Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников


Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возрастаВведение. Актуальность выбора темы: Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным  и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – это целостный процесс. Он требует овладение суммой определенных знаний  и изучение разных приемов работы с детьми, а так же пропаганды  знаний, о  здоровом образе жизни,  среди родителей.

Скачать полный конспект

Актуальность объясняется  снижением здоровья  современных детей. Имеется ввиду их психическое и физическое здоровье. Об этом свидетельствует статистика. Установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в дошкольный возраст. Главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.Охрана здоровья детей является важнейшее социальной задачей, так как состояние здоровья подрастающего поколения определяет будущее нашего общества. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем. Появилось много книг, оздоровительных программ, цель которых – научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов.Объект исследования: является развитие познавательной активности у детей в усвоении основ здорового образа жизни и осознанного отношения к нему.Предмет исследования: возможность использования различных форм работы с детьми и родителями по пропаганде здорового образа жизни..Цель исследования: Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.Гипотеза исследования: Процесс формирования  знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности может быть эффективным, если:— разработать план работы, по формированию у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни, включая различные виды деятельности.—  закрепление полученных знаний в повседневной жизни.— совместная работа с родителями.Задачи исследования:1 Анализ психолого – педагогической, методической литературы по данной проблеме исследования.2 Диагностика по выявлению  уровня знаний и представлений  детей о здоровом образе жизни.3 Количественная и качественная обработка результатов диагностики.4 Практическая работа с детьми по разработанному плану5 Работа с родителями6 Контрольная диагностика в конце года.7 Анализ результата работы.Методологическая основа:В своей работе опиралась на исследования основанные на теоретических трудах по проблеме воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста таких как  Ю. Ф Змановского, Лободина В. Т, Федоренко А. Д., Александровой Г. В., Кривых С. В.Теоретическая значимость и новизна исследования: Заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни. В формировании  осознанного отношения к своему здоровью, а  не просто механическое  выполнение заученного материала.Практическая значимость исследования: состоит в разработке определенной системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно – образовательном процессе ДОУ и в семейном воспитании.Глава 1. Теоретические аспекты  сущности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.1.1 Комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, через использования разнообразных форм, средств, методов и приемов.В современных условиях развития общества проблема здоровья детей, формирования навыков и привычек здорового образа жизни  как никогда является актуальной. Ведь от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы. Достичь необходимого интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребенок.Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно с детства научить ребенка  бережно относиться к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Известно, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни. Как же укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить ему навыки здорового образа жизни? Найти ответ на эти и другие вопросы должны совместно дошкольное учреждение и семья, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном учреждении на ранней стадии развития ребенка надо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы психического и физического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека знания о здоровом образе жизни. Впервые о необходимости привития таких знаний человеку  заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.Необходимость воспитания здорового образа жизни подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения  и более чем на 60% от его образа жизни.Также очевидно, что формирование у детей представлений о здоровом образе жизни обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка. Широким спектром педагогических средств и приемов.Педагогика в тесном сотрудничестве с другими науками накопила некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа человека (Ю. Ф Змановский, В. В Кабанов, В. И. Сыренский, А. Г. Татарникова). Представлений дошкольников о себе, как о представлениях человеческого рода (С. А. Козлова). Основ безопасности детей дошкольного возраста (В. Г. Алямовская, Л. Н. Лагутеина) и др. Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а степень жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.Формирование здоровья дошкольников  является приоритетным направлением педагогической деятельности. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.Известно, что здоровье сберегающее направление предполагает формирование у дошкольников установки на здоровье как на важную жизненную ценность. Потребность в здоровье дошкольников есть у родителей, дошкольных учреждениях, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению его безопасности. Не исключая этих подходов, я считаю, что главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.Возможно ли это в таком юном возрасте? Обозначив для себя проблему, я пришла к выводу, что при создании определенных условий, конечно возможно. Однако, необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующие привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.Выявлены положительные тенденции, а именно:с детьми проводятся занятия по ОБЖ.осуществляется методическое обеспечение этих занятий.Однако для меня обозначилось проблемное поле:необходимость проведения познавательных занятий в систему.необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения познавательного цикла на проблемно-поисковую.поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни.поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей.расширение объема содержания занятий.Как определить, какие знания о ЗОЖ доступны дошкольнику? Я думаю те, которые для ребенка являются «живыми», то есть получены практически, «чувственно», которые нужны ему сегодня, а не завтра и которые можно уже сейчас применить в жизни, ощутить на деле их значимость. С ними можно поэкспериментировать, в них можно поиграть, их можно нарисовать, слепить, придумать рассказ. Такие знания гораздо естественнее и эффективнее приобретать в повседневной жизни, в конкретной жизненной ситуации. Именно в процессе своей практической деятельности ребенок должен узнавать: почему определенным образом надо умываться, чистить зубы, после каждого загрязнения мыть руки? Зачем делать зарядку, проветривать комнату, быть на воздухе? Почему надо днем спать, сидеть прямо, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот? Научиться рассуждать о своем здоровье ребенок должен не со слов взрослого, а на основе собственного (конечно, пока элементарного) опыта. Знание ребенком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасности жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.Таким образом, в связи с этим все более ясно становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств.  Воспитание и обучение должны стать по истине «здоровье сохраняющими». В детском саду ребенок проживает треть своей дошкольной жизни. и эту его жизнь организуем мы, педагоги детского сада.Современные дошкольные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка.Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.Глава 2. Система работы по формированию знаний и навыков у детей дошкольного возраста  о здоровом образе жизни.2.1.Основные этапы и направления в работе.Основная цель моей работы:Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение психологического благополучия.Опытно – экспериментальная работа проводилась в три этапа.Этапы работы:1этап – констатирующий. Данный этап имел следующие задачи:Изучить теорико – методические аспекты воспитания  здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.Определить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни  у детей.Выработать оптимальные формы и методы работы по формированию представлений о здоровом образе жизни в дошкольном учреждении.Дать детям доступные возрасту знания о рождении, развитии человека, об устройстве организма, путях сохранения и укрепления здоровья.Способствовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.2 этап – формирующий. Формирующий этап имеет следующие задачи:1. использование разнообразных форм и методов работы в  формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.2. Систематическое проведение дидактических, настольно – печатных игр, бесед с детьми экспериментальной группы.3. Совместная работа с родителями.3 этап – контрольный. Задачи контрольного этапа:1.Проанализировать результаты экспериментальной работы2. Разработать методические рекомендации.Для правильного формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста необходима определенная система знаний и умений, которые ребенок получит в процессе своей деятельности.Учитывая выше сказанное, предполагается, что проблема формирования таких знаний у детей не работа одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи.Укрепление здоровья – одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижение имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путем четко продуманной системы работы, включающей, физкультурно-оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.С целью выяснения уровня знаний о здоровом образе жизни и определения содержания, форм и методов работы проделала предварительную работу: это наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности, особое внимание акцентировала на степень сформированности культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, беседы, игры  здоровье сберегающего характера.

Диагностические задания состояли из 3 направлений, в каждое направление входило по 2 части. Проведение мониторинга проходило  по трем уровням : высокий (самостоятельно справляется со всеми заданиями) 3балла, средний (с заданием справлялся при помощи взрослого) 2 балла, низкий ( самостоятельно с заданием не справляется или выполняет их в совместной деятельности со взрослым) 1 балл.  (приложение №1)

— определение представлений детей о строении тела и его функциональном значении:

1.диагноститеческую игру «Что это? Покажи у себя».

Игровая задача: игровой персонаж Незнайка задает ребенку вопросы по названиям органов тела. Дети должны

Назвать и показать их расположение.

2.диагностическая малоподвижная игра «Что мы умеем»

Игровая задача: Незнайка спрашивает: «Что умеют делать наши руки?….пальчики?….ноги?…глаза? и т. д. Дети должны назвать и показать пантомимой само действие. Например: глаза могут смотреть, хлопать ресничками, закрываться (спать) и т. д.

— Уход за своим телом, навыки оказания элементарной помощи:

1. диагностика проводится в повседневной жизни группы. Просматривала выполнение гигиенических процедур в течении дня.

2. Диагностическая беседа «Как помочь мишке?»

Игровая задача: Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол». В беседе с детьми выяснить, какую помощь они могут оказать мишке. Дети должны показать знания : смазать йодом, приложить чистый платок или салфетку, позвать взрослого на помощь, вызвать врача.

— ОБЖ: Поведение в опасных ситуациях:

1. Диагностическая беседа «Как правильно поступать?».

Игровая задача: Чтение стихотворений детям А. Барто «Наша Таня» и «Идет бычок». Дети должны оценить поведение персонажей: правильно – неправильно, при помощи взрослого сделать заключение «как надо правильно поступать в опасной ситуации».

2.диагностическая игра – тест «Можно — нельзя».

Игровая задача: Дети с помощью Незнайки раскладывают картинки с опасными и неопасными ситуациями в две строки.

Первым этапом моей работы стало изучение нормативной базы по данной проблеме, ознакомление с опытом работы педагогов других дошкольных учреждений. Составила перспективный план работы с детьми и их родителями.(приложение №2). Затем я начала работу над созданием и пополнением развивающей среды. Ведь развивающая среда – это окружение, с которым ребенок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Предметная окружающая среда является частью социальной среды. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребенка. Окружающие предметы помимо утилитарного значения являются источником знаний, эмоций, одним из условий межличностного значения. Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении не только обеспечивает активность детей, но и является своеобразной формой работы их саморазвития. При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей физическому развитию, я исходила из необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов, предпочтений, возможностей. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей, предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу каждого ребенка на любимое занятие.

Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов

Среды и действий с ним, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которым ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач здоровье сберегающего содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами поощряя его действия.

Процесс воспитания здоровому образу жизни обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому я поддерживаю эту активность, создаю условия для возникновения интереса.

Я пополнила в группе центр двигательной активности, оснастила атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений. Старалась поместить оборудование так, чтобы дети могли подойти к нему с разных сторон, не мешая друг другу. Также оформила центр здоровья, где разместила дидактические игры  такие как:

— Назови и покажи по порядку.

— Ласковое слово.

— Кто больше знает слов.

— Кто больше назовет действий объекта.

— Украсим слово. И т. д.

Уголок тишины и покоя, где ребенок может отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой. Я старалась создать  развивающую среду, с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении укрепления, сохранения и поддержания здоровья.  Характер моего взаимодействия с ребенком в  среде детского сада определяю как педагогическую поддержку: поддерживаю ребенка, направляю его и помогаю ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.

2.2.Сущность форм и методов, используемых в работе с детьми.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – это целостный процесс. Он требует овладением суммой определенных знаний, применения разных форм, методов и приемов работы с детьми.

Углубленную работу по воспитанию здорового образа жизни у детей с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления веду третий год. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Предыдущее: Колобок идет по следу. Эдуард УспенскийСледующее: Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста «Праздник пап и мальчиков»

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий, Разработки уроков и опубликована 12th Июль, 2016Вы находитесь:

www.inksystem-az.com

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. Проблема сохранения жизни и здоровья детей сегодня стала приковывать к себе пристальное внимание общественности, педагогов и родителей, считающих возможным изменить ситуацию в лучшую сторону.

Задачи работы по формированию основ здорового образа жизни дошкольников:

  • прививать необходимые культурно-гигиенические навыки;

  • формировать представления о собственном теле, способах ухода за ним;

  • определить отношение родителей к системе оздоровления, привлечь их к непосредственному участию

  • развивать двигательную активность детей

Особое внимание должно уделяться овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, ведь именно оно - одна из главных составляющих физического развития ребенка. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

И именно родители и педагоги на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни. Формирование здорового образа жизни — усвоение определённых знаний, стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей системно осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Насколько работа над формированием культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста продумана, спланирована и организована, зависит, войдет ли она в привычку и будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения, гигиенического индивидуализма (своя расчёска, свой носовой платок, своё полотенце). Педагогическая деятельность системно организованная посредством создания методических пособий и применения здоровьесберегающих технологий и методов, способствует эффективному выполнению поставленных задач при взаимодействии с детьми, а именно с использованием народного фольклора, аудио записей, мультимедийных презентаций, видео роликов, обучающих мультфильмов .

infourok.ru

1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни

Похожие главы из других работ:

Изучение условий формирования у школьников знаний о здоровом образе жизни

Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

...

Изучение условий формирования у школьников знаний о здоровом образе жизни

1.2 Способы формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни

...

Организация и методика педагогического сопровождения здорового образа жизни воспитанников дошкольного образовательного учреждения

1.3 Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни

...

Пути приобщения младших школьников к здоровому образу жизни и семье

1 Теоретическое обоснование формирования знаний о здоровом образе жизни младших школьников

...

Теоретические основы формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни

Глава 1.Теоретические основы формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни

...

Теоретические основы формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни

1.1 Проблема формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни в психолого-педагогической литературе

Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как "жизнь" и "смерть", в далёкой древности сформировалось и понятие "здоровье". Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек - значит...

Теоретические основы формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни

1.2 Особенности формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни

Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны...

Теоретические основы формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни

1.3 Анализ существующего опыта формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни

Современные условия жизни и профессиональной деятельности представляют высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию личности...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни

1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни

1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема

Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни

1.3 Трудовая деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Необходимость трудовой деятельности обусловила большое значение ее научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики - Я. А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни

2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в трудовой деятельности

...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни

2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

С целью определения уровня представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни проведен психолого-педагогический эксперимент...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни

2.2 Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности

Оптимизировать процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности означает придать этому процессу наилучшие варианты...

Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у школьников

1.3 Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности...

ped.bobrodobro.ru

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально- демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников начинается с работы по укреплению здоровья: закаливания организма, совершенствования основных движений, формирования правильной осанки во всех видах деятельности, воспитания гигиенических привычек.

Воспитание привычек следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски; чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать нос платком, отворачиваться в сторону.

Вместе с родителями учить соблюдать правила уличного движения, переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора.

Учить детей соблюдать технику безопасности: не играть с огнём, в отсутствие взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы.

Углублять и конкретизировать представления о том, что человек- часть природы. Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (вести себя так, чтобы не  нанести вред природе и своему организму).Формировать умение заботиться о своём здоровье.

Формировать умение заботиться об окружающей среде ( группе, участке, цветнике).

Учить укреплять здоровье с помощью солнца, воздуха, воды. Рассказывать о здоровом образе жизни, об основах безопасности жизнедеятельности. Формировать привычку  ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

Развивать способность распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом.

Продолжать укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни. Развивать творчество , самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к  самоконтролю, самооценке при выполнений движений. Формировать интерес и любовь к спорту.

Систематически проводить под руководством медицинских работников различные виды закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику. Во время занятий и в промежутках между ними – физкультминутки. Обеспечивать двигательную активность детей в течение  всего дня, проводить физкультурные досуги, физкультурные праздники.

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо  вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом.

Развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Совершенствовать координацию руки  и глаза, мелкую моторику рук.

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам ( форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками.

Формирований представлений детей о ЗОЖ происходит в условиях семьи и (или воспитательно - образовательного дошкольного учреждения).

Укреплению здоровью детей способствует закаливание воздухом  и водой. Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в тёплое время года. Закаливание водой предусматривает умывание прохладной водой, хвойные и солевые ванны для ног, контрастное закаливание кистей рук тёплой и холодной водой, а также тёплой водой и кусочками льда.

В группах с детьми проводят полоскание полости рта ( после каждого приёма пищи), хождение босиком по массажным коврикам, мокрым и сухим полотенцам.

Точечный массаж стоп можно выполнять при хождении по мешочкам, наполненным фасолью, горохом, по нашитым пуговицам разной величины, гальке.

Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно- развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно- гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия , досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе , его  организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы развивают физические, психические и нравственные качества детей, воспитывают самостоятельность, творчество.

Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.

Познакомить детей с понятием «физическая культура»; формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.

В летний период физкультурные занятия проводятся чаще всего на площадке детского сада. Летом появляются большие возможности для игровых упражнений с мячом, скакалками, игровых заданий с бегом. Немалую роль играет и оздоровительный эффект, обеспечиваемый при проведении игровых упражнений и подвижных игр на свежем воздухе.

Например, игра

«Ловкие ребята»

Играющие располагаются парами по всей площадке. У каждой пары один мяч. Расстояние между детьми 2м. Задание: посылать партнёру мяч правой и левой ногой поочерёдно.

«Сбей предмет»

На расстоянии 4м от исходной черты на одной линии ставят кегли.

Задание: после небольшого разбега ударом по мячу сбить предмет.

«Ловко и быстро»

Играющие шеренгой ведут мяч в беге на другую сторону площадки, слегка подбивая его то правой, то левой ногой так, чтобы он далеко не откатывался.

«Быстрый пас»

Играющие становятся полукругом ( небольшая группа, расстояние между игроками 2м), перед ними водящий с мячом. Он быстро и точным движением отбивает мяч ногой первому игроку, а тот таким же движением возвращает мяч и.т.д. Затем водящий меняется местами с первым игроком команды. Упражнение повторяется с другим водящим.

Игровые упражнения в лесу и на лужайке.

Лес и лужайка- отличное место для проведения игровых упражнений, игр и забав. Дети находятся в окружении природы ,на воздухе; через ветки,канавки, листья можно прыгать, на пеньки взбираться, на деревья лазать, по сваленным деревьям ходить, как по спортивному бревну, упражняясь в равновесии, шишки и камешки бросать на дальность.

Например ,

«Прыжки через шишки».

Из шишек выкладывают несколько полосок, последовательно увеличивая расстояния между ними, например, от первой до второй 40см, до третьей -50см, до четвёртой 60см.Место должно быть ровным, без коряг и впадин. Дети по очереди прыгают через шишки.

«Кто дальше бросит»

Для метания используют шишки, камешки. Ориентиры определяются заранее. Дети должны находится во время упражнения только на исходной линии и позади неё (это обязательное условие во избежание травм).

«Сильные и ловкие»

Выбирается наклонное дерево, не очень толстое, чтобы его можно было обхватить руками. Задание: подтянуться, зацепиться за дерево руками и ногами и в этом положении передвигаться по дереву, затем повиснуть и спрыгнуть вниз. Упражнения выполняют дети с хорошей физической подготовкой. Страховка физруком обязательна. Если ребёнок отказывается выполнять данное упражнение, то принуждать его не следует.

Плавание, игровые упражнения и забавы на воде.

Плавание ,игры и развлечение на воде способствуют закаливанию и укреплению здоровья детей. Плавание- жизненно важный навык, который сохраняется на всю жизнь.

Главное условие при обучении детей плаванию – не оставлять их без присмотра буквально ни на секунду; даже если дети  умеют плавать  контроль взрослых обязателен.

Дети могут освоить разнообразные упражнения: выдох в воду, скольжение на груди и на спине, движение ногами. Психологически очень важно, чтобы ребёнок в первый раз окунулся с головой в воду совершенно самостоятельно (естественно при страховке взрослого, ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребёнка выполнять упражнения иначе у него на долго может пропасть желание заниматься в воде. Последовательность и постепенность упражнения состоит в следующем: ребёнок брызгает водой себе в лицо, затем погружается до уровня подбородка, до уровня носа, до уровня глаз   и, наконец, окунает всё лицо. Для большей уверенности вначале следует выполнять упражнение в паре со взрослым.

«Качели»

Дети распределяются на пары и , стоя лицом друг  к другу, берутся за руки. На сигнал физрука по очереди выполняют приседания в воде ( без погружения в воду с головой).

«Уточки»

Дети становятся в колонну друг за другом и передвигаются вдоль берега, покачиваясь с боку на бок и хлопая по воде руками – изображая уточек.

«Буксир»

Дети распределяются на пары. Один ребёнок идёт по дну, повернувшись спиной и держа за руки другого ребёнка, лежащего на воде,- тянет буксир.

При проведении игр и забав на воде можно придумывать различные варианты упражнения. Главное- они должны быть интересными, доступными и посильными для детей.

open-lesson.net


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность