значительное влияние на развитие и состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

При регулярных занятиях физическими упражнениями в крови увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, обеспечивающее рост кислородной емкости крови; возрастает количество лейкоцитов и их активность, что повышает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

В процессе регулярных физических нагрузок происходит увеличение массы сердечной мышцы и размеров сердца, наблюдаются положительные сдвиги в показателях работоспособности сердца таких, как частота сердечных сокращений, кровяное давление, систолических и минутный объем крови.

Физическая работа способствует расширению кровеносных сосудов, снижению тонуса их стенок. Умственная работа, так же как и нервно-эмоциональное напряжение, приводит к сужению сосудов, повышению тонуса их стенок и даже спазмам. Такая реакция особенно свойственна сосудам сердца и мозга.

Длительная напряженная умственная работа, не сбалансированная с активными движениями и с физическими нагрузками, может привести к стойкому повышению кровяного давления, которое, как правило, является главным признаком гипертонической болезни.

Во время мышечной работы для увеличения газообмена усиливаются функции дыхания и кровообращения. Совместная работа систем дыхания, крови и кровообращения по газообмену оценивается рядом показателей: частотой дыхания, дыхательным объемом, легочной вентиляцией, жизненной емкостью легких, кислородным запросом, потреблением кислорода, кислородной емкостью крови и т.д.

Систематические занятия средствами физической культура и спортом не только стимулируют развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы, но и способствуют значительному повышению уровня потребления кислорода организмом в целом. Наиболее эффективно совместную функцию взаимоотношения дыхания, крови, кровообращения развивают упражнения циклического характера, выполняемые на свежем воздухе.

studfiles.net

Физическое самовоспитание и самосовершенствование - необходимое условие здорового образа жизни - Физическая культура

3.4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование - необходимое условие здорового образа жизни

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания - нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры, притязание на признание в коллективе, соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа.

Первый этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение - универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это, помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.

На втором этапе, исходя из самохарактеристики, определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе составляется личный план. Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания, в котором также определены задачи (например, воспитание выносливости), используемые средства и методы (например, бег, пешие походы, прогулки на велосипеде и т.д.), их содержание (например, бег в чередовании с ходьбой 30 минут, езда на велосипеде 1 час) и дни проведения тренировочных занятий (например, 3 раза в неделю).

Третий этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.

Примерная форма ведения дневника самоконтроля приводится в главе 8. Систематическое заполнение дневника самоконтроля является своеобразной формой самоотчета о проделанном за день, позволяет анализировать и своевременно корректировать реализацию программы ЗОЖ.

geum.ru

Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 14Следующая ⇒

 

В настоящее время наблюдается существенный разрыв между социальным заказом общества в здоровом, физически крепком поколении и результатами физического воспитания в вузе.

Изменить сложившуюся ситуацию, по мнению ряда специалистов, возможно при определенной ориентации учебно-воспитательного процесса на формирование готовности студентов к физическому самовоспитанию и самосовершенствованию.

Только став внутренней потребностью студента, физическое самовоспитание, физическое совершенствование может значительным образом расширять его образовательный кругозор, воспитывать организованность, формировать целеустремленность и волю. Известно, что возможности физического самовоспитания для всестороннего физического развития личности более многогранны, чем возможности воспитания. На протяжении всего обучения в вузе и после его окончания для большинства студентов физическое самовоспитание может быть постоянной формой физического совершенствования. Целенаправленные занятия физической культурой могут выступать как форма организации свободного времени, как фактор социальной активности, как компонент здорового образа жизни каждого студента.

Физическое самовоспитание здесь может быть направлено на систематичность участия в любимых видах физкультурных занятий. Доля физического самовоспитания и самосовершенствования в занятиях физической культурой может, в зависимости от задач, носить периодический или систематический характер. Это зависит от того, насколько студент проникся и осознал необходимость таких занятий для улучшения здоровья.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыта педагогической работы по проблеме оптимизации учебных занятий по физической культуре показал целесообразность включения физического самовоспитания и самосовершенствования студентов в образовательный процесс по физическому воспитанию в вузе.

 

3.5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки

Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать резервы организма человека. Организм с более высокими морфофункциональными показателями физиологических систем и органов обладает повышенной способностью выполнять более значительные по мощности, объему, интенсивности и продолжительности физические нагрузки.

Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности. Они изучаются у человека в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных нагрузок и нагрузок различной мощности, в том числе и предельных. Одни физиологические показатели менее изменчивы, другие более и зависят от двигательной специализации и индивидуальных особенностей каждого занимающегося.

К числу показателей тренированности в покое относят:

· изменения в состоянии центральной нервной системы, увеличение подвижности нервных процессов, укорочение скрытого периода двигательных реакций;

· изменения опорно-двигательного аппарата;

· изменения функции органов дыхания, кровообращения, состава крови и т.п.

Тренированный организм расходует, находясь в покое, меньше энергии, чем нетренированный. Понижение энергетических затрат при тренировке связано с соответствующим уменьшением количества сердечных сокращений, потребляемого кислорода и вентиляции легких.

Физиологические исследования, проводимые при работе на пределе функциональных возможностей организма, свидетельствуют, что со степенью тренированности спортсмена тесно связаны показатели максимального потребления кислорода. Особенно это отчетливо проявляется в тех видах спорта, которые предъявляют значительные требования к снабжению мышц кислородом и характеризуются высоким уровнем аэробных реакций.

Единство организма человека с внешней средой проявляется, прежде всего, в непрекращающемся обмене веществ и энергии.

Обмен веществ (метаболизм) – это сложный, постоянно протекающий, саморегулирующийся биохимический и энергетический процесс, связанный с поступлением в организм из окружающей среды различных питательных веществ, обеспечивающих постоянство химического состава и внутренних параметров организма, его жизнедеятельность, развитие и рост, размножение, способность к движению и адаптации к изменяющимся условиям внешней окружающей среды.

Обмен веществ представляет собой две взаимосвязанные противоположные составляющие одного процесса, протекающие одновременно, в результате которых, с одной стороны, происходит усвоение веществ, поступающих из окружающей среды и их биологическое превращение в потенциальную энергию (ассимиляция), а с другой, постоянный распад веществ и выведение из организма продуктов распада (диссимиляция).

Процесс обмена веществ регулируется нервно-гуморальным путем, т.е. системой и железами внутренней секреции, усиливая или тормозя гормонообразование и поступление гормонов в кровь.

В обменных процессах участвуют белки, углеводы, жиры, вода и минеральные соли. Важная роль в этих процессах принадлежит также витаминам, которые являются катализаторами обменных процессов.

Белки – необходимый строительный материал протоплазмы клеток. Они выполняют в организме специальные функции. Все ферменты, многие гормоны, зрительный пурпур сетчатки, переносчики кислорода, защитные вещества крови являются белковыми телами.

Белки состоят из белковых элементов – аминокислот, которые образуются при переваривании животного и растительного белка и поступают в кровь из тонкого кишечника.

Аминокислоты делятся на незаменимые и заменимые.

Незаменимыми аминокислотами называются те, которые организм получает только с пищей. Заменимые аминокислоты могут быть синтезированы в организме из других аминокислот.

В тканях и клетках непрерывно идет разрушение и синтез белковых структур. В практически здоровом организме взрослого человека количество распавшегося белка равно количеству синтезированного. Норма потребления белка в день для взрослого человека составляет 80-100 г. Если его поступает больше, то лишний белок идет на покрытие энергетических затрат организма.

Жиры (липиды) – источник энергии в организме, необходимая составная часть клеток.

Как энергетический материал жир используется при состоянии покоя и выполнении длительной низко интенсивной физической работы. В начале напряженной мышечной деятельности окисляются углеводы. Но через некоторое время, в связи с уменьшением запасов гликогена, начинают окисляться жиры и продукты их расщепления. Процесс замещения углеводов жирами может быть настолько интенсивным, что 80% всей необходимой в этих условиях энергии освобождается в результате расщепления жира.

Обмен жиров тесно связан с обменом белков и углеводов. Он регулируется центральной нервной системой. При повреждении некоторых ядер гипоталамуса жировой обмен нарушается и происходит ожирение организма или его истощение. Нервная регуляция жирового обмена осуществляется путем прямых воздействий на ткани (трофическая иннервация) или через железы внутренней секреции. В этом процессе участвуют гормоны гипофиза, щитовидной, поджелудочной и половых желез. При недостаточной функции гипофиза, щитовидной и половых желез происходит ожирение. Гормон поджелудочной железы – инсулин, наоборот, усиливает образование жира из углеводов, сжигая его.

Углеводы –главный источник энергии в организме человека. Они всасываются в кровь в основном в виде глюкозы. Это вещество разносится по тканям и клеткам организма. В клетках глюкоза при участии ряда факторов окисляется до воды и углекислого газа. Одновременно освобождается энергия (4,1 ккал), которая используется организмом при реакциях синтеза или при мышечной работе. Углеводы делятся на простые и сложные.

Запасы углеводов особенно интенсивно используются при физической работе. Уменьшение содержания глюкозы в крови является одним из факторов, способствующих развитию утомления. Поэтому для успешного выполнения длительной и напряженной работы необходимо пополнять углеводные запасы организма.

Депонирование углеводов, использование углеводных запасов печени и другие процессы углеводного обмена регулируются центральной нервной системой. Большое значение в регуляции углеводного обмена имеет кора больших полушарий.

Вода и минеральные соли не служат питательными веществами или источниками энергии, но без них не могут протекать обменные процессы.

Отношение общего количества потребляемой жидкости к общему количеству выделяемой жидкости называется водным балансом. Если количество потребляемой воды меньше количества выделяемой, то в организме человека могут наблюдаться различного рода расстройства его функционального состояния, так как, входя в состав тканей, вода является одним из структурных компонентов тела, находится в виде солевых растворов и обусловливает тесную связь водного обмена с обменом минеральных веществ.

Минеральные вещества входят в состав скелета, в структуры белков, гормонов, ферментов. Общее количество всех минеральных веществ в организме составляет приблизительно 4-5% массы тела. Основную часть минеральных веществ человек получает с пищей и водой.

Исследования показывают, что даже при достаточном содержании в пище белков, жиров и углеводов, при оптимальном потреблении воды и минеральных солей в организме могут развиться тяжелейшие расстройства и заболевания, так как для нормального протекания физиологических процессов необходимы витамины.

К настоящему времени открыто более 20 веществ, которые относят к витаминам. Обычно их обозначают буквами латинского алфавита А, В, С, D, E, K, и др. К водорастворимым относятся витамины группы В, С, РР и др. Ряд витаминов являются жирорастворимыми.

Обмен веществ и энергии – это взаимосвязанные процессы. Ни один из этих процессов в отдельности не существует. За счет перехода одних видов энергии в другие и поддерживаются все жизненные функции организма. При этом общее количество энергии не изменяется. Соотношение между количеством энергии, поступающей с пищей, и величиной энергетических затрат называется энергетическим балансом.

Чтобы сохранять энергетический баланс, поддерживать нормальную массу тела, обеспечивать высокую работоспособность и профилактику различного рода патологических явлений в организме, необходимо при полноценном питании увеличить расход энергии за счет повышения двигательной активности, что существенно стимулирует обменные процессы.

Особое значение в регуляции обмена веществ принадлежит отделу промежуточного мозга – гипоталамусу. Разрушение этого отдела центральной нервной системы ведет к целому ряду нарушений жирового, углеводного и других видов обмена.

Гипоталамус регулирует деятельность важной железы внутренней секреции – гипофиза, который контролирует работу всех других желез внутренней секреции, а те, в свою очередь, выделяя гормоны, осуществляют тонкую гуморальную регуляцию обмена веществ на клеточном уровне. Различные гормоны (инсулин, адреналин, тироксин) направляют деятельность ферментных систем, которые регулируют обменные процессы в организме. Эта согласованная взаимосвязь осуществляется в результате взаимодействия нервной и гуморальной систем регуляции.

Двигательная активность человека, занятия физическими упражнениями, спортом оказывают значительное влияние на развитие и состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

При регулярных занятиях физическими упражнениями в крови увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, обеспечивающее рост кислородной емкости крови; возрастает количество лейкоцитов и их активность, что повышает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

В процессе регулярных физических нагрузок происходит увеличение массы сердечной мышцы и размеров сердца, наблюдаются положительные сдвиги в показателях работоспособности сердца таких, как частота сердечных сокращений, кровяное давление, систолических и минутный объем крови.

Физическая работа способствует расширению кровеносных сосудов, снижению тонуса их стенок. Умственная работа, так же как и нервно-эмоциональное напряжение, приводит к сужению сосудов, повышению тонуса их стенок и даже спазмам. Такая реакция особенно свойственна сосудам сердца и мозга.

Длительная напряженная умственная работа, не сбалансированная с активными движениями и с физическими нагрузками, может привести к стойкому повышению кровяного давления, которое, как правило, является главным признаком гипертонической болезни.

Во время мышечной работы для увеличения газообмена усиливаются функции дыхания и кровообращения. Совместная работа систем дыхания, крови и кровообращения по газообмену оценивается рядом показателей: частотой дыхания, дыхательным объемом, легочной вентиляцией, жизненной емкостью легких, кислородным запросом, потреблением кислорода, кислородной емкостью крови и т.д.

Систематические занятия средствами физической культура и спортом не только стимулируют развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы, но и способствуют значительному повышению уровня потребления кислорода организмом в целом. Наиболее эффективно совместную функцию взаимоотношения дыхания, крови, кровообращения развивают упражнения циклического характера, выполняемые на свежем воздухе.

 

Читайте также:

lektsia.com

Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни

 

В настоящее время наблюдается существенный разрыв между социальным заказом общества в здоровом, физически крепком поколении и результатами физического воспитания в вузе.

Изменить сложившуюся ситуацию, по мнению ряда специалистов, возможно при определенной ориентации учебно-воспитательного процесса на формирование готовности студентов к физическому самовоспитанию и самосовершенствованию.

Только став внутренней потребностью студента, физическое самовоспитание, физическое совершенствование может значительным образом расширять его образовательный кругозор, воспитывать организованность, формировать целеустремленность и волю. Известно, что возможности физического самовоспитания для всестороннего физического развития личности более многогранны, чем возможности воспитания. На протяжении всего обучения в вузе и после его окончания для большинства студентов физическое самовоспитание может быть постоянной формой физического совершенствования. Целенаправленные занятия физической культурой могут выступать как форма организации свободного времени, как фактор социальной активности, как компонент здорового образа жизни каждого студента.

Физическое самовоспитание здесь может быть направлено на систематичность участия в любимых видах физкультурных занятий. Доля физического самовоспитания и самосовершенствования в занятиях физической культурой может, в зависимости от задач, носить периодический или систематический характер. Это зависит от того, насколько студент проникся и осознал необходимость таких занятий для улучшения здоровья.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыта педагогической работы по проблеме оптимизации учебных занятий по физической культуре показал целесообразность включения физического самовоспитания и самосовершенствования студентов в образовательный процесс по физическому воспитанию в вузе.

 

3.5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки

Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать резервы организма человека. Организм с более высокими морфофункциональными показателями физиологических систем и органов обладает повышенной способностью выполнять более значительные по мощности, объему, интенсивности и продолжительности физические нагрузки.

Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности. Они изучаются у человека в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных нагрузок и нагрузок различной мощности, в том числе и предельных. Одни физиологические показатели менее изменчивы, другие более и зависят от двигательной специализации и индивидуальных особенностей каждого занимающегося.

К числу показателей тренированности в покое относят:

· изменения в состоянии центральной нервной системы, увеличение подвижности нервных процессов, укорочение скрытого периода двигательных реакций;

· изменения опорно-двигательного аппарата;

· изменения функции органов дыхания, кровообращения, состава крови и т.п.

Тренированный организм расходует, находясь в покое, меньше энергии, чем нетренированный. Понижение энергетических затрат при тренировке связано с соответствующим уменьшением количества сердечных сокращений, потребляемого кислорода и вентиляции легких.

Физиологические исследования, проводимые при работе на пределе функциональных возможностей организма, свидетельствуют, что со степенью тренированности спортсмена тесно связаны показатели максимального потребления кислорода. Особенно это отчетливо проявляется в тех видах спорта, которые предъявляют значительные требования к снабжению мышц кислородом и характеризуются высоким уровнем аэробных реакций.

Единство организма человека с внешней средой проявляется, прежде всего, в непрекращающемся обмене веществ и энергии.

Обмен веществ (метаболизм) – это сложный, постоянно протекающий, саморегулирующийся биохимический и энергетический процесс, связанный с поступлением в организм из окружающей среды различных питательных веществ, обеспечивающих постоянство химического состава и внутренних параметров организма, его жизнедеятельность, развитие и рост, размножение, способность к движению и адаптации к изменяющимся условиям внешней окружающей среды.

Обмен веществ представляет собой две взаимосвязанные противоположные составляющие одного процесса, протекающие одновременно, в результате которых, с одной стороны, происходит усвоение веществ, поступающих из окружающей среды и их биологическое превращение в потенциальную энергию (ассимиляция), а с другой, постоянный распад веществ и выведение из организма продуктов распада (диссимиляция).

Процесс обмена веществ регулируется нервно-гуморальным путем, т.е. системой и железами внутренней секреции, усиливая или тормозя гормонообразование и поступление гормонов в кровь.

В обменных процессах участвуют белки, углеводы, жиры, вода и минеральные соли. Важная роль в этих процессах принадлежит также витаминам, которые являются катализаторами обменных процессов.

Белки – необходимый строительный материал протоплазмы клеток. Они выполняют в организме специальные функции. Все ферменты, многие гормоны, зрительный пурпур сетчатки, переносчики кислорода, защитные вещества крови являются белковыми телами.

Белки состоят из белковых элементов – аминокислот, которые образуются при переваривании животного и растительного белка и поступают в кровь из тонкого кишечника.

Аминокислоты делятся на незаменимые и заменимые.

Незаменимыми аминокислотами называются те, которые организм получает только с пищей. Заменимые аминокислоты могут быть синтезированы в организме из других аминокислот.

В тканях и клетках непрерывно идет разрушение и синтез белковых структур. В практически здоровом организме взрослого человека количество распавшегося белка равно количеству синтезированного. Норма потребления белка в день для взрослого человека составляет 80-100 г. Если его поступает больше, то лишний белок идет на покрытие энергетических затрат организма.

Жиры (липиды) – источник энергии в организме, необходимая составная часть клеток.

Как энергетический материал жир используется при состоянии покоя и выполнении длительной низко интенсивной физической работы. В начале напряженной мышечной деятельности окисляются углеводы. Но через некоторое время, в связи с уменьшением запасов гликогена, начинают окисляться жиры и продукты их расщепления. Процесс замещения углеводов жирами может быть настолько интенсивным, что 80% всей необходимой в этих условиях энергии освобождается в результате расщепления жира.

Обмен жиров тесно связан с обменом белков и углеводов. Он регулируется центральной нервной системой. При повреждении некоторых ядер гипоталамуса жировой обмен нарушается и происходит ожирение организма или его истощение. Нервная регуляция жирового обмена осуществляется путем прямых воздействий на ткани (трофическая иннервация) или через железы внутренней секреции. В этом процессе участвуют гормоны гипофиза, щитовидной, поджелудочной и половых желез. При недостаточной функции гипофиза, щитовидной и половых желез происходит ожирение. Гормон поджелудочной железы – инсулин, наоборот, усиливает образование жира из углеводов, сжигая его.

Углеводы –главный источник энергии в организме человека. Они всасываются в кровь в основном в виде глюкозы. Это вещество разносится по тканям и клеткам организма. В клетках глюкоза при участии ряда факторов окисляется до воды и углекислого газа. Одновременно освобождается энергия (4,1 ккал), которая используется организмом при реакциях синтеза или при мышечной работе. Углеводы делятся на простые и сложные.

Запасы углеводов особенно интенсивно используются при физической работе. Уменьшение содержания глюкозы в крови является одним из факторов, способствующих развитию утомления. Поэтому для успешного выполнения длительной и напряженной работы необходимо пополнять углеводные запасы организма.

Депонирование углеводов, использование углеводных запасов печени и другие процессы углеводного обмена регулируются центральной нервной системой. Большое значение в регуляции углеводного обмена имеет кора больших полушарий.

Вода и минеральные соли не служат питательными веществами или источниками энергии, но без них не могут протекать обменные процессы.

Отношение общего количества потребляемой жидкости к общему количеству выделяемой жидкости называется водным балансом. Если количество потребляемой воды меньше количества выделяемой, то в организме человека могут наблюдаться различного рода расстройства его функционального состояния, так как, входя в состав тканей, вода является одним из структурных компонентов тела, находится в виде солевых растворов и обусловливает тесную связь водного обмена с обменом минеральных веществ.

Минеральные вещества входят в состав скелета, в структуры белков, гормонов, ферментов. Общее количество всех минеральных веществ в организме составляет приблизительно 4-5% массы тела. Основную часть минеральных веществ человек получает с пищей и водой.

Исследования показывают, что даже при достаточном содержании в пище белков, жиров и углеводов, при оптимальном потреблении воды и минеральных солей в организме могут развиться тяжелейшие расстройства и заболевания, так как для нормального протекания физиологических процессов необходимы витамины.

К настоящему времени открыто более 20 веществ, которые относят к витаминам. Обычно их обозначают буквами латинского алфавита А, В, С, D, E, K, и др. К водорастворимым относятся витамины группы В, С, РР и др. Ряд витаминов являются жирорастворимыми.

Обмен веществ и энергии – это взаимосвязанные процессы. Ни один из этих процессов в отдельности не существует. За счет перехода одних видов энергии в другие и поддерживаются все жизненные функции организма. При этом общее количество энергии не изменяется. Соотношение между количеством энергии, поступающей с пищей, и величиной энергетических затрат называется энергетическим балансом.

Чтобы сохранять энергетический баланс, поддерживать нормальную массу тела, обеспечивать высокую работоспособность и профилактику различного рода патологических явлений в организме, необходимо при полноценном питании увеличить расход энергии за счет повышения двигательной активности, что существенно стимулирует обменные процессы.

Особое значение в регуляции обмена веществ принадлежит отделу промежуточного мозга – гипоталамусу. Разрушение этого отдела центральной нервной системы ведет к целому ряду нарушений жирового, углеводного и других видов обмена.

Гипоталамус регулирует деятельность важной железы внутренней секреции – гипофиза, который контролирует работу всех других желез внутренней секреции, а те, в свою очередь, выделяя гормоны, осуществляют тонкую гуморальную регуляцию обмена веществ на клеточном уровне. Различные гормоны (инсулин, адреналин, тироксин) направляют деятельность ферментных систем, которые регулируют обменные процессы в организме. Эта согласованная взаимосвязь осуществляется в результате взаимодействия нервной и гуморальной систем регуляции.

Двигательная активность человека, занятия физическими упражнениями, спортом оказывают значительное влияние на развитие и состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

При регулярных занятиях физическими упражнениями в крови увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, обеспечивающее рост кислородной емкости крови; возрастает количество лейкоцитов и их активность, что повышает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

В процессе регулярных физических нагрузок происходит увеличение массы сердечной мышцы и размеров сердца, наблюдаются положительные сдвиги в показателях работоспособности сердца таких, как частота сердечных сокращений, кровяное давление, систолических и минутный объем крови.

Физическая работа способствует расширению кровеносных сосудов, снижению тонуса их стенок. Умственная работа, так же как и нервно-эмоциональное напряжение, приводит к сужению сосудов, повышению тонуса их стенок и даже спазмам. Такая реакция особенно свойственна сосудам сердца и мозга.

Длительная напряженная умственная работа, не сбалансированная с активными движениями и с физическими нагрузками, может привести к стойкому повышению кровяного давления, которое, как правило, является главным признаком гипертонической болезни.

Во время мышечной работы для увеличения газообмена усиливаются функции дыхания и кровообращения. Совместная работа систем дыхания, крови и кровообращения по газообмену оценивается рядом показателей: частотой дыхания, дыхательным объемом, легочной вентиляцией, жизненной емкостью легких, кислородным запросом, потреблением кислорода, кислородной емкостью крови и т.д.

Систематические занятия средствами физической культура и спортом не только стимулируют развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы, но и способствуют значительному повышению уровня потребления кислорода организмом в целом. Наиболее эффективно совместную функцию взаимоотношения дыхания, крови, кровообращения развивают упражнения циклического характера, выполняемые на свежем воздухе.

 

cyberpedia.su


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность