«Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников


Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек [1, с.5].

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Сегодня в связи с экологическим и социальным неблагополучием отмечается нарастающее ухудшения здоровья детей. Большинство детей приходящих в начальную школу не достаточно готовы к обучению, с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция качества здоровья, увеличивается число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно — сосудистой системы, заболеваниями верхних дыхательных путей. Это приводит к тому, что при условиях школьных нагрузок большинство детей с традиционной организационной системой воспитания оказываются в числе не успевающих учеников. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания «неуспеха», усугубляющего поведенческие и нервно-психические отклонения, а это в свою очередь приводит к асоциальным формам поведения. [2,с.5]

Следовательно, возникает необходимость создания системной работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности — в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Работая воспитателем старшей группы в МАДОУ № 20, для самообразования на 2014–15 учебный год взяла тему «Формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников», которая направлена на здоровый образ жизни дошкольников, включает в себя систему оздоровительных мероприятий, предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность.

Цель моей работы: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. Воспитать психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребёнка.

Поставила перед собой задачи:

1. Оздоровительные

-          охрана и укрепление физического, психического и социального здоровья детей;

-          формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

-          совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, прогулок и игр на свежем воздухе, закаливания;

-          формирование правильной осанки, гигиенических навыков;

-          прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников

2. Образовательные

-          формирование у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;

-          научить " слушать» и «слышать» свой организм;

-          учить осознавать ценность своей и ценность жизни другого человека;

-          формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

-          создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

-          выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.

3. Воспитательные

-          воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-          выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

-          расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;

-          воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности;

-          Формирование правильного поведения ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Сама деятельность разделена на два этапа, подготовительный и образовательный.

1. Подготовительный этап

Цели:

-          Ознакомить с ежедневными правилами здорового образа жизни.

-          Раскрыть индивидуальность и способности каждого ребёнка.

-          Закрепить интерес к здоровому образу жизни через разнообразие игр.

-          Развить основы коллективных отношений.

К концу подготовительного этапа дети должны:

-          Знать и уметь пользоваться ежедневными навыками личной гигиены, знать и понимать для чего они нужны.

-          Принимать активное участие в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, зарядка после сна, игры на улице, физ.минутка во время пассивных занятий)

-          Иметь навыки совместной коллективной деятельности.

2. Общеразвивающий этап

Цели:

-          Продолжить работу по развитию здорового образа жизни, и формированию навыков здоровье сбережения.

-          Обучать детей основным техникам физкультуры.

-          Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности.

-          Развивать у детей интерес к различным видам спорта.

-          Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и в правильном питании.

-          Учить «слушать» и «слышать» свой организм.

К концу общеобразовательного этапа дети должны:

-          Уметь пользоваться навыками здоровье сбережения, культурно-гигиеническими навыками.

-          Активно участвовать во всех физически-развивающих мероприятиях.

-          Уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

-          Понимать, что плохо влияет на организм, а что идет на пользу. Что вредно кушать, и что нужно кушать для развития организма.

-          Различать свое состояние, здоров или болен.

-          Иметь навыки совместной коллективной деятельности.

-          Ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из важных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Я, как педагог, должна научить детей правильному выбору только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за своё здоровье.

Для успешного решения поставленных задач требуется выполнение условий:

-          Организационные условия — ежедневное проведение мероприятий режимных моментов. Организация спортивно-массовых мероприятий, раз в две недели.

-          Научно-методические условия — разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой.

-          Материально-технические условия — спортивный зал, физкультурный уголок в группе, спортивная площадка на улице, разнообразный спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, музыка для сопровождения занятий (игр), настольные игры.

-          Мотивационные условия — создание комфортных и благоприятных условий.

Комплекс оздоровительных мероприятий:

-          Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН

-          Режим дня, системность

-          Утренняя гимнастика

-          Зарядка после сна

-          Физкультурные минутки в течения дня, пальчиковая гимнастика

-          Закаливание, массажные дорожки. Создание условий для полноценного сна

-          Мытье прохладной водой рук по локоть

-          Прогулки на свежем воздухе. Соблюдение сезонной одежды детей

-          Три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке)

-          Подвижные игры, игры с элементами соревнования, эстафеты, спортивные игры (с элементами различных видов спорта), групповые упражнения, в том числе на свежем воздухе

-          Рациональное, сбалансированное питание

-          Витоминотерапия, кислородные коктейли

-          Соблюдение правил личной гигиены

-          Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций

-          Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций.

-          Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.

-          Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

 

Литература:

 

1.         http://www.zdorovajaplaneta.ru

2.         В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова

3.         От рождения до школы, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

4.         От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

5.         В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова

6.         Сборник подвижных игр; Э. Я. Степаненкова

7.         Подвижные и дидактические игры на прогулке; Н. В. Нищева.

8.         Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3–7 лет; Л. А. Уланова, С. О. Иордан.

9.         Нескучная гимнастика; Е. А. Алябьева

10.     Пальчиковые игры; Е. А. Ульева.

11.     Физкультурные занятия в детском саду, старшая группа; Л. И. Пензулаева.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух, совместная коллективная деятельность, большинство детей.

moluch.ru

Формирование навыков здорового образа жизни: у детей и дошкольников |

Формирование навыков здорового образа жизни: у детей и дошкольников

Формирование навыков здорового образа жизни является приоритетным направлением в педагогике, так как именно от этого зависит здоровье, правильное развитие и становление важнейших личностных качеств у детей. Основная задача родителей и педагогов – научить ребенка чередовать процессы труда и отдыха, правильно питаться, привить любовь к физическим упражнениям и закаливанию. Становление личности ребенка происходит постепенно, именно поэтому усилия воспитателей и учителей должны в полной мере поддерживаться в семье, где и происходит закладка характера и навыков детей.

  • воспитание негативного отношения к факторам, наносящим вред здоровью, таким как курение, неправильное питание, малоподвижность;
  • создание условий для выработки привычек, позитивно влияющих на общее состояние физического и психического здоровья, с целью закрепить эти навыки у ребенка.

Формирование позитивных для здоровья привычек

Формирование навыков здорового образа жизни: у детей и дошкольников

В перечне полезных привычек, которые помогут ребенку стать сильнее, выносливее, воспитать волю и характер, противостоять инфекциям, присутствуют:

  • Закаливание.
  • Приучение к рациональному режиму труда и отдыха.
  • Любовь к физической активности.
  • Правильное питание.

Влияние любого из них на растущий организм трудно переоценить. От наличия или отсутствия этих четырех факторов в повседневной жизни ребенка зависит его здоровье во взрослом возрасте, и в конечном итоге – эффективность его труда и качество жизни.

Закаливание ребенка начинают в раннем возрасте, так как этот фактор позволяет укрепить иммунитет малыша, повысить его сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям, а также способствует воспитанию волевых качеств. Важно заинтересовать детей конечным результатом, привести примеры из жизни известных спортсменов и людей, обладающих в глазах ребенка авторитетом. Элемент соревнования в детском коллективе, обсуждение положительных эффектов от процедур позитивно влияют на закрепление привычки.

Наиболее эффективным способом закаливания является ежедневное обливание прохладной водой, причем первоначальная температура должна быть тридцать шесть градусов, а последующее понижение до двадцати двух градусов должно происходить постепенно. Оптимальным временным промежутком для понижения температуры воды на один градус является неделя. Полезно доверить ребенку самостоятельно контролировать показания термометра, акцентируя внимание на изменении субъективных ощущений: в первый раз вода кажется холоднее, чем при последующем обливании при более низкой температуре воды. Ежедневное закаливание не только помогает бороться с болезнями, но и укрепляет волю и чувство ответственности у детей.

Формирование навыков здорового образа жизни: у детей и дошкольников

От правильного режима труда и отдыха зависит здоровье человека, так как несоблюдение основных правил режима дня, переутомление и недосыпание приводит к возникновению заболеваний. Формирование навыков здорового образа жизни у детей и дошкольников особенно важно, так как именно в детстве закладываются привычки, оказывающие влияние на всю последующую жизнь.

Труд – основа жизни человека, он благотворно влияет на физический и умственный потенциал человека, оказывает безусловное влияние на психическое здоровье.

Известно, что все долгожители работали всю жизнь, это значит, что труд не вызывает преждевременного старения и износа систем организма, а содействует повышению выносливости и укреплению здоровья.

Умственная работа снижает риск появления раннего склероза, угасания когнитивных функций организма.

Рациональная организация труда включает в себя правильное и умелое распределение усилий в процессе работы. Длительные периоды простоя и авральный характер последующих рабочих часов негативно влияют на здоровье и качество труда, вызывают переутомление. Занятия, соответствующие характеру и склонностям человека, выполняются легче и быстрее, не приводя к усталости, в отличие от нелюбимой работы. Это необходимо учитывать при выборе заданий для детей.

Дети быстро утомляются от однообразной работы, поэтому во время занятий им необходимо устраивать перерывы каждые полчаса. Чередование процессов физической и умственной активности препятствуют переутомлению, поэтому смена видов деятельности – одно из условий детских занятий. Активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе, обязательно должны присутствовать в ежедневном распорядке дня.

Важно, чтобы ребенок имел специальную рабочую форму, которая не только защищает его от загрязнений, но и дисциплинирует. Форма должна быть удобной, изготовленной из натуральных материалов и нравиться малышу. Желательно, чтобы дети имели возможность участвовать в уходе за формой: стирать, развешивать или гладить вещи можно доверить даже дошкольнику.

Рациональная организация рабочего места – это одно из условий эффективного труда и формирования аккуратности: до начала работы нужно помочь ребенку убрать все лишнее, расположить инструменты в пределах доступности. Важно обеспечить хорошее освещение, установить удобные стол и стул, не нарушающие осанки. После выполнения задания дети самостоятельно убирают рабочую зону.

Формирование навыков здорового образа жизни: у детей и дошкольников

Ночной сон позволяет нервной системе полностью восстановиться, подготовиться к новому дню. Глубокий и крепкий сон способен оздоровить организм и полезен детям и взрослым. И напротив, недосыпание или поверхностный, беспокойный сон опасен перегрузкой нервной системы и падением защитных сил организма. Существует несколько простых правил организации полноценного сна, приучать к выполнению которых ребенка необходимо с детства:

  • Для здорового сна помещение необходимо ежевечернее проветривать в течение пятнадцати минут в любое время года;
  • В спальне надо установить температуру не выше двадцати двух градусов, так как чрезмерная жара мешает уснуть;
  • Перед сном можно выпить стакан теплого молока, плотный ужин нежелателен, так как пищеварительный процесс будет мешать полному расслаблению;
  • Активные, шумные игры, просмотр телепередач и напряженные умственные занятия возбуждают нервную систему, поэтому перед сном можно прогуляться или почитать книгу;
  • Удобная пижама и натуральное постельное белье способствуют быстрому засыпанию и крепкому сну.

Для правильного физического развития детям любого возраста необходима дозированная физическая нагрузка, большая часть которой в дошкольном и младшем школьном возрасте приходится на подвижные игры и соревнования. Но чтобы привить ребенку нормы здорового образа жизни, мало тех упражнений, которые он выполняет на занятиях в детском саду или школе. Ребенок должен знать пользу ежедневной утренней гимнастики, которая выполняется перед завтраком и становится ритуалом на долгие годы. Утренняя гимнастика позволяет малышам быстрее проснуться, пробуждает аппетит и улучшает настроение, особенно если проводится на свежем воздухе под любимую музыку. Детям старшего дошкольного возраста можно участвовать в пробежках и велопрогулках с родителями, посещать различные секции и обучаться плаванию. Важно на личном примере дать понять ребенку, что физические нагрузки очень полезны, они способствуют развитию мускулатуры и укрепляют сердечную мышцу, повышают выносливость и силу. Если родители ребенка не занимаются спортом и ведут малоподвижный образ жизни, то будет трудно внушить малышу пользу физических упражнений. Но никогда не поздно начать тренировки вместе с детьми, особенно полезны прогулки и пробежки на свежем воздухе, причем поход в детский сад в хорошую погоду можно совместить с энергичной прогулкой. Желательно чередовать темп движения: пятьсот метров быстрым шагом, затем столько же медленным. Обязательно нужно объяснить детям, что родители решили вести здоровый образ жизни, выполняя и перевыполняя ежедневный минимум пешей ходьбы или домашних тренировок.

Личный пример отца или матери вдохновляет малыша, он приучается не отступать перед трудностями, отмечая, как его мышцы становятся крепче.

Правильное питание должна прививаться ребенку с дошкольного возраста, младший школьник уже знает, что для нормального развития нужны витамины и полезные вещества, которые находятся в натуральных продуктах. Разнообразные продукты, горячее питание, вторые завтраки: полдник и стакан теплого молока на ночь – вот рацион растущего организма. Полуфабрикаты и пища, содержащая много жиров, сахар и консерванты не полезна, может вызвать расстройство пищеварения, ожирение и иные нарушения.

Пять ингредиентов правильного питания

Формирование навыков здорового образа жизни: у детей и дошкольников

Основой построения мышечной ткани являются белки, они составляют шестьдесят процентов от суточного рациона ребенка и должны быть представлены нежирным отварным или тушеным мясом, морской рыбой и молочными продуктами. При недостаточности белка, у детей наблюдается задержка роста и развития, анемия, понижение иммунитета.

Углеводы и жиры необходимы ребенку для выработки энергии: в сутки дети должны получать более двух тысяч килокалорий в сутки. Углеводы, полученные из простых продуктов: круп, овощей, муки, являются наиболее полезными и выполняют ряд важнейших функций в организме. Жиры содержат в своем составе витамины, получить которые иным путем невозможно, в меню обязательно должны присутствовать сливочное и растительное масло.

Минеральные вещества, витамины и клетчатка находятся в большом количестве в овощах, фруктах и ягодах, и большая часть их разрушается при воздействии высоких температур. Именно поэтому свежие фрукты, пюре из ягод и фруктовые соки необходимы ребенку на протяжении всего года, а сезонные продукты особенно полезны.

Правильные питьевой режим – необходимость для детей, так как организм ребенка содержит много воды, при потере которой нарушаются важнейшие функции. Особенно важно поддерживать водный баланс в жаркую погоду и при физических нагрузках: играх или тренировках. Общее количество жидкости, потребляемой детьми в сутки, обычно составляет не менее одного литра.

Уменьшение факторов риска

Существует десять норм гигиенического поведения, которые позволяют соответствовать общепринятым стандартам здорового образа жизни:

  • Сбалансированное питание.
  • Физическая активность.
  • Соблюдения норм труда и отдыха.
  • Соблюдение техники безопасности в быту и на производстве.
  • Знания основ психотерапевтической самопомощи.
  • Своевременная профилактика заболеваний.
  • Знание основ оказания первой помощи.
  • Отказ от алкоголя.
  • Отказ от курения.
  • Поддержание нормальной массы тела.

Рекомендации ВОЗ по формированию навыков здорового образа жизни и предотвращению рисков практически повторяют эти правила, то есть, их можно считать медицинской программой. Следуя этой программе, удается за короткий срок достигнуть впечатляющих успехов в сокращении смертности и улучшении качества жизни. И характерно то, что следование этим рекомендациям не требует больших материальных затрат и возможно даже в семьях с низким достатком.

Например, отказ от курения и поваренной соли родителями, влечет за собой следование этим принципам детей. Таким образом, простой отказ от вредных продуктов снижает риск возникновения заболеваний легких и почек у двух поколений одной семьи. Этот факт должен заставить взрослых задуматься, как они могут помочь своим детям, прививая им навыки здорового образа жизни.

sibloma.ru

«Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

МБДОУ «Детский сад «Пчелка»»

Доклад на тему:

«Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Доклад подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад «Пчелка»»

Кержикова И.Е.

с. Александров Гай

2015 г.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная Организация Здравоохранения)

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Образ, который позволяет с ранних лет и до глубокой старости, сохранять нравственное, психическое, эмоциональное и физическое здоровье, а также социальное благополучие. Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем, дошкольного возраста, т.к. заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы приучаем, прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.

В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Такие понятия как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового и безопасного образа жизни» прочно входят в жизнь каждого человека, а также в воспитательно-образовательный процесс, начиная с ДОУ.

Формирование культуры ЗОЖ предполагает работу в трёх направлениях:

1 Укрепление и сохранение здоровья детей

2 Прививание навыков ЗОЖ

3 Способствование формированию физической культуры ребёнка

Задачи по формированию ЗОЖ у дошкольников:

• формировать представления о том, что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья ;

• воспитывать навыки здорового поведения:

• любить двигаться,

• есть побольше овощей, фруктов;

• мыть руки после каждого загрязнения;

• быть доброжелательным;

• больше бывать на свежем воздухе;

• соблюдать режим;

• помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

• развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;

• вырабатывать навыки правильной осанки

• обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

• развивать художественный интерес, эстетический вкус.

При формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста, мы учим детей заботиться о своем здоровье, воспитываем у детей стремление быть здоровыми. В работе, с детьми мы стараемся формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела, заучиваем потешки «Водичка - водичка», «Расти коса до пояса».

Большое внимание в работе с детьми уделяем формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращаем внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размером ноги. Ведь неудобная спадающая с ноги или слишком тесная обувь может стать причиной травм. Рассматривая одежду, выясняем, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки, и в какой последовательности «Алгоритм одевания». Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.

infourok.ru

«Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр»

Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

В процессе н.о.д. по музыке осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Оздоровительная работа с использованием музыкальных игр предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические игры-распевки, которые поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика, которая развивает не только певческие способности, но и правильную осанку.

Артикуляционная гимнастика. Способствует тренировке мышц речевого аппарата, помогает ориентированию в пространстве, имитирует движения животных. Улучшает музыкальную память, внимание, уровень певческих навыков и развития речи детей.

Оздоровительные и фонопедические игры и упражнения.(игры со звуком) Используются для укрепления хрупких голосовых связок детей, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Игровой массаж. Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез, поднимает настроение.

Пальчиковые игры и сказки. Развивают речь ребенка, двигательную активность, готовят к рисованию, письму, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия. Способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Н.О.Д. с использованием технологий здоровьесбережения эффективна при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Особое внимание в процессе работы было обращено на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Особенностью работы над дыханием на музыкальных занятиях было то, что они выполнялись под музыку, в игровой форме. В основу легли несложные упражнения по методике А. Стрельниковой: короткий и резкий вдох носом и абсолютно свободный выдох (приложение). Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказало на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

Артикуляционная гимнастика. При разучивании песен часто приходилось наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки, что говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Совместно с логопедом проводилась игровая гимнастика, которая помогла сформировать правильное произношение звуков, слогов, целых слов. Проводились упражнения эмоционально, в игровой форме, под музыку, с хлопками, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями (приложение). В результате у детей лучше проявились музыкальная память, певческие способности, развилось чувство ритма, внимание.

Оздоровительные вокальные упражнения. Петь любят все дети. Но часто они стараются петь громко, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Моя задача – грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровьесберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла (приложение).

Игровой массаж. Выполнение массажа не только поднимает настроение, но и улучшает самочувствие, тонизирует центральную нервную систему, активно влияет на обменные процессы организма, улучшает циркуляцию крови и лимфы. Обучение простейшим массажным приемам происходило в игре. На музыкальных занятиях массаж проводился под музыку – слова пропевались, или музыка звучала просто фоном. Малыши закрепляли в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивали мелкую мускулатуру пальцев рук. Дети постарше становились героями известных сказок, песен, представляли себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» свое тело и лицо. Ребята научились благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Проводя массаж определенных частей тела использовалось поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Особенно эффективными были упражнения, когда ребенок «разговаривал» со своим телом, делал ему комплименты: «Мои любимые ручки», «Какой чудесный носик» и т.д.

Пальчиковые игры. Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводились под музыку как попевки, песенки, сопровождались показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра, звучанием детских музыкальных инструментов. Тексты для этих игр – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки (приложение).

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр. Динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Активное использование этого вида деятельности позволило решить ряд задач музыкального развития, а именно:

- развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе – эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховое внимание, музыкальную память, ладовое чувство, тембровый, звуковысотный и динамический слух, чувство ритма;

- формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения;

- развивать звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй;

- улучшать дикцию детей;

- способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр;

- побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности;

- укреплять голосовой аппарат;

- выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.

Тексты, подбираемые для речевых игр, подбираются простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Недаром известный музыковед М.Г. Харлап писал, что «между музыкой и речью есть стадия лепета – ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращались в театральную сценку, позволяли детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал. Речевые игры активно используются детьми не только на занятиях и в кружке, но и в свободной, самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

Музыкотерапия. Лечебные свойства музыки замечены давно. Но только в прошлом веке было научно доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Поэтому музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание музыки способствует повышению иммунитета детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Работа с родителями. Человек овладевает музыкальной культурой в течение всей своей жизни. Важнейшим этапом этого процесса является дошкольное детство. Однако, успех в формировании музыкально-эстетического сознания ребенка зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива ДОУ по музыкальному воспитанию, но и от отношения к музыке в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей.

Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. Родители, посетившие занятия, с удовольствием повторяют игры и упражнения дома. В этом также помогают дидактические материалы, консультации, папки-передвижки с материалами по оздоровлению детей.

 

Автор: Николаева Л.И.

nikolaeva-nfdou59.edumsko.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность