НОВОСТИ |
ТЕМА 1 13 Здоровый образ жизни Лекция для. Лекция образ жизни и здоровье здоровый образ жизниТЕМА 1 13 Здоровый образ жизни Лекция дляТЕМА 1. 13 «Здоровый образ жизни» Лекция для студентов 2 -го курса лечебного и педиатрического факультетов Вопросы лекции 1. Общее понятие «здоровье» 2. Репродуктивное здоровье 3. Здоровый образ жизни и его составляющие 4. Факторы, разрушающие здоровье, и их профилактика Вопрос 1 «Общее понятие «здоровье» Артур Шопенгауэр 1788 -1860 «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друга о здоровье и желаем его другу: оно поистине главное условие человеческого счастья» Большое значение имеет духовная составляющая. Об этом еще около 2 тыс. лет назад так сказал в своем трактате «Об обязанностях» древнеримский оратор Марк Туллий Цицерон: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и как бы предтечи не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна, прежде всего, склонность изучать и исследовать истину» . Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям: 1. Устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина; 2. Ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования; 3. Обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства Вопрос 3 «Здоровый образ жизни и его составляющие» Умение адекватно реагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации Умение сохранять психологическую уравновешенность в различных жизненных ситуациях Правила (нормы поведения) для обеспечения личного физического, духовного и социального благополучия и сохранения здоровья Умение правильно строить взаимоотношения в обществе Умение обеспечивать высокий уровень своей физической формы Вопрос 4 «Факторы, разрушающие здоровье, и их профилактика» Алкоголизм По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Прием даже небольших доз алкоголя понижает работоспособность, ведет к быстрой утомляемости, рассеянности, затрудняет правильное восприятие событий. Возникающие при опьянении нарушения равновесия, внимания, восприятия окружающего, координации движений часто становятся причиной несчастных случаев. По официальным данным, только в США ежегодно регистрируется около 400 тыс. травм, получаемых в состоянии опьянения. В Москве до 30 % поступивших в больницы с тяжелыми травмами составляют люди, находящиеся в нетрезвом состоянии. Алкоголь крайне вредно действует на клетки головного мозга, парализуя их деятельность и уничтожая их. Всего 100 г водки губит около 7, 5 тыс. клеток. Пагубно влияние алкоголя на печень: при длительном его употреблении развиваются хронический гепатит и цирроз печени. Употребление спиртных напитков приводит к нарушению сердечного ритма, обменных процессов в тканях сердца и мозга и необратимым изменениям в этих тканях. Гипертония, ишемическая болезнь сердца и другие заболевания сердечно–сосудистой системы вдвое чаще встречаются у людей, употребляющих спиртное, чем у непьющих. Алкоголь негативно влияет на деятельность желез внутренней секреции и, прежде всего, половых: снижение половой функции наблюдается у 2/3 лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель смертности от разных причин у лиц, умеренно употребляющих алкоголь, в 3– 4 раза превышает аналогичный показатель для населения в целом. Средняя продолжительность жизни у пьющих людей не превышает обычно 55– 57 лет. Взаимосвязь алкоголя с преступностью обусловлена формированием под его влиянием личности насильственного типа. С помощью алкоголя преступники вербуют соучастников, вызывая у них снижение самоконтроля, облегчающее совершение преступления. Медицина утверждает, что у трети женщин, употребляющих спиртное, рождаются недоношенные дети, а у четверти – мертвые. Известно, что зачатие в пьяном виде чревато большой опасностью для будущего ребенка. Обследования показали, что из 100 обследованных детей–эпилептиков у 60 родители употребляли спиртные напитки, а у 40 из 100 умственно отсталых детей родители – алкоголики. Физиолог академик И. Павлов говорил: «Какая польза может быть от яда, который приводит людей в состояние безумия, толкает на преступления, делает больными, отравляет существование не только самих пьющих, но и окружающих лиц? С тех пор, как доказан безусловный вред алкоголя с научно– гигиенической точки зрения, не может быть даже речи о научном одобрении потребления малых или умеренных доз алкоголя Табакокурение Курение табака (никотинизм) – вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака, – это одна из форм токсикомании. Основное разрушающее действие на организм человека при курении оказывает никотин. Это сильный яд: смертельная доза для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела, т. е. около 50– 70 мг для подростка. Смерть может наступить, если подросток сразу выкурит около половины пачки сигарет. Немецкий профессор Танненберг подсчитал, что в настоящее время на миллион человек один смертный случай в результате авиакатастроф возникает 1 раз в 50 лет; употребления алкоголя – раз в 4– 5 дней, автокатастроф – каждые 2– 3 дня, курения – каждые 2– 3 часа. Вдыхание задымленного табачного воздуха (пассивное курение) приводит к тем же болезням, которыми страдают курильщики. Исследования показали, что опасность от пассивного курения весьма реальна. Дым от зажженной сигареты, оставленной в пепельнице или находящейся в руке курильщика, – это не тот дым, который вдыхает курящий. Курильщик вдыхает дым, который прошел через фильтр сигареты, в то время как некурящий вдыхает абсолютно неотфильтрованный дым. Этот дым содержит в 50 раз больше канцерогенов, вдвое больше дегтя и никотина, в 5 раз больше окиси углерода и в 50 раз больше аммиака, чем дым, вдыхаемый через сигарету. Для людей, работающих в сильно накуренных помещениях, степень пассивного курения может достигать эквивалента, равного 14 сигаретам в день. Существуют убедительные данные, свидетельствующие об увеличении числа случаев рака легких среди некурящих, которые живут вместе с курильщиками. Независимые исследования в США, Японии, Греции и Германии показали, что некурящие супруги курящих заболевают раком легких в 2– 3 раза чаще, чем жены некурящих. В настоящее время курение глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По мнению специалистов, пристрастие к курению являются одной из разновидностей наркомании: люди курят не потому, что хотят курить, а потому что не могут бросить эту привычку. Действительно, начать курить легко, а вот отвыкнуть от курения очень трудно. В России, к сожалению, число курильщиков за последние 10 лет увеличилось примерно на 14 %. Наркомания и токсикомания В Российской Федерации к наркотическим веществам отнесены морфин, кофеин, героин, промедол, кокаин, эфедрин, гашиш (анаша, марихуана), ЛСД, экстази и некоторые другие. Наркомании и токсикомании развиваются постепенно. Вначале употребление психоактивных веществ обычно связано с желанием просто попробовать и начинается с единичных случаев, затем становится все более частым и, наконец, систематическим. Период эпизодических единичных употреблений является началом болезни, а переход к регулярному приему наркотиков или токсических веществ свидетельствует о появлении зависимости, т. е. серьезном заболевании Специалисты отмечают, что первая проба наркотиков иногда происходит в 8— 10 лет, но чаще всего это случается в 11– 13 лет. В большинстве случаев люди, начавшие употреблять наркотики, никогда не могут избавиться от этой пагубной привычки. Помните! Прием наркотиков – это не средство уйти от проблем, это новые, более сложные и страшные проблемы Благодарю за внимание present5.com Лекция 5 Здоровый образ жизни• Лекция 5. Здоровый образ жизни • 1. Сущность понятия «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) • 2. Принципы здорового образа жизни • 3. Основы формирования ЗОЖ • 1. Понятие о ЗОЖ • Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии ЗОЖ. Это понятие по мнению разных людей оказывается довольно спорным, что связано с двумя проблемами. • 1. Во-первых, в самом здоровом образе жизни человек видит не всю совокупность формирующих его компонентов, а лишь тот аспект, с которым он лучше всего знаком. • Именно этим обусловлено широко известное высказывание « не пить, не курить и заниматься физкультурой» . • 2. Во –вторых, трудности в объективной характеристике ЗОЖ обусловлены тем, что не существует научно обоснованных рекомендаций в отношении почти любого компонента, формирующего жизнедеятельность. • Учитывая то, что человек представляет собой противоречивое единство эволюционного прошлого и социального настоящего, его следует рассматривать с позиций генотипа и фенотипа. • Следовательно, по мнению Э. Н. Вайнера, в определении понятия ЗОЖ необходимо учитывать два отправных фактора – генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности. С этих позиций «ЗОЖ есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни, и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций. ЗОЖ у каждого человека должен быть своим, имеющим собственные специфические особенности. При разработке программы ЗОЖ для каждого человека необходимо учитывать • Его типологические особенности (морфотип, тип темперамента, возрастно-половую принадлежность, национальность, семейное положение, профессию, традиции, материальную обеспеченность). • Кроме того, важное место имеют личностномотивационные особенности человека, его жизненные ориентиры. • Рассмотрим, какие же мотивации лежат в основе формирования ЗОЖ: • 1. Самосохранение – когда человек знает, что какое-то действие угрожает жизни, он его не совершает. • 2. Подчинение этнокультурным требованиям – общество выработало определенные навыки защиты от неблагоприятных воздействий и передает своим потомкам (правила поведения, нормы ). • 3. Получение удовольствия от самосовершенствования – ощущение здоровья приносит мне радость. Я делаю все, что доставляет мне удовольствие • 4. Возможность для самосовершенствования – если я буду здоров, то смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы. • 5. Способность к маневрам – если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в обществе и свое местонахождение, менять профессии и т. д. • 6. Сексуальная реализация – здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии. • 7. Достижение максимально возможной комфортности • В основе ЗОЖ лежат следующие основные положения: • 1. Активным носителем ЗОЖ является конкретный человек. • 2. В реализации ЗОЖ человек выступает в единстве своих биологических и социальных начал. • 3. В основе формирования ЗОЖ лежит личностно – мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей. • 4. ЗОЖ является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье. • Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы считать его здоровым? Рассмотрим факторы образа жизни, которые в нашем повседневном поведении помогают или вредят здоровью. Факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека(табл. ) Факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека(табл. ) Факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека(табл. ) Факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека(табл. ) Факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека(табл. ) • 2. Принципы здорового образа жизни (ЗОЖ) • 1. Принцип ответственности за свое здоровье – обеспечение ЗОЖ возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. А чтобы быть здоровым или вернуть здоровье, требуются значительные собственные усилия. Только изо дня в день, поддерживая и укрепляя свое здоровье, отказываясь от вредных привычек, человек может сохранить до глубокой старости здоровье и высокую работоспособность. • 2. Принцип комплексности – нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделять внимание • Всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни данного человека. • 3. Принцип индивидуализации – каждый человек уникален, поэтому у каждого должна быть своя программа ЗОЖ, в которой должны быть учтены индивидуальные особенности. • 4. Принцип умеренности- для тренировки функциональных систем должны использоваться умеренные нагрузки, т. е. которые вызывают среднюю степень утомления, • последствия которого не должны продолжаться более 24 -36 часов. Меньшие нагрузки не способствуют росту резервов организма, а более значительные могут привести к переутомлению. • 5. Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха – важно таким образом строить образ жизни, чтобы последующий отдых соответствовал характеру выполненной перед этим работы. Например, после выполнения интеллектуальной работы должен следовать физический труд или сон, после сытного обеда – физический покой. • 6. Принцип рациональной организации жизнедеятельности –надо научиться правильно работать и правильно отдыхать. Если под работой понимается любая нагрузка на организм, то каждый ее вид необходимо не • только учитывать, но и планировать, тогда человек сможет в оптимальные для себя сроки выполнять все необходимые дела, избегая перегрузки. • 7. Принцип «сегодня и всю жизнь» -здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий. Известно, что достигнутые результаты в закаливании практически полностью исчезают уже через несколько месяцев после прекращения закаливающих процедур. • 8. Принцип валеологического образования – формирование ЗОЖ имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни • И жизнедеятельности на основе валеологического образования, включающего изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике методы и средства обеспечения ЗОЖ. Чтобы сделать свою жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней, человек должен стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета. • 3. Основы формирования ЗОЖ • У каждого человека должна быть своя система ЗОЖ, как совокупность обстоятельств образ жизни, которые он реализует. Основными особенностями программы должны быть: • - добровольность; • - затрата некоторых физических и других сил; • ориентация на постоянное повышение своих физических, психических и других возможностей. • Создание своей программы ЗОЖ – это длительный процесс, который может продолжаться всю жизнь. В организменения в результате ЗОЖ наступают не сразу, иногда положительный эффект может отсрочен на годы. Поэтому многие люди лишь пробуют переход, но не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. • Это не удивительно, так как ЗОЖ требует отказ от многих привычек, а с другой стороны – регулярные нагрузки и строгую регламнтацию образа жизни. • Для реализации программы ЗОЖ человек может выбрать различные варианты в зависимости от индивидуальных особенностей. • 1) Для тех, кто любит соблюдать четкий жизненный график – это жесткая последовательность действий, расписанная по мероприятиям и времени. То есть все действия, направленные на обеспечение здоровья жестко вписываются в режим дня, с точным указанием времени. • 2) Для привыкших ставить перед собой конкретные цели и добиваться их – четкое разделение • программы на этапы с планированием каждого этапа, его промежуточных и конечных целей. Поэтапное внедрение программы позволяет уточнить цели и задачи каждого этапа, его длительность в соответствии с состоянием здоровья. После выполнения задач 1 -го этапа, осуществляется переход к следующему. • 3) Для привыкших к комфорту и лени- мягкое приближение к желаемому. Этот вариант не заставляет четко планировать распорядок дня или этапы, но принявший его человек считает, что любое оздоровительное мероприятие лучше, чем ничего ( сделать хотя бы иногда, раз в неделю), т. е. важно начать. • 4). Для самых инертных- максимальное вписывание программы в привычный образ жизни. Особенно подходит для людей среднего и старшего возраста, которым трудно отказаться от привычных условий и которые испытывают постоянный дефицит времени. Поэтому элементы ЗОЖ могут включаться в привычный режим. Нужно найти «ниши» , в которые можно было бы встроить элементы ЗОЖ. Важно, после выбора варианта программы, быть настойчивым и последовательным, систематически вносить коррективы в свой образ жизни. Путь каждого человека к ЗОЖ отличается своими особенностями, но важен конкретный результат. • Оценить эффективность ЗОЖ для данного человека можно по ряду биосоциальных критериев, включающих: • 1. Оценку морфофункциональных показателей • - уровень физического развития; • - уровень физической подготовленности. • 2. Оценку состояния иммунитета: • - количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода; • - при наличии хронического заболевания динамику его течения. • 3. Оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни: • - эффективность профессиональной деятельности; • - активность исполнения семейно-бытовых обязанностей. • -широту и степень проявления социальных и личностных интересов. • 4. Оценку уровня валеологических показателей: • -степень сформированности установки на ЗОЖ; • -уровень валеологических знаний; • - уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья; • -умение самостоятельно построить программу ЗОЖ. • Итак, каждый человек должен сделать для себя вывод: стоит ли жить каждый день в свое удовольствие, зная о последствиях такого поведения для здоровья или через заботу о своем здоровье обеспечить себе долгую, здоровую и счастливую жизнь. present5.com Здоровый образ жизни как модель поведенияЛекция: Здоровый образ жизни как модель поведения и как первичная профилактика социальных отклонений ПЕЧОРА 2017 ЛЕКЦИЯ: Здоровый образ жизни как модель поведения и как первичная профилактика социальных отклонений Вопросы лекции: 1.Основные понятия и определения в области ЗОЖ 2.Здоровье сберегающие технологии. 3.Валеологическое образование 1.Основные понятия и определения в области ЗОЖ Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на здоровье человека, является образ жизни, который определяется историческими, социально-экономическими факторами, национальными и религиозными традициями, условиями жизни и личностными особенностями. Образ жизни – это одна из биосоциальных категорий, интегрирующих представление об определенном типе повседневной жизнедеятельности людей в условиях данной общественно-экономической формации. Она характеризует особенности быта и труда, использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в общественной жизни, норм и правил поведения. При анализе образа жизни выделяют его основные параметры: социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главным в образе жизни человека является то, как он (или социальная группа) живет, каковы у них основные способы и формы жизнедеятельности, а также ее направленность. При этом каждая социальная группа имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т.д. Будучи обусловленным преимущественно социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его жизни, состояния здоровья и функциональных возможностей. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень, качество и стиль жизни. Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). Стиль жизни – поведенческая особенность повседневной жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и физиология личности (социально-психологическая категория). Особым разнообразием при оценке категорий образа жизни отличается концепция качества. При конструировании и анализе этого понятия более всего сказывается субъективное начало в жизненных подходах и произвольность трактовки. В число наиболее распространенных элементов, рассматриваемых с качественной стороны, включаются:
Оценивая значение каждой из категорий образа жизни в формировании здоровья, следует отметить, что при сравнимой роли уровня жизни, имеющего в основном общественный характер, здоровье человека в значительной степени зависит от стиля жизни, который носит преимущественно персонифицированный характер. В сфере современной медицинской науки образ жизни можно определить, как объем жизнедеятельности человека, адекватный индивидуальным потребностям и возможностям его организма, обеспечивающий определенный уровень его здоровья. В то же время образ жизни человека означает и выбор определенного способа жизни, сделанный им самим с учетом социальных, экономических возможностей, предоставленных обществом, и биологических особенностей его организма. Этот выбор в значительной степени зависит от конституциональных характеристик индивида. Понятие "здоровый образ жизни" объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как на абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Применительно к определению здоровья в изложении ВОЗ, здоровый образ жизни можно представить и как посильную, сообразно с предоставленными обществом и собственными возможностями, реализацию своего образа жизни с целью достижения не только отсутствия болезней, но и состояния полного физического, психического и социального благополучия. То есть здоровый образ жизни, являясь концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни со здоровьем, по существу выступает в качестве позитивной производной образа жизни. Здоровый образ жизни выражает предметную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением человеком своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Понятие "здоровый образ жизни" подразумевает такие составляющие, как благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий, положительные эмоции. Приведенные характеристики позволяют говорить о том, что здоровый образ жизни человека является частью общей культуры личности, отражающей его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психическом здоровье. 2.Валеологическое образование Необходимость формирования культуры здоровья через образование как социальный институт привело к возникновению различных педагогических технологий, связанных с вопросами формирования ценностного отношения к своему здоровью, обобщивших представления о здоровье, здоровом образе жизни. Одной из основных причин необходимости введения и внедрения здоровье развивающих (ранее называемых здоровье сберегающими) технологий в детские и другие образовательные учреждения, которые бы смогли своим содержанием, средствами и методами снять острейшую проблему современности, является резкое ухудшение состояния здоровья детей и подростков, особенно в раннем онтогенезе, связанное в значительной степени с низкой валеологической культурой населения. Валеология - это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, активный образ жизни, приучаться к нему с самого детства. Разрешить эту проблему воспитания на основе целостного подхода к здоровью человека в условиях общего образования можно путем целенаправленного формирования культуры здоровья личности как ее интегративной характеристики. Будучи базовой ценностью человека, ЗОЖ как основа культуры здоровья обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, создает предпосылки для гармоничного развития личности, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к учебной деятельности. Культуру здоровья школьников необходимо формировать как в учебное время (при изучении таких дисциплин, как физическое воспитание, ОБЖ, литература, русский язык, математика, биология и др.), так и во внеучебной деятельности (валеологичсское просвещение родителей, поскольку установки и жизненные ценности, закладывающиеся в семье, немаловажны для формирования ЗОЖ личности, спортивно-оздоровительные мероприятия помогают школьникам снять утомление после учебного дня, способствуют физическому развитию и укреплению здоровья). Усилия в этом направлении при обеспечении учебно-воспитательного процесса оказываются более эффективными у педагогов, которые используют интерактивные методы и разнообразные формы обучения, в том числе проблемное изложение учебного материала; игровые формы учебной деятельности (разгадывание кроссвордов, загадок, ролевые игры и создание педагогических ситуаций, формирующих позитивное отношение к своему здоровью и сознательное желание беречь его). Кроме того, в ряде школ существует традиция проведения спортивных праздников и дней здоровья с приглашением врача-нарколога, психотерапевта, диетолога, спортсменов и др. То есть валеологическое образование – это не только процесс передачи знаний, но и организация ЗОЖ учащихся в системе их досуга и жизни в семье, физическое развитие во внеклассной деятельности.
При формировании культуры здоровья (валеологической культуры) школьников необходимо учитывать три ее компонента: валеологическую образованность, валеологическую сознательность и валеологическое поведение. Валеологическая образованность (когнитивный компонент) предполагает создание информационной среды, обеспечивающей возможность познания своих физических, физиологических, психологических, социальных, нравственных, интеллектуальных особенностей; создающей условия для свободного творческого поиска, решения проблем, связанных с пониманием сущности здоровья и ЗОЖ. Валеологическая сознательность (эмоционально-оценочный компонент) строится на личностном отношении подростка к ЗОЖ и воплощается в его представлениях, ориентациях, чувствах, которые закрепляются в убеждениях, их результатом становится идеал здоровья, главный компонент которого – отношение к нему. Из системы представлений, взглядов, ориентаций, убеждений личности вытекает ее направленность как интегративная характеристика личности школьника, грамотного в отношении здоровья, ЗОЖ. Важный компонент валеологической сознательности обучающихся – чувства, в которых они проявляют свое отношение к здоровью, образу жизни, окружающей среде. В целом чувства активизируют познавательные усилия индивида и волю, подготовку к деятельности, настойчивость в ее выполнении, что особенно ярко проявляется в борьбе некоторых школьников со своими вредными привычками. По-видимому, именно в сфере чувств формируются оценка и предпочтение отношения, действия, позиции, занимаемой человеком на пути к своему здоровью. Именно в ходе развития валеочувств школьников складываются соответствующие убежденность и мировоззрение их личности. Валеологические отношения существуют не только как элемент сознания. Они проявляются и как действия, поступки людей (уважение другого человека, умение противостоять стрессовой ситуации и помочь справиться с ней по-другому, положительное влияние на людей, имеющих вредные привычки, пропаганда ЗОЖ среди окружающих личным примером и разъяснительными действиями). Иначе говоря, вступая в отношения с людьми, человек обнаруживает определенную направленность своего поведения. Рассматривая потребности личности как психологический компонент ее направленности в культуре здоровья, некоторые авторы (А. М. Митяева, А. В. Потемкина, Е. В. Руденко) считают, что они являются пусковым механизмом эмоциональных состояний, интересов, ценностных ориентаций, привычек для соответствующего образа жизни. Однако валеологические потребности не могут формироваться без убежденности в личной и социальной значимости ценности здоровья. На основе данных потребностей происходит становление устойчивых мотивов валеологической деятельности. Валеологическое поведение (поведенческий компонент) состоит из поступков и действий. В поступках раскрывается отношение личности к своему здоровью и ЗОЖ. Это не только единица поведения личности, но и необходимый связующий момент валеологических отношений между людьми. Систематически совершая валеопостуики, ребенок вырабатывает привычку, рассматриваемую психологами как автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях становится потребностью. Решающее значение приобретает ощущение приятного удовольствия, вызываемое самим функционированием и связанное со снижением активности сознания школьника при многократно совершаемом однотипном действии по привычке. Процесс формирования валеологических привычек, когда их выполнение – дело само собой разумеющееся, характеризует высший уровень развития культуры здоровья личности. Такое поведение предполагает единство слова и дела, мотива и поступка, наличие активной жизненной позиции. Здоровый образ жизни имеет многоплановый характер. Прежде всего это стремление к физическому совершенству, достижение психической гармонии в окружающем мире, обеспечение полноценного питания, исключение из жизни многочисленных аспектов саморазрушающего поведения, соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма, его очищение, установление адекватных режимов деятельности и отдыха. Вопросы для самоконтроля:
multiurok.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |