Культура здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Социология». Культура здорового образа жизни


Культура здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Социология»

УДК 316.334:796.01 ББК 60.564.03

Сергей Александрович Крылатое

аспирант кафедры педагогики, Забайкальский государственный университет (Россия, Чита), e-mail: [email protected]

Культура здорового образа жизни1

Процессы, происходящие в современном мире, актуализируют проблему формирования культуры здорового образа жизни. С одной стороны, исследование данной проблематики продиктовано демографическими процессами, ростом экологических, социальных рисков, вызванных самим человеком и направленных против него, его здоровья. С другой стороны, решающим фактором социально-экономического развития сегодня становится человеческий ресурс, именно от него зависит будущее цивилизации, страны, государства, людей. Развитие человеческого капитала детерминировано такими факторами, как образование и здоровье. В статье даётся определение образа жизни, здоровья, здорового образа жизни, культуры здорового образа жизни, выделяются её индикаторы, структура, в которой выделены ресурсы здоровья, потенциал здоровья, рента здоровья. Обосновывается идея о том, что важным источником экономического развития в современном обществе становится здравоохранение, которое до этого считалось только отраслью потребляющей и непроизводительной.

Ключевые слова: образ жизни, здоровье, здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни, ресурсы здоровья, потенциал здоровья, рента здоровья.

Sergey Aleksandrovich Krylatov

Postgraduate Student, Department of Pedagogy, Transbaikal State University (Russia, Chita), e-mail: [email protected]

Culture of Healthy Lifestyle

The processes taking place in the modern world actualize the problem of creating a culture of healthy living. On the one hand, the study of this problem is dictated by demographic processes, the growth of the environmental, social risks caused by man, and against him, his health. On the other hand, the decisive factor for socio-economic development today is the human resource. It is this resource that the future of civilization, country, state, and people depends on. Development of human capital is determined by such factors as education and health. The article defines lifestyle, health, healthy lifestyle. The study presents the indicators of a culture of healthy lifestyle and its structure which includes resources of health, health potential, health rent. The author substantiates the idea that health care is an important source of economic development in today’s society, which has been earlier considered only as a consuming and unproductive branch.

Keywords: lifestyle, health, healthy lifestyle, culture of healthy lifestyle, health resources, health potential, health rent.

В конце XX - начале XXI вв. решающим фактором общественного развития становится человеческий капитал. Теория человеческого капитала была разработана в 50-60-е гг. XX в. учёными Чикагского университета (Т. Шульц, Г. Беккер). Заслуга её выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана

в книге Г. Беккера (также лауреата Нобелевской премии) «Человеческий капитал: теоретический и экономический анализ, главным образом в области образования» (первое издание 1964 г.). Согласно данной теории развитие общества в новом тысячелетии будет детерминировано не наличием природных ископаемых, а инвестициями в человека, его образование, здоровье.

'Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3634.2011.

56

© С. А. Крылатов, 2013

Одной из сфер инвестирования в человеческий капитал является система здравоохранения, а состояние здоровья выступает как «базовый потенциал», позволяющий человеку функционировать. От состояния этого потенциала зависит жизнедеятельность конкретного человека, степень реализации его потребностей, мера его участия в жизни социума. Инвестирование в здоровье особенно важно в современных условиях, когда в обществе доминирующими стали тенденции старения и депопуляции населения, а человеческий ресурс становится самым дефицитным. Демографические процессы, происходящие в современном мире, затронули как развитые, так и развивающиеся страны. В развивающихся странах - это резкий рост народонаселения, ведущий к ухудшению окружающей среды, здоровья. В развитых странах - это сокращение численности населения, которое имеет серьёзные социально-экономические последствия. Количество пенсионеров в скором будущем будет превышать количество работающих. Кто будет содержать стариков, кто будет рожать детей, кто будет служить в армии? Актуальным и важным становится сохранение здоровья работающих людей. Понимая значимость и важность инвестирования в здоровье населения, промышленно развитые страны расходуют на здравоохранение в два раза больше, чем на военные цели.

Все эти процессы обозначили необходимость формирования культуры здорового образа жизни как одного из условий сохранения и укрепления здоровья населения, особенно молодёжи. В современном российском обществе актуализируются вопросы формирования культуры здорового образа жизни молодёжи, что обусловлено её социальным положением. С одной стороны молодёжь - это будущее страны, её стратегический ресурс, от грамотного, продуманного использования которого зависит достижение высокого уровня социально-экономического развития государства, достойного качества жизни населения. Согласно позиции К. Манхейма, молодёжь - это один из скрытых ресурсов общества, и от того, как государство сможет использовать этот ресурс, зависит его будущее. К. Манхейм считал, что молодёжь -это «оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам». В то

же время, молодёжь является, пожалуй, самой уязвимой социальной группой в силу своих возрастных особенностей, социально-психологических черт, отсутствия профессиональных навыков, опыта реализации своих внутренних ресурсов. На современном этапе развития российского общества сложилась новая модель социализации молодёжи - модель опоры на собственные силы. Основными элементами такой модели стали: ориентация на материальные ценности, преобладание префигуративной культуры (ориентация на будущее, отрицание традиций и идеалов предыдущих поколений), индивидуализация ценностей.

Ведущая роль в решении задач, стоящих перед российским государством, в изменении его отношения к самой молодёжи, в преодолении негативных тенденций в её среде принадлежит студенческой молодёжи как носителю интеллектуального капитала, оказывающему непосредственное влияние на социальное положение личности, уровень её материального достатка, качество жизни, возможности социальной мобильности, а также перспективы развития страны. Интеллектуальный капитал, воплощённый в знаниях, интеллекте, творческих способностях, становится решающим фактором развития информационного общества, или «общества знания». В связи с этим в образовательном пространстве современного вуза важным становится формирование культуры здорового образа жизни как одного из условий, обеспечивающих экономическое и социальное благополучие молодых людей и государства. Здоровый образ жизни является фактором, обеспечивающим последующее профессиональное развитие студента как высококачественного специалиста.

В Оттавской Хартии, принятой в 1986 г.. под эгидой Всемирной организации здравоохранения подчёркивается, что реализация ресурсов здоровья невозможна без обеспечения людей условиями, информацией и возможностями для ведения здорового образа жизни. Оттавская Хартия установила следующие приоритеты в формировании здорового образа жизни:

- способствовать достижению равенства в состоянии здоровья различных групп населения;

- препятствовать употреблению людьми вредных продуктов, ведению нездорового образа жизни, загрязнению окружающей среды и т. д.;

- побуждать население заботиться о своём здоровье через финансовые и прочие меры;

- переориентировать ресурсы и услуги системы здравоохранения на пропаганду здорового образа жизни, осуществлять пропаганду через различные источники информации, в том числе и через самих людей;

- признать сбережение и улучшение здоровья населения основной инвестицией.

Вопросы формирования здорового образа жизни нашли отражение в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», «Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года», Законе «Об образовании в Российской Федерации» и других правительственных документах.

Нам представляется, что для того, чтобы раскрыть особенности здорового образа жизни, дать его определение, следует исходить из характеристик образа жизни и здоровья как родовых понятий. Логическая операция, типичная для подобных явлений. Однако в данном случае она осложняется рядом взаимосвязанных факторов. Первый из них состоит в том, что отсутствует общепринятое определение образа жизни и здоровья. Второй - в том, что само их понимание нуждается в обращении к фактам из различных сфер жизнедеятельности общества, условиям и факторам, его обеспечивающим.

Проблемы образа жизни получили свою разработку в конце XX - начале XXI вв. в трудах философов, социологов, психологов, педагогов (Е. М. Белов, А. П. Бутенко, М. Вебер, Ю. М. Резник, Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко и др.). Однако, несмотря на определённые результаты, полученные при исследовании проблем образа жизни, следует отметить, что до сих пор отсутствует целостный подход к его определению и выявлению основных характеристик. Нам представляется, что это можно объяснить следующими причинами. Во-первых, неоднозначностью самого понятия «образ жизни» (об образе жизни говорят применительно и к обществу, и к отдельному индивиду). Во-вторых, тем, что до сих пор исследование проблем образа жизни ведётся представителями разных наук (психологами, экономистами, социологами, демографами, медиками и др.) с разных методологических позиций.

Однако, несмотря на то, что в настоящее время среди учёных нет единого мнения отно-

сительно понятия «образ жизни», при анализе различных точек зрения нетрудно заметить, что сегодня сложилось несколько направлений исследования данного понятия. Так, в частности, ряд исследователей обращает внимание на важность концептуализации данного понятия, что позволит, на их взгляд, выявить основные позитивные и негативные тенденции в развитии современного социума и человека как отражение различных социальных связей и отношений во всех сферах жизнедеятельности. Однако анализ различных подходов к определению понятия «образ жизни» даёт основание для вывода, согласно которому в научной литературе до сих пор отсутствует общепринятое определение понятие «образ жизни», а многие существующие определения весьма противоречивы и абстрактны. Так, например, В. И. Толстых определяет образ жизни как «устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга» [7, с. 25]. На наш взгляд, в данном определении раскрывается не содержание образа жизни, а факторы, его детерминирующие. В научной литературе существует точка зрения, согласно которой образ жизни есть единство форм деятельности и условий этой деятельности [6, с. 10-11]. Определение весьма абстрактное, не отражающее сущности образа жизни, его функций в жизнедеятельности индивидуума и общества. Кроме того, в рамках данного определения человек как субъект деятельности становится пассивным, отрицается его активная творческая роль. Иногда образ жизни рассматривают как характеристику экономических, социальных, политических и культурных факторов, определяющих положение человека в обществе. Образ жизни и условия жизнедеятельности предлагает различать А. П. Бутенко: «Образ жизни, - отмечает он, - тем и отличается от условий жизнедеятельности, что это сама конкретная жизнедеятельность людей. Анализ предпосылок образа жизни, условий жизни ещё не является анализом самого образа жизни, хотя он и весьма важен, так как условия жизни детерминируют содержание образа жизни» [1, с. 34]. Интересный подход к определению образа жизни предлагает

И. В. Романова. По её мнению, образ жизни можно определить «как систему наиболее существенных, типичных характеристик способа жизнедеятельности, активности людей в единстве их количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития общества» [5, с. 18].

Другая группа отечественных исследователей (И. В. Бестужев-Лада, Г. Е. Глезерман, В. И. Митрохин, А. С. Ревайкин, Я. В. Рейз-ма, В. И. Толстых и др.) обращается к анализу структурных компонентов образа жизни, их соотношению. Во-первых, среди компонентов образа жизни учёными выделяются такие, как «качество жизни», «уровень жизни», «уклад жизни» и «стиль жизни» [3]. Отдельные авторы рассматривают эти понятия, как не имеющие самостоятельного статуса. Во-вторых, ряд авторов трактует качество жизни как условия, обеспечивающие определённый образ жизни.

В отличие от отечественных исследователей, большинство из которых отождествляет образ жизни с формами, типами и условиями жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, зарубежные авторы рассматривают образ жизни в контексте культуры как более фундаментальном понятии. С их точки зрения, не формы жизнедеятельности выступают детерминантами образа жизни, а типы культуры.

Нам представляется, что образ жизни -это отношение личности к условиям, предпосылкам, созданным обществом для своего развития и обеспечивающим жизнедеятельность людей, их использование индивидом для удовлетворения своих потребностей.

Обобщая существующие определения понятия «здоровье» в различных областях научного знания, М. Б. Лига и А. И. Щеткина выделяют следующие общие позиции: нормальное функционирование всего организма; процесс динамического равновесия организма и окружающей его социальной и биологической среды; реализация человеком своих социальных функций; умение организма реагировать на изменения среды и приспосабливаться к ним; отсутствие болезни; полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие [4, с. 151].

В статье мы принимаем определение здоровья как «биологического, психического, социального и духовного функционирования

организма, характеризующегося отсутствием болезненных изменений, позволяющего человеку удовлетворять свои потребности и реализовывать возможности в определённой среде посредством приспособительных и адаптационных механизмов, заложенных в организме» [4, с. 153].

Факторы, детерминирующие здоровье личности, можно подразделить на объективные и субъективные. К числу объективных факторов следует отнести географическую среду, уровень социально-экономического развития, экологическую обстановку, демографические процессы, политику государства по отношению к здоровью населения, парадигму деятельности системы здравоохранения (здравоцентристская или болезнецентристская). Субъективные - это факторы поведенческие, которые не только определяют состояние здоровья, но и являются наряду с объективными условиями основной культуры здорового образа жизни (самооценка здоровья, самореализации, место здоровья в системе жизненных ценностей, наличие вредных привычек, влияние стрессогенных факторов, физическая и социальная активность).

В последние годы проблемы здорового образа жизни получили всестороннее освещение в трудах отечественных учёных (В. В. Букреев, В. Н. Волков, Е. В. Воронин, Г. А. Мами-това, Т. Ю. Никифорова, Т. Ф. Орехова, Г.А. По-ляничкина, Т. П. Романенко, Т. Е. Сергиенко, А. П. Тужилина, Е. Г. Федосимова, Л. И. Халилова, Н. В. Червина, О. А. Якушина и др.).

Здоровый образ жизни - это одна из форм образа жизни, условие, способствующее удовлетворению потребности личности в различных сферах жизнедеятельности. Здоровый образ жизни - это отношение личности к условиям, предпосылкам, созданным обществом для сохранения здоровья, как главной ценности и основного ресурса развития любой страны, их использование индивидом для формирования поведения, целью которого является достижение достойного качества жизни, единства физиологических, психических и профессиональных функций. Ключевыми элементами здорового образа жизни являются ресурсы здоровья, рента здоровья, потенциал здоровья [2, с. 199].

Ресурсы здоровья - это возможности, предоставляемые государством каждой личности для сохранения и укрепления своего здо-

ровья. Однако реализация этих возможностей зависит от самой личности, её жизненной позиции, творческого, образовательного потенциала, качества жизни. В настоящее время существуют две модели поведения в отношении личности к своему здоровью. Модель опоры на свои внутренние ресурсы, позволяющие активно использовать возможности, данные государством, на благо своего здоровья. Субъектом этой модели является личность с активной жизненной позицией. Модель смирения со сложившейся ситуацией, которая исходит из принципа: «государство обязано заботиться о здоровье населения, человек как потребитель медицинских услуг находится под защитой государства, оно несёт ответственность за здоровье своих граждан» [4, с. 141].

Рента (от лат. reddita - «возвращённая») -доход, получаемый государством, личностью от вложений в здоровье. Инвестиции в здоровье - это расходы, увеличивающие профессиональные характеристики личности. Вложения в здоровье личности осуществляются с тем расчётом, что эти затраты будут в скором будущем компенсированы возросшим потоком доходов, улучшением качества жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом. Целью инвестиций в человеческий капитал является формирование интеллектуальных способностей человека.

Примером инвестиций в здоровье могут служить приоритетные национальные проекты (ПНП) «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё». Среди направлений ПНП «Здоровье» особо следует выделить: повышение доступности и качества медицинской помощи; укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной направленности здравоохранения; развитие профилактической направленности здравоохранения; удовлетворение потребности населения в высокотехнологической медицинской помощи; снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин; сохранение трудового потенциала страны. Реализация проекта «Образование» осуществлялась по таким направлениям, как: 1) поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; 2) создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня; 3) внедрение современных образовательных технологий; 4) повышение уровня воспитательной рабо-

ты в школе; 5) развитие системы профессиональной подготовки в армии; 6) модернизация региональных систем образования. Большая роль в сохранении человеческого капитала и его развитии отводилась ПНП «Доступное и комфортное жильё - гражданам России». В рамках проекта предусматривалось решение задач повышения доступности жилья, увеличения объёмов ипотечного жилищного кредитования, увеличения объёмов жилищного строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, выполнения государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством.

Потенциал здоровья - способность человека к самостоятельному решению проблем здоровья, достижению его максимального уровня с учётом: 1) психосоматических характеристик; 2) условий и образа жизни [2, с. 199]. Нам представляется, что потенциал здоровья можно трактовать как условие, способствующее удовлетворению потребностей личности в различных сферах жизнедеятельности.

Определение культуры здорового образа жизни концептуализировано нами в рамках философской концепции, где культура есть образ жизнедеятельности общества, способ деятельности, система социальных механизмов, выполняющих функции регуляции, сохранения, воспроизведения и развития человека и общества.

Культура здорового образа жизни - это способ жизнедеятельности, система социальных механизмов, формирующих мотивацию личности к сохранению и укреплению здоровья, которая зависит от типа господствующей культуры, природного и социального окружения, модели социальной политики государства, традиций. Основными показателями уровня сформированности культуры здорового образа жизни являются: физическая функциональность, эмоциональная функциональность, психологическая функциональность, социальная функциональность, социальная функциональность в определённой сфере профессиональной деятельности.

В связи с этим значимым становится разработка и реализация программ формирования культуры здорового образа жизни, что позволит:

- обеспечить системный, целостный подход к решению данной проблемы;

- определить приоритетные направления социально-физкультурной работы;

- снизить негативные последствия табакокурения, наркомании, алкоголизма путём создания различных культурных, спортивных организаций;

- выявить механизмы влияния социальных условий на формирование индивидуальной стратегии сохранения здоровья;

- прогнозировать уровень здоровья отдельной личности.

Список литературы

1. Бутенко А. П. Образ жизни: проблемы и суждения. М.: Политиздат, 1978. 34 с.

2. Кашин В. И. Экономика здоровья как инструмент управления качеством жизни. Повышение качества жизни - важнейшая проблема Российской Федерации // сб. науч. докл. и ст. по материалам III Междунар. конф. «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества» // А. С. Тюриков [и др.]. Ч. 2. М.: Муниципальный мир, 2006. 305 с.

3. Лига М. Б. Качество жизни как основа обеспечения социальной безопасности. М.: Гардарики, 2006.

4. Лига М. Б., Щеткина И. А. Качество жизни: организационно-управленческий аспект. Новосибирск: Наука, 2011. 227 с.

5. Романова И. В. Образ жизни одиноких женщин посттрудового периода жизнедеятельности в современных условиях (на материалах Забайкальского края и Республики Бурятия): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Улан-Удэ, 2012. 41 с.

6. Социалистический образ жизни / Л. И. Абалкин, В. Г. Алексеева, С. С. Вишневский [и др.]. М.: Политиздат, 1984. 232 с.

7. Толстых В. И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М.: Политиздат, 1975.

184 с.

References

1. Butenko A. P. Obraz zhizni: problemy i suzhdenija. M.: Politizdat, 1978. 34 s.

2. Kashin V I. Jekonomika zdorov’ja kak instrument upravlenija kachestvom zhizni. Povyshenie kachestva zhizni - vazhnejshaja problema Rossijskoj Federacii // sb. nauch. dokl. i st. po materialam III Mezhdunar. konf. «Kachestvo zhizni: sodruzhestvo nauki, vlasti, biznesa i obshhestva» // A. S. Tjurikov [i dr.]. Ch. 2. M.: Municipal’nyj mir, 2006. 305 s.

3. Liga M. B. Kachestvo zhizni kak osnova obespechenija social’noj bezopasnosti. M.: Gardariki, 2006.

4. Liga M. B., Shhetkina I. A. Kachestvo zhizni: organizacionno-upravlencheskij aspekt. Novosibirsk: Nauka, 2011. 227 s.

5. Romanova I. V. Obraz zhizni odinokih zhenshhin posttrudovogo perioda zhiznedejatel’nosti v sovremennyh uslovijah (na materialah Zabajkal’skogo kraja i Respubliki Burjatija): avtoref. dis. ... d-ra sociol. nauk. Ulan-Udje, 2012. 41 s.

6. Socialisticheskij obraz zhizni / L. I. Abalkin, V. G. Alekseeva, S. S. Vishnevskij [i dr.]. M.: Politizdat, 1984. 232 s.

7. Tolstyh V. I. Obraz zhizni: ponjatie, real’nost’, problemy. M.: Politizdat, 1975. 184 s.

Статья поступила в редакцию 23 апреля 2013 г

cyberleninka.ru

Проект "Культура здорового образа жизни"

МБОУ «ОО Знаменская школа»

ПРОЕКТ

(по биологии и литературе)

«КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Выполнили: учащиеся 6 класса

Проверил:

Кондратенко В.В.

село Знаменка, 2016

Введение……………………………………………………………………3

1. Значение слова «культура» в разных словарях …………………….4

2. Что такое здоровый образ жизни …………………………………….5

3. Советы специалистов о культуре здорового образа жизни………...6

4. Пословицы и поговорки о культуре здорового образа жизни……..7

5. Важность пропаганды культуры здорового образа жизни………….8

Заключение……………………………………………………………….…8

Литература…………………………………………………………………10

Приложение………………………………………………………………..11

Введение

Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском и подростковом, возрасте, когда психика и тело еще только формируются. На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность - 10 %, экологическая обстановка – 20 %, уровень развития медицины – 10 %, несчастные случаи – около 10 %. Но наиболее существенным фактором является образ жизни, которого придерживается человек. Это 50 %. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Как показывает статистика, за время обучения в школе более 50 % детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы.

Уберечь себя от заболеваний и сохранить самое дорогое, что у него есть - здоровье – вполне по силам и самому школьнику. Нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно и продумано, прислушиваться к советам как врачей, так и родителей, педагогов.

Цель проекта: изучить составляющие понятия «культура» здорового образа жизни.

Задачи:

1) найти в справочной литературе значение слова «культура» в разных словарях;

2) разобраться, что такое здоровый образ жизни;

3) узнать советы специалистов о культуре здорового образа жизни;

4) собрать пословицы и поговорки о культуре здорового образа жизни;

5) узнать методы пропаганды культуры здорового образа жизни;

6) сделать выводы, подготовить презентацию и защитить проект.

Значение слова «культура» в разных словарях

КУЛЬТУРА(от лат. cultura — возделывание) – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.

Краткий словарь философских терминов

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) —Культура является предметом изучения истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

Википедия

Культура - (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Энциклопедический словарь

1. Только ед. ч. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе.

2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-н. эпоху, у какого-н. народа, класса.

3. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.).

4. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бакт.).

5. Перен., только ед. ч. Усовершенствование, высокое развитие. Н-р: Актеру требуется культура голоса, движений, физическая культура. (спорт и гимнастика).

Словарь Ушакова

Что такое здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни отдельного человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно – религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках отпущенной Господом земной жизни».

Но основные элементы ЗОЖ примерно одни и те же:

hello_html_m53b248c7.jpg

Советы специалистов о культуре здорового образа жизни

10 советов здорового образа жизни, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать приятной нашу жизнь до почтенного возраста.

1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

2 совет: найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность есть слишком мало.

4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень, орехи, рыба сдерживают появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен способствует снятию стресса. Особенно полезна рыба: защищает сердце и кровеносные сосуды.

5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет подсознательно сформировать цель.

6 совет: укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек кого-то любит.

7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости.

8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь. 9 совет: периодически балуйте себя: иногда позволяйте себе вкусненькое.

10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Иногда полезно и поспорить.

Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой.

Пословицы и поговорки о культуре здорового образа жизни

Веками из одного поколения в следующее поколение передавались о здоровом образе жизни пословицы и поговорки. Они были актуальные раньше и сейчас не утратили своей значимости. Удивительно, как все точно подмечено о здоровом образе жизни и сохранено до наших дней и, естественно, обязательно будет передано следующим поколениям.

Баня — мать наша: кости распаришь, все тело поправишь.

Береги платье снову, а здоровье с молоду.

Болен — лечись, а здоров — берегись.

Больному и мед не вкусен.

Больному и золотая кровать не мила.

Здоровый нищий счастливее больного короля.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

В здоровом теле здоровый дух.

В грязи жить — чахотку нажить.

Все здоровые люди любят жизнь.

Где здоровье, там и красота.

Где всё просто, там живут лет по сто.

Горьким лечат, а сладким калечат.

Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.

Двигайся больше — проживешь дольше.

Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, Здоровье потерял — все потерял.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Добрым быть — долго жить.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Если хочешь быть здоров — закаляйся.

Кто долго жуёт, тот долго живёт.

Если не бегаешь пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.

Ешь, но не жирей – будешь здоровей.

Закаляй свое тело с пользой для дела.

Затхлый воздух и грязная вода для здоровья беда.

Здоров будешь — все добудешь.

Здоровому все здорово.

Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.

Здоровье — всего дороже.

Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

Кто много лежит, у того бок болит.

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

Важность пропаганды культуры здорового образа жизни

К культуре здорового образа жизни нужно приобщаться как можно раньше. Это является важным фактором здоровья: повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний.   Никто не скажет, что это плохо. Значит ЗОЖ нужно пропагандировать среди всех слоёв населения.

Методы пропаганды:

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает, например, лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Метод печатной пропаганды. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки (Приложение 1), стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод — красочная публикация наглядной информации о здоровом образе жизни: фотографии, рисунки, схемы, таблицы, диаграммы и т.д., а также личный пример известных людей, выдающихся личностей, старших братьев, сестёр, родителей, учителей и т.д.

Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы. Это фильмы, клипы, спектакли, инсценировки, презентации (приложение 2), проекты и т.п.

Культура здорового образа жизни – это спорт, музыка, походы, экскурсии, посещение выставок, коллективные обзоры печатных изданий медицинской направленности, уроки здоровья, дни здоровья, часы размышлений и мн.др.

Заключение

Выводы:

  1. Во всех словарях есть указания на то, что слово «культура» от лат. cultura —возделывание, воспитание и обязательно есть указание, что это определённый вид ценности.

  1. Здоровый образ жизни – это не только забота о физическом состоянии тела, но и гармония души и тела.

  1. Советы специалистов о культуре здорового образа жизни объединяют физические нагрузки, умственные упражнения, правильное питания в разумных дозах, позитивный настрой.

  1. Пословицы и поговорки, которые, как известно, возникли ещё до появления письменности, говорят о том, что наши предки уже тогда понимали, что «наше здоровье в наших руках» и стремились это передать своим детям.

  1. Методы пропаганды культуры здорового образа жизни, указанные выше, ориентированы на все слои населения, они просты и всем доступны.

  1. В нашей презентации мы решили не дублировать работу над проектом, а включили тесты, вопросы викторины. Ответы на них подтверждают теоретические материалы.

Итак, культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека. Она отражает его физическое и душевное состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, приобретенных в результате воспитания, самовоспитания, образования, самообразования, воплощенных в ежедневной жизнедеятельности, а в конечном счёте в физическом и психофизическом здоровье.

Литература:

1. Артемьева, Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № – С. 64-71. О культуре здорового образа жизни.

2.    Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39. О системе оздоровления.

3.     Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.

4.     Веч, Г. «Защитить сердцем» / Г. Веч // НаркоНет. – 2010. – № 6. – С. 48-49. Профилактика наркомании.

5.     Володина, Т. Кабачок против табачка: Зима лучшее время бросить курить / Т. Володина // Российская газета. 2010. – № 29. – С. 21.

6.    Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24.Очищение организма.

7.     Гликман, И. З. Наша школа: от старой к новой / И. З. Гликман // Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 32-38. Здоровье школьников.

8.    Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38. Здоровье учащихся.

9.    Дичев, Т. Осторожно дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. – 2009. – № 10. – С. 19-21. О влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей и подростков.

10. http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh/

11. http://stanzdorovei.ru/zdoroviie-obraz/statya-na-temu-zdorovyj-obraz-zhizni.html

12. http://zozhlegko.ru/

Приложение 1

Пищевые добавки:

Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.

Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.

Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.

Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.

Вредные для кожи – Е230-232, Е239.

Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.

Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.

Повышающие холестерин – Е320, Е321.

Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466

hello_html_m27702c79.jpg hello_html_m581f8781.jpg

hello_html_12a7b400.jpghello_html_m22b5f6bf.jpg

hello_html_7c124f42.jpghello_html_18ea9680.jpghello_html_18ea9680.jpghello_html_18ea9680.jpg

Приложение 2

Тест «Твоё здоровье» (страницы 2-4 презентации)

1. У меня плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

3.Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения

Результаты теста:

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам нужно немедленно изменить свои привычки, иначе…

hello_html_4ec817a5.jpg hello_html_mde3a4d5.jpg

infourok.ru

Культура здорового образа жизни

»Здоровье и долголетие»

Культура здорового образа жизниВедение здорового образа жизни всегда будет считаться лучшим способом того, как сохранить и улучшить свое здоровье.

Чтобы приобщить любого человека к культуре здорового образа жизни надо в начале сформировать у него мотив. Каждый человек видит по-своему смысл своей жизни, и также относится к здоровью окружающему его социума.

Основные принципы мотивации здоровья, это возрастной, когда мотив закладывается с детства и деятельный, когда мотив надо формировать вместе с оздоровительными упражнениями. В совокупности эти два принципа формируют мотивацию с полным осознанием того, каким должен быть ЗОЖ. А вот стиль ведения ЗОЖ уже можно определить другими мотивами.

Мотивы, на которых должна строится культура ЗОЖ:

  • Мотив собственной защиты. Человек боится совершить какое-либо действие, потому как, оно будет создавать угрозу жизни и здоровью.
  • Мотив подчинения установкам социума. Каждому человеку приходится, так или иначе, подчинятся правилам и установкам, которые есть в обществе социального типа.
  • Мотив получения удовлетворения от хорошего здоровья. Человеку нравится то, что он хорошо себя чувствует при отказе от пагубных пристрастий, поэтому продолжает действовать в таком же направлении. Например, при систематических занятиях физкультурой, улучшается самочувствие и фигура. Со временем это становится привычкой.
  • Мотив достижения новых целей. Совершенствование самого себя, т.е. имея хорошее здоровье, надо задавать себе цели, уверенно идти в их направлении и в конечном итоге успешно достигать.
  • Мотив маневра. Человек может сам менять свою роль в социуме, а здоровому, открыты многие двери, он может менять работу, переезжать жить в другое место и при этом чувствовать себя свободно.
  • Мотив достижения гармонии в сексуальной жизни. Имея хорошее здоровье, проблем в сексе и привлекательности возникать не будет.

Есть люди, которые чересчур озабочены здоровым образом жизни, все мотивации становятся слишком навязчивыми. Так нельзя, всему нужна мера.

Как сегодня относится к ЗОЖ поколение молодежи?

Сегодня молодежь не особо следит за своим здоровьем, предпочитая, веселиться под дозой спиртного или наркотических средств, думая, что несчастье обойдет их стороной, и только когда что-то произойдет, начинают задумываться о своем образе жизни.

Многие студенты сегодня не учитывают мотива самосохранения. Кроме того, все советы относительно ведения такого образа жизни не пользуются особой популярностью у молодых людей и не вызывают у них бурю положительных эмоций, да и СМИ постоянно рекламируют спиртное и табак.

Чтобы сформировать правильное отношение к тому, каким должен быть здоровый образ жизни, надо приложить немалые усилия. Здесь нужно внедрять для школьников и студентов систему в образование и их воспитание, вырабатывать у них мотив, побуждающий вести здоровый образ жизни. Создается он с установки на ЗОЖ.

Основные правила установки на ЗОЖ

Ни один врач или преподаватель не сможет принудить человека изменить образ его жизни. Только он сам сможет это сделать, имея огромное желание изменить привычный ему образ на новый и здоровый. Сделать это может далеко не каждый, поэтому важно дать себе установку. Под ней следует понимать готовность человека к тому, что его восприятие к окружающему миру будет совсем другим, нежели было раньше. Установке предшествует сильный мотив, цель, у каждого конкретного человека есть своя система ценностей, которой и корректируется установка на ЗОЖ.

Человека трудно заставить пересмотреть свой образ жизни, и тем более трудно понудить отказаться от его пагубных пристрастий, которые приносят кратковременное удовольствие, а в будущем негативное последствие для здоровья. Поэтому отказываясь от вредных привычек в пользу ЗОЖ, человек должен четко понимать, что это принесет ему только пользу, а не вред, он должен иметь сильную заинтересованность в своем здоровье и большое желание изменить свою жизнь к лучшему.

В основе формирования установки должна стоять цель, желание распоряжаться своей жизнью самостоятельно и верить в то, что новый образ будет благотворно оказывать влияние на все сферы жизни любого человека. Кроме того, важно уметь радоваться жизни, воспринимать ее, как праздник, божий дар, ценить то, что имеешь и стремиться к лучшему.

После создания такой установки, надо приступать к ее реализации, уверенно идти вперед и не сдаваться. Цели лучше ставить те, которые можно достичь, однако для этого понадобиться некоторое время, поэтому не стоит опускать руки, если будет одно поражение. За достигнутые цели не забывайте себя поощрять каким-либо удовольствием, например, купите себе подарок, сходите или съездите куда-нибудь. Готовность к принятию нового образа жизни должна иметь устойчивость до конца жизни, а чтобы она не исчезала, чаще думайте о хорошем, о том, что ваше здоровье намного улучшилось, и не поддавайтесь влиянию тех, кто ЗОЖ игнорирует.

Почитайте также:

Как прорастить овес если все

Инжир полезные свойства

Какую воду лучше пить

Как варить кофе в турке

Какая польза чеснока

Облепиховое масло Польза

 

Что еще почитать:

Чем полезен гранат» Чем полезен гранатГранат изумительный фрукт, пожалуй, только ему удается совмещать в себе и прекрасный вкус, и, практически абсолютно количество всех полезных веществ и витаминов

Зеленая аптека» Лечение травамиЛекарственные травы действуют на организм гораздо мягче, чем химические препараты, но и они могут вызвать аллергию. Поэтому важно начинать принимать травы не в сборах, а по одному виду. Если через неделю-две приема данной травы не выявилась аллергическая реакция (сыпь, кашель), то можно добавлять следующую траву и снова ждем

» Талая водаОбязательно готовьте талую воду дома. Талая вода действительно эликсир молодости и здоровья. В литературе описаны случаи полного излечения талой водой от некоторых заболеваний.  Пропагандист метода приема талой воды  А.Д. Лабза, именно используя в пище

Самая полезная каша» Самая полезная кашаСамая полезная каша. Исследования ученых подтверждают, что самой полезной кашей является гречневая, и не случайно ее называют царицей каш. Польза гречневой каши заключается в высоком содержании фолиевой кислоты, клетчатки,

 

 

© 2011-2018 Интернет-журнал "Целебные силы природы" Все права защищены.

sila-priroda.ru

Формирование культуры здорового образа жизни у детей — Мегаобучалка

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достаточно активного долголетия[15;с.55-57].

Существует несколько концепций ЗОЖ. Н.А.Абаскалова считает, что возможность вести ЗОЖ зависит от:

1. пола, возраста и состояния здоровья

2. условий обитания (климат, жилище)

3. экономических условий (питание, одежда, работа, отдых).

4. наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание)

5. отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, малоподвижный образ жизни и т.д.).

Существует множество программ ЗОЖ, включающих в себя различные компоненты, основные из них:

1.Рациональное питание.

Пища должна перекрывать энергозатраты организма, быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы (1-1-4), витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.

2.Оптимальная для организма двигательная активность.

Роль двигательной активности в определении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины». Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

3.Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).

Основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамичная, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды. Это способствует, развитию у ребенка хорошей адаптации к изменяющимся условиям.

4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.

Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.

5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные - отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. У человека эти эмоции нередко приобретают социальную окраску чувства вины, сожалений, угрызений совести.

6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).

К здоровью она имеет самое прямое отношение. Все остальное - и питание, и движение, и гигиена имеет смысл, лишь, когда человеку есть для чего вставать с постели каждое утро, если есть дело, которое кроме него или лучше него никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь.

Исходя из этого необходимо изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций.

Мотивации, которые в основе формирования стиля здоровой жизни.

1.САМОСОХРАНЕНИЕ. Когда человек знает, что, то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает.

Формулировка мотивации «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».

2.ПОДЧИНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды.

Формулировка мотивации «Я подчинюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других.»

3.ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

Формулировка мотивации «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство.»

4. ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

Формулировка мотивации «Если я буду, здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы.»

5.ДОСТИЖЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ КОМФОРТНОСТИ.

Формулировка мотивации «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство».

Как уже отмечалось, возможность формирования культуры ЗОЖ зависит от потребностей ребенка. Иерархия потребностей огромна. Но что весьма важно для педагогов и психологов, это то, что они не существуют, изолировано друг от друга, меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры ребенка, его знаний о действительности и отношения к ней.

Одним из ведущих принципов гуманистической образовательной системы является ЗОЖ. Несмотря на трудности сегодняшнего времени, школа может и должна играть активную роль в укреплении здоровья детей и утверждении ЗОЖ

Таким образом, формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья, изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек, овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными.

Кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных путях его укрепления..

Как уже отмечалось, внедрение ЗОЖ в повседневную деятельность людей должно осуществляться на основе формирования традиций.

Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них культуры ЗОЖ. Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.

megaobuchalka.ru

Формирование культуры здорового образа жизни студентов в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

УДК 671.47

И.А. Золотухина, М.В. Дедловская, Е.В. Беликова ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Состояние здоровья является интегральным показателем, отражающим влияние комплекса факторов окружающей среды, в том числе условий воспитания, обучения, трудовой деятельности, образа жизни. В сохранении и формировании здоровья первостепенная роль отводится самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Наибольшего внимания заслуживает проблема здоровья обучающейся молодежи. Здоровый образ жизни включает в себя способ жизнедеятельности, формирующий человека как субъекта творческого, активного, мотивированного на самосовершенствование и самореализацию, сохранение и укрепление здоровья, формирование нравственных установок и потребностей, исключающих вредные привычки.

Образ жизни можно назвать здоровым лишь в том случае, когда человек сам осознает, что лично он отвечает за свое здоровье и определяет для себя иерархию мотивов, которые будут побуждать его к ведению именно здорового образа жизни. Соблюдение здорового образа жизни обеспечивает человеку не только продолжительную жизнь без болезней, но и высокую работоспособность, гарантирующую достаточное материальное благополучие, как за счет высоких доходов, так и за счет исключения расходов на врачей и медикаменты. Установка на здоровый образ жизни появляется у человека не сама по себе, а формируется в результате определенного психологического и педагогического воздействия. По мнению академика Э. М. Казина [2, с. 10] современные образовательные учреждения должны быть призванными растить физически и психически здоровых граждан, формировать у них потребность в хорошем здоровье, научить ответственно относиться не только к собственному здоровью, но и к здоровью других людей, а также к сохранению среды обитания.

Так, биологическое здоровье определяется степенью саморегуляции организма и гармонией физических процессов; деятельность самого человека обеспечивает уровень и возможности адаптации, саморегуляции и степень соответствия физиологических процессов. Личностно-психологическое здоровье характеризуется как стратегия жизни, обусловленная степенью мотивации на деятельность по поддержанию физического и психического здоровья. Социальное здоровье определяется самочувствием человека или уровнем его социально-психологической защищенности, выступает как мера

56 Бюлопчний eicHHK

социальной активности, которая проявляется через деятельное отношение к миру, к себе, к своему физическому состоянию.

Н. К. Смирнов акцентирует внимание на взаимосвязи здоровья с процессом адаптации, откуда следует, что «здоровье - это ресурс преодоления неблагоприятных воздействий окружающей среды (природной, социальной), адаптации к изменяющимся условиям и сил для изменения этих условий. Состояние полного здоровья - это сочетание оптимальных адаптационных возможностей и высокого функционального резерва организма» [3, с. 16]. По мнению специалистов в области физической культуры и спорта [1] одним из главных аспектов здорового образа жизни является двигательная активность, так как она служит своеобразным естественным мостиком, соединяющим в единое целое социальное и биологическое в человеке. Отсюда следует, что центральным звеном всей методологии здорового образа жизни должен стать эволюционный подход в исследовании феномена физической активности человека.

Определяющую роль для сохранения здоровья студенческой молодежи играет образ жизни. В период обучения в вузе студенты испытывают воздействие целого комплекса факторов, негативно влияющих на состояние здоровья: информационный стресс, недостаточная материальная обеспеченность, необходимость совмещать учебу с работой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания, значительная гиподинамия.

Студенческая молодежь является благоприятной социальной средой для проведения различных профилактических мероприятий в виде лекций, бесед по вопросам ВИЧ-инфекций, табакокурения, принятия наркотиков и др. В этой возрастной группе происходит изменение стратегий поведения, касающегося здоровья. В тоже время эта возрастная группа считается уязвимой в отношении распространения инфекционных заболеваний, употребления наркотиков.

Вузы - это последняя ступень в образовательной среде, где еще можно оказать воспитательное воздействие и сформировать мотивацию на здоровый образ жизни. Создание в каждом высшем учебном заведении условий по формированию у студенческой молодежи мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, - должны стать неотъемлемой частью педагогической деятельности.

Проведенное нами анкетирование студентов показало, что практически все опрошенные считают, что имеют достаточные знания по вопросам здорового образа жизни. Так, 23 % студентов предпочитают консультироваться со специалистами; незначительная часть студентов указала на то, что получает сведения о ЗОЖ от родителей или друзей, а также из курса лекций по дисциплине «Валеология». Так, на вопрос «Считаете ли вы важным вести

здоровый образ жизни, и созданы ли достаточные условия для этого в вузе?» были получены следующие ответы: «Считаю важным, но условия не созданы» -38,6 %; «считаю важным и в вузе созданы все условия для этого» - 24,34 %; «считаю важным, но недостаточно ведется учебно-воспитательная работа по организации и пропаганде ЗОЖ» - 25,7 %; «затрудняюсь ответить» - 11,36 %. 42 % студентов отметили, что проводят за компьютером от 3 до 5 часов ежедневно, 43 % в свободное время предпочитают смотреть телевизор, 28 % - читать художественную или специальную литературу, 7 % - периодически посещают культурно-массовые мероприятия. Примечательно, что 70 % студентов указали на трудности, которые они испытывают при обучении в вузе, что указывает на низкий уровень психофизиологической адаптации.

В числе причин, оказывающих негативное влияние на формирование основ здорового образа жизни, можно считать отсутствие в образовательном процессе дисциплины «Здоровый образ жизни»; недооценку того, что здоровый образ жизни положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, позволяет человеку осознано отказаться от вредных привычек, рационально распределить бюджет времени с использованием средств активного отдыха.

Кроме того, в основе формирования здорового образа жизни лежит мотивация человека на выполнение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей, а, следовательно, приобщение его к культуре здоровья через здоровый образ жизни, что обеспечивает эффективность обучения и качество жизни молодого поколения будущих специалистов. Усилить мотивацию студентов и преподавателей на здоровый образ жизни возможно посредством внедрения в вузы мониторинга физического здоровья и физического развития, который может определяться как система мероприятий, направленных на наблюдение, анализ, оценку и прогноз состояния физического здоровья и физического развития всех участников образовательного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бальсевич, В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека [Текст] / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 22 - 25.

Казин, Э. М. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях её модернизации (на примере Кузбасса) [Текст] / Э. М. Казин, А. И. Федоров, С. И. Петухов // Валеология. - 2002. - № 2. Смирнов, Н. К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике технологии здоровьесберегающего образования [Текст] / Н. К. Смирнов. - М.: Изд-во АРКТИ, 2008. - 288 с.

58 Бюлопчний eicHHK ^Щр -fe

Как цитировать:

Золотухина, И.А., Дедловская, М.В., Беликова, Е.В. (2015). Формирование культуры здорового образа жизни студентов в современном образовательном пространстве. Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, 5 (1а), 55-58.

© Золотухина, Дедловская, Беликова, 2015

Users are permitted to copy, use, distribute, transmit, and display the work publicly and to make and distribute derivative works, in any digital medium for any responsible purpose, subject to proper attribution of authorship.

MH^H

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 3.0 License

cyberleninka.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ Здорового образа жизни

ученика начальной школы

Обоснование актуальности исследования

Повсеместное прогрессирующее ухудшение показателей здоровья детского контингента населения страны, ставят, перед органами управления образованием, администрациями дошкольных учреждений и школ, научными учреждениями края проблему, поиска новых, более совершенных, доступных и, эффективных форм, и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере. В настоящее время основной причиной снижения уровня здоровья всего населения и в особенности детей, являются утрата многих общечеловеческих культурных ценностей и приоритетов (в частности, ценности и уникальности человеческой жизни). Кроме того, проблема здоровья подрастающего поколения связана с социально-экономической нестабильностью; разрушением межнациональных, межкультурных связей; хроническим стрессом и переутомлением. К числу причин относятся также противоречия в сфере образования и культуры (слабая просветительская работа, нет пропаганды здорового образа жизни, отсутствие подготовленных, кадров, необходимой специальной литературы, несовершенная материальная база).

Формирующаяся в настоящее время в России система непрерывного образования предусматривает единое управление, преемственность всех звеньев системы образования и форм обучения, индивидуальное развитие личности ребенка, ликвидацию неграмотности населения по вопросам формирования здорового образа жизни. Эта работа направлена на обеспечение системы знаний для непосредственного практического применения в повседневной жизни, постоянно меняющейся социально-экономической, экологической, морально-психологической обстановке.

Однако помимо перечисленных практических знаний и навыков их применения решающую роль все-таки призвана сыграть культура человека. Учитывая интегративный характер образования, широкие межпредметные связи, представляется исключительно важным формирование основ культуры здорового образа жизни как одного из подходов социализации личности уже с периода младшего школьного возраста.

Исследованиями установлено, что здоровье человека лишь на 7—8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от образа жизни. Учитывая, что в семье вопросами профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ занимаются исключительно редко, мы признаем актуальность; научную, практическую значимость выраженной проблемы. Это обусловило избранную нами тему исследования.

Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни ученика начальной школы.

Предмет исследования - содержание и технологии формирования культуры здорового образа жизни ученика в образовательной социокультурной среде начальная школа.

Целью опытно-экспериментальной работы является апробирование технологии по формированию культуры здорового образа жизни ученика начальной школы, ориентированной на укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.

В основу исследования положена гипотеза; согласно которой, процесс формирования культуры здорового образа жизни ученика начальной школы будет протекать более успешно при следующих условиях:

Социально-педагогические, медико-оздоровительные условия — создание предметно-развивающей; оздоровительной среды, построенной на принципах компетентностно-ориентированного подхода; необходимой научно-педагогической, методической информационной базы; определение соответствующего содержания социально-образовательной деятельности.

Собственно-педагогические условия: модернизация воспитательно-образовательного процесса на основе личностно - деятельностного, диалектического, индивидуально-творческого подходов; внедрение инновационных технологий; изменение организационно-управленческой структуры, предусматривающей рост профессиональной компетентности, мастерства педагогов, уровня педагогической культуры родителей.

Психологические условия - наличие и выраженность субъективной активной позиции деятельности и произвольности мотивации личности.

Задачи исследования:

  • обосновать возможности воздействий и мер по воспитанию физически здорового ребенка, повышении его сопротивляемости неблагополучным факторам внешней среды, воспитанию потребности в здоровом образе жизни;

  • обосновать условия, способствующие формированию культуры здорового образа жизни ребенка – дошкольника – ученика начальной школы;

  • разработать содержание и методы педагогической работы, удовлетворяющие этим условиям;

  • экспериментально проверить влияние разработанной методики на детей дошкольного возраста.

Новизна исследования

1. Культура здорового образа жизни рассматривается как система восприятия и использования опыта оздоровления разных народов при условии сохранения нравственного, гуманистического подхода к окружающему в природе и обществе. Предлагаемая нами модель рассматривает культуру здорового образа жизни как способ социализации личности ребенка на основе гармонии с собой, обществом и природой.

2. Формирование культуры здорового образа жизни в едином педагогическом процессе реализуется на основе компетентностно-ориентированного подхода.

3. В результате эксперимента должна быть получена целостная система формирования общей и культуры здорового образа жизни на основе психолого-педагогической, медицинской диагностики, адекватной коррекции, реабилитации психофизического здоровья детей, повышения резервных возможностей организма.

4. Результатом экспериментальной проверки рабочей гипотезы должна стать модель системы непрерывного образования с соответствующим отбором содержания, форм, технологий работы.

Теоретическая значимость проблемы культуры здорового образа жизни обусловлена целью социализации личности ребенка — формированием личности «новой формации» с новым сознанием и культурой жизненного самоопределения через гармоничное развитие, познание, разумное преобразование и совершенствование природы, общества и человека.

Практическая значимость заключается:

  • в повышении защищенности детей (функциональной, психологической, социальной) в процессе социализации личности ребенка;

  • в разработке научно-методического обеспечения процесса формирования культуры здорового образа жизни, что соответствует потребностям личности и общества;

  • в объединении усилий теории и практики в решении вопросов формирования культуры здорового образа жизни;

  • в обеспечении образовательных учреждений методическими пособиями по культуре здорового образа жизни.

Методологической основой исследования является аксиологический (ценностный) подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и цель общественного развития. В основу методологии исследования положена философская мысль об активном, преобладающем характере человеческой деятельности, а также положение отечественных педагогов и психологов о роли деятельности в формировании личности.

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов:

  • теоретический анализ психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;

  • непосредственное наблюдение за самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста в целостном педагогическом процессе дошкольного учреждения;

  • беседы, опытно-педагогическая работа, количественная и качественная обработка эмпирических данных.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием методов, адекватных задачам и гипотезе исследования, методами обработки экспериментального материала.

Руководствуясь положением, что каждый ребенок растет и развивается в присущем ему темпу, в основу работы с детьми положены следующие принципы:

  • оздоровительной направленности;

  • учета возрастных и индивидуальных особенностей;

  • систематичности и последовательности;

  • «не навреди»;

  • повторения умений и навыков;

  • доступности и индивидуализации;

  • постепенности;

  • формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих людей;

  • всестороннего и гармонического развития личности.

Ожидаемые результаты:

  • воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека;

  • укрепление и охрана физического здоровья детей;

  • приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, укрепление нравственного здоровья ребенка-дошкольника.

План работы

на 2013/2014 год

Создание в начальной школе оптимальных условий для формирования в соответствии с возрастными, типологическими и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.

Создать эффективную систему управления МБОУ, способствующую индивидуализации развивающегося, разностороннего воспитательно-общеобразовательного процесса, становление самостоятельной, физически здоровой личности с нравственными устоями, ценностными ориентациями.

Информационное обеспечение программы эксперимента. Сбор информации состояния, результатах разностороннего развития ребенка на основе диагностики (оперативной, текущей, комплексной).

Сбор информации подготовленности педагогов и родителей. Составление на детей индивидуальных карт.

Материально-техническое обеспечение программы. Развитие материально-технической базы с привлечением бюджетных, спонсорских средств от предоставления платных образовательных услуг.

Изучение состояния материально-технической базы с целью создания условий ее развития.

Работа с детьми. Включать детей в совместную деятельность с педагогами, родителями по развитию физических качеств и обеспечению нормального уровня физической подготовленности личности.

Определение возрастных, типологических и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка и оценка возможности их реализации.

Работа с педагогическими кадрами. Обеспечить условия в освоении опытно-экспериментальной программы.

Обучение педагогов на курсах повышения квалификации. Предоставления возможности выбирать средства, формы и методические программы. Разработка индивидуальных образовательных программ.

Работа с родителями. Включение семьи в опытно-экспериментальную деятельность (знакомство с задачами, целью, сущностью).

Изучение социального статуса каждой семьи ребенка дошкольного учреждения.

Методическое обеспечение программы. Теоретическая и практическая подготовка воспитателей и педагогов по проблеме.

Активно участвовать во всех педагогических мероприятиях района, города, области.

Наблюдение и анализ регулирования программы опытно-экспериментальной работы.

Обеспечить условия наблюдения, анализа и коррекции работы по проблеме.

infourok.ru

Культура Здорового образа жизни

Автор: Захарова Елена Викторовна

Культура здорового образа жизни

Захарова Е.В., воспитатель

МБДОУ №119, г. Братск

 

 «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности,  и тем более в зрелом возрасте».  В.А.Сухомлинский

 

Система здоровья в Дошкольных Организациях

   Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

   Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

   Дошкольный возраст — самый  поддающийся воздействиям  период. В этом возрасте ребёнок быстро обучается и усваивает нормы поведения, осознание  своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям, разумное отношение к своему здоровью, развивается самостоятельность и ответственность. 

   Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.

   Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

   Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

- Занятия физкультурой, прогулки.

- Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

- Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

   Здоровые родители – здоровые дети

   Начало обучения здоровому образу жизни у детей начинается с того, что они берут пример с собственных родителей. Физиологические особенности организма ребёнка заложены уже на генетическом уровне. Но как сделать первые шаги в обучении ребёнка занятиям спортом? Здесь есть множество советов и рекомендаций, однако неизменным остается одна прописная истина – только у здоровых родителей может быть здоровый ребёнок.

Правильное воспитание ребёнка начинается с собственного примера. В современном мире ни у кого из родителей не должно быть дефицита в подобного рода рекомендациях – как выбрать секцию, как выстроить график тренировок, чем лучше всего заниматься но, несмотря на бесчисленные рекомендации врачей и тренеров, детей с проблемным здоровьем почему-то не убавляется.

   В последнее время просто катастрофически увеличилось количество заболеваний сердечнососудистой системы, но самое печальное то, что возраст болеющих неуклонно понижается – всё больше детей страдают болезнями, присущими в прошлом только взрослым.

   На такое развитие событий оказывают влияние 2 фактора – проблемы с окружающей средой и генетическая наследственность. В мире на сегодняшний день около 35% детей имеют проблемы с избыточным весом. Большинство из них по достижению взрослого возраста не избавятся от проблем ожирения, что автоматически записывает этих детей в разряд «группы риска» сердечнососудистых заболеваний.

   Важно понимать, что для детского организма не подходят методики питания и тренировок, которыми привыкли пользоваться мы, взрослые. Больше времени на подвижные игры, и активный образ жизни помогут любому ребёнку избавиться от лишних килограмм. В детстве это сделать гораздо проще! Не забывайте, что у ожирения и гипертонии тесная связь, поэтому контролируйте свой вес и вес ваших детей.

   Активный образ жизни – первая задача! Чем подвижнее ваш ребёнок, тем лучше. Вы, на самом деле, должны этому радоваться! Если же ваш сын или дочь ведёт пассивный образ жизни – это повод задуматься. В детстве малоподвижные дети рискуют заработать на будущее артериальную гипертонию, ишемические болезни сердца и целый ворох иных проблем со здоровьем. И всё это закладывается чуть ли не с первых лет жизни ребёнка его малоподвижным поведением.

   Но есть еще и чисто экономические факторы, влияющие на здоровье ребёнка – если в мегаполисах проблем со спортивными секциями нет (даже долгая дорога до места тренировка не должна быть помехой), то в маленьких городах и в глубинке России с детским спортом настоящая беда. Конечно, в школе появляется некое подобие активного образа жизни, но к этому времени ребёнок уже имеет чёткие предпочтения и придерживается определённого мышления касаемо физкультуры.

   Курение наступает. В наши дни дети начинают курить уже в 10 лет! К 17 годам процент курящей молодёжи равен проценту взрослых курящих. Такие цифры не могут не огорчать.

А вы, уважаемые родители, курите? Если мать и отец курят, то с вероятностью в 80% будет курить и их ребёнок. Как правило, такие люди весьма пассивны. Учёные давно заметили закономерность – чем больше занятий спортом в жизни человека, тем меньше желания потянуться за сигарету.

   Зима. Если в жаркое время года человек склонен больше двигаться, нежели чем вести пассивный образ жизни, то зимой ситуация приобретает иной поворот. Конечно, все дети индивидуальны и каждый организм уникален в плане развития. Помните, что зимой ребёнка нужно одевать так, чтобы он не мёрз, но при этом имел возможность активно двигаться.

Однако не спешите толкать вашего ребёнка в прорубь (для закаливания) посредине января. Всё хорошо в меру. 

   Родители, а теперь о вас.… К сожалению, на работе нам ставят такие условия, что по возвращению домой, нет никакого желания заниматься спортом. Запомните раз и навсегда – ваш ребёнок пристально наблюдает за вами с самого детства – он еще не обладает способностью анализировать что-то, но на подсознательном уровне малыш начинает перенимать ваше поведение. Вам придётся встать с малышом рядом и выполнять то же, что и он. Проблема заключается в том, что со временем человека всё сложнее и сложнее заставить поменять свои взгляды на жизнь. И корень проблемы  в том – как внедрить в семью модель здорового образа жизни – только во взаимодействии всех её членов можно добиться успеха в формировании правильного представления ребёнка о спорте и здоровье в целом.

   Семейный спорт – главное решение  проблем. Если родители выполняют вместе с ребёнком упражнения (по очереди, например) – это является гарантом того, что малыш и в школе и в университете продолжит заниматься физическими тренировками – даже без вашего участия. Будьте терпеливы с детьми – то, что для вас естественно и очевидно, для ребёнка может быть непонятно. Оптимальное время тренировки – 30 минут в день. Такого времени будет вполне достаточно, чтобы ребёнок получил достаточно нагрузки на организм. Вместо того чтобы отрываться на ребенке и скидывать на него ваш негатив, попробуйте (контролируя свои эмоции) поиграть в какую-нибудь подвижную игру – это может быть, футбол, бадминтон или даже просто совместная пробежка. Учёными давно установлено, что стрессовое напряжение отлично снимается занятиями спортом. Например, если вы в гневе, попробуйте отжаться 30 раз. Вот увидите – гнев испарится! Научите этому приёму вашего ребёнка! Ему будет полезно контролировать свои эмоции, и направлять энергию в нужное русло.

   Спорт – лучший антидепрессант. Эмоциональные нагрузки чрезвычайно сильны. Информация давит на нас с каждым днём все сильнее. Когда на ребёнка обрушивается целый шквал школьной программы в совокупности с непониманием некоторых предметов… в этой ситуации еще не научившемуся мудростям жизни малышу трудно самостоятельно расставить акценты. Если ваш сын или дочь будет обладать хорошим здоровьем, двигаться каждый день, то любая проблема будет решаться с наименьшими нервными потерями. Не забывайте, что у  детей свои переживания и свои неприятности. Обязательно научите их правильному отношению к таким проблемам – только спорт может стать «противовесом» депрессии и расстройствам. Когда ребёнок опробует этот принцип на собственном опыте, он уже никогда не откажется от спорта.

   Приучение ребёнка к здоровому образу жизни – это не только физические упражнения и активность на каждый день. Это еще и правильное разъяснение малышу плюсов занятий спортом. Вы должны уделять достаточно времени тому, чтобы ребёнок понял истинный смысл тренировок. Спорт не должен быть для детей наказанием или приказом, упражнения и зарядка должны стать для малыша необходимостью. А ваша задача, как родителя, состоит в том, чтобы ребёнок это правильно понял и полностью осознал.

   Дошкольные организации +семья = здоровые дети

   Семейный клуб «Уроки нескучного здоровья» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Цель - обеспечить преемственность детского сада и семьи в вопросах развития здорового ребёнка-дошкольника, юного жителя города Братска.

Задачи:- создание творческой группы родителей и педагогов, объединенных идеями развития здорового ребёнка путём внедрения современных здоровье сберегающих и здоровье формирующих технологий;- формирование у детей навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;- организация здоровьесберегающей и развивающей  среды  которая будет способствовать формированию навыков здоровья и конструирование вариантов своего здорового образа жизни;- формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья, распространение идей здорового образа жизни.

   Участники проекта: Родители воспитанников, увлечённые идеей воспитания здорового ребёнка, воспитатели группы, инструктор ФК, инструктор ФК бассейна.

   Ожидаемые результаты:  Повышение уровня здоровья воспитанников дошкольного учреждения, повышение посещаемости, снижение заболеваемости детей;

   Изменение отношений в системе ребёнок-родитель, родитель – педагог т.е вовлечение родителей в совместную с детьми , и педагогами деятельность;

 повышение роли семьи в физическом воспитании, оздоровлении и гармоничном развитии детей;

   Проект реализуется по трём направлениям:

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Выпуск информационной продукции.

   Формы работы с детьми:1. тематические выставки.2. совместные игры-занятия с родителями.3.выпуск детской газеты.4. спортивные соревнования с участием детей и родителей.5. спортивные праздники.

   Формы работы с родителями:1. групповые и индивидуальные консультации,2. семинары, практикумы.3. анализ педагогических ситуации.4. обмен опытом семейного воспитания.5. привлечение родителей к распространению идей ЗОЖ.6. совместные мероприятия (развлечения, участие в экскурсиях, дежурство родителей в группе, беседы с детьми).

   Информационная продукция:1. Буклеты, брошюры, памятки.2. Выпуски групповых газет.3. Информационно-тематические отчёты о проделанной работе.

   Семейный клуб - является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить  свои усилия и обеспечить ребёнку комфорт, интересную и содержательную и здоровую  жизнь в Детском Саду и дома.

Литература:

1. Белозерцева И.Н. Здоровьесберегающая педагогика / Иркутск: УВП    

    ИПКРО, 2002г.

2. Козлова С.А. Я-человек /М: «Школьная пресса», 2003г.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии / М: «Вако», 2004г.

4. Максиняевская М.Р. Занятия по ОБЖ с дошкольниками

5. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка / М: Аркти, 2000г.

6. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии / М: «Народное   

     образование», 2004г.

7. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье / «ТЦ Сфера», 2004г.

 

 

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность