НОВОСТИ |
Роль урока физической культуры в формировании здорового образа жизни школьника. Роль физкультуры в формировании здорового образа жизни школьникаРоль уроков физкультуры в формировании здорового образа жизни у учащихсяРоль уроков физкультуры в формировании здорового образа жизни у учащихсяКрепкое здоровье и хорошо развитая способность адаптации к действию факторов окружающей среды являются одним из наиболее важных условий формирования личностных качеств человека, развития его природных способностей и наклонностей, эффективной учёбы, плодотворного труда, благополучия и активного творческого долголетия. Начальные знания о здоровом образе жизни дети получают ещё в дошкольном возрасте, в семье, но нередко эти сведения содержат неточную, ненаучную информацию о том, как жить так, чтобы оставаться здоровым человеком. Школьники не имеют соответственных здоровому образу жизни навыков и умений, необходимых в повседневной практической деятельности. Занятия физической культурой и спортом, как важнейший компонент здорового образа жизни учащихся, обеспечивают в оптимальном режиме полный объём двигательной активности, необходимой для поддержания резистентности организма и укрепления здоровья, повышение его адаптационных возможностей. Они предупреждают развитие у подростков устойчивой гиподинамии и её последствий, возникновение болезней опорно–двигательной, сердечно – сосудистой, нервной систем. Организация методики по формированию понятия ЗОЖ у школьников предполагает развитие интереса, потребности в изучении данного вопроса путем углубления и расширения знаний учеников о своём здоровье, его факторах, среди которых особое место отводится физической культуре, принципам и нормам сохранения и укрепления здоровья. Этот результат достигается обращением учителя на уроках к валеологическому материалу, осуществлением контроля деятельности учеников по самооздоровлению, преобразованию сведений о сохранении здоровья в личностнозначимые, близкие ученикам. Характерной чертой методики проведения уроков физвоспитания является создание доброжелательной атмосферы свободного, творческого и жизнерадостного состояния учащихся. Задачи укрепления здоровья должны ставиться выше формального выполнения нормативов и тестов. Повышают результативность уроков физического воспитания экскурсии (в физдиспансер), походы в выходные дни, участие в туристических слетах. Встречи с медработниками, родителями, спортсменами и другими людьми–специалистами в области здравоохранения, физкультуры и спорта оказывают положительное влияние на формирование ценностных ориентаций подростков. Таким образом, уроки физвоспитания, построенные с учетом дифференциации, индивидуализации комплексов упражнений, проникнутые идеями гуманизации и демократизации, обогащенные нестандартными формами и видами работ, в значительной мере обеспечивают комплексный подход к формированию понятия здорового образа жизни и воспитывают установку на сохранение и укрепление собственного здоровья и благополучия окружающих. На уроках физкультуры необходимо уделять внимание подготовке учащихся к применению в повседневной жизни полученных знаний и умений по ведению ЗОЖ, проведению самостоятельных занятий по физической культуре, самооздоровлению. Формировать такие качества личности, как целеустремлённость, трудолюбие, сила воли, настойчивость, дисциплинированность. Необходимо внедрять идеи самосовершенствования, работы над собой, развития положительных качеств своего характера и борьбы со слабостями, недостатками, отрицательными наклонностями, недопустимости возникновения пагубных стремлений, разрушающих психическое и физическое благополучие, нравственное и моральное здоровье. Вернуться к началу infourok.ru Роль урока физической культуры в формировании здорового образа жизни школьникаРоль урока физической культуры в формировании здорового образа жизни школьника. В современном обществе наблюдается тенденция потери здоровья школьников. Учебно-воспитательный процесс с большим объемом нагрузки, особенно в области сенсорного и умственного развития неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья детей. При этом отмечается некоторая обратная зависимость между увеличением умственной нагрузки, которую школьник получает в результате большого потока информации, и недостаточной двигательной активностью. Здоровье учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Разумно организованная, динамичная деятельность школьников служит ключевым инструментом организации их досуга, что во многом определяет их устойчивость к наркотическому влиянию и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды. У школьников различный уровень физической подготовки. Поэтому заниматься с полной отдачей на уроках, которые проводятся в едином формате для всех, каждый ученик не может. До сих пор уроки физкультуры в школе нельзя назвать общедоступными. Здесь необходим индивидуальный подход и возможность выбора. Девочкам, скорее всего, были бы интересны уроки, в которые включены элементы аэробики, а мальчиков привлекли бы силовые занятия. Необходимо избавиться от формального подхода в организации основных и дополнительных занятий физкультурой. Основная функция, которая возлагается на школу в плане физического воспитания детей – это развитие ловкости, гибкости и других физических навыков. Для решения этой задачи необходимо использовать весь имеющийся у учебных заведений арсенал: водные процедуры, занятия в бассейне, физкультминутки, подвижные игры на переменах и динамичные паузы в середине уроков, прогулки на свежем воздухе. Нужно сделать упор на увеличение двигательной активности школьников. Только в этом случае они смогут выполнить нормативы, а уроки физкультуры перестанут быть для многих наказанием. Очень важно, как проводятся уроки в начальном звене. Именно там закладывается «школа» движений. Уроки должны проводились в форме игры, так как она является ведущей формой деятельности в этом возрасте. В среднем звене важно установить контакт с учениками и в этом помогает диалог, как форма воспитания через общение. А уже в старшем школьном возрасте приоритетным становится самостоятельность, уважение к которой помогает влиять на выбор стиля жизни. Так же несомненным плюсом занятий физической культурой в школе является то, что пока позволяет погода - все занятия проводятся на улице. Основная задача учителя физической культуры воспитывать потребность в двигательной активности и формировать навыки для последующей реализации в повседневной жизни. Поэтому задачами учителя физкультуры в школах являются: помочь формированию личности ученика, выработке им стратегии на жизненную перспективу, восприятие в единстве прошлого, настоящего и будущего; подготовить к соблюдению рационального режима учебы, труда и отдыха, двигательного режима, соблюдению правил личной гигиены; ознакомить с различными видами оздоровления, спорта; научить общению в процессе занятий физической культурой и спортом. Следует уделить внимание формам сотрудничества с родителями, путям привлечения их к совместным физкультурно-оздоровительным мероприятиям, праздникам, соревнованиям. Спектр возможностей сотрудничества учителя физкультуры с родителями, а также со своими коллегами, классным руководителем, школьным психологом очень широк. У всех современных школ есть потенциал укрепления здоровья, а здоровая школа может стать единым «справочником» для учителей, родителей, работников здравоохранения, руководителей системы образования и, конечно, для самих учащихся. doc4web.ru Роль урока физической культуры в формировании здорового образа жизни школьникаРоль урока физической культуры в формировании здорового образа жизни школьника. В современном обществе наблюдается тенденция потери здоровья школьников. Учебно-воспитательный процесс с большим объемом нагрузки, особенно в области сенсорного и умственного развития неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья детей. При этом отмечается некоторая обратная зависимость между увеличением умственной нагрузки, которую школьник получает в результате большого потока информации, и недостаточной двигательной активностью. Здоровье учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Разумно организованная, динамичная деятельность школьников служит ключевым инструментом организации их досуга, что во многом определяет их устойчивость к наркотическому влиянию и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды. У школьников различный уровень физической подготовки. Поэтому заниматься с полной отдачей на уроках, которые проводятся в едином формате для всех, каждый ученик не может. До сих пор уроки физкультуры в школе нельзя назвать общедоступными. Здесь необходим индивидуальный подход и возможность выбора. Девочкам, скорее всего, были бы интересны уроки, в которые включены элементы аэробики, а мальчиков привлекли бы силовые занятия. Необходимо избавиться от формального подхода в организации основных и дополнительных занятий физкультурой. Основная функция, которая возлагается на школу в плане физического воспитания детей – это развитие ловкости, гибкости и других физических навыков. Для решения этой задачи необходимо использовать весь имеющийся у учебных заведений арсенал: водные процедуры, занятия в бассейне, физкультминутки, подвижные игры на переменах и динамичные паузы в середине уроков, прогулки на свежем воздухе. Нужно сделать упор на увеличение двигательной активности школьников. Только в этом случае они смогут выполнить нормативы, а уроки физкультуры перестанут быть для многих наказанием. Очень важно, как проводятся уроки в начальном звене. Именно там закладывается «школа» движений. Уроки должны проводились в форме игры, так как она является ведущей формой деятельности в этом возрасте. В среднем звене важно установить контакт с учениками и в этом помогает диалог, как форма воспитания через общение. А уже в старшем школьном возрасте приоритетным становится самостоятельность, уважение к которой помогает влиять на выбор стиля жизни. Так же несомненным плюсом занятий физической культурой в школе является то, что пока позволяет погода - все занятия проводятся на улице. помочь формированию личности ученика, выработке им стратегии на жизненную перспективу, восприятие в единстве прошлого, настоящего и будущего; подготовить к соблюдению рационального режима учебы, труда и отдыха, двигательного режима, соблюдению правил личной гигиены; ознакомить с различными видами оздоровления, спорта; научить общению в процессе занятий физической культурой и спортом. Следует уделить внимание формам сотрудничества с родителями, путям привлечения их к совместным физкультурно-оздоровительным мероприятиям, праздникам, соревнованиям. Спектр возможностей сотрудничества учителя физкультуры с родителями, а также со своими коллегами, классным руководителем, школьным психологом очень широк. У всех современных школ есть потенциал укрепления здоровья, а здоровая школа может стать единым «справочником» для учителей, родителей, работников здравоохранения, руководителей системы образования и, конечно, для самих учащихся. globuss24.ru Статья на тему "Роль физической культуры в формировании ЗОЖ"Роль физической культуры в формировании ЗОЖ Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо С давних времен проблема сохранения здоровья человека была одной из важнейших факторов здорового образа жизни. Особенно остро стоит вопрос укрепления здоровья и улучшения показателей физической подготовки у подрастающего поколения. На протяжении 5 лет я веду работу по обучению и физическому воспитанию школьников. Каждый учитель физической культуры – это и учитель, и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. Оттого, как он сумеет поставить урочную и внеклассную физкультурно-оздоровительную работу в школе, зависит успешное решение задачи укрепления здоровья учащихся. Регулярные занятия физической культурой способствуют не только укреплению здоровья, но и значительно повышают эффективность учебного процесса. «Учеба и спорт должны находиться «в одной упряжке». Здоровый образ жизни школьника необходимо формировать уже с раннего детства. Из опыта своей работы могу сказать, что у детей регулярно посещающих уроки физической культуры, кружки, внеурочные мероприятия лучше сформированы физические качества, снижена заболеваемость Целью своей работы является формирование здорового образа жизни школьников, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для этого. В ходе этой работы были выявлены следующие задачи:
Для решения поставленных целей и задач использовала традиционные и инновационные подходы к формированию здорового образа жизни учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни. Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс. Учебные занятия, являются основной формой физического воспитания; массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой. Данный процесс должен носить систематический характер. Только тогда он дает положительный результат. В спорте человек себя утверждает. Именно спорт помогает воспитанию характера, воли, личности ребенка. Учитель воспитывает учащихся в духе преодоления трудностей, ведет их по пути «от простого к сложному», от изученного к неизученному, На мой взгляд, спорт помогает быть сильным, порождает желание стать востребованным в обществе, сохранять собственное достоинство, Даже в условиях слабой материально-технической оснащенности, но при правильно организованной системе физического воспитания. можно добиться больших успехов и хороших результатов по физической подготовленности. Поэтому работая над формированием компетенций личностного самосовершенствования учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, я уделяю большое внимание следующим аспектам:
Особой популярностью пользуются уроки, в которых используются соревновательные и игровые формы и методы работы. Участвуя в них, школьник стремится показать наиболее высокий результат и победить, а это способствует выработке необходимых физических и психологических качеств (целеустремленности, настойчивости, решительности, быстроте, ловкости и т.д.). Разнообразные современные образовательные технологии вызывают интерес и желание вести здоровый образ жизни, принимать участие и побеждать в городских и республиканских соревнованиях. В последние годы, учащиеся школы участвуют в научно-практических конференциях. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, позволила укрепить здоровье учащихся, увеличить количество детей, систематически занимающихся в спортивных кружках и секциях, повысить активность детей и их родителей в массовых спортивных мероприятиях. Она влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, осуществляет социальную адаптацию, усиливает мотивацию ее саморазвития, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека. Список использованной литературы 1.Богданов Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников.— М.: Просвещение, 1972.—143 с. 2.Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с. 3. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред., Круцевич Т.Ю. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с. 4.Теория и методика физической культуры/Под ред.,Ю.Ф. Курамшина,В.И.Попова.–СПб.:СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта,-199 –374 с. 5. Фомин Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1972.—256 с. 6.Электронный ресурс: Российское образование. Федеральный портал.http://www.edu.ru infourok.ru Статья "Роль физической культуры в формировании ЗОЖ"Роль физической культуры в формировании ЗОЖ «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо С давних времен проблема сохранения здоровья человека была одной из важнейших и уже в глубокой древности к физической культуре относились как к составляющей здоровья. В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире. Особенно остро стоит вопрос укрепления здоровья и улучшения показателей физической подготовки у подрастающего поколения (дошкольники, учащиеся, студенты). С каждым годом, согласно официальной статистике, возрастает число молодых людей, подверженных вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, наркозависимость, т. п.). Здоровый образ жизни несовместим с подобного рода явлениями, ведущими к постепенной деградации общества. Главным и обязательным компонентом ЗОЖ является систематическое получение человеком физических нагрузок, в первую очередь, благодаря занятиям физической культурой и спортом. Не секрет, что регулярные занятия физической культурой способствуют не только укреплению здоровья, но и значительно повышают эффективность учебного процесса. Поэтому вопрос сохранения интеллектуального, научного потенциала страны напрямую зависит от правильного физического воспитания. Образно выражаясь, учеба и спорт должны находиться «в одной упряжке». Здоровый образ жизни школьника является основой его хорошего самочувствия, умственного и физического здоровья. Формировать его нужно еще со школьной скамьи, так как именно в это время у человека возникает определенный образ жизни, который впоследствии уже очень сложно изменить. Важно соблюсти четыре критерия. Школьники должны правильно питаться, проявлять физическую активность, соблюдать режим дня и отказаться от вредных привычек. Следуя этим рекомендациям, можно сохранять отличное самочувствие долгие годы. Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников: - учебные занятия являются основной формой физического воспитания и могут оказывать непосредственное влияние на процесс формирования основ здорового образа жизни школьников; - занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся; - физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха школьников, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни; - массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни. Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с родителями и врачом. Данный процесс должен носить систематический характер. Только тогда он дает положительный характер. Важнейшая, уникальная особенность учебного предмета «Физическая культура» состоит не в процедурах двигательного натаскивания, а в имеющемся у него потенциале для формирования особенных компетенций, специальных знаний, практико-методических умений, способов познания собственного организма и целесообразного воздействия на его функции. Всё это может быть реализовано только в процессе полноценного преподавания данного учебного предмета в качестве общеобразовательной дисциплины. Готовность педагогических кадров к инновационной деятельности в профессиональной сфере, базирующаяся на компетенциях инновационной деятельности и практическом опыте знакомства с различными вариантами её осуществления, выступает сегодня главным критерием оценки деятельности учителя. Инновационная готовность учителя физической культуры выражается через отношение педагога к нововведениям, целям физической культуры, ученику как субъекту деятельности и собственной учебной деятельности. Установлено, что основными компонентами готовности к инновационной деятельности учителей по физической культуре являются устойчивая мотивация к инновационной деятельности; нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач. Компонентами готовности к инновационной деятельности являются уровень развития знаний, навыков и умений по проведению занятий по физической культуре; уверенность в своих силах и способностях; творческое мышление; сообразительность при решении профессиональных задач. Задачи, реализуемые на уроках физической культуры таковы: - развивать познавательный интерес к процессам, происходящим в организме занимающихся при физической нагрузке; -ориентировать учащихся на здоровьеформирование и здоровьесбережение; -создавать ситуации успеха, стимулировать желание заниматься самостоятельно; -воспитывать у учащихся положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной деятельности. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека. infourok.ru О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихсяО повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся среднего звена
Содержание:
Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся …………………………………………………………………………..1 1. Общие предварительные сведения о здоровом образе жизни. ……………2 1.1. Исторический экскурс. …………………………………………………..….2 1.2. Определение и основные черты здорового образа жизни. ………………3 1.3. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни. ………3 1.4. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека. ……………………………………………………………….………….3 2. Структурные группы здорового образа жизни. …………………………….4 2.1. Созидательно-преобразующая группа. …………………………………….4 2.2. Восстановительно-оздоровительная группа. ………………………………4 2.3. Развивающе-поддерживающая группа. ……………………………………4 3. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня учащегося ………………….5 3.1. Учебное время. ……………………………………………………………….5 3.2. Внеучебное (занятое) время. ………………………………………………..5 3.3. Свободное время. ……………………………………………………………6 4. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащегося. ……………………………………………..6 Заключение. ………………………………………………………………………6 Литература. ………………………………………………………………………7 1. Общие предварительные сведения о здоровом образе жизни.
1.1. Исторический экскурс.
Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие ЗОЖ порождено событиями последних десятилетий. Действительно, о ЗОЖ в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно-таки настойчиво в последние 10-15 лет. Но это вовсе не означает, что ЗОЖ – явление сугубо современное. История убедительно свидетельствует о том, что истоки ЗОЖ лежат во временах седого и чрезвычайно далекого прошлого. Общеизвестно, что биологическая жизнь на Земле существует более 3 млрд лет, что в основе существования биологических (растительных и животных) организмов был и остается их приспособительный образ жизни к окружающей действительности. В течение последних 3 млн лет на Земле начался процесс формирования человеческого сообщества. Человеческая цивилизация — качественно новая эпоха развития жизни на Земле. И суть всех этих качественных перемен состоит в том, что с первых шагов своей жизни человечество вело созидательно-преобразующий образ жизни (ОЖ). Человечество так же приспосабливалось и продолжает приспосабливаться к тем или иным факторам и капризам окружающей действительности. Но эти приспособительные действия никогда не были основным, главным смыслом жизни человека. С первых шагов своей жизни человечество совершенствовалось и продолжает совершенствоваться в трудовой деятельности, в созидании и сотворении материальных и культурных ценностей. В этом был и остается основной смысл человеческой цивилизации, человеческого бытия. Зарождение ЗОЖ напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, его способностями далеко и метко бросать камни, копья, дротики и т.д.; когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей (5). Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности. Практически во все времена, во всех государственных образованиях эти проблемы в той или иной мере решались. В спартанской, афинской и римской (рабовладельческих) системах обучения и воспитания всем этим вопросам (в особенности военного и физического воспитания) уделялось повышенное внимание (4). Примечательно, что великий древнегреческий врач и прогрессивный мыслитель Гиппократ (5-4 вв. до н.э.) в своих трудах неоднократно подчеркивал огромную значимость ЗОЖ в укреплении здоровья эллинов. В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.И. Ленина, А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование. В СССР (1978) по данным ЮНЕСКО была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения нашей страны. 1.2. Определение и основные черты здорового образа жизни
Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек - умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности; - владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда; - постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности; - самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье. Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией -- важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ учащегося. ЗОЖ – отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.
1.3. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни
ЗОЖ – категория социальная. И тогда, когда мы говорим о ЗОЖ, то конечно же подразумеваем, что речь идет о жизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). И вместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество (человек) является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, что законы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир. Все биологические системы человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основе биологических законов и закономерностей. Но так как человек – существо социальное, а социальная деятельность человека является определяющей в его жизни, то все биологические системы человека были перенацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни (созидал, творил, строил, преобразовывал, совершенствовал и т.д.), чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился и трудился, строил и созидал, творил и облагораживал, оберегал и защищал. Биологическая энергетика, проходя через человеческое существо, через центральную нервную систему, через сознание и рукотворную деятельность, преобразуется в социальные творения. Биологическое преобразуется человеком в социальное. Биологическая энергия – основной источник сотворения всей человеческой материальной и духовной культуры.
1.4. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека
Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять. Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ОЖ, на 20% -- экологическими; на 20% -- биологическими (наследственными) факторами и на 10% -- медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь (6).
2. Структурные группы здорового образа жизни В ЗОЖ выделяют три структурные группы.
2.1. Созидательно-преобразующая группа
К этой структурной группе относят все те виды жизнедеятельности, в процессе которых человеком производятся материальные, культурные и духовные ценности, поддерживается мир и стабильность в обществе, воспитывается подрастающее поколение, оказывается медицинская помощь и т.д. Молодое поколение (и в частности, учащиеся) осваивают научные знания и достижения предшествующих поколений. В процессе созидательно-преобразующей деятельности человек, как правило, расходует запасы своих сил и энергии, качеств и способностей, умений и навыков. Крайне важно, чтобы эта деятельность была высокопроизводительной, эффективной и малозатратной, чтобы она осуществлялась на основе последних, наиболее совершенных научно-практических достижений, на основе норм и правил НОТ.
2.2. Восстановительно-оздоровительная группа
К этой структурной группе относятся все те виды человеческой жизнедеятельности, которые нацелены на восстановление и оздоровление человеческого организма в послепроизводственный (послеучебный) период. Характер и направленность восстановления и оздоровления, в конечном счете, предопределяется содержанием и особенностями трудовой (производственной, учебной, профессиональной) деятельности. Крайне важно, чтобы в обществе сложилась научно-обоснованная система мер, направленная на восстановление и оздоровление человека, чтобы в ней нашли свое место полноценное (но без излишеств) питание, нормальный сон, активный отдых, соблюдение норм личной и общественной гигиены, чтобы организм получал ежедневную норму физических движений и т.д. Бедность и безработица, трудовая занятость на 2-3 работах и низкая оплата труда, недооценка восстановительно-оздоровительной деятельности, пассивный отдых, алкоголизм, табакокурение и т.д. привели к резкому росту смертности россиян, снижению рождаемости, детской беспризорности и другим негативным последствиям нашей жизни.
2.3. Развивающе-поддерживающая группа
К этой структурной группе ЗОЖ относятся все виды человеческой жизнедеятельности, которые направлены на развитие и совершенствование физических сил, качеств, способностей, здоровья человека. Двигательная деятельность, физические упражнения и спорт были и остаются единственным средством развития и укрепления человеческих сил и энергии, его физических качеств и способностей. Крайне важно, чтобы каждый человек научился сам осознанно, без какого-либо принуждения пользоваться этими абсолютно доступными для всех нас средствами (7; 8).
3. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня учащегося
Каждый человек в течение всей своей жизни должен находиться в сфере норм и правил ЗОЖ. Совершенно ясно, что эти нормы и правила у каждого человека в зависимости от возраста будут видоизменяться, что в дотрудоспособном (до 15 лет), трудоспособном (16-59) и послетрудоспособном (после 60 лет) периодах они будут заметно отличаться друг от друга. Известно, что каждый из отмеченных периодов подразделяется в свою очередь на отдельные подпериоды (этапы) и т.д. В данной лекции мы концентрируем внимание на суточном режиме дня учащегося.
3.1. Учебное время
Уроки и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные практики, зачетные и экзаменационные – основное время становлении я личности будущего специалиста . Все виды учебной работы рассчитаны из 54-часовой учебной недельной нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от учащегося не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большой сосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья, чрезвычайной нацеленности и прямого использования всех своих резервов и наработок, навыков и умений в области ЗОЖ на решение всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации. Мы настоятельно рекомендуем учащимся - являться на учебные занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физзарядка поможет вам являться на учебу в хорошей физической форме; - быть активными на учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки») – враг ваших успехов; - умело и активно использовать перерывы между занятиями. Помните: движения являются лучшим источником восстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие – тайные и явные враги вашего профессионального роста.
3.2. Внеучебное (занятое) время
Основная направленность ЗОЖ в занятое (несвободное) время нацелена на восстановление и оздоровление учащегося после учебы. Сон, питание, личная гигиена, ведение (или участие в нем) домашнего и личного подсобного хозяйства, воспитание детей (младших братьев и сестер), уход за лицами преклонного возраста, время и энергия затрачиваемые на дорогу в вуз и обратно, разного рода временные работы в целях пополнения бюджета и т.д. – вот основные составляющие внеучебного (занятого) времени. Во внеучебное время жизнедеятельность учащегося чрезвычайно многообразна. В это время совершенно отчетливо видно проявление и восстановительно-оздоровительной, и созидательно-преобразующей и развивающе-поддерживающей структурных групп ЗОЖ. Занятое время учащегося не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатые сроки, чтобы студент выкраивал для себя несколько часов свободного времени.
3.3. Свободное время
Свободное время – это пора активной творческой деятельности, самообразования, культурного потребления, активной физкультурно-спортивной подзарядки своего организма, товарищеских встреч и общения, активного отдыха и т.д. Свободное время – время самосозидания, самосотворения, самосовершенствования. Именно по тому, как человек пользуется свободным временем, можно судить о его ЗОЖ. В последнее время резко меняется характер труда. Доля физического труда уменьшается, а умственного – возрастает. Работники умственного труда (это касается и студентов) во время своей трудовой деятельности, как правило, не получают необходимой двигательной, физической нагрузки. Но без должной физической нагрузки человек в обязательном порядке столкнется с проблемами гипокинезии, гиподинамии, адинамии и т.д. Все это означает, что объективные (в основном производственные) обстоятельства будут и далее принуждать современного человека (и учащихся в том числе) больше, чаще и основательнее обращаться к физической культуре и спорту, овладевать нормами и правилами ЗОЖ (7; 8).
4. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащегося.
Ранее мы уже отмечали, что Госсовет РФ в 2002 году акцентировал внимание на необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди всех социальных групп российского общества, в том числе и среди учащихся. Заключение
Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверхактуальными. Нам необходимо весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта «в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации» (3, с.4).
infourok.ru Роль урока физической культуры в формировании здорового образа жизни школьникаЗдесь Вы можете скачать Роль урока физической культуры в формировании здорового образа жизни школьника для предмета : Физкультура. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока. Роль урока физической культуры в формировании здорового образа жизни школьника. В современном обществе наблюдается тенденция потери здоровья школьников. Учебно-воспитательный процесс с большим объемом нагрузки, особенно в области сенсорного и умственного развития неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья детей. При этом отмечается некоторая обратная зависимость между увеличением умственной нагрузки, которую школьник получает в результате большого потока информации, и недостаточной двигательной активностью. Здоровье учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Разумно организованная, динамичная деятельность школьников служит ключевым инструментом организации их досуга, что во многом определяет их устойчивость к наркотическому влиянию и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды. У школьников различный уровень физической подготовки. Поэтому заниматься с полной отдачей на уроках, которые проводятся в едином формате для всех, каждый ученик не может. До сих пор уроки физкультуры в школе нельзя назвать общедоступными. Здесь необходим индивидуальный подход и возможность выбора. Девочкам, скорее всего, были бы интересны уроки, в которые включены элементы аэробики, а мальчиков привлекли бы силовые занятия. Необходимо избавиться от формального подхода в организации основных и дополнительных занятий физкультурой. Основная функция, которая возлагается на школу в плане физического воспитания детей – это развитие ловкости, гибкости и других физических навыков. Для решения этой задачи необходимо использовать весь имеющийся у учебных заведений арсенал: водные процедуры, занятия в бассейне, физкультминутки, подвижные игры на переменах и динамичные паузы в середине уроков, прогулки на свежем воздухе. Нужно сделать упор на увеличение двигательной активности школьников. Только в этом случае они смогут выполнить нормативы, а уроки физкультуры перестанут быть для многих наказанием. Очень важно, как проводятся уроки в начальном звене. Именно там закладывается «школа» движений. Уроки должны проводились в форме игры, так как она является ведущей формой деятельности в этом возрасте. В среднем звене важно установить контакт с учениками и в этом помогает диалог, как форма воспитания через общение. А уже в старшем школьном возрасте приоритетным становится самостоятельность, уважение к которой помогает влиять на выбор стиля жизни. Так же несомненным плюсом занятий физической культурой в школе является то, что пока позволяет погода - все занятия проводятся на улице. Основная задача учителя физической культуры воспитывать потребность в двигательной активности и формировать навыки для последующей реализации в повседневной жизни. Поэтому задачами учителя физкультуры в школах являются: помочь формированию личности ученика, выработке им стратегии на жизненную перспективу, восприятие в единстве прошлого, настоящего и будущего; подготовить к соблюдению рационального режима учебы, труда и отдыха, двигательного режима, соблюдению правил личной гигиены; ознакомить с различными видами оздоровления, спорта; научить общению в процессе занятий физической культурой и спортом. Следует уделить внимание формам сотрудничества с родителями, путям привлечения их к совместным физкультурно-оздоровительным мероприятиям, праздникам, соревнованиям. Спектр возможностей сотрудничества учителя физкультуры с родителями, а также со своими коллегами, классным руководителем, школьным психологом очень широк. У всех современных школ есть потенциал укрепления здоровья, а здоровая школа может стать единым «справочником» для учителей, родителей, работников здравоохранения, руководителей системы образования и, конечно, для самих учащихся. docbase.org |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |