Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья (стр. 2 из 2). Здоровый образ жизни и физическая культура студента


Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

приобрестиОсновы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровьяскачать (224.5 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Физическая культура объективно является частью культуры общества. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции.

В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие соблюдения здорового образа жизни и систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

Цель данной работы — рассмотреть роль физической культуры и здорового образа жизни в обеспечении здоровья студентов.Основные понятия

Здоровье — состояние полного физического, психического и социального благополучия, обеспечивающего полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций, а не только отсутствие болезней.

Здоровье психическое — состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.

Здоровый образ жизни — типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма; единство всех форм и способов жизнедеятельности личности, ее условий и факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья..

Здоровый стиль жизни — определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.

Дееспособность — способность человека не только выполнять определенные действия и деятельность, но и нести за них ответственность.

Трудоспособность — способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или телесными недостатками.

Саморегуляция — целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.

1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие

Здоровье - бесценное достояние не только каждого  человека , но и всего общества. Здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, духовном, семейно-бытовом, учебном, оздоровительном – определяются уровнем здоровья.

Существуют различные подходы к определению понятия "здоровье", которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье — это отсутствие болезней; 2) "здоровье" и "норма" - понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

•    Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

•    Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

•    Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Физически и психически  здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях "Охрана здоровья населения" и "К здоровой России" определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

генетические факторы - 15-20%;

состояние окружающей среды - 20-25%;

медицинское обеспечение - 10-15%;

условия и образ жизни людей - 50-55%.

Описание этих групп факторов риска таково:

Генетические факторы — это предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням.

Состояние окружающей среды — это загрязнение воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими веществами, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения.

Медицинское обеспечение — неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

Условия и образ жизни людей — вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, испорченность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека.

При рассмотрении здоровья используются различные характеристики. Наиболее широкое распространение получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.

В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие "практически здоровый человек", поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. Поэтому, качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др.

Степень выраженности здоровья определяется многими факторами: уровнем жизнеустойчивости организма, широтой его адаптационных возможностей, биологической активностью органов и систем, их способностью к регенерации и др.

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье наряду с другими качественными характеристиками приобретает роль ведущего фактора экономического роста. Не случайно доля лиц, участвующих в общественном производстве, достигает своего максимального значения в возрастных группах 30-39 и 40-49 лет. С 50 лет наблюдается снижение трудовой активности, в котором ведущую роль занимает фактор здоровья. Уровень здоровья и физического развития — одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Дееспособность - способность человека не только выполнять определенные действия и деятельность, но и нести за них ответственность.

Трудоспособность - способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или телесными недостатками.

Уровень здоровья и физического развития - одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Потребность в здоровье носит всеобщий характер. Она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности — все это показатели общей культуры человека.2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляции личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.

Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический — изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный — здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) — здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления,

По данным исследований, (5500 респондентов) 54,2% из них считают, что "здоровье — самое главное в жизни", 35,7% — "здоровье — необходимое условие полноценной жизнедеятельности", т.е. °9,9% из числа опрошенных относят здоровье к числу важнейших и необходимых ценностей жизни, 2,9% опрошенных высказывают суждение "есть и другие ценности, которые также важны для здоровья" (по мнению 2,3%, существуют ценности, ради которых можно поступиться здоровьем, 4,6% "предпочитают жить не думая о здоровье").

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, ценность здоровья как средства достичь других жизненных целей для респондентов важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.

Безусловно, противоречие между достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровым разрешимо на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельности людей. Но не менее важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как к непреходящей ценности.

3. Структура жизнедеятельности студентов и её отражение в образе жизни

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Студент как человек определенного возраста и как личность может быть охарактеризован с трех сторон. Во-первых, с социальной, в которой отражаются общественные отношения.

Социальная сторона проявляется в личности студента благодаря включенности его в студенческую среду, выполнению им функций, предписываемых вузовским процессом обучения и воспитания. Во-вторых, с психологической, которая представляет собой единство психических процессов, состояний и свойств личности. Главное в ней — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов. В-третьих, с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, физическое состояние и т. д. Эта сторона в основном предопределена генетически, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни и целенаправленного воспитания и самовоспитания (разные ее элементы изменяются по-разному).

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Формирование личности, своего «я» идет от внешнего облика к тому, что определяет ядро, стержень личности, — к ее характеру и мировоззрению.

Это период наиболее активного овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые. Со студенческим возрастом связано начало трудовой биографии, создание семьи. В это время чаще всего молодежь проявляет себя в творческой деятельности — художественной, технической, научной, физкультурно-спортивной. Поиск своего призвания своеобразно сочетается с неопытностью, эмоциональной ранимостью, импульсивностью, переоценкой своих сил и в связи с этим разочарованностью при встречах с неожиданными трудностями.

Студенческому возрасту свойственна некоторая дисгармония. Желания и стремления у молодых людей развиваются раньше, чем воля и сила характера. В таких условиях они не всегда способны подавить некоторые чрезмерные устремления и желания, не хватает социальной зрелости.

Распорядок жизни студентов и, в частности, такие его элементы, как упорядоченность, организованность, систематичность, дисциплинированность, являются важным условием успешности учебной деятельности.

Бережное отношение к здоровью необходимо активно воспитывать в студенческие годы. Однако нередко молодые люди нарушают элементарные правила гигиены быта, режим питания, сна и др. Так, до 27 % студентов, проживающих в общежитиях, уходят на занятия без завтрака. В этом случае учебные занятия проходят при снижении работоспособности на 9—21 %. До 38 % студентов принимает горячую пищу два раза в день. В то же время институт питания рекомендует студентам 4-разовое питание в день, имея в виду организацию второго завтрака после 11 ч.

Отход ко сну у 87 % студентов, проживающих в общежитиях, затягивается до 1—2 часов ночи. Вследствие этого они не высыпаются, что сказывается на снижении умственной работоспособности в течение учебного дня на 7—18 % по сравнению с тем, когда сон организован нормально. Часть студентов — 34 % — из-за недосыпания прибегает к дневному сну по 1—3 ч.

До 59 % студентов начинает самоподготовку в период от 20 до 24 часов. Ее продолжительность составляет в среднем 2,5—3,4 ч. Таким образом, получается, что значительная часть студентов выполняет ее заполночь. Учебный труд в столь позднее время требует повышенных затрат нервной энергии, отражается на качестве сна. Около 36 % студентов занимается самоподготовкой и в выходные дни, предназначенные для отдыха, восстановления сил. До 62 % студентов бывает на свежем воздухе менее 30 мин в день, 29 % — до 1 ч при гигиенической норме 2 ч в день. К разнообразным закаливающим процедурам прибегает менее 2 % студентов. Как следствие этого — вспышки простудных заболеваний в осенне-зимний и зимне-весенний периоды, которые охватывают до 80 % студентов.

В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма. Этот период характеризуется «пиками» развития физиологических потенциалов (максимальная реактивность организма, оптимальные уровни артериального давления, насыщения крови кислородом и др.). К 17—18 годам процесс всестороннего совершенствования двигательной функции близок к завершению. Энергетические затраты на единицу массы тела составляют 22—24 ккал/кг в сутки, т. е. как у взрослого человека.

К 18—20 годам завершается формирование вегетативных функций и достигается высокий уровень их взаимодействия. К этому времени выносливость, одно из важнейших для реальной деятельности человека двигательных качеств, составляет 85 % от величины этого показателя у взрослых лиц. В 20—29 лет ее развитие достигает наивысшего уровня. В этом возрастном диапазоне организм сохраняет относительно высокую работоспособность, общий высокий уровень функциональной активности.

Таким образом, студенческий возраст можно назвать заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности. Вот почему физическая культура и спорт становятся для них важнейшим средством укрепления здоровья, природной, биологической основой для формирования личности, эффективного учебного труда, овладения наукой и профессией.

У студентов, включенных в систематические занятия физической культуры и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус.

Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ( Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100 %, то на 2 курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на 3 — до 83,1, на - 4 курсе - до 75,8%.

Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.4. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма. ЗОЖ - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

Здоровый стиль жизни - определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.

К основным составляющим здорового образа жизни относят:

  • режим труда и отдыха;
  • организация сна;
  • режим питания;
  • организацию двигательной активности;
  • выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;
  • профилактику вредных привычек;
  • культуру межличностного общения;
  • психофизическую регуляцию организма;
  • культуру сексуального поведения.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), активно укорачивают свою жизнь.

Рассмотрим вышеперечисленные факторы, определяющие здоровый образ жизни более подробно.

nashaucheba.ru

Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

В каждом конкретной регионе закаливание должно быть специфическим (чабаны Средней Азии закаляются ночуя на остывшей земле, дошкольники Норильска - прогулками на свежем арктическом воздухе).

Закаливание должно учитывать индивидуальные особенности организма. Один не простужается, проходив большую часть зимы без головного убора, а другого не спасает и шерстяная шапочка.

Закаливание должно быть на грани удовольствия. Тогда существенно упрощается методика закаливания. Проводить закаливание нужно в хорошем настроении, поскольку положительные эмоции полностью исключают негативные эффекты охлаждения или действие жары.

Эффективность закаливания повышается, если его проводить в активном режиме, т.е. выполнять во время процедур физические упражнения или какую-либо физическую работу.

В процессе закаливания необходим постоянный самоконтроль. Хорошими показателями являются: чувство бодрости и радости, прилив сил, оптимистическое настроение, глубокий сон, здоровый аппетит. Значит

все нормально - закаливание идет на пользу. И наоборот - затрудненное

дыхание, вялость, тяжесть в мышцах, ощущение разбитости, тоскливое настроение -сигнал просчета в закаливающих процедурах.

Остановимся коротко на некоторых видах закаливания, которые студент, при его занятости, может легко применять.

Закаливание воздухом. Это пробежки в облегченной одежде при пониженной температуре воздуха от + 17 + 20о С. Для большего эффекта переходим на умеренно холодные от + 9 до +16 о С. Дозировка осуществляется постепенным снижением температуры.

Сигналами неблагоприятного воздействия на организм при прохладных ваннах может быть "озноб".

Закаливание солнцем: солнечные ванны необходимы, они в умеренных дозах способствуют синтезу витамина Д в организме т.к содержат ультрафиолетовые лучи. А витамин Д - это нормальный рост и развитие костей, это также нормальная деятельность нервной системы и мышечной. Солнечные ванны идут на пользу, если после них мы бодры и жизнерадостны. Если мы становимся вялыми - значит нагрузка велика и солнечные ванны следует сократить. Лично я очень люблю солнечные ванны летом и осенью, весной же, особенно в марте, мне становится от них плохо и я стараюсь избегать долгого пребывания на солнце.

Закаливание водой - мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом. Начинается закаливание с обтирания: обтираются губкой, полотенцем или рукой - смоченной в прохладной воде. Его проводят последовательно: шея, грудь, руки, спина, затем вытирают их и растирают до красноты. Процедура длится 5 мин. Следующий этап - обливание. Его начинают с температуры +30 о С постепенно снижая до +15 о С. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем. Также хороший эффект закаливания дает контрастный душ. Можно принимать контрастный душ чередуя 2-3 раза воду +30 - + 40 о С с водой +13 - +20 о С на протяжении 3 мин. Это способствует состояниям бодрости и повышения работоспособности. Хорошо для закаливания использовать баню, сауну, бассейн. Баня и сауна очищают от шлаков весь организм, бассейн "заряжает" энергией.

Одним из методов закаливания является полоскание горла - утром и вечером сначала водой +20 - +25о С, затем температура снижается каждую неделю на 1 - 2о С и доводится постепенно до +5 - +10 о С. Обмывание стоп эффективно при закаливании. Эта процедура проводится каждый вечер за 1 час до сна: вначале вода +26 - +28 о С, а затем постепенно снижается до +12 - + 15 о С. После обмывания стопы тщательно растираются полотенцем.

Включая все это в повседневную жизнь - студент будет не только физически более сильным, но и эмоционально устойчивым, т.к. большие нагрузки во время учебы требуют немалых эмоциональных затрат. Это может привести к переутомлению. И в итоге к стрессу. Предотвращение стрессов обеспечивает регулярная физическая нагрузка, но не чрезмерная.

В заключении хотелось бы сказать, что значение здорового образа жизни необходимо для заряда энергией, большей собранности, хорошей коммуникабельности, ощущения своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистического настроя, умения обеспечить свой полноценный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. Здоровый образ жизни дает хорошее самочувствие, способность успешно переносить большие нагрузки, уверенность в своих силах, более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после умственной деятельности. Чтобы быть здоровым и выносливым - нужны собственные усилия постоянные и значительные. Величина усилий определяется стимулами. Стимулы - значимостью цели. Каждому необходима здоровая и счастливая жизнь. Овладение собой, сила воли, способность физически напрягаться, несомненно, способствуют успехам в учебе, работе, семье.

Жизнь - это огромный дар. Нельзя жить тускло. Нельзя тратить жизнь на недуги, "яды" (курение, алкоголизм, наркомания). Жизнь слишком коротка и хороша, в мире столько прекрасного и удивительного. Жажда жизни и достижение поставленных целей - вот главное, о чем должен помнить каждый. Здоровый образ жизни, физическая культура, закаливание - наши надежные помощники.

1. Физическая культура студента: Учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. - 448 с.

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 2007.

3. Искусство быть здоровым - Часть 3. /Авт. сост. Шенкман С.Б. - М.: ФиС, 2001 - 80 с., ил.

[1] Н.М. Амосов "Раздумья о здоровье" гл. V стр.34.

[2] Н.М. Амосов Раздумья о здоровье - 3. е изд. Доп. М: Физкультура и спорт, 1987 г. - с.24

[3] Н.М. Амосов Раздумья о здоровье - 3. е изд. Доп. М: Физкультура и спорт, 1987 г. - с.34

mirznanii.com

Тема III. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья (2 часа)

Основные понятия: здоровье, здоровье физическое и психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, дееспособность, трудоспособность, самооцен­ка.

Здоровье – определяется, согласно представлениям ВОЗ, как состояние полного социального, психического и физического благополучия, а не только отсутствие болезни или физического недостатка. Применительно к физическому здоровью – это по­тенциальные возможности организма, обусловленные геноти­пом и фенотипом, способность к мобилизации функциональных резервов и напряжению регуляторных механизмов в ответ на различные на­грузки.

Отношение к здоровью как целостному состоянию организма делает реальной проблему его прогнозирования. Прогнозирова­ние состояния здоровья означает достаточно раннее выявление ухудшений общего состояния или работоспособности с таким временем упреждения, которое было бы достаточным для про­ведения соответствующих профилактических или защитных ме­роприятий.

Чтобы дать количественную оценку состоянию здоровья, на­до оценить отдельные его элементы и выявить степень взаимо­связи между ними. Чем выше функциональное состояние каж­дого элемента системы, чем слаженнее они взаимодей­ствуют, тем выше уровень здоровья.

Есть люди, которые, имея то или иное заболевание или де­фект развития, в то же время отличаются высокой работоспособностью, социальной активностью, являются долгожителями.

По-видимому, это происходит потому, что другие системы организма у них достаточно развиты, в ходе онтогенеза реализованы на­следственные потенциальные возможности, позво­ляющие компенсировать имеющиеся дефекты или заболевание

Всякий действующий на организм внешний фактор вызывает определенные (позитивные или негативные) изменения в элементах живой системы. Если воздействие внешнего фактора остается в границах физиологических норм (или в пре­делах адаптации организма), то оно не только не снижает уровень здоровья (а уж тем более не развивает болезнь), но и форми­рует новый (более высокий) уровень здоровья в конкретных условиях среды.

Как для теоретической, так и для практической медицины чрезвычайно важно определить понятие «практическое здоровье» или «норма», отклонение от границ которых можно считать бо­лезнью, патологией. Некоторые авторы считают, что «норму» невозможно точно определить, поскольку каждый человек пред­ставляет собой «отклонение от нормы» или же потому, что «все люди – инвалиды разного рода, и все их благополучие держится на огромной сети больниц и госпиталей». Другие исследователи слишком широко определяют понятие «нормы», что не вызыва­ет возражения с философской и биологической точек зрения, но затрудняет использование определения в практической медици­не. Поэтому-то и в практической, и в теоретической медицине приходится исходить из среднестатистического представления о норме. Но такой подход предполагает определенную степень субъективизма, а установленная таким путем норма не может быть постоянной в течение длительного времени, она должна углубляться и уточняться в связи с новейшими достижениями медицинской и биологической науки. Так, исследования био­ритмов, проведенные в 70-е годы XX века показали, что даже на протяжении суток ряд важных физиологических показателей (например, количество тромбоцитов, лейкоцитов и др.) подвер­жен столь значительным колебаниям, что они могут маскировать появление патологии. Не менее существенно влияние сезонных и метеорологических факторов. Для органов, «жестко» запрограммированных» в рамках циклической активности, например для сердца, определение многих показателей, в частности критериев метаболизма должно проводиться применительно к фазам этого цикла. Поэтому по мере расширения медицинских и биологических знаний понятие «норма» уточняется.

По-видимому, в самых общих чертах можно определить здоровье индивидуума как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений, снижающих работоспособность.

Здоровье физическое и психическое. В медицине принято различать несколько «градаций физического (соматического) здоровья». Обследуемое лицо может быть признано абсолютно здоровым или же практически здоровым. Абсолютно здоров тот, у кого все органы и системы функционируют в равновесии с окружающей средой и в них не имеется никаких болезненных отклонений. В специальных исследованиях установлено, что абсолютно здоровых людей практически нет. В условиях тщательной проверки у многих обнаруживаются незначительные, а иногда более серьезные отклонения, которые в обычных условиях не проявляются в субъективных ощущениях. «Здоровье» – это понятие весьма относительное. Объективными его показателями являются данные соматоскопии, результаты клинических, физиологических и биохимических исследований. При оценке последних обычно исходят из относительных половых и возрастных нормативов.

Диагнозом «практически здоров» обозначается такое состояние организма, при котором определенные патологические сдвиги не влияют на трудоспособность в конкретной профессии. Диапазон этого диагноза широк настолько, насколько разнообразными бывают профессии (труд инвалидов, труд космонавтов).

Наряду с «объективным» существует и понятие «субъективное здоровье». Субъективные ощущения, как правило, хорошо отражают состояние организма и разные патологические отклонения, которые и приводят к субъективным нарушениям (жалобы). Однако нередко при наличии жалоб объективно никаких отклонений обнаружить не удается. И наоборот.

Наряду с качественными показателями, определяющими состояние так называемого «статического здоровья», все большее значение приобретает понятие «динамическое здоровье». Оно определяется количественной характеристикой адаптационных (приспособительных) возможностей организма.

Для того, чтобы получить представление о динамическом здоровье, необходимо исследовать не только состояние органов и функциональных систем в покое, но и изменение их состояния в ответ на различные нагрузки. Часто состояние статического и динамического здоровья совпадает, но нередко бывает, что все показатели в покое у пациента в норме, а в ответ даже на функциональные нагрузки – изменяются в худшую сторону, показывая, что резервные возможности в организме снижены. В результате при определенных жизненных обстоятельствах организм может не выдержать каких-либо нагрузок. Например, быстрой ходьбы или бега, да еще с вещами, когда такой человек опаздывает на поезд или на самолет; или холодовой нагрузки, когда после теплой наступает холодная погода, и человек сразу простужается; или такой человек попадает в климат с повышенной температурой воздуха и получает тепловой удар. Все это указывает на отсутствие тренированности в различных нагрузках и говорит об отсутствии динамического здоровья. Определенная физическая готовность, приобретенная после соответствующей тренировки, даже не вполне здоровому индивидууму позволяет добиться более высоких результатов, чем его абсолютно здоровому, но плохо тренированному сопернику (речь идет не об острых болезнях). Так, например, тренированный спортсмен-лыжник, страдающий хроническим гастритом, всегда окажется более выносливым, чем его совершенно здоровый, но не очень подготовленный партнер. Физическая работоспособность у двух совершенно здоровых и в этом отношении равных лиц может оказаться весьма различной, если один из них будет более тренированным. Контингент больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в первую очередь пополняется из рядов физически неподготовленных людей. Учитывая это обстоятельство, здоровыми сегодня могут быть признаны только те лица, которые обладают хорошим динамическим здоровьем и способны выполнить необходимые физические нагрузки.

Здоровье психическое. Наряду со здоровьем физическим (соматическим), которое связано с состоянием «соматики», т. е. со всеми органами и системами человеческого тела, Всемирная организация здравоохранения выделяет еще психическое и социальное здоровье, как самостоятельные показатели (компоненты) здоровья человека. Тесная связь здоровья физического со здоровьем психическим находит свое отражение у работников умственного труда и особенно у студентов. Студенты – это вообще особая профессиональная группа. Сдав экзамены на аттестат зрелости, молодые люди чуть ли не сразу сдают вступительные экзамены и после такого умственного и эмоционального штурма снова вступают в полосу умственной и эмоциональной перегрузки (много новых предметов, зачеты, коллоквиумы). Поскольку физический компонент здесь снижен, чрезмерная напряженность приводит к сосредоточенности психофизиологической активности в центральной нервной системе, что, в свою очередь, приводит к появлению устойчивых очагов повышенной возбудимости нервных центров («доминанта» по А.А.Ухтомскому), а в дальнейшем к образованию так называемых новых форм неврозов – «чистых неврозов утомления».

Нормальная психофизиологическая активность, являющаяся физиологической основой мыслительных процессов при творческом умственном труде, характеризуется повышенной способностью удерживать в памяти необходимые сведения для формирования новых образов и понятий, быстротой сравнений, ассоциаций и дифференцировок. При умственном труде потребление энергии обмена минимальное, составляющее лишь 2200-2600 ккал в сутки, что только на 400-600 ккал превышает основной обмен. Между тем для нормального функционирования организма количество энергозатрат должно равняться 3600-4000 ккал в сутки. При этом количество энергии, затрачиваемое непосредственно на мышечную работу, должно быть в среднем за сутки не менее 1200-1300 ккал. Именно это количество энергии и должно ежедневно быть израсходовано на мышечную деятельность. Если ее нет в трудовой деятельности, то она должна восполняться физическими упражнениями. Ибо доказано, что снижение ежедневной физической нагрузки от необходимого минимума приводит к уменьшению мышечной силы, выносливости, подвижности в суставах, к нарушению деятельности мышц, к расстройству координации сложных движений, снижению быстроты, ловкости, а также приводит к отрицательным изменениям в высшей нервной деятельности. При этом ухудшается умственная работоспособность (возрастает число ошибок при выполнении умственных операций), увеличивается скрытое время простых и сложных ответных реакций, снижается функция внимания и т. д.

Длительное ограничение движений отражается на общей психической активности: появляется сонливость, вялость в движениях, раздражительность, бессонница, отсутствие аппетита, ухудшение настроения, ослабляется эмоциональная устойчи­вость, ухудшается умственная и физическая работоспособность, наступает утомление, наблюдается дезорганизация внутренней речи и мышления, т. е. наблюдаются расстройства, свидетельст­вующие о нарушениях как в физическом, так и в психическом здоровье.

Чрезмерное ограничение двигательной активности ученые рассматривают как один из факторов, вызывающих состояние эмоциональной перенапряженности, которое характери­зуется проявлением реакции тревоги и, в целом, – истощением организма.

Здоровый образ жизни – залог сохранения и укрепления здо­ровья. Многочисленными социально-гигиеническими ис­следованиями последних лет доказано, что уровень здоровья на­селения на 50% определяется образом жизни, составными час­тями которого являются меняющиеся во времени различные формы жизнедеятельности людей: труд, социально-культурная, общественная деятельность, занятия физкультурой и спортом. Указанные формы жизнедеятельно­сти людей в зависимости от характера и проведения могут спо­собствовать либо сохранению и укреплению здоровья, либо его ухудшению. Бесспорно доказано, что неправильно организованный труд, не­достаточная двигательная активность, несбалансированное пита­ние, несоблюдение режима труда и отдыха обуславливает более высокую заболеваемость, инвалидность и смертность населения.

Среди других факторов, являющихся составляющими образа жизни, к числу наиболее значимых относятся также семейно-бытовые условия, межличностные отношения, психологический климат в коллективе.

По данным специальных исследований уровень заболеваемо­сти одиноких мужчин и женщин старших возрастов сравнитель­но выше заболеваемости семейных.

Социологи, философы, психологи, гигиенисты убеди­тельно обосновали преимущественное значение поведенческого фактора в формировании образа жизни. Меди­цинские работники изучают, анализируют и пропагандируют ги­гиенические стороны поведенческого фактора. При этом было показано, что 71% курящих мужчин старше 50 лет имеют наи­более распространенные заболевания органов кровообращения. Уровень заболеваемости язвенной болезнью курящих в 3 раза выше, чем у некурящих, а хроническим бронхитом в 2,5 раза выше. Аналогичные закономерности установлены и в отношении лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Понятно, что поведенческий фактор даже с медицинской точки зрения более емкое понятие и характеризуется не только отношением к вредным привычкам, но и пониманием значимости прохождения медицинских осмотров, своевременностью обращения за медицинской помощью, регулярностью посещения беременными женщинами женской консультации, матерями с новорожденными детьми – детских консультаций, полнотой выполнения назначений врача, врачебных советов и др. Поведенческий фактор, отражая, санитарно-гигиеническую грамотность населения, формирует медицинскую активность населения.

Вместе с тем было бы неправильным сводить здоровый образ жизни лишь к медико-социальной активности людей. Понятие «здоровый образ жизни» значительно шире, ибо это не только деятельность направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, но одновременно это и условие, благодаря которому реализуются и развиваются все другие формы и проявления социального образа жизни человека.

Следовательно здоровый образ жизни – это одна из сторон социального образа жизни. Оба эти понятия находятся в диалектическом единстве (как часть и целое) и поступательное развитие одного из них неукоснительно вызывает закономерное движение и изменение в другом. Разумеется, при этом не только возможны, но и необходимы внутренние противоречия, как движущая сила развития, так как решение этих противоречий как раз и будет способствовать появлению больших возможностей для каждого из рассматриваемых понятий.

Здоровый стиль жизни – здоровое долголетие. Как свидетельствуют многочисленные научные исследования и наблюдения практиков, здоровое долголетие – это всегда труд, причем обязательно труд как физический, так и интеллектуальный или смешанный, но обязательно творческий. Между тем научно-технический прогресс общества почти полностью сводит на нет физический компонент в повседневном труде и быте современного человека, повышая одновременно уровень его психоэмоциональных напряжений, что самым пагубным образом сказывается на здоровье людей. Вот почему в наши дни здоровый стиль жизни, который приводит к здоровому долголетию, все в большей степени становится искусством. А раз это так, то здоровому стилю жизни, как и любому другому искусству, необходимо учиться, начиная это учение по возможности в более раннем возрасте. При этом необхо­димо выделять наиболее общий, на наш взгляд, определяющий состояние здоровья людей фактор, который, естественно, явля­ется определяющим и в деле «приобщения» к здоровому стилю жизни. Таким фактором можно назвать оптимальный двига­тельный режим, вокруг которого, как известно, группируются, дополняя и конкретизируя его, другие факторы, такие как физи­ческая культура и спорт, режим труда и отдыха, режим дня и т. д. В век научно-технической революции дефицит мышечной деятельности (проявляющийся, как известно, в виде гиподинамии и гипокинезии) может быть восполнен только занятиями физической культурой (в широком понимании этого термина), либо кому это не противопоказано, – спортом.

Следовательно здоровый стиль жизни современника всегда сопряжён с занятиями физкультурой и спортом. Организован­ные занятия физической культурой и спортом в той или иной форме охватывают миллионы людей. Однако самая массовая форма оздоровления (особенно это распространено сейчас в странах Западной Европы, Северной Америки, а на Востоке – в Японии) – самостоятельные занятия физическими упражнениями или занятия небольшими коллективами, одним из которых яв­ляется семья. Семья – это коллектив единомышленников, где все члены должны неуклонно соблюдать правила, от которых зависит их здоровье.

Здоровый стиль жизни коллектива или индивидуума склады­вается, как правило, из соблюдения сравнительно небольшого числа, но обязательных условий:

1. Главное в занятиях физкультурой и спортом – систематич­ность и регулярность. Эти занятия должны стать органиче­ской частью повседневной жизни и быта каждой семьи.

2. Каждый день обязательно должен начинаться с утренней ги­гиенической гимнастики, на которую необходимо выделить (в зависимости от состояния здоровья и уровня подготовлен­ности) не менее 5, но и не более 30 минут времени.

3. В течение рабочего дня (для лиц физического труда после полутора часов, а для лиц умственного труда – через три часа работы) обязательно проведение физкультурной паузы из 15-20 упражнений в течение 10-15 минут для предупреждения чрез­мерного утомления.

4. После работы или учебы выделить время (спустя 1,5-2 часа после еды) для обязательных занятий физическими упражнениями (45-60 мин).

5. За час-полтора до сна обязательно провести 30-минутную пешую прогулку на свежем воздухе (желательно в парке, лесу, на берегу реки, пруда и т. п.).

Соблюдение здорового образа жизни и следование здоровому стилю жизни позволяет долгие годы поддерживать на хорошем уровне как дееспособность, так и трудоспособность.

Дееспособность – способность к активному физическому интеллектуальному действию (труду).

Трудоспособность – состояние организма, при котором совокупность физических и духовных способностей позволяет осуществлять определенного объема и качества производственную деятельность.

Трудоспособность находится в непрерывной динамике, зависит от состояния физиологических функций всего организма отдельных его органов и систем, от изменения социальных условий. Возраст человека, условия работы или характер функциональных нарушений в отдельности не определяют трудоспособность и потенциальные возможности трудовой деятельности, а лишь совокупность процессов и явлений, протекающих внутри и вне организма. Главным условием трудоспособности являются соответствие функциональных способностей организма требова­ниям, предъявляемым к нему внешней физической и социальной средой. При несоответствии предъявляемых требований состоянию функций организма, трудоспособность снижа­ется, развивается утомление. Сохранению трудоспособности на длительное время способствуют приобретенные навыки к труду, мотивация, поддержание физических качеств на должном уровне.

Самооценка уровня здоровья, стиля жизни, трудоспособно­сти и т. п. – проводится при занятиях физкультурой и спор­том методом самоконтроля за со­стоянием и реакциями организма в процессе занятий.

Данные самонаблюдения записывают в дневник самоконтро­ля, который включает в себя следующие показатели: самочувст­вие, настроение, сон, аппетит, работоспособность, потоотделение, желание за­ниматься спортом, возможные нарушения режима. Из объективных по­казателей в дневник самоконтроля включаются, как правило, следующие: вес, частота сердечных сокращений, частота и качество дыхания, жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила, а также спортивные результаты.

Дополнительные записи в дневнике самоконтроля могут включать описание метеорологических условий, качество и количество выполняемой нагрузки, особенностей состояния организма (например, слабость, головная боль, рас­стройство кишечника и т. п.).

Показатели самоконтроля могут принести пользу лишь в том случае, если они учитываются регулярно, не реже 2-3 раз в не­делю. Физкультурник должен регулярно показывать свой днев­ник врачу, преподавателю, тренеру.

Физкультурницам рекомендуется вести учет менструального цикла: начало, продолжительность, количество выделений кро­ви (мало, нормально, много), наличие болей (до и в период менст­руаций), а также характер занятий физическими упражнениями в это время. Спортсменкам следует помнить, что со­ревнования во время менструаций обычно противопоказаны.

При появлении болей в кишечнике, мочевом пузыре и облас­ти половых органов или белей, физкультурнице необходимо об­следоваться у врача-специалиста.

При наступлении беременности необходимо прекратить спор­тивные тренировки и соревнования, изменив характер занятий, исключив упражнения в прыжках и т. д., перейти на специаль­ные упражнения для беременных, поддерживающие состояние общей тренированности, укрепляющие мышцы спины, брюшной стенки и тазового дна.

Таким образом, врач и пре­подаватель смогут сопоставить свои наблюдения с наблюдения­ми самоконтроля физкультурника и принять более правильное решение о даль­нейшем режиме занятий.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Акулик И В., Тихвинский С.В. «Понятие о здоровье». В кн.. «Детская спортив­ная медицина». Под ред. проф. С.В.Тихвинского, проф. С.В.Хрущева. Москва, «Медицина», 1980, стр.306-308.

Брехман И.И. «Введение в валеологию – науку о здоровье». Ленинград, «Наука», 1987, стр.62-65.

Гриненко М.Ф, Саноян Г.Т. «Труд, здоровье, физическая культура». Москва, «Физкультура и спорт», 1974, стр. 12-29.

Жолдак В.И. «Реализация двигательного режима». Методиче­ские рекомендации слушателям факультета по преподаванию студентам вузов раздела курса «Физическое воспитание». Малаховка, 1979, стр.7-11.

Карпов Р.С. «Оптимизация двигательного режима как один из важнейших эффективных методов сохранения и улучшения здоровья населения». Сборник научных трудов «Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие человека». Москва, 1986, стр. 15-18.

Мусоелов Н.А., Нифонтова Л.Н. «Производственная физическая культура в тру­довом коллективе». Москва, 1985, стр. 11-63.

Сингур Н. «Трудоспособность». Москва, БМЭ, 1963, т.32, изд.2, стр.899-902.

Соколов А.А. «Профессионально-прикладная подготовка сту­дентов медицинских вузов в процессе физиче­ского воспитания». Москва, «Медицина», 1960, стр. 55-61.

Фролов В.А. «Здоровье». Москва, БМЭ, 1978, т.8, изд.3, стр.355-357.

Шефард Р. «Современные тенденции в области физической активности населения Канады». В кн.: «Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах». Ред. О.Никитинская, ЦООНТИ. Москва, «Физкультура и спорт», 1990, вып. 1, стр. 3-8.

Щедрина А.Г. «Онтогенез и теория здоровья». Методические аспекты. Новосибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1989, стр.54-75.

studfiles.net

Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Ключевые слова: здоровый образ жизни студентов, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическое совершенствование, студенческая молодежь.

 

Задачи, стоящие перед республикой в экономической, политической и социальной сферах могут быть успешно разрешены при условии создания объективных предпосылок и государственных гарантий, способствующих всестороннему развитию творческой деятельности человека. И роль оздоровительной физической культуры и здорового образа жизни, начиная со студенческих лет в этом деле особенно велика.

В настоящее время физкультурно-оздоровительная работа со студенческой молодежью претерпевает ряд структурных и организационных преобразований. Ученые и практики ведут поиск новых направлений, форм и методов работы с различными контингентами населения. Здоровье играет определяющую роль в жизни человека, особенно в молодом возрасте. Образ жизни является базисом здоровья, поэтому необходимо разработать систему обучения здоровому образу жизни для студенческой молодежи.

Проблема здорового образа жизни подвергнута анализу в трудах ученых философов, социологов, медиков, психологов и педагогов. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В связи с вышеизложенным, мы в своей работе поставили цель — определить интересы, мотивы и отношения учащейся молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.            Определить причины, препятствующие активным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью студенческой молодежи.

2.            Выявить средства формирующие интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Здоровый образ жизни трактуется как типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, объединяющей нормы, ценности, смыслы регулируемой ими деятельности и ее и результаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному выполнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций.

В литературных источниках имеются работы, посвященные анализу физкультурных интересов и мотиваций уровня физической подготовленности, организации занятий направленных на улучшение физического состояния учащейся молодежи. Однако в данных работах нет взаимосвязи между решаемыми проблемами. Выявлено, что в последние годы внимание ученых обращено к факторам, оказывающим воздействие на отношение студентов к физкультурно-оздоровительным занятиям. Это связано с тем, что попытки решить проблему формирования у занимающихся активного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности на основе обыденных представлений и традиционных методов не дают должного эффекта, нужны принципиально новые подходы.

В ряде работ обращается внимание на необходимость информационного подхода к решению проблемы повышения физкультурной грамотности студенческой молодежи. Недостаточно работ, посвященных анализу педагогической организации информационного воздействия на отношение молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности. В современных условиях все возрастающее значение приобретает массовая оздоровительная физическая культура. Более того, имеются все основания полагать, что социально обусловленная необходимость целенаправленного совершенствования здоровья человека должна трансформироваться в культурную потребность, в стремление к физическому совершенствованию. Поэтому проблема формирования, а в последующем поддержания уровня физической активности, ведения здорового образа жизни является весьма актуальной.

Принципиальная основа для использования средств оздоровительной физической культуры в учебном процессе студентов сводится не только к формированию тренировочных эффектов — важнейшего результата систематических занятий физическими упражнениями. Наряду с этим следует учитывать целый ряд оздоровительных эффектов реализующихся благодаря другим механизмам жизнедеятельности. Такими эффектами: являются оптимизация двигательной активности, самостоятельная организация здорового образа жизни, стремление физическому совершенствованию. Огромный опыт использования средств физической культуры свидетельствует о том, что для достижения оздоровительного результата нет необходимости применения большого количества физических упражнений. К таким средствам оздоровительных занятий мы относим оздоровительный бег, шейпинг, дыхательные гимнастики, виды восточных единоборств, спортивные и подвижные игры, атлетическая гимнастика, плавание и др.

Выводы:

1.         Наиболее сдерживающим фактором в приобщении студенческой молодежи к занятиям физической культурой является отсутствие свободного времени (25,2 %). В связи с этим, требуется улучшение пропаганды для осознания молодежью значимости занятий физическими упражнениями и в целом здорового образа жизни. Для этого лучше воздействовать на молодых людей беседами, правильной организацией занятий по физическому воспитанию, а также средствами массовой информации. Кроме того, необходимо ставить каждого студента в центр внимания, индивидуально подходить при выборе физических упражнений, оценке его деятельности с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья.

2.         Практические занятия по физическому воспитанию являются наиболее значимым средством формирующим интерес к ним (37,1 %). При этом ведущие цели к занятиям физической культуры у молодежи связаны с улучшением здоровья и повышением физической подготовленности. В тоже время занятия по физическому воспитанию не удовлетворяют потребность учащейся молодежи к ним в том, что они не учитывают личностных характеристик, не улучшают компоненты здоровья и не направлены на физическое совершенствование. Таким образом, содержание физического воспитания должно быть в корне пересмотрено.

3.         Для эффективного внедрения компонентов здорового образа жизни нужны многолетние исследования включающие изучение в динамике влияния различных факторов на развитие и формирование у молодежи положительного отношения к занятиям физической культурой, поиск и разработку оздоровительных, педагогических и психологических основ и механизмов воздействия для физического совершенствования учащейся молодежи и методов управления ею, а также определения причин, объективно препятствующих этому процессу.

moluch.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность